Домострой воспитание детей: Важнейшие принципы воспитания детей (по «Домострою»).

Важнейшие принципы воспитания детей (по «Домострою»).

Домострой — один из важнейших памятников древнерусской светской литературы, который был создан как синтез нескольких жанров в эпоху становления русской государственности в первой половине царствования Ивана IV Грозного. Его рождению предшествовал длительный период складывания текста на основе самых разных источников, в том числе и связанных с византийской традицией. Таким образом, в широком смысле «Домострой» впитал в себя общие идеи средневековья, не всегда имеющие строго национальную основу. Однако окончательный результат в подборе источников и в характере самого текста, в интонации повествования и в идеологических акцентах является чисто русским, несет на себе следы русской жизни.

Текст «Домостроя» составлялся постепенно, из разных источников, во многих местах. Сначала переводили с греческого языка и переписывали нравоучительные высказывания и «Слова» святых отцов, особенно Иоанна Златоусова. Потом составляли из них сборники, известные под разными названиями, сменявшими друг друга: «Златоуст», «Златоструй», «Златая цепь», «Измарагд».

Сжатое изложение этих «слов», наиболее интересных, и составило первую часть Домостроя. Большинство изречений и советов, собранных здесь, не только не являются русскими по форме, они вообще выражают не свойственный русской среде дух «монашеского православия». Именно из этих поучений вышли некоторые мотивы «Домостроя», осуждаемые сегодня: унижения женщины, суровой аскезы, жестоких форм воспитания. Первый из этих мотивов, связанный с отношением к женщине, как бы отталкивался от ветхозаветных текстов, отцы церкви в своей преувеличенной стыдливости давали одностороннюю характеристику женщине. Совсем иначе «Домострой», там, где уже не наблюдается прямой связи с патриархальным укладом, расширяет функции «жены», и социальные и гражданские, как хозяйки дома, равноправной с господарем личности, подотчетной только ему.

Как памятник литературы «Домострой» складывался постепенно, однако, предположительно, в настоящем своем виде был составлен известным деятелем XVI века, близким сотрудником молодого Ивана IV, протопопом Сильвестром .

Сильвестр — выходец из новгородской зажиточной торгово-промышленной среды, был близок к новгородскому архиепископу Макарию, после избрания которого митрополитом переехал в Москву и с 1545 г. стал протопопом придворного Благовещенского собора в Кремле. Он участвовал в подготовке и проведении государственных и культурных реформ того времени, в том числе в составлении и редактировании таких важных памятников. «Домострой» «сильвестровской редакции» — основное произведение писателя; он отредактировал и отчасти дополнил ходивший в списках новгородский сборник аналогичного содержания.

«Домострой», со своим нарочито прикладным характером поучений, наказов, советов, избавлен от казуистических оборотов церемониального, субтильного толка. Характер изложения его нарочито прост, даже в исправлении религиозных обрядов и молитв находит естественный и практический смысл, где жизнь рассматривается, как поток, исход которой в Царство Божие определенно смыкается с настоящим бытом, человеческими взаимоотношениями в семье и обществе.

 «Домострой» в момент своего сложения является, по мнению Д.С. Лихачёва , порождением самой демократической и социально свободной по тем временам территории Руси. Перед нами не просто «экономия» (таково точное значение кальки — слова «домострой»), она проникнута нравственными характеристиками в отношениях между людьми, которое составляет население Дома. Христианская мораль в отточенных определениях отцов церкви накладывается на бытовые подробности жизни — и тем самым как бы ограничивает возможности человека, подчиняя их общепринятым нормам этой жизни.

Литературная традиция, породившая «Домострой», идет от древних переводов на славянский язык христианских текстов нравственного характера, особенно почитавшихся в Новгороде. Именно здесь долго сохранялись и условия, способствовавшие тем отношениям церкви с властью, а их обеих — с подданным, которые отражены в «Домострое»: «справедливая», праведная вера, скрепляющая прерогативы власти своим авторитетом, «очищающая» ее. Духовность как «естественная потребность личности, живущей в жестоком мире средневековья».

издревле дело воспитания подрастающего поколения считалось одним из важнейших. Естественно, что «Домострой» не обошел стороной эту тему. Более того, судя по тому, что и начинается, и заканчивается он текстами, по сути, на одну и ту же тему, разнящимися лишь объемом: «Наставление отца сыну» и «Послание и наставление от отца к сыну» этому аспекту в XVI веке придавали самое серьезное значение.Воспитательные рекомендации приведены в «Домострое» сразу же после наставлений духовных — что свидетельствует о том, как ответственно относились тогда к этому вопросу. Объединенные в четыре главы, они учат «Как детей своих воспитать в поучении и страхе Божьем»; «Как дочерей воспитать и с приданным замуж выдать» «Как детей учить и страхом спасать» «Как детям отца и мать любить и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем»

Важнейший элемент воспитания детей в древнерусской семье — это строгое следование правилам поведения, обрядам, ритуалам и церемониям, коих в XVI-XVII веках было превеликое множество. Прежде всего, дети должны были усвоить религиозный образ жизни своих родителей. Например, после вечерней службы или домашнего моления не пили, не ели, не полагалось разговаривать, — это было грешно. Перед тем как лечь в постель, обязательно должны были сделать три земных поклона перед домашними иконами. И перед началом любого дела обязательно творили молитву. Даже обычные домашние дела всегда начинались с поясных и земных поклонов, при этом обязательно творилось крестное знамение. А перед едой возносился хлеб в честь Богородицы.

Вслед за старшими дети усваивали и такие церемонии, как поклоны: ведь люди по-разному встречали и приветствовали друг друга. Это мог быть простой наклон головы, или поклон малым обычаем , или поклон большим обычаем,кланялись до земли. Все зависело от сословия человека или его отношения к встречному. При виде царя или перед иконами в церкви беднейшие бояре «били челом», то есть падали на колени и касались лбом пола.

Особый стиль поведения внушался девочкам и девушкам. Как известно, дом был разделен на две половины, мужскую и женскую, и положение женщины в семье было строго определено. Боярыня при разговоре с мужчиной не могла смотреть ему в глаза. Размахивать руками ей тоже не разрешалось. Одну руку женщина держала около груди, а вторая была опущена вниз. Даже складывать руки под грудью могла только простая женщина, но не боярыня. Праздная беседа тоже считалась грехом. Во время разговора женщина должна была заниматься делом, чаще всего — рукоделием: прясть, вязать или вышивать. На пиры женщины и девушки не допускались, так что познакомиться с молодым человеком девице не представлялось никакой возможности. Исключением был только свадебный пир, на котором веселились все вместе, и даже молодым девушкам — боярышням разрешалось плясать

В нравственно-религиозном плане «Домострой» ставил перед родителями такую задачу: «Если воспитаешь детей своих в страхе божьем, в поучении и наставлении, и до возмужания их сохранишь в целомудрии и в чистоте телесной, законным браком их сочетаешь, благословив, и обеспечишь всем, и станут наследниками имения твоего, и дома, и всего твоего прибытка, который имеешь, то упокоят они тебя в твоей старости, а после смерти вечную память отслужат по родителям своим, да и сами благословенны пребудут вовеки, и великую награду получат от Бога в сей жизни и в будущей, если живут они по заповедям господним».

В противном же случае, «если дети, лишенные наставлений отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отцу и матери с детьми их от Бога грех, а от людей укор и насмешка…» и «если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таковых грехах и ответ им держать в день Страшного суда. — то есть наказание постигнет и детей, и родителей.

 «Домострой» учит родителей обязательной заботе о чадах своих, — заботе как материальной, так и духовной: «Пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в добром навыке…» Отцу и матери надлежит « учить детей страху Божию, и вежливости, и всякому порядку». А кроме того, в зависимости от возраста, и обучать их: мать обязана приобщать дочерей к рукоделию, а отец сыновей — к мастерству и разным ремеслам. Интересно, что «Домострой» делает здесь скидку на склонности ребенка, рекомендуя обучать детей именно тому, «кто в чем способен и какие кому Бог возможности даст».

Призывая родителей любить и беречь своих детей, «Домострой» в то же время обязывает их «и страхом спасать, наказывая и поучая, а осудив, побить». Вот она, классическая, передаваемая из уст в уста домостроевская догма: « Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей». В особой строгости воспитывались тогда сыновья: «Не жалея бей ребенка: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти». Что касается дочерей, то и их полагалось растить пусть не столь сурово, но без вольностей. Основой основ воспитания дочки было — беречь ее от греха и «блюсти ее чистоту телесную как зеницу ока и как свою душу». «Ибо если отдашь дочь свою беспорочной, будто великое дело совершишь и в любом обществе похвалишься».

основной домостроевский принцип воспитания ясен: «воспитай дитя в запретах и найдешь в нем покой и благословение». Иными словами, чем больше строгости, ограничений свободы, а со стороны детей — полного послушания, тем лучше. Должна быть и любовь обязательно. Однако «Домострой» остерегает родителей от любви открытой, явленной. Душевное тепло, ласку, нежность и прочие проявления чувств подобает прятать глубоко, на самом дне родительской души: «не улыбайся ему, играя: в малом послабишь — в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою».

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Впрочем, родителям не рекомендуется проявлять вообще никаких чрезмерных эмоций — как положительных (бурная радость, восторги, умиления), так и отрицательных (гнев, ярость). Умение сдерживать себя, скрывать свои чувства считалось важнейшим достоинством хозяина, главы семьи.

В другой главе читаем: «Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей. И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти. Если дочь у тебя, и на нее направь свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего … и в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за нее.

Любя же сына своего, учащай ему раны — и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение … И не дай ему воли в юности, но сокруши ему ребра, пока он растет…»

Таким образом, мы видим, что детей воспитывать рекомендовалось самыми суровыми методами. Их можно и даже нужно было бить, пороть, наказывая за любую шалость, держать в строгом послушании и всевозможных запретах.

Иными словами, если не соблюсти эти правила, то ребенок, по заветам «Домостроя», вырастет избалованным, испорченным, ни к чему не годным и принесет одно горе, печаль и позор своей семье. «Так не дай же ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей и злою досадой». А ежели дети будут воспитаны по всем правилам, то есть «в страхе божьем и в добром наставлении и научены всякому знанию, и порядку, и ремеслу, и рукоделию, — таких детей вместе с родителями Бог помилует, священники благословят и добрые люди похвалят».

Что же касается самих детей, то им строго настрого предписывалось любить, почитать и во всем слушаться отца и мать, помогать родителям в старости, как бы сурово и жестоко они не обращались со своими детьми: «Чада…любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и многие лета пребудете на земле». Иначе, если они осмелятся в чем-то перечить родителям или оскорбить их, Бог нашлет на таких нечестивых детей самые страшные проклятья и самую лютую кару. «Сын или дочь, не послушные отцу или матери, сами себя погубят и не доживут до конца своих дней, если прогневят отца или досадят матери».

«Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителей, или клянет их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми; кто бьет отца и мать, пусть отлучат от церкви… и пусть умрет он лютою смертью… Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети; не забывайте труда отца и матери, которые о вас заботились и печалились о вас, покойте старость их и о них заботьтесь, как они о вас…»

Непримиримо отношение автора и к тем детям, которые способны поднять руку на родителей: «Кто бьет отца или мать — тот отлучится от церкви и от святынь, пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни, ибо сказано: «Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит». Сын или дочь, не послушные отцу или матери, сами себя погубят и не доживут до конца своих дней, если прогневят отца или досадят матери. Себе он кажется праведным перед Богом, но язычника хуже он, сообщник нечестивых, о которых пророк Исайя сказал: «Погибнет нечестивый и пусть не увидит славы господней». Он назвал нечестивыми тех, кто обесчесит своих родителей. И еще сказал: «Кто насмехается над отцом и укоряет старость матери, — пусть склюют его вороны и сожрут орлы!»

И наоборот, все блага земные и неземные будут воздаянием детям, которые чтят и любят своих родителей, подчиняются им: «Воздающие же честь отцу-матери, повинующиеся им во всем по-божески, во всем станут утешением для родителей, и в день печали спасет их Господь Бог, молитву их услышит, и все, что попросят, подаст им благое. Утешающий мать свою творит волю божью и угождающий отцу в благости проживет. Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и вас благословят они: отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напастей избавит. Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети. Не забывайте трудов отца-матери, ибо о вас заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь, как и они о вас некогда. Не говори: «Много сделал добра им и одеждой и пищей и всем, что нужно»,- этим ты еще не избавлен от них, ибо не сможешь и ты их родить и позаботиться так, как они о тебе. Потому-то с трепетом и раболепно служи им, тогда и сами от Бога награду примете и вечную жизнь получите, как исполняющие заповеди Его.» На Руси существовала такая пословица: Кто насмехается над отцом и укоряет совесть матери, — пусть склюют его вороны и сожрут орлы «почтение к родителям считалось, по нравственным понятиям, ручательством здоровой, долгой и счастливой жизни» одна из сильнейших мыслей Домостроя такова: «любите родителей своих только за то, что они родили вас, ведь этим единственно вы им ответить не можетеПодобные соображения и становились нравственным оправданием сильной отцовской руки.

В противовес сказанному выше, «Домострой» говорит и об обязанности родителей по отношению к детям, в частности, это касается рождения дочерей. Сильвестр, составитель «Домостроя», убежден, что любовь к детям должна проявляться исключительно в делах, а не на словах: в каждодневной заботе, в расчетливом ведении хозяйства, в умении родителей обеспечить будущее своим детям. По обычаю того времени, заботливый отец должен заранее позаботиться о приданном для дочери — это его прямая обязанность. Целая глава посвящена, например, тому, как правильно собирать дочери приданое. «У кого дочь родится, тогда рассудительные люди от всякой прибыли на дочь откладывают: на ее имя или животинку растят с приплодом или из полотен, и из холстов, и из кусков ткани, и из убрусов, и из рубашек все эти годы ей в особый сундук кладут и платье, и уборы, и мониста, и утварь церковную, и посуду оловянную, и медную, и деревянную; добавлять всегда понемножку, а не все вдруг, себе не в убыток. И всего будет полно. Так дочери растут, страху Божью и знаниям учатся, а приданое их понемногу прибывает, только лишь замуж сговорят — тут все и готово». Если родители будут следовать этой разумной рекомендации, то и свадьба будет им в радость, а ежели «отец и мать незапасливы, для дочери своей…ничего не приготовили и доли ей никакой не выделили», то «впадут в печаль от свадьбы такой, ведь купить сразу все — дорого».

Также важно понять, что забота о воспитании детей — это всегда обязанность отца и матери. По мысли Домостроя, на их плечах полностью лежит ответственность за то, какими вырастут их дети, поэтому он и рекомендует наказывать их почаще. Ведь «если дети, лишенные наставлений отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отцу и матери с детьми их от Бога грех, а от людей укор и насмешка, дому убыток, а себе самим скорбь, от судей же позор и пеня».

И наоборот, если родители хорошо воспитают своих чад, передадут им свой жизненный опыт, то и им будут дарованы все земные и неземные блага:

«Если же у богобоязненных родителей, рассудительных и разумных, дети воспитаны в страхе божьем в добром наставлении, и научены всякому знанию и порядку, и ремеслу, и рукоделию,- такие дети вместе с родителями своими Богом будут помилованы, священниками благословлены и добрыми людьми похвалены…»

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Важнейшие принципы воспитания детей (по «Домострою»).

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Важнейшие принципы воспитания детей (по «Домострою»).

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Важнейшие принципы воспитания детей (по «Домострою»).

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Домострой народные традиции воспитания детей: как воспитать ребенка

Воспитание детей

Традиции воспитания на Руси – это целый пласт языческих устоев и божьих заповедей, благодаря которым основы воспитания детей: почитание родителей, уважение старости, исполнение долга перед Родиной передавались по наследству.

Фото
Getty Images

Береги природу

Первое, что прививали детям с детства, – бережное отношение к природе. «Земля-кормилица дает урожай, и если его не будет, то весь род пропадет», – говорили в старину и всегда оберегали природу от бессмысленного уничтожения. Сейчас возрождаются эти традиции в рамках экологического воспитания, однако прежней гармонии, которая раньше была между природой и человеком, уже не достичь.

Будь гостеприимным

В своих заметках Николай Карамзин писал, что наши предки, уходя из дома, всегда оставляли еду для гостя на столе и двери не запирали. Конечно, век уже не тот и желающих поживиться чужим добром, которое плохо лежит, много, но вместе с тем традиции гостеприимства постепенно уходят из российского бытия. Все чаще встречи с друзьями и дни рожденья переносятся в кафе и рестораны, а дети перестали приглашать одноклассников к себе домой и радоваться гостям.

Люби Отечество

Гражданское воспитание сейчас не такое, как раньше. С ранних лет в детях воспитывали уважение к власти – сначала почитание старейшин, вождей, затем князей. Поэтому русские воины всегда отчаянно сражались за свою землю и не было в мире ни одной нации, кто так сильно бы любил свое Отечество.

«Своя земля и в горести мила» – говорили в старину, а современные люди только и думают о том, как сменить место проживания. Патриотическое воспитание, разучивание гимна, изучение истории и государственной символики мало для кого является сегодня интересным занятием, а именно с таких азов начинается любовь к Родине.

Традиции правильного отношения к своей земле, семье и Родине сохранились, наверное, только в казачестве.

Заповеди для родителей

Правила, прописанные монахом Сильвестром в «Домострое», стали единственным законом, который определял нормы поведения между мужем и женой, родителями и детьми на Руси.

Фото
Getty Images

Много внимания при составлении данного документа монах уделил воспитанию детей. И, как мы помним, вся средневековая педагогика была построена на телесных наказаниях – «боится, значит, уважает».

Обязанность воспитать из детей достойных людей вменялась отцу и матери, и только они были в ответе за то, какими вырастут их чада. «Домострой» пропагандировал не только наказания, но и любовь и заботу по отношению к детям, а также пример правильной жизни и поступков со стороны родителей, только тогда детям во взрослой жизни будут доступны все земные и неземные блага.

Однако родителям советовали прятать свои чувства: глубоко и открыто любовь и ласку не проявлять, а быть к детям как можно суровее – только так возможно воспитать в них уважение к себе и почитание.

«Если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти» – писалось в старинном учебнике по педагогике. Иначе дети вырастут избалованными и в старости принесут только печали и горести.

Любовь детей и родителей в те времена измерялась делами, а не словами. Дети должны были любить отца и мать только за то, что они их родили, а те в свою очередь должны были дать ребенку дело его жизни, приданое, обеспечить едой и кровом.

Плюсы и минусы воспитания по законам «Домостроя»

Способы воспитания детей того времени, конечно, пугают. Получить пощечину или ложкой по лбу можно было за малейшую провинность даже просто потому, что у отца плохое настроение.

Однако в воспитании на Руси были и свои положительные моменты. Все, что делали для них родители, было только ради одного: вырастить вежливых, послушных, трудолюбивых, уважающих отца и мать, почитающих традиции и религиозные нормы. Родительская забота в православных семьях была направлена на благополучие детей, и в свою очередь дети отвечали им взаимностью: любили и ценили родителей, ухаживали за ними в старости.

И, конечно, образование. Грамотный человек был на вес золота, книги берегли и всегда с вниманием слушали умного человека. Тогда не было проблем заставить детей учиться. Это было им только в радость.

Ирина Волга


Теги

  • дети

Домострой ал’адун гаргаджия на ренон яра: йадда аке ренон яро

Яран замани суна йи ва даббоби баа, царансу, ба са саурарон маньянсу, суна ƙон дазуззука. Me ya sa hakan bai faru a baya ba?

Хадисаи на рено а Раша су не дукан Слой на тушен арна да дококин Аллах, годия га абин да туше на ренон яра: гирмамава га ийайе, гирмама цуфа, чика да айки га Родина ака гада.

Абу на фарко да ака санья цикин яра тун дага ƙуруция шине гирмамава га янайи. «Асар гандун даджи тана ба да гирби, кума идан бабу гирби, дукан иялин за су йи хасара», в джи су а заманин да кума суна каре янайи дага халакар да ба та даце ба. Янзу вааннан аль’адун ан сакэ фарфадо да су цикин царин илимин мухали, дук да хака, цохувар джитува, вадда та касансе цаканин янайи да мутум, ба за а ия самун насара ба.

А цикин баянинса, Николай Карамзин я рубута сева каканнинму, суна барин гидан, куллум суна барин абинчи га бало а кан тебур кума ба су кулле кофа ба. Tabbas, karnin ba ya wanzu kuma akwai mutane da yawa da suke so su ci riba daga abin kirki na wani, wanda ya kasance marar kyau, amma a lokaci guda, al’adun baƙi suna barin rayuwar Rasha a hankali. Сау да ява, таруррука таре да абокай да ранар хайхува суна канджава вури зува кафе да гидаджен цин абинчи, кума яра сун дайна гайятар абокан каратунсу зува гидансу кума суна мурна да бали.

Илимин альумма ба шайн йадда яке а да ба. Tun suna ƙanana, yara suna girma da girmamawa ga mulki — na farko, girmamawa ga dattawa, shugabanni, sa’an nan kuma sarakuna. Saboda haka, sojojin Rasha a koyaushe suna yaƙi don ƙasarsu kuma babu wata al’umma a duniya da ke ƙaunar ƙasar Ubansu sosai.

«Ƙasa tana da daɗi cikin baƙin ciki» — sun kasance suna faɗa a zamanin da, kuma mutanen zamani suna tunanin yadda za su canza wurin zama. Илимин кишин аса, коян ваолин ваана, назарин тарихи да аламомин джихохи га мутане каан а яу сана’а се май бан шаава, кума дага вааннан махимман абубуван не сука фара сояйя га асар ува.

Ан кияе хадисай на дайдайтаччен хали га асарсу, ияли да асарсу, май ивува, кавай а цыкин Казаки.

Дококин да дан уванса Сильвестр я цара а Домострой я зама дока ɗая кавай да та лайядэ ƙа’идодин хали цаканин мата да миджи, ийе да яра а раша.

Lokacin tattara wonan takarda, limamin ya mai da hankali sosai kan tarbiyyar yara. Кума, камар йадда муке тунава, ан гина дукканин илимин замани акан хоро на джики — «яна джин цоро, сабода хака яна гирмамава».

Айкин ренон мутанен кирки тун дага яра ан дора су не га уба да ува, кума су кадай ке да алхакин ядда ‘я’янсу за су гирма. «Домострой» я инганта ба каваи азабтарва ба, хар ма да ƙауна да кулава га яра, да кума мисали на дайдайтаччен райува да айюка а кан ияе, каваи сай яра цикин гирма за су сами дамар йин амфани да дук фа’идодин дуния да неэтично.

Дук да хака, ан шаварчи ияе су ɓойе абубуван да сукэ джи: када су нуна ƙауна да ƙауна а цикин зурфи да байяне, амма су касансе масу цанани камар ядда зай иву га яра — ванна айя ар кавай хани су цикин гирмамава да гирмамава.

«Идан ка азабтар да ши да санда, ба зай муту ба, амма зай касансэ мафи кошин лафия, домин ку, та вурин каше джикинса, ку чечи ранса дага мутува» — ан рубута а цикин вани цохон литтафи игра да илимин коярва. Ин ба хака ба, яра за су гирма а лалас, кума да цуфа за су каво балин чики да балин чики кавай.

Soyayyar ‘ya’ya da iyaye a wancan zamani ana auna ta ne da ayyuka, ba magana ba. Yara suna son mahaifinsu da mahaifiyarsu kawai saboda sun haife su, su kuma, su ba yaron aikin rayuwarsa, sadaki, samar da abinci da wurin kwana.

Hanyoyin renon yara a wancan lokacin, ba shakka, suna da ban tsoro. Yana yiwuwa a sami mari a fuska ko cokali a goshi don ƙaramin laifi, ko da don kawai mahaifin yana cikin mummunan yanayi.

Дук да хака, гирма а Раша яна да наса халайе масу кьяу. Дук абин да ияенсу сука йи мусу ба дон вани абу ɗая не каваи: дон су тарбиянтар да ладаби, бийайя, айки тууру, уба да ува масу мутунчи, мутунта ал’аду да а’идодин аддини. Кулава да ияйе а цикин иялан ортодоксальный ан йи нийя не га лафияр яра, кума би да би, яра сун рама су: суна ƙауна да годия га ияенсу, суна кула да су а цикин цуфа.

Кума, ба шакка, илими. Mutum mai ilimi ya cancanci nauyinsa zinare, suna kula da littattafai kuma koyaushe suna sauraron mai hankali da hankali. Саан нан кума ба сами матсала ба яра су койи. Дон Фарин cikin су пе каваи.

Жизнь элитных женщин

Дома, в которых трудились рабыни, принадлежали московской элите, состоящей из богатых дворянских семей и растущей когорты недворянских придворных служащих и торговцев. В городах эти люди жили в массивных обнесенных стенами комплексах с жилыми домами; хозяйственные постройки, такие как кухни, конюшни, складские помещения и коптильни для вяления мяса и рыбы; сады, посвященные овощам и фруктовым деревьям; и колодцы. Гуси, куры, козы и свиньи бродили по скотным дворам и между деревьями; Крупный рогатый скот и лошади семьи летом паслись на близлежащих пастбищах, а зимой присоединялись к другому домашнему скоту на территории. Человеческими обитателями этих мини-ферм были глава семьи и его жена, их несовершеннолетние дети и неженатые взрослые, возможно, несколько родственников, слишком бедных, чтобы жить самостоятельно, а также домашний персонал из рабов и прислуги. Работая вместе, они производили большую часть своей еды и одежды, заботились о своих медицинских потребностях и воспитывали своих детей.

ДОМОСТРОЙ

Основным современным источником по этим домохозяйствам является  Домострой,  книга, написанная высокопоставленным священником или государственным чиновником в 1550-х годах для обучения мужчин-глав семьи ведению своих домашних дел. Это было немаловажно, поскольку анонимный автор считал, как и большинство европейцев его эпохи (да и нашей, если на то пошло), что семья является краеугольным камнем общественного устройства. Благосостояние семьи, в свою очередь, зависело от того, чтобы ею управляли любящие, уважающие друг друга муж и жена, пара, сплоченная в работе и жизни. «Хозяином» был начальник, а автор Домострой уделял много внимания своим задачам. Он также считал, что «любовница» внесла решающий вклад в семейный успех, и поэтому кропотливо изложил идеализированный образец характера и поведения и для нее. Получившаяся в результате книга стала классикой московской литературы, к которой обращались русские читатели и в двадцать первом веке. 10

Автор Домострой считал, что хозяйка должна быть целомудренной, послушной и любящей своего мужа, строгой и властной по отношению к другим домочадцам, скромной в обращении со знакомыми. Послушание мужу было ее самой важной обязанностью. «Что бы муж ни приказал, она должна принимать с любовью; она должна выполнять каждое его повеление», — заявил автор (124). Она также должна стремиться жить с ним в дружбе. «Жена не должна ни за что гневаться на мужа, ни муж на жену» (143). Но хозяйка дома должна была проявлять совсем другие качества, когда надзирала за своими служанками. В этой роли она должна была быть серьезным менеджером. «Жена должна… учить своих слуг и детей хорошо и доблестно», — писал автор. «Если кто не внемлет ее нагоняям, она должна его ударить» (143). Это не было необычным предостережением; физическое наказание непослушных подчиненных, будь то дети, служащие, солдаты или рабы, было широко принято по всей Европе. Столь же широко распространенным был идеал элитной женщины, которая смиренно подчинялась авторитету своего мужа и авторитету других, стоящих выше нее, и в то же время непоколебимо проявляла свою власть над нижестоящими.

Хозяйка тоже должна была быть грамотной и трудолюбивой. Она должна была знать, как выполнять все домашние дела, от выращивания цыплят до пошива одежды, потому что ее работа заключалась в том, чтобы учить молодых женщин и контролировать их работу. Ей приходилось ценить чистоту как в личной гигиене, так и в управлении домом. Она должна была внимательно следить за расходами. Автор «Домострой » испытывал явный ужас перед воровством прислуги, поэтому посоветовал хозяйке пересчитать остатки ткани в конце дня, прежде чем запирать их на хранение. Он также призвал хозяйку подавать хороший пример слугам, вставая по утрам раньше них, а не позволяя им будить себя. В конце дня он советовал: «Она должна даже заснуть над своей вышивкой (после того, как она сначала помолится)» (127).

В обязанности госпожи входило поддержание репутации вне семьи. Состоятельные семьи в Московии, как и их русские предки, были глубоко озабочены сохранением своей чести, то есть своего положения как нравственно, политически, социально и финансово порядочных людей. Честь хозяйки зависела от ее корректного поведения в приличном обществе, и поэтому автор Домостроя дал подробные инструкции. «Когда она посещает или приглашает людей в свой дом, она все равно должна подчиняться командам своего мужа. Принимая гостей или приезжая в гости, она должна быть в лучшей одежде. Во время еды ей не следует употреблять алкоголь. Пьяный мужчина дурен, а пьяная женщина не годится на земле» (132). В разговоре она должна придерживаться бесспорных тем. «С гостями она должна обсудить рукоделие и ведение домашнего хозяйства, дисциплину и вышивание. Если она чего-то не знает, то может спросить совета у хорошей женщины, говоря вежливо и ласково» (132). Она никогда не должна сплетничать. Следует отметить, что эти увещевания были очень похожи на те, что делались женщинам из элиты в других странах Европы.

Автор Домостроя считал, что вышивание — прекрасный публичный способ женщины продемонстрировать свое мастерство женских добродетелей. «Если ее муж приглашает гостей или своих друзей, они всегда должны застать ее сидящей за вышивкой», — писал он. «Так она заслужит честь и славу, а муж хвалу» (126–27). Возможно, искусство тонкого шитья казалось особенно женским, потому что оно производило белье и одежду, которые были тонкими, красивыми и декоративными. Вышиванием могли заниматься и богатые женщины, развлекаясь, тем самым демонстрируя гостям свое трудолюбие и артистизм. Вышивали и бедные женщины, и в их среде высоко ценилось и умение делать красивые вещи из простых материалов.

Последним в авторском списке задач хозяйки стояло материнство. Такой порядок приоритетов был обычным явлением в Европе раннего Нового времени, потому что воспитание детей должно было быть подчинено бесконечному труду по обеспечению материальных потребностей. Потребности повседневной жизни меньше влияли на мышление руководителей церкви, но и они, говоря о семейной жизни, очень мало говорили о воспитании детей. Вместо этого они сосредоточились, как и автор Домостроя, , на отношениях между мужем и женой и вытекающем из них хорошем семейном порядке. 11

Говоря о воспитании детей, автор Домостроя относился к обоим родителям как к равноправным участникам воспитания своих отпрысков. Здесь он расстался с другими европейцами шестнадцатого века; в большинстве современных работ о семейной жизни отцы изображались строгими блюстителями дисциплины, а матери — более мягкосердечными воспитателями. Немного этого есть в Домострой, , но в общей формулировке принципов воспитания автор свел к минимуму гендерные различия. «Если Бог посылает кому детей, будь то сыновья или дочери, то дело отца и матери заботиться о своих детях, оберегать их, воспитывать их, чтобы они научились добру. Родители должны научить их бояться Бога, должны научить их мудрости и всем видам благочестия. Согласно способностям и возрасту ребенка и имеющемуся у него времени, мать должна учить своих дочерей женским ремеслам, а отец должен учить своих сыновей тому ремеслу, которому они могут научиться» (9). 3).

Автор добавляет, что девочки должны быть впечатлены важностью сохранения своей репутации добродетельных девиц, и советует родителям начать копить на приданое своим дочерям, когда девочки будут младенцами. В обмен на эту заботу дети должны были слушаться и чтить своих родителей на протяжении всей жизни и заботиться о них в старости.

Тратить так много времени на обсуждение Отношение Домостроя к женщинам отражает наши приоритеты, а не автора. Свою книгу он адресовал читателям-мужчинам и львиную долю своего внимания уделил изображению идеального «хозяина». Основополагающие принципы, которые он изложил, были аналогичны тем, которые он предписывал женщинам: «Будьте послушны и покорны начальству, любите равных, приветливы и добры к низшим и бедным» (103–104). Как глава семьи, хозяин должен был служить опекуном своего дома, «верно защищая свой народ» (122) и справедливо обходясь с соседями и друзьями. Он должен практиковать «добрые дела и мудрое смирение», как и все христиане (138). Он должен быть трезвым, сексуально воздержанным, гостеприимным и благотворительным. Это были древние мужские добродетели; мы видели, как они предписывались русским вождям. Автор добавил новый акцент на важности службы монарху, отражавший усиление могущества Московской короны. «Бойся царя и верно ему служи… Во всем слушайтесь царя», — повелел он своим читателям (71).

В своем доме главная обязанность хозяина заключалась в том, чтобы быть мудрым патриархом, «обучая и любя жену и детей» (92). Прежде всего, он должен наставлять их в христианстве, ведя семейные молитвы и посещая церковь «каждый день» (86). Протестантизм и католицизм также подчеркивали религиозные обязанности главы семьи в шестнадцатом веке; это понятие имеет древние корни в вере, восходящие к отцам церкви. Когда члены семьи не подчинялись, хозяин был обязан дисциплинировать их, избивая в случае необходимости, наедине и не выходя из себя. 12   В «Домострое»,  как и в других подобных произведениях, опубликованных в Европе в период раннего Нового времени, даются инструкции о том, как хлестать непослушных жен и слуг, не причиняя им серьезных телесных повреждений.

Также важными были управленческие навыки отцовских семей. Он должен был быть хорошим организатором домашней работы, бережливым распорядителем ресурсов и умным потребителем, который покупал, когда цены были самыми низкими. Он не должен влезать в долги, а «жить по средствам, думая наперед, приобретая и расходуя по своему истинному доходу» (123). Если он был торговцем, он должен быть честным в своих деловых отношениях. Господин мог довольствоваться своим «справедливо нажитым имуществом», ибо добродетельно было «накоплять имущество по христианскому закону». Действительно, руководство зашло так далеко, что заявило, что создание процветающей семьи «заслуживает [ред] жизнь вечную» (122).

Этот акцент на трезвости, бережливости, благочестии и усердном земледелии был популярен в Московии, особенно среди купечества и духовенства, к которым, вероятно, принадлежал автор. Таких людей мало заботила лихая мужественность русского воина, и потому воин отсутствует на страницах «Домостроя».  Вместо этого есть домашнее, утешительное видение гармоничного домашнего хозяйства, возглавляемого его доброжелательным, прилежным патриархом и матриархом. Эти идеалы были широко распространены даже среди воинов.0040 Домострой быстро стал влиятельным синопсисом гендерных идеалов Московии.

Уединение и женская честь

Домострой не говорит прямо об одном из важнейших аспектов жизни элитных женщин в московский период: их изоляции от общественного внимания. Самые высокопоставленные женщины носили чадры вне своих резиденций, сидели за ширмами в церкви и передвигались по Москве в крытых экипажах или санях. Эти обычаи возникли из представления о том, что элитные женщины должны избегать встречи с мужчинами, не являющимися членами их семей. В больших семьях женщины спали в своих отдельных помещениях и должны были очень внимательно относиться к тому, как и кого они развлекают. Следовательно, иноземные мужчины, посещавшие московского боярина или купца в его доме, редко видели его жен или дочерей. Если они и появлялись, то лишь для того, чтобы приветствовать своих гостей в строго ритуальных церемониях, после чего возвращались в свои комнаты.

Затворничество женщин из элиты выросло из веры москвичей в важность ограждения знатных женщин от контактов с людьми, которые могут запятнать их честь. Эта забота не была уникальной для Московии. Одно из самых известных утверждений о западноевропейских патриархальных ценностях, наставления парижского Гудмана своей молодой жене, написанные в 1390-х годах, гласили: «Вы должны быть умеренно любящими… по отношению к своим добрым и близким родственникам… и очень далекими от них». со всеми другими мужчинами, а больше всего с самонадеянными и праздными молодыми людьми, которые тратят больше своих средств и занимаются танцами». Москвичи, которые еще больше, чем Гудмен, беспокоились о том, что женщины могут потерять свое доброе имя, расширили круг угрожающих чужаков, включив в него практически всех, кто находится за пределами стен их хорошо охраняемых домов. 13

Изоляция также была маркером статуса семьи. Состоятельной женщине из высшего сословия не нужно было работать в поле или передвигаться по городу, чтобы зарабатывать на жизнь. Вместо этого она оставалась дома, советуясь с мужем, присматривая за рабынями, вознося молитвы и, наконец, в конце дня засыпая над вышивкой. «Главное их занятие — шитье, — заявил сбитый с толку немецкий дипломат по имени Адам Олеарий, — или вышивание носовых платков из белой тафты или сукна, изготовление кошельков и тому подобных игрушек». 14  Олеарий никогда не видел, чтобы хозяйки работали по дому. Он считал, что дамы из господствующего класса целыми днями сидят, тихонько вышивая, — именно это и хотели убедить его автор Домостроя и элита Москвы.

Менее ограничительным и более распространенным выражением заботы москвичей о женской чести была их практика разрешать женщинам, которые считали себя обесчещенными, обращаться со своими жалобами в суд. Эта практика, зародившаяся в киевские времена, была необычна для Европы. Например, во многих итальянских городах-государствах оскорбления в адрес женщины рассматривались как оскорбление ее семьи, и ее родственники-мужчины предъявляли иски и получали компенсацию. Московский закон, напротив, разрешал женщинам подавать иски от своего имени, присуждал им штрафы как их собственность и назначал более высокие штрафы за оскорбления женщин, чем за оскорбления мужчин. Оскорбленная жена получила вдвое больший штраф, чем ее муж, а их дочь — в четыре раза больше.

Эти различия отражают тот факт, что женщины, чья репутация была подорвана, подвергались большему социальному остракизму, чем те, которым подвергались оскорбленные мужчины. Если они были брачного возраста, их шансы найти хорошую пару уменьшались. Чтобы защитить себя от таких ужасных последствий, женщины всех социальных слоев обратились в суд с жалобами, которые варьировались от словесной клеветы и незначительного физического насилия, такого как сбивание головного убора, до серьезных нападений, включая изнасилование. Женщины были жалобщиками примерно в одной трети дел о чести, возбужденных в московских судах. Судьи очень серьезно относились к обвинениям, усердно расследовали дела и часто присуждали пострадавшим женщинам значительный ущерб. 15

ВОЗВЫШЕНИЕ ЦАРСКИХ ЖЕНЩИН

Иван III и его преемники изображали себя богопочитаемыми, могущественными правителями. Это превращение князя-воина в царя-державника потребовало соразмерного возвышения его жены, -й царицы, -й и ее дочерей, -й царевны. Изольда Тире утверждала, что это был процесс повышения статуса, в котором участвовал весь королевский двор. В придворных церемониях, на иконах и вышивках женщины царской семьи изображали себя блаженными женами своих мужей и матерями своего народа. Царицы молили Бога благословить своих мужей, сыновей и подданных. Они делали крупные, широко разрекламированные пожертвования церкви и бедным. Во времена правления Ивана IV отцы церкви, опираясь на более ранние идеалы, также предполагали, что царица, будучи женщиной и, следовательно, более смиренной, покорной и набожной, чем ее мужественный муж, могла укротить его более грубые импульсы и подтолкнуть его к миротворчеству. 16

Изображение цариц образцами московской женственности и супругами могущественных царей не увеличивало полномочий, дарованных им по обычаю. Вместо этого царские жены участвовали в политике почти так же, как и княжны Киевской и Удельной Руси. Они консультировали своих мужей, урегулировали семейные споры, устраивали браки и отстаивали интересы своих сыновей. Тире показал, что царицы с большей вероятностью принимали участие в политической жизни в периоды нестабильности при дворе. 17  Софья Палеолог, вторая жена Ивана III, успешно лоббировала назначение своего сына Василия преемником. Мать Ивана IV, Елена Глинская, была регентом своего трехлетнего сына после смерти мужа Василия III.

Царские матери жили с дочерьми и малолетними сыновьями, фрейлинами, административным персоналом и сонмом прислуги в женском дворце Московского Кремля, домохозяйстве, сходном по своему устройству с хозяйством других элитных женщин, но гораздо большем . 18  Обязанности по управлению этим заведением были немалые, и некоторые царицы, получив возможность, охотно применяли полученные там навыки во внешнем мире. Когда чума поразила Москву в 1654–1655 годах и царь Алексей был слишком далеко, чтобы контролировать реакцию правительства, власть взяла на себя царица Мария, которая вела собственную переписку с городскими властями. Ее тон был тоном самоуверенной женщины, привыкшей пользоваться властью. 19

Она делала все это, будучи скрытой от глаз народа, которым она правила, ибо возвышение царственных женщин не облегчало их уединение. И никакие женщины не были более замурованы, чем царевны, дочери царей, ибо им запрещалось выходить замуж на том основании, что ни один русский не был достаточно высокопоставленным для них и ни один должным образом престижный царственный иностранец не исповедовал истинной веры, т. е. русское православие. Так грандиозные амбиции отцов царевны привели их к пожизненной незамужней жизни. Мы вернемся к этой теме позже, когда дойдем до того времени, когда одна из этих дочерей восстала.

ИМУЩЕСТВЕННОЕ И НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО

Московия сохранила имущественные обычаи, установленные для женщин в киевское и удельное время. Как и в прошлом, женщины получали большую часть своего имущества в качестве приданого и наследства от своих родителей и сохраняли полные права на него после замужества. Вдовы часто владели «пожизненными поместьями», которыми они управляли и от которых получали доход. Когда они умирали, земля переходила либо к их сыновьям, либо к другим мужчинам из семей их мужей.

Со временем практика землевладения в Московии стала более разнообразной, что потребовало от юристов согласования прав собственности женщин с новыми событиями. Главным из них было распространение 90 040 pomeste.  Этот термин описывает договор, по которому цари даровали землю людям, которые служили им, в первую очередь кавалеристам, составлявшим их армии. Когда началось поместье, пожалования были временными, то есть они длились только до тех пор, пока служила служба. Если человек покидал царскую службу, земля переходила в царское управление. В течение шестнадцатого века поместные гранты и служебные обязанности стали наследственными в семьях. Многие дворяне также владели землей, которую они унаследовали (называемой вотчина)  и купили землю у других помещиков. Геркулесова задача разрешения имущественных споров в такой сложной системе еще более усложнялась расширением как дворянства, так и границ Московского государства. Включение женщин в состав было еще одной проблемой. В 1562 г. советники Ивана IV попытались упростить дело, постановив, что поместья и вотчины могут принадлежать только мужчинам и что все мужчины, владеющие такими землями, должны нести военную службу. Женщины не могли получить землю ни в приданое, ни в наследство.

Этот закон оказался невозможным из-за безумного поведения Ивана. Его войны и его чистки дворянства породили тысячи вдов, которым для выживания был нужен доход со всей земли их мужей. Со своей стороны, правительственные чиновники поняли, что вдовы нужны им, чтобы поддерживать поместья, чтобы поддерживать экономику. Поэтому правительство приостановило действие запрета женщинам на наследование поместья и вотчины. Особенно жестоким образом была продемонстрирована важность элитного женского труда для экономики. 20

Романовские правительства XVII века более успешно определяли права собственности женщин. В 1627 г. Филарет, патриарх православной церкви и соправитель своего сына царя Михаила, возобновил запрет на наследование вдовами поместий или вотчин, но объявил, что муж может завещать жене и дочерям земли, которыми он владел. купил. В указе также содержалось щедрое положение о том, что жена имеет право на четверть движимого имущества супругов. Филарет также постановил, что бездетные вдовы могут получать долю дохода от поместья их супружеской семьи, и подтвердил давние права женщин на их приданое. Его внук Алексей расширил эти положения в  Уложение от 1649 г., свод законов, также определявший крепостное право. Уложение   разрешало дочерям наследовать и вотчину, и поместье, если в семье не было в живых сыновей. Он также даровал пожизненное поместье всем вдовам и незамужним дочерям дворян, владевших землей поместья. Следствием этих романовских кодификаций было дальнейшее ограничение права женщин на вотчинную землю, но расширение их притязаний на поместья, полученные в результате службы или покупки, поместья, которые составляли подавляющее большинство земель, принадлежавших дворянам в XVII веке. 21

Трудно оценить, как эти изменения повлияли на женщин из элиты. Пока историки не могут даже прийти к единому мнению о том, соблюдали ли москвичи новые правила и выполняло ли их правительство. Законы легче оценивать в контексте современной Европы; с этой точки зрения права собственности элитных женщин в Московии были либеральными, как и русские законы. Они были похожи на права, которыми пользовались современные испанки, но были более ограниченными, чем те, что были предоставлены женщинам в Османской империи, и намного большими, чем те, которыми обладали женщины в Англии, Франции, германских государствах и Скандинавии. Кроме того, права в этих последних странах сокращались, поскольку центральные правительства издавали новые, все более ограничительные законы, регулирующие владение собственностью женщин. 22

ЭЛИТНЫЕ ЖЕНЩИНЫ В ДЕРЕВНЕ

На законы, как мы видели, повлияла та важная роль, которую дворянки в деревне играли в управлении имениями. Их служба, по-видимому, увеличилась в московский период, потому что их мужья часто отсутствовали. Многие кавалеристы дежурили каждый год с лета до осени, в результате чего некоторые пары проводили в разлуке до половины своего брака. Когда мужей не стало, поместьями управляли жены, так как только самые богатые землевладельцы могли позволить себе нанимать управляющих поместьями. Это означало, что по всей Московии дворянки были главными во время вегетационного периода, когда рабочая нагрузка была самой большой и потребность в хорошем управлении была самой большой. Эти женщины не жили уединенно в своих домах и не закрывали себя на улице, хотя обычно оставались недалеко от дома. Опять же, мы имеем дело не с исключительно московским феноменом. Все более обременительные служебные обязанности для дворян увеличивали обязанности и власть элитных женщин в других странах Европы в ранний современный период. 23

В семнадцатом веке Каллистрат Дружина-Осорын, сын провинциального кавалериста, написал портрет своей матери Иулианы, подводящий итог жизни такой женщины: «Она усердно занималась рукоделием и управляла своим домом богоугодно. Она обеспечила своих крепостных достаточным количеством еды и назначила каждому из них задание по их силе. Она заботилась о вдовах и сиротах и ​​во всем помогала бедным». 24  Автор редко упоминал о деятельности своего отца в поместье, и хотя он подчеркивал смирение и благочестие своей матери, он не включал послушание отцу в число ее главных добродетелей. Именно ее компетентность и доброжелательность произвели на него впечатление.

НУНС

Женские монастыри процветали в шестнадцатом и семнадцатом веках. Самыми крупными из этих учреждений были солидные обнесенные стеной учреждения, в которых проживали сотни жителей и которые находились под надзором настоятельниц, советов монахинь и административных чиновников, таких как погреба, которые отвечали за обеспечение продовольствием. Монастыри также владели поместьями за пределами своих стен; земля Покровского монастыря в Суздале простиралась на пять уездов (уезды) и насчитывал двадцать две деревни. 25  Женщины-руководители этих монастырей вели дела своих предприятий, как светские женщины вели хозяйство, то есть они оставались в стенах, поручая дела, требующие поездок, работавшим на них монахам.

По своей организации московская монашеская жизнь мало изменилась с киевских времен. Еще не существовало четко структурированных религиозных орденов, подобных существовавшим в католической Европе. В отдельных монастырях дисциплина была слабее, чем на Западе, что давало людям больше возможностей для структурирования своей жизни. Женщина, поступающая в монастырь, могла привести с собой слуг; она могла бы построить свои собственные покои на территории комплекса; она могла сама готовить и стирать сама или поручить это своим слугам. Действительно, вдова могла прожить свою жизнь в монастыре, так и не став монахиней.

Женщины, желающие вступить в общину, должны были платить взнос, как и женщины-католички, в результате чего большинство монахинь в Московии были выходцами из имущих классов. Монахини, которые выполняли физический труд, могли быть более бедными вдовами, которые не могли прокормить себя на свое наследство и приданое, дочерьми из города или деревни, чьи родители не могли найти для них мужей, а также, возможно, умственно или физически неполноценными. Время от времени нескольких женщин отправляли в монастыри за то, что они впали в немилость у царя. Но большинство монахинь были вдовами, по традиции киевских времен. Как только женщина выполнила свои семейные обязанности — вышла замуж, служила своему мужу, следила за воспитанием своих детей, — она имела право выбрать спокойную жизнь религиозной преданности.

Монашеская жизнь была слишком приятной? Отцы церкви время от времени обвиняли в слабости дисциплины в монастырях. Они жаловались на то, что монахини едят дорогую еду и слишком много пьют; они намекали на сексуальные связи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *