Действие отличается от поведения тем что оно: Отличие ПОВЕДЕНИЯ от ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Отличие ПОВЕДЕНИЯ от ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Термины «деятельность» и «поведение» имеют свою отдельную специфику содержания. Они оба являются формами проявления активности, но разительно отличаются друг от друга по своему значению и употреблению. В данной статье мы рассмотрим отличия данных терминов.

В научном смысле слово «деятельность» применимо только по отношению к разумному существу, то есть к человеку. И все потому, что совокупность действий рождается побуждающими последствиями. Она состоит из нескольких элементов, среди которых обязательно есть цель, разумная потребность и последовательность взаимосвязанных актов. Она может проявляться внутренне или внешне, но всегда подчиняется только разуму.

Деятельность неразрывна с социальным статусом индивида. Вне его она не существует, деятельность не может быть врожденной формой активности. Посмотрите на любого младенца, до достижения психологической зрелости, он не может осознанно ставить перед собой цели и реализовывать их, и все потому, что у него нет жизненного опыта.

Можно перечислить характерные признаки деятельности:

  • Мотивация формы активности.
  • Ее продуктивность. В результате произведенных актов рождается материальный или духовный продукт. Он является достоянием человеческой культуры и является характерным результатом созидательности человека. Все, что носит потребительский характер, не может являться деятельностью. 
  • На всем лежит отпечаток преемственности, знаний и умений. Посмотрите вокруг, и ребенок, и взрослый, создавая что-то новое для себя, использует опыт, накопленный поколениями. При этом тот и другой применяет продукты, которые уже до них опредметили чью-то продуктивную деятельность.

Что такое деятельность? Активная система взаимодействий индивида с действительностью. Им движет цель – осознанный образ, способный предвосхищать совокупность действий. Кратковременные действия – это единицы деятельности. Женщина ежедневно моет посуду, гладит белье, ходит по магазинам.

Все по отдельности лишь факты ее активности, но если все это становится образом ее жизни, действия превращаются в домашнюю деятельность. И такие примеры можно привести в любой сфере жизни человека.

Отличие поведения от деятельности разительно. Поведение – это тоже совокупность актов действий, но только тех, которые может наблюдать постороннее окружение. Поведение – это внешняя сторона совокупности произведенных актов, то есть поведение – лишь видимая форма проявления деятельности. Поведение – это непосредственно наблюдаемая деятельность.

Нетрудно заметить разность и указать основное отличие поведения от деятельности. Деятельность – это осознанные цели; деятельность предполагает наличие оправданных действий. Она обязательно имеет какой-нибудь внешний стимул, у каждого он свой. Кто-то мечтает о повышении по работе, увеличении заработка, кто-то хочет принести пользу обществу, осуществляя альтруистическую или благотворительную деятельность. У поведения нет определенной цели, у него есть только намерения и существенные ожидания, которые реализуются благодаря определенной мотивации.

Что является единицей поведения? Поступок. Действие обязательно на что-то направляется, а поступок – нет. Поведение человека отличается от поведения других живых существ тем, что имеет социальную подоплеку. Любой поступок оценивается обществом, влияет на него. Существуют несколько видов поведения, которые руководят и формируют определенный порядок. Это нравы, обычаи, традиции и привычки. Все вместе они и являются главными мотивами многих поступков.

Выводы:

  1. Единицей деятельности является действие, в отличие от единицы поведения – поступка. 
  2. Деятельность присуща только разумным существам. Особенности поведения могут наблюдаться и у животных.
  3. Деятельность может быть внутренней (психическая активность) и внешней (физическая активность), в отличие от поведения, форма активности которого может быть только внешней. 
  4. Поведение – это одна из форм деятельности. Деятельность более многогранна и обширна.  
  5. Поведение не всегда целенаправленно, часто пассивно, в отличие от деятельности, которая – обязательно активна, имеет цель, помогает создавать материальный или духовный продукт. 
  6. Поведение – спонтанно, а деятельность всегда организована.

Ресурсы:

  1. Психология. Учебник для экономических вузов. Под редакцией В.Н.Дружинина. СПб.,2000г
  2. Маклаков А.Г. Общая психология. 

Деятельность и действия — Студопедия

Сознание не останавливается на констатации тех или иных предметов, явлений и осмысления их связей между собой и эмоциональной оценке степени их полезности или бесполезности, удовлетворения или неудовлетворения ими потребностей человека как организма и личности. Наоборот, чем больше человек узнает об окружающем его мире и о собственном организме, чем шире его понятия, глубже суждения и умозаключения и эмоциональная оценка окружающего мира, тем с большей необходимостью встает задача преобразования им объектов реальности, совершенствования своих собственных качеств. При этом преобразование будет проходить до тех пор, пока предметы и явления не будут отвечать потребностям, интересам и идеалам человека, т.е. его социальным, эстетическим, моральным, интеллектуальным и иным запросам.

Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его; если мир не удовлетворяет человека, то человек своими действиями решает изменить его. В психологии проблема активности сознания рассматривается как проблема воли, произвольной деятельности. Это имеет огромное значение и для различных медико-психологических вопросов. Под деятельностью человека понимается все многообразие его действий, направленных к определенным жизненным целям. Деятельность состоит из действий и операций. Действия — это система движений,

направленных на предмет и преследующих определеную цель. Действия, направленные на людей, называются поступком (проступком). Операции — способ выполнения действия, они не осознаются. Деятельность может быть предметной и познавательной.

Существует аппарат контроля (акцептор действия), который сличает результаты реального действия с поставленной целью. Основными видами деятельности являются: игра, учение и труд.

Действие — это элемент деятельности, определяемый простейшей целью, не раздожимой на более простые. Хотя действия могут быть не только двигательные, но и умственные (мыслительные, мнестические), произвольная деятельность, как это показал И.М. Сеченов, наиболее связана с двигательными действиями. Отдельные моторные аеты сочетаются друг с другом. Единство их и составляет сущность произвольной деятельности.

Важнейшим внешним проявлением отражения человеком окружающей его реальности являются его двигательные реакции. Именно посредством движений, действий осуществляется воздействие человека на предметы и явления материального мира как активный процесс взаимодействия с ним.

Следует выделять инстинктивные и приобретенные движения.

Инстинктивные движения — это единственная форма непроизвольных моторных актов, тогда как все другие действия относятся к произвольным, даже если они в дальнейшем и автоматизировались (например, ходьба, письмо, завязывание узлов и др.).

Простые инстинктивные движения присущи и взрослым людям (например, быстрое отдергивание руки от проводника с электрическим током), но в основном они свойственны детям раннего возраста. В этом периоде жизни налицо лишь инстинктивное неосознанное стремление; волевой акт, хотя бы в его примитивной форме, пока невозможен. Поэтому ребенок не в состоянии руководить даже простейшими движениями. Затем из хаотической массы движений у него начинают выделяться более целесообразные, в основе которых всегда лежит внешнее чувственное раздражение. Эти заученные движения, теперь уже получающие название действий, преследуют цели удовлетворения определенных потребностей.

С течением времени действия становятся все более и более сознательными.

Это уже настоящие волевые действия, хотя в ранней стадии их становления отдельные этапы волевого акта выражены и неодинаково. Чаще в это время можно проследить лишь «побуждение — принятие решения — выполнение решения», ибо в этой стадии развития ребенку почти не приходится принимать специальных волевых усилий для преодоления препятствий.

По мере накопления некоторого опыта, появления новых запросов и интересов, новых потребностей волевые действия усложняются. С большей четкостью теперь выступают отдельные основные этапы волевого процесса, включая борьбу мотивов, выбор средств, рассмотрение плана действий и т.д. Усложняющиеся условия существования организма требуют постоянного адекватного реагирования, что выражается то в задержке движений, то в их усилении, замене одних движений другими и т.п.

В зрелом возрасте возможны и инстинктивные движения, однако основным элементом произвольной деятельности будет волевое действие, направленное к сознательно поставленной цели и сопровождающееся сосредоточением на нем внимания.

Некоторые исследователи, анализируя волевые действия, разделяют их на сложные и простые.

Сложное волевое действие — наиболее совершенная форма деятельности человека, требующая очень большого участия в нем мышления и внимания.

Простое волевое действие отличается от сложного тем, что оно требует не специального осмысления, но постоянного внимания при его выпал-нении, ибо образовалось оно в силу частого повторения сложного, т.е. в свое время достаточно обдуманного и прошедшего все этапы волевого акта. Простое волевое действие по своей структуре ничем не отличается от сложного — его «прародителя», ибо уход «из сферы сознания» не означает «уход из коры».

По мере дальнейшего повторения простого волевого действия оно становится настолько привычным, обычным, что для его осуществления не требуется не только осмысления, но даже и специального активного внимания. Это значит, что оно автоматизируется, становится легким, быстрым, а следовательно, более продуктивным. В процессе превращения сложного волевого действия в простое и в еще большей степени при трансформации простого в автоматизированное основное значение имеет степень заинтересованности человека при выполнении того или иного вида деятельности, т.е. соответствие работы, труда особенностям личности.

Таким образом формируются навыки и умения. Навыки могут быть (учебные, производственные, спортивные и т.д.) двигательными, сенсорными, умственными; они могут сочетаться между собой. Навыки облегчают деятельность, но могут сделать ее шаблонной, поэтому они должны быть гибкими. Формирование навыка проходит три этапа: аналитический, синтетический и автоматизации. В одних случаях навыки могут способствовать образованию новых (перенос навыка), в других — тормозить их развитие (интерференция навыков). При снижении деятельности и тем более при ее прекращении происходит деавтоматизация навыка. При эмоциональном возбуждении может отмечаться временная деав-томатизация навыка. Поэтому небезразлично, например, в каком эмоциональном состоянии оперирует хирург. Умениями называются элементы деятельности, которые позволяют делать что-либо с высоким качеством. Умения включают автоматически выполняемые части (навыки), но в целом являются частью деятельности, контролируемой сознанием (во всяком случае — в конечной цели и в основных промежуточных пунктах).

Действия и поступки, которые совершаются автоматически, могут стать привычными. Привычки фиксируют потребность делать что-либо определенным образом. Привычки могут быть нравственными, трудовыми, умственными, культурного поведения, санитарно-гигиеническими и т.д. Физиологической основой привычки являются сформировавшиеся функционально-динамические системы.

Разумеется, не все волевые двигательные акты человека проходят ступени сложного, простого и автоматизированного. Степень автоматизации и упрощения сложных волевых действий зависит от профессии, специальной тренировки и т.п., определяется главным образом функциональными возможностями нервной системы человека и находится в тесной связи с условиями воспитания и жизни индивидуума, его потребностями.

Следовательно, на раннем этапе (у новорожденного ребенка) движения только инстинктивные, дуга рефлекса замыкается в подкорке. С появлением первых волевых действий в них принимает участие кора. Замыкание рефлекторной дуги совершается в полушариях коры. Условия жизни усложняются, совершенствуется работа сигнальных систем, формируется двигательный анализатор. Роль коры в осуществлении волевых действий становится еще более важной: регуляция деятельности первой сигнальной системы (торможение или усиление ее работы), опосре-дование раздражений, их синтез и анализ — разум выступает на первый план.

Работы Н.И. Красногорского показали, что двигательная клетка способна образовывать временные связи с любыми клетками и системами головного мозга. Таким образом, постепенно формирующийся двигательный анализатор служит местом образования условно-рефлекторных дуг, так же, как и место синтеза и анализа для импульсов от внешних и внутренних двигательных аппаратов.

Возникающие в двигательном анализаторе временные связи в дальнейшем закрепляются и становятся для взрослого человека уже как бы готовыми, «непременными». Благодаря концентрации возбудительного процесса и отрицательной индукции со временем вырабатываются определенные функциональные системы — нейродинамические стереотипы. Они начинают образовываться у человека с самого раннего детства — и в процессе деятельности, сначала непроизвольной, а потом произвольной, и путем воздействия через слово (специальное обучение; чтение научной и художествнной литературы, беседы и разговоры; посещение кино, театров и пр.). Мало-помалу вырабатываются соответствующие нормы поведения, то или иное отношение к людям, предметам, образам и явлениям. Соответственно появляется бесчисленное множество динамических стереотипов («привычные занятия», «привычный образ жизни» и т.п.), каждый из которых имеет в основе взаимодействие основных нервных процессов в сферах первой и второй сигнальных систем.

Эта специфическая сочетанная деятельность возбудительного и тормозного процессов — следствие частого повторения одних и тех же раздражителей — внешних или внутренних, следовавших когда-то в определенном порядке друг за другом. Теперь уже достаточно одного из них, чтобы вся система была приведена в действие.

Таким образом, произвольная деятельность взрослого человека — результат всей суммарной аналитико-синтетической работы коры головного мозга, основными условиями которой являются взаимодействие сигнальных систем и функция участка коры больших полушарий, обладающего оптимальной возбудимостью. Иными словами, «тончайшее уравновешивание» организма, его приспособление к условиям окружающей среды на протяжении всей нашей жизни обеспечиваются основными процессами корковой деятельности — возбуждением и торможением в разнообразных формах их взаимодействия.

Читайте также:

Черты характера человека

Мимика лица

Психологическое исследование личности

Формирование сознания

Психомоторика

Вернуться в оглавление: Медицинская психология



Это поведение или действие? > Брук Талли

Это поведение или действие?

Когда мы разрабатываем планы по достижению целей сохранения, мы начинаем понимать, сколько вещей нам нужно, чтобы люди делали.

Это могут быть новые вещи, вещи, сделанные по-другому, большие вещи, маленькие вещи, первые вещи, последние вещи, легкие вещи, сложные вещи, необходимые вещи…. и, прежде чем вы это узнаете, у нас есть доктор Сьюз. книга!

Пока мы разбираемся во всем этом и начинаем расставлять приоритеты, на чем сосредоточиться, мне всегда нравится спрашивать:

Это поведение или действие?

Оба, по сути, просят людей что-то сделать. Но разница заключается в частоте, с которой им нужно это делать.

поведение  для человека является новой привычкой, а для группы – новой социальной нормой.

Для отдельных лиц и групп это новый способ ведения дел, который всегда следует делать таким образом в будущем (или до тех пор, пока не появится новая норма).

Например,

  • Переработка: разделение мусора каждый раз, когда вы что-то выбрасываете (происходит несколько раз в день).
  • Повторное использование: брать с собой многоразовые пакеты для продуктов каждый раз, когда вы идете за покупками (происходит не реже одного раза в неделю).
  • Сокращение: принимать более короткий душ для экономии воды (примерно раз в день).

Действие — это именно то, что сделано; одноразовое действие, которое кто-то или группа совершает, когда пришло время это сделать.

Например,

  • Прививки: делать прививку от гриппа один раз в год во время сезона гриппа.
  • Осмотры: проверка автомобиля один раз в год.
  • Изменение политики: изменение законов и политики, что происходит реже (в идеале).

Чтобы усложнить задачу, вы также можете рассмотреть третью категорию подпрограмм . Подпрограммы выполняются с более широким спектром частоты от одного раза в квартал (т. е. пересмотр бюджета) до нескольких раз в неделю (т. е. упражнения).

Главное отличие рутин в том, что даже при регулярном выполнении они все равно требуют планирования, осознанного мышления и усилий для выполнения. Большинство рутин никогда не достигнет автоматического характера поведения и, следовательно, по-прежнему требует подсказок, напоминаний и мотиваторов.

Почему эти различия имеют значение?

Есть три причины, по которым важно знать, просите ли вы аудиторию совершить действие или принять новое поведение.

Это может повлиять на последовательность вашего проекта.

Действия и рутинные действия могут быть важными «трамплинами», которые помогают подготовить аудиторию и подтолкнуть ее к новому поведению.

Они также могут быть необходимы для создания правильных «условий» для изменения поведения; например, посещение тренинга для наращивания способности к такому поведению.

Это повлияет на ваш подход к общению.

Побуждение людей к действию обычно требует менее длительных и менее интенсивных коммуникативных усилий и часто может быть достигнуто с помощью коротких серий напоминаний (например, напоминаний о прививке от гриппа).

Однако для формирования нового поведения и норм требуется больше времени и требуется несколько подходов к общению в течение длительного периода времени (например, не забывать брать с собой пакеты с продуктами).

Это повлияет на ваш выбор сообщений.

Чтобы заставить людей изменить свое поведение, обычно требуются сообщения, которые подкрепляют преимущества, демонстрируют, что это хорошая норма для принятия, и включают личные мотиваторы для изменений.

Принимая во внимание, что действия и рутины не всегда требуют такой тяжелой работы, чтобы убедить людей, и могут больше сосредоточиться на том, чтобы служить напоминанием, имея всего несколько причин, почему это важно.

Хотите глубже изучить эту тему для своей собственной программы изменения поведения?

Тогда ознакомьтесь с подробностями моего онлайн-курса. 8-недельная программа поможет вам определить действия и модели поведения на самом первом уроке, прежде чем мы углубимся в сегментацию аудитории, барьеры и мотиваторы и создание мотивирующих сообщений.

Вы станете частью динамичной группы энтузиастов по изменению поведения, которые работают для защиты планеты, и веселье не прекращается, когда курс заканчивается — мы создаем захватывающую программу для выпускников с более чем 150 участниками, которая продолжает обучение и обмены идут. Присоединяйтесь к нам!

Похожие сообщения:

Разница между отношением и поведением (со сравнительной таблицей)

Одним из широко признанных фактов о людях является то, что нет двух одинаковых людей, будь то с точки зрения внешнего вида (т. е. строения тела, роста, веса, цвета кожи и т. д.) или абстрактные аспекты (такие как интеллект, отношение, личность, поведение и так далее). Многие люди принимают отношение человека за его поведение. Хотя прямо или косвенно они взаимосвязаны, они различны в том смысле, что отношение представляет то, как человек думает или чувствует о ком-то или о чем-то.

С другой стороны, поведение  представляет собой реакцию человека на определенное действие, человека или окружающую среду.

Было сказано, что «отношение человека влияет на мысли, а его/ее поведение влияет на действия». Итак, в нашей сегодняшней теме мы собираемся исследовать некоторые существенные различия между отношением и поведением.

Содержание: отношение и поведение

  1. Сравнительная таблица
  2. Определение
  3. Ключевые отличия
  4. Заключение

Сравнительная таблица

Основание для сравнения Отношение Поведение
Значение Отношение относится к ментальному взгляду человека на то, как он/она думает или чувствует о ком-то или о чем-то. Поведение подразумевает действия, движения, поведение или функции отдельного лица или группы по отношению к другим лицам.
На основе Опыт и наблюдения Ситуация
Черта Человек Врожденный
Что это? Мышление человека. Внешнее выражение отношения.
Отражает Что вы думаете или чувствуете? Чем ты занимаешься?
Определено То, как мы воспринимаем вещи. Социальные нормы

Определение отношения

Проще говоря, отношение — это мировоззрение человека, которое определяет то, как мы думаем или чувствуем что-либо. Это гипотетическая конструкция, т.е. прямое наблюдение за которой невозможно. Это предрасположенность устойчиво реагировать на человека, событие, мнение, объект и т. д., что отражается в нашем языке тела. Это оказывает сильное влияние на наши решения, действия, стимулы и т. д. Образование, опыт и окружающая среда являются основными факторами, влияющими на отношение человека.

Отношение человека может быть положительным, отрицательным или нейтральным, что показывает его симпатии и антипатии к кому-либо или чему-либо. Итак, тип отношения, который мы носим, ​​многое говорит о нас, поскольку мы попадаем в это настроение и передаем сообщение окружающим нас людям. Не существует такой вещи, как идеальное отношение к конкретной ситуации, поскольку оно спонтанно, и поэтому у нас всегда есть выбор, чтобы выбрать правильное для нас отношение.

Определение поведения

Термин «поведение» можно описать как способ поведения. Это манера действовать или контролировать себя по отношению к другим людям. Это набор действий, реакций и манер, установленных человеком, системой или организацией в связи с самим собой или их окружением при любых обстоятельствах.

Короче говоря, поведение — это индивидуальная или групповая реакция на входные данные, такие как действие, окружающая среда или стимул, которые могут быть внутренними или внешними, произвольными или непроизвольными, сознательными или подсознательными.

Основные различия между отношением и поведением

Разницу между отношением и поведением можно четко определить на следующих основаниях:

  1. Отношение определяется как умственная тенденция человека, которая отвечает за то, как он думает или чувствует по отношению к кому-либо или что-то. Поведение подразумевает действия, движения, поведение или функции человека или группы по отношению к другим лицам.
  2. Отношение человека в основном основывается на опыте, полученном им в течение жизни и наблюдениях. С другой стороны, поведение человека зависит от ситуации.
  3. Отношение – это внутренние мысли и чувства человека. В противоположность этому, поведение выражает отношение человека.
  4. Образ мыслей или чувств отражается отношением человека. Наоборот, поведение человека отражается в его поведении.
  5.  Отношение определяется тем, как мы воспринимаем вещи, тогда как поведение определяется социальными нормами.
  6. Отношение — это человеческая черта, а поведение — врожденный атрибут.

Заключение

Итак, из приведенного выше обсуждения становится ясно, что все, что вы говорите или делаете, передает миру сообщение о том, что происходит в вашем уме. Общепризнанный факт, что наши эмоции, мнения и мысли нельзя наблюдать, что показывает наше отношение. Кроме того, наше поведение определяется нашим отношением, поскольку его действия являются отражением его мыслей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *