Детское воображение управление: Синтаксический анализ. Задание 4

Содержание

Синтаксический анализ. Задание 4

6 декабря 2019

В закладки

Обсудить

Жалоба

TG 4ЕГЭ

Пробные работы ОГЭ по русскому языку

Практика по заданию №4 ОГЭ по русскому языку.

1. Замените словосочетание БИНОКЛЬ МАМЫ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

2. Замените словосочетание ДОЩАТЫЙ САРАЙ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

3. Замените словосочетание МЕХОВЫМ ШАРИКОМ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

4. Замените словосочетание БЕЗЗВУЧНО КОЛЕБЛЯСЬ, построенное на основе связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5. Замените словосочетание ДЕТСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Напишите получившееся словосочетание.

6. Замените словосочетание ЛИСТЫ ЖЕЛЕЗА, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

7. Замените словосочетание ЖЕНСКИХ СЕРДЕЦ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Замените словосочетание БЕССОННЫХ НОЧЕЙ, построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

9. Замените словосочетание АВТОРСКОЕ ВДОХНОВЕНИЕ, построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание

10. Замените словосочетание ОСТОРОЖНО ПРИКОСНУЛАСЬ, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание

11. Замените словосочетание СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ, построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

12. Замените словосочетание ПИСАТЕЛЬСКИЙ БЛОКНОТ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

13. Замените словосочетание РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

14. Замените словосочетание ВРАЖЕСКАЯ АРТИЛЛЕРИЯ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

15. Замените словосочетание СУБСТРАТ ЖИЗНИ, построенное на основе связи управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответы:

1. мамин бинокль
2. сарай из досок
3. шариком из меха
4. без звука колеблясь
5. воображение детей
6. листы из железа
7. сердец женщин
8. ночей без сна
9. вдохновение автора
10. прикоснулась с осторожностью
11. коллектив строителей
12. блокнот писателя
13. собрание родителей
14. артиллерия врага
15. жизненный субстрат

Развитие воображения в дошкольном возрасте: аффективная и познавательная функции

Содержание

  • 1 Детское воображение и важность его развития
  • 2 Виды и функции воображения ребенка
    • 2.1 Непроизвольное
    • 2.2 Произвольное
    • 2.3 Познавательная функция
    • 2.4 Аффективная функция
  • 3 Особенности развития воображения в дошкольном возрасте
    • 3.1 Как воображают дети 3-4 лет
    • 3.2 Характеристики воображения пятилеток
    • 3.3 Особенности воображения у старших дошкольников
  • 4 Этапы и приемы развития воображения ребенка
    • 4.1 Наблюдение за окружающим миром и его явлениями
    • 4.2 Слушание сказок и рассказов
    • 4.3 Детские развивающие игры
    • 4.4 Творческие занятия
  • 5 Влияние сказки на развитие воображения дошкольника
    • 5. 1 Развитие образного мышления и фантазии
    • 5.2 Становление аффективного воображения ребенка

Воображение  — особенный психический процесс, выполняющий познавательную и терапевтическую функцию. Также это важный ресурс для формирования творческого мышления. Наиболее интенсивно протекает развитие воображения у детей дошкольного возраста, поскольку этот возрастной период благоприятен для становления данного процесса. 

Детское воображение и важность его развития

Умение представлять и воображать формируется на основе деятельности. Игра, рисование, лепка на том и построены, что нужно что-то или кого-то изображать.

Воображение как психический процесс заключается в перенесении функции одного объекта на другой, в умении представить целостный образ, опираясь на ограниченное количество деталей.

Воображение дошкольника отличается от той же функции у взрослого. Это связанно с меньшим количеством рамок, которые накладываются на фантазию в дошкольном возрасте.

Особенности воображения дошкольника заключаются в том, что малышу просто отойти от действительности, чтобы объяснить непонятный факт или явление. Это тот цемент, который заполняет пока еще имеющие пробелы в знаниях и помогает лучше познать мир. Если дошкольник уже слышал, что в ракете летают космонавты, то его заинтересует и сам полет. Как проходит космический полет, дополнит его фантазия.

Воображая, дети расширяют границы собственного существования. Ребенок может стать пиратом, прекрасной принцессой, побывать на балу или перенести катастрофический шторм. Его не заботит, бывает ли так на самом деле, а увлекает процесс фантазирования. Даже выдуманные переживания обогащают нравственный и эмоциональный опыт.

С другой стороны, вымышленные образы у дошкольников довольно схематичные и стереотипные. Они наделяют воображаемых персонажей типичными чертами, позаимствованными из знакомых историй и сказок. Развитие воображения у детей нуждается в наполнении образного запаса и освоении новых способов преобразования материала и впечатлений.

Виды и функции воображения ребенка

В психологии различают познавательное и эмоциональное детское воображение. Эмоциональное направлено на регуляцию испытываемых чувств и становление личностного Я, а познавательное способствует пониманию окружающей действительности.

Оба вида в младшем дошкольном возрасте задействуются непроизвольно. Только к 6 годам ребенок научается преднамеренно придумывать замысел, чтобы последовательно его реализовать.

Непроизвольное

Взрослые нередко поражаются свободным детским выдумкам и озадачиваются, почему ребенок не может или не хочет пофантазировать на заданную тему. Но до 5 лет причины исключительно объективные – младший дошкольник еще не умеет управлять своим воображением.

Непроизвольное воображение характеризуется тем, что замысел возникает стихийно и связан с предметами, историями или происшествиями, которые ребенка удивили и взволновали. Это может быть сказочный сюжет или герой из мультфильма, яркая игрушка или необычное событие.

Воображение как будто ведет мысли ребенка за собой, подсказывая ему идеи для создания образа. Его главная особенность в младшем дошкольном возрасте – отсутствие контроля над процессом.

Произвольное

Элементы произвольности появляются по достижении пятилетнего возраста. Произвольное воображение также называется активным.

Часто спусковым механизмом выступает поставленная задача: например, выполнение действий своего героя в ролевых играх. Чтобы изобразить ковбоя, космонавта или Мальвину, фантазии приходится работать в полную силу – ведь роль необходимо отобразить как можно точнее.

Не стоит ждать, когда у дошкольника пробудится умение целенаправленно подключать воображение. Задача взрослого —  стимулировать ребенка к придумыванию образов.

Можно вместе вспомнить и обсудить детское произведение, обратить внимание на отдельных персонажей, рассмотреть варианты создания образа.

В рамках произвольного воображения выделяется 3 вида:

  • Воссоздающее – задача заключается в представлении ребенка с последующим описанием объекта или предмета, которого он не видел. Пример: несуществующее животное, житель Марса или Луны.
  • Творческое воображение – дошкольник создает новые образы на основе личного восприятия, отойдя от известных шаблонов и отодвигая границы.
  • Мечты – от фантазий ребенка, что он получит на день рождения, до представлений, кем станет, когда вырастет.

Познавательная функция

Воображение выполняет две важнейшие функции. Познавательная обеспечивает устранение «белых пятен». В сознании ребенка уже сложилось некое представление об окружающем мире, но многие пробелы пока не заполнены. Способность оперировать образами «заполняет» эти пятна, помогает получить неизведанные еще впечатления.

Кроме того, воображение помогает объяснить смысл действий человека, если в силу возраста малыш не понимает, почему кто-то плачет, смеется или делает нечто непонятное.

Чем старше дошкольник, тем больше он учитывает природные закономерности в своих фантазиях. Ему важно придумывать образы, в которых наряду с фантастическими качествами присутствовали бы реальные характеристики.

Аффективная функция

Аффективная функция воображения дошкольника направлена на отстаивание и защиту собственного Я. Взаимосвязь тревожности и воображения помогает избежать травмы.

Эмоциональная зацикленность на определенных переживаниях неосознанно подталкивает ребенка к моделированию значимой для него ситуации одним из известных ему способов:

1.Многократно проигрывается воздействие или ситуация, негативно сказавшиеся на психике. Многочисленные повторения помогают отстраниться от самого события и превратиться из участника в наблюдателя.

2.При необходимости самоутвердиться ребенок создает ситуации, в которых он чувствует себя героем. Он ставит себя на место многочисленных супергероев и спасает миры, ощущая ловкость, смелость и могущество. Частые повторения ситуаций с победами и успехами помогают дошкольнику повысить самооценку.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте

В отличие от других познавательных процессов, воображение пробуждается примерно в 3 года. Примерно за пять лет ребенок проходит несколько стадий развития воображения: от простейших представлений с опорой на игрушку и предмет до осознанного планируемого фантазирования. Образы, роли и сюжеты постепенно становятся все более детализированными и осмысленными.

Как воображают дети 3-4 лет

Деятельность, связанная с придумыванием, активизируется в 3 года и опирается на предметы, которые становятся базой для фантазии.

На первых порах важно, чтобы предмет «якорь» имел сходство с вымышленным объектом. Но замысел игры малышей неустойчив. Как только ребенок отвлечется, он уже не вспоминает, в каких ролях только что выступали окружающие предметы.

В этом возрасте замысел чаще проявляется после действия. Например, малыш может хаотично чертить на листе бумаги или складывать кубики, увлекшись непосредственно процессом. И только заданный родителями вопрос побуждает его назвать то, что он нарисовал или построил.

Характеристики воображения пятилеток

К 5 годам фантазии возникают не только спонтанно. Работа воображения уже может строиться пошагово: появился замысел – тут же дошкольник его реализует, следующий шаг часто выполняется на основе предыдущего.

Кастрюля, оставленная на плите, побуждает начать играть в повара, мамин светлый халат превращает малыша в доктора, а весы – отличный повод сделать в комнате магазин.

Ребенок среднего дошкольного возраста использует в игре репродуктивное воображение: стремится воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть на самом деле.

Также данный возраст – период для бурного роста словесной формы проявления воображения. Видя картинку, дошкольник придумает историю о том, что происходит на ней сейчас. Но, подчас, запечатленного момента мало: воображение подсказывает, что было «до» и «после». Для этого нужны новые герои, которые вводятся в повествование для создания целостной истории о нарисованных персонажах.

Подобное достраивание обычно возникает, если ребенка взволновало изображение. Его фантазия стремится унять это волнение путем создания полноценной сказки, где есть добрые персонажи, а могут быть и антагонисты.

Особенности воображения у старших дошкольников

6-7 лет – период активного развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Достаточно любой внешней опоры, то есть, слова, фильма, картинки, вида на улице, чтобы фантазия заработала. Формируется замысел, который может удерживать внимание несколько дней.

Дошкольник способен самостоятельно придумать игру, поместив место действия в любую реальность или время. Он сам и его друзья наделяются ролями, но отличие от взрослого театра заключается в том, что в игре сюжет и действия постоянно меняются под влиянием новых решений.

Изначально общая идея обрастает деталями, а любой внешний фактор – стимул для появления побочных линий в сюжете и возникновения новых героев. Придуманный мир – отличная площадка для игр, и старшие дошкольники могут погружаться в него, постепенно добавляя содержательности, дорисовывая необходимые детали и черты выдуманной природе и местному населению.

Именно в этот период появляются довольно устойчивые мечты, закладывается база для развития творческих способностей дошкольников, стремления мыслить нестандартно.

Этапы и приемы развития воображения ребенка

Несмотря на то, что воображение развивается у ребенка непроизвольно, ускорить этот процесс можно и необходимо. Для этого важно эмоционального окрашенное общение со взрослыми, различные методики, которые систематически применяются воспитателями и родителями.

Наблюдение за окружающим миром и его явлениями

Окружающий мир дает огромную пищу для воображения. Наблюдая природу, сначала необходимо использовать метод сравнения. На что похож листик? А снежинка? Облако? Что напоминает вот то далекое дерево?

Если начинать подобные занятия в раннем возрасте, то сначала требуется помощь взрослых. В дальнейшем ребенок сам начинает видеть в привычных природных объектах новые явления и даже придумывать короткие истории об облаке или уплывающем по ручью листке.

Слушание сказок и рассказов

Рассказы и сказки – основная методика для развития детского воображения. Сама по себе выдуманная история становится базой, толчком для фантазии:

  • В них рассказывается о древних временах и старинных культурных обычаях.
  • Слушая сюжет, ребенок непроизвольно расширяет личный опыт.
  • При обыгрывании волшебной истории раскрываются возможности для активизации памяти, развития речи и творческого мышления.
  • Дети ставят себя на место персонажей и придумывают новые пути решения для преодоления сложностей.

Развитие воображения при помощи историй и сказок происходит путем слушания истории, пересказов, обсуждений и театральных постановок.

Детские развивающие игры

Игры, используемые для развития данной функции, делятся на 3 вида:

  • с использованием предметов;
  • с применением картинок и иллюстраций;
  • словесные.

Первый тип помогает детям играть и взаимодействовать с помощью кукол, машинок, наборов предметов. Каждая игра предполагает наличие игрового замысла и постоянного развития сюжета, причем последнее достигается путем детской фантазии. «А давай лучше так…»

Использование карточек с картинками побуждает придумывать истории на основании конкретной сцены.

Словесные игры предполагают целенаправленные воздействия педагога, побуждающего детей общаться, рассуждать, обмениваться мыслями и мнениями на заданную тему.

Творческие занятия

У дошкольников основные творческие проявления выражаются в рисовании или конструировании. Если сначала изображения на бумаге копируют рисунок взрослого, то постепенно на листе воспроизводится все, что подсказывает фантазия: новые миры, истории из реальности, различные персонажи.

Рисование помогает развивать фантазию и креативность, расширять границы воображения.

Конструирование также позволяет дошкольнику почувствовать себя создателем. Освоив создание моделей по схеме, он способен сформировать замысел невиданного транспорта или замка и воплотить его в жизнь с помощью имеющихся деталей или вылепленных из пластилина.

Влияние сказки на развитие воображения дошкольника

Сказка – основной инструмент для развития воображения. Тысячи воображаемых волшебных историй запускают умственные процессы, которые позволяют создавать новые образы и расширять границы имеющейся реальности. Сказку можно сравнить с инструкцией в красочной упаковке. Слушая и пересказывая, дети получают готовые примеры, а также новые идеи и средства для фантазирования.

Развитие образного мышления и фантазии

Для развития образного мышления и фантазии одного прослушивания сказки недостаточно.

Хотя дети с особенно развитием воображением автоматически начинают развивать историю.

Эффективный метод – игры с заданием: «А что было бы, если…»

В подобных упражнениях дети на основе уже имеющегося сюжета учатся придумывать новые развития событий и целые серии историй, отличающихся своеобразием, хотя изначально колобок просто убежал от бабушки и был съеден хитрой лисой.

Становление аффективного воображения ребенка

Аффективная функция воображения направлена на необходимость защититься от травмирующих фактов реальности. В этом случае сказка выполняет важные функции:

  • Возможность погрузиться в историю, отвлекаясь от реальных событий и ставя себя на место главного и успешного героя.
  • Волшебная история со сходным сюжетом позволяет превратиться в наблюдателя и перенять некоторые способы поведения и проявления эмоций. Например, история Золушки может помочь справиться со схожей ситуацией в семье.
  • Возможность пережить в безопасных условиях чувство страха или чувство вины, слушая и обсуждая сказочный сюжет.

Поучительный смысл увлекательных сказочных историй – действующий пример для подражания. Исследователи уже доказали, что, если рассказать детям два различных примера – успешный и неудачный, — то практически каждый ребенок предпочтет пользоваться успешным. Этот факт еще больше усиливает ценность сказки в развитии дошкольника.

С активизацией воображения развитие познавательных процессов получает новые стимулы. Дети могут многое представлять, что активизирует работу мышления и памяти. Используя различные приемы для развития воображения у дошкольников, воспитатели и родители способствует гармоничному развитию личности.

Роль воображения у детей с тревожностью

Фото: Мартин Яффе

Нет сомнений, что «Эпоха тревожности» наступила для нас сильнее, чем когда У. Г. Свое знаменитое одноименное стихотворение Оден написал в 1947 году. Каждый день мы слышим о все большем количестве вещей, которые вызывают тревогу. Для детей ситуация еще более ужасна, потому что дети боятся всего того, чем являются их родители, а также множества других крайне невероятных и невозможных вещей, таких как призраки, прячущиеся в шкафу, или монстры, затаившиеся под кроватью.

Когда тревожность становится настолько сильной, что мешает человеку функционировать, это называется тревожным расстройством, и в детстве и подростковом возрасте распространенность тревожных расстройств растет и в настоящее время превышает распространенность всех других психических расстройств. Распространенность среди детей в возрасте от 9 до 17 лет в Канаде оценивается в 6,5% (Оценка психического здоровья и общественные консультации, Университет Британской Колумбии, 2002 г.), что означает, что в Канаде примерно 650 000 детей страдают от этой проблемы. В детском центре психического здоровья в Торонто, где я работаю, ведется статистика, и она показывает, что за последние десять лет частота проблем, связанных с тревогой, у детей увеличилась на 50%. В настоящее время тревога составляет 27% проблем, с которыми клиенты обращаются за помощью в центр.

Я обнаружил другой способ понять тревогу — что это не недостаток, а скорее «дар» — дар, который может быть безжалостным, если его не обуздать, но когда его приручить, он может стать восхитительным достоянием.

Бесспорно, есть много беспокойных детей, которым нужна наша помощь. В этой статье я поделюсь с вами работой, которой я занимаюсь последние десять лет. Я обнаружил еще один способ понять тревогу — что это не недостаток, а скорее «дар» — дар, который может быть безжалостным, если его не обуздать, но когда его приручить, он может стать восхитительным достоянием. Такой подход позволяет добиться замечательных результатов в помощи этим детям.

Много лет назад Мелани, очаровательная 11-летняя девочка (имя изменено для защиты личности) вошла в мой кабинет. Для всего мира Мелани выглядела счастливым ребенком, с большими любопытными карими глазами, зубастой ухмылкой и россыпью веснушек. Но Мелани была совсем не беззаботной. Она страдала от изнурительной тревоги, которая проявлялась в виде сильных и частых болей в животе. Ее тревога была настолько сильной, что многие дни Мелани было мучительно больно выходить из дома и идти в школу. Она также пропустила множество светских мероприятий, таких как вечеринки и ночевки. Тем не менее, ее оценки были отличными, и у нее было много хороших друзей. Она была красноречивой и более зрелой, чем средний 11-летний ребенок.

Мне очень понравились беседы с Мелани. Я спросил ее, чем еще она любит заниматься, кроме как проводить время со своими друзьями и семьей. Ее глаза сверкали, когда она рассказывала мне о своем искусстве. Она рисовала акварелью и маслом и восторженно описывала картины, которыми так гордилась. Слушая, я вслух спросил: «Как вы думаете, есть ли какая-то связь между вашим невероятным творчеством и вашим беспокойством?»

Мелани остановилась, посмотрела на меня, озадаченно, но явно заинтересованно. Я продолжил: «Ну, мне кажется, ты не просто чего-то боишься. Когда вы представляете что-то, вы представляете это в полном цвете, с множеством деталей, и это становится очень реалистичной и сложной сценой». Она с энтузиазмом кивнула. — Да, — сказала она. «Вот как я вижу вещи. Я так ясно представляю все детали. Как будто я действительно там. Разве не все?» Я сказал: «Нет, не совсем».

Это было для меня началом нового пути исследований. Сидя с Мелани много лет назад, я не знал, что делать с этим прозрением — было ли это обычным или уникальным случаем. Но я был заинтригован и поэтому продолжал задавать вопросы и искать ответы.

С тех пор я стал задавать новые вопросы в своих беседах с родителями детей, страдающих тревогой. Ответ на вопрос «У вашего ребенка богатое воображение? неизменно отвечал громким: «Вау! Он когда-нибудь!» Что касается моих юных пациентов, то они стремились подробно рассказать о том, как они напрягали свое воображение (что сильно отличалось от типичного ответа «пожимание плечами», который обычно получают от детей, когда их спрашивают, о чем они думают).

У некоторых детей очень развито воображение, они придумывают удивительно сложные сценарии и разыгрывают их с помощью своих кукол или фигурок. Дети постарше пишут рассказы, пьесы и даже романы; некоторые сочиняют песни, часто с замысловатыми текстами. Другие дети выражают свое воображение через искусство, создавая подробные рисунки и картины. Третьи строят сложные конструкции из Lego®, строительных блоков или глины. Сфера воображения действительно безгранична и принимает множество различных форм, но дети, которые приходят ко мне с тревогой, как правило, имеют одну общую характеристику: это дети, одаренные очень активным и развитым воображением.

После многих лет исследований и клинических наблюдений в моем кабинете я смог подтвердить правильность своей теории, которая так давно зародилась вместе с Мелани. С тех пор я посвятил себя исследованию инструментов и способов помочь этим детям приручить и контролировать свое воображение, чтобы они могли жить счастливой, творческой и менее напряженной жизнью. Я разработал пошаговый процесс, который изменил жизни многих из этих чрезвычайно тревожных детей. Некоторое подтверждение своей гипотезы я нашел в работе Пола Харриса, психолога из Гарварда, который пишет: «И дети, и взрослые одинаково способны «погружаться» в воображаемый мир… в воображаемом мире, которые управляют нашей эмоциональной системой» (Work of the Imagination, 2000).

Вот основные этапы процесса:

1. Первый сеанс является критическим моментом в лечении.

Как только родители подтвердят, что у их ребенка очень развито воображение, я подхожу к ребенку настолько близко, насколько он или она позволяет, и спрашиваю: «Ты знаешь, что у тебя удивительный дар?» Жестами рук, тоном голоса и выражением лица, отражающими важность моих слов, я говорю: «У вас потрясающий дар воображения! Это замечательная вещь! И когда вы отвечаете за него, и он идет туда, куда вы хотите, тогда это радостный опыт. Вы можете получить массу удовольствия, играя с тем, что придумаете с помощью своего воображения. Но когда он идет туда, куда хочет, и у вас нет выбора, тогда это может быть настоящим кошмаром!» Я не тороплюсь, чтобы убедиться, что ребенок со мной на каждом этапе пути. Я также связываюсь с родителями, чтобы увидеть, кивают ли они в знак согласия или выглядят озадаченными. Если второе, я замедляюсь и отвечаю на вопросы.

2. Следующим шагом является поиск метафоры контроля, основанной на собственном опыте ребенка в обучении мастерству.

За этой информацией я часто обращаюсь к родителям, которые могут лучше вспомнить. Я хочу найти что-то в опыте ребенка, где он/она научился что-то контролировать — катание на велосипеде, обучение катанию на лыжах, верховой езде, дрессировка домашнего животного, управление малышом — что-то сложное и требующее терпения и повторения, где гнев и разочарование могут помешать успеху. Многие мальчики находят отклик в метафоре мощного автомобиля, такого как Lamborghini или Ferrari. Во многих случаях есть много примеров; в других только один. Вы используете все, что вам предлагают. Затем устанавливается связь: «Точно так же, как вы научились ездить на велосипеде, тормозить и рулить, когда это необходимо, вы можете научиться тормозить и управлять своим воображением. Было нелегко научиться кататься на велосипеде, но ты справился, и теперь посмотри, сколько удовольствия ты получаешь от этого».

Я пришел к нескольким выводам о том, почему этот подход так эффективен. Вероятно, главная причина в том, что это создает мотивацию со стороны ребенка, чтобы он хотел использовать доступные инструменты. Многие дети просто не мотивированы на изменения. Это вызывает недоумение у многих специалистов, а также у родителей, потому что, если кто-то в беде, то по логике вещей он должен требовать перемен. Однако дети часто выбирают другой маршрут. Они предпочитают попытаться изменить мир, а не изменить себя. Часто это принимает форму попыток контролировать родителей. Например, если ребенок боится школы или чего-то неблагоприятного, что может происходить в школе, то он/она может пытаться избегать школы, что влечет за собой манипулирование родителями, чтобы допустить отказ от школы.

К тому времени, когда ребенок приходит на терапию, он или она, как правило, уже несколько лет практиковались и научились избегать. Часто именно поэтому родители обращаются за профессиональной помощью — они устали от манипулятивной тактики и от той цены, которую в результате приходится платить им и остальным членам семьи. Сколько отпусков, вечеринок, мероприятий может отменить родитель, не чувствуя себя обиженным и обделенным? Если им предлагают новые инструменты, требующие усилий, многие дети предпочитают продолжать использовать свои старые тактики избегания, с которыми им удобнее. С их точки зрения, эти стратегии оказались успешными.

Современные психологические подходы, используемые при работе с детьми при тревоге, особенно когнитивно-поведенческие, похоже, считают фактор мотивации само собой разумеющимся. Детей приводят на терапию и дают инструменты. Это может сработать для взрослых, которые обычно приходят на терапию по собственному желанию и знают, во что обходится избегание. Дети часто этого не понимают. Сколько бы взрослые ни говорили им, они не верят этому, потому что их опыт подсказывает им, что тревога уменьшается в ту минуту, когда они избегают того, что вызывает у них тревогу. Дети, как правило, не заглядывают далеко в будущее и не думают о долгосрочных последствиях своего поведения. Кто-нибудь когда-нибудь убедил 9годовалому мальчику делать домашнюю работу, потому что это может привести к лучшей работе в будущем? Редко! Дети гораздо больше сосредотачиваются на том, что происходит сегодня. Редко они думают о десяти годах спустя.

3. Ключом к успешной терапии является желание измениться.

Многие родители приходят ко мне в офис и просят дать ребенку инструменты и стратегии. Я воздержусь от того, чтобы давать их слишком рано. Существует множество полезных инструментов, многие из которых можно найти в превосходных руководствах по когнитивной терапии для детей (см. Kendall, P., Friedberg and McClure). Но, как говорится, «Можно привести лошадь к водопою, но не заставить ее пить».

4. Время решает все. Только когда ребенок понимает, что он главный, он готов к переменам.

Вы можете сказать ребенку: «Твое воображение подобно дикому жеребцу. Это сильно и мощно. Вам нужно приручить его. Вы должны быть ответственными. Как только вы это сделаете, представьте, сколько удовольствия вы получите от этого. Если вы не докажете, что вы главный, на что это будет похоже? Вы собираетесь держаться за жизнь, и насколько это будет весело? Немного!»

После того, как этот пункт будет успешно реализован, многие дети претерпевают значительные изменения. Поначалу придя в кабинет со стыдом, неохотно таща за собой родителя, убежденный, что это будет «очередная трата времени», он или она теперь гордо приподнимается и охотно вступает в диалог.

5. Получение контроля.

В течение следующих нескольких занятий мы будем работать над тем, как получить контроль над воображением, понять, почему воображение любит создавать пугающие сценарии, как уважать воображение, но при этом показывать ему, что вы главный. Я также предлагаю конкретные инструменты для управления воображением в других направлениях. Я постоянно поражаюсь творчеству, которое эти дети привносят в терапию, и, как только они решают, насколько успешно они меняют свою жизнь. Дети, которые раньше пропускали многие веселые занятия в своей жизни, теперь в полной мере участвуют в этих мероприятиях – школе, семейных каникулах и походах, вечеринках по случаю дня рождения, питании в ресторанах, плавании на глубине, преодолении штормов и даже получении удовольствия. хороший ночной сон.

Ссылки

Friedberg, RD, McClure, JM (2002), Клиническая практика когнитивной терапии с детьми и подростками , The Nuts and Bolts, Guilford Press.

Harris, PL, The Work of the Imagination , Blackwell Pub., 2000

Kendall, PC, Coping Cat: Когнитивно-поведенческая терапия для тревожных детей: руководство для терапевта, 2-е изд. .

8 способов помочь детям старшего возраста развить воображение

Линда Фланаган

Сохранить статью

Сохранить статью

Пожалуйста, попробуйте еще раз

Этой статье более 5 лет.

. в возрасте 88 лет — имел сильное отношение к воображению.

«В Америке на воображение обычно смотрят как на нечто, что может пригодиться, когда телевизор неисправен», — писала она в Words Are My Matter . Но способность воображать — это то, что движет всем творчеством, позволяет ясно мыслить и вдохновляет чувство человечности. «Я думаю, что воображение — это самый полезный инструмент, которым обладает человечество», — написала она.

Игра с воображением естественна для детей, но это привычка ума, которой необходимо обучать и укреплять на протяжении всей жизни: «Молодым людям нужны упражнения в воображении, как им нужны упражнения во всех основных жизненных навыках, телесных и умственных: для для роста, для здоровья, для компетентности, для радости, — писал Ле Гуин.

— Эта потребность сохраняется до тех пор, пока жив ум».

Воображение может быть жизненно важным для ясного ума, но это не то, чему широко учат или понимают, особенно среди старших школьников. В исследовании, проведенном в 2007 году среди будущих учителей, 68% заявили, что, по их мнению, ученикам нужно сосредоточиться на запоминании правильного ответа, а не на творческом мышлении. В своем невероятно популярном выступлении на TED о творчестве и школах сэр Кен Робинсон сказал, что люди рождаются с творчеством, и «на нем мы получаем образование». Дженни Смит, окончившая среднюю школу Миллберн в 2013 году, сказала, что ее средняя школа ориентирована исключительно на академические ориентиры. «Никто не заботился о попытках развить наше воображение», — сказала она. «Была учебная программа, и они ее придерживались» 9.0003

Исследователь Венди Острофф, автор книги Развитие любознательности в классах K-12 , учится воображению и любознательности. Как и Робинсон, Острофф считает, что многие школы устроены таким образом, чтобы подавлять естественную детскую фантазию. «Школа очень ориентирована на концепции», — сказала она, с перегородками между творческими классами, такими как искусство и драма, и «настоящими» предметами, где ученики должны выступать. Не имея гибкости и времени, учителя должны добиваться «результатов обучения» и строго следовать планам уроков. В ответ ученики стараются угодить учителю и получить пятерки, часто теряя при этом всякий внутренний интерес к предмету. «Это противоположно воображению и творчеству», — сказала она.

Поскольку образное мышление оттачивает творческие способности и улучшает социальные и эмоциональные навыки учащихся, это то, что учителя и школы должны учитывать при планировании. Острофф определил несколько стратегий, которые учителя могут использовать, чтобы побудить старших школьников активизировать дремлющее воображение.

Предоставьте учащимся больше контроля . Ослабление структуры класса и предоставление учащимся большей власти над своей работой может активизировать их любопытство. Острофф призывает учителей «перевернуть систему», чтобы ученики поняли, что обучение предназначено для них, а не для учителей. С практической точки зрения это может означать назначение эссе и предоставление учащимся возможности определять их длину, или указание детям сдавать работы, когда они закончат, а не в определенный день, или просто предложение периода свободного написания, когда учащиеся пишут что им нравится только для их глаз. Учителя также могут предложить учащимся самим решать, как оценивается работа или задание, и побуждать детей размышлять и оценивать свою работу. «Они начинают раскрываться, когда чувствуют, что берут на себя ответственность», — сказал Острофф.

Предложите учащимся отслеживать свои поисковые запросы в Google. Поисковые системы Интернета могут дать ответы на все вопросы, не позволяя учащимся широко мыслить. Для Остроффа «Google — это начало обучения, а не его конец». Она рекомендует следующее задание: попросите учащихся найти в Google что-нибудь, что они находят очень интересным. Затем предложите им щелкнуть наиболее привлекательную гиперссылку, а затем следующую. Они должны следить за тем, что их интересует в каждой ссылке, чтобы они лучше понимали свой собственный процесс. Студент может начать с поиска «майя», затем перейти к «украшениям, которые они носили», затем к «драгоценным металлам», а затем к «горному делу». Суть в том, чтобы понять, что обучение — это не просто поиск ответа; это идет глубже, чтобы выяснить следующий вопрос. Первый поиск в Google должен стать началом более крупного запроса. «Обучение заключается в том, чтобы позволить себе увлечься», — сказал Островф.

Расскажите совместные истории . Чтение и рассказывание историй — эффективный способ обучения. Чтобы пробудить воображение, учитель может начать с написания первых нескольких строк рассказа или стихотворения на листе бумаги. Затем она передает бумагу студенту, который добавляет к истории. Каждый студент получает работу по очереди, но читает только письменный вклад студента перед ней. (Бумага должна быть сложена, чтобы скрыть все, кроме самого последнего добавления.) Такое импровизированное повествование с непредсказуемым исходом заставляет учащихся заниматься и мыслить творчески.

Попробуйте импровизировать . Некогда прерогатива джазовых музыкантов и комиков, импровизация нашла свое применение в бизнесе и школах. Импровизация — это практика рассказывания историй или исполнения музыки без сценария. Один человек начинает рассказ с нескольких строк и поворачивается к человеку рядом с ним, чтобы продолжить его, и так далее, пока все в группе не внесут свой вклад. Нерушимое правило импровизации — «да, и» — означает, что каждый вклад принимается, независимо от его случайности, и вплетается в историю. Импровизация пробуждает творчество и спонтанность, а ее непредвзятый тон освобождает замкнутых или боязливых. Поскольку импровизация имеет тенденцию к игривости, она также допускает некоторую легкость в классе и в обучении.

По возможности рассказывайте о реальных событиях. То, что может показаться бескровным или неуместным в классе, может ожить, если ученики увидят, как предмет разыгрывается перед ними. Например, чтобы привнести энергию в естественные науки и математику, учитель может провести свой класс на Maker Faire, где дети (а иногда и взрослые) используют свое воображение и ум для создания новых вещей. Островф предлагает что-то столь же простое, как прогулка в поисках предметов, которые можно использовать для создания скульптур; или, если производитель рядом, просит их остатки для сборки машин. Еще одним интересным проектом для подростков является строительство «города-коробки», в котором учащиеся строят свои собственные здания и работают над их объединением в образцовый город. Если все сделано правильно, коробочный город будет учитывать экономику, географию, историю и культуру, а также даст детям практический опыт проектирования и городского планирования.

Поощряйте рисование . Рисование картинок или раскрашивание во время прослушивания является обычным и полезным: это позволяет рисовальщику оставаться сосредоточенным и повышает интеллектуальное возбуждение. Учителя могут извлечь выгоду из этого преимущества, включив рисование в классную работу. Например, учащимся можно дать блокноты, в которых они будут рисовать во время прослушивания, и попросить провести «анализ содержания каракулей» своих каракулей. Кроме того, учителя могут попросить учащихся выбрать один или несколько рисунков для изменения в художественном проекте или объединить несколько рисунков в фреску. Суть в том, чтобы не забывать о ценности каракулей — о том, как они развивают воображение и улучшают внимание, — и предлагать ученикам продолжать практику.

Представьте класс «творческого совета». Совет — это воображаемая группа провидцев и экспертов, которую студенты могут «создать», а затем искать ответы на свои проблемы. Учитель может попросить студентов порекомендовать людей из прошлого или настоящего, которые могли бы «заседать» в этом совете и служить источником мудрости. Островф пишет: «Мы можем виртуально подключиться к их знаниям, представляя и исследуя их потенциальные ответы и действия». Если студенты выбирали, например, Марию Кюри, они размышляли о том, как она отреагирует на тот или иной вопрос. Как бы она подошла к проблеме? Что бы она сказала, что мы забыли? Такой выдуманный коллектив заставляет студентов лучше понимать, как мыслит другой, и даже обеспечивает своего рода «воображаемое наставничество».

Расслабься. «Дети получают в школе сообщение о том, что обучение — это не весело, — сказал Островф. Особенно старшеклассники, которым регулярно напоминают серьезно относиться к учебе, теряют чувство игривости и заменяют его мрачной решимостью преуспеть. Со своей стороны, учителя чувствуют вес планов уроков и стандартизированного тестирования, все это сжато в более короткие дни. Острофф ценит трудности, с которыми сталкиваются студенты и преподаватели, увлеченные эффективной моделью образования. Смягчая планы уроков, пытаясь импровизировать и предоставляя учащимся больше права голоса в своем обучении, учителя могут снять часть бремени и вернуть радость обучения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *