Деятельность и активность в психологии – 4.Активность и деятельность

Деятельность и активность как условия развития личности

Деятельность и активность как условия развития личности

Внимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

Внимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются в рамках законодательства РФ.

Мы помогаем студентам с дипломными, курсовыми, контрольными Узнать стоимость

Определение 1

Деятельность – это основной показатель развития человека как личности. Это основной критерий его существования как социального существа. Работа в одном направлении, осложнение деятельности и ее улучшение – это условия для развития личности и нервной системы человека.

При решении воспитательных проблем затрагиваются психологические закономерности и скорость человеческой деятельности. Во время воспитательной работы стоит учитывать характер разных видов труда, их особенности, смысл, содержание и объем.

Понятие деятельности

Понятие личности и работы в отечественной психологии – это связанные явления. Современная психология базируется на идеях о функциональном нраве отражения, о появлении сознания из трудовой работы, о главной роли труда в поведении и деятельности человека. Источник активности – это потребности. Именно они выступают толчком для человека, чтобы он начал поиск средств для удовлетворения, что и влечет активную деятельность.

По появлению потребности разделяются на естественные и культурные и характеризуются такими показателями:

  • Потребности имеют собственный предмет;
  • Содержание зависит от критериев и способов удовлетворения потребности;
  • Они отражаются;
  • Выражается в мотивах, побуждающих к работе.

Мотивы деятельности

Развитие деятельности формирует виды и формы, которые потом соединяются и соподчиняются. Самые популярные виды – игра, труд, учение. Устанавливается иерархическое соотношение мотивов, побуждающих разную работу. Единая система мотивов составляет эмоциональную часть личности.

Однообразные мотивы могут по-разному проявляться в поведении. А вот разные мотивы могут носить одинаковые внешние формы в поведении.

Пример 1

Участие в общественных работах побуждает соперничество, желание быть первым среди друзей. Но может быть и желание принести выгоду всему классу. Мотивы ребенка формируют разные свойства личности – индивидуализм или коллективизм.

Поведение зачастую формируется несколькими мотивами, разными по содержанию и строению. Они бывают ведущими и подчиненными. Мотивационная

zaochnik.com

Активность в психологии

Понятие активности

Активность как категория затрагивается в различных сферах научной мысли. Однако полного ее освещения нет ни в одной из них.

Определение 1

Активность – это универсальное свойство, которое характерно для всего живого.

Различные концепции по-разному соотносят активность с другими процессами. В ряде случаев она рассматривается как составляющая поведения.

Определение 2

Активность личности – это способность человека к осуществлению общественно значимых преобразований в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, которая проявляется в творчестве, волевых актах, общении.

Согласно позиции других авторов, активность сопоставляется с деятельностью. Сторонники третьей точки зрения рассматривают активность опираясь на ее составные элементы. В психологии активность рассматривается как отображение трех явлений:

  1. Деятельность индивида.
  2. Противоположность пассивности (не только непосредственно сама деятельность, а также желание ее реализовать и готовность к этому).
  3. Инициативность.

Соотнесение активности с категорией деятельности

Широкое распространение получила теория В.А. Петровского, который рассматривал личность как подлинный субъект активности. В процесс становления деятельности автор выделяет три последовательных этапа:

  1. 1-й этап — функционирование особи как предпосылка деятельности. На данном этапе функционирование предполагает простейшее проявление жизни, то есть возможность непосредственного взаимодействия субъекта с его окружением.
  2. 2-й этап — деятельность выступает как условие выживания субъекта. С помощью той или иной деятельности субъект может достичь необходимый предмет, который ранее был недоступен, но необходим для функционирования.
  3. 3-й этап — активность как высшая форма развития деятельности. Процесс развития человека сопровождается возникновением новых, вспомогательных форм взаимодействия с миром. Они направлены на обеспечение и поддержание самой возможности деятельности субъекта.

Признаки активности

Анализ различных концепций позволяет выделить некоторые существенные признаки активности личности. Согласно им активность выступает как:

  • форма деятельности, отображающая единство активности и деятельности;
  • деятельность, отражающая индивидуальность опыта человека;
  • личностно значимая деятельность, проявляющаяся в форме самовыражения, самоутверждения человека с одной стороны и рассмотрении человека, как продукта активного и инициативного взаимодействия с окружающей социальной средой — с другой;
  • деятельность, направленная на преобразование окружающего мира;
  • качество личности, личностного образования, которое проявляется во внутренней готовности к целенаправленному взаимодействию с окружающей средой.

Компоненты активности

Рассматривая активность как форму деятельности следует отметить ее составляющие, которые схожи с процессом деятельности. К ним относятся:

  • цель или целенаправленность,
  • мотивация,
  • способы и приёмы, с помощью которых осуществляется деятельность,
  • осознанность и эмоции.

Замечание 1

Цель подразумевает направленность на что-то, то есть наличие смыслообразующей составляющей. Любая деятельность человека подразумевает наличие мотивов: внешних и внутренних. Они определяют направление активности, превращаясь в ее цель. Однако, некоторые мотивы человеком не осознаются. Как правило, они появляются в виде эмоций. Последние связаны с различными событиями в жизни человека и всегда характеризуют отношение к ним. Способы и приемы осуществления деятельности позволят составить схему действий для реализации поставленной цели.

spravochnick.ru

Психология деятельности: общее понятие и структура

Психология деятельности: общее понятие и структура

Внимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

Внимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются в рамках законодательства РФ.

Мы помогаем студентам с дипломными, курсовыми, контрольными Узнать стоимость

Понятие и особенности психологии деятельности

Психология деятельности — основа и одно из базовых понятий всей отечественной психологии. Деятельность и активность не отделяются от самой категории психики (душевная составляющая), в том числе от методологии ее научного исследования, проблематики проявления и развития психики, определения понятия «личность» и анализа всего того, что составляет ее психический облик. Существует необходимость более детального описания как таковой деятельности в качестве особенной психологической реальности.

Разработка этой научной категории связана с философией диалектического материализма. Первоначально понятие рассматривали такие выдающиеся отечественные психологи, как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов. Концепции и цели этих исследователей были во многом различны, порой излишне противопоставлялись через усилия некоторых ортодоксально настроенных последователей и учеников.

В последующей работе с понятием и феноменом «деятельность» по-своему принимали участие почти все известные советские психологи, в том числе и известные философы и методологи XX века. Понятие «деятельность» выступало как предмет многочисленных теоретических и методологических дискуссий, определяя универсальный «объяснительный принцип» (Э. Г. Юдин). Она становится одной из «единиц» исследования психики, поведения, личности.

Замечание 1

Вне зависимости от частных различий многих трактовок, методологические аспекты большей части ведущих психологов советского периода характеризовались необходимой преемственностью, открытостью и эвристичностью. Сегодняшние психологические представления о деятельности нельзя считать законченными и незыблемыми, но также не допускается и молчаливо забыть достигнутые результаты.

Трактовка понятия «деятельность»

Наиболее завершенной психологической концепцией (теорией) деятельности принято считать теорию Леонтьева, разрабатывающего ее с середины 1940-х гг. с дополнениями, уточнениями и преобразованиями. Он сформулировал большое число трактовок деятельности.

Определение 1

Деятельность представляет собой систему активных процессов, отвечающих определенной потребности, подчиняющихся мотиву и реализующих самостоятельное отношение человека к миру.

Деятельность нельзя представлять в виде всякой активно

zaochnik.com

Активность личности — Психологос

​​​​​​​Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.

Подходы к определению понятия активности личности

Термин активности широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причём в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Например, такие как: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист, активный элемент системы. Понятие активности приобрело такой широкий смысл, что при более внимательном отношении его использование требует уточнений.

Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельности». В физиологическом смысле понятие «активности» традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика. Как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Как свойство живых организмов реагировать на внешние раздражения. Активность при этом соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как её динамическое условие, как свойство её собственного движения. У живых существ активность изменяется в соответствии с эволюционными процессами развития. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990).

Большое значение придаётся «принципу активности». Н. А. Бернштейн (1966), вводя в психологию этот принцип, представлял его суть в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. В действиях человека существуют безусловные рефлексы, когда движение непосредственно вызывается внешним стимулом, но это как бы вырожденный случай активности. Во всех же других случаях внешний стимул только запускает программу принятия решения, а собственно движение в той или иной степени связано с внутренней программой человека. В случае полной зависимости от неё мы имеем место с так называемыми «произвольными» актами, когда инициатива начала и содержание движения задаются изнутри организма.

В социологии используется понятие социальной активности. Социальная активность рассматривается как явление, как состояние и как отношение. В психологическом плане существенным представляется характеристика активности как состояния — как качество, которое базируется на потребностях и интересах личности и существует как внутренняя готовность к действию. А также как отношения — как более или менее энергичная самодеятельность, направленная на преобразование различных областей деятельности и самих субъектов.

В психологии в рамках деятельностного подхода, также наблюдается некоторое непринципиальное расхождение в трактовке активности. Психологическая теория деятельности рассматривает макроструктуру деятельности в виде сложного иерархического строения. В её состав включают несколько уровней, в числе которых называют: особые виды деятельности, действия, операции, психофизиологические функции. Особенные виды деятельности в этом случае выступают как совокупность действий, вызываемых одним мотивом. К ним обычно относят игровую, учебную и трудовую деятельность. Их же называют формами активности человека. (Ю. Б. Гиппенрейтер 1997).

Б. Г. Ананьев, помимо указанных, к множеству «активно-деятельностных форм отношения человека к миру» причисляет также боевую и спортивную деятельность, познание, общение, управление людьми, самодеятельность. (Л. И. Анциферова, 1998). Активность, в данном случае, соответствует особенной форме деятельности или особенной деятельности.

По мнению К. А. Абульхановой-Славской (1991) посредством активности человек решает вопрос о согласовании, соизмерении объективных и субъективных факторов деятельности. Мобилизуя активность в необходимых, а не в любых формах, в нужное, а не в любое удобное время, действуя по собственному побуждению, используя свои способности, ставя свои цели. Тем самым, оценивая активность, как часть деятельности, как её динамическую составляющую реализуемую ситуативно то есть в нужный момент времени.

Ещё одна трактовка понятия активности предложена В. А. Петровским (1996), предлагающим рассматривать личность как подлинный субъект активности. Прослеживая историю форм деятельности субъекта, он выделяет три последовательных этапа в истории становления деятельности. 1) Функционирование или жизнедеятельность особи как предпосылку деятельности; Функционирование — первое и простейшее проявление жизни — может быть описано в плане взаимодействия субъекта с объектом, в ходе которого обеспечивается целостность присущих субъекту телесных структур. Функционирование опирается на возможности непосредственного взаимодействия субъекта с его окружением. Отлучение живых тел от источников их существования оказывается гибельным, так как способности к функционированию ещё недостаточно для преодоления возникших барьеров. 2) Деятельность, как условие выживания субъекта. Деятельность снимает присущие предыдущей ступени развития ограничения. Посредством деятельности субъект получает возможность достичь предмет, прежде удалённый от него, но необходимый для функционирования. 3) Активность, как высшую форму развития деятельности. В процессе развития человека возникают новые, вспомогательные формы взаимодействия с миром, нацеленные на обеспечение и поддержание самой возможности деятельности субъекта. Эти формы движения складываются внутри предшествующих деятельностей и, перерастая в деятельность, носящую самоподчиненный характер, они становятся тем, что может быть названо активностью субъекта.

Активность и деятельность, соотнесение понятий

Одной из главных теоретических проблем при рассмотрении понятия активности личности является соотнесение понятий «активности» и «деятельности». Трудность заключается в том, что в большом количестве случаев эти термины выступают как синонимы.

На основе анализа позиций специалистов, выделяют ряд общих существенных признаков активности личности. К ним относятся представления об активности как:

  • форме деятельности, свидетельствующем о сущностном единстве понятий активности и деятельности;
  • деятельности, к которой у человека возникло собственное внутреннее отношение, в которой отразился индивидуальный опыт человека;
  • личностно значимой деятельности: форме самовыражения, самоутверждения человека с одной стороны и о человеке, как о продукте активного и инициативного взаимодействия с окружающей социальной средой — с другой;
  • деятельности направленной на преобразование окружающего мира;
  • качестве личности, личностном образовании, проявляющимся во внутренней готовности к целенаправленному взаимодействию со средой, к самодеятельности, базирующейся на потребностях и интересах личности, характеризуемой стремлением и желанием действовать, целеустремлённостью и настойчивостью, энергичностью и инициативой.

Представление об активности как форме деятельности, позволяет утверждать, что активности должны быть присущи основные составляющие деятельности (В. Н. Кругликов, 1998). В психологии к ним относят: цель или целенаправленность, мотивацию, способы и приёмы, с помощью которых осуществляется деятельность, а также осознанность и эмоции. Говоря о цели, подразумевают, что любая деятельность осуществляется для чего-то, то есть, что она направлена на достижение определённой цели, которая трактуется как сознательный образ желаемого результата и определяется мотивацией субъекта деятельности. Человек, находясь под воздействием комплекса внешних и внутренних мотивов, выбирает главный из них, который превращается в цель деятельности направленной на его достижение. Поэтому цель можно также рассматривать как главный осознанный мотив. Отсюда становится понятным, что продуктивная деятельность носит мотивированный и осознанный характер. Однако не все мотивы, в отличие от целей, осознаются человеком. Это не означает, однако, что неосознаваемые мотивы не представлены в сознании человека. Они проявляются, но в особой форме, в форме эмоций, как элемент эмоциональной составляющей деятельности. Эмоции возникают по поводу событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к её мотиву. (Ю. Б. Гиппенрейтер, 1997). Кроме того, они выступают одним из оценочных критериев выбора направления действий. Способы и приёмы выступают элементом деятельности, но не просто как средство для осуществления действия, к которому приспосабливаются движения, а как элемент схемы действия, как орудие, обогащающее последнее ориентацией на отдельные свойства предмета-орудия (Д. Б. Эльконин, 1987). Определяя активность как особую форму деятельности требуется осознавать её отличия, её особенности. В качестве отличительных черт предлагается рассматривать интенсификацию основных характеристик деятельности, а также присутствие двух дополнительных свойств: инициативности и ситуативности (В. Н. Кругликов, 1998).

Интенсификация отражает тот факт, что во всех характеристиках активности в явной форме просматриваются элементы качественно-количественных оценок. Наблюдается повышение выраженности и интенсивности её составляющих, а именно усиление осознанности, субъективности, личностной значимости целей, отмечается более высокий уровень мотивации и владения субъектом способами и приёмами деятельности, повышенная эмоциональная окрашенность.

Под инициативностью понимается почин, внутреннее побуждение к деятельности, предприимчивость и их проявление в деятельности человека. Очевидно, что инициатива тесно связана и выступает проявлением мотивации, степени личностной значимости деятельности для человека, является проявлением принципа активности, свидетельствуя о внутренней включенности субъекта в процесс деятельности, о ведущей роли в нём внутреннего плана. Она свидетельствует о волевых, творческих и психофизических способностях личности. Тем самым, выступает интегративным показателем соотнесения личностных особенностей и требований деятельности.

Ситуативность активности может рассматриваться как характеристика, свидетельствующая о переходе деятельности в иное качество — качество активности в том случае, когда усилия, направленные на достижение цели превосходят нормированный уровень деятельности и необходимы для её достижения. При этом уровень активности может рассматриваться с двух позиций — внешней по отношению к субъекту и внутренней. В первом случае активность может соответствовать нормативно определённой цели или превышать её. Для характеристики такой активности используют понятия «надситуативной» и «сверхнормативной активности» (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990, В. Ф. Бехтерев, 1996, Р. С. Немов, 1985) под которыми понимается способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации или, соответственно, официально предъявляемых обществом нормативными требованиями. Во втором случае активность рассматривается с точки зрения субъекта и соотносится с внутренне определяемой целью, отвечающей не внешним, социально обусловленным, а его личным внутренним целям. Для личности активность всегда «нормативна», поскольку соответствует поставленной цели, в случае достижения которой деятельность теряет свою энергетическую основу — мотивацию и развиться до уровня надситуативности, очевидно, не может. Деятельность, которая не позволила субъекту достичь поставленной цели, традиционно считается недостаточно активной или «пассивной», то есть в принципе, не может называться активностью.

Уровень активности, её длительность, устойчивость и другие показатели зависят от согласованности и оптимальных сочетаний разных компонентов: эмоционального, мотивационного и др. В связи с чем, в зависимости от способа связи психических и личностных уровней активности она может приобретать оптимальный или неоптимальный характер. Например, поддерживать определённый уровень активности можно двумя способами: перенапряжением всех сил, что ведёт к утомлению, падению активности, и за счёт эмоционально-мотивационного подкрепления. (К. А. Абульханова-Славская, 1991). Именно эти два подхода, например, отличают традиционное обучение в высшей школе, построенное с опорой на лекционные занятия и инновационные формы обучения, опирающиеся на методы активного обучения активное обучение.

www.psychologos.ru

Деятельность и активность как условия развития личности

Понятие деятельности

Деятельность считается основой для развития человека как личности, основным фактором его существования как социального существа. Освоение деятельности, ее осложнение, улучшение является важным условием для развития нервной системы человека. Для решения воспитательных задач нужно базироваться на психологических закономерностях и динамику человеческих деятельностей. Проводя воспитательные действия необходимо учитывать характер различных видов деятельности, их особенности, смысл, содержание и объем.

Понятие личности и деятельности в российской психологии рассматриваются как связанные между собой явления. При разработке проблемы деятельности и активности личности, современная психология основывается на идеи о функциональном нраве отражения, о происхождении сознания из трудовой деятельности, о ведущей роли труда в поведении и деятельности человека. Источником активности называют, в первую очередь, потребности. Именно потребности толкают человека к поиску средств для её удовлетворения, что влечёт за собой активную деятельность.

По происхождению потребности можно поделить на естественные и культурные, и характеризуются последующими показателями:

  • любая потребность обладает своим собственным предметом, т. е. она непрерывно есть осознание надобности в чем-либо.
  • любая потребность получает определенное содержание в зависимости от критериев и способов ее удовлетворения.
  • потребность обладает возможностью отражаться.
  • потребности выражаются в мотивах, т. е. в некоторых побуждениях к деятельности.

У каждого вида деятельности выделяются свои особые мотивы.

Мотивы деятельности

Развитие деятельности влечёт за собой появление различных её видов и форм (игра, труд, учение), которые соединяются, соподчиняются. В таком случае устанавливается иерархическое соотношение мотивов, являющихся побудителями к различным видам деятельности. Такая единая система мотивов деятельности, возникающая в их развитии, составляет эмоциональную базу личности.

Иногда однообразные мотивы могут по-разному осуществляться в поведении, а различные мотивы имеют все шансы носить одинаковые внешне формы проявления в поведении. Например, участие в общественных работах, побуждаемое соперничеством, желанием оказаться первым среди товарищей, не однозначно рвению ребенка принести выгоду собственному классу. В зависимости от мотивов ребёнка, формируются разные свойства личности (в предоставленном примере индивидуализм и коллективизм).

Поведение побуждается чаще всего не одним, а сразу несколькими мотивами, которые различаются по содержанию и строению. Среди них выделяют ведущие и подчиненные. Формирование мотивационной сферы личности характеризуется как раз сменой ведущих мотивов, созданием наиболее высоких нравственных мотивов. Необходимые перемены соотношения мотивов, их иерархия гарантируется целенаправленной организацией деятельности. Именно поэтому в психологии существует понятие о системе мотивов, мотивации.

Дети школьного возраста участвуют в большом количестве разных типах деятельности, каждый из которых характеризуется не только конкретным составом разных видов деятельности, но и наличием ведущей деятельности. В ней появляются, создаются или перестраиваются собственные психологические процессы (в учении — теоретическое мышление, в игре — фантазия и т. д.), от нее зависят ключевые психические изменения каждого периода развития ребенка (дошкольник, например, в игре осваивает главные общественные функции и нормы поведения людей).

Известный российский психолог А. Н. Леонтьев писал, что одни виды деятельности играют главную роль в развитии, остальные — подчиненную, поэтому нужно говорить о зависимости развития психики от ведущей деятельности:

  • в период дошкольного детства основным видом деятельности детей считается игра. В игре расширяется кругозор ребенка, развиваются умственные возможности (гипотеза, сообразительность, находчивость), создаются черты характера и нравственные свойства. Наравне с игрой большой смысл в жизни дошкольника приобретает трудовая активность. Взрослые включают ребенка в труд по самообслуживанию, вооружают его начальными умениями и навыками, сформировывают нравственно-волевые свойства. Принимая во внимание возраст детей, родители, учителя и воспитатели часто объединяют игру и трудовые занятия;
  • с поступлением ребенка в школу главным видом деятельности становится учение. Оно безгранично расширяет кругозор детей, гарантирует создание мнений, способствует их углублению и уточнению. Во время обучения школьники овладевают методами учения и получают возможность узнавать многое не только со слов учителя, но и из книг, разговоров со старшими;
  • в ходе самостоятельной деятельности детей развивается их познавательная активность. Она становится наиболее мощным катализатором их разностороннего развития;
  • во время обучения в школе все больший смысл приобретает трудовая деятельность.

Значение активности

Определение

Активность — всеобщая черта всех живых существ, их личная динамика, служащая источником преображения и поддержания жизненно принципиальных связей со средой. Жизнедеятельность организма — это не просто уравновешение со средой, а активное её преодоление. Активность строится в согласовании с вероятным прогнозом развития событий в среде и расположения в ней организма.

Активность выступает в соотнесении с деятельностью, обнаруживаясь как динамическое условие ее развития, воплощения и видоизменения, как свойство ее собственного движения. Ее характеризует:

  • обусловленность исполняемых действий спецификой внутренних состояний субъекта в момент действия — в отличие от реактивности, когда действия обусловлены предыдущей ситуацией;
  • произвольность — т. е. обусловленность наличной целью субъекта;
  • надситуативностъ — вывод за пределы начальных целей;
  • значительная устойчивость деятельности в отношении принятой цели.

Даже ещё находясь в материнской утробе, ребёнок активно реагирует на внешние воздействия. Его активность проявляется в движениях, которые гарантируют жизнь, заставляют организм работать, действовать, усиливают его и оздоровляют. Без активной деятельности не могло бы быть полноценной жизни, не может быть развития человека и становления его как личности.

Но активность не означает только движения. Было бы неправильным сводить всю деятельность человека только к её физической стороне. Активность проявляется также и в познании мира, расширении кругозора своих знаний, умений и навыков. Невозможно научить человека чему-то, если он сам не станет учиться. Только осознанная деятельность приводит к формированию личности, обогащению личности и её росту.

Познавательная активность также изначально носит жизнеобеспечивающий характер, так как содействует ориентации ребенка в новом для него мире. Эмоциональная активность — принципиальная грань активности личности. Многое ребенок в течение очень продолжительного периода узнает на уровне чувств, а не сознания. Он откликается на действия, психологической активностью дает знать окружающим вокруг о своем состоянии. Именно активность позволяет малышу овладевать действиями с предметами.

Таким образом, активность как качество живого организма – это необходимое условие и предпосылка развития, неотъемлемая часть жизненных процессов организма, результатом которых является общий прогресс развития. Деятельность является фактором успешной социальной адаптации, помогает человеку осознать своё место в обществе и окружающем мире.

spravochnick.ru

Тема 5: Психология деятельности человека

Деятельность – предмет изучения многих наук: философии, социологии, психологии и др. Деятельность – это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта. Согласно теории деятельности А.Н. Леонтьева, деятельность человека носит сознательный характер, предполагает осознание цели и путей ее достижения, предвидение результата. Когда человек не осознает поставленной перед ним цели, нет оснований говорить о деятельности в человеческом смысле слова; в этом случае можно лишь констатировать, что имеет место импульсивное поведение, которое непосредственно управляется биологическими потребностями и эмоциями. Особенности деятельности человека:

  1. она является инструментом удовлетворения жизненных потребностей человека;

  2. с помощью деятельности осуществляется преобразование окружающего мира и создание материальных и духовных благ;

  3. в процессе деятельности происходит субъективное воссоздание окружающей действительности и построение ее субъективной модели;

  4. деятельность выступает как инструмент психического развития человека: его мышления, памяти, внимания, воображения и т.д.;

  5. активная деятельность является одним из условий существования человека как полноценного субъекта и как личности;

  6. творческая деятельность является одним из средств самореализации человека как личности и инструментом обретения смысла существования.

Психологический анализ деятельности предполагает выделение в ней основных структурных компонентов и установление характера связи между ними. К ним относятся мотив, цель, условия реализации цели, отдельные деятельности, действия и операции.

Мотив – это внутренний психологический источник деятельности, являющийся констатирующим элементом ее. Под целью понимается мысленное или образное представление конечного или промежуточного результата деятельности. Действием называется элемент или этап деятельности, направленный на достижение отдельной самостоятельной цели. В психологии различают следующие формы деятельности: 1) предметно-практическая деятельность по производству материального продукта; 2) теоретико-мыслительная деятельность, оперирующая идеальными конструктами и моделирующая познаваемый мир; 3) эстетическая деятельность, заключающаяся в создании произведений искусства как объектов идеальной эстетической реальности; 4) идеологическая или мировоззренческая деятельность, связанная с выделением духовных оснований и ценностных ориентиров человеческого бытия.

По аспектам социального бытия различают следующие виды деятельности: игру, учение и трудовую деятельность. Структурными элементами деятельности являются умения, навыки, привычки.

Психика является продуктом длительного и сложного процесса развития органической природы. В свете системного подхода психика – это многоуровневая, самоорганизующаяся, динамическая и открытая система, которая отличается рядом специфических свойств и характеристик:

      1. Активный и избирательный характер отражения явлений действительности, их отношений и взаимосвязей, позволяющий субъекту не только ориентироваться в окружающем мире, но и познавать его.

      2. «Опережающий» характер психического отражения.

      3. Способность к преобразованию энергии внешних воздействий в целостную информацию о мире (картину мира).

  1. Активный и целенаправленный характер приспособления (адаптации) к окружающему миру.

  2. Обусловленность процессов развития и самоорганизации факторами социокультурного окружения.

  3. На высших уровнях развития тенденция к таким сложным формам организации и саморегуляции как сознание, самосознание, личность.

Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных физиологических механизмов мозга. Одни из них обеспечивают восприятие воздействий, другие – преобразование их в сигналы, третьи – планирование и регулирование поведения и т.п. Вся эта сложная работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде.

Взаимодействие разных частей организма между собой и установление взаимосвязи с окружающей средой осуществляется нервной системой. Основной элемент нервной системы – нервные клетки или нейроны. Центральная нервная система (ЦНС) состоит из спинного и головного мозга. Чем выше расположена та или иная часть мозга, тем сложнее ее функции.

Наиболее высокие отделы ЦНС представлены большими полушариями головного мозга. У самой поверхности полушарий расположен слой нервных клеток – кора головного мозга. Она обеспечивает сложную психическую деятельность человека. В его психической жизни особая роль принадлежит лобным долям.

Качественно новым уровнем развития психики явилось возникновение человеческого сознания. Сознание – высший уровень отражения человеком действительности. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная, опосредованная речью орудийная деятельность людей. Сознание трактуется в отечественной психологии как присущая только человеку высшая форма психического отражения действительности в свете исторически сложившихся общественных отношений и социокультурного опыта. Наряду с социокультурной обусловленностью, сознание характеризуется активностью, интенциональностью (направленностью на определенный объект), различной степенью ясности, мотивационно-ценностным характером и способностью к рефлексии – самонаблюдению и отражению собственных содержаний.

В сферу научных интересов психологии попадают две фундаментальные проблемы сознания: 1) социально обусловленный характер становления сознания в онтогенезе; 2) динамическое соотношение сознательных и бессознательных подструктур в целостной системе человеческой психики.

Психологическая структура сознания включает следующие важнейшие характеристики:

  1. Первая характеристика сознания дана уже в его наименовании: сознание есть знание об окружающем мире. Знания человек получает с помощью познавательных процессов.

  2. Вторая характеристика сознания – закрепленное в нем различие субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит «Я» человека и его «не — Я».

  3. Третья характеристика сознания – обеспечение целеполагающей деятельности человека.

  4. Четвертая характеристика – наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

Характеристики сознания формируются в речевой деятельности людей.

Не все психические явления осознаются человеком. Некоторые явления действительности, которые человек воспринимает, но не отдает себе отчета в этом восприятии, фиксируются низшим уровнем психики, который в свою очередь образует область бессознательного. Под бессознательным началом в психологии понимается специфическая форма отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека.

Особую подструктуру личности образуют способности.

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, выражающиеся в готовности к овладению определенным видом деятельности и являющиеся условием успешности ее осуществления.

Способности характеризуются скоростью, глубиной, легкостью и прочностью процесса овладения знаниями, умениями и навыками, эффективностью использования их на практике, но сами к ним не сводятся.

В структуре любой способности имеются компоненты, составляющие ее биологические основы или предпосылки. Это может быть повышенная чувствительность органов чувств, свойства нервной системы и другие биологические факторы. Они называются задатками. Задатки представляют собой морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения. Это предпосылки развития способностей, в их развитие они входят как исходный момент.

Способности подразделяют на: общие и специальные. Под общими способностями понимается такая система интеллектуальных свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями. Общую способность часто называют термином «одаренность»; в зарубежной литературе ее обычно отождествляют с интеллектом. Но если под общей одаренностью подразумевать совокупность всех качеств человека, от которых зависит продуктивность его деятельности, то в нее включается не только интеллект, но и другие свойства и особенности личности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достичь высоких результатов в специальной области деятельности (литературной, музыкальной, изобразительной т.д.).

Формирование и развитие способностей человека невозможно без овладения им продуктами человеческой культуры, без усвоения достижений многих поколений, которые зафиксированы в культурном наследии. Овладение достижениями общественного развития, «перевод» их в «свои» способности совершается через других людей, т.е. в процессе общения, являющимся по своей функции процессом воспитания.

Основными условиями и факторами, от которых зависит эффективность формирования способностей, являются:

  1. Наличие благоприятной социальной среды.

  2. Наличие благоприятных задатков.

  3. Ориентация на ранние возрастные сроки.

  4. Ориентация на сенситивные периоды.

  5. Включенность ребенка в соответствующие виды деятельности и общения.

  6. Комплексный подход.

  7. Правильная организация системы необходимых упражнений.

  8. Соответствие тренировочных действий возможностям ребенка.

  9. Положительная стимуляция тренировочных действий и насыщение их положительными эмоциями.

Общение имеет особое значение для человека:

1. Через общение человек удовлетворяет свои многочисленные потребности, в первую очередь социогенные.

  1. Общение выступает как важнейшее условие психического развития человека.

  2. В процессе общения происходит воздействие людей друг на друга, познание ими друг друга, установление межличностных отношений, обмен информацией.

  3. Общение составляет необходимое условие развития и существования предметной деятельности человека.

  4. Общение образует самую сущностную характеристику человека как субъекта и как личности.

  5. Общение оказывает влияние на все психические функции и свойства человека. В условиях общения происходит существенное изменение работы памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления, эмоций, воли, механизмов мотивации и всего поведения в целом. Эти изменения носят индивидуальный характер и могут происходить как в сторону улучшения, так и в сторону ухудшения.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Однако прямой контакт между ними невозможен. Он осуществляется через реальные чувственно созерцаемые акты общения: речевые, мимические, практические и т.п. В нем выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную, перцептивную. Существует множество классификаций общения. В зависимости от содержания, целей и средств общение может быть нескольких видов. По содержанию общение может быть: материальным (обмен предметами), когнитивным (обмен знаниями), кондиционным (обмен физиологическими и психологическими состояниями), мотивационным (обмен потребностями, мотивами, интересами), деятельностным (обмен умениями, навыками, действиями).

По целям общение делится на биологическое (поддержание, сохранение и развитие организма) и социальное (расширение и укрепление межличностных контактов).

По средствам общение может быть непосредственным (с помощью естественных средств «лицом к лицу»: речи, мимики, пантомимики, жестов и т.п.) и опосредованным (с использованием специальных средств и орудий, когда партнеры разделены в пространстве и во времени), прямым (непосредственное восприятие друг друга) и косвенным (через посредников).

Среди видов общения выделяют также деловое (при совместной продуктивной деятельности) и личностное (проблемы затрагивают личность человека), инструментальное (общение – не самоцель, а преследует какую-то иную цель) и целевое (служит средством удовлетворения потребности).

В зависимости от формы протекания различают два вида общения: внешнее и внутреннее.

Общение можно классифицировать и по многим другим основаниям: в зависимости от количества участников, статусных позиций партнеров, целей, мотивов, соотношения интересов партнеров и т.д.

Представление о другом человеке связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия.

Идентификация – это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. Эмпатия – это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Еще один механизм понимания другого человека – это рефлексия. Под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т.е. как будет партнер по общению понимать меня. В обыденной жизни люди, как правило, не зная истинных причин поведения другого человека в условиях дефицита информации, начинают приписывать друг другу причины поведения. Такое приписывание причин поведения другому человеку называется каузальной атрибуцией.

При восприятии людьми друг друга часто возникают различные эффекты. Более всего исследованы два из них: эффект ореола и эффект стереотипизации.

studfiles.net

Психология деятельности человека

5.1. Понятие деятельности

Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатства духовной жизни человека.

Деятельность – предмет изучения многих наук: философии, социологии, психологии и др. Деятельность – это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта. Это необходимое условие формирования личности. Деятельность человека предполагает не только удовлетворение насущных потребностей, но и их развитие: в деятельности дифференцируются естественные, материальные, социальные культурные и духовные потребности личности.

Согласно теории деятельности А.Н. Леонтьева, деятельность человека носит сознательный характер, предполагает осознание цели и путей ее достижения, предвидение результата. Когда человек не осознает поставленной перед ним цели, нет оснований говорить о деятельности в человеческом смысле слова; в этом случае можно лишь констатировать, что имеет место импульсивное поведение, которое непосредственно управляется биологическими потребностями и эмоциями. Особенности деятельности человека: она является инструментом удовлетворения жизненных потребностей человека; с помощью деятельности осуществляется преобразование окружающего мира и создание материальных и духовных благ; в процессе деятельности происходит субъективное воссоздание окружающей действительности и построение ее субъективной модели; деятельность выступает как инструмент психического развития человека: его мышления, памяти, внимания, воображения и т.д.; активная деятельность является одним из условий существования человека как полноценного субъекта и как личности; творческая деятельность является одним из средств самореализации человека как личности и инструментом обретения смысла существования.

    1. Структура деятельности

Любой вид деятельности связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускульно-мышечное движение или движение речевого аппарата.

По физиологической основе все движения человека могут быть разделены на две группы: врожденные (безусловно-рефлекторные) и приобретенные (условно-рефлекторные). Подавляющее число движений человека являются условно-рефлекторными. Психологический анализ деятельности предполагает выделение в ней основных структурных компонентов и установление характера связи между ними. К ним относятся мотив, цель, условия реализации цели, отдельные деятельности, действия и операции.

Мотив – это внутренний психологический источник деятельности, являющийся констатирующим элементом ее. Поэтому в зависимости от содержания мотива выделяют отдельные виды деятельности.

Под целью понимается мысленное или образное представление конечного или промежуточного результата деятельности. Без цели как и без мотива существование деятельности невозможно. Целостная деятельность состоит из системы отдельных, относительно самостоятельных, действий, выстроенных в определенной временной последовательности. А все вместе они приводят к достижению цели всей деятельности.

Действием называется элемент или этап деятельности, направленный на достижение отдельной самостоятельной цели. Различают действия: моторные (двигательные), функция которых заключается в непосредственной реализации программ поведения и деятельности; сенсорные и перцептивные (чувственные), обеспечивающие ориентировку субъекта в окружающей среде и контроль осуществляемой деятельности; центральные (мыслительные), выполняющие организующую и регулирующую функции.

Действия могут быть внешними и внутренними, физическими и умственными. Исследования отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией.

    1. Структурные элементы и виды деятельности

В психологии различают следующие формы деятельности: 1) предметно-практическая деятельность по производству материального продукта; 2) теоретико-мыслительная деятельность, оперирующая идеальными конструктами и моделирующая познаваемый мир; 3) эстетическая деятельность, заключающаяся в создании произведений искусства как объектов идеальной эстетической реальности; 4) идеологическая или мировоззренческая деятельность, связанная с выделением духовных оснований и ценностных ориентиров человеческого бытия.

По аспектам социального бытия различают следующие виды деятельности: игру, учение и трудовую деятельность. Игра – это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Благодаря труду человек создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития.

Структурными элементами деятельности являются умения, навыки, привычки. Умения – это способ действия, который соответствует конечной цели и носит осознанный характер. Умения всегда опираются на знания. Чем больше у человека знаний в соответствующей области, тем скорее он приобретет нужные умения и тем совершеннее будет их использовать. Навыки – это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Физиологической основой навыка является образование в коре больших полушарий и функционирование устойчивой системы временных нервных связей, называемой динамическим стереотипом. Навыки обычно взаимодействуют друг с другом, образуя сложные системы.

Привычки – это негибкая часть деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В основе привычек лежит потребность.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *