Чувство такта в общении: что это значит простыми словами, как развить, как проявляется бестактность, нетактичное поведение

Вежливость и чувство такта | Психология общения

Можно сказать – «вежливый человек», а можно — «тактичный человек», как вы считаете, разница есть? Молодой человек уступает место в общественном транспорте пожилому мужчине, таким образом, он поступает вежливо. Но в этом же транспорте находятся дамы, и этому мужчине совсем не хочется выглядеть перед ними замшелым старичком. Поэтому вежливое предложение молодого человека в данном случае можно рассматривать как бестактность. Так что чувство такта, очень тонкое понятие, которое люди чувствуют на интуитивном уровне.

Помните д’Артаньяна, который очень не вовремя указал на платочек Арамису. Вежливый, но абсолютно бестактный поступок, еще хорошо, что все так закончилось, могло быть и хуже. Попробуем дать определение: чувство такта – это интуитивное понимание чувства меры. Самое интересное, что человек может быть плохо воспитан, даже груб, но обладать чувством такта, хотя это и редкость. В Интернете можно прочитать много разных определений и большинство из них правильные, например в Википедии написано, что это умение вести себя в соответствии с принятым этикетом, но, по-моему, это понятие намного глубже.

Человек не станет тактичным, просто выучив правила этикета, то есть чувство такта не может быть наносным или внешним проявлением, оно или заложено природой или является продуктом правильного воспитания. Тактичность можно ассоциировать с понятием чуткость, то есть умение чувствовать других людей, их эмоции, чувства, переживания. Чуткий человек будет поступать тактично, потому что он интуитивно чувствует эмоциональное состояние другого и это подсказывает ему, какие слова или поступки будут к месту в конкретной ситуации.

Просто захотеть и стать тактичным нельзя, все зависит от характера человека, воспитания и влияния окружающей среды, но развивать чувство такта можно и нужно. Есть правила общения, а тактичность часто проявляется в манере вести беседу, хотя бы при выборе темы разговора. Конечно, все зависит от собеседника, нельзя предугадать мысли незнакомого человека, но если это ваш знакомый, то крайне бестактно начинать разговор на неприятную ему тему. Например, человека недавно уволили с работы, даже если вы ему искренне сочувствуете, не надо с ним об этом говорить, если он сам не поднимет эту тему.

У всех есть свои слабости или какие-то интересы, как говорят «свои тараканы». Нужно относится с понимаем, а не высмеивать или тем более упрекать, если, конечно, эти тараканы не вредят окружающим. То, что вам может казаться глупым и смешным, для другого человека очень важно, поэтому нетактично шутить над особенностями других людей.

Чувство меры – вот основа тактичности. Именно это чувство должно подсказать вам, как далеко можно заходить в своей приветливости или проявлении вежливости. Нетактично интересоваться личной жизнью собеседника, если он сам не хочет поделиться. Праздное любопытство и преувеличенная любезность другими людьми часто воспринимается как назойливость и подобострастие, а соблюдение этикета и вежливость не всегда уместны.

Что такое тактичность или как себя вести

Характер человека определяется его внутренними качествами и мироощущением. Чувство такта и тактичность – это определяющие черты тонкой, духовно зрелой личности. Такой индивид сразу выделяется из толпы, привлекает к себе внимание. К нему тянутся люди, потому что встретить подобного человека в современном мире бывает зачастую трудно. Далеко не каждый обладает навыками тактичного общения, а некоторым это понятие и вовсе чуждо.

Что такое тактичность?

Тактичность – это ряд нравственных качеств, к которым необходимо стремиться. Проявление этих граней человеческой личности касается всех сфер жизни, а в особенности тех, которые связаны с отношениями и общением.

Каждому воспитанному индивиду хорошо известно, что такое тактичность. Обладатель этого качества крайне деликатен и никогда не позволяет себе дурного отношения к кому бы то ни было. Тактичный человек способен справляться со своими негативными эмоциями, поэтому, находясь в обществе, он никогда не обидит и не укажет присутствующим на их недостатки. Более того, он не станет обсуждать с другими кого-либо за спиной. Тактичность всегда идёт рука об руку с выдержкой и чувством меры, которые проявляются во всём.

Для чего она нужна?

Возможно, тактичность – не самое важное человеческое качество. В конце концов, такие добродетели, как сострадание, самоотверженность, преданность и любовь, вполне могут обходиться без чувства такта.

Но представьте себе, каких дров может наломать простодушный добряк, если он спешит на помощь, не учитывая желаний окружающих. Деятельность таких помощников иначе как нанесением непоправимой «пользы», не назовёшь. Принцип тактичности в том, чтобы чутко понимать тех, кто рядом. Окружающим нужно помогать так, чтобы они имели возможность самостоятельно находить в себе силы для решения возникающих проблем.

Тактичность и профессионализм

Эти понятия отождествлены. Большинство сфер профессиональной деятельности требует деликатности и тактичного отношения к окружающим. Представьте, что в университетах обучают подобному поведению. В этом случае наше общество стало бы более добрым и спокойным.

Коммуникабельность, о которой часто упоминают работодатели в требованиях к соискателю, всегда подразумевает понятие человека о том, что такое тактичность. Лишённый чувства такта сотрудник, в каком бы коллективе он ни работал, обрекает себя на негативное отношение коллег и начальства.

Бестактность врача может усугубить течение болезни, а то и вовсе убить пациента. Учитель, который не умеет тактично относиться к детям, никогда не сможет научить их разумному, доброму, вечному. Стоит ли говорить, как важно чувство такта для работников торговли? Собственная бестактность может лишить их множества клиентов. В целом, согласитесь, приятно иметь дело и с воспитанным сантехником, и тактичным инспектором ГИБДД, и с деликатным стоматологом.

Впрочем, тактичность – это, скорее состояние души, которому невозможно научиться ни в одном учебном заведении.

Как общаются тактичные люди

Это целое искусство. Главным образом тактичность в общении проявляется в умении слушать и слышать собеседника, не ставя его при этом в неловкое положение. Цинизм и колкости неуместны в разговоре двух тактичных людей, так как способны унизить и уязвить самолюбие собеседника. Общение таких людей всегда подразумевает взаимоуважение и чуткое отношение к внутреннему миру и переживаниям друг друга.

Тактичные люди избегают общения, если чувствуют, что их общество неприятно собеседнику. И, напротив, когда общество собеседника вызывает неприязнь у них самих, они всячески стараются понять оппонента и его точку зрения.

Воспитанный человек старается избегать конфликтов и всегда ищет компромисс, при котором удаётся обойтись без лишних споров. А уж в чужие конфликты тактичный человек не вмешается никогда, если только его об этом не попросят.

Тактичность в отношении с детьми

Если вы хотите объяснить маленькому ребёнку, что такое тактичность, научитесь прежде всего вести себя с ним и в его присутствии так, чтобы в его несформированном представлении о мире, отпечатались только самые лучшие проявления человеческой природы. Крайне важно, чтобы ребёнок смог понять, почему тактичное поведение, воспитанность и деликатность так ценится в обществе. Поняв это, он не захочет вести себя по-другому.

Что может быть трогательнее, чем малыш, которому привита культура общения! У взрослых он вызывает восхищение и умиление. У сверстников – уважение. Часто он становится лидером, ведь далеко не каждому школьнику удаётся управлять своими эмоциями и обходиться без драк и агрессии. Пожалуй, воспитание тактичности в ребёнке – высший пилотаж мастерства родителей.

Есть ли случаи, когда тактичность становится неуместной

Бывают ситуации, в которых просто необходимо проявить жёсткость. Может показаться, что твёрдость и принципиальность в этом случае непременно должны включать в себя хамское или развязное поведение. Однако это не совсем так.

Взаимные упрёки, брань и оскорбления никого ещё не приводили к дружеским, тёплым отношениям. Напротив, такое общение порождает вражду и взаимную неприязнь, если не сказать, ненависть. Безусловно, не всегда, даже воспитанному человеку, удаётся проявлять сдержанность, тактичность и чуткость. Однако проницательный ум зрелого в моральном плане человека всегда подсказывает ему, что единственным правильным разрешением конфликта станет тактичное, но твёрдое предложение закончить разговор.

Развивая в себе нравственные качества, вводя их в повседневную привычку, каждый из нас делает маленький шажок к тому, чтобы сделать мир добрее и духовнее.

Как быть дипломатичным и тактичным на работе: основы

Эта статья включает:

Навыки такта и дипломатии встроены в понимание других и умение реагировать на их мнение и эмоции. Развитие эффективных молчаливых и дипломатических навыков требует практики и здравого смысла. Эти навыки не ограничиваются формальным общением, а также работой. Эти качества необходимы для развития и сохранения отношений между людьми в семье. Большинство определений такта относятся к дипломатии — и наоборот — но в межличностных отношениях каждое слово имеет в целом одно и то же значение. Этот навык может помочь улучшить отношения между другими людьми, что приведет к более эффективным результатам и менее сложному или стрессовому общению. Все коммуникации происходят с разных точек зрения.

Что такое дипломатия?

Дипломатия – это способ влиять на решения и поведение других стран посредством диалога, переговоров и ненасильственным путем. Дипломаты обычно участвуют в решении вопросов международных отношений. Дипломатические навыки основаны на понимании людей и их мнений, чтобы быть отзывчивыми. Поэтому дипломаты должны оставаться чувствительными к содержанию сообщения и к тому, что передается тоном, языком тела или другими невербальными сигналами.

Почему важна дипломатия?

Дипломатия в первую очередь  используется для выполнения определенной повестки дня . Поэтому без благоразумия большая часть мировых дел была бы упразднена, международных организаций не существовало бы, и, прежде всего, мир находился бы в постоянном состоянии войны. Но, с другой стороны, именно ради дипломатии некоторые страны могут сосуществовать в гармонии.

Что значит быть дипломатом?

Быть дипломатом означает находить лучшие решения в любой ситуации. Дипломатия и тактичность идут рука об руку, потому что они направлены на достижение наилучшего результата для всех вовлеченных сторон, не задев ничьих чувств. Навыки тактичного общения относятся к дипломатии и наоборот, но в межличностных отношениях, но в целом они имеют такое же значение в межличностных отношениях. Дипломатические навыки необходимы для развития отношений, ведущих к лучшим результатам и менее сложным или напряженным коммуникациям. Благоразумное поведение опирается на чувствительность и рассудительность при взаимодействии с другими — это можно увидеть в личных и профессиональных отношениях.

Что такое такт?

Когда дело доходит до работы, одним из важнейших качеств, которое вам необходимо, является тактичность. Такт может быть чрезвычайно полезен в различных ситуациях, от общения и обратной связи с учетом чувств других людей до соблюдения определенных международных обычаев.

Тактичное поведение зависит от чувствительности и суждения при взаимодействии с другими. Дипломатия означает учет мнения и эмоций других. Поэтому дипломатические навыки необходимы для построения более эффективных отношений как в личной жизни, так и на работе.

Что означает «тактичность»?

Такт обычно считается важным навыком лидерства. Дипломатические навыки, в более широком смысле, являются важной частью такта. Тактичное поведение основано на чувствительности и суждениях при взаимодействии с другими; дипломатия означает учет мнения и эмоций других; дипломатические навыки являются неотъемлемой частью построения более эффективных отношений как в личной жизни, так и на работе.

Почему важен такт?

Такт важен во всех аспектах вашей жизни:

  1. Такт важен, когда вы сообщаете плохие новости или высказываете критику.
  2. Тонкое общение посылает другим сигнал о том, что вы ответственны и этичны.
  3. Тактичность укрепляет вашу репутацию и вызывает доверие.

Прочтите также нашу запись в блоге о том, как сообщить боссу плохие новости.

Что такое навыки тактичного общения?

Такт — это способность говорить вещи, которые могут быть оскорбительными или обидными, но так, чтобы никого не обидеть. Дипломатия и тактичность идут рука об руку, потому что и то, и другое имеет дело с достижением наилучшего результата для всех вовлеченных сторон, не задев чувства ни одной из сторон. Дипломатические навыки необходимы, когда речь идет о семейных отношениях. Дипломатические навыки — это форма общения, которая не является оскорбительной и по делу.

Тактичность Навыки общения необходимы для развития отношений, ведущих к лучшим результатам и менее сложным или напряженным коммуникациям. Все сообщения поступают с разных точек зрения, поэтому важно помнить о том, что они могут подумать, чтобы не обидеть их нашими словами. Навыки тактичного общения относятся к дипломатии и наоборот, но в межличностных отношениях, но в целом они имеют такое же значение в межличностных отношениях. Дипломатические навыки необходимы для развития отношений, ведущих к лучшим результатам и менее сложным или напряженным коммуникациям. Все сообщения поступают с разных точек зрения, поэтому важно помнить о том, что они могут подумать, чтобы не обидеть их нашими словами.

Как использовать навыки дипломатического и тактичного общения?

Дипломатические и тактичные коммуникативные навыки необходимы любому успешному бизнесмену. В этом разделе будет рассмотрено, что означает дипломатическое и тактичное общение, почему это важно, как развить эти навыки, а также примеры их использования в деловых ситуациях. При правильном использовании дипломатии вы можете увеличить прибыль своей компании, одновременно сократив количество конфликтов с другими. Дипломатия — один из самых важных навыков межличностного общения для лидера или менеджера, поскольку он позволяет вам поддерживать отношения как с людьми, которые подчиняются непосредственно вам, так и с теми, кто не входит в вашу организацию и имеет влияние на принятие решений в вашей отрасли или секторе. Понимание того, что такое дипломатия и как это может быть сложно, если вы не знаете, с чего начать поиск, поэтому вот несколько советов по развитию этих важных навыков:

Используйте следующие стратегии, чтобы общаться дипломатично и тактично:

Следите за своими словами

Выбор слов значительно влияет на то, как другие воспримут ваше сообщение.

Не начинайте предложения со слова «вы». Избегайте того, что обычно называют подходом «убей их добротой», когда команда следует за тактичными словами, потому что это вынуждает кого-то объяснять или оправдывать свои действия и заставляет усомниться в своих способностях. Например, «Пожалуйста, сделай это» или «Мне нужно, чтобы ты сделал это».

Будьте откровенны и честны в своем мнении. Дипломатия заключается в попытке понять, откуда приходят другие люди, не будучи пустяком. Все не должны соглашаться со всем, но они не должны чувствовать себя неуслышанными. Поэтому постоянно добавляйте позитивную ноту, чтобы добиться положительного исхода разговора.

Больше слушай, чем говоришь

Обращай внимание на слова и язык тела другого человека. Дипломатия заключается в попытке понять, откуда приходят другие люди, не будучи пустяком. Все не должны соглашаться во всем, но они также не должны чувствовать себя неуслышанными. Также старайтесь использовать внимательное слушание. Было бы полезно, если бы вы слушали, что говорят и как человек реагирует вербально и невербально. Только тогда вы сможете адекватно реагировать.

Используйте эмоциональный интеллект

Вы можете выплеснуть свое разочарование, когда злитесь или расстраиваетесь на работе. Только не делайте этого сразу, так как это не поможет вам решить проблему, а только вызовет дискомфорт у другого человека.

Вместо этого прогуляйтесь и вернитесь позже, используйте глубокое дыхание в течение 5-10 минут или подождите, пока вы не сможете говорить спокойно. Дипломатия заключается в попытке понять, откуда приходят другие люди, не будучи пустяком. Все не должны соглашаться во всем, но они также не должны чувствовать себя неуслышанными.

Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Признайте человека и выразите признательность, улыбнувшись или посмотрев ему в глаза. Дипломатия заключается в попытке понять, откуда приходят другие люди, не будучи пустяком. Все не должны соглашаться во всем, но они также не должны чувствовать себя неуслышанными.

Следите за своим языком тела .

Хотя ваша начальница пыталась быть любезной, когда просила отчитаться о состоянии вашего отдела продаж, язык ее тела предполагает, что вам нужно отточить свои навыки тактичного собеседника. Хотя вы сказали ей, что все идет хорошо, ее открытые жесты и настороженное выражение лица говорили об обратном.

Это потому, что правдивое общение означает больше, чем просто использование слов. Навыки дипломатического общения заключаются в том, чтобы помнить об вербальных и невербальных сообщениях, чтобы избежать конфликтов, недопонимания или оскорблений.

Подумайте, прежде чем говорить

Выбранные вами слова могут существенно повлиять на то, как другие воспримут ваше сообщение. Дипломатия заключается в попытке понять, откуда приходят другие люди, не будучи пустяком. Все не должны соглашаться во всем, но они также не должны чувствовать себя неуслышанными. В любой ситуации старайтесь использовать слова осторожно. Например, с другой точки зрения, вы можете задеть чувства другого человека, отправив неприятное сообщение. Тогда не будет сюрпризом, что коллега или партнер отреагирует так же. Как это заставило бы вас чувствовать? Это особенно важный навык, поскольку нам нужно общаться каждый день и создавать беспроигрышную ситуацию.

Всегда старайтесь поставить себя на место другого человека. Зная, какой может быть их реакция, вы избежите сложных ситуаций.

Работайте над своими навыками межличностного общения

Чтобы стать дипломатом, необходимо научиться работать с другими людьми. Дипломатия заключается в попытке понять, откуда приходят другие люди, не будучи пустяком. Все не должны соглашаться во всем, но они также не должны чувствовать себя неуслышанными.

Как продемонстрировать дипломатические и тактичные навыки

Используйте эти советы, чтобы показать людям, что вы хороши в дипломатии. Поместите их в свое резюме, в сопроводительное письмо и во время собеседования.

В резюме

Вы можете показать свои лучшие дипломатические навыки в своем резюме. Кроме того, вы должны убедиться, что у вас хорошие навыки общения и решения проблем. Включите примеры того, когда вы делали это в разделе прошлых мест работы в вашем резюме.

Сопроводительное письмо

В сопроводительном письме обязательно укажите дипломатические навыки, которые вы приобрели на предыдущей работе, а также то, как они способствовали вашей прошлой работе. Кроме того, наметьте все шаги, которые вы планируете продолжать улучшать эти межличностные навыки для достижения успеха в интересующей вас компании.

На собеседовании

На собеседовании расскажите о том, как ваши навыки помогли вам решить прошлый конфликт или найти творческий способ помочь клиенту. Эти навыки включают в себя множество других социальных навыков, поэтому было бы неплохо упомянуть их, отвечая на вопрос интервьюера.

Заключение

Спасибо, что прочитали этот пост в блоге о том, как быть дипломатичным и тактичным на работе. Мы надеемся, что это было полезно в вашем стремлении к успеху! Если есть какие-либо другие советы или приемы, которые мы упустили, оставьте комментарий ниже, чтобы мы обязательно рассмотрели их в нашей следующей статье о том, как быть профессиональным и вежливым с коллегами. А пока приятной работы!

Дополнительная литература, которая может быть вам полезна:

15 отличных советов по выступлению в групповом обсуждении
Что такое конструктивная обратная связь? Как давать (и принимать!)
Почему хорошее общение является ключом к вашему успеху в поиске карьеры

Основы тактичного и дипломатичного общения на рабочем месте

27 сентября 2017 г.

ПАМ СОДЕН

Общение с тактом и дипломатией имеет решающее значение для успеха бизнес-лидеров. Когда людям не хватает этих качеств в общении на рабочем месте, возникают такие ситуации:

«Говорили, что мне не хватает такта и дипломатичности. Мне сказали, что у меня отличные результаты, но мое влияние, то, как я показал себя, деморализовали команду. Так мне сказали, когда дали премию, но не повысили».

Парадокс дипломатии и такта

За десятилетия обучения и коучинга людей на пути к успеху многие клиенты поделились своими историями о том, как они чувствовали себя совершенно потерянными после того, как упустили то, ради чего они упорно трудились. Один клиент сказал, что у его команды были проблемы с ним и с тем, как он к ним подошел. Он получал сопротивление, а не результаты. Менеджер другого клиента сказал, что не может дать ему хорошую работу за границей, потому что его выражение лица может оскорбить клиента.

Не получил уважения. Не получил задание. Не получил задание. И испорченные отношения на этом пути. Но я выполнил работу. Я был ведущим продюсером. Я просто говорил то, что видел.

Мы часто не осознаем, что у нас есть проблемы с тактичным взаимодействием, пока мы не упустим возможность и не почувствуем боль. Поскольку мы так сосредоточены на получении результатов, мы не осознаем, как мы ведем себя с другими, и забываем об отношениях. Если что-то из этого кажется вам знакомым, есть помощь.

Ценность общения с дипломатичностью и тактом

Что такое такт и дипломатия? В курсе AMA «Как общаться с дипломатией, тактом и доверием» дипломатия определяется как «тонкое умелое обращение с ситуацией». Такт определяется как «внимательность в обращении с другими и избегание оскорблений».

Во-первых, мы должны признать ценность этих ключевых коммуникативных навыков. Без такта и дипломатии мы теряем работу, теряем отношения, теряем признание, теряем уважение и теряем деньги. Что поставлено на карту для вас?

Во-вторых, нам нужно понять, как мы в настоящее время используем такт и дипломатию. Останавливаемся ли мы, чтобы оценить потребности людей, с которыми общаемся, и приспособиться? Речь идет о дипломатическом искусстве. Следим ли мы за тем, чтобы не делать и не говорить вещи, которые оскорбляют других? Признание того, что то, что не оскорбляет нас, может быть оскорбительным для других, — это такт.

В-третьих, нам нужно понять, как проявляется наше отсутствие такта и дипломатии:

  • Это проявляется в выражении лица, таком как хмурые взгляды и гримасы без объяснения причин, закатывание глаз или вздохи нетерпения без уважительного общения.
  • Проявляется как в непродуктивном молчании, так и в обратном — сарказме, язвительных замечаниях, требованиях без учета чужих нужд и чувств. Делаем ли мы предположения и суждения без обсуждения? Не разделяем ли мы ответственности или не вовлекаем других в разговоры о вещах, которые их касаются?
  • Это проявляется в использовании критического, осуждающего языка вместо конкретных описательных утверждений.

Развитие тактичного и дипломатичного поведения

Думаете, вам не помешал бы урок тактичного и дипломатичного общения? Мы часто не знаем, как ведем себя с другими. Поэтому нам необходимо получить и принять обратную связь. Определите некоторых людей, которым вы доверяете, и скажите им, что вы хотите расти и были бы признательны за честные отзывы о ваших навыках общения. Спрашивайте подробности и примеры. Будьте открытыми и не защищайтесь.

Спросите их, с чего, по их мнению, вы можете начать изменения. Какое поведение вам нужно исправить? Затем определите одно поведение, над которым нужно поработать. Это может быть терпение или внимание к нуждам и чувствам других. Это может быть ваше выражение лица, тон, темп, язык или язык тела. Все это аспекты такта и дипломатии, которые со временем можно улучшить.

Попросите этих людей стать вашими помощниками в развитии и давать постоянную обратную связь, когда они видят, что вы делаете что-то хорошо или видите, что вы ошибаетесь. Как только вы освоите свое первое целевое поведение, начните работать над другим.

Вы можете сделать это. Изменения не произойдут за одну ночь. Но внесенные вами корректировки улучшат ваш результат и могут вывести вас на новый уровень успеха. Такт и дипломатия могут помочь вам получить работу, продвижение по службе, деньги и отношения, которые вы хотите.

Об авторе

Пэм Соден — президент Soden Training & Consulting.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *