Дошкольникам о профессиях: Детям о профессиях: игры, рассказы, развивающие задания

Дошкольникам о мире профессий | Интерактивное образование

Для всестороннего развития ребенка старшего дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Вступление ребенка в социальный мир невозможно без усвоения им первичных представлений о социальном мире, в том числе и без ознакомления с профессиями.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Очень часто родители мало что говорят о своей работе, или же говорят о ней в негативной форме. Но для формирования правильного отношения к профессиям необходимо показывать положительные стороны каждого труда, с чем родители чаще всего не справляются.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

В работе дошкольных организаций много лет существует практика ознакомления с профессиями: это беседы, чтение художественной литературы, наблюдение за трудом взрослых, сюжетно-ролевые игры. Кроме таких традиционных форм работы по ознакомлению дошкольников с миром профессий, мы в своей группе еще используем такие формы, как экскурсии и мастер-классы родителей.

С нашими воспитанниками мы регулярно ходим на экскурсии, в ходе которых кроме изучения и закрепления программного материала, мы знакомимся с разнообразным миром профессий. Во время экскурсии на почту мы познакомились с почтальоном, который рассказал нам все секреты своей профессии. На экскурсии в магазин мы познакомились с продавцом и кассиром, в музее Калининского района нас встретил экскурсовод, который рассказал об экспозиции и сложностях своей профессии. Также мы ходили на экскурсию в зоопарк и познакомились с профессиями служителя зоопарка и ветеринара, в кукольном театре узнали о профессии билетера, гардеробщика и актера, в школе – о профессии учителя, в библиотеке им. М.С. Лермонтова узнали много интересного о профессии библиотекаря. А еще у нас была экскурсия в ботанический сад, во время которой мы узнали очень много полезной информации о мире растений, получили массу положительных эмоций от увиденного и познакомились с профессией садовода и ландшафтного дизайнера.

      

   

        

Нашим детям очень нравится ходить на экскурсии, но еще больше они любят, когда к нам в гости приходят их родители и рассказывают о своих замечательных профессиях. Были проведены мастер-классы по профессиям: парикмахер, повар-кондитер и врач. Родители очень ярко и интересно рассказывали о своем труде и предлагали детям попробовать «поработать» вместе: испечь печенье, сделать прическу или послушать как бьется их собственное сердце.

После проведенной образовательной работы дети с удовольствием играют в сюжетные игры и примеряют на себя наиболее привлекательные с их точки зрения роли, рисуют самые интересные профессии, а мы оформляем выставки их творческих работ.

  

 

 

  

В результате такой систематической работы ребята не только расширили кругозор и повысили уровень знаний о профессиях, но уже на этом возрастном этапе стали выбирать профессии на будущее, стали больше интересоваться, какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела. Таким образом, у дошкольников значительно повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения, а также ребята стали более уважительно относиться к труду взрослых и результатам их труда.

Что нужно знать дошкольникам о профессиях и труде

Профессию по душе можно так и не найти за всю жизнь, а можно всё про себя понять ещё до школы. Такие случаи, скорее, исключение, но уже с трёх-четырёх лет у ребёнка начинает формироваться любовь к труду. И тогда же можно начать рассказывать о возможной карьере. Те, кто ещё в детском саду получили представления о различных профессиях, быстрее проходят все этапы профессионального самоопределения и уже к 10-12 годам знают и понимают свои способности и таланты. О том, как правильно говорить с детьми о работе и о профориентационных сказках, рассказывает психолог Антон Смирнов.

Как лучше рассказать дошкольникам о профессиях? Ответ вполне очевиден: чтобы было и весело-интересно, и полезно-познавательно. Но самая сложная задача не в том, как рассказывать, а о каких профессиях рассказывать, и о каких — нет.

В России более 2,5 тысяч профессий считаются активно востребованными (из десяти тысяч предлагаемых профессий и должностей на сайтах по трудоустройству). Рассказывать ребёнку про все 2,5 тысячи — явный абсурд. Поэтому здесь нужны чёткие критерии и система. Проводя профориентационные занятия в школах, я постоянно сталкивался с мозаичными представлениями уже относительно взрослых ребят об устройстве мира. Здесь знаем много, а о соседнем, смежном явлении не имеем понятия. Например, знаем, как получается металл, но не знаем, откуда и как берётся руда. Тогда и возникла идея рассказывать не об отдельных профессиях, а об основных отраслях и видах трудовой деятельности.

Фото: iStockphoto / Zwilling330

В чём польза отраслевого подхода

Мы взяли практически все отрасли добывающей и перерабатывающей промышленности. В список вошли сельское хозяйство (рыболовство, животноводство, растениеводство), лесная промышленность, химическая, металлургия и так далее. И виды деятельности в городе: сфера услуг, торговля, питание, культура и развлечения.

Полезность отраслевого подхода заключается в том, что существенным образом расширяется кругозор ребёнка и формируется взаимосвязанное представление о мире взрослых. Осталось придумать интересный способ рассказать об этом детям, превратить знания в игру. А ещё лучше — в набор сюжетно-ролевых игр, добавляющих эмоциональные переживания.

Для сюжетно-ролевых игр мы решили обратиться к самому привычному формату — сказке. Благодаря драматургам Вадиму Новаку и Андрею Кравченко для каждой отрасли мы написали свою сказку, объединив их общими персонажами. Эту серию мы назвали профисказками.

Что такое профисказки

Прототипом героев очень условно можно назвать Незнайку и его друзей. В нашем случае героями стали Бабахин и его друзья: Архимедов, Рукоделов, Лентяйкин и говорящий кот Борис Борисыч. По легенде наши герои жили в стране Взросляндии, где нет взрослых и никто не указывает, что делать. Но героям самим приходится разбираться с тем, как что устроено и как что работает. Это-то нам и было надо.

Художник Алексей Гурский нарисовал для наших сказок иллюстрации:

В сказках наши персонажи преодолевали препятствия, узнавали мир и устройство отраслей. История имеет сюжетные узлы, которые можно легко воспроизвести в последующих сюжетно-ролевых играх по этим профисказкам. В сущности, сказки под игры и писались.

Утром и днём мы проводили занятия с разными группами в детском саду, а после полдника обменивались итогами и корректировали сказки — до тех пор, пока не получился идеальный конструктор. Сказку можно эффективно рассказывать детям и четырёх, и семи, и десяти лет, сохраняя последовательность технологических процессов, но меняя степень детализации истории.

Как заинтересовать детей

Следующим важным элементом стала визуализация. Ведь групповые чтения — штука весьма утомительная, и не все дети смогут удерживать внимание те самые семь-десять минут, пока читается вслух сказка. А там, где отвлёкся один, потянул за собой другого — и вот уже воспитатель в одиночестве сам себе читает книгу. Или надо применять строгие дисциплинарные решения. Но они как-то недружелюбно превращают искренний интерес детей к их вынужденному обучению. Не наш путь.

Мы поняли, что нужно создать такие иллюстрации к сказкам, которые будут привлекать внимание детей на протяжении всего занятия

Кроме того, нужны были иллюстрации как фон для сюжетно-ролевых игр, начинающихся после прочтения сказки (утром сказки, после обеда — игры).

Помогла нам петербургская художница Татьяна Белоконь. Она нарисовала почти тысячу объектов для карты Взросляндии, на которой отражены все отрасли и виды трудовой деятельности.

Для создания карты пришлось прибегнуть к помощи консультантов. Например, чтобы разобраться с современными локомотивами, мы обратились к сотрудникам РЖД. Но мы, конечно, не смогли удержаться и вместе с новыми поездами нарисовали и старый добрый паровоз, какие сейчас только в музеях.

Где начинается самое важное

Когда карта отраслей была готова, мы стали её заселять. Но не только Бабахиным и другими персонажами профисказок, но и узнаваемыми всеми детьми героями. Появились Русалка, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серебряное копытце, Лиса и Колобок. На пляже спрятали сундук с сокровищами.

Для работы со старшими ребятами мы подготовили иллюстративные карточки — они хороши и при чтении сказки, и при составлении различных историй, игр, заданий после прочтения. Или при обсуждении ранее пройденного материала. Все карточки имеют фон, совпадающий с цветом фона сказки — это очень удобно для быстрого поиска.

Самое важное начинается, когда мы подводим детей к самостоятельной мысли о том, как все отрасли и виды деятельности взаимозависимы

И как зависимы друг от друга профессии внутри них. Нет машиностроения без металлургии, металлургии без добычи полезных ископаемых и химической промышленности, а те не смогут работать без энергетики, транспортной системы. А всех надо кормить, поить, развлекать — создаётся инфраструктура города. И когда дети сами строят мир взрослых и обнаруживают эти удивительные взаимосвязи, что-то щёлкает в их сознании, и картина мира становится комплексной.


Вакансии на английском языке

Список профессий

Работа и рабочая лексика

Карточки «Работа и профессии» для печати

Давайте попрактикуемся в названиях профессий во время игрового обучения™!

«Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» Это один из самых распространенных вопросов, которые взрослые задают детям, и ответы всегда интересные и образные, от космонавтов до врачей, они начинают думать и мечтать о рабочих мест и кем они станут, когда станут старше.

Дети склонны искать идеи для своей будущей работы у своих родственников, любимых героев книг или фильмов и даже любимых игрушек. Варианты кажутся разнообразными, и всегда полезно учить их лексике, связанной с работой и профессиями с раннего возраста, не только чтобы расширить их словарный запас, но и начать прививать чувство ответственности и уважения к работе.

Чтобы сделать их более осведомленными о различных вариантах выбора в отношении рабочих мест и профессий , научите их широкому кругу профессий, доступных в сообществе, и убедитесь, что они понимают ценность каждой из этих работ и то, как они формируют свои районы и города.

Здесь вы найдете список профессий и профессий , которым вы можете научить своих детей. Вы также найдете задания и игры, которые дополнят урок.

List of professions

artist

astronaut

chef

construction worker

firefighter

doctor

police

teacher

veterinarian

актриса/актер/архитектор/певец

дантист/детектив/писатель/фермер

медсестра/пилот/инженер/бухгалтер

мясник / кассир / парикмахер / плотник

спасатель / пекарь / электрик / бортпроводник

сантехник / / администратор / исследователь

ученый / юрист / водитель автобуса / дизайнер

журналист / фотограф / музыкант / художник

флорист / продавец / механик / модель

продавец / политик / переводчик / почтальон

парикмахер / таксист / фармацевт / няня

турагент / уборщица / биолог / бизнесвумен

бизнесмен / танцор / садовник / метеоролог

программист / гид / продавщица / продавец

 

Работа и рабочий словарь

работа

Постоянная работа.

работа

Средство получения дохода.

начальник

Ответственный за работу.

работник

Лицо, нанятое для работы на другого.

график

Чье-то рабочее время.

выходной день

Свободный день от работы или учебы.

Карточки для печати «Работа и профессия»

 

Давайте попрактикуемся в названиях профессий во время playlearning™!

Смогут ли ваши малыши найти подходящие пары и узнать о разных профессиях?

 

Как помочь детям дошкольного возраста изучить разные профессии

20 августа 2022 г. Сенсорный край Общие 0

Дошкольное учреждение

— это место, где большинство детей узнают о различных вариантах карьеры и будущих возможностях. К счастью, положительное влияние родителей и учителей на этом этапе может значительно повысить уверенность детей в принятии карьерных решений.

Знакомство вашего ребенка с вариантами карьеры на этом раннем этапе значительно влияет на его решения во взрослом возрасте и формирует его учебу в высших учебных заведениях, таких как Американский международный университет. Ниже приведены несколько способов, которыми родители могут познакомить своих детей дошкольного возраста с будущей профессией.

1.   День не только карьеры

Дни карьеры очень интересны для детей дошкольного возраста. Однако это не должен быть единственный день, когда ваши дети дошкольного возраста узнают о различных вариантах карьеры от родителей, учителей и общественных лидеров. Вам следует продлить дни карьеры до недель карьеры или проводить различные дни карьеры в течение учебного года.

Планирование нескольких профессий позволяет детям дошкольного возраста взаимодействовать со своими наставниками и лучше понимать различные профессии. Вы также можете организовать поездку на тему карьеры для детей, чтобы они могли получить практический опыт работы с вариантами карьеры, которые они могут изучить, став взрослыми.

2.   Занимайтесь повседневными делами и прогулками о карьере

Возможности

Вы должны превратить каждую работу по дому, поездку и прогулку с ребенком дошкольного возраста в обсуждение карьеры. Например, если вы посещаете продуктовый магазин, попросите их определить, что они могут видеть, будь то цвета, формы или числа. Используйте легкодоступные подсказки, чтобы научить детей основным понятиям, например, откуда берутся яйца. Вы можете ответить тем же в кабинете врача, библиотеке, парке и других местах.

Точно так же укажите, что делают другие люди, когда вы посещаете разные места. Обсудите различные рабочие места и объясните своему ребенку роли и обязанности, связанные с занятием этих должностей. Не забывайте использовать описания и язык, соответствующие возрасту, когда обсуждаете людей, занимающих разные должности, с которыми вы взаимодействуете. Например:

  • Библиотекари управляют библиотекой и помогают учащимся находить книги
  • Сантехники устанавливают и ремонтируют водопроводные трубы
  • Полицейские помогают во время чрезвычайной ситуации и обеспечивают безопасность людей
  • Строители строят дороги и дома
Фото Pixabay на Pexels. com

3.   Включение материалов, связанных с профессией

Включение материалов, связанных с профессией, в учебную среду — еще один отличный способ познакомить детей дошкольного возраста с будущей профессией. Это можно сделать с помощью драматических нарядов, книг, головоломок, игр или плакатов. Предоставление повседневного знакомства с вариантами карьеры укрепляет то, что дети узнают о различных профессиях.

Фото nappy на Pexels.com

4.   Задавайте вопросы, которые вдохновляют воображение и критические мысли

Мышление

Хотя вы должны поощрять любознательность детей, вы также должны задавать детям дошкольного возраста вопросы, которые развивают воображение и критическое мышление. Каждый раз, когда вы сидите в пробке или ждете еду в ресторане, задавайте ребенку вопросы, которые вдохновляют на творчество и побуждают его глубоко задуматься о работниках в таких условиях.

Например:

  • Как вы думаете, почему полицейский остановил эту машину?
  • Что несет сантехник в ящике для инструментов?
  • Как овощи с фермы попадают в продуктовый магазин?

Помните, что на эти вопросы нет правильного или неправильного ответа. Вы должны сосредоточиться на том, чтобы выяснить, что ваш ребенок думает о ситуации, а не обязательно на том, что является правдой. Ваш ребенок может давать интересные ответы, и его не следует судить по ним.

Фото Джейка Хайнемана на Pexels.com

Endnote

Родители, учителя и опекуны должны положительно влиять на выбор детьми профессии. В то время как ребенок будет принимать решения позже в жизни, вы должны направлять и помогать ему исследовать то, что делают другие люди. Помогите им изучить различные карьеры и подробно обсудить свои идеи и планы на будущее.

Источник: https://unsplash.com/photos/gsRi9cWCIB0

Статьи, написанные SensoryEdge, являются совместными усилиями сотрудников издательства SensoryEdge.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *