Навык: действие, доведенное до автоматизма
Фильм «Коммандос»
Навык – отработанное до автоматизма действие. Навык — звено из цепочки «интерес — вера — знание — умение — навык — привычка — потребность». Смотри ЗУН
Действие, которое человек выполняет не задумываясь, без контроля сознания — это навык. Вот я сейчас печатаю «слепым методом» и не задумываюсь, как и куда ставить пальцы: пальцы просто бегают по клавишам. Это и есть навык. Ещё критерий — если человеку дали по башке, он ничего не соображает, но что-то делает достаточно уверенно — это навык. Например, пьяный открывает дверь ключом. Это навык.
Навык — это действие, которое человек может выполнять легко, автоматически, не задумываясь, сосредотачиваясь на чём-то другом, а не на самом действии.
«Ричард Паскэйл, автор книги «Управление на краю», привел простой пример, демонстрирующий различие между знанием и навыком, во время одного нашего совместного семинара в Лондоне. Ричард спросил участников, могут ли они написать свое имя. Жаль, что вас там не было, и вы не видели выражения лиц присутствующих. Если бы мы могли читать мысли, мы бы услышали явственное бормотание: «И за это мы платили деньги?» Однако все сказали, что прекрасно умеют писать собственное имя. Затем Ричард предложил: «Хорошо, а теперь напишите свое имя, только левой рукой или правой, если вы левша…» Группа снова захихикала, но все старательно вывели свое имя на листе, не привыкшей к письму рукой. Ричард сказал: «Видите, сам по себе тот факт, что вы имеете знание о чем-то, не означает, что у вас есть навык в той же самой области. Вы все имеете знания, необходимые, чтобы написать ваше собственное имя. Но навыка написать его другой рукой у вас нет…» Ясно, что хорошая осведомленность, понимание или профессиональное отношением к предмету не гарантируют, что игрок сможет справиться с задачей с блеском. Даже то, что игрок уверен в достижимости определенных результатов, вовсе не гарантирует, что у него достаточно для этого мотивации! (Ну что, получилось испытать очередное Озарение?)» Джермэйн Порше, Джед Нидерер, Стать тренером для всех и во всем: как помочь людям преуспеть в бизнесе и в жизни, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005 г.
В обычной жизни, когда говорят о навыках, имеют в виду навыки поведенческие, двигательные навыки, среди которых можно говорить о навыках бытовых, рабочих, музыкальных или спортивных. Однако для специалистов мир навыков гораздо богаче: кроме двигательных, несложно заметить навыки речевые и умственные (интеллектуальные). Практические психологи чаще имеют дело с навыками внутренними — личностными и душевными. Дело в том, что на самом деле навыками являются и наши внутренние действия, достигшие уровня автоматизма. И это не только навыки сложения и вычитания, навык анализировать происходящее и принимать решения, это также навыки возражать или обижаться, навык вдруг уставать или заниматься прокрастинацией: упорное занятие ерундой вместо того чтобы заняться делом.
Навыки бывают простыми и сложными.
Простые — состоящие из элементарных действий. Взять ложку, поднести ко рту, открыть рот и так далее — примеры простых навыков. Сложные навыки складываются из множества более простых навыков, это футбольный финт, командная игра, навык не сдаваться при усталости… Кроме того, важно различать навыки конкретные и навыки универсального действия Конкретные навыки действуют только в рамках одной конкретной ситуации. например навыки эффективных телефонных переговоров… В отличие от них, навыки универсального действия действуют в очень широком кругу ситуаций. Это, в частности, навыки универсального переговорщика: умение слушать, тотальное ДА, позиция сотрудничества…
Освоение навыка
Обычно навык вырабатывается путем многократного повторения. Овладение навыком — вид последовательного научения, (этап обучения), когда заучивается не последовательность слов, а последовательность движений, действий, тактик или стратегий.
Важно: не бросать на полпути. Большинство навыков вырабатываются где-то за 14 дней (при ежедневном повторении без пропусков). См.→
Обучение навыку
Навык формируется либо через дрессировку, либо через тренировку. В случае тренировки обучение навыку почти всегда предполагает три стадии:
- объяснение, иногда инструктирование, цель которого — определить стоящую перед исполнителем задачу и дать рекомендации по способам ее выполнения;
- тренировка, при которой требуемые действия выполняются под контролем сознания, сначала медленно и с ошибками, потом быстрее и правильнее;
- Доведение до автоматизма, когда поведенческие акты протекают гладко и требуют все меньше и меньше осознанного контроля (примерами автоматизма служат завязывание шнурков, переключение передач в автомобиле, ведение мяча опытным игроком в баскетбол).
навык | это… Что такое навык?
(действие автоматизированное, автоматизм вторичный)
— действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные, а также:
1) навыки исходно автоматизированные, формирующиеся без осознания их компонент;
2) навыки вторично автоматизированные, формируемые с предварительным осознанием компонент действия; они легче становятся сознательно контролируемыми, быстрее совершенствуются и перестраиваются.
Среди автоматизмов неосознаваемых группа навыков особенно обширна и интересна. Благодаря формированию навыков достигается двоякий эффект: действие выполняется быстро и точно, и происходит высвобождение сознания, кое может быть направлено на освоение более сложных действий. Этот процесс имеет фундаментальное значение и лежит в основе развития всех умений, знаний и способностей.
В совокупности со знаниями и умениями навыки обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении: мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места человека в обществе и его поведения. Это все помогает определить свою позицию по отношению к действительности.
Навыки характерны разной степенью обобщенности: чем шире класс объектов, по отношению к коим навык может осуществиться, тем более он обобщен и лабилен. Процесс формирования навыка включает в себя определение его компонент и такое овладение операцией, кое позволяет достичь высших показателей на базе совершенствования и закрепления связей между компонентами, автоматизации и высокого уровня готовности действия к воспроизведению.
Конечно, освобождение действий от сознательного контроля не абсолютно и человек представляет, что он делает, но контроль этот реализуется следующим образом. Неоднородное поле сознания как бы накладывается на иерархическую систему сложного действия; при этом самые высокие этажи системы — самые поздние и сложные компоненты действия — оказываются в фокусе сознания, следующие этажи попадают на периферию сознания, а самые низкие и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания.
Движение в одну сторону — это уход заученной компоненты из фокуса сознания на периферию и далее, за границу осознаваемого. Обратное движение означает возвращение каких-то компонент навыка в сознание; обычно оно происходит при появлении трудностей и ошибок, при утомлении, эмоциональном напряжении. Оно может быть и результатом произвольного намерения. Это свойство компонент навыка вновь стать осознанными очень важно: оно обеспечивает гибкость навыка, возможность его совершенствования и переделки. Этим свойством навыки отличаются от действий автоматических.
Исследование навыков началось с навыков двигательных, но по мере изучения разных сторон деятельности психической исследоваться стали навыки сенсорные и умственные. Эта классификация закрепилась, ибо были установлены не только отличительные, но и общие свойства навыков всех классов. Сложные навыки в сфере восприятия — это зрительное чтение рентгенограмм, слуховое восприятие азбуки Морзе и иностранной речи и пр. Примером автоматизмов в умственной сфере могут служить навыки быстрого «свертывания» алгебраических выражений в уме и пр.
Чаще всего навыки формируются путем подражания или выработки рефлексов условных, но также путем проб и ошибок, причем с увеличением числа проб ошибок становится все меньше.
Психология много внимания уделяет проблеме механизмов формирования навыков, имеющей большое практическое значение. Доказано, что механическое заучивание гораздо менее эффективно, чем заучивание при участии сознания. Полезен практически принцип «повторение без повторения», когда при отработке навыка не затверживается одно и то же действие, но постоянно варьируется в поисках оптимальной «формулы» движения. При этом осознанию принадлежит очень важная роль.
Необходимость сосредоточения внимания на отрабатываемых действиях давно известна педагогам и тренерам. В спорте существуют приемы идеомоторной тренировки — тренировки движений в плане представления, при внешней неподвижности обучающегося. Есть такой прием и в фортепианной педагогике: разыгрывание пьесы тоническими нажатиями пальцев, без их перемещения.
Усталость при этом больше, но прогресс гораздо заметнее. Видимо, тот же смысл имеет гимнастика йоги, построенная на тонических напряжениях мышц под сознательным контролем.Итак, выработка навыка — процесс, как бы идущий с двух противоположных сторон: co стороны субъекта и со стороны организма. Из сложных движений произвольно и сознательно вычленяются отдельные элементы и отрабатывается их выполнение. Одновременно, уже без участия воли и сознания, идет процесс автоматизации действия. Организм в ходе автоматизации перенимает на себя значительную часть работы, организуемой сознанием.
На формирование навыка влияют следующие эмпирические факторы:
1) мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении, упражнение, подкрепление, формирование в целом или по частям;
2) для уяснения содержания операции — уровень развития субъекта, наличие знаний, умений, способ объяснения содержания операции (прямое сообщение, косвенное наведение и пр.), связь обратная;
3) для овладения операцией — полнота уяснения ее содержания, постепенность перехода от одного уровня овладения к другому по определенным показателям (автоматизированность, интериоризованность, скорость и пр. ). Различные сочетания этих факторов создают различные картины процесса формирования навыка: быстрый прогресс в начале и замедленный в конце, или наоборот; возможны и смешанные варианты.
Теории механизмов формирования навыка, необходимых факторов и условий, без коих оно не может происходить, являются частным случаем теории научения.
It’s Automatic » Thinking Maps
Случалось ли вам когда-нибудь добираться домой — на машине или общественном транспорте — практически не помня о том, что вы действительно путешествовали?
Если да, то вы, вероятно, сталкивались с автоматизмом : способностью выполнять действие или последовательность действий без сознательного обдумывания. Наш мозг работает на «автопилоте», когда действие настолько знакомо нам, что мы можем выполнять его, не задумываясь. Вот почему опытные водители по знакомому маршруту могут найти дорогу домой, пока их мозг занят событиями дня или планами на завтра.
То же самое происходит и в классе. Достижение автоматизма в основных навыках и когнитивных процессах необходимо для эффективного и действенного обучения во всех областях содержания. Вот более пристальный взгляд на то, как мы достигаем автоматизма, почему это важно и как могут помочь карты мышления.
Что мы подразумеваем под
АвтоматичностьБенджамин Блум определил автоматизм как способность выполнять действие или навык «неосознанно, быстро и точно, сознательно выполняя другие функции мозга». Когда мы достигаем автоматизма с помощью навыка, нам больше не нужно думать о каждом отдельном шаге в процессе. Вместо этого мы можем просто делать это, одновременно думая о чем-то другом.
Подумайте еще раз о нашем примере с вождением. Для новых водителей механика управления автомобилем сложна и требует напряженной концентрации. Где снова был этот поворотник? Что мне делать, когда загорается желтый свет? По мере того, как мы приобретаем опыт вождения, эти базовые навыки становятся автоматическими. Вместо того, чтобы думать «поднимите левой рукой сигнал поворота… посмотрите через правое плечо… слегка поверните руль…», мы можем плавно сменить полосу движения без особых усилий.
Признаки автоматизма: скорость (способность быстро выполнить действие или активировать умение), легкость (задача кажется легкой и не требует большой концентрации), автономность (процесс происходит без преднамеренной активации со стороны мыслителя) , и неосознанность (мыслящий не полностью осознает процессы, которыми он/она занимается). Наш мозг полагается на эти автоматические процессы во всех видах деятельности, от слепой печати до езды на велосипеде.
На занятиях мы хотим, чтобы учащиеся достигли автоматизма в базовых навыках, лежащих в основе сложного процесса. При чтении это включает в себя такие навыки, как декодирование и распознавание слов. В математике мы хотим, чтобы учащиеся достигли автоматизма в основных вычислениях. Достижение автоматизма в этих основных навыках является необходимой предпосылкой для беглости : способности выполнять сложные действия (например, чтение) плавно, легко и с высоким уровнем мастерства.
Освобождение мозга для мышления высшего порядка
Автоматизм является важным компонентом обучения. Когда мы достигаем автоматизма с навыками более низкого уровня, мы освобождаем мозг для участия в более сложных формах мышления. Возвращаясь к аналогии с вождением, опытные водители более безопасны во многом потому, что меньше их мозгов занято приземленной механикой управления автомобилем. Это позволяет им использовать свои умственные способности для более важных вещей, таких как замечание и реакция на машину, внезапно перестраивающуюся на их полосу, или ребенка, выбегающего на улицу.
Чтобы понять почему, нам нужно взглянуть на концепцию когнитивной нагрузки . Когнитивная нагрузка относится к общему объему рабочей памяти, который мы используем, когда выполняем задачу. Рабочая память — это часть мозга, отвечающая за кратковременную обработку информации во время выполнения задачи. Наша рабочая память имеет ограниченный объем; он может хранить только определенное количество информации за раз и не может выполнять очень много задач одновременно. Вот почему начинающим водителям трудно обращать внимание на то, где они находятся, когда они думают: «Подождите, как мне снова переключить передачу?»
Когда мы достигаем автоматизма с навыком, он больше не занимает рабочую память. Это происходит где-то совсем в другом месте в мозгу. Это означает, что теперь мы можем использовать нашу рабочую память для задач более высокого порядка.
Мы ясно видим это в развитии грамотности. Когда учащиеся тратят много умственной энергии на расшифровку слов, у них не остается много энергии, чтобы сосредоточиться на значении того, что они читают. Поскольку декодирование и распознавание слов становятся автоматическими, они могут читать для понимания. Тот же базовый процесс происходит в математике и других предметных областях.
Путь к автоматизму
Как навык становится автоматическим? Это как в старом анекдоте о том, как попасть в Карнеги-холл… практика, практика, практика.
Чем больше мы применяем навык, тем более автоматическим он становится. Преднамеренная, целенаправленная практика с большим количеством повторений помогает нам достичь автоматизма.
Это означает продолжение практики сверх мастерства — процесс, который иногда называют перетренированностью . При перетренированности вы продолжаете тренироваться даже после того, как сможете продемонстрировать мастерство в выполнении задачи. Например, профессиональный скрипач не прекращает разучивать произведение, как только ему удается правильно его сыграть. Они продолжают играть пьесу до тех пор, пока не почувствуют, что могут «играть ее во сне», чтобы убедиться, что их игра не только технически правильна, но и легка, плавна и плавна.
Перетренированность также помогает учащимся достичь автоматизма в классе. Для достижения наилучших результатов практика должна быть последовательной и последовательной, чтобы учащимся не приходилось каждый раз заново заучивать «правила» задания. В то же время в практических заданиях должно быть достаточно новизны и гибкости, чтобы избежать скуки. Это может быть достигнуто за счет того, что учащиеся выполняют один и тот же навык в различных контекстах, например, изучая новые слова для зрения, читая много разных типов историй с одним и тем же списком слов для зрения.
Развитие беглости когнитивных процессов
Карты мышления развивают автоматизм и беглость в доступе и применении ключевых когнитивных процессов, включая определение, описание, сравнение и противопоставление, классификацию, взаимосвязь между частями, последовательность, причинно-следственную связь, аналогии и Отношения. Это основные когнитивные процессы, лежащие в основе обучения во всех областях содержания.
Одним из ключей к эффективности Thinking Maps является то, что учащиеся используют и применяют Maps во всех предметных областях и на всех уровнях обучения. Поскольку они используют один и тот же тип карты каждый раз, когда им нужно активировать определенный когнитивный процесс, их использование становится автоматическим и легким.
Это отличается от использования ряда различных «графических органайзеров» для выполнения аналогичных задач. Этот подход требует от учащихся изобретать велосипед каждый раз, когда им нужно активировать мыслительный процесс. Использование одного и того же набора карт каждый раз (например, древовидных карт для классификации и потоковых карт для упорядочивания) позволяет учащимся тратить меньше времени на выяснение того, как организовать свое мышление, и больше времени на глубокие размышления о самом содержании. Таким образом, Thinking Maps снижает общую когнитивную нагрузку и делает обучение более эффективным.
По мере того, как учащиеся достигают автоматизма при работе с Картами, они начинают бегло использовать когнитивные процессы для глубокого понимания и анализа. На самом деле, многие учащиеся используют карты автоматически, когда им нужно проанализировать сложный контент или решить проблему, даже если создание карты не является явной частью задания. Когда мы видим, как учащиеся берут на себя ответственность за Карты таким образом, мы знаем, что они освоили процессы мышления более высокого порядка, стоящие за ними.
Загрузите наш информационный документ, чтобы узнать больше!
Хотите узнать больше об обучении с помощью мозга? Загрузите нашу белую книгу: Строительные блоки обучения на основе мозга — исследовательская база для карт мышления. Вы узнаете:
- Как мозг обрабатывает, фильтрует, хранит и извлекает информацию
- Шесть строительных блоков обучения на основе мозга
- Как Thinking Maps подключается к тому, как мы уже подключены к обучению
СКАЧАТЬ
Автоматизм в спорте — IResearchNet
Автоматизм — это способность выполнять навык, не используя (или используя очень мало) ресурсов обработки информации: внимания и рабочей памяти. Когда навык может быть реализован таким образом, у исполнителя есть ресурсы, доступные для обработки других источников информации, которые не требуются напрямую для выполнения задачи. Считается, что автоматизм является отличительной чертой экспертной работы, которая приобретается в результате обучения и обширной практики. Нарушение автоматизма в результате того, что исполнитель обращает внимание внутрь себя, на выполнение навыка, считается одной из основных причин удушья под давлением (см. также статью «Концентрация внимания»).
При выполнении навыка можно использовать различные способы контроля. В одном крайнем случае, обычно называемом режимом контролируемой обработки , исполнитель выполняет действие, выполняя ряд явных шагов, которые хранятся в рабочей памяти, и фокусируя внимание на каждой части действия. Каждый этап выполнения навыка сознательно контролируется и контролируется. Например, при выполнении сложного движения в спорте спортсмен должен помнить инструкции по расположению различных частей тела и сосредоточивать внимание на этих частях, чтобы определить, правильное ли положение. В этом режиме производительности требования к обработке информации для навыка очень высоки, и остается мало, если вообще есть, оставшихся ресурсов, доступных для обработки информации, не относящейся к задаче. На другой крайности, обычно называемой автоматическая обработка режим, выполнение навыков зависит от моторных программ или процедур, которые после запуска выполняются без использования ресурсов внимания или рабочей памяти. Навык выполняется бессознательно, так как считается, что он задействует мышечную память (хорошо развитые внутренние команды о том, как должны двигаться различные части тела), а не высокоуровневый когнитивный контроль. В этом режиме производительности у исполнителя есть ресурсы обработки информации, доступные для обработки информации, не относящейся к задаче. Планирование игры, которая должна быть выполнена при следующем владении мячом в баскетболе, является примером строго контролируемой задачи, в то время как бег по корту считается в высшей степени автоматическим.
Согласно первому предложению Пола Фиттса, управляемый и автоматический режимы обработки считаются характеристиками ранней и поздней стадий приобретения навыков соответственно. Для начинающих исполнителей было предложено, чтобы выполнение навыка требовало уделения внимания каждому компонентному этапу двигательного акта (в гольфе, замахе назад, замахе вниз, угле клюшки при паттинге). На этом уровне производительности, называемом когнитивным или декларативным 9На стадии 0006 предполагается, что выполнение навыка зависит от набора неинтегрированных управляющих структур, которые должны храниться в рабочей памяти и выполняться поэтапно. Требования к вниманию и памяти приводят к медленному, неплавному и подверженному ошибкам выполнению движений, что характерно для начинающего исполнителя. По мере того, как опыт развивается в процессе практики, и исполнитель достигает высшей стадии применения навыков ( автономных или процедурный этап), было высказано предположение, что роль внимания и рабочей памяти в производительности резко меняется. По мере развития процедурных знаний отпадает необходимость в сознательном пошаговом контроле исполнения. Вместо этого предполагается, что выполнение навыков осуществляется с помощью быстрых и эффективных процедур контроля, которые функционируют в основном без помощи рабочей памяти или внимания. Предполагается, что на этом заключительном этапе достигнута автоматизация навыка. Часто также предлагается инкапсулировать автоматические навыки таким образом, чтобы после их инициации исполнителю было трудно подавить или нарушить их.
Ключевым преимуществом, которое автоматизм, как считается, дает спортсмену, является доступность ресурсов внимания и рабочей памяти для обработки информации в окружающей среде, не связанной напрямую с управлением движениями. Во-первых, исполнитель с большей вероятностью обнаружит ситуационную или контекстуальную информацию, которая не требуется для управления движением, но может помочь улучшить успех выступления. Если опытному футболисту не нужно активно следить за положением тела при выполнении пенальти, у этого игрока будет доступная вычислительная мощность, чтобы следить за движениями вратаря. Во-вторых, исполнитель с меньшей вероятностью будет затронут введением стимулов, совершенно не относящихся к задаче, таких как фанат, выкрикивающий оскорбления или размахивающий руками на заднем плане.
Теории приобретения навыков и автоматизма делают несколько прогнозов о характере выполнения (и поддерживающих механизмах внимания и структурах памяти) в зависимости от уровня навыков. Например, если речь идет об автоматическом режиме обработки, экспертная производительность должна быть (а) не затронута введением нерелевантной вторичной задачи, требующей ресурсов внимания или рабочей памяти, и (б) связана с более плохой способностью вербализовать этапы, вовлеченные в выполнение навыка ( индуцированная опытом амнезия ), поскольку эти стадии не посещаются или активно не удерживаются в памяти. По большей части данные исследований согласуются с этими прогнозами; тем не менее, для большинства задач также было показано некоторое снижение производительности, когда вводится очень требовательная второстепенная задача. Следовательно, автоматические процессы могут быть не полностью ресурсозависимыми; скорее, автоматизм может лучше всего характеризоваться сокращением требуемых ресурсов обработки.
Еще одно важное предсказание теории приобретения навыков и автоматизма касается сбоев в работе, вызванных давлением (удушье под давлением). Одна из доминирующих теорий удушья, называемая теорией явного мониторинга , предполагает, что давление может вызвать деавтоматизацию хорошо усвоенных навыков. Это происходит из-за того, что усиление самосознания и беспокойства по поводу хороших результатов заставляет спортсмена обращать внимание внутрь себя на конкретные процессы выполнения в попытке осуществить более явный мониторинг и контроль. Считается, что это увеличение внимания, сосредоточенного на навыках, нарушает автоматические двигательные процедуры.
Ссылки:
- Андерсон, Дж. Р. (1983). Архитектура познания. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- Бейлок, С.Л., и Грей, Р. (2007). Почему спортсмены «задыхаются» под давлением? В G. Tenenbaum & RC Eklund (Eds.), Справочник по спортивной психологии (3-е изд.