СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:ПРОБЛЕМА МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Выпуск 4 (6) 2009
УДК 364
М.И. Григорьева
Кафедра социальной работы юридического факультетаПермский государственный университет. 614990. Пермь, ул. Букирева, 15
Современная социальная работа представляет собой специфический вид деятельности. Теория деятельности позволяет проанализировать феномен социальной работы, использовав междисциплинарные подходы. В статье предлагается философско-методологический взгляд на проблему.
Ключевые слова: практика социальной работы; ценности социальной работы; социальная справедливость
Социальная работа в современном ее понимании для российской науки является понятием новым, лишь в начале 90-х гг. ХХ в. в России начали формироваться научные школы социальной работы (М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой, П.Д. Павленка, Б.Ф. Усманова и других в Москве, Е.Р. Ярской-Смирновой в Саратове, СИ. Григорьева и Л.Г Гусляковой в Барнауле и т. д.). Проблема теоретико-методологического описания социальной работы как теории и практики сегодня интересует науки социологические, психологические, педагогические, медицинские, однако, на наш взгляд, место наук философских при анализе феномена социальной работы особое: философия позволяет представить обобщенно, систематизированно современную социальную работу, так и процесс ее становления в мире и в России.
Социальная работа сейчас понимается как совокупность трех составных: как наука, учебная дисциплина и специфический вид деятельности. При этом социальная работа как наука также изучает сферу человеческой деятельности, функция которой – выработка, систематизация знаний об определенной действительности – социальной сфере и специфической социальной деятельности. П.Д. Павленок считает, что социальная работа может и должна рассматриваться как специфический вид социальной деятельности, то есть деятельности, ориентированной на социальную сферу в целом, на реализацию социальных аспектов всех других видов деятельности.
При этом, на наш взгляд, анализ социальной работы как деятельности необходимо вести с трех сторон: в рамках деятельностного подхода, с позиций философской антропологии и в контексте философской аксиологии. Остановимся на деятельностном подходе к социальной работе.
Проблема деятельности, деятельностный подход является одним из важнейших направлений научных исследований в социально-гуманитарных дисциплинах. Получив теоретическое обоснование в трудах К. Маркса [10], деятельностный подход разрабатывался в психологии (нашел свое отражение в трудах Л.С. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского и др.), философии (такими учеными, как Г.С. Батищев, Э.В. Ильенков, Э.Г. Юдин и др.), социологии (например, в концепции М. Вебера). Вариантов деятельностного подхода как в психологии, так и в философии было несколько, в 60–70-х гг. XX в. среди ученых он был весьма популярен. В настоящее время деятельностный подход как в психологии, так и в философии утратил свои позиции, в его адрес было выдвинуто немало обвинений, связанных с отрицанием идей марксизма-ленинизма, недостаточностью, неполнотой и узостью данной концепции.
Согласно философским концепциям деятельность представляет собой специфическую форму активности человека, направленную на достижение сознательно поставленной цели [15, с. 650]. Философы выделяют определенную науку, изучающую всякую человеческую деятельность, – праксеологию, задачей которой они считают поиск общих законов всякой человеческой деятельности и выведение на этой основе наиболее общих правил такой деятельности [7, с. 9]. В рамках праксеологии принято говорить о разграничении понятий «деятельность», «труд», «практика», «работа».
При этом деятельность представляет собой специфическую человеческую форму активного отношения человека к окружающему миру, направленную на его целесообразное изменение и преобразование. Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование окружающей действительности с целью удовлетворения своих потребностей, на превращение материальных и интеллектуальных ресурсов в нужный для личного или общественного потребления продукт, на производство товаров и услуг. Работа – это профессиональная деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей человека. Практика – это деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества, обеспечивающая создание необходимых условий существования и развития общества. Итак, социальная работа – это работа, труд, практика или деятельность?
Человеческая деятельность – это своеобразное проявление социальной активности, она всегда является результатом общественной деятельности, она безгранична по возможностям своей дифференциации и интеграции. Продукт человеческой деятельности подчиняет себе и определяет все общественные закономерности. Деятельность людей в итоге обретает черты закономерного процесса [6, с. 67–69]. Какие законы сегодня лежат в основе социальной работы как деятельности? С одной стороны, это нормы права, устанавливающие общеобязательные правила поведения каждого члена общества и его ответственность за несоблюдение этих правил. С другой стороны, это нормы морали, нравственности, или, что, как нам кажется, в большей степени отражает сущность социальной работы, ценности социальной работы.
Мы можем наблюдать противоречие, когда нормы права оказываются «аморальными», когда ценности социальной работы не находят своего отражения в нормах права. При этом понимаем, что содержание социальной работы как деятельности определяется ожиданиями общества, его потребностями. Но своей деятельностью субъекты социальной работы (человек или социальная организация) влияют на ожидания общества. То есть происходит процесс трансформации, качественного преобразования субъекта и объекта социальной работы под влиянием друг друга.
Философское осмысление проблемы деятельности в жизни человека показывает, что она выступает как совпадение и относительное несовпадение замысла и результата; достигнутое в результате человеческой деятельности новое (как в сфере материальной, так и духовной культуры) играет важную роль в теоретической и практической деятельности человека.
Сущностью деятельности человека является творчество. Из этого, однако, не вытекает, что любая деятельность носит творческий характер, приводит к возникновению нового. Творчество выходит за рамки физических и духовных потребностей отдельного индивида и в конечном итоге принадлежит человечеству, выражает сущностные силы человека как ролевого существа (именно ролевого, видового, это прежде всего отличает философское понимание человека и человеческой деятельности от иных концепций).
Преобразующий характер деятельности проявляется именно с помощью ее творческой компоненты. Категория «творчество» отражает один из самых глубоких аспектов сущности человеческой деятельности и человека вообще, поэтому требует более внимательного рассмотрения. Творчество – это активность субъекта в процессе развития человеческой деятельности, это совокупная деятельность субъекта, протекающая в исторически определенных формах, это прогрессивный процесс, представляющий собой единство материальной и духовной деятельности, это мыслительная и практическая деятельность, результатом которой является созидание оригинальных неповторимых ценностей, установление новых фактов, свойств, закономерностей а также разработка методов преобразования материального мира или духовной культуры [1, с. 223].
Социальная работа представляет собой процесс социального творчества, в котором люди, включенные в совместную деятельность и являющиеся частью одних и тех же социальных объединений, разделяют схожие взгляды на окружающий мир, рассматривают его как социальную реальность [12, с. 10]. При этом они влияют друг на друга и на весь процесс социальных трансформаций (преобразований) в контексте социальных ожиданий, обусловленных социальными отношениями и практическими условиями их взаимодействия.
Философы выделяют ряд понятийных характеристик категории «деятельность». Одно из них – феномен отчуждения, то есть процесс, в ходе которого результаты активности или сама активность некоторого субъекта по отношению к этому субъекту, отделяясь от него, определяют себя чуждым ему образом [14, с. 397]. Гегель первым придал этому явлению философский смысл, охарактеризовав и описав его как становление действительности (объективацию) в процессе самоотчуждения Абсолютного духа, который возвращается к себе в человеческом сознании. Основываясь на философских выводах и суждениях Гегеля, А.И. Герцен ввел новый термин для обозначения процесса превращения духа в действительность, знания – действие и практику, который назвал «одействование» [14, с. 87]. Третий элемент – это так называемая предметность, то есть активно-преобразовательная составляющая деятельности человека в системе культуры и на ее основе, которая имеет своим результатом реальное изменение условий его существования в реальном мире, выступающем в своей чувственной данности.
Одна из важнейших философских проблем – это вопрос о сущности исодержании человеческой деятельности, который представляет особый интерес потому, что он помогает определить роль деятельности в преобразовании человеком окружающей действительности, через призму человеческой деятельности увидеть особенности взаимоотношений человека с окружающим миром (имеется в виду, что именно вопрос отношения человека к миру становится основным вопросом в современной философии) [6, с. 4].
B.C. Швырев выделяет два аспекта деятельности, связанных с ее содержанием: деятельность целесообразную и целеполагающую. Если человеческая деятельность связана с возможным поиском средств достижения поставленных целей, она целенаправленна, целесообразна. Деятельность же, связанная с перестройкой своих оснований, предполагает целеполагание, является целеполагающей деятельностью. Именно при переходе от целесообразной деятельности к деятельности целеполагающей в полной мере открываются перспективы творчества и свободы [17, с.
Данное суждение имеет очень большое значение для социальной работы, поскольку позволяет определить роль субъекта и объекта в данном виде деятельности. Так, традиционно считается, что социальная работа в процессе своего становления формирует знание о человеке как о «человеке нуждающемся» и его проблемах [16, с. 88]. При этом активное, деятельное начало в человеке как объекте социальной работы остается без внимания. На наш взгляд, деятельностный подход сегодня должен быть дополнен, усилен концепцией саморазвития человека; необходимо оценить место и роль человека через призму понятии «саморазвитие», «самосовершенствование», «самореализация», «социализация», «активизация».
Под саморазвитием понимается сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию, себя как личности, самосовершенствование – это развитие человеком в себе положительных качеств, самореализация есть выявление и развитие индивидом личностных способностей во всех сферах деятельности, социализация – процесс принятия норм и ценностей, взглядов и образа действий, а также интеграция системы общественных ролей.
Еще один аспект для анализа – это вопрос о соотношении понятий «деятельность» и «практика» применительно к социальной работе.
Приведем классическое определение термина «практика»: практика – это материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания. В то же время практика – это и совокупность человеческого опыта, касающегося некоторой типовой деятельности, появившейся в конкретное историческое время и в определенном культурном контексте как реакция определенной группы на ту или иную экзистенциальную ситуацию. Всякая практика выступает и может быть понята как способ сконструирования человеком реальности, в том числе как способ понимания себя, своего опыта и внутреннего мира, самоопределение во времени, пространстве, культуре, в целом (такова позиция, например, Т.Ф. Золотаревой).
Социальная работа – это особый вид деятельности, направленной на решение социальных проблем отдельных личностей и групп, на создание условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способности людей к социальному функционированию. Ряд исследователей считает, и с ними можно согласиться, что термин «работа» в данном контексте используется ошибочно, поскольку это российский термин «социальная работа» – прямой перевод английского «socialwork». Поэтому есть мнение, что корректнее, правильнее и целесообразнее использовать в данном случае категорию «деятельность», которая, в отличие от категории «работа», предполагаетактивность и творчество своего объекта.
Тогда логичным представляется и существование категории «практика социальной работы», которая обозначает использование знаний социальной работы и навыков на предоставление социальных услуг в обществе в формах, соответствующих ценностям социальной работы. Следовательно, категории «социальная работа» (в контексте деятельности) и «практика социальной работы» соотносятся как категории «деятельность» и «практика» в общепринятом философском смысле.
Есть еще одно важное понятие, так или иначе имеющее отношение к социальной работе, это понятие «социальная деятельность», которая представляет собой деятельность, ориентированную на социальную сферу в целом, на реализацию социальных аспектов всех других видов деятельности. При этом понятие «социальная работа» в широком смысле и понятие «социальная деятельность» в данном контексте совпадают. Противоположным тогда будет мнение, что социальная работа как деятельность, направленная на оказание помощи, социальную поддержку, социальную защиту людей, создание нормальных условий их жизнедеятельности (то есть социальная работа в узком смысле), выступает лишь проявлением социальной деятельности.
П.Д. Павленок полагает, что социальная деятельность базируется на различных элементах:
1. Национально-географический аспект, который свидетельствует об ограничении социальной работы как деятельности рамками учреждения, общности людей, муниципалитета, региона, страны.
2. Политический аспект, в соответствии с которым условия осуществления практической деятельности в социальной работе определяются политической организацией общества.
3. Социально-экономический аспект, согласно которому социальное согласие в любой группе или стране зависит от справедливого распределения имеющихся ресурсов.
4. Культурный аспект, основанный на взаимном уважении традиций и культурных норм отдельных людей, семей, социальных групп и институтов.
5. Духовный аспект, регулирующий систему ценностей, морально-этических норм, идеалов, философских убеждений, существующих в обществе в целом или принадлежащих его представителям.
Данная схема очень хорошо иллюстрирует системный подход к социальной работе и отражает многообразие направлений практики социальной работы.
Не менее важными для социальной работы являются психологические концепции деятельности, которые, основываясь на общефилософских, изучают деятельность более глубоко, исследуют внутренние характеристики данного явления.
Хотя А.В. Брушлинский утверждает, что деятельность – это довольно традиционная для психологии категория, в то же время она сама по себе является изначально философской и междисциплинарной, комплексной проблемой. Отсюда необходимо выявление ее специфической психологической стороны [2, с. 90]. Что же позволит выявить эту особенность психологического подхода к проблеме деятельности?
А.Н. Леонтьев раскрывает психологический подход к пониманию деятельности в следующим образом:
1. Деятельность – это процесс, осуществляющий жизнь субъекта, направленный на удовлетворение предметных потребностей субъекта.
2. Развитие деятельности необходимо приводит к возникновению психического отражения реальности в ходе эволюции.
3. Деятельность – это процесс, который переводит отражаемое в отражение.
4. Деятельностью управляет психическое отражение.
5. Человеческое отражение кристаллизуется в продуктах деятельности, образы переводятся в объективно-предметную форму – вещественную или идеальную [9, с. 303–305].
Говоря о деятельности, психологи объединяют в этом представлении внешне несоединимые планы и образования – источники (механизмы) изменения психики, преобразующую деятельность, психическое опосредование, работу сознания, изменение самого действующего субъекта, «других» как необходимое условие такого изменения и т. д. [13, с. 99].
В психологии говорят и о структуре деятельности, выделяя следующие составляющие:
1. Мотив как побудитель деятельности.
2. Цель как предполагаемый результат деятельности.
3. Действие как составляющее человеческой деятельности.
4. Операции как способы осуществления действия.
5. «Исполнительские механизмы» деятельности, то есть деятельность участков головного мозга.
В качестве критики психологической теории деятельности В.П. Зинченко называет ее узость и ограниченность [5, с. 87] (та же критика звучит и в адрес философов – сторонников деятельностного подхода). Однако для социально работы, где субъектом и объектом деятельности выступает человек, где порой объект социальной работы в результате творческой активной деятельности, в процессе саморазвития трансформируется в субъекта социальной деятельности, сочетание философских и психологических подходов к пониманию содержания категории «деятельность» позволяет раскрыть суть данного феномена.
Библиографический список
- Байлук В.В. Социальный детерминизм: категориальный анализ. Томск, 1983.
- Брушлинский А.В. Деятельностный подход и психологическая наука // Вопросы философии. 2001. №2.
- Введение в философию: учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. М., 2004.
- Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. М., 1993.
- Зинченко В.П. Психологическая теория деятельности // Вопросы философии. 2001. №2.
- Ковалев A.M. Человек – продукт природы и основа социума. М, 2000.
- Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. М.,1975.
- Лекторский В.В. Деятельностный подход: смерть или возрождение? // Вопросы философии. 2001. №2.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность .М., 2004.
- Маркс К. , Энгельс Ф. Соч. Т. 3.
- Мышление: процесс, деятельность, общение /А.В. Брушлинский и др. М., 1982.
- Пэйн М. Социальная работа: современная теория/ под ред. Дж. Камплинга. М., 2007.
- Розин В.М. Ценностные основания концепций деятельности в психологии и современной методологии // Вопросы философии. 2001. №2.
- Словарь философских терминов / подред. В.Г. Кузнецова. М., 2004.
- Философия: учебник для вузов / под общ. ред проф. В.В. Миронова. М., 2005.
- Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. М., 2001.
- Швырев B.C. О деятельностном подходе к истолкованию «феноменачеловека» // Вопросыфилософии. 2001. №2.
Описание понятия деятельности: ее черты и компоненты, какие виды деятельности называют основными и почему
Деятельность — специфическая сознательная активность человека, направленная на познание и творческое изменение окружающего мира и самого себя в соответствии с актуальными потребностями и целями. Главная особенность деятельности состоит в том, что она не может определяться лишь теми потребностями и мотивами, которые её порождают. Сама потребность может выступать как побуждение к активности, а её содержание будет определяться уровнем знаний, навыками, целями социума, индивидуальным опытом.
Оглавление:
- Черты человеческой деятельности
- Основные компоненты
- Потребности человека
- Мотивы деятельности
- Определение цели
- Виды действий
- Формы деятельности
- Виды деятельности
- Классификация деятельности
Содержание
Черты человеческой деятельности
Деятельность индивида очень сильно отличается от активности животных, поскольку она имеет творческо-преобразующий характер. Если понадобится дать определение деятельности человека на экзамене, то важно разобраться в её особенностях, чтобы чётко сформулировать понятие.
Это интересно: что можно отнести к образовательным электронным ресурсам?
Ей присущи такие черты:
- сознательность — человек осознанно ставит перед собой цели и продумывает действия для достижения желаемого результата,
- продуктивность — сознательная активность индивида приводит к получению определённого результата,
- преобразование — человек, сознательно руководствуясь своими потребностями и целями, путём определённых действий преобразует предметы окружающего мира и самосовершенствуется,
- социальный характер — различные виды взаимодействий в основном касаются межличностных отношений с другими индивидами.
Основные компоненты
Для того чтобы полностью осознать сложность и специфику человеческой активности, нужно разобраться в её основных компонентах:
- Субъект — индивид, который совершает действия.
- Объект — то, на что направлены действия и активность субъекта. Объектом может стать любой материал (изготовление продукции), другой индивид (воздействие с целью изменения убеждений) или сам субъект (тренировки в спортзале с целью изменить самого себя).
Это интересно: понятие объект и субъект в обществознании.
Существуют также компоненты, образующие структуру деятельности:
- Потребность — это то, в чём чувствует нужду субъект в данное время в данном месте, без чего он не может нормально существовать.
- Мотивы — сила, которая толкает человека непосредственно к активности. Мотив не всегда осознаётся человеком и выступает не как нужда, а как руководство к действию.
- Цель — это результат, на который направлена деятельность человека. Способность к постановке целей свойственна только человеку, а активность животных определяется инстинктами.
- Средства — это способы и методы воздействия, различные предметы, которыми пользуется человек в процессе деятельности. К примеру, если человеку необходимо подготовиться к экзамену, он будет использовать учебники, лекции, справочники, которые и будут средствами достижения цели. Средства должны соответствовать цели, если их будет недостаточно, то цель не будет достигнута, если же они избыточны, то будет перерасход ресурсов.
- Действия — это часть деятельности, отдельные самостоятельные физические или интеллектуальные операции. Всю деятельность можно разделить на отдельные действия, для осуществления которых необходимы разные средства.
- Результат — это продукт или состояние, которое было получено путём выполнения различных действий и преодоления преград в процессе сознательной активности индивида. Результат может быть в материальном виде (вещь) и нематериальном (опыт, идеи).
Потребности человека
Известный американский психолог А. Маслоу разработал «пирамиду потребностей человека». Все потребности человека он разделяет на первичные (физиологические, потребность в безопасности и защищенности) и вторичные (социальные потребности, уважение, самореализация). Первичные потребности являются базовыми для выживания индивида, если они не удовлетворены, то невозможен переход на удовлетворение потребностей из высших слоёв пирамиды. Вторичные нужды являются приобретёнными в процессе социальной жизни человека, их удовлетворение происходит при взаимодействии индивидов в межличностном общении.
Мотивы деятельности
На основании потребностей формируются мотивы субъекта, толкающие его к деятельности. Сложные виды активности могут нести в себе много мотивов. В таких случаях формируется иерархия мотивов, в которой определяют доминирующий (главный) и второстепенные мотивы.
Мотив может формироваться под влиянием одной или нескольких потребностей, которые проходят сквозь призму интересов, убеждений, традиций, установок индивида:
- Интерес является основной причиной действий. Разные социальные группы могут иметь идентичные потребности, но разные интересы. К примеру, предприниматели и люди искусства: первая группа имеет материальные интересы, а вторая — духовные, потребность у обеих групп общая, но пути её достижения разные. Помимо этого, у каждого человека есть интересы, которые формируются под влиянием окружения, склонностей, уровня развития (люди могут читать книги разных жанров или заниматься разными видами творчества).
- Традиции — это совокупность обрядов, установок от предыдущих поколений, что проявляется в религии, национальных обрядах, профессиональных и корпоративных особенностях. Иногда люди, следуя традициям, могут ограничить свои базовые потребности. К примеру, солдаты в условиях войны могут ограничить свою потребность в безопасности, потому что профессиональные и национальные традиции требуют защищать свою страну.
- Убеждения — принципиальные и твёрдые взгляды на события и окружающий мир, которые могут заставить субъекта отказаться от базовых потребностей в пользу того, что он считает правильным (отказ от денег для сохранения достоинства).
Определение цели
Мотивация человека определяет формирование цели и результата. Индивид может создавать внутренний план действий, на основании которого они будут осуществляться в определённом порядке для получения конкретного результата. Когда субъект начинает что-то делать, он держит в сознании образ желаемого результата. То есть, прежде чем создавать что-то в реальности, индивид создаёт это в своём воображении.
Поскольку человеческая деятельность часто бывает сложной, цели также делятся на простые и сложные. Для достижения сложной цели необходимо планировать свою активность, разбить её на шаги, выделить задачи, определить инструменты для действий и возможные пути преодоления преград. Если все задачи во время манипуляций решатся, то цель будет достигнута.
Индивиды могут иметь общие потребности, цели и идти к достижению одинаковых результатов, однако при использовании разных средств и выполнения разных действий содержание деятельности будет очень сильно отличаться.
Интересно знать: Профессии для гуманитариев.
Виды действий
Существуют такие типы социальных действий, выделенных М. Вебером:
- целерациональные — при таких действиях человек планирует все задачи и средства, продумывает пути преодоления препятствий (подготовка преподавателя к лекции),
- ценностно-рациональные — такой вид действий основан на моральных принципах, ценностях, убеждениях (решение спасти жизнь другого человека, рискуя своей жизнью),
- аффективные — спонтанные действия под влиянием сильных эмоциональных состояний (бегство при нападении),
- традиционные — действия, которые человек совершает по привычке, могут быть выработаны на основании ритуалов или традиций (последовательность действий на свадебной церемонии).
Основой для активных действий человека являются первые два типа действий, которые характеризуются осознанностью цели и творческим характером.
Формы деятельности
Существует две основные формы деятельности субъекта, различные по характеру выполняемых функций:
- Физический труд — осуществляется при активизации опорно-двигательного аппарата, мышц и всех функциональных систем организма. При такой форме деятельности очень большие энергетические затраты и утомляемость организма.
- Умственный труд — подразумевает под собой интеллектуальную деятельность для выполнения работы, связанной с обработкой информации. При такой форме активности возрастает напряжение всех психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
Как правило, действия человека включают в себя обе формы активности. Примеров деятельности человека, в которой сочетаются физический и умственный труд, много: действия с целью видоизменения окружающего пространства, выполнение работы по созданию креативных предметов и другие. Рассмотрим более детально: чтобы посадить дерево, необходимо сначала продумать ход действий, достать все необходимые материалы для этого, а потом уже при помощи физических усилий выполнить данное действие.
Виды деятельности
Существует много видов деятельности, в которые человек включается на протяжении своей жизни. Но какие из них называют основными и почему? К ним относятся игра, учение, общение, труд и творчество. Они являются основными, потому что именно в них происходит самое интенсивное и эффективное развитие индивида.
Игра
Это специфический вид человеческой активности, целью которого является не результат, а процесс. Её особенность заключается в том, что все действия происходят в воображаемой ситуации, которая может быстро меняться. Дети используют замещающие предметы, выступающие для них аналогами того, чем взрослые пользуются в реальной жизни.
В игре происходит развитие психических процессов, внимания, социальной активности и получение навыков межличностного общения. Существуют разные виды игр, которые возникают в определённые возрастные периоды при условии нормального развития ребёнка.
Общение
Это один из базовых видов взаимодействия, который характеризуется взаимным обменом эмоциями, мыслями, взглядами. Структурными компонентами общения являются субъект (инициатор общения), цель (то, ради чего происходит общение), содержание (информация, которая передаётся), средства (способы передачи информации, могут использоваться рисунки, аудио, видео, органы чувств) и получатель информации.
Общение является структурным компонентом любой целенаправленной активности, сама же деятельность выступает условием для возникновения общения.
Учение
Целью данного вида деятельности является приобретение субъектом знаний, умений и навыков. Учение может быть специально организованным или спонтанным (получение знаний и опыта при выполнении других действий). А также существует такая форма учения, как самообразование.
Труд
Трудом называют целенаправленную активность индивида, цель которой — получение конкретного результата. Труд невозможен без определённого уровня знаний, навыков и мастерства. Эта целенаправленная активность помогает развивать личность и преобразовывать окружающую среду. Сайт интим досуга проститутки Ярославль Индивидуалки, девушки по вызову ждут звонка
Творчество
Творчеством называют активность человека, которая порождает что-то новое, ранее не существовавшее. Она может быть самостоятельной деятельностью или компонентом другого вида занятий. Это вид деятельности характерный для всех детей. Когда человек взрослеет, он уже имеет определённые способности и таланты, которые развиваются и проявляются в творчестве.
Классификация деятельности
В зависимости от того, на какой результат направлены действия индивида, выделяют:
- Практическая деятельность — это действия, направленные на создание материальных ценностей и вещей. Она направлена на качественное и количественное преобразование окружающей среды. Примером практической деятельности человека является создание техники, одежды, построение технических конструкций.
- Духовная — влияние на сознание других людей, создание идей, образов, художественных и научных ценностей. Примерами духовной деятельности являются проведение религиозных обрядов, написание и чтение книг, изучение искусства.
На основании количества субъектов и объектов деятельности выделяют индивидуальную и коллективную деятельность. По влиянию на общественный прогресс принято разделять прогрессивную (развивает общество) и реакционную активность. Также выделяют такие виды деятельности: законная и незаконная, репродуктивная (создание по образцу) и творческая (создание чего-то нового), экстраверсионная (физические действия) и интроверсионная (мышление, фантазия, чувства).
Целенаправленная активность человека принципиально отличается от поведенческой активности животных, поскольку является его способом существования. Поведение животных регулируется инстинктами и является средством приспособления к изменчивым условиям окружающей среды.
Поведение человека является сознательной деятельностью, которая направлена на преобразование окружающего мира. Примером этого является постановка цели, разработка внутреннего плана действий, предвидение результата этой активности.
Само существование человека является постоянным созданием и развитием, изменением себя и внешнего мира для создания лучших условий жизнедеятельности и удовлетворения своих потребностей. Деятельность человека характеризуется осознанностью, наличием внутреннего плана действий, который впоследствии реализуется при выполнении поставленных задач. Ещё одним важным отличием поведения человека от животного является то, что активность индивида не всегда связана с базовыми мотивами и очень часто может вступать в конфликт с ними.
youtube.com/embed/EPHqu-CRDYQ» allowfullscreen=»allowfullscreen»>Анализ для Книги I
Аристотелевская концепция добра изложена в первом предложении этой книги. «Каждое искусство и всякий вид исследования, а также каждое действие и цель, по-видимому, направлены на какое-то благо, и поэтому правильно сказано, что благо есть то, к чему стремятся все вещи». Эта точка зрения кажется очевидной, если мы остановимся на значении слова «хороший» в том смысле, в каком оно используется в нашем повседневном опыте. Мы называем действие хорошим, если оно удовлетворяет определенную потребность. Удовлетворение этой потребности тогда считается благом, если оно является средством для удовлетворения какой-либо последующей потребности, а это, в свою очередь, хорошо, если оно удовлетворит еще одну. В конце концов этот процесс должен достичь какой-то точки, которая уже не является средством для какой-то дальнейшей цели, а является целью самой по себе. Этот конечный конец или цель жизни и есть то, что Аристотель понимает под высшим благом. Цель изучения этики состоит в том, чтобы открыть природу этого высшего блага и найти подходящие средства для его реализации.
Поскольку счастье обычно рассматривается как самоцель, а не как средство для достижения чего-то еще, представляется вполне уместным называть счастье высшим благом или конечной целью человеческой жизни. Однако этого будет недостаточно, если мы не укажем, какой вид счастья наиболее желателен, ибо нет ничего более очевидного, чем тот факт, что природа счастья различается в зависимости от типа человека, который его испытывает, и то же самое верно в отношении способы, которыми он получен. Некоторые люди находят счастье в погоне за чувственными удовольствиями. Другие находят его в погоне за богатством или славой, а третьи находят его в деятельности, связанной с созерцательной жизнью. Несомненно, виды счастья, достигаемые этими различными видами деятельности, не имеют одинаковой ценности, и именно по этой причине изучающий этику должен уделять пристальное внимание последствиям, связанным с каждым из них. Следует также отметить, что любое адекватное рассмотрение хорошей жизни должно принимать во внимание деятельность жизни в целом, и они будут включать его отношения с другими членами сообщества, в котором он живет, а также те, которые относятся только к его индивидуальности. благосостояние. Тема этики действительно сложная. Чтобы успешно справиться с этим, нужна зрелость суждений и знакомство с широким кругом соответствующих фактов. Результаты этического исследования не могут быть установлены с той же степенью достоверности, которая возможна в более точных науках. Тем не менее, можно получить надежные результаты, и они могут оказаться наиболее полезными для более адекватного понимания того, что значит жить наилучшим образом.
В повседневной жизни мы говорим, что вещь хороша, когда она служит цели, ради которой существует. Например, мы говорим, что нож — хороший нож, если он хорошо режет. Плодовое дерево хорошо, если оно приносит плоды, которых от него разумно ожидать. Но благо любого предмета следует искать не в том, что у него общего с другими классами предметов, а в том, что свойственно его собственному классу. Было бы абсурдно судить о качестве ножа или дерева на основании какой-то функции, для которой ни тот, ни другой не предназначались. Если это верно по отношению к физическим объектам, то аналогия верна и для людей. Хороший человек — это тот, кто выполняет цель, ради которой существуют люди, и эта цель должна быть отождествлена с теми характеристиками, которые отличают человека от других существ. Для Аристотеля этой отличительной чертой является способность рассуждать. Так называемые низшие животные обладают ощущениями, чувствами и тем типом сознания, которое включает в себя эти элементы, но человек — единственное животное, которое может делать рациональные суждения, и, следовательно, именно в упражнении этой уникальной способности обнаруживается его добродетель. Критики взглядов Аристотеля могут настаивать на том, что помимо способности рассуждать у человека есть и другие уникальные способности. Он социальное существо, которое может участвовать в интеллектуальной жизни сообщества. У него есть эстетические способности, которые позволяют ему ценить и наслаждаться прекрасным в окружающем мире. У него есть чувство долга и морального долга, и он может поклоняться и обожать с религиозным рвением и преданностью. Аристотель тоже признает все эти способности, но поскольку ни одна из них не может функционировать должным образом без использования разума, он включает их все как деятельность, которой может руководить и контролировать разумная природа человека.
Тот факт, что одни виды деятельности являются самоцелями, а другие — прежде всего средствами для достижения какой-то цели, приводит к важному различию между интеллектуальными добродетелями и моральными добродетелями. Эти два вида добродетели некоторым образом соответствуют двум элементам, из которых состоит душа. Интеллектуальные добродетели принадлежат к рациональному элементу и состоят из понимания, приобретения мудрости, оценки красоты и деятельности подобного рода. Моральные добродетели связаны с иррациональным элементом души и состоят в том, чтобы подчинить аппетиты и физические желания контролю разума. Аристотель не считает животные аппетиты, составляющие часть человеческой природы, плохими сами по себе. Только когда они выходят из-под контроля и возникает либо избыток, либо недостаток, они вредны для души. Когда они регулируются в соответствии с «золотой серединой», они вносят положительный вклад в улучшение жизни. С другой стороны, интеллектуальных добродетелей никогда не бывает в избытке, ибо их достижение всегда увеличивает благополучие всей души.
Эвдемония | Определение и факты
- Ключевые люди:
- Аристотель
- Похожие темы:
- счастье эвдемонизм
См. весь соответствующий контент →
eudaimonia , также пишется как eudaemonia , в аристотелевской этике состояние человеческого процветания или хорошей жизни. Традиционный английский перевод древнегреческого термина «счастье» неудачен, потому что эвдемония, как его понимали Аристотель и большинство других древних философов, не состоит из состояния ума или чувства удовольствия или удовлетворенности, как «счастья» (см. как это обычно используется). Для Аристотеля эвдемония — это высшее человеческое благо, единственное человеческое благо, которое желательно само по себе (как самоцель), а не ради чего-то другого (как средство для достижения какой-то другой цели).
Согласно Аристотелю, каждая живая или созданная человеком вещь, включая ее части, имеет уникальную или характерную функцию или деятельность, которая отличает ее от всех других вещей. Высшее благо вещи состоит в хорошем выполнении ее характерной функции, а добродетель или превосходство вещи состоит из любых черт или качеств, позволяющих ей хорошо выполнять эту функцию. (Таким образом, добродетель или превосходство ножа — это то, что позволяет ему хорошо резать, достоинства глаза — то, что позволяет хорошо видеть, и т. д.) Отсюда следует, что эвдемония состоит из хорошего выполнения характерной функции глаза. человеческие существа, чем бы они ни были, а человеческая добродетель или совершенство — это такое сочетание черт или качеств, которое позволяет людям хорошо выполнять эту функцию. Аристотель считает, что характерной функцией человека, отличающей его от всего остального, является его способность рассуждать. Соответственно, «если функция человека есть деятельность души, которая следует или подразумевает разумный принцип», и если человеческое благо есть хорошее выполнение этой функции, то «человеческое благо оказывается [рациональной] деятельностью души». в соответствии с добродетелью», или разумная деятельность, совершенная добродетельно или превосходно ( Никомахова этика , Книга I, глава 7).
В каждом из двух своих этических трактатов, Никомаховой этике и (предположительно более ранней) Евдемовой этике , Аристотель предлагал более конкретный ответ на вопрос «Что такое эвдемония?» или «Что является высшим благом для люди?» Однако эти два ответа, по-видимому, значительно отличаются друг от друга, и остается предметом споров, действительно ли они различны и, в любом случае, как они связаны. В Никомахова этика , Аристотель считал, что эвдемония состоит из философского или научного созерцания в соответствии с интеллектуальными добродетелями (теоретической) мудрости и понимания, но он также допускал это действие в политической сфере в соответствии с (практической) мудростью и моральными принципами. добродетелей, таких как справедливость и умеренность, — это eudaimon («счастливый») «второй степени» (Книга X, глава 8). В «Эвдемианской этике» он утверждал, что эвдемония состоит из деятельности души в соответствии с «совершенной» или «совершенной» добродетелью, под которой он подразумевал (согласно некоторым интерпретациям) все добродетели, как интеллектуальные, так и нравственные ( Евдемианская этика , Книга II, глава 1). Следует отметить, что согласно обоим ответам эвдемония — это деятельность (или ряд действий), а не состояние, и она обязательно включает в себя применение разума. Более того, интеллектуальные и нравственные добродетели или совершенства, из которых она состоит, не являются врожденными талантами или быстро приобретаемыми формами знания, а скорее являются устойчивыми чертами, которые возникают только в результате длительного привыкания, размышлений и преимуществ соответствующего социального опыта и обстоятельств (включая материальные). обстоятельства).