Цель деятельности это в психологии: ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ это

Содержание

Вопрос 14. Понятие деятельности, её структура: потребность, мотив, цель.

Одной из самых главных особенностей человека является то, что он способен трудиться, а любой вид труда является деятельностью. Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.

Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы —совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятельности, определяет ее направленность, т. е. определяет ее цели и задачи.

Цель — это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека.

Целью может быть какой-либо предмет, явление или определенное действие. Задача — это заданная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процедуре. Любая задача всегда включает в себя следующее: требования, или цель, которой надо достичь; условия, т. е. известный компонент постановки задачи; искомое — неизвестное, которое надо найти, чтобы достигнуть цели. Задачей может быть конкретная цель, которой надо достичь. Однако в сложных видах деятельности чаще всего задачи выступают как частные цели, без достижения которых нельзя достичь главной цели. Например, для того чтобы овладеть какой-либо специальностью, человек должен вначале изучить ее теоретические аспекты, т. е. решить определенные учебные задачи, а затем реализовать эти знания на практике и получить практические навыки, т. е. решить ряд задач практической деятельности. Можно выделить основные виды деятельности свойственные всем людям.
 Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее — тем видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Такими видами деятельности являются игра, учение и труд. Игра — это особый вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, 
групповые —
 включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях.  Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Бывают и смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основанием для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере среди взрослых.

Еще один вид деятельности — это учение. Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Благодаря труду человек стал тем, кто он есть. Благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Потребность — это исходная форма активности живых организмов. Потребность можно описать как периодически возникающее состояние напряжения в организме живых существ. Возникновение данного состояния у человека вызвано нехваткой в организме какого-либо вещества или отсутствием необходимого для индивида предмета. Это состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, называется потребностью.

Потребности человека могут быть разделены на биологические, или органические (потребность в пище, воде, кислороде и др.), и социальные. К социальным потребностям следует отнести в первую очередь потребность в контактах с себе подобными и потребность во внешних впечатлениях, или познавательную потребность. Эти потребности начинают проявляться у человека в самом раннем возрасте и сохраняются на протяжении всей его жизни. Деятельность человека — это весьма сложное и многообразное явление. В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерархической структуры человека: физиологический, психический и социальный.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ, МОТИВЫ

Деятельность – это совокупность осознанных и мотивированных действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов как общественного существа.

Деятельность осуществляется при непременном участии всех психических процессов и свойств личности. Важное значение имеет сознание человека. Психические процессы позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире, познать его и самого себя. На этой основе происходит регуляция деятельности, сознательное управление ею человеком.

Вместе с тем сознание человека зарождается, развивается и проявляется в деятельности. Что и как воспринял человек, о чем он думает, что чувствует и т. д., об этом мы узнаем через его деятельность.Вне деятельности невозможно развитие психики. Доказано, что психические процессы активизируются и совершенствуются лишь в деятельности. Например, чтобы развить мышление ребенка, нужно вовлекать его в действия, требующие размышления.

Деятельность многообразна по форме и содержанию. Вся жизнь человека протекает в деятельности: трудовой, научной, политической, учебной и пр. поскольку деятельность осуществляется личностью и регулируется различными формами ее сознания – она является предметом психологии. Психология, прежде всего, выделяет в деятельности ее цели и мотивы. Цель деятельности

– это мыслимый, предполагаемый ее результат, все то, к чему стремится человек. Значение цели огромно. Цель определяет:

Ø выбор средств, необходимых для выполнения действий, входящих в ее состав,

Ø   направляет действие по нужному пути,

Ø   помогает предвидеть трудности и готовиться к их преодолению,

Ø   привлекает и сосредоточивает внимание

Цели ставит человек. Однако, выбор целей в конечном итоге определяется объективными условиями, а именно:

Ø   исторической эпохой,

Ø   уровнем развития техники,

Ø   производительных сил,

Ø   уровнем культурного развития и отдельных личностей.

Цели, намеченные без учета этих общественных условий, невыполнимы. Тем не менее, нельзя игнорировать роль личности в постановке целей.

Способность субъекта предвидеть, выходить за пределы настоящего и смотреть в будущее

– необходимое условие по установки целей. Но отдаленные цели будут реальными лишь в том случае, если личность исходит не только из своих желаний, но и из анализа объективных условий своей и общественной деятельности.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Поскольку цели деятельности направлены на удовлетворение потребностей, они неиссякаемы. Достигнутая человеком цель порождает для него новые цели, более отдаленные и высокие цели. Без целей жизнь человека немыслима.

Существуют различные виды целей.

1.            Цели бывают близкими и далекими. Пойти в библиотеку, прочесть нужную книгу – цель близкая. Закончить университет (для первокурсника) – цель далекая. Отдаленные цели реализуются через более близкие.

2.            Цели могут быть личными и общественными. Посетить театр, побывать на море, приобрести часы–цели личные, частные. Предотвратить войны, построить коммунистическое общество, освоить космос – цели общественные, осуществимые всем прогрессивным человечеством. Однако и личность ставит перед собой цели, имеющие прямое общественное значение. Так, например, повысить производительность своего труда, давать продукцию высокого качества, окончить высшее учебное заведение, хорошо подготовиться к учебным занятиям – это цели как личные, так и общественные. Достигая их, человек приносит пользу и себе и обществу, удовлетворяет и личные потребности и потребности общества.

Деятельность человека не только целенаправленна, но и мотивирована.

Мотив – это побудительная сила к действию. В качестве мотивов могут выступать:осознанные потребности человека, его чувства,интересы, убеждения и другие побуждения, обусловленные требованиями жизни.

Мотивы деятельности людей имеют исторический характер и развиваются вместе с развитием человечества. Если на заре становления человеческого общества мотивы деятельности людей порождались потребностями в пище, одежде, жилище, самосохранении и продолжении рода, то в дальнейшем появились мотивы более высокого порядка – нравственные, интеллектуальные и эстетические. Мотивы деятельности отдельного человека тоже развиваются под влиянием условий его жизни и воспитания и постепенно становятся для него характерными.

Многообразие деятельности человека порождает и многообразие мотивов. Как и цели, мотивы бывают:

Ø   близкими,

Ø   далеки,

Ø   личными,

Ø   общественными

Ближайшие цели имеют близкую (короткую) мотивацию. Далекие мотивы возникают тогда, когда деятельность побуждается отдаленными большими задачами, выполнение которых потребует немалого времени, а конечного результата можно достигнуть только через решение промежуточных задач.

В зависимости от мотивов люди по-разному относятся к своей деятельности. Далекие мотивы не успокаивают человека при достижении частичного результата, они настраивают его на решение новых частных задач до тех пор, пока он не достигнет цели. Близкая мотивация, наоборот, легко успокаивает человека, демобилизует его силы.

Конечно, следует при этом иметь в виду возраст человека. Мотивы, как и цели, могут быть личными и общественными. Ущемленное самолюбие, забота о своем здоровье и удобствах – мотивы личные. Стремление быть хорошим товарищем, примерным учеником, полезным членом общества – мотивы общественные. У конкретного человека личные мотивы переплетаются с общественными. Кроме того, некоторые из личных мотивов имеют и общественное значение, например забота человека о своем здоровье, бодром настроении. Для характеристики личности важно, какие из мотивов – личные или общественные – будут ведущими в ее деятельности. Знание мотивов поведения необходимо во всех случаях жизни, когда приходится оценивать поступки человека. Особенно оно необходимо психологу, социальному работнику, учителю, воспитателю. Распознать мотивы отдельных действий человека и его поведения в целом не легко. Одни и те же поступки могут быть совершены по разным мотивам. Кроме того, бывают случаи, когда человек по каким-либо соображениям скрывает истинный мотив действия, маскирует его.

В структуру деятельности человека входят и способы действий, посредством которых он достигает своих целей. К способам действий относятся умения, навыки и привычки.

Умения – промежуточный этап овладения первым способом действия, основанном на знании. Навыки – приобретенное в результате обучения и повторения, умение решать трудовую задачу, оперируя орудием труда. Привычки – автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью, например, утренняя зарядка.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ, МОТИВЫ

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ, МОТИВЫ

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ, МОТИВЫ

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Как измеряется активность мозга

Отзыв от Psychology Today Staff

Как ученые заглядывают в мозг, чтобы лучше понять, что, где и почему происходит? Используя в своих интересах электромагнитные свойства мозга или отправляя радиоактивные маркеры в тело, нейробиологи используют технологии визуализации мозга для создания подробных картин активности нейронов и физиологических процессов. Затем они могут проанализировать, как измерения функции мозга различаются в разных ситуациях — когда людей побуждают вести себя, думать или чувствовать определенным образом — или как они различаются у разных людей. При этом исследователи получают подсказки о работе мозга и их связи с психическими заболеваниями, познанием, восприятием, эмоциями и многими другими аспектами психической жизни.

Основные типы методов визуализации головного мозга, используемые сегодня, включают функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ), электроэнцефалографию (ЭЭГ) и эмиссионную компьютерную томографию. Каждый из них представляет собой свой тип нейронного портрета, и у каждого есть сильные и слабые стороны. Поэтому они принимаются в зависимости от конкретных потребностей исследователей, а иногда используются в сочетании.

На этой странице
  • Функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ)
  • Электроэнцефалография (ЭЭГ)
  • Эмиссионная компьютерная томография

Функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ)

Когда сообщают о новых данных о мозге, основанных на «сканировании мозга» людей, они очень часто включают магнитно-резонансную томографию (МРТ). МРТ использует магнитное поле для сбора информации о теле — оно может создавать изображения в поперечном сечении различных частей тела, включая мозг. Это самый известный в нейробиологии метод изучения структуры мозга, включая различия в структурных характеристиках мозга разных людей.

С 1990-х годов ученые широко использовали МРТ для измерения изменений функции мозга, — метод, называемый функциональной МРТ (фМРТ). Этот подход дает исследователям возможность анализировать уровни активности в определенных областях мозга от момента к моменту в трехмерном изображении с относительно высокой степенью детализации.

Как работает фМРТ?

При МРТ человек находится в магнитном поле, создаваемом аппаратом в форме трубки. Система МРТ использует магнитные свойства атомов внутри тела для создания подробных трехмерных изображений структуры частей тела, включая мозг. В случае функциональной МРТ (fMRI) система создает изображения функций мозга, показывая, повышена или снижена активность нейронов в определенных частях мозга и при каких условиях.

Изображения, полученные с помощью фМРТ, могут показать, например, повышенную активность в определенных областях мозга во время когнитивных задач, или при восприятии определенных видов объектов, или когда человек ничего не делает. Более того, разные группы людей (например, те, у кого диагностировано психическое расстройство, и те, у кого нет диагноза) могут проявлять различия в том, как части их мозга функционируют в определенных условиях. В исследованиях, в которых используется фМРТ, участникам обычно дают задания, пока их мозг сканируется, чтобы увидеть, как определенные виды умственной активности соотносятся с активностью нейронов в мозге.

Что такое ЖИРНЫЙ сигнал?

В исследованиях фМРТ ЖИРНЫМ шрифтом расшифровывается как зависимость от уровня кислорода в крови. ЖИРНЫЙ сигнал — это сигнал визуализации мозга, который увеличивается или уменьшается в зависимости от уровня кислорода в крови в любой данной части мозга. Это изменение сигнала возможно потому, что магнитные свойства гемоглобина крови, лишенного кислорода, отличаются от магнитных свойств гемоглобина, насыщенного кислородом. Поскольку уровень кислорода в крови и кровоток связаны с активностью ближайших нейронов, ЖИРНЫЙ сигнал является полезным способом измерения изменений активности нейронов в определенных областях мозга.

Что значит, когда часть мозга «загорается» на фМРТ?

В описаниях исследований мозга часто описывается, что определенные части мозга «загораются» (например, когда кто-то думает о человеке, которого любит). Области мозга буквально не загораются, не включаются и не выключаются во время исследований фМРТ. На самом деле эта фраза означает, что эти области мозга проявляют повышенную активность — и, следовательно, повышенный уровень кислорода в крови — во время изучаемого поведения по сравнению с их уровнем активности, когда человек не занимается этим поведением.

Каковы некоторые примеры того, как фМРТ используется в неврологии?

В клинических исследованиях фМРТ использовалась для изучения того, как функционирование мозга людей с различными психическими расстройствами отличается от тех, у кого нет таких расстройств. Исследования, которые выявляют относительно высокую или низкую активность в определенных областях мозга или нетипичную связь между ними у людей с определенным заболеванием, могут помочь нейробиологам, стремящимся понять, как это состояние проявляется в мозгу и что вызывает его симптомы. Нейробиологи также используют фМРТ для изучения того, как части мозга поддерживают социальные процессы (например, восприятие перспективы), эмоциональную обработку и бесчисленные когнитивные функции. Исследования с использованием фМРТ также помогли пролить свет на существование сетей связанных областей мозга, таких как сеть режима по умолчанию, которые показывают связанную активацию в связи с определенными психическими функциями (например, мечтами).

Электроэнцефалография (ЭЭГ)

В отличие от фМРТ, которая дает косвенное представление об активности клеток головного мозга на основе кровотока, электроэнцефалография (ЭЭГ) напрямую измеряет электрическую активность в головном мозге. Измерения ЭЭГ выполняются неинвазивно через кожу головы, и они относительно ограничены с точки зрения того, что они показывают о , где активность мозга увеличилась или уменьшилась в любой данный момент. Однако ЭЭГ фиксирует электрические изменения порядка миллисекунд, что делает ее ценным инструментом для анализа динамики мозга с течением времени.

Как работает ЭЭГ?

При ЭЭГ набор плоских металлических электродов помещается на кожу головы человека. Эти электроды измеряют электрические сигналы, возникающие в результате активности нейронов в коре головного мозга. Показания могут дать картину изменения напряжения на коже головы с течением времени, в том числе с интервалами короче одной секунды. Показатели ЭЭГ могут использоваться в качестве индикаторов психических процессов (таких как восприятие изображения) или состояний (таких как настороженность) и могут помочь в диагностике таких состояний, как эпилепсия или расстройство сна. Запись мозговой активности, производимая ЭЭГ, называется электроэнцефалограммой.

Что такое потенциал, связанный с событиями (ERP)?

Потенциал, связанный с событием, представляет собой изменение электрической активности мозга, регистрируемое с помощью ЭЭГ в течение определенного интервала времени, которое возникает в ответ на интересующее событие (например, при виде слова или изображения). Характеристики потенциалов, связанных с событиями, наблюдаемые в различных условиях — когда человек, например, распознает разные виды слов, — могут предоставить информацию о степени сходства или различия задействованных мозговых процессов.

Каковы некоторые примеры того, как ЭЭГ используется в неврологии?

Мозг продолжает производить электрические сигналы, пока люди спят, и ЭЭГ используется во многих исследованиях сна, включая исследования обработки памяти во время сна. Как и функциональная МРТ, ЭЭГ также использовалась в исследованиях психических заболеваний, предоставляя доказательства различий в обработке вознаграждения, например, у людей с депрессией. И в отличие от фМРТ, ЭЭГ можно сделать портативной: «мобильная ЭЭГ» использовалась для изучения активности мозга во время реальных действий, таких как поцелуи с романтическим партнером.

Эмиссионная компьютерная томография

Эмиссионная компьютерная томография получила свое название от испускания радиоактивной энергии индикаторами, введенными в кровь, что является характерным аспектом этого подхода к пониманию мозга. Учитывая это, эмиссионная компьютерная томография является более инвазивной, чем другие широко используемые формы визуализации головного мозга. Как и фМРТ, он позволяет детально рассмотреть, что происходит в разных частях мозга. И в дополнение к измерению кровотока в мозге этот метод использовался для изучения метаболических процессов в мозге — еще один способ оценки функции.

Двумя основными видами эмиссионной компьютерной томографии являются позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) и однофотонная эмиссионная компьютерная томография (ОФЭКТ). В каждом из них используются разные типы радиоактивных изотопов, и их отслеживают в мозгу с помощью разных инструментов.

Как работает эмиссионная компьютерная томография?

При эмиссионной компьютерной томографии радиоактивные атомы вводятся в кровоток человека и циркулируют в головном мозге. Энергия, которую они излучают, контролируется внешними устройствами, предоставляя информацию об их концентрации в мозгу. В зависимости от типа используемого радиоактивного индикатора этот процесс можно использовать для измерения кровотока в головном мозге или физиологических процессов, таких как метаболизм глюкозы или выработка нейротрансмиттеров. Математическая модель позволяет преобразовать данные о радиации в информацию о мозговых процессах.

Каковы некоторые примеры того, как эмиссионная компьютерная томография используется в неврологии?

Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) позволяет анализировать физиологические процессы способами, недоступными для других форм визуализации мозга. Например, ПЭТ используется для измерения количества белка, связанного с воспалением, у людей с нелеченой депрессией. Это также позволяет исследователям обнаруживать высвобождение нейротрансмиттера, такого как дофамин, в определенной части мозга (во время таких действий, как прослушивание музыки).

Далее: Как развивается мозг

Essential Reads

Последние сообщения

Мероприятия и возможности

Клубы и организации

Департамент предлагает множество возможностей для участия:

 

Ассоциация студентов-психологов (PSA)

Добро пожаловать в Ассоциацию студентов-психологов ТГУ. Ведущая организация для специальностей и несовершеннолетних факультетов психологии ТГУ, а также для тех студентов, которые хотят больше узнать о принципах и практике психологии.

Цель

Предоставить членам преобразующую информацию о динамической области психологии; информирование членов о потенциальной карьере в области психологии, создание успешных заявлений в аспирантуру, участие в активных дискуссиях о стилях романтической привязанности и тестовой тревожности. Участники увидят психологию в действии.

Мероприятия

Студенческая ассоциация продемонстрирует участие во многих сферах деятельности. Направления участия включают:

  • Участие в кампусе: участников будут организовывать и участвовать в мероприятиях, посвященных психологическим проблемам, представляющим интерес для студентов ТГУ, таким как построение здоровых отношений, тревога перед экзаменами, употребление психоактивных веществ и управление стрессом.
  • Осведомленность о ресурсах сообщества: участников посетят местные ресурсы по психологии, такие как Центр Юнга, Bo’s Place, Центр оценки детей и т. д.
  • Спикеры: участников будут приглашены, чтобы послушать приглашенных докладчиков из сообщества, которые обсуждают различные области, представляющие интерес в области изучения психологии, практики и тенденций.

Пси-Чи

Что такое Пси-Чи?

Пси Чи — Международное общество чести в области психологии, основанное в 1929 году в целях поощрения, стимулирования и поддержания высокого уровня научных знаний и развития психологии. Пси Чи является членом Ассоциации обществ чести колледжей (ACHS), а также филиалом Американской психологической ассоциации (APA) и Ассоциации психологических наук (APS).

Каковы основные цели?

Пси-Чи служит двум основным целям: одна немедленная и явно вознаграждает отдельного члена, другая более медленная и трудная для достижения, но предлагает большую награду в долгосрочной перспективе. Первым из них является обязательство Общества предоставлять академическое признание своим призывникам на основании самого факта членства. Вторая цель — обязанность каждого местного отделения Общества взращивать искру этого достижения, создавая атмосферу, благоприятную для его творческого развития. Кроме того, организация предоставляет программы, помогающие в достижении этих целей, в том числе общественные и региональные съезды, проводимые ежегодно совместно с психологическими ассоциациями, конкурсы научных наград и программы признания сертификатов.

Как присоединиться?

Членство открыто для студентов и аспирантов, которые делают изучение психологии одним из своих основных интересов и отвечают минимальным требованиям.

Пожалуйста, свяжитесь с доктором Арлин Гордон-Холлингсворт по адресу [email protected] для получения дополнительной информации о присоединении к Psi Chi.

 

Ассоциация чернокожих психологов (ABPsi) Студенческий кружок

Ассоциация чернокожих психологов видит свою миссию и судьбу в освобождении африканского разума, расширении возможностей африканского характера, а также оживлении и просветлении африканского духа.

Цель Ассоциации

Ассоциация организована для работы исключительно в благотворительных и образовательных целях, включая, но не ограничиваясь:

• Продвижение и продвижение профессии африканского психолога

• Влияние на социальные изменения; и

• Разработка программ, с помощью которых психологи африканского происхождения могут помочь в решении проблем чернокожих общин и других этнических групп.

 

Зачем вступать в студенческий кружок ABPsi?

Студенческий кружок ABPsi насчитывает несколько сотен студентов университетских городков по всей стране.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *