Цели арт терапии в работе с детьми: Что такое детская арт-терапия?

Содержание

Что такое детская арт-терапия?

 

  • Что такое арт-терапия и ее виды

  • Особенности и преимущества детской и подростковой арт-терапии

  •  Цели арт-терапии

  • Подводя итоги

У каждого из нас в любой момент есть возможность изменить свою жизнь к лучшему, главное, понять, в чем состоит именно ваша уникальность. Для того чтобы начать эти изменения у нас, опять же, уже есть все необходимое – ресурсы, знания, сила. Но мы не всегда можем найти путь к своим ресурсам, потому что они хранятся в нашем бессознательном (или подсознании). 

Благодаря арт-терапии, человек находит путь к своему истинному «Я», находит силы и ресурсы для изменений, может точно обозначить свои психологические проблемы и дать им название. А если точно знаешь, что тебя беспокоит, всегда можно с этим справиться.

Что такое арт-терапия и ее виды

Арт-терапия – это направление в психологии, в котором для решения психологических проблем используется творчество и искусство в самых различных проявлениях. Это может быть рисунок, танец, игра с песком, фотография, театральные постановки, лепка, изготовление кукол и др. – все виды творческой деятельности можно использовать в арт-терапии. По сути, арт-терапия дает отличную возможность увидеть «со стороны» страхи и проблемы, эмоции, психические состояния в виде чего-то конкретного. 

В России первое сообщество арт-терапевтов появилось в 1997 году (в Америке, где и появилось это направление, ассоциация арт-терапевтов появилась в 1969 году). Так что, это достаточно молодое и перспективное направление в психотерапии. 

Видов арт-терапии великое множество, поскольку творческая деятельность многогранна и практически безгранична. Основные виды – изотерапия (рисунок), танцевальная, песочная, музыкальная терапии, куклотерапия и др.

Особенности и преимущества детской и подростковой арт-терапии

Как и любого другого психотерапевтического направления, у арт-терапии есть свои особенности. 

В работе участвуют трое – ребенок, специалист и продукт творческой деятельности. Например, создавая рисунок, ребенок обязательно рассказывает о нем специалисту (или группе, если речь идет о групповой терапии). 

  • Экспрессия – ребенок получает возможность выразить себя, свои эмоции (боль, чувства, проблему и т. д.) через творчество.

  • Метафора – возможность выразить себя через некий художественный образ.

  • Креатив – в процессе работы происходит создание уникального творческого продукта.

  • Научение – в процессе творчества ребенок учится самопознанию и самовыражению, при изучении других произведений получает знания о ценностях и жизненном опыте других авторов.

  • Материализация – когда ребенок выражает в творчестве свои переживания, их всегда можно изучить, рассмотреть и изменить к лучшему. 

Основное преимущество арт-терапии перед другими методами – это безопасность. Она обеспечивается именно за счет того, что работа происходит опосредованно, через рисунок, танец, лепку и т.д. Ребенок выплескивает переживания в творческой деятельности. 

Творя, развивая свою креативность, можно переходить из состояния «я хочу», в состояние «я буду». Креативность дает больше выбора, помогает видеть больше жизненных стратегий и вариантов. Арт-терапия дарит радость и удовольствие от процесса. Оценивать качество произведений никто не собирается, ребенок творит для себя. Это отличный способ раскрыть в себе новые возможности.

Цели арт-терапии

Цели арт-терапии могут отличаться в зависимости от того, с ребенком какого возраста работает специалист – дошкольник, школьник или подросток.  

Для дошкольников, детей младшего и среднего школьного возраста определяют следующие цели применения арт-терапевтических методик: 

  • диагностика психологических проблем;

  • научить управлять ребенка своими чувствами, контролировать свои эмоции;

  • синхронизировать работу левого и правого полушария головного мозга;

  • помочь ребенку найти контакт с родителями, сверстниками, окружающими его людьми;

  • раскрыть творческие способности и потенциал;

  • повысить самооценку;

  • снизить уровень агрессии;

  • снизить уровень стресса;

  • развить мелкую моторику.

В работе с подростками цели арт-терапии уже меняются: 

  • коррекция девиантного поведения;

  • раскрыть эмоциональный и творческий потенциал;

  • определить жизненные цели;

  • убрать застенчивость;

  • правильно расставить приоритеты;

  • помочь найти контакт с противоположным полом, сверстниками, родителями и окружающими подростка людьми.

Подводя итоги

Не стоит обманываться относительной простотой этого психотерапевтического подхода. Работая в качестве детского или подросткового арт-терапевта, специалист должен быть особенно внимателен к своим клиентам. Необходимо помнить, что подчас занятия арт-терапией не укладываются в строгую схему или временной интервал, необходимо быть готовым к экспериментам и импровизации, уметь общаться и играть с детьми.  

В неумелых руках арт-терапия может принести вред. Вытаскивая на свет свои проблемы, дети и подростки становятся беззащитными перед ними, необходима помощь грамотного и квалифицированного специалиста, чтобы сеанс работы не закончился, например, агрессией, направленной на самого себя или окружающих. 

Если вас интересует эта область психологии, Вы хотели бы подробнее изучить виды и методы арт-терапии, можем порекомендовать наш курс «Арт-терапия в практике психолога». Здесь Вы сможете получить все необходимые знания и умения, для того, чтобы стать востребованным и успешным арт-терапевтом. 

Арт-терапия для детей: цель, упражнения, техники

Арт-терапия для детей – одна из самых распространенных форм психотерапии. Существует множество методик, которые помогают диагностировать эмоциональное состояние ребенка, оценить уровень его психического развития, а также скорректировать некоторые отклонения и расстройства. Рассмотрим возможности и виды арт-терапии подробнее.

Содержание

  • Определение понятия
  • Цели и задачи занятий арт-терапии с детьми
  • Польза арт-терапии для детей дошкольного возраста
    • В каких случаях ребенку необходима арт-терапия
  • Виды арт-терапии
    • Марания
    • Штриховка
    • Монотипия
    • Рисование на стекле
    • Рисование пальцами
    • Рисование песком и другими сыпучими материалами
  • Организация занятий
    • Выбор материалов
  • Примеры упражнений арт-терапии для детей разных возрастов
    • 4-5 лет
    • 8 лет
  • Мой личный опыт
  • Заключение

Определение понятия

Арт-терапия – это довольно мягкий и гибкий способ психотерапии, который помогает проявить подавленные эмоции и раскрыть творческий потенциал ребенка. Коррекция арт-терапией показывает хорошие результаты, несмотря на свою простоту. Такой метод способствует самовыражению и развитию личности детей. А разнообразие видов арт-терапии позволяет решать большой спектр задач: от социальной адаптации до проработки различных фобий.

Преимущество арт-терапии в том, что дети воспринимают занятия как интересную игру и легко идут на контакт в процессе творчества.

Цели и задачи занятий арт-терапии с детьми

Целью занятий арт-терапии с дошкольниками считается диагностика психологических проблем ребенка и коррекция страхов, комплексов и других отклонений в его психологическом равновесии.

Арт-терапия способствует решению следующих задач:

  • помогает диагностировать проблемы и проявить эмоции, которыми ребенку трудно поделиться со взрослыми;
  • пробуждает активность, оказывает положительное влияние на память и работоспособность;
  • развивает познавательную и эмоциональную сферу развития личности, а также ее творческие способности;
  • повышает самооценку;
  • синхронизирует работу полушарий головного мозга;
  • оказывает терапевтическое действие: снижает утомляемость, тревожность и другие негативные эмоциональные состояния;
  • корректирует отклонения и нарушения личностного развития, раскрывает потенциал ребенка.

Польза арт-терапии для детей дошкольного возраста

Самовыражение и самопознание, которые помогает развивать арт-терапия, положительно действуют на самооценку и самоанализ деятельности. Дошкольник не просто рисует, а действует по плану и учится достигать поставленные цели. Это важные навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни.

Положительное влияние арт-терапии на дошкольников заключается в следующем:

  • помогает создать положительный эмоциональный настрой;
  • способствует выявлению проблем и фантазий, которые ребенок не выражает вербально;
  • позволяет проявлять чувства, мысли и эмоции и работать с ними в ненавязчивой форме;
  • развивает воображение, творческое самовыражение и художественные способности.

В каких случаях ребенку необходима арт-терапия

Арт-терапия полезна детям, которые испытывают сложности с адаптацией к изменившимся условиям или имеют какие-либо нарушения развития. К показаниям для проведения арт-терапии относят:

  • проявления агрессии, упрямства, негативизма и др. ;
  • тревожность, страхи, навязчивые состояния, нервные тики, заикание;
  • возбудимость, резкая смена настроения;
  • апатичность, медлительность;
  • задержка психического и речевого развития;
  • трудности адаптации и социализации в школе;
  • подготовка и адаптация к детскому саду;
  • смена места жительства;
  • застенчивость и неуверенность в себе;
  • проблемы с поведением и послушанием и т.д.

Виды арт-терапии

В работе с детьми используется множество арт-терапевтических техник. Рассмотрим их подробнее.

Марания

Название этого вида арт-терапии образовалось от глагола «марать», «пачкать». Чаще всего для него используются акварельные и гуашевые краски. Такая техника отличается от привычного рисования тем, что дети изображают не конкретный предмет, придерживаясь правил, а создают свой образ так, как им хочется.

Рисование кривых и прямых линий, пятен, клякс и отпечатков кистями, руками, губками и другими подручными предметами полностью погружает ребенка в процесс, он не думает про результат. Это помогает увидеть его внутреннее «я» и текущее эмоциональное состояние (по общему тону картины, характеру мазков, форме линий).

Также можно определить, как дошкольник относится к определенному событию и явлению. Достаточно предложить ему закрасить вход в пещеру, водоем, собственный дом или город. Негативные переживания можно тут же мягко перевести в привлекательный вид с помощью подходящих цветов.

Штриховка

Это вид арт-терапии, который проводится с помощью карандашей и мелков. Дети наносят хаотичные линии или каракули на поверхность бумаги, мольберта, стены и др. Характер линий расскажет об эмоциональном состоянии, а задание регулировать нажим карандаша настроит определенным образом (расслабит или сконцентрирует).

Ритмичная штриховка или рисование спиралей помогают расшевелить ребенка, снять напряжение и тревожность.

Монотипия

Такой вид арт-терапии позволяет детям проявить свои творческие способности и фантазию. На скользящей поверхности (стекло, пленка, пластик и др. ) делается рисунок краской, а затем придавливается листом бумаги. Т.к. краска не впитывается, то на листе отпечатывается весь рисунок с чуть размытыми границами. Ребенку остается выбрать: добавить еще один отпечаток или прорисовать четкие линии и мелкие детали.

Такой увлекательный процесс расслабляет и помогает ребенку открыто анализировать свою работу, выбор цветов и темы рисунка.

К монотипии относится также кляксография (отпечаток на второй половине листа) и рисование окрашенными нитками между страниц (ниткография).

Рисование на стекле

Вид арт-терапии, который помогает прорабатывать детские страхи, потому что стекло легко отмыть от плохих рисунков. Также такая терапия устраняет зажатость и боязнь ошибиться, т.к. работу всегда можно начать заново.

Обычно рисунки на стекле выполняются под тщательным наблюдением взрослых из-за техники безопасности. А лучшим материалом для такого творчества считается гуашь: она плотно ложится на скользкую поверхность, дает насыщенный цвет и долго не сохнет, ее можно размазывать руками, создавая причудливые узоры.

Такое рисование полностью увлекает ребенка своим процессом, он получает новые тактильные и визуальные ощущения. Это значит, что рисунок получится более душевным и легко поможет определить проблемы.

Рисование пальцами

Лучше всего раскрыться детям позволяет рисование пальцами. Когда не нужно переживать за правильность и аккуратность работы, а наоборот, можно ощущать краску пальцами и рисовать так, как хочется чувствовать.

Такое рисование помогает в борьбе с социальными страхами, подавленным состоянием в обществе и страхом ошибки. А если проводить такую арт-терапию в группе, то ребенок будет забывать о стеснении и научится выражать свои мысли.

Рисование песком и другими сыпучими материалами

Хороший терапевтический эффект оказывает арт-терапия с использованием необычных материалов для рисования. Это могут быть песок, соль, крупы, макароны и даже сухие листья.

Новый способ рисования помогает выйти за рамки привычного, научиться мыслить нестандартно и развивать фантазию. Частички песка или крупы не только развивают мелкую моторику, но и дарят приятные тактильные ощущения, оказывая расслабляющее действие. Ребенок начинает чувствовать себя увереннее и свободнее. Такая техника рисования хорошо подходит детям с зажатостью, негативизмом и недостаточно развитой координацией движений.

Организация занятий

Чтобы арт-терапевтическое занятие было успешным, необходимо соблюдать несколько условий его организации.

  1. Приемы и техники арт-терапии для детей дошкольного возраста должны подбираться так, чтобы результат был успешным. Они не должны испытывать особых трудностей в процессе работы, техника должна быть достаточно простой.
  2. Процесс и результат работы должны быть привлекательными. Дошкольник должен испытывать удовольствие в течение занятия и после него, в этом заключается терапевтическое действие творчества.
  3. Техники и материалы арт-терапии должны быть необычны для детей. Лишь в таком случае им будет настолько интересно, что контроль и тревожность ослабнут, а свобода самовыражения проявится в полную силу.

Выбор материалов

Выбор материалов для арт-терапии ограничен лишь фантазией, ведь творчеством можно заниматься в любой форме. Можно ограничиваться лишь бумагой, краской, кистями, карандашами и мелками, а можно добавлять и необычные материалы. Например, песок (с небольшой песочницей), крупы, макароны, сухие листья, стекло, мыло, фольга, пластилин, тесто и даже фрукты и овощи (для создания отпечатков). Лучше всего, если у детей будет возможность выбрать технику и материл, с которыми хочется поработать.

При этом важно, чтобы взрослый учитывал, что у каждого вида такого творчества свое терапевтическое действие.

Например, в работе с гиперактивными детьми лучше отказаться от красок и пластилина. Их чрезмерная активность приведет не только к разбрызгиванию и размазыванию, но и может вызвать агрессию и разочарование. Лучше предложить таким детям рисование карандашами или фломастерами, прорисовывание тонких линий и точек потребует от них контроля и координации.

Детям с тревожностью и зажатостью напротив лучше работать с материалами, которые требуют свободных движений и фантазии. Отлично подойдет рисование пальцами, марания и монотипия. Также важно обращать внимание на размер кистей и бумаги, они должны быть большими, чтобы дети не боялись выйти за привычные рамки и могли совершать широкие движения.

Примеры упражнений арт-терапии для детей разных возрастов

Существует множество упражнений, которые носят арт-терапевтический характер. Их можно разделить на группы не только по технике выполнения, но и в зависимости от возраста детей. Рассмотрим примеры.

4-5 лет

  • Бабочка сновидений. Это упражнение помогает справиться с детскими страхами по поводу плохих снов. Взрослый предлагает детям готовый шаблон крыльев бабочки и рассказывает сказку о том, как она летала и приносила разные сны. Дети должны нарисовать свои сны на ее крыльях: на одном – плохой, а на другом – хороший. Рисунки обсуждаются. Закончить занятие нужно обязательно хорошим сном, чтобы дошкольник не зацикливался на том, что его тревожит.
  • Конверты радости и огорчений. В беседе с детьми взрослый выясняет, что каждый день происходят плохие и хорошие события, поэтому предлагает проверить, чего больше. Дети рисуют события, которые приходят в голову и раскладывают в два конверта. В конце занятия они должны проверить, каких событий больше, чтобы убедиться, что хорошее случается чаще, чем плохое.
  • Рисунок в круге. Детям выдаются круги из бумаги и предлагается нарисовать с двух сторон два противоположных понятия. Например, день и ночь, добро и зло, белое и черное, радость и слезы и др. Такая работа способствует развитию рефлексии, а готовые образы могут рассказать о переживаниях ребенка.

8 лет

  • Прогулка по лесу. Детям предлагается изобразить картину, которая представляется им при описании леса, деревьев, тропинок, животных и птиц и т. д. После завершения работы необходимо обсудить рисунки и поработать над их интерпретацией. Информация о том, как ребенок чувствовал себя в этом лесу, какие чувства вызывает рисунок и что особенно запомнилось, поможет понять его эмоциональное состояние.
  • Моя планета. Детям предлагается закрыть глаза и представить планету в космосе. Какая она? Что на ней особенного? Живет ли там кто-нибудь? Легко ли до нее добраться? и т.д. После этого каждый изображает ее на бумаге в любой из техник так, как представлял.
  • Каракули. Дети рисуют любые незамысловатые изображения в произвольном порядке без особого смысла, а затем обмениваются рисунками и обсуждают, какие чувства и ассоциации возникают при взгляде на эти фигуры. Затем партнер должен пофантазировать и превратить каракули в какой-либо образ.

Мой личный опыт

В своей практике арт-терапию я применяю чаще именно для налаживания контакта с ребенком. Такие занятия помогают раскрыться даже самым замкнутым и стеснительным детям, это очень помогает увидеть их внутреннее состояние, внутреннее «я».

Арт-терапия также хорошо показывает себя и в работе с учениками, отличающимися гиперактивностью и агрессией. Они сами не замечают, как меняются в процессе: становятся более сосредоточенными, спокойными и готовыми беседовать на серьезные темы.

Еще один существенный плюс арт-терапии, который я всегда отмечаю, — это результативность. Не только дети довольны своим итогом, но и родители всегда могут посмотреть на их рисунки. Наглядно можно показать им, что происходит с ребенком, что он чувствует, в чем нуждается и какие проблемы нужно корректировать и решать.

Заключение

Арт-терапия – это мягкий метод работы, который позволяет корректировать большой спектр детских проблем. Игровой характер методики терапии способствует раскрытию творческого потенциала и содействует успешной адаптации детей в обществе.

Преимущества арт-терапии и методов работы с детьми

В последние годы в систему дошкольного образования стараются внедрять прогрессивные инновационные методы оздоровления детей. Это позволяет эффективно выполнять задачи, которые сегодня стоят перед педагогическим коллективом. Одним из самых популярных направлений является техника арт-терапии.

Арт-терапия – один из самых эффективных методов психотерапии, который включает в себя творчество и различные художественные приемы. Коррекция арт-терапией самая щадящая и результативная. Он позволяет решать самые разные задачи, начиная от проблем социальной адаптации и заканчивая развитием детского потенциала. Ведущей целью арт-терапии является овладение процессом самопознания у ребенка и развитие его способности к самовыражению.

Виды арт-терапии

Изотерапия. Продуктивный вид терапии с внедрением всех видов художественных средств: лепка, аппликация, рисование. Во время рисотерапии проводятся занятия, направленные на улучшение восприятия и воображения детей. Творчество помогает ребенку раскрыться, развлекаясь, улучшить чувственно-двигательную координацию и конкретно образное мышление;

Библиотерапия. Основным инструментом является литературное произведение. Она позволяет решить внутренние проблемы ребенка. В качестве литературных источников можно использовать романы, сказки, рассказы. Библиотерапия помогает преодолеть психологические проблемы, в том числе застенчивость, неуверенность;

Музыкальная терапия. Эффективная терапия, помогающая улучшить здоровье ребенка. Педагог заранее подбирает подходящие мелодии и звуки, с помощью которых можно оказать положительное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка. На практике различают как индивидуальную, так и групповую музыкотерапию. Первое необходимо для восстановления доверительных отношений между воспитателем и ребенком, второе для развития навыков общения с другими детьми;

Кинезитерапия. Современная терапия, включающая хореотерапию, танцевальную терапию, ритмокоррекцию. В этом случае ребенок двигается как хочет, не подчиняя все действия тренеру. Танцы помогают детям выплеснуть всю негативную энергию и получить массу положительных эмоций.

К наиболее эффективным методам арт-терапии также относятся фототерапия, цветотерапия, игровая терапия и песочная терапия. Все они помогают преодолеть чувство отверженности и позволяют повысить самооценку в собственных глазах.

Методы арт-терапии

Активный. В данном случае вся процедура направлена ​​на разработку новой творческой композиции. Ребенок учится воплощать в реальность собственное творение без оценки качества и красоты;

Пассивный. Основное назначение данной методики – использование заранее подготовленных видов искусства, например, прослушивание музыкальной композиции, просмотр увлекательных видеороликов;

Смешанный. Ребёнок использует имеющиеся произведения искусства для создания собственных продуктов для творчества.

Использование арт-терапии – наиболее продуктивный способ социальной адаптации. Его внедрение в сферу дошкольного образования позволяет детям принимать полноценное участие в жизни общества, развивать креативность мышления и целостность личности.

Арт-терапия в работе с детьми

Основной задачей современной техники арт-терапии является переход от негативных переживаний к позитивным эмоциям. Прогрессивные методы, применяемые в дошкольных образовательных учреждениях, позволяют раскрыть внутренний потенциал ребенка и максимально повысить его работоспособность.

Основными средствами арт-терапии являются различные материалы, которые используются в искусстве: карандаши, фломастеры, ручки, 3D-ручки, бумага, кисти, раскраски, 3D-принтеры, видеоматериалы, мелодичная музыка и многое другое. Все большую популярность среди детей и подростков приобретают 3D-устройства, позволяющие создавать объемные объекты. Они помогают детям развивать собственное воображение и навыки объемного мышления, воплощать в жизнь собственные мечты и снимать психоэмоциональное напряжение.

Чем полезна арт-терапия

Комплексное развитие ребенка основано на многих факторах. Это и интеллектуальное развитие ребенка, и физические упражнения (например, хореография для детей). Важна морально-этическая база, развитие лидерских качеств. Но основа всего – гармоничное психическое состояние и уверенность ребенка в себе. Благодаря творчеству ребенок не только достигает этого внутреннего равновесия, но и приобретает множество других полезных навыков:

  • Познает себя, формирует представление о себе как о личности, индивидуальности;
  • Безопасно и гармонично живущие сложные и деструктивные чувства;
  • Учится выражать себя;
  • Развивает чувство собственного достоинства, значимости;
  • Повышает успеваемость и социализацию в коллективе;
  • Научится искать ответы на свои вопросы;
  • Развивает эмоциональный интеллект, учит чувствовать свои эмоции и потребности;
  • Улучшает скорость мышления;
  • Развивает мелкую моторику, работая с пластилином, кистью, пальчиковыми красками.

Пять техник арт-терапии своими руками

Наилучших результатов можно добиться на развивающих занятиях с психологом или арт-терапевтом, но некоторые приемы можно применять дома. Для занятий детской арт-терапией в домашних условиях вам потребуются материалы для творчества: восковые мелки, гуашь, акварель, мелки, масляная пастель. Чем больше разнообразия цветов и материалов вы предложите ребенку, тем продуктивнее будут занятия.

Техника «Рисование по кругу»

Круг – это замкнутая форма, которая психологически воспринимается как безопасная и надежная. Круг часто выступает в качестве вместилища наших переживаний, гнева, обиды, печали. В момент, когда ребенок злится или расстраивается, предложите ему выплеснуть все эмоции, раскрасив нарисованный на белом листе кружок. Рисовать можно любыми красками, пастелью, кистями или даже руками.

Техника «Маски»

Курсы арт-терапии предлагают занятия по маскам. Отчасти они напоминают упражнения, связанные с актерским мастерством, но упор здесь делается не на актерское мастерство и творческое самовыражение, а на возможность заглянуть вглубь себя и исследовать себя. Подготовьте несколько бумажных заготовок масок и предложите ребенку нарисовать одну маску такой, какая она у него обычно, а другую такой, какой он хотел бы быть. Обсудите работу.

Техника «Я в образе животного»

Работа с изображениями животных очень находчива как для детей, так и для взрослых, поэтому ее часто используют в арт-терапевтических центрах. Это задание лучше выполнять в компании, так интереснее будет обсудить результаты, но можно выполнить и индивидуально с ребенком. Попросите ребенка нарисовать себя в виде животного, птицы или насекомого. Обсудить рисунок? Спросите, почему он выбрал этот образ. Какие сильные стороны есть у этого животного, которые хотел бы иметь ребенок?

Техника «Акватипия»

На занятиях по арт-терапии для этой методики используются очки разного размера, но можно взять полиэтиленовый пакет или файл. Главное, чтобы поверхность была ровной и чистой. Предложите ребенку выбрать 2–4 цвета, которые лучше всего соответствуют его чувствам или настроению. Лучше использовать гуашь. Затем в течение нескольких минут ребенок может нарисовать свое настроение на стекле или файле – лучше, если это будет абстракция. Когда рисунок будет готов, возьмите чистый лист бумаги и распечатайте на нем рисунок. Берите все больше и больше листов, пока отпечаток полностью не исчезнет.

Предложите ребенку найти знакомые предметы и ассоциации в полученных изображениях. Эту технику часто используют арт-терапевты, чтобы показать детям, насколько быстротечны и скоротечны негативные переживания, и как от них быстро избавиться.

Техника «Моя планета»

Предложите ребенку пофантазировать и придумать собственную планету. На что она похожа? Как это называется? Кто его населяет? Предложите нарисовать ребенку и вместе придумать историю.

Знаете ли вы ребенка, который интересуется искусством? Узнайте, как они могут создавать дудлы для Google.

Посетите каждую страницу, чтобы добавить в закладки каждый ресурс:

Безопасный Google для детей
Безопасный поиск изображений
Поиск Wiki Kids
Поиск видео

Польза экспрессивной арт-терапии для детей

Искусство — мощная вещь. Будь то игра в пьесе, пение песни, исполнение танца, рисование картины или написание стихотворения, искусство позволяет людям выражать себя и свои идеи, не выражая их словами. Это лишь одна из многих причин, по которым терапия выразительными искусствами стала популярной, особенно для детей с особыми потребностями.

Что такое экспрессивная арт-терапия?

Термин «выразительное искусство» относится к любой комбинации танца, письма, изобразительного искусства, драмы, музыки или других видов творчества. Терапия экспрессивным искусством берет эти модальности и использует их для улучшения индивидуального развития и роста. Правильное сочетание может улучшить общее самочувствие и способствовать снижению беспокойства и стресса, улучшению самосознания и самооценки, укреплению отношений, регулированию поведения и развитию социальных навыков.

Также было доказано, что этот тип терапии помогает детям и взрослым справиться с негативными ситуациями, инвалидностью и травмами. Через реабилитацию, образование и общение арт-терапия помогает человеку освободиться и выразить чувства, от которых он иначе не знал бы, как избавиться.

Кроме того, изобразительное искусство положительно влияет на функции, настроение, познание и поведение. Это особенно заметно у детей с особыми потребностями, таких как дети с аутизмом, нарушениями речи, посттравматическим стрессовым расстройством, отклонениями в развитии, СДВ/СДВГ или другими психическими и поведенческими заболеваниями. Выражение через искусство — это способ помочь этим детям почувствовать себя нормальными без осуждения, позволяя им показать свою индивидуальную индивидуальность и привлечь внимание к своим сильным сторонам.

Преимущества выразительного искусства для развития

Дети всех возрастов, как с особыми потребностями, так и без, могут не иметь языковых навыков для самовыражения, но у них все же есть голос. Выразительное искусство пробуждает воображение и творчество ребенка, помогая ему понять, кто он такой и как задействовать свои чувства. Они также приносят ощущение спокойствия в тело и положительно влияют на мышление, интерпретацию окружения и эмоциональное состояние.

Обращение своих чувств к стихотворению, песне или рисунку дает детям безопасный выход негативным эмоциям через приятное занятие, которое ускоряет процесс выздоровления и роста. Но изобразительное искусство предназначено не только для преодоления трудностей, оно также оказывает большое влияние на нормальное развитие ребенка.

Социальное развитие

Развитие социальных навыков в раннем возрасте невероятно важно для постоянного развития. Дети, которым комфортно в социальной среде, намного лучше ведут себя во взрослом возрасте, поскольку они устанавливают связь, общение и сопереживание. Экспрессивная арт-терапия может способствовать социальному развитию, оказывая поддержку без осуждения со стороны сверстников, родителей и терапевта. Это дает детям возможность оценить различия между людьми и принять восприятие каждого человека.

Многие искусства можно практиковать в группах, где дети должны работать вместе, учиться делиться и брать на себя ответственность за то, как их действия влияют на других. Даже в частной обстановке общение с терапевтом или даже с родителями способствует развитию социальных навыков, поскольку способствует развитию отношений и доверия.

Когнитивное развитие

Опыт в искусстве идет рука об руку с обучением. Будь то рисование картины, написание пьесы или постановка танца, дети вынуждены изучать простые вещи, такие как цвета и формы, а также практические уроки, такие как причина и следствие, выбор и последствия, решение проблем и экспериментирование, а также способы принятия решений. Они также могут научиться извлекать смысл из изображений и общаться через них.

На более глубоком уровне кажется, что искусство влияет на нейронные связи мозга, которые действуют как проводники для обучения. Какая бы форма искусства ни использовалась, должны действовать чувства, и требуется глубокое мышление. Это приводит к развитию таких навыков, как распознавание разницы между абстракцией и реальностью, понимание закономерностей, наблюдения за миром и формирование мысленных представлений о том, что реально или воображаемо. В целом изобразительное искусство помогает детям развивать всесторонние мыслительные способности посредством взаимодействия сложных мыслительных процессов.

Эмоциональное развитие

Помимо эмоциональной отдушины для детей, художественная терапия может помочь им развить и лучше понять свои чувства. Злость или обиду не всегда легко описать словами, но ребенок может изобразить эти эмоции в рисунке, стихотворении или танце и облегчить их понимание себе и другим. Это также создает отправную точку для разговора, который может привести к более открытому выражению чувств и мыслей. В этот момент терапевт, родитель или ребенок могут даже получить доступ к эмоциям, о которых ребенок не знал.

Участие в художественной деятельности также помогает детям стать уверенными в себе. Это способ начать диалог о ситуациях, с которыми может быть трудно справиться или поделиться ими. Выплескивание своих эмоций творческим путем может быть как терапевтическим, так и проницательным.

Физическое развитие

Несмотря на то, что ментальная польза экспрессивной арт-терапии очевидна и значительна, эта практика также может привести к физическим изменениям. Улучшение двигательных навыков и контроля, координация рук и глаз и развитие мышц могут быть достигнуты с помощью различных модальностей искусства.

Например, танцы и театр не только пробуждают творческий потенциал, но и заставляют тело двигаться. Это приводит в действие несколько органов чувств и учит детей лучше осознавать свое физическое присутствие и использование пространства. Рисование или письмо, хотя они и не требуют большого движения, также приносят физическую пользу, помогая детям лучше контролировать мелкие мышцы рук. Каким бы ни было действие, эти занятия помогают детям координировать свои мысли и движения, что является ключевым этапом развития.

Экспрессивное искусство на вынос для вас и вашего ребенка

Формальная арт-терапия должна проводиться под руководством профессионала, но принципы и действия могут применяться в домашней жизни. Поощряйте своих детей исследовать их артистическую и творческую сторону, выполняя поделки со своими братьями и сестрами или сочиняя песню, чтобы исполнить ее для остальной части семьи на следующем собрании. Когда вы предпринимаете эти действия, убедитесь, что пожилые люди понимают, что нельзя осуждать – только поощрение. Выполнив экспрессивное задание, найдите минутку, чтобы поговорить о том, что было сделано, и что ребенок чувствует по этому поводу. Задавая вопросы, вы показываете ребенку, что вы уважаете его и то, что он сделал, имеет значение.

Включение искусства в жизнь вашего маленького ребенка имеет важное значение для его или ее развития, особенно при наличии психических или поведенческих проблем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *