Духовная природа личности в русской философской мысли
Одной из важнейших проблем современной гуманитарной науки выступает проблематика личности. Разнообразие подходов основывается на многочисленных концепциях и подходах к познанию человека, способах и целях развития личности. Осмысление проблемы становления концепции духовных основ личности, формирования её предпосылок сопряжено с исследованием социокультурных факторов.
Обращение к вопросам философского характера в Древней Руси происходило в рамках религиозного мировоззрения. В ходе дальнейшего развития философия отделяется от религиозного сознания. Данный процесс отмечается в «сборниках», которые издавались на Руси. Эти произведения содержали богословский материал, отрывки из философских построений отцов Церкви. Важную роль в процессе формирования предпосылок концепции духовных основ личности сыграли монастыри, которые являлись центрами духовной жизни в Древней Руси. Здесь получила свое развитие церковная культура, национальная идеология. Народ был убежден в том, что именно монастыри идут по пути «истинной жизни». Древнерусский народ любил «хождения по святым местам», которые приобщали к явленному на земле Царству Божию.
Одним из первых русских философов является митрополит Иларион, который был высокообразованным человеком для своего времени. Он стал первым русским митрополитом согласно желанию русского князя Ярослава Мудрого. До этого момента сохранялась традиция назначать митрополитов из Византии. Сам автор писал «Слово о Законе и Благодати» людям посвященным, следовательно, к тому времени уже сложилась определенная богословская аудитория. Закон выступает определенным правилом, обрядом. Именно обряд способен выразить душевное состояние, сформировать человеческое общество и самого человека. Определенные кодексы и правила, такие как «не убий», «не укради» воспитывают и формируют у человека определенные нравы и качества.
Под благодатью в труде Илариона подразумевается человеческая возможность к восприятию божественной силы, способной помогать ему духовно совершенствовать свою личность. Она открыла для человека свободу, совесть, желание добра. Иларионом в данном произведении создан образ Святой Руси.
В структуре «Слова о Законе и Благодати», можно выделить как богословские идеи, так философские рассуждения. Так, митрополит Илларион предполагал, что всемирная история есть путь человека к метаисторической «вечной жизни», утверждающей смену состояния «Закона» и «Благодати». Он выделяет гносеологические проблемы «богопознания». История русского народа — это часть всемирной истории, где главной целью является достижение людьми истины.
Особого внимания в процессе исследования предпосылок формирования концепции личности в Древней Руси заслуживают философские труды Иоанна Дамаскина «Диалектика», Иоанна Экзарха Болгарского «Шестоднев», Филиппа Пустынника «Диоптра» и др. Постепенно на Руси известность получают идеи античных учений о четырех стихиях как первоэлементах, геоцентрическое учение и т.д.
Одним из значимых произведений стал «Изборник 1076 года» князя Святослава Ярославовича, который был написан книжником Иоанном. В данном произведении, философско-эстетическом по своей сути, отражен процесс распространения христианства как религии. Интересным в этом отношении представляется и «Послание» митрополита Никифора к Владимиру Мономаху, написанное в XII в. В нем был поставлен вопрос о человеке, о местонахождении души, о разумах и чувствах как источниках человеческого познания.
В развернутой концептуальной форме раскрывается суть христианской веры в «Поучении» Владимира Мономаха. Основа нравственности, или «начало добра», согласно Мономаху, лежит в «страхе Божьем».
Особого внимания заслуживает не только «Поучение» В. Мономаха, но и сам образ князя, тип его поведения, отношения к миру. Данное произведение позволяет сформировать представление о том, каким должен быть положительный образ человека в целом. Как известно, В. Мономах знал Псалтырь практически наизусть. При этом он повествует о собственных молитвах, о чувстве покаяния, что позволяет говорить об исповедальной искренности «Поучения». Так, В. Мономах писал: «Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил» .
Формирование концепции личности в Древней Руси связано с творчеством Кирила Туровского. Главную тему его религиозно-философских воззрений составляют проблемы понимания сущностной природы человека и его взаимодействия с Богом . Он пишет: «Аз бых человек, да Богомъ человека сътворю… И кто ин Мене верней служай тобе? Тобе всю тварь, на работу створих; небо и земля тобе служита — оно влагою, а си плодомь. Тебе ради солнце светом и теплотою служить, и луна съ звездами нощь обеляеть!.. Тебе ради реки рыбы носять и пустыни звери питаеть!» . Отсюда следует, что человек, согласно мнению мыслителя, представляет собой Божие творение. С целью достижения духовной чистоты перед ним возникает необходимость к подавлению в себе всего земного, плотского, греховного.
Кирил Туровский в «Притче о человеческой душе и о теле» рассматривает особенности соотношения тела и души в человеке в символически-аллегорической форме. В этом же произведении мыслитель сумел ярко выразить проблему познания. Следует отметить, что это полностью соответствует церковной догматике.
Древнерусским источником XIII века, в котором содержатся предпосылки к формированию концепции личности, является «Моление Даниила Заточника». Следует выделить стремление автора данного произведения к обозначению и выявлению содержания разума, мудрости как высших человеческих добродетелей. «Моление Даниила Заточника» относится к числу тех трудов, которые оказали значительное влияние на формирование особенностей концепции личности в православной культуре. Необходимо выделить отличительные черты стилистики в трудах Даниила, которые заключаются в насыщенности примерами, пословицами, афоризмами, поясняющими мысли автора. Такая структура текста позволяет предположить, что «Моление» изначально было задумано как сборник нравоучений. Особого интереса заслуживают воззрения Даниила Заточника о личности, его своеобразное отношение к человеческой личности, выраженное в данном произведении.
Безусловно, здесь в полной мере проявилось личностное начало самого автора. Ирония над собой, хвала князю, шутовство выступают обличителями оскорбленного человеческого достоинства Даниила, поскольку им наиболее важной в жизни общества признавалась сила интеллекта. В этом отношении весьма примечательна мысль Даниила о том, что, несмотря на власть князя, его деятельность и поступки постоянно зависят от его окружения: «Не корабль топит человека, но ветер. Тако же и ты, княже, не сам владееши, в печаль введут тя думцы твои» . Князь окружает себя мудрейшими и преданными советниками. Даниил Заточник остро ощущал и обличал недуги современного ему общества.
Как показал анализ древнерусских произведений, самые первые исследования выявляли такие проблемы, как понятие о душе, о взаимодействии души и тела. Безусловно, с принятием и распространением христианства расширился круг мировоззренческих проблем, установились отношения с Византией. На Русь стали проникать идеи философского наследия античности, произведений Аристотеля, Платона, Демокрита и других.
При рассмотрении природы личности в древнерусской философии нельзя не остановиться на концепции «Москва — Третий Рим», сформулированной монахом Филофеем (ок. 1465–1542 гг.). Идея «Москва — Третий Рим» на протяжении длительного исторического периода являлась определяющей в истории Российского государства, выступала основой образования русского централизованного государства, поддерживала интеграционные процессы формирования русской государственности, была гарантом сохранения России как единой суверенной страны, способствовала созданию образа духовной державы.
В XIV–XVI вв. центром объединения русских земель становится Москва. Московское княжество превращается в мощную державу. Княжеская власть, трансформируясь в царскую власть, приобретает неограниченные полномочия. Все эти аспекты предполагают соответствующее идеологическое обоснование. Для укрепления авторитета московских правителей обширно используется религиозно-философское обоснование генезиса власти. Идеологическому оформлению сознания избранности Руси способствовала известная из византийских источников теория четырех царств (пророчество Даниила).
Как известно, в 1453 г. Константинополь пал под напором турок, и Константинопольская Церковь оказалась в государственной зависимости от мусульман. На Руси победу турок-мусульман над православной Византией связывали с принятием греками унии — союза с католиками. Утрата государственной независимости трактовалась как Божья кара, наказание за предательство православной веры. Освободившееся место византийского императора в сознании русских гипотетически начинает занимать русский государь, воспринимаемый по той же схеме, по какой традиционно воспринимался цезарь.
Монах Филофей в своем Послании разрабатывает целый комплекс идей. Он пишет: «Старого убо Рима Церковь падоша неверием Аполинариевой ереси, Второго Рима — Константинова града Церковь агаряне секирами и оскордами разсекоша. Сия же ныне Третьяго нового Рима державного твоего царствия святая соборная апостольская Церковь во всей поднебесной паче солнца светится» . «Третий Рим» осмысливается как последнее земное царство, поэтому Москва оканчивает собой человеческую историю и прямо предшествует осуществлению Царствия Небесного .
Таким образом, миссия русского народа и отдельной личности — открыться учению Мессии и устроить жизнь по Христу.
Следующий этап эволюции представлений о личности и её духовной природе связан с историей становления русского централизованного государства. Начиная с XV в. представления о личности в рамках православного учения претерпели некоторые изменения. К этому времени относится издание такого памятника 1551 г., как Стоглав. Он отразил изменения, которые происходили в обществе рассматриваемого периода. Прежде всего, следует выделить церковное объединение страны. Как известно, еще до Собора 1551 г. митрополит Макарий созвал еще два собора — в 1547 и в 1549 гг., когда на повестку дня был поставлен вопрос о канонизации русских святых. В результате местночтимые святые были признаны общерусскими. Кроме того, Стоглав поднимал проблемы, связанные с падением церковного авторитета, утратой благочестия среди церковных иерархов, рассматривал вопросы, связанные с земельным имуществом церкви, а также борьбой с еретическими течениями.
Стоглав представляет собой результат законодательства церковного (Стоглавого) Собора. Структура Стоглава содержит 100 глав, или статей. В них, вместе с важными положениями о церкви, содержались нормы уголовного и гражданского права, которые были призваны обеспечить усиление и защиту интересов духовенства. Это говорит о том, что заметно возрастало влияние светской традиции на православный уклад. Данное обстоятельство нашло отражение в представлениях о личности и её духовных основах в православной традиции.
Рассматривая дальнейшие пути развития понятия о духовных основах личности в истории русской православной традиции, следует обратиться к содержанию такого литературного документа XVI в., как «Домострой». Он представляет собой сборник правил, советов, наставлений во всех сферах человеческой жизни. Этот документ состоит из рассмотрения общественных, семейных, хозяйственных и духовных вопросов. Следует обратить внимание на то, что авторами данного документа являлись священнослужители, что наложило свой отпечаток на определение понятия личности в его содержании. Существует три редакции «Домостроя». Первая из них появилась на свет в Великом Новгороде и относится к концу XV — началу XVI вв. Вторая редакция была составлена в середине XVI века, в период правления Ивана IV Грозного. Историки полагают, что её автором является духовник царя Ивана Грозного Сильвестр. Автором третьей редакции «Домостроя» стал иеромонах московского Чудова монастыря Карион Истомин, который жил в XVII в.
Большое значение для развития понятий о личности и человеке, его духовной жизни имеет исследование структуры «Домостроя». Как известно, первая его часть носит название «О духовном строении». Здесь сказано и о том, «како веровати и како царя чтити» . Вторая часть документа «О мирском строении» посвящена описанию правил поведения с женой, детьми, слугами: «Како жити с женами, с детьми и с домочадцами (слугами)» . В третьей части содержится информация о ведении хозяйства — «О домовном строении».
Необходимо указать на то, что для «Домостроя» характерна традиционная для средневековой эпохи трехчастная структура, воспроизводящая такое построение человека: дух, душа и тело. Кроме того, можно выделить и ещё одну трехчастную композицию произведения, такую как небо, государство и дом — олицетворение Бога, царя и главы семьи.
Характеризуя особенности проявления православной концепции личности в «Домострое», важно выделить такие её составляющие, как вера и духовная жизнь человека. Так, вера, согласно содержанию «Домостроя», должна пронизывать всю человеческую жизнь. Любое дело должно начинаться с молитвы и заканчиваться молитвой. Также особое внимание уделялось службе, постам, духовному наставнику. При этом считалось, что человек должен служить Богу любыми своими делами, а не просто постом и молитвой. Одним из проявлений духовной жизни личности являлось, по «Домострою», особое отношение к царю. Характерно, что божественное устройство проецировалось на государство и семью. В связи с этим царя, равно как и Бога, принято было почитать, а также нести ему службу верой и правдой, оказывать повиновение, молиться о его здоровье. В «Домострое» поднимаются вопросы о воспитании, развитии нравственности.
Религиозная проблематика в понимании личности стала определяющей в процессе развития культуры XIX века в России. Первые её проявления отразились в философии славянофилов. Религиозно-философские воззрения славянофилов восходят к православно-русскому направлению общественной мысли, поэтому их учение сопряжено с исконно русскими идеями. Неслучайно в их трудах можно выявить элементы подражания древнерусским писателям, славянофилы признавали религию проявлением духа человека. Так, например, славянофилы считали веру истинным источником знаний и полагали, что русская философия должна быть продолжением святоотеческой . Как известно, многие из представителей славянофильства особое внимание уделяли учениям отцов Восточной Церкви, стремились объединить философию и православное богословие.
В учении славянофилов приоритетной стала идея о мессианской роли русского народа, они утверждали решающую роль православия в процессе развития мировой цивилизации, тем самым идеализируя его. Так, В. И. Киреевский являлся сторонником обязательного духовного общения для каждого христианина с Церковью. Идеалом общественного порядка в его учении выступает община, главное принцип — «соборность». Соборность является центральным понятием религиозно-философской системы славянофилов. Идеи о сочетании свободы и необходимости, индивидуального и церковного начал легли в основу его теории. Согласно воззрениям славянофилов, соборность может выступать как следствие взаимоотношения «свободы воли человека» и божественного начала, или «благодати». Причем доступна она исключительно православным людям, участвующим в церковных обрядах и обрядовых действиях.
Из философских и публицистических трудов А.С. Хомякова, И.В. Кириевского можно заключить, что они подчеркивали значимость веры в Бога для мировоззрения и жизни человека. Религия, вера должна быть основой для нравственной жизни личности, опорой и руководством.
Идеи, высказанные славянофилами, находят продолжение в философской системе В.С. Соловьева, а затем в трудах представителей русской религиозной философии первой половины XX в.
В плеяде знаменитых философов России XIX в. творчество В.С. Соловьева занимает особое место. Являясь продолжателем дела славянофилов, В.С. Соловьев внес свою специфику в понимание проблем личности и сформировал всеохватывающую систему религиозной философии.
В.С. Соловьев внес огромный вклад в концепцию личности, в частности в её православно-христианское мировоззрение, которое, по словам Н.О. Лосского, выявляет «богатое содержание и жизненную действенность главных догматов христианства, которые во многих умах превратились в омертвевшие формулы, оторванные от жизни и миропонимания» . Следует подчеркнуть, что мыслитель в этом плане пошел дальше славянофилов.
Для того чтобы определить специфику понимания личности в творчестве В.С. Соловьева, следует обратиться к исследованию основополагающих тем его философии. В структуре философской системы в качестве элементов мыслителя можно выделить метафизику, гносеологию, антропологию и этику, причем все они были направлены на создание новой формы христианского сознания.
У В. Соловьева жизненные цели были прочно связаны с христианством: «Дело в том, что христианство, хотя, безусловно, истинное само по себе, имело до сих пор вследствие исторических условий лишь весьма одностороннее и недостаточное выражение. За исключением только избранных умов, для большинства христианство было лишь делом простой полусознательной веры и неопределенного чувства, но ничего не говорило разуму, не входило в разум. Вследствие этого оно было заключено в не соответствующую ему, неразумную форму и загромождено всяким бессмысленным хламом. И разум человеческий, когда вырос и вырвался на волю из средневековых монастырей, с полным правом восстал против такого христианства и отверг его. Но теперь, когда разрушено христианство в ложной форме, пришло время восстановить истинное. Предстоит задача: ввести вечное содержание христианства в новую, соответствующую ему, т.е. разумную, безусловно, форму» . Отсюда следует, что выход из сложившейся ситуации мыслитель видел только в создании новой формы содержания христианства, которая бы была разумной и безусловной. Более того, он возлагал на себя решение этой задачи.
Как известно, исходным принципом христианства выступает всеохватывающая и преобразующая мир любовь, приводящая в Царство Божие, которое «есть полная реализация божественного в природно-человеческом через Богочеловека Христа, или, другими словами, — полнота естественной человеческой жизни, соединяемой через Христа с полнотою Божества». В. Соловьев указывает на то, что органическая связь мира с Богом способствует формированию христианского мировоззрения. Центральной идеей христианского мировоззрения мыслитель признавал идею о «несменном и нераздельном единстве Бога и человека, учение о Богочеловечестве» .
По мнению Н. Бердяева, именно В. Соловьеву впервые за всю историю развития удалось создать единый фундамент философии всеединства и христианского учения о Богочеловечестве. Гарант возможности реализации бессмертия, по Соловьеву, — Христос. Христос — провозвестник потенциального бессмертия, следовательно, человечество способно воплотить заложенную в себе возможность вечно существовать. Христос для философа является символом будущего возрожденного духовного человечества.
А.Ф. Лосев пишет: «В воскресении Христа Вл. Соловьев видел одновременно и ,,торжество разума в мире”, поскольку мировое зло только и можно мыслить при условии мирового добра, а мировое добро есть ,,решительная победа жизни над смертью”».
B.C. Соловьев утверждает, что преодолеть смерть может только Богочеловек или сверхчеловек. Сверхчеловек философа отличается от героя немецкого философа Ф. Ницше. Главным образом, это высоконравственный человек, жизнь которого глубоко связана с религиозной верой и любовью. Этическая характеристика делает человека, сверхчеловеком. Избавляясь от природной обусловленности, постигая духовный уровень в поведении, сверхчеловек избавляется от смерти, прекращает жить физиологическими страстями и побеждает смерть. B.C. Соловьев, принимая саму ницшеанскую идею о сверхчеловеке, совершенно по-другому видит ее суть. Сверхчеловек Ф. Ницше, понятый B.C. Соловьевым как прообраз Антихриста, противопоставляется Богочеловеку Исусу Христу. Сверхчеловек, созданный Ф. Ницше, по мнению русского мыслителя, опасен для христианской культуры. В философии B.C. Соловьева любовь выступает основным препятствием на пути смерти. Любовь осмысливается в качестве дара, данного человеку Богом.
Характеризуя православное учение о духовной природе личности в русской религиозной философии и светской культуре второй половины XIX – начала XX века, важно выделить персоналистические взгляды Л.П. Карсавина. В своих идеях мыслитель восходит к идеям Бердяева о единстве единичного и общего, а не их противопоставлении. Следовательно, Карсавин не просто выделяет онтологическую структуру личности человека, его духовный, душевный и телесный характер, связанность с инобытием, с Богом, но и отмечает общинное измерение личности. Мыслитель рассматривал личность в контексте церковного единства и её участия в таинствах. Кроме того, он обратил внимание на такой аспект личности, как воцерковлённость. В своей работе «О личности» Карсавин указывает на онтологическую структуру триединства-всеединства личности.
Л.П. Карсавин указывал на принцип любви, который реализуется одной личностью уникально и неповторимо по отношению к другой. Поступок в каждом конкретном случае рассматривается философом в качестве проявления свободы личности. Таким образом, согласно воззрениям Карсавина, личность следует рассматривать в контексте церковного единства и участия личности в таинствах.
Подведем итог: христианство явилось важным идейным и теоретическим фактором становления древнерусской концепции личности. В древнерусской святости оформился особенный русский религиозный тип, усиленный евангельским элементом — действенной любовью, служением людям, милосердием. Его вполне определенно можно признать христианским идеалом личности, которая гармонически сочетает в себе служение обществу и духовное самоуглубление.
В христианской традиции понимание духовной природы личности сопряжено с идеей спасения, построения «образа Божьего», возведение личностного начала в человеке в подобие Божие. Качества личностного бытия находят проявления в человеческой жизни. Понятие личности в ортодоксальной православной традиции отличается многомерностью. Концепция ее духовной природы может быть представлена как система свойств и характеристик личностного бытия: свобода, несводимость к природе, творчество, уникальность, любовь. До конца этими свойствами само определение понятия не исчерпывается.
Литература
- Бердяев Н.А. Речь на публичном заседании религиозно-философской академии, посвященном памяти Вл. Соловьева. // Путь. — 1926. — № 2.
- Домострой /Сост., вступ. ст., пер. и коммент. В.В. Колесова; Подгот. текстов В.В. Рождественской, В.В. Колесова и М.В. Пименовой. — М.: Сов. Россия, 1990.
- Лосский Н.О. Вл. Соловьев и его преемники. // Путь. — 1926. — №2.
- Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. — М.: АСТ, 1991.
- Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Владимир Соловьев. От социально-исторического утопизма к апокалиптике // Контекст: Литературно-теоретические исследования. 1993. Т. 1992.
- Моление Даниила Заточника. // Памятники литературы Древней Руси. XII век. М.,1980.
- Мономах В. Поучение // Лихачев Д. С. Великое наследие / Избранные работы в трех томах / Т. 2. — Л.: Худож. лит., 1987.
- Очерки истории русской философии. — Свердловск, 1991.
- Панарин И.Н. Доктрина Руси: «Москва — Третий Рим». Электронный ресурс: http://www.panarin.com/doc/40
- Соловьев В. Неподвижно лишь солнце любви. / Сост. А. Носова. — М.: Просвещение, 1990.
- Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. Т. 2. Чтения о богочеловечестве. — М.: Правда, 1989.
- Туровский К. Повесть ο слепце и хромце // Еремин И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского. т. XII. — М., Л.: ТОДРЛ, 1956.
- Туровский К. Слово ο расслабленном // Еремин И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского. Т. XII. — М., Л.: ТОДРЛ, 1956.
Читать книгу «Духовная личность» онлайн полностью📖 — Галины Ожигановой — MyBook.
Рецензенты:
Е. А. Сергиенко, доктор психологических наук, профессор; Л. М. Попов, доктор психологических наук, профессор
Согласно Н. А. Бердяеву, духовность – это высшее качество, ценность, высшее достижение в человеке (Бердяев, 1938). Понятие «духовная личность» охватывает самые лучшие человеческие проявления: бескорыстную любовь к люд ям, служение обществу в творческой, профессиональной и других сферах деятельности. Духовная личность – это главное в человеке, это его человеческое начало, слитое с проявлением духовной сущности.
Удивительно, что краеугольное психологическое понятие «духовная личность» оставалось за бортом исследований в психологии на протяжении более ста лет. Это во многом обусловлено историей развития психологической науки, которая в начале своего пути, строго ориентируясь на естественно-научную парадигму, всемерно стремилась избавиться от своего религиозно-философского прошлого. Понятие «духовная личность», используемое У. Джеймсом в его теории личности на заре зарождения психологической науки в конце XIX в., так и не получило распространения и дальнейшей разработки, потому что духовная проблематика была исключена из поля научных исследований как не имеющая отношения к науке. По словам А. Маслоу, «классическая безоценочная наука, следуя физико-химическому подходу к реальности, отлучила от нее духовное» (Маслоу, 1999, с. 339–340).
Ситуация изменилась во второй половине XX в., когда сложившееся направление гуманистической психологии позволило рассматривать человека во всем сложном многообразии проявлений, включая и духовное измерение.
Конец XX в. ознаменовался новым научным взглядом на реальность, связанным с революционными достижениями в области когнитивных наук и новыми концепциями сознания и причинности. В научных кругах получила признание теоретическая база когнитивных, гуманистических, терапевтически ориентированных направлений психологии, которые ранее были вытеснены бихевиористскими доктринами на второй план и считались ненаучными. Согласно В. С. Степину, «мы являемся свидетелями новых радикальных изменений в основаниях науки. Эти изменения можно охарактеризовать как четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука» (Степин, 2000, с. 625), позволяющая включать в поле исследований сложные, сверхсложные и уникальные системные объекты. К таким объектам можно отнести и духовность, и духовную личность.
Постнеклассический период характеризуется тем, что в поле зрения науки наряду с явлениями воспроизводимыми, повторяющимися и регулярными включаются также и разного рода отклонения от привычных правил, выходящие за рамки выработанных и устоявшихся в науке норм, феномены уникальные и необъяснимые с точки зрения сциентизма.
Естественно-научный подход, основанный на узкодетерминистской традиции научного материализма, не позволяет уловить некоторые глубинные, фундаментальные принципы бытия, сущностные духовные основания личности, ее высшие ценностно-смысловые устремления.
Новый тип современного знания характеризуется учетом факторов субъективности, уникальности, гуманистической направленностью, пересмотром классических критериев истинности и научности, что ведет к изменению идеала ценностно-нейтрального исследования: «Объективно истинное объяснение и описание применительно к „человекоразмерным” объектам не только допускает, но и предполагает включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений…» (Степин, 2000, с. 631–632).
В. С. Степин приходит к такому выводу: «Современная наука – на переднем крае своего поиска – поставила в центр исследований уникальные, исторически развивающиеся системы, в которые в качестве особого компонента включен сам человек. Требование экспликации ценностей в этой ситуации не только не противоречит традиционной установке на получение объективно-истинных знаний о мире, но и выступает предпосылкой реализации этой установки…» (там же, с. 625).
Итак, в современной психологической науке сложились объективные предпосылки для включения духовной проблематики в круг научных исследований, о чем свидетельствует увеличение количества публикаций с 2000 по 2019 г. в 6,6 раза.
Важно отметить, что при научном рассмотрении духовности выделяются ее секулярный и религиозный аспекты. Оба эти аспекта оказались подвластны научному исследованию. Подчеркнем, что наука не пытается ответить на вопрос, существует Бог или нет. Это вопрос веры. Задача науки – раскрыть, как духовность (секулярная/религиозная) влияет на психологические проявления человека, поведение и деятельность. Например, в результате эмпирического исследования было установлено, что духовно-религиозные устремления значимо положительно коррелировали с субъективным благополучием (удовлетворенностью жизнью в целом, семейными отношениями в частности) и показывали отрицательную связь с депрессией (Эммонс, 2004).
Несмотря на многочисленные научные исследования разных аспектов духовности, проводимых в последнее время в рамках психологии, понятие «духовная личность» до сих пор остается не раскрытым с точки зрения содержания и возможности его применения в психологических теоретических построениях и эмпирических исследованиях.
Изучение духовной личности – важная задача современной психологии, что обусловлено не только научной значимостью разработки этого понятия для развития психологической теории личности, но и социальной необходимостью формирования представлений о духовной личности в современном обществе, во многом утратившем духовные ориентиры. Указанные факторы послужили основанием для написания предлагаемой читателю монографии.
В книге с точки зрения психологической науки рассматривается понятие «духовная личность».
В первой главе обсуждается вопрос, является ли духовная личность самостоятельным понятием или не имеет такого статуса и «растворяется» в понятии «личность». Приводятся результаты теоретических и эмпирических исследований духовности и личности.
Вторая глава посвящена рассмотрению теорий и концепций личности, затрагивающих разные аспекты духовности; исходя из них, выделяются характеристики духовной личности. Внимание фокусируется на нерелигиозной духовности.
В третьей главе в рамках типологического подхода автор предлагает тип личности «человек дающий», соотносимый с духовной личностью, и ее антипод, тип бездуховной личности – «человек берущий».
Четвертая глава посвящена духовным способностям, которые обеспечивают проявление духовной личности в реальной жизнедеятельности. Приводится описание ряда высших способностей, относимых к категории духовных, и результатов их эмпирического исследования.
В пятой главе внимание направлено на авторскую уровневую концепцию личности, позволяющую выделить уровень «духовная личность»; описываются свойства и особенности проявления духовной личности. Представлена разработанная автором психологическая модель духовной личности.
Важное место в книге занимает описание психодиагностического инструмента для изучения духовно-нравственных качеств – методика «Духовная личность» (шестая глава), а также анализ результатов эмпирических исследований с применением этого опросника.
В седьмой главе отражено значение духовных способностей для продуктивной жизнедеятельности личности с включением разных возрастных категорий (от детского возраста до возраста долгожителей). Духовная личность показана в многообразии жизненных проявлений.
Какова ваша духовная личность? | Читайте и будьте здоровы
Когда вы думаете о своей личности, на ум могут прийти такие слова, как общительный и веселый или тихий и задумчивый.
Вы даже можете назвать себя интровертом или экстравертом. Но задумывались ли вы когда-нибудь о своей личности с духовной точки зрения?
«Есть вопросы и практики, к которым мы естественным образом тяготеем в нашей индивидуальной духовности. Люди выражают свою духовность и то, что они ценят, разными способами», — говорит Стефани Людвиг, доктор философии, магистр искусств, специалист по духовному оздоровлению в Canyon Ranch Tucson. «Если вы примете то, кто вы есть — то, что действительно резонирует с вами, — и научитесь работать в рамках этой естественной мудрости, это может помочь вам направить вас к духовной практике, особенно подходящей для вас». И все мы знаем, что любая регулярная практика, которая соединяет ваше божественное «я»: разум, тело и дух, имеет успокаивающий эффект и полезна для вашего здоровья и благополучия. Эксперты сходятся во мнении, что священная деятельность, такая как медитация, йога или прогулки на природе, снижает стресс и тревогу, увеличивает чувство удовлетворения и благодарности и сильно влияет на физическое здоровье, поскольку гормоны стресса повышают кровяное давление и доводят нас до отчаяния. риск множественных состояний, от диабета до проблем с сердцем. «Есть много исследований, которые связывают регулярную духовную практику с улучшением здоровья и большей удовлетворенностью жизнью. Лично я не могу представить себе прожить каждый день без связи со своим духовным я, особенно когда жизнь кажется мне невыносимой или когда я чувствую себя немного потерянным», — добавляет Людвиг.
Но для того, чтобы делать что-то регулярно, мы должны хотеть это делать — вот почему имеет смысл сопоставлять деятельность с вашим типом личности. Если вы не уверены в том, какие духовные практики лучше всего соответствуют вашей личности, Людвиг советует начать с того, что просто спросите себя, что вам нравится больше всего. «Что приносит вам радость? Что заставляет вас чувствовать себя живым?» она спрашивает. «Это может быть тренировка, чтение, общение с близкими или просто прогулки. То, как кто-то ответит на этот вопрос, подскажет мне, какой у него может быть духовный характер». Зная это, вам будет легче понять, какие практики будут наиболее священными и лучше всего соединят разум, тело и дух. Вот пять духовных типов личности, которые помогут вам. Можно подать несколько заявок, и это нормально. Посмотрите, какой звук больше всего похож на вас.
Кинестетик
«Для кинестетиков их духовная связь осуществляется через тело», — говорит Людвиг. Вам нравится двигаться; возможно, вы даже выбрали работу, где физическая активность является частью вашей повседневной деятельности, например, специалист по работе с телом, массажист, личный тренер или тренер. «Кинестетики чувствуют через свое физическое существо, через прикосновение, через движение», — добавляет Людвиг.
Попробуйте: Ходьба или любой вид медитации в движении — йога, тай-чи и танец — могут помочь вам прикоснуться к чему-то большему, чем вы сами, и отпустить свое эго. Как только вы это сделаете, вам будет легче обрести покой или даже ответы на важные вопросы или проблемы, с которыми вы, возможно, боретесь. «Бег на длинные дистанции также может быть способом соединиться с духом», — отмечает Людвиг.
Ученый
«Если кинестетик — это тело, то ученый — это разум: эти люди действительно соединяются со своей собственной духовной сущностью через свои мысли», — говорит Людвиг. «Есть поговорка: «Если у тебя нет духовного учителя, то читай, читай, читай»; погрузиться в книги». Если вы попадаете в эту категорию, вы любите исследовать, размышлять и писать; именно так исследуется ваша духовная личность. У вас также может быть более научный склад ума, желающий подтверждения и обоснования того, во что вы верите.
Попробуйте: Чтение Священных Писаний, вдохновляющих книг или книг по саморазвитию покажется вам естественным способом исследовать свое духовное «я». «Темы, которые вы выберете, будут зависеть от того, что вам нравится», — говорит Людвиг. «Но в основном это будет происходить через исследования, чтение и интерес к тому, что говорят духовные лидеры и другие учителя, которые углубят вашу душевную ориентацию». И хотя ученые более интеллектуальны, они не обязательно одиноки. «Вы можете вступить с кем-то в дискуссию о прочитанном, или вы можете захотеть вступить в книжный клуб или другую группу, которая обеспечит вам полноценную беседу», — отмечает Людвиг.
Набожный
Продолжая аналогию, «если кинестетик — это тело, а ученый — разум, то набожный определенно будет сердцем», — говорит Людвиг.
«Преданные стремятся жить сердцем, таким образом открываясь духу и принося любовь всем, кого встречают. Они очень сострадательны, лояльны и чутки». Вместо того, чтобы жаждать доказательств своих убеждений, они просто интуитивно чувствуют и доверяют им. «Преданный тип менее аналитичен и не всегда нуждается в большом количестве научных доказательств. Они часто чувствуют правду своим сердцем и доверяют своим инстинктам».
Попробуйте: «Эта духовная личность может наслаждаться пением или пением или общением с учителем, который их вдохновляет», — говорит Людвиг. Вас также могут привлекать экстатические переживания и танцы (также привлекательные для кинестетиков). Если вы хотите развивать в себе больше преданности, говорит Людвиг, вы можете посетить лекцию или прочитать книги духовного учителя, чьи учения вас интересуют. Или вы можете чувствовать божественное питание, просто проводя время с близкими или помогая другим каким-то образом.
Слуга
«Это люди, которые должны служить своему сообществу, чтобы взращивать свой дух», — говорит Людвиг. «В йогической философии таких людей называют карма-йогами, что связано со служением миру». Людвиг говорит, что слуги, как правило, знают о потребностях других и часто являются социальными личностями или заинтересованы в социальных услугах. «Большую часть времени эти люди не чувствуют, что они связаны со своей духовностью, если они не помогают людям, которые больше всего в этом нуждаются, — объясняет она. «Мы живем во время, когда возможностей для пожертвований (и нуждающихся людей) больше, чем когда-либо прежде. Мы получаем много благословений, когда осознаем и отдаем другим. Чего многие люди не осознают, так это того, что когда они отдают, они получают столько же, а, вероятно, и больше».
Попробуйте: Неудивительно, что волонтерская работа может составлять значительную часть духовной практики этого человека. Некоторые слуги доходят до того, что сами создают благотворительные организации. «Вы чувствуете себя наиболее связанными, когда служите, отдаете, заботитесь, вносите вклад и участвуете в окружающем вас мире», — говорит Людвиг, добавляя, что служение другим также может быть делом один на один.
«Вы можете заметить, что ваша подруга расстроена, и принести ей цветы, или, может быть, у соседки только что родился ребенок, и вы организуете обеденный поезд, чтобы новым родителям не приходилось готовить», — говорит Людвиг. «Вы знаете о потребностях других людей и хотите служить и заботиться о ком бы то ни было».
Созерцатель
Созерцатель более одинок, склонен быть чувствительным и интровертным, говорит Людвиг. «Мир иногда может сокрушить их. Это люди, которым нужно время в одиночестве, чтобы чувствовать себя довольными; они могут чувствовать себя истощенными из-за энергии других людей», — объясняет она. Духовность
проявляется для созерцательных личностей в медитации, молитве или спокойном размышлении. «Эта группа чувствует глубокую духовную связь, когда люди исчезают и все останавливается», — добавляет Людвиг.
Попробуйте: Для этого человека ретрит — например, 10-дневный медитативный ретрит по випассане (что означает увидеть вещи такими, какие они есть на самом деле) — или поход в одиночку может быть хорошей идеей, полагает Людвиг. «Но если, скажем, вы музыкант, это может быть время, потраченное на сочинение песни, которая наполняет вас внутренне. Или, может быть, это работа в вашем саду или создание комнаты для медитации или какого-то священного пространства, которое питает ваш дух», — добавляет она. Вы также можете обнаружить, что в течение дня полезно делать короткие перерывы, чтобы побыть одному, например, закрыть дверь своего офиса и просто закрыть глаза, чтобы глубоко вздохнуть, помедитировать или помолиться в течение нескольких минут.
Стоит повторить, что многие из нас имеют в себе элементы всех этих личностей, так что не удивляйтесь, если некоторые из этих типов звучат как вы в разные дни и в разное время. В этом случае вы можете тяготеть к коротким перерывам на медитацию в одни дни, а в другие — к прогулкам или пробежкам на природе с друзьями, а также заниматься волонтерством раз в месяц. Все в порядке, если это наполняет ваше сердце.
«Лучше довериться врожденному интеллекту вашего духовного типа и позволить практике развиваться естественным образом, чем заставлять себя быть тем, кем вы не являетесь. Именно так вы сможете процветать и соединиться со своей духовной природой».
17 характеристик духовного человека
Внутренний покой и внешняя гармония — великие цели.
Мы все могли бы использовать немного больше обоих, особенно в наши дни.
Ключ к его обретению заключается в том, чтобы стать лучше по отношению к себе и друг к другу.
Поясню:
Я не имею в виду лайки в социальных сетях.
Я не имею в виду отмечать положительное событие дня в своем календаре.
Я говорю о:
Принять и интегрировать истинного себя, «хорошего» и «плохого», открыть свои дары и поделиться ими с миром.
И помогать другим делать то же самое.
Часто лучшими проводниками в этом процессе являются духовные люди, которые нашли способ перевести свои внутренние переживания во внешний мир.
Но для того, чтобы стать духовным человеком, действия которого меняют мир вокруг вас, важно задать простой исходный вопрос:
Что такое духовный человек?
Духовный человек — это тот, кто придает большое значение духовности, которая представляет собой опыт и изучение божественной и нефизической реальности.
Время от времени вы встречаете кого-то, с кем вам действительно хочется быть рядом, потому что с ним вы чувствуете силу, понимание и признание.
Это тип духовных людей, которые намного больше, чем позеры на коврике для йоги или гуру для развлечения.
Быть духовным человеком по-настоящему означает быть настоящим человеком, другом и союзником на этом тернистом жизненном пути.
Кто-то, кто может наметить внутренний путь к самоисцелению и росту и помочь другим сделать то же самое.
По словам автора бестселлеров Маргарет Пол:
«Быть духовным человеком означает быть человеком, высшим приоритетом которого является любовь к себе и другим. Духовный человек заботится о людях, животных и планете. Духовный человек знает, что мы все Едины, и сознательно старается чтить это Единство. Духовный человек – добрый человек»
В целом определение духовности довольно сложно, так как оно основано на опыте.
Некоторые люди не верят, что за пределами нашего материального мира существует какая-либо реальность.
Другие религиозны или духовны и верят, что у нас есть дух, являющийся частью разумного замысла или космической осмысленной системы.
Как говорит писательница Кимберли Фосу:
«Духовность не требует веры. Это потому, что он основан на вашем непосредственном опыте необычных состояний сознания, будь то ангелы, духовные наставники, Бог, духовные животные и т. д. Этот прямой опыт выходит за рамки веры. Вам не нужна вера, если у вас есть непосредственный опыт того, во что религиозному человеку, возможно, придется верить или с трудом верить».
При этом вполне возможно быть религиозным и духовным или нерелигиозным и духовным.
Многие духовные и религиозные люди верят, что дух продолжает жить после физической смерти в той или иной форме, в то время как другие верят, что это не так, но что наша земная жизнь по-прежнему важна и является частью великого замысла.
Есть ли общие характеристики духовного человека?
Во-вторых, важно посмотреть, есть ли общие характеристики духовного человека.
Ведь каждый из нас уникален, и, может быть, духовность зависит от каждого человека по-своему.
Хотя это правда, и каждый из наших переживаний нельзя четко обобщить или перефразировать, существуют основные характеристики духовных людей.
Это черты и качества духовного человека, который смог привести свое внутреннее путешествие в соответствие с внешней жизнью.
Это качества духовного человека, «усвоившего уроки» великих учителей человечества и его древней мудрости, качества человека, выработавшего подлинный подход к себе и другим с духовной точки зрения.
Вот они, 17 ключевых характеристик духовного человека.
1) Они знают, что все не под одну гребенку
Одна из основных характеристик духовного человека — открытость.
В то время как у каждого есть свои ценности и принципы, духовный человек знает, что один размер не подходит всем.
Они слушатели и терпеливые, готовые подождать и посмотреть.
Они действуют, когда это необходимо, и являются эффективными людьми в окружающем их мире, но они не действуют без необходимости и не разжигают драмы и конфликты, когда в этом нет необходимости.
Они позволяют разнообразию и различиям процветать вокруг себя и принимают к сведению даже свои негативные реакции на людей и ситуации как опыт обучения, вместо того, чтобы интерпретировать их как осуждение.
Духовный человек благодарен за предоставленное ему пространство и свободу и проявляет такую же любезность к другим.
Как говорит доктор Марк Гафни:
«Когда человек начинает осознавать, что может жить полной истиной и красотой, он начинает излучать эту глубину в центр общества».
2) Они знают, что любовь начинается с любви и уважения к себе
Еще одна замечательная черта духовного человека — это любовь и уважение к себе.
Они не скрывают и не подавляют свои недостатки, не хвастаются и не раздувают свои достоинства.
Они принимают и полностью реализуют свою силу и любовь к себе, чтобы подтвердить свое место в нашем живом биоме.
Руда Янде, всемирно известный шаман, учит в своем бесплатном видео о любви и близости, что поиск любви, которая имеет смысл и длится, начинается внутри.
Видите ли, Руда — современный шаман, который верит в долгосрочный прогресс, а не в неэффективные быстрые решения. Он знает, что внутренняя любовь и уважение не могут быть достигнуты, если сначала не решить нашу неуверенность и прошлые травмы.
Его мощные техники помогут вам восстановить связь с самим собой, противостоять нездоровому восприятию и поведению и восстановить самые важные отношения, которые у вас когда-либо будут, — отношения с самим собой.
Вот еще раз ссылка на бесплатное видео.
3) Они не считают себя выше других
Быть духовным человеком означает в корне принять истину о том, что спасение находится не «над» землей или в каком-то темном, невидимом царстве, а через наши отношения с землей прямо под наши ноги.
Духовный человек действительно не считает себя выше других.
Если вы встречаетесь с духовным человеком, приготовьтесь благоговеть перед его смирением.
Они с удивлением смотрят на человеческое творение и могут быть унижены плотником или механиком, когда этот человек объясняет им свое ремесло.
Духовный человек искренне ценит спектр человеческих талантов и интересов. Для них это невероятный гобелен.
Мысль о том, что их духовный путь или опыт сделают их лучше или более «продвинутыми» по сравнению с окружающими, далека от их разума или жизни.
4) Они не привязываются к гуру и духовным учителям и не поклоняются им
Многие люди, страдающие от духовного эго, привязываются к гуру и духовным учителям.
Они часто попадают в ловушку созависимости, желая, чтобы кто-то «спас» или «исправил» их извне.
Конечно, это никогда не работает.
А иногда это приводит к еще худшим ситуациям злоупотреблений и манипуляций.
Как объясняет Джастин Браун в этом видео о Духовном Эго, слишком увлечься гуру или самому стать им — это скользкий путь. Посмотрите видео ниже.
5) Они добровольно помогают другим и заботятся о них
Еще одна главная характеристика духовного человека — тот, кто добровольно помогает и заботится о других.
Они делают это не ради денег, признания или вознаграждения, они делают это, потому что могут.
Они также проявляют эту доброту к заботе об окружающей среде, животных, собственном доме и общественных местах.
Они делают добрые дела для других и помогают, чем могут, потому что они приняли Золотое Правило.
Духовный человек начал собственное внутреннее путешествие и, следовательно, готов и эффективно помогать внешнему миру.
Известный Герман Гессе пишет об этом поиске смысла и подлинной духовной жизни в своей книге «Нарцисс и Гольдмунд».
Главный герой Гессе заключает, что смысл жизни заключается в использовании своих даров для служения другим:
Моя цель такова: всегда ставить себя на то место, где я лучше всего могу служить, везде, где мои дары и качества находят наилучшую почву расти, широчайшее поле действия. Другой цели нет.
6) Они перестали покупаться на токсичную духовность
Еще одной важной характеристикой духовного человека является то, что он чувствует духовную силу изнутри.
Суть духовности в том, что она такая же, как и все остальное в жизни:
Им можно манипулировать.
К сожалению, не все гуру и эксперты, проповедующие духовность, руководствуются нашими интересами.
Некоторые пользуются тем, что превращают духовность во что-то ядовитое, даже ядовитое.
Я узнал об этом от шамана Руда Янде. Имея более чем 30-летний опыт работы в этой области, он видел и испытал все это.
От изматывающего позитива до откровенно вредных духовных практик, это бесплатное видео, которое он создал, затрагивает целый ряд токсичных духовных привычек.
Чем Руда отличается от остальных? Откуда вы знаете, что он не один из манипуляторов, против которых он предостерегает?
Ответ прост:
Он способствует духовной силе изнутри.
Нажмите здесь, чтобы посмотреть бесплатное видео и разрушить духовные мифы, которые вы купили за правду.
Вместо того, чтобы рассказывать вам, как вы должны практиковать духовность, Руда сосредоточивает свое внимание исключительно на вас. По сути, он возвращает вас на место водителя в вашем духовном путешествии.
Вот еще раз ссылка на бесплатное видео.
7) Они заботятся о своем окружении и реалиях повседневной жизни
Они живут в таком состоянии сверхпозитивности и «блаженства», что в конечном итоге теряют связь со своим окружением и реалиями повседневной жизни. Это ключевая опасность духовного эго.
И это то, что истинно духовный человек преодолел в своем путешествии.
Духовный человек любит вкусно поесть.
Или провести вечер за бокалом вина в компании любимого человека.
Или даже поиграть в веселую настольную игру с семьей и насладиться волшебством смеха.
Они полностью погружены в настоящее и вовлечены в реальность повседневной жизни.
8) Уважают различные религиозные и духовные взгляды окружающих
Духовные люди часто проходят множество эволюций.
Одной из характеристик духовного человека является то, что он дает другим людям пространство и уважение, чтобы они могли пройти свой собственный путь эволюции и идти своим собственным путем в соответствии со своими религиозными и духовными убеждениями.
Подлинный духовный человек не ищет споров на всякий случай, не хочет быть «правым» и не опровергает других.
Они уважают то, что другие могут твердо верить в определенную религию или духовный путь, и духовный человек работает над тем, чтобы учиться и быть открытым для того, что он может сделать на этом пути.
Духовный человек не ведет счет. Они позволяют другим жить своей правдой до тех пор, пока это не вредно.
Они преодолели это духовное эго новичка, желая обратить и убедить всех вокруг себя.
Как говорит автор подкастов о психическом здоровье Келли Мартин:
«Во время моего интенсивного следования учению Закона Притяжения и Авраама Хикса я думал, что любой, кто не «понял это», был идиотом. Я стал евангелистом в своих убеждениях. Тогда я не сомневался в правильности того, что говорил. Я был так уверен, что был прав. Потребовалось изменение точки зрения, чтобы отказаться от учений и осознать, что другие пути столь же действенны».
9) Они скромны и открыты для обучения и нового опыта
Еще одной характеристикой духовного человека является смирение.
Они не переоценивают себя и не ищут пути эго.
Они любят помогать и приносить пользу, но не ради собственной славы. Они не обещают слишком много и не делают меньше, они реалистично воспринимают каждую ситуацию и планируют будущее с практическим здравым смыслом и разумным осознанным оптимизмом.
Быть по-настоящему духовным означает быть смиренным в истинном смысле этого слова. Не в том, чтобы стесняться или стыдиться своей силы, а в том, чтобы владеть своей силой и связью с землей.
Как говорит «Назад к источнику»:
«Если мы действительно проанализируем это слово, то заметим, что латинский корень humilis происходит от гумуса, вернее, что он принадлежит земле. Смиренный человек — это тот, кто поддерживает связь с землей, с реальностью, кто твердо стоит на земле. Помня о своих корнях, он не будет обманут пиндарическими полетами ума, часто движимыми неразрешенными бессознательными ранами».
10) Хватит указывать пальцем и разжигать конфликт
Глупо думать, что духовный человек — это теплый и пушистый комочек радости на все времена.
Его часто продвигают сторонники «Закона притяжения» Нью Эйдж, которые не понимают темной стороны позитивного мышления.
Это также немного грустно, потому что в горе, ярости и беспокойстве так много потенциала для трансформации, но когда вы подавляете это, вы теряете эту потенциальную возможность.
Непонимание и искажение происходит по простой причине:
Духовным людям не хватает драм и конфликтов.
Это не значит, что они никогда не злятся и не впадают в депрессию. Это означает, что они не «заводятся» спорами, сплетнями или чужими драмами. И указывать пальцем или обвинять больше не ощущается ни чем иным, как слабостью.
Это их просто утомляет, потому что они видят, насколько все это ненужно и истощает. Поэтому они уходят.
Это не значит, что к духовному человеку никогда ничего не доходит, это просто означает, что он вышел из повседневной драмы, которая часто может связывать многих из нас своими осложнениями.
Как говорит Фосу:
«Они осознают свои эмоции, то, что им нужно исцелить, и они осознают тот факт, что их внешний мир является отражением того, что происходит внутри. Благодаря такому уровню самосознания духовный человек никогда не станет указывать пальцем на внешний мир».
11) Несправедливость и эгоизм делают их по-настоящему грустными
Другое дело, что касается характеристик духовного человека, так это то, что несправедливость и эгоизм делают их по-настоящему грустными.
Это не означает, что это расшатывает их внутреннюю самоидентификацию или заставляет их хотеть обвинять, бороться и быть «правыми».
Это немного другое:
Они искренне разочарованы, потому что знают, что возможен лучший путь. Они видят, как люди впадают в одни и те же искушения и инстинкты, не осознавая этого, и чувствуют разочарование на более широком уровне.
Речь идет не о том, чтобы злиться на кого-то лично или думать, что он плохой человек из-за того, что он эгоист, жадный или ненавидящий. Вместо этого это разочарование от того, как они могут быть намного больше.
И эта грусть и разочарование сильны, потому что это фундамент, который они используют в качестве основы для обучения, исцеления и помощи себе и другим.
Мы можем лучше.
Мы сделаем лучше.
12) Они знают, что любовь — это не только солнце и розы
Еще одной характеристикой духовного человека является то, что он эмоциональный реалист.
Под этим я подразумеваю, что они знают, что любовь и духовность — это не только солнце и розы.
Соприкоснувшись с силой нашего дыхания, мы можем подключиться к глубокой духовной энергии, и даже при этом вы можете столкнуться со многими «негативными» и тяжелыми травмами и болью в себе.
Духовный человек знает, что травмы и боль являются частью духовного пути и что жизнь может быть действительно трудной.
Даже самые прекрасные создания однажды увянут и умрут, а разочарование может постичь даже самого богатого и могущественного человека на планете.
Мы все в одной лодке, и путь к принятию себя и других может быть трудным.
Но оно того стоит.
13) Они знают, как войти в состояние потока
Еще одна интересная характеристика духовного человека заключается в том, что он знает, как войти в состояние потока.
Они понимают, что «плыть по течению» на самом деле означает не «отпускать», а держаться за правильные вещи.
Духовный человек самореализуется, сосредотачиваясь на том, что важно, и оттачивая свои дары.
Думайте о многих из нас, как о машинах с забитыми карбюраторами, расходующими большую мощность и топливо, чтобы проехать по дороге.
Духовный человек сумел прожечь эту дрянь и работает чисто. Они заряжаются и едут по дороге, не тратя время и энергию на все блокировки и отвлекающие факторы внутри собственного двигателя.
14) Они помогают другим полностью раскрыть свой потенциал
Еще одной важной характеристикой духовного человека является то, что он хочет лучшего для других.
Даже лучшие из нас могут застрять, считая жизнь, карьеру и даже любовь «игрой с нулевой суммой».
Другими словами: если вы получаете прекрасную карьеру, отличную семью и замечательную жену или партнера, это означает, что остальным из нас нечего делать, и это напоминание о том, что я не получаю XY или Z того, что я хотеть.
Духовный человек полностью отпустил этот менталитет.
Больше к ним не относится. Они искренне радуются успехам других и хотят для окружающих того же, что и для себя.
Как говорит Пророк Мухаммад (мир ему) в Хадисе 13, в духовном человеке нет места хасаду (зависти) или гибте (ревности):
Никто из вас не уверует, пока не возлюбит к своему брату то, что ты любишь для себя.
15) Они понимают и принимают свою собственную силу
Еще одна замечательная черта духовного человека — они понимают и принимают свою собственную силу.
Как писала духовный учитель, писатель и кандидат в президенты Марианна Уильямсон в своем 1992 книга Возвращение к любви:
Ваша игра в мелочи не служит миру. Нет ничего просветленного в том, чтобы сжиматься, чтобы другие люди не чувствовали себя неуверенно рядом с вами.
Это истина, которую духовный человек знает в глубине своего существа.
Они обнаружили ключевое различие между эго и властью.
Эго, действительно, слабость. Это действие из страха, жадности и желания иметь «больше», чем другие.
Сила в том, чтобы знать, что когда ты побеждаешь, я побеждаю. Сила в том, чтобы знать, что мы получаем гораздо больше от помощи, которую мы оказываем другим, и от нашего собственного внутреннего покоя, чем от автомобилей, домов и имущества.
16) Они не ищут наград и внешнего подтверждения
Одной из основных характеристик духовного человека является то, что они не ищут вознаграждения или внешнего подтверждения.
Это потому, что им не до благодарностей, Оскаров и аплодисментов.
Они хотят делать добрые дела и быть конструктивными.
Они там, чтобы освещать путь.
Они созданы для того, чтобы создавать и поддерживать беспроигрышные ситуации.
И это самая большая награда в мире.
17) Они искренне благодарны и полны удивления по поводу жизни
Духовные люди благодарны.
Это не значит, что им нужно каждый день публиковать сообщения об этом в Instagram или «рассказывать» людям, как они благодарны. Я просто говорю, что они есть на самом деле. (Есть разница).
Они также полны удивления по поводу жизни.
Как говорит персонаж Гессе Гольдмунд в великом произведении Гессе «Нарцисс и Гольдмунд»:
«Я верю . . . что лепесток цветка или крохотный червячок на дороге говорят гораздо больше, содержат гораздо больше, чем все книги в библиотеке. Одними буквами и словами многого не скажешь. Иногда я пишу греческую букву, тэту или омегу и чуть-чуть наклоняю перо; вдруг у буквы появляется хвост, и она становится рыбой; через секунду он вызывает в памяти все ручьи и реки мира, все прохладное и влажное, гомерово море и воды, по которым бродил святой Петр; или становится птицей, машет хвостом, встряхивает перьями, надувается, смеется, улетает. Ты, наверное, не очень любишь такие письма, Нарцисс? А я говорю: ими Бог написал мир».
Заключительное слово
В заключение я хотел бы подчеркнуть, что быть духовным — это не соревнование. Одна из худших вещей в духовном нарциссизме Нью Эйдж заключается в том, что он заставил многих людей считать духовность «элитной» и кликабельной.
Но правда в том, что духовность противоположна конкуренции: это сотрудничество.
Мы становимся по-настоящему духовными и эффективными людьми, когда осознаем взаимосвязь жизни и нашу связь друг с другом.
Вам не нужно воспевать или визуализировать свои чакры, чтобы быть духовным, хотя есть много замечательных медитаций для внутреннего спокойствия, которые вы можете попробовать.
Вы можете стать духовным, просто проводя простой день дома с семьей и наблюдая, как птицы клюют кормушку на заднем дворе.
Вы можете стать духовным, если по-настоящему соприкоснетесь со своим гневом и направите его во что-то позитивное.
Или сидеть на берегу океана, наблюдая, как набегают волны, и позволяя чувству прощения захлестнуть вас.
Духовные переживания повсюду вокруг вас и внутри вас.
Коуч по отношениям может помочь и вам?
Если вам нужен конкретный совет по поводу вашей ситуации, может быть очень полезно поговорить с коучем по отношениям.
Я знаю это по личному опыту…
Несколько месяцев назад я связался с Героем отношений, когда мои отношения переживали трудный период. После столь долгого погружения в свои мысли они дали мне уникальное представление о динамике моих отношений и о том, как вернуть их в нужное русло.
Если вы раньше не слышали о Relationship Hero, это сайт, где высококвалифицированные тренеры по отношениям помогают людям в сложных и трудных любовных ситуациях.
Всего за несколько минут вы можете связаться с сертифицированным коучем по отношениям и получить индивидуальный совет для вашей ситуации.