Цикл контакта | Stupeni
На контактной границе все время происходит последовательная смена фонов и фигур, функций Id, Ego и Personality. Каждый фон опустошается и передает свою энергию формированию фигуры, которая в свою очередь становится фоном для следующей фигуры. Такую последовательную смену фона и фигуры, включающую в себя несколько фаз, называют циклом опыта или циклом контакта. Цикл опыта чаще всего изображают в форме «волны» (рис.3) или в виде круга, которые показывают динамику возбуждения или динамику энергии организма в течение всего времени цикла контакта.
Рис.3 Цикл контакта
Ф. Перлз и П. Гудман предложили выделять четыре стадии контакта:
- Преконтакт;
- Контактирование;
- Финальный контакт;
- Постконтакт.
В нижней точке кривой, на стадии преконтакта, где уровень энергии самый низкий, организм расслаблен и находится в покое: тело представляет собой фон
Постепенно могут появляться ощущения: либо как ответы на средовые стимулы, либо как сигналы об изменении состояния самого организма. Среди них могут быть ощущения дискомфорта, боли, или ощущения, связанные с голодом, сексуальным возбуждением и так далее. По мере возникновения ощущений они постепенно дифференцируются, и наиболее яркие и сильные ощущения привлекают все большее внимание, сигнализируя об актуализации потребности
. Теперь внутренние процессы могут быть обозначены, переведены в речевую или какую-то другую форму (например, рисунок, движение), в которой они могут быть узнаны. Так проявляется символизация.Фаза контактирования представляет собой этап цикла, во время которого организм отождествляется и разотождествляется с возможностями среды, чтобы постепенно обнаружить то, как, каким образом в данной среде может/не может быть удовлетворена потребность. Это процесс сканирования, оценивания и манипулирования набором объективных возможностей, во время которого организм выбирает направление, мобилизует свою энергию и предпринимает действия. Теперь возбуждение становится фоном, а набор возможностей представляет собой фигуру. Выбор возможностей и отказ от них, агрессивное приближение и преодоление препятствий,
Финальный контакт представляет собой момент, когда организм отождествляется с импульсом, объектом или возможностями среды. Это момент, когда организм полностью вовлекается в действие, ради которого он исследовал среду, и которое он так долго вынашивал. Во время финального контакта ощущение себя полностью сменяется ощущением вкуса, вдыхаемого запаха, ощущением объятий, ощущением спонтанности, максимальной вовлеченности в желаемое действие. Перлз пишет, что «на какое-то мгновение существует только фигура на пустом фоне и ощущение спонтанности… нет смысла различать Self, ид и эго».
И наконец, завершается цикл контакта стадией постконтакта. Это время для ассимиляции
того, что было получено организмом. Ассимиляция предполагает отделение и усвоение ценного и полезного (полученного в контакте) от того, что оказалось ненужным, токсичным, неподходящим. Организм чувствует удовлетворение и насыщение, он переваривает. Результатом происходящего переваривания является рост и развитие личности: все, что было ценно в ходе контакта и было усвоено организмом, становится частью нового фона: новые представления, новые способы действия, обстоятельства, люди, опыт – все это обогащает и меняет личность. На это фазе цикла опыта Self проявляется функцией Personality.На конкретных примерах можно рассмотреть, как разворачивается цикла контакта, пронаблюдать его этапы (табл.1). В качестве примеров выбраны две ситуации: переживание тяжелой утраты и переживание жажды. Как видно, в циклах контакта удовлетворяются очень разные потребности: и
Поскольку потребности бывают разные, то и циклы удовлетворения этих потребностей могут существенно отличаться и по продолжительности, и по интенсивности, по затраченной энергии и так далее. Существуют короткие циклы опыта как, например, в случае с переживанием жажды, или более длительные. Ситуацию с утратой можно, например, рассматривать как один длительный цикл контакта, в ходе которого восстанавливается способность человека полноценно жить в отсутствие того, кто был утрачен.
Жажда | Тяжелая утрата | |
Ощущение | Сухость во рту | Онемение и шок |
Осознавание | Ощущение интерпретируется, потребность в воде осознается | Человек начинает замечать чудовищную реальность утраты |
Мобилизация | Человек начинает мобилизовать себя, чтобы начать движение для удовлетворения потребности, например, планирует идти на кухню | Человек начинает замечать чувства, связанные с утратой (скорбь, горе) |
Действие | Человек движется в сторону кухни, берет стакан, наливает воду, подносит ко рту | Человек начинает выражать эти чувства: появляется дрожь в губах, учащается дыхание, появляются слезы |
Финальный контакт | Пьет воду из стакана | Эмоции полностью выражаются: человек плачет, скорбит по утрате |
Удовлетворение | Жажда удовлетворена | Возникает облегчение от выражения эмоций |
Уход от контакта | Организм снижает активность, поскольку задуманное выполнено | Организм уходит от эмоций |
Ассимиляция и опустошение | Остается пространство для возникновения следующей потребности | Пространство остается свободным для того, чтобы в нем возникла новая потребность, связанная с переживанием горя |
Табл. 1 Этапы цикла контакта при переживании тяжелой утраты и жажды
Самой длительной фазой цикла является все же преконтакт, а наиболее короткой его фазой – финальный контакт. Медленный и аккуратный преконтакт позволяет более точно дифференцировать актуальную потребность, в таком случае энергия для удовлетворения потребности мобилизуется легче. Если же на начальном этапе цикла потребность была выбрана не точно, то мобилизовать энергию для ее реализации бывает иногда невозможно и цикл контакта остается незавершенным. Цикл контакта может прерываться не только на этом этапе, а в любой точке до начала финального контакта.
Классическая концепция цикла контакта в методологии гештальт-терапии
В статье проводится анализ классической концепции цикла контакта, а также ее основных положений. Предложенная П. Гудманом и Ф. Перлзом модель цикла контакта оставалась практически неизменной с момента ее основания, подвергаясь лишь незначительным модификациям и уточнениям. Рассматриваются представления о прерываниях контакта, а также анализируется понимание прегнантности, предложенное авторами концепции. В фокусе внимания оказываются также механизмы self-динамики, лежащие в основе классической концепции контакта. Завершается статья констатацией некоторых фундаментальных противоречий, имеющихся в самом ее основании, и намечаются направления необходимой методологической ревизии.
Ключевые слова: концепция цикла контакта, преконтакт, контактирование, финальный контакт, постконтакт, прерывания контакта, прегнантность, фигура/фон, self-динамика, id-, ego— и personality-функции, поле организм/среда.
Концепция цикла контакта, лежащая в основании методологии гештальт-подхода в психотерапии и предложенная основателями направления П. Гудманом и Ф. Перлзом, является одним из фундаментальных положений, определяющих теорию и практику гештальт-терапии. С момента ее появления в работе «Возбуждение и рост в человеческой личности» (известной также под названием «Теория гештальт-терапии») [1] она оставалась практически неизменной, подвергаясь лишь незначительным модификациям, дополнениям и уточнениям. Основные ее положения и по сей день выступают одним из важнейших методологических и методических средств психотерапии. Однако при последовательном анализе концепции цикла контакта вскоре становится очевидным множество противоречий методологического свойства, которые пропитывают ее в самом основании. Цель настоящей работы заключается в представлении читателю фундаментальных оснований классической концепции контакта, а также демонстрация некоторых наиболее важных методологических конфликтов и проблем, содержащихся в ней. Мы надеемся, что тем самым, мы начнем подготовку теоретического фундамента для проведения необходимой методологической ревизии и создания модели контакта, альтернативной традиционной.
О классических и современных подходах к описанию и анализу контакта
Традиционная концепция концепции цикла контакта основывается на постулировании принципа, который описывает особенности процесса удовлетворения человеком своих потребностей, и в основе которого лежит идея о том, что приобретение опыта индивидом предполагает динамику некоторых его этапов. Н.М. Лебедева и Е.А. Иванова в этой связи отмечают: «Цикл контакта, или цикл опыта, или цикл удовлетворения потребности – схема, придуманная для описания процесса контакта человека с внешней средой. Данный процесс включает ряд событий: восприятие новизны; оценку ее привлекательности или нежелательности в данный момент; действия, направленные на творческое приспособление к ней: на ее ассимиляцию, если она желательна, или ликвидацию, если она нежелательна, вредна или является излишней» [5; С. 137].
Классическое представление о цикле опыта (контакта), принадлежащее П. Гудману и Ф. Перлзу, предполагает последовательность следующих друг за другом этапов – преконтакта, контактирования, финального контакта, постконтакта [1, 2, 3, 4]. Сами авторы концепции пишут: «Мы наметили следующую последовательность фонов и фигур в процессе творческого приспособления:
1) Преконтакт. На этом этапе тело является фоном, а телесные влечения и средовые стимулы – «фигурой»; это «данности», или ид опыта.
2) Контактирование. Принимая данности и используя их энергию, самость приближается, оценивает, манипулирует и т.д. набором объективных возможностей. Это активная и произвольная деятельность по отношению как к телу, так и к среде – использование ego-функции.
3) Финальный контакт. Спонтанное, бескорыстное, среднего залога отношение с достигнутой фигурой.
4) Постконтакт. Уменьшенная самость» [1; С. 318].
Нетрудно обнаружить логику разделения цикла контакта на несколько основных этапов, в основе которой лежит своеобразие психологической динамики на каждом из них. Причем описание соответствующей динамики опосредовано привлечением положений теории self и концепции прегнантности.
На протяжении нескольких десятилетий развития теории и практики гештальт-терапии концепция контакта П. Гудмана и Ф. Перлза постоянно уточнялась и дополнялась. Однако основные принципиальные ее положения оставались неизменными. В настоящее время в теории гештальт-терапии существует множество представлений о цикле контакта. Классической моделью воспользовались, внеся в нее изменения, многие теоретики и практики гештальт-терапии: Дж. Зинкер, М. Катцев, И. Польстер, М. Польстер, Н. Салате, С. Гингер, Т. Берли и т.д. Так, М. Катцев выделяет семь фаз в цикле контакта: ощущение, осознание, энергетизация, действие, контакт, реализация, отступление. С. Гингер описывает пять основных этапов цикла формирования опыта: фор-контакт, вступление в контакт, контакт, выход из контакта, ассимиляция опыта [11].
Однако, и читатель, наверное, уже обратил на это внимание, совершенствование гудменовско-перлзовской концепции цикла контакта носило, по большей части, формальный характер, ограничиваясь, разделением процесса контактирования на большее или меньшее количество этапов. Сущность же модели сохраняла завидное постоянство.
Более решительной попыткой развития традиционной концепции цикла контакта, основанной на феноменологии (что само по себе довольно радикально в смысле классической концепции), явилось создание Т. Берли модели, предполагающей процесс развития гештальта как движение от недифференцированного поля – к дифференцированному и обратно [79]. Так, автор модели в описании структуры феноменологии выделяет семь основных этапов: недифференцированное поле – образование фигуры – фокусировка фигуры – self/среда сканирование – разрешение – (намерение, ассимиляция, планирование, проверка) – недифференцированное поле. Однако, как видим, фундаментальная идея классической модели контакта, основанная на разделении организма и среды и заключающаяся в манипуляциях этого организма в среде по поводу удовлетворения «фигурной» потребности, остается неизменной.
О прерываниях контакта
Дополнительной к этой базовой концепции, но неотъемлемо присутствующей в работах как классиков гештальт-подхода [2], так и современных авторов [3, 4, 5] выступает идея прерываний контакта, которые привязаны к определенным этапам рассматриваемого цикла. В целях создания более полной картины следует добавить, что относительно названий этих прерываний существует выраженная несогласованность (которая также носит, скорее, формальный, терминологический характер и не предполагает сущностных отличий). Так, сам Ф. Перлз использует термины «невротические механизмы» [2], П. Гудман и Ж.-М. Робин говорят о «потере функции ego» [4], И. Польстер и М. Польстер рассматривают этот феномен как «сопротивление-адаптация» [12], Дж. Зинкер говорит об «обрывах в цикле контакта» [13], а М. Пети – о «невротических механизмах уклонения» [3].
Однако в любом случае, как уже становится очевидным, рассматриваемый сейчас нами феномен имеет в своей семантике негативные коннотации. Аксиоматичным при этом выступает положение о том, что так или иначе, он представляет собой способ нарушения естественного («здорового») течения контакта организма и среды и, следовательно, должен быть размещен в фокусе психотерапевтической работы: «Выявление этих механизмов [сопротивлений – И.П.], каждый из которых, в принципе, требует особой терапевтической стратегии, – важнейшая для гештальт-терапевта задача» [3; С. 127]. В многочисленных работах по гештальт-терапии, разумеется, даются богатые и щедрые рекомендации по работе с сопротивлением. Хотя, справедливости ради, стоит все же отметить, что гештальт-подход к работе с сопротивлением носит гораздо боле гибкий характер, чем, например, предполагает психоаналитическая практика: «Однако сразу же уточним, что гештальт-терапия, в отличие от некоторых других подходов, направлена не на атаку, победу или преодоление сопротивления, а, скорее, на их осознавание клиентом, с тем, чтобы они больше соответствовали возникающей ситуации» [5; С. 127].
Что касается классификации механизмов прерывания контакта (в дальнейшем во избежание путаницы и для придания концепции большей или меньшей ясности я буду апеллировать именно к этому понятию), то здесь среди гештальтистов царит редкое единодушие [2, 3, 4, 5, 12, 13]. Пятерку наиболее распространенных механизмов составляют: слияние (конфлуенция), интроекция, проекция, ретрофлексия, эготизм[1]. Причем слияние соответствует временному периоду преконтакта и предполагает невозможность дифференцирования человеком своих телесных ощущений, чувств, желаний, интенций и т. д. На этапе контактирования (после выделения фигуры из напитавшего ее энергетически поля) интроекция и/или проекция останавливают контакт посредством какой-либо неассимилированной анахроничной идеи либо фантазирования о том, что поле или объект контакта являются, например, довольно опасными для субъекта. Процесс, протекающий на следующем этапе – финальном контактировании – может быть заморожен благодаря уклонению субъекта от прямого способа удовлетворения потребности, определяющей динамику поля (в этом случае принято говорить о дефлексии), либо обращению контактного по своей природе энергетического возбуждения на себя самого (в этом случае имеет место ретрофлексия). И, наконец, об эготизме речь идет чаще всего в ситуации, когда обсуждают феномены прерывания контакта на этапе постконтакта в случае, если новый, полученный на предыдущих фазах, опыт не может быть ассимилирован в self и отвергается в пользу уже имеющегося. При этом опыт никак не трансформирует self и «предохраняет» человека от желаемых изменений.
Итак, становится совершенно очевидным следующее положение – в традиционной модели цикла контакта формы его прерывания находятся в строгом соответствии с закономерностями текущего этапа: по мнению самого П. Гудмана, до фокусирования возбуждения возникает конфлуенция, в процессе возбуждения – интроекция, в момент столкновения с окружающей средой – проекция, в процессе конфликта и разрушения – ретрофлексия, во время финального контакта – эготизм [16]. Ж.-М. Робин описывает временную последовательность форм потери функции ego следующим образом: слияние – интроекция – проекция – ретрофлексия (эготизм автор рассматривает в качестве особой формы ретрофлексии) [4]. Несколько иную последовательность форм прерывания контакта (но все же последовательность) предлагают также Дж. Зинкер и Ж. Пьере [3].
Существуют и более методологически гибкие позиции относительно логики прерываний в модели цикла контакта. Так, Н.М. Лебедева и Е.А. Иванова, рассматривая концепцию сопротивления в гештальт-терапии [5], предлагают свою позицию относительно соответствия его форм с фазами цикла контакта: «В отношении привязки определенных сопротивлений к фазам цикла существуют две точки зрения. Одна из них предполагает, что отдельным фазам соответствуют свои, наиболее типичные срывы цикла контакта. Другая точка зрения отрицает подобную связь и утверждает, что все виды сопротивления могут встречаться на любых фазах. Позиция авторов в данном случае промежуточная. Мы предполагаем, что действительно, мы можем обнаружить некоторые сопротивления в самом неожиданном месте цикла, но все-таки наиболее характерными видами срыва на каких-то фазах являются вполне определенные сопротивления» [5; С. 214-215]. Далее авторы предлагают схематичную расстановку форм сопротивления на цикле контакта [5; С. 215], обосновывая такого рода динамическую модель [5; С. 216].
О понимании прегнантности, релевантном традиционным представлениям о цикле контакта
Говоря о методологии гештальт-терапии, невозможно обойти вниманием еще одно важное представление, комплементарное идее цикла контакта. Речь идет о практике применения принципа прегнантности[2], появившегося в берлинской школе гештальт-психологии и адаптированном применительно к проблеме личности в теории поля [9, 10].
Начнем с теоретических аспектов концепции прегнантности в гештальт-терапии. Авторы «Международного словаря гешталь-терапии» отмечают: «Здоровый человек умеет отчетливо различать доминирующую для него в данный момент фигуру (например, собственную актуальную потребность, выбранный им объект для реализации этой потребности и т.д.), которая приобретает все свое значение только по отношению к фону, к заднему плану. Поэтому реакция «здесь и теперь» (возникающая фигура) должна вписываться в личностную ситуацию в целом (фон)» [11; С. 152]. Как видим из определения, акцент в дефиниции категории фигуры ставится на обусловливании ее потребностью личности[3]. Для дальнейшего анализа данное обстоятельство может оказаться для нас довольно важным.
Сейчас уделим немного внимания значению концепции прегнантности для традиционного понимания цикла контакта, а также практическому ее применению в гештальт-терапии. В теории и практике гештальт-подхода в психотерапии сложилось несколько представлений о прегнантной динамике в процессе цикла контакта, которые в целях упрощения восприятия так или иначе можно привести к двум основным.
Первая позиция заключается в том, что фигурой является некая потребность, лежащая в основе цикла контакта. Собственно говоря, анализируемая нами концепция и описывает цикл контакта по поводу удовлетворения человеком значимой для него в этот момент потребности. Зачастую говорят о «фигурной потребности». Более того, поскольку каждый из этапов цикла контакта соответствует одной и той же потребности, инициирующей активность человека, то имеет смысл в этой модели говорить о «фигуре терапевтической сессии». Таким образом, фигура на протяжении всей временной последовательности цикла контакта остается неизменной. В связи с этим в процесс-анализе сессии даже от давно и успешно практикующих гештальт-терапевтов можно услышать утверждения (или вопрос, обращенный к студентам) о том, что было фигурой сессии. Косвенно отсылка к такого рода пониманию прегнантности содержится и во многих популярных учебниках по гештальт-терапии. Так, С. Гингер пишет: «Только ясное различение доминантной для меня в данный момент фигуры позволит мне удовлетворить мои потребности, а ее последующее растворение (или отсутствие) освободит меня для новых актов физической и умственной деятельности. Известно, что неразрывный поток последовательных циклов в Гештальт-терапии определяет состояние «здоровья»» [3; С. 39]. По контексту употребления категории фигуры можно сделать вывод о том, что весь цикл контакта посвящен одной и той же фигуре-потребности, имеющейся у клиента.
Схожую позицию мы находим у Ж.-М. Робина, который, рассматривая понятие фигуры, говорит в приводимом им примере: «Рассмотрим более подробно этот традиционный пример с голодом. Голод составляет фигуру в определенный момент и прерывает все мои другие ощущения и занятия, он выдвигается на первый план, и я вступаю в контакт с окружающей средой, чтобы найти решение для ее удовлетворения. [Заметим, в этом месте цитаты, что сам акт вступления в контакт с окружающей средой, а также используемые для этого способы контактирования в примере автора не становятся фигурой – примечание мое – И.П.]. Фигура «голод» будет развиваться, наполнять меня энергией, заставлять вступать в контакт с окружающей средой, где я возьму пищу [и здесь в тексте автора не обнаруживается пока никаких указаний на прегнантную трансформацию – И. П.], а затем, по мере того, как я буду есть и усваивать пищу, гештальт «голод» [а здесь происходит удивительная трансформация категории «фигура» в категорию «гештальт» – И.П.] будет разрушаться и позволит мне перейти к другому гештальту» [4; С. 30]. В приведенной цитате не содержится явного утверждения о том, что фигура остается неизменной на протяжении всего цикла контакта, тем не менее, у читателя не может сложиться иного впечатления.
Мы отмечаем лишь косвенный характер постулирования стабильности фигуры сессии (цикла контакта) в приведенных примерах постольку, поскольку эти же авторы в этих же работах (!) довольно ясно утверждают обратное – в зависимости от этапа цикла контакта фигура, равно как и, разумеется, прегнантное соотношение в целом претерпевают трансформацию. Тем не менее, такого рода трансформация не подчинена свободной, творческой и непредсказуемой динамике, а детерминирована внутренней логикой цикла контакта. Итак, мы оказываемся в пространстве второй позиции на предмет соотношения динамики фигуры и цикла контакта. Суть ее заключается в том, что каждому этапу цикла контакта соответствует такая же определенная прегнантная динамика. Авторы классической модели цикла контакта это соответствие определяют следующим образом [1; С. 278-279]. На этапе преконтакта фигурой выступают некоторые наиболее выраженные данные восприятия, маркирующие возникновение или пробуждение потребности. Все остальные сигналы при этом являются фоном для первых. Во время контактирования место фигуры занимают ресурсы среды и возможности, существующие для удовлетворения актуальной потребности. На первый план при этом выходят эмоции, имеющие отношение к процессу осуществления выбора. На этапе финального контактирования, когда объект желания достигнут, место фигуры занимает собственно процесс взаимодействия субъекта и объекта. Постконтакт характеризуется появлением фигуры в виде переживаний и ощущений, маркирующих результат удовлетворения потребности, а также соответствующих образов и мыслей. При этом и сама потребность, и объекты окружающей среды уходят в фон.
Им вторят современные гештальт-терапевты. Например, Ж.-М. Робин, описывая прегнантную составляющую преконтакта, пишет: «В этой фазе заключено то, что составляет фон, задний план, это главным образом тело, и именно в теле начинает возникать ощущение. Это ощущение является признаком наиболее важной потребности организма, которая развивается в данный момент. …Следовательно, гештальт здесь отделится от фона[4], чтобы начать образовываться и затем «пойти на контакт» с окружающей средой, приобретая все более и более четкие контуры» [4; С. 31]. Переходя к описанию фазы контактирования, автор отмечает: «…эта фигура, которая отделилась от недифференцированного фона, в свою очередь отойдет на задний план, чтобы напитать фон, дать ему энергию. Начиная с этого момента, возбуждение, энергия мобилизуются и позволяют организму обратиться к окружающей среде…» [4; С. 32]. В течение финального контакта, по мнению Ж.-М. Робина, «…окружающая среда отходит на задний план и образуется новая фигура: это выбранный объект» [4; С. 32]. И, наконец, в постконтакте «…граница закрывается на этом прожитом опыте, и в этот момент начинается работа по ассимиляции. Нет больше фигуры, в поле не остается больше ничего актуального» [4; С. 33].
Подытоживая точку зрения автора, отметим, что этапу преконтакта соответствует фигура в виде телесных ощущений, маркирующих актуальную потребность, на этапе контактирования она уходит в фон, позволяя появиться новой фигуре в виде ресурсов окружающей среды, финальный контакт знаменуется трансформацией фигуры, которой теперь выступает выбранный для удовлетворения потребности объект, и, наконец, в постконтакте фигура и фон исчезают снова в недифференцированном поле. Таким образом, мы еще раз убедились, что каждому этапу соответствует собственный тип прегнантного соотношения. Другими словами, логика цикла контакта определяет логику прегнантной динамики.
Несколько отличная точка зрения (хотя сущностно вполне соответствующая предыдущей) представлена в работах С. Гингера [3, 15], который определяет соответствие прегнантного соотношения и логики цикла контакта следующим образом: преконтакту соответствует фигура в виде субъекта (я), контактированию – объект (ты), полному контакту – субъект/объект (мы), постконтакту – человек в контексте его истории. Как видим, принцип остается прежним – логика цикла контакта и прегнантная логика находятся в строгом соответствии друг с другом.
После описания прегнантных коллизий, существующих в методологии современного гештальт-подхода, все же стоит сказать, что его задачей было не столько обнаружение внутренних противоречий у безмерно уважаемых мною и довольно последовательных в своих исследованиях авторов, сколько демонстрация двойственной по своей сути позиции относительно понимания прегнантности в динамике цикла контакта, характеризующей эту часть методологии гештальт-подхода. Кроме того, невозможно не обратить внимания на тот факт, что в обеих рассмотренных позициях используется понимание принципа прегнантности, не соответствующее тому смыслу, который он имеет от рождения в гештальт-психологии. Этой части анализа будут посвящены последующие работы.
О self-динамике в цикле контакта
Еще одна немаловажная составляющая традиционных представлений о цикле контакта – self-динамика, логика которой также находится в строгом соответствии с собственной логикой цикла. Подход к природе психического, распространенный в гештальт-терапии представлен концепцией self[5] – процессом, протекающим в поле «организм – среда» и реализуемым посредством трех его функций: id, ego, personality [1, 2, 3, 4, 5, 12, 13]. При этом функция id имеет отношение к внутренним импульсам, возбуждению, маркирующим возникновение потребности, их телесному проявлению. Функция ego представляет собой функцию активного сознательного выбора или отвержения и предполагает сопутствующую процессу идентификации/отвержения ответственность. Функция personality релевантна представлениям человека о себе и окружающем его мире, а также предполагает некоторую динамику смыслообразования и является хранилищем ценностей и убеждений человека.
Напомню, что концепция self разработана авторами гештальт-терапии практически одновременно с появлением концепции цикла контакта. Обе категории рассматриваются ими как комплементарные для процесса презентации природы психического. При этом self понимается основателями подхода как постоянный непрекращающийся процесс творческого приспособления организма к окружающей его среде.
В своей классической работе Ф. Перлз и П. Гудман пишут: «Self – система контактов – всегда интегрирует перцептивно-проприоцептивные, моторно-мускульные функции и органические потребности. Он осознает и ориентируется, осуществляет агрессию и манипуляцию, а также эмоционально чувствует, подходят ли друг другу среда и организм. Не бывает хорошего восприятия без вовлечения мышц и органической потребности; воспринимаемая фигура не бывает яркой и четкой без того, чтобы субъект заинтересовался этим, сфокусировался на этом и внимательно всмотрелся. Так же, как не бывает грации или точности в движении без интереса, и мускульной проприоцепции, и восприятия среды» [1; С. 232]. И далее авторы концепции self добавляют: «Self существует там, где передвигаются границы контакта. Области контакта при этом могут быть ограничены, как при неврозах. Но где бы ни находилась граница и ни случался контакт, присутствует творческая самость» [1; С. 233].
С. Гингер, говоря о self, описывает этот конструкт следующим образом: «Self – это не фиксированная сущность и не психическая инстанция, наподобие «Я», или «Ego». Self – это специфический для каждого человека процесс, характеризующий его собственный способ реагирования в данный момент и в данном поле в соответствии с его личным «стилем». Под self понимается не просто «бытие» человека, а его «бытие-в-мире»[6], которое изменяется в зависимости от возникающих ситуаций» [3; С. 119]. Дж. Латнер дает свое определение: «Self – это особый, присущий только нам способ участия в любом процессе, наш индивидуальный способ проявления в нашем контакте с окружающей средой… Он является действующей силой контакта с настоящим, в котором происходит наше творческое приспособление» [3; С. 120]. Н.М. Лебедева и Е.А. Иванова описывают self как «совокупность событий на границе-контакт» [5; С. 125], при этом рассматривают его в качестве некоторого синтезатора функций, опосредующего процесс творческого приспособления.
Сейчас более подробно относительно взаимосвязи self-динамики и представлений о цикле контакта. Как уже отмечалось, существует некоторая признаваемая большинством авторов зависимость self-динамики от динамики цикла контакта. Авторы классической модели цикла контакта пишут в связи с этим: «Преконтакт: … Это то, что осознается как «данность», или Ид ситуации, растворенное в е возможностях. Контактирование: … (б) происходит выбор возможностей и отказ от некоторых из них, агрессивное приближение и преодоление препятствий, а также произвольная ориентация и манипуляция. Это – отождествления и отчуждения Эго. Финальный контракт: … Вся произвольность ослабляется и происходит спонтанное единое действие восприятия, движения и чувства. Постконтакт: … самость уменьшается» [1; С. 278-279]. С. Гингер, рассматривая цикл контакта, утверждает, что в преконтакте «self функционирует преимущественно в режиме id», на этапе контактирования – «в режиме ego, позволяющем выбирать среди различных возможностей, или отказаться от них, или совершить ответственный поступок по отношению к окружающему миру», во время финального контактирования «self продолжает функционировать в режиме ego, но теперь уже не в активной форме, а в среднем режиме – одновременно и активно и пассивно, когда клиент выступает одновременно как субъект и объект своего действия», в постконтакте «self функционирует в режиме personality, интегрируя только что полученный опыт в общий опыт личности, определяя место для свершившегося здесь и теперь в истории отдельного человека» [3; С. 124-125]. Схожую точку зрения на self-динамику в цикле контакта мы обнаруживаем у и Ж.-М. Робина [5]. Таким образом, мы можем и в этом аспекте традиционных представлений о цикле контакта констатировать их детерминирующий характер для self-динамики.
О дуализме психического в концепции цикла контакта
Еще один немаловажный аспект представлений о цикле контакта имеет отношение к природе психического. На основании анализа концепции цикла контакта и практики ее применения мы должны констатировать некоторую противоречивость соответствующих ей позиций в этом отношении.
Так, с одной стороны, гештальт-подход постулирует процессуальную природу психического, что представлено в совершенно отчетливом виде в концепции self (см. выше). При этом цикл контакта понимается в гештальт-подходе как некоторое описание self-динамики.
С другой стороны, сквозь описание цикла контакта, так или иначе, просматривается индивидуалистический характер релевантных ему представлений о природе психического. Так, например, в описаниях цикла контакта чаще всего речь идет о контактировании организма в среде по поводу удовлетворения им его потребности [1, 3, 4, 5, 12, 13]. При этом сам процесс контактирования выступает некоторым фоном по отношению к динамическим характеристикам поля – собственным потребностям человека, а также особенностям ситуации и окружающей индивида среды, в которой расположены объекты этой потребности. Поле оказывается довольно очевидным образом разделено на субъект и объект, а цикл контакта становится схемой, адекватной описанию процесса их взаимодействия. Таким образом, из сказанного вытекают значительные методологические следствия, наиболее важное из которых заключается в том, что концепция цикла контакта хотя и в неявном виде, но все же предполагает существование оппозиции «субъект – объект» («организм – среда»). Не является ли такое положение вещей некоторым регрессом по отношению к основным методологическим «завоеваниям» гештальт-подхода – децентрализации и фокусированию на процессе?
***
Подытоживая изложенное, стоит отметить, что традиционная концепция цикла контакта в современной теории и практике гештальт-подхода имеет в своем основании несколько основных характеристик (или черт):
1) процесс приобретения человеком нового опыта, равно как и процесс развития, производный от него, опосредуется динамикой основных этапов;
2) процесс контактирования человека в поле может быть прерван на любом из этапов, что определяет характерные особенности субъекта контактирования и может лежать в основании как построения адекватных терапевтических стратегий, так и клинической диагностики самого субъекта; сами же механизмы прерывания контакта маркируют в психотерапии возникновение сопротивления;
3) механизмы прерывания (называемые также нарушениями ego-функции) соответствуют определенным этапам цикла контакта и в этом контексте детерминируют тип психологического нарушения у человека, а также предполагают соответствующие терапевтические интервенции;
4) цикл контакта представляет собой сопровождение «фигурной» потребности, лежащей в его основании, а прегнантная динамика детерминирована собственной логикой цикла контакта;
5) процесс активизации тех или иных функций self подчинен динамике возникающих в процессе контактирования задач, которые в свою очередь выступают важнейшими характеристиками этапов цикла контакта;
6) некоторый довольно отчетливо присутствующий дуализм процессуального и индивидуалистического характера природы психического (хотя более справедливым было бы отметить и вовсе очевидное возвращение от методологического акцента на процессе контактирования к привычному для модернистской психологической парадигмы расщеплению поля на самостоятельные и независимые составляющие).
Гештальт-цикл опыта (COE): модель коучинга для изменений
Осознание себя и нашего окружения равносильно способности делать осознанный выбор в отношении того, какие мы есть и что мы делаем в каждый конкретный момент.
— Джон Картер, GestaltOSD Center
Клиенты приходят на коучинг по многим причинам: от обучения более эффективному делегированию до более стратегического мышления. Однако, в конечном счете, мотивацией для коучинга является то, что клиенты хотят изменить в результате работы с коучем. Как коучи, мы пытаемся убедиться, что желание изменений достаточно убедительно, чтобы наши клиенты оставались мотивированными на протяжении всего времени их работы. Роль коуча состоит в том, чтобы защищать своих клиентов и бросать им вызов, когда они достигают своих целей.
Какие инструменты может использовать коуч, чтобы помочь своим клиентам измениться и лучше понять привычные модели мышления и действий? Одним из полезных инструментов является гештальт-цикл опыта (COE), который определяется как «гештальт; то есть связная картина и целостный способ определения здоровой адаптации и функционирования». [1] В более общих терминах Цикл Опыта — это способ отслеживать естественный процесс изменений и факторы, которые мешают этому изменению и могут сорвать его. Может существовать сознательное и бессознательное сопротивление изменениям, несмотря на глубокое желание изменений в образе жизни и деятельности.
Использование и применение ЦОЕ развивалось с тех пор, как Фриц Перлз впервые разработал его как Цикл Осознания в конце 1940-х годов в качестве инструмента для работы со своими терапевтическими клиентами. В дополнение к терапевтическим установкам, COE широко используется во всех аспектах развития лидерства и на всех уровнях систем, включая индивидуальный, диадный, командный и организационный уровни. Несмотря на изменения с течением времени и вариации, COE придерживается одних и тех же основных элементов:
- Sensation —физические или иные ощущения, замечаемые в теле клиентом
- Осознание — мысли или чувства, которые клиент замечает, возникающие в ответ на физические ощущения; можно было бы сосредоточиться на коуч-сессии и помолвке
- Мобилизация энергии — у клиента возникает беспокойство или возбуждение, которое мобилизует энергию для того, чтобы клиент начал действовать; возбуждение мобилизует, а тревога может вывести из строя
- Действие — клиент предпринимает действие, которое может привести к изменению
- Контакт — клиент замечает, не изменилось ли что-то внутри в связи с выполнением действия
- Уход/закрытие — клиент учится и усваивает опыт, оставляя место и энергию для возникновения нового «того, что есть»
Не все COE завершены. В некоторых случаях фокус, который определили клиенты, может быть недостаточно убедительным, чтобы поддерживать их циклы, или «сопротивления» могут возникать на разных этапах процесса. Например, клиенты могут закрыться в ответ на неприятные ощущения или отвлечься, сменив тему на, казалось бы, не относящиеся к делу темы. Однако, хотя сопротивления обычно рассматриваются как дестабилизирующие и неадаптивные, гештальт считает их важными и информативными. Сопротивления проблематичны только тогда, когда они мешают обучению со стороны клиента или другой системы. Как сказал Эд Невис, один из основателей Гештальт-института Кливленда, «перепрыгнуть через сопротивление — значит избежать возможности реального понимания или роста, и это исключает полное владение сопротивлением».
Поддерживая своих клиентов в проработке их СОЕ, коучи также осведомлены о других СОЕ, возникающих на коуч-сессиях. Они отслеживают свои собственные COE, а также те, которые происходят между ними и их клиентами. При этом они обращают внимание на свои привычные паттерны в качестве коучей, например, слишком быстро побуждают клиентов к действию, и на то, как эти привычные паттерны могут подорвать обучение и прогресс клиентов.
Пример
Недавно я работал с клиентом, который хотел расширить свои бизнес-предложения, включив в них семинары, посвященные расширению прав и возможностей женщин, лидерству и устойчивости. Однако она поняла, что что-то мешало ей реализовать программу. Одно из мероприятий, которое мы совместно создали, состояло в том, чтобы «высказаться» о сопротивлении, которое возникло внутри нее и помешало ей двигаться вперед со своими планами, несмотря на ее заявленную заинтересованность в этом.
- Используя ЦП, я заметил, что она, казалось, затаила дыхание, когда говорила ( Сенсация ). Она подтвердила, что делает это, и ей стало любопытно.
- Я предложил своей клиентке сосредоточиться на своем дыхании, и она стала дышать глубже. При этом она осознала дуэльные мысли о расширении своей работы ( Осведомленность ).
- Часть ее была взволнована созданием своей программы. Еще подняли старые байки о ее достоинстве быть увиденным. Мы исследовали, какая мысль была для нее более энергичной, и сосредоточили внимание на нашем сеансе. Она выбрала мысли вокруг своего достоинства ( Мобилизация энергии ).
- Чтобы сломать привычку просто повторять воспоминания из прошлого, усиливающие чувство недостойности, я спросил ее, не хочет ли она провести эксперимент. После согласования у нас состоялся разговор, в котором она рассказала о своих мечтах о своей программе, а я олицетворял сопротивление, призывая ее не двигаться вперед ( Действие ).
- Пока мы говорили, ей стало ясно, что, игнорируя сопротивление движению вперед, она также игнорировала ответы на важные вопросы, которые действительно укрепили бы и поддержали бы ее усилия, если бы она обратила на них внимание. Когда она улыбнулась, я спросил, что изменилось для нее. Она разделяла сочувствие, которое испытывала к себе, и к сопротивлению голоса, которое она теперь рассматривала как союзника, которого следует слушать, а не игнорировать (9). 0003 Свяжитесь с ).
- Когда мы закончили сессию, она ушла, вновь сосредоточившись на своем бизнесе и предприняв шаги для его развития ( Отказ и закрытие ).
Заключение
Чтобы извлечь пользу из СОЕ, коуч может использовать приведенную ниже диаграмму, чтобы провести вовлеченного клиента, отдельного человека или команду, через их существующие процессы. Элементы COE, как правило, поддерживают осведомленность о процессах, которые предвосхищают их успех. Как только выясняется, что не работает или мешает завершению цикла, варианты становятся ясными.
Независимо от тем, которые клиенты поднимают на коучинге, конечной целью является помочь повысить их осознание того, чего они хотят, блоки, которые мешают им получить это, и то, как прервать старые шаблоны для достижения этого. COE может быть средством, помогающим клиентам достичь этого в коучинге и за его пределами.
Ресурсы:
Cleveland Consulting Group: http://www. clevelandconsultinggroup.com/articles/gestalt-cycle-of-experience.php
Гештальт-институт Кливленда: https://www.gestaltcleveland.org/
GestaltOSD Center: https://www.gestaltosd.org/
[1] GestaltOSD Center, Cycle of Experience
Определение гештальт-терапии • Наставник-консультант
Гештальт-терапия — это феноменологическая форма психотерапии, разработанная 9 Фриц Перлз, Лора Перлз и Пол Гудман в 1940-х и 1950-х годах. Теория была впервые изложена в книге 1951 года « Гештальт-терапия ».
Подход признает, что эмоциональные трудности могут быть в форме эмоциональных и физических реакций.
Из-за этого практикующие обращают столько же внимания на невербальное общение клиента , сколько и на эмоциональные реакции.
Ключевые понятия и принципы гештальт-терапии
Центральным понятием гештальт-подхода является «целостность» , которая исследует интегрированный опыт клиентов и их отношения с обществом.
Гештальт-терапия фокусируется на процессе , т.е. на том, что происходит, а не на содержании, т.е. на том, что обсуждается.
Цель состоит в том, чтобы клиенты знали, что они делают, как они это делают и как они могут изменить себя и научиться принимать себя.
Гештальт-терапия синтезирует три философии или « столпа гештальта » — феноменологию, теорию поля и диалог.
Феноменология — это дисциплина, которая помогает людям отойти от привычного образа мышления, чтобы они могли понять, что на самом деле воспринимается и ощущается.
Феноменологический опыт клиента – это его текущий или исторический фон, который называется « земля ’. Из их опыта один элемент станет фигуральным — « цифра ».
Используя концепцию фигуры и фона, можно объяснить процесс, посредством которого люди организуют свое восприятие для создания значения. Земля в основном находится вне сознания, и разные вещи в разное время могут стать фигуральными.
Теория поля лежит в основе целостного взгляда клиента. Есть три типа полей, которые связаны между собой:
- эмпирическое поле
- реляционное поле
- более широкое поле
Поле будет находиться в постоянном движении, поэтому консультанту необходимо гибко фокусироваться на фигуральном, а также переключаться между тремя полями, чтобы понять, как клиент осмысливает переживания.
Терапевтические отношения нуждаются в рабочем союзе и диалогических отношениях.
В гештальт- диалогических отношениях терапевт должен приложить все свои силы к реляционному контакту, чтобы встретиться с клиентом.
Консультант должен быть полностью присутствующим, понимающим, подтверждающим и аутентичным, и при этом практиковать следующие элементы: присутствие, подтверждение, включение и открытое общение.
Фриц Перлз, основатель гештальт-терапии
Как работает гештальт-терапия?
Осознание находится в центре теории и практики гештальт-терапии.
Гештальт-консультант повысит осведомленность клиента (чувства, мысли, поведение, телесные ощущения) и осознание того, как клиент устанавливает контакт (его отношения с другими людьми, влияние на окружающую среду и ее влияние на него самого).
Терапия направлена на освобождение блоков, препятствующих потоку между фигурой и фоном .
Гештальт-терапия использует « цикл осознания/опыта », чтобы понять поток осознания, и представляет собой способ отслеживания формирования, прерывания или завершения возникающих фигур.
Эта идея завершения и, следовательно, создания «целостности» является частью нашей повседневной жизни и включает в себя задачи и нашу эмоциональную жизнь.
Этот жизненный опыт называется ‘ гештальта ’, которые формируются, завершаются и снова формируются как цикл опыта.
Гештальт-терапия полагает, что людям необходимо создавать целостное, чтобы понимать наш мир и, следовательно, завершать циклы опыта.
Почему важен цикл опыта?
Цикл опыта определяет этапы от момента переживания ощущения до полного контакта и готовности к новому опыту .
Цикл опыта включает в себя взаимодействие всего человека со всем его окружением. В любой момент человек может пройти несколько циклов опыта, которые взаимосвязаны и связаны с другими, их желаниями и потребностями.
Потенциальные гештальты могут быть остановлены, чтобы сосредоточиться на том, что более важно в данный момент; где выбор делается, но все еще живет в полном осознании настоящего.
Цикл Опыта/Осознания
Могут быть моменты, когда поток гештальт-цикла прерывается или изменяется неосознанно, что ограничивает способность удовлетворять текущую потребность здесь и сейчас.
В детстве переживания, которые у нас были, значения, которые мы придавали им, и способы, которыми мы реагировали на них, часто были моделями реагирования, которые были « творческими приспособлениями » к нашему миру.
Творческая корректировка, которая была ответом на потребность в то время, может затем стать привычной, что может быть бесполезным в настоящем.
В результате такое поведение может привести к фиксированному гештальту, в котором поведение становится фиксированным и настолько частью нас самих, что мы перестаем осознавать, что на самом деле выбираем их.
Скачать бесплатный раздаточный материал
Парадоксальная теория изменений
Нажмите здесь, чтобы загрузить бесплатный раздаточный материал
Целью гештальт-терапии является осознание того, кто мы есть, как мы живем и как мы относимся к окружающему миру. Благодаря осознанию мы видим реальность в настоящем и можем делать осознанный выбор.
Гештальт-терапия полагает, что людям необходимо создавать целое, чтобы понимать наш мир и, следовательно, завершать циклы опыта.
Если ситуации в прошлом, особенно те, которые вызвали травму, не были разрешены, гештальт остается незавершенным — это называется « незавершенное дело ».
Незавершенное дело может вызвать дискомфорт у клиента, так как потребность не была удовлетворена.
Эти незавершенные дела могут накапливаться и в крайнем случае могут быть изнурительными и приводить к нарушению функций в повседневной жизни.
Консультант использует ряд феноменологических вопросов для работы с незавершенными делами в зависимости от их проявления и серьезности.
Какие установки принимает терапевт?
Работа с клиентом требует от консультанта занять позицию творческого безразличия , что означает доверие к процессу клиента и непривязанность к какому-либо конкретному результату.
Консультант:
- встречает клиента без предварительных условий
- сдается отношениям
- позволяет фигурному выйти на поверхность
- заключает в скобки представления о том, как клиент может прогрессировать
- полностью участвовать в любом пути, который выбирает клиент
Отсутствие заранее установленной повестки дня позволяет провести экзистенциальную встречу между двумя людьми.
Диалог с клиентом может раскрыть неизведанную тему. Затем консультант может предложить клиенту другой способ работы, используя эксперимент.
Эксперименты касаются фигурального аспекта ситуации человека и могут исследовать широкий спектр дилемм отношений.
Совместное создание эксперимента предлагает клиенту эмпирическое обучение и предназначено для того, чтобы вывести клиента за рамки привычного и привычного.
Эксперимент может повысить осведомленность клиента об их текущей ситуации и о том, как прошлое может формировать здесь и сейчас.
Консультант может поощрять или использовать следующее:
- Визуализация
- Метафора
- Художественные материалы
- Музыка
Или любой другой подход, помогающий клиенту подключиться к своему внутреннему миру.
Если кажется, что клиент застрял или у него есть незаконченное дело, работа на двух стульях — это способ усилить то, что находится на грани осознания, полярностей, проекций, интроекций и конфликтов между лучшими и слабыми.
Эксперименты могут привести к реконфигурации поля клиента , и тогда в земле могут произойти изменения из-за осознания, которое заменяет прошлые корректировки.
Парадокс заключается в том, что чем больше человек пытается быть тем, кем он не является, тем больше он остается прежним… и что, отказавшись от попыток измениться, изменения и рост будут происходить естественным образом в процессе постоянного осознания, контакт и ассимиляция.
Скачать бесплатный раздаточный материал
Парадоксальная теория изменений
Нажмите здесь, чтобы загрузить бесплатный раздаточный материал
Гештальт и «Парадоксальная теория изменений»
Парадоксальная теория изменений лежит в основе теории изменений гештальт-терапии.
Парадокс в том, что чем больше человек пытается быть тем, кем он не является, тем больше он остается прежним .