Депривация детства это: Депривация, или если вашему ребенку недостает любви… //Психологическая газета

Содержание

Родительская депривация — причины, симптомы, диагностика и лечение

Родительская депривация – психическое состояние ребенка, характеризующееся невозможностью удовлетворять основные жизненные потребности из-за отсутствия или отстраненности родителей. Возникает вследствие недостатка заботы, ласки, понимания, взглядов, прикосновений, общения. Последствия – эмоциональные, личностные, поведенческие расстройства, трудности социализации. Диагностика включает клиническую беседу, применение опросников, рисуночных тестов. Лечение основано на групповой и индивидуальной психотерапии, дополняется психокоррекцией, социальной реабилитацией, медикаментозной терапией.

Общие сведения

Термин «депривация» происходит из латинского языка, означает «лишение», «потерю». Родительская депривация – лишение ребенка взаимодействия с родителями. Синонимичное название – синдром недолюбленности. В 60-70 годах прошлого столетия врачи начали признавать, активно изучать роль эмоциональной близости родителей в психическом развитии ребенка. Установлено, что недостаток любви, заботы, привязанности, телесных контактов приводит к нарушениям психического здоровья детей. Данные о распространенности родительской депривации отсутствуют – легкие проявления переживаются в рамках семьи, тяжелые случаи выявляются на поздних стадиях при выраженной задержке психического развития, эмоционально-поведенческих нарушениях.

Родительская депривация

Причины родительской депривации

Основная причина – отсутствие возможности удовлетворить психологические потребности в любви, привязанности, общении. Дополнительными факторами риска становятся особенности нервной системы, темперамент, адаптационные возможности ребенка. Рассматривая депривацию как двусторонний процесс – воздействие стимула и формирование ответной реакции – выделяют ряд причин:

  • Недостаточная привязанность родителей. Отец и мать не проявляют любви к малышу. Явление распространено в семьях с нежеланным ребенком, при психических расстройствах, алкоголизме, наркомании родителей.
  • Длительная разлука. Депривация развивается при продолжительном пребывании в стационаре, учебном учреждении закрытого типа. Проявляется эмоциональными расстройствами.
  • Отсутствие родителей. Ранняя смерть отца и матери, отказ от ребенка становятся ключевыми факторами депривации. В домах малютки, детских приютах эмоциональные потребности удовлетворяются недостаточно.
  • Конституционально-наследственные особенности. Дети с неустойчивым слабым типом ЦНС более восприимчивы к влиянию депривационного фактора. Они менее пластичны, хуже адаптируются к изменяющимся условиям. Непродолжительное отсутствие мамы с папой (госпитализация, вынужденный отъезд) отрицательно сказывается на психическом и физическом развитии.
  • Состояние здоровья. Негативное влияние депривации быстрее проявляется у детей с неврологическими, соматическими заболеваниями. Больной ребенок больше нуждается во внимании, заботе родителей, острее переживает невозможность удовлетворения данных потребностей.

Патогенез

Среди исследований патогенеза родительской деривации распространена теория Э. Эриксона: отсутствие материнской любви формирует базисное недоверие к миру. Данное чувство проявляется боязливостью, подозрительностью, пассивностью, стремлением к избеганию незнакомых ситуаций. Недостаток телесных, слуховых, зрительных контактов с родителем создает ощущение психологического дискомфорта, способствует формированию эмоциональной неустойчивости, нарушений режима сна-бодрствования. Ребенок становится чрезмерно беспокойным, импульсивным, плаксивым, отказывается устанавливать контакт, не проявляет познавательного интереса. В период раннего детства развивается первичное ощущение собственной неуспешности, переживание нестабильности, страха, обиды. Родительская депривация негативно влияет на процесс развития в промежутке с рождения до старшего подросткового возраста. Компенсация происходит через формирование привязанности к другим объектам (людям, животным, игрушкам), увлеченность деятельностью (хобби, творчество, спорт).

Классификация

По степени выраженности родительская депривация бывает полной и частичной. Полная (абсолютная) возникает при отказе матери и отца от прав, отрыве ребенка от семьи, смерти родителей. Частичный вариант – отношения обеднены эмоционально, но близость сохраняется, физически члены семьи находятся рядом. По содержанию выделяют следующие виды депривации:

  • Сенсорная. Характеризуется невозможностью удовлетворить потребность в ощущениях. Проявляется недостатком прикосновений, объятий, поглаживаний, взглядов.
  • Когнитивная. Представлена отсутствием возможности познавать родителя, через него – окружающий мир. Проявляется отставанием развития интеллектуальных функций.
  • Эмоциональная. Наиболее выраженный компонент материнской депривации. Формируется при невозможности почувствовать близость, принятие, любовь, одобрение, поддержку.
  • Социальная. Определяется лишением возможности выполнять социальную роль (сын, дочь).
    Отражается на поведении ребенка, отношениях с окружающими.

Симптомы родительской депривации

Изменения возникают в эмоциональной, поведенческой, когнитивной сфере. У младенцев снижена двигательная активность, позже формируется навык сидения, ходьбы. Интерес к игрушкам, ярким предметам, новым звукам снижен. Выражены вегетативные нарушения – частые срыгивания, нарушения стула, беспокойный сон, плохая терморегуляция. Комплекс оживления развивается к 4-5 месяцам, слабый. Эмоциональная неустойчивость проявляется плачем, криками. Гуление, лепет возникают на 1-2 месяца позже нормы.

Дети раннего возраста и дошкольники испытывают трудности социальной адаптации, с трудом устанавливают контакты, часто подозрительны, насторожены, боязливы. Редко проявляют инициативу, несамостоятельны. В зависимости от темперамента становятся замкнутыми, молчаливыми либо агрессивными, импульсивными. Эмоции неустойчивы, часто отмечаются вспышки негодования, гнева, плач. Аффективные расстройства представлены детскими страхами, повышенной тревожностью. Самооценка заниженная, чувство недоверия к обществу формирует искаженный образ Я как неудачника, неспособного контролировать происходящее, влиять на результат собственных действий. Выраженность задержки умственного развития зависит от окружающей обстановки, наличия педагогов. Кроме ЗПР часто наблюдаются речевые нарушения, поведенческие и невротические расстройства.

В младшем школьном и подростковом возрасте проблемы идентичности провоцируют эмоционально-личностные расстройства. Ребенок, подросток испытывает трудности принятия социальных ролей – ученик, друг, знакомый. Отсутствует опыт выстраивания отношений, поэтому дети в ситуациях межличностного взаимодействия часто ведут себя неадекватно: убегают, прячутся, отворачиваются, грубят, обзывают, проявляют физическую агрессию. Дружеские предложения воспринимают насторожено, отвечают отказом. В коллективе у них формируется позиция изгоя, агрессора. К проблемам социального характера добавляется школьная неуспеваемость. Подростки прогуливают школьные занятия, приобщаются к «уличным» группировкам, бродяжничают.

Осложнения

Без своевременной психолого-педагогической коррекции родительская депривация способствует развитию психической патологии. Характер осложнений определяется возрастом ребенка и продолжительностью отсутствия родителей (опекунов). В раннем детстве у пациентов преобладают расстройства эмоционально-волевой сферы, неравномерность отставания когнитивных функций с преимущественно речевыми нарушениями. Часто диагностируются нарушения невротического спектра: энурез, парасомнии, навязчивые движения, апатическая, маскированная депрессия. У дошкольников и младших школьников определяются поведенческие отклонения, ЗПР. У подростков – психопатии, депрессивные расстройства.

Диагностика

Диагностика депривации – сложный длительный процесс, предполагающий сотрудничество врача-психиатра, невролога, психолога, педагогов, социальных работников и медицинских сестер, ухаживающих за ребенком. Требуется долговременное наблюдение, регулярная оценка особенностей развития. Комплексные обследования показаны детям групп риска – воспитывающимся в неблагополучных семьях, подверженным частой госпитализации, сиротам. Применяется ряд методов:

  • Беседа. Разговор с ребенком позволяет первично оценить эмоциональное состояние, реакции на похвалу/замечания, способность устанавливать, поддерживать продуктивный контакт. Специалист выявляет сферы, наиболее подверженные депривационному воздействию, определяет направленность дальнейшей диагностики.
  • Проективные тесты. Широко применяются рисуночные методики – «Человек», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «Человек под дождем». Они универсальны относительно возраста, уровня интеллектуального развития, национальности. Позволяют выявить глубинные неосознаваемые переживания, скрываемые особенности поведения.
  • Опросники. Методики данной группы рекомендованы для обследования детей от 10 лет. Используются опросники, направленные на исследование детско-родительских отношений – «Анализ Семейного Воспитания» Э.Г. Эйдемиллера, «Детско-родительские отношения подростков» П. Трояновской. Дополнительно показаны тесты исследования личности – «Патохарактерологический личностный опросник» А. Е. Личко, опросник Леонгарда-Шмишека.

Родительская депривация рассматривается как этиологический фактор ЗПР, речевых нарушений, невротических и поведенческих расстройств, дезадаптации. При дифференциальной диагностике необходимо различение данного феномена с иными возможными причинами нарушений развития (резидуально-органическим поражением ЦНС, наследственными факторами).

Лечение последствий родительской депривации

Специфические методы лечения не разработаны. Помощь врачей, психологов, педагогов направлена на устранение причин и коррекцию последствий ранней психологической депривации. Терапия проводится на базе реабилитационных центров, психоневрологических диспансеров, частных клиник. Комплекс процедур определяется индивидуально с учетом тяжести симптомов, возраста ребенка. Применяются:

  • Групповая психотерапия. Тренинги с детьми, подростками оказываются наиболее эффективным способом коррекции системы ценностей, самооценки, восприятия роли. В процессе специально организованного общения, игр возникают ситуации апробирования положительных отношений. Члены группы учатся договариваться, дружить, сотрудничать. В тесном взаимодействии узнают (обнаруживают) качества личности. Происходит формирование системы «Я», общественных ролей.
  • Индивидуальная психотерапия. Встречи с психотерапевтом необходимы при эмоциональных расстройствах – депрессии, неврозе навязчивых состояний, повышенной тревожности, страхах. Наиболее распространены методы когнитивно-поведенческой терапии: на первом этапе проводится коррекция нелогичных, нецелесообразных мыслей, провоцирующих негативные эмоции, на втором вырабатываются новые эффективные формы поведения.
  • Психокоррекция. Занятия с психологом необходимы детям, имеющим отставание в когнитивном развитии. Упражнения, игры развивают мелкую моторику, активное внимание, память, мышление, интеллект. Работа проводится в индивидуальном и групповом режиме.
  • Медикаментозная терапия. Применение лекарств целесообразно при выраженных поведенческих и эмоциональных нарушениях. Лечение назначается психиатром, препараты подбираются индивидуально. Используются антидепрессанты, противотревожные средства, нейролептики, ноотропы.
  • Социальная реабилитация. Усилиями педагогов ребенок активно включается в занятия спортом, рисованием, конструированием, лепкой, полезным трудом. Создаются ситуации сотрудничества, на основе которы х легче налаживается общение, дружба. Компенсация агрессии происходит во время активных физических нагрузок. Последствия эмоциональной, сенсорной депривации редуцируются в процессе творческой деятельности.

Прогноз и профилактика

Прогноз результатов депривации определяется состоянием здоровья, возрастом, психологическими особенностями ребенка, продолжительностью нахождения в условиях нехватки родительской любви. Наиболее благоприятный исход у малышей до 3 лет, при своевременной компенсации последствия полностью редуцируются. Чем старше ребенок, тем продолжительнее период реабилитации. Профилактика сводится к сохранению полноценной семьи – предупреждению нежелательных беременностей, отказов от детей, разводов. Вторичные методы – создание условий максимально приближенных к домашним в приютах, стационарах (организация палат совместного пребывания ребенка с матерью).

Как распознать у себя эмоциональную депривацию и справиться с ней

Жизнь 6 мая

Корни проблемы нужно искать в детстве.

Вы когда‑нибудь чувствовали, что люди, которых вы любите, игнорируют ваши эмоциональные потребности? И вы обижались, а внутренний голос шептал вам: «Зачем что‑то объяснять? Они всё равно меня не поймут». Представьте, что эта модель регулярно проявляется в любых отношениях на протяжении всей жизни. Если вы узнаёте себя, возможно, вы имеете дело с эмоциональной депривацией. Это нехватка или отсутствие эмоциональных реакций, например в виде одобрения или любви, исходящих от других людей.

Откуда берётся эмоциональная депривация

Описанная модель формируется в детстве, когда наш мозг пытается понять «правила», по которым работают отношения, чтобы реагировать нужным образом. Проблема в том, что основой для «правил» становится обстановка в семье, а у каждого она уникальна: то, что приемлемо в одной, может быть совершенно неприемлемо в другой. Но когда мы становимся взрослыми, наш мозг продолжает реагировать на установки, которые уже давно неактуальны.

Эмоциональная депривация обычно возникает, когда родители или люди, которые заботились о человеке, не слышали, не считали важными, не отражали или каким‑либо другим образом не отвечали на его потребности. При этом он знал, что эти потребности у него есть, и это его злило. Голос эмоциональной депривации твердил ему: «У тебя есть настоящие, законные потребности, а тебя игнорируют! Это ужасно! Ты должен злиться! Хотя ты уже столько пережил, и это повторяется из раза в раз, так что можешь просто обидеться и ничего не говорить».

А теперь представьте, что мозг всё ещё выдаёт подобные монологи, хотя человек уже давно вырос и находится среди людей, которые дают ему больше эмоционального отклика, чем семья. Эмоциональная депривация может привести к тому, что такой человек закроется и будет чувствовать себя обособленно, будто все вокруг холодны к нему. Или, наоборот, сам будет холоден с окружающими.

Какие признаки говорят об эмоциональной депривации

  • Вы предполагаете, что вашими чувствами пренебрегают, даже когда нет никаких доказательств этого.
  • Вы часто поддаётесь унынию.
  • Вы чувствуете, что одиноки и никто не понимает вас.
  • Вы часто испытываете обиду и гнев.
  • Вы ведёте себя пассивно‑агрессивно.
  • Вы проявляете холодность к окружающим, когда они пытаются сблизиться с вами, пытаясь вести себя так, «как ведут себя они».

Как избавиться от эмоциональной депривации

Понять своё прошлое

Вспомните, какой была обстановка в семье, когда вы росли. Какая эмоциональная атмосфера в ней царила? Почему вы могли ощущать, что вашим чувствами и потребностями пренебрегали?

Суть не в том, чтобы ругать и обвинять близких, а в том, чтобы разобраться, что происходило в тот период вашей жизни и почему тогда вы реагировали определённым образом.

Узнать свои эмоциональные потребности

Подумайте о том, в чём вы нуждались в детстве. Возможно, вы хотели, чтобы родители регулярно спрашивали, как у вас дела в школе, и внимательно слушали, проявляя искренний интерес. Или, может, ваши потребности настолько игнорировали, что вам нужен был взрослый человек и наставник вне вашей семьи, который бы вас поддерживал.

Проверить, не мешаете ли вы самому себе

Подмечайте моменты, когда вы слишком бурно реагируете при взаимодействии с другими людьми, предъявляете к ним завышенные эмоциональные ожидания и чересчур осуждаете. Дайте окружающим шанс сблизиться с вами.

Высказаться

Попробуйте разобраться, как можно выражать свои чувства и говорить о потребностях без гнева и обиды. Найдите подходящие способы объяснять, чего именно вы хотите, без скандалов и недопониманий.

Оценить своё окружение

Иногда люди с эмоциональной депривацией тянутся к холодным партнёрам, потому что такая модель отношений им уже знакома. Поэтому не стоит забывать об этом факторе. Возможно, вашему близкому человеку сложно быть «теплее». Обсудите это.

Обратиться к психологу

Эмоциональная депривация может находиться очень глубоко внутри, поэтому с ней бывает сложно справиться самостоятельно. Квалифицированный специалист поможет проработать и искоренить эту модель.

Главный ключ к борьбе с эмоциональной депривацией — вспомнить себя в детстве и проявить сострадание к тому ребёнку, который когда‑то не получил того, в чём очень нуждался. Это сочувствие нужно применить и к себе настоящему. Попробуйте разобраться, как вы можете защищать себя и свои эмоциональные потребности здоровым, неконфликтным способом. Вы достойны этого.

Читайте также 🧐

  • Как научиться выражать эмоции, если в детстве вам велели их подавлять
  • 5 вопросов, которые помогут справиться с сильными эмоциями
  • Зачем нужны отрицательные эмоции и почему их не стоит блокировать
  • Исцеление внутреннего ребёнка: как не дать детским травмам испортить взрослую жизнь

Депривация в раннем детстве связана с изменениями в структуре мозга взрослого человека, несмотря на последующее обогащение среды

. 2020 7 января; 117 (1): 641-649.

doi: 10.1073/pnas.1911264116.

Нурия К Маккес 1 2 , Деннис Голм 3 , Сагари Саркар 4 , Роберт Кумста 5 , Майкл Раттер 6 , Грэм Фэирчайлд 7 , Митул А Мехта 2 , Эдмунд Дж. С. Сонуга-Барке 1 8 ; Команда ERA по наблюдению за молодыми взрослыми

Соавторы, Принадлежности

Соавторы

  • Группа наблюдения за молодыми взрослыми ERA :

    Эдмунд Сонуга-Барке, Марк Кеннеди, Яна Креппнер, Ники Найтс, Роберт Кумста, Барбара Моган, Вольф Шлотц

Принадлежности

  • 1 Кафедра детской и подростковой психиатрии, Институт психиатрии, психологии и неврологии, Королевский колледж Лондона, Лондон SE5 8AF, Соединенное Королевство; nuria. [email protected] [email protected].
  • 2 Отделение нейровизуализации, Институт психиатрии, психологии и неврологии, Королевский колледж Лондона, Лондон SE5 8AF, Великобритания.
  • 3 Центр инноваций в области психического здоровья, Школа психологии, Саутгемптонский университет, Саутгемптон, SO17 1BJ, Соединенное Королевство.
  • 4 Когнитивная неврология и нейропсихиатрия, Институт детского здоровья Грейт-Ормонд-Стрит, Университетский колледж Лондона, Лондон WC1E 6BT, Соединенное Королевство.
  • 5 Генетическая психология, Факультет психологии, Рурский университет Бохума, Бохум 44801, Германия.
  • 6 Центр социальной, генетической и возрастной психиатрии, Институт психиатрии, психологии и неврологии, Королевский колледж Лондона, Лондон SE5 8AF, Соединенное Королевство.
  • 7 Факультет психологии, Университет Бата, Бат BA2 7AY, Великобритания.
  • 8 Кафедра детской и подростковой психиатрии Орхусского университета, Орхус DK-8200, Дания.
  • PMID: 31907309
  • PMCID: PMC6955353
  • DOI: 10.1073/пнас.1911264116
Бесплатная статья ЧВК

Нурия К. Маккес и др. Proc Natl Acad Sci U S A. .

Бесплатная статья ЧВК

. 2020 7 января; 117 (1): 641-649.

doi: 10.1073/pnas.1911264116.

Авторы

Нурия К Макес 1 2 , Деннис Голм 3 , Сагари Саркар 4 , Роберт Кумста 5 , Майкл Раттер 6 , Грэм Фэирчайлд 7 , Митул А Мехта 2 , Эдмунд Дж. С. Сонуга-Барке 1 8 ; Группа наблюдения за молодыми взрослыми ERA

Соавторы

  • Группа наблюдения за молодыми взрослыми ERA :

    Эдмунд Сонуга-Барке, Марк Кеннеди, Яна Креппнер, Ники Найтс, Роберт Кумста, Барбара Моган, Вольф Шлотц

Принадлежности

  • 1 Кафедра детской и подростковой психиатрии, Институт психиатрии, психологии и неврологии, Королевский колледж Лондона, Лондон SE5 8AF, Соединенное Королевство; nuria. [email protected] [email protected].
  • 2 Отделение нейровизуализации, Институт психиатрии, психологии и неврологии, Королевский колледж Лондона, Лондон SE5 8AF, Соединенное Королевство.
  • 3 Центр инноваций в области психического здоровья, Школа психологии, Саутгемптонский университет, Саутгемптон, SO17 1BJ, Соединенное Королевство.
  • 4 Когнитивная неврология и нейропсихиатрия, Институт детского здоровья Грейт-Ормонд-Стрит, Университетский колледж Лондона, Лондон WC1E 6BT, Великобритания.
  • 5 Генетическая психология, Факультет психологии, Рурский университет Бохума, Бохум 44801, Германия.
  • 6 Центр социальной, генетической и возрастной психиатрии, Институт психиатрии, психологии и неврологии, Королевский колледж Лондона, Лондон SE5 8AF, Великобритания.
  • 7 Факультет психологии, Университет Бата, Бат BA2 7AY, Великобритания.
  • 8 Кафедра детской и подростковой психиатрии Орхусского университета, Орхус DK-8200, Дания.
  • PMID: 31907309
  • PMCID: ПМС6955353
  • DOI: 10.1073/пнас.1911264116

Абстрактный

Депривация в раннем детстве связана с более высокими показателями нарушений развития нервной системы и психических расстройств во взрослом возрасте. Влияние детской депривации на мозг взрослого человека и степень структурных изменений, лежащих в основе этих эффектов, в настоящее время неизвестны. Чтобы исследовать эти вопросы, мы использовали данные МРТ, полученные от молодых людей, которые в раннем детстве подвергались тяжелым лишениям в румынских детских домах эпохи Чаушеску, а затем впоследствии были усыновлены британскими семьями; 67 румынских усыновленных детей (со сроком депривации от 3 до 41 месяца) сравнивали с 21 британским усыновленным, не лишенным родительских прав. У румынских усыновленных были значительно меньшие общие объемы мозга (TBV), чем у не лишенных депривации детей (снижение на 8,6%), и TBV сильно отрицательно ассоциировался с продолжительностью депривации. Этот эффект сохранялся после ковариации потенциальных факторов окружающей среды и генетики. При анализе всего мозга приемные дети, лишенные прав, показали меньшую площадь и объем правой нижней лобной доли, но большую толщину, площадь поверхности и объем правой нижней височной доли, чем приемные дети, не лишенные прав. Правый медиальный префронтальный объем и площадь поверхности были положительно связаны с продолжительностью депривации. Никаких эффектов, связанных с депривацией, в лимбических областях не наблюдалось. Глобальное снижение TBV статистически опосредовало наблюдаемую взаимосвязь между институционализацией и как более низким коэффициентом интеллекта (IQ), так и более высокими уровнями симптомов синдрома дефицита внимания / гиперактивности. Связанное с депривацией увеличение правого нижневисочного объема, по-видимому, было компенсаторным, поскольку оно было связано с более низкими уровнями симптомов синдрома дефицита внимания/гиперактивности. Мы предоставляем убедительные доказательства того, что ограниченная во времени тяжелая депривация в первые годы жизни связана с изменениями в структуре мозга взрослых, несмотря на длительное обогащение в приемных семьях в промежуточные годы.

Ключевые слова: СДВГ; структура мозга; ранние невзгоды; институциональная депривация; структурная МРТ.

Copyright © 2020 Автор(ы). Опубликовано ПНАС.

Заявление о конфликте интересов

Авторы заявляют об отсутствии конкурирующих интересов.

Цифры

Рис. 1.

Различия в TBV, связанные с депривацией. (…

Рис. 1.

Различия в TBV, связанные с депривацией. ( A ) График точек и роев, изображающий распределения…

Рисунок 1.

Различия в TBV, связанные с депривацией. ( A ) График точек и скоплений, показывающий распределение TBV в группах, не получающих и не получающих прививки ( н = 88). Черные усы показывают 95% ДИ вокруг средних значений (черные точки). ( B ) Отрицательная корреляция между продолжительностью депривации и TBV ( n = 67). Заштрихованная область изображает 95% ДИ вокруг линии регрессии. Эти анализы были скорректированы с учетом влияния пола. Величину эффекта рассчитывали с помощью Коэна d и Пирсона r .

Рис. 2.

Связанные с депривацией региональные различия в корковом…

Рис. 2.

Связанные с депривацией региональные различия в объеме, толщине и площади коры. ( Топ )…

Рис. 2.

Связанные с депривацией региональные различия в объеме, толщине и площади коры. ( Top ) По сравнению с усыновленными из Великобритании, усыновленными из Великобритании, у приемных детей из Румынии была меньшая площадь поверхности и объем в кластере в правой нижней лобной извилине. ( Средний ) Усыновленные дети из Румынии имели большую толщину коры, площадь поверхности и объем в кластере в правой нижней височной извилине. ( Внизу ) Была выявлена ​​положительная корреляция между продолжительностью депривации, площадью поверхности коры и объемом правой медиальной префронтальной коры. Этот кластер включал правую верхнюю лобную, медиальную орбитофронтальную и переднюю поясную кору. Карты мозга отображаются в Left . Точечные и роевые графики в Right отображают средние значения вершинных измерений каждого кластера с точками, представляющими отдельных участников ( n = 88). Черные усы показывают 95% ДИ вокруг средних значений (черные точки). Все кластеры были значимы на уровне всего мозга после поправки на множественные сравнения (кластерный порог P <0,05). Величина эффекта ( d Коэна и r Пирсона) каждого кластера была получена из карт размера эффекта всего мозга по вершинам. Все анализы включали TBV (кроме толщины коры) и пол как ковариаты. Отдельные точки данных представляют собой меры после регрессии этих ковариат.

См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC

Похожие статьи

  • Ранняя тяжелая институциональная депривация связана с персистирующим вариантом синдрома дефицита внимания/гиперактивности у взрослых: клиническая картина, преемственность развития и жизненные обстоятельства в исследовании Adoptees из Англии и Румынии.

    Кеннеди М., Креппнер Дж., Найтс Н., Кумста Р., Моган Б., Голм Д., Раттер М., Шлотц В., Сонуга-Барке Э.Дж. Кеннеди М. и др. J Детская психологическая психиатрия. 2016 окт;57(10):1113-25. doi: 10.1111/jcpp.12576. Epub 2016 6 июня. J Детская психологическая психиатрия. 2016. PMID: 27264475 Бесплатная статья ЧВК.

  • Влияние детской депривации на нейропсихологическое функционирование взрослых связано с сохранением симптомов СДВГ.

    Голм Д., Саркар С., Макес Н.К., Фэйрчайлд Г., Мехта М.А., Руттер М.; Исследовательская группа ERA Young Adult Follow Up; Сонуга-Барке Э.Дж. Голм Д. и др. Психомед. 2021 ноябрь;51(15):2675-2684. дои: 10.1017/S0033291720001294. Эпаб 2020 18 мая. Психомед. 2021. PMID: 32419675

  • Траектории развития нервной системы и психического здоровья от ребенка к взрослому после депривации в раннем возрасте: последующее наблюдение молодых взрослых за продольным английским и румынским исследованием приемных детей.

    Sonuga-Barke EJS, Kennedy M, Kumsta R, Knights N, Golm D, Rutter M, Maughan B, Schlotz W, Kreppner J. Sonuga-Barke EJS и др. Ланцет. 2017 15 апреля; 389 (10078): 1539-1548. doi: 10.1016/S0140-6736(17)30045-4. Epub 2017 23 февраля. Ланцет. 2017. PMID: 28237264

  • Как ранний опыт влияет на развитие человека: случай психосоциальной депривации.

    Нельсон, Калифорния, 3-й, Зеана, Швейцария, Фокс, Северная Америка. Нельсон, Калифорния, 3-й, и др. Нейр Пласт. 2019 14 января; 2019: 1676285. дои: 10.1155/2019/1676285. Нейр Пласт. 2019. PMID: 30774652 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Новый взгляд на предполагаемые риски раннего институционального воспитания.

    Вудхаус С., Миа А., Раттер М. Вудхаус С. и др. Психомед. 2018 Январь;48(1):1-10. дои: 10.1017/S0033291717001507. Epub 2017 22 июня. Психомед. 2018. PMID: 28637524 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Психологическое благополучие усыновленных взрослых: современный возраст и задачи развития.

    Мелеро С., Вердуго Л. , Санчес-Сандовал Ю. Мелеро С. и др. Фронт Псих. 2023 2 июня; 14:11

  • . doi: 10.3389/fpsyg.2023.11
  • . Электронная коллекция 2023. Фронт Псих. 2023. PMID: 37333601 Бесплатная статья ЧВК.

  • Неблагополучие в раннем возрасте как фактор риска когнитивных нарушений и болезни Альцгеймера.

    Хуан З., Джордан Д.Д., Чжан К. Хуан Цзи и др. Перевод Нейродегенер. 2023 12 мая; 12(1):25. doi: 10.1186/s40035-023-00355-z. Перевод Нейродегенер. 2023. PMID: 37173751 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Депривация соседства на протяжении всей жизни и структура мозга у пожилых людей: когорта рождения Лотиана, 1936 г.

    Барани Г., Бьюкенен К.Р. , Конол Э.Л.С., Бэкхаус Э.В., Маньега С.М., Эрнандес М.В., Бастин М.Е., Уордлоу Дж., Дири И.Дж., Кокс С.Р., Пирс Дж. Бараньи Г. и соавт. medRxiv. 2023 17 апреля: 2023.04.13.23288523. дои: 10.1101/2023.04.13.23288523. Препринт. medRxiv. 2023. PMID: 37131666 Бесплатная статья ЧВК.

  • Ранняя травма жизни — обзор клинических и нейробиологических исследований.

    Рок-Буйко П. Рок-Буйко П. Постеп Психиатр Нейрол. 2021 март;30(1):37-44. doi: 10.5114/ppn.2021.106818. Epub 2021 10 июня. Постеп Психиатр Нейрол. 2021. PMID: 37082029 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Расширенное родительское обеспечение и вариации размеров мозга позвоночных.

    ван Шайк С.П., Сонг З., Шуппли С., Дробняк С.М., Хельдстаб С.А., Гриссер М. ван Шайк С. П. и соавт. PLoS биол. 2023 28 февраля; 21 (2): e3002016. doi: 10.1371/journal.pbio.3002016. Электронная коллекция 2023 февраль. PLoS биол. 2023. PMID: 36854018 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Рекомендации

    1. Заторре Р.Дж., Филдс Р.Д., Йохансен-Берг Х., Пластичность в сером и белом: нейровизуализация изменений в структуре мозга во время обучения. Нац. Неврологи. 15, 528–536 (2012). — ЧВК — пабмед
    1. Раттер М. , О’Коннор Т. Г.; Английская и румынская исследовательская группа Adoptees (ERA), Существуют ли эффекты биологического программирования для психологического развития? Результаты исследования румынских приемных детей. Дев. Психол. 40, 81–94 (2004). — пабмед
    1. Гилмор Дж. Х., Никмейер Р. К., Гао В., Визуализация структурного и функционального развития мозга в раннем детстве. Нац. Преподобный Нейроски. 19, 123–137 (2018). — ЧВК — пабмед
    1. Люпиен С. Дж., Макьюэн Б.С., Гуннар М.Р., Хейм К., Влияние стресса на протяжении всей жизни на мозг, поведение и познание. Нац. Преподобный Нейроски. 10, 434–445 (2009). — пабмед
    1. Моримото М., Морита Н., Одзава Х., Йокояма К., Кавата М., Распределение иммунореактивности глюкокортикоидных рецепторов и мРНК в мозге крыс: иммуногистохимическое исследование и исследование гибридизации in situ. Неврологи. Рез. 26, 235–269 (1996). — пабмед

Типы публикаций

термины MeSH

  • 9 0373

Грантовая поддержка

  • MR/K022474/2/MRC_/Совет по медицинским исследованиям/Великобритания
  • DH_/Министерство здравоохранения/Соединенное Королевство
  • MR/K022474/1/MRC_/Совет медицинских исследований/Великобритания

Депривация в детстве влияет на размер мозга и поведение

Человеческий мозг претерпевает серьезные изменения в развитии в первые годы жизни. В этот период он особенно чувствителен к влиянию окружающей среды. Эта чувствительность помогает детям учиться и развиваться, но также делает их уязвимыми для негативных переживаний, таких как жестокое обращение, которое может иметь длительные физические и психологические последствия.

В нашем последнем исследовании, опубликованном в PNAS, мы показали, что экстремальные невзгоды в раннем возрасте связаны с изменениями в структуре мозга во взрослом возрасте. Невзгоды в раннем детстве, переживаемые в учреждениях, были связаны с меньшим размером мозга, а также с региональными изменениями в структурах мозга. Некоторые из этих изменений были связаны с проблемами развития нервной системы, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который может возникнуть после невзгод.

В ходе нашего исследования была изучена группа усыновленных детей, подвергшихся серьезной ранней депривации, когда они жили в учреждениях в Румынии при режиме Чаушеску. Условия в этих учреждениях были ужасающими. Часто детям не хватало еды и не было игрушек для игр. Они были прикованы к раскладушкам и не имели постоянных опекунов, с которыми можно было бы установить связь. В этих учреждениях умерло много детей.

После падения Николае Чаушеску кадры условий содержания в этих учреждениях получили всемирную огласку. За этим последовала большая международная кампания по усыновлению. Для детей усыновление означало внезапное изменение их обстоятельств к лучшему. Теперь они жили в заботливых и любящих семьях.

Исследование английских и румынских усыновленных (ERA) отслеживает развитие некоторых из этих детей, усыновленных семьями в Великобритании. В исследование была включена группа сравнения усыновленных детей из Великобритании, которые не подвергались какой-либо институциональной депривации.

Предыдущее исследование ERA показало, что румынские приемные дети серьезно пострадали, когда впервые попали в свои приемные семьи. Для большинства из них это сопровождалось быстрым выздоровлением.

К шести годам многие дети, особенно те, кто провел в интернатах лишь ограниченное время, полностью восстановили свое физическое и умственное развитие. Тем не менее, у многих усыновленных, которые долгое время находились в учреждениях, развились когнитивные проблемы и расстройства психического здоровья, такие как повышенная частота симптомов СДВГ и расстройства аутистического спектра (РАС) и более низкий IQ. Эти проблемы часто сохранялись до взрослой жизни.

Нам было интересно выяснить, могут ли фундаментальные изменения в развитии мозга объяснить рост психических расстройств. Для этого мы исследовали влияние ранней институционной депривации на структуру мозга взрослых, проведя сканирование мозга наших участников с помощью магнитно-резонансного томографа (МРТ).

Мы обнаружили, что институциональная депривация была связана с меньшим размером мозга в юношеском возрасте. Была прямая зависимость от продолжительности депривации: чем дольше усыновленные находились в учреждениях, тем меньше их мозг. Меньший объем мозга также был связан с более низким интеллектом и большим количеством симптомов СДВГ.

Региональные карты мозга. Автор указан (без повторного использования)

Некоторые области в лобной и височной частях мозга оказались особенно чувствительными к депривации. Изменения в области височной части мозга, нижней височной коре, были связаны с меньшим количеством симптомов СДВГ. Это указывает на то, что это изменение в структуре мозга могло быть компенсирующим, а не ухудшающим, поскольку оно было связано с лучшими результатами.

Это исследование показало, что ранняя институционная депривация связана с изменениями в структуре мозга, которые все еще видны во взрослом возрасте, спустя более 20 лет после того, как приемные дети покинули интернаты. Эти результаты убедительно подтверждают мнение о том, что экстремальные невзгоды в раннем возрасте могут привести к долговременным изменениям в развитии мозга, несмотря на более позднее обогащение окружающей среды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *