Классификация акцентуации характера по К. Леонгарду
4 февраля в 07:00
Исследовния в психологии,
В предыдущей статье я описывала классификацию А. Е. Личко и упоминала, что она созвучна классификации К. Леонгарда, немецкого учёного, психиатра, они как бы дополняют друг друга. Концепция Леонарда построена на основе ранее предложенных П. Б. Ганнушкиным идей латентных психопатий. Остановлюсь на ней более подробно.
Типы акцентуации характера, темперамента по К. Леонгарду
Классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающим миром.
Застревающий (ригидный тип)
Умеренно общительный, склонный к нравоучениям, неразговорчивый. В конфликтах такой человек обычно выступает инициатором. Чувствителен к социальной справедливости. Дело, за которое он берётся, стремится выполнить качественно, добиться высоких показателей в любой деятельности, предъявляя повышенные требования к себе. Честолюбив, ревнив, иногда чрезмерно самонадеян. На работе предъявляет повышенные требования к подчинённым, в семье также непомерно требователен.
Базовая проблема этого типа — всегда страдает от мнимой несправедливости к нему и к тому, что он делает. Общается только по теме того, что нужно сказать правду, что люди поступают неверно. Отсюда насторожённость и недоверие к другим. Обидчив, подозрительнее, заносчив, мстителен, злопамятен, долго помнит обиды. Старается энергично отстаивать свои интересы. Базовая черта — аффективность (сильное эмоциональное напряжение, направленное на источник, которого он считает агрессором). Сильная инертность в отходе от аффектов. Переубедить застревающий тип, в том, что он неправ, крайне сложно.
Возбудимый
Характеризуется низкой контактностью в общении, замедленностью вербальных и невербальных реакций. Они часто угрюмы, занудны, склонны к брани и конфликтам, в которых сами являются активной и провоцирующей стороной. Очень властны в семье, в коллективе неучтивы. Если находятся в спокойном эмоциональном состоянии, они добросовестны и аккуратны, любят животных и маленьких детей. Однако, в состоянии эмоционального возбуждения плохо контролируют своё поведение, раздражительны и вспыльчивы.
Управлять собой не умеют. У них слабый собственный контроль над высказываниями, действиями, увлечениями. Всё строится на физиологическом влечении (захотел — сделал, не захотел — бросил, захотел — ушёл, независимо от обстоятельств и т.д.)
Импульсивны, грубы, гневливы, склонны к хамству, неуживчивы, часто меняют места работы. Не любят трудиться — это их не привлекает. Давление над собой не терпят. Живут только настоящим, не задумываясь о будущем, причём берут от него больше удовольствий и развлечений. Любят быть лидерами среди слабых личностей.
Демонстративный
Иногда этот тип называют истероидным. Люди данного типа легко устанавливают контакты, стремятся к лидерству, любят власть и похвалу. Быстро приспосабливаются к людям, но склонны к интригам, при своей внешней мягкости.
Окружающих они раздражают своей самоуверенностью и высоким уровнем притязаний. Как правило, сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Люди данного типа артистичны, обходительны, неординарны в мышлении и поступках. Людей отталкивают их негативные черты: хвастовство, отлынивание от работы, лицемерие, эгоизм.
Базовая черта по Леонарду — способность к вытеснению, т.е. быстро забывают свои отрицательные поступки. Им характерна демонстративность поведения. Они склонны к фантазиям, преувеличению фактов, лживости и позёрству. Им необходимы признание, похвала и внимание к собственной персоне.
Их раздражает невнимание других к себе. Эмоционально лабильны, настоящих чувств не испытывают, хотя могут их театрально обыграть. В компании любят исключительное положение (сидеть на троне). Самооценка необъективная, завышенная. Обычно лгут с невинным лицом и сами в эту ложь верят. Весьма успешны на сцене. В их поведении и речи больше рекламы, чем содержания.
Педантичный
Добросовестны, серьёзны, надёжны, аккуратны. В конфликты вступают редко. На работе предъявляют многочисленные формальные требования к членам коллектива, ведут себя как бюрократы. Их формализм и брюзжание сильно раздражает окружающих. В семье чрезмерно требовательны к аккуратности и порядку.
Тяжелы на подъём, глубоко переживают травмирующие их события. Инертны, ригидны, конфликты наблюдают со стороны. Работу выполняют расчётливо и по плану, ориентируются на её качество: уточняют, перепроверяют, чтобы не было ошибок. На лидерство не претендуют, т.к. боятся ответственности.
Гипертимный
Характеризуется чрезмерной контактностью, словоохотливостью. У этого типа ярко выражены жесты, мимика и пантомимика. Во время общения отклоняются от темы, либо меняют её. Не терпят замечаний. Они инициативны, энергичны, полны оптимизма, жаждут деятельности. Однако часто бывают зачинщиками конфликтов, легкомысленны, не всегда добросовестно относятся к своим обязанностям. Не любят одиночество, жёсткую дисциплину и монотонную работу.
Они, как правило, заводилы в компании, шумны, всегда в прекрасном настроении (люди-праздник и радость). Оценки происходящих событий поверхностны, отсутствует контроль над собой, гневливы, раздражительны, если им что-то не нравится.
Дистимический
Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Они обычно домоседы, избегают шумных компаний и вечеринок, ведут замкнутый образ жизни. Легко вступают в конфликты. Наделены обстоятельным чутьём, серьёзны, добросовестны. Имеют обострённое чувство справедливости. Дистимному типу характерны замедленность мышления, пассивность, неповоротливость, индивидуализм.
Циклоидный (циклотимический, аффективно-лабильный, неустойчивый)
Циклоидам свойственны частые смены настроения, высокомерность в обращении с людьми. В период повышенного настроения они общительны, в период подавленного настроения — замкнуты. Во время душевного подъёма ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада — с дистимной.
Экзальтированный (аффективно-экзальтированный)
Людям этого типа свойственны высокая контактность, влюбчивость, словоохотливость. Они часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов, в споре могут быть как активной, так и пассивной стороной. Дорожат близкими и друзьями, очень к ним привязаны и внимательны. Склонны к состраданию, альтруистичны, имеют хороший вкус, способны проявлять яркие и искренние чувства. Их негативные черты: приверженность к сиюминутным настроениям, паникёрство.
Тревожный (боязливый)
Данный тип отличается низкой контактностью, робостью, неуверенностью в себе, часто доминирует минорное настроение. Редко вступают в конфликты с людьми, играя в них лишь пассивную роль. Часто бывают мишенями для насмешек и «козлами отпущения». Они дружелюбны, самокритичны, исполнительны.
Эмотивный
Люди с таким типом акцентуации характера предпочитают общение у узком кругу избранных, которых они понимают с полуслова. В конфликтах играют пассивную роль, стараются их избегать. Обидчивы, но обиды носят в себе. Чрезмерно чувствительны и слезливы. Обладают сосредоточенностью, обострённым чувством долга, исполнительностью.
Экстравертированный
Отличаются высокой контактностью, у них много друзей и знакомых. Они словоохотливы, даже болтливы, открыты для любой информации. В общении не занимают лидирующих позиций, предпочитают подчиняться, находиться в тени. Исполнительны, всегда готовы внимательно выслушать другого. Негативные черты: подверженность влиянию, необдуманность поступков, легкомыслие, страсть к развлечениям, склонны к распространению слухов и сплетен.
Интровертированный
Характеризуются очень низкой контактностью, замкнутостью, оторванностью от реальности, склонностью к философствованию. Конфликтуют только в тех случаях, когда другие вмешиваются в их личную жизнь. Любят одиночество. Принципиальны, сдержанны, имеют твёрдые убеждения. Однако, упрямы, регидны в мышлении, склонны упорно отстаивать свою точку зрения или идеи, несмотря ни на что.
В заключение
Как видите, классификации акцентуаций характера А. Е. Личко и К. Леонгарда по содержанию близки. Знание данных характерологических характеристик может помочь человеку определить свой тип и тип близких ему людей. Следовательно, появляется возможность правильно построить взаимоотношения. Однако не нужно забывать, что акцентуации проявляются в тревожное для человека время, когда он «выбит из колеи» какими-то жизненными обстоятельствами.
Кроме того, в одном человеке могут сочетаться те или иные черты разных типов акцентуаций. Часто не приходит понимания в правильной оценке людей, окружающих нас. Недостаточность психологических знаний в подобных вопросах порождает конфликтные ситуации, противостояние, непонимание как в семье, так и на работе. Хотим мы этого или не хотим, но строить отношения с людьми, какими бы они не были, нам необходимо, поэтому разбираться в индивидуальных человеческих особенностях нам придётся.
Принципы взаимодействия мастера производственного обучения с группой учащихся
Библиографическое описание:Грибова, Ю. Ю. Принципы взаимодействия мастера производственного обучения с группой учащихся / Ю. Ю. Грибова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 459-461. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5766/ (дата обращения: 31.01.2023).
Работа с группой — основное в деятельности мастера производственного обучения. Имея в своем распоряжении различные «инструменты» воздействия на гибкую, но податливую структуру подростка, мастер производственного обучения может оказать огромное влияние на развитие личности своего ученика.
У различных учеников свойства личности проявляются неодинаково; у одних они выражены в меру, у других некоторые из этих свойств значительно обострены. Например, могут быть ученики повышенно возбудимые, или излишне тревожны, или очень чувствительны и т.д. Все они относятся к психически здоровым людям, но больше других предрасположены к проявлению некоторых психических травм и отклоняющегося от нормы поведения. В частности, чрезмерная активность и возбудимость ученика может усилить их реакции и побудить к необдуманным, рискованным поступкам. Для того чтобы уроки производственного обучения проходили успешно, мастеру производственного обучения необходимо опираться на знание законов психического развития личности.
Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. На базе нашего техникума было проведено исследование на выявление «акцентуаций характера личности» (К.Леонгарда–Шмишека) среди девушек подростков (16 лет). В исследовании принимали участие 34 человека (девушки) учащиеся 3 курса по профессии парикмахер.
В исследовании использовалась методика опросник «Акцентуаций характера личности» (К.Леонгарда – Шмишека).
Опросник Шмишека – личностный опросник, который предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению.
Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению.
Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний.
Застревающий тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта.
Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.
Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью.
Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.
Тревожно-боязливый. Склонность к страхам, робость и пугливость.
Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз.
Аффективно-экзальтированный. Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали. Восторг и печаль — основные сопутствующие этому типу состояния.
Эмотивный тип. Родственен аффективно-экзальтированному, но проявления не столь бурно. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью.
Максимальный показатель по каждому типу акцентуации — 24 балла. Признаком акцентуации считается показатель выше 12 баллов. Полученные данные могут быть представлены в виде «профиля личностной акцентуации».
Результаты исследования типа акцентуации характера личности
(К. Леонгарда – Шмишека)
Исследования проводились по 10 параметрам: гипертимность, дистимистичность, циклотимность, эмоциональность, демонстративность, застревание, педантичность, тревожность, возбудимость и экзальтированность. Рассмотрим среднее значение результатов проявления акцентуации характера у подростков в таблице № 1.
Таблица 1
Среднее значение результатов проявления акцентуации характера у подростков
Акцентуации характера |
|
Среднее значение |
|
Демонстративный тип |
19 |
Педантичный тип |
5,2 |
Застревающий тип |
13 |
Возбудимый тип |
19 |
Гипертимический тип |
11,8 |
Дистимический тип |
11 |
Тревожно – боязливый тип |
16,5 |
Циклотимический тип |
13 |
Аффектно – экзальтированный тип |
16,7 |
Эмотивный тип |
17 |
По шкале «демонстративность» среднее значение 19, по шкале педантичность» — 5,2, по шкале «застревание» — 13, по шкале «возбудимость» — 19, по шкале «гипертимность» — 11,8, по шкале «дистимичность» — 11, по шкале «тревожность» — 16,5, по шкале «циклотимность» — 13, по шкале «экзальтированность» — 13,7 и по шкале «эмотивность» 17.
По сколько признаком акцентуации характера является показатель свыше 18 баллов, то мы можем говорить, что по шкале «возбудимость» и «демонстративность» средний балл совпадает с данным показателем, и это свидетельствует о выраженности данной акцентуации.
У девочек акцентуации распределились следующим образом: по шкале «демонстративность» — 19 — 100% (10 человек). По шкале «педантичность» — 3 — 20% (2 человека). По шкале «застревание» — 12 — 40% (4человек). По шкале «гипертимность» — 11 — 50% (5 человек). По шкале «дистимичность» — 12 — 60% (6 человека). По шкале « экзальтированность» — 13 — 50% (5человек), по шкале «эмотивность» — 16,5 — 50% (5 человек), по шкале «тревожность» — 9 у 20% (2 человека), и по шкале «возбудимость» средний балл составил 17 у 70% (7 человек).
Таблица 2
-
девушки
Демонстративный тип
10 человек (100%)
Педантичный тип
2 человека (20%)
Застревающий тип
4 человека (40%)
Возбудимый тип
7 чел (70%)
Гипертимический тип
5 человек (50%)
Дистимический тип
6 человек (60%)
Аффективно – экзальтированный тип
5 человек (50%)
Эмотивный тип
5 человек (50%)
Тревожно — боязливый
2 человека(20%)
Циклотимический тип
4 человека (40%)
Таким образом, мы установили, что у девушек прослеживается демонстративный и возбудимый тип акцентуации характера. Центральной особенностью демонстративной личности является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания. Это проявляется в тщеславном поведении, часто нарочито демонстративном. Элемент этого поведения является самовосхваление, рассказы о себе или событиях, в которых эта личность занимала центральное место. Значительная доля этих рассказов может быть либо фантазированием, либо существенно приукрашенным изложением событий.
Возбудимый тип. Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Вся их манера общения и поведения в значительной мере зависит не от логики, не от рационального оценивания своих поступков, а обусловлена импульсом, влечением, инстинктом или неконтролирующими побуждениями. В области социального взаимодействия, общения для них характерна крайне низкая терпимость, что может характеризоваться как отсутствие терпимости вообще.
Труд – это тот станок, на котором ткутся самые тонкие человеческие отношения и формируются глубинные личностные качества: инициатива, и находчивость, активная творческая позиция, упорство в достижении цели.
Мастер производственного обучения должен осознавать, что личность видится как некий индивид с независимыми предпочтениями, а поэтому в работе с группой, прежде всего, следует руководиться интересами учащихся. В своей работе мастер, как у любого педагога, очень многое зависит от успехов учеников, продуктивности их работы, успешности овладения ими изучаемой специальности. А как основу профессиональной деятельности мастера составляет работа с группой и отдельно с каждым подростком для этого необходимо опираться на знание законов психического развития личности уметь направить инициативу учащихся в нужном направлении, подтолкнуть их к поиску решения конкретной проблемы, подсказать идею, тем самым не проявлять своей доминирующей роли и предоставить учащимся максимум самостоятельности. Соблюдая такие правила, можно достичь вместе со своими воспитанникам отличных результатов.
- Литература:
Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды./ Под ред. Д.И. Фельдшейна. – М.Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001г.
Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. – В кн.: Возрастная и педагогическая психология: Тесты. – М.: Изд. МГУ,1992г.
Волков Б.С. Акцентуации характера школьников и учителей, Педагогическое общество России, 2007г.
Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогике: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений.
Гонеев А.Д., Годовникова Л.Д. Работа учителя с трудными подростками: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений.
Циклотимическое расстройство (симптомы, причины и лечение)
Симптомы | Причины | диагностические критерии | Процедуры
Циклотимическое расстройство (также известное как биполярное расстройство 3 типа) — это расстройство настроения, при котором у человека наблюдаются перепады настроения в течение определенного периода времени, что значительно влияет на общее качество жизни.
Существенным признаком циклотимического расстройства является хроническое флуктуирующее расстройство настроения, включающее многочисленные периоды гипоманиакальных симптомов и периоды депрессивных симптомов, которые отличаются друг от друга, согласно DSM-5.
Сообщается, что расстройство циклотимии встречается с частотой от 0,4% до 1% в общей популяции, по данным Cleveland Clinic.
Реклама
Симптомы циклотимического расстройства
Согласно MedlinePlus.gov, некоторые распространенные симптомы циклотимического расстройства — это периоды (эпизоды) крайнего счастья и высокой активности или энергии (гипоманиакальные симптомы) или плохого настроения, активности или энергии (депрессивные симптомы) в течение как минимум 2 лет (1). и более лет у детей и подростков).
- Хронические колебания настроения
- Периоды гипомании
- Периоды депрессии
Причины циклотимического расстройства
Темперамент, окружающая среда, генетические и физиологические факторы, вероятно, играют ключевую роль в развитии этого психического заболевания. Лица с семейным анамнезом этого расстройства могут подвергаться более высокому риску его развития.
Согласно DSM-5, существует 15-50% риск того, что у человека с циклотимическим расстройством впоследствии разовьется биполярное расстройство I или биполярное расстройство II. Это состояние обычно начинается в подростковом возрасте или в начале взрослой жизни и иногда считается отражением темпераментной предрасположенности к другим психическим расстройствам, таким как, среди прочих, биполярное расстройство или пограничное расстройство личности.
Реклама
Диагностические критерии
Чтобы поставить диагноз этого расстройства настроения, необходимо пройти психиатрическую экспертизу у лицензированного специалиста в области психического здоровья. Это часто влечет за собой задавание пациенту многочисленных вопросов, чтобы лучше понять его семейный анамнез, текущие симптомы, а также тяжесть этих симптомов.
Некоторые из конкретных диагностических критериев, согласно DSM-5, следующие:
- В течение не менее 2 лет (не менее 1 года у детей и подростков) были многочисленные периоды с симптомами гипомании, которые не соответствовали критериям гипоманиакального эпизода, и многочисленные периоды с депрессивными симптомами, которые не соответствовали критериям большого депрессивного эпизода. .
- Симптомы вызывают клинически значимый дистресс или нарушения в социальной, профессиональной или других важных сферах жизнедеятельности.
Лечение циклотимического расстройства
Методик лечения, разработанных специально для циклотимического расстройства, не существует. Тем не менее, лекарства, стабилизирующие настроение (например, литий), антидепрессанты, разговорная терапия или комбинация этих трех методов лечения могут значительно помочь человеку, страдающему этим расстройством настроения.
Если вы считаете, что у вас могут быть некоторые из симптомов этого состояния, вам может помочь терапия. Не стесняйтесь обращаться к своему врачу или в местную психиатрическую клинику, чтобы узнать, какие у вас есть варианты, и узнать, есть ли какая-либо скидка или промо-код, чтобы помочь вам с расходами на лечение, а также если ваша медицинская страховка покроет расходы на лечение.
Каталожные номера
https://www.
mayoclinic.org/diseases-conditions/cyclothymia/symptoms-causes/syc-20371275https://medlineplus.gov/ency/article/001550.htm
https://ada.com/conditions/cyclothymic-disorder/
https://my.clevelandclinic.org/health/diseases/17788-циклотимия
Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-5) https://www.psychiatry.org/psychiatrists/practice/dsm
Реклама
Об авторе: | Андриевский И.И., О.В. А. Серебренникова, А.В. Шаюк, В.В. Ковальчук, О.О. Лихицкий |
Рубрика | КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА |
Тип изделия | Научная статья |
Аннотация | У практически здоровых украинок эктоморфного соматотипа установлены множественные, преимущественно средней силы корреляции показателей акцентуации характера Шмишека с большинством размеров головы и поперечных размеров тела и половинным обхватом тела; а также шкалы общего интернальности, уровня субъективного контроля, уровня субъективного контроля в сфере достижений, в сфере семейных отношений, в сфере образовательных (профессиональных) отношений и в сфере здоровья и болезни по к Rotter с наибольшими продольными, обхватными размерами тела и показателями толщины кожной складки. Установлены множественные корреляции средней силы для циклотимического, возбудительного и экзальтированного акцентуационного типов характера по Шмишеку с наиболее продольными размерами тела. |
Метки | корреляции, здоровые женщины эктоморфного соматотипа, личностные показатели, антропосоматотипологические индексы |
Библиография |
|