Детство в средневековье: Детство в средневековой Европе – статьи

Детство в средневековой Европе – статьи

Новости 26.05.2023

В Швеции обнаружили петроглифы возрастом 2700 лет

Сборник

Личная жизнь Екатерины II

Новости 15.01.2023

Умер Вахтанг Кикабидзе

Новости 14.01.2023

Умерла Инна Чурикова

Отношение к детству менялось от эпохи к эпохе. Считалось, что в суровые времена Средневековья малышам не доставало баловства и нежностей. С раннего детства ребёнка вводили в мир взрослых с тяжелыми трудовыми буднями и житейскими заботами. Несмотря на популярные исторические штампы, нежный возраст в общественном сознании средневековой Европы имел особое значение.

Было ли детство в эпоху Средневековья?

Современному обывателю видится закономерным создание культа ребёнка: до второй половины XX века катаклизмы и экономические коллапсы не щадили детей. Выживал практичный и приносящий пользу. Исходя из подобной логики, Средневековье и вовсе не признавало детство и презирало его. По мнению ряда французских исследователей, сам термин «детство» человечество открыло и осознало только в эпоху Нового Времени. В изучении вопроса произошли ощутимые сдвиги: доступные нам источники рисуют иную картину.

Ребенок не являлся «маленьким императором»: время вносило свои коррективы в его жизнь, где необходимо было быстро обучаться и вооружаться, чтобы уцелеть. При этом дети не были обделены заботой и лаской, а воспитанию уделялось не меньше внимания, чем в современном мире.

Появление ребёнка считалось высшим проявлением как женской, так и мужской сущности. Он не потребитель, а производитель: этот «дар Божий» являлся важным элементом в мире труда и власти.

Настоящее семейное достояние. Большинство младенцев появлялось на свет законнорожденными, но было и немало тех, кто нарушал предписанный церковью и правом регламент. Тем не менее признавали все и всех: не только матери, но и отцы.

Дети в средневековой Европе. (merryfarmer.wordpress.com)

Стоит сказать несколько слов о темах, на которые накладываются табу и сегодня. Контрацепция и радикальные меры в виде аборта были явлениями частыми не только в среде низших слоев, но и в знатных семьях. Грех возлагался на плечи обоих: на мужчину как подстрекателя, а на женщину как виновницу преступления. Выкидыш оставался обычным делом как на селе, так и в городе, но говорить о нем не следовало. Церковь зорко следила за подобными эксцессами.

Про процесс протекания беременности известно немного. Это, вероятно, связано с тем, что все средневековые хронисты — представители сильного пола. Да и демографическая ситуация ставила свои условия: женщина в среднем рожала раз в 18 месяцев, если она находилась в браке.

Осложнения в процессе беременности или же потеря плода ставились в укор бедной даме. Мужское семя тут не при чём — виноваты ветхие мехи, а не вино, которое туда влили.

Рождение — дело не из простых в Средние века. Оно осложнялось неумелыми действиями повитух и всевозможными инфекциями, которые отправили бы роженицу в лучший из миров.

Дитя появилось на свет. Преодолев риск заражения инфекциями и болезнями, коих было воз и маленькая тележка, ребёнок познавал мир. Родители же находились в постоянном напряжении, забрасывая себя вопросами: «Чей он? Не подменили ли его? А если появлялись близнецы — как отличить обычного младенца от сына дьявола?» Подобные предрассудки и домыслы побуждали родителей совершать чудовищный поступок — детоубийство.

В первые годы жизни ребёнок должен пройти 2 главных обряда Средневековья — омовение и крещение. Он становился частью христианского мира.

Ребёнка приобщают к религии. (quora.com)

Пол новорождённого иногда предсказывали опытные повитухи, но зачастую этот вопрос не сильно волновал родителей. Мы можем посмотреть на реалии средневековой Европы и с уверенностью сказать, что мальчики были в приоритете: обществу нужны были пахари, воины и продолжатели рода. Настоящим достоянием для семьи в действительности являлись дочери. В будущем они могли удачно выйти замуж и обеспечить семью потомством.

«Детство горькое»: реалии Средневековья

Дети росли быстро и очень скоро начинали знакомится с неприятными особенностями жизни человека. До 4 или 5 лет ребёнок сталкивался с целым букетом заболеваний: это были коклюш, скарлатина, корь и оспа. К семилетнему возрасту доживали далеко не все. Последствия плохой гигиены? Отнюдь! Частая смена белья и порой ежедневное трехразовое купание — важные детали, которые подчёркивают средневековые трактаты и семейные хроники. Естественно, все обязанности по уходу за нежным существом ложились на хрупкие плечи средневековых дам.

Отец же помогал своему чаду после года встать на ноги и мог успокоить вопящего соской.

Малыш имел собственный мир с игрушками, посудой, одеждой. Изображения того времени свидетельствуют о впечатляющей массе детских увеселений: восковые фигурки, бутафорская посуда, солдатики, шарики, лошадки и игрушечное оружие.

В Средневековой Европе детский возраст разделялся на два периода: infantia (младенчество, до 7 лет) и pueritia (юность, до 16−17 лет). Таким образом, общество идентифицировало юное создание и решало, можно ли продолжать ребёнку беззаботно проводить время или пора забросить игрушки и начать заниматься серьёзными делами.

Безусловно, в сельской местности и в шумных городах семьи нуждались в помощниках и помощницах. Неокрепшее дитя в такой ситуации взрослело и познавало мир быстрее. В возрасте 12−14 лет юная девочка уже была готова к выдаче замуж, а молодой человек в 15−16 лет проходил обряд инициации и становился мужчиной.

Для средневекового обывателя ребёнок являлся сакральной фигурой, которая находилась на стадии формирования. Он — важное звено в контакте потустороннего с реальным миром. Считалось, что дитя рождается с клеймом светлой или тёмной стороны. Его причудливые жесты и звуки первых месяцев жизни сравнивали с пением ангелов. Малыш транслировал желания ушедших в мир иной. Церковь рекомендовала с осторожностью относится к детям и не донимать их расспросами и лишним вниманием. Также именно священнослужители установили отдельные стандарты воспитания и призывали следить за детским поведением.

Любая провинность, неугомонное поведение и даже слёзы — всё это происки бесов. А нечистую силу следует изгонять: в данном случае — довольно жестоко, с помощью хворостин или затрещин. Строгость к детям была твёрдым наказом христианской церкви родителям. Но находилось место и для родительских ласк. Они разделяли между собой обязанности в воспитании: за начальное образование до времени бурного развития школ, здоровье и гигиену отвечала мать, а отец занимался просвещением и объяснял юному созданию какова роль авторитета бога в его жизни.

Подлинные пособия по воспитанию ребёнка были доступны начиная с IX-X вв. для обеспеченных слоев населения: элиты, клира, а позднее в XV веке и для бюргеров.

«Я узнал, что у меня есть огромная семья…»

Ребёнок Средневековья — это существо, которое всегда окружено многочисленными родственниками. Братья и сёстры, тёти и дяди, реже — бабушки и дедушки. Все они в равной степени, в зависимости от жизненных обстоятельств, влияли на самого маленького члена семьи.

Дети в средневековой семье. (merryfarmer.com)

Ещё одним важным фигурантом в делах семейных являлся брат матери. Он мог заменить отца и довольно серьёзно повлиять на его рост его статуса в обществе. Дитя находилось под влиянием сразу двух родов: каждый из них мог оставить завидное наследство или помочь с продвижением по карьерной лестнице, а также поделиться полезными контактами.

Переболев целым букетом болезней, узнав, что такое домашняя работа, изучив азы грамматики и арифметики, ребёнок переходил на новый уровень.

Он становился подростком: теперь его ждала взрослая жизнь со своими законами и правилами.


Сборник: Личная жизнь Екатерины II

В годы её правления достиг апогея фаворитизм, ставший «почти государственным учреждением».

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Стол для Екатерины II

Стол для Екатерины II

Какими были кулинарные пристрастия императрицы?

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Фаворитизм времён Екатерины II

Фаворитизм времён Екатерины II

Мужчины будто бы сознательно на время уступили часть своих властных полномочий представительницам противоположного пола.

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Последний фаворит Екатерины II

Последний фаворит Екатерины II

Платон Александрович Зубов, по свидетельствам современников, не отличался большим умом, зато дам завоёвывал легко.

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Миллионы Алексея Орлова

Миллионы Алексея Орлова

Екатерина II осыпала милостями не только своих фаворитов, но и их семьи. Брат Григория Орлова Алексей владел огромным состоянием. Оно досталось его дочери Анне.

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Бедная Лиза: тайная дочь Екатерины II

Бедная Лиза: тайная дочь Екатерины II

Внебрачную дочь Елизавету императрица Екатерина II так и не признала — вероятно, она хотела скрыть не только ребёнка, но и тайное венчание с Потёмкиным.

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Мать-шпионка Екатерины II

Мать-шпионка Екатерины II

Иоганна Елизавета хотела жить в роскоши и блеске. Обустройство лучших партий для своих детей, многочисленные романы, шпионаж, придворные интриги — всё это было в биографии княгини.

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Стол для Екатерины II

Какими были кулинарные пристрастия императрицы?

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Фаворитизм времён Екатерины II

Мужчины будто бы сознательно на время уступили часть своих властных полномочий представительницам противоположного пола.

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Последний фаворит Екатерины II

Платон Александрович Зубов, по свидетельствам современников, не отличался большим умом, зато дам завоёвывал легко.

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Миллионы Алексея Орлова

Екатерина II осыпала милостями не только своих фаворитов, но и их семьи. Брат Григория Орлова Алексей владел огромным состоянием. Оно досталось его дочери Анне.

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Бедная Лиза: тайная дочь Екатерины II

Внебрачную дочь Елизавету императрица Екатерина II так и не признала — вероятно, она хотела скрыть не только ребёнка, но и тайное венчание с Потёмкиным.

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Мать-шпионка Екатерины II

Иоганна Елизавета хотела жить в роскоши и блеске. Обустройство лучших партий для своих детей, многочисленные романы, шпионаж, придворные интриги — всё это было в биографии княгини.

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Швейцарская Ривьера: жить как Байрон, Набоков и Шанель

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Даздраперма и Кукуцаполь: странные имена советских детей

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Александр Засс — сильнейший человек в мире

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • VIII до н.э. -V вв.

Древний Рим

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Басни Крылова в иллюстрациях

  • Статьи
  • Европа
  • XVII век

Английская революция

  • Статьи
  • Африка
  • XX век

Как нашли гробницу Тутанхамона

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Последний фаворит Екатерины II

  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

Молодые годы герцога Генриха Наваррского

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Швейцарская Ривьера: жить как Байрон, Набоков и Шанель

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Даздраперма и Кукуцаполь: странные имена советских детей

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Александр Засс — сильнейший человек в мире

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Пристрелят они тебя, Толя, как собаку»

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

История первого советского маньяка

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Пётр Столыпин: студент-агроном, ставший реформатором

  • Статьи
  • Америка
  • XX век

Что, если бы Пабло Эскобар выжил

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Накануне 22 июня 1941 года

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Коктейль Молотова»

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 3310662
Швейцарская Ривьера: жить как Байрон, Набоков и Шанель
  • 📚 Статьи
  • 👀 1014293
Даздраперма и Кукуцаполь: странные имена советских детей
  • 📚 Статьи
  • 👀 640713
Александр Засс — сильнейший человек в мире
  • 📚 Статьи
  • 👀 266558
Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 108169
Древний Рим
  • 📚 Статьи
  • 👀 85985
Басни Крылова в иллюстрациях
  • 📚 Статьи
  • 👀 61662
Английская революция
  • 📚 Статьи
  • 👀 57554
Как нашли гробницу Тутанхамона
  • 📚 Статьи
  • 👀 52902
Последний фаворит Екатерины II
  • 📚 Статьи
  • 👀 47522
Молодые годы герцога Генриха Наваррского
  • 📚 Статьи
  • 👀 3310662
Швейцарская Ривьера: жить как Байрон, Набоков и Шанель
  • 📚 Статьи
  • 👀 1014293
Даздраперма и Кукуцаполь: странные имена советских детей
  • 📚 Статьи
  • 👀 640713
Александр Засс — сильнейший человек в мире
  • 📚 Статьи
  • 👀 488766
«Пристрелят они тебя, Толя, как собаку»
  • 📚 Статьи
  • 👀 436258
История первого советского маньяка
  • 📚 Статьи
  • 👀 379117
Пётр Столыпин: студент-агроном, ставший реформатором
  • 📚 Статьи
  • 👀 362825
Что, если бы Пабло Эскобар выжил
  • 📚 Статьи
  • 👀 273463
Накануне 22 июня 1941 года
  • 📚 Статьи
  • 👀 266558
Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 239569
«Коктейль Молотова»

9 ужасных вещей, которые ждали детей в Средневековье

1.

Чрезвычайно тугое пеленаниеФреска, изображающая отлучение от груди святого Николая. Аббатство Новалеса, Италия. Изображение: Public Domain

Говорить о том, что в Средневековье родители не любили своих детей, нельзя: о них искренне заботились. Другое дело, что представления о заботе в те времена явно отличались от нынешних.

Например, младенцев чрезвычайно туго пеленали — для их же блага. Считалось, что это поможет их телам сформироваться. Следовало прижать руки малыша по швам, ноги свести вместе и обмотать тело длинными и узкими полотнами, свивальниками, как мумию. Уши плотно прижимали к черепу, чтобы они стали красивее. Комфорт ребёнка при этом никого не заботил: сам потом спасибо скажет.

Доктор Альдобрандини из Сиены в своём трактате советовал родителям обложить малыша лепестками роз, натереть солью (звучит как неплохой кулинарный рецепт) и перевязать пелёнками, «ибо ребёнок приобретает любую форму, подобно воску». Трижды в день — размотать и очистить загрязнившиеся части вином.

А ещё, чтобы придать благородную форму черепу, в чепчик могли вставлять специальные дощечки.

Бартоломей Английский объясняет необходимость как можно туже пеленать детей тем, что органы ребёнка еще не закрепились должным образом и могут перемешаться внутри тела, а конечности — искривиться. Педиатр что надо.

2. Потребление спиртного с малых лет

«Проказник Бахус», картина Рени Гвидо, 1622 год. Изображение: Public Domain

Существует распространённый миф, что в Средневековье люди почти не пили воду из-за того, что она была грязная, а кипятить её никто не додумывался. И им якобы приходилось вместо неё всё время хлестать пиво.

На самом деле питьевая вода в средневековой Европе, конечно, была — не зря же все поселения основывались рядом с её источниками. Но и спиртное потребляли очень часто. Причём давали его даже маленьким детям.

Напиток под названием small ale («‎маленький эль»‎), нефильтрованный и густой, крепостью до 2,8%, пили независимо от возраста.

Доктор Микеле Савонарола в своей книге советовал поить детей до семи лет вином, разбавленным водой. Белое считалось более предпочтительным, чем красное.

Кроме того, вино нужно было вливать в рот младенца, если он слишком слабый и тихий. Например, когда у короля Франции и Наварры Генриха IV родился сын Людовик XIII, он выглядел подозрительно нежизнеспособным. Его напоили вином, и малыш, почувствовав внезапно вкус к жизни, громко закричал, как полагалось будущему монарху.

Портрет Людовика XIII в детстве, Франс Пурбус Младший, 1611 год. Изображение: Public Domain

Бартоломеус Меттлингер убеждал людей всё-таки не перегибать палку и давать вино мальчикам с 14 лет, а девочкам с 12. Он мудро подметил, что этот напиток выводит влагу из организма, а детям для роста она нужна.

Кормящим матерям тоже рекомендовалось пить вино, желательно — с тонким букетом. И, наконец, считалось, что оно необходимо беременным, желающим родить мальчика. Те же, кто предпочитал воду, могли рассчитывать только на девочку, а последние в Средневековье не особо ценились. Родилась дочь — что ж, нужно было больше вина.

3. Изображение на уродливых портретах

«Мадонна с младенцем», Чимабуэ, 1302 год. Изображение: Public Domain

Если вы посмотрите на живопись Средневековья, то заметите, что ей, прямо скажем, слегка недоставало реалистичности.

Но если крайне безобразных львов, крокодилов и слонов художникам ещё можно простить, так как они их никогда не видели, то как объяснить настолько пугающих младенцев? На большинстве картин они напоминают сорокалетних лысеющих мужчин, головы которых пришили к детским телам.

Можно, конечно, сказать, что люди той эпохи просто не умели толком рисовать. Иные произведения вообще выглядят так, будто их автор — ваша шестилетняя племянница.

Однако на самом деле причина менее очевидная — так утверждает профессор истории искусств в Университете Крейтона Мэтью Эверетт. Дело в том, что большинство изображений детей Средневековья — это портреты Иисуса. Согласно католическим убеждениям тех лет, Христос родился физически и умственно совершенным — ему не нужно было взрослеть. Сын Божий, как-никак.

Художники, писавшие подобные картины по заказу Церкви, восприняли это буквально — что Иисуса надо рисовать как взрослого, только маленького. Причём с выражением лица, содержащим всю мировую скорбь.

А потом так стали рисовать вообще всех младенцев. В общем, это не неумение, а стиль такой. Называется гомункулярность — от латинского homunculus, «человечек».

4. Суровая детская гигиена

«Мадонна с младенцем», Алессо Балдовинетти, 1455–1460 годы. Изображение: Public Domain

Ванная для малышей считалась процедурой необязательной — достаточно было менять свивальники. Согласно руководству Жака Гийома 1612 года, делалось это так.

Нужно плотно закрыть все двери и окна в доме. Сесть поближе к камину, положить на колени подушку, а на неё — ребёнка. При этом надо придерживать его за ноги, чтобы не брыкался. Затем — накрыть малыша плащом, чтобы не простудить его (от этого вполне можно было умереть, медицина-то так себе).

Если ребёнок нуждается в чистке, можно протереть его льняной тканью, смоченной водой с добавлением вина. А после перепеленать как можно плотнее.

Процедуру повторять трижды в день — в семь утра, в полдень и в семь вечера.

Особо чистоплотные родители, отмечает доктор Гийом, могут это сделать ещё и в полночь, но такая практика не очень распространена.

Впрочем, ребёнка можно и искупать в воде, говорит доктор Франческо да Барберино в пособии для женщин 1348 года. Если малышу захочется пнуть вас, следует спустить ему это с рук — так он быстрее окрепнет. Только не забудьте потом натереть его суставы и ноздри оливковым маслом.

«Мадонна с младенцем», Алессио Бальдовинетти, около 1470 года. Изображение: Public Domain

Кстати, сеньор да Барберино был доктором не медицины, а юриспруденции, и трудился нотариусом. Но это нисколько не мешало ему давать советы по уходу за детьми.

5. Сомнительная помощь при прорезывании зубов

Заяц нападает на человека, Бревиарий Рено де Бара, 1303–1305 годы. Изображение: Public Domain

Доктор Микеле Савонарола утверждал: если ваше чадо страдает оттого, что у него режутся зубы, ничего страшного. Помассируйте ему горло и дёсны, а затем заставьте пожевать паштет из мозгов кролика. Это отличное обезболивающее.

Не верите? А вы видели, какие у кроликов зубы? То-то и оно.

Если паштета в доме не завалялось, дайте малышу собачьего молока. Щенки его пьют, и зубы у них прорезываются нормально — значит, и младенцу поможет. В крайнем случае, если под рукой нет собаки, сгодится гусиный жир. Или оливковое масло.

Кстати, если вы не доверяете советам всяких сомнительных людей, причём некоторые из них вообще не медики, а нотариусы, — вот вам женский взгляд на проблему. Итальянский врач Трота Салернская рекомендовала смазывать нёбо малыша мёдом, чтобы унять боль. И вообще она утверждала, что это лучший способ заставить детей прекратить плакать — про возможную аллергию Трота ничего не говорила.

Впрочем, мёд, конечно, поприятнее будет, чем кроличьи мозги.

6. Использование мясной соски

Трота Салернская упомянула ещё кое-что важное — как смолоду приучать детей к нормальной взрослой пище. И правда, в суровом Средневековье детских смесей ещё не завезли, а следовательно, чем раньше малыш начнёт есть то же самое, что взрослые, тем меньше будет проблем с питанием.

Поэтому с грудного возраста стоит давать ребёнку отварные кусочки мяса птицы, чтобы он сосал их. Так, глядишь, и жевать научится. А если вы простая крестьянка и мясо у вас на столе бывает только по большим праздникам — давайте малышу пережёванный хлебный мякиш.

7. Кормление профессионалками

Людовик XIV на руках кормилицы леди Лонже де ла Жиродьер, Шарль Бобрун, около 1640 года. Изображение: Public Domain

Вышеупомянутый доктор Бартоломеус Меттлингер отговаривал женщин кормить новорождённых грудью первые 14 дней, потому что молоко ещё не успело настояться и приобрести полезные свойства. Оно могло быть даже ядовитым для ребёнка! Хотя, учитывая уровень детской смертности в Средневековье, сложно разобраться, лактозой малыш отравился или чем-то ещё.

Поэтому лучше было отдавать детей для кормления специально обученным профессионалкам. К кандидатке в кормилицы Меттлингер выдвигает следующие требования.

Она не должна быть слишком молодой или слишком взрослой — лучше всего подходят дамы возрастом 25 лет. Женщине следует выкармливать собственного ребёнка минимум шесть недель, прежде чем она начнёт ухаживать за вашим. Ей следует быть здоровой, не стеснительной, с загорелым лицом, крупной шеей, с не слишком маленькой, не слишком большой и не отвисшей грудью.

Если всё-таки решились сразу кормить сами, дайте малышу каплю мёда прежде, чем подносить к груди. Так ваше молоко будет менее «вредным», пишет Меттлингер.

А ещё лучше — дайте отсосать ваше самое первое молоко волчице. Если отравится, то и не жалко. Как, в хозяйстве нет волчицы? Ну что ж вы так.

На худой конец можно дать грудь щенку обычной собаки, но при первой возможности всё-таки обзаведитесь нормальным зверем.

8. Ликвидация близнецов

Устройство беременной женщины, Йоханнес де Кетам, Fasciculus medicinae, 1491 год. Изображение: Wellcome Library

Вообще отношение к близнецам в Средневековье сильно варьировалось от случая к случаю. Иногда их рождение считалось благословлением и даром прямиком от Господа. Но порой одновременное появление двух детей вызывало у мужей неудобные вопросы.

Как человеческий организм устроен, тогда понимали не вполне точно. Посмотрите, например, на иллюстрацию выше из трактата Йоханнеса де Кетама, где изображается анатомия беременной женщины. Правдоподобно, да?

Поэтому некоторые учёные мужи считали, что размножение у людей всегда происходит так: один половой акт — один ребёнок. А если их появилось два за единственный заход — значит, ваша супруга нагуляла второго на стороне.

Особо мнительные мужья могли заподозрить жену в том, что она изменила не с человеком, а с самим дьяволом. И тогда как узнать, какой из младенцев ваш, а какой сын демона-инкуба? В таких случаях лишнего младенца могли и убить.

Впрочем, были и не столь дискредитирующие родительницу причины. Близнецы могли появиться и без адюльтера — просто ваша жена сильно налегала на сливы во время беременности. Или в окно к ней случайно залетела птица, а птицы, как известно, — неприкаянные души. В результате в утробе образовалась лишняя жизнь.

Близнецы в утробе, Евхарий Родион, 1513 год. Изображение: Public Domain

Альберт Великий, средневековый богослов-философ, наставник Фомы Аквинского, объяснял рождение близнецов довольно просто.

Есть некоторые женщины и животные, которые слишком любят половой акт. И при этом восторге их матка движется, когда сперма проливается на ее чувствительные нервы, и от этого наслаждения сперма разделяется.

Альберт Великий

Цитата из De Animalibus

Альберт также замечал, что в Египте близняшек и тройняшек больше, чем в Европе, потому что южные дамы горячее.

В общем, если у вас двое детей и муж пристаёт с разъяснениями — скажите, что он просто доставляет вам двойное удовольствие в постели. Или настаивайте на версии со сливами.

9.

Перепекание детей в печиКрестьянские дети зимой в избе, Покровский Е. А., 1884 год. Изображение: Public Domain

Напоследок интересный факт об уходе за детьми в Средневековье не в этих ваших Европах, а на Руси-матушке. Обряд под названием «перепекание детей» сохранялся в некоторых регионах у славянских народов вплоть до XX века. Если ребёнок родился раньше срока, слаб, болен или вообще ведёт себя как-то подозрительно, простые русские крестьяне поступали с ним так.

Обмазываем малыша тестом. Кладём на лопату, на которой пекут хлеб, и отправляем в натопленную печь. Ну не на открытый огонь, естественно.

Считалось, что в печи ребёнок будет «дозревать», как в материнской утробе. Сопровождалось сие действо ходьбой повитух и знахарок по и против часовой стрелки вокруг избы, произнесением различных заклинаний и прочими обрядами. Снятое с малыша тесто потом скармливали собаке, чтобы передать ей собранные с ребёнка болезни.

Так что, возможно, Баба Яга в изначальных версиях русских сказок, запихивая забредших к ней детей в печь, действовала из благих побуждений.

Читайте также 🧐

  • 9 исторических фактов, которые звучат просто безумно
  • 9 тайн мира, которые наука наконец раскрыла
  • 10 подлинных фактов, в которые просто невозможно поверить

Дети в средние века

Положение детей в средневековом обществе весьма неясно. Дети игнорировались средневековыми художниками, а ангелы изображались не детьми с крыльями, как в более поздний период, а взрослыми. Младенец Иисус был представлен как «карлик», что не заинтересовало ни художника, ни заказчика художественного произведения, ни публику даже после того, как образ Девы Марии стал более женственным, красивым и естественным. Большего интереса детей к искусству нельзя заметить в конце Средневековья, тогда как тема Избиения младенцев в первую очередь подразумевает озабоченность высокой детской смертностью в этот период.

Многие историки считают, что в Средние Времена детей почти не замечали и с ними обращались как с маленькими взрослыми. Мальчиков принуждали к каторжным работам на полях, поступать на военные сборы или узнавать будущую профессию уже в раннем детстве, а девочки всех сословий должны были помогать матерям по хозяйству.

Период Средневековья характеризовался высокой рождаемостью, а также высокой смертностью детей. Рождаемость составляла от 4 до 8 детей на одну женщину, но смертность детей была очень высокой: 15-20% в первый год жизни и 30% к 20-летнему возрасту. Смертность в раннем детстве была выше у мужского населения, а высокий процент смертности при родах обусловил более высокую смертность женского населения после 14 лет.

Дворянские и мещанские семьи имели в среднем меньше детей, чем крестьянские семьи. По этой причине их выживание было гораздо важнее, особенно законных потомков мужского пола, которые также были наследниками титулов и семейных владений или семейного бизнеса. Кроме того, дети часто также были инструментом для увеличения семейных владений и богатства за счет выгодных браков. Таким образом, родители часто устраивали браки своих детей, когда они были еще младенцами.

Важность законных потомков мужского пола для знатных и особенно для королевских семей ясно указывает на разводы и аннулирование браков, которые были нередко в случае, если женщина была бесплодна или не родила наследника мужского пола, хотя это часто было только предлогом для разлуки. Браки по расчету часто характеризовались отсутствием любви и прелюбодеяния и, следовательно, многочисленными внебрачными детьми. Незаконнорожденные дети не могли ни наследовать владения своего отца, ни носить отцовскую фамилию. Однако обычно заботились об их будущем и материальном благополучии, особенно о дворянских или королевских внебрачных детях.

Ссылка/цитирование этой страницы

Если вы используете какой-либо контент на этой странице в своей работе, используйте приведенный ниже код, чтобы указать эту страницу в качестве источника контента.

Хэнсон, Мэрили. «Дети в средние века» in-the-middle-ages/, 12 января 2022 г.

Ссылка будет отображаться как Хэнсон, Мэрили. «Дети в средние века» https://englishhistory.net/middle-ages/children-in-the-middle-ages/, 12 января 2022 г.

Исторические очерки: детство в средневековой Англии

Введение
Этот игрушечный рыцарь появился из богатого урожая археологических находок, сделанных на илистых отмелях Темзы в Лондоне за последние 30 лет. Он был изготовлен примерно в 1300 году и иллюстрирует несколько аспектов средневекового детства. Тогда, как и сейчас, детям нравилось играть с игрушками. Тогда, как и сейчас, у них была собственная культура, включающая сленг, игрушки и игры. Тогда, как и сейчас, взрослые заботились о детях и поощряли их игры. Эту игрушку делал взрослый, а другой взрослый покупал ее ребенку или давал ребенку деньги на покупку. Игрушечный рыцарь был сделан по слепку и выпущен в большом количестве. Вероятно, он был распространен в семьях купцов, лавочников и ремесленников, а также в дворянских и дворянских семьях. Среди находок также есть игрушки, которые могли бы понравиться девочкам: маленькие чашки, тарелки и кувшины, некоторые из которых достаточно крепкие, чтобы нагреть воду у камина. Есть даже набор для самостоятельной сборки: шкаф, вырезанный из листа мягкого металла, вместо пластика, который использовался бы сегодня.

Представления о детстве
Игрушки дают нам положительный взгляд на средневековое детство. Демография, изучение рождений и смертей, показывает больше ее темной стороны. Смертность среди средневековых детей была высокой по современным меркам. Было высказано предположение, что 25% из них могли умереть в первый год жизни, вдвое меньше (12,5%) в возрасте от одного до четырех лет и в четверть меньше (6%) в возрасте от пяти до девяти лет. Однако нет никаких доказательств того, что эти смерти уменьшили родительскую любовь и заботу о детях, и интерес взрослых к детям прослеживается на протяжении всего средневековья. Средневековые люди унаследовали представления о человеческой жизни от античного мира. Они думали, что знают, как младенцы растут в утробе матери, развиваются и взрослеют после рождения. Жизнь рассматривалась как последовательность стадий — «эпох человека». Младенчество до 7 лет рассматривалось как время роста, детство от 7 до 14 лет — как время игры, а отрочество с 14 лет — как время физического, интеллектуального и сексуального развития.

Мало что сохранилось об отношении взрослых к детям в англо-саксонский период с 500 по 1066 год, хотя захоронения показывают, что детей часто хоронили с инвентарем, как и взрослых, и что о детях с уродствами заботились и давали им возможность вырасти. Информация об отношении взрослых растет в двенадцатом веке, в эпоху законотворчества как в церкви, так и в мирском обществе. Принятие законов включало меры для детей, потому что нельзя было ожидать, что они будут нести те же обязанности и наказания, что и взрослые. Средневековые законодатели, как правило, проводили границу между детством и взрослой жизнью по периоду полового созревания, условно 12 лет для девочек и 14 лет для мальчиков. Церковь первой провела различие между детством и взрослой жизнью. Дети в возрасте до половой зрелости стали считаться слишком незрелыми, чтобы совершать грехи или понимать понятия и обязанности взрослых. На этом основании им запрещалось вступать в брак, освобождалось от исповеди перед священником и исключалось из участия в таинстве евхаристии. Светское правосудие разработало аналогичную концепцию возраста юридической ответственности, начинающегося примерно с момента полового созревания, хотя есть редкие упоминания о детях, подвергающихся наказаниям со стороны взрослых.

К тринадцатому веку ученые во Франции, такие как Варфоломей Гланвиль, Жиль Римский и Винсент де Бове, обсуждали детство и образование детей в научных трудах, а к четырнадцатому веку дети стали изображаться в искусстве, особенно в сценах повседневная жизнь в иллюминированных рукописях. Дети редко фигурируют в английской литературе до 1400 года, хотя в некоторых романах описывается, как рождались и воспитывались их герои и героини. Однако после этой даты детская литература начинает в значительных масштабах выживать на английском языке. Он включает в себя обучающие произведения, в том числе короткие сочинения о правилах поведения за столом, моральных заповедях и охоте, а также несколько рассказов, в частности комическую сказку в стихах под названием 9.0019 Монах и мальчик . Есть также свидетельства того, что дети-подростки читают художественную литературу для взрослых, например романы, произведения Чосера и баллады о Робин Гуде.

Воспитание детей
Существовали устоявшиеся обычаи воспитания детей. Роды проходили в частной палате, где у матери присутствовали только другие женщины. За этим последовало крещение, которое в раннем средневековье поощрялось совершаться в два великих христианских праздника Пасхи и Пятидесятницы (Троицын день). Однако постепенно опасения за спасение некрещеных детей привели к практике крещения детей в день их рождения, и это стало господствующим обычаем к XII веку. При крещении ребенок становился членом Церкви, ему давали имя и предоставляли трех крестных родителей, которые помогали родителям в его воспитании. Имена иногда выбирались родителями, отражая семейные традиции, но обычно главный крестный родитель, имевший тот же пол, что и ребенок, давал ему свое собственное имя. В результате более одного ребенка в семье могут носить одно и то же имя.

Младенцы находились на грудном вскармливании до тех пор, пока им не исполнилось два или более лет, обычно их матери, за исключением знатных семей, где работали кормилицы. Постепенно их приучали к мягкой пище. Родители обеспечивали уход и обучение, а записи о несчастных случаях со смертельным исходом для маленьких детей позволяют предположить, что мальчики и девочки вскоре осознали свой пол и следовали своим гендерным родителям в повседневных задачах. Несчастные случаи с маленькими девочками часто происходили у костров или колодцев, а с маленькими мальчиками — на рабочем месте отца. Власти серьезно относились к несчастным случаям со смертельным исходом и требовали коронерского расследования, как внезапная смерть взрослых. Телесные наказания использовались во всем обществе и, вероятно, также в домах, хотя социальные обозреватели критиковали родителей за снисходительность к детям, а не за суровую дисциплину. Детям давали задания в соответствии с их возрастом. Для младших детей это означало присматривать за своими младшими братьями и сестрами или выполнять поручения. Когда они становились старше, им могли поручить более легкие домашние или сельскохозяйственные обязанности, но они были неспособны выполнять серьезную работу примерно до возраста половой зрелости, когда они начинали приобретать силу взрослого типа.

Взросление включало в себя знакомство с религией, но до Реформации образование детей в этом отношении было слабо организованным. Ожидалось, что родители и крестные научат их основным молитвам на латыни («Отче наш», «Апостольский символ веры», а позже «Радуйся, Мария») и тому, как вести себя в церкви. Церковный закон после двенадцатого века мало требовал от детей с точки зрения обязанностей. Только когда они достигли половой зрелости, они приобрели взрослые обязанности исповедоваться священнику не реже одного раза в год, причащаться на Пасху, посещать церковь и платить церковные взносы.

Культура детей
Детство требовало особой одежды, от детской пеленки до миниатюрной версии взрослого платья. В более состоятельных семьях были люльки, ходунки и специально изготовленные игрушки. Уже упомянутые металлические игрушки составляли лишь малую часть используемых игрушек. Куклы, известные как «марионетки», должны были быть широко распространены, но они не сохранились, так как были сделаны из ткани или дерева. Упоминается, что дети сами делали игрушки: кораблики из кусочков хлеба, копья из палочек, домики из камней. Было сыграно множество игр, от игр на ловкость с вишневыми косточками или волчками до таких занятий, как стрельба из лука, футбол и танцы. Устная культура детей не фиксируется до четырнадцатого и пятнадцатого веков, когда обрывки стихов и песен отмечаются в книгах, особенно в школьных тетрадях. Это указывает на существование детских стишков, подобных (но не идентичных) стишкам более поздних времен, а также на то, что дети знают и разделяют песни и фразы взрослых.

Образование
Воспитание детей в Англии можно проследить с седьмого века. Первоначально она была сосредоточена на подготовке мальчиков как монахов, девочек как монахинь, а других мальчиков как «светских священнослужителей» — тех священнослужителей, которые жили в повседневном мире и со временем служили в приходских церквях. Это образование было основано на изучении латыни и обычно предоставлялось в монастырях и женских монастырях. Образование распространилось на некоторых мирян уже в седьмом веке, и к концу девятого века оно часто принимало форму обучения чтению и письму на английском языке, а не на латыни. Школы современного типа, автономные и открытые для публики, впервые появляются в записях в 1070-х годах и впоследствии стали очень многочисленными, хотя монастыри продолжали проводить некоторую образовательную работу. Мальчиков обычно отправляли в школу, а девочек обучали дома. Мы не можем сказать, сколько детей получили образование, но это число было значительным и, вероятно, значительно возросло примерно после 1200 года. Обучение началось с изучения латинского алфавита, и многие мальчики и девочки не продвинулись дальше, используя навыки в основном для чтения на своем родном языке. либо английский, либо, между двенадцатым и пятнадцатым веками, французский. Только меньшинство мальчиков продолжало изучать латинскую грамматику и овладевать языком. Женщины (даже монахини) редко изучали латинскую грамматику после 1200 года, и их языковые способности в основном ограничивались способностью благоговейно произносить тексты из латинских молитвенников без полного понимания смысла.

Работа и подростковый возраст
Большинство детей начинали серьезно работать после достижения половой зрелости, примерно в 12-14 лет. Иногда это делалось дома, помогая в сельскохозяйственных работах или ремесле, но было обычным делом отправлять детей из дома в возрасте около половой зрелости, чтобы они служили другим людям. Считалось, что это обучит и дисциплинирует их, даст им покровителей, которые могли бы помочь в их карьере, и избавит их родителей от расходов. Места в качестве слуг широко варьировались: от работы на фермах или домашней прислуги до ученичества, в ходе которого можно было научиться искусному ремеслу или торговле. Ученичество, как правило, исключало очень бедных. Мальчики из более богатых классов часто продолжали учебу в школе в подростковом возрасте, особенно если предполагалось, что они сделают карьеру в церкви, юриспруденции или администрации. Другие мальчики работали в церквях певчими или клерками. Самые богатые дети из всех — дворянские и более важные дворянские — часто принимались в больших домах другой знати или ведущих церковных деятелей, где они действовали как пажи или вассалы, учились аристократическим манерам, а в некоторых случаях обучались военным навыкам. . Хотя некоторые аристократы женились в подростковом возрасте, население в целом не делало этого до середины двадцатых годов. Начало церковной карьеры также, как правило, было поздним: от подросткового возраста в некоторых религиозных домах до двадцати четырех лет, возраста посвящения в священники. Из этого следовало, что от полового созревания до середины двадцатых годов был долгий период, когда дети были частично, но не полностью самостоятельными, вдали от дома, но не в собственном домашнем хозяйстве. Подобно современным подросткам, они привязывались к представителям своего пола, что привело в городах к формированию банд молодых людей и постепенно установило связи с противоположным полом.

Средневековое детство было богатым и разнообразным, поскольку дети отличались друг от друга так же, как и взрослые. От современного западного общества оно отличалось главным образом своей смертностью и тем, что многие молодые люди начинали серьезную работу в более раннем возрасте. Однако большая часть того, что мы связываем с детством, существовала для детей в средние века: воспитание в семье, игра, особое обращение в соответствии с возрастом, подготовка к взрослой жизни и труду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *