Декарт рене вклад в психологию: Декарт Рене | Мир Психологии

Декарт Рене | Мир Психологии

Войти Зарегистрироваться

Декарт Рене

Декарт Рене (фр. René Descartes, 1596-1650) — фр. философ и естествоиспытатель, сыгравший существенную роль в превращении психологии из умозрительной философской науки в эмпирическую науку о явлениях сознания. Используя метод «универсального сомнения» и отвергая все то, в чем мы можем хоть раз усомниться, как «точку отсчета» для построения философии нового типа, Д. пришел к выводу, что наиболее достоверным и несомненным для каждого человека является существование его собственного мышления (под «мышлением» Д. понимает любую осознаваемую субъектом психическую деятельность): «Я мыслю, следовательно, существую». Все остальное мы воспринимаем через «призму» нашего сознания. Тем самым, Д. стал родоначальником рационализма в новой философии и интроспективной психологии.

Декарт Рене впервые в истории психологии дал критерий отличия психических процессов от непсихических (осознаваемость), что было шагом вперед по сравнению с анализом древними философами различных «функций души» (под которыми понимались и сугубо физиологические процессы питания, дыхания и т. п.), но одновременно сузил все психические процессы до осознаваемых и на этом основании отрицал наличие души у животных, рассматривая их как «рефлекторные автоматы». Вместе с тем разработанное им понятие рефлекса сыграло чрезвычайную роль в последующем материалистическом истолковании поведения живых организмов.

Поставленную им же самим психофизическую проблему Д. решал в духе психофизического взаимодействия (см. Дуализм, Интеракционизм): духовная субстанция (душа) имеет свои атрибуты и проявления (главный из которых — мышление), а телесная субстанция (тело, природа) — свои (главный атрибут — протяжение), при этом обе субстанции абсолютно противоположны друг другу и могут лишь фактически соединиться в человеке с помощью 3-й (божественной) субстанции.

Основная психологическая работа Д. «Страсти души» подробно описывает механизмы такого взаимодействия на примере различных человеческих чувств. В учении о страстях Д. был сторонником рационализма и считал возможным «борьбу» с нежелательными страстями путем разума. Л.С. Выготский обстоятельно проанализировал учение Д. о страстях, сделав вывод об идейной близости этого учения к периферической теории эмоций (см. Джемса-Ланге теория эмоций). См. также Картезианцы. (Е.Е. Соколова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Декарт Рене (1596–1650) — французский философ и естествоиспытатель. Заложил основы детерминистской концепции поведения и интроспективной концепции сознания. Первая получила наиболее последовательное воплощение в понимании рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение; в учении о «страстях души» как психических состояниях, испытываемых телесным органом души (каковым Д. считал одну из желез головного мозга — эпифиз). 

Рефлексы и «страсти души», по Д., представляют телесную материальную субстанцию, подчиненную тем же законам, что и вся физическая природа. Кроме того, Д. выделял особую, нематериальную и непротяженную, субстанцию — сознание — прямое и непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем самом, когда он мыслит. Это дуалистическое воззрение на душу, к-рая только мыслит, и тело, к-рое только движется, сыграло решающую роль в преодолении господствовавшей в прежние века трактовки организма как вещи, управляемой особой сущностью — душой. Согласно Декарту, тело и душа находятся во взаимодействии, которое обеспечивается третьей субстанцией — Богом. При воздействии внешних объектов возникают впечатления о них (сенсорные образы и образы памяти), соединяющиеся путем образования ассоциаций, но не дающие истинного знания. Такое знание изначально заложено в душе в виде врожденных идей, примером которых могут служить невыводимые из опыта геометрические аксиомы. Такой же дуалистический подход отличал и объяснение Д. побудительных сил поведения. Наряду с рефлекторно возникающими эмоциональными состояниями, движущими «машиной тела» («Страсти души», 1649), выделялись чисто духовные чувства и бестелесные волевые импульсы. Их источником, по его мнению, служит субстанция сознания. Эти импульсы способны контролировать страсти, физиологической основой к-рых являются нервные, молекулярные процессы в организме. Д. считал, что сознание и воля локализованы только в организме человека. Организм животных он относил к разряду машин, работающих автоматически. Д. было экспериментально разработано учение о зрительном восприятии, построении сетчатого образа, роли в этом процессе деятельности глазных мышц («Диоптрика», 1637).

Под влиянием Д. развивалась вся психология нового времени, воспринявшая, с одной стороны, его учение о сознании как непосредственном знании души о самой себе, с другой — его учение о рефлексе как закономерном отражении внешних импульсов от мозга к мышцам. Наиболее полно система психофизиологических воззрений Д. изложена в трактате «Человек» (1662).

назад в раздел: Известные психологи, философы мира  /  таблица

Страна: 

  • Франция

Библиография: 

  • Декарт Рене

 

ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!

  • Декарт Рене

Роль французского мыслителя Рене Декарта в развитии психологии.

Рене Декарт (1596-1650) первым осуществил очень важное разделение души и тела, сделав их, совершенно независимыми друг от друга субстанциями через использование механистической теории человеческого организма как ≪тела-машины≫ и способности тела самостоятельно функционировать и обрабатывать весь психический материал без помощи души. Способностью тела является только движение, а принципом его работы — рефлекс, т. е. отражение мозгом внешних воздействий. Способность души — это мышление, а принцип ее работы — рефлексия, т. е. процесс отражения собственных мыслей, идей, ощущений, которые видны только ей. Предметом изучения психологии становится сознание. Объяснение сосуществования в организме души и тела как независимых субстанций основано на принципе психофизического взаимодействия: тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий, эмоций и т. п., а душа с помощью мышления и воли воздействует на тело, понуждая его работать и изменяться.

Дуализм Р. Декарта. Не только душа воздействует на тело, но и тело способно существенным образом влиять на состояние души, т. е. речь идет не об  однонаправленном воздействии души на тело, как было принято раньше, а об обоюдном взаимодействии. Дуализм (противоречивость) во взаимодействии души и тела означает, что, с одной стороны, душа независима от тела, но с другой — тесно с ним связана. Душа может существовать отдельно от тела, но в действительности существует только в связи ним.

Рефлекторная схема Декарта. Декарт первым ввел понятие рефлекса. Схема рефлекса сводилась к следующему: внешний импульс приводит в движение частицы, называемые  «животными духами». Далее посредством этого внешнего импульса «животные духи» заносятся в мозг по «трубкам», из которых складывается периферическая нервная система, а оттуда автоматически переходят к мышцам. Схема Декарта открыла рефлекторную природу поведения, не прибегая для этого к понятию души, которой до появления теории рефлекса приписывалась основная причина движений и поведения человеческого организма.

Вклад Р.Декарта в развитие психологии.
Рене Декарт: рефлексы и «страсти души». Первый набросок психологической теории, использовавшей достижения геометрии и новой механики, принадлежал французскому математику, естествоиспытателю и философу Рене Декарту (1596-1650). Он происходил из старинной французской семьи и получил прекрасное образование. В коллегии Де ла Флеш, которая являлась одним из лучших религиозных образовательных центров, он изучал греческий и латинский языки, математику и философию. В это время он познакомился и с учением Августина, идея которого об интроспекции была им впоследствии переработана: религиозную рефлексию Августина Декарт преобразовал в рефлексию сугубо светскую, направленную на познание объективных истин.

В своих исследованиях Декарт ориентировался на модель организма как механически работающей системы. Тем самым живое тело, которое во всей прежней истории знаний рассматривалось как одушевленное, т.е. одаренное и управляемое душой, освобождалось от ее влияния и вмешательства. Отныне различие между неорганическими и органическими телами объяснялось по критерию отнесенности последних к объектам, действующим по типу простых технических устройств. В век, когда эти устройства с все большей определенностью утверждались в общественном производстве, далекая от производства научная мысль объясняла по их образу и подобию функции организма.

Другое достижение принадлежало Декарту. Он ввел понятие рефлекса (сам термин появился позже), ставшее фундаментальным для физиологии и психологии. Если Гарвей устранил душу из круга регуляторов внутренних органов, то Декарт отважился покончить с ней на уровне внешней, обращенной к окружающей среде работы всего организма. Три столетия спустя И.П.Павлов, следуя этой стратегии, распорядился поставить бюст Декарта у дверей своей лаборатории.
Реакция мышц – неотъемлемый компонент поведения. Поэтому декартова схема, несмотря на ее умозрительный характер, стала великим открытием в психологии. Она объяснила рефлекторную природу поведения без обращения к душе как движущей телом силе.

Декарту эта система виделась в форме «трубок», по которым проносятся легкие воздухообразные частицы (он называл их «животными духами»). По декартовой схеме внешний импульс приводит эти «духи» в движение и заносит в мозг, откуда они автоматически отражаются к мышцам. Когда горячий предмет обжигает руку, это побуждает человека ее отдернуть: происходит реакция, подобная отражению светового луча от поверхности. Термин «рефлекс» и означал отражение.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Роль французского мыслителя Рене Декарта в развитии психологии.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Роль французского мыслителя Рене Декарта в развитии психологии.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Роль французского мыслителя Рене Декарта в развитии психологии.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Что такое ДЕКАРТ, РЕНЕ (1596-1650)? определение DESCARTES, RENE (1596-1650) (Словарь по психологии)

Будучи в первую очередь философом и математиком, Декарт, тем не менее, оказал глубокое влияние на развитие психологии. Родившийся в Ла-Гаге, он посещал иезуитскую школу, где изучал теологию и науку. Он получил юридическое образование в Университете Пуатье, но не занимался этой профессией. Вместо этого он стал джентльменом-солдатом, применив свои научные знания к военной инженерии, а затем к проблемам метеорологии и образования ледников. В этот период ему приснился пророческий сон, в котором предполагалось, что все науки должны быть взаимосвязаны и что физика может быть сведена к геометрии. После долгих путешествий по Европе Декарт вернулся в Париж, чтобы писать, но обнаружил, что его взгляды противоречат церковному учению.

По этой причине он уехал жить в Голландию, где ему была обеспечена большая интеллектуальная свобода, чем во Франции. Декарт был в значительной степени ответственен за механистическую точку зрения во французской психологической мысли. Однако к своему механизму он пришел окольным путем, поскольку его взгляд основывался на дуалистическом понимании субстанции. В своем «Рассуждении о методе» он принял универсальное «методическое сомнение» в попытке открыть хотя бы одну несомненную идею, на которой должно основываться все знание. Это он нашел в «Cogito, ergo sum (мыслю, следовательно, существую)», — то есть единственной достоверностью для него было существование Я или души как мыслящего существа. На этом основании он основывал свое доказательство существования Бога и свое признание существования материи. Поскольку самость была по определению непротяженной, бестелесной ментальной субстанцией (res cogitans), она резко контрастировала с материальной или протяженной субстанцией ( res extensa), которые описывает геометрия.
Это привело к двум проблемам: во-первых, поскольку разум и тело существенно различны, как работает каждое из них? И, во-вторых, поскольку они не только различны, но и вместе, как они взаимодействуют друг с другом? Декарт попытался решить первую проблему, показав, что к рациональным действиям души и механической деятельности тела можно подходить и изучать их по праву. Его понимание души тесно связано со схоластической мыслью, ибо он рассматривал ее как неделимую, «единую субстанцию», которая тем не менее содержала врожденные идеи Бога, геометрические максимы и т. д., которые могли быть приняты разумом, поскольку они были «ясными и отчетливыми». ». Он также считал, что шесть элементарных «страстей Таме» (страстей души) — удивление, любовь, ненависть, желание, радость, печаль — рационально мотивированы. Эти философские доктрины не оказали непосредственного влияния на психологию, хотя точка зрения Макдугалла о том, что поведение управляется набором врожденных тенденций или инстинктов, и акцент гештальта на основных организующих принципах разума иногда восходят к общей позиции Декарта.
Однако обращение Декарта с «телесной субстанцией» оказало более прямое влияние на психологические исследования. Поскольку разум и тело по существу различны, он предположил, что тело можно свободно изучать как полностью механическое явление, как автомат — точка зрения, получившая импульс от галилеевских теорий механики, которые в то время только начинали приниматься. Эта теория помогла создать среду для развития научного подхода к человеку вообще и области физиологической психологии в частности. Сам Декарт внес ряд вкладов в изучение эмоций, зрения, чувств и нервной проводимости. Хотя он характеризовал эмоции как душевные страсти, тем не менее относился к ним почти как к механическим явлениям, объясняя их движениями мозга, крови и жизненно важных органов. Он описал функционирование нормального и больного глаза и показал, что хрусталик представляет собой линзу, через которую световые волны формируют изображение на сетчатке. Он знал, что мышцы работают в противоположных парах, и понял, что и нервные, и мышечные реакции следуют за раздражением органов чувств.
Хотя он представлял себе нервы как полые трубки, проводящие «животные духи» в любом направлении между мышцами и органами чувств, тем не менее он предложил «путевую» теорию периферической нервной системы и приблизился к современной концепции рефлекторной дуги. Скучно, 1950). Декарт считал, что механический подход вполне применим к животным, поскольку они «не имеют души, а человек по своей природе отчасти физический, отчасти духовный. Это оставило перед ним проблему взаимоотношений между «субстанциями». Он признал, что, несмотря на их существенные различия, разум воздействует на тело, а тело — на разум, и предположил, что место этой деятельности находится в крошечном шишковидном теле, назвав точку контакта «конариумом» (который, согласно Хинси и Кэмпбелл, 19 лет60, стал идентификатором Фрейда). Причина выбора этого места заключалась в том, что шишковидное тело расположено в центре мозга и, по-видимому, является единственной частью мозга, которая была единой и не дублировалась. Согласно Декарту, его основная цель состоит в том, чтобы направлять духи животных к той или иной части тела, делая возможными умственные действия, такие как узнавание и воображение, а также физические действия, такие как движение.
Эта теория, хотя и грубая, ввела идею взаимодействия, и когда психология в конце концов отделилась от теологии, она помогла породить целостный подход к человеку.

Процитируйте эту страницу: Н., Сэм М.С., «ДЕСКАРТ, РЕНЕ (1596-1650)» в PsychologyDictionary.org , 28 ноября 2018 г., https://psychologydictionary.org/descartes-rene-1596-1650 / (по состоянию на 3 ноября 2022 г.).

Предыдущая статьяБелая горячка

Следующая статьяТОЛКОВАНИЕ СНОВ (Исторический)

Последние новости

Рене Декарт: Проблема разума и тела | Разум за мозгом: история пионеров и их открытий

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Minds Behind the Brain: история пионеров и их открытийHistory of NeuroscienceBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Minds Behind the Brain: история пионеров и их открытийHistory of NeuroscienceBooksJournals Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Finger, Stanley,

‘René Decartes: Проблема разума тела’

,

Умы за мозгом: история пионеров и их открытия

(

,

2005

онлайн-издание,

Oxford Academic

, 1 января 2010 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195181821.003.0006,

, по состоянию на 3 ноября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Minds Behind the Brain: история пионеров и их открытийHistory of NeuroscienceBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford Academic Minds Behind the Brain: история пионеров и их открытийHistory of NeuroscienceBooksJournals Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Рене Декарт был исследователем 17-го века, который разработал систему для объяснения того, как может работать нервная система. Он был не медиком, а философом, который обращался за своими идеями к геометрии, физике и механическим моделям. Декарт стремился понять не только тело, но и физический мир во всей его красе. Руководствуясь разумом, он твердо верил, что сможет открыть даже самые сокровенные тайны Природы, думая в терминах механики и движения и применяя непоколебимую логику. Декарт задался вопросом, как деятельность мозга может объяснить поведение человека, начиная от расчесывания места укуса насекомого и заканчивая запоминанием книги. Его труды привели к всеобъемлющей теории физиологии мозга, выходящей далеко за пределы наблюдаемого. Но подчеркивать спекулятивный характер его теории о том, как разум взаимодействует с телом или душой, значило бы упускать из виду еще более важный факт, что Декарт сосредоточил новое внимание на мозге и заставил людей думать о том, как он может управлять как автоматическими, так и автоматическими процессами. и добровольные действия.

Ключевые слова: мозг, физиология, разум, тело, душа, нервная система, механика, поведение человека

Субъект

История нейробиологии

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *