Циклотимический тип личности: Циклоидный (циклотимный) тип акцентуации личности по Леонгарду

Какие типы акцентуации характера в психопатии выделяют

Наверняка в твоем окружении присутствуют эмоциональные люди, которые привыкли бурно проявлять свое настроение на текущий момент. Однако это не просто банальная привычка. В психологии есть специальное определение, четко описывающее подобных людей.

Если какая-то одна или же несколько черт характера выражены чрезмерно сильно, то личность называется акцентуированной. Это не тяжелая патология, а персональная особенность.

Однако иногда подобные акцентуации мешают нормальному общению и ведению совместных проектов. Чтобы ты могла понять, с кем конкретно имеешь дело, необходимо больше углубиться в эту тему.

В этой статье:

Что такое акцентуация характера10 типов акцентуаций характера

Что такое акцентуация характера

Фото автора Monstera: Pexels

По сути, это дисгармония или отклонение от стандарта. Такой человек является более уязвимым по отношению к определенным воздействиям. Личности сложнее пройти адаптацию в новом коллективе. Ярко выраженные проявления даже способны навредить (например, приступы ярости или истерики).

Наличие сильных акцентуаций может привести к дальнейшему развитию психопатии. Это уже серьезная форма расстройства личности, при которой человек не может адекватно воспринимать общество и его нормы. Акцентуация признается патологией, если есть следующие признаки:

  • Отсутствие социальной адаптации.

Такой человек постоянно сталкивается с различными бытовыми трудностями, которые неизменно отражаются на его настроении, повергая либо в апатию, либо в маниакальное возбуждение. Причем сложности ожидают не только саму сильно акцентуированную личность, но и все её окружение.

Ты можешь ощутить настоящий социальный барьер при общении с таким человеком, так как его реакция на ту или иную фразу становится непредсказуемой (возникает триггер). Постоянные депрессии, истерики или гипервозбудимость способны превратить в ад жизнь даже самого терпеливого партнера.

Что такое акцентуации характера? 10 типов акцентуаций личности по Личко

  • Симптомы расстройства аутического спектра.

Чаще всего они проявляются уже в раннем детском возрасте. По сути, это тяжелая форма акцентуаций характера. У такого человека может быть ярко выражен только один тип или же сразу несколько. Подобное сочетание очень часто переходит в психопатическое расстройство личности.

  • Акцентуация никогда не исчезает.

При условии крайней формы подобная стабильность идет явно не на пользу человеку. Однако тебе будет намного проще выявить патологию в своем окружении или семье. Если слишком сильно выраженная черта характера сопровождает кого-то годами, скорее всего, речь идет уже не просто о специфике, а о наличии серьезной психологической проблемы.

Чтобы симптоматика не вышла за рамки и не перешла в стадию болезни, такому человеку необходимо уделить внимание и порекомендовать обратиться к специалисту. Кстати, чаще всего акцентуированные личности проблемы не видят.

  • Черта проявляется одинаково во всех сферах жизни.

Это называется тотальностью. Когда акцентуация превращается в психопатию, её проявление становится повсеместным. Неважно, где находится, что делает и с кем общается данный человек. Его чрезмерно выраженные эмоции будут одинаковыми везде, а интенсивность не зависит от обстоятельств.

  • Негативная реакция на объяснение этой черты с медицинской точки зрения.

Если ты вдруг решишься помочь человеку с подобным проявлением акцентуации в характере, то наверняка получишь мощный эмоциональный отпор. Помни, что переход в крайнюю форму патологии всегда сопровождается недоверием и агрессией (иногда пассивной) по отношению к окружающим.

Особенно это касается попытки объяснить природу столь резких проявлений черт характера. Поход к психологу возможен только, если акцентуация имеет меланхоличный или депрессивный окрас.

Фото автора Andrea Piacquadio: Pexels

Итак, с опасной стороной данного вопроса ты уже ознакомилась. Настало время больше узнать про существующие на сегодняшний день типы акцентуаций. На самом деле их намного больше, нежели вспыльчивость или плаксивость по каждой мелочи.

10 типов акцентуаций характера

В зависимости от гипертрофированной выраженности той или иной черты выделяют несколько самостоятельных разновидностей:

  • Дистимический тип.

С внешней стороны этот человек кажется мрачным пессимистом, во всем замечающий только отрицательные черты. Причем негатив проявляется абсолютно каждой сфере. У такой личности снижено или вовсе отсутствует чувство юмора. Это люди, избегающие любой активности, а также имеющие крайне серьезный взгляд на все вещи.

Несколько иное проявление данного типа – интроверт. Такой человек нередко существует в собственной реальности. Склонен к постоянным размышлениям и нездоровой самокритике.

Giphy
  • Гипертимический тип.

Противоположность предыдущему варианту. У такого человека всегда приподнятое настроение, что особенно странно выглядит, когда никакой причины для этого и нет. Он всегда ищет, чем бы себя занять. Легко спутать с экстравертом, так как человек любит общение и предпочитает находиться в людных местах. Неисправимый оптимист и экстраверт.

  • Демонстративный тип.

В случае преобладания именно этой акцентуации ты столкнешься с настоящим актером, любящим публичные выступления. Присутствуют некоторые черты нарциссизма, так как человек занимается самолюбованием и всегда стремится быть в центре всеобщего внимания. Любитель приукрашивать информацию о себе.

  • Эмотивный тип.

Очень чувствительная и легкоранимая личность. Это прирожденный эмпат, которому не чужды сострадание, отзывчивость, сопереживание и доброта. Нередко впадает в излишнее умиление. Тебе легко будет узнать представителя данного типа по «глазам на мокром месте», так как любой эмоциональный всплеск будет сопровождаться слезами.

  • Циклотимический тип.

Поведение этих людей сильно напоминает маниакально-депрессивный психоз. Одни и те же события в разных фазах проявления черты могут вызвать как радостную, так и негативную реакцию. Подобные перемены настроения случаются довольно часто. Жажда совершения подвигов может мгновенно превратиться в апатию и заторможенность сознания.

Фото автора Godisable Jacob: Pexels
  • Возбудимый тип.

Здесь название говорит само за себя. Это импульсивные люди, следующие не голосу разума, а только лишь сиюминутным эмоциональным порывам. Ты легко узнаешь этот тип среди других. Возбудимые люди не могут терпеть то, что им не по нраву и сразу резко проявляют свою реакцию. При этом сами утверждают, что сначала делают, а потом думают.

  • Тревожный тип.

Люди данной конфигурации отличаются робким и тихим нравом. Они предпочитают оставаться в тени более активных товарищей, где чувствуют себя вполне комфортно.

Однако тревожный человек больше остальных подвержен нескончаемой тревоге и стрессам. Объектом переживания может стать кто и что угодно. Присутствует также неуверенность в себе и настороженность по отношению к окружению, сложная социальная адаптация, болезненное восприятие критики или личностной оценки.

  • Экзальтированный тип.

Эти люди демонстрируют очень бурную реакцию на любое даже самое незначительное событие. Они не могут тихо грустить, уходить в себе или молча порадоваться. Любая положительная или отрицательная эмоция схожа по масштабам с настоящей катастрофой.

Познакомившись с таким человеком поближе, ты поймешь, что от него быстро устаешь. Приходит чувство опустошения и измотанности. Эта личность не знает полумер, очень впечатлительная и склонная к длительным переживаниям.

Фото автора Jill Burrow: Pexels
  • Педантичный тип.

Это консервативные люди, плохо переносящие перемены. Обычно они подолгу занимают одну должность, хотя имеют все предпосылки для повышения, аккуратны в быту и везде стремятся навести порядок. И именно в этом плане их крайне проблематично вынести при совместной жизни. Ты столкнешься с категоричностью даже в расположении ложечек в столе.

  • Застревающий тип.

Главная отличительная черта данной акцентуации – продолжительной любой эмоции. Такие люди обижаются на всю жизнь, злопамятны и мстительны. Ты могла чем-то обидеть человека лет эдак 20 назад, но он все равно будет держать негатив внутри себя и при каждом удобном случае его припоминать.

Чаще всего акцентуаций бывает несколько, и они тесно переплетаются друг с другом. Однако каждая в своей крайней форме является реальной опасностью для психического здоровья человека и спокойствия окружающих. Пытаться исправить такую черту самостоятельно просто бесполезно.

Акцентуации характера — Классному руководителю

Акцентуации характера

Большое значение в формировании асоциального поведения имеет развитие акцентуаций. Акцентуация – выделение какого-либо психологического свойства или признака личности. Распознание типа акцентуации у подростка представляет со­бой немаловажную практическую задачу. Тип указывает на сла­бые места характера и тем самым позволяет предвидеть факто­ры, способные вызвать понятие декомпенсации или психоген­ные реакции, ведущие к дезадаптации. Тем самым открываются перспективы для профилактической работы.

Описание типов акцентуаций

ГИПЕРТИМИЧЕСКИЙ ТИП. Заметной особенностью гипертимического типа личности является постоянное (или частое) пребывание в приподнятом настроении, даже при отсутствии каких-либо внешних причин для этого. Припод­нятое настроение сочетается с высокой активностью, жаждой деятельности. Для гипертимов характерны общительность, повышенная словоохотливость. Они смотрят на жизнь оптимистически, не теряя этого качества и при возникновении препятствий. Трудности часто преодолевают без особого труда, в силу органич­но присущей им активности и деятельности.

ЗАСТРЕВАЮЩИЙ ТИП. Застревающий тип личности отличается высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика, переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства, как правило, долго не забывается и никогда не прощается просто так. В связи с этим окружающие часто характери­зуют их как злопамятных и мстительных людей. К этому есть основания: пережи­вание аффекта часто сочетается с фантазированием, вынашиванием плана мести обидчику. Болезненная обидчивость этих людей, как правило, хорошо заметна. Их также можно назвать чувствительными и легкоуязвимыми.

ЭМОТИВНЫЙ ТИП. Главными особенностями эмотивной личности являются высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Харак­терны: мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, высокоразвитая эмпатия. Все эти особенности, как правило, хорошо видны и постоянно проявляются во внешних реакциях личности в различных ситуациях. Характер­ной особенностью является повышенная слезливость.

ПЕДАНТИЧНЫЙ ТИП. Хорошо заметными внешними проявлениями этого типа являются повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осто­рожность. Прежде чем что-либо сделать, долго и тщательно все обдумывают. Очевидно, за внешней педантичностью стоят нежелание и неспособность к быст­рым переменам, к принятию ответственности. Эти люди без нужды не меняют место работы, лишь в самых крайних случаях, и то с большим трудом.

ТРЕВОЖНЫЙ ТИП. Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству, как правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда с проявлением покорнос­ти. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.

ЦИКЛОТИМИЧЕСКИЙ ТИП. Важнейшей особенностью циклотимического типа является смена гипертимических и дистимических состояний. Такие переме­ны нередки и систематичны. В гипертимической фазе поведения радостные собы­тия вызывают у циклотимов не только радостные эмоции, но и жажду деятельно­сти, повышенную словоохотливость, активность. Печальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии характерны замедлен­ность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика.

ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ ТИП. Центральной особенностью демонстративной личности является потребность и постоянное стремление произвести впечатле­ние, привлечь к себе внимание, быть в центре. Это проявляется в тщеславном, часто нарочитом, поведении, в частности в таких чертах, как самовосхваление, восприятие и преподнесение себя как центрального персонажа любой ситуации. Значительная доля того, что такой человек говорит о себе, часто оказывается пло­дом его фантазии или же значительно приукрашенным изложением событий.

ВОЗБУДИМЫЙ ТИП. Особенностью возбудимой личности является выра­женная импульсивность поведения. Манера общения и поведения в значительной мере зависит не от логики, не от рационального осмысления своих поступков, а обусловлена порывом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побужде­ниями. В области социального взаимодействия для представителей этого типа характерна крайне низкая терпимость, что может расцениваться и как отсутствие терпимости вообще.

ДИСТИМИЧЕСКИЙ ТИП. Дистимическая личность — антипод гипертимической. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и в особенностях

Особенности психологической и психолого-педагогической работы с акцентуантами

ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП. Важнейшими особенностями гипертимов являются их большая подвижность, активность, склонность к озорству, неугомонность, общи­тельность, болтливость. В учебном процессе все это проявляется в виде неусид­чивости и недисциплинированности. Поведение гипертимов очень часто вызыва­ет неудовольствие и резкую реакцию педагогов. Неудовольствие может перерас­тать в устойчиво негативное отношение педагога к такому учащемуся. Формиро­вание жесткого негативного отношения часто может проходить незаметно, облег­чаясь за счет того, что именно гипертим больше всего мешает педагогу в прове­дении занятий. Со временем это может начать восприниматься искаженно, как злонамеренное поведение, демонстрация со стороны ученика неуважения и непри­язни к педагогу. Крайней формой негативного отношения к учаще­муся может быть тотальное неприятие его поведения и игнорирование причин такого поведения. Это ставит перед школьным психологом одну специфичную задачу. В целях предупреждения формирования у педагогов устойчивого негатив­ного отношения к учащемуся-гипертиму психологу целесообразно проводить коррекционную работу не только с учащимися, но и с самими педагогами. Практика показывает, что часто оказывается достаточно одного лишь разъяснения сущности, особенностей и механизмов гипертимного поведения. При этом следует особо акцентировать внимание на том, что в основе недисциплинированности и неусид­чивости лежат определен­ные характерологические особенности, а вовсе не негативная учебная мотивация или, тем более, неприязненное отношение учащегося к педагогу.

При работе с гипертимами педагогам следует иметь в виду, что особые труд­ности возникают у таких учащихся в ситуациях строгой регламентации, жесткой дисциплины, постоянной навязчивой опеки и мелочного контроля. В таких ситуациях не только повышается вероятность нарушения дисциплины со стороны учаще­гося, но и возникает опасность внезапных вспышек гнева и, как следствие, конф­ликта с педагогами (воспитателями, родителями).

Делинквентность гипертимов обусловлена не столько четко выраженными антисоциальными установками, сколько легкомыслием, гиперактивностью, реакци­ей группирования и склонностью к риску.

ВОЗБУДИМЫЙ ТИП. Психолого-педагогические рекомендации по взаимодей­ствию с возбудимым акцентуантом полностью обусловлены его особенностями. Главное отличие — нерациональность, импульсивность поведения, его обусловлен­ность влечениями и неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия это проявляется как крайне низкая терпимость. Знание педаго­гом этих особенностей, их антиципация, готовность к проявлению соответствую­щих им поведенческих реакций — все это уже само по себе имеет позитивное значение. Такая готовность может играть роль превентивного фактора, предуп­реждая возможные срывы педагога по схеме «импульсивность на импульсив­ность», «нетерпимость на нетерпимость» и т. д.

Поэтому важной задачей психологической службы является не просто диаг­ностика возбудимых акцентуантов, но и соответствующее информирование педа­гогов. При этом наиболее целесообразно проводить повышение психологической компетентности педагогов по вопросам акцентуации не вообще, а решая конкрет­ную психолого-педагогическую задачу, проводя анализ личности и поведения кон­кретного учащегося.

Что касается вырабатывания у педагога готовности к проявлению неконтро­лируемых действий, импульсивности или агрессивности со стороны акцентуанта, то эту задачу может решить лишь сам педагог. Для ее успешного решения педа­гогу необходима коррекция некоторых собственных личностных установок и при­вычных поведенческих реакций. По существу это работа по самосовершенствова­нию, повышению уровня своего профессионализма. Психолог может здесь помочь педагогу в формировании соответствующей мотивации, а также в обуче­нии некоторым методам саморегуляции и техники эффективного общения.

Возбудимый тип акцентуации входит в группу, особого риска асоциального поведения. Дело в том, что именно возбудимые акцентуанты — наиболее частые участники насильственных деликтов, крайне опасных с социальной точки зрения и имеющих, кроме того, самые суровые правовые последствия.

ЭМОТИВНЫЙ ТИП. Во взаимодействии с эмотивной личностью чрезвычай­но важны: эмоциональная открытость, чувствительность и эмоциональная отзыв­чивость педагога. В силу того, что потребность в сочувствии и сопереживании у такого подростка актуализирована и ярко выражена, соответствующее эмпатийное поведение педагога оказывается более чем желательным. Эмоциональной отзывчивостью, сочувствием и сопереживанием в данном случае можно достичь того, что не удается сделать никакими другими, даже самыми отчаянными, усилия­ми. Как правило, проявление педагогом эмпатии ведет к быстрому установлению позитивных и доверительных отношений. Однако следует учитывать высокую эмоциональную чувствительность эмотивных акцентуантов и, следовательно, из­менчивость их настроения. Фальшь, а тем более безразличие и черствость эмотивные личности чувствуют чрезвычайно тонко и быстро реагируют на подобные изменения поведения.

Иногда педагоги игнорируют такие особенности подростка-делинквента, как повышенные чувстви­тельность и впечатлительность, характерные для эмотивного типа, представители которого наиболее чувствительны к тому, что «их не понимают», остро реагируют на различные оплошности в поведении педагога. Этот факт тревожен еще и пото­му, что значительное число «трудных» подростков проходит через эмоциональную депривацию (лишение эмоциональных впечатлений), которая часто может оказаться од­ним из пусковых механизмов делинквентности. Для эмотивных подростков эмо­циональная депривация может иметь особо негативные последствия. И наоборот, наличие эмоционального контакта между таким подростком и педагогом может дать самые положительные результаты.

ЗАСТРЕВАЮЩИЙ ТИП. Главными особенностями этого типа являются заст­ревание аффекта, высокая устойчивость и длительность эмоционального отклика, обидчивость. В связи с этим необходимо учитывать, что даже совершенно случай­ная несправедливость или поспешно нанесенная обида может быть причиной дли­тельной потери личного контакта между подростком и педагогом. Потеря контак­та и концентрация на обиде влекут за собой не только проблемы в личных взаимоотношениях, но сказываются и на отношении к предмету, на успе­ваемости.

Установлено, что отношение к предмету («люблю — не люблю», «нравится — не нравится») опосредовано отношением ученика к учителю. Долгое время счита­лось, что эта зависимость характерна в основном для учащихся младших классов, то есть начальных, и, может быть, 5—7 классов средней школы. Отношение к преподава­телю входит в первую тройку значимых факторов, обусловливающих привлека­тельность предмета (А. Реан, 1987).

Аналогичным образом устойчивость аффекта и обидчивость проявляются у «застревающего» акцентуанта и во взаимоотношениях со сверстниками. В данном случае негативное изменение личного отношения часто сопровождается вынашиванием «достойного» ответа обидчику. Эта месть может быть достаточ­но тонкой, достаточно отсроченной по времени.

Психолого-педагогическая коррекция может идти в двух направлениях. Первоеэто учет педагогом личностных особенностей «застревающего» акцентуанта в процессе взаимодействия с ним.

Второе направление — психолого-педагогическая коррекция личности, системы установок и поведения застревающего акцентуанта. Эта работа может вестись и без конкретного повода, в виде спонтанных бесед при любом удобном случае. Иногда мысли и фразы, несущие коррекционный потенциал, могут быть обращены как бы и не к самому акцентуанту, а к группе в целом. Они могут проходить, например, в виде общих рассуждений о нецелесообразности длительных обид хотя бы с точки зрения их вреда для психического и соматического здоровья. Здесь есть много вариантов воздействия: от эмоционально-суггестивного, внуша­ющего, до рационального, с опорой на научные факты.

Работа по психолого-педагогической коррекции «застревающего» акцентуанта мо­жет проводиться не только «вообще», но и по конкретному поводу, в связи с. конкретной ситуацией обиды, аффекта застревания . В этом случае, конечно, требу­ется особая осторожность, так как личность подростка находится в «обострен­ном» состоянии. Воздействие педагога не должно усугубить ситуацию. Вместе с тем на этом этапе оно чрезвычайно желательно, так как непосредственная по­мощь для такого акцентуанта зачастую и состоит в ускорении его выхода из «застревания». Психолого-педагогическая коррекция носит в данном случае ситуатив­ный характер и связана с изменением отношения личности к конкретной ситуа­ции или к конкретному человеку.

ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ ТИП. Главными особенностями при демонстратив­ной акцентуации являются жажда внимания к собственной персоне, эгоцентризм, желание выделяться, быть в центре внимания. Эта особенность обусловливает как само поведение демонстративного акцентуанта, так и особенности психоло­го-педагогического взаимодействия с ним.

Подчеркнутое игнорирование такой личности, отношение к ней по принципу: «Ты ничем не выделяешься на общем фоне» является исключительно сильной мерой воздействия. Реакция на такую позицию может быть самой разнообразной: от гиперактуализации демонстративной потребности до аффективного взрыва, в результате которого намечается резкий разрыв с педагогом. Все эти психичес­кие колебания на поведенческом уровне могут выражаться в форме демонстра­тивной делинквентности и даже демонстративного суицида. Потребность при­влечь к себе внимание, не находя удовлетворения, может привести в конечном счете к попытке самоубийства или к словесным угрозам его совершения. Что же касается делинквентности, то возможным мотивом противоправного поведения действительно может стать желание привлечь к себе внимание, если оно не нахо­дит иного выхода. Впрочем, чаще всего эта проблема решается через фантазирова­ние, моделирование собственных криминальных наклонностей и приписывание себе якобы совершенных когда-то противоправных действий.

Следует быть осторожным в разоблачении фантазий и выдумок демонстра­тивных акцентуантов. Угроза неминуемого разоблачения, раскрытия обмана («Он не такой, каким себя представляет») часто невыносима для «демонстративной» личности. Реакции здесь могут быть самые острые и опасные: побеги из дома, уходы из школы, попытки суицида и другие действия, свидетельствующие о стрем­лении любым способом превратить выдумку в реальность.

Известно, что для данного типа акцентуаций наиболее характерны проявления эгоцентризма в сфере сексуальных реакций — через демонстративное поведение, афиширование своих реальных и мнимых связей, самооговоры в целях привлече­ния к себе внимания окружающих.

Циклотимия Индивидуальность, симптомы, причины и лечение

Что такое циклотимия?

Большинство людей слышали о биполярном расстройстве (маниакально-депрессивном расстройстве), при котором люди испытывают циклы взлетов и падений (мания и депрессия). Но что такое циклотимия (циклотимическое расстройство)? Циклотимия — это редкое расстройство настроения, которое имеет сходные характеристики с биполярным расстройством, только в более легкой и более хронической форме. Если вы страдаете циклотимией, вы испытываете циклические подъемы и спады, которые сохраняются в течение как минимум двух лет или более. При циклотимическом расстройстве ваши спады представляют собой легкую депрессию, не характерную для полной большой депрессии. Ваши приливы классифицируются как симптомы гипомании — менее тяжелой формы мании. Во время подъемов ваше настроение на некоторое время повышается, прежде чем вернуться к исходному уровню. Во время спадов вы чувствуете легкую депрессию. В промежутках между приподнятым и подавленным настроением вы, вероятно, будете чувствовать себя самим собой.

У всех бывают взлеты и падения, верно? Что отличает циклотимию от обычных перепадов настроения? Циклотимия может увеличить ваши шансы на развитие биполярного расстройства (оценки широко варьируются от 15% до 50% повышенного риска быть диагностированным биполярным расстройством, если вы страдаете циклотимией), а ваши взлеты и падения мешают вашим повседневным жизненным функциям и отношениям — так что это важно обратиться за лечением, чтобы справиться с расстройством, прежде чем оно станет полностью разрушительным.

Подсчитано, что частота возникновения циклотимии среди населения в целом составляет от 0,4% до 1%, при этом она в равной степени поражает мужчин и женщин. Однако женщины чаще обращаются за лечением. Хотя типичное начало расстройства происходит в подростковом возрасте, его начало постоянно трудно идентифицировать. Риск развития синдрома дефицита внимания/гиперактивности, злоупотребления психоактивными веществами и нарушений сна повышен среди лиц, страдающих циклотимическим расстройством.

Стандартные диагностические критерии Американской психиатрической ассоциации гласят, что для постановки диагноза циклотимия необходимо соответствие всем следующим требованиям:

  • Множественные периоды гипоманиакальных симптомов, которые не соответствуют критериям гипоманиакального эпизода, и множественные периоды депрессивных симптомов, которые не соответствуют критериям большого депрессивного эпизода в течение как минимум двух лет (один год для детей и подростков)

  • В течение двух лет (один для детей и подростков) симптомы гипомании и депрессии присутствовали по крайней мере в половине случаев, причем не более двух месяцев подряд симптомы не проявлялись

  • Критерии большого депрессивного, маниакального или гипоманиакального эпизода никогда не встречались симптомы

  • Гипоманиакальные и депрессивные симптомы, не связанные с приемом лекарств, злоупотреблением психоактивными веществами или другими заболеваниями

  • Гипоманиакальные и депрессивные симптомы вызывают значительные нарушения в социальной, профессиональной или других функциональных сферах

If you or someone you know is suffering from cyclothymia, depressive signs and symptoms may include the following:

  • Feelings of sadness, emptiness, and hopelessness

  • Irritability

  • Feeling tearful

  • Нарушения сна — сон намного больше или меньше, чем обычно

  • Беспокойство

  • Чувство никчемности и вины

  • Усталость

  • Проблемы концентрации

  • Суицидальные мысли

  • Потеря интереса в мероприятиях, когда -то считавшихся приятными

  • Изменения веса — из -за еды гораздо больше или меньше, чем у вас,

  • . мотивации

  • Нарушение способности рассуждать, планировать или решать проблемы

  • Низкая самооценка

  • Пессимизм

  • Одиночество

  • Оберственное. и симптомы могут включать следующее:

    • Эйфорическое состояние — преувеличенное чувство благополучия и счастья

    • Завышенная самооценка

    • Раздутый оптимизм

    • раздражительность и перемешивание

    • Снижение потребности во сне

    • Гонки

    • Плохое суждение, приводящее к роскошному поведению6916

    • . физическая активность

    • Легко отвлекается

    • Проблемы с концентрацией внимания

    • Повышенное стремление выполнять или достигать цели

    • Гиперактивность — Неспособность сесть на все еще

    • Эмоциональная нестабильность — чрезмерная реализация до событий

    • Безрассудный поиск острых ощущений (например, азартные игры)

    • 9000

      1013

    • 101013

    • 9004. sress
    • 9004.sress. Причины и факторы риска?

      Как и у большинства психических расстройств, точная причина циклотимии неизвестна. Однако генетический компонент циклотимии силен. Для циклотимии, большой депрессии и биполярных расстройств настроения семейный анамнез указывает на более высокий риск развития. Исследования близнецов показывают, что риск развития циклотимии в 2-3 раза выше, если расстройство диагностировано у однояйцевого близнеца, что указывает на сильную генетическую составляющую аффективного расстройства.

      Факторы окружающей среды также являются вероятным фактором, способствующим диагностике циклотимии. Как и в случае с биполярным расстройством и большой депрессией, определенные жизненные события могут увеличить ваши шансы на развитие циклотимии. К ним относятся такие вещи, как физическое или сексуальное насилие или другие травмирующие переживания и длительные периоды стресса.

      Анализы и диагностика циклотимии

      Если вы подозреваете, что страдаете циклотимией, обратитесь за помощью к своему врачу или специалисту по психическому здоровью. Ваш врач, скорее всего, проведет серию тестов, чтобы убедиться, что причины ваших депрессивных и гипоманиакальных симптомов не связаны с основным заболеванием или лекарствами, которые вы принимаете.

      Ваш лечащий врач проведет серию обследований для диагностики возникновения циклотимии, при этом окончательный диагноз будет поставлен на основании истории вашего настроения. Во время вашей психологической оценки врач спросит о вашей семейной истории расстройств настроения и может попросить вас заполнить ежедневный дневник вашего настроения, чтобы указать колебания настроения, которые происходят в течение обычного дня.

      Варианты лечения

      Лекарства и психотерапия являются распространенными вариантами лечения, назначаемыми пациентам с циклотимией. Лечение, как правило, представляет собой хронический пожизненный процесс, направленный на уменьшение депрессивных и гипоманиакальных симптомов и снижение риска развития биполярного расстройства.

      В настоящее время не существует известных лекарств, которые могли бы эффективно лечить циклотимию, однако ваш врач может прописать широко используемые лекарства, известные для лечения биполярного расстройства, чтобы облегчить ваши симптомы и уменьшить их частоту. Обычно назначаемое медикаментозное лечение включает использование противосудорожных препаратов и атипичных нейролептиков, таких как литий и кветиапин. Эффективность антидепрессантов при лечении циклотимии не доказана.

      Необходимы дополнительные исследования, чтобы успешно заключить о преимуществах психотерапии или разговорной терапии при лечении циклотимии. Однако некоторые из распространенных методов, используемых для лечения биполярного расстройства, также используются при лечении циклотимии, в том числе:

      • Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) – направлена ​​на изменение негативных мыслей и убеждений на позитивные; техники управления стрессом; выявление триггерных точек

      • Диалектическая поведенческая терапия (ДПТ) – обучает осознанности, стрессоустойчивости и эмоциональной регуляции , бодрствование и время приема пищи; распорядок дня, помогающий стабилизировать настроение

      Жизнь с циклотимией

      Менее чем у половины людей, живущих с циклотимией, развивается биполярное расстройство. В большинстве случаев циклотимия является хроническим заболеванием, которое сохраняется на протяжении всей жизни. У других циклотимия со временем проходит и разрешается сама собой.

      Последствия циклотимии могут быть пагубными для социальных, семейных, рабочих и романтических отношений. Кроме того, импульсивность, связанная с гипоманиакальными симптомами, может привести к неправильному жизненному выбору, юридическим проблемам и финансовым трудностям. Исследования также показали, что если вы страдаете циклотимическим расстройством, у вас больше шансов злоупотреблять наркотиками и алкоголем.

      Чтобы уменьшить негативное влияние циклотимии на вашу повседневную жизнь, принимайте лекарства в соответствии с указаниями, не употребляйте алкоголь и не принимайте рекреационные наркотики, отслеживайте свое настроение, чтобы предоставить своему психиатру полезную информацию об эффективности лечения, получайте много спать и регулярно заниматься спортом.

      Примечания. Эта статья была первоначально опубликована 29 января 2016 г. и обновлена ​​7 июня 2022 г.

      Циклотимический темперамент и/или пограничное расстройство личности | Анналы общей психиатрии

      Циклотимический темперамент и/или пограничное расстройство личности

      Скачать PDF

      Скачать ePub

      Скачать PDF

      Скачать ePub

      Том 9, Приложение 1

      • Тезисы собрания
      • Открытый доступ
      • Опубликовано:
      • Джулио Перуджи 1  

      Анналы общей психиатрии том 9 , Номер статьи: S77 (2010) Процитировать эту статью

      • 5063 Доступ

      • Детали показателей

      Многие пациенты с биполярным спектром, особенно при высокой частоте рецидивов и межэпизодическом периоде, не свободном от аффективных проявлений, могут соответствовать критериям личностных расстройств. Это особенно верно для пациентов с циклотимией, которых часто неправильно классифицируют как пограничное расстройство личности из-за их крайней неустойчивости настроения и реактивности. У пациентов с циклотимическим темпераментом правилом является пожизненная коморбидность с тревожными расстройствами, в частности паническим расстройством-агорафобией, нервной булимией, телесными дисморфическими расстройствами, расстройствами, связанными со злоупотреблением алкоголем и психоактивными веществами, а также кластером С (тревожное) и кластером В (драматическое) расстройств личности. а не исключение [1]. В частности, большая часть этих пациентов соответствует критериям DSM-IV для пограничных расстройств личности. Пациенты с циклотимическим биполярным расстройством II типа демонстрируют длительную «стабильную» гиперреактивность ко многим психологическим (т. е. неприятию, отделению) и физическим (т. е. пище, свету, наркотикам) раздражителям. Эта заметная реактивность настроения может также объяснить частое сочетание расстройства контроля импульсов и злоупотребления психоактивными веществами и алкоголем.

      Анализ объяснительной силы аффективных темпераментов и расстройств личности для каждого из критериев ПРЛ (Perugi et al., в печати) показал, что наличие циклотимического темперамента во многом объясняет взаимосвязь между биполярным расстройством II типа и ПРЛ. Диагнозу ПРЛ у этих пациентов способствовало сосуществование аффективной циклотимической дисрегуляции темперамента, сосуществующей с тревожно-зависимыми чертами. Мы не находим оснований отделять биполярное расстройство II типа с циклотимической нестабильностью от стабильной нестабильности пограничного типа, поскольку лабильность настроения является общей характеристикой обоих наборов расстройств. Кроме того, корреляционный анализ [2] показывает, что при биполярном расстройстве II типа атипичной депрессии реактивность настроения и черты межличностной чувствительности могут быть связаны с циклотимической матрицей темперамента.

      Ссылки

      1. «>

        Перуги Г., Акискал Х.С.: Новое определение мягкого биполярного спектра: внимание на связи циклотимия-тревожность-чувствительность, импульсивность-дисконтроль и переедание при биполярном расстройстве II и родственных состояниях. Психиатр Clin North Am. 2002, 25: 713-737. 10.1016/S0193-953X(02)00023-0.

        Артикул пабмед Google ученый

      2. Perugi G, Toni C, Travierso MC, Akiskal HS: Роль циклотимии в атипичной депрессии: к переосмыслению на основе данных связи между пограничным и биполярным расстройством II типа. J Аффективное расстройство. 2003, 73: 87-98. 10.1016/С0165-0327(02)00329-4.

        Артикул пабмед Google ученый

      Ссылка на скачивание

      Информация о авторе

      Авторы и принадлежности

      1. Университет PISA, Италия

        . автор в PubMed Google Академия

      Права и разрешения

      Открытый доступ Эта статья опубликована по лицензии компании BioMed Central Ltd.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *