Доминат как государственный строй в Древнем Риме
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 161.
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 161.
Историю Древнего Рима невозможно представить без великой Римской империи, для которой был характерен государственный строй принципата и домината. Последний был отмечен установлением абсолютной монархии, при которой все решения императора не подвергались критике и признавались неукоснительными законами.
Доминат в Древнем Риме
Доминат представляет собой форму правления, сменившую собой принципат. Его главная особенность – установление абсолютной монархии в период с III по V века н. э.
Доминат был утвержден с приходом к власти императора Диоклетиана, правившего Римской империей с 284 по 305 годы.
Во всемирной истории период домината часто называют «поздней империей» или «поздней античностью». Сам термин «доминат» получил широкое распространение благодаря обычному для той эпохи обращению к императору – «dominus et deus», что переводится как «господин и бог».
Взойдя на престол, император Диоклетиан приложил все усилия, чтобы в Риме воцарилась безграничная монархия. Его стараниями в государстве быстро исчезли учреждения старого образца, а управление империей велось несколькими влиятельными инстанциями.
Рис. 1. Император Диоклетиан.В период царствования Диоклетиана важную роль играли следующие организации:
- Государственный совет. На его заседаниях обсуждались основные политические вопросы, подготавливались законопроекты.
- Финансовое ведомство.
- Военное ведомство.
Во главе этих учреждений стояли генералы, назначенные лично императором, и находившиеся в полном его подчинении.
При Диоклетиане чиновники были выделены в особый класс. Они выгодно выделялись на фоне прочего населения: у них была своя форма, различные привилегии, пожизненная пенсия по завершению службы.
Реформы Диоклетиана
Будучи сыном вольноотпущенника, Диоклетиан смог добиться безграничной власти в Римской империи, и оказать существенное влияние на ее политическую и экономическую жизнь.
К наиболее важным реформам Диоклетиана относят:
- Разделение контроля и власти между четырьмя правителями, а также условный раздел государства на две части – западную и восточную. Каждой частью правил наместник императора – август. Августы, в свою очередь, имели право выбирать себе помощников-соправителей, которым присваивался титул цезаря.
В переводе «тетрархия» означает «правление четырех». Все соправители считались членами единой императорской семьи, но полностью вся власть принадлежала лишь императору.
- Увеличение армии на одну треть и разделение ее на две части: одна часть располагалась на границах римской державы, в то время как другая, подвижная часть, курировала все государство и обеспечивала его безопасность.
- Введение единого прямого налога, который выплачивался в натуральном виде.
- Установление максимальных размеров оплаты для различных специальностей и максимальной стоимости на самые продаваемые товары: рожь, пшеницу, мак и др.
- Введение полноценной золотой монеты как способ устранения в обиходе порченых денег.
Что мы узнали?
При изучении темы «Доминат» мы узнали, что представляет собой форма правления под названием «доминат», и для какого периода истории Древнего Рима она была характерна. Мы выяснили, с именем какого императора чаще всего связывают эпоху домината, и какое влияние он оказал на развитие Римской империи.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 161.
А какая ваша оценка?
Эпоха Поздней Империи. Доминат
Содержание статьи
1. Эпоха Поздней Империи
2. Доминат
3. Императоры периода домината
Эпоха Поздней Империи
III век вошёл в историю Римской империи как время крушения рабовладельческого строя. Это последняя страничка римского средиземноморского общества и государства получила название эпоха поздней империи. Продолжалась этот период почти два века.
Начинается эпоха с прихода к власти в Риме императора Диоклетиана в 284 году и заканчивается в 476 году свержением Ромула. На эти два столетия приходится разложение античных экономических отношений и возникновение на их почве протофеодальных структур. Именно в это время зародилась новая европейская формация – феодальный строй.
Крушение рабовладения было приостановлено политикой домината. Усиление государственной власти и военной мощи государства вызвали выступления народных масс. Сопротивление колонов и рабов, консервация рабовладельческих структур не могли остановить появление феодальных отношений. Эпоха поздней империи стала временем социальной революции.
Доминат
Доминат как форма правления заменил собой принципат. Установление домината связано с правлением императора Диоклетиана. Период домината охватывает с III по V века нашей эры. Он включает и время тетрархии.
Определение 1
Тетрархия – четверо у власти, правление четырёх. Структура управления Римской империей в 293-313 годах. Введена Диоклетианом. Первая тетрархия возникла при делении Империи для специализации решений военном и гражданском вопросах. Диоклетиан и его соправитель Максимиан были объявлены августами и стали управлять разными областями:
- Диоклетиан на востоке,
- Максимиан – на западе.
В 293 году Диоклетиан назначил двух помощников августов – цезарей: Галерия и Констанца Хлора. Установился порядок передачи власти августами цезарям через 20 лет и назначения новых цезарей.
Возникновение понятие «доминат» связано с принятым в античности обращением к императору «Dominus et deus noster sic fueri iubet», что переводится как «господин и бог» или «государь». Доминат стал последней ступенью преобразования Римской республики в неограниченную монархию. В принципате правитель считался только первым гражданином среди равных и действовали основные республиканские институты. В доминате правитель получил титул «август» (священный) и «домин» (господин). Это подразумевало, что всё население государства становятся его подданными и находятся в зависимости, как рабы или сыновья. Сенат перестаёт играть важную роль в управлении государством и превращается в сословие в декоративный придаток императорской власти.
В доминате соблюдаются некоторые республиканские нормы. Продолжают существовать консулы и преторы, переродившиеся в почетные титулы. Традиция созыва народных собраний сохраняется в армии.
Главным отличием домината от монархии является отсутствие традиции передачи власти по наследству. Претендент на императорский титул должен был принадлежать к правящей династии, но это не было обязательным условием получения власти. Императорам приходилось назначать своих детей соправителями, чтобы они впоследствии могли стать императорами.
Императоры периода домината
Важную роль в формировании и существовании домината сыграли Диоклетиан и Константин.
Гай Аврелий Валерий Диоклетиан родился в 245 году, умер в 313 году. Он был внуком раба. Но это не помешало стать ему первым лицом в государстве. С рождения его звали Диокл или Валерий Диокл. Правил Римской империей с 20 ноября 284 года по 1 мая 305 года. Придя к власти, закончил период кризиса третьего века. С его правления власть императора стала не только de facto, но и de jure. Она превратилась в неограниченную власть монарха – доминант. Правитель не делит власть с сенатом, он превращается в божественную силу выше всех остальных в государстве.
Флавий Валерий Аврелий Константин родился 27 февраля 272 года, умер 22 мая 337 года. Стал единственным правителем империи в 323 году. Он превратил христианство в главную религию государства. В 330 году превратил город Византий в столицу Римской империи, переименовав его в Константинополь. Константин – первый христианский император. За свои деяния он получил звание Великий.
Сообщество экспертов Автор24
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 26. 09.2022
История культуры войны Что такое культура и как она развивается? Война в предыстории и ее полезность Культура войны в доисторические времена Данные доисторического периода до неолита Вражеские образы: культура или биология Война и культура войны на заре истории —Древняя Месопотамия —Древний Египет —Древний Китай —Древняя Греция и Рим —Древний Крит —Древние цивилизации Инда —Древняя еврейская цивилизация —Древняя центральноамериканская цивилизация Война и происхождение государства Религия и происхождение государства Краткое изложение культуры войны на заре истории Внутренняя культура войны: запретная тема Эволюция культуры войны за последние 5000 лет: ее усиливающаяся монополизация государством —1. Армии и вооружения —2.Внешнее завоевание и эксплуатация: колониализм и неоколониализм —3. Внутренняя культура войны и экономика, основанная на эксплуатации рабочих и окружающей среды —4. Тюрьмы и пенитенциарные системы —5.Военно-промышленный комплекс —6.Торговля наркотиками в обмен на оружие —7. Авторитарный контроль —8.Контроль информации —9. Идентификация «врага» —10. Воспитание военной культуры —11.Мужское доминирование —12.Религия и культура войны —13. Искусство и культура войны —14.Национализм —15.Расизм Краткое изложение истории культуры войны Каталожные номера | В ряде областей женщины в последнее время получили больше прав. Например, как мы уже отмечали, женщины получили право голоса, теперь больше женщин избирается в парламенты, и теперь женщины учатся в военных и элитных школах, хотя в большинстве случаев они остаются в незначительном меньшинстве. Эти изменения были достигнуты благодаря революционной борьбе за избирательное право женщин в 19 и 20 веках. Хотя в современных обществах по-прежнему доминируют мужчины, в последние годы это доминирование уменьшилось. Женщины все чаще участвуют в вооруженных силах, крайним случаем является израильская армия, хотя они остаются меньшинством в офицерском корпусе. В политической жизни все больше женщин избирается на руководящие должности. Пока это пишется, самая вопиющая культура войны, война Израиля против палестинцев, находится под политическим руководством женщин, министра иностранных дел Израиля Ципи Ливни, при существенной поддержке государственных секретарей Соединенных Штатов Кондолизы. Райс и ее преемница Хилари Клинтон. На крупных капиталистических предприятиях, где традиционно доминируют мужчины, на руководящих должностях становится все больше женщин. Тот факт, что все большее число женщин вовлекается в культуру войны, противоречит часто высказываемому утверждению, что культура войны обусловлена прежде всего «патриархатом», то есть господством мужчин. Без сомнения, мужское господство является неотъемлемой частью культуры войны, но это только одна часть, а не определяющая сама по себе. Оглядываясь назад на записанную историю, можно увидеть, как именно культура войны увековечила господство мужчин. Позвольте мне снова процитировать следующий отрывок из моего исследования, Почему так мало женщин-воинов (1983): «С приходом междоусобных войн, патрилокальности и экзогамии произошел глубокий сдвиг в отношениях между мужчинами и женщинами. Была установлена мужская монополизация ведения войны, которая распространилась на охоту (чтобы исключить использование оружия женщинами) и на обряды инициации молодых (мужчин) воинов. Неравенство власти между мужчинами и женщинами было институционализировано таким образом, от которого мы так и не оправились». Неравенство сил между мужчинами и женщинами еще более усилилось с возникновением государства, в котором война играла решающую роль. Правителями государства были те, кто одержал победу в войне, и в результате с самого начала в государстве доминировали мужчины. Всегда было несколько исключений. Мы уже упоминали о фараоне Хатшепсут в Древнем Египте. В более поздние времена можно указать на долгое правление королевы Виктории в Англии, период, отмеченный британским военным господством над империей, о которой говорили, что «солнце никогда не заходит». Исторические примеры женщин-правителей выделяются, потому что они были очень немногочисленными и исключительными. Подавляющее большинство правителей были мужчинами, и можно предположить, что это связано с приматом ведения войны как функции государства и с тем фактом, что военачальниками всегда были мужчины. Что касается элитного образования, то только в недавнем прошлом женщины получили доступ: Кембриджские колледжи с 1960 по 1988 год Французы открыли свой самый элитный университет несколько раньше, чем США или Великобритания. Хотя новая школа управления Леона Блюма в 1936 году отказала женщинам в приеме, ее послевоенная преемница ENA, Ecole nationale de l’Administration, была интегрирована с момента ее открытия в 1946 году. Организованная религия также находилась под властью мужчин с начала письменной истории, и это можно до некоторой степени понять в ее отношении к человеку как воину. В монотеистических религиях образ мессии, описанный еврейским пророком Исайей и исполненный Иисусом, по мнению христиан, — это человек из рода великого царя-воина Давида, который вступает на престол и приносит мир. Распространение христианства как организованной религии произошло позже, когда оно было принято римским императором Константином (280–337), который сделал Византию столицей новой Римской империи, переименованной после его смерти в Константинополь. Что касается пророка Мухаммеда, хотя он и не был в первую очередь воином, поворотным моментом в его карьере стала битва при Бадре, которой он руководил и одержал победу в 624 году. В последние годы протестантские церкви были исключительными: многие деноминации посвящали женщин в качестве служителей. По крайней мере, в одной деноминации, Универсалистско-Унитаристской, количество женщин-священников теперь превышает количество мужчин. В буддизме также преобладали мужчины, хотя это нельзя объяснить просто в связи с войной, потому что Будда и первые монахи не были воинами. На Первом буддийском соборе, проведенном после смерти Будды в V веке до нашей эры 500 монахами-мужчинами, монах Ананда предстал перед судом по одному из обвинений в том, что он призывал к приему женщин в орден. Я не нахожу упоминаний о женщинах в более поздних Соборах, хотя в последние годы этот вопрос вновь поднялся в буддийских кругах. Распространение буддизма произошло во время правления известного воина и императора Ашоки, правившего империей Маурьев в Южной Азии с 269 г.до 232 г. до н.э. Ашока объединил обширную империю, сначала с помощью войны, а затем с помощью мудрого управления, после того как он попал под влияние учения Будды и отказался от насилия во всем своем королевстве. Мужское господство в семье и экономических предприятиях, включая в конечном итоге рост крупных капиталистических предприятий, исторически отражало мужское господство в вооруженных силах, государстве, элитном образовании и религии. На заре истории женщины подчинялись мужчинам в семье и были лишены права участвовать в гражданской жизни или владеть собственностью в Китае, Греции и Риме. Это также соответствовало религиозному закону, на что указывает Библия для монотеистических религий и конфуцианство в случае Китая. Древний Египет был исключительным в том, что допустил юридическое равенство женщин. В Европе и ее колониях правовой статус женщин не сильно изменился по сравнению с римскими прецедентами до последних нескольких столетий. Вплоть до 1882 года, когда парламент принял Закон об имуществе замужних женщин, имущество женщины в Англии считалось собственностью ее мужа: во Франции до 1965 года замужняя женщина не могла работать, открывать банковский счет или распоряжаться своим имуществом без согласия мужа. Поскольку женщины не могли работать или владеть собственностью, они не могли непосредственно участвовать в большом развитии капиталистического предприятия в XIX веке.го и начала 20 века. Только недавно, с правовыми реформами и доступом к элитному образованию, женщины начали пробивать «стеклянный потолок» мужского доминирования в экономике. Продолжение на следующей странице
| Мир во всем мире через ратушу Введение 1) Разница между «миром» и «культурой мира» и краткая история культуры войны 2) Роль личности в культуре войны и культура мира 3) Почему государство не может создать культуру мира 4) Важная роль гражданского общества в создании культуры мира —Движения за мир и разоружение — Экологическое движение —Движения за права человека —Демократические движения —Женское движение —Международное взаимопонимание, терпимость и солидарность — Движения за свободный поток информации —Сильные и слабые стороны гражданского общества 5) Основная и существенная роль местного самоуправления в культуре мира — Устойчивое развитие —Права человека —Демократическое участие —Равенство женщин —Солидарность —Прозрачность и свободный поток информации —Воспитание культуры мира —Безопасность и общественная безопасность —Некоторые текущие инициативы 6) Оценка продвижения к культуре мира на местном уровне —Культура измерения мира на уровне государства 7) Выход на глобальный уровень: сетевое взаимодействие городской культуры мирные комиссии 8) Будущий переход Организации Объединенных Наций от контроль со стороны штатов народному контролю через представителей местных органов власти 9) Какой должна быть культура мира? Каталожные номера |
История мужского доминирования в обществе: 3 теории почему
Какова история мужского доминирования в обществе?
После Сельскохозяйственной революции в большинстве культур мужчины ценились выше женщин, независимо от того, как каждая культура определяла мужчин и женщин. Почему? Есть ли биологическая основа для этого предпочтения?
Мы расскажем об истории доминирования мужчин в обществе и о том, почему нет четкого объяснения его происхождения.
Мы не можем объяснить распространенность патриархата во всем мире и истории так же, как мы можем объяснить другие расслоения в обществе. Патриархат слишком универсален, чтобы его можно было объяснить случайными событиями.
Скорее всего, ответ биологический, но исследователи до сих пор не знают, что это такое. Существуют три основные теории истории мужского доминирования в обществе.
Теория №1: Мужчины от природы сильнее, поэтому они заставляли женщин подчиняться им.
Другая версия этой теории истории господства мужчин в обществе гласит, что мужчины использовали свою силу для монополизации сельскохозяйственных задач, связанных с ручным трудом, таких как пахота. Это дало им власть над производством продуктов питания, что дало им власть над обществом.
Но с этой теорией есть проблемы. Исторически женщинам запрещалось заниматься юридическими и религиозными профессиями, которые требуют небольшой физической работы, но они работали в поле и выполняли тяжелую работу по дому. Кроме того, есть много женщин, которые сильнее мужчин, но их социальная власть не намного больше, чем у более слабых женщин. Это протыкает дыры в этой теории истории мужского доминирования в обществе.
Кроме того, исторические записи показывают мало связи между физической силой и социальной властью. Рабы в Алабаме 19-го века были намного сильнее своих хозяев, но не они были у власти. На самом деле, на протяжении всей истории люди с наименьшей властью в обществе выполняли самую тяжелую физическую работу, а люди с наибольшей властью выполняли наименее физически тяжелую работу. Люди редко выбирают своих лидеров, заставляя их соревноваться в боксе или борьбе.
Теория № 2: Мужчины от природы более агрессивны, поэтому они вели войны и смогли захватить власть.
Вторая теория, объясняющая историю мужского доминирования в обществе, вращается вокруг мужской агрессии.
Контроль мужчин над армиями сделал их также контролерами общества. Чем больше они контролировали общество, тем больше войн они могли вести, а чем больше войн они вели, тем больше власти они приобретали в обществе. Исследования мужских гормонов и когнитивных систем подтверждают теорию о том, что мужчины более агрессивны, чем женщины (и, следовательно, являются лучшими солдатами).
Подобно проблемам с Теорией № 1, хотя агрессивные мужчины могут быть лучшими боевыми солдатами, те, кто в рядах, обычно не обладают властью. Сила принадлежит генералам и политикам, а чтобы быть генералом или политиком, требуется меньше агрессивности и физической силы и больше такта, организаторских способностей и сотрудничества. Это также требует способности рассматривать ситуацию с разных точек зрения. Быть агрессивным человеком делает вас плохим выбором для ведения войны. Так почему история мужского доминирования в обществе?
Считается, что у женщин больше такта, чем у мужчин, и они лучше видят вещи с разных точек зрения. Если эти стереотипы верны, из женщин получаются лучшие генералы и политики, чем из мужчин. Следовательно, их биология должна делать женщин более сильными, чем мужчины, а не менее.
Теория № 3: Самцы должны были стать конкурентоспособными и агрессивными в качестве репродуктивной стратегии.
Разновидность Теории № 2 об истории господства мужчин в обществе. Теория № 3 гласит, что мужчинам приходилось конкурировать друг с другом, чтобы оплодотворить женщин, поэтому они эволюционировали, чтобы быть агрессивными и конкурентоспособными. И наоборот, у самок не было проблем с поиском самца для их оплодотворения, но у них были проблемы с добычей еды во время беременности и уходом за маленькими детьми. Поэтому они эволюционировали, чтобы быть покорными и зависеть от самцов, чтобы обеспечить их. У непокорных самок, которые боролись за власть, было не так много шансов найти себе пару и передать свои гены.
С этой теорией тоже есть проблемы. Даже если бы они обязательно были зависимыми, неясно, почему женщины зависели бы от мужчин, а не от других женщин.