Дэвидсон ричард: Автор: Дэвидсон Ричард | новинки 2023

Читать онлайн «Эмоциональная жизнь мозга», Ричард Дэвидсон – Литрес

Алгоритмы мозга уникальны, и они влияют па то, как мы думаем и что чувствуем. Хорошая новость: мы можем их менять!

RICHARD J. DAVIDSON

SHARON BEGLEY

THE

EMOTIONAL

LIFE OF YGUE

BRAIN

Hudson

Street

Press

Перевела с английского Ю. Кожемякина

ISBN 978-1594630897 англ.

ISBN 978-5-4461-0515-1

© Hudson Street Press, 2012

© Перевод на русский язык ООО Издательство «Питер», 2017

© Издание на русском языке, оформление ООО Издательство «Питер», 2017

© Серия «Сам себе психолог», 2017

Если вы верите большей части книг по самосовершенствованию, статьям по популярной психологии и врачам из телевизора, в таком случае вы, вероятно, предполагаете, что реакция людей на важные события в жизни довольно предсказуема. Большинство из нас, в соответствии с мнением «экспертов», действуют практически одинаково при каком-либо переживании: есть одна и та же скорбь, которую испытывают все; есть определенная последовательность событий, которые происходят, когда мы влюбляемся; есть стандартная реакция на измену; существуют типичные способы почти для каждого нормального человека определенным образом отреагировать на рождение ребенка, на то, что вас недооценивают на работе либо на невыносимые нагрузки, на вызывающее поведение подростков, а также на неизбежные изменения, которые происходят с нами с годами.

Вышеупомянутые «эксперты» уверенно рекомендуют шаги, которые мы все можем предпринять, чтобы вновь стать эмоционально устойчивыми, выдержать неудачу в жизни или любви, стать более (или менее) чувствительными, управлять страхами, не сомневаясь в своих силах… и чтобы во всем стать такими, какими мы хотели бы.

Но мои исследования, длящиеся уже более тридцати лет, показали, что эти предположения в духе «один-размер-подходит-всем» в эмоциональной сфере обоснованы даже меньше, чем в медицине. Так, например, ученые проводят исследования, как образцы ДНК человека будут реагировать (помимо всего прочего) на предписанные лекарственные препараты. Данные исследования положили начало эпохе персонализированной медицины, когда лечение, получаемое одним пациентом против определенного заболевания, будет отличаться от того, которое получает другой пациент с той же болезнью. Происходит это по той существенной причине, что гены двух пациентов не могут быть идентичны. (Один важный пример, подтверждающий это: безопасное количество варфарина, средства для разжижения крови, которое пациент может принять, чтобы предотвратить тромбы, зависит от того, как быстро его гены усваивают лекарство.

) Когда дело касается того, как люди реагируют на все, что преподносит им жизнь, как они могут развить и воспитать в себе способность испытывать радость, создавать отношения, построенные на любви, противостоять неудачам и в целом жить полной жизнью, предписания должны быть индивидуальными. В данном случае дело не только в том, что наши ДНК различны, – хотя это действительно так и ДНК, разумеется, влияет на наши эмоциональные особенности, – но и в том, каковы наши шаблоны активности головного мозга. Как медицина завтрашнего дня может быть ориентирована на расшифровку ДНК пациента, так и психология дня сегодняшнего может быть обусловлена целью понять характерные шаблоны активности мозга, лежащие в основе эмоциональных особенностей и состояний, которые определяют каждого из нас.

За все время моей деятельности в качестве невролога я видел тысячи людей, которые имели реакции одинакового происхождения, но при этом отвечали совершенно различными способами на одни и те же события в жизни. Например, одни оставались жизнерадостными, сталкиваясь со стрессом, в то время как другие становились встревоженными, подавленными, неспособными действовать при неблагоприятных событиях. Жизнерадостные люди так или иначе могут не только выдержать различные стрессовые ситуации, но и извлечь из этого пользу, превратить неудачу в преимущество. Это и есть та загадка, которая до сих пор побуждает меня проводить исследования в данной области. Я хотел узнать, чем обусловлены реакции разных людей на развод, смерть любимого человека, потерю работы или любое другое несчастье. Также меня интересовало, что определяет реакцию людей на триумф в карьере, завоевание любимого человека, осознание того, что ради них друг пройдет даже по горящим углям, на разные причины для счастья. Как и почему люди так сильно различаются своими эмоциональными откликами на успехи и неудачи в жизни?

Ответ, возникший в ходе моей работы, состоит в том, что разным людям свойственны разные эмоциональные типы, которые представляют собой совокупность эмоциональных реакций и переживаний, которые различны по своему виду, интенсивности и продолжительности.

Как каждый человек имеет уникальные отпечатки пальцев и черты лица, так и у каждого из нас своя уникальная совокупность эмоциональных параметров, которые являются частью того, что мы собой представляем. Те, кто нас хорошо знает, часто могут предсказать, как мы отреагируем на определенный эмоциональный вызов. К примеру, я по своему эмоциональному типу достаточно оптимистичный и оживленный человек, принимаю вызовы судьбы, быстро восстанавливаюсь после неудачных событий, но порой склонен волноваться насчет вещей, находящихся за пределами моего контроля. (Мама, поражаясь моему радостному характеру, называла меня своим «веселым мальчишкой».) Эмоциональный тип – это причина, по которой одни из нас довольно быстро восстанавливаются после болезненного развода, а другие погружаются в самобичевание и отчаяние. Вот почему один из единокровных братьев быстро приходит в норму после потери работы, а второй чувствует себя неудачником на протяжении нескольких лет. Эмоциональный тип – причина, почему одна из подруг выступает в роли жилетки, в которую все плачутся, тогда как другая держится в стороне – в эмоциональном плане и буквально – всякий раз, когда ее друзья или семья нуждаются в сочувствии и поддержке.
Вот почему некоторые люди могут считывать язык тела и интонации голоса как с рекламного щита, тогда как для других эти невербальные сигналы все равно что иностранный язык. И вот почему некоторые люди могут проникнуть в суть таких состояний своего ума, сердца и тела, о возможности существования которых остальные даже не имеют представления. Каждый день предоставляет нам бесчисленные возможности наблюдать эмоциональные типы в действии. Я провел много времени в различных аэропортах и могу сказать, что редко бывают такие рейсы, которые не предоставляли бы шанс для «полевых исследований». Как мы все, думаю, знаем, причин для изменения расписания рейсов куда больше, чем самолетов, отбывающих из аэропорта О’Хара в пятницу вечером. Это и плохая погода, и ожидание летного экипажа при пересадке, и технические сложности, и даже лампы аварийной сигнализации в кабине пилота, с которыми никто не может разобраться… список можно продолжать и дальше. Таким образом, у меня было немало возможностей наблюдать за реакцией пассажиров (а также за своей собственной), которые, ожидая вылета, слышат объявление о том, что рейс задерживается на час, на два часа, на неопределенное время или вообще отменен.
Разносится всеобщий стон. Но если вы осторожно взглянете на каждого пассажира в отдельности, то увидите широкий диапазон эмоциональных реакций. Вот студент колледжа в толстовке с капюшоном, покачивающий головой в ритм музыке, льющейся ему в уши из наушников, едва взглянул вокруг и опять сосредоточился на iPad. Вот молодая мать, путешествующая с маленьким ребенком, который постоянно вертится, бормочет: «Ох, ну просто замечательно!», после чего хватает его и направляется в сторону ресторанного дворика. Тут же и женщина в деловом костюме: она быстро подходит к сотруднику, стоящему возле выхода на посадку, и спокойно, но решительно требует, чтобы ей подобрали другой рейс, – только доставьте ее на переговоры! Вот седовласый мужчина в сшитом на заказ костюме подскочил к сотруднице аэропорта и достаточно громко, чтобы слышали все, требует ответить, понимает ли она вообще, насколько это важно для него – добраться до пункта назначения? Он настаивает, чтобы девушка позвала своего начальника, и к этому моменту уже с покрасневшим лицом кричит, что сложившаяся ситуация абсолютно недопустима.

Хорошо, я готов поверить в то, что подобные задержки рейсов одним людям доставляют больше проблем, чем другим. Не успеть прилететь к постели умирающей матери – это действительно катастрофа. Конечно, для кого-то пропустить деловое совещание, которое очень важно для компании, основанной вашим дедушкой, гораздо хуже, чем опоздание на полдня для студента, летящего домой на зимние каникулы. Тем не менее я всерьез предполагаю, что то, как люди реагируют на задержку рейса, связано не столько с внешними обстоятельствами, сколько с их эмоциональными типами.

Существование эмоциональных типов ставит перед нами некоторое количество вопросов. Самый очевидный из них: когда эмоциональные типы проявляются впервые? На начальном этапе зрелого возраста, когда устанавливаются шаблоны мышления и поведения, определяющие, какими людьми мы станем? Или, как могли бы утверждать последователи генетического детерминизма, еще до рождения? Остаются ли эти шаблоны эмоциональной реакции неизменными и стабильными на протяжении всей нашей жизни? Менее очевидный вопрос, который возник в ходе моих исследований, таков: влияет ли эмоциональный тип на физическое здоровье? (Одна из причин, по которой можно заподозрить, что влияет, следующая: люди, страдающие депрессией, гораздо более склонны к некоторым болезням, таким как инфаркт и астма, нежели люди, у которых депрессий не было.

) И, возможно, наиболее принципиальный вопрос: каким образом мозг создает эмоциональные типы? Соединены ли они с нашей нервной системой каким-то определенным способом, или же мы способны как-то изменить это – и таким образом изменить то, как мы поступаем и реагируем, сталкиваясь с удовольствиями либо с несчастьями? А если мы способны как-то изменить свой эмоциональный тип (в главе 11 вам будут предложены некоторые методы для достижения этого), влечет ли это за собой небольшие изменения в мозге?

 

Шесть аспектов

Итак, чтобы не заставлять вас ждать и объяснить более конкретно, что я имею в виду под эмоциональными типами, начну с изложения самого основного. Существуют шесть аспектов эмоциональных типов. Мысль об этом не просто однажды осенила меня. Не стоит думать, что она всего лишь результат решения, что число шесть неплохо бы смотрелось. Напротив, эта мысль возникла благодаря систематическим исследованиям основы эмоций, относящейся к нервной системе. Каждый из этих шести аспектов имеет специфический, легко опознаваемый нейронный признак – хороший показатель того, что они реальны, а не просто представляют собой умозрительную концепцию. Можно предположить, что аспектов больше, чем шесть, но это маловероятно: основные эмоциональные контуры в мозге на данный момент довольно хорошо поняты, и, если мы полагаем, что научно обоснованы только те аспекты эмоций, которые можно проследить по отношению к процессам мозга, тогда шесть аспектов полностью характеризуют эмоциональный тип.

Каждый аспект описывает совокупность тесно связанных друг с другом явлений. Некоторые люди впадают в те или иные крайности этой совокупности, тогда как другие остаются где-то посередине. Комбинация того, где вы находитесь в каждом аспекте, представляет собой ваш общий эмоциональный тип.

Аспект устойчивости к внешним воздействиям. Можете ли вы избавиться от последствий неудачных событий или же теряете самообладание? Когда вы сталкиваетесь с эмоциональным или другим вызовом, способны ли вы проявить упорство и решимость солдата или чувствуете себя настолько беспомощным, что капитулируете? Если вы поспорили из-за чего-то со своей второй половиной, омрачит ли это оставшуюся часть дня или вы сумеете быстро оправиться и оставить все это позади? Если вам преподнесли неприятный сюрприз, вы приходите в норму и снова бросаетесь на ринг жизни или просто таете и становитесь лужицей, состоящей из депрессий и покорности? Реагируете ли вы на невзгоды решительно или сразу сдаетесь? Люди, пребывающие на одном полюсе этого аспекта, быстро восстанавливаются после неудач, а пребывающие на другом – медленно восстанавливаются, лишенные сил обрушившейся на них неудачей.

Аспект прогнозирования будущего. Как часто вы позволяете эмоциональным тучам омрачать солнечный прогноз на события вашей жизни? Поддерживаете ли вы высокий уровень энергии и продолжаете заниматься своими делами, даже если все идет не так, как вам нужно? Или вы склонны к цинизму и пессимизму и с трудом замечаете хорошее? Людей, находящихся на одном полюсе спектра прогнозирования, можно назвать позитивными, на противоположном – негативными.

Аспект социальной интуиции. Можете ли вы читать язык тела и интонации голоса других людей как открытую книгу? Чувствуете ли вы, хотят они поговорить или побыть в одиночестве, напряжены до предела или расслаблены? Или вы не понимаете – а то и вообще не замечаете – внешних признаков психических и эмоциональных состояний человека? Люди, находящиеся на одном полюсе данного спектра, – это социально-интуитивный тип, на другом – непонимающие.

Аспект самосознания. Вы осознаете собственные мысли и чувства и настроены на принятие сообщений, которые посылает вам тело? Или же вы действуете и реагируете, не зная, почему вы делаете то, что делаете, так как ваш внутренний мир сокрыт от сознания? Спрашивают ли вас близкие, почему вы не занимаетесь самоанализом? Может быть, они не понимают, почему вы как будто не обращаете внимания на то, что вы встревожены, ревнивы, нетерпеливы или находитесь под угрозой? Люди, стоящие у одного края данного спектра, осознают себя, у другого – от себя скрыты.

Аспект чувствительности к ситуации. Способны ли вы улавливать общепринятые правила социального взаимодействия, чтобы не рассказывать боссу скабрезную шуточку, которую вы поведали своему супругу, и не пытаться позвать кого-либо на свидание, находясь на похоронах? А может, вас сбивает с толку, когда люди говорят, что ваше поведение неуместно? Если вы находитесь на одной крайней точке типа чувствительности к ситуации, то вы улавливаете контекст, если на другой – не улавливаете.

Аспект внимательности. Можете ли вы отсеивать эмоциональные и любые другие отвлекающие факторы и оставаться сосредоточенным? Вас так способна захватить видеоигра, что вы не замечаете, как пес просится на улицу, пока он не испачкает пол? Или ваши мысли порхают от текущего задания до утренней ссоры с супругом или страха по поводу предстоящей презентации на работе? С одного края спектра внимательности находятся люди сосредоточенного типа, с другого – несосредоточенные.

У всех нас есть элементы каждого из этих аспектов эмоциональных типов. Можете думать о шести аспектах как об ингредиентах в рецепте вашей эмоциональной структуры. У вас может быть солидная порция сосредоточенного типа внимательности, щепотка улавливания контекста и не так уж много осознания себя, как вам хотелось бы. Вы способны быть настолько позитивными в своих прогнозах на будущее, что это затмевает все прочие аспекты вашей личности, хотя у вас часто проявляется недостаток устойчивости и непонимание социальных ситуаций. То, что вы представляете собой в эмоциональном плане, является определенной комбинацией этих шести компонентов. Так как существует множество способов сочетания шести аспектов, существует и бесчисленное количество эмоциональных типов, и каждый из нас уникален.

Статистические выбросы

Я обнаружил шесть аспектов эмоциональных типов по счастливой случайности, в ходе исследований по аффективной неврологии – науке, которая говорит о том, что эмоции берут начало в мозге. Это не произошло вдруг, я вовсе не сел однажды и решил, что выдумаю различные эмоциональные типы, а потом пошел проводить исследования, которые показали бы, что эти типы существуют. Напротив, с самого начала своей карьеры (о чем я скажу более подробно в следующей главе) я был очарован существованием индивидуальных различий. Даже если вы старательны и пристрастились к чтению научных историй, особенно о психологии и неврологии, вы, вероятно, не замечаете, что выводы, полученные в ходе практически любой научной работы, относятся только к какому-то среднему показателю, то есть к большинству исследуемых объектов. Может быть, это обосновано тем, что избыток вариантов затрудняет принятие решения или что люди выносят этические суждения скорее на основе эмоций, нежели рационально. Не исключено, что данное заключение сделано исходя из того, что человек, вымывший руки, как будто чувствует себя не так неловко от совершения неэтичного поступка или аморальных мыслей, или потому, что люди склонны предпочесть более высокого политика тому, кто ниже ростом. Вы редко читаете о том, что средняя реакция объединяет в себе широкий диапазон реакций, так же как «средний вес» взрослых людей в вашем районе. Сообщая только об обычных явлениях, сосредоточиваясь на них, мы рискуем упустить что-то интересное и крайности – простым примером могут быть люди, имеющие избыточный вес, и те, кто страдает анорексией (об их существовании вы бы даже не подозревали, если бы видели только людей среднего веса, скажем, в восемьдесят килограммов).

Так же обстоит дело с психологическим поведением и эмоциональными откликами. Почти всегда есть люди, выделяющиеся из общей статистики, – те, которые не судят членов своей этнической или национальной группы более снисходительно, чем людей, которые от них отличаются, или те, которые не следуют указанию применять электрошок к кому-то за экраном, чтобы помочь ему «учиться лучше»[1]. Меня всегда привлекало к таким посторонним, убежденным в том, что исследования человеческого поведения, мышления и эмоций должны пытаться решить вопрос об индивидуальных различиях. Более того, я уже давно сделал вывод о том, что факт наличия индивидуальных различий действительно является наиболее выдающейся характеристикой эмоций.

Прозрение пришло ко мне после случайного открытия: оказывается, уровень активности префронтальной коры головного мозга одного человека может быть в тридцать раз выше, чем у другого. Данная активность связана с ощущением счастья, выбором подхода к решению задачи, а также со страхом, отвращением, тревогой и избеганием эмоциональной вовлеченности. С тех пор я сосредоточил свое исследование на индивидуальных различиях, что привело меня к концепции эмоциональных типов и аспектов, из которых они состоят.

Каждый из нас по-разному отвечает на эмоциональные триггеры, и разговоры о «большинстве людей» и «обычном человеке» немного неуместны. Я считаю, что понимание природы этих отклонений даст каждому из нас возможность последовать классическому императиву «познай себя».

Кроме того, это приведет и к другим реальным последствиям. Изучение различных вариантов эмоциональных реакций позволит нам прогнозировать, кто склонен к психическим заболеваниям, кто имеет уровень тревожности и печали, который пока что не дотягивает до клинического заболевания, кто устойчив в столкновениях с неприятностями.

Разум, идущий из мозга

Важно отметить, что каждый аспект эмоционального типа основан на определенных шаблонах деятельности мозга. Изображение мозга показывает нам, что эти аспекты не появились из ниоткуда. Скорее наоборот, они отражают измеримую внутреннюю биологическую активность – особенно коры головного мозга и лимбической системы, показанных на рисунке ниже.


Несмотря на то что местонахождением эмоций долгое время считалась лимбическая система (в том числе полосатое и миндалевидное тела), кора головного мозга также обусловливает наше эмоциональное состояние и настроение.

Я считаю, что понимание нейронного происхождения аспектов эмоциональных типов даст вам возможность распознать собственный эмоциональный тип. На таких шаблонах я сосредоточусь в главе 4, но давайте предварительно рассмотрим их здесь. Область зрительной зоны коры головного мозга (скопление нервов с задней стороны мозга) специализируется на распознавании отдельных индивидов из группы (людей или предметов), с которой вы уже сталкивались. Так, например, эта область проявляет активность, когда коллекционер классических автомобилей тщательно рассматривает Nash Healey 1952 года выпуска и Shelby Cobra 1963 года или когда любой человек изучает чужое лицо, поскольку в том, что касается лиц, у нас всех есть опыт. В сущности, веретенообразная извилина изначально была названа веретенообразной зоной распознавания лиц, поскольку ученые полагали, что она подвергает рассмотрению только лица, а не другие распознаваемые области. Оказалось, что люди, неспособные почувствовать чужие эмоции (например, дети-аутисты, а также те, кто не улавливает контекст в аспекте социальной интуиции), обладают довольно низкой активностью в зоне веретенообразной извилины. В главе 7 я расскажу, какое мы сделали открытие и что может быть предпринято для изменения ввода данных в мозг, чтобы повысить активность веретенообразной извилины, подтолкнув таким образом кого-либо к границе аспекта социальной интуиции. Когда я объясняю на занятиях или любым слушателям, что люди обладают отличными друг от друга эмоциональными типами и что эти типы отражают конкретные шаблоны активности мозга слушатели предполагают, что типы должны быть постоянными и, вероятно, генетически обоснованными. Действительно, в течение десятилетий неврологи считали, что мозг взрослого человека существенным образом постоянен по своей форме и функциям. Но сейчас мы знаем, что это представление о статичном, неизменном мозге ошибочно. Напротив, у мозга есть качество, названное нейропластичностью, – это способность в значительной мере изменять свою структуру и функции. Такие изменения могут быть результатом как опыта, который мы приобретаем, так и наших мыслей. Мозг скрипача-виртуоза, к примеру, демонстрирует не слишком значительное увеличение размера и повышение активности в зонах, которые контролируют пальцы, а мозг лондонского водителя такси, который учится ездить по безумно запутанной сети улиц (их двадцать пять тысяч!), демонстрирует значительный рост гиппокампа – зоны, связанной с контекстной и пространственной памятью. Игра на пианино и изучение карты города – примеры интенсивного сенсорного и получаемого в процессе обучения опыта во внешнем мире.

 

Но мозг может также изменяться в ответ на запросы, создаваемые внутренне, – другими словами, в ответ на наши мысли и намерения. Эти изменения включают в себя перемены в функциях зон мозга, расширение или сокращение размера нейронной зоны, выполняющей данную задачу, усиление или ослабление связи между разными областями мозга, нарастание или убывание уровня активности определенных контуров мозга, а также модулирование нейрохимической службы доставки, которая непрерывно действует в мозге.

Мой любимый пример того, как мысль может коренным образом привнести изменения в мозг, это эксперимент, который я называю виртуальным уроком игры на пианино. Ученые, возглавляемые Альваро Паскалем-Леоном из Гарвардского университета, попросили часть группы добровольцев выучить простой отрывок для клавишных, который можно сыграть пятью пальцами, и практиковаться снова и снова в течение недели, играя правой рукой. Далее они использовали нейровизуализацию, чтобы измерить, какое количество двигательной области коры головного мозга будет отвечать за движение пальцев, и обнаружили, что интенсивная практика способствует увеличению соответствующей области. Это не было так уж неожиданно, поскольку другие эксперименты показали, что обучение специфическим движениям способствует такому увеличению. Другой половине группы добровольцев предложили только представлять, что они играют по нотам (на самом деле они не прикасались к клавишам). Исследователи измерили, отреагировала ли двигательная область коры головного мозга. Результат был положительным. Область, контролирующая пальцы правой руки, увеличилась у виртуальных пианистов так же, как и у добровольцев, которые действительно играли на пианино. То есть мышление само по себе увеличило количество площади, которую выделяет двигательная область на конкретную функцию.

Учитывая, что эмоциональные типы – продукт всех данных функций мозга (связей, контуров, соотношений структура/функция и нейрохимии), мы получаем неоспоримый вывод: поскольку мозг содержит в себе физические основы эмоциональных типов и может изменяться в данных основополагающих областях, то способны изменяться и сами эмоциональные типы. Да, наш эмоциональный тип – это результат действия схем мозга, которые закладываются в раннем возрасте согласно наследуемым от родителей генам и имеющимся у нас знаниям. Но эти схемы не зафиксированы навечно. Хотя эмоциональный тип, как правило, остается стабильным с течением времени, он может быть изменен как опытом, приобретенным по счастливой случайности, так и сознательным, намеренным усилием в любой момент жизни – посредством культивации определенных психических качеств и привычек. Я не говорю о том, что теоретически можно изменить ваше положение в непрерывном спектре эмоционального типа или что этот сдвиг возможен только в принципе. Во время моей исследовательской работы я обнаружил практические эффективные способы сделать это. Я объясню эту тему подробнее в главе 11, сейчас же достаточно будет сказать, что вы можете модифицировать свой эмоциональный тип для того, чтобы улучшить свою устойчивость, социальную интуицию, чувствительность к собственным внутренним эмоциональным и физиологическим состояниям, копинговые стратегии (способы переживания), внимательность и чувство благополучия. Поразительный факт заключается в том, что с помощью только лишь умственной деятельности мы можем намеренно изменять свой мозг. Умственная деятельность, начиная от медитации и заканчивая когнитивно-поведенческой терапией, способна вносить изменения в функции мозга в определенных контурах, в результате чего вы можете развить более обширное понимание социальных сигналов, более глубокую чувствительность к своим чувствам и телесным ощущениям и более последовательное позитивное прогнозирование событий. Короче говоря, через обучение ума вы в силах изменить шаблоны деятельности своего мозга и саму структуру мозга таким образом, что это изменит ваш эмоциональный тип и улучшит вашу жизнь. Я полагаю, это основной этап взаимодействия ума и тела.

Ричард Дэвидсон «Медитация и наука»

— Сейчас мы переживаем продолжительную изоляцию и живем в стрессовой обстановке. Как можно эффективно культивировать в себе способность к внутреннему благополучию, не зависящему от внешних обстоятельств?

— Очевидно, что тот путь, которым мы идем как общество, не является особенно самодостаточным и здоровым, поэтому мы стремимся к тому, чтобы мир после пандемии признал важность внутреннего благополучия. Помимо невероятных страданий, возникших как прямое следствие вируса, пандемия пошатнула психическое здоровье людей из-за влияния карантина, физического дистанцирования и резких перемен в жизни. Я думаю, все мы можем представить мир после пандемии, который будет лучше и благополучнее, где тренировка ума станет неотъемлемой системной составляющей. 

Я также верю в то, что, возможно, существует множество других стратегий, которые можно применить, чтобы культивировать благополучие. Например, очень эффективным показало себя вовлечение подростков в волонтерскую работу. Особенно сейчас, во время пандемии, когда возникает столько нужд и столько возможностей сделать принести пользу своему сообществу.

— Медитация сейчас — это привилегия относительно обеспеченных людей с образованием. Как сделать практики внимательности доступными для тех, кто вынужден бороться за свое существование и лишен привилегий? 

— Это невероятно важный для нас вопрос. Мы сотрудничаем с несколькими группами людей, лишенных привилегий и переживших серьезные травмы. Приведу пример: мы только что закончили собирать данные в рамках одного исследования в Колумбии среди группы девочек-подростков, переживших физическое и сексуальное насилие. Эти девочки смогли принять участие в недельном интенсивном лагере прошлым летом. Сейчас мы заканчиваем анализ данных, рассматривая симптомы тревожности, депрессии, пост-травматические симптомы, но уже сейчас можно сказать, что мы увидели огромные изменения, которые произошли всего за 1 неделю интенсивной интервенции. Туда также были включены также другие практики из психологии и других наук, потому что мы хотели объединить стратегии, которые, на наш взгляд, были бы наиболее полезны.

Кроме того, вместе с нашими друзьями и коллегами из Мексики мы проводим тренинги по обучению учителей, репетиторов, директоров школ, и следим за потенциальным влиянием такого тренинга на детей, которые в большинстве своем живут за чертой бедности. Нам предстоит ещё долгий путь, но уже есть знаки, указывающие на то, что многие из этих методов могут применяться правильным образом среди среди людей, живущих в экстремальных условиях и и могут приносить огромную пользу, поддерживая этих людей и помогая им справляться с теми трудностями, с которыми они сталкиваются.

— Как влияет медитация на людей с расстройствами аутического спектра?

— У нас сейчас есть очень явные доказательства о влиянии медитации на здоровье людей с расстройствами аутистического спектра. Уверен, многие из вас знают, что аутистический спектр довольно широк, и среди этого спектра есть значительные вариации. Также общее исследование на тему аутизма говорит о том, что существует множество факторов, которые способствуют аутизму, это не такое простое расстройство, это невероятно сложное состояние. Скотт Андерсон из Университета Висконсина получил образование в области кинезиологии и проводит расширенные исследования на эту тему, которые доказали большое влияние определенных дыхательных и других практик на людей с аутизмом. Сейчас в этой области ведутся исследования, но пока они все еще на начальном этапе.

— Есть ли исследования о влиянии созерцательных практик на больных Альцгеймером и Паркинсоном?

— Мы знаем, что болезнь Альцгеймера и болезнь Паркинсона являются нервными дегенеративными заболеваниями, некоторые симптомы которых возникают не только из-за первичных проблем с мозгом, но и как распространившаяся воспалительная реакция. Одна из очень интересных возможностей состоит в том, что медитация может быть очень полезной для снижения воспалительных процессов. Мы знаем, что медитация, особенно практики сострадания, по-настоящему помогают уменьшить воспалительные процессы в теле, и этому есть хорошие доказательства. Мы пока не знаем, окажут ли эти практики такое же влияние на уменьшения воспаления в мозге. Только недавно, последние 5 лет, у нас впервые появились неинвазивные способы измерять воспаление в человеческом мозге. Сейчас мы начинаем проводить подобные исследования в нашем центре, чтобы узнать, оказывают ли определенные медитативные практики прямое влияние на воспаление мозга. Если это окажется так, это будет очень важным шагом на пути к пониманию, насколько медитация может быть полезна людям с такими нервными дегенеративными заболеваниями, как Паркинсон и Альцгеймер.

— Вопрос о взаимосвязи тела и ума. Что сейчас известно науке о «расположении» сознания в теле?

— Прекрасный вопрос, можно отвечать на него часами. Современная нейронаука на Западе имеет, как мне кажется, очень ограниченное представление о том, из чего состоит ум. Если взять классические учебники по нейронауке, вы в основном увидите, что ум определяется тем, что делает мозг, и, на мой взгляд, это очень поверхностное и редукционистское утверждение. По поводу того, о чём вы говорите, я хочу рассказать об одном случае, который произошёл очень давно, в 1992 году. Мы показывали группе молодых монахов из монастыря Намгьял в Дхарамсале, как устанавливать электроприборы на голову. Увидев электрическую шапочку, они стали смеяться. Но выяснилось, что они смеялись не из-за шапки, которую тогда надели на Франциско Парелло и выглядел в ней он довольно смешно, а потому что мы говорили, что будем изучать сострадание, но подсоединили электроприборы к голове, а не к сердцу.

Меня часто спрашивают, есть ли какие-нибудь исследования об изменениях в сердце, происходящих во время практики. Ответ — да. Одна из потрясающих вещей, которую мы обнаружили у многолетних практикующих, состоит в том, что во время медитации на сострадании невероятно усиливается синхронность, или коммуникация, между определенными областями мозга и сердца. Потенциально это очень интересная догадка о том, что происходит во время медитации на сострадании и, возможно, она усиливает известную нам взаимосвязь мозга и тела. 

— В чем разница между влиянием, которое оказывают на тело, ум и мозг формальные и неформальные практики?

 — Необходимо заниматься как формальной сидячей практикой, так и активной. Активная практика — это например, практика во время ходьбы, во время общения, во время физических упражнений, во время стирки. Можно заниматься практикой во время повседневных дел. Но пока мы не знаем, оказывают ли такие практики такой же эффект на мозг, как те, что мы выполняем более формально. Эти два типа практик еще никогда не сравнивались на систематической основе. Если вам сложно делать выполнять формальную практику сидя на подушке, но удается практиковать, когда идёте, общаетесь, делаете физические упражнения, то, пожалуйста, продолжайте это делать. Я всегда говорю, что лучшая медитация, которую можно сделать, это та, которую вы выполняете. Очень важно, чтобы практика была постоянной и регулярной. Поэтому, если вы можете выполнять практику, занимаясь активными делами, продолжайте стараться, и если в какие-то моменты вы можете делать более формальную практику на подушке, это тоже будет полезно. Прислушайтесь к своему телу, к своему состоянию и используете это в качестве руководства.

— Нужно ли заниматься практикой долгое время, чтобы произошли положительные изменения в мозге? 

— Честный ответ на твой вопрос — мы не знаем. Мы действительно не знаем, сколько нужно выполнять формальную практику, чтобы достичь определенных изменений. Научное исследование пока находится на начальном этапе. То, что мы знаем точно, это что мозг людей, которые посвящают много времени формальной практике, очень сильно отличается от мозга обычных людей. 

Мы изучили случай выдающегося тибетского мастера Мингьюра Ринпоче и смогли установить показатели старения его мозга. Это были серьезные сканирования МРТ, которые проводились в течение 12 лет, поэтому нам удалось изучить, как быстро стареет его мозг за эти годы. Мы сравнили эти данные с контрольной группой, которая в тот же период времени никогда не медитировала. Мы обнаружили, что мозг Мингьюра Ринпоче стареет намного медленнее. Мы не ожидали увидеть такие уникальные глубокие изменения. Сейчас пока мы просто не знаем, зависят ли эти изменения от многолетней формальной практики или нет. Мы не знаем, возможно ли достичь похожего эффекта с помощью активных практик. Когда мы проводили эксперимент с медитаторами, которые живут в полу=ретритном режиме в Дхарамсале, один из них нам очень скромно сказал, что он так много медитирует, потому что у него не очень хорошие способности, и ему это нужно, и что есть люди, которым не нужно столько медитировать. Так что на самом деле, мы не знаем. Этими вопросами нам еще предстоит заняться в будущем.

— Проводились ли какие-нибудь исследования в этой области на стыке христианской медитации и нейронаук?

— Было бы здорово увидеть, как расцветает живая созерцательная нейронаука в разных религиозных и духовных традициях. Сейчас в некоторых традициях она появляется. Как я знаю, уже ведется работа о том, какое влияние оказывают центрирующие (centering) молитвы в христианской традиции на мозг и поведение. Эта работа пока что находится на очень ранней стадии. Ученых, которые занимаются этой работой, не очень много. Конечно, мы надеемся увидеть развитие этих исследований в разных религиозных традициях, но на это требуется время. 

измененных черт — Ричард Дж. Дэвидсон

Издательство Penguin

Купить на амазоне

купить у пингвина

Купить в Barnes & Noble

КУПИТЬ АУДИО НА ITUNES

КУПИТЬ АУДИО НА AUDIBLE

Купить копию сейчас

«Эта книга действительно может изменить вашу жизнь. Дэниел Гоулман и Ричард Дэвидсон не только показывают силу медитации, но и умнейший способ практиковать с максимально возможной пользой. «Измененные черты» — это ваша дорожная карта к более осознанной, сострадательной и полноценной жизни — кто этого не хочет?
— Арианна Хаффингтон, автор бестселлера «Нью-Йорк Таймс» «Революция сна

». За последние двадцать лет медитация и внимательность превратились из чего-то вроде крутого в вездесущий пластырь для исправления всего, от вашего веса до ваших отношений с вашим уровень достижений. Раскрывая здесь передовые исследования, которые сделали их гигантами в своих областях, Ричард Дэвидсон и Дэниел Гоулман показывают нам правду о том, что медитация действительно может сделать для нас, а также о том, как именно получить от нее максимальную пользу. Отметая распространенные заблуждения и нейромифологию, чтобы открыть читателям глаза на то, как данные искажаются для продажи методов тренировки ума, авторы демонстрируют, что помимо приятного утверждает, что умственных упражнения могут произвести, реальная отдача — это прочные черты личности , которые могут возникнуть. Но короткие ежедневные дозы не приведут нас к наивысшему уровню устойчивых положительных изменений — даже если мы будем продолжать в течение многих лет — без конкретных добавок.

Мы нуждаемся не только в часах, нам нужна умная практика, включающая в себя важные ингредиенты, такие как целенаправленная обратная связь от главного учителя и более широкое, менее привязанное представление о себе, чего нет в широко распространенных версиях тренировки ума. Авторы также раскрывают последние данные из собственной лаборатории Дэвидсона, которые указывают на новую методологию разработки более широкого спектра методов тренировки ума с большими последствиями для того, как мы можем извлечь наибольшую пользу из практики.
            
Увлекательная, убедительная и основанная на новых исследованиях, эта одна из тех редких книг, которые способны изменить нас на самом глубоком уровне.

Похвала за измененные черты

«Удачный синтез замечательной карьеры авторов, выросшей из интуиции, которой они поделились, будучи студентами, о том, что в медитации есть что-то глубокое и преобразующее, книга «Измененные черты» рассказывает историю того, что было открыто с тех пор, и почему это имеет решающее значение в данный момент. планета.
— Джон Кабат-Зинн, автор книги «Полная катастрофическая жизнь и осознанность для начинающих»
. Этот изысканный дуэт между практичным писателем-научником и новаторским нейробиологом представляет собой демонстрацию силы, раскрывающую, как тренировка ума может трансформировать мозг и наше самоощущение, вдохновляя нас на создание большего чувства благополучия. -бытие, смысл и связь в нашем мире. Браво!
— Дэниел Дж. Сигел, доктор медицинских наук, автор бестселлеров New York Times, Mindsight and Brainstorm
. Вот послание, одновременно мощное и радостное. Дэниел Гоулман и Ричард Дэвидсон раскрывают новаторскую науку, показывающую, как практики осознанности и сострадания могут помочь каждому из нас в отдельности и, следовательно, всей планете. Одна из самых захватывающих книг, которые я читал!
— Чейд-Мэн Тан, автор бестселлеров New York Times «Радость по требованию» и «Ищи внутри себя
». «В этой увлекательной и тщательно проработанной книге Гоулман и Дэвидсон помогают нам разобраться во многих заявлениях, которые сейчас делаются о пользе медитации. Основываясь на собственном многолетнем личном медитативном опыте и постоянно растущем числе научных исследований, Altered Traits открывает новые горизонты в освещении силы медитации для преобразования нашей жизни.
— Джозеф Гольдштейн, автор книги «Осознанность: практическое руководство по пробуждению 9».0022 «Один из самых выдающихся в мире ученых-психологов и самых одаренных научных писателей написал исчерпывающую книгу о науке медитации. Тщательно проработанная и глубоко освещающая книга «Измененные черты» обязательна к прочтению всем, кто интересуется скрытым потенциалом человеческого разума. — Дэниел Гилберт, доктор философии, автор бестселлера New York Times «Спотыкаясь о счастье
». Замечательное сотрудничество двух блестящих и смелых первооткрывателей, книга «Измененные черты» разделяет научную основу и практические реалии замечательного воздействия медитации на изменение сознания. Я лично убедился, что регулярная медитативная практика приносит сострадание, спокойствие и ясность всем нам, от новичков до опытных практикующих.
— Билл Джордж, старший научный сотрудник Гарвардской школы бизнеса; бывший председатель и главный исполнительный директор Medtronic; и автор книги «Открой свой истинный север»
«Измененные черты» — информативная книга, которая наверняка вызовет споры. Настоятельно рекомендуется.
— Журнал «Успех»

Наш основатель | Center for Healthy Minds

Основатель и директор Центра Healthy Minds при Университете Висконсин-Мэдисон

Дэвидсон наиболее известен своей новаторской работой по изучению эмоций и мозга. Друг и доверенное лицо Далай-ламы, он очень востребованный эксперт и оратор, ведущий дискуссии о благополучии на международных площадках, таких как Всемирный экономический форум, где он работал в Глобальном совете по психическому здоровью. Журнал Time назвал Дэвидсона одним из «100 самых влиятельных людей в мире» в 2006 году. Он был избран в Национальную медицинскую академию в 2017 году.

Его исследования в основном сосредоточены на нейронных основах эмоций и эмоционального стиля, а также на методах, способствующих человеческому процветанию, включая медитацию и связанные с ней созерцательные практики. Его исследования сосредоточены на людях на протяжении всей жизни, от рождения до старости. Кроме того, он проводил исследования с людьми с эмоциональными расстройствами, такими как аффективные и тревожные расстройства и аутизм, а также с опытными практиками медитации с десятками тысяч часов опыта. В своих исследованиях он использует широкий спектр методов, включая различные разновидности МРТ, позитронно-эмиссионную томографию, электроэнцефалографию и современные генетические и эпигенетические методы.

Дэвидсон опубликовал сотни научных статей, множество глав и обзоров и является соавтором с Дэниелом Гоулманом книги «Измененные черты: наука раскрывает, как медитация меняет ваш разум, мозг и тело» (Эйвери, 5 сентября 2017 г. ) . Он также является автором вместе с Шэрон Бегли бестселлера The New York Times «Эмоциональная жизнь вашего мозга» (Penguin, 2012). Он был широко представлен в популярных СМИ, включая Today Show , ABC Nightline , Национальное общественное радио , Журнал National Geographic , Журнал Time , Newsweek , O: Журнал Опры , PBS Шоу Чарли Роуза , Международные новостные агентства , Международные новостные агентства Harvard Business Review и дополнительные национальные и 4 .

Дэвидсон — профессор психологии и психиатрии Уильяма Джеймса и Виласа в Университете Висконсин-Мэдисон, где он работает с 1984 года. Он является основателем Healthy Minds Innovations, Inc., внешней аффилированной некоммерческой организации, занимающейся поддержка миссии Центра здорового разума.

Образование

  • Доктор философии, Гарвардский университет, психология, психопатология, психофизиология с небольшим акцентом на поведенческой неврологии и нейроанатомии
  • Бакалавр наук, Нью-Йоркский университет, психология

Награды

  • Научный сотрудник Национального института психического здоровья
  • Награда за заслуги перед Национальным институтом психического здоровья
  • Награда учрежденного исследователя Национального альянса исследований шизофрении и аффективных расстройств (НАРСАД)
  • Награда выдающегося исследователя от NARSAD
  • Премия Уильяма Джеймса стипендиата Американского психологического общества
  • Премия Хиллдейла Университета Висконсин-Мэдисон
  • Награда за выдающийся научный вклад, самая выдающаяся награда в области науки, присуждаемая Американской психологической ассоциацией
  • Премия Мани Бхаумика Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе; первый получатель за продвижение понимания мозга и сознания в целительстве
  • Премия Пола Д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *