Девиантное поведение — понятие, причины, виды, признаки девиантного поведения
Девиантное поведение представляет собой особую форму отклоняющегося поведения, при котором личность утрачивает понятие нравственных ценностей, общественных норм и полностью сосредоточивается на том, чтобы удовлетворить свои нужды. Девиантное поведение подразумевает под собой обязательную деградацию личности, потому как просто невозможно прогрессировать, причиняя боль другим. Человек меняется буквально на глазах: он теряет чувство реальности, элементарный стыд и всякую ответственность.
Психология девиантного поведения такова, что личность часто не осознает, что действует разрушительным образом. Она не хочет вникать в нужды окружающих, ее не заботят чувства близких людей. Девиантное поведение отнимает у человека возможность здраво мыслить и рассуждать.
Понятие девиантного поведения
Понятие девиантного поведения в психологической науке появилось благодаря усердной работе Эмиля Дюркгейма. Он стал основоположником теории о девиации в целом. Само понятие девиантного поведения вначале означало некоторое
Причины девиантного поведения
Причины, по которым человек выбирает для себя девиантное поведение, весьма разнообразны. Эти причины иногда настолько подчиняют себе личность, что она теряет волю, способность здраво мыслить, самостоятельно принимать решения. Девиантное поведение всегда характеризуется чрезмерной обидчивостью, ранимостью, повышенной агрессивностью и непримиримостью. Такой человек требует, чтобы его желания немедленно удовлетворялись и неважно, какой ценой. Любые типы девиантного поведения чрезвычайно разрушительны, они делают человека крайне восприимчивым и несчастным. Личность постепенно начинает деградировать, утрачивая социальные навыки, теряя привычные ценности и даже свои собственные позитивные качества характера. Итак, каковы же причины формирования девиантного поведения?
Неблагополучная среда
На личность оказывает большое воздействие та среда, в которой она находится. Если человека поместить в такое окружение, где постоянно его будут унижать и упрекать, то постепенно он начнет деградировать. Очень многие просто замыкаются в себе и перестают доверять окружающим. Неблагополучная среда заставляет личность испытывать негативные чувства, а потом выстраивать против них защитные реакции. Девиантное поведение является следствием жестокого и несправедливого обращения. Никогда благополучный и счастливый человек не станет причинять боль окружающим, пытаться что-то доказывать любой ценой. Сущность девиантного поведения состоит в том, что оно постепенно разрушает человека, обнаруживая старые обиды и невысказанные претензии к миру.
Причина, по которой происходит формирование девиантного поведения, всегда указывает на то, что в жизни необходимо менять. Особенности девиантного поведения таковы, что оно проявляется не вдруг, не сразу, а постепенно. Человек, затаивая в себе агрессию, становится все менее управляемым и гармоничным. Очень важно поменять среду, если имеются попытки изменить девиантное поведение на конструктивное.
Употребление алкоголя и наркотиков
Другой причиной девиантного поведения является присутствие в жизни человека чрезмерно негативных разрушающих факторов. Девиантное поведение, конечно, не возникает само по себе, без видимых на то причин. Нельзя не согласиться с тем, что отравляющие вещества негативно воздействуют на наше сознание. Личность, принимающая наркотики, обязательно рано или поздно начинает деградировать. Наркоман не может контролировать себя, теряет способность видеть хорошее в людях, утрачивает самоуважение, у него проявляется приступы агрессии, направляемой на других. Диагностировать такое девиантное поведение сможет даже человек без специального образования. Деградирующая личность производит яркое отталкивающее впечатление. Окружающие, как правило, стараются избегать встреч с такими субъектами, опасаясь неблагоприятных последствий и попросту беспокоясь за свою жизнь. Иногда бывает достаточно взглянуть на личность, чтобы установить причину ее неадекватного поведения. Отклоняющееся девиантное поведение невозможно скрыть от посторонних глаз. Родственники и близкие того, у кого наблюдается девиантное поведение, как правило, начинают сами стесняться и стыдиться происходящего, хотя сами сильно страдают от действий девианта.
У страдающего алкогольной зависимостью тоже присутствуют проявления агрессии и неконтролируемого гнева. Чаще всего, этот человек разочаровывается сначала в себе, а потом в окружающих людях. Чтобы диагностировать девиантное поведение, иногда бывает достаточно взглянуть на самого человека, определить его суть. Причина, по которой люди ломают себя и начинают принимать различные токсические вещества, проста: они не могут реализовать в мире свой потенциал. Девиантное поведение личности всегда подразумевает присутствие резких негативных проявлений, которые вредят жизни и благополучию окружающих людей.
Постоянная критика
Есть и другая причина формирования девиантного поведения. Если в детстве ребенка постоянно ругать за что-либо, то проявления саморазочарования не заставят себя долго ждать. Отсюда происходят неуверенность в себе, повышенная чувствительность к критике, эмоциональная и психическая неустойчивость. Постоянная критика может в итоге привести к любым формам и типам девиантного поведения. Все типы девиантного поведения независимо от формы выражения сводят на нет любые усилия стать лучше и утвердиться в какой бы то ни было сфере жизни: личной жизни, профессии, творчестве. Просто человек в определенный момент перестает верить в себя и свои возможности. Он не разбирается в причинах своего состояния, а ищет подтверждения негативных проявлений вовне. Диагностика девиантного поведения – достаточно сложный и трудоемкий процесс, который должен проводиться специалистами. Нужно быть предельно внимательными с детьми и подростками, чтобы не сломать их мечты, не разрушить веру в себя и собственные перспективы. Причины девиантного поведения могут быть совершенно различными. Лучше предупредить развитие такого отклонения, чем потом пытаться исправлять последствия.
Классификация девиантного поведения
Классификация девиантного поведения включает в себя несколько важных понятий. Они все связаны между собой и взаимно обусловливают друг друга. Те, кто находятся рядом с таким человеком, первыми начинают бить тревогу. Диагностировать деградирующую личность сможет даже ребенок. Говоря иными словами, девиантные формы поведения распознать нетрудно. Проявление девиантного поведения, как правило, заметно для окружающих. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся формы и типы девиантного поведения.
Аддиктивное поведение
Зависимость – это самый первый тип девиантного поведения. Аддикции у человека развиваются постепенно. Путем формирования какой-либо зависимости он пытается компенсировать отсутствие в своей жизни чего-то очень значимого и ценного. Какие могут быть зависимости и почему они столь разрушительны для личности? Это, в первую очередь, химическая зависимость. Употребление наркотиков, алкоголя ведет к формированию устойчивой аддикции. Человек спустя какое-то время уже не представляет себе комфортного существования без пагубной привычки. Так, заядлые курильщики говорят о том, что вовремя выкуренная сигарета помогает им расслабиться. Люди, пристрастившиеся к алкоголю, часто оправдывают себя тем, что бокал спиртного позволяет открывать в себе новые возможности. Разумеется, такие перспективы – мнимые. На самом же деле личность постепенно утрачивает контроль над собой и своим эмоциональным состоянием.
Существует и психологическая аддикция. Она проявляется в зависимости от мнения окружающих, а также болезненной сосредоточенности на другом человеке. Здесь имеют место безответные влюбленности, которые уносят много жизненных сил. Такая личность тоже разрушает себя: бесконечные переживания не прибавляют здоровья и сил. Часто пропадает желание жить, ставить себе цели и стремиться к их достижению. Диагностика девиантного поведения подразумевает своевременное выявление патологических признаков и предупреждение их развития. Проявление девиантного поведения всегда, во всех случаях без исключения нуждается в коррекции. Любая аддикция — тип девиантного поведения, которое рано или поздно приведет человека к полному разрушению.
Делинквентное поведение
Преступное или противоправное поведение – другой тип девиантного поведения, который можно считать опасным не только для самой личности, но и для общества в целом. Делинквент – тот, кто совершает преступные действия – это человек, полностью утративший какие-либо нормы морали. Для него существуют только собственные потребности низшего порядка, которые он стремится любым способом удовлетворить. Диагностировать такую личность можно с первого взгляда. Большинство людей охватывает естественный страх, как только появляется подозрение, что рядом с ними находится преступник. Некоторые типы граждан стремятся тут же обратиться в органы правопорядка.
Делинквент не остановится ни перед какими преградами. Его интересует только получение собственной сиюминутной выгоды и ради достижения такой цели он готов порой идти на неоправданный риск. Основными признаками того, что перед вами правонарушитель являются следующие. Преступник редко смотрит прямо в глаза, говорит неправду для того, чтобы самому выйти из сложной ситуации. Такому человеку не составит никакого труда подставить даже близкого родственника. Диагностикой правонарушителей, как правило, занимаются соответствующие органы.
Антиморальное поведение
Антиморальное поведение представляет собой особый тип девиантного поведения, который выражается в вызывающем или некрасивом поведении на людях. Кроме того, в каждом отдельно взятом социуме антиморальным будут считаться разные поступки и действия. Общими нарушениями нравственности считаются: занятия проституцией, публичное оскорбление других людей, нецензурная лексика. К антиморальному поведению склонны личности, у которых отсутствуют всякие представления о том, как себя следует вести в той или иной ситуации. Часто они вступают в яркое противоречие с законом, имеют проблемы с полицией. Диагностировать подобное поведение достаточно просто: оно бросается в глаза сразу, при первом проявлении.
Самоубийство
Данный тип девиантного поведения относится к числу психических расстройств. Попытки самоубийства предпринимают те личности, которые не видят дальнейших перспектив и возможностей для продолжения своего существования. Все им кажется бессмысленным и лишенным всякой радости. Если человек только задумывается о самоубийстве, значит, в его жизни все еще можно поправить. Просто он подошел к опасной черте. Необходимо, чтобы кто-то оказался с ним рядом в нужный момент и предостерег от этого необдуманного шага. Самоубийство еще никому не помогало решить насущные проблемы. Расставаясь с жизнью, человек наказывает, в первую очередь, себя самого. Даже близкие родственники когда-нибудь утешаются и всеми силами души продолжают жить дальше. Диагностировать склонность к самоубийству достаточно трудно, потому что такие люди учатся быть скрытными и значительно преуспевают в этом занятии. Вместе с тем потенциальные самоубийцы крайне нуждаются в своевременной помощи. К сожалению, не каждый ее получает.
Признаки девиантного поведения
Склонность к девиантному поведению психологами определяется по ряду существенных признаков. Эти признаки прямо или косвенно указывают на то, что человек находится в неадекватном состоянии, а значит, может быть причастен к совершению преступлений или быть вовлеченным в зависимость. Каковы признаки девиантного поведения? По каким параметрам можно понять, что перед вами находится девиант? Существует несколько форм выражения негатива. Диагностировать их можно просто наблюдая за людьми и делая соответствующие выводы.
Агрессивность
Любой человек, который совершает что-то противозаконное, будет проявлять свои самые худшие качества характера. Проблема заключается в том, что даже хорошие черты личности у девианта со временем теряются, словно уходят в пустоту и растворяются в воздухе. Девиантное поведение характеризуется повышенной агрессивностью, непримиримостью и напористостью. Преступник или любой другой нарушитель будет стараться во всем отстаивать свою позицию и делать это достаточно жестко. Такая личность не станет считаться с нуждами других людей, признавать альтернатив, для нее существует только своя индивидуальная правда. Агрессивность отталкивает других людей и позволяет девианту долгое время оставаться незамеченным обществом. С помощью проявляемой агрессивности человек идет к своим целям, избегает эффективного взаимодействия с другими людьми.
Агрессивность – это всегда признак присутствия страха. Только уверенный в себе человек может позволить себе быть спокойным и уравновешенным. Тот, чья повседневная деятельность связана с риском, всегда будет нервничать. Каждую минуту ему приходится быть начеку, чтобы ненароком не выдать себя, а порой и не обнаружить своего присутствия.
Неуправляемость
Девиант стремится все контролировать, но на самом деле сам становится неуправляемым и нервным. От постоянного напряжения у него теряется способность рассуждать логически, здраво, принимать ответственные решения. Иногда он начинает запутываться в собственных рассуждениях и совершать весомые промахи. Такие ошибки постепенно подтачивают силы, способствуют формированию страшной неуверенности в себе. Неуправляемость в конечном итоге может сослужить ему плохую службу, сделать человека агрессивным и замкнутым одновременно. А так как все социальные связи к тому времени оказываются разорванными, просить помощи становится не у кого.
Никто не может внушить девианту, что он не прав. Собственной неуправляемостью он обнаруживает необходимость постоянно находиться в состоянии опасности. Защищаясь, человек на самом деле все больше теряет контроль над ситуацией, поскольку напрасно расходует драгоценную энергию. В итоге происходит эмоциональный разрыв с собственной личностью, и человек перестает понимать, куда ему дальше следует двигаться.
Резкая смена настроения
У девианта в процессе жизнедеятельности происходят порывистые скачки настроения. Если кто-то действует не по установленной схеме, то нарушитель начинает проявлять агрессивный подход. Самое интересное заключается в том, что он никак не может контролировать свои эмоции. В один момент он весел, а через минуту уже кричит от негодования. Резкая смена настроения продиктована напряженностью нервной системы, эмоциональной усталостью, истощением всех важных внутренних ресурсов.
Девиантное поведение всегда направлено на разрушение, даже если в самом начале противоправных действий человеку кажется, что он нашел легкий и беззаботный способ жить. Обман раскрывается очень скоро, принося с собой оглушительной силы разочарование. Нарочитая веселость – всего лишь иллюзия, до поры, до времени тщательно скрываемая даже от самого девианта. Резкая смена настроения всегда негативно влияет на дальнейшее развитие событий: человек становится неуправляемым, лишается покоя, уверенности в себе и завтрашнем дне. Диагностировать резкую смену настроения нетрудно, даже сам человек в состоянии ее у себя заметить.
Скрытность
Любому нарушителю всегда приходится прилагать значительные усилия к тому, чтобы как можно дольше оставаться незамеченным. В результате у девианта формируется скрытность, направленная на намеренное утаивание нужной и необходимой информации. Скрытность порождает подозрительность, нежелание с кем-либо делиться своими мыслями и чувствами. Такой эмоциональный вакуум способствует развитию серьезного эмоционального истощения. Когда человек не может никому доверять в этой жизни, он теряет все: ему становится фактически незачем жить, утрачивается самый необходимый смысл. Человеческая природа так устроена, что нужно постоянно иметь в голове определенные идеалы для комфортного существования. Сформировавшееся мировоззрение ведет нас вперед, к новым свершениям. При отсутствии видимых перспектив личность сразу начинает разрушать себя и деградировать.
Скрытность порождает склонность к обману. Девиант не может говорить правду, потому что живет по иным законам, нежели окружающее его общество. Со временем обман становится нормой и совсем перестает им замечаться.
Таким образом, девиантное поведение – это серьезная проблема, существующая и в современном обществе. Такое явление обязательно нуждается в скорейшей коррекции, однако исправить его представляется значительно трудным, практически невозможным делом.
psyh.info
Девиантное поведение подростков — причины, формы, профилактика
Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от наиболее распространенных, общепринятых, а также устоявшихся норм и стандартов. Девиантное, негативное поведение устраняется путем применения определенных формальных, а также неформальных санкций (лечение, изоляция, исправление, наказание нарушителя). Проблема девиантного поведения является центральной проблемой прикованного внимания со времен возникновения социологии.Социология не выступает оценочной в суждениях относительно девиации. Поскольку под девиацией в социологии понимается отклонение от общепринятых общественных стандартов, и она не квалифицируется, как систематическая болезнь. Существуют различные определения для девиантного поведения.
Социология под девиантным поведением понимает реальную угрозу для физического, а также социального выживания человека в определенной социальной среде, коллективе или ближайшем окружении. Девиации отмечаются нарушениями социально-нравственных норм, культурных ценностей, процессом усвоения, а также воспроизводства ценностей и норм. Это может быть единичное действие индивида, которое не соответствует нормам. Как пример это криминализация общества, развод, коррупция чиновников. Понятие о норме и отклонение определяется социально.
Медицина к девиантному поведению относит отклонение от общепринятых норм межличностных взаимодействий. Это действия, поступки, высказывания, совершаемые в формах нервно-психической патологии, а также в рамках психического здоровья и пограничного состояния.
Психология к девиантному поведению относит отклонение от социально-психологических, а также нравственных норм. Для отклонений характерно нарушение общественно принятых норм или же нанесение ущерба себе, общественному благополучию, окружающим.
Причины девиантного поведения
У подростков причины девиаций социальные, это недостатки воспитания. От 25%-75% детей — неполная семья, 65% подростков имеют серьезные нарушения характера, 65% — акцентуанты. Больных пациентов с делинквентными отклонениями до 40%. Половина из них имеет такое состояние как психопатия. Бродяжничество и побеги из дома в большинстве случаев объясняются делинквентностью. Самые первые побеги осуществляются от страха наказания или выступают реакцией протеста, а потом превращаются в условно-рефлекторный стереотип.
Причины девиантного делинквентного поведения подростков кроются в недостаточном надзоре, отсутствии внимания со стороны близких, в тревоге и страхе за наказания, в фантазерстве и мечтательности, в желании устраниться от опеки воспитателей и родителей, в жестоком обращении со стороны товарищей, в немотивированной тяге изменить скучную обстановку.
Отдельно хочется отметить раннюю алкоголизацию и наркотизацию подростков. Среди делинквентных подростков большая часть знакома с наркотиками и злоупотребляет алкоголем. Мотивы такого употребления это желание быть в компании своим и стать взрослым, удовлетворить любопытство или изменить психическое состояние. В последующие разы принимают наркотики и выпивают для веселого настроения, а также для самоуверенности, раскованности. Возникновение групповой зависимости напиваться на встрече друзей несет угрозу алкоголизма. А стремление подростка к наркотизации является ранним признаком зависимости от наркотика.
Признаки девиантного поведения
Девиантное поведение определяют по отклоняющимся признакам, которые не соответствуют официально установленным, а также общепринятым социальным нормам. Ненормативное поведение вызывает негативную оценку у людей. Девиантное поведение имеет деструктивную или аутодеструктивную направленность, для которого характерно стойкое многократное или длительное повторение.
Признаки девиантного поведения: социальная дезадаптация, возрастно-половое и индивидуальное своеобразие. Очень важно дифференцировать отклоняющееся поведение (противоправного и аморального) от странностей, эксцентричности, чудачества, имеющейся индивидуальности, не приносящей вред.
Девиантное поведение подростков
В настоящее время возросла численность детей, которые целью жизни считают достижение материального благополучия, при этом они стремятся к этому любой ценой. Учеба, труд утратили общественную значимость и ценность, стали иметь прагматический характер. Подростки стремятся как можно больше получать привилегий, благ, меньше учиться, а также работать. Такая позиция молодежи набирает со временем воинствующие и открытые формы, рождая новое потребительство, что зачастую провоцирует поведенческие девиации. Девиантное поведение подростков обуславливается и усугубляется также экономической ситуацией в стране. Об этом говорит рост уровня подростковой преступности, где зачастую объектом преступления является собственность.
Девиантное поведение подростков отмечается характерной ориентацией на материальное, личное благополучие, а также на жизнь по принципу «как хочу», самоутверждаясь любыми средствами и любой ценой. В большинстве случаях молодежью руководит не стремление удовлетворить потребности и корысть преступным путем, а привлекает участие в компании, чтобы прослыть смелым. Девиации подростков являются распространенным феноменом, который сопровождается процессом зрелости и социализации, возрастающий весь подростковый период и понижающийся после 18-ти лет.
Девиации зачастую детьми не осознаются, и возможность устоять против негативного влияния окружения возникает после 18-ти лет и позже. Девиантное поведение подростков представляет сложное явление, а изучение этой проблемы несет разноплановый и междисциплинарный характер. Зачастую некоторые дети обращают внимание нарушениями норм и нормативных требований школы, семьи, а также общества.
Девиантное поведение подростков включает антисоциальные, антидисциплинарные, делинквентные противоправные, а также аутоагрессивные (самоповреждающие и суицидальные) поступки. Поступки обуславливаются разнообразными отклонениями в развитии личности. Зачастую эти девиации включают реакции детей на сложные обстоятельства жизни. Такое состояние находится часто на пограничном состоянии (грани болезни и нормы). Поэтому оно должно оцениваться педагогом и врачом.
Причины девиации подростков связывают с условиями воспитания, особенностями физического развития и социального окружения. Подросток, оценивая свое тело, констатирует норму, физическое превосходство или неполноценность, делая вывод о своей социальной значимости и ценности. У ребенка может появиться или пассивное отношение к своей физической слабости, или желание компенсировать недостатки, либо он попытается их устранить физическими упражнениями. Иногда запаздывание в формировании нервно-мышечного аппарата нарушает координацию движений, что проявляется в неуклюжести.
Упреки и намеки окружающих относительно внешности, а также неловкости провоцируют бурные аффекты и искажают поведение. Рослые мальчики уверены в своей силе и мужественности. Для них нет необходимости бороться за уважение окружающих. Благодаря уверенности другие дети воспринимают их, как очень толковых. Их поведение более послушное, естественное и нуждается в меньшем внимании. Худые, отстающие в развитии, низкорослые мальчики для окружающих предстают, как незрелые, маленькие и неприспособленные. Они нуждаются в опеке, поскольку проявляют мятежность. Чтобы изменилось неблагоприятное о них мнение, следует проявлять предприимчивость, изобретательность, смелость и находиться постоянно на виду, а личными достижениями доказывать полезность, а также незаменимость к принадлежавшей группе. Эта активность провоцирует эмоциональное напряжение и трудности общения, которое создает все условия для нарушений общепринятых стандартов.
Половое созревание играет не последнюю роль в поведении. Преждевременное половое развитие у одних проявляется в эмоциональных расстройствах, в других провоцирует нарушение (вспыльчивость, претенциозность, агрессивность) поведения, возникают расстройства влечений, в частности полового. При задержке в половом развитии возникают несобранность, медлительность, неуверенность, трудности приспособления, импульсивность. Возникновение девиантного поведения обусловливается психологическими особенностями.
Особенности девиантного поведения у младших подростков включают диспропорции в темпах и уровнях развития личности. Появляющееся чувство взрослости провоцирует завышенный уровень притязаний, неустойчивую эмоциональность, отличается колебаниями в настроении, а также быстрыми переключениями от экзальтации к снижению настроения. При столкновении младшего подростка с непониманием в его стремлениях к самостоятельности возникают вспышки аффекта. Подобная реакция возникает и на критику внешних данных или физических способностей.
Особенности девиантного поведения подростков отмечаются в неустойчивом настроении у мальчиков в 11-13 лет, а у девочек в 13-15 лет. На этот возраст преподает выраженное упрямство. Более старших детей интересует право на самостоятельность, поскольку они ищут свое место в этой жизни. Происходит разделение интересов, способностей, определяется психосексуальная ориентация, вырабатывается мировоззрение. Зачастую целеустремленность и настойчивость уживаются с неустойчивостью и импульсивностью. Чрезмерная самоуверенность подростков и категоричность сочетаются с неуверенностью в своих силах. Стремление к расширенным контактам сочетается с желанием одиночества, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с цинизмом и прагматизмом, а потребность в нежности с садизмом. Развитие личности подростка осуществляется под влиянием общества и культуры и напрямую связано с экономическим положением, а также полом.
Формы девиантного поведения
Формы отклонений от норм у подростков включают гиперкинетическое расстройство, несоциализированное расстройство; расстройство поведения, ограничивающееся семьей; социализированное расстройство; делинквентное нарушение.
Характеристика девиантного поведения подростков с гиперкинетическим расстройством включает недостаточную настойчивость, где требуется умственное напряжение, а тенденция переключаться от одного занятия к другому приводит к не завершению ни одного дела. Для ребенка характерна импульсивность, безрассудность, тенденция попадать в несчастные случаи, а также получать дисциплинарные взыскания. Взаимоотношения со взрослыми отмечаются отсутствием дистанции. У детей наблюдается расстройство поведения, а также заниженная самооценка.
Расстройство поведения, ограничивающееся семьей, включает антисоциальное, а также агрессивное поведение (грубое, протестующее), которое проявляется дома в личных взаимоотношениях с родственниками. Имеет место воровство, разрушение вещей, жестокость, поджоги дома.
Несоциализированное расстройство отмечается сочетанием антисоциального, а также агрессивного поведения. Для расстройства характерно отсутствие продуктивного общения со своими сверстниками, а также проявление изоляции от них, отвержение друзей и эмпатических взаимных взаимосвязей с ровесниками. С взрослыми подростки проявляют жестокость, несогласие, негодование, гораздо реже бывают хорошие взаимоотношения, но без доверительности. Способны возникать сопутствующие эмоциональные расстройства. Зачастую ребенок одинок. Такое расстройство отмечается вымогательством, драчливостью, хулиганством или нападением с насилием, а также жестокостью, грубостью, непослушанием, сопротивлением авторитетам и индивидуализмом, неконтролируемой яростью и тяжелыми вспышками гнева, поджогами, разрушительными действиями.
Социализированное расстройство отмечается стойкой асоциальностью (лживостью, уходами из дома, воровством, прогулами школы, вымогательством, грубостью) или стойкой агрессией, возникающей у общительных подростков и детей. Зачастую они состоят в группе асоциальных сверстников, однако могут пребывать в составе неделинквентной компании. У таких подростков с взрослыми, представляющими власть, очень плохие отношения. Им присущи поведенческие, смешанные и эмоциональные расстройства в сочетании с асоциальными, агрессивными или вызывающими реакциями с симптомами тревоги или депрессии. Одни случаи имеют описанные расстройства в сочетании с постоянной депрессией, выражающейся в проявлениях сильных страданий, утратой удовольствия, потерей интересов, имеют место самообвинения и безнадежность. Другие нарушения проявляются в тревоге, боязливости, страхах, навязчивостях и переживаниях из-за своего здоровья.
Делинквентное нарушение подразумевает проступки, мелкие провинности, не имеющие степень криминала. Выражаются отклонения в форме пропусков классных занятий, хулиганстве, общении с антисоциальными компаниями, издевательстве над слабыми и маленькими, вымогании денег, угоне мотоциклов и велосипедов. Нередко встречается спекуляция, мошенничество, домашние кражи.
Как отдельная форма девиантного поведения подростков выступает девиация поведения интимных желаний. Подростки зачастую имеют недостаточно осознанное, а также повышенное половое влечение. Поскольку до конца не закончена половая идентификация, то по этой причине возникают отклонения в интимности поведения. Таким изменениям подвержены подростки с замедленным и ускоренным созреванием. Отстающие в развитии становятся объектом совращения старшими подростками.
Девиации полового поведения у подростков зависят зачастую от ситуации и являются преходящими. К ним относят визионизм, эксгибиционизм, манипуляции половыми органами животных или младших детей. По мере взросления девиантное поведение исчезает, а при неблагоприятных случаях превращается в дурную привычку, сохраняясь наряду с нормальным половым поведением. Приходящий подростковый гомосексуализм зачастую обуславливается ситуацией. Он свойственен для закрытых учебных заведений, где пребывают подростки одного пола.
Следующая форма девиантного поведения подростков выражается в психогенном патологическом формировании личности. Аномальное формирование незрелой личности осуществляется под влиянием хронических психотравмирующих ситуаций, уродливого воспитания, тяжелых переживаний трудностей, хронических заболеваний, затяжных неврозов, дефектов органов тела и чувств. Поведенческие нарушения зачастую приводят в тупик родителей и опытных педагогов.
Коррекция девиантного поведения подростков осуществляется психологом, поскольку воспитательных мер педагогов оказывается недостаточно. Задача психологов вскрыть истинные причины девиантного поведения, а также дать необходимые рекомендации.
Классификация девиантного поведения
Классификация включает различные типы девиантного поведения: криминогенный уровень, докриминогенный уровень, преддевиантный синдром.
Докриминогенный уровень, не представляющий общественной серьёзной опасности: нарушение норм морали, мелкие проступки, нарушение правил поведения в общественных местах; употребление наркотических, алкогольных, токсических средств; уклонение от общественно-полезной деятельности.
Криминогенный уровень, выражающийся в уголовно-наказуемых преступных деяниях. Ядром девиантного поведения выступают преступность, наркомания, самоубийство, алкоголизм. Выделяют и преддевиантный синдром, включающий в себя комплекс симптомов, которые приводят индивида к стойким формам отклоняющегося поведения. А именно: семейные конфликты, аффективный тип поведения; агрессивный тип поведения; отрицательное отношение к учёбному процессу, антисоциальные ранние формы поведения, низкий уровень интеллекта.
Профилактика девиантного поведения
Проводить профилактику гораздо проще, чем что-то изменить, однако наше общество до сих пор не предпринимает достаточно мер для профилактики девиаций. Имеющиеся социальные трудности (злость, наркомания, алкоголизм) принуждают задуматься над этой проблемой и почему так происходит. Родителей, педагогов беспокоит: почему открытый ребенок, устремленный к добру, повзрослев, приобретает асоциальные черты поведения?
Дефицит таких понятий, как доброта, милосердие, уважение взращивает равнодушное отношение к судьбам детей. В учебных заведениях наблюдается рост формального отношения к детям, гораздо проще уже относятся к увеличению числа второгодников. Учителей перестало тревожить определение детей в школы-интернаты, специальные школы.
Профилактика девиантного поведения должна включать мониторинг факторов риска. Зачастую предпосылки девиантного поведения прячутся в семье. Семья дает ребенку базисные, фундаментальные ценности, поведенческие стереотипы, нормы. В семье формируется эмоциональная сфера психики ребенка, а вот дефекты домашнего воспитания очень тяжело исправимы. В настоящее время общие дела родителей и детей свернуты до минимума. Замеченные вовремя девиации и правильно оказанная психолого-медицинская помощь способна предотвратить деформацию личности подростка.
Профилактика девиантного поведения включает два направления: меры общей профилактики, а также меры специальной профилактики. Под мерами общей профилактики понимают вовлечение всех учеников в жизнь школы и предупреждение их неуспеваемости. Меры специальной профилактики обеспечивают возможность выявления детей, нуждающихся в педагогическом особом внимании, и проведении коррекционной работы на индивидуальном уровне. Выделяют такие элементы системы специальной профилактики: выявление и учет детей, нуждающихся в особом внимании; анализ причин отклоняющегося поведения; определение мер коррекционной работы.
psihomed.com
Девиантное поведение в психологии: теории и профилактика
Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Девиантное поведение в психологии это действия, которые не соответствуют нормам и правилам поведения, которые приняты в обществе. Такие противоправные поступки могут исходить как от одного человека, так и быть массовыми, когда девиантность уже становится целым социальным явлением. Сейчас такое поведение получило ещё одно название – отклоняющееся.
Особенности
Девиация возникает из-за невозможности личности удовлетворить свои потребности и реализовать цели путём социально принятых способов, которые не несут ущерб обществу или себе. Начинается она с того, что у человека возникает напряжение в связи с неудовлетворённостью. Это напряжение растёт, и человек не знает, ни как с ним справиться, ни как реализовать свои фрустрированные желания.
Если напряжение человек удерживает слишком долго, есть риск возникновения невроза. Но чаще всего оно находит выход в агрессии, которую направляет или на себя, в частности в виде самоубийства или наркомании, или в социум, начиная бродяжничать. Кстати, не всегда даёт негативный результат, иногда наоборот, некоторые формы девиации развивают и продвигают не только человека, но и само общество, например, когда одарённые люди бросают вызов устоявшимся законам и вносят в них изменения, креатив, устанавливая порой новые правила.
Если путём конфликта и нарушений удовлетворить свои потребности не удалось, и индивид находится дальше в состоянии фрустрации, его поведение может перейти в следующую форму – делинквентное. Характеризуется тем, что является криминальным, то есть за его последствия необходимо будет нести юридическую ответственность. Почему так происходит, мы рассмотрим позже, а сейчас хочу рассказать, какие существуют особенности:
- Окружающие воспринимают негативно как саму личность, так и его поступки.
- Отклоняющиеся поступки являются разрушительными, то есть приносят значительный ущерб.
- Обычно является повторяющимся и устойчивым, даже если человек предпринял лишь одну попытку совершить суицид, его уже относят к категории девианта, так как при возникновении сложных жизненных обстоятельств есть риск срыва и совершения повторной попытки покончить с собой.
- Не стоит путать с мелкими нарушениями, особенно в период подросткового бунта. Девиантность – это нарушение наиболее значимых и весомых для общества норм.
- Обычно рассматривается в пределах ещё и медицинской нормы, так как может быть проявлением какой-либо психической болезни, которая требует вмешательства психиатра и медикаментозного лечения.
- Является признаком социальной дезадаптации, то есть неумения находиться в обществе, приспосабливаться к окружающей действительности, просто сбегая в свой придуманный мир.
Основные формы проявления
- Преступность. Считается очень опасным отклонением от законов и норм. А ещё, её невозможно полностью искоренить, так как напрямую зависит от экономического уровня государства. И порой безработица, нищета, вынуждают преступить закон, когда человек просто лишён ресурсов, благодаря которым мог бы удовлетворить свои базовые потребности и уже не видит другого выхода, кроме как совершить преступление и удовлетворить их незаконным путём.
- Алкоголизм. Учитывая тот факт, что алкоголь вошёл в нашу жизнь как что-то привычное, ведь мало какой праздник, торжество или банальный поиск решения проблем обходится без рюмки, или бокала — существует огромный риск попасть в зависимость. Множество, а вернее большинство тяжёлых преступлений было осуществлено в состоянии опьянения. Алкоголь является причиной половины разводов и 90% изнасилований. Рекомендую почитать статью о алкогольной зависимости, там описана целая программа, которая поможет на пути выздоровления.
- Наркомания. Считается больше молодёжной проблемой, которая в принципе и составляет 70 %. На фоне того, что попали под влияние друзей и других лиц, в силу различных обстоятельств, в основном из-за неопытности и неумения отстаивать себя и свои права, боясь отвержения и непризнания, или из-за сложных жизненных ситуаций, желая избежать неприятных чувств. Часто просто не придают значения всей серьёзности последствий, незаметно попадая в зависимость от химических веществ.
- Проституция. Существуют мифы, согласно которым в фантазиях возникают красивые и престижные дома, номера в гостиницах и прочее. Это порой манит, потому что кажется, что легко заработать. Но обычно всё заканчивается притонами, заболеваниями и даже наркотической зависимостью. Основные причины, которые толкают на этот вид деятельности – финансовые затруднения и повышенное либидо. Беспорядочные половые связи также относятся к девиации.
- Суицид. Сознательное лишение себя жизни либо попытка его совершить. Между прочим, чрезмерное курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками является также суицидальным. В этом случае человек не готов брать на себя ответственность за решающий шаг и выбирает медленный путь самоуничтожения.
Причины возникновения
Теории различные, и включают в себя как экономические, так и биологические и психологические факторы:
1.Психологический дискомфорт
В основном возникающий из-за неблагоприятного микроклимата в семье. Отвержение сверстников, неуспешная учебная деятельность или, если родители сами девианты — формирует совсем инаковое восприятие действительности, вынуждающее защищаться и организовывать собственные правила. Ребёнок порой просто не научен тому, как нужно вести себя с другими людьми. У него не сформирована адекватная ценностная система.
Чтобы изменить восприятие мира требуется просто колоссальная и длительная совместная работа со специалистами, которые помогут заново проживать незавершённые периоды взросления и становления, научая их обращаться с собой, с другими и вообще, удовлетворять потребности, не разрушая и не нарушая устои.
2.Безнадзорность
Вследствие которой возникает безграничность, ведь ребёнок привыкает делать то, что захочется, не неся ответственности за поступки. Он не понимает, что хорошо, а что нет, что опасно и неправильно. Существуют примеры, когда в приличных и нормальных семьях вырастали дети, склонные к бродяжничеству. Это другой полюс безнадзорности – тотальный контроль, чрезмерная власть хоть одного из родителей, когда нет шансов на своё личное пространство, возможности допускать ошибки и получать опыт. Нет самой жизни, когда приходится делать только то, что кажется родителям правильным, и чего хочется им.
3.Одиночество
Не ощущая близости, поддержки и тепла от значимых фигур может начать формироваться протест, бунт, когда возникает желание идти против всего мира, или уничтожать себя. Но бывает и наоборот, желание получить любовь и одобрение толкает на самые безрассудные поступки, заставляя приносить себя в жертву, угождая другим и не отстаивая свои права.
Эта характеристика особенно актуальна для женщин, которые занимаются проституцией, неосознанно пытаясь найти в каждом партнёре того, кто сможет спасти и дать ощущение близости, при этом разрушая себя и позволяя обращаться со своим телом как вздумается.
4.Недостаток позитивного опыта
Наличие психологической травмы, насилие способствуют развитию аддиктивного, то есть зависимого или противоправного поведения.
5.Генетика
Ребёнок по наследству может получить нарушения в умственном развитии, повреждения нервной системы, различные пороки и дефекты, которые впоследствии повлияют не только на его развитие, но и социальную адаптацию.
6.Недостатки внешности
Если они вызывают негативную реакцию окружающих – со временем приведут к искажению восприятия не только себя, но и других, что очень усложнит межличностные отношения. Впоследствии напряжение будет направлено или в социум, или на себя.
Заключение
Помимо социально-психологической коррекции и работы с такими людьми, обычно ещё проводится профилактика в школах, высших учебных заведениях в виде информационной поддержки и выявления незащищённых и неблагополучных семей. Организовываются специальные общественные группы, а также ежегодно выпускается большое количество квалифицированных специалистов, которые в состоянии помочь людям изменить свою жизнь в лучшую сторону.
Рекомендую к прочтению статью: «Двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга». А на сегодня всё, уважаемые читатели! Берегите себя и близких.
qvilon.ru
Девиантность, девиантное поведение — Психологос
Фильм «Ликвидация»
Девиантность, девиантное — это необычное, но при этом устойчивое отклонение от статистических норм. Другими словами, девиантным считается устойчивый образ действий, поведения или мышления, который не типичен для общей популяции.Девиантное поведение (от. англ. deviation — отклонение) — действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию.
Виды девиантного поведения
Основные виды девиантного поведения: преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция, сексуальные девиации.
В настоящее время не существует единого подхода к изучению и объяснению девиантного поведения. Ряд исследователей, вслед за Э. Дюркгеймом, считают, что при нормальных условиях функционирования социальной организации девиантное поведение встречается не так уж часто, но в условиях социальной дезорганизации, когда нормативный контроль ослабевает, возрастает вероятность проявлений девиации. К таким ситуациям можно отнести стресс, внутригрупповые и межгрупповые конфликты, резкие изменения в обществе.
С точки зрения теории аномии (Р. Мертон), девиантное поведение растет, если при наличии общих целей социально одобряемые средства достижения этих целей доступны не всем, а для некоторых людей или социальных групп они вообще недоступны. С позиции концепции социализации, лицами с девиантным поведением становятся люди, социализация которых проходит в среде, где факторы, предрасполагающие к такому поведению (насилие, аморальность и т. д.), считаются нормальными, или общество относится к ним достаточно толерантно.
Представляет интерес и популярная в 1960-х гг. концепция стигматизации, привлекшая внимание к социальной реакции на девиантное поведение. Согласно этой концепции, отклонение является следствием негативной социальной оценки, «наклеивания» на индивида ярлыка какой-либо девиации (например, «врун», «алкоголик», «наркоман», «сексуальный маньяк») и последующего стремления изолировать его, исправить, вылечить и т. п.
Многочисленные отечественные и зарубежные исследования психологии девиантного поведения сконцентрированы на изучении личностных характеристик девиантов, их психического здоровья, проблеме автоидентификации, интериоризации норм и ценностей, роли внешнего и внутреннего контроля, на разработке методов психотерапии и психической коррекции лиц с различными формами девиации.
Изучение девиантности
Изучение девиантности основывается на двух различных точках зрения:
- Девиантность определяется через единичные критические события. Случаи необычного и крайне активного поведения, характеризуемого безумием и насилием.
- Девиантность составила главное содержание многих важных аспектов теории личности, клинической и социальной психологии.
Исследование девиантности можно классифицировать в соответствии с четырьмя основными позициями:
- Первая предполагает взгляд на девиантность как функцию внутренних факторов. Девиантность рассматривается в аспекте различий между индивидуумами. С точки зрения индивидуальных различий предполагается, что отдельные люди или группы людей, обладающие определенным уровнем специфичности, с большей вероятностью становятся девиантами. Предполагается также, что индивидуальные различия и девиантность связаны причинно-следственными отношениями.
- Второе важное объяснение девиантности постулирует в качестве ее основных предпосылок различия в социальной структуре. Официально классифицируемые формы девиантности характеризуются непропорционально высокой представленностью среди населения, занимающего более низкое социально-экономическое положение в нашем обществе. С точки зрения различий в социальной структуре, в доступе к законным возможностям, в доступе к незаконным возможностям, отчуждение или враждебность — это те критические ингредиенты, которые часто становятся причиной девиантности. Согласно этой позиции, девиантность имеет индивидуальные компоненты, являющиеся результатом воздействия различных социальных структур, и средовые аспекты.
- Третье важное объяснение девиантности опирается на интеракционистскую точку зрения. Согласно носящей формальное название «теории навешивания ярлыков», девиантность порождается реакцией критически настроенных лиц на определенное деяние. Психологические расстройства, преступность и недостаточный уровень достижений официально и неформально маркируются как девиантные. С позиций «теории навешивания ярлыков» девиантность представляет собой взаимодействие между поступками индивидуума и реакциями на них общества.
- Четвертая важная точка зрения выражается теорией научения. Согласно ей, все действия, девиантные или нормальные, приобретаются в соответствии с законами моделирования, подкрепления и наказания. Те люди, которые проявляют девиантные паттерны поведения, получали ранее за такие поступки соответствующее вознаграждение. С точки зрения теории научения, не существует врожденных различий между отклоняющимся и нормальным поведением. Преступное поведение, отклоняющееся от нормы поведение и недостаточная обучаемость приобретаются в процессе научения.
www.psychologos.ru
Психология девиантного поведения, как справиться с проблемой
Феномен девиантного поведения настолько широк и сложен, что для его изучения существует отдельная наука – девиантология. Она возникла на пересечении многих других наук: социологии, криминологии, психиатрии, философии и, конечно, психологии. В психологии существует особый раздел, изучающий отклоняющееся от нормы поведение личности – психология диванного поведения.
Девиантное поведение и психология
«Девиация» в переводе с латыни – отклонение. Девиантное поведение – отклоняющееся от социальных норм, устойчивое поведение индивида, причиняющее реальный ущерб обществу и людям. Девиантное поведение не только деструктивно, но и аутодетструктивно, так как может быть направлено нарушителем (девиантом) и на самого себя.
Несмотря на то, что из определения девиантного поведения становится понятна его асоциальная, а значит отрицательная направленность, некоторые девиантологи выделяют и позитивные девиации, так называемое социальное творчество – не вписывающееся в рамки закона, но не приносящее вред обществу научное, техническое, компьютерное и иное творчество.
Однако, подавляющее большинство девиаций – это агрессивное, вредящее и преступное поведение. Самые распространенные его формы:
- преступление,
- наркомания,
- алкоголизм,
- суицид,
- бродяжничество,
- проституция,
- вандализм,
- фанатизм, прочее.
Девиантное поведение негативно по своей сути так как, так или иначе, сопряжено со злобой, агрессией, насилием, уничтожением, поэтому против него социумом условно или законодательно введены санкции. Нарушителя нравственных и моральных норм общество формально или неформально изолирует, лечит, исправляет или наказывает. Но психология личности девианта не столь однозначно негативна, как его поступки, она противоречива и сложна.
Особенности личности девианта
Психология девиантного поведения не рассматривает как именно, когда, где совершил проступок человек и какое его ждет за это наказание, она изучает общие закономерности и особенности личности девиантов:
- причины и источники девиантного поведения,
- стимулы, мотивы, чувства, цели девианта;
- особенности характера;
- психическое здоровье и психопатологии;
- особенности психологической коррекции девиантного поведения и психотерапии девианта.
Пожалуй, самый важный вопрос, на который нужно найти ответ – чем обусловлен сознательный выбор асоциально образа жизни? В результате чего обычный человек начинается систематически причинять ущерб другим людям или самому себе? На этот вопрос биологи, социологи, и психологи отвечают по-разному.
В зависимости от подхода к проблеме девиаций считается, что отклоняющееся поведение предопределяется:
- Физиологией:
- особое строение тела человека,
- генетическая предрасположенность к агрессии,
- хромосомные аномалии,
- сбои в эндокринной системе.
- Проблемами в обществе:
- социальное неравенство,
- несовершенное законодательство,
- проблемы в экономике государства,
- негативное влияние СМИ (пропаганда асоциального образа жизни),
- негативные оценки личности, даваемые ближайшим окружением, навешивание «ярлыков».
- Психологическими проблемами:
- внутренние конфликты между желаниями и совестью,
- отклонения в психике,
- слишком строгое, жестокое, регидное и консервативное воспитание в детстве,
- неблагополучные внутрисемейные отношения;
- рефлекторные асоциальные реакции на невозможность удовлетворения потребностей,
- несоответствие социальных норм и требований реальным требованиям жизни,
- несоответствие условий жизни интересам личности;
- особый склад характера.
В характере лиц, склонных к девиантному поведению, часто обнаруживаются такие черты:
- агрессивность,
- конфликтность,
- нонконформизм,
- негативизм,
- враждебность,
- зависимость,
- ригидность мышления,
- тревожность.
Девианты часто лгут и делают это с удовольствием; любят перекладывать вину и ответственность на других; не упускают возможности обвинить невиновного.
Чем бы ни было обусловлено девиантное поведение личности, оно всегда сопровождается социальной дезадаптацией, то есть девиант частично или полностью утрачивает способность приспосабливаться к условиям социальной среды. Это главная проблема всех преступников и правонарушителей – они не могут найти приемлемую форму поведения или не хотят ее искать, поэтому идут против общества.
Поведение ребенка не может быть расценено как девиантное, так как функция самоконтроля у детей примерно до пяти лет еще не развита в достаточной мере, нет еще полноценной осознанности, а процесс социализации только начался.
Период интенсивной социализации приходится на возраст примерно от двенадцати до двадцати лет. Это самый опасный период в отношении возможности возникновения девиаций.
Подростки и молодежь часто оказываются в ряду людей, пренебрегающих нормали социума и его законами по причине неуспешной либо неполной адаптации. Если девиантная модель поведения закрепится в юном возрасте, после изменить образ жизни и саму личность будет уже очень сложно.
Как справиться с проблемой девиантного поведения
К сожалению, чаще всего девианты попадают к психологу, уже поступив в места лишения свободы, детские колонии, центры лечения зависимостей и иные подобные учреждения.
Основная задача, которую ставит перед собой общество – профилактика девиаций. Она проводится:
- в больницах,
- в общеобразовательных учреждениях (школах и ВУЗах),
- в неблагополучных семьях,
- в молодежных организациях,
- через СМИ,
- с беспризорными на улице.
Но проблема в том, что профилактика не предусматривает индивидуального подхода к решению проблемы. Девиант – личность, уникальная как любая другая, если проблема асоциального поведения в конкретном случае назревает или уже существует, ее нужно решать только в индивидуальном порядке, никакие общие меры не помогут.
Если обратиться к психологу самостоятельно, вовремя, до того момента, когда жизнь и личность значительно изменятся в худшую сторону, появится шанс:
- успешно социализироваться в обществе,
- скорректировать негативные черты характера,
- сменить девиантную модель поведения на социально приемлемую.
К сожалению, девиантное поведение является стойкой моделью поведения, поэтому и справиться с этой проблемой самостоятельно девианту очень сложно, практически невозможно. Но он может сделать самый важный шаг – осознать необходимость изменения своей жизни и личности и обратиться за помощью к специалистам, способным помочь.
Книга: Девиантное поведение: профилактика, коррекций, реабилитация
Читайте также статью “Социальное отклоняющееся поведение” .
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕЖдем Вашей оценки
Загрузка…Понравилась запись? Поделитесь с друзьями
ourmind.ru
Психология девиантного поведения
ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Р
А.Г.Амбрумова выделила три категории суицидентов:
Лица, больные псих заболеваниями
Страдающие пограничными нервно- психическими расстройствами
Практически здоровые в псих отношении
Автономизация жизни и деятельности человека, существование в узкопрофессиональном мире характерна для следующего типа взаимодействия с реальностью:
Игнорирование реальности
Агрессивная личность инструментального типа (по Берковицу), отличающаяся болтливостью,обходительностью,внешним шармом, чувством собственной ценности относится к типу:
— психопаты
Агрессивная личность инструментального типа (по Берковицу), отличающаяся хладнокровием,грубостью, самоуверенностью,запугиванием относится к типу
— хулиганы
Агрессивная личность, чья агрессия совершается в целях наживы относится к типу:
Инструментальному
Агрессивное действие детерминировано предшествующей фрустрацией (автор):
Дж.Доллард, Н. Миллер, Р Сирс
Агрессивной целью может быть:
Принуждение, усиление власти и доминирование, управление впечатлением, заработок, аффективная разрядка, месть за перенесение страдания, приченение боли жертве,
Агрессивность зависит от уровня мужских половых гормонов (теория):
Генетическая
Агрессии у женщин – это
— экспер средство выражения гнева
Агрессии у мужчин – это
— инструмент средство вознагр
Агрессия людей и животных — это врождённый инстинкт борьбы за существование (автор):
Конрад Лоренц
Агрессия может быть положительной?
— да
Агрессия, вызванная сильным эмоциональным возбуждением, относится к агрессии:
эмоциональная
Агрессия, как оскорбление, осуждение, угроза, относится к агрессии:
Вербальная
Агрессия, как физическое действие, относится к агрессии:
физическая
Агрессия, совершаемая с внешней целью, не связанная с удовлетворением от самого действия, относится к агрессии:
Инструментальной
Аддикт способен к глубокой эмоциональной привязанности?
нет
Аддиктивные суицидальные попытки совершаются с целью:
Аддикция, сформированная на базе стремления к уходу от реальности, путём фиксации внимания на строго определённом виде деятельности :
Интернет аддикция, игровая аддикция
Блокировка процесса самоактуализации как причина девиантного поведения, автор:
— маслоу
Борьба с действительностью, попытка извлечь выгоду из нарушающего нормы общества поведения соответствует следующему типу взаимодействия индивида с реальностью:
Противодействие реальности
В зависимости от методов, психопрофилактическая работа может осуществляться в форме:
Тренингов, образовательных программ, психологического консультирования, кризисной помощи, психотерапии пограничных состояний и нервно- психических расстройств
В зависимости от цели суицидальное поведение подразделяется на:
Истинные суициды
Демонстративно- шантажные
В основе понятия «изменение своего психического состояния» лежит:
Эмоции
В основе суицида лежит
Конфликт
В понятие маскулинности включаются следующие характеристики:
Активность, бескомпромистность, решительность, независимость, самодостаточность, эмоциональная устойчивость
В понятие феминности включаются следующие характеристики:
Нежность, послушание, терпимость, аккуратность, зависимость, чувствительность, эмпатийность, тревожность, экспрессивность
В соответствии с классификацией Ц.П.Короленко и Донских Т.А.выделяется такой тип девиантного поведения, как:
Антисоциальное поведение, аддиктивное поведение, суицидальное поведение, комформистское поведение, нарцистичексое, фанатическое, аутистическое
Ведущая роль в происхождении аддиктивного поведения принадлежит:
Семье и младенческой травме
Взаимодействие индивида с реальностью в антисоциальном поведении:
Противодействие реальности
Виды взаимодействия девиантной личности с реальностью:
Противодействие реальности, уход от реальности, игнорирование реальности, болезненное противостояние реальности
Виктимная личность подростка характеризуется следующими особенностями:
Снижение уровня мотивации, занижение самооценки, дефицит ценностных ориентаций, высокий комформизм, тревожность, эмоциональная ригидность, вязкость, монотонность, эмоциональное огрубление, тупость, утрата эмоционального резонанса, алекситимия
Внешняя активность человека проявляется в
Поведении( движения, действия, поступки, высказывания)
Внутренние формы суицидального поведения включают
Протест, Призыв, Избегание, Самонаказание, Отказ
Внутренняя активность человека проявляется в(1):
Мотивация, целеполагание, когнитивная переработка, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции
Во время войн и революций количество суицидов возрастает?
— нет
Впервые изучением суицида занимался:
Э. Дюркгейм
Выделите вид антисоциального поведения:
Преступность, проституция, бродяжничество, вандализм, педофилия, инцест
Выделите два типа агрессивных личностей (по Берковицу):
Эмоционально- реактивный
Инструментальный
Выделите тип агрессивной личности (по Берковицу):
Эмоционально- реактивный
Инструментальный
Выделяют следующие группы социальных норм:
Духовно- нравственные, морально- этические, правовые, политические, организационно- профессиональные
Выделяют следующие критерии оценки поведенческой нормы:
Психопатологичекий,социально-нормативный,индивидуально- психологический,статистический, количественный
Выделяются все нижеперечисленные виды нарушения взамодействия индивида с реальностью, за исключением:
Приспособление
Выделяются следующие варианты социальной адаптации:
Радикальная, гиперадаптация, гармоничная адаптация, комформистская, девиантная, социально- психологическая
Высокая температура помещения способствует раздражительности, гневливости(теория):
«Негативного аффекта»
Высокий уровень морального сознания (по Л.Колбергу) к 16 годам имеют:
10% подростков
Гармоничность как фактор нормативного поведения проявляется на уровне:
свойств темперамента
характерологических особенностей
личностном уровне
Гемблинг наиболее характерен для:
мужчин
«Генетическая наследственность создаёт лишь потенциал для развития криминальных тенденций, реализуемых в условиях воспитания и обучения» (автор):
Л,Берковиц
Гиперактивность и дефицит внимания характерен для:
— детей 5 лет
Гормоны могут влиять на вероятность агрессивного поведения?
Да
Городское пространство, насыщенное граффити способствует:
Снижению психологической и функциональной поддержки со стороны окружающей среды
Граффити — это феномен преимущественно:
Феномен поведения подростков
Группа, эксплуатирующая своих членов психологически и /или финансово, подчиняя их требованиям руководства с помощью психологической манипуляциии посредством тревожной зависимости от группы и её лидера, называется:
Культы
Девиантная личность имеет одно общее свойство:
Дезадаптация
Девиантное поведение врачей и медсестёр хирургического профиля с признаками эмоционального выгорания проявляются в виде следующих изменений личности:
Эмоциональная черствость, снижение чувства опасности, раздражительность ,безразличие, пессимизм, агресивность
Девиантное поведение встречается у следующих категорий людей:
Психически здоровых
Психически больных
Пограничных
Девиантные формы поведения являются исключительно
Ни один не верен
Девиации бывают:
Групповые, временные, постоянные, устойчивые, неустойчивые, стихийные, спланированные, структурированные, неструктурированные, эмпансивные, эгоистические, альтруические, осознаваемые, неосознаваемые, первичные, вторичные, массовые, вынужденные и добровольные, негативные и позитивные
Делинквентное поведение — это преимущественно поведение:
Противоречещее правовым нормам угрожающее соц порядку и благополучию порядка и благополучию окружающих людей
Делинквентное поведение — это:
Отклоняющее поведение в крайних своих проявлениях, представляющее уголовно- наказуемое деяние
Делинквентность по А.Е.Личко — это:
Мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности
Демонстративное суицидальное поведение встречается чаще у:
Женщин
Деструктивному культовому вовлечению способствуют особенности личности:
Все, кроме критичности
Деструктивность культа (по Волкову) оценивыается по следующим признакам и критериям
Характер лидерства
Характер и структура доктрины
Характер создания и поддержания членства в группе
Деятельности, способствующие формированию таких качеств как консерватизм, феминность, социализированность относится к профессии:
Общественный род деятельности
Деятельности, способствующие формированию таких качеств как нескромность, маскулинность, экстровертированность, ответственность относится к профессии:
Банковских служащих, торговых работников( практический род деятельности)
Деятельности, способствующие формированию таких качеств как утончённость, незрелость, интровертированность, завистливость, демонстративность относится к профессии:
Представители художественного типа деятельности
Для аддиктивного поведения характерны:
Уход от реальности
Сосредоточенность на узконаправленной сфере деятельности
Зависимость пов
Для виктимной личности подростка характерно:
Снижение уровня мотивации
Дефицит ценностных ориентаций
Заниженная самооценка
Высокий конформизм
Для детей детских домов по отношению ко взрослым характерно наличие двух симптомокомплексов:
Тревога по отношению ко взрослым
Враждебность по отношению ко взрослым
Для подростков характерны преступления:
Резкое возрастание преступлений импульсивных и сопряженных с насилием
Совершение преступлений в группах
Неадекватные реакции на действия людей…
Импульсивные преступления(состоянии алкогольного опьянения
Скоротечные преступления
Завершённые суициды чаще встречаются у:
Мужчин
Задачи групповой психокоррекционной работы с девиантными подростками:
Устранение дефицита в поведенческих репертуарах
Усиление адаптивного поведения
Ослабление или устранение неадекватного поведения
Устранение изнурительных реакций
Развитие способности расслаблятся
Развитие способности самоутверждаться
Развитие эффективных соц навыков
Достижение адекватного сексуального функционирования
Формирование конструктивной мотивации
Интеграция индивид опыта
Повышение стрессоустойчивости т расширение ресурсов личности
Повышение уровня соц адаптации
Индивидуальные проявления дезадаптации:
внутренняя установка
завышенные претензии к окружающим при стремлении самому избигать ответственность
эгоцентризм
хронический эмоциональный дискомфорт
конфликтность
слабая развитость коммуникативных умений
когнитивное искажение реальности
рассмотр. в пределах мед. нормы
девиантное поведение является различными проявлениями соц. дезадаптации- девиантное поведение должно иметь учет индивидуальное и возрастное, половое своеобразие
К антисоциальному поведению относятся:
Преступность, проституция, бродяжничество, вандализм
К биологическому подходу относятся следующие положения:
— наследственно-генетические особенности,
— врожденные свойства индивида (приобретенные во время внутриутробного развития и родов),
-им- принтинг (запечатление на ранних этапах онтогенеза).
К девиантному поведению подростков приводят следующие факторы:
Культ насилия, утвердившийся в современном искустве
Состояние аномии
Неудовлетворенность соц потребностей
Плохая организация досуга
К интернет — аддикции относятся следующие зависимости:
Зависимость от компьютера, «информационная перегрузка», компульсивное применение интернета, зависимость от «кибер- отношений», зависимость от «киберсекса»
К компульсивному поведению подростков относятся следующие:
Действие предпринимаемое для интенсивного возбуждения или эмоц разрядки
К копинг-ресурсам личности относятся:
-физические, социальные, психологические, материальные ресурсы
К критериям оценки поведенческой нормы относится критерий:
Психопатологичекий,социально-нормативный,индивидуально- психологический,статистический
К малопродуктивным вариантам копинг-стратегий относятся:
— смирение, растерянность, диссимиляция, игнорирование, подавление эмоций, покорность, самообвинение, агрессивность, избегание, отступление
К нехимической зависимости относятся:
Азартные игры, компьютерная аддикция, сексуальная, нарушение пищевого поведения, религиозный фанатизм,
К основным нарушениям пищевого поведения относятся
Переедание(булимия0, отказ от еды(анорексия), голодание
К особенностям детского аутизма относятся:
— нарушение эмоциональной связи
— одиночество, замкнутость и отчужденность ребенка
— стериотипность поведения
— консерватизм во взаимодействиях с окружающими
— страх изменений
— речевое недоразвитие
— специфическое неравномерное развитие интеллектуальных способностей
К подростковым потребностям относятся:
Физические потребности, потребности в безопасности, потребности в независимости и эмансипации от семьи, потребности в привязанности, потребности в успехе и проверке своих возможностей, потребности в самореализации и развитии собственного»Я»
К провоцирующим факторам отклоняющегося поведения подростков относятся:
Нервно- психическая и нравственная неустойчивость, акцентуации характера, поведенческие реакции, психолого- биологические предпосылки, бурный рост псих и физ развитие, соц-псих факторы, семья
К продуктивным вариантам копинг-стратегий относятся:
— протест, оптимизм,сотрудничество, обращение, альтруизм,
К психобиологическим предпосылкам девиантного поведения подростков относятся следующие:
Дисгармоничное протекание периода полового созревания
Изменение в характере взаимоотношений со взрослыми
Со сверстноками своего и противоположного пола
Отставание в умственном развитии
Физические недостатки, дефекти речи
К психологическим факторам суицидального поведения относятся:
Неадекватная самооценка, сниженная устойчивость к эмоциональным нагрузкам, своеобразие интеллекта, снижение или утрата жизненных ценностей, высокая потребность в самореализации, аутоагресивность, высокий уровень тревожности
К психологическим факторам, способствующим аддиктивному поведению относятся:
Личностные особенности
Псих травмы, перенесенные в раннем детстве
Акцентуация характера
К психологическому подходу относятся следующие положения:
К ситуационным факторам вовлечения в секты относятся:
Все неустойчивые состояния перехода, связанные со сменой соц статуса и групповой роли
К социальной адаптации относится адаптация:
Радикальная, гиперадаптация, гармоничная адаптация, комформистская, девиантная, социально- психологическая
К социальным условиям, способствующим формированию антисоциального поведения относятся:
— несовершенство законодательства,
— соц. катаклизмы,
— низкий уровень жизни
— современное общество потребителей
— навешивание ярлыков
— культ. насилие в СМИ
— безнадзорность
К социальным факторам суицидального поведения относятся:
Депрессия, ранняя разлука матери в возрасте от 6 мес, Ранних отношений со значимыми людьми
К социальным факторам, способствующим аддиктивному поведению относятся
Неприятности на работе, ссоры с близкими, недостаточное понимание в семье, разрушение привычного стереотипа
К социологическому подходу относятся следующие положения:
Теория клеймения
Теориядифференцированной ассоциации
Культурологическая теория
К факторам располагающим к вовлечению в культ относятся:
Период развития человека, ситуация, личная биография и психологическая предрасположенность
К фактору социальной среды, провоцирующему девиантное поведение относятся следующие:
— общественные процессы
— микросоциальная среда
-характеристики социальных групп
К фактору физической среды, провоцирующему девиантное поведение относятся следующие
– климатический
– геофизический
— экологический
К характеристикам социализированного поведения относятся:
Мотивированность,адекватность,адаптивность,аутентичность,продуктивность
К химической зависимости относятся:
Алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакокурение, лекарственная зависимость
К экологическим факторам суицидального поведения относятся:
Загрязнение окруж среды, влияние магнытных полей земли, времена года, время суток
К экологическим факторам, способствующим аддиктивному поведению относятся:
— загазованность
— сезонное снижение атмосферного давления, особенности биоритмов, сезонность года
К эстетической категории суицидального поведения относится:
Способ суицида
К.Янг выделяет четыре симптома интернет-зависимости:
Навязчивое желание проверить e—mail
Постоянное ожидание следующего выхода в интернет
Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени возле компьютера
Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на интернет
Какое из приведённых положений соответствует концепции «фрустрация — агрессия»
— агрессивное действие детерминирует предшествие фрустрации
— желаемый результат должен ожидаться
— не всякая фрустрация ведет к агрессии(боязнь наказания)
— нельзя фрустрировать тех, кому не на что надеятся
— люди могут научится не агрессивным способам реагирования на фрустрацию
— человек будет вести себя агрессивно, если считает, что с ним поступили несправедливо, незаконно
— в ситуации соперничества могут рассматриватся как фрустрация
Какое из приведённых положений соответствует теории негативного аффекта как источника эмоциональной агрессии:
Любое неприятное чувство является основным подстрекателем эмоциональной агрессии
Классификация правонарушителей:
— ситуативные
— субкультурные
— невротический
— органический
— психотический
— антисоциальная личность
Количество суицидов увеличивается при
Экономических кризисах, переход на летнее время
Коммуникативная компетентность с возрастом имеет тенденцию:
Увеличиваться
Комплекс мероприятий направленных на предупреждение девиантного поведения называется:
Профилактика
Комплекс неполноценности — это причина как социальных проблем, так и стимул для личностного развития (автор):
А.Адлер
Контроль сознания в деструктивных сектах осуществляется посредством (4):
Завоевание контроля над временем человека
Создание у новичка ощущуния беспомощности при одновременном обеспечении его моделями
Манипулирование сознанием путем вознаграждений и наказаний
Манипулирование наградами наказаниями и жизненным опытом
Создание плотно контролируемой системой
Содержание новичков и неведении и неспособности отдавать себе отчет в происходящем
Контроль сознания в деструктивных сектах(по Хассену)осуществляется в четырёх сферах:
Поведение, информации, мышление, эмоции
Концепция суицидального поведения разработана:
А.Г. Абрамовой
Крайние варианты самооценки чаще отмечаются у:
Детей и подростков
Лучшая переносимость болевой чувствительности и связанный с этим поведенческий паттерн характерен для:
Женщин
Методы воздействия на личность в религиозных сектах:
Установление жесткого контроля над волей, сознанием и чувствами членов секты
Формирование психологической зависимости от лидера и организации
Методы психопрофилактической работы:
Информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного соц поведения, психотерапевтические методики
Микросоциальные факторы, способствующие антисоциальному поведению:
— школа, семья: фрустрация в детской заботе, физ. и псих. жесткость, острая травма с фиксацией, несогласованность требований, смена родителей, опекунов
Мотивы приёма подростками веществ:
Изменение эмоционального состояния
Удовлетворение любопытства
Выражение независимости
Познание нового волнующего опыта
Достижение вдохновения
Достижение расслабленности, уход от гнетущего
Мотивы, побуждающие к противоправным действиям:
— стремление к немедленному получению удовольствия
— конфорту
— высокому соц. статусу
— самоутверждение
— аппозиционное поведение
— поведенческие стериотипы
— агрессия
-садизм
— принадлежность группе получать одобрение
— стремление к риску
— фрустрация
— альтруизм
Мужские и женские стили полоролевого поведения (по Русалову) базируются на различиях
Гендерных различиях психомоторики
Скоростных характеристиках
Предметной пластичности
Эргичность
Предметная пластичность
Наиболее значим для оценки нормативности и девиантности представителя той или иной профессии считается один из следующих стилей деятельности:
Профессиональная деятельность
Наибольшее количество суицидов совершается в:
Подростковом возрасте
Наибольшее количество суицидов совершают
Подростки
Наивность и прямодушие, подчиняемость, нежелание прогнозировать будущие нежелательные события, потребность в утешении и опеке носит название:
феминность
Найдите тип агрессивной личности (По Берковицу):
Эмоционально- реактивный
Инструментальный
Направления психопрофилактической работы:
Психологическая превенция
Психологическая интервенция
Направленность сексуального влечения взрослого человека на ребёнка называется:
Педофилия
Нарцисическое девиантное поведение характерно в большей степени для:
Мужчин
Негативная установка к другому человеку или группе людей — это:
— враждебность
Негативное влияние компьютерных игр(4):
«принятие роли»
Негативные изменения личности и поведения родственников вследствие зависимого поведения какого-либо из членов семьи, называется:
Со- зависимостью
Негативные мысли могут активизировать чувство гнева и агрессивное побуждение?
-да
Некоторые характерные подростковые реакции:
Реакции оппозиции, реакция имитации, реакция компенсации, реакция гиперкомпенсации, реакция эмансипации, реакция группировки, реакция, обусловленная формированием сексуальных влечений
Некоторые мотивы вандализма:
Мат выгода, средство достижения других целей, соц и политические цели, ответ на обиду или оскорбление, возможность поднять свой статус в группе сверстников, чувство враждебности, зависти
Некоторые особенности аддикта:
-смена аддиктивной реализации???
studfiles.net
Девиатное поведение
Почему один человек добивается успеха ценой труда и усилий, а другой пытается получить «своё» исключительно незаконным путём? Почему первый страдает муками совести, а для второго нет никаких моральных принципов и ограничений? Как формируется тонкая грань между приемлемой и асоциальной деятельностью?
Все эти вопросы волнуют учёных из различных отраслей: социологии, криминологии, психологии, психиатрии, медицины, философии. Существует даже отдельная дисциплина — девиантология, возникшая на пересечении этих наук. Она занимается исследованием форм девиантного поведения, возможных причин девиаций и разработкой методов профилактики. А вот особенности личности, склонной к девиациям, а также ситуационные реакции, отличительные от принятых норм, сделала предметом изучения психология девиантного поведения.
Понятие девиантного поведения в психологии
В переводе с латыни девиация — отклонение от чего-либо. Девиантное поведение — деятельность, несоответствующая общепринятым нормам, нарушение правил и официально установленных законов, а также игнорирование социальных требований. Иными словами, поведение, частично или полностью нарушающее, принятые в социуме стандарты.
Вопреки бытующему мнению, отклонение не всегда имеет отрицательный характер. К позитивным девиациям относят так называемое социальное творчество: созидательный процесс, направленный на совершенствование и развитие социальных отношений, а также внесение качественно новых форм деятельности. Например, активная общественная позиция, патриотическое движение, поддержание традиций, культурные инновации. Негативное девиантное поведение несёт в себе деструктивную функцию, и связано с понятиями агрессии, насилия, разрушения. Причём локус контроля варьируется от внешнего, направленного на общество, до внутреннего— саморазрушение. Среди распространённых отрицательных форм: алкоголизация, преступность, наркомания, бродяжничество, вандализм, суицид. Девиации — неотъемлемые составляющие любого социума, а степень их выраженности напрямую зависит от социально-политического, экономического и духовного развития общины. Соответственно высокий уровень жизни, наличие возможностей для самореализации и достижения высших благ, способствуют низкой преступности и агрессивности.
Основные подходы в изучении девиантного поведения
Существует огромное количество теорий, посвящённых изучению девиантного поведения. Все подходы можно разделить на 3 группы: биологические, социальные, психологические.
Биологические доктрины объясняют природу возникновения девиаций исходя из физических характеристик индивида: конституции тела, наследственной предрасположенности, хромосомных аномалий, сбоев в работе эндокринной системы. Самая известная теория принадлежит Чезаре Ломброзо. Итальянский криминалист и судебный психиатр, он много лет проработал тюремным врачом, что позволяло ему проводить антропологические исследования преступников. Ломброзо пришёл к выводу: наследственно-биологические факторы (особое строение черепа, особенности внешности, генетическая предрасположенность) являются основополагающими факторами возникновения девиантности. В своё время теория Ломброзо была одной из самых популярных, но учёный так и не смог до конца доказать причинно-следственную связь между физиологией и склонностью к совершению преступлений. Тем не менее именно его труд стал основой для развития нового направления — девиантологии.
Социальные теории основываются на убеждении, что именно общество — причина отклоняющегося поведения. Например, теория конфликта объясняет возникновение девиаций в ответ на неравенство в распределении власти и благ. В любом обществе есть классовое распределение, и зачастую переход на более высокую ступень иерархии усложняется законами и правилами социума. Представители этой теории считают, что преступность невозможно искоренить пока будут существовать привилегированные слои населения.
Большинство психологических теорий видят причины девиантного поведения в структуре личности человека: конфликт между бессознательным и сознанием, психологические реакции на невозможность удовлетворения базовых потребностей, особенности характера. При этом данный подход не исключает роль среды обитания и влияния наследственных факторов на стадии становления личности, склонной к проявлению девиантного поведения.
sam-sebe-psycholog.ru