9. Свойства сознания.
Материальная система, являющаяся носителем сознания, выступает как субъект, который выделяет себя из окружающей среды, противопоставляя себя материальным объектам. В своем сознании субъект отражает как окружающую его действительность, так и себя самого. Поэтому:
1. Важнейшим свойством сознания является его рефлексивность: оно отражает не только внешний мир, но и себя самого. При этом сознание как бы отстраняется от внешнего мира, освобождаясь от внешней зависимости. Рефлексируя, то есть, обращаясь к своему внутреннему миру, индивид вступает во внутренний диалог с самим собой. Понимание себя, своего Я возможно только в результате сопоставления себя с другим, когда всякая мысль, любое переживание, в конечном счете, сопровождаются «оглядкой» на другого. Другой внутри меня — это Я САМ, то есть второе Я, alter Ego. Оглядка на второе Я — это сравнивание себя-какой-Я-есть и себя-какой-Я-должен-быть, или Я-реального и Я-идеального.
Таким образом, первым важнейшим свойством сознания является его рефлексивность и диалогичность. Это не два разных свойства, а две стороны или два уровня одного свойства, тесно взаимосвязанные между собой. Без рефлексии, то есть отстранения от Я и взгляда на себя со стороны, с позиции ТЫ, невозможно вступить в диалог Я и ТЫ. Но и без разделения на Я и ТЫ, которое происходит во внутреннем диалоге, невозможно посмотреть на себя со стороны, то есть рефлексировать.
Диалогичное сознание позволяет субъекту самостоятельно и свободно намечать цели своей деятельности и пути их достижения, отстраняясь от внешней принудительно заданной ситуации. С помощью диалогичности и рефлексивности сознания субъект получает возможность создавать мысленные модели будущего и, таким образом, предвидеть ход событий, «проигрывая» в сознании различные варианты своих действий.
Благодаря этому он может регулировать свое поведение, управлять своей деятельностью свободно и результативно.Из всех способов саморегуляции материальных систем, созданных природой, сознание является наиболее совершенным. Именно способность предвидеть ход событий и управлять им в своих интересах обеспечивает человеку его превосходство над другими живыми существами и позволяет ему развивать и совершенствовать подлинно человеческий образ жизни.
2. Сознание всегда направлено на что-то, что осознается и составляет предмет сознания. Это свойство сознания называют предметностью или интенциональностью, направленностью на какой-либо предмет. Это свойство сознания предполагает не просто пассивное восприятие внешних воздействий, а активную избирательную устремленность к тому, в чем субъект нуждается, к целям, которые обусловлены его потребностями. Таким образом, сознание включает в себя целеполагание, постановку целей и поиск путей их достижения.
Предметом сознания могут быть и образы непосредственно окружающего нас мира, и образы-воспоминания, которые не даны непосредственно, и различные внутренние ощущения, переживания. Мы можем направлять луч нашего внимания на различные предметы как внешнего, так и внутреннего мира — сознание активно.
3. Социальный характер сознания, то есть опосредованность знаковыми и символическими структурами. Сознание — социальное явление, оно формируется только в условиях общественной жизни. Сознание — это совместное знание. Каждый человек в ходе индивидуального развития (онтогенеза) приобщается к совместному знанию — культуре, и только благодаря этому формируется его индивидуальное сознание (М.К.Мамардашвили: я строю свое поведение через знание культуры). Нормы культуры – инструментарий построения собственного сознания личности.
Психологические характеристики сознания
Ощущение себя познающим субъектом. Т.е. человек осознает себя как нечто отдельное от всего остального мира, готовое и способное к познанию этого мира, т.е. получению знаний о нем. Поэтому в структуру сознания включают субъкт-объектные отношения.
Мысленное представление и воображение действительности. Эта характеристика тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека. Поэтому
Когда говорим о воле и ее связи с сознанием, необходимо сказать, что сознание всегда имеет цель, которую хотел бы достичь субъект. Он антиципирует, т.е. предусматривает конечный результат своих поступков. Поэтому цель наряду с волей входит в структуру сознания.
Рефлексивная способность. Это готовность сознания к познанию самого себя как познающего субъекта. Если 1-я характеристика говорит нам о том, что мы выделяем себя отдельно от внешнего мира, и познаем этот внешний мир, то 4-я говорит о том, что мы теперь можем познать не только внешний мир, но и самого себя.
Рефлексия – необходимый элемент в структуре сознания. Благодаря этой способности человек контролирует собственные психические и поведенческие состояния, управляет ими. В структуру сознания необходимо внести не только этот механизм – рефлексию, но и его результат – самосознание.Способность к коммуникации. Т.е передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Без языка в высших своих формах сознание не существует. Даже если в голове проносятся какие-то образы в порыве творчества, мы закрепляем их в памяти, обозначая словом. Поэтому язык, с некоторой натяжкой, включают в структуру сознания в качестве его проводника.
Сознание – это совокупность знаний, объективных законов, свойств и возможностей мира, в котором мы живем. Это знание мы получаем через взаимодействие, кооперацию – через все познавательные процессы.
Поэтому еще одним элементом структуры сознания следует назвать совокупность всех познавательных процессов.В сознании отражается не все и не случайные, а только главные, существенные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно для них, что отличает их от других, внешне похожих предметов и явлений. Все, что отражается в нашем сознании, сопровождается какими-то эмоциями. Поэтому в структуру сознания входит эмоционально-ценностное отношение к миру.
Следующей особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации и т.
д.
Функции сознания:
Отражательная. Т.е. отражать мир и себя в мире.
Порождающая или творчески-креативная. Т.е. порождать знания, идеи, образы.
Регулятивно-оценочная.
Рефлексивная.
📖 1. Сознание и его свойства. Виды сознания, Лекция 4. Сознание. Психология и педагогика. Курс лекций. Луковцева А. К. Страница 20. Читать онлайн
В результате эволюции нервная система и в первую очередь головной мозг достигли уровня развития, позволяющего человеку заниматься трудом. Под воздействием труда, носящего коллективный характер, у человека начали развиваться психические процессы, обусловившие возникновение сознания высшего уровня психического развития, присущего только человеку. Таким образом, возникновение сознания у человека имеет как биологическую, так и культурно-общественную обусловленность, т. е. возникновение сознания вне общества невозможно. Основными условиями возникновения и развития сознания являются соответствующий уровень биологического развития, наличие социального окружения и коллективный труд.
Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. С практической точки зрения сознание можно рассматривать как непрерывно меняющуюся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Сознание изучают многие науки философия, антропология, нейрофизиология, социология, психология, физиология и др. Все религии уделяют сознанию пристальное внимание.
С психологической точки зрения можно говорить о нескольких установленных свойствах сознания:
1) сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью для ее достижения;
2 сознанию присуща интенциональность[25], т. е. направленность на какой-либо предмет. Сознание это всегда сознание чего-либо;
3) способность человеческого сознания к рефлексии[26], самонаблюдению, т. е. возможность осознания самого сознания;
4) сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-либо цели, что обусловлено потребностями организма и личности.
Одна из функций сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание развивалось у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становилось возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Кроме того, и в филогенезе, и в онтогенезе субъективным носителем человеческого сознания становится речь, которая вначале выступает как средство общения, а затем становится средством мышления.
В психологии различают несколько видов сознания человека:
• житейское – формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;
• проектное – охватывает круг задач, связанных с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;
• научное – опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует не отдельные свойства объектов, а их взаимосвязи;
• эстетическое – связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;
• этическое – определяет нравственные установки человека (от крайней принципиальности до аморальности). В отличие от остальных видов сознания, степень развития этического (нравственного) сознания человека с трудом оценивается им самим.
Вместе с развитием цивилизации продолжает развиваться и сознание человека, причем в настоящий исторический момент это развитие ускоряется, что вызвано ускоренными темпами научно-технического и культурного прогрессов.
Что такое Сознание? | Psychology Today
Любой родитель может поручиться за то, насколько все усложняется, когда ребенок начинает задавать сложные вопросы. Мы все там были:
«Почему небо голубое?»
«Потому что, дорогая, молекулы в воздухе рассеивают синий свет больше, чем другие цвета».
«Сперматозоид и яйцеклетка объединяются, образуя зиготу, которая развивается в плод, а затем в ребенка».
«Хм. Есть ли Бог?»
«Возможно».
«А как насчет Санты?»
«Определенно».
«Почему его дыхание всегда странно пахнет?»
«Он использует специальную жидкость для полоскания рта с Северного полюса».
«Папа, что такое сознание?»
«Гм…»
Если бы вас попросили объяснить сознание, вы бы смогли это сделать? Очень, очень умные люди всю свою карьеру пытались найти ответ на этот вопрос. Удивительно, что то, что мы все переживаем, так трудно объяснить. Трудность возникает при описании того, «что это за подобие», которое характеризует сознание. Есть что-то вроде ощущения красного цвета, вкуса шоколада, ощущения радости или грусти. Философы называют это феноменологией. В отличие от других мирских вещей, это не то, на что мы можем указать или подержать в руке. Это не то, что мы смогли вычислить. И нам еще предстоит найти строгий метод ее измерения.
В 1994 году Дэвид Чалмерс опубликовал статью, объясняющую, почему сознание представляет собой такой сложный для понимания феномен. Хотя он не был первым, кто обсуждал эти проблемы, он был первым, кто разделил их на два типа: «простые» и «сложные». Простые задачи включают объяснение того, как мозг интегрирует информацию, фокусирует внимание и позволяет нам сообщать о психических состояниях.
Хотя это и не так просто, такие проблемы даются легко, потому что для их решения требуется только определить механизмы, объясняющие такое поведение. Простые проблемы являются физическими по своей природе и относятся к эмпирическим областям психологии, когнитивистики и неврологии. Учитывая современные тенденции в науке о разуме, мы уверены, что однажды мы решим эти проблемы.
Трудная проблема, напротив, никогда не может быть решена. В частности, сложная проблема заключается в том, чтобы определить, почему и как возникает сознание при правильном расположении мозгового вещества. Что делает ее сложной, так это то, что мы не можем просто указать на какой-то физический механизм для ее решения, поскольку это было бы решением простой проблемы. Вместо этого наша цель состоит в том, чтобы объяснить, почему определенный физический механизм порождает сознание, а не что-то другое или вообще ничего.
Рассмотрим аналогию из физики: знание каждого уравнения, предсказывающего, как взаимодействуют масса и гравитация, не говорит нам, почему они взаимодействуют так же, как . Чтобы понять, почему взаимодействуют масса и гравитация, мы должны обратиться к весьма эзотерическим объяснениям, связанным с относительностью, квантовой механикой или теорией струн.
Но хотя физики-теоретики создали несколько довольно конкретных моделей, готовых к проверке на примере Большого адронного коллайдера, сознанию не хватает общего консенсуса, который позволил бы нам двигаться дальше и проверять наши теории. И не зря — трудная проблема сложна.
Некоторые утверждают, что сложная проблема просто неразрешима. Аргументы в пользу этой точки зрения могут принимать две разные формы. Первый аргумент заключается в том, что наш хилый мозг не способен найти решение, потому что наш мозг не способен обрабатывать сложную информацию, которая привела бы к пониманию сознания. Второй аргумент заключается в том, что решение проблемы требует, чтобы вы не были ее частью. Что это значит? Чтобы решить проблему, по крайней мере, так утверждается, вы должны взглянуть на все факты с высоты птичьего полета. Но поскольку все мы сознательны, у нас никогда не может быть такого взгляда. Мы просто не можем решить сложную проблему, потому что у нас нет доступа к информации, необходимой для того, чтобы собрать все воедино.
Я думаю, что этот аргумент несостоятелен, поскольку сторонники этой точки зрения не объясняют, почему мы не можем прийти к пониманию таких высоких понятий посредством индукции. Индуктивное рассуждение — это логика «снизу вверх», которую мы часто используем для построения общего убеждения из отдельных примеров.
Мы используем индукцию каждый день, выбирая, что надеть. Мы выбираем определенный тип одежды, основываясь на прошлых погодных условиях, окружающих это утро. Если мы знаем, что температура наружного воздуха составляла 25 градусов по Фаренгейту в течение последних 10 дней, мы можем предположить, что на улице будет холодно, поэтому уместно надеть зимнюю одежду. Конечно, вы можете не прийти к истинному предложению с помощью индукции. Например, если вы живете в Сент-Луисе, иногда вы можете обнаружить, что 65-градусный день следует за 25-градусным днем. В этом случае убеждение, к которому вы пришли посредством индукции, ложно. Вместо этого вы должны выбрать весеннюю одежду. Но индукция, кажется, работает во многих случаях, особенно в физической и математической областях. Поэтому неясно, почему мы не могли использовать индуктивное рассуждение для решения сложной задачи.
Этот индуктивный подход действительно пытались использовать многие философы и ученые-когнитивисты. На основе того, что известно о феноменальных состояниях, а также о мозге, который ими обладает, появилось множество теорий сознания, что привело к бурным дебатам в философии и науке. Возможно, самые большие дебаты были сосредоточены на различии между дуализмом и физикализмом .
Физикализм считает, что сознание полностью физическое. Один тип физикализма вообще отрицает существование проблемы. Для людей в этом философском лагере под названием теоретики тождества , ментальное просто есть физическое, то есть ментальное есть не что иное, как определенная физическая ситуация, которая получается при определенном расположении атомов. Почему кто-то хочет придерживаться этой точки зрения? Во-первых, привлекательна его простота. Нам не нужно обращаться к «жутким» концепциям вроде эмерджентности, чтобы объяснить, что происходит, когда мы в сознании. Во-вторых, это дает нам действительно вескую причину думать, что компьютеры могут стать сознательными. Если мозг — это не что иное, как биологические реализации компьютеров, выполняющих определенную программу, возможно, кремниевый чип сможет запускать то же программное обеспечение, что и мы.
Другая теория, функционализм, утверждает, что психические состояния конституируются функцией или ролью, которую они играют в данной системе. С этой точки зрения ментальные состояния существуют как причинно-следственные связи с другими ментальными состояниями. Функционализм особенно популярен среди специалистов по вычислительной технике, которые считают, что мозг — это всего лишь биологическая реализация компьютера. По мнению вычислительных специалистов, мозг — это одна система, физически способная реализовать ментальные состояния, другие системы, такие как компьютеры, также могут реализовать эти ментальные состояния. Однако функционализм имеет свои слабости. Многие философы утверждали, что этой теории недостаточно для объяснения сознания, потому что роль, которую играет ментальное состояние, не объясняет, почему это состояние должно быть сознательным. Непонятно, почему бы все наши ментальные состояния не обрабатываться бессознательно.
Принципиально отличный от физикализма, дуализм — это теория, согласно которой сознание каким-то образом выходит за пределы физического. Чтобы быть дуалистом, вам не нужно верить, что сознание — это совершенно нефизическая сущность, плавающая в верхней части нашего физического мозга, вы просто должны верить, что трудная проблема не может быть решена простым обращением к физическому.
Существует множество типов дуализма, предназначенных для наилучшего решения различных аспектов сложной проблемы. Например, Декартовский дуализм , одна из старейших форм субстанциального дуализма, утверждает, что существуют как физические, так и нефизические субстанции и что сознание находится внутри нефизической субстанции. Другая теория, дуализм свойств , утверждает, что сознание — это нефизическое свойство, возникающее из тех же вещей, которые порождают физические свойства. Дуалисты свойств считают, что нейронная активность имеет как физические, так и нефизические свойства. К физическим свойствам относятся такие вещи, как электромагнитный потенциал, а к нефизическим свойствам относятся такие вещи, как сознание.
Дуалисты свойств можно далее разделить на фундаментальные, эмерджентные и нейтральные монистические группы. Предложенный Чалмерсом дуализм фундаментальных свойств утверждает, что сознательные свойства — это основные свойства вселенной, аналогичные физическим свойствам, таким как электромагнитный заряд. Согласно Чалмерсу, эти свойства могут взаимодействовать с другими свойствами, такими как физические свойства, но, подобно фундаментальным физическим свойствам, сознательные свойства являются своими собственными отдельными фундаментальными сущностями. Сознание работает подобно электрическому заряду или другим физическим свойствам: оно может вызывать переход физической материи между физическими состояниями, а эти физические состояния, в свою очередь, могут влиять на сознание.
Тесно связанная теория, панпсихизм , утверждает, что все аспекты реальности обладают некоторыми «психологическими» свойствами помимо их физических свойств. Этот тип дуализма свойств предполагает, что в основе Вселенной лежит сознание. Хотя эта теория, безусловно, элегантна, некоторые считают, что она несет в себе метафизический багаж. Одна жалоба заключалась в том, что если эта теория верна, то вся материя будет иметь определенный элемент сознания. Поскольку сознание неотъемлемо связано с феноменальным, это своеобразный результат, ибо трудно представить, как может быть что-то, что «похоже» на электрон, стол, стул, шину или другой неодушевленный предмет.
Кроме того, кажется, что сознание имеет границы. Есть что-то похожее на то, чтобы быть мной, быть тобой и быть кем-то другим. Панпсихизму трудно объяснить, как феноменология имеет границы. Если сознание является фундаментальным свойством материи, то получается, что вся материя и совокупность материи имеют сознательный аспект. Коллективное сознание подразумевает, что сознанием обладают не только отдельные электроны, но и нейроны и группы нейронов. Трудно увидеть уровень, на котором вы существовали бы как сознательное существо. Сколько нейронов составляют вас ? Это один из них, несколько из них, , все из них? Конечно, можно возразить, что по сравнению с другими проблемами сознания пограничная проблема довольно мала. В этом случае элегантность теории может перевесить ее слабости.
Подобно дуализму фундаментальных свойств, дуализм эмерджентных свойств утверждает, что сознание — это свойство, возникающее из определенных типов физического устройства материи. Но отличается тем, что сознание есть свойство, возникающее сверх , что можно было бы предсказать, учитывая расположение физических свойств материи. Еще один тип дуализма свойств, нейтральный монистический дуализм свойств утверждает, что физические и сознательные свойства и зависят от некоторого более базового уровня реальности.
Почему кто-то должен придерживаться одного из вышеупомянутых дуалистических взглядов? Какая необходимость постулировать такие жуткие сущности как нефизические сознательные свойства? У физикалистов возникают проблемы с объяснением некоторых аспектов сознания таким образом, чтобы это согласовывалось с нашими наблюдениями за взаимодействием физических свойств.
Мысленный эксперимент Фрэнка Джексона решает одну из проблем физикалистского подхода:
Мэри — блестящий ученый, которая по какой-то причине вынуждена исследовать мир из черно-белой комнаты через черно-белый телевизионный монитор. . Она специализируется на нейрофизиологии зрения и получает, предположим, всю физическую информацию о том, что происходит, когда мы видим спелые помидоры или небо и используем такие термины, как «красный», «синий» и т. на. Она обнаруживает, например, какие именно комбинации длин волн с неба стимулируют сетчатку и как именно это вызывает через центральную нервную систему сокращение голосовых связок и выброс воздуха из легких, что приводит к произнесению фразы: небо голубое». […] Что произойдет, когда Мэри выпустят из ее черно-белой комнаты или ей дадут цветной телевизионный монитор? Научит она чему-нибудь или нет?
Джексон утверждает, что Мэри на самом деле узнает что-то новое: каково это видеть синее. Несмотря на то, что она знает все о науке о цвете, она никогда не видела цвета. Позже Джексон обсуждает другого человека, Фрэнка, который видит цвет, которого никогда не видел ни один другой человек. Кажется, что независимо от того, сколько у нас информации о нейронных процессах, лежащих в основе восприятия Фрэнком цвета, мы никогда не узнаем, каково это — иметь опыт Фрэнка. Согласно Джексону, то, что чему-то можно научиться только через феноменальный опыт, показывает, что опыт несводим к чисто физическому.
Чалмерс ставит перед физикализмом другую проблему. Он предлагает нам представить себе молекулярную копию нас самих, с точностью до каждого отдельного нейрона и его состояния возбуждения. Затем он просит подумать, возможно ли, чтобы это существо было философским зомби, то есть существом, поведение которого неотличимо от нас, но лишенным сознания. Несмотря на то, что снаружи зомби кажется таким же сознательным, как и мы с вами, возможно ли, чтобы он был «темным» внутри? Чалмерс говорит, что да. И если это так, утверждает он, то физикализм должен быть ложным. Если мы допускаем, что можем представить себе мир, физически неотличимый от нашего, но лишенный феноменального сознания, мы не можем считать, что ментальное полностью основано на физическом или сводится к нему.
Но можем ли мы представить себе точную копию самих себя, лишенную сознания? На первый взгляд, большинство из нас сказали бы «нет». Я просто не могу представить, каково было бы быть собой, если бы не было ничего похожего на то, чтобы быть мной. Но это не то, о чем просит нас Чалмерс. В рамках своего аргумента он проводит различие между положительной и отрицательной мыслимостью. Позитивная представимость означает, что что-то мыслимо, поскольку у вас есть воображаемая картина ситуации, которая получается, если бы концепция была истинной. Но отрицательная представимость означает, что что-то представимо, поскольку вы не можете этого исключить 9.0026 априори , то есть нельзя исключать только из разума.
Это различие имеет решающее значение для работы аргумента Чалмерса. Теперь все, что ему нужно, — это заставить вас признать, что один только разум не дает вам мотивации отвергнуть возможность того, что ваша точная физическая копия может быть лишена сознания. Поскольку физикализм утверждает, что физическое порождает ментальное, и поскольку мы представили пример ситуации, когда физическое не порождает ментальное, мы должны либо отвергнуть физикализм, либо отвергнуть нашу негативную концепцию зомби. Поскольку невозможно отказаться от последнего, мы должны отказаться от первого. Поэтому физикализм должен быть ложным.
Такие философы, как Чалмерс и Джексон, утверждают, что единственно правильное действие — это отвергнуть физикализм и двигаться в направлении дуализма. Эти аргументы привлекли большое внимание в литературе со стороны авторов с обеих сторон дебатов. И возникло много возражений.
Отвечая Джексону, Лоуренс Немиров утверждает, что знание того, что значит иметь опыт, — это то же самое, что и знание того, как вообразить получение опыта. В случае с Марией она не узнала ничего нового, она просто обрела способность ощущать цвет. Дэвид Льюис приводит аналогичный аргумент: Мэри обрела способность запоминать, воображать и узнавать.
Эрл Кони приводит несколько иной аргумент: чтобы знать, на что это похоже, не обязательно иметь воображение. Он представляет Марту, которая способна визуализировать промежуточные оттенки цветов, которые она не испытала, которые попадают между парами оттенков, которые она испытала. Марта не знакома с оттенком «вишнево-красный», но знает, что вишнево-красный находится на полпути между бордово-красным и огненно-красным, двумя оттенками, которые она пробовала. По словам Кони, Марта могла знать, что значит ощущать вишнево-красный цвет, но пока она никогда не представляла себе этого, она, возможно, никогда не испытала этот цвет.
Интересно, что сам Джексон несколько раз менял свое мнение относительно значения аргумента Мэри. Хотя этот аргумент, казалось, представлял серьезную проблему для физикализма, он также считал, что любое поведение вызвано физическими силами. Учитывая, что этот аргумент, казалось, доказывал существование нефизической феноменологии, Джексону нужно было найти способ согласовать его со своей концепцией физического. Его стратегия состояла в том, чтобы отстаивать эпифеноменализм , согласно которому феноменальные состояния вызываются физическими состояниями, но феноменальные состояния не влияют на физическое. Эпифеноменализм означает, что наши феноменальные состояния подобны фильмам, которые постоянно проигрываются, в то время как бессознательные мозговые процессы управляют всем поведением.
Позже Джексон решил, что сознательное распознавание Мэри цвета действительно повлияло на физическое: это заставило ее сказать «вау». Если сознательное распознавание может быть причиной требования выражения, которое требует изменения ментальных состояний, то сознание, по-видимому, играет некоторую роль в управлении нашим поведением. Таким образом, эпифеноменализм был бы ложным. Он утверждал, что физикализм на самом деле может объяснить этот «вау» опыт. Если цветовой опыт полностью содержится в мозгу, возможно, что новый опыт может вызвать дальнейшие изменения в мозге, что приведет к произнесению «вау!». Он использовал аналогию с акинетопсией, дефицитом, вызывающим неспособность воспринимать движение. Он утверждал, что человек, излечившийся от этого состояния, не откроет ничего нового в мире (поскольку она знает о движении). Вместо этого удивление было бы реакцией мозга, который теперь способен видеть движение.
Аргумент Чалмерса о зомби также подвергся тщательной проверке. Поскольку это логически верно, т. е. поскольку оценка предпосылок аргумента действительно приводит его к заключению, нужно атаковать посылки, чтобы подорвать аргумент. Одно из возражений заключалось в том, что аргумент зомби подрывает сам себя. Поскольку аргумент строит мир, который определяется полностью физически, мир обязательно будет содержать сознание; поэтому зомби не могут в нем существовать. Другие философы нападают на отрицательную мыслимость. Они утверждают, что простая возможность чего-то не означает, что это действительно существует. Хотя зомби-миры могут быть возможны, в этом мире все еще имеет место то, что сознание является полностью физическим.
Так какая теория победит? Дуализм или физикализм? Это зависит от того, кого вы спросите. Многие исследователи-эмпирики являются убежденными физикалистами, но не все. Ответ на этот вопрос потребует более глубокого понимания фундаментальной структуры нашего физического мира. Может оказаться, что действительно непротиворечивая физическая теория поможет нам точно понять, что такое сознание. Но может и нет. Сознание может навсегда остаться загадкой.
Психология сознания и сна
Введение
С этой темой мы делаем немного по-другому. Вместо одного вводного раздела, за которым следуют ключевые цифры и концепции, мы даем вам обзорные разделы по многочисленным темам в рамках «Сознание и сон», углубимся в такие темы, как измененные состояния сознания и различные стадии сна, а затем рассмотрим некоторые из них. ключевые теоретики. И, конечно же, у нас есть несколько интересных, познавательных и веселых видео.
Сознание и сон
Состояния сознания представляют собой субъективный перцептивный опыт, и поэтому их трудно определить. Некоторые люди определяют разницу между сознанием и бессознательным состоянием по тому, открыты или закрыты глаза человека. Согласно словарю Вебстера, сознание определяется как качество или состояние осознания, в частности, чего-то внутри себя. Уильям Джеймс, ключевая фигура в изучении сознания, считал, что сознание состоит из постоянного потока мыслей, эмоций и восприятий.
Сознание также можно рассматривать как два отдельных фактора: мониторинг и контроль. Мониторинг относится к способности воспринимать свое окружение, исследовать потенциальные проблемы, определять цели и принимать решения. Внимание (или сосредоточение своего сознания на какой-либо мысли или внешнем событии) — это другое слово для наблюдения.
Напротив, контроль — это способность упорядочивать мысли и использовать поведение для выполнения задач. Другими словами, мониторинг позволяет человеку исследовать окружающую среду и принимать решения. Контроль позволяет этому человеку действовать в соответствии с этими решениями.
Альтернативные состояния сознания
Если бы состояния сознания находились в континууме, с сознанием на одном конце и сном на другом конце, гипноз и медитация оказались бы посередине. Гипноз — это состояние сознания, для которого характерна глубокая релаксация и высокая внушаемость. Вы, наверное, видели, как люди поддаются гипнозу, а затем ведут себя причудливым образом, например, кудахчут, как цыпленок — хотя это, безусловно, возможно, это не цель гипноза (по крайней мере, не для нас). Скорее гипноз имеет реальную терапевтическую ценность.
В терапевтических ситуациях гипноз используется, чтобы помочь людям бросить курить или даже перенести операцию без анестезии. Чтобы достичь этого, терапевт «внушает» загипнотизированному человеку, что он будет расслабленным и онемевшим во всем теле во время медицинской процедуры. Терапевту пришлось бы повторить этот процесс более чем один раз, чтобы подкрепить внушение. Чем больше раз гипнотерапевт подкрепляет внушение, тем сильнее оно будет и тем больше вероятность того, что оно сработает.
Гипноз помогает некоторым людям с тяжелыми аллергическими реакциями на анестезию или другие обезболивающие. Это позволяет этим людям проходить болезненные процедуры без анестезии и при этом не чувствовать боли. Гипноз также использовался, чтобы помочь людям похудеть и бросить курить.
В средствах массовой информации гипноз обычно изображают как метод разблокировки бессознательных воспоминаний о травмирующих событиях. Однако многие терапевты прекратили эту практику из-за риска синдрома ложных воспоминаний и эффекта дезинформации. Как следует из названия, синдром ложной памяти относится к клиентам, у которых есть воспоминания о жестоком обращении в детстве, но никогда не подвергались насилию. Считается, что эти ложные воспоминания были намеренно или непреднамеренно имплантированы терапевтами, которые использовали гипноз для раскрытия скрытых воспоминаний.
Хотя гипнотерапевты могут делать такие «внушения», следует также отметить, что даже люди, находящиеся под гипнозом, не будут выполнять никаких задач, противоречащих их этическим или моральным нормам. Примером этого является гипнотизация кого-то, а затем предложение ему пойти кого-нибудь убить. По этому сценарию может получиться хороший фильм, но в реальности он не сработает.
Медитация — это еще одно альтернативное состояние сознания, состоящее в глубоком расслаблении, в котором человек сосредотачивает внимание на одной мысли, слове или образе. Слово или звук в гипнозе называется мантрой. Медитацию также иногда называют «осознанностью». Это означает, что человек сосредотачивает свое осознание на «здесь и сейчас», то есть сосредотачивается на том, что переживает в настоящий момент. Медитация также включает концентрацию на дыхании и считается уникальным духовным опытом для каждого человека. В отличие от гипноза, он не предполагает высокой внушаемости.
Спать
На дальнем конце континуума сознания находятся бессознательные состояния, такие как сон. Сон, как и другие состояния сознания, уникален для каждого человека. Однако стадии сна следуют аналогичной схеме. Эти стадии (как и другие состояния сознания) характеризуются разными мозговыми волнами: Бета; Альфа; Тета; и Дельта. Бета-волны обычно возникают во время бодрствования. Альфа-волны коррелируют с формами медитации, гипноза и легкого сна, в то время как тета- и дельта-волны возникают в состояниях глубокого сна.
Стадии сна (стадии 1–4 — NREM)
- СТАДИЯ 1: Человек переходит от бодрствования к сну, у него увеличиваются тета-волны и уменьшаются альфа- и бета-волны. Обычно человеку требуется 30 минут, чтобы перейти ко второй стадии сна. Пробудиться от этой стадии легко.
- СТАДИЯ 2: Человек начинает испытывать веретена сна, К-комплексы, тета- и дельта-волны. Все эти волны можно идентифицировать с помощью электроэнцефалограммы (попробуйте произнести это в 3 раза быстрее), также называемой ЭЭГ. ЭЭГ — это устройство, которое измеряет электрическую активность мозга в виде упомянутых выше мозговых волн. На этом этапе частота сердечных сокращений и дыхания замедляются, а температура тела снижается.
- ЭТАП 3: У человека увеличились дельта-волны, и он сейчас находится в глубоком сне.
- СТАДИЯ 4: Это очень глубокий сон, также характеризующийся усилением дельта-волн.
- БДГ: Человек впадает в БДГ-сон (быстрое движение глаз). На этом этапе глаза быстро двигаются вперед и назад под закрытыми веками. Считается, что это движение БДГ помогает обработке информации и переживаний. Это также стадия, на которой происходит сновидение. На этом этапе у нас учащается частота сердечных сокращений и дыхание, повышается кровяное давление и колеблется температура тела. Наша мозговая активность почти такая же, как и во время бодрствования, однако наше тело временно парализует, поэтому мы не можем двигаться, пока не перейдем в другую стадию сна. Современные исследователи также начинают обнаруживать, что сновидения происходят и на других стадиях сна, но эти сны не такие яркие, как БДГ-сны.
Когда человек спит, он или она чередуют стадии. Если в начале сна человек проводит больше времени в первых 3 стадиях сна, то к концу он больше всего времени проводит в фазе быстрого сна. БДГ-сон обычно начинается после первых 90 минут сна, а затем повторяется в течение ночи, когда мы чередуем фазы.
Существует множество теорий о том, почему мы спим, но на самом деле мы не знаем наверняка. Вот несколько возможных объяснений того, почему мы спим.
- Восстановление и восстановление: сон восстанавливает наше тело физиологически, а БДГ восстанавливает нас умственно. Тело также увеличивает деление клеток, когда оно находится в состоянии покоя.
- Эволюционная теория: это адаптивная теория, которая предполагает, что нам необходимо сохранять энергию, поэтому мы спим по ночам, потому что раньше люди были бы более уязвимы для хищников, если бы они спали днем.
- Консолидация информации: эта теория утверждает, что мы используем сон для обработки опыта и информации, которые мы узнали в течение дня. В этой теории также считается, что сон помогает закрепить передачу информации в долговременную память.
Недостаток сна
Депривация сна характеризуется раздражительностью, истощением, нарушением иммунитета, повышенным стрессом и психотическим поведением (например, галлюцинациями) после отсутствия сна в течение 3 дней. REM кажется особенно важным. Ученые, которые наблюдали за пациентами с помощью ЭЭГ и лишали их БДГ-сна (разбудив человека после того, как они вошли в БДГ-сон), обнаружили, что люди, лишенные БДГ, раньше входили в стадию БДГ-сна и проводили в БДГ-сне больший процент времени, чем люди, не лишенные БДГ. Однако в некоторых ситуациях, таких как депрессия, депривация быстрого сна может быть полезной и фактически облегчать депрессивные симптомы. Депривация быстрого сна также коррелирует с развитием болезни Паркинсона и связанных с ней расстройств.
Количество сна, которое нам необходимо, зависит от человека. В среднем взрослому человеку необходимо от 7 до 8 часов сна каждую ночь. Точнее, количество сна, которое нам нужно, рассчитывается из 2 факторов; базальная потребность во сне и дефицит сна. Наша базовая потребность во сне — это количество сна, которое требуется нашему телу на регулярной основе. Наш дефицит сна — это количество сна, которое мы потеряли из-за различных причин, таких как болезнь, пробуждение среди ночи, привычки сна и т. д. Если у человека есть нерешенный дефицит сна, он или она будет чувствовать себя более сонным во время день. Это объясняет, почему человек будет спать дольше после 24 или более часов без сна.
Соответствующие тесты, используемые в исследованиях сна
Электроэнцефалограмма (ЭЭГ)
Этот прибор измеряет электрическую активность головного мозга. Специалисты используют это устройство, чтобы определить, в какой стадии сна находится человек. ЭЭГ измеряет частоту мозговых волн (т. е. сколько раз волна возникает в определенный период времени) и амплитуду мозговых волн (т. е. размер волны). .)
Электроокулаграмма (ЭОГ)
Это устройство измеряет активность глаз. На разных стадиях сна наши глаза двигаются по-разному. Например, во время медленного сна (ММС) у нас медленные, вращающиеся движения глаз. Однако во время быстрого сна наши движения глаз намного быстрее и происходят резкими движениями вперед и назад. ЭОГ является жизненно важным инструментом для определения фазы быстрого сна, поскольку ЭЭГ в фазе быстрого сна, бодрствования и фазы очень похожа. Но когда мы объединяем ЭЭГ и ЭОГ, легко увидеть различия.
Электромиограмма (ЭМГ)
Это устройство используется для измерения мышечной активности, возникающей во время сна, и особенно полезно при попытке определить быстрый сон. Во время быстрого сна люди испытывают своего рода временный паралич, во время которого ЭМГ падает почти до нуля (близка к ровной линии).
Электрокардиограмма (ЭКГ или ЭКГ)
Электрокардиограмма измеряет сокращение сердечной мышцы.
Нарушения сна
Нарколепсия
Нарушение сна, характеризующееся «сонными приступами», то есть немедленным переходом человека в сознание в стадию быстрого сна. Это расстройство очень опасно, потому что эти «приступы сна» происходят без предупреждения и могут возникнуть во время опасных действий, таких как вождение автомобиля.
Бессонница
Расстройство сна, характеризующееся трудностями засыпания, поддержания сна или того и другого. Люди с бессонницей также чрезмерно устают в течение дня.
Ночные ужасы
Это расстройство чаще всего наблюдается у детей и заключается в пробуждении ребенка ночью с сильной паникой или вегетативным возбуждением. Ребенок с этим расстройством может просыпаться с криком, но затем снова засыпает. После пробуждения он или она не будет помнить об этом событии.
Кошмары
Кошмары — это сны, характеризующиеся крайним ужасом и паникой. Они обычно указывают на травмирующие события в жизни человека.
Апноэ во сне
Человек с апноэ во сне перестает дышать из-за обструкции дыхательных путей. Это заставляет их тело рефлекторно просыпаться, чтобы снова дышать. Человек может осознавать или не осознавать эти пробуждения, которые могут происходить сотни раз каждую ночь.
Ходьба во сне
Это расстройство говорит само за себя.
Кома
Наше обсуждение сознательных и бессознательных состояний было бы неполным без упоминания комы. Кома — это глубокое бессознательное состояние, при котором человек не просыпается и не реагирует нормально на боль, свет или звук. Существует множество причин комы, таких как повреждение головного мозга, инсульт, нарушение обмена веществ, интоксикация и другие проблемы с участками мозга, отвечающими за регуляцию сна. Люди в коме подвержены риску удушья, потому что мышцы шеи и дыхательных путей настолько расслабляются, что дыхательные пути закрываются. Врачи предотвращают это, вставляя трубку, чтобы дыхательные пути оставались открытыми.
Кома обычно длится от нескольких дней до нескольких недель. Врачи используют определенные оценки, чтобы определить, есть ли у человека необратимое повреждение головного мозга или ожидается его выздоровление. Одна из этих оценок называется шкалой комы Глазго (ШКГ). Шкала GCS представляет собой шкалу от 3 до 15 баллов (15 — лучший показатель). Люди оцениваются по 3 категориям, например. реакция глаз, словесная реакция и двигательная реакция. Оценка 13 считается незначительным повреждением. 9 баллов – средний урон. Оценка ниже 9 — серьезное повреждение.
Ключевые цифры и теории
Рене Декарт
Рене Декарт был философом, который пытался объяснить концепцию сознания с помощью своего утверждения «cogito ergo sum», что означает «я мыслю, следовательно, я существую». Он считал, что все, что может думать, было «сознательным». Поэтому он считал, что животные не обладают сознанием, потому что они не могут думать, как люди.
Джон Локк
Джон Локк оказал большое влияние на тему сознания благодаря своей теории «я». Он изложил убеждение Декарта в том, что мышление жизненно важно для сознания, и заявил, что «эта сознательная мыслящая вещь (какой бы субстанции, состоящей из духовной или материальной, простой или сложной, это не имело значения), которая чувствительна или осознает удовольствие и страдание, способное к счастью или страданию, и поэтому заботится о себе, насколько простирается это сознание».
Локк также был известен своей теорией tabula rasa или «чистого листа». Он считал, что младенцы — это чистые листы, сформированные их жизненным опытом. Эта идея о том, что опыт жизненно важен для развития личности ребенка, была центральной в области психологии.
Зигмунд Фрейд
Вклад Фрейда в изучение сна и сознания заключался в важности анализа сновидений. Фрейд анализировал сны по манифестному содержанию (буквальная сюжетная линия) и латентному содержанию (символическое значение сна). Фрейд считал, что сны отражают бессознательные переживания, желания и стремления человека. Фрейд также написал «Толкование снов» в 1899 году. В этой книге Фрейд проиллюстрировал свои теории о том, как и почему, по его мнению, образовывались сны.
Карл Юнг
Как и Фрейд, Карл Юнг также считал, что сны являются окном в бессознательное и наполнены скрытым смыслом. Он считал, что сны можно разделить на две категории: объективные и субъективные. Объективные сны представляли собой картину повседневной жизни человека. Субъективные сны отражали внутреннюю жизнь или бессознательный мир человека.
Другой важный аспект представлений Юнга о сновидениях связан с архетипами. Архетипы похожи на модели, прототипы или стереотипы, которые используются в качестве структурного компонента развивающейся личности. Юнг утверждал, что архетипы человека видны во сне. Архетипы, описанные Юнгом, были Я, Тень, Анима (женские характеристики), Анимус (мужские характеристики) и Персона (образ, который человек позволяет видеть внешнему миру). Юнг утверждал, что скрытый смысл снов был важной частью. психоанализа.
Розалинда Картрайт
Розалинда Картрайт, еще один специалист по сновидениям, считает, что сновидения — это способ тела пересматривать, пересматривать, репетировать и восстанавливать настоящий и прошлый опыт. Один из ее уникальных вкладов в исследование сновидений касается того, как сны используются для регулирования настроения. Она заявила, что люди, у которых плохое настроение, когда они ложатся спать, часто просыпаются утром с более позитивным настроем. Она заявила, что если бы люди не просыпались отдохнувшими и не чувствовали себя лучше эмоционально, их сны раскрывали бы проблемы, с которыми им было трудно справиться. Картрайт также обнаружил, что люди в кризисе, которые быстро выздоравливали, также видели сны дольше и раньше в своих циклах сна, чем люди, которые не выздоравливали так быстро.
Дэвид Чалмерс
Дэвид Чалмерс известен своими теориями сознания. Он считает, что субъективные переживания и чувства недостаточно исследованы в теориях сознания. Поэтому он предполагает, что существует два типа сознания: объективная физическая сторона и субъективная эмпирическая сторона. Он выступает против физикализма, веры в то, что все существующие вещи являются результатом физических процессов.
Чалмерс также известен своим аргументом о «философском зомби». Философский зомби полагается исключительно на объективную физическую сторону сознания и не может испытывать субъективный опыт. Чалмерс заявил: «Зомби, вероятно, невозможны в природе: они, вероятно, не могут существовать в нашем мире с его законами природы». Однако, несмотря на свое заявление, он утверждает, что зомби логически могут существовать. Дэвид Чалмерс в настоящее время является директором Центра сознания Аризонского университета. Его известные работы «Лицом к проблеме сознания» (1995) и «Сознательный разум» (1996).
Уильям Демент
Уильям Демент — известный исследователь сна, основатель Американской ассоциации расстройств сна. Демент использовал ЭЭГ для мониторинга индивидуальных циклов сна в течение ночи, что привело к открытию Дементом 5 стадий сна. Он также разработал тест сна с множественной латентностью, который используется для измерения дневной сонливости. Сегодня он преподает в Стэнфордской школе медицины.
Бернар Баарс
Бернард Баарс считает, что важным аспектом сознания является способность человека решать проблемы новыми способами, которые еще не стали привычными. Действие или решение, которые являются привычными, не являются сознательными, а выполняются бессознательным умом. Например, научиться ездить на велосипеде — это задача, требующая внимания нашего сознательного разума. Однако после того, как мы научимся ездить на велосипеде, нам больше не нужно концентрировать внимание или осознавать процессы, связанные с ездой на велосипеде (например, баланс, скорость и т.