Три закона. Критика законов диалектического материализма
Три закона. Критика законов диалектического материализмаВикиЧтение
Критика законов диалектического материализмаАвтор неизвестен
Содержание
Три закона
а. Первый закон касается отношений. Это закон единства и борьбы противоположностей.
Этот закон представлен вторым в работах Энгельса, но мы оставим его первым, т. к. он более значим. Марксисты обычно описывают единство и борьбу противоположностей, как наиболее важный из трёх законов. Согласно утверждению Ленина — это «ядро» диалектики.
Согласно этому закону все существующее состоит из двух частей, которые в сущности противоречивы друг другу. В марксистской диалектике сотрудничество есть нечто преходящее; противоречие — фундаментально. Все существующее во Вселенной формируется посредством временного союза в основе своей противоположных и противоречивых элементов.
б. Второй закон описывает процесс развития. Это переход количества в качество и наоборот. Этот закон утверждает, что всякий тип изменений во вселенной — всякий процесс развития — в первую очередь это изменения в количестве. В определенный момент эти изменения в количестве сами собой переходят в изменения в качестве. Как утверждается — эти изменения обычно резки.
Настольная книга по марксистской философии описывает его так: «Как только достигнута определенная граница, несущественные количественные изменения неизбежно приводят к радикальным качественным преобразованиям: количество переходит в качество».[2]
«Количественные изменения относительно медленны и продолжительны, в то время как качественные изменения непродолжительны».[3]
с. Третий закон отрицания отрицания. Согласно этому закону, всё существующее сначала существует как утверждение, потом отрицается (производит своё собственное отрицание), а затем отрицание отрицается снова.
Это рождает утверждение, многократно приумноженное, на более высоком уровне развития.[4]«Понятие „отрицания“ было введено в философию Гегелем, но он вкладывал в него идеалистическое значение… Маркс и Энгельс заимствовали это понятие, но интерпретировали его в материалистическом смысле».[5]
Два энергетических закона
Два энергетических закона Как уже отмечалось выше, основополагающие для науки представления об энергии воплощаются в двух великих законах, которые являются самыми коренными, универсальными и важными из всех научных законов, — в первом и втором законах термодинамики.
4.6. Характеристика Закона.
Три закона
Три закона а. Первый закон касается отношений. Это закон единства и борьбы противоположностей.Этот закон представлен вторым в работах Энгельса, но мы оставим его первым, т. к. он более значим. Марксисты обычно описывают единство и борьбу противоположностей, как наиболее
Еще до Закона
Еще до Закона Безусловно, главное в религии Ветхого Завета вовсе не это, и в самом Ветхом Завете подобные предписания тоже стоят на достаточно скромном месте. Сначала он повествует о сотворении мира, о грехопадении человека, о всемирном потопе, о праотцах израильского
2. Нарушение Закона?
2. Нарушение Закона? В канонических Евангелиях, однако, есть несколько отрывков, из которых подчас делают вывод, что отношение Иисуса к Торе было достаточно лёгким и что он даже иногда её нарушал (хотя и во «второстепенных» обрядовых вопросах, а не в этических). Рассмотрим
Природа Закона
Природа Закона Как отражение Божьего характера Закон Десяти Заповедей нравственен, духовен, всеобъемлющ и содержит универсальные
Назначение Закона
Бессилие закона
Бессилие закона В этом главная драма судьбы Израиля: в невозможности для Израиля оставаться в руках Бога. Почему? Иов раскрывает истинную причину. Потому что в действительности человек, которого избрал Бог, пока еще ветхий человек, это еще человек, который, если взять его
НАВЯЗЫВАНИЕ «ДЕЛ ЗАКОНА»
НАВЯЗЫВАНИЕ «ДЕЛ ЗАКОНА» В тех стихах, где апостол Павел писал, что спасение не зависит от дел, в контексте часто стояло слово «закон» или «дела закона»[238]. Меняет ли это описанную суть дела? Нет, потому что те дела, к которым постоянно подталкивают Свидетелей Иеговы,
Чтение Закона
Чтение Закона 9 Муса записал этот Закон и дал его всем священнослужителям, потомкам Леви, которые носили сундук соглашения, и всем старейшинам Исраила. 10 Затем Муса повелел им:— Раз в семь лет, в год прощения долгов, на празднике Шалашей, 11 когда Исраил приходит, чтобы
Свободны от Закона
Свободны от Закона 1 Братья, я обращаюсь к вам как к знающим Закон; разве вы не знаете, что Закон имеет силу над человеком, пока человек жив? 2 Замужняя женщина, например, связана законом о браке со своим мужем, пока он жив. Если же муж умрёт, она освобождается от этого закона. 3
Суть Закона
Суть Закона 12 Так вот, Израиль, как ты думаешь, чего ждет от тебя Господь, твой Бог? Не того ли, чтобы ты благоговел перед Ним и ходил путями, на которые Он направляет тебя, чтобы любил Его и служил Господу, Богу твоему, всем сердцем своим и всей душою; 13 чтобы ради твоего же
Толкование Закона
Толкование Закона 21 Вы слышали, что праотцам вашим было сказано: «Не убивай!» Если же убьет кто, должен ответить перед судом. 22 А Я говорю вам: всякий, кто гневается на брата, подлежит суду. Кто скажет брату своему: «Глупец», должен ответить перед Синедрионом, а кто безумцем
…не раб и Закона
…не раб и Закона Как людям, знакомым с законом, конечно, известно вам, братья, что закон над человеком властен, покуда тот жив? 2 Замужняя женщина, скажем, с живым только мужем законом связана; когда же супруг умирает, она от закона, который привязывал ее к мужу,
Дух закона
Дух закона «Не нарушить пришел Я, но исполнить». При таинственном сверкании молнии грозных раскатах грома с Синая Христом был объявлен божественный закон. Слава Господня, подобно «огню поядающему», покоилась на вершине горы, и от присутствия Божия трепетала земля. Весь
Читать онлайн «Критика законов диалектического материализма» — RuLit
Доклад
Критика законов диалектического материализма
Диалектика
Диалектика Гегеля
Корни диалектики лежат в древности. Иоган Фихте первым разработал основную схему того, что мы сейчас понимаем, как диалектика Гегеля. Фихте определил три основные позиции философии в терминах тезис, антитезис и синтез, которые разрешаются между собой диалектически.
Гегель продвинул диалектический метод ещё дальше. Он усмотрел диалектику, как основной закон, пронизывающий весь мир. Он сформулировал его как закон развития мысли и применил его так же к развитию природы и общества, видя в синтезе всех противоположностей кульминацию истории.
Этот механизм был крайне интересен Марксу. Ведь если убрать из этого процесса идеалистическую основу, то диалектика может показаться процессом, посредством которого, простое может стать сложным без всякой внешней причины. Таким образом, он оказывается саморегулируемым процессом.
Гегель рассматривал вопрос развития разума. Он использовал немецкое слово «Geist», которое иногда переводится как Разум или Дух. Но более точно может быть понято как Бог.
Он размышлял над тем, как и почему Бог творил, и он сделал главный акцент на интеллектуальном развитии человека.Маркс не раз критиковал философию Гегеля, но одной её частью, которую он использовал, была сама диалектика. Он взял диалектику и перенёс её на свою материалистическую основу. Он верил, что создал абсолютный материализм, не нуждающийся в ссылке на Бога.
Гегелевская диалектика описывает все существующее как тезис, который содержит в себе собственную противоположность или противоречие — антитезис. И через противоречивые отношения между тезисом и антитезисом возникает развитие. Формируется синтез, и происходит шаг в развитии и истории.
Маркс произвел некоторые критические изменения в Гегелевской диалектике и затем использовал её в анализе капиталистического общества, и позже расширил этот анализ для всей истории.
Марксистская диалектика
Три закона
а. Первый закон касается отношений. Это закон единства и борьбы противоположностей.
Этот закон представлен вторым в работах Энгельса, но мы оставим его первым, т. к. он более значим. Марксисты обычно описывают единство и борьбу противоположностей, как наиболее важный из трёх законов. Согласно утверждению Ленина — это «ядро» диалектики.
Согласно этому закону все существующее состоит из двух частей, которые в сущности противоречивы друг другу. В марксистской диалектике сотрудничество есть нечто преходящее; противоречие — фундаментально. Все существующее во Вселенной формируется посредством временного союза в основе своей противоположных и противоречивых элементов. «Противоречие, конфликт противоположностей — это главный источник развития материи и сознания».[1]
б. Второй закон описывает процесс развития. Это переход количества в качество и наоборот. Этот закон утверждает, что всякий тип изменений во вселенной — всякий процесс развития — в первую очередь это изменения в количестве. В определенный момент эти изменения в количестве сами собой переходят в изменения в качестве. Как утверждается — эти изменения обычно резки.
Настольная книга по марксистской философии описывает его так: «Как только достигнута определенная граница, несущественные количественные изменения неизбежно приводят к радикальным качественным преобразованиям: количество переходит в качество».[2]
«Количественные изменения относительно медленны и продолжительны, в то время как качественные изменения непродолжительны».[3]
с. Третий закон отрицания отрицания. Согласно этому закону, всё существующее сначала существует как утверждение, потом отрицается (производит своё собственное отрицание), а затем отрицание отрицается снова. Это рождает утверждение, многократно приумноженное, на более высоком уровне развития.[4]
«Понятие „отрицания“ было введено в философию Гегелем, но он вкладывал в него идеалистическое значение… Маркс и Энгельс заимствовали это понятие, но интерпретировали его в материалистическом смысле». [5]
Как использовались эти законы
Марксисты не были заинтересованы лишь в теоретических рассуждениях. Каждый закон служил подкреплением соответствующей практики.
вернуться1
В.Г. Афанасьев, «Марксистская философия», Москва 1980 г. стр. 82.
вернуться4
F.Engels, Dialectics of Nature, New York. International Publisher, 1940 стр. 26.
Идеи Маркса о диалектическом материализме
РЕКЛАМА:
На интеллектуальную деятельность Маркса повлияли три вещи:
1. Немецкие философские идеи
2. Французский социализм
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
3. Британская политическая экономия.
Маркс был не только мыслителем, но и революционным деятелем. Он сказал: «Философы истолковали мир, однако дело в том, чтобы изменить его». Это говорит о самой сути марксистской диалектики. Он был заинтересован не только в том, чтобы высказать мысль или идею, но и в том, что его идеи должны были изменить весь мир.
Понятие диалектики:
Слово диалектика относится к методу интеллектуальной дискуссии посредством диалога. Это термин логики. Смысл диалектики в конфликте двух взаимно противоположных сил или тенденций. Согласно греческому философу Аристотелю (384–322 гг. до н. э.), оно относилось к искусству депутации путем вопросов и ответов.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
До Аристотеля другой греческий философ Платон (427–397 до н. э.) разработал этот термин в связи со своим учением об идеях. Он развил его как искусство анализа идей самих по себе и по отношению к идее конечного блага. Еще до Платона еще один греческий философ Сократ (470–439 гг.0 г. до н.э.) использовал этот термин для исследования предпосылок, лежащих в основе всех наук.
До конца средневековья этот термин оставался частью логики. Продолжая ту же традицию обращения с этим термином как с разумом, в современной философии Европы это слово использовалось немецким философом Иммануилом Кантом (1724-1804) для обсуждения невозможности применения к объектам нечувственного понимания принципов, которые обнаружено, что они управляют явлениями чувственного опыта.
Есть еще одно звено в значении термина диалектика. Это идея диалектики как процесса. Это означает, что диалектика есть процесс разума в восходящей и нисходящей формах. В восходящей форме диалектики можно показать существование высшей реальности, например формы Бога.
В нисходящей форме диалектики можно объяснить проявление высшей реальности в феноменальном мире чувственного опыта. Слово «диалектика» произошло от греческого слова «Диалего», что означает способность вести споры и попытки сдерживать противоречия. Этот термин был использован Марксом для понимания противоречия между противоположными тенденциями, существующими в обществе.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Диалектика означает противоречия в самой сущности вещей. Каждый видится в противоречиях своей противоположности, и эти противоречия составляют самую основу социальных изменений. Социальные изменения в обществе возможны благодаря существованию противоположных тенденций в обществе. Должно прийти что-то новое.
Эта диалектика может помочь понять саму природу направлений социальных изменений. Диалектика — это метод, используемый Марксом для выдвижения своих аргументов, с помощью которых можно ожидать изменения в обществе. Это называется методологией Маркса. Метод – это техническая процедура, с помощью которой делаются выводы. Его основные намерения заключались в том, чтобы добиться изменения в основном порядке общества.
Диалектика является самой основой социальных изменений, основанная на следующих предположениях:
1. Существование противоположностей.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
2. Поляризация противоположностей.
3. Основа изменений лежит внутри системы.
4. Каждая последующая стадия намного более продвинута, чем предыдущая.
Должны быть противоположные тенденции. Они полюса друг от друга. Их интересы различаются. Между ними нет ничего общего. Один всегда пытается противостоять другому. Между двумя классами существует явный двусторонний интерес. Если такова ситуация в обществе, изменения всегда происходят изнутри, а не снаружи. Характер такого изменения носит прогрессивный характер. Проходит одна стадия, возникает другая стадия. Каждый последующий этап гораздо более нарушен, чем этап, который ему предшествовал.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Фактически диалектические школы мысли разделились на две школы мысли.
1. Идеалистическая школа в лице Гегеля
2. Материалистическая школа в лице Форбика.
Маркс находился под влиянием как Гегала, так и Форбика. Он начал с гегелевской идеалистической диалектики во время своего пребывания в Германии, а затем проголосовал за материалистическую диалектику Форбика во время своего пребывания во Франции. Гегель был наставником и учителем Маркса. Часто говорят, что «Маркс перевернул Гегала с ног на голову». Он отверг идеализм и принял материализм. «Хегал полностью перевернул Маркса».
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Диалектический материализм :
Материализм предполагает, что мир материален по самому своему названию. Все обусловлено, ориентировано, движимо и развито материей. Материя решает и определяет все в обществе. Материя имеет объективное существование. Из материи мы получаем материализм, который можно увидеть, наблюдаемый материал и установить его истинную ценность. Дело познаваемое. Это можно узнать с другой стороны. Для Гегеля мир идеален по самой своей природе. Идеи определяют материю или реальность. Причина есть сущность реальности. Идея — это то, что есть, в отличие от того, чего нет.
Идеи управляют миром, а материя управляет тем, что имеет субъективное существование. Материя имеет субъективное существование. На самом деле, это тупиковый вопрос: какая идея первая, а какая материя первая. Маркс говорит: «Мои идеи диалектики не только отличны от гегелевских, но и прямо противоположны ей». Поэтому Маркс считает, что идеалисты поверхностны в своих позициях. На самом деле идея Маркса есть не что иное, как материальный мир, отраженный человеческим разумом и переведенный в человеческое мышление. Маркс считает, что идеальное также материально.
Пример-I Причина грозы:
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Идеалисты верят, что гроза возникает по воле Бога. Но материалист возразит, что это происходит не по воле Божией, а по движению частиц в облаках.
Пример-II Причина бедности:
Идеалисты считают, что человек беден, потому что Бог сделал его бедным, тогда как материалисты считают, что с человеком должно быть что-то не так, из-за чего он беден. Итак, диалектический материализм, развитый Марксом, диаметрально противоположен гегелевской диалектике. Он стремится объяснить все с точки зрения противоречий материи. Диалектический материализм дает абстрактные законы для естественных и социальных изменений. Вопреки метафизике, она считает, что в природе вещи взаимосвязаны, взаимосвязаны и определяются друг другом. Он рассматривает природу как единое целое.
Диалектический материализм заявляет, что закон действительности есть закон изменения. В неорганической природе и человеческом мире происходит постоянное преобразование. Нет ничего вечно статичного. Эти преобразования не постепенны, но происходят резкие революционные сдвиги. Коллега Маркса Фридрих Энгельс выдвинул три основных закона диалектического материализма.
Законы диалектического материализма :
Три закона диалектического материализма:
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
1. Закон единства и борьбы противоположностей.
2. Закон перехода количества в качество.
3. Закон отрицания отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностей говорит о самой природе или причине социальных изменений.
Закон перехода количества в качество говорит о самом способе социальных изменений.
Закон отрицания отрицания говорит о самом направлении социальных изменений.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Изменение относится к любому разрыву в преемственности, существовавшему, но более не существующему. То, чего не было, находится в существовании. Если происходит изменение, то существующая ситуация становится измененной. Если есть тезис, то есть и антитезис, тогда должно произойти изменение, которое называется синтезом.
Тезис — Антитезис — Синтез.
Тезис предлагает саму систему, формирует саму основу социальных изменений. Противоречие между тезисом и антитезисом. Здесь тезис означает позицию.
Антитезис означает противопоставление.
Синтез означает комбинацию.
Тезис — это бытие, Антитезис — это не бытие, а синтез — это изменение. Это существо, которое определяет чье-либо сознание. Но сознание не определяет единого существа. Эти три разговора об освещении социальных изменений.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
1. Закон единства и борьбы противоположностей :
Этот закон предполагает саму причину социальных изменений. Система такова, что изменение должно произойти. Это связано с законом единства и борьбы противоположностей. Единство относится к сосуществованию или одновременному присутствию противоположностей. Единство здесь не означает сотрудничества/согласования. Как только существует одновременное присутствие, они неизбежно будут бороться друг с другом. Из-за этого в обществе идет борьба и противоречия.
Маркс приводит ряд примеров для понимания единства и борьбы противоположностей, т. е. основы закона изменения. Он сказал, что это встречается в естественном мире. Пример: найден магнит с южным и северным полюсами. Капиталист и рабочий сосуществуют в одном месте, поэтому они вынуждены бороться.
2. Закон перехода количества в качество :
Этот закон говорит о самом способе социальных изменений. Здесь важны два термина: количество и качество. Качество проявляет свойство. Количество относится к мере или числу, с помощью которого можно узнать интенсивность или объем объекта. Маркс говорит, что этот закон предполагает, что количественное преобразование после определенного момента должно привести к определенному качественному преобразованию. Итак, всякое изменение меры, стоимости, интенсивности вещи должно произвести в ее свойстве.
√ | × |
× | √ |
Это означает, что то, что существовало, не существует, а то, чего не было, теперь существует благодаря количественному преобразованию.
Например, H 2 + O = H 2 O.
3. Закон отрицания отрицания :
ОБЪЯВЛЕНИЙ:
Этот закон говорит о направлении социальных изменений по доходам. Идеи Маркса о социальных изменениях связаны с однолинейной теорией эволюции. Отрицание не означает говорить «нет» чему-либо, скорее отрицание является условием положительного продвижения. Отрицание означает отбрасывание старого и приветствие нового.
Отрицание — это новая стадия, которая является продуктом качественного изменения, и это прогрессивное изменение, пришедшее на смену старому.
(-) х (-) = + в математике.
Такой процесс продолжается и тогда будет достигнута непрерывность. В биологии мы находим: Яйцо→ Личинка→ Куколка→ Насекомое.
В историческом материализме:
Первобытный коммунизм→→Рабство → Феодализм → Капитализм → Социализм
Каждая последующая эпоха намного более развита, чем предыдущая. Каждый этап человеческой истории несет в себе семена собственного разрушения. Этот закон в основном предполагает, что старые порядки уступают место новым. Когда то, что возникло как отрицание старого, в свою очередь заменяется новым. Это отрицание отрицания. Это качественное изменение.
Определение, природа и основные законы
РЕКЛАМА:
Прочитав эту статью, вы узнаете об определении, природе и основных законах диалектического материализма.
Определение и сущность диалектического материализма :По Сталину:
«Диалектический материализм есть мировоззрение марксистско-ленинской партии. Он называется диалектическим материализмом, потому что его подход к явлениям природы, его метод изучения и постижения их диалектичен, а его истолкование явлений природы, его понимание этих явлений, его теория материалистичны. Следовательно, процесс или метод диалектичен, а объект — материализм. Для истолкования материи, для познания природы материи используется диалектика».
Ленин резюмировал основную идею диалектического материализма в следующих словах:
«Идея есть признание противоречивых, взаимоисключающих, противоположных тенденций во всех явлениях и процессах природы. То есть во всех явлениях и процессах природы присутствуют диаметрально противоположные силы или тенденции, и они находятся в столкновении или конфликте, и это продолжается до тех пор, пока не будет найдено решение. Только это дает ключ к самодвижению всего сущего. Оно одно дает ключ к скачкам, к разрыву непрерывности, к превращению в противоположность, к разрушению старого и возникновению нового. В собственном смысле диалектика есть учение о противоречии в самой сущности вещей».
Идея материализма или материи была впервые использована Фейрбахом, который бросил вызов традиционной концепции религии или неземных идей.
Он сказал, что религия или связанная с ней концепция, не имеющая фактической или материальной основы, не может рассматриваться как основа для анализа мирских идей или тем. Этот взгляд Фейрбаха произвел большое впечатление и на Маркса, и на Энгельса, и они стали материалистически изучать общество, что в конечном итоге и составляет материализм.
Затем они развили ее в философскую теорию материализма и оставили в стороне ее идеалистически-религиозные, этические обременения. В основном Фейрбах был материалистом, но, что удивительно, он возражал против использования слова «материализм» или «материалист».
РЕКЛАМА:
Помня об этом, Энгельс однажды сказал, что Фейрбах был в оковах идеализма. Иосиф Сталин, великий толкователь философии Маркса и Ленина, сформулировал некоторые важные черты диалектического материализма, и мы теперь обратимся к ним.
(1) Диалектика рассматривает природу не как случайное скопление вещей, явлений, не связанных друг с другом, обособленных и независимых друг от друга, а как связанное и цельное целое. Явления органически связаны. Действие одного воздействует на другое, и наоборот. Эта идея марксистского диалектического материализма отличается от метафизики. Диалектический материализм ясно утверждает, что все явления современного мира неразрывно связаны друг с другом.
Естественно, любой анализ материального мира или общества, в котором мы живем, должен рассматриваться как единое целое. Изолировать одно явление от другого невозможно. Диалектический материализм рассматривает все явления вместе и приступает к анализу. Выделение одного явления из другого не поможет понять диалектический материализм. Неспособность сделать это сделает нашу попытку проанализировать природу бессмысленной затеей.
(2) Природа не находится в стабильном или застойном состоянии и из-за этого происходят постоянные изменения. Существует постоянный конфликт между негативными и позитивными силами, и из конфликта возникает новая сила, которая также нестабильна до тех пор, пока не будет достигнута окончательная цель.
РЕКЛАМА:
В процессе постоянных изменений появляется что-то новое, а старые вещи или силы отмирают. Следовательно, диалектический материализм характеризуется взаимосвязью между различными частями, но также и непрерывным движением. Энгельс писал : «Вся природа от мельчайшего предмета до самого большого, от песчинки до солнца, от протисты до человека существует вечно. Возникновение и исчезновение в непрерывном потоке, в безостановочном движении и изменении».
(3) Процесс изменения и развития, который предполагает диалектика, не является простым и однородным. Он не идет по заранее определенному пути. Развитие переходит от незначительных и незаметных к явным и коренным изменениям, а также к качественным изменениям.
Изменения в диалектике никогда не бывают плавными и постепенными, а бывают быстрыми и резкими. Изменение не движется по кругу, а идет вперед и вверх. Энгельс писал: «Природа есть тест диалектики, и о современном естествознании надо сказать, что оно дало чрезвычайно богатый и с каждым днем увеличивающийся материал для этого теста и тем самым доказало в последнем анализе, что природный процесс диалектичен, а не метафизичен, что он не движется по вечно единому и постоянно повторяющемуся кругу, а проходит через реальную историю».
(4) По Сталину, последней чертой диалектики является то, что всем вещам и явлениям природы присущи противоречия. Все или явление природы имеет отрицательные и положительные стороны.
Все элементы природы имеют две характеристики: отрицательную и положительную, что означает, что между ними существует конфликт, и этот конфликт приводит к смерти отрицательного элемента. Но конфликт не прекращается на этом этапе.
Конфликт – это непрерывный процесс, и он также естественен. Сталин говорит: «Диалектический метод считает, что процесс развития от низшего к высшему происходит не как гармоничное развертывание явлений, а как раскрытие противоречий, присущих вещам и явлениям». Ленин однажды сказал «В собственном смысле диалектика есть изучение противоречий в самой сущности вещей».
Развитие общества, а также идеи обусловлено существованием двух противоположных сил. Развитие идет через борьбу. Материя и диалектика — две важные проблемы, и одну нельзя отделить от другой.
Маркс и Энгельс прибегали к помощи диалектики для объяснения материалистического состояния, то есть развития или эволюции общества. Марксистский диалектический метод учит понимать процессы развития.
Основные законы диалектического материализма: 1. Закон перехода количественного изменения в качественное :Авторы «Основ марксистско-ленинской философии» пишут « Диалектика, наиболее полная, всеобъемлющая и глубокая Теория развития — сердце и душа марксизма-ленинизма, его теоретическая основа. Универсальные законы диалектики раскрывают существенные черты любого развивающегося явления, к какой бы области деятельности оно ни относилось». Диалектический материализм не рассматривает природу или вселенную как устойчивые или неподвижные, в этом понятии заключается понятие развития.
Между противоположными силами идет постоянная борьба, и эта борьба, по Марксу и Энгельсу, есть ключ ко всякому прогрессу. Далее диалектический материализм утверждает, что изменение или эволюция от низшего к высшему, от количественного к качественному никогда не бывает медленным, постепенным или плавным. Это внезапно или резко. Такое преобразование предусматривает реальное развитие общества.
А. П. Шептулин замечает: «Совокупность свойств, делающих данную вещь тем, что она есть, называется ее качеством. Совокупность свойств, указывающих на размеры или величину вещи, называется ее количеством. Диалектический материализм не ограничивается утверждением, что все развивается. Развитие или преобразование происходит от количества к качеству».
Теперь объясним, что подразумевается под количественными и качественными изменениями. Первый основной закон диалектического материализма состоит в том, что трансформация изменения может быть количественной или качественной. Все изменения имеют количественный аспект. То есть может быть уменьшение или увеличение вещи. Но количественное изменение уменьшения или увеличения не может продолжаться бесконечно.
Имеет свои ограничения. После определенного момента количественное изменение может перейти в качественное изменение. Когда вода нагревается, она становится все горячее и горячее, и через некоторое время вода превращается в пар. Это превращение воды в пар есть качественное изменение.
Точно так же, когда вода охлаждается и температура снижается до точки замерзания, вода становится льдом. Вода превращается в лед, но это не одно и то же. Количественные изменения происходят постоянно и постепенно.
Как насчет качественных изменений? Качественные изменения вещи являются результатом накопленных в ней количественных изменений. Таким образом, количественные и качественные изменения в вещи в известном смысле происходят поэтапно. После определенной стадии количественных изменений не происходит. Снова качественные изменения принимают форму скачков.
Имеется разрыв или разрыв, который отсутствует в количественных изменениях. Скачок – это форма развития, которая происходит гораздо быстрее, чем непрерывное развитие. Скачкообразная форма развития характеризуется интенсивностью. Это действительно прорыв. Количественные изменения происходят постепенно, качественные — резко.
Подведем итог тому, что мы только что сказали о превращении количественных изменений в качественные. Закон гласит, что существует взаимосвязь и взаимодействие между количественными и качественными сторонами объекта, благодаря чему небольшие, вначале незаметные, количественные изменения, накапливаясь постепенно, рано или поздно нарушают пропорции этого объекта и вызывают коренные качественные изменения, которые происходят в виде скачков и возникновение которых зависит от природы рассматриваемых объектов и условий их развития в различных формах. Знание этого закона жизненно важно для понимания развития.
Дает ориентир для рассмотрения и изучения явлений как единства их качественной и количественной сторон, для наблюдения сложных взаимосвязей и взаимодействий этих сторон, изменения отношений между ними.
Энгельс заимствовал понятие количественно-качественного изменения из науки и применил его к обществу. При быстром росте промышленного капитализма богатство в денежной форме накапливается в руках немногих, и количество собственности за вычетом пролетариата начинает возрастать, и это происходит неустанно. Когда достаточное количество людей пролетаризируется, чтобы капитализм созрел, количественные изменения приводят к качественным изменениям.
2. Закон единства и борьбы противоположностей :А. П. Шептулин определяет противоположности и противоречия в следующих словах:
противоположные направления функционирования и развития называются противоположностями, а взаимодействие этих сторон составляет противоречие».
Каждому явлению свойственны определенные противоположности и противоречия. Это свойство явления. Например, в капиталистическом обществе есть два антагонистических класса буржуазия и пролетариат.
Интересы, цели, установки этих двух классов диаметрально противоположны. Но они существуют рядом и это обусловлено взаимозависимостью и взаимосвязью и взаимопроникновением противоположностей.
Противоположности имеют разные аспекты функционирования и развития и имеют разные направления изменений. Но, несмотря на это, противоположности не исключают друг друга, они сосуществуют в нерушимом единстве и взаимозависимости. Это интересная характеристика всех противоположностей. Давайте проиллюстрируем нашу точку зрения. Во всех классовых обществах, говорили Маркс и Энгельс, есть в основном два класса: пролетариат и буржуазия или капиталисты.
Существуют конфликты и противоречия, и, несмотря на это, оба класса существуют бок о бок, и это сосуществование неизбежно. Одно не может существовать без другого. Но наступает ситуация, когда сосуществование становится абсолютно невозможным и это в конце концов приводит к революции или классовой борьбе.
Маркс утверждал, что после революции пролетарский класс установит свое господство и создаст бесклассовое общество, которое называется коммунизмом. Вопрос о том, положит ли конец противоречиям коммунистическое общество, является спорным. Но Маркс и Энгельс объяснили дело с точки зрения исторического материализма.
Закон диалектики гласит, что нельзя недооценивать борьбу противоположностей. Скорее, это движущая сила общественного развития. Ленин однажды сказал: «Развитие есть борьба противоположностей».
Это развитие или движение есть саморазвитие или самодвижение. То есть развитие в результате борьбы противоположностей не вызывается внешними силами. Это движение весьма актуально для диалектического материализма. Этот принцип диалектики имеет свои законы движения. Это следует тщательно запомнить.
Противоречия не неподвижны и неизменны. Однажды возникнув, они развиваются и проходят определенные стадии. Для исчезновения и замены противоречий необходимо выполнение двух условий.
Одно — противоречия должны быть полностью раскрыты, а другое — они должны быть полностью развиты. Когда эти два условия будут выполнены, возникнет ситуация для скачка. Старое явление исчезнет и сменится новым, качественно более высоким или лучшим, чем прежнее.
Есть две стадии развития. Сначала противоречия будут разворачиваться сами собой, а потом разрешатся. Противоречие сначала проявляется в форме различия. Затем это углубляется в явное противоречие.
Чтобы максимизировать прибыль, капиталист развивает свою производственную систему. Богатство в виде денег сосредоточено в руках немногих. Рабочие все более и более пролетаризируются.
Противоречия углубляются. В конечном итоге выдвигается требование замены частной собственности собственностью социалистической. Когда такое требование? Противоречия дойдут до критической стадии, и борьба между противоположностями дойдет до последней точки. Это этап разрешения противоречий. Диалектический материализм придает большое значение разрешению противоречий.
Для объяснения закона борьбы противоположностей Корнфорт приводит пример. Шнур порвется, если на него будет возложена чрезмерная нагрузка. Качественное изменение происходит в результате противопоставления силы натяжения шнура тяге груза.
Другой пример: когда яровая пшеница превращается в озимую пшеницу, это является результатом противопоставления «консерватизма» растения изменяющимся условиям роста и развития, которым оно подвергается; в определенный момент влияние последнего побеждает первое.
Сталин говорил:
«Внутреннее содержание процесса развития, внутреннее содержание превращения количественных изменений в качественные состоит в борьбе противоположностей».
3. Закон отрицания отрицания :Маркс сказал: «Ни в одной сфере нельзя пройти развитие, не отрицая своего прежнего способа существования».
Отрицание — неизбежный и закономерный элемент развития. Маркс и Энгельс говорили, что очень мощной предпосылкой общественного развития является отрицание предшествующего существования. Теперь вопрос, что такое отрицание?
Авторы «Основ марксистско-ленинской философии» определили его следующим образом:
РЕКЛАМА:
«В обыденном сознании понятие отрицания связано со словом «нет», отрицать, говорить» нет» или отвергнуть что-либо». Но диалектический материализм смотрит на это понятие под другим углом. Отрицание — важный элемент прогресса. Так что это имеет более глубокий смысл. По Энгельсу, «отрицание в диалектике не значит просто сказать нет, или объявить, что чего-то не существует, или уничтожить, как угодно».
По мнению А. П. Шептулина «Диалектическое отрицание объективно. Это отрицание одного качественного состояния и образование нового. Он возникает в результате развития внутренних противоречий явления и является результатом борьбы внутренних противоположных сил и тенденций; это связующее звено между низшим и высшим».
Диалектическое отрицание — важный фактор прогресса или развития. Это особенность диалектического отрицания. Еще одной особенностью является сочетание старого и нового. То есть это связь между ними. Отрицание старой силы новой устраняет препятствие на пути развития. Как только появляется развитие, новая сила уже не остается в стороне от старой силы. Таким образом, цепочка соединений продолжает существовать.
Отрицание несет в себе возможности новой силы. В противном случае отрицание бессмысленно. Он выполняет эту функцию, потому что обладает способностью создавать что-то новое. Ленин писал: «Не пустое отрицание, не тщетное отрицание, не скептическое отрицание, колебания и сомнения характерны и существенны для диалектики, несомненно содержащей элементы отрицания и действительно как важнейшего своего элемента нет, а отрицание как движение развития, сохраняющее положительное ».
Закон отрицания отрицания — это закон, действие которого обусловливает связь и непрерывность между тем, что отрицается, и тем, что отрицает. Поэтому диалектическое отрицание есть не голое, «ненужное» отрицание, отвергающее все предшествующее развитие, а такое состояние развития, которое сохраняет и сохраняет в себе все прогрессивное содержание предшествующих стадий, повторяет на более высокой ступени некоторые черты исходных стадий и имеет в себе общий, прогрессивный и восходящий характер.