Депривация психосоциальная: Психосоциальная депривация это

Психосоциальная депривация

Психосоциальная депривация возникает в условиях, когда ребенок:

  • лишен отношений привязанности или их ход развития на­рушается;

  • воспитывается в детском доме, и в течение первых лет жиз­ни о нем заботятся многие сменяющие друг друга люди;

  • вынужден провести длительное время в больнице;

  • начал устанавливать с кем-то тесные отношения и был внезапно разлучен с этим человеком.

Продолжительная госпитализация замедляет развитие когнитивных и сенсорно-моторных навыков у младенцев. Еще более негативное действие оказывает на эмоциональное развитие ребенка психосоциальная депривация. К социальной депривации могут привести групповая изоляция и одиночество (В.И. Лебедев, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых), социальная депривация – это «ограниченная возможность для усвоения автономной социальной роли» (Й.

 Лангмейер, 3. Матейчек), «недостаток социальных влияний» (М.И. Буянов).

Социальная депривация разными исследователями интерпретирует­ся по-разному. «С ней, например, часто сталкиваются пожилые люди после выхода на пенсию, когда разрываются привычные круги общения, уходит ощущение своей нужности обществу и в этом смысле связанности с ним. Здесь важен разрыв именно широких социальных связей».

В разноплановых трактовках социальной депривации молено выде­лить: а) субъективную депривацию – самоизоляцию, отстранение от взаи­модействия и общения с людьми, обречение человеком себя на одиночество, если окружающие его люди не позволяют или ограничивают возможности удовлетворения личностно значимых или жизненно важных потребностей; при этом субъективную депривацию (самоизоляцию) нельзя путать с одиночной изоляцией – насильственной изоляцией от людей; б) групповую депривацию – эмоциональную изоляцию в группе, коллективное отвержение; при этом групповую депривацию нельзя путать с групповой изоляцией – длительным пребыванием человека в ограниченном кругу общения с людьми.

Образовательная (школьная) депривация

Сложность выявления депривации в школе обусловли­вается тем, что она принимает форму маскированной.

Т.А. Араканцева на основании полученных данных делает вывод, что современная школа является в значительной степени источником соци­альной депривации. Суть депривации состоит не только в отсутствии в со­циальном институте возможностей для формирования и развития человека как социального субъекта, но и наличии некоторой самооценки себя как депривированного, т. е. обострение потребностной значимости развития учащегося как социального субъекта. Так, в исследовании отмечается, что «депривированные подростки негативно оценивают школу, стремятся автономизироваться внутри нее, можно даже говорить о тенденции к самоизоляции. Не исключено, что именно отсутствие такой возможности (автономизироваться) в школе и приводит к восприятию ее как источника неко­торых ограничений в личностном плане».

Госпитальная депривация

Характеризуется интегральным сочетанием депривационных условий (социальных, эмоциональных, материнских и сенсорных) и выражается в форме дискомфорта и острого эмоционального стресса (чувства заброшенности, одиночества, ненужности, отчужденности, беспомощности, острой тоски, переживаниях страха, вызванных соматической болью и лечебными процедурами, а также боязнью не выздороветь и др. ). Данные переживания усиливаются ограниченными возможностями в общении и передвижении (Т.И. Миронова, 2002).

Что такое депривация?

11 июля 2022

11.07

6 минут

6 мин.

28764

31

1

Обновлено: 11 июля 2022

Обновлено 11.07

Каждый из нас в разные периоды своей жизни лишается чего-либо и очень переживает по этому поводу. Иногда последствия лишения бывают разрушительными и ведут к депрессии, а иногда человек может справиться с постигшим психическим состоянием самостоятельно. Все зависит от психофизиологической устойчивости, длительности негативного воздействия и определенного жизненного опыта. Хуже всего переживают различные ограничения именно дети. В психологии есть специальный термин «депривация» — это определенное состояние человека в условиях лишения чего-либо.

В этой статье мы расскажем, что такое депривация личности, к каким последствиям она приводит и что делать родителям, если ребенок стал испытывать депривацию.

Содержание статьи

  1. Определение состояния
  2. Виды депривации
  3. Как проявляется депривация
  4. Что делать родителям ребенка
  5. Частые вопросы
  6. Заключение эксперта

Определение состояния

Понятие депривации происходит от латинского слова «deprivatio», означающего «потеря, лишение». То есть говоря простыми словами депривация — это такое психическое состояние человека, при котором он лишен возможности удовлетворять свои жизненно важные потребности и испытывает соответствующую ответную психоэмоциональную реакцию.

Человек в таких условиях всегда испытывает негативные эмоции — угнетенность, опустошенность, подавленность, тоску, грусть и т.д. Это ощущение закрепляется в подсознании, и он становится «заложником» страха будущих потерь. В дальнейшем может развиться депрессия и другие психические расстройства. Часто диагностируют психосоматические заболевания.

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы чувствуете снижение жизненной активности, апатию, отмечаете частую смену настроения. Наши психологи помогут вам найти причину такого состояния, расскажут, как справиться со стрессом и избежать негативных последствий. Получить консультацию по телефону можно в любое удобное для вас время. Врачи на связи с вами круглосуточно.

Виды депривации

Психологи разделяют несколько видов негативного состояния: сенсорная, эмоциональная, двигательная и т.

д. Ниже мы рассмотрим каждую подробнее и расскажем о последствиях такого депривированного состояния.

Виды и формы психологической депривации

Характеристика и последствия

Сенсорная. Человек испытывает сложности с ориентаций в пространстве, не различает сенсорные чувства и телесные ощущения.

Тревожность, неуклюжесть, нарушение внимания, мышечная вялость, нечувствительность к боли и внешним раздражителям.

Когнитивная. Депривация поведения характерна для детей младшей возрастной группы и включает в себя ограничение информации, необходимой для развития ребенка.

Трудности с восприятием и переработкой информации, агрессивность, протестное поведение, умственное истощение.

Социальная депривация — ограничение социальных контактов или их полное отсутствие

Трудности с восприятием и идентификацией себя в социуме, непонимание социальных ролей, проблемы с самоидентичностью. Повышенная тревога, ведомость, социальная изоляция, агрессия. Эта форма может касаться даже целых групп людей, например, депривированными могут быть солдаты в армии, ученые в экспедициях и т.д.

Эмоциональная депривация характеризуется трудностью с выражением и пониманием эмоций и чувств, отсутствие эмпатии.

Холодность в общении, ограничение социальных контактов, отставание в психологическом и физическом развитии.

Материнская — она характеризуется отлучением ребенка от матери.

Утрата доверия, чрезмерная зависимость, аутоагрессия, неспособность говорить правду, перекладывание ответственности, появление неврозов, страхов, фобий, психосоматические заболевания, тревожность, задержка в развитии.

Двигательная или физическая появляется вследствие увечий, травм, болезни.

Приводит к гиподинамии, выражается в психических отклонениях, умственной отсталости, соматических заболеваниях.

Гендерная. Механизм депривации по гендерному типу работает таким образом, что у человека с низкой самооценкой появляется комплекс неполноценности и несоответствия каким-либо стандартам.

Развитие различных комплексов по поводу внешности и красоты, уныние, депрессия, зависимости, сексуальные патологии, беспорядочные половые связи, снижение либидо, смена ориентации.

Депривация сна или хронический недосып.

Сонливость, подавленное настроение, рассеянность, снижение памяти и концентрации, головные боли и прочие недуги.

Существуют также и ряд других менее распространенных видов негативного состояния — материальная, профессиональная, информационная и т.д.

Как проявляется депривация

Независимо от причин появления депривации и форм ее проявления, у человека всегда возникает тревога, снижение активности, апатия.

Среди основных проявлений можно выделить:

  • резкая смена настроений
  • вспышки агрессии
  • недовольство своей внешностью
  • подавленность
  • повышение уровня стресса
  • депрессия

Если депривации подвержены подростки, то часто они становятся зависимы от компьютерных игр, начинают курить, употреблять алкоголь и другие запрещенные вещества. Если поведение вашего ребенка изменилось, срочно принимайте меры.

Что делать родителям ребенка

Если вы обнаружили у своего ребенка симптомы депривации, вы можете помочь ему справиться с негативными проявлениями. Вот несколько советов:

  1. Не забывайте про тактильный контакт. Независимо от возраста ребенка объятия, поглаживания и пр. дарят чувство защищенности, единения, повышают доверие, гармонизируют эмоциональный фон.
  2. Уделяйте качественное время ребенку. Пример качественного времени — это совместное времяпрепровождение без гаджетов, посторонних звонков и других отвлекающих факторов. Делайте то, что приносит ребенку удовольствие и активно включайтесь в происходящее.
  3. Если ребенок успокаивает себя различными аутостимуляциями (раскачиванием, сосанием пальца и пр) не ругайте и проявляйте к этому повышенного внимания. Лучше мягко помочь ребенку найти другие способы снятия тревоги.
Общность, единение, совместная деятельность, похвала и внимание — лучшие способы снять проявление негативного состояния.
  1. Не забывайте про похвалу и обратную связь. Не теряйте контакт с ребенком, хвалите и поощряйте его. Он в этом нуждается больше, чем взрослый.
  2. Старайтесь не отвечать на провокации ребенка. Избегайте конфликтов и учите этому ребенка.

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы или ваш ребенок испытал депривацию. Самостоятельно выйти из этого состояния довольно сложно, особенно если она длится долгое время. Наши психологи по телефону научат вас правильно реагировать на негативные ситуации, помогут сбалансировать эмоциональный фон и ответят на все ваши вопросы.

Частые вопросы

Причины возникновения депривации?

+

Депривация возникает в детстве и причинами ее становятся отсутствие любви и внимания родителей, дружбы, безопасности и доверия. Также депривация может возникать из-за детской травли, агрессивного поведения взрослых, различного рода зависимостей.

Каковы последствия депривации?

+

Последствия могут быть как для самого человека, так и для его окружения. Так у ребенка и у взрослого человека могут развиться психоэмоциональные расстройства, соматические заболевания, будет искажено чувство реальности и нравственности, будет отмечено отставание в умственном и физическом развитии. Статистика показывает, что все преступники в той или иной мере страдали этим расстройством.

Как помочь человеку с депривацией?

+

Если говорить кратко, то первое — это обращение к психотерапевту. Второе — это поддержка близких, социальное общение, физическая активность, а при необходимости медикаментозное лечение.

Что значит депривация?

+

Определение депривации мы привели в самом начале статьи. Это такое состояние человека, когда он лишен возможности удовлетворить свои жизненные потребности и испытывает соответствующую психоэмоциональную реакцию.

Заключение эксперта

Каждый из нас когда-либо испытывал отказ в чем-либо и последующие за отказом негативные эмоции. Длительное отсутствие жизненно важного «компонента» называется депривацией. Она может возникнуть как в детстве, так и в сознательном возрасте. Никто, как говорится, не застрахован. Но важно распознать первые признаки и вовремя обратиться за помощью, чтобы избежать негативных последствий.

Публикуем только проверенную информацию

Автор статьи

Монахова Альбина Петровна клинический психолог

Стаж 17 лет

Консультаций 1439

Статей 347

Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.

  • 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
  • 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
  • 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
  • 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
  • 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
  • 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог

Источники

  1. … Людмила Петрановская Тайная опора: привязанность в жизни ребенка — АСТ, 2015
  2. . .. Нильс Питер Рюгаард Дети с нарушением привязанности— Семья каждому ребенку, 2018
  3. … Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации — Питер, 2009

Поделиться:

Категория: Психология

Про здоровье Беременность и роды Про детей ЗОЖ Психология Неврология Гастроэнтерология Уход за собой Лекарства и БАД

Предыдущая статья

Алекситимия. Почему мы не можем выражать …

Следующая статья

Амбивалентность. Что это означает и как …

Другие статьи по теме

Черепенько Людмила Викентьевна

03.01

Боль в пятке

Про здоровье

Монахова Альбина Петровна

14.06.22

Смысл жизни человека

Психология

Черепенько Людмила Викентьевна

02.02.22

Гипертонус матки при беременности

Про здоровье

Психосоциальная депривация и способность к рецептивной речи

В новой статье*, написанной Вандербильтом, членом Центра Кеннеди, Кэтрин Л. Хамфрис, доктором философии, сообщается, что опыт психосоциальной депривации может иметь долгосрочные последствия для способности к рецептивной речи, вплоть до возраста 18 лет. . Восприимчивый язык является важным элементом общения и важен для социально-эмоционального развития, включая развитие социальных навыков, качественных дружеских отношений и эмоциональной компетентности. Исследование было опубликовано в Journal of Neurodevelopmental Disorders  как часть специальной тематической серии IDDRC**, посвященной воздействию окружающей среды на нарушения развития нервной системы.

Исходная информация

Качество опыта ухода за ребенком в раннем возрасте является известным фактором, влияющим на качество языкового опыта, получаемого маленькими детьми. Неизвестно, связана ли, и если да, то каким образом психосоциальная депривация в раннем возрасте с долгосрочными результатами рецептивной речи.

Методы

Два проспективных лонгитюдных исследования, в которых изучалась ранняя психосоциальная депривация/пренебрежение в различных контекстах (т. е. депривация из-за институционального ухода или депривация, переживаемая детьми, проживающими в семьях США) и рецептивная речь, оцениваемая с помощью словарного теста Пибоди в картинках (PPVT), использовались для оценить масштабы этих ассоциаций. Во-первых, 129 участников Бухарестского проекта раннего вмешательства, рандомизированного контролируемого исследования приемной семьи в качестве альтернативы институциональной опеке в Румынии, завершили оценку рецептивного языка в возрасте 18 лет. Во-вторых, из США 3342 участника исследования Fragile Families and Child Wellbeing Study были оценены с младенчества до среднего детства.

Результаты

Дети, попавшие в детские учреждения, в среднем имели более низкие показатели рецептивной речи, чем их сверстники, никогда не находившиеся в детских учреждениях в позднем подростковом возрасте. В то время как рандомизация для раннего вмешательства в приемную семью не имела долговременной связи с показателями PPVT, продолжительность пребывания детей в интернатных учреждениях была отрицательно связана с рецептивным языком. Психосоциальная депривация в американских семьях также была отрицательно связана с рецептивным языком в лонгитюдном масштабе, и эта связь оставалась статистически значимой даже после учета показателей социально-экономического статуса.

Выводы

Опыт психосоциальной депривации может иметь долгосрочные последствия для способности к рецептивной речи, вплоть до 18-летнего возраста. Психосоциальная депривация является важным предполагаемым предиктором более слабой рецептивной речи. Настоящие результаты добавляются к растущей литературе, отслеживающей долгосрочные результаты детей, которые испытывают различные уровни депривации.

Кортни Тейлор — директор VKC Communications.

На фото вверху страницы: Кэтрин Л. Хамфрис, доктор философии.


*Хамфрис К.Л., Мачлин Л.С., Гайон-Харрис К.Л. и др.  Психосоциальная депривация и рецептивная языковая способность: исследование с двумя выборками. J Neurodevelop Disord 12, 36 (2020). https://doi.org/10.1186/s11689-020-09341-2

**Центр исследований интеллектуальных нарушений и нарушений развития

Влияние ранней психосоциальной депривации на мозг и поведение

Перейти к основному содержанию

Управление академических клинических вопросов

Масонский институт развивающегося мозга

  • О
    • О МБД
    • Руководство и персонал
    • Каталог участников
    • Членство
    • Средство
    • Программа для собак и детей в учреждении
    • Виртуальный тур
    • я МИДБ
    • Вакансии
  • Уход за пациентом
  • Исследования и услуги
    • Об исследовании MIDB
    • Взаимодействие с сервисными центрами MIDB
      • Аналитика
      • Взаимодействие с общественностью и образование
      • Центр нейроповеденческого развития CNBD
      • информатика
      • Измерение и фенотипирование человека
      • Нейровизуализация
      • Нейромодуляция
      • TeleOutreach
      • поступательный
      • Процесс запроса на помолвку
    • Партнеры
      • Центр прикладной трансляционной сенсорики
      • Центр магнитно-резонансных исследований
      • Департамент медицины
      • Кафедра педиатрии
      • Кафедра психиатрии
      • Институт общественной интеграции
      • М Здоровье Фэйрвью
      • Школа общественного здравоохранения
      • Институт суперкомпьютеров UMN
    • Основные результаты исследований
    • Финансирование
      • Заявки на посевные гранты уже открыты
      • Преддокторская стипендия MIDB в области науки о развитии
      • Коренные причины и вмешательства для проблем психического здоровья Гранты
      • Центр трансляционной нейронауки: Заявки на гранты Call Seed
      • Премиальная программа путешествий
      • Возможности финансирования в Университете Миннесоты
    • Ресурсы для исследователей
    • Коллоквиум
      • Серия коллоквиумов весна 2023 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *