Духовная политическая социальная экономическая сферы: Сферы жизни общества: экономическая, политическая, социальная, духовная

Общество как система. Основные сферы жизни общества

В недалеком прошлом некоторые философы и социологи сравнивали общество с механизмом, составные части которого признавались существующими автономно, независимо друг от друга. Другие уподобляли общество живому организму, функционирование которого обеспечивается взаимосвязью и взаимодействием составляющих его структурных элементов. Современные философия и социология рассматривают общество как самоорганизующуюся, целостную, устойчивую, динамичную, функционирующую и развивающуюся систему. Раскроем этот тезис более подробно. Общество — это самоорганизующаяся система. Данное утверждение надо понимать в том смысле, что общество возникает и существует в силу действия причин, присущих езду самому. Причины эти кроются не в боге, не в мировом разуме или в чем-то ином, находящемся вне общества, а во взаимодействии элементов самой социальной системы, в частности, таких, как экономика, политика, культура, право, нравственность, церковь и т.

д. В процессе функционирования и развития общества повышается уровень его организации. Общество — это целостная система. Общество, иначе говоря, представляет собой образование, состоящее из множества разнообразных элементов, каждый из которых выступает как составная часть единого целого и которые находятся между собой в определенных взаимосвязях и взаимодействиях. Общество всегда имеет ту или иную структуру, фиксирующую отношения между его компонентами. Общество — динамичная система. Это значит, что оно не представляет собой чего-то застывшего, раз и навсегда данного, неизменного. Будучи относительно устойчивой, стабильной системой, оно вместе с тем находится в постоянном движении, меняя свое состояние во времена. Невозможно зафиксировать ни одного момента, в течение которого общество находилось бы в абсолютно неизменном положении, в равновесии, в покое. В нем постоянно происходят изменения того или иного рода. Эти изменения приводят к тому, что общество становится все более масштабной и сложной системой.
А чем сложнее организована система, тем выше она находится на эволюционной лестнице. Причем, эволюция общества — процесс весьма противоречивый, поскольку в нем прогресс в одном непременно сопровождается регрессом в другом. Так, рост материального производства вызывает загрязнение природной среды, увеличение средств транспорта, появление их новых видов ведет к росту смертных случаев на земных дорогах, в воздухе и на морях, расцвет науки и техники вызывает целую серию негативных социальных последствий» таких, например, как интенсификация труда, рост безработицы, увеличение количества оружия, в частности орудия массового поражения, расширение границ контроля за частной жизнью людей и т.д. Общество — функционирующая система. Это говорит о том, что общество представляет собой нечто действующее, работающее. Действуют его составные части, такие, как люди, социальные группы, политические партии, государство и его структуры, экономика, культу-ра, наука, церковь, право, нравственность и т.д. и т.
п. Действие составных частей обеспечивает функционирование а самого общества. Правда, при этом надо иметь в виду, что результатом санкционирования общества далеко не всегда бывает то, что ожидают субъекты, люди, на что они рассчитывают, на что надеются. Общество, как и любая система, имеет определенную структуру, которую образуют элементы, из которых эта система состоит, и те связи и отношения, которые между ними существуют. Структура общества достаточно сложна. Выявить все элементы социальной системы, все те связи и отношения, которые между ними существуют, в силу их чрезвычайно большого многообразия едва ли возможно. Не претендуя на это, все же можно в обществе выделить ряд подсистем, в роли которых выступают сферы общественной жизни людей. Обычно выделяют четыре сферы общественной жизни; экономическую, социальную, политическую и духовную. Каждая из этих сфер имеет свою специфику, свой набор составляющих элементов, свою структуру. Дадим им хотя бы краткую характеристику. Основу, базис общественной жизни людей образует материальное производство, законы его функционирования и развития, составляющие экономическую сферу жизни общества.
К экономической сфере относится все то, что связано с деятельностью ладей по производству, обмену, распределению и потреблению материальных благ, материальных условий их жизни. Каковы ее параметры экономической сферы, какие составные элементы она в себя включает? В этой связи давно ухе сложилась традиция отожествлять экономическую сферу со способом производства материальных благ, который состоит из производительных сил и производственных отношений. Однако, такое отождествление едва ли правомерно, поскольку экономическая сфера только к способу производства не сводится. Она включает в себя ряд компонентов, и способ производства является лишь одним из них. В целом экономическая сфера включает в себя, во-первых, сам труд как деятельность по созданий материальных и духовных ценностей; во-вторых, способ производства необходимых для жизни людей материальных и духовных благ, выступающий как единство производительных сил и производственных отношений; в-третьих, весьма сложный механизм функционирования материально-производственной системы в целом, в которую входят цели, задачи, стимулы, ориентиры, мотивы и другие факторы производственной деятельности людей.
Основу экономической сферы образует труд, производственная деятельность, посредством которой люди создают материальные и духовные блага, необходимые им для существования, для жизни. Понятое «производство» как раз и отражает то факт, что трудовая деятельность носит производительный характер, что в процессе труда создаются вещи, предметы, продукты, способные удовлетворить те или иные потребности людей. Причем, производство выступает не только как экономическое, но и как философско-социологическое понятие. Это значит, что в процессе производства не только создаются необходимые для жизни людей материальные и духовные блага, но и одновременно осуществляется воспроизводство самого человека, воспроизводство общества. Без производства общество не может ни существовать, ни развиваться. Остановка производства неизбежно ведет к деградации как общества, так и человека. Весьма важную сторону экономической сферы образует способ производства людьми необходимых для жизни материальных и духовных благ.
Способ производства составляют производительные силы и производственные отношения, которые находятся в довольно сложных, а порой и противоречивых взаимосвязях и взаимодействиях. К производительным силам относятся люди, осуществляющие производственный процесс, средства производства и наука. Производственные же отношения включают в себя те отношения, которые складываются между людьми а процессе производства, обмена и распределения материальных благ. В их структуру входят формы разделения труда (охота и собирательство, скотоводство и земледелие, ремесло и торговля и т.п.), наличие различных общественных групп, основанное на разделении труда, формы обмена (натуральный, денежный и др.), формы собственности на сродства производства (частная, общественная и т.д.), формы распределения дохода (по капиталу, по труду и т.д.). Однако при всем ври этом жизнь общества одной экономической сферой не исчерпывается. В обществе фактически на любом этапе его развития существуют не только отдельные люди, но и их остальные объединения (социальные группы, социальные общности), между которыми складываются определенные отношения.
В связи с этим и возникают вопросы: когда, в силу каких причин и каким образом в обществе возникают социальные общности и группы, что они собой представляют, какие между ними устанавливаются отношения, как они функционируют, какова их роль в обществе, какова их историческая судьба и т.д. и т.п.? Ответы на эти вопросы в экономической сфере мы не найдем. Для этого надо проникнуть в иную, а именно в социальную сферу жизни общества. Основу этой сферы составляют устойчивые социальные группы людей, социальные общности, закономерности их возникновения, существования, функционирования и развития, система связей я отношений между ними, их социальное поведение. В обществе наличествует множество различных по масштабу и социальной роли групп и общностей. Это общины, племена, народности, нации, классы, городское и сельское население, производственные коллективы, профессиональные объединения, половые и возрастные группы, малые социальные группы и т.д. Каждая социальная группа и каждая социальная общность имеют свою биографию, свои потребности и интересы, свои особенности в поведении а деятельности и т.
п. Между ними складываются различные отношения, диапазон которых довольно широк — от дружбы и сотрудничества до противостояния и антагонизма. В социальной сфере жизни общества обычно выделяют макро- и микросоциальную структуру. Макросоциальная структуру включает в себя такие большие группы ладей, как народы, нации, классы. Сюда также относятся профессиональные организации, региональные объединения, этнические образования, обладающие устойчивым характером. Большие социальные группы, в свою очередь, имеют свою структуру, элементами которой выступают малые группы, образующие микроструктуру общества. Малые социальные группы относительно малочисленны по составу, члены их объединены общей деятельностью, находятся в непосредственном общении друг с другом, они имеют общегрупповые ценности и особые нормы поведения. К малым социальным группам относятся трудовые коллективы, учебные группы, воинские подразделения, семья и т.п. В обществе существует множество разнообразных малых групп, между которым складываются различные по характеру и формам про-явления взаимосвязи и взаимодействия.
Большие и малые социальные группы в общественной жизни играют неодинаковую роль. Миссия больших групп более весома, их действия и поведение на жизни общества сказываются более основательно. Происходит это потому, что фундаментальные социальные законы реализуйся прежде всего в деятельности и поведении больших групп. Деятельность не малых групп в значительной степени субъективна, она во многом зависит от субъективных факторов. Малые группы в исторических событиях обычно действуют в (фарватере больших социальных групп. Таким образом, социальная севера представляет собой довольно сложную подсистему, включающую в себя большие и малые социальные группы и всю ту гамму отношений, кото-рая между ними складывается. Необходимость управлять экономической и социальной сферами, их структурными элементами привела к тому, что в обществе -на определенном этапе его развития появляются политические институты, учреждения и организации, которые и образовали политическую сферу общественной жизни людей. К числу этих институтов, учреждений и организаций от-носятся государство, политические партии, профессиональные союзы, молодежные, культурные, религиозные организации и т.
д. Их деятельность, отношения между ними составляют политическую жизнь общества. Самым древним и развитым политическим институтом является государство. Когда-то люди жили общинами, племенами, кланами, родами, управление которыми осуществлялось на негосударственной основе. Однако, выросшие масштабы общества, его дифференциация, появление стран привели к тому, что возникло государство как особая форма организации общественной жизни людей. Государство, во-первых, решает общие задачи, выражая интересы всех социальных слоев и групп населения, всех людей, играя роль «ночного сторожа», пекущегося о благе всех. Во-вторых, оно осуществляет функции, в которых заинтересованы господствующие классы, элитарные группы населения. При помощи государства экономически господствующий класс становится также и политически и юридически господствующим. Государство в целом обеспечивает условия, необходимые для жизни и деятельности как отдельных людей, так и их социальных объединений. Свою роль в жизни общества, кроме государства, играют также политические партии, профсоюзы, молодежные, культурные, религиозные и др. организации, между которыми устанавливаются довольно сложные политические зависимости и отношения. В политической сфере общество предстает как мир организаций и институтов. Тем самым представление об обществе становится более объемным, глубоким и конкретным. Еще более богатой и многообразной делают общественную жизнь ладей духовные ценности, на основе которых складывается духовная жизнь общества. Говорят, не хлебом единым жив человек, что свидетельствует о тем, что в социальном бытии людей весьма важное место занимают духовные ценности, духовные интересы и потребности, духовное творчество, духовная жизнь. В духовной жизни люди удовлетворяют потребности в познании, эмоциональном переливании, творчестве, общении и т.п. Человек живет богатой или бедной, красивой или безобразной, нравственной или безнравственной духовной жизнью. Духовная жизнь людей образует основу духовной сферы жизни общества, связанной с производством, распространением и потреблением духовных ценностей. Однако, только к совокупности духовных (научных, нравственных, эстетических, религиозных и др. ) ценностей духовная сфера не сводится. Она включает в себя духовные потребности и интересы, духовную деятельность (духовное производство), духовные ценности, духовное потребление и духовные отношения. Духовная сфера — это особый способ жизнедеятельности людей, их активная творческая деятельность по освоению мира. В духовную сферу входят наука, искусство, идеология, религия, образование и воспитание. Специфика духовной сферы проявляется прежде всего в той, что ее образуют производство и потребление духовных ценностей, таких, как научные идеи и теории, нравственные нормы поведения, художественные, эстетические представления и взгляды, религиозные чувства и т.д. Производство духовных ценностей основывается на умственном, интеллектуальном труде, который открывает широкие возможности для творчества человека, для его самодеятельности. Специфика духовной сферы заключается такие и в особенностях потребления духовных ценностей. В процессе потребления духовные ценности не «исчезают», а превращаются в богатство духовного мира человека. Процесс потребления духовных ценностей, кроме того, представляет собой одновременно и процесс производства. Ведь зритель, слушатель, читатель не просто пассивно воспринимает информацию извне, а он переживает, осмысливает духовные ценности под углом зрения своего жизненного опыта. Духовной сфере в общественной жизни людей принадлежит совершенно особая роль. Дело в тон, что духовная сфера, как никакая другая, непосредственно влияет на жизнь и развитие человека, на формирование его потребностей и интересов, на проявление его талантов и способностей. studentik.net

В недалеком прошлом некоторые философы и социологи сравнивали общество с механизмом, составные части которого признавались существующими автономно, независимо друг от друга. Другие уподобляли общество живому организму, функционирование которого обеспечивается взаимосвязью и взаимодействием составляющих его структурных элементов. Современные философия и социология рассматривают общество как самоорганизующуюся, целостную, устойчивую, динамичную, функционирующую и развивающуюся систему. Раскроем этот тезис более подробно.
Общество — это самоорганизующаяся система. Данное утверждение надо понимать в том смысле, что общество возникает и существует в силу действия причин, присущих езду самому. Причины эти кроются не в боге, не в мировом разуме или в чем-то ином, находящемся вне общества, а во взаимодействии элементов самой социальной системы, в частности, таких, как экономика, политика, культура, право, нравственность, церковь и т.д. В процессе функционирования и развития общества повышается уровень его организации.
Общество — это целостная система. Общество, иначе говоря, представляет собой образование, состоящее из множества разнообразных элементов, каждый из которых выступает как составная часть единого целого и которые находятся между собой в определенных взаимосвязях и взаимодействиях. Общество всегда имеет ту или иную структуру, фиксирующую отношения между его компонентами.
Общество — динамичная система. Это значит, что оно не представляет собой чего-то застывшего, раз и навсегда данного, неизменного. Будучи относительно устойчивой, стабильной системой, оно вместе с тем находится в постоянном движении, меняя свое состояние во времена. Невозможно зафиксировать ни одного момента, в течение которого общество находилось бы в абсолютно неизменном положении, в равновесии, в покое. В нем постоянно происходят изменения того или иного рода. Эти изменения приводят к тому, что общество становится все более масштабной и сложной системой. А чем сложнее организована система, тем выше она находится на эволюционной лестнице. Причем, эволюция общества — процесс весьма противоречивый, поскольку в нем прогресс в одном непременно сопровождается регрессом в другом. Так, рост материального производства вызывает загрязнение природной среды, увеличение средств транспорта, появление их новых видов ведет к росту смертных случаев на земных дорогах, в воздухе и на морях, расцвет науки и техники вызывает целую серию негативных социальных последствий» таких, например, как интенсификация труда, рост безработицы, увеличение количества оружия, в частности орудия массового поражения, расширение границ контроля за частной жизнью людей и т. д.
Общество — функционирующая система. Это говорит о том, что общество представляет собой нечто действующее, работающее. Действуют его составные части, такие, как люди, социальные группы, политические партии, государство и его структуры, экономика, культу-ра, наука, церковь, право, нравственность и т.д. и т.п. Действие составных частей обеспечивает функционирование а самого общества. Правда, при этом надо иметь в виду, что результатом санкционирования общества далеко не всегда бывает то, что ожидают субъекты, люди, на что они рассчитывают, на что надеются.
Общество, как и любая система, имеет определенную структуру, которую образуют элементы, из которых эта система состоит, и те связи и отношения, которые между ними существуют. Структура общества достаточно сложна. Выявить все элементы социальной системы, все те связи и отношения, которые между ними существуют, в силу их чрезвычайно большого многообразия едва ли возможно. Не претендуя на это, все же можно в обществе выделить ряд подсистем, в роли которых выступают сферы общественной жизни людей. Обычно выделяют четыре сферы общественной жизни; экономическую, социальную, политическую и духовную. Каждая из этих сфер имеет свою специфику, свой набор составляющих элементов, свою структуру. Дадим им хотя бы краткую характеристику.
Основу, базис общественной жизни людей образует материальное производство, законы его функционирования и развития, составляющие экономическую сферу жизни общества. К экономической сфере относится все то, что связано с деятельностью ладей по производству, обмену, распределению и потреблению материальных благ, материальных условий их жизни. Каковы ее параметры экономической сферы, какие составные элементы она в себя включает? В этой связи давно ухе сложилась традиция отожествлять экономическую сферу со способом производства материальных благ, который состоит из производительных сил и производственных отношений. Однако, такое отождествление едва ли правомерно, поскольку экономическая сфера только к способу производства не сводится. Она включает в себя ряд компонентов, и способ производства является лишь одним из них. В целом экономическая сфера включает в себя, во-первых, сам труд как деятельность по созданий материальных и духовных ценностей; во-вторых, способ производства необходимых для жизни людей материальных и духовных благ, выступающий как единство производительных сил и производственных отношений; в-третьих, весьма сложный механизм функционирования материально-производственной системы в целом, в которую входят цели, задачи, стимулы, ориентиры, мотивы и другие факторы производственной деятельности людей.
Основу экономической сферы образует труд, производственная деятельность, посредством которой люди создают материальные и духовные блага, необходимые им для существования, для жизни. Понятое «производство» как раз и отражает то факт, что трудовая деятельность носит производительный характер, что в процессе труда создаются вещи, предметы, продукты, способные удовлетворить те или иные потребности людей. Причем, производство выступает не только как экономическое, но и как философско-социологическое понятие. Это значит, что в процессе производства не только создаются необходимые для жизни людей материальные и духовные блага, но и одновременно осуществляется воспроизводство самого человека, воспроизводство общества. Без производства общество не может ни существовать, ни развиваться. Остановка производства неизбежно ведет к деградации как общества, так и человека.
Весьма важную сторону экономической сферы образует способ производства людьми необходимых для жизни материальных и духовных благ. Способ производства составляют производительные силы и производственные отношения, которые находятся в довольно сложных, а порой и противоречивых взаимосвязях и взаимодействиях. К производительным силам относятся люди, осуществляющие производственный процесс, средства производства и наука. Производственные же отношения включают в себя те отношения, которые складываются между людьми а процессе производства, обмена и распределения материальных благ. В их структуру входят формы разделения труда (охота и собирательство, скотоводство и земледелие, ремесло и торговля и т. п.), наличие различных общественных групп, основанное на разделении труда, формы обмена (натуральный, денежный и др.), формы собственности на сродства производства (частная, общественная и т.д.), формы распределения дохода (по капиталу, по труду и т.д.).
Однако при всем ври этом жизнь общества одной экономической сферой не исчерпывается. В обществе фактически на любом этапе его развития существуют не только отдельные люди, но и их остальные объединения (социальные группы, социальные общности), между которыми складываются определенные отношения. В связи с этим и возникают вопросы: когда, в силу каких причин и каким образом в обществе возникают социальные общности и группы, что они собой представляют, какие между ними устанавливаются отношения, как они функционируют, какова их роль в обществе, какова их историческая судьба и т.д. и т.п.? Ответы на эти вопросы в экономической сфере мы не найдем. Для этого надо проникнуть в иную, а именно в социальную сферу жизни общества. Основу этой сферы составляют устойчивые социальные группы людей, социальные общности, закономерности их возникновения, существования, функционирования и развития, система связей я отношений между ними, их социальное поведение.
В обществе наличествует множество различных по масштабу и социальной роли групп и общностей. Это общины, племена, народности, нации, классы, городское и сельское население, производственные коллективы, профессиональные объединения, половые и возрастные группы, малые социальные группы и т.д. Каждая социальная группа и каждая социальная общность имеют свою биографию, свои потребности и интересы, свои особенности в поведении а деятельности и т.п. Между ними складываются различные отношения, диапазон которых довольно широк — от дружбы и сотрудничества до противостояния и антагонизма.
В социальной сфере жизни общества обычно выделяют макро- и микросоциальную структуру. Макросоциальная структуру включает в себя такие большие группы ладей, как народы, нации, классы. Сюда также относятся профессиональные организации, региональные объединения, этнические образования, обладающие устойчивым характером. Большие социальные группы, в свою очередь, имеют свою структуру, элементами которой выступают малые группы, образующие микроструктуру общества. Малые социальные группы относительно малочисленны по составу, члены их объединены общей деятельностью, находятся в непосредственном общении друг с другом, они имеют общегрупповые ценности и особые нормы поведения. К малым социальным группам относятся трудовые коллективы, учебные группы, воинские подразделения, семья и т.п. В обществе существует множество разнообразных малых групп, между которым складываются различные по характеру и формам про-явления взаимосвязи и взаимодействия.
Большие и малые социальные группы в общественной жизни играют неодинаковую роль. Миссия больших групп более весома, их действия и поведение на жизни общества сказываются более основательно. Происходит это потому, что фундаментальные социальные законы реализуйся прежде всего в деятельности и поведении больших групп. Деятельность не малых групп в значительной степени субъективна, она во многом зависит от субъективных факторов. Малые группы в исторических событиях обычно действуют в (фарватере больших социальных групп.
Таким образом, социальная севера представляет собой довольно сложную подсистему, включающую в себя большие и малые социальные группы и всю ту гамму отношений, кото-рая между ними складывается.
Необходимость управлять экономической и социальной сферами, их структурными элементами привела к тому, что в обществе -на определенном этапе его развития появляются политические институты, учреждения и организации, которые и образовали политическую сферу общественной жизни людей. К числу этих институтов, учреждений и организаций от-носятся государство, политические партии, профессиональные союзы, молодежные, культурные, религиозные организации и т.д. Их деятельность, отношения между ними составляют политическую жизнь общества.
Самым древним и развитым политическим институтом является государство. Когда-то люди жили общинами, племенами, кланами, родами, управление которыми осуществлялось на негосударственной основе. Однако, выросшие масштабы общества, его дифференциация, появление стран привели к тому, что возникло государство как особая форма организации общественной жизни людей. Государство, во-первых, решает общие задачи, выражая интересы всех социальных слоев и групп населения, всех людей, играя роль «ночного сторожа», пекущегося о благе всех. Во-вторых, оно осуществляет функции, в которых заинтересованы господствующие классы, элитарные группы населения. При помощи государства экономически господствующий класс становится также и политически и юридически господствующим. Государство в целом обеспечивает условия, необходимые для жизни и деятельности как отдельных людей, так и их социальных объединений. Свою роль в жизни общества, кроме государства, играют также политические партии, профсоюзы, молодежные, культурные, религиозные и др. организации, между которыми устанавливаются довольно сложные политические зависимости и отношения. В политической сфере общество предстает как мир организаций и институтов. Тем самым представление об обществе становится более объемным, глубоким и конкретным.
Еще более богатой и многообразной делают общественную жизнь ладей духовные ценности, на основе которых складывается духовная жизнь общества. Говорят, не хлебом единым жив человек, что свидетельствует о тем, что в социальном бытии людей весьма важное место занимают духовные ценности, духовные интересы и потребности, духовное творчество, духовная жизнь. В духовной жизни люди удовлетворяют потребности в познании, эмоциональном переливании, творчестве, общении и т.п. Человек живет богатой или бедной, красивой или безобразной, нравственной или безнравственной духовной жизнью.
Духовная жизнь людей образует основу духовной сферы жизни общества, связанной с производством, распространением и потреблением духовных ценностей. Однако, только к совокупности духовных (научных, нравственных, эстетических, религиозных и др.) ценностей духовная сфера не сводится. Она включает в себя духовные потребности и интересы, духовную деятельность (духовное производство), духовные ценности, духовное потребление и духовные отношения. Духовная сфера — это особый способ жизнедеятельности людей, их активная творческая деятельность по освоению мира. В духовную сферу входят наука, искусство, идеология, религия, образование и воспитание.
Специфика духовной сферы проявляется прежде всего в той, что ее образуют производство и потребление духовных ценностей, таких, как научные идеи и теории, нравственные нормы поведения, художественные, эстетические представления и взгляды, религиозные чувства и т.д. Производство духовных ценностей основывается на умственном, интеллектуальном труде, который открывает широкие возможности для творчества человека, для его самодеятельности. Специфика духовной сферы заключается такие и в особенностях потребления духовных ценностей. В процессе потребления духовные ценности не «исчезают», а превращаются в богатство духовного мира человека. Процесс потребления духовных ценностей, кроме того, представляет собой одновременно и процесс производства. Ведь зритель, слушатель, читатель не просто пассивно воспринимает информацию извне, а он переживает, осмысливает духовные ценности под углом зрения своего жизненного опыта.
Духовной сфере в общественной жизни людей принадлежит совершенно особая роль. Дело в тон, что духовная сфера, как никакая другая, непосредственно влияет на жизнь и развитие человека, на формирование его потребностей и интересов, на проявление его талантов и способностей.

studentik.net

Қысқа да нұсқа. Жазылыңыз telegram — ға

Ұқсас материалдар

Экономические и социальные реформы в Узбекистане набрали обороты

Почти треть экономики Узбекистана приходится на промышленность. Ежегодно добывается более 60 миллиардов кубометров природного газа, 750 тысяч тонн нефти, 2 миллиона тонн газового конденсата, 4 миллиона тонн угля. Цветная металлургия имеет развитую сырьевую базу по основным цветным (медь, цинк, молибден, вольфрам, металлы платиновой группы) и драгоценным металлам (золото, серебро), позволяющим минимизировать риски по поставкам сырья.

На базе местного сырья химическая промышленность производит различные виды азотных, фосфорных и калийных удобрений, синтетические волокна и нити, аммиак, кальцинированную соду, резинотехнические изделия, изделия из полимеров и другие. Активно развивается текстильная промышленность. К 2025 году поставлена задача по полной переработке производимого в стране хлопка-волокна путем создания текстильных кластеров. Разработаны и реализуются отраслевые целевые программы на среднесрочный период с развитием инновационных и высокотехнологичных производств с высокой добавленной стоимостью на базе глубокой переработки богатых местных сырьевых ресурсов.

Орошаемое земледелие является основой продовольственной безопасности страны. По производству плодоовощной продукции, фруктов и винограда, коконов, каракуля и шерсти Узбекистан занимает ведущее место в мире. В сельском хозяйстве сегодня проводятся кардинальные преобразования: вместо устаревшей квазигосударственной системы производства хлопка и пшеницы активно внедряются современные агропромышленные кластеры, принадлежащие частному сектору и действующие на рыночных принципах. Уже сейчас в них выращивается более половины (52 процента) производимого в стране хлопка. Осуществляется диверсификация и модернизация сельского хозяйства, внедряются новые виды плодоовощной продукции, востребованной на мировых рынках. На экспорт в 80 стран мира поставляется более 180 видов агропродовольственной продукции — это 20 процентов общего объема экспорта страны.

Ботир Ходжаев, министр экономики и промышленности Республики Узбекистан: Экономика нашей страны продолжает интенсивно развиваться: по итогам первого полугодия 2019 года рост ВВП составил 5,8 процента

Для создания новых рабочих мест, роста занятости и доходов населения в 2019-2021 годах особое внимание будет уделено развитию сферы услуг, особенно в регионах с напряженностью на рынке труда. По итогам 2018 года доля услуг в экономике республики составила 35,6 процента. Высокие темпы роста достигаются по услугам в области финансов, архитектуры, связи, информатизации и здравоохранения.

Туризм — важная конкурентоспособная сфера экономики. Здесь также осуществляются крупные реформы, направленные на совершенствование законодательной базы, — только в 2018 году принято более 25 нормативно-правовых актов. В результате принятых мер туристический поток за 2018 год составил около 5,3 миллиона человек, что вдвое превышает показатели 2017 года.

Узбекистан открыт для экономического сотрудничества со всеми странами мира. В полном объеме восстановлены и получили новый импульс масштабные экономические связи с соседними странами. В 2018 году существенно активизировалось торговое сотрудничество со странами СНГ. Их доля во внешнеторговом обороте составила 36,8 процента, темпы роста внешнеторгового оборота достигли 136,9 процента.

2019 год объявлен в республике Годом активных инвестиций и социального развития. В 2018 году в рамках государственных визитов достигнуты соглашения более тысяч проектов на общую сумму около 50 миллиардов долларов. Объем инвестиционного портфеля в 2018 году по линии сотрудничества с международными организациями и финансовыми институтами достиг почти 8,5 миллиарда долларов.

Предусматривается создание режима наибольшего благоприятствования для привлечения зарубежных и отечественных инвесторов. Создан Государственный фонд поддержки развития предпринимательской деятельности, обеспечивающий оказание финансового содействия субъектам предпринимательства. Благодаря принятым мерам за последние годы в рейтинге Всемирного банка и Международной финансовой корпорации Doing Business среди 190 стран мира Узбекистан поднялся с 146-го на 76-е место.

Приоритетом стратегии реформ остаются вопросы социальной политики, обеспечения достойных условий жизни для населения. В прошлом году мы приняли Национальные цели и задачи в области устойчивого развития до 2030 года. Они охватывают меры по ликвидации бедности и неравенства, усилению системы социальной защиты населения, реформированию систем здравоохранения и образования, обеспечению условий проживания и жизнедеятельности населения, строительству доступного жилья, решению вопросов гендерного развития, адресной поддержке молодежи, женщин и людей с ограниченными возможностями. Были значительно увеличены размеры заработной платы, пенсии, стипендии и социальные пособия, в 2018 году реальные доходы населения увеличились на 12 процентов.

Начался качественно новый этап экономического и инвестиционного сотрудничества Узбекистана с Россией. Важнейшим событием стал состоявшийся 4-5 апреля 2017 года государственный визит Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева в Российскую Федерацию, в ходе которого подписано совместное заявление, около 50 межправительственных, межведомственных соглашений, а также договоров и контрактов на 16 миллиардов долларов.

18-19 октября 2018 года состоялся государственный визит Президента Российской Федерации Владимира Путина в Узбекистан, были проведены первые межрегиональной и образовательный форумы наших стран.

В нем приняли участие около двух тысяч представителей регионов и деловых кругов Узбекистана и России. На форуме было подписано 12 межправительственных документов в экономической, инновационной, культурно-гуманитарной, образовательной, трудовой и военно-технической сферах, заключено около 800 инвестиционных и торгово-экономических соглашений на сумму около 27 миллиардов долларов.

Вектор экономических реформ в нашей стране определила принятая Стратегия действий по дальнейшему развитию Узбекистана в 2017-2021 годах, охватывающая важнейшие аспекты либерализации экономики и развития социальной сферы. Она направлена на повышение конкурентоспособности экономики страны, создание необходимых условий для ведения бизнеса и расширение возможностей для развития человеческого капитала. Реализуются меры по обеспечению открытости и привлекательности Узбекистана для мирового сообщества.

Основным приоритетным направлением является поддержание макроэкономической стабильности. Ключевым шагом здесь, несомненно, станет разработка Концепции социально-экономического развития Республики Узбекистан до 2030 года, в которой будут сформированы долгосрочные цели и задачи, приоритеты развития и методы их достижения для обеспечения устойчивого экономического роста страны.

Вторым важным приоритетом развития выступает ускорение перехода к конкурентной рыночной экономике, где одним из важных условий является осуществление реформы в сфере землепользования и прав пользователей.

Другим важным условием выступает развитие и углубление финансовых рынков, для чего мы предусматриваем разработку Концепции дальнейшего развития финансового сектора и комплексных мер по модернизации и развитию инфраструктуры финансового рынка. Третьим приоритетом определены укрепление социальной защиты и обслуживание граждан. Предусматривается проведение пенсионной реформы с разработкой Концепции реформирования государственной пенсионной системы. Будет также пересмотрена система социальных гарантий.

Одним из важных направлений реформирования социальной сферы будет реформирование рынка труда: предусмотрены меры по формированию фонда заработной платы в госсекторе, упрощению доступа к страхованию от временной безработицы и диверсификации программ профессионально-технического образования.

Будет разработана Стратегия развития здравоохранения, предусматривающая более широкое участие частного сектора, увеличение госфинансирования медицинских услуг, разработку и внедрение действенного механизма контроля и мониторинга за полноценным и качественным оказанием населению гарантированных медицинских услуг. В рамках реформирования сферы образования будет модернизирована национальная система оценки студентов в сотрудничестве с такими международными системами, как PISA, TIMSS и PIRLS, а также пересмотрены учебные программы подготовки учителей и приведение их в соответствие с международными стандартами.

Предусматривается разработка комплексных мер по развитию государственно-частного партнерства, а также стратегии повышения эффективности и улучшения управления госпредприятиями. Еще один приоритет — повышение эффективности использования природных ресурсов, в котором важное место отводится управлению водными запасами и ирригацией. Разработана также концепция развития сельского хозяйства, предусматривающая переход к его интенсивному развитию с применением капельного орошения, гидропоники и других передовых агротехнологий. Все эти реформы направлены на ускоренное развитие страны, повышение благосостояния ее населения.

Подробности

Активно реализуется программа экономического сотрудничества Узбекистана и России на 2019-2024 годы. В частности, в Бухаре запущено производство востребованной на рынках двух стран текстильной продукции, в Самарканде — деталей и специальных кузовов.

В Чирчике совместно с «Ростсельмашем» ведется крупноузловая сборка зерно- и кормоуборочных комбайнов. По 19 проектам ведется комплектация оборудованием и агрегатными узлами: компания «Силовые машины» поставила для Сырдарьинской ТЭС оборудование стоимостью 24,5 миллиона евро. Начата реализация стратегически важного проекта — строительства первой в Центральной Азии атомной электростанции. Создан успешно функционирующий «зеленый коридор» для экспорта плодоовощной продукции из Узбекистана и упрощенный таможенный режим для доступа текстильных товаров на рынки. Реализуются включенные в программу экономического сотрудничества проекты с участием компаний «Татнефть», КАМАЗ, «Евроцемент» и «Петромаруз».

Новый дух капитализма: как неолиберализм изменил то, как мы относимся к религии как первые использовали последних для построения своих движений.

В 21-м -м веке неолиберализм неизбежен. Хотя этот термин может показаться многим техническим и загадочным, его последствия ощущаются почти везде. Экономическая перспектива, выступающая за маленькое государство, нерегулируемые рынки и индивидуальное предпринимательство, оказывает такое глубокое влияние в западных странах, что ее даже редко признают политическим выбором. Даже после глобального экономического краха 2007–2008 годов и пандемии коронавируса, высветившей нашу общую человечность и зависимость от международного сотрудничества, очевидные ограничения свободного рыночного капитализма не поколебали его позиции господствующей мировой идеологии. Более того, его влияние распространяется далеко за пределы экономической сферы и теперь встроено в культурную жизнь стран, сформированных интересами свободного рынка. Учитывая его всепроникающее влияние, нас не должно удивлять, что предположения неолиберализма также формируют ценности и поведение религиозных движений по всему миру. Как я утверждаю в своей книге Неолиберальная религия: вера и власть в 21 веке , это требует от нас изменить то, как мы понимаем религию и ее статус в современной жизни.

То, что религиозные обряды могут напоминать коммерческие рынки, честно говоря, не является чем-то новым. Примерно в 1905 году немецкий социолог Макс Вебер, как известно, определил тесную связь между некоторыми формами протестантизма в 17 веке и экономическими импульсами, вдохновившими появление капитализма. В то время как аргумент его Протестантская этика и дух капитализма остается спорным, существует устойчивая близость между отдельными течениями христианства и частным предпринимательством. Поразительный пример можно найти среди защитников движения «Процветание» (или «Вера»), для которых материальное богатство является признаком божественной милости, а приобретение богатства — божественно одобренным честолюбием.

Но то, что мы наблюдаем в последние десятилетия, выходит за рамки наблюдений Вебера о протестантской тенденции придавать значение уверенности в своих силах и частному предпринимательству. Недавнее сходство между религией и экономикой вызывает размышления Фридриха фон Хайека, отца неолиберальной экономики. Для Хайека и экономика, и общество в целом были бы лучше организованы в соответствии с принципами свободного рынка, не обремененного вмешательством государства или преходящим тщеславием политиков или идеологов. Десятилетия спустя американский экономист Милтон Фридман присвоил ему статус экономической ортодоксальности, а в 19-м веке премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер и президент США Рональд Рейган направили ее в политический мейнстрим. В 80-е годы неолиберализм выступал за дерегулирование экономики, приватизацию государственных активов и либерализацию торговли. Впоследствии обществоведы отмечают усиливающуюся миграцию неолиберальных идей во внеэкономические сферы жизни. Преобладание конкуренции, коммерциализации и коммерциализации можно увидеть в сферах образования и здравоохранения, например, в школьных рейтингах и корпоративном управлении больницами.

Мы являемся свидетелями того, что политолог Венди Браун называет «экономизацией» всех сфер человеческой жизни. Становится все труднее сопротивляться идеям ценности и эффективности, сформулированным в неолиберальных терминах. В каком-то смысле в западных капиталистических странах свободный рынок приобрел статус, которым когда-то пользовалась религия, рассматривая его как нечто само собой разумеющееся и неизбежное, как если бы «рыночные условия» были и естественным следствием человеческого прогресса, и наиболее эффективным средством выявления что ценно. Логика неолиберализма оказывает глубокое влияние на нашу жизнь, иногда через ее поглощение самими религиозными движениями.

Некоторые из самых ярких примеров можно найти среди правых христиан США, которые успешно соединили консервативное христианство с правыми социальными и экономическими программами. В своей книге « Одна нация под Богом: как корпоративная Америка изобрела христианскую Америку » историк Кевин Круз прослеживает происхождение этого понимания до промышленников 1930-х годов. Изо всех сил пытаясь сохранить положительный общественный имидж в тени финансового краха и Великой депрессии, сторонники частного предпринимательства столкнулись с критикой со стороны политического истеблишмента, как, например, президент Ф.Д. «Новый курс» Рузвельта основал государство всеобщего благосостояния, призванное обуздать излишества частных финансов. Они видели преимущество в объединении своего дела с делом христианских лидеров, которые также скептически относились к демократической администрации и ее очевидному «коллективизму». Именно эта коалиция, поддерживаемая значительными корпоративными ресурсами, способствовала слиянию «веры, свободы и свободного предпринимательства», как если бы одно было синонимом другого. Как показывает Крузе, христианство и капиталистическое предпринимательство представлялись не только как совместимые, но и как естественные партнеры, объединенные общей заботой об улучшении личности и общей оппозицией посягательству государственной власти. В этом слиянии идей христианские учения использовались для легитимации свободного рыночного капитализма, в то время как федеральное налогообложение иногда представлялось как нарушение библейской заповеди против воровства.

Знамя «веры, свободы и свободного предпринимательства» остается весьма заметным в 21 м веке, не в последнюю очередь среди многих американских христиан, которые видят в Дональде Трампе подходящего знаменосца. Хотя послужной список Трампа свидетельствует о глубокой привязанности к вопросам веры, он, как президент, не был новичком в том, чтобы добиваться правых христиан в своих собственных политических целях. Возможно, неудивительно, что он назвал своим «наставником» Нормана Винсента Пила, нью-йоркского пастора и автора Сила позитивного мышления , известный своим критикам как «божий продавец». В некоторых кругах проявление качеств капиталистического предпринимателя не просто совместимо с христианством; это средство продвижения Божьего плана для мира.

Но отношения между религиозными движениями и неолиберальными нормами не являются простыми, статичными или прямолинейными. Невозможно также просто свести всю религию к логике экономического обмена, как в случае с теорией рационального выбора, которая пытается объяснить судьбу религиозных движений со ссылкой на выбор, сделанный индивидуумами в личных интересах. Религия функционирует не так, как экономика, но она всегда опосредована культурными контекстами, а эти контексты в 21-го века, все больше руководствуясь неолиберальными предположениями. Но это отношение выражается по-разному, включает в себя встречные движения и возникает в диалоге с религиозными традициями. В некоторых случаях религиозная легитимация свободного рыночного капитализма является вопиющей. В других логика неолиберализма проявляется более тонко.

Возьмем случай с популистской политикой, возникшей по всему миру — от США до Филиппин, от Бразилии до Восточной Европы — и как она соотносится с религиозной идентичностью. Популизм не обязательно является прорелигиозным, но многие из его выражений используют религию в стратегических целях для продвижения националистической повестки дня. Будь то антиисламские настроения, мобилизованные во Франции или Нидерландах, или кооптация исламских интересов в рамках турецкого популизма Партии справедливости и развития Реджепа Тайипа Эрдогана, или христианский национализм сторонников Трампа в США, религия мобилизуется как символический ресурс на службе популистских целей. Он используется для укрепления нативистских взглядов на идентичность, чернил, которыми власть имущие проводят черту между теми, кто принадлежит, и теми, кто не принадлежит. И хотя склонность популизма к прославлению национализма иногда выступает против неолиберальной поддержки глобального свободного рынка, она также часто перекликается с ключевым культурным аспектом нашего неолиберального времени, который Уильям Дэвис называет «стратегическим мышлением». Условности демократической политики считаются предметом переговоров, а их нарушение допустимо, если это с большей вероятностью приведет к желаемому результату. Отражение практик в экономике свободного рынка, чтобы быть враждебным, воинственным и безжалостным, оправдано, поскольку это дает конкурентное преимущество.

Другие примеры отражают религиозное принятие предположений о саморазвитии, обычно ассоциируемых с популярным потребительством. Франсуа Готье пишет о появлении «рыночного ислама» на Ближнем Востоке, приводя в пример опытного духовного гуру Амра Халеда, популярного оратора, чьи послания подчеркивают потребности субъективного «я», эмоционального здоровья и счастья. Уроженец Египта Халед больше тренер, чем религиозный учитель в традиционном смысле слова, рассматривая личное богатство как признак числа 9.0003 барака (благодать). Его готовность приспосабливаться к постоянно меняющемуся рынку идей для обращения к молодому поколению отражает синкретические движения в израильском иудаизме, опытные в социальных сетях мегацеркви в Калифорнии и популяризацию ислама через коммерческое телевидение в Индонезии. Мы являемся свидетелями развития существующей тенденции отрыва религий от ранее существовавших традиций верований и практик, что в 1990-х годах было названо детрадиционализацией. Но модели изменений не являются неразборчивыми и не сводятся к неограниченному индивидуализму. Скорее, они демонстрируют сходство с культурными нормами, обязанными неолиберальной экономике. Они усваивают свободу потребителя над коллективной идентичностью; считать само собой разумеющимся предположение, что рынки являются лучшим мерилом стоимости; и склонны относиться к культурным объектам как к товарам. Во все более нестабильном и непредсказуемом глобальном контексте религиозные движения приняли логику неолиберализма как гаранта смысла и культурного резонанса. Это проявляется по-разному, и будущее далеко не ясно, но в определении того, как религиозные движения могут искать и выражать власть как 21 9Когда разворачивается 0009-й -й век, нам следует обратиться к неолиберальной экономике как к шаблону.

Читать далее

Религия уже не та, что раньше.
Потребительство, неолиберализм и глобальное изменение религии 6 октября 2017 г.

Роль мужчин в экономическом и социальном развитии женщин

  • Лидия Фарре

|

Эта страница в:

  • Английский

Приверженность гендерному равенству в экономических результатах, как и в других областях социального развития и прав человека, подчеркивает расширение прав и возможностей женщин. Имеются данные о том, что расширение возможностей женщин, особенно в области здравоохранения, образования, доходов, гражданских прав и участия в политической жизни, снижает гендерное неравенство и ускоряет развитие. Однако, несмотря на важные успехи в достижении равенства, гендерные различия во многих социально-экономических результатах все еще сохраняются. В свете этого политики и социологи переключили внимание на роль мужчин в сокращении гендерного неравенства.

Как в развивающихся, так и в развитых странах мужчины обладают огромной властью над многими аспектами жизни женщин. В общественной сфере, в качестве глав государств и министров правительств, лидеров религиозных организаций, судей и деревенских старост мужчины разрабатывают и осуществляют политику, которая может благоприятствовать или не благоприятствовать приоритетам и потребностям женщин. В частной сфере, как мужья и отцы, мужчины могут напрямую влиять на экономический и социальный прогресс женщин. Таким образом, игнорирование мужчин при разработке и реализации гендерно-ориентированной политики может не только ограничить эффективность этих инициатив, но и усугубить существующее неравенство.

В своей недавней статье, используя «семью» в качестве основной единицы анализа, я определяю ситуации, в которых действия или решения мужчин влияют на достижения женщин, и анализирую последствия политики, направленной на укрепление гендерного равенства.

В документе сначала описывается процесс, который управляет решениями в семье, и экономические факторы, влияющие на этот процесс. Семьи формируются несколькими агентами, имеющими разные предпочтения. Решения домохозяйства о распределении являются результатом процесса переговоров, в ходе которого члены домохозяйства стремятся распределить ресурсы, которые они контролируют и которые им особенно дороги. Таким образом, переговорная сила каждого члена имеет решающее значение для процесса окончательного распределения. Относительный доход явно влияет на распределение власти внутри домохозяйства, но это не единственная переменная, влияющая на процесс принятия решений. Факторы, которые изменяют экономическую среду домохозяйства, особенно позиции его членов на переговорах, также важны.

Существующая литература определила несколько факторов, которые со временем заставили мужчин поделиться или отказаться от некоторых своих традиционных привилегий и власти в пользу женщин. Например, рост отдачи от человеческого капитала усилил стимулы мужчин делить власть с женщинами и сделал полигамию менее доступной. Имеются данные о том, что женщины тратят больше ресурсов на благополучие детей, чем мужчины. Таким образом, большее влияние женщин на переговорах означает более значительные инвестиции в человеческий капитал детей. Кроме того, в контексте технического прогресса квалифицированные мужчины ценят квалифицированных женщин за их способность воспитывать квалифицированных детей. Это увеличивает ценность квалифицированных женщин на брачном рынке до такой степени, что квалифицированные мужчины предпочитают одну квалифицированную жену множеству неквалифицированных. Сокращение гендерного разрыва в оплате труда, частично обусловленное повышением уровня образования женщин, также способствовало сокращению насилия в отношении женщин.

В статье также приводится обзор недавних исследований, определяющих важную роль мужей и отцов в благополучии их жен и дочерей. Основное внимание в нем уделяется доступу к образовательным и медицинским учреждениям, а также государственным и частным механизмам, влияющим на экономические и социальные результаты женщин. Некоторые исследования показывают, что в таких странах, как Нигерия, Эфиопия, Тунис, Индия и Корея, когда женщины обращаются за медицинской помощью, они зависят от решений, принимаемых супругом или старшим членом семьи мужского пола. Ограничения доступа женщин к медицинскому обслуживанию могут иметь серьезные последствия для их здоровья, особенно во время беременности или во время родов. Во многих развивающихся странах мужчины также контролируют репродуктивное здоровье женщин. Как политики и поставщики услуг, мужчины могут увековечить господствующее мужское определение того, что важно для нужд женщин. Как партнеры и мужья мужчины во многих случаях имеют последнее слово в решениях по планированию семьи и использованию противозачаточных средств. Таким образом, программы фертильности и планирования семьи, ориентированные исключительно на женщин, по-прежнему будут иметь ограниченный успех.

В исследовании, наконец, обобщаются некоторые меры гендерной политики, которые преднамеренно или непреднамеренно повлияли на отношение и поведение мужчин, и рассматриваются их конечные последствия для результатов женщин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *