Цели общения и задачи, функции
Цели общения. Всем людям известно о базовых потребностях человека – вода, еда, сон, безопасность, им придается большое значение. Перечисленные потребности являются для человечества источником нормальной биологической жизнедеятельности. Но также люди обязаны заботиться о психологическом здоровье. Большое значение в психогигиене индивида имеет общение. Давно было доказано, что если человеку создать условия полной изоляции от внешнего мира, и не дать возможности общаться – он постепенно станет психически неуравновешенным. Поэтому нужно предавать должное значение качеству своих коммуникаций. Благодаря им люди становятся существами социальными, а не только биологическими. Взаимодействие в общении дает возможность добиться какой-то личной цели.
Цель общения людей состоит зачастую в том, что они точно знают для чего им общение с этим конкретным человеком.
Содержание цели и средства общения заполняют смысл самого коммуникационного процесса. То есть, содержание цели и средства общения психология объясняет так: это то, для чего люди вступают в контакт и каким образом это происходит. С помощью делового общения люди учатся понимать, как работают социально-экономические, рыночные отношения. Люди, которые находятся в деловом общении, пребывающие в иерархической структуре, находясь на определенном ее уровне, подчиняясь кому-то одному, или отдавая приказы кому-то другому, хорошо знают насколько сложными есть общественные взаимосвязи, и это способствует их социализации в социуме. Работники компании обретают опыт знания всех процессов координации в обществе, могут увидеть, как изменить условия, чтобы с помощью этих изменений достигнуть большего успеха, добиться всех поставленных целей.
Цели и задачи общения
Люди в том или ином ключе, постоянно, ставят себе определенные цели. Цель в работе, в учебе, в соревнованиях, есть и цель общения людей. Из-за того, что человек есть существом, настроенным коллективистским образом, бывает, что он просто нуждается в диалоге, ему хочется побеседовать по душам, без очевидных на то причин, и он истинно считает, что таким образом никакой цели у него нет, то есть окончательного результата от разговора не ждет. Но на самом деле, даже обычное стремление просто поговорить – тоже является целью, вернее самоцелью, общение ради общения (с родственниками, друзьями). Наверное, такая простая причина и есть очень важной, потому что тут человек не использует другого человека для достижения определенной своей цели, а получает наслаждение от самого процесса.
Каковы цели общения? Осуществляются в общении и другие цели, вообще их просто масса, наверное, невозможно просто всех их назвать, можно только обобщить, поскольку целью, есть конкретная идея, которой человек руководствуется в своих действиях, поступках, мыслях.
Основные цели общения психология делит на личностные и групповые, социальные, эстетические, познавательные, биологические.
В процессе личностного общения человек делится своими проблемами, взглядами, опытом и отдавая все это – в ответ ждет поддержки, принятия, понимания, именно такая реакция и будет целью данного общения для него. Есть люди, которые общаются с другими для подтверждения своей индивидуальности, превосходства и доминирования. Они намеренно ведут себя вызывающе, и как только замечают, что собеседник реагирует нужным для них образом (удивляется, пугается, замолкает, теряется) – ликуют, ведь добились цели. Многие ищут спасения, помощи и защиты в общении с другим человеком, некоторые наоборот видят своей целью помогать всем бескорыстно (альтруизм).
Целью общения может являться знакомство, желание завязать контакты с человеком из-за симпатии или выгоды. Когда ищут партнера для игры, люди тоже обязаны вступать в контакт.
Возможна также групповая цель, например, в рабочем коллективе, где сотрудники связаны деловым общением, и у них есть определенная цель по рабочему плану. Группа студентов или школьников также имеют общую цель, связанную с научной деятельностью. У спортивной команды целями общения являются сплоченность команды и победа на соревнованиях.
Микрокосмос каждого человека есть храмом всех его помыслов, создает автономию и уникальность каждого субъекта. Поэтому, пребывая в общении с людьми, невозможно отрицать тот факт, что характерологические особенности человека влияют на процесс общения. Если собеседники не могут воспринимать друг друга нормально и адекватно, через личную взаимную неприязнь, им будет очень трудно добиться какой-то общей цели. Но, когда индивиды, переборов собственные предрассудки, переступив через собственное эго, все-таки поддерживают коммуникационный канал, они имеют возможность вместе создать необыкновенную мощь. Энергия двух людей сливается и становится одной и сильной, а если это группа, то скопление всей их энергии образует огромную силу. Благодаря такому процессу, как общение, люди и научились жить сообща, эволюционировать и выживать в диких условиях, так и достигались цели группы, и удовлетворялись потребности каждого отдельного человека.
Цели общения напрямую зависят от типа отношений между субъектами: педагогическая – общение ученика и учителя, в связи с этим цель научить и выучить, управленческая цель (подчиненный и начальник), предпринимательская – продавец, имеющий продукт и потребитель, цели, которых принесут им взаимовыгоду, лечебная – лекарь, надававший помощь и пациент, получавший ее и множество другого.
Зависимо от особенностей разговора могут быть разные цели и средства общения. Если контакт между людьми происходит напрямую – они используют речь, мимику, подручные предметы для улучшения визуализации сказанного. Если косвенно, то они осуществляют общение, посредством телефонной беседы, смс, писем.
Функции и цели общения психология на этот счет утверждает, что они определенно зависимы друг от друга, в этом ключе выделяются такие функции: социальной адаптации (формирование человека, как существа социального), передачи информации, регуляции отношений друг с другом, экспрессивная функция отображается в обмене эмоциями и переживаниями.
Таким образом, функции и цели общения взаимодополняют друг друга, и осуществив какую-то функцию общения – удовлетворяется определенная цель.
Цель делового общения
Существует деловое общение, которое отличается от обычного общения тем, что имеет определенные рамки, оно ограничено тем, что субъектами здесь выступают люди, предметом общения которых всегда будет объект, связанный с их рабочей деятельностью (решение организационных, управленческих, производительных задач).
В деловом общении цель коммуникации имеет форму переговоров.
Цели и средства общения в деловой коммуникации соотносятся с предметом общего труда. Например, когда компания нуждается в продуцировании идей, применяют технику мозгового штурма.
Когда решаются трудовые вопросы, решение их становится целью всего коллектива, и для этого каждый сотрудник, являясь объектом общения должен прикладывать свои усилия. Поэтому, очень важно, чтобы все участники общения были людьми одного уровня, чтобы свести риск возникновения недоразумений между ними к минимуму. Круг профессионалов, решающих деловые вопросы смогут вывести компанию на высший уровень. Если в этот круг, каким-то образом попадет человек, не смыслящей в деятельности компании практически ничего, он не будет задаваться групповой целью по улучшению организации и продвижения ее на новый уровень возможностей, таким образом, сам сможет подорвать репутацию фирмы, и сбить с толку сотрудников.
Перед отдельными сотрудниками и компанией в целом, стоят основные цели общения – это обеспечение оптимальных условий для продуктивных решений и организация совместной объектной деятельности. Эти цели описаны очень обобщенно, есть и более конкретные, такими целями общения являются – создание корпоративной культуры, мотивация сотрудников, творение продуктов, создание новых услуг, разработка идей, формирование трудового коллектива, подбор персонала, учение персонала, тренинги и многие другие. И, конечно, же, во время всех этих процессов происходит взаимовлияние партнеров, поэтому еще одной важной целью должно быть создание дружелюбной атмосферы и предупреждение возникновения конфликтов.
Даже если в организации хорошо и плотно сформирован коллектив, если все знают, что действуют на всеобщее благо фирмы, все равно каждый сотрудник как бы ни было, но является личностью с индивидуальными взглядами и установками. Индивидуальные взгляды, которые есть частью жизни работника, отображаются на его отношении к работе и в трудовой деятельности. То есть, будучи элементом группы человек, есть также индивидом, поэтому, он может преследовать личные цели.
Каждый работник желает быт защищенным, особенно если его работа связана с риском для жизни (шахтер, солдат, сотрудник МЧС), в таких случаях, ведя деловой разговор, он может попросить дополнительную защиту.
В общении с начальством подчиненный может, руководствуясь целью улучшения финансового положения и качества жизни, попросить о повышении заработной платы. Больше шансов для достижения такой цели дадут определенные действия на благо организации, которые будут расцениваться, как причина для повышения зарплаты или выдача премии. Вместе с повышением заработной платы работник часто задается целью о повышении его должностной ступеньки, поднятии его на новый уровень, расширение полномочий и уменьшение иерархического давления. Когда человек добился цели о повышении должности и зарплаты, он заодно закрепляет за собой новый статус и престиж, стремится повысить свой авторитет.
Каждый сотрудник действует, принимая определенные решения, при которых будет наилучший результат для фирмы и наименьший исход собственных усилий и затрат, в связи с этими действиями. Личность учится совмещать личные и неличные интересы, приспосабливаясь к особенностям поведения других коллег, соблюдая нормы компании.
В основном эти нормы составляют права собственности. Такие права разделяют, чей собственностью и что является. Опираясь на них, люди действуют определенным образом, и совершают свой выбор, соблюдая это и другие права.Даже следуя правилам и традициям, сформированных в компании к определенному типу взаимодействия в общении, каждый сотрудник будет делать поступки, исходя их собственных интересов и выгод. Такое чаще всего бывает, когда работник неуверен в своей компании и не боится терять свою должность.
В процессе делового общения происходит непрерывное взаимовлияние, приспособление друг к другу и к изменениям самой выгоды, так участники общения дают своим соперникам возможности выбора, действуя при этом в личных интересах. Когда меняется характер выгоды, изменяются и отношение сторон, они изменяют свое поведение, так что они оказываются согласованные с другими сотрудниками. Здесь, по сути, заключен механизм делового общения сотрудников – достигаются их собственные цели с использованием минимальных средств.
Когда обсуждаются на совещании формальные вопросы, требующие голосования или решения, то участники деловых переговоров будут руководиться рациональностью и логичностью выдвигающих мыслей. Такие качества, как креативность и интуиция во внимание не берутся, так же как и социальные качества руководителя.
В деловых отношениях также бывает, что люди стоящие на высших уровнях помогают ниже стоящим, желая подтянуть их и сделать компанию более успешной. Но есть также такие, что делают вид, что хотят лучше, но на самом деле они вредят своим сотрудникам и пытаются их выжить из компании, иногда чтобы отобрать их должность, иногда через личные мотивы.
Для достижения целей делового общения в организации должны быть созданы условия, благодаря которым выявляется творческий потенциал личности сотрудника, его профессиональные знания, обладая этим, руководство компании сможет намного легче относиться к требованиям подчиненных и согласовывать их личные интересы и цели с целями компании.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Цели общения
Психология считает, что общение является базовой потребностью любого человека. Ни один из нас просто не сможет нормально жить в социуме, если не будет поддерживать определенные отношения с другими людьми. Давайте разберемся, какие бывают цели общения, как они могут меняться.
Основные цели общения
В настоящее время специалисты выделяют следующие цели общения:
- Удовлетворение потребности в общении.
- Деловое общение, которое направлено на организацию и оптимизацию деятельности.
- Личностное общение, которое подразумевает, что будут обсуждаться интересы и потребности, затрагивающие личность самого человека.
Таким образом, можно смело говорить, что все общение людей может или удовлетворять внутренние потребности личности, или быть направлено на создание определенных материальных благ или условий, для их получения.
Цели и функции личностного общения
Когда два человека начинают разговор, целью которого является удовлетворение внутренних потребностей, то мы зачастую можем говорить, что эти люди являются друзьями или приятелями. Стоит отметить, что общение подобного характера будет прекращено, как только произойдет исчезновение общих интересов. Именно по этой причине приятельские отношения часто сходят на «нет», если у одного из друзей меняется круг интересов или внутренних проблем.
Цель делового общения
Как уже было сказано выше, основное, что может получить человек в этом случае, это создание условий для получения материальных благ. Говоря о деловом общении, следует отметить, что оно имеет свои определенные правила, нарушать которые не следует.
Во-первых, партнеры могут находиться на равных, а могут занимать позиции «начальник» и «подчиненный». Исходя из этой иерархии, и следует строить разговор. Например, «подчиненный» не может позволить себе давать указания, или принимать окончательное решение, тогда как «начальник» не имеет права перекладывать ответственность на второго участника общения.
Во-вторых, данные отношения будут прекращены, как только хоть один из участников перестанет получать материальную выгоду от процесса. Разобрать подобное общение может и тот, кто является «начальником», и тот, кто занимает позицию «подчиненный». Поэтому всегда следует помнить, что предположить срок продолжительности данных отношений можно, надо лишь отслеживать, не перестал ли один из участников получать выгоду.
Статьи по теме:
Как вести себя в конфликтной ситуации? В жизни каждого человека время от времени возникают конфликты разного характера. В этой статье мы расскажем о том, как вести себя в том или ином случае, чтобы избежать или свести на нет возникшую конфликтную ситуацию. |
Вербальное и невербальное общение В этой статье речь пойдет о вербальном и невербальном общении, его особенностях и тонкостях, а также о речевом этикете в целом. Еще вы узнаете о техниках и видах невербального общения. |
НЛП — методы воздействия на человека В нашем мире, чтобы чего-либо добиться, надо приложить довольно много усилий. Чтобы облегчить себе задачу, люди начинают изучать различные методики, направленные на это. Одной из таких методик есть НЛП как способ воздействия на другого человека. | Как манипулировать людьми – психология Тем, кто интересуется, как манипулировать людьми, стоит обратиться к психологии. Есть немало способов, позволяющих добиться от человека того, что нужно, но всегда стоит помнить о том, что кто-то захочет применить эти способы по отношению к вам. |
Цели общения и задачи, функции
Цели общения . Все люди знают об основных потребностях человека – воде, пище, сне, безопасности, им придается большое значение. Перечисленные потребности являются для человечества источником нормальной биологической активности. Но также люди обязаны заботиться о психологическом здоровье. Большое значение в личной гигиене имеет общение. Давно доказано, что если человеку создать условия для полной изоляции от внешнего мира и не дать возможности общаться, он постепенно станет психически неуравновешенным. Поэтому мы должны уделять должное внимание качеству наших коммуникаций. Благодаря им люди становятся социальными существами, а не только биологическими. Взаимодействие в общении позволяет достичь какой-то личной цели.
Цель общения людей часто состоит в том, что они точно знают, зачем им нужно общаться с этим конкретным человеком.
Содержание цели и средства общения наполняют смыслом сам процесс общения. То есть содержание цели и средств общения психология объясняет так: это то, с чем люди вступают в контакт и как это происходит. Благодаря деловому общению люди учатся понимать, как устроены социально-экономические, рыночные отношения. Люди, находящиеся в деловом общении, находясь в иерархической структуре, находясь на определенном уровне, подчиняясь одному человеку или отдавая приказы кому-то другому, хорошо осознают, насколько сложны социальные отношения, и это способствует их социализации в обществе. Сотрудники компании приобретают опыт в знании всех координационных процессов в обществе, они видят, как изменить условия, чтобы с помощью этих изменений добиться большего успеха, достичь всех поставленных целей.
Цели и задачи общения
Люди так или иначе постоянно ставят перед собой определенные цели. Цель в работе, в учебе, в соревнованиях – это и цель общения людей. В силу того, что человек существо, настроенное на коллективистский лад, бывает, что ему просто нужен диалог, он хочет поговорить по душам, без видимых причин, и искренне верит, что в таким образом у него нет цели, значит, нет и окончательного результата от разговора. Но на самом деле даже обычное желание просто поговорить — это тоже цель, а точнее самоцель, пообщаться ради общения (с родными, друзьями). Наверное, такая простая причина очень важна, ведь здесь человек не использует другого человека для достижения своей конкретной цели, а получает удовольствие от самого процесса.
Каковы цели общения? В общении реализуются и другие цели, вообще их просто очень много, наверное, невозможно просто назвать их все, можно только обобщать, ведь цель – это конкретная идея, которая руководит человеком в его поступках, поступках, мыслях.
Психология делит основные цели общения на личные и групповые, социальные, эстетические, познавательные, биологические.
В процессе личного общения человек делится своими проблемами, взглядами, опытом и отдает все это взамен — ждет поддержки, принятия, понимания, именно такая реакция будет для него целью этого общения. Есть люди, которые общаются с другими, чтобы подтвердить свою индивидуальность, превосходство и доминирование. Они нарочито ведут себя вызывающе, и как только замечают, что собеседник реагирует нужным им образом (удивляется, пугается, замолкает, теряется) — радуются, потому что добились цели. Многие ищут спасения, помощи и защиты в общении с другим человеком; некоторые, наоборот, видят свою цель в бескорыстной помощи всем (альтруизм).
Целью общения может быть знакомство, желание установить контакты с человеком из-за симпатии или выгоды. При поиске партнера для игры люди также обязаны идти на контакт.
Возможна и групповая цель, например, в рабочем коллективе, где сотрудники связаны деловым общением, и у них есть конкретная цель согласно плану работы. Группа студентов или школьников также имеет общую цель, связанную с научной деятельностью. Для спортивной команды целями общения являются сплоченность команды и победа в соревнованиях.
Микрокосм каждого человека является храмом всех его мыслей, создает автономность и неповторимость каждого предмета. Поэтому при общении с людьми нельзя отрицать тот факт, что характерологические особенности человека влияют на процесс общения. Если собеседники не могут нормально и адекватно воспринимать друг друга, через личную взаимную неприязнь, им будет очень трудно достичь какой-то общей цели. Но, когда личности, разобравшиеся в собственных предрассудках, перешагнув через собственное эго, тем не менее сохраняют канал связи, у них есть возможность вместе создать необыкновенную силу. Энергия двух людей сливается и становится одной и сильной, а если это группа, то скопление всей их энергии образует огромную силу. Благодаря такому процессу, как общение, люди научились жить вместе, развиваться и выживать в дикой природе, и цели группы достигались, и потребности каждого отдельного человека удовлетворялись.
Цели общения напрямую зависят от типа отношений между субъектами: педагогические — общение ученика и учителя, в связи с этим цель учить и учиться, управленческая цель (подчиненный и начальник), предпринимательская — продавец, имеющий товар и потребитель, цели, которые принесут им взаимную выгоду, медицинский — врач, оказавший помощь, и пациент, получивший ее, и многие другие.
В зависимости от особенностей беседы могут быть разные цели и средства общения. Если контакт между людьми происходит напрямую, они используют речь, мимику, подручные предметы для улучшения визуализации сказанного. Если опосредованно, то общаются через телефонный разговор, СМС, письма.
Функции и цели общения, психология по данному предмету утверждает, что они однозначно зависят друг от друга, в этом ключе выделяют следующие функции: социальная адаптация (формирование человека как социального существа), передача информации, регуляция отношения друг к другу, экспрессивная функция проявляется в обмене эмоциями и переживаниями.
Таким образом, функции и цели общения дополняют друг друга, и, выполнив какую-то функцию общения, достигается определенная цель.
Цель делового общения
Существует деловое общение, которое отличается от обычного общения тем, что имеет определенные рамки, оно ограничено тем, что субъектами здесь являются люди, предметом общения которых всегда будет объект, относящийся к своей трудовой деятельности (решение организационных, управленческих, производственных задач).
В деловом общении цель общения — переговоры.
Цели и средства общения в деловом общении связаны с предметом общего труда. Например, когда компании нужно генерировать идеи, они используют технику мозгового штурма.
При решении трудовых вопросов их решение становится целью всего коллектива, а для этого каждый сотрудник, как объект общения, должен прилагать собственные усилия. Поэтому очень важно, чтобы все участники общения были людьми одного уровня, чтобы минимизировать риск непонимания между ними. Круг профессионалов, решающих бизнес-вопросы, сможет вывести компанию на высший уровень. Если в этот круг так или иначе попадет человек, который так или иначе ничего не знает о деятельности компании, он не поставит перед собой групповой цели улучшения организации и продвижения ее на новый уровень возможностей, таким образом, он сможет подорвать репутацию компании и сбить с толку сотрудников.
Перед отдельными работниками и компанией в целом основными целями коммуникации являются обеспечение оптимальных условий для продуктивных решений и организация совместной предметной деятельности. Эти цели описываются очень широко, есть и более конкретные, такими коммуникационными целями являются создание корпоративной культуры, мотивация сотрудников, создание продуктов, создание новых услуг, разработка идей, формирование рабочей команды, подбор персонала, преподавательского состава, тренинги и многие другие. . И, конечно же, во время всех этих процессов партнеры взаимодействуют, поэтому еще одной важной целью должно стать создание дружеской атмосферы и предотвращение конфликтов.
Даже если в организации хорошо и сплочена команда, если все знают, что они действуют на общее благо компании, все равно любой сотрудник, каким бы он ни был, является личностью с индивидуальными взглядами и установками. Индивидуальные взгляды, которые являются частью жизни работника, отображаются на его отношении к труду и трудовой деятельности. То есть, будучи элементом группы людей, он также является индивидуумом, следовательно, может преследовать личные цели.
Каждый сотрудник желает быть защищенным, особенно если его работа сопряжена с риском для его жизни (шахтер, военнослужащий, сотрудник МЧС), в таких случаях при ведении делового разговора он может попросить дополнительную защиту.
В общении с начальством подчиненный может, руководствуясь целью улучшения материального положения и качества жизни, просить о повышении заработной платы. Больше шансов на достижение этой цели дадут определенные действия на благо организации, которые будут расцениваться как повод для повышения заработной платы или выдачи премий. Вместе с повышением заработной платы работника часто просят повысить его должностной разряд, поднять его на новый уровень, расширить полномочия и снизить иерархическое давление. Когда человек достиг цели повышения своего положения и заработной платы, он одновременно закрепляет за собой новый статус и престиж, стремится повысить свой авторитет.
Каждый сотрудник действует, принимая определенные решения, при которых будет наилучший результат для компании и наименьший результат собственных усилий и затрат в связи с этими действиями. Человек учится сочетать личные и неличные интересы, приспосабливаясь к особенностям поведения других коллег, соблюдая стандарты компании. По сути, эти правила составляют права собственности. Такие права разделяют чья собственность и какая. На их основе люди действуют определенным образом, и делают свой выбор, соблюдая это и другие права.
Даже следуя сложившимся в компании правилам и традициям определенного типа взаимодействия в общении, каждый сотрудник будет действовать исходя из своих интересов и выгод. Чаще всего это происходит, когда сотрудник не уверен в своей компании и не боится потерять должность.
В процессе делового общения происходит постоянное взаимовлияние, приспособление друг к другу и к изменениям самой выгоды, поэтому участники общения предоставляют соперникам возможность выбора, действуя при этом в своих личных интересах. Когда меняется характер льготы, меняется отношение сторон, они меняют свое поведение, чтобы они были согласованы с другими работниками. Здесь, по сути, и заключается механизм делового общения сотрудников — достижение собственных целей с использованием минимальных средств. Главное – рациональный подход в этом процессе, тогда личные и групповые цели будут удовлетворены. Человек, научившись на собственных ошибках, будет опираться на полученный опыт, и будет лучше оценивать плюсы и минусы решения проблем.
При обсуждении на собрании формальных вопросов, требующих голосования или принятия решения, участники деловых переговоров будут руководствоваться рациональностью и логикой выдвигаемых мыслей. Не учитываются такие качества, как креативность и интуиция, а также социальные качества лидера.
В деловых отношениях бывает и так, что люди на высших уровнях помогают нижестоящим, желая их подтянуть и сделать компанию более успешной. Но есть и такие, которые делают вид, что хотят лучшего, а на самом деле вредят своим сотрудникам и пытаются выжить из компании, иногда в целях выбора своей должности, иногда по личным мотивам.
Для достижения целей делового общения в организации должны быть созданы условия, посредством которых раскрывается творческий потенциал личности работника, его профессиональные знания, обладая которыми, руководству предприятия будет намного легче относиться к требованиям подчиненных и согласовать их личные интересы и цели с целями компании.
6.
1 Принципы межличностного общения – общение в реальном миреЦели обучения
- Дать определение межличностному общению.
- Обсудите функциональные аспекты межличностного общения.
- Обсудите культурные аспекты межличностного общения.
Чтобы понять межличностное общение, мы должны понять, как межличностное общение функционирует для удовлетворения наших потребностей и целей и как наше межличностное общение соединяется с более крупными социальными и культурными системами. Межличностное общение — это процесс обмена сообщениями между людьми, чьи жизни взаимно влияют друг на друга уникальным образом в отношении социальных и культурных норм. Это определение подчеркивает тот факт, что в межличностном общении участвуют два или более человека, которые в некоторой степени взаимозависимы и создают уникальную связь, основанную на более широком социальном и культурном контексте, к которому они принадлежат. Таким образом, краткий обмен мнениями с продавцом продуктового магазина, которого вы не знаете, не будет считаться межличностным общением, потому что вы и продавец не оказываете существенного влияния друг на друга. Очевидно, что если бы клерк был другом, членом семьи, коллегой или романтическим партнером, общение подпадало бы под категорию межличностных отношений. В этом разделе мы обсуждаем важность изучения межличностного общения и исследуем его функциональные и культурные аспекты.
Зачем изучать межличностное общение?
Межличностное общение имеет для нас множество последствий в реальном мире. Знаете ли вы, что межличностное общение сыграло важную роль в эволюции человека? Ранние люди, которые жили группами, а не в одиночку, имели больше шансов выжить, а это означало, что те, кто был способен развивать межличностные связи, с большей вероятностью передавали эти черты следующему поколению (Leary, 2001). Знаете ли вы, что навыки межличностного общения оказывают заметное влияние на психологическое и физическое здоровье? Люди с более высоким уровнем навыков межличностного общения лучше адаптируются к стрессу, больше удовлетворены отношениями и большим количеством друзей, меньше подвержены депрессии и тревоге (Hargie, 2011). На самом деле было показано, что длительная изоляция серьезно вредит человеку (Williams & Zadro, 2001). Вы когда-нибудь слышали о мальчике или девочке, которых вырастили волки? Были задокументированы случаи брошенных или безнадзорных детей, иногда называемых дикими детьми, которые выжили, используя свои животные инстинкты, но получили психологические и физические травмы в результате изоляции (Candland, 19).95). Есть также примеры одиночного заключения, которое стало этической проблемой во многих странах. В тюрьмах «сверхмакс», которые сейчас действуют как минимум в 44 штатах, заключенные проводят в своих камерах от 22,5 до 24 часов в сутки и не имеют контактов ни с внешним миром, ни с другими заключенными (Шалев, 2011).
Помимо того, что навыки межличностного общения улучшают ваши отношения и улучшают здоровье, потенциальные работодатели высоко ценят навыки межличностного общения, которые неизменно входят в десятку лучших в национальных опросах (Национальная ассоциация колледжей и работодателей, 2010). Каждый из этих примеров иллюстрирует, как межличностное общение удовлетворяет наши основные человеческие потребности в безопасности в наших социальных связях, здоровье и карьере. Но мы не рождаемся со всеми навыками межличностного общения, которые нам понадобятся в жизни. Итак, чтобы извлечь максимальную пользу из наших межличностных отношений, мы должны усвоить некоторые основные принципы.
Подумайте о времени, когда короткий обмен сообщениями повлиял на отношения почти сразу. Вы хотели, чтобы это произошло? Много раз мы вступаем в межличностное общение для достижения определенных целей, которые у нас могут быть, но иногда мы более успешны, чем другие. Это связано с тем, что межличностное общение является стратегическим, то есть мы намеренно создаем сообщения для достижения определенных целей, которые помогают нам функционировать в обществе и в наших отношениях. Цели варьируются в зависимости от ситуации и коммуникаторов, но спросите себя, успешны ли вы в целом в достижении целей, с которыми вы вступаете в разговор, или нет. Если это так, возможно, вы уже обладаете высокой степенью компетентности в межличностном общении или способностью эффективно и уместно общаться в личных отношениях. Эта глава поможет вам понять некоторые ключевые процессы, которые могут сделать нас более эффективными и подходящими коммуникаторами. Вы можете спросить: «Разве эффективность и уместность не одно и то же?» Ответ — нет. Представьте, что вы руководитель небольшого отдела сотрудников в маркетинговом агентстве, где вам часто приходится работать в сжатые сроки. По мере приближения крайнего срока вы беспокоитесь о способности вашей команды работать без вашего надзора для выполнения задач, поэтому вы прерываете работу каждого и назначаете им все отдельные задачи и даете им маркированный список каждой подзадачи с крайним сроком для выполнения каждой части. ты. Вы уложились в срок и эффективно достигли своей цели. В течение следующего месяца одна из ваших сотрудниц уведомляет об увольнении за две недели, и вы узнаете, что она и еще несколько человек говорили о том, как им тяжело работать с вами в качестве менеджера. Хотя ваша стратегия была эффективной, многие люди плохо реагируют на строгую иерархию или микроуправление и, возможно, сочли ваше общение неуместным. Более компетентный коммуникатор мог бы реализовать такой же подробный план для выполнения задачи, но с учетом обратной связи, чтобы сотрудники чувствовали себя более вовлеченными и услышанными. Чтобы быть компетентными в межличностном общении, мы должны научиться балансировать между эффективностью и уместностью.
Функциональные аспекты межличностного общения
У нас есть разные потребности, которые удовлетворяются через наши различные отношения. Осознаем мы это или нет, мы часто спрашиваем себя: «Что эти отношения могут сделать для меня?» Чтобы понять, как отношения выполняют стратегические функции, мы рассмотрим инструментальные цели, цели поддержания отношений и цели самопрезентации.
Что побуждает вас общаться с кем-то? Мы часто вступаем в общение, предназначенное для достижения инструментальных целей, таких как получение согласия (заставить кого-то сделать что-то для нас), получение необходимой информации или просьба о поддержке (Burleson, Metts & Kirch, 2000). Короче говоря, инструментальная беседа помогает нам «довести дело до конца» в наших отношениях. Наши инструментальные цели могут быть долгосрочными или повседневными. Ниже приведены примеры общения для инструментальных целей:
- Вы просите своего друга помочь вам переехать в эти выходные (достижение/сопротивление согласию).
- Вы просите своего коллегу напомнить вам, как сбалансировать кассовый аппарат до конца смены (запрашивая или предоставляя информацию).
- Вы утешаете своего соседа по комнате после того, как он теряет работу (просите или оказываете поддержку).
Когда мы общаемся для достижения целей в отношениях, мы стремимся поддерживать позитивные отношения. Участие в общении для поддержания отношений похоже на то, что вы отправляете свой автомобиль на техническое обслуживание в ремонтную мастерскую. Чтобы иметь хорошие отношения, как и иметь долговечную машину, мы должны заниматься регламентным обслуживанием. Например, вы когда-нибудь хотели остаться дома, заказать пиццу и посмотреть фильм, но ваш друг предлагает вам сходить в местный ресторан, а затем в театр? Возможно, вам не хочется находиться в обществе большого количества людей или тратить деньги (или переодеваться в пижаму), но вы решаете согласиться с его или ее предложением. В этот момент вы ставите потребности вашего партнера выше своих собственных, что, вероятно, заставит его или ее чувствовать себя ценным. Вполне вероятно, что ваш друг пошел или тоже пойдет на подобные уступки, чтобы поставить ваши потребности на первое место, что указывает на удовлетворительные и взаимодополняющие отношения. Очевидно, что если один из партнеров всегда настаивает на своем или всегда уступает, становясь мучеником, индивидуумы не проявляют компетентности в межличностном общении. Другие рутинные задачи в отношениях включают празднование особых случаев или чествование достижений, совместное времяпрепровождение и регулярные проверки по телефону, электронной почте, текстовым сообщениям, социальным сетям или личному общению. Ниже приведены примеры общения для целей отношений:
- Вы организуете корпоративную вечеринку для коллеги, который только что стал гражданином США (отмечая достижения).
- Вы готовите завтрак с мамой, пока вы дома в гостях (проводите время вместе).
- Вы публикуете сообщение на стене Facebook своего друга, который живет на расстоянии, о том, что скучаете по нему (отметка).
Еще одна форма беседы об отношениях, которую я считаю очень полезной, — это то, что я называю беседой DTR, что означает «разговор об определении отношений» и выполняет функцию поддержания отношений. На ранних стадиях романтических отношений у вас может быть разговор о DTR, чтобы уменьшить неопределенность в отношении того, на каком вы месте, решив использовать термин 9.0119 бойфренд , девушка или партнер . В разговоре о DTR вы можете заранее определить свои отношения, сказав: «Я рад, что я с тобой и больше ни с кем». Ваш романтический интерес может положительно отреагировать, повторив или перефразировав ваше утверждение, что даст вам понять, что он или она с вами согласны. С этого момента разговор может продолжиться, и вы можете поговорить о том, как назвать ваши отношения, установить границы или нет. Нет ничего необычного в том, чтобы иметь несколько переговоров DTR по мере развития отношений. Иногда вам, возможно, придется определять отношения, когда кто-то переступает черту, говоря: «Я думаю, мы должны быть просто друзьями». Это более прямое и реактивное (а не упреждающее) общение может быть особенно полезным в ситуациях, когда отношения могут быть неэтичными, неуместными или создавать конфликт интересов, например, в отношениях супервизор-супервайзер, наставник-подопечный, профессионал-клиент, или коллегиальные отношения.
Мы также преследуем цели самопрезентации, адаптируя наше общение, чтобы нас воспринимали определенным образом. Точно так же, как многие компании, знаменитости и политики создают общественный имидж, мы хотим представить разные лица в разных контекстах. Известный ученый Эрвинг Гоффман сравнил самопрезентацию с представлением и предположил, что мы все играем разные роли в разных контекстах (Гоффман, 1959). Действительно, компетентные коммуникаторы могут успешно управлять тем, как их воспринимают другие, адаптируясь к ситуациям и контекстам. Родитель может выполнять роль сурового главы семьи, поддерживающего плеча, на котором можно поплакать, или заботливого и знающего культуру друга своего ребенка. Вновь принятый на работу сотрудник может изначально выполнять роль серьезного и покладистого сотрудника. Иногда люди участвуют в общении, которое не обязательно представляет их в положительном свете. Например, Хейли, старшая дочь в телешоу Modern Family часто представляет себя неспособной заставить родителей выполнять ее работу. В одном из эпизодов она притворилась, что не знает, как разбить яйцо, чтобы ее мама Клэр приготовила пирожные для школьной распродажи выпечки. Вот еще несколько примеров общения для достижения целей самопрезентации:
- Пока ваш начальник жалуется на трудности с форматированием корпоративного информационного бюллетеня, вы рассказываете ей о своем опыте работы с Microsoft Word и редактированием и предлагаете просмотреть информационный бюллетень, как только он закончит исправить форматирование (представить себя компетентным).
- Вы и ваш новый сосед по комнате в колледже стоите в комнате общежития, полной коробок. Вы позволяете ему выбрать, какую сторону комнаты он хочет, а затем приглашаете его пообедать с вами (представляя себя дружелюбным).
- Вы говорите: «Я не знаю» в ответ на вопрос профессора, хотя у вас есть представление об ответе (представляя себя отчужденным или «слишком крутым для школы»).
«Стать реальностью»
Image Consultants
Международная ассоциация консультантов по имиджу (AICI) утверждает, что внешний вид, поведение и общение являются «азбукой имиджа». Многие профессиональные консультанты по имиджу имеют лицензию этой организации и предоставляют различные услуги политикам, актерам, корпоративным тренерам, ораторам, организациям, корпорациям и телеведущим, таким как ведущие новостей. [1] Посетите веб-сайт AICI (http://www.aici.org/About_Image_Consulting/Image_Consulting.htm) и прочитайте об имидж-консалтинге, в том числе «Как выбрать», «Как стать» и «Часто задаваемые вопросы». разделы. Затем подумайте над следующими вопросами:
- Если бы вы наняли для себя консультанта по имиджу, над чем бы вы попросили его «поработать» для вас? Почему?
- Какие коммуникативные навыки, о которых вы узнали из книги, были бы наиболее важны для консультанта по имиджу?
- Многие политики используют консультантов по имиджу, чтобы помочь им установить контакт с избирателями и победить на выборах. Вы считаете это этичным? Почему или почему нет?
Как будто управлять инструментальными целями, целями в отношениях и самопрезентацией недостаточно сложно, если рассматривать их по отдельности, мы также должны осознавать, что три типа целей всегда работают вместе. В некоторых ситуациях мы можем предпочесть инструментальные цели реляционным или самопрезентационным целям. Например, если вашему партнеру предложили отличную работу в другом штате, и вы решили поехать с ним или с ней, что отдалит вас от вашей работы и круга общения, вы сосредоточитесь на целях в отношениях, а не на инструментальных целях или целях самопрезентации. . Когда вы столкнулись со стрессовой ситуацией и нуждаетесь в помощи своего лучшего друга, позвоните и скажите: «Поторопись и принеси мне галлон бензина, или я опоздаю на работу!» вы отдаете предпочтение инструментальным целям над реляционными. Конечно, если этот человек действительно ваш лучший друг, вы можете попытаться сгладить ситуацию или компенсировать свою неполноценность позже. Тем не менее, вы, вероятно, не станете звонить своему боссу и лаять просьбу принести вам галлон бензина, чтобы вы могли приступить к работе, потому что вы, вероятно, хотите, чтобы ваш босс считал вас надежным и симпатичным, а это означает, что вы сосредоточились на самопрезентации. цели.
Функциональная перспектива межличностного общения показывает, что мы общаемся для достижения определенных целей в наших отношениях. Мы добиваемся цели в наших отношениях, общаясь ради инструментальных целей. Мы поддерживаем позитивные отношения через реляционные цели. Мы также стратегически представляем себя, чтобы нас воспринимали определенным образом. По мере того, как наши цели достигаются и наши отношения строятся, они становятся маленькими мирами, в которых мы живем с нашими партнерами по отношениям, со своей собственной культурой отношений.
Культурные аспекты межличностного общения
Помимо функциональных аспектов межличностного общения, общение в отношениях также помогает установить культуру взаимоотношений. Точно так же, как большие группы людей создают культуру через общие символы (язык), ценности и ритуалы, люди в отношениях также создают культуры на более низком уровне. Культура отношений — это климат, устанавливаемый посредством межличностного общения, который уникален для партнеров по отношениям, но основан на более широких культурных и социальных нормах. Мы также вступаем в новые отношения с ожиданиями, основанными на схемах, которые мы разработали в предыдущих отношениях и узнали из нашего более широкого общества и культуры. Думайте о схемах отношений как о схемах или планах, которые показывают внутреннюю работу отношений. Точно так же, как схема или диаграмма для сборки нового компьютерного стола помогает вам собрать его, схемы отношений помогают нам понять, как, по нашему мнению, должны работать наши межличностные отношения, и как их создавать. Таким образом, из нашего жизненного опыта в наших более крупных культурах мы привносим строительные блоки или ожидания в наши отношения, которые коренным образом связывают наши отношения с внешним миром (Burleson, Metts, & Kirch, 2000). Несмотря на то, что мы воспринимаем наши отношения как уникальные, они, по крайней мере, частично построены на ранее существовавших культурных нормах.
Некоторые дополнительные коммуникативные акты, которые создают нашу культуру отношений, включают рассказывание историй в отношениях, личные идиомы, рутины и ритуалы, а также правила и нормы. Рассказывание историй является важной частью того, как мы создаем культуру в более широком контексте и как мы создаем объединяющую и значимую сюжетную линию для наших отношений. На самом деле один антрополог придумал термин homo narrans для описания уникальной способности современного человека рассказывать истории (Fisher, 1985). Мы часто полагаемся на повествование об отношениях, чтобы создать ощущение стабильности перед лицом перемен, проверить совместимость потенциальных новых партнеров по отношениям или создать или поддержать солидарность в устоявшихся отношениях. Подумайте о том, как вы используете рассказывание историй среди своих друзей, семьи, коллег и других партнеров по отношениям. Если вы недавно переехали в новое место учебы в колледже, вы, вероятно, испытали большие перемены. Одно из первых дел, которые вы начали делать, — это восстановление социальной сети — помните, что люди по своей сути являются социальными существами. Когда вы начали встречать новых людей в своих классах, на новой работе или в новом жилье, вы, скорее всего, рассказали некоторые истории из своей прошлой жизни — о своих друзьях, работе или учителях дома. Одной из функций этого типа рассказывания историй на раннем этапе формирования межличностных связей является проверка того, есть ли у людей, с которыми вы встречаетесь, похожие истории или могут ли они относиться к культуре ваших предыдущих отношений. Короче говоря, вы проверяете совместимость своих схем с новыми людьми, с которыми сталкиваетесь. Хотя рассказывание историй будет продолжать играть роль в развитии ваших отношений с этими новыми людьми, вы можете быть удивлены тем, как быстро вы начинаете рассказывать своим новым друзьям истории о том, что произошло с тех пор, как вы встретились. Вы можете рассказать истории о своем первом совместном походе в танцевальный клуб, о странном профессоре геологии, который у вас был вместе, или о том, как вы все заболели от еды в кафетерии. Короче говоря, ваши старые истории начнут уступать место новым историям, которые вы создали. Рассказывание историй в отношениях помогает создать солидарность или чувство принадлежности и близости. Этот тип повествования может быть особенно значимым для отношений, которые не относятся к доминирующей культуре. Например, исследование кружка дружбы геев показало, что геи часто пересказывали определенные драматические истории, чтобы создать чувство принадлежности, а также привлечь новых членов в группу (Jones Jr., 2007).
Мы также создаем личные идиомы в наших отношениях (Bell & Healey, 1992). Если вы когда-либо изучали иностранные языки, то знаете, что такие идиоматические выражения, как «Я сегодня не в настроении», при переводе в основном бессмысленны. Например, эквивалент этого выражения на французском языке переводится как «Сегодня я не в своей тарелке». Когда вы думаете об этом, нет смысла использовать любое из этих выражений, чтобы сообщить, что вы больны, но смысл не будет потерян для носителей английского или французского языков, потому что они могут расшифровать соответствующую идиому. Это также относится к идиомам, которые мы создаем в наших межличностных отношениях. Точно так же, как идиомы уникальны для отдельных культур и языков, личные идиомы уникальны для определенных отношений, и они создают чувство принадлежности благодаря внутреннему смыслу, разделяемому партнерами по отношениям. В романтических отношениях, например, люди часто создают друг другу прозвища, которые могут не переводиться напрямую для того, кто их подслушивает. Вам и вашему партнеру может показаться, что называть друг друга «козявками» мило, а другим это может показаться отвратительным. Исследователи обнаружили, что личные идиомы обычно используются в следующих категориях: действия, ярлыки для других, просьбы и сексуальные отсылки (Bell & Healey, 19).92). Недавний культурный феномен Jersey Shore на MTV дал нам множество примеров личных идиом, созданных друзьями в шоу. GTL — это идиома активности, которая означает «тренажерный зал, загар, стирка» — обычное дело для актеров шоу. Есть много примеров идиом, обозначающих других, в том числе граната для непривлекательной женщины, голова сока гориллы для очень мускулистого мужчины и рюкзак для прилипчивого парня/девушки или прилипчивого человека в клубе. Есть также много идиом для сексуальных ссылок, таких как smush , что означает перепихнуться / заняться сексом, и smush room , это комната, отведенная для этих занятий (Benigno, 2010). Идиомы помогают создать сплоченность или солидарность в отношениях, потому что они являются общими репликами между культурными инсайдерами. Они также сообщают об уникальности отношений и создают границы, поскольку смысл разделяется только внутри отношений.
Рутины и ритуалы помогают сформировать культуру отношений посредством их естественного развития в повторяющемся или привычном взаимодействии (Burleson, Metts, & Kirch, 2000). В то время как «рутина» может означать скучность в некоторых ситуациях, рутина отношений — это коммуникативные действия, которые создают ощущение предсказуемости в отношениях, которые утешительны. Некоторые коммуникативные рутины могут развиваться вокруг событий или разговорных тем.
Например, друзья или родственники, находящиеся далеко друг от друга, часто планируют повторяющийся телефонный разговор, а пары обсуждают события дня за ужином. Когда я учился за границей в Швеции, мы с родителями разговаривали по телефону в одно и то же время каждое воскресенье, что установило для нас удобный распорядок дня. Другие рутины развиваются вокруг целых разговорных эпизодов. Например, два лучших друга, рассказывающие свою любимую историю о весенних каникулах, могут легко переключаться с одного говорящего на другого, заканчивать предложения друг друга, говорить в унисон или жестикулировать одновременно, потому что они рассказывали эту историю так много раз. Ритуалы отношений приобретают более символическое значение, чем рутина отношений, и могут быть вариациями широко известных событий, таких как дни рождения, годовщины, Песах, Рождество или День Благодарения, или весьма индивидуализированными и оригинальными. Партнеры по отношениям могут персонализировать свои традиции, поедая мидии и играя в яхтзи в канун Рождества или отправляясь в поход на свою годовщину. Другие ритуалы могут быть более уникальными для отношений, например, празднование дня рождения собаки или посещение дня открытия в парке развлечений. Один из участников исследования сообщил о следующем крайне своеобразном ритуале:
Я каждый день перед сном проверяла пупок моего мужа на наличие пуха. Это произошло, когда я однажды заметил какой-то пушок в его пупке и подумал, что это забавно… Мы оба находили это забавным и часто дразнили нас из-за пуха. Если в течение нескольких дней не было пуха, мой муж засовывал немного в пупок, чтобы я его нашла. Это происходит уже около 10 лет (Bruess & Pearson, 1997).
Независимо от того, включают ли рутины и ритуалы телефонные звонки, употребление определенных продуктов или выкапывание пуха из пупка, все они играют важную роль в построении культуры отношений. Однако, как и в случае с рассказыванием историй, ритуалы и рутина могут быть негативными. Например, вербальные и невербальные паттерны, направленные на то, чтобы ругать или умалять вашего партнера по отношениям, не окажут здорового воздействия на культуру отношений. Кроме того, посещение родственников во время праздников теряет свою символическую ценность, когда они вам не нравятся и вы соблюдаете ритуал, потому что чувствуете, что должны. В этом случае ритуал не обогащает культуру отношений, но может укреплять нормы или правила, созданные в отношениях.
Правила и нормы взаимоотношений помогают в повседневных отношениях. Они помогают создать структуру и установить границы для взаимодействия в отношениях и для взаимодействия с более крупными социальными сетями (Burleson, Metts, & Kirch, 2000). Правила взаимоотношений — это четко изложенные указания о том, что следует и чего не следует делать в определенных контекстах. Пара может создать правило всегда советоваться друг с другом, прежде чем разрешить ребенку переночевать в другом месте. Если мать позволит своему сыну ночевать у подруги, не посоветовавшись с партнером, это может привести к более серьезному конфликту. Нормы отношений похожи на рутину и ритуалы в том, что они естественным образом развиваются в отношениях и обычно соответствуют или адаптируются к тому, что ожидается и приемлемо в более широкой культуре или обществе. Например, может быть нормой, что вы и ваши коллеги не болтаете о делах во время пятничных вечеринок. Поэтому, когда кто-то поднимает на собрании тему работы, его коллеги могут напомнить ему, что разговоров о работе не бывает, и последствия могут быть не такими серьезными. Что касается темы разговора, нормы часто определяют ожидания относительно того, какие темы уместны в различных отношениях. Вы говорите со своим начальником о своих личных финансах? Вы говорите с отцом о своей сексуальной активности? Рассказываете ли вы одноклассникам о своей истории болезни? Как правило, не существует правил, согласно которым вы не можете обсуждать эти темы ни с кем по своему выбору, но нормы отношений обычно заставляют людей отвечать «нет» на приведенные выше вопросы. Нарушение норм и правил отношений может негативно повлиять на отношения, но в целом нарушение правил может привести к более прямому конфликту, а нарушение норм может привести к неловкому социальному взаимодействию. Развитие вашей компетенции в области межличностного общения поможет вам оценить свое общение с точки зрения многих правил и норм, с которыми вы столкнетесь.
Ключевые выводы
Ссылки
Белл, Р. А. и Дж. Г. Хили, «Идиоматическая коммуникация и межличностная солидарность в культурах отношений друзей», Human Communication Research 18 (1992): 307–35.
Бениньо, А., «Глоссарий Джерси-Шор: этот словарь терминов поможет вам (кулаком) накачаться во втором сезоне», NY Daily News , 28 июля 2010 г., http://articles.nydailynews.com/2010- 07-28/entertainment/27071281_1_jersey-shore-fist-pump-snooki.
Bruess, CJS и Judy C. Pearson, «Межличностные ритуалы в браке и дружбе взрослых», Communication Monographs 64, no. 1 (1997): 35.
Берлесон, Б. Р., Сандра Меттс и Майкл В. Кирч, «Общение в близких отношениях», в «Близкие отношения: справочник », под ред. Клайд Хендрик и Сьюзан С. Хендрик (Thousand Oaks, CA: Sage, 2000), 247.
Candland, DK, Одичавшие дети и умные животные: размышления о человеческой природе (Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета, 1995).
Фишер, В. Р., «Повествование как парадигма человеческого общения: пример публичного морального аргумента», Communication Monographs 51, no. 1 (1985): 1–22.
Гоффман, Э., Представление себя в повседневной жизни (Нью-Йорк: Anchor Books, 1959).
Hargie, O., Квалифицированное межличностное взаимодействие: исследования, теория и практика (Лондон: Routledge, 2011), 2.
Джонс-младший, Р. Г., «Дрэг-квин, королева драмы и друзья: драма и перформанс как функция укрепления солидарности в кругу дружбы геев», стр. Калейдоскоп: выпускной журнал качественных коммуникационных исследований 6, вып. 1 (2007): 61–84.
Лири, М. Р., «На пути к концептуализации межличностного отказа», в Межличностном отказе , изд. Марк Р. Лири (Нью-Йорк: Oxford University Press, 2001), 3–20.