Достоинства и недостатки интервью в психологии: 5. Метод интервью, достоинства и недостатки, область применения. Процедура проведения интервью. Факторы искажения информации.

Вопросы к экзамену по дисциплине Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

ВОПРОСЫ к экзамену по дисциплине Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований

  1. Определение и соотношение понятий «методология», «метод», «методика», «процедура», «техника» исследований.

  2. Виды исследований и типы данных в психологии.

  3. Сравнительный анализ качественного и количественного подхода к методам исследования.

  4. Проблема качества данных и возможности его повышения.

  5. Основные этапы построения эмпирического исследования.

  6. Классификация и общая характеристика опросных методов, области их использования и ограничения.

  7. Особенности интервью: виды и специфика применения.

  8. Сравнительный анализ методов интервьюирования и анкетирования; достоинства и недостатки.

  9. Особенности обработки и анализа количественных данных.


  10. Особенности использования эксперимента в психологическом исследовании.

  11. Наблюдение как метод психологии: достоинства и недостатки.

  12. Основные особенности использования групповых методов качественного исследования.

  13. Основные особенности планирования и организации исследования.

  14. Индивидуальное интервью: преимущества и ограничения.

  15. Методы эмпирического исследования.

  16. Методы обработки и анализа данных исследования.

  17. Определение понятий: качественная методология, качественные методы исследования, качественный анализ.

  18. Критерии объективности качественного исследования. Понятия валидности и надежности качественного исследования.

  19. Постановка проблемы исследования.
    Теоретический анализ проблемы исследования. Выбор методологии.


  20. Определение и соотношение понятий «цель», «задача», «объект», «предмет» исследования. Интерпретация и операционализация основных понятий.

  21. Гипотезы исследования. Виды и функции гипотез. Требования к гипотезам.

  22. Процедура исследования. Проблема выборочного метода. Основные понятия выборочного метода.

  23. Рабочий план исследования. Пилотаж методик и других элементов программы исследования. Выбор ситуации исследования.

  24. Классификация и общая характеристика опросных методов, области их использования и ограничения.

  25. Особенности индивидуальных опросных методов. Планирование, организация и проведение личных интервью.

  26. Характеристики и процедура глубинных интервью. Методические приемы, используемые в глубинном интервью. Особенности анализа полученных данных.


  27. Виды анкет. Структура анкеты. Формальные, содержательные и формально-содержательные характеристики анкеты. Виды вопросов, требования к ним.

  28. Сравнительный анализ методов интервьюирования и анкетирования; достоинства и недостатки.

  29. Экспертные опросные листы. Отличительные характеристики экспертных опросных методов. Экспертные интервью и фокус-группы, client visits.

  30. Многомерная эмпирическая классификация признаков и поиск общих зависимостей: метод факторного анализа.

  31. Интерпретация и анализ статистических данных, проверка гипотез. Переход от статистических выводов к содержательным.

  32. Социометрия как метод исследования.

  33. Области использования и специфика проведения эксперимента. Виды экспериментов.


  34. Общая характеристика метода наблюдения, его достоинства и недостатки. Виды наблюдения.

  35. Общая характеристика проективных методических приемов и исследовательских техник.

  36. Игровые методики: ролевые игры, моделирование ситуаций.

  37. Формы представления результатов: графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, комментарии, технический отчет, рекомендации, развернутый аналитический отчет. Требования, предъявляемые к аналитическому отчету.

  38. Измерения в психологии. Шкалы измерений.

  39. Табличный способ представления статистических данных.

  40. Многомерный статистический анализ. Многомерный корреляционный анализ: коэффициент множественной корреляции, частный коэффициент корреляции.


  41. Многомерный статистический анализ. Кластерный, факторный анализы.

Каталог: attachments -> article -> 136
136 -> Рабочей программы дисциплины «Логика» направления подготовки 38. 03. 04 «Государственное и муниципальное управление»
136 -> Лекции 18 час. Зачёт 2 Практические занятия 18 час
136 -> Рабочей программы дисциплины «Деловые коммуникации» направления подготовки 38. 03. 04 «Государственное и муниципальное управление»
136 -> Руководство для педагогов, родителей, учащихся по профилактике насилия и жестокого обращения; Проводить работу по профилактике «эмоционального выгорания»
136 -> Программа профилактики суицидального поведения подростков на 2015-2018 гг. Каменск-Уральский 2015
136 -> Рабочей программы дисциплины «Психология» направления подготовки 38. 03. 04 «Государственное и муниципальное управление»

136 -> Лекции 18 час. Практические занятия 18 час. Самостоятельная работа 36 час. Общая трудоемкость дисциплины 2 з е. 72 час
136 -> Программа «Исследования регионов и стран Азии (Китай)»
136 -> Программа «Исследования регионов и стран Азии (Китай)»
136 -> Лекции 18 час. Практические занятия 36 час. Самостоятельная работа 54 час. Общая трудоемкость дисциплины 3 з е. 108 час


Скачать 27. 35 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Интервью | Социология

Интервью — это особый вид исследовательского общения с ин­дивидом, применяемый в качестве метода сбора информации. Ин­тервью применяется в социологии, психологии, журналистике, медицине, криминологии и др.

Интервьюирование имеет свои достоинства и недостатки по сравнению с анкетированием. Главное различие между ними со­стоит в форме контакта исследователя и опрашиваемого. При ан­кетировании их общение опосредуется анкетой. Содержащиеся в ней вопросы, их смысл респондент интерпретирует самостоятельно, в пределах имеющихся у него знаний. Он формулирует ответ и фик­сирует его в анкете тем способом, который либо указан в тексте анкеты, либо объяснен анкетером. При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследо­вателем, организует и направляет беседу с каждым отдельным че­ловеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции.

В прикладной социологии различают три вида интервью: форма­лизованное, фокусированное и свободное.

Формализованное (стандартизированное) интервью — эта самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом слу­чае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросниками и инструкцией, предназ­наченной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. В стандартизированном интервью обычно преобладают закрытые вопросы. Иногда число вариантов возмож­ных ответов бывает довольно большим и на слух плохо восприни­мается. В таких случаях варианты ответов печатаются на отдельных карточках, которые вручаются респондентам для прочтения. Чтобы в последующем карточки было легче соотнести с вопросом, на них проставляются номера.

Вводная беседа с респондентом, переходы от одного раздела беседы к другому подробно разрабатываются исследователем и точно воспроизводятся интервьюером в ходе опроса. Если в про­цессе беседы возникает потребность объяснить респонденту неяс­ное слово или смысл вопроса, интервьюер не должен при этом до­пускать произвольного толкования, отклонения от смысла перво­начальной формулировки вопроса.

В ситуации формализованного интервью интервьюеру отводится по преимуществу исполнительская роль, а респондент должен вни­мательно выслушать вопрос и выбрать наиболее подходящий для него вариант ответа из набора, заранее продуманного исследовате­лем. В этой форме опроса влияние интервьюера на качество дан­ных может быть сведено к минимуму. Надежность получаемой ин­формации зависит в первую очередь от добросовестности и пункту­альности интервьюера.

Интервью с открытыми вопросами предусматривает несколько меньшую степень стандартизации поведения респондента и инте­рьера. Исследователь разрабатывает подробный план интервью, предусматривающий строго обязательную последовательность воп­росов и их формулировки в открытой форме, то есть без вариантов ответов. Интервьюер воспроизводит вопросы без каких-либо от­клонений от заданных исследователем формулировок, а респон­дент дает ответы в свободной форме. Задача интервьюера состоит в их полной и четкой регистрации.

Например, исследователю нужна информация о том, как сту­денты владеют навыками самообразования. Наряду со многими другими данными он должен собрать сведения о том, какими источниками пользуются студенты при изучении конкретной темы, об­ращаются ли они к учебникам, готовят ли конспекты и планы, под­бирают ли иллюстративные материалы, посещают ли библиотеку и др.

Первый вариант решения. Исследователь может разработать под­робный вопросник для стандартизированного интервью, исходя при этом из идеальной модели методики самообразования. Вопросы ин­тервью и варианты ответов на них будут включать детальные перечни всех форм и методов подготовки студентов к занятиям.

Знакомясь с этими перечнями, опрашиваемые укажут те мето­ды, которые они используют в своей работе, ответят, как часто они обращаются к тем или иным формам, что их больше привлекает, какие методы не удалось пока освоить и т. п.

Второй вариант решения. Теперь предположим, что исследова­тель для сбора той же информации использует интервью с откры­тыми вопросами. Перечень ответов к ним в этом случае не дается, и содержание ответов будет определяться уже не нормативными требованиями к методике самостоятельной работы студентов, а только собственными представлениями опрашиваемых о том, как следует, например, использовать иллюстративные материалы, ра­ботать с учебниками, то есть личной практикой студентов, связан­ной с подготовкой к занятиям.

Фокусированное интервью — это следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашивае­мого. Оно имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конк­ретной ситуации, явления, его последствий или причин. Респонден­тов в этом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы: они читают книгу или статью, о которой пойдет речь, участвуют в работе семинара, методика и содержание которого будут затем обсуждать­ся и т. п. Предварительно заготавливаются и вопросы для такого ин­тервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому воп­росу должен получить информацию.

Свободное интервью. Этот вид интервью отличается минималь­ной стандартизацией поведения интервьюера. Он применяется в тех случаях, когда исследователь только приступает к определе­нию проблемы исследования, уточняет ее конкретное содержание в условиях того района или предприятия, где будет проходить опрос.

Свободное интервью проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана беседы. Определяется толь­ко тема интервью, которая предлагается респонденту для обсужде­ния. Направление беседы, ее логическая структура, последователь­ность вопросов, их формулировки — все зависит от индивидуаль­ных особенностей того, кто проводит опрос, от его представлений о предмете обсуждения, от конкретной ситуации интервью.

Эффект интервьюера. Интервьюеру присущи ответственность, социальная активность. Он обладает определенным уровнем зна­ний, культуры, необходимых для общения с людьми различного социального положения, возраста, образования, для того, чтобы запомнить и в разговорной манере воспроизвести текст интервью (часто довольно обширный), соблюсти разнообразные инструкции.

Контроль качества работы интервьюера. Наиболее распростра­ненная форма контроля качества работы интервьюера — выбороч­ное повторное посещение респондентов. Контролеры-Интервьюе­ры выясняют, состоялась ли беседа и с кем именно, спрашивают о содержании интервью и впечатлении, которое произвел интервью­ер. Существуют исследовательские ситуации, в которых метод ин­тервью является уникальным и не может быть заменен анкетированием. Это зондажные опросы экспертов на подготовительном эта­пе исследования, когда разрабатывается модель изучаемого пред­мета и рабочие гипотезы. Это пробное исследование, когда прове­ряется качество методик сбора данных. Это опросы по таким те­мам и в таких условиях, когда необходим особенно внимательный контроль за ситуацией интервью. Метод интервью незаменим и в тех случаях, когда изучаемая проблема требует использования при формулировке вопросов такие терминов, которые могут представ­лять какие-либо языковые, смысловые или логические трудности для респондентов. В таких ситуациях без интервьюера не обой­тись.

Возможна смешанная стратегия использования методов опроса в рамках одного исследования. Так, на стадии опроса экспертов используется метод интервью, при опросе больших совокупнос­тей респондентов — анкетирование. После анализа результатов ан­кетирования выделяются отдельные группы респондентов, которые опрашиваются методом интервью по углубленной программе.

В последние годы в крупных городах, где достаточно высок уровень телефонизации, применяется телефонное интервью, пред­ставляющее собой одну из форм опосредованного опроса. Его ос­новные достоинства: оперативность и низкая стоимость. Оптималь­ное по продолжительности телефонное интервью — 10-15 минут, после этого интерес и внимание к опросу снижается.

Преимущества и недостатки интервью в исследовании

Социологической группы

Обращение к респонденту- согласно Руководству интервьюера, вводные задачи интервьюера: сообщить интервьюеру и кого он или она представляет; рассказывая ему о том, что представляет собой исследование, таким образом, чтобы стимулировать его интерес. Интервьюер также обеспечил на этом этапе конфиденциальность своих ответов; рассказать респонденту, как он был выбран; использовать письма и вырезки из опросов, чтобы показать респонденту важность исследования. Интервьюер должен уметь приспосабливаться, быть дружелюбным, отзывчивым и должен позволять интервьюеру не стесняться говорить что угодно, даже если это не имеет отношения к делу.

Что делать с отказом — Причин для отказа от интервью может быть много, например, респондент может считать опросы пустой тратой времени или выражать антиправительственные настроения. Задача интервьюера — определить причину отказа от интервью и попытаться ее преодолеть.

Проведение интервью- вопросы следует задавать в том виде, в каком они сформулированы для всех респондентов, во избежание неверного толкования вопроса. По той же причине следует избегать уточнения вопроса. Тем не менее, вопросы могут быть повторены в случае недопонимания. Вопросы следует задавать в том же порядке, в котором они указаны в анкете, поскольку конкретный вопрос может не иметь смысла, если вопросы, предшествующие ему, будут пропущены. Интервьюеры должны быть очень осторожны, чтобы сохранять нейтралитет перед началом интервью, чтобы не вести за собой респондента, тем самым сводя к минимуму предвзятость.

с перечислением преимуществ интервью, которые отмечены ниже:
  • Это обеспечивает гибкость для интервьюеров также ответьте на вопросы.
  • Интервьюер может судить о невербальном поведении респондента.
  • Интервьюер может выбрать место для интервью в уединенном и тихом месте, в отличие от тех, которые проводятся по электронной почте, которые могут иметь совершенно другую среду.
  • Интервьюер может контролировать порядок вопросов, как и в анкете, а также может судить о спонтанности респондента.

Интервью также имеет определенные недостатки:
  • Проведение интервью может быть очень дорогостоящим и занимать очень много времени.
  • Интервью может вызвать предвзятость. Например, на ответы респондента может повлиять его реакция на расу, класс, возраст или внешность интервьюера.
  • Интервью обеспечивают меньшую анонимность, что очень беспокоит многих респондентов.
  • Отсутствие доступа к респондентам (в отличие от проведения опроса по почте), поскольку респонденты могут находиться в любом уголке мира или страны.

ИНТЕРВЬЮ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Интервью подчиняется тем же правилам и положениям, что и другие случаи социального взаимодействия. Считается, что проведение исследований с помощью интервью может привести к разного рода предвзятости, непоследовательности и неточностям, и поэтому многие исследователи критически относятся к опросам и интервью. Т.Р. Уильям говорит, что в некоторых обществах люди могут говорить одно, а делать другое. Он также считает, что ответы следует интерпретировать в контексте, а два социальных контекста не следует сравнивать друг с другом. Дерек Л. Филлипс говорит, что метод опроса сам по себе может манипулировать данными и показывать результаты, которых на самом деле не существует в популяции в реале. Социальные исследования становятся очень трудными из-за изменчивости человеческого поведения и отношения. Другие ошибки, которые могут быть вызваны в социальных исследованиях, включают:

  • преднамеренную ложь, потому что респондент не хочет давать социально нежелательный ответ;
  • неосознанные ошибки, которые чаще всего возникают при наличии у респондента социально нежелательных черт, которые он не хочет принимать;
  • , когда респондент случайно неправильно понял вопрос и ответил неправильно;
  • , когда респондент не может вспомнить определенные детали.

Помимо ошибок, допущенных респондентом, есть также определенные ошибки, допущенные интервьюерами, которые могут включать:

  • ошибки, допущенные путем изменения вопросника, изменения некоторых слов или пропуска определенных вопросов;
  • предвзятое, неуместное, неадекватное или ненужное исследование;
  • ошибки записи или сознательное совершение ошибок при записи.

Ссылка 

Бейли, К. (1994). Интервью Исследования в методах социальных исследований. Симонанд Шустер, 4-й 9-й0085 изд. The Free Press, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, 10020.Ch8. С. 173-213.

Категории Основные понятия, методы исследования

Copyright © 2023  The Sociology Group

Преимущества и недостатки интервью

следующий → ← предыдущая

Введение

Взаимодействие лицом к лицу между интервьюером и интервьюируемым называется интервью. Это форматированный разговор, в котором один человек задает вопросы, а другой отвечает на них. Интервьюер задает интервьюируемому вопросы, чтобы решить, подходит ли он для этой должности.

Это самая важная часть общего процесса отбора. Собеседование определяет, следует ли кандидата нанять, продолжить процесс собеседования или отказаться от него. Он выступает в качестве основного источника для сбора более подробной информации о кандидате.

Типы интервью:

1. Структурированное интервью

Здесь всем кандидатам задается набор одинаковых вопросов. На таких собеседованиях за кандидатами внимательно наблюдают, основываясь на их знаниях.

2. Неструктурированное интервью

Здесь интервьюеры модифицируют свои вопросы в соответствии с ответами кандидата на более ранние. В этом виде собеседования оценка кандидата основывается на ответах кандидата на вопросы.

3. Стресс-интервью

Это сложное интервью. Здесь интервьюер исследует, как вы реагируете на стрессовые ситуации.

4. Кейс-интервью

В нем интервьюер представляет сценарий и спрашивает решение. На этом собеседовании будут оцениваться навыки кандидата в решении проблем.

5. Выездное собеседование

Это обычное собеседование, когда интервьюер и интервьюируемый встречаются не в офисе интервьюера. Интервьюер может пригласить заявителя на обед. Такие интервью предназначены для оценки вашей личности вне офиса.

6. Панельное интервью

Групповое собеседование обычно называют собеседованием с советом директоров. В этом виде собеседования кандидата оценивают многие интервьюеры.

7. Индивидуальное интервью

Собеседник и интервьюер встречаются один на один для обычного собеседования при приеме на работу.

8. Массовое интервью

Массовое интервью — это новый метод, который редко используется. Это метод выявления лидерских качеств. Группа задает вопрос, а затем ждет, кто проявит инициативу и предложит решение.

9. Собеседование по телефону

Некоторые собеседования проводятся работодателями полностью онлайн. Это может быть более надежным, чем личное собеседование, для определения трудолюбия, интеллекта и коммуникативных навыков кандидата.

О чем нужно помнить во время собеседования

  1. Старайтесь быть максимально искренними.
  2. Не вводите в заблуждение интервьюеров, предоставляя неверную информацию. Если вы предоставите ложную информацию, это может сработать против вас, если интервьюер будет сомневаться в ней.
  3. Во время интервью задают разные вопросы; поэтому вы, возможно, не сможете ответить на них. Вы можете сказать, что я не знаю ответа на вопрос, вместо того, чтобы ответить на него неправильно.

Чего следует избегать на собеседовании

  1. Не обвиняйте своих бывших работодателей, коллег или менеджеров. Это создаст у интервьюера негативное представление о вас.
  2. Никогда не ерзайте с предметами, потому что это свидетельствует об отсутствии уверенности и сосредоточенности.
  3. Никогда не приходите на собеседование, не изучив историю компании. Если вы ничего не знаете, интервьюеры решат, что вы не заинтересованы в изучении бизнеса.

Преимущества интервью

Интервью — хороший метод оценки кандидатов на работу. Его можно использовать, чтобы узнать больше о прошлом, навыках и талантах кандидата. Ниже перечислены преимущества интервью:

1. Определение кандидатов, наиболее подходящих для данной работы

Собеседование – это возможность оценить способности и личность кандидата. Собеседование — это двусторонний разговор, во время которого вы можете наблюдать за ответами кандидата в непринужденной обстановке и сравнивать кандидатов во время собеседования.

2. Подробная оценка

Интервью — один из лучших способов определить, как много соискатели знают об отрасли. Собеседование полезно как кандидату, так и работодателю. Это помогает работодателю оценить способности и знания каждого кандидата, чтобы определить, хороши они для компании или нет.

3. Фантастический источник информации

Интервью являются основным источником получения значимой и достоверной информации. Это выгодно для компании, потому что предлагает ценные данные, которые могут улучшить принятие решений, удовлетворенность клиентов и удержание клиентов.

4. Повышение уровня знаний

Интервью — отличный способ узнать кого-то получше, и интервьюируемый также может узнать больше о себе.

5. Расширение понимания заинтересованных сторон

Это простой способ установить связь с вашими клиентами.

6. Извлечение дополнительной информации

Во время собеседования интервьюер может искать информацию, которая поможет составить короткий список кандидатов. Это важно, особенно когда несколько претендентов имеют одинаковую квалификацию. Кроме того, это позволяет соискателю узнать больше о бизнесе и решить, нравится ли ему работать там или нет.

Недостатки интервью

Традиционно данные собираются у соискателей на собеседованиях, когда они отвечают на вопросы. Расходы на проведение интервью, а также возможность стресса интервьюера — два его недостатка. Другие его недостатки описаны ниже.

1. Личная предвзятость

Процесс собеседования не всегда приятен. Кандидат может подумать, что его оценка проводится несправедливо. Многие интервью также связаны с некоторыми аспектами манипуляции, поэтому некоторые люди могут не захотеть раскрывать гораздо больше личной информации из опасения, что она может быть использована против них.

2. Быстро судить

Интервью часто используются, чтобы узнать больше о кандидатах и ​​их навыках, но это занимает много времени. Решения часто принимаются в первые несколько минут самого интервью, а оставшееся время обычно используется для подтверждения или обоснования первоначального решения. Этот подход не является неэффективным, но также может быть сложнее оценивать кандидатов во время собеседований.

3. Формирование стереотипов

Интервьюер будет делать предположения о навыках, способностях и личности кандидата на основе того, как он отвечает на вопросы.

4. Борьба за проверку правды

Это фантастическая техника для получения подробных сведений о компании. Важно иметь в виду, что не все, что упоминается во время интервью, будет на самом деле правильным или правдивым. Несколько раз утверждения совершенно неверны.

5. Непредсказуемый результат

Хотя интервью не так точны, как экзамены, в некоторых ситуациях они все же могут быть полезны. Например, проводя собеседование с новым сотрудником, вы узнаете больше о том, как этот человек и как он или она будет взаимодействовать с другими на работе. Если интервьюеру не хватает предсказательной способности, то он не сможет предсказать, как способности кандидата превратятся в профессиональный успех.

6. Разочарование

Кандидаты могут быть разочарованы, когда интервьюер задает вопросы, не относящиеся к области. Из-за этого талантливому претенденту могут отказать.

7. Дорого

Процесс собеседования обычно требует больших затрат.

Сравнительная таблица преимуществ и недостатков интервью

Преимущества Недостатки
1. Возможность подобрать идеального кандидата. 1. Возможность выбора идеального кандидата
2. Расширьте свои знания. 2. Может быстро развить стереотипы.
3. Отличный способ получения информации. 3. Суждения принимаются быстро.
4. Помощь в улучшении понимания заинтересованными сторонами. 4. Трудно подтвердить правду.
5. Позволяет проводить детальную оценку. 5. Возможность личной предвзятости.
6. Извлечение дополнительных данных. 6. Непредсказуемый результат.

Вывод:

Выявление навыков соискателя — одно из основных преимуществ собеседований. Однако у этого подхода есть и недостатки. Например, важно иметь уверенность в себе и понимание конкретной темы, потому что работодатели могут не рассматривать вас как сильного кандидата, если вы не дадите надлежащего ответа. Процедура может занять много времени и требует высокого уровня стрессоустойчивости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *