Преимущества и недостатки методов опроса и интервьюирования — Студопедия
Поделись
Метод | Преимущества | Недостатки |
1. В личной беседе | Небольшие затраты времени. Возможность наблюдения за реакцией интервьюируемого. Относительно невысокая стоимость. Интервьюирующий может объяснить вопрос. | Нужны специалисты со знанием психологии. Ограниченность по объему вопросов и численности интервьюируемых. Сложность в обработке информации. Охват небольших территорий. |
2. По телефону | Небольшие затраты времени. Относительно невысокая стоимость. Охват больших территорий. | Ограничения по объему вопросов. Отсутствие контроля за достоверностью информации. Сложность в компоновке ответов. Субъективные факторы, например, нежелание давать интервью, вести разговор. |
3. По почте (в письменном виде) | Широкий охват аудитории. Возможность компьютерной обработки информации. Представительность выборки. Возможность контроля достоверности ответов. | Большие затраты времени. Относительно дорогой. Требует профессиональной подготовки анкеты. Не все вопросы анкеты могут быть понятны респонденту. |
4. С использованием Интернет и E-mail | Широкий охват аудитории, невысокая стоимость, охват больших территорий, возможность компьютерной обработки информации, скорость получения информации | Неопределенность целевой аудитории, ограничения по количеству вопросов, отсутствие контроля за достоверностью информации |
По способу контакта с респондентами (представителями целевой аудитории исследования) среди количественных методов можно выделить личные интервью, телефонные интервью, анкетирование на самозаполнение, Интернет-опросы и почтовые опросы. Последний метод применяется на практике все реже и реже, в то время как использование Интернет-опросов постоянно расширяется.
Интернет — опросы позволяют быстро получать информацию от респондентов по широкому кругу вопросов, однако имеют существенные ограничения в применении вследствие сложности оценки степени репрезентативности выборки и возможности экстраполяции полученных данных на генеральную совокупность.
Личные интервью предполагают опрос респондентов специально подготовленными интервьюерами по заранее подготовленной структурированной анкете. Личные интервью могут реализовываться в виде домашних визитов, уличных опросов и опросов в местах продаж, холл-тестов. Личные интервью позволяют изучить мнение целевой аудитории по широкому кругу вопросов, незаменимы при необходимости выбора определенного варианта названия торговой марки, дизайна упаковки, рекламных материалов, оптимальной рецептуры продукции и т.п., так как позволяют демонстрировать различные стимулирующие материалы.
Домашние визиты позволяют проводить более длительные по времени опросы, позволяют проводить тестирование продукции в естественных для респондента условиях. В последнее время домашние визиты применяются все реже и реже в связи с технической сложностью организации опроса и существенной стоимостью. В настоящее время домашние визиты применяются только в случае если использование других методов невозможно, например, для оценки потребительских свойств продукции, когда респонденту необходимо некоторое время (несколько дней) для ее тестирования.
Уличные опросы имеют ограничения по длительности интервью, сложности с контролем качества получаемой информации, однако они просты и удобны в реализации и широко применяются для получения количественной информации, когда необходимо в достаточно сжатые сроки получить репрезентативную информацию по конкретному кругу вопросов.
Холл-тесты являются одним из наиболее часто применяемых методов личного интервью. Для участия в холл-тесте представители целевой аудитории, отобранные по заданным критериям на улице в момент проведения опроса или предварительно любыми способами, приглашаются в специально оборудованное для проведения опроса помещение.
С помощью холл-тестов можно проводить тестирование продукции, любых визуальных стимулов (дизайна упаковки, видеороликов и т.п.). На холл-тестах возможно применение CAPI-систем (Computer Assisted Personal Interview) – специальных компьютерных программ. Холл-тесты обеспечивают возможность моделировать ситуацию покупки товара (Shelf test), применять сложные исследовательские методики, например совместный анализ (Conjoint Analysis) или BPTO.
Среди личных интервью отдельно стоят опросы юридических лиц (Business-to-Business, B2B). Основная специфика данного вида исследования состоит в том, что вопросы задаются респонденту не как личности, а как представителю организации, должностному лицу или технического специалисту по какому-либо вопросу. В таком случае опрос, как правило, также проходит по формализованной анкете непосредственно по месту работы респондента.
Опросы юридических лиц отличаются от экспертного опроса тем, что при их проведении опрашивается значительное количество представителей компаний интересующей сферы, в дальнейшем проводится статистическая обработка полученных данных. В экспертном опросе, как правило, принимает участие меньшее количество респондентов, и получаемая от них информация, как правило, носит вторичный характер и содержит общие представления о ситуации на изучаемом рынке и тенденциях его развития.
Как отмечалось, при использовании опросных методов перед исследователем возникает проблема составления вопросов. Поэтому в зависимости от направленности опроса специалисты выделяют открытые и закрытые вопросы. Отличие в этом случае состоит в том, насколько конкретно поставлена цель проводимого исследования. Однако варианты формулировки вопросов могут быть более разнообразными.
2.Достоинства и недостатки метода опроса.
1.Опрос — это способ получения информации в вопросно-ответной форме о субъективных состояниях людей, о мотивах их поступков, мнениях, отношениях к событиям, о потребностях и намерениях. Метод опроса – сбор первичной информации путем прямого задавания вопросом, касающихся разных аспектов социального поведения
Опросы делятся по…
… наличию посредника на интервьюирование (интервью) – прямая беседа респондента и интервьюера и анкетирование – респондент заполняет анкету без интервьюера
… форме контроля интервью делятся на личное и телефонное, а анкетирование – на почтовый опрос, прессовый опрос, Интернет-опрос и самостоятельное заполнение анкеты.
… периодичности исследования на однократные и лонгэтюдные – возможность анализа данных во временной протяженности. Лонгэтюдные в свою очередь делятся на трендовые (они же мониторинговые – в каждом изз последующих исследований рассматриваются разные выборки, главная задача – отследить динамику) и панельные (одни и те же респонденты, одна и та же выборочная совокупность (панель). Позволяет отследить динамику для каждого конкретного респондента. Используется, например, когда нужно оценить эффективность рекламы, пропаганды).
В социологических исследованиях применяются четыре разновидности опроса: анкетирование, интервью, экспертный опрос, социометрический опрос.
При анкетировании (или анкетном опросе) респондент (тот, кто отвечает на вопросы) дает ответы в письменном виде. Вопросы и ответы содержатся в анкете. Анкета (от франц. enquete — рассмотрение) состоит из введения и блоков вопросов, каждый из которых логически и связан с центральной проблемой исследования. Введение анкеты содержит информацию о том, кто и для чего проводит опрос, как будут использованы данные, гарантию анонимности информации, инструкцию по заполнению анкеты и способу ее возврата. Основная (содержательная) часть анкеты включает в себя собственно вопросы, относящиеся к определённому блоку и постепенно раскрывающие содержание исследуемой темы.
Один из блоков вопросов в анкете называется паспортичкой. Она преследует цель получить информацию о социально-демографическом портрете респондента (пол, возраст, профессия, уровень образования, семейное положение и т. д.). Паспортичка может быть расположена либо в начале, либо в конце анкеты. Данные паспортички используются при анализе результатов анкетирования для определения особенностей ответов в различных социально-демографических группах, проверки гипотез.
Конструкция вопросов определяет закрытый, открытый или открыто-закрытый виды анкеты. Анкета закрытого вида (или закрытая анкета) предполагает наличие только готовых вариантов ответов на сформулированный вопрос. Открытая анкета позволяет респонденту формулировать ответы в удобной для него форме. В анкете открыто-закрытого вида (или полузакрытой) содержится комбинация двух первых видов.
Интервью (от англ. interview беседа, встреча) — целенаправленная, проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера (тот, кто задает вопросы) с респондентом в устной форме. При этом интервьюер записывает ответы либо на магнитофон, либо фиксирует их на бумаге.
По технике проведения различают свободные (нестандартизированные), формализованные (стандартизированные) и полуформализованные интервью. Свободные (нестандартизированные) интервью основаны на свободном диалоге (иногда в несколько часов) без строгой детализации вопросов, по общей программе. Формулировка вопросов происходит в контексте общения и формы фиксации ответов нестандартизированы. Разновидностями свободного (нестандартизированного) интервью являются «клиническое» и фокусированное интервью, т. е. более глубокие. При клиническом интервью выявляются сведения о внутренних побуждениях, конфликтах, мотивах, склонностях респондента. Фокусированное интервью информирует интервьюера о поведенческих реакциях респондента на заданное воздействие. При этом значение имеют не только содержание ответа на вопрос, но и тон речи, паузы, жесты, которыми сопровождаются ответы респондента
Формализованное интервью предполагает наличие заранее сформулированных вопросов, их последовательность и возможные варианты ответов. В этом случае интервьюер не имеет права менять конструкцию вопросов и их последовательность, он обязан строго соблюдать общий план беседы и фиксировать ответы.
Проведение полуформализованного интервью допускает формулировку дополнительных, уточняющих вопросов наряду с заранее разработанными по теме.
Экспертный опрос (от лат. expertus — опытный), предполагает получение информации об объекте исследования от специалистов-профессионалов. Отбор экспертов производится по уровню их компетенции. Число опрошенных в этом виде опроса колеблется от нескольких единиц до нескольких десятков человек. Информация, полученная от группы экспертов должна быть надежной, полной, проверяемой и статистически устойчивой относительно условий или процедуры оценки. Как правило, экспертные опросы применяются в пилотажных исследованиях. Они нацелены на уточнение гипотез, разработку прогноза, интерпретацию определенных социальных явлений и процессов.
Социометричеекий опрос (от лат. socius — общий и греч. metron — мера) — имеет целью количественное измерение и анализ структуры взаимоотношений в, малых группах. В ситуациях, как правило вымышленных, респондентам предлагается сделать выбор, кого из членов группы хотелось бы видеть в качестве партнеров в определённой ситуации, а кого — нет. По специальным методикам проводится анализ количества положительных и отрицательных выборов для каждого члена группы в различных ситуациях. При помощи социометрии можно выявить степень сплоченности или разобщенности в группе, определить позиции каждого ее члена с точки зрения симпатий или антипатий, определив при этом «лидера» и «аутсайдера», обнаружить (распознать) внутри группы отдельные сплоченные подгруппы и их неформальных лидеров. Проведение социометрического опроса требует профессиональной особой деликатности социолога, для которого недопустимо обнародование результатов опроса без согласия его участников.
В социологическом исследовании тот или иной вид опроса, как правило, дополняется методом наблюдения.
Достоинства.
— возможность получения информации непосредственно от участников события
— опрос позволяет получать информацию по широкому спектру тем (практически неограниченному)
— опрос позволяет собирать информацию от любого количества респондентов (неограниченное число информантов)
Недостатки.
— сбор информации вне «естественной» ситуации (Парадокс Лапьера – люди не всегда делают то, что говорят),
— любая информация, получаемая в ходе опроса, не лишена субъективизма, связыванного с давлением социальной одобряемости (например, где-то 70% скажут, что пойдут на выборы в МосГорДуму в то время как реальная явка составит около 30%, потому что хождение на выборы считается социально одобряемым действием).
— провоцирует на высказывание ответа, даже ели респондент не компетентен в том или ином аспекте
3. Преимущества и ограничения основных методик
1. Личное интервью.
Достоинства.
— Высокая достижимость запланированной выборки респондентов
— Возможность использования сложных вопросов (схемы, таблицы, разные блоки для разных респондентов)
— Возможность варьирования последовательностью вопросов
— Интервьюер может давать пояснения, комментарии, добиваться ответов на большинство вопросов
— Можно использовать наглядные материалы (карточки, образцы продукции)
— Интервьюер позволяет дольше удерживать внимание респондента
— Относительно высокая скорость сбора данных
— Возможность наблюдения за респондентом
Недостатки.
— Относительно более дорогой
— Возможны искажения из-за эффекта интервьюера (например, влияние социально-демографических характеристик интервьюера на получаемый результат. Например, средний доход у нестарых мужчин находится в прямой зависимости от размеров сисек интервьюера)
— Отсутствие возможности личного контроля интервьюера
2. Телефонный опрос
Достоинства.
— Высокая оперативность получения результатов (короткий полевой этап)
— Высокий контроль за работой интервьюера
— Меньшее влияние интервьюера
— Высокий уровень телефонизации => широкий географический охват
— Относительно низкая стоимость
— Возможность одновременной обработки данных (моментальная компьютеризация и формирование массива данных)
Недостатки
— Ограничение на длительность
— Необходимость максимально простых вопросов
— Невозможность демонстрации респонденту наглядных материалов
— Опасность смещений выборки из-за низкого уровня телефонизации (или, например, из-за большого количества незарегистрированных в справочниках номеров)
3.
Почтовый опросДостоинства.
— Респондент может выбирать удобное для него время
— Отсутствие влияния интервьюера
— Широкий географический охват
— Легкость формирования выборки
— Относительно низкая стоимость сбора данных
— Более высокая анонимность
Недостатки.
— Низкая достижимость (около 5-10%)
— Длительный полевой этап
— Невозможность пояснений в ходе опроса
— Необходимость простоты формулировки вопросов и заполнения
— Отсутствие контроля за порядком заполнения и за процессом заполнения (например, анкета-кентавр: заполняют разные люди или коллегиально)
— Ограничение на объем анкеты (не более 30 вопросов)
— Невозможность получения дополнительных данных о респонденте в ходе наблюдения
— Смещение выборки (в сторону хорошо образованных людей, умеющих «ручку в руках держать»
4. Прессовый опрос
Достоинства.
— Четкая переадресация анкеты определенной аудитории
— Отсутствие влияния интервьюера
— Низкая стоимость полевого этапа исследования
— Чрезвычайно широкий первоначальный охват аудитории
Недостатки.
— Те же, что и в почтовом опросе
— Максимальная краткость анкеты (не более 5-7 вопросов)
— Необходимость стимулирования ответов
— Невозможность потенциального обращения к конкретному респонденту
— Невозможность реализации какой-либо выборки, кроме стихийной
5. Интернет-опрос
Делится на on-line (на сайте вывешивается вопросная форма) и off-line (в виде файла высылается на адрес потенциального респондента).
Достоинства.
— Возможность использования самых разнообразных наглядных материалов
— Возможность охвата специфических аудиторий
— Моментальная обработка собираемых данных
— Низкие затраты на полевой этап и обработку данных
Недостатки.
— Вынужденная краткость анкеты
— Невозможность проверить искренность получаемых ответов
— Смещение выборки, которое сложно оценить
6. Самостоятельное заполнение
Во многом сходно с почтовым опросом.
Достоинства (помимо тех, что в почтовом)
— Большой контроль возврата анкет
— Относительно дешевле, чем личный опрос
— Довольно быстрый сбор информации
— Как правило высокий возврат
4. Типичные ошибки в проведении опросов.
Этап опроса | Ошибка |
Формулировка проблемы, задачи исследования | Неправильный выбор цели |
Выбор объекта исследования | Неправильно выбран объект (например, правильно включать в выборку не только реальных, но и потенциальных покупателей) |
Выбор метода сбора данных | Неправильно выбран метод |
Определение принципов формирования выборки | Неудачный выбор схемы выборки |
Подготовка инструментария, вспомогательных материалов | Ошибки в инструментарии |
Сбор данных, полевой этап | Интервьюер может например исправлять фиксированные ответы, выбирать не тех респондентов и т. д. |
Обработка информации | Ошибки при кодировке и вводе данных |
Подготовка отчета, интерпретация результатов | Неправильная интерпретация |
Преимущества и недостатки интервью в исследовании
Социологической группы
Обращение к респонденту- согласно Руководству интервьюера, вводные задачи интервьюера: сообщить интервьюеру и кого он или она представляет; рассказывая ему о том, что представляет собой исследование, таким образом, чтобы стимулировать его интерес. Интервьюер также обеспечил на этом этапе конфиденциальность своих ответов; рассказать респонденту, как он был выбран; использовать письма и вырезки из опросов, чтобы показать респонденту важность исследования. Интервьюер должен уметь приспосабливаться, быть дружелюбным, отзывчивым и должен позволять интервьюеру не стесняться говорить что угодно, даже если это не имеет отношения к делу.
Что делать с отказом — Причин для отказа от интервью может быть много, например, респондент может считать опросы пустой тратой времени или выражать антиправительственные настроения. Задача интервьюера — определить причину отказа от интервью и попытаться ее преодолеть.
Проведение интервью- вопросы следует задавать в том виде, в каком они сформулированы для всех респондентов, во избежание неверного толкования вопроса. По той же причине следует избегать уточнения вопроса. Тем не менее, вопросы могут быть повторены в случае недопонимания. Вопросы следует задавать в том же порядке, в котором они указаны в анкете, поскольку конкретный вопрос может не иметь смысла, если вопросы, предшествующие ему, будут пропущены. Интервьюеры должны быть очень осторожны, чтобы сохранять нейтралитет перед началом интервью, чтобы не вести за собой респондента и тем самым свести к минимуму предвзятость.
с перечислением преимуществ интервью, которые отмечены ниже:- Это обеспечивает гибкость для интервьюеров также ответьте на вопросы.
- Интервьюер может судить о невербальном поведении респондента.
- Интервьюер может выбрать место для интервью в уединенном и тихом месте, в отличие от тех, которые проводятся по электронной почте, которые могут иметь совершенно другую среду.
- Интервьюер может контролировать порядок вопросов, как и в анкете, а также может судить о спонтанности респондента.
- Проведение интервью может быть очень дорогостоящим и занимать очень много времени.
- Интервью может вызвать предвзятость. Например, на ответы респондента может повлиять его реакция на расу, класс, возраст или внешность интервьюера.
- Интервью обеспечивают меньшую анонимность, что очень беспокоит многих респондентов.
- Отсутствие доступа к респондентам (в отличие от проведения опроса по почте), поскольку респонденты могут находиться в любом уголке мира или страны.
ИНТЕРВЬЮ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Интервью подчиняется тем же правилам и положениям, что и другие случаи социального взаимодействия. Считается, что проведение исследований с помощью интервью может привести к разного рода предвзятости, непоследовательности и неточностям, и поэтому многие исследователи критически относятся к опросам и интервью. Т.Р. Уильям говорит, что в некоторых обществах люди могут говорить одно, а делать другое. Он также считает, что ответы следует интерпретировать в контексте, а два социальных контекста не следует сравнивать друг с другом. Дерек Л. Филлипс говорит, что метод опроса сам по себе может манипулировать данными и показывать результаты, которых на самом деле не существует в популяции в реале. Социальные исследования становятся очень трудными из-за изменчивости человеческого поведения и отношения. Другие ошибки, которые могут быть вызваны в социальных исследованиях, включают:
- преднамеренную ложь, потому что респондент не хочет давать социально нежелательный ответ;
- неосознанные ошибки, которые чаще всего возникают при наличии у респондента социально нежелательных черт, которые он не хочет принимать;
- , когда респондент случайно неправильно понял вопрос и ответил неправильно;
- , когда респондент не может вспомнить определенные детали.
Помимо ошибок, допущенных респондентом, есть также определенные ошибки, допущенные интервьюерами, которые могут включать:
- ошибки, допущенные путем изменения вопросника, изменения некоторых слов или пропуска определенных вопросов;
- предвзятое, неуместное, неадекватное или ненужное исследование;
- ошибки записи или сознательное совершение ошибок при записи.
Ссылка
Бейли, К. (1994). Интервью Исследования в методах социальных исследований. Симонанд Шустер, 4-й 9-й0085 изд. The Free Press, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, 10020.Ch8. С. 173-213.
Рубрики: Основные понятия, методы исследования
О социологической группе
Наша виртуальная обучающая платформа, возглавляемая молодежью, состоит из преданных своему делу ученых-социологов и студентов. Мы стремимся предоставить виртуальное руководство для тех, кто делает свои первые шаги в мире социальных наук либо через формальное образование, либо из-за их бесконечного стремления к обучению. Мы верим в то, что можем поделиться с нашими читателями знаниями, которые мы получили, путем простого изложения социальных теорий и их применения в реальной жизни. Мы также верим в способность знаний сделать мир лучше для процветания и выживания.
Структурированное интервью: преимущества и недостатки
Обновлено:
для сбора согласованных и сопоставимых данных.
Этот метод опроса также известен как стандартизированное открытое интервью (Patton, 2002) и использует заранее установленные вопросы с ограниченными категориями ответов.
Он является открытым в том смысле, что участники могут свободно отвечать своими словами, однако темы, которые они могут затронуть в своих ответах, заранее определены и ограничены.
Все качественные исследовательские интервью в той или иной степени структурированы, но структурированные интервью являются наиболее жесткими.
Предварительно решены не только вопросы, но и то, как они задаются. Интервьюеры никогда не отклоняются от формулировки вопроса и никогда не интерпретируют смысл вопроса своими словами во время интервью (Дензин и Линкольн, 19).94).
Вот пример структурированного вопроса для собеседования:
До сих пор мы обсуждали вашу подготовку и ожидания от этого задания.
Теперь поговорим о вашем опыте работы в этой команде.
Думая о второй половине этого задания, когда вы активно работали в этой команде, какой у вас был опыт?
Наводящие вопросы:
Что понравилось?
Что вам не понравилось?
Как это повлияло на вашу работу?
Важно, чтобы вопросы в структурированном интервью были подробными, чтобы обеспечить согласованность между интервью, особенно когда в них участвует несколько интервьюеров.
Подробные вопросы также полезны для ведения критической документации протокола собеседования, которая может потребоваться для утверждения диссертационного предложения.
(+) Меньшая предвзятость интервьюера – Поскольку вопросы и их точная формулировка определены заранее, элемент «оценки интервьюера» удален из интервью, что приводит к согласованности как в методологии, так и в широте информации, полученной от каждого участника.
(+) Более быстрое выполнение — Благодаря ограниченному количеству категорий ответов в структурированных интервью исследователи могут охватить большую аудиторию, поскольку они могут проводить интервью относительно быстрее, чем неструктурированные или полуструктурированные интервью.
(+) Сопоставимые ответы . Поскольку каждый участник структурированного интервью отвечает на один и тот же вопрос и вопросы, во время анализа легче найти и сравнить ответы (Patton, 2002).
(-) Нет гибкости — Интервьюеры ограничены заранее определенными вопросами, что означает, что они не могут выйти за рамки протокола интервью и исследовать непредвиденные и интересные темы, которые всплывают во время интервью.
(-) Неполные отчеты – Структурированные интервью не позволяют полностью изучить индивидуальные перспективы и обстоятельства, что приводит к фрагментарной информации (Weiss, 1994).
(-) Вопросы подлежат интерпретации – У всех респондентов может быть разный словарный запас, и они могут интерпретировать вопросы в структурированном интервью по-разному в зависимости от своего личного мнения (Merriam & Tisdell, 2015). Это может привести к изменению типов ответов.
Теоретически структурированные интервью сосредоточены на последовательности и следуют жесткой структуре, но на практике все респонденты разные, и интервьюеры должны быть достаточно гибкими, чтобы вносить надлежащие коррективы в непредвиденные события (Дензин и Линкольн, 19).94).
Также часто структурированные интервью используются в сочетании с другими типами исследовательских интервью. Например, интервьюер может выбрать структурированные интервью на этапе описательного исследования, а затем использовать полуструктурированные или неструктурированные интервью для изучения конкретных областей.