Профилактика деструктивного поведения
Профилактика различных форм деструктивного поведения и реабилитации подростков групп социального риска является сегодня исключительно важным и актуальным направлением. Резкий рост преступности среди несовершеннолетних в последние годы превратился в серьезную социальную проблему. С каждым годом все больше подростков вовлекается в такие формы поведения, как хулиганство, воровство, кражи, избиения, угон автомашин, бродяжничество, наркомания, сексуальные девиации и т.д., которые характеризуются высокой степенью риска как для самого подростка, так и для общества в целом.
Показателем эффективности социальной политики выступает социальное здоровье общества, при этом предполагается, что такое оздоровление осуществляется не за счет усиления карательных мер, а путем профессиональной социальной и психологической помощи, ориентированной на актуализацию и самореализацию внутренних возможностей и личного потенциала каждого человека. Поэтому сегодня необходимо интегрировать опыт различных отраслей психолого-педагогического знания, который поможет не только объяснить природу отклоняющегося поведения в период взросления, но и разработать направления профилактики и реабилитации для подростков групп риска, которые будут опираться на позитивные ресурсы, то есть на личностный потенциал их развития.
В настоящее время в социальной работе используются несколько направлений
работы с подростками группы социального риска:
- Воздействие на причину через индивидуальную и групповую психотерапию с подростками
- Осуществление работы не только с детьми и подростками, но и с семьями, ближайшим окружением
- Взаимная работа специалистов различных профилей.
Существует несколько форм психопрофилактической работы:
- Организация социальной среды
- Информирование
- Активное обучение социально-важным навыкам
- Организация деятельности альтернативной девиантному поведению
- Организация здорового образа жизни
- Активизация личностных ресурсов
- Минимизация негативных последствий девиантного поведения.
В учреждении работает психолог, при обращении граждан
оказывает помощь, и проводит следующую работу:
беседа «Знакомство»
Цель: установление контакта
Цель: исследование типологии личности
Цель: определение взаимоотношений в семье
тест «Самооценка»
Цель: определение уровня самооценки
Цель: выявление уровня тревожности
Цель: определение отношения ребенка к родителям, к себе, к страхам, к отношениям.
беседа о настроении
Цель определение общего эмоционального фона
беседа о поведении
Цель: профилактика негативного поведения с окружающими.
Цель: развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Цель: развитие познавательной сферы, выработка усидчивости, снятие тревожности
Цель: обучение навыкам сотрудничества, выработка усидчивости
Цель: развитие концентрации внимания, зрительного и слухового внимания, снятие эмоционального и физического
напряжения
Цель: развитие концентрации внимания, зрительного и слухового внимания, самоанализа
Цель: развитие зрительно-двигательных координаций, умение анализировать образец
Цель: обучение навыкам сотрудничества в команде, учиться адекватно реагировать на проигрыши.
Психологическая релаксация:
сухой бассейн с шариками;
фибероптический ковер
диск «Звездное небо»
кресло «Лепесток»
пуфы «Островок» и «Груша»;
настенное пано «Звездное небо»;
интерактивная подвесная панель «Гроза – И»
Цель: снятие физического и эмоционального напряжения
Профилактика различных форм деструктивного поведения и реабилитации подростков групп социального риска
Деструктивное поведение подростков | Статья по психологии:
Деструктивное поведение подростков с ОВЗ ( 7 вид)
Современный мир становится с каждым годом сложнее. С увеличением потока информации растет нагрузка на психику. В ходе диалога со своим окружением и средой ребенок учится понимать самого тебя и то, что от него ожидается. Рост психологического неблагополучия современных подростков приводит к тому, что деструктивное поведение охватывает все большее количество подростков.
Переходный возраст является наиболее сложным с точки зрения личностного роста ребенка. Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками ведут к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний. Существенные проблемы связаны в этот период с бурным развитием эмоциональной сферы. Для подростков характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, большой диапазон полярных чувств. Также серьезные преобразования происходят в мотивационной сфере подростка. Этот период очень важен в развитии «Я-концепции», в формировании самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на дальнейший процесс развития личности.
Поведение человека в подростковый период определяется разными факторами: половым созреванием, соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в организме, маргинальным социальным положением подростка, индивидуальными особенностями. Все перечисленные характеристики подросткового возраста способны порождать серьезные кризисные ситуации. Психологическое неблагополучие подростков может приводить к различным видам зависимостей, суицидальному поведению, подростковой агрессии и асоциальному поведению.
Деструктивное поведение – это поведение, формируемое под влиянием социальной и культурной среды, направленное на разрушение материальных вещей, принятых норм и правил, а также причинение вреда себе и окружающим. Основным критерием нормативного развития личности в подростковом возрасте выступает успешность социализации, поэтому важной особенностью деструкции является социально-психологическая адаптация, которая может быть вызвана следующими условиями:
- складывающиеся отношения со сверстниками;
- психологическая среда в семье;
- психологическая среда в учебном заведении.
Таким образом, можно рассматривать подростков с деструктивным поведением как социально дезадаптированных, находящихся в социально-опасном положении.
У подростков с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) работа по профилактике деструктивного поведения приобретает особую значимость в связи с их психологическими особенностями. Ведь у большинства из них обнаруживается незрелость эмоционально-волевой сферы. Это выражается в слабой регуляции произвольной деятельности, малая ее целенаправленность, несформированность функций самоконтроля. Часто можно определить эмоциональную неустойчивость, т.е. колебания настроения, повышенную утомляемость. Также необходимо сказать о существенных и заметных особенностей познавательной деятельности. В частности, низкая познавательная активность, трудности восприятия, нарушения устойчивости внимания, ослабление всех видов памяти.
Психологическая помощь, оказанная на ранних этапах формирования дезадаптивных форм поведения и неадекватных представлений ребенка о себе, улучшает адаптацию детей, способствует их развитию в целом и является профилактикой будущей группы «риска».
Предлагаем рассмотреть модель работы педагога-психолога по выявлению школьников с деструктивным поведением, реализуемую в школе для детей с ОВЗ (7 вид).
Основные субъекты реализации методики: классные руководители, учителя, социальные педагоги, педагоги-психологи.
В соответствии с целями и задачами выполняется деятельность по следующим направлениям.
- Анамнез семьи. Изучение интересов, предпочтений подростков в интернете, анализ результатов деятельности. Ответственные: классный руководитель, социальный педагог.
- Целенаправленное, динамическое наблюдение за поведением подростка в ОУ (признаки агрессивного поведения, замкнутость, скрытность, демонстративное поведение, аутодеструктивное поведение и т.п.). Оценка и анализ отношений учитель-ученик, ученик-ученик. Ответственные: социальный педагог, учителя-предметники, педагог-психолог.
Базовый метод для диагностики и оценки актуального состояния, выявления наличия проблем – наблюдение в конкретной реальной ситуации образовательного процесса. Позволяет выявить признаки деструктивного поведения. Характерным внешним диагностическим признаком наличия проблемы и возможности совершения деструктивного поступка является изменение привычного для данного учащегося эмоционального состояния и поведения.
3. Психологическая диагностика школьников. Ответственный: педагог-психолог.
- Фронтальная психодиагностика. 2 раза в год педагог-психолог школы проводит психологическую оценку комфортности образовательной организации.
Цель – выявить школьников с признаками деструктивной напряженности.
Задачи:
- Выявить уровень адаптации обучающихся к новым образовательным условиям, возможные причины дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи.
- Определить особенности и уровень группового развития формальных и неформальных коллективов обучающихся (социально-психологический климат, социально-психологическая структура, коллективные мнения, настроения, лидерство).
- Диагностика психоэмоционального благополучия учащихся.
Исследуются следующие параметры: тревожность, самооценка, мотивация к учению, школьная комфортность, познавательные особенности, личностные особенности, межличностное взаимодействие в классе.
- Углубленная психодиагностика.
Данные фронтальной психодиагностики помогают определить группу учащихся, с которыми проводится индивидуальная углубленная диагностика. В эту группу также входят учащиеся, выделенные учителями, и новые ученики, поступившие в школу в течение года. Исследуются следующие параметры: агрессивность, особенности эмоционально-волевой сферы, личностные и познавательные особенности.
- Анкетирование родителей и воспитателей для выявления расхождений в поведенческих проявлениях ребенка дома и в школе.
На основе результатов проведенной работы:
- Формируются группы учащихся, требующих повышенного психолого-педагогического внимания.
- Планируется дальнейшее психолого — педагогическое сопровождение учащихся.
- Разрабатываются рекомендации для педагогов и родителей.
Таким образом, работа по диагностике и профилактике деструктивного поведения, минимизации последствий деструктивных поступков учащихся носит комплексный характер. И ее осуществление возможно при активном включении всех участников образовательного процесса.
Как справиться с деструктивным поведением подростков
Как справиться с деструктивным поведением моего подростка, они буквально разрушают наш дом!
Разрушает ли деструктивное поведение вашего подростка вашу семью? Может быть, вы удалили их смартфон, возможно, выключили игровые устройства или сказали им, что они не могут пойти на вечеринку, и вдруг ваш дом становится зоной боевых действий.
Родители сегодня чувствуют, что они ходят по яичной скорлупе , когда имеют дело с неуправляемый подросток , который может стать взрывоопасным, если не добивается своего или чувствует, что с ним плохо обращаются.
Иногда деструктивное поведение служит другой цели: запугивание . Подросток может узнать, что, ломая вещи, пробивая дыры в стене и проявляя насилие, он может напугать родителя и заставить его делать то, что он хочет.
В конце концов, они знают, что мама или папа скорее всего устали и в конце концов уступят так как драться не хочется.
Разорвать порочный круг подросткового разрушенияЕсли ваш подросток демонстрирует эскалацию негативного поведения , вы можете подозревать, что в будущем он станет агрессивным . Есть некоторые вещи, которые вы можете сделать, чтобы помочь подростку выбрать альтернативу агрессии.
Есть несколько вещей, которые могут увеличить вероятность того, что подростков будут агрессивны . Хотя эти вещи не гарантируют агрессии, они могут повысить вероятность того, что подростки выберут агрессивные ответы на фрустрацию. Понимание факторов риска насилия может дать вам возможность начать думать о внесении изменений.
Согласно отчету главного хирурга о насилии среди молодежи , эти факторы включают:
- Агрессия между родителями (в семьях с двумя родителями)
- Домохозяйства с одним родителем
- Родитель стал жертвой жестокого обращения в детстве
- Очень чрезмерно опекающие родители
- Родители, которые являются « лучшими друзьями » со своим ребенком
- Употребление наркотиков и/или алкоголя у ребенка
- Культура, в которой считается, что мужчины должны контролировать семью
- Подростки, которые не берут на себя ответственность за свое поведение
- Родители, которые не возлагают на подростков ответственность за их поведение
Поймите, что подростки, которые не знают, как решать проблемы , стремятся к контролю, разыгрывая , оскорбляя физически или словесно, деструктивно , или злоупотребляя психоактивными веществами. Они не умеют заводить друзей или общаться для удовлетворения своих потребностей. Поэтому они обращаются к другим способам удовлетворения своих потребностей — к наркотикам, алкоголю и неадекватное поведение.
Как обуздать и справиться с деструктивными вспышкамиОсобенно в сегодняшнюю эпоху технологий и прав помочь вашему подростку управлять своими эмоциями может быть сложной задачей. Воспитывая деструктивного подростка, важно помочь ему развить навыки преодоления собственных эмоций, особенно когда он чувствует, что начинает бушевать.
Вот несколько способов, которые помогут вам управлять своими эмоциями , помогая подростку научиться управлять своими.
1. Не будьте отрицающим родителем.Многие родители будут оправдываться за поведение своего подростка, так как трудно принять, что их когда-то хороший подросток ведет себя так иррационально. Хотите ли вы обвинить в этом негативную группу сверстников, возможно, слишком много времени, проводимого перед экраном, или, возможно, употребление психоактивных веществ — факт в том, что ваш подросток выбирает такое деструктивное поведение.
2. Сохраняйте спокойствие.Скорее всего, легче сказать, чем сделать, тем более что ваш подросток впадает в ярость и становится взрывоопасным, разрушая имущество в доме, например, пробивать стены или ломать двери . Как бы трудно это ни было, крайне важно сохранять спокойствие — противостояние подростку с еще большим гневом только усугубит ситуацию. Если вы понизите голос и будете говорить медленнее, ваш подросток может сделать то же самое, потому что эмоции заразительны.
3. Положительные и обнадеживающие торговые точки.Если ваш подросток быстро злится когда не добивается своего или по другим причинам это ведет к разрушению , нахождение для них позитивных выходов может помочь им развить навыки выживания и механизмы борьбы со стрессом. Это может быть работа с животными, волонтерство , садоводство, искусство и музыка и даже бокс. Кроме того, если ваш подросток достаточно взрослый, наличие работы — отличный способ помочь ему научиться терпению, ответственности и сочувствию.
4. Обращение за помощью со стороны.Иметь дело с деструктивным подростком — 9 лет.0003 ошеломляющий и чрезвычайно сложный . Это может не только разрушить ваш дом (буквально), но и разрушить вашу семейную жизнь в целом. Во многих ситуациях ваш подросток откажется от посещения психотерапевта или даже школьного психолога. Некоторым родителям приходилось помещать своего подростка в местную больницу, когда они стали крайне неуправляемыми , что родитель опасался за свою жизнь или жизнь своего подростка.
Читайте: Цель терапевтической школы-интерната.
Прочтите: 5 преимуществ лечебных школ-интернатов.
###
Возможно, пришло время подумать о преимуществах стационарного лечения и терапевтических интернатов для вашего проблемного подростка.
Источники: LoveToKnow.com
Подросток-саморазрушитель | Psychology Today
Саморазрушительные подростки немного похожи на террористов-смертников: они выражают свой гнев, взрывая себя. В процессе — и вовсе не случайно — они забирают с собой своих родителей. Наблюдать за тем, как их любимый ребенок самоуничтожается, — жестокая пытка.
Гнев, обращенный внутрь себя, является особенно опасной формой пассивной агрессии. Когда человек не может выразить гнев напрямую, чаще всего потому, что гнев бессознателен, человек не может легко с ним справиться. Она обречена на саморазрушительные действия, мотивированные гневом, о котором она даже не подозревает. Подростковый саморазрушительный подход принимает разные формы: от хаотичного беспорядка в комнате или отказа разговаривать с родителями до хронических неуспеваемости в школе или проблем с законом.
Ключ к помощи саморазрушительным подросткам не в том, чтобы диагностировать их или накачать их наркотиками, а в том, чтобы добраться до корня их гнева, а затем выполнить работу, чтобы внести соответствующие изменения в семью. Например, четырнадцатилетняя Софи получала в школе тройки и двойки, хотя была очень способной. Каждый день она откладывала выполнение домашнего задания до девяти или десяти вечера. Потом она делала уроки вяло, в результате чего поздно ложилась спать и едва могла вставать по утрам в школу.
Всестороннее психологическое и неврологическое тестирование не дало объяснения плохой успеваемости Софи в школе. Затем родители Софи попытались наградить ее новой одеждой и компьютерными играми за хорошие оценки. Затем они начали отнимать время у телевизора, видеоигры и, наконец, время с ее друзьями. Ничего не помогло. Софи стала только более угрюмой, упрямой и замкнутой. Педагог-психолог, с которым они тогда работали, предложила Софи попробовать лекарства, чтобы помочь сосредоточиться.
После нескольких месяцев семейной терапии и индивидуальных занятий с Софи мы постепенно смогли распутать корни гнева Софи. Она всегда чувствовала, что ее родители отдавали предпочтение старшим братьям, а не ей. Гнев и негодование Софи по этому поводу накапливались годами, хотя она не осознавала своего гнева до тех пор, пока он не проявился во время терапии.
С согласия Софи я смог обсудить эти вопросы с ее родителями. Сначала они, по понятным причинам, оборонялись, но в конце концов поняли, что это правда. Они невольно отдавали предпочтение своим сыновьям, потому что Софи всегда была «идеальным» ребенком, и им не нужно было о ней беспокоиться. У их сыновей, с другой стороны, были проблемы с обучением, которые требовали большого родительского внимания.
Родители Софи были потрясены, узнав, насколько чувство гнева и негодования мотивировало неуспеваемость их дочери в школе. Мы с семьей работали вместе, пока Софи не почувствовала, что ее родители больше не благоволят к ее братьям. Со временем она стала чувствовать себя счастливее дома, и ее успеваемость в школе улучшилась.
Саморазрушающее поведение может принимать гораздо худшие формы, чем неуспеваемость в школе. Так было и с семнадцатилетним Андреем. Бессознательная ярость Эндрю по поводу развода его родителей и повторного замужества его матери привела к двум арестам: одному за то, что он принес марихуану в школу, а другому — за уничтожение школьного имущества. Когда Эндрю пробил дыру в стене своей спальни, а затем физически напал на отчима, его родители неохотно решили отправить его на 4-месячную терапевтическую программу в дикой природе. Они считали, что это единственный способ уберечь их сына от тюрьмы, потому что они не могли держать его под контролем дома. Из-за того, что они так сильно любили Эндрю, его родители не могли добиться наказания за его плохое поведение.
С помощью интенсивной индивидуальной терапии в программе дикой природы, а затем и семейной терапии, в ходе которой его родители научились устанавливать ограничения, а также уделять положительное внимание тому, что сделано правильно, Эндрю смог достаточно улучшить свое состояние, чтобы оставаться в стороне.