Ценностно смысловая сфера личности это: Философско-социологический факультет ПГНИУ — ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ: СУЩНОСТЬ, ДЕТЕРМИНАНТЫ, МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ

Ценностно-смысловая сфера личности несовершеннолетнего правонарушителя — NovaInfo 34

NovaInfo 34, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В статье представлены особенности формирования ценностно — смысловой сферы личности; дефекты ценностно-смысловой сферы личности рассматриваются в качестве причин девиантного поведения плдростков.

Ключевые слова

ЦЕННОСТНО — СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ, ПОДРОСТКИ, ДЕФЕКТЫ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ, ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Текст научной работы

Подростковый возраст-это время бурных изменений личности, как в органическом, так и в смысловом плане. Согласно периодизации Д.Б. Эльконина подростковый возраст это период с 11 до 15 лет . В этом возрасте активно перестраивается самосознание личности, подросток обретает новые ценности и интересы. На формирование ценностно-смысловой сферы подростка значительное влияние оказывает его референтная группа. Под ее влиянием складывается круг новых интересов, формируется мировоззрение.

Исследовать ценностно-смысловую сферу подростков с правонарушениями актуально так ,как на сегодняшний день наблюдается стремительный рост детской и подростковой преступности. Необходимо наиболее полно изучить причины отклоняющегося поведения, для составления эффективных профилактических и коррекционных программ. Предупредить противоправное поведение гораздо эффективнее, чем бороться с уже имеющимися девиациями.

В статье мы рассматриваем деформацию ценностно-смысловой сферы, как основной фактор, определяющий девиантный путь развития личности. Ценностно-смысловая сфера регулирует поведение личности, является критерием выбора, нравственной оценкой поступков. Методологической основой нашей работы является теория деятельности А.Н. Леонтьева. При исследовании данной проблематики, мы опирались на положение Д.А. Леонтьева, согласно которому деформация системы ценностей и смыслов является основной причиной, определяющей девиантность подростка.

Ценностно-смысловая сфера является ядром личности и включает в себя: личностные ценности, ценностные ориентации, систему личностных смыслов. Современные авторы рассматривают систему ценностей и смыслов личности, как сложную, динамическую систему, которая имеет иерархическое строение.

Согласно А.Н. Леонтьеву понятие «ценность» содержит в себе две категории: личностный смысл и значение. [1, с.78] Д.А. Леонтьев выделяет три формы бытия ценностей: предметно воплощенные ценности, социальные идеалы, личностные идеалы. Причем, ценностные ориентации сознания не относит к форме существования ценностей. А.Н. Леонтьев считает что, ценностные ориентации — это ведущий мотив; цель, которая дает возможность отдельному человеку слиться с обществом, общественными благами; ценностная ориентация, рассматривается как жизненный мотив, который составляет смысл жизни. Участвуя в деятельности, индивид осуществляет ее, ориентируясь на ценности, которые интериоризировались в его внутренний план, в его индивидуальное сознание. Личностный смысл отражает в сознании человека значимость определенных вещей. Личностный смысл порождается в результате отношения мотива к цели, причем в большей степени смыслообразующая функция принадлежит мотиву. [2, с. 59]

С помощью психологических механизмов интериоризации, идентификации и интернализации происходит формирование ценностей и смыслов. Ценностно-смысловая сфера состоит из таких элементов как нормы, ценностные представления, личностные смыслы, ценностные ориентации, смысловые ориентации. В дошкольном возрасте (3-7 лет) усвоение норм происходит в рамках ведущего вида деятельности — в игре. В младших школьников (7-10 лет), продолжается усвоение норм и ценностей в ходе ведущего вида деятельности этого возраста — в учебной деятельности. У детей этого возраста формируется высшие чувства: интеллектуальные, эстетические, нравственные. На основе этих чувств, в дальнейшем формируются ценностные ориентации личности. В 11-15 лет меняется ценностное отношение к миру, детские ценности сменяются на взрослые. Подростковый возраст — это период, в котором формируются личностные смыслы. В период 18-23 г., формирование ценностей происходит под влиянием выбранной профессии. В дальнейшем, во взрослости, перестройки ценностно-смысловой сферы сопряжены с возрастными кризисами. [3, с. 43]

Согласно исследованиям Д.А. Леонтьева и Ю.А. Васильевой, у несовершеннолетних правонарушителей не интериоризированны большинство общечеловеческих ценностей, в мотивации подростков с девиантным поведением преобладают потребности, а не ценности. Поведение не детерминируется ценностями, носит ситуативный характер, девиантный подросток поступает «от случая к случаю»; девиантные подростки ориентированы на настоящее, у них отсутствует временная перспектива, не способны ставить перед собой цели. [4, с 89]

Уже на первом году жизни поведение ребенка регулируется его формирующейся системой смыслов, после трехлетнего возраста смысловая регуляция начинает устойчиво влиять на поведение. Соответственно, если на ранних этапах онтогенеза произошел сбой в формировании смысловой регуляции поведения, то личность пойдет по девиантному пути развития. Д.А. Леонтьев и Ю.А. Васильева полагают, что причиной нарушения в развитии смысловой регуляции поведения может быть несформированность в младенческом возрасте базовой установки на доверие к обществу, ценности которого ребенок должен интериоризировать.

Д.И. Фельдштейн полагает, что подростки с нормативным поведением, имеют четкий образ будущего, все поступки и цели носят перспективный характер, а подростки с отклоняющимся поведением имеют «ретроспективную временную ориентацию», т. е. обращены в прошлое. [5, с 67]

А.Г.Белобородов отмечает, что для девиантных подростков характерны двойные стандарты при оценке себя и других. Раздвоенность смысловой сферы правонарушителей характеризуется тем, что у них существуютразные представления о должном для себя и для других, отмечается низкая степень развития рефлексии, они неохотно разговаривают о том, что относится к их собственной личности. [6, с. 78] В ходе психологических исследования был выявлен следующий факт: деформация ценностно-смысловой сферы заключается в преобладании в ней эмоционально-отрицательных окрасок, потребности приобретают статус ценностей.

Исходя из положения о том, что причина противоправного поведения заключается в дефекте ценностно-смысловой сферы, можно сформировать следующие задачи профилактической работы: способствовать оздоровению семейного воспитания, формировать у подростков нормативно-правовые представления, основой воспитания считать формирование нравственных качеств личности. [7, с 45; 2, с. 56]

В ходе исследования данной проблематики, мы изучали деформацию ценностно-смысловой сферы несовершеннолетних правонарушителей — как причину девиантного поведения, исходя из этого положения составили следующий социально-психологический профиль подростка с девиантным типом поведения:склонность жить сегодняшним днем, отсутствие образа будущего, не способность ставить перед собой цели, негативное оценивание прошлых событий жизни, гедонизм, фатализм, преобладание материальных ценностей над духовными.

Читайте также

Список литературы

  1. Иванько Л.И. Ценностно-нормативные механизмы регуляции // Культурная деятельность: опыт социологического исследования.- М.1981.
  2. Иващенко A.B. Нравственное воспитание старшеклассников. -Минск, 1974. 104 с.
  3. Иващенко A.B., Савкина Г.П. Нравственные ценности и особенности их освоения подростками. Учебно-методическое пособие. М., 1993.- 122 с. научно-практической конференции «Развитие личности в поликультурной образовательной среде». — Черкесск, 2010.

Цитировать

Фролова, Н.Д. Ценностно-смысловая сфера личности несовершеннолетнего правонарушителя / Н.Д. Фролова, Н.Д. Шумакова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 34. — URL: https://novainfo.ru/article/3679 (дата обращения: 19.02.2023).

Поделиться

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА

  • Ирина Владимировна Абакумова
    • Южный федеральный университет
  • Евгения Николаевна Рядинская
    • Южный федеральный университет

Ключевые слова: смысл, установка, ценностные ориентации, ценностно-смысловая сфера личности, ценностно-смысловая установка, трансформация, вооруженный конфликт

Аннотация

В данной рассматривается проблема изучения ценностно-смысловой сферы личности. Особое внимание уделено трансформациям в данной сфере личности, находящейся в зоне вооруженного конфликта. Раскрывается содержание понятий «смысл», «установка», «ценностные ориентации» и «ценностно-смысловая сфера личности», на основе чего сформулировано определение «ценностно-смысловая установка». Анализируются концепции становления ценностных ориентаций личности, а также структурные элементы ценностных ориентаций: когнитивная, эмотивная и поведенческая подсистемы. Выделены основные подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности: деятельностный, интегративный, интеракционистский, личностно-смысловой, экзистенциально-гуманистический, социально-психологический. В работе акцентируется внимание на функциях ценностных ориентаций личности: экспрессивной, познавательной, функции защиты и способах их проявлений. Установлено, что ценностно-смысловые установки личности выступают интегральным компонентом смысловой структуры личности, определяют характер отношений к себе, другим людям и миру в целом; характер общения, взаимодействия людей; восприятие, оценку и способы поведения как в актуальной ситуации, так и в долгосрочной жизненной перспективе.

В заключение делается вывод о том, что ценностно-смысловая сфера личности — это сложное системное образование, в котором ценности, мотивы, смыслы и установки предстают как содержательно-динамичные образования, определяющие внутренний мир человека.

Литература

1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Рудакова И.А. Смыслоцентризм в педагогике. Новое понимание дидактических методов: монография. Ростов-н/Д: Изд-во Ростов. ун-та, 2006. 12 с.
2. Абакумова И.В., Рядинская Е.Н. Особенности смысложизненных стратегий в условиях вооруженного конфликта: теоретико-методологический анализ проблемы // World Science: Proceedings of articles the international scientific conference. Czech Republic, Karlovy Vary — Russia. 2016. № 3. С. 243-249.

3. Василюк Ф.Е. Пережить горе: учеб. пособие. Тамбов, 2011. 181 c.
4. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций): учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 2008. 200 с.
5. Воскобоев А.И. Технологии убеждающего воздействия: особенности применения в практике учебного процесса: статья / А. И. Воскобоев // Северо-Кавказский психологический вестник. 2009. № 4. С. 67-72.
6. Ермолаева М.В. Субъектный подход в психологии взрослого человека (вопросы и ответы): учеб. пособие. М.: НПО «МОДЭК», 2006. 200 с.
7. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности: учеб. пособие. М.: Политиздат, 2010. 222 с.
8. Каракозов Р.Р. Организация смыслопоисковой активности человека как условие осмысления жизненного опыта: статья // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997. С. 257-273.
9. Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека: статья // Вопросы психологии. 2007. № 6. С. 23-38.
10. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 2007. 64 с.
11. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности (2-е испр. изд): учеб. пособие. М.: Смысл, 2003. 87 с.
12. Лэнге А. Виктор Франкл — поверенный человечности // Вопросы психологии. 2005. №3. С. 107-111.
13. Наумова И.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения: учеб. пособие. М.: Наука, 2010. 99 с.
14. Рокич М. Природа человеческих ценностей: статья // Свободная пресса. 1973. №5. С. 34-38.
15. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности: учеб. пособие. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 2009. 238 с.
16. Слободчиков В.И. Антропологический смысл исследовательской работы школьников // Школьные технологии. 2006. Т. 3. С. 14-18.
17. Соколов Э.В. Культура и личность: учеб. пособие. Л.: Наука, Лен. отд., 2012. 164 с.
18. Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология: учебно-справочное пособие. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2008. 238 с.
19. Франкл В. Человек в поисках смысла: биографический очерк. М.: Прогресс, 2010. 368 с.
20. Шаров А.С. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека: автореф. дис. … докт. психол. наук. Новосибирск, 2000. 41 с.
21. Шпунтова В.В. К проблеме ценностей: местоположение смысловых универсалий в структуре личности // Психологические исследования: сб. науч. тр. Вып. 3. Самара, 2006. С. 207-223.
22. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система: учеб. пособие. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010. 204 с.
23. Maslow A. Towards a Psychology of Being. Wiley; 3 ed. 1998. Р. 89.

Поступила в редакцию 2016-11-16

Опубликована 2017-03-24

Раздел

Психология. Социальная психология

Страницы

52-58

«Проблемы психологии бедствий и кризисов»

Трансформация ценностно-смысловой сферы личности под влиянием жизненной угрозы, вызванной коронавирусной болезнью COVID-19 гендерный аспект

Текст статьи>>>

Е. Казакова

Доп. Национальный университет гражданской защиты Украины

ORCID ID: 0000-0002-0135-0876

 

DOI — https://doi.org/10.52363/dcpp-2022.3.10

Ключевые слова : пандемия; карантин; жизненная угроза; ценностно-смысловая сфера; COVID-19

В статье рассматривается проблема трансформации ценностно-смысловой сферы личности. Исследования показывают, что ценностное поле смысла является центральной композицией психологии личности и представляет собой многоуровневую и динамичную систему. Система относительно устойчива, но может изменяться под влиянием внешних (социальных) и внутренних (личностного развития) факторов. Трансформация ценностно-смысловой сферы воспринимается как жизненный кризис, в ходе которого происходит известная неустроенность внутреннего мира человека, но успешное преодоление такого кризиса ведет к личностному росту.

Условия пандемии COVID-19 приводят к вынужденной переоценке ценностно-смысловой сферы личности и системы личностных приоритетов. В этих условиях происходит переосмысление ценности жизни и здоровья. В результате саморегуляция психоэмоциональной сферы личности становится важной задачей, направленной на поддержание адаптационных возможностей личности и психологического здоровья, ведь только в этом состоянии человек может полноценно функционировать в социуме.

Коронавирус и пандемии в целом — чрезвычайная ситуация для всего человечества.

Ключевым понятием, лежащим в основе характеристики явления чрезвычайной ситуации, является понятие «угроза жизни, здоровью, материальным ценностям, устойчивости, психическому состоянию, уверенности в завтрашнем дне и т. д.) для целостности самого человека». Жизненная угроза понимается как угроза жизни или существованию человека. Добавим, что угрозу физическому существованию личности можно считать жизненно важной (не вмешиваясь в духовный контекст существования). Потребность в физической безопасности обостряется у человека, который волею судьбы оказывается в очаг чрезвычайной ситуации (ситуации реальной опасности). В очаге чрезвычайной ситуации важно не погибнуть, не получить травм и повреждений.

В статье, целью которой является изучение трансформации ценностно-смысловой сферы личности под влиянием витальной угрозы COVID-19, приводится гендерный профиль основных изменений в лонгитюдных исследованиях.

Результаты показали, что у мужчин, вне зависимости от исследуемого временного периода, более стабильны ценности и смысл жизни, хотя и бывают небольшие колебания, тогда как женщинам сложно измениться, но если они еще овладеют собой и приспособятся к новым условиям жизнью получают высокие показатели удовлетворенности жизнью

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ»

Введение

Динамика современной жизни предъявляет высокие требования к выпускникам высших учебных заведений. В новой концепции образования в России акценты смещаются с узкопрофессионального подхода к подготовке специалистов на многостороннее интеллектуальное и духовное (личностное) развитие личности обучающегося. Молодым специалистам следует характеризовать не только наличие специальных, профессиональных знаний и умений, но и социально-психологических способностей, способность к самосовершенствованию в своей деятельности, творчески мыслить и быть готовым осваивать все новое (проявлять толерантность в ситуация неопределенности).

Основными документами, определяющими требования к подготовке специалистов с высшим образованием, являются Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования вкупе с профессиональными стандартами (ФГОС ВО 3++) определили 8 групп универсальных компетенций (ОК), которые должны формироваться у выпускников вузов (РОССИЯ, с/к).

Универсальные компетенции являются надпредметными и становятся показателем приобщения обучающегося к общечеловеческой культуре, ценностям, выступают важным фактором развития личности. Ряд универсальных компетенций (УК-3, УК-4, УК-6) можно приобрести при изучении психологических дисциплин, результатом которых является развитие таких качеств личности студента, как новаторство, креативность, ответственность за результаты учебной деятельности. ; приобретение навыков успешного общения, умение работать в команде, полностью разбираться в ситуации или проблеме, справляться с неопределенностью, инициировать новые форматы и направления деятельности.

Учебный план, разработанный в соответствии с требованиями ФГОС 3++ и соответствующих основных профессиональных образовательных программ — программ бакалавриата, включает дисциплину «Личностное развитие». Целью данной дисциплины является содействие непрерывному развитию личности, реализации ее индивидуального потенциала, удовлетворению потребности личности в самоопределении и саморазвитии.

Содержание определений понятий «личность» и «развитие личности», сформулированных современными учеными, весьма разнообразно.

Итак, в гуманистическом подходе под развитием личности понимается ее самоактуализация и личностный рост. Представители гуманистической психологии (А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фром) отмечали положительную сущность человека, его направленность на самосовершенствование и самореализацию. Для таких людей характерно принятие себя и мира, открытость, контактность, сосредоточенность на задаче, а не на себе (KRAIG, 2012; MASLOW, 2019).

Различные аспекты проблемы развития личности являются областью исследований многих отечественных ученых (Л.С.Выготский, Б.Г. Ананьев, Л.И.Божович, В.С.Мерлин, А.В. Запорожец, В.В.Давыдов и др.) (АНАНЬЕВ, 2008; ВЫГОЦКИЙ, 1935).

Итак, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконина определяются два начала в развитии личности — биологический и социальный. Именно общество и деятельность самого человека являются определяющими факторами в его формировании. В.А. Петровский и В.И. Слободчиков определяют развитие личности через такие понятия, как «самораскрытие», «самораскрытие» внутреннего потенциала. А.В. Непомнящим утверждается, что развитие человека определяется тремя основными факторами: генотипом, внешней средой и собственным субъектом. Он выделяет доминантное преобладание внешнего контроля человека над его системой самоуправления, которая является ценностно-смысловой сферой личности.

Рубинштейн (2019) подходит к изучению личности через изучение ее творческой деятельности. Большое значение он придает активной деятельности человека, который не столько познает, сколько творит этот мир. Становление личности и развитие самосознания Рубинштейн рассматривает как онтологический процесс, а не разовый, так как в течение длительного времени человек познает свои качества, свойства, мотивы, потребности. Познавая себя, человек начинает лучше реализовывать себя в деятельности.

Леонтьев (1975) анализирует постоянную и ситуативную мотивацию. К более высокому уровню развития личности он относит тех людей, которые всю свою жизнь посвятили достижению поставленной цели, сумели сделать осознанный выбор в ситуации борьбы мотивов, т. е. обладают сильной волей. Леонтьев доказал ведущее значение межличностного общения для развития личности.

Методика

На основе теоретико-методологических исследований проблемы личности изложим авторский взгляд на понятие «личностное развитие студента», под которым мы понимаем осознанный процесс целенаправленного самоизменения личности, проявляющийся в прогрессивное совершенствование психологических характеристик личности и ведущее к формированию компетенций.

Обозначим круг универсальных компетенций, которые необходимо сформировать у студентов бакалавриата в рамках дисциплины «Личностное развитие».

УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и выполнять свою роль в команде.

УК-4. Способен осуществлять деловое общение в устной и письменной формах на государственном языке РФ и иностранном(ых) языке(ах)

УК-6. Он умеет управлять своим временем, строить и реализовывать траекторию саморазвития, основанную на принципах образования на протяжении всей жизни.

В результате освоения этих компетенций студенты должны:

Знать: основные приемы и нормы социального взаимодействия; технологии межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии; основные методы самоконтроля, саморазвития и самовоспитания на протяжении всей жизни.

Уметь: устанавливать и поддерживать контакты, обеспечивающие успешную командную работу; эффективно планировать и контролировать собственное время; строить долгосрочные и краткосрочные планы, организовывать свое время.

Владеть: простейшими методами и приемами социального взаимодействия и работы в команде; навыки построения и реализации траектории саморазвития.

Исходя из позиций компетентностного подхода, выделим следующие компоненты личностного развития студента: познавательный, оценочно-рефлексивный, практическо-деятельностный.

Результаты и обсуждение

Когнитивный компонент предполагает знание основных понятий по дисциплине «Личностное развитие». В содержание дисциплины входят два раздела «Саморазвитие и личностный рост» и «Основы самоорганизации и эффективного взаимодействия». Раздел 1 посвящен основным характеристикам личности, ее индивидуально-психологическим характеристикам: темпераменту, характеру, способностям, воле как форме деятельности личности, определению жизненных стратегий и жизненных целей, препятствий и ресурсов развития личности.

Раздел 2 раскрывает условия и способы эффективного общения, рассматривает вопросы бесконфликтного взаимодействия (виды и причины конфликтов; тактика поведения в конфликтной ситуации; преодоление конфликтов). В данном разделе рассматриваются теоретические основы самоорганизации обучения в вузе: причины неэффективного использования личного времени; управление ресурсами учебной деятельности на следующий семестр; индивидуальные трудности в планировании учебной и внеучебной деятельности учащихся. И, большое внимание уделяется приемам и приемам саморегуляции: формирование положительного восприятия себя; развитие способности к конструктивному решению проблем; понятие стресса и стрессоустойчивости.

Оценочно-рефлексивный компонент включает оценку своих возможностей и способностей, диагностику темперамента, характера, волевых качеств, коммуникативных способностей, особенностей самоорганизации: уровень развития навыков принятия и поддержания целей и их коррекции, планирования собственная деятельность человека, навыки контроля и оценки собственных действий, психических процессов и состояний человека; анализ сильных и слабых сторон вашей личности.

С этой целью используются такие диагностические методики: «Тест-опросник Г. Айзенка», «Акцентуации характера», «Коммуникативно-организационные наклонности», «Определение уровня конфликтоустойчивости», «Диагностика межличностных отношений », «Диагностика особенностей самоорганизации-39» и другие.

По заполнению анкеты обсуждаются результаты диагностики, составляется портрет личности студента и проводится рефлексия. Рефлексия в данном случае направлена ​​на самопознание и осмысление своего внутреннего состояния, личностных качеств, на осознание собственной модели деятельности и необходимости изменения своих убеждений, приоритетов, стремлений, поведения. Учащиеся могут высказаться о полученных результатах, сделанных ими открытиях.

Компонент практической деятельности является ориентированной на практику частью дисциплины Личностного развития.

Далее считаем необходимым представить задачи и упражнения, которые были отобраны и апробированы нами в процессе изучения дисциплины «Личностное развитие» со студентами направления подготовки «Информационные системы и технологии» Тюменского индустриального университета . Упражнения типа «Кто я?», «Основной принцип жизни», «Социально зрелая личность» направлены на развитие самосознания, осознание внутренних критериев своей личности и ориентиров своей жизни. «Если бы у меня был миллион долларов…», «Жизненные цели» — упражнения, помогающие осознать и оценить свои интересы, ценности, мотивы поведения; прогнозировать и обновлять свои жизненные цели.

Личностное развитие зависит, в первую очередь, от усилий самого человека, но их обычно недостаточно. Человек формируется в совместной деятельности с другими людьми, поэтому отношения личности с окружающим миром становятся показателем его роста. Человек, личность которого растет, стремится к эффективному взаимодействию, в контактах с окружающими проявляет открытость, гибкость, умение грамотно разрешать межличностные противоречия. Для развития навыков конструктивного группового взаимодействия, совершенствования процессов принятия решений в коллективе, формирования адекватного образа партнера по общению и правильного его понимания используются деловые игры «Путешествие на воздушном шаре», «Катастрофа в пустыне», «Остров необитаемый». используется на уроке. Игры направлены на сплочение коллектива, на освоение эффективных стратегий поведения.

Серия упражнений «Колесо жизненного баланса», «Тайминг», «Горизонты планирования», «Стратегический картон» играют большую роль в развитии навыков эффективного планирования и контроля собственного времени, составления долгосрочных и краткосрочные планы. Чтобы оставаться конкурентоспособным в профессиональном мире, специалисту необходимо постоянно обновлять свои знания, навыки и умения. В основе такого обновления лежит стремление к самообразованию и обучению. Поэтому у педагогов важно сформировать не только соответствующий объем знаний, но и умение заниматься самостоятельно, организовывать свою деятельность. Отсутствие приемов самоорганизации является существенным препятствием как для успешного обучения в вузе, так и для успешной профессиональной деятельности. На занятиях по личностному развитию студенты учатся организовывать свое рабочее место, считать и анализировать затрачиваемое время, выбирать приоритеты своей деятельности, ставить перед собой задачи, определять шаги, которые необходимо выполнить для достижения желаемого результата, выстраивать график рабочего времени.

«Как управлять здоровьем и повышать работоспособность?» — являются важными вопросами студенческой самоорганизации. Умение контролировать свои эмоции, контролировать их проявление позволяет выглядеть уверенным в себе, обдумывать свои действия, просчитывать перспективы. Умение перенаправить негативные эмоции в конструктивное русло помогает справиться с эмоциональным надрывом и сосредоточиться на решении проблемы. Отрицательные эмоции могут снижать общую активность личности, поэтому важно знать причины таких состояний и вовремя предотвращать их. Так, на занятиях преподаватель предлагает учащимся выполнять дыхательные упражнения, аутогенную тренировку, предохраняющие нервную систему от перегрузок и позволяющие приобрести навыки самоконтроля и самоконтроля.

Далее рассмотрим технологии обучения, обеспечивающие включение учащихся в активное взаимодействие и общение в процессе их познавательной деятельности на занятии «Личностное развитие». К таким технологиям обучения мы относим: групповую работу, деловую игру, тренинг, кейс-стади. При групповой форме работы увеличивается глубина понимания учебного материала, развивается самокритичность, учащиеся более точно оценивают свои возможности, но главное, развиваются коммуникативные навыки. Студенты учатся уважать права каждого на свободу выражения мнений, проявлять терпимость к любой точке зрения. Групповая работа позволяет тренировать у студентов навыки сотрудничества, межличностного общения: умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия (КРЮЧЕВА; ТОЛСТОУХОВА, 2015; МЕЗЕНЦЕВА, 2018; РИХТЕР, 2016).

Деловая игра способствует повышению интереса к рассматриваемой проблеме, поиску новых путей решения сложных задач, развивает диалог и творческое мышление, учит строить гармоничные отношения с другими людьми. В начале игры команда сталкивается с проблемой, решение которой требует глубокого понимания своей команды и ее сильных сторон, оценки возможных вариантов действий и выбора наилучшего решения.

Обязательным условием проведения учебных занятий является соблюдение следующих принципов: «здесь и сейчас», активность, персонификация высказываний, творческая позиция, осознанность своего поведения, партнерство. Учет этих принципов позволяет создать атмосферу доброжелательности, взаимоуважения, деликатности, в которой учащиеся могут максимально раскрыть свой потенциал. Каждый участник тренинга с помощью других участников и тренера может лучше узнать себя, сформировать более реалистичную оценку своих возможностей, увидеть собственные ошибки и недостатки, осмыслить препятствия и трудности в личностном развитии и понять, как преодолеть их. Результатом участия в тренинге является самоизменение, которое проявляется в изменении стратегий поведения, устранении барьеров в общении, появлении уверенности в себе.

Кейс-стади – метод обучения, использующий описание реальных (или близких к реальности) конкретных ситуаций. Ознакомившись с описанием проблемной ситуации, студенты совместными усилиями группы самостоятельно анализируют ее, вырабатывают практическое решение, излагают свои взгляды перед всей аудиторией. Задача преподавателя ориентирована на получение разных точек зрения путем вовлечения всех учащихся в процесс анализа материалов дела. Метод способствует развитию у студентов аналитического мышления, самостоятельного поиска дополнительной необходимой информации, активной учебно-познавательной позиции. В рамках дисциплины «Личностное развитие» мы используем кейсы, направленные на разрешение конфликтных ситуаций. Приняв на себя роль конкретного человека (например, руководителя), студент анализирует причины поведения сотрудников, рассматривает позиции всех заинтересованных сторон и принимает необходимое решение исходя из поставленной задачи. Участники учатся быть гибкими и действовать нестандартно и творчески, ведь кейс не имеет правильного ответа, а также проявлять стрессоустойчивость в условиях неопределенности и недостатка информации.

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующий вывод.

В современных социально-экономических условиях к личности выпускника выдвигаются новые требования. Молодой специалист, наряду с фундаментальной профессиональной подготовкой, должен быть готов к эффективному командному взаимодействию, продуктивному деловому общению, саморазвитию и самообразованию, может проектировать пути развития профессионального будущего. Все эти компетенции заявлены в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО 3++). Формировать универсальные компетенции у студентов-бакалавров можно в рамках дисциплины «Личностное развитие», процесс изучения которой направлен на содействие непрерывному развитию личности, реализации ее индивидуального потенциала, удовлетворении потребностей личности в самоопределение. Использование представленных технологий обучения на занятиях поможет мотивировать учащихся к проявлению инициативы и творчества.

ЛИТЕРАТУРА

Ананьев Б. Г. Психология и проблемы познания человека. Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2008. 431 с.

КРАЙГ Г. Психология развития. Санкт-Петербург.; Москва; Харьков: Питер, 2012. 940 с.

КРЮЧЕВА Ю. В.; Толстоухова И. В. Формирование общекультурных компетенций методом проектов. В мире научных открытий. Красноярск: НИЦ, т. 7.4, н. 67, с. 1413-1428, 2015.

ЛЕОНТЬЕВ А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политиздат, 19. 75. 115 с.

Маслоу, А. Мотивация и личность. СПб: Питер, 2019. 400 с.

МЕЗЕНЦЕВА О. И. Современные педагогические технологии: учеб. Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2018. 140 с.

РИХТЕР Т. В. Использование интерактивных методов обучения в образовательном процессе высшей школы при формировании профессиональных компетенций студентов: учеб. Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2016. 76 с.

РУБИНШТЕЙН С. Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2019.. 713 стр.

РОССИЯ. Портал ФГОС ВО: сайт. с/а. Доступно: http://www.fgosvo.ru/fgosvo/. Доступ: 09 декабря 2020 г.

ВЫГОЦКИЙ Л. С. Психическое развитие детей в процессе обучения. Москва; Ленинград: Госучебно-педагогическое изд-во, 1935. 135 с.

Авторские справки

1 Тюменский индустриальный университет (ТЮИУ), Тюмень – Россия. Доцент кафедры гуманитарных наук и технологий. Кандидат педагогических наук.

2 Тюменский индустриальный университет (ТЮИУ), Тюмень – Россия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *