Урок №6 (ТЕМА №1.6 Строение мажорной гаммы.)
Строение мажорной гаммы.
ЦЕЛЬ
- Знать сколько ступеней в гамме.
- Знать характер мажорного лада.
- Знать знаки альтерации.
- Знать как строить мажорный лад от любой ноты.
В музыке существует большое разнообразие ладов. На слух легко отличить русские частушки от грузинских песен, восточную музыку от западной и т.д.. Такое различие мелодий, их настроений, обусловлено используемым ладом. Наиболее широко распространены мажорный и минорный лады. В этой главе мы рассмотрим мажорный лад.
Это самый позитивный и жизнерадостный лад.
Мажорный лад состоит из семи звуков, или, как их принято называть, ступеней.
Звуки, образующие гамму, называются ступенями, потому что сама гамма вполне явственно ассоциируется с лестницей.
Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами:
Мажорная гамма строится по принципу: ТОН, ТОН, ПОЛ ТОНА, ТОН, ТОН, ТОН, ПОЛ ТОНА.
Для запоминания: Тон, Тон, Полутон, три Тона, Полутон.
Гаммы строить будем на клавиатуре фортепиано, так как на ней сразу видно где тон, где полутон. Если говорить «наивно», то играя мажорную гамму на инструменте (пианино или гитару), в месте где ТОН мы перескакиваем через одну ноту, а где ПОЛУТОН играем подряд.
Между нотами “си” и “до”, и “ми” и “фа” пол тона, поэтому, при строении гамм могут возникнуть вопросы, когда встретятся эти полутона. Допустим, нужно от ноты “ми” построить тон вверх. Видим на клавиатуре, что следующая нота — это “фа”, т.е., получается между “ми” и ”фа” пол тона. Чтобы получить тон, нам нужно повысить ноту “фа” на пол тона. Для этого у нас есть чёрные клавиши. Они названий не имеют. Если нужно повысить «фа» на пол тона, то мы нажмём на чёрную клавишу между фа и соль. Если строить от ноты “фа” тон вниз, то нужно понизить ноту “ми” на пол тона ниже, и нажать на чёрную клавишу между «ре» и «ми»
Возникает вопрос: как же называть эти чёрные клавиши «НИ фа, Ни соль»?
Знаки альтерации.Для этого в музыке придумали знаки альтерации
Что такое АЛЬТЕРАЦИЯ в музыке? Это латинское слово, которое имеет корень «АЛЬТЕР», о его значении можно догадаться, если вспомнить какие-нибудь однокоренные слова. Например, есть такое слово «альтернатива» (то или иное решение на выбор), есть в психологии такое выражение как «альтер эго» (другой я). Так вот, в переводе с латинского ALTER значит «ДРУГОЙ».
В музыке альтерация – это изменение основных ступеней (то есть изменение обыкновенных нот ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ). А как можно их изменить? Можно их или повысить, или понизить. В результате образуются как бы новые варианты этих музыкальных ступеней (производные ступени). Повышенные ноты называются диезами, а пониженные –
бемолями.
Знаки пишутся слева напротив ноты, либо при ключе.
Гамма с указанным выше порядком расположения (Тон, Тон, Полутон, три Тона, Полутон) ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад, выраженный этим порядком, — натуральным мажором. Мажор может быть не только натуральным, поэтому такое уточнение нелишне.
Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет самостоятельное название:
I ступень — тоника (Т),
II ступень — нисходящий вводный звук,
III ступень — медианта (средняя),
IV ступень — субдоминанта (S),
V ступень — доминанта (D),
VI ступень — субмедианта (нижняя медианта),
VII ступень — восходящий вводный звук.
ко всем терминам в музыке не надо относиться как к «заумным названиям». Музыку создают на базе чувств так и все названия несут в себе эмоции. Все эти придумывали очень давно, поэтому нам придётся выучить чуть больше 30 иностранных слов. Дальше на примерах вы во всём разберётесь.
Доминанта (в переводе — господствующий) расположена чистой квинтой (квинта — это цифра 5) выше тоники (от цифры 1). Между ними находится третья ступень, поэтому она и называется медианта (средняя). Субдоминанта (нижняя доминанта) расположена квинтой (на 5) ниже тоники (от 1 ступени), от этого происходит и ее название, а субмедианта находится между субдоминантой и тоникой.Тональность.
Мажорный лад можно выстроить от любого музыкального звука – от до, от ре, от ми и т.д. Этот первый, самый главный звук будет называться в ладу тоникой. А высотное положение лада, привязка его к какой-то тонике обозначается словом «тональность». Каждая тональность как-то должна называться. У человека есть имя и фамилия, а у тональности – название тоники и лада, которые можно тоже соединить в одно имя. Например, До мажор (нота ДО – это тоника, то есть главный звук, капитан команды, от нее построен лад, причем лад мажорный). Другие примеры: Ми мажор, Фа мажор и т.д.
Чтобы построить тональность Соль мажор, нам нужно взять за первую ступень ноту Соль.
Обратите внимание: чтобы сохранить правильные интервалы между нотами, мы использовать ноту фа-диез (VII ступень), поскольку между ступенями VI и VII необходим интервал Большая секунда (целый тон).
Важный момент, что если бы мы строили тональность «Ре ♭ мажор». То та же чёрная клавиша была бы уже не «фа#», а «соль ♭».
Для обозначения тоники в названии тональности используют буквенное обозначение. Для обозначения слова «мажор» используется либо слово «dur», либо слово «maj», либо вообще опускают обозначение мажора. Т.е. До мажор можно обозначить следующими способами: «C-dur», «C-maj» или просто «С» (если пишем только букву, то всегда должна быть только заглавная буква). Соль мажор можно обозначить аналогично: «G-dur», «G-maj» или просто «G». Напомним, что буквенным обозначением ноты «до» является «С», а ноты «соль» — «G» (это материал раздела «Нотная грамота»).
Зачем нужны различные тональности? Всё очень просто и, главное, удобно. Приведём один пример. Помним, что тональность — это высота звукоряда. Теперь допустим, что Вы хотите исполнить песню. Но Вам «не комфортно» её исполнять, т.к. Вы не достаёте голосом некоторые ноты — уж слишком они высокие. Не беда. Исполните песню в более низкой тональности — все ноты песни будут пропорционально ниже. Давайте рассмотрим в качестве примера одну и ту же мелодию в разных тональностях. Первый раз в До мажоре, второй раз в Соль мажоре:
Фрагмент «Песни Друзей» из мультфильма «Бременские музыканты», До мажор:
Теперь этот же фрагмент, но в Соль мажоре:
Самое главное это конечно то, как звучит мажорный лад. Вы должны это прочувствовать. Ведь лады в первую очередь отражают настроение. И мы начали с самого светлого лада — мажорного. Но было бы странно если бы музыка выражала радость только в «натуральном» виде — в идеальном. Всё верно. Мажоров есть несколько видов. их мы рассмотрим в следующей теме.
Проверка: Определить тональность, добавить не достающие ноты,проставить все знаки и ступени.
Ответ:C бемоль мажор
Ответ:C мажор
Ответ:E мажор
Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:
Абсолютный Слух
Тональность — что это такое?
Ноты вне тональностиВ Уроке№3, как впрочем и в других уроках, вы часто встречали загадочные термины – гамма до мажор, гамма ля мажор, гамма ми минор и т. д. А что, собственно такое – гамма до мажор или любая другая? Попытаюсь объяснить «на пальцах». Вообще-то гамма – это техническое упражнение для развития беглости пальцев и усвоения тональности. А тональность? Вот об этом сейчас и поговорим.
Содержание статьи
- ЛАДно или о ладах в музыке
- Тоника — царица тональности
- Подошли к определению тональности
- Для чего нужны тональности?
- Типичный образец пьесы в миноре:
ЛАДно или о ладах в музыке
Еще с детского сада на музыкальных занятиях малышам говорили – вот есть грустный колокольчик, и есть веселый колокольчик. Грустный колокольчик зовут «МИНОР», а веселый – «МАЖОР». Все песенки, которые вы знаете, сочиняют эти колокольчики и получаются они у минора – грустные, а у мажора – веселые. Объяснение, конечно, очень показательно для дошкольников.
Два лада в музыкеОднако для детей постарше и для взрослых можно сказать более серьезным языком – вся музыка, которая когда-либо была или будет сочинена, написана либо в мажоре, либо в миноре. И это может на слух определить даже ребенок. Вот эти мажор и минор называются – ЛАД.
Следует отметить, что музыкальный язык довольно богат, как ни странно, и часто бывает, что пьеска, написанная в миноре, звучит довольно весело, а мажорное произведение нагоняет тоску. Это случается сплошь и рядом, но, тем не менее, надо научиться различать на слух минорный и мажорный лады.
Тоника — царица тональности
А теперь вернемся к началу – допустим – до мажор. Или ля минор. Или фа мажор. Вот всех этих словосочетаниях есть определение какого-либо лада – минорного или мажорного. А что же означают слова – до, фа, ля? Все знают, что это ноты, но какие? А это, друзья мои, – ТОНИКА. Самый первый и самый главный звук в тональности.
Внимание! Я объясняю следующее понятие. Есть звукоряд. Как цифры идут одна за другой, так и ноты имеют четкую последовательность в звукоряде.
ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ
и т. д.
Нот, как вы знаете, всего 7. Далее они просто повторяются. А есть понятие ступени. Их тоже 7.
Если звукоряд начать с ноты ДО, то и закончить его следует нотой ДО. В этом случае первой нотой будет нота ДО и название ей – ТОНИКА. Смотрите, что получается. Если тоника — ДО, то есть первая ступень – ДО, то вторая будет РЕ, третья – МИ, а седьмая – СИ.
Звукоряд с тоникой ДОЕсли мы решим начать наш звукоряд нотой РЕ, то тоникой будет нота РЕ, на второй ступени – нота МИ, на третьей – ФА, а заканчиваем мы наш звукоряд тоже нотой РЕ.
Звукоряд с тоникой РЕПриспичило нам начать звукоряд с ноты ЛЯ – Бога ради. Но только тогда и первой будет ступень ЛЯ, она же – тоника.
Если мы за тонику берем, допустим, ноту МИ, то второй нотой (ступенью) будет, соответственно ФА, третьей – СОЛЬ, четвертой – ЛЯ и т д. Звукоряд с тоникой МИ
ВЫВОД – тоникой может быть любая нота, но СТУПЕНЬ – всегда ПЕРВАЯ.
Подошли к определению тональности
Теперь мы с вами плавно приближаемся к понятию ТОНАЛЬНОСТЬ. Что же это такое и с чем ее едят? А тональность в музыке, друзья мои, это когда соединяются тоника и лад. Вот и получается, что тональность (гамма) до мажор – это мажорный лад с тоникой ДО. А тональность ля минор – это минорный лад с тоникой ЛЯ.
Для чего нужны тональности?
Как художнику нужны разные краски, так и музыканту нужны разные звуки и разные тональности. Любое музыкальное произведение можно исполнить в любой тональности – мажорное во всех мажорных, а минорное – во всех минорных. Это вопрос удобства исполнения.
Пока всё понятно? Ну, если что — в комментариях спрашивайте — отвечу. Только спешу сообщить, что я вам дала очень примитивное объяснение. Есть еще понятие диезы и бемоли. что это? А это почти всегда черные клавиши на клавиатуре. И тональность песни может быть, к примеру — до диез минор или ля бемоль мажор. Только об этом я расскажу в ближайших уроках.
Типичный образец пьесы в миноре:
Гамма до мажор — All About Music Theory.
comСодержание
Гамма до мажор состоит из следующих нот: шкала. При игре гаммы первая нота обычно повторяется в конце на октаву выше. В данном случае это нота C. Она как бы «закругляет» гамму и делает ее звучание завершенным. (Если бы он оканчивался на B, это звучало бы так, будто весы висят в воздухе!) Поэтому иногда в примерах и диаграммах будет включаться окончательная C, в зависимости от ситуации.
Вот как это звучит:
Положение в гамме
Каждая нота имеет свое собственное положение в гамме. Например, F — это четвертая нота, или градус гаммы. В таблице ниже показано положение каждой ноты в гамме:
Диезы и бемоли
Гамма до мажор не содержит диезов и бемолей. Другими словами, ни в одной из его нот нет случайностей, таких как Ab или F#. Все ноты натуральные.
Каждая мажорная гамма имеет уникальное количество диезов или бемолей. На это указывает в начале музыкального произведения, сразу после ключа, музыкальный символ, называемый 9.0021 ключевая подпись (и обычно повторяется в каждой новой музыкальной строке после этого). Гамма до мажор — единственная мажорная гамма без диезов или бемолей; следовательно, ключевая подпись вообще не требуется. Это отсутствие тональности — один из самых простых способов определить музыку в тональности до мажор.
Гамма до мажор на фортепиано
Гамму до мажор проще всего визуализировать на клавиатуре фортепиано, поскольку она состоит только из белых клавиш. Вот как это выглядит, охватывая одну октаву (показано с названиями нот):
Вот это с номерами ступеней гаммы:
Обратите внимание на уникальный мажорный лад: Целое, целое, половина; целый, целый, целый, половина.
Все шкалы бесконечны — они бесконечны в обоих направлениях. На приведенных выше диаграммах показана шкала на одну октаву, но имейте в виду, что этот же образец повторяется на всей клавиатуре.
Напиши
Хорошо, теперь посмотрим, как это выглядит в нотной записи. В следующих примерах показана до мажор во всех четырех наиболее часто используемых ключах — скрипичном, басовом, альтовом и теноровом:
Обратите внимание, что ни одна из нот не имеет перед собой ни бемолей, ни диезов. Вот почему до мажор не нуждается в ключевой подписи, как мы упоминали ранее.
Остальные примеры нотной записи в этом уроке будут показаны для скрипичного ключа, но все примеры приведены для остальных 3 ключей в конце урока.
Пример ниже показывает гамму C с названиями нот и градусами гаммы, помеченными:
А вот пример, отображающий уникальный образец гаммы еще раз, на этот раз в письменной форме:
Слоги сольфеджио
«Сольфеджио» — это музыкальная система, которая присваивает определенные слоги каждой ступени гаммы, чтобы мы могли петь ноты гаммы и изучать особое звучание каждой из них. Это действительно отличный способ тренировать свои уши, чтобы понимать, что вы слышите!
Вот таблица, показывающая слоги сольфеджио для каждой ноты в гамме до мажор:
Вот слоги сольфеджио, показанные на фортепиано:
И в нотной записи:
Тетрахорды
Все мажорные гаммы можно разделить пополам, на два мажорных тетрахорда (сегмент из 4 нот с паттерном 2-2-1, или целый шаг, целый шаг, полушаг). Гораздо легче запомнить паттерны из 4 нот, чем паттерны из 7 или 8 нот, поэтому разбить его на две части может быть очень полезно.
Нижний тетрахорд до мажор состоит из нот C , D , E , F .
Верхний тетрахорд состоит из нот G , А , Б , С .
Эти два сегмента по 4 ноты соединены целым шагом посередине.
Полезно увидеть это на схеме фортепиано:
Здесь это отображается в нотах:
Названия ступеней традиционной гаммы
В традиционной гармонии каждой ступени гаммы присваиваются специальные имена. Эти названия используются во многих учебниках по гармонии, так что их полезно знать.
Вот таблица названий ступеней гаммы до мажор:
И в нотной записи:
Наконец, вот диаграмма, показывающая номера ступеней ладов, слоги сольфеджио и традиционные названия ступеней ладов, все в одном. Это должно прояснить взаимосвязь между всеми этими вещами:
Примеры нотной записи в басовом ключе
Как и было обещано, вот все письменные примеры из этого урока в других 3 ключах, начиная с басового ключа:
Примеры нотной записи в альтовом ключе
Вот все примеры нотации для альта (для всех альтистов):
Примеры нотной записи в теноровом ключе
Последний набор примеров для тенорового ключа:
Викторина по гамме до мажор
Проверьте свои знания этого урока с помощью следующей викторины:
Автор изображения:
Практика делает совершенным. от Jukie Bot ©2013 CC by 2.0
Гамма до мажор: полное руководство
Последнее обновление
Мы рассмотрим ноты гаммы до мажор, как она выглядит в скрипичном, басовом, альтовом и теноровом ключах, степени гаммы, ее тональность и многое другое. Давайте начнем.
Содержание
Ноты в гамме до мажор
Гамма до мажор состоит из семи нот, начинающихся с до (которая известна как ключевая нота). Затем следует формула мажорной гаммы, состоящая из целых и полутонов.
Эти примечания: C D E F G A B
Как видите, в нем нет ни диезов, ни бемолей, а используются только белые ноты фортепиано.
До мажор в скрипичном ключе
Здесь представлены все ноты до мажор в скрипичном ключе, восходящие и нисходящие.
До мажор по возрастанию в скрипичном ключе Гамма до мажор по убыванию в скрипичном ключеДо мажор в басовом ключе
Далее у нас есть все ноты гаммы до мажор в басовом ключе, восходящие и нисходящие.
До мажор по возрастанию в басовом ключе Гамма до мажор по убыванию в басовом ключеДо мажор в альтовом ключе
Здесь представлены все ноты до мажор в альтовом ключе, восходящие и нисходящие.
До мажор по возрастанию в альтовом ключе Гамма до мажор по убыванию в альтовом ключеДо мажор в теноровом ключе
И последний из ключей, вот все ноты гаммы до мажор в теноровом ключе, восходящие и нисходящие.
До мажор по возрастанию в теноровом ключе Гамма до мажор, убывающая в теноровом ключеФормула гаммы до мажор
Как и любая мажорная гамма, до мажор следует определенной формуле целых и полутонов, а именно:Целый шаг, целый шаг, полшага, целый шаг, целый шаг, целый шаг, полшага.
Сокращено до W W H W W W H .
Гамма до мажор с целыми и полутонамиИспользуя британскую терминологию тонов и полутонов, это будет:
Тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон
Что сокращается до T T S T T T S .
Гамма до мажор с тонами и полутонамиСтепени гаммы до мажор и технические названия
В теории музыки мы можем ссылаться на каждую ноту гаммы с помощью чисел, которые мы называем ступенями гаммы.
Первая нота — 1-я ступень, вторая — 2-я ступень, третья нота — 3-я ступень и т. д.
Вот технические названия и ступени гаммы до мажор.
- 1-й — Тоник — C
- 2-й – Супертоник – D
- 3-й — Медиант — E
- 4-й – Субдоминант – F
- 5-й – Доминантный – G
- 6-й — Субмедиант — A
- 7-й – Вступительный тон – B
До-мажорная тональность
Чтобы музыканту было легче читать игру в определенной тональности, мы можем использовать тональность. Это помогает нам понять, как играть определенные ноты диезом или бемолем.
Но в тональности до мажор нет ни диезов, ни бемолей. Это единственный мажорный ключ без каких-либо.
До мажор ТональностьЧто такое относительный минор до мажор?
У каждой основной тональности есть относительная минорная тональность. Что роднит их, так это то, что они оба имеют одну и ту же ключевую подпись.
Относительная минорная тональность до мажор — ля минор.