Поведение и деятельность. Понятие деятельности в психологии.
Деятельность и поведение
Де́ятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).
К примеру, если человек идет по пустыне и потеет от жары, это не деятельность, это рефлекторное действие. Но если этот человек — актёр, снимающийся в рекламе дезодоранта, и в данной сцене он должен вспотеть, потому что так написано в сценарии, потение становится для него вполне осмысленным действием и потому превращается в деятельность.
Деятельность можно разделить на этапы. Можно выделить в качестве этапов
процесс вовлечения в деятельность,
процесс целеполагания
процесс проектирования действий,
процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями.
Число и содержание этапов, которые разные исследователи выделяют в деятельности, определяется исключительно задачами и целями исследователя. Модели деятельности в этом случае строятся из соображений удобства, полезности и достаточности.
Первым в советской психологии автором и разработчиком разноуровневой концепции организации поведения, Психологии деятельности, психологии личности и психологической теории развития субъекта в деятельности и в общении, которая развивалась позднееС. Л. Рубинштейном, В. С. Мерлиным и А. Н. Леонтьевым, был М. Я. Басов[1]].
Поведе́ние — способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов[1], характерная черта животного типа организации[2]. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных факторов окружающей среды [3]. У многоклеточных организмов поведение находится под контролем нервной системы.
Растения и бактерии тоже обладают способностью к активному, более того, упорядоченному перемещению под действием внешних факторов (таксису). Примером служат фото- и хемотаксисы бактерий, синезелёных водорослей[4]. Высшие растения также не лишены способности к движению. Хорошо известны никтинастии растений — открывание и закрывание цветков в связи со сменой дня и ночи, фототропизмы листьев, движения растений при охоте на животных, гидро- и хемотропизмы корней[прим. 1][5].
Тем не менее, поскольку механизмы движения растений носят чисто физиологический характер, нельзя говорить о наличии у них ни поведения, ни психики. В психологии движения растений относят к допсихическому уровню отражения.
Поведение, в отличие от психики, доступно для непосредственного наблюдения и является предметом широкого спектра наук, от психологии, этологии, зоопсихологии и сравнительной психологии до поведенческой экологии
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.
Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы. Ко всем таким предметам, особенно на работе и в быту, оказались в той или иной степени приложенными руки и разум человека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены достижения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собственное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не производят ни чего подобного: ни одежды, ни мебели, ни машин, ни знаковых систем, ни орудий труда, ни средств передвижения и многого другого. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа.
Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер.
Породив и продолжая совершенствовать предметы творения, человек кроме способностей развивает свои потребности. Оказавшись связанным с предметами материальной и духовной культуры, потребности людей приобретают культурный характер.
Деятельность человека принципиально отличается от активности животных и в другом отношении. Если активность животных вызвана естественными потребностями, то деятельность человека в основном порождается и поддерживается искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей настоящего и предшествующих поколений. Это потребности в познании (научном и художественном) , творчестве, в нравственном самосовершенствование и другие.
Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности.
Действием называют часть деятельности, имеющею вполне, осознанную человеческом цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.
Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операций зависит от условия выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличия инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.
21
Понятие личности в психологии. Соотношение понятий «личность», «Индивид», «индивидуальность» , «Субъект»
Психология поведения и деятельность человека: прямая взаимосвязь
Время чтения 6 минут
В этой статье вы узнаете, как связаны психология поведения и деятельность человека. Ознакомитесь с основными типами личности человека, и увидите, как сильно поведение человека влияет на его возможности и активность.
<<Оглавление>>
Общее понятие
Поведение – это реакция человека на воздействие внешней среды, а также мотивированные осознанные действия, в которых выражается отношение человека к людям, обществу и миру в целом. Поведение человека может быть доброжелательным или агрессивным, целесообразным или преступным. Поведение может соответствовать нормам этики и морали, или же быть девиантным, то есть сильно отклоняться от общепринятых норм в обществе.
Психология поведения человека зависит от его характера, темперамента и типа личности. И конечно же от внешней среды, которая влияет на человека. Психологи и социологи работают над вопросом, от чего зависит поведение человека. Что имеет большее влияние, генетика или внешняя среда? Наука, которая занимается исследованиями в этой области, называется социобиология или этология человека. На данный момент отсутствуют прямые доказательства зависимости поведения от генетики человека. В поисках ответа, Ф. Гальтон развернул исследование генотипа и хромосом человека. Эта область науки называется генетикой поведения.
Двигаться-значит жить
Человек – это активное существо. Активность может быть разнообразной. Она выражается в деятельности человека.
Деятельность – вид активности, направленный на познание и творческое преобразование мира, взаимодействие с окружающим миром. В процессе деятельности человек достигает поставленных целей, возникших в результате появления определенных желаний и мотивов.
Между психологией поведения и деятельностью человека существует прямая связь. Как мы видим из определений «поведения» и «деятельности», активная деятельность человека и его жизненная позиция зависят от психологии, характера и поведения человека.
Поведение человека не всегда бывает целенаправленным, оно часто спонтанно. Находится под влиянием эмоций и чувств. Деятельность всегда имеет определенную цель, нацелена на создание некоего продукта. Деятельность всегда организована, спланирована и систематична.
Основными характеристика деятельности являются мотив, который определяет для чего необходимо осуществлять деятельность; цель деятельности – то, что человек хочет получить в результате; предмет и средства – то, с чем человеку придется работать и какими средствами и путями он собирается достигать определенной цели.
В результате деятельности происходят изменения во внешнем мире или с самим человеком. Если деятельность человека направлена на саморазвитие, то в результате он изменится, приобретет новые знания, умения и выработает в себе новые черты характера, способности, таланты. Это несомненно скажется на психологии поведения человека.
Типология А. Адлера
В основу типологии А. Адлера легка взаимосвязь психологии поведения и деятельности человека. Он выделяет такие типы людей:
- Управляющий тип. Такие люди характеризуются активной жизненной позицией, им кажется, что мир создан для того, чтобы получать от него пользу и выгоду с наименьшими затратами. Их поведение в основном напористо, агрессивно и часто аморально. Многие люди, относящиеся к данному типу, становятся «ворами в законе», организаторами мафиозных структур. Сюда же относятся и политики.
- Берущий тип. Это малоактивные люди, которые берут от жизни все, что дается легко. Обычно их поведение отличается своей паразитарностью. Например, садятся на шею кого-то или какой-то организации и берут с нее все, что она может дать. При этом, не прилагая никаких усилий. Их поведение обычно беспечно, расслаблено и малоактивно.
- Избегающий тип. Такие люди не стремятся к успеху. А в основном стараются избежать каких-либо проблем и неудач. Они ведут себя очень осторожно, не принимают собственных решений, избегают ответственности. Зачастую занимаются социально бесполезной деятельностью.
- Социально-полезный тип. Такие люди проявляют истинную заботу об окружающих, заинтересованы в общении с ними. Относятся к людям с добротой и открытой душой. Такие люди не обязательно должны помогать другим материально или делать какие-то услуги, они просто вносят посильный вклад в общий труд. Это зрелые люди, которые умеют решать проблемы, осознают свою компетентность, место в жизни и обществе.
Такие люди ведут себя мужественно, позитивно и ответственно.
Адлер считает, что каждый человек решает в жизни три глобальных проблемы: работа, дружба и любовь. Психология поведения и деятельность человека определяет, насколько человек способен решить эти вопросы.
На практике чаще всего применяется типология Хейманса – Ла Сенна, который выделяет 8 типов характера человека в зависимости от психологии поведения и деятельности человека. В основу его типологии легли такие составляющие: активность, эмоциональность и вторичность-первичность натуры. Эмоциональность – это то, как сильно человек реагирует на внешние обстоятельства. Активность – это потребность в действии. Одни люди постоянно действуют, а другие только обдумывают, мечтают, как бы что-то сделать. Первичность или вторичность натуры — насколько долго и сильно пережитые впечатления
Основные типы людей по принципу психологического поведения
- Нервный тип. Их поведение отличается сильной эмоциональностью, раздражительностью, непоследовательностью. Зачастую они недоверчивы, подозрительны, любят хвастаться и постоянно ждут похвалы. Они не приемлют монотонности и однообразия в своей деятельности, не могут сконцентрировать свое внимание.
- Сентиментальный тип личности эмоционален, долго за все переживает, трудолюбив, долго все обдумывает. Они не терпят несправедливости, грубости. Часто такие люди занимаются педагогической или благотворительной деятельностью.
- Бурный тип – это люди импульсивные, энергичные и любопытные. Обычно у них хорошее настроение. Таких людей называют «душой компании». Имея огромную энергию, они способны преодолевать любые препятствия, работать сутками, пока не доведут начатое до конца. Для эффективной деятельности им нужна своя команда, которая будет всегда поддерживать и подбадривать.
- Страстный тип – это сильные люди, которые живут одной идеей. Они уверенно шагают к своей цели. Они аккуратны, любят порядок, однолюбы. Редко меняют привычки и образ жизни. В поведении очень упрямы, настойчивы. Такие люди занимают руководящие должности или организовывают собственный бизнес.
- Сангвиник по Хеймансу – это человек активный, легко адаптируется к новым обстоятельствам, неутомимый и жизнерадостный. Они основательны, точны и ответственны. Этот тот редкий тип людей. Которым можно поручить любую работу.
- Флегматики люди медлительные, спокойные. Они любят одиночество. Обожают порядок и аккуратность. Это надежные люди, которые отличаются порядочностью и справедливостью. Им легко можно поручить вести финансовые дела компании, вести учет. Они умеют планировать и распределять обязанности.
- Аморфно-беспечный тип личности ведет себя беззаботно и спокойно. Эти люди всегда приветливы, вежливы и миролюбивы. Очень любят все получать «на халяву». Они не прилагают ни к чему особых усилий. Им подходит коллективная деятельность, где мало заметна их личная бездеятельность.
- Апатичный тип личности безразличен ко всему, ленив. Такому человеку подходит деятельность, где он сможет быть как можно больше наедине с самим собой.
Как видим, психология поведения человека очень сказывается на сфере деятельности. Если человек случайно попал не на свое место или занял должность, которая не соответствует его типу, то он или уйдет сам или ему помогут уйти.
Также психологи выделяют особый тип личностей – манипуляторы. Это личности, которые используют других людей для достижения своих целей или используют себя же для достижения своих целей. Парадокс в том, что личность этого не осознает зачастую. Например, торговец, который уговорами заставляет купить ненужную вещь. Или родители, которые запугиванием или обещанием подарков заставляют ребенка вести себя хорошо. А также дети, которые истериками добиваются того, чего хотят.
Конечно, есть люди, которые продумывают манипулятивное поведение, например политики или «новые русские». К манипуляторам относятся «нытики», которые часами могут рассказывать как у них все плохо. Этих людей объединяет то, что они воспринимают людей, как вещи. Для торговца вы мешок с деньгами, для банкира – клиент с деньгами, для политика – электорат и т.д.
Вывод
Психология поведения манипулятора сводится к тому, что он не понимает действительное значение жизни, не испытывает настоящих чувств. Пытается все контролировать, жизнь для него игра и он пытается всех поймать на свою «удочку». Манипулятор циничен и не доверяет людям. Во взаимоотношениях с людьми видит только два варианта – управлять или быть управляемым.
Поэтому их деятельность, в зависимости от проявления манипуляций в поведении, связана с управлением, диктаторством. Часто встречаются среди них судьи или наоборот хулиганы и вымогатели. Шантажисты, аферисты, рекламные агенты – это все манипуляторы. Люди, манипулирующие бесконечным нытьем – это паразиты, вечные студенты, иждивенцы.
Чтобы избавиться от разрушающего манипуляторного поведения, необходимо в первую очередь осознать, что вы являетесь манипулятором. Жизнь возможна без манипуляций, нужно просто понять ее суть и быть психологически грамотным.
Психология поведения очень влияет на жизнь человека. Многие ваши черты видны невооруженным глазом, поэтому если человек хочет занять хорошую должность или заниматься определенной сферой деятельности, нужно проанализировать все свои недостатки и работать над собой. Самосовершенствование расширит для вас границы сфер деятельности. К какому типу вы бы ни принадлежали, работайте над собой и достигайте своих целей.
Тематика: Психология женщин, Психология мужчин, Личностный рост, Отношения
Психология организационного поведения | Институт общественных наук ИОН РАНХиГС
- Описание
- Структура программы
- Преимущества
- Практики и стажировки
- Темы ВКР
- Дипломы
- Компетенции выпускников
- Карьера
- Паспорт программы
- Контакты
- Узнать больше
- Анонсы, новости, объявления
Описание
«Психология организационного поведения» — программа прикладного специалитета, которая сочетает лучшие практики российского и зарубежного опыта по подготовке квалифицированных специалистов в сфере психологии управления, организационной психологии и психологии бизнеса.
В рамках этой программы реализуется единственная в России специализация «Психология организационного поведения», поэтому особое внимание при подготовке студентов уделяется развитию профессиональных навыков, связанных с работой психолога в государственных организациях и бизнес структурах. Студенты учатся решать кейсы из реальной практики преподавателей, работающих в сфере организационного и управленческого консультирования и корпоративного обучения. Лучшие студенты получают возможность трудоустройства, так как на программе преподает большое количество работодателей (руководители консалтинговых организаций, центров оценки, обучения и развития персонала).
Программа предназначена для выпускников школ и колледжей различного профиля, которые хотят развиваться в сфере бизнеса и психологии организационного поведения, готовых к работе с большими массивами информации, а также профессиональному и личностному росту.
Руководитель программы
Спиридонов Владимир Феликсович – доктор психологических наук, профессор, декан Факультета психологии ИОН РАНХиГС, Заведующей научно-исследовательской лабораторией когнитивных исследований, профессор кафедры практической психологии МВШСЭН, главный редактор междисциплинарного научного психологического журнала «Психологические исследования»
youtube.com/embed/KE3FwcMWYuw» title=»YouTube video player» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>
Структура программы
За 5 лет обучения студенты получают углубленную фундаментальную базу по отраслям академической психологии (1-3 курс) и самый широкий спектр практических и прикладных направлений работы современного психологического рынка (3-5 курс).Учебный план
Практики и стажировки
- «Технологии и решения» – консалтинговая компания, специализирующаяся в области обучения и развития персонала;
- Учебный центр компании «ИНКОМ-Недвижимость» – центр по отбору и обучению кадрового состава организации;
- «Среда обучения» – учебное заведение высшего и дополнительного профессионального образования, специализирующаяся на онлайн-образовании;
- Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1241 «На Красной Пресне»» – образовательный комплекс, включающий дошкольное и школьное образование;
- Neurodata Lab – международная компания и лаборатория аффективных технологий;
- «Психологическая служба» – психологическая помощь и поддержка студентов, преподавателей и сотрудников РАНХиГС;
- «Научно-исследовательская лаборатория когнитивных исследований» – научная лаборатория факультета психологии, специализирующаяся на современных фундаментальных и прикладных психологических исследованиях.
- Летние школы английского языка
- Летние школы по вторым иностранным языка
Ежегодная профессиональная стажировка Университет UNIPG, Перуджа, Италия
Стажировка включает в себя лекции от ведущих специалистов-психологов UNIPG и РАНХиГС на английском языке, круглые столы, тренинги, совместную проектную деятельность студентов РАНХиГС и UNIPG, направленную на международное сотрудничество, а также знакомство с основными достопримечательностями в рамках экскурсионной программы, создающей всепоглощающую атмосферу средневековой Италии (мощные стены зданий, высокие каменные арки на узких мощёных улочках, руины оборонительной крепости и сохранившиеся архитектурные сооружения V века позволяют погрузиться в историческое прошлое страны). Т.к. Перуджа находится в центре Италии и является столицей горного региона Умбрии, участники стажировки могут дополнительно посетить такие города, как Флоренция и Рим.
Возможны персональные оплачиваемые стажировки или обучение на программах дополнительного образования за высокие профессиональные достижения.
Примеры тем дипломных работ
- Факторы возникновения слепоты к изменениям
- Ментальные модели преступления и законопослушного поведения у судей военных судов
- Репликация «Эффекта ложного консенсуса» на российской выборке
- Особенности ценностно-смысловых ориентаций сотрудников камерального и выездного отделов ФНС
- Влияние метафорического фрейма на суждения о решении социально-значимой проблемы общества
- Связь реактивного и проактивного совладания с показателями стрессоустойчивости у пилотов санитарной и пожарной авиации
Выдаваемые документы
Компетенции выпускников
Программа позволяет подготовить специалистов с высокой личной эффективностью и потенциалом развития в сфере психологического консалтинга. Работа таких специалистов позволяет эффективно развивать организации, поднимать бизнес, используя надежные профессиональные технологии и инструменты:1. Алгоритмы решения профессиональных задач широкого спектра
2. Управленческое и организационное консультирование
3. Корпоративное обучение
4. Оценка и развитие персонала
5. Реализации психологических технологий, ориентированных на профессиональный и личностный рост клиента
6. Формирование и управление командой для стартапа
Карьера выпускников
- Организационный психолог
- Специалист отдела оценки и развития персонала
- Коуч
- Консультант по управлению
- Бизнес- тренер (специалист по обучению персонала)
- HR-специалист
- Research Scientist
Ключевые навыки:
- анализ психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов;
- умение планировать и организовывать деятельность персонала и организации;
- навыки применения психологических технологий для решения нестандартных профессиональных задач;
- организация и управление системами лояльности и мотивации персонала;
- проведение коуч-сессий;
- разработка и проведение тренингов;
- индивидуальное карьерное консультирование;
- решение проблем личностного роста;
- психологическая помощь и сопровождение индивиду, группе, организации.
Вступительные испытания (ЕГЭ)
Минимальные баллы ЕГЭ для подачи заявления на поступление на коммерческой основе:
- Русский язык (55)
- Биология (40)
- Математика (39) — профильная / Обществознание (45) (по выбору абитуриента)
Вступительные испытания (для иностранных граждан и лиц без гражданства)для подачи заявления на договор:
- Русский язык (50)
- Русский язык (70)
- Биология (60)
- Математика (62) — профильная / Обществознание (70) (по выбору абитуриента)
Контакты
Телефон: +7 499 956 00 77, с 10:00 до 18:00
e-mail: [email protected]
психология | Определение, история, поля, методы и факты
Уильям Джеймс
Посмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Зигмунд Фрейд Луиза Бейтс Эймс Уильям Джеймс Леон Фестингер Стэнли Милгрэм
- Похожие темы:
- психологическое тестирование теория обучения социальная психология наука о мышлении эволюционная психология
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
психология , научная дисциплина, изучающая психические состояния, процессы и поведение людей и других животных.
Дисциплина психологии в целом делится на две части: большая профессия практиков и меньшая, но растущая наука о разуме, мозге и социальном поведении. У них разные цели, обучение и практика, но некоторые психологи объединяют их.
Ранняя история
В западной культуре вклад в развитие психологии внесли представители многих областей, начиная с таких философов, как Платон и Аристотель. Гиппократ философствовал об основных человеческих темпераментах (например, холерик, сангвиник, меланхолик) и связанных с ними чертах. Информированный биологией своего времени, он предположил, что физические качества, такие как желтая желчь или слишком много крови, могут лежать в основе различий в темпераменте ( см. также юмор). Аристотель постулировал, что мозг является вместилищем рационального человеческого ума, а в 17 веке Рене Декарт утверждал, что разум дает людям способности к мышлению и сознанию: разум «решает», а тело выполняет решение — дуалистический разум. раскол тела, над преодолением которого до сих пор работает современная психологическая наука. Две фигуры, которые помогли основать психологию как формальную дисциплину и науку в XIX веке.века были Вильгельм Вундт в Германии и Уильям Джеймс в Соединенных Штатах. В книге Джеймса «Принципы психологии » (1890 г.) психология определяется как наука о психической жизни и содержится проницательное обсуждение тем и проблем, предвосхитивших большую часть программы исследований в этой области столетие спустя.
Однако в первой половине 20 века бихевиоризм доминировал в большей части американской академической психологии. В 1913 г. Джон Б. Уотсон, один из влиятельных основоположников бихевиоризма, призывал полагаться только на объективно измеримые действия и условия, эффективно удаляя изучение сознания из психологии. Он утверждал, что психология как наука должна иметь дело исключительно с непосредственно наблюдаемым поведением низших животных, а также людей, подчеркивал важность поощрения только желаемого поведения при воспитании детей и опирался на принципы обучения с помощью классического обусловливания (основанного на исследованиях собак, проведенных русского физиолога Ивана Павлова и, таким образом, известного как павловское обусловливание). В Соединенных Штатах большинство факультетов психологии университетов посвятили себя превращению психологии из философии в строгую эмпирическую науку.
Britannica Quiz
Введение в психологию Quiz
Согласно Britannica, психология — это научная дисциплина, изучающая психические состояния и поведение людей и других животных. Как много вы знаете об этом?
Бихевиоризм
Начиная с 1930-х годов бихевиоризм процветал в Соединенных Штатах, и Б. Ф. Скиннер лидировал в демонстрации силы оперантного обусловливания посредством подкрепления. Бихевиористы в университетских условиях проводили эксперименты над условиями, контролирующими обучение и «формирование» поведения посредством подкрепления, обычно работая с лабораторными животными, такими как крысы и голуби. Скиннер и его последователи явно исключили ментальную жизнь, рассматривая человеческий разум как непроницаемый «черный ящик», открытый только для догадок и спекулятивных вымыслов. Их работа показала, что на социальное поведение легко воздействовать, манипулируя определенными непредвиденными обстоятельствами и изменяя последствия или подкрепление (награды), к которым приводит поведение в различных ситуациях. Изменения в этих последствиях могут изменить поведение в предсказуемых паттернах стимул-реакция (S-R). Точно так же широкий спектр эмоций, как положительных, так и отрицательных, может быть приобретен посредством процессов обусловливания и может быть изменен путем применения тех же принципов.
Фрейд и его последователи
В то же время, в любопытном сопоставлении, психоаналитические теории и терапевтические практики, разработанные получившим образование в Вене врачом Зигмундом Фрейдом и его многочисленными учениками, начиная с начала 20-го века и сохраняясь на протяжении многих десятилетий, подрывали традиционный взгляд на человеческую природу как на сущность рациональный. Теория Фрейда сделала разум второстепенным: для Фрейда бессознательное и его часто социально неприемлемые иррациональные мотивы и желания, особенно сексуальные и агрессивные, были движущей силой, лежащей в основе большей части человеческого поведения и психических заболеваний. Превращение бессознательного в сознательное стало терапевтической целью клиницистов, работающих в этих рамках.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Фрейд предположил, что многое из того, что люди чувствуют, думают и делают, находится вне осознания, самозащиты в своих мотивах и бессознательно детерминировано. Многое из этого также отражает конфликты, зародившиеся в раннем детстве, которые проявляются в виде сложных паттернов, казалось бы, парадоксального поведения и симптомов. Его последователи, эго-психологи, подчеркивали важность функций и когнитивных процессов высшего порядка (например, компетентностной мотивации, способности к саморегуляции), а также механизмов психологической защиты человека. Они также переключили свое внимание на роль межличностных отношений и надежной привязанности в психическом здоровье и адаптивном функционировании, и они стали пионерами в анализе этих процессов в клинических условиях.
После Второй мировой войны и спутника
После Второй мировой войны американская психология, особенно клиническая психология, превратилась в самостоятельную значительную область, отчасти в ответ на потребности вернувшихся ветеранов. Дальнейшему развитию психологии как науки способствовал запуск спутника в 1957 году и начало российско-американской космической гонки на Луну. В рамках этой гонки правительство США способствовало развитию науки. Впервые стало доступным массивное федеральное финансирование как для поддержки поведенческих исследований, так и для подготовки выпускников. Психология стала как процветающей профессией практиков, так и научной дисциплиной, которая исследовала все аспекты человеческого социального поведения, развития детей и индивидуальных различий, а также области психологии животных, ощущений, восприятия, памяти и обучения.
Обучение клинической психологии находилось под сильным влиянием психологии Фрейда и ее ответвлений. Но некоторые клинические исследователи, работающие как с нормальными, так и с нарушенными популяциями, начали разрабатывать и применять методы, фокусирующиеся на условиях обучения, которые влияют на социальное поведение и контролируют его. Это движение поведенческой терапии анализировало проблемное поведение (например, агрессивность, причудливые модели речи, курение, реакцию страха) с точки зрения наблюдаемых событий и условий, которые, по-видимому, влияли на проблемное поведение человека. Поведенческие подходы привели к инновациям в терапии, работая над изменением проблемного поведения не посредством понимания, осознания или раскрытия бессознательных мотивов, а путем обращения к самому поведению. Бихевиористы пытались напрямую изменить неадаптивное поведение, исследуя условия, контролирующие текущие проблемы человека, а не их возможные исторические корни. Они также намеревались показать, что такие попытки могут быть успешными без замещения симптомов, предсказанного теорией Фрейда. Фрейдисты считали, что за устранением проблемного поведения сразу же последуют новые и более серьезные проблемы. Поведенческие терапевты показали, что это не всегда так.
Чтобы начать изучение роли генетики в личности и социальном развитии, психологи сравнили сходство личности у людей с одинаковыми генами или в одной среде. В исследованиях близнецов сравнивали монозиготных (идентичных) и дизиготных (разнояйцевых) близнецов, выросших либо в одной, либо в разных средах. В целом эти исследования продемонстрировали важную роль наследственности в широком спектре человеческих характеристик и черт, таких как черты интроверта и экстраверта, и показали, что биолого-генетическое влияние было намного больше, чем предполагал ранний бихевиоризм. В то же время стало ясно и то, что то, как такие диспозиции выражаются в поведении, существенно зависит от взаимодействия со средой в ходе развития, начиная с внутриутробного развития.
Связь между мозгом и поведением: являемся ли мы своим мозгом?
Связь между мозгом и поведением, по-видимому, является преемником знаменитого картезианского дуализма разума и тела, где мозг является физическим или биологическим компонентом, а поведение — ментальным или психологическим аспектом.
Несмотря на свое древнее происхождение, дихотомия тела и разума до сих пор остается нерешенной проблемой. Оба понятия держались отдельно, как если бы они были отдельными и отличными друг от друга.
Однако идея о том, что разум и тело функционируют отдельно, оказывается препятствием для научного прогресса, поскольку разум и тело связаны более сложным образом, чем можно было бы себе представить.
Почему мы ведем себя определенным образом? Мозг отвечает за наши действия?
Попробуйте ответить на следующий вопрос:
Какова конечная цель нашего мозга?
Многие люди ответят: «воспринимать, думать, рассуждать или учиться». Даже если это правда, что мозг выполняет такие задачи, все они служат основой для конечной цели: управлять поведением. Например, благодаря нашему восприятию мы можем знать, что происходит в нашем окружении, тем самым вызывая более полезные и адаптивные действия.
Таким образом, цель состоит в том, чтобы связать определенные мозговые события с определенным поведением. Однако все не так просто. Например, одно и то же поведение может быть вызвано разными физиологическими механизмами: мы можем пить пиво, потому что хотим пить, или потому, что чувствуем стресс и хотим воспользоваться его опьяняющим эффектом.
Наш мозг?
А теперь попробуйте ответить на следующие вопросы:
Если бы вы могли пересадить мозг Эйнштейна в свое тело, стали бы вы думать и говорить, как он? Вы бы вели себя точно так же, как он? Вы бы получили Нобелевскую премию по физике?
Что, если бы мозг Моцарта пересадили в ваше тело? Сочинили бы вы столько же произведений, сколько он?
Первое, что мы склонны думать, это то, что если бы у нас был мозг гения, мы были бы гениями, поскольку мы думаем, что мозг отвечает за наше поведение. Однако это дело становится все более сложным.
Нельзя забывать, что мозг гибкий и имеет возможность изменяться. Этот орган развивается на протяжении всей жизни и приспосабливается к меняющейся среде. Таким образом, взаимосвязь между мозгом и поведением модулируется различными факторами:
- Окружающая среда : окружающая среда влияет на наш мозг и поведение. Например, окружающая среда модулирует развитие различных навыков. Таким образом, овладение языком может варьироваться для ребенка, приехавшего из сельской местности в городскую местность (поскольку вербальная стимуляция, которую каждый ребенок получает, различна).
Другим примером является обогащенная среда. Научно доказано, что люди, выросшие в обогащенной среде, имеют большее количество синаптических связей между нейронами (поскольку обогащенная среда предоставляет людям возможности для действий и увеличивает когнитивную и сенсорную стимуляцию), чем люди в бедной среде.
Кроме того, существуют факторы окружающей среды, которые могут влиять на развитие нервной системы. Одним из примеров является недоедание в раннем возрасте.
Таким образом, было продемонстрировано, что наш мозг может претерпевать изменения из-за окружающей среды, что влияет на поведение в будущем.
- Социокультурные и исторические аспекты : возвращаясь к упомянутому ранее примеру с трансплантацией мозга, наше поведение могло сильно отличаться от поведения гениев того времени. Мы бы быстро адаптировались к нашему социокультурному и историческому контексту, несомненно отличающемуся от Эйнштейна и Моцарта.
- Филогенез : человеческий мозг имеет филогенетическую историю, то есть унаследованные видовые характеристики. Таким образом, в человеческом мозгу можно выделить три отдельных слоя: глубокий, или рептильный, слой (самый старый филогенетический слой), промежуточный, или лимбический, и внешний, или неокортексный слой (который отличает человека от других животных). Таким образом, по мере того, как мы развиваемся как вид, мозг претерпевает изменения, чтобы соответствовать специфическим требованиям окружающей среды.
- Генетика: развитие нашего мозга регулируется экспрессией генов. В определенной степени это может создавать вариации, такие как различная чувствительность к вознаграждению, различная вероятность проявления поведения и т. д. С другой стороны, если есть мутация в генах, процесс будет различаться и может вызывать различные расстройства.
- Онтогенез : относится к развитию личности и тому, чему мы научились на протяжении всей жизни. Наше нынешнее поведение определяется прошлым опытом. Они хранятся в нашей памяти и служат ориентиром для определенных моделей поведения, а не для других. Одним из примеров является то, что если мы испытали удовольствие от какой-либо деятельности в прошлом, мы склонны повторять ее.
Другим аспектом, усиливающим взаимосвязь между мозгом и поведением, являются поведенческие изменения, наблюдаемые после черепно-мозговой травмы . Фактически, нейробиология отвечает за поиск связей между определенными структурами мозга и определенным поведением, в основном путем наблюдения за людьми с травмами головного мозга. Таким образом, методы нейровизуализации используются для определения места поражения и изучения нейропсихологического профиля человека. Если картина повторяется у большого количества пациентов, можно сказать, что с нарушением функции связана определенная область мозга.
Короче говоря, все это указывает на наличие сложных и взаимозависимых отношений между мозгом и поведением. Мозг получает информацию, а также внутренние и внешние воздействия, которые позволяют в любое время вызвать наиболее подходящее поведение. Кроме того, наше поведение имеет последствия для окружающей среды, которые могут восприниматься нами как положительные или отрицательные. Эти последствия заставляют нас учиться и снижают вероятность повторения такого поведения в будущем. Такое обучение приводит к изменениям в мозге, в частности, в синаптических связях мозга.
Ссылки– Carlson, N.R. (2006). Fisiología de la Conducta 8ª Ed. Мадрид: Пирсон. стр: 2-3.
— Матуте, Э. и Роселли, М. (2010). Детская нейропсихология: история, концепции и цели. Эн С. Виверос Фуэнтес. (Ред.), Neuropsicologia del Desarrollo Infantil (стр. 3). Мексика: El manual moderno.
— Тамайо, Дж. (2009 г.). La relación cerebro-conducta ¿hacia una nueva Dualidad? Revista Internacional de Psicología y Terapia Psicológica, 9(2), 285-293.
Упражнение для студентов, изучающих психологию
Автором этой страницы является Кеннет Абрамс, Карлтонский колледж.
Профиль автора
Этот материал был разработан как часть коллекции Carleton Teaching Activity Collection и воспроизведен на ряде сайтов. как часть SERC Pedagogic Service Project
Резюме
В ходе подготовки к заданию учащиеся в группах по три человека прочитают и обсудят исследования факторов, влияющих на помогающее поведение (таких как сходство, привлекательность и предполагаемая ответственность нуждающегося человека). Затем группы разработают экспериментальное исследование, в котором исследуется конкретный (или два) интересующий фактор помогающего поведения. Примеры возможных вопросов для исследования включают следующее: 1) Влияют ли ответы на запросы по электронной почте о завершении научного онлайн-исследования явной расовой принадлежностью запрашивающего (манипулируется путем изменения имени)? 2) Влияет ли на ответы на запрос направления одежда запрашивающего (дорогая или оборванная)? После получения одобрения преподавателя на план исследования студенты будут собирать количественные данные в течение двух-трех недель, а затем анализировать их с помощью SPSS. Наконец, студенты представят многостраничный исследовательский отчет с подробным описанием и интерпретацией своих результатов.
Цели обучения
Цели этого задания — побудить учащихся задуматься об эмпирических средствах ответа на важные вопросы о человеческом поведении, дать учащимся опыт планирования исследований и сбора количественных данных, помочь учащимся научиться анализировать количественные данные и вовлечь учащихся в интерпретация и оформление результатов исследования.
Контекст для использования
Это задание больше всего подходит для начального или среднего курса психологии бакалавриата. Это может лучше всего вписаться в курс вводной психологии, статистики или социальной психологии. Задание требует времени на лекцию (50 мин.), обсуждение в малых группах в классе (50 мин.), групповой сбор данных вне занятий (2 недели) и доступ учащихся к компьютерам с SPSS. Общая продолжительность мероприятия 2-3 недели. Перед началом деятельности учащиеся должны быть ознакомлены (через учебник или лекцию) с исходной информацией о просоциальном поведении.
Описание и учебные материалы
Следующие этапы представляют план деятельности:
- Преподаватель назначает соответствующие чтения по просоциальному поведению (например, из раздела социальной психологии вводного учебника по психологии) и читает краткую лекцию по материалу.
- Преподаватель дает инструкции по поиску и сбору рецензируемых статей по психологии (например, с использованием PsycInfo).
- Учащиеся в группах по 3 человека определяют интересующую узкую тему (в области помогающего поведения). Затем каждый учащийся находит и читает одну соответствующую статью. В своей группе из трех человек студенты делятся результатами и недостатками своих статей.
- На основе своих выводов группы определяют вопрос, который необходимо решить с помощью экспериментального анализа, и разрабатывают методологию для его проверки.
- После получения разрешения инструктора на свою процедуру учащиеся собирают данные в течение двух недель.
- Тем временем инструктор проводит базовое обучение по SPSS (ввод данных, выполнение t-тестов и дисперсионного анализа, графическое отображение результатов, интерпретация результатов).
- После завершения сбора данных учащиеся в малых группах вводят свои данные в SPSS, анализируют свои результаты и создают предварительную интерпретацию своих результатов.
- Учащиеся встречаются с инструктором или ассистентом преподавателя, чтобы обсудить свое понимание и интерпретацию результатов.
- Группы заполняют и отправляют свой окончательный многостраничный отчет. Разделы отчета включают введение, метод, результаты, обсуждение и ссылки.
К письму прилагается оболочка отчета, которую необходимо постепенно заполнять небольшими группами, раздаточный материал с соответствующими командами SPSS и подготовленное Стэнфордским университетом руководство под названием «Использование SPSS для Macintosh».
оболочка отчета для заполнения небольшими группами (Microsoft Word 30 КБ, 25 июня 09 г.)
раздаточный материал с соответствующими командами SPSS (Microsoft Word, 26 КБ, 25 июня 09 г.)
«Использование SPSS для Macintosh», руководство, подготовленное Стэнфордским университетом (Acrobat (PDF) ЛИЧНЫЙ ФАЙЛ 117kB Jun22 09)
Учебные заметки и советы
Поскольку нет намерения публиковать результаты, во многих учебных заведениях различным студенческим группам не нужно получать одобрение IRB до сбора данных. Тем не менее, студенты должны получить разрешение преподавателя до сбора данных.
В идеале группы должны выбрать независимую переменную, которая допускает случайное назначение (например, пол сообщника). Однако некоторые группы изначально выбирают переменную, которая не допускает случайного назначения (например, пол участника). В таких случаях профессор должен помочь студентам выбрать истинную независимую переменную.
Студентам, вероятно, потребуется дополнительное руководство (помимо лекции и раздаточных материалов), чтобы понять и интерпретировать свои результаты. Рекомендуется, чтобы группы встретились с профессором или ассистентом преподавателя после анализа данных, но до представления своего отчета.
Оболочка отчета и рекомендации предназначены для начинающих студентов-психологов и просят студентов критически просмотреть три рецензируемые статьи по узкой интересующей теме в области помогающего поведения. Для студентов, изучающих психологию среднего уровня, следует уделять больше внимания интеграции результатов исследований.