Предрасположенность к появлению девиантных форм поведения у подростков под воздействием различных стилей родительского воспитания
В современной мире дети, подвергающиеся злоупотреблению, пренебрежению, представляют широкое разнообразие проблем и вариантов развития. Нет однородного или стандартного описания ребенка — жертвы плохого обращения. Для привлечения внимания подростки, жертвы плохого обращения, используют доступные им средства, поведенческие модели. Одним из видов таких моделей является девиантное поведение.
Девиантное поведение подростков, отклоняющееся от общественных норм и правил, может проявляться в различных формах: в плохой успеваемости, неуверенности в себе, боязни отвечать, несмотря на то, знает материал, тревожности, заниженной самооценке, пассивности, пессимизме, разочаровании в школе, пропусках занятий, неорганизованности, замкнутости, неумении дружить со сверстниками, агрессивности, озлобленности, страха, лживости, жестокости и др.
Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность) оказывают сильнейшее влияние на формирование личности подростка, его самосознания, Я-концепции, образа Я.
Фундаментальное влияние на формирование Я-концепции в процессе социализации оказывает семья.
Причем это влияние сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем.
Ребенок приходит в мир без прошлого, без каких-либо представлений о том, как себя вести, без критериев самооценки. Он вынужден ориентироваться на опыт окружающих его людей, на те оценки, которые они дают ему как личности. За первые 5-6 лет он формирует свою самооценку почти исключительно на информации, которую получает в семье. Потом в школе на него влияют другие факторы, но роль семьи по-прежнему очень важна. Внешние факторы, как правило, подкрепляют высокую или низкую самооценку, которую ребенок приобрел дома:
-
уверенный в себе подросток успешно справляется с любыми неудачами в школе и дома;
-
ребенок с низкой самооценкой, несмотря на все свои удачи, постоянно терзается сомнениями, для него достаточно одной промашки, чтобы зачеркнуть все предыдущие успехи.
Каждое слово, мимика, жесты, интонация, тембр и громкость голоса, прикосновения и действия родителей несут ребенку сообщения о его самоценности. Большинство родителей даже не осознают, какой именно смысл содержится в этих посланиях своему ребенку.
Дж. Бексли предположил, что плохое обращение с ребенком более вероятно, когда существует совместное влияние факторов на четырех различных уровнях: психологические особенности родителей, семейная обстановка и ее развитие, непосредственное социальное окружение членов семьи, отношение общества в данный момент к фактам дурного отношения с ребенком.
Дети из неблагополучных семей часто беспомощны, они растут в атмосфере жестких правил, критики, постоянно ждут наказания и не имеют возможности почувствовать личную ответственность за что-либо. У них высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим. Их внутренний потенциал остается нераскрытым.
У. Бронфенбреннер обращает особое внимание на то обстоятельство, что большинство матерей работают. Причем число других взрослых членов семьи, которые могли бы взять на себя обязанности по воспитанию ребенка в то время, когда матери работают, резко падает. Растет количество разводов, и, как следствие, детей, воспитывающихся без отца. Естественно, что и материальный уровень жизни этих семей низкий. Однако в домах обеспеченных семей часто возникает проблема проведения времени с детьми родителями, работающими на благо безбедного материального будущего своих детей.
Затрудняют общение ребенка и взрослого и многие другие достижения цивилизации: появление дополнительных телевизоров в семье и различных приставок к ним, компьютеров, других бытовых новшеств, интернета, наличие семейных комнат и отдельных спален ведет к дальнейшему углублению изоляции между поколениями. Еще в начале предыдущего столетия существовала патриархальная семейная жизнь, когда большая семья, обычно со всеми тремя поколениями жили вместе и собирались хотя бы 3-4 раза в день за одним столом. В такой семье общение, забота и воспитание детей были непрерывными, а не дискретными. И главное, всегда рядом с ребенком был близкий человек. Современная цивилизация, подчеркивает Бронфенбреннер, все более отдаляется от условий, благоприятных для полноценного психического развития ребенка, все больше углубляя изоляцию и увеличивая дефицит общения ребенка с взрослым.
Объективные обстоятельства и образ жизни в обществе, с которыми семьи сталкиваются, идут во вред отношениям доверия и эмоциональной безопасности в отношениях между членами семьи, если эти обстоятельства мешают родителям заботится о своих детях, воспитывать их и доставлять им радость, если обязанности родителя не встречают поддержки и признания в окружающем мире и если время, проводимое в семейном кругу, наносит ущерб карьере, личному удовлетворению и психическому спокойствию — именно тогда в особенности страдает психическое развитие ребенка. Начальные симптомы этого проявляются в эмоциональной и мотивационной сфере: неприязнь, безразличие, безответственность и неспособность к делам, требующим усердия и настойчивости (5).
Проблема социализации личности сказывается на формировании девиантного поведения. Микросоциум, организация воспитания задают модель личности, у которой формируются соответствующие черты характера, смысловые системы.
Ребенок изначально подвергнут влиянию семьи.
Модели воспитания могут выступать функциями развития того или иного деструктивного поведения. Причем любая модель может быть провоцирующей появление такого поведения, в зависимости от ситуации и степени ее крайней выраженности. Рассмотрим некоторые стили воспитания:
-
Гиперопека. Тип воспитания, когда ребенок становится социально инфантильным, незрелым к выполнению возложенных на него социальных обязанностей. Ему не дают принимать самостоятельные решения, происходит формирование зависимости от родителей. Любые желания ребенка исполняются. С одной стороны, ребенок «не напрягается» и постоянно пребывает в положительной эмоциональной среде, что является хорошей предпосылкой развития до 3-4 лет. Потом это начинает препятствовать формированию нормальной личности. Главная проблема ребенка, воспитывающегося в такой семье — это неумение преодолевать трудности, существующая сильная связь с близкими. При этом у ребенка постепенного растет напряжение, снижается уверенность в собственных силах, в дальнейшем может возникать потеря интереса к любого рода изменениям. Родители превращаются в своеобразные «протезы» для своего ребенка, растя социального инвалида. Напряжение порождает соответствующие проблемы в сфере учебной деятельности, снижение успеваемости. Кроме того, существует проблема снижения спонтанности творческого проявления ребенка в сочетании с подчинением требованиям родителей, страхом не оправдать возложенных на него ожиданий. По причине выше изложенного, происходит развитие комплекса неполноценности, ребенок не доверяет своим способностям, усугубляющиеся чувством страха и застенчивостью. Формируется тенденция вытеснять неблагоприятные переживания, и как следствие появляется неспособность объекта оценить ситуацию, уход в мир собственных фантазий, инфантилизм.
У такого ребенка теряются нормальные границы «Я», он ощущает себя самым лучшим, просто невезучим.
Девиантное поведение облегчает жизнь ребенка, присутствующий комплекс уходит в нереальное ощущение себя. Он хочет, чтоб его любили и принимали таким, каков он есть, демонстрируя абсолютное принятие. -
Гипоопека. Противоположная модель воспитания. Ребенок предоставлен сам себе, его действия и жизнь мало интересуют родителей. Данный стиль воспитания наиболее распространен в дисфункционных семьях, неполных, где существуют конфликты, есть сильные доминанты (инвалид в семье или родитель, страдающий одним из видов аддикции). У ребенка формируется феномен недостаточного самопринятия, ребенок начинает самоотрекаться, что проявляется в следующем:
-
Снижение самооценки происходит у ребенка с депрессивной, невротической предрасположенностью, сопровождающейся негативным отношением к себе.
-
Развитие агрессивного поведения — ребенок злится, уходит в уличные компании, где происходит бессистемная социализация ребенка, формирующая асоциальное поведение. Ребенок таким поведением как бы подтверждает право на свою биологическую жизнь. В связи с тем, что при данном виде воспитания ребенок чувствует неосознанную угрозу собственному биологическому существованию. Здесь же могут возникать фобические состояния.
-
Так же в семьях с данным типом воспитания наблюдаются:
-
Феномен депривации (лишения) — невозможность удовлетворить потребности в эмоционально теплых отношениях с родителями, что влияет на задержку развития личности, при этом у ребенка не возникают когнитивные смыслы и ценности. В результате у него может произойти усвоение модели, научение формам взаимодействия и стереотипам поведения, принятым в семье, развивается созависимость, появляется стремление уйти из семьи.
-
Феномен перфекционизма—стремление, что бы все было на высшем уровне, стремление достичь высоких результатов, стремление к хорошему социально одобряемому поведению, при не достижении поставленной цели формируется комплекс неполноценности. В частности взрослым детям алкоголиков характерна некоторая виктимоность, недостаточное самопринятие, стереотипы не выражать себя.
-
Сверхтребовательность. Стиль воспитания, когда происходит предъявление чрезмерных требований к ребенку, у которого возникает чувство требовательности к себе. Родителями реализуется спартанское воспитание, прививается умение самостоятельно справляться с трудностями. Однако при таком стиле воспитания родители дают мало эмоционального тепла своему ребенку, им трудно соблюсти баланс между требовательностью и любовью. Если этот баланс не соблюдается, то у ребенка может возникнуть страх сделать что-то не так, развивается фрустрация.
Диффузная модель воспитания, заключающаяся в непрогнозируемом ожидании поведения родителей. Ребенок находится в ситуации противоположных реакций на свои действия со стороны родителей. Родители в своей педагогической практике используют сплитинг-форму эмоционального поведения, при которой происходит мгновенный переход из одного состояния в другое. Причем за одно и тоже действие один из родителей может наказывать, а другой — нет. В схожих ситуациях один раз отругать, второй раз не обратить внимание. Таким образом, ребенок не может оценить свое поведение, черты своего характера, у него возникает неуверенность в собственных силах. Ребенок постоянно находится под страхом отвержения. Так же как и при описанных выше стилях поведения, у ребенка может возникнуть формы девиантного поведения.
Заключение
Родители так же создают некоторые основания для характеристики возможных особенностей их детей. Не случайно в народной мудрости присутствует убеждение о возможности точного прогноза в отношении будущего поведения жениха или невесты на основе анализа взаимоотношений между их родителями. Определенные основания для такого рода утверждений, конечно же, имеются. Именно родители часто выступают в качестве эталонов или моделей для решения определенного класса задач, и именно они формируют огромное количество поведенческих алгоритмов, схем и эвристик в последующем воспроизводимых детьми при решении сходных задач. Причем, вооружение подобного рода поведенческой алгоритмикой часто является основанием будущего проблемного поля детей, обусловленного ее неадекватным применением.
Хочется так же отметить, что ощущение самоценности может сформироваться только в такой атмосфере, где принимаются любые индивидуальные различия, где любовь выражается, открыто, где ошибки служат для приобретения нового опыта, где общение откровенно и доверительно, а правила поведение не превращаются в застывшие догмы, где личная ответственность и честность каждого неотъемлемая часть взаимоотношений. А это и есть атмосфера зрелой семьи. Не удивительно, что дети в такой семье чувствуют себя нужными и любимыми, вырастают здоровыми и умными.
Ребенок по сути своей является хорошим. А своим поведением он всегда стремится обратить внимание родителей на себя, свои проблемы, свою личность, свое существование. Родители, часто понимая свои педагогические ошибки, не готовы меняться, чем толкают собственных детей на девиантное поведение.
ЛИТЕРАТУРА
-
Байярд Р.Т, Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. Перевод с английского А.Б.Орлова. (Школа для родителей). — М.: Семья и школа, 1995. 223 с.
-
Горьковая И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. Т. 15. 1994. № 2. С. 57-65.
-
Мастюкова Е.М. и др. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме: Кн. Для учителя // Е.М. Мастюкова, Г.В. Грибанова, А.Г. Московкина. — М.: Просвещение, 1989. 80 с.
-
Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова М.И., Мялярова Н.В., Мухортова Е.А. Ребенок в карусели развода. — М.: ТОО «ТП», В. Секачев, 1998. 222 с.
-
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 1995. 360 с.
-
Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учебное издание для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических ВУЗОВ / Под ред. Н.К.Асановой. — М.: Издательский гуманитарный центр ВЛАДОС, 1997. 512 с.
Тема 10. Психология девиантного поведения
1. Определение понятия «девиантное поведение»
2. Психологическая классификация видов девиантного поведения
3. Детерминанты девиантного поведения
4. Краткая характеристика основных видов девиантного поведения
5.Социально-психологическое воздействие на девиантное поведение личности
Девиантное поведение (от лат. deviatio — отклонение) занимает свою собственную нишу в ряду психических феноменов. Оно существует наряду с такими явлениями, как психические заболевания, патологические состояния, неврозы, психосоматические расстройства и т. п.
Данные феномены рассматриваются с точки зрения медицинской нормы на оси «здоровье — предболезнь — болезнь».
Девиантное поведение личности не следует рассматривать с точки зрения психопатологии. Данное поведение выражает социально-психологический статус личности на оси «социализация — дезадаптация — изоляция».
Очевидная сложность определения изучаемого понятия обусловлена прежде всего его междисциплинарным характером. В настоящее время термин используется в двух основных значениях.
В значении «поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам» (А. В. Петровский, 1990) девиантное поведение выступает предметом психологии, педагогики и психиатрии.
Определение понятия предполагает выделение существенных признаков явления. Целесообразно выделить те специфические особенности девиантного поведения личности, которые помогут нам отличить его от других феноменов, а также при необходимости констатировать его наличие и динамику у конкретного человека (Е.В. Змановская, 2004).
1. Девиантное поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.
2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей.
3. Особенностью данного поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям.
4. Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).
5. Для того чтобы поведение можно было квалифицировать как девиантное, оно должно согласовываться с общей направленностью личности.
6. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы
7. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.
8. В качестве последнего признака девиантного поведения можно отметить его выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.
Исходя из всего сказанного выше, можно дать следующее определение девиантного (отклоняющегося) поведения — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией (Е. В. Змановская, 2004).
На социальном уровне девиантное поведение — это только одна из возможных форм взаимоотношений между обществом и личностью. «Искоренение» отклоняющегося поведения как социального явления вряд ли возможно. Более того, при специальном рассмотрении можно доказать, что девиации нормальны и полезны для общества, поскольку стимулируют прогрессивные изменения в нем.
На индивидуальном же уровне девиантное поведение выглядит более проблематичным, так как оказывается связанным с такими негативными феноменами, как реальный ущерб для жизни самой личности или окружающих людей, конфликт девиантной личности с социальным окружением, ее социальная дезадаптация.
Следовательно, на личностном уровне девиантное поведение — это социальная позиция личности, выступающая в форме девиантного стиля и образа жизни. Как известно, большинство людей при желании вполне могут изменить свою позицию по отношению к обществу.
Нарциссическое расстройство личности и девиантное поведение
Экли, К.Н., Мак, С.М., Бейер, К., и Эрдберг, П. (2011). Нарциссическая личность. В следственные и судебные допросы: подход, ориентированный на личность (стр. 9–42). Группа Тейлор и Фрэнсис.
Google ученый
Баскин-Соммерс, А., Круземарк, Э., и Роннингстам, Э. (2014). Эмпатия при нарциссическом расстройстве личности: с клинической и эмпирической точки зрения. В расстройства личности: теория, исследование и лечение (том 5, выпуск 3, стр. 323–333). Американская психологическая ассоциация. https://doi.org/10.1037/per0000061
Баумейстер, Р. Ф., Бушман, Б. Дж., и Кэмпбелл, В. (2000). Самоуважение, нарциссизм и агрессия: Является ли насилие результатом низкой самооценки или угрозы эгоизма? Современные направления психологической науки, 9 (1), 26–29.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Baumeister, RF, Catanese, KR, & Wallace, HM (2002). Завоевание силой: теория нарциссической реактивности изнасилования и сексуального принуждения. Review of General Psychology, 6 (1), 92–135. https://doi.org/10.1037/1089-2680.6.1.92
CrossRef Google ученый
Баумайстер, Р.Ф., Смарт, Л., и Боден, Дж.М. (1996). Отношение угрожаемого эгоизма к насилию и агрессии: Темная сторона высокой самооценки. Psychological Review, 103 (1), 5. https://doi.org/10.1037/0033-295X.103.1.5
CrossRef Google ученый
Бизли, Р. , и Столтенберг, К.Д. (1992). Личностные характеристики мужчин, совершающих жестокое обращение с супругами. Профессиональная психология: исследования и практика, 23 (4), 310–317. https://doi.org/10.1037/0735-7028.23.4.310
CrossRef Google ученый
Бен-Порат, Ю. С. (2012). Интерпретация MMPI-2-RF . Университет Миннесоты Press.
Google ученый
Бен-Порат, Ю. С., и Теллеген, А. (2011). Миннесота Многофазный опросник личности-2-реструктурированная форма: руководство по администрированию, подсчету и интерпретации . Университет Миннесоты Press.
Google ученый
Блэкберн, Р., и Койд, Дж. В. (1999). Эмпирические кластеры расстройств личности DSM-III у насильственных преступников. Journal of Personality Disorders, 13 (1), 18–34. https://doi.org/10.1521/pedi. 1999.13.1.18
CrossRef Google ученый
Бликл Г., Шлегель А., Фассбендер П. и Кляйн У. (2006). Некоторые личностные корреляты деловой преступности белых воротничков. Прикладная психология, 55 (2), 220–233. https://doi.org/10.1111/j.1464-0597.2006.00226.x
CrossRef Google ученый
Блинкхорн, В., Лайонс, М., и Алмонд, Л. (2015). Абсолютная роковая женщина? Нарциссизм предсказывает серьезное и агрессивное сексуальное принуждение у женщин. Личность и индивидуальные различия, 87 , 219–223. https://doi.org/10.1016/j.paid.2015.08.001
CrossRef Google ученый
Блинкхорн, В., Лайонс, М., и Алмонд, Л. (2016). Отбросьте плохое отношение! Нарциссизм предсказывает принятие агрессивного поведения. Личность и индивидуальные различия, 98 , 157–161. https://doi. org/10.1016/j.paid.2016.04.025
CrossRef Google ученый
Бромберг В. (1965). Преступление и разум. В Социальная работа (выпуск 1). Компания Макмиллан https://doi.org/10.1093/sw/12.1.117
Бакелс, Э. Э., Джонс, Д. Н., и Паулхус, Д. Л. (2013). Поведенческое подтверждение бытового садизма. Психологические науки, 24 (11), 2201–2209. https://doi.org/10.1177/09567976134
CrossRef Google ученый
Бушман, Би Джей (2018). Нарциссизм, поиск славы и массовые расстрелы. American Behavioral Scientist, 62 (2), 229–241. https://doi.org/10.1177/0002764217739660
CrossRef Google ученый
Бушман, Б.Дж., Боначчи, А.М., ван Дейк, М., и Баумейстер, Р.Ф. (2003). Нарциссизм, сексуальный отказ и агрессия: тестирование модели нарциссической реакции на сексуальное принуждение. Journal of Personality and Social Psychology, 84 (5), 1027–1040. https://doi.org/10.1037/0022-3514.84.5.1027
CrossRef Google ученый
Клеменс, А.Дж., Перри, Дж.К., и Плакун, Э.М. (2009). Нарциссические и пограничные расстройства личности у пациентов, рефрактерных к лечению. Psychiatric Annals, 39 (4), 175–184. https://doi.org/10.3928/00485713-200
-05CrossRef Google ученый
Коллинз, Дж. М., и Шмидт, Ф. Л. (1993). Личность, добросовестность и преступность белых воротничков: исследование достоверности конструкции. Психология персонала, 46 (2), 311.
Google ученый
Крейг, Р. Дж. (2003). Использование миллиона клинических многоосевых инвентарей в психологической оценке домашнего насилия: обзор. Агрессия и агрессивное поведение, 8 , 235–243. https://doi.org/10.1016/S1359-1789(01)00058-1
CrossRef Google ученый
Кревани, Л., и Халлин, А. (2017). Перформативный нарциссизм: когда организации становятся успешными, достойными восхищения и уникальными благодаря нарциссической работе. Обучение менеджменту, 48 (4), 431–452. https://doi.org/10.1177/1350507617692295
CrossRef Google ученый
Давуд С., Ву Л. З., Блитон С. Ф. и Пинкус А. Л. (2020). Нарциссические и истерические расстройства личности. В CW Lejuez & KL Gratz (Eds.), Кембриджский справочник по расстройствам личности (стр. 277–291). Издательство Кембриджского университета.
Перекрёстная ссылка Google ученый
Дхаван, Н., Куник, М.Э., Олдхэм, Дж., и Ковердейл, Дж. (2010). Распространенность и лечение нарциссического расстройства личности в обществе: систематический обзор. В комплексной психиатрии (том 51, выпуск 4, стр. 333–339). В.Б. Сондерс. https://doi.org/10.1016/j.comppsych.2009.09.003
Факки, Л., Гаттони, Т., Чемми, К., и Стратико, Э. (2011). Убийство и безумие: тематическое исследование криминогенеза и психодинамики двойного убийства. International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology, 55 (5), 799–815. https://doi.org/10.1177/0306624X10371299
CrossRef Google ученый
Фан Ю., Воннебергер К., Энзи Б., Де Грек М., Ульрих К., Темпельманн К., Богертс Б., Деринг С. и Нортофф Г. (2011). Нарциссическое «я» и его психологические и нейронные корреляты: исследовательское исследование фМРТ. Психологическая медицина, 41 (8), 1641–1650. https://doi.org/10.1017/S003329171000228X
CrossRef Google ученый
Фёрст, М., Уильямс, Дж., Бенджамин, Л., и Спитцер, Р. (2016). Структурированное клиническое интервью о расстройствах личности по dsm-5: SCID-5-PD . Издательство Американской психиатрической ассоциации.
Google ученый
Флурной, П.С., и Уилсон, Г.Л. (1991). Оценка профилей MMPI у мужчин, подвергающих насилию. Насилие и жертвы, 6 (4), 309–320. https://doi.org/10.1891/0886-6708.6.4.309
CrossRef Google ученый
Фромм, Э. (1964). Сердце человека . Харпер и Роу.
Google ученый
Глассер, М. (1992). Проблемы психоанализа некоторых нарциссических расстройств. Международный журнал психоанализа, 73 , 493–503.
Google ученый
Гольднер-Вуков, М., и Море, Л. Дж. (2010). Злокачественный нарциссизм: от сказок к суровой реальности. Психиатрия Дубина, 22 (3), 392–405.
Google ученый
Гормли, Б., и Лопес, Ф.Г. (2010). Совершение психологического насилия в отношениях на свиданиях в колледже: влияние пола, стресса и ориентации на привязанность взрослых. Journal of Interpersonal Violence, 25 (2), 204–218. https://doi.org/10.1177/0886260509334404
CrossRef Google ученый
Грин А., Маклин Р. и Чарльз К. (2020). Разоблачение гендерных различий в нарциссизме при насилии со стороны интимного партнера. Личность и индивидуальные различия , 167 , 110247. https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.110247
Д. и Эделл В. С. (1998). Частота расстройств личности в двух возрастных когортах психиатрических стационаров. Американский журнал психиатрии, 155 (1), 140–142. https://doi.org/10.1176/ajp.155.1.140
CrossRef Google ученый
Хопвуд, С. Дж., Мулай, А.Л., и Во, М.Х. (2019). Альтернативная модель DSM-5 для расстройств личности: интеграция нескольких парадигм оценки личности. В Альтернативная модель DSM-5 для расстройств личности: интеграция нескольких парадигм оценки личности . Routledge/Taylor & Francis Group.https://doi.org/10.4324/9781315205076
Джонсон Дж. Г., Коэн П., Смейлс Э., Касен С., Олдхэм Дж. М., Скодол А. Э. и Брук, Дж. С. (2000). Подростковые расстройства личности, связанные с насилием и преступным поведением в подростковом и раннем взрослом возрасте. Американский журнал психиатрии, 157 (9), 1406–1412. https://doi.org/10.1176/appi.ajp.157.9.1406
CrossRef Google ученый
Джонс, Д. Н., и Паулхус, Д. Л. (2010). Различные провокации вызывают агрессию у нарциссов и психопатов. Социальная психология и наука о личности, 1 (1), 12–18. https://doi.org/10.1177/1948550609347591
CrossRef Google ученый
Кернберг, О. Ф. (1975). Пограничные состояния и патологический нарциссизм . Аронсон.
Google ученый
Кернберг, О. Ф. (1984). Тяжелые расстройства личности . Издательство Йельского университета.
Google ученый
Кернберг, О. Ф. (1992). Агрессия при расстройствах личности и перверсиях . Издательство Йельского университета.
Google ученый
Кернберг, О. Ф. (2007). Почти неизлечимый нарциссический пациент. Журнал Американской психоаналитической ассоциации, 55 (2), 503–539. https://doi.org/10.1177/00030651070550020701
CrossRef Google ученый
Кернберг, О. Ф. (2009). Концепция влечения к смерти: клиническая перспектива. Международный журнал психоанализа, 90 (5), 1009–1023. https://doi.org/10. 1111/j.1745-8315.2009.00187.x
CrossRef Google ученый
Крюгер Р.Ф., Дерринджер Дж., Маркон К.Е., Уотсон Д. и Скодол А.Е. (2012). Первоначальное построение модели неадаптивных личностных черт и инвентаризации для DSM-5. Психологическая медицина, 42 , 1879–1890. https://doi.org/10.1017/S0033291711002674
CrossRef Google ученый
Ламбе, С., Гамильтон-Гиакрицис, К., Гарнер, Э., и Уокер, Дж. (2018). Роль нарциссизма в агрессии и насилии: систематический обзор. Травма, насилие и жестокое обращение, 19 (2), 209–230. https://doi.org/10.1177/1524838016650190
CrossRef Google ученый
Ламкин Дж., Лавнер Дж. А. и Шаффер А. (2017). Нарциссизм и наблюдаемое общение в парах. Личность и индивидуальные различия, 105 224–228. https://doi.org/10.1016/j.paid.2016. 09.046
CrossRef Google ученый
Леви, К. Н., Чаухан, П., Кларкин, Дж. Ф., Вассерман, Р. Х., и Рейносо, Дж. С. (2009). Нарциссическая патология: эмпирические подходы. Psychiatric Annals, 39 (4), 203–213. https://doi.org/10.3928/00485713-200
-03CrossRef Google ученый
Маккоби, М. (2007). Нарциссические лидеры: кто преуспевает, а кто терпит неудачу . Издательство Гарвардской школы бизнеса.
Google ученый
Мариссен, М.А.Э., Дин, М.Л., и Франкен, И.Х.А. (2012). Нарушение распознавания эмоций у пациентов с нарциссическим расстройством личности. Psychiatry Research, 198 (2), 269–273. https://doi.org/10.1016/j.psychres.2011.12.042
CrossRef Google ученый
Миллер, Дж. Д., Кэмпбелл, В. К., и Пилконис, П. А. (2007). Нарциссическое расстройство личности: отношения с дистрессом и функциональными нарушениями. Комплексная психиатрия, 48 (2), 170–177. https://doi.org/10.1016/j.comppsych.2006.10.003
CrossRef Google ученый
Миллер, Дж. Д., Кэмпбелл, В. К., Пилконис, П. А., и Морс, Дж. К. (2008). Процедуры оценки нарциссического расстройства личности: сравнение личностного диагностического опросника-4 и наилучшей оценки клинических суждений. Оценка, 15 (4), 483–492. https://doi.org/10.1177/1073191108319022
Перекрестная ссылка Google ученый
Миллер, Дж. Д., Дир, А., Джентиле, Б., Уилсон, Л., Прайор, Л. Р., и Кэмпбелл, В. К. (2010). В поисках уязвимой темной триады: сравнение психопатии фактора 2, уязвимого нарциссизма и пограничного расстройства личности. Journal of Personality, 78 (5), 1529–1564. https://doi.org/10.1111/j.1467-6494.2010.00660.x
CrossRef Google ученый
Миллер, Дж. Д., Пилконис, П. А., и Клифтон, А. (2005). Самостоятельные и другие отчеты о чертах из пятифакторной модели: отношения к расстройству личности. Journal of Personality Disorders, 19 (4), 400–419. https://doi.org/10.1521/pedi.2005.19.4.400
CrossRef Google ученый
Мулай, А.Л., и Во, М.Х. (2019). Судебно-медицинские применения AMPD и иллюстрация случая. В Альтернативная модель DSM-5 для расстройств личности: интеграция нескольких парадигм оценки личности (стр. 209–220). Рутледж. https://doi.org/10.4324/9781315205076
Ненадич И., Гюльмар Д., Дитцек М., Лангбейн К., Штайнке Дж. и Газер К. (2015). Структура мозга при нарциссическом расстройстве личности: пилотное исследование VBM и DTI. Psychiatry Research — Neuroimaging, 231 (2), 184–186. https://doi.org/10.1016/j.pscychresns.2014.11.001
CrossRef Google ученый
Нортон-Бейкер, М., Рассел, Т. Д., и Кинг, А. Р. (2018). «Он казался таким нормальным»: виновные в сексуальном насилии с единственной тактикой похожи на ненасильственных мужчин, использующих модель гибридного расстройства личности DSM-5. Личность и индивидуальные различия, 123 , 241–246. https://doi.org/10.1016/j.paid.2017.11.032
CrossRef Google ученый
Паулхус, Д.Л., и Уильямс, К.М. (2002). Темная триада личности: нарциссизм, макиавеллизм и психопатия. Журнал исследований личности, 36 (6), 556–563. https://doi.org/10.1016/S0092-6566(02)00505-6
CrossRef Google ученый
Пинкус, А.Л., и Рош, М.Дж. (2012). Нарциссическая грандиозность и нарциссическая уязвимость. В Справочник по нарциссизму и нарциссическому расстройству личности: теоретические подходы, эмпирические данные и лечение (стр. 31–40). Джон Уайли и сыновья. https://doi.org/10.1002/9781118093108.ch5
Риттер К., Дзиобек И., Прейслер С., Рютер А., Фатер А., Фидрих Т., Ламмерс С. Х. , Heekeren, HR, & Roepke, S. (2011). Отсутствие эмпатии у пациентов с нарциссическим расстройством личности. Psychiatry Research, 187 (1–2), 241–247. https://doi.org/10.1016/j.psychres.2010.09.013
CrossRef Google ученый
Роннингстам, Э. (2005). Выявление и понимание нарциссической личности . Издательство Оксфордского университета.
Google ученый
Роннингстам, Э. (2005). Нарциссическое расстройство личности: обзор. В M. Maj, HS Akiskal, JE Mezzich & A. Okasha (Eds.), Доказательства и опыт в психиатрии: Том 8 расстройства личности (стр. 277–327). Уайли.
Google ученый
Роннингстам, Э. (2009). Нарциссическое расстройство личности В PH Blaney & T. Millon (Eds.). Издательство Оксфордского университета.
Google ученый
Роннингстам, Э. (2012). Создание альянса и нарциссическое расстройство личности. Журнал клинической психологии, 68 (8), 943–953. https://doi.org/10.1002/jclp.21898
CrossRef Google ученый
Роннингстам, Э. (2016). Новое понимание нарциссического расстройства личности. Psychiatric Times , 33 (2).
Google ученый
Роннингстам, Э., Гундерсон, Дж., и Лайонс, М. (1995). Изменения при патологическом нарциссизме. Американский журнал психиатрии, 152 (2), 253–257. https://doi.org/10.1176/ajp.152.2.253
CrossRef Google ученый
Роннингстам, Э., и Мальцбергер, Дж. Т. (1998). Патологический нарциссизм и внезапный суицидальный коллапс. Самоубийство и опасное для жизни поведение, 28 (3), 261–271. https://doi.org/10.1111/j.1943-278X.1998.tb00856.x
CrossRef Google ученый
Роннингстам, Э., и Рассел, Т. (2020). Вне диагностических концепций ядра: комментарий к нарциссическим и истерическим расстройствам личности. В Кембриджском справочнике по расстройствам личности (стр. 296–299). Издательство Кембриджского университета. https://doi.org/10.1017/9781108333931.051
Рассел, Т. Д., Доан, К. М., и Кинг, А. Р. (2017). Женщины, склонные к сексуальному насилию: ВЗОМТ-5, повседневный садизм и враждебное сексуальное отношение предсказывают сексуальную агрессию и принуждение женщин к жертвам-мужчинам. Личность и индивидуальные различия, 111 , 242–249. https://doi.org/10.1016/j.paid.2017.02.019
CrossRef Google ученый
Рассел, Т. Д., и Кинг, А. Р. (2017). Недоверчивый, конвенциональный, властный и нерегулируемый: аспекты личности PID-5 предсказывают враждебную мужественность и сексуальное насилие среди мужчин из сообщества. Journal of Interpersonal Violence, 35 (3–4), 707–730. https://doi.org/10.1177/0886260517689887
Перекрестная ссылка Google ученый
Шульте, Х.М., Холл, М.Дж., и Кросби, Р. (1994). Насилие у пациентов с нарциссической патологией личности: наблюдения клинической серии. Американский журнал психотерапии, 48 (4), 610–623. https://doi.org/10.1176/appi.psychotherapy.1994.48.4.610
CrossRef Google ученый (2013). Аномалии серого вещества у пациентов с нарциссическим расстройством личности. Journal of Psychiatric Research, 47 (10), 1363–1369. https://doi.org/10.1016/j.jpsychires.2013.05.017
CrossRef Google ученый
Симонсен, С. , и Симонсен, Э. (2012). Коморбидность между нарциссическим типом личности и диагностикой оси I. В Справочник по нарциссизму и нарциссическому расстройству личности: теоретические подходы, эмпирические данные и лечение (стр. 237–247). Джон Уайли и сыновья. https://doi.org/10.1002/9781118093108.ch31
Стинсон, Ф. С., Доусон, Д. А., Гольдштейн, Р. Б., Чоу, С. П., Хуанг, Б., Смит, С. М., Руан, В. Дж., Пулай, А. Дж., Саха, Т. Д., Пикеринг, Р. П., и Грант , Б.Ф. (2008). Распространенность, корреляты, инвалидность и коморбидность нарциссического расстройства личности DSM-IV: результаты национального эпидемиологического исследования 2 волны алкоголя и связанных с ним состояний. Journal of Clinical Psychiatry, 69 (7), 1033–1045. https://doi.org/10.4088/JCP.v69n0701
Перекрёстная ссылка Google ученый
Stone, MH (1998). Нормальный нарциссизм: этиологическая и этологическая перспектива. В E. Ronningstam (Ed.), Расстройства нарциссизма: диагностические, клинические и эмпирические последствия (стр. 7–28). Американская психиатрическая ассоциация.
Google ученый
Stone, MH (2009). Анатомия зла . Книги Прометея.
Google ученый
Свиндсет, М.Ф., Нёттестад, Дж., Валлин, Дж., Роальдсет, Дж., и Даль, А.А. (2008). Нарциссизм у пациентов, поступивших в психиатрические отделения неотложной помощи: его связь с насилием, суицидальными наклонностями и другими психопатологиями. BMC Psychiatry, 8 (1), 1–11. https://doi.org/10.1186/1471-244X-8-13
CrossRef Google ученый
Тангни, Дж. П. (1995). Последние достижения в эмпирическом изучении стыда и вины. American Behavioral Scientist, 38 (8), 1132–1145. https://doi.org/10.1177/0002764295038008008
CrossRef Google ученый
Уотсон, К. , и Бэгби, Р.М. (2012). Оценка нарциссического расстройства личности. В Справочник по нарциссизму и нарциссическому расстройству личности: теоретические подходы, эмпирические данные и методы лечения (стр. 117–132). Джон Уайли и сыновья. https://doi.org/10.1002/9781118093108.ch20
Видигер, Т.А. (2012). Коморбидность нарциссического расстройства личности с другими расстройствами личности DSM-IV. В Справочник по нарциссизму и нарциссическому расстройству личности: теоретические подходы, эмпирические данные и лечение (стр. 248–260). Джон Уайли и сыновья. https://doi.org/10.1002/9781118093108.ch32
Zeigler-Hill, V., Enjaian, B., & Essa, L. (2013). Роль нарциссических особенностей личности в сексуальной агрессии. Журнал социальной и клинической психологии, 32 (2), 186–199. https://doi.org/10.1521/jscp.2013.32.2.186
CrossRef Google ученый
Циммерман, М. , Ротшильд, Л., и Челмински, И. (2005). Распространенность расстройств личности по DSM-IV у психиатрических амбулаторных больных. Американский журнал психиатрии, 162 (10), 1911–1918 гг. https://doi.org/10.1176/appi.ajp.162.10.1911
перекрестная ссылка Google ученый
Дополнительная литература
Экли, К. Н., Мак, С. М., Бейер, К., и Эрдберг, П. (2011). Нарциссическая личность. В Следственные и судебные допросы: подход, ориентированный на личность (стр. 9–42). Группа Тейлор и Фрэнсис.
Google ученый
Кревани, Л., и Халлин, А. (2017). Перформативный нарциссизм: когда организации становятся успешными, достойными восхищения и уникальными благодаря нарциссической работе. Обучение менеджменту, 48 (4), 431–452. https://doi.org/10.1177/1350507617692295
CrossRef Google ученый
Ламбе, С. , Гамильтон-Гиакрицис, К., Гарнер, Э., и Уокер, Дж. (2018). Роль нарциссизма в агрессии и насилии: систематический обзор. Травма, насилие и жестокое обращение, 19 (2), 209–230. https://doi.org/10.1177/1524838016650190
CrossRef Google ученый
Мулай, А.Л., и Во, М.Х. (2019). Судебно-медицинские применения AMPD и иллюстрация случая. В Альтернативная модель расстройств личности DSM-5: интеграция нескольких парадигм оценки личности (стр. 209–220). Рутледж. https://doi.org/10.4324/9781315205076
Роннингстам, Э. (2005). Выявление и понимание нарциссической личности . Издательство Оксфордского университета.
Google ученый
Роннингстам, Э., и Мальцбергер, Дж. Т. (1998). Патологический нарциссизм и внезапный суицидальный коллапс. Самоубийство и опасное для жизни поведение, 28 (3), 261–271.
Google ученый
Скачать ссылки
Люди с девиантными чертами характера имеют больше сексуальной привлекательности, интимных отношений
Когда дело доходит до черт, которые мы ищем в идеальном партнере, скорее всего, импульсивность, невротизм и обсессивно-компульсивное поведение не входят в список . Однако люди с этими патологическими чертами личности, похоже, лучше справляются с романтическими отношениями. Согласно недавнему исследованию, опубликованному в журнале Эволюция и человеческое поведение , у них в течение жизни появляется больше партнеров и детей. Итак, что же делает людей с такими личностями такими желанными, когда их поведение, как правило, не одобряется?
Фернандо Гутьеррес из больничной клиники Барселоны и его коллеги проанализировали данные, касающиеся почти 1000 гетеросексуальных мужчин и женщин с широким спектром патологических черт личности, некоторые из которых можно диагностировать как расстройства. По рекомендации своих врачей или других медицинских работников участники сообщали о количестве партнеров в течение жизни, уровне работы, доходе и других социально-демографических факторах в опросах и интервью с исследователями.
Результаты показали, что люди с патологическими типами личности, такими как невротизм и импульсивность, имели больше партнеров и даже больше детей, чем в среднем. Однако результаты отличались у мужчин и женщин. Обсессивно-компульсивные мужчины более успешны в поиске постоянных партнеров, чем женщины. Между тем, женщины с высоким уровнем невротического спектра на 34% чаще имеют постоянных партнеров и на 73% чаще имеют большее, чем в среднем, количество детей — и это несмотря на то, что они обладают чертами, связанными с нестабильностью, тревожностью. , и ненадежность.
Исследование предполагает, что эти черты характера могут иметь эволюционное преимущество. Например, участники с обсессивно-компульсивным характером могли быть более привлекательными и успешными в отношениях, потому что они зарабатывали почти в два раза больше денег, чем люди, не обладавшие этими чертами. «С дарвиновской точки зрения деньги означают выживание, безопасность и ресурсы для детей». Люди с обсессивно-компульсивным характером «также серьезны, надежны и осторожны», — сказал Гутьеррес Scientific American 9.0752 .
Было показано, что люди с другими чертами характера, такими как импульсивность и склонность к риску, привлекают людей, потому что они считаются привлекательными. С точки зрения эволюции, это опрометчивое и нарушающее правила поведение может служить индикатором физической формы, указывающим на то, насколько человек здоров. Это «сигнал о том, что субъект обладает таким хорошим генетическим качеством и состоянием, что может жить опасно, не причиняя вреда», — сказал Гутьеррес.
Предыдущие исследования изучали сексуальную привлекательность этих так называемых «темных» черт характера. Например, исследование 2012 года показало, что люди с высокими показателями таких черт, как нарциссизм и психопатия, считались физически более привлекательными из-за их способности производить положительное первое впечатление. Высокий балл по «темной триаде» личностных черт — нарциссизму, макиавеллизму и психопатии — коррелировал с лучшей способностью сделать себя физически привлекательными. Нарциссы, как правило, лучше создают привлекательную личность и привлекательный образ, а также демонстрируют уверенность в себе, и все это привлекает людей.
Похоже, что несмотря на то, что эти темные черты личности эксцентричны и доставляют неудобства, мы притягиваемся к ним именно по этим причинам.