Движущая сила развития личности: Движущие силы развития личности — Психологос

Потенциал личности как движущая сила развития преподавателя-профессионала

%PDF-1.6 % 1 0 obj > endobj 5 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > /Encoding > >> >> endobj 3 0 obj > endobj 4 0 obj > stream

  • Потенциал личности как движущая сила развития преподавателя-профессионала
  • Денеко М. В. endstream endobj 6 0 obj > endobj 7 0 obj > endobj 8 0 obj > endobj 9 0 obj > endobj 10 0 obj > endobj 11 0 obj > endobj 12 0 obj > endobj 13 0 obj > endobj 14 0 obj > stream HTn0/8je8E6Ek’v»IbHC.
    x= q[Q.|LCk+pSծv>

    ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.

    I. Среда, наследственность и развитие личности.

    Проблема соотношения биологического и социального в человеке относится к числу вечных вопросов.

    1) Теории «среды». Сторонники представлений о главенствующей роли «среды», «ситуации», «внешней» детерминации считают, что человек представляет собой продукт воздействующих на него обстоятельств, из анализа которых можно вывести общие закономерности жизни личности. Пр.: Поведение личности ребенка изменяется в детском саду, школе, семье, на спортивной площадке.

    Существует большое количество теорий «среды» от теории «чистой доски» до теории «ситуационизма» (В. Мишель). С точки зрения последней, люди становятся честными, агрессивными, альтруистичными и т.д. под давлением со стороны «ситуации». В пользу этих теорий проведено множество экспериментальных исследований.

    2) Концепция «наследственности», напротив, объясняет развитие и поведение личности врожденными задатками, конституцией человека, его генотипом.

    Какой бы пагубной ни была среда, настоящие таланты пробивают себе дорогу, их задатки могут прорасти даже в неблагоприятных условиях.

    Параметры индивидуального действия личности, которые невозможно объяснить с позиции теории «среды» (Х. Хекхаузен):

    1. Степень соответствия действия человека действиям других людей. Чем больше поведение отклоняется от типичных действий большинства, тем вероятнее, что за ним стоят внутренние предрасположенности к действиям (диспозиции).
    2. Степень соответствия действия человека его же действиям в других происходящих в близкое ремы ситуациях.
    3. Параметр индивидуального действия – степень его соответствия действиям, которые имели место в прошлых сходных ситуациях (стабильность во времени).

     



    В поддержку обеих теорий было проведено множество экспериментальных исследований, где пытались прогнозировать поведение на основе его врожденных свойств и на основе варьирований ситуаций. Экспериментальные факты, полученные в результате исследований, зачастую интерпретируются сторонниками теорий « среды» и « наследственности» по-разному. Пр.: С точки зрения теории «наследственности» наличие в родословной И. С. Баха музыкантов – доказательство передачи музыкальных способностей из одного поколения в другое. Сторонники же концепций «среды» видят в этом социально-психологический механизм», иллюстрирующий роль традиций, психологического климата в семье Баха.

    Раскрывая ограниченность обоих подходов, А. М. Эткинд обращает внимание на то, что за реальную изменчивость поведения различия между ситуациями, взятые сами по себе, и различия между людьми, взятые сами по себе, отвечают лишь в 10% случаев.

    3) Двухфакторные теории детерминации развития личности, рассматривающие взаимодействие наследственности и среды.

    а) Теория конвергенции 2 факторов (В. Штерн): личность выступает как продукт социальной среды (социального фактора), так и наследственных предиспозиций (биологического фактора).

    б) Теория конфронтации 2 факторов (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни и др.)

    Фрейд считал, что развитие личности может быть понято исходя из изучения двух принципов – принципа стремления к удовольствию и принципа реальности. Внешне конфронтация двух факторов выглядит как конфликт между влечениями личности и культурой, обществом. Во внутреннем плане эта конфронтация выражается в конфликте между «Оно» (природное начало) и «Сверх-Я» (усвоенные под давлением принципа реальности социальные нормы).

    Неофрейдизм. Попытки ограничить сферу действия либидозных порывов как объяснительного принципа развития личности («социологизация» психоанализа). К биологическому фактору прибавляется социально-экономический фактор. Однако и психоанализ, и его современные варианты имеют одну методологическую основу: схема противоборства двух факторов, обеспечивающих адаптацию индивида и вида, а также историю их эволюции.

     

    Критика двойной детерминации развития личности. (Эти же положения являются методологическими предпосылками обеих теорий).

    • Антропоцентрическая парадигма мышления. Человек рассматривается вне общества.
    • Абсолютизация филогенетических, социогенетических, онтогенетических закономерностей развития человека. Человек рассматривается вне эволюции образа жизни.
    • Человек помещается в «искусственные миры» (мир безличных социальных норм) вместо «мира человека в обществе».
    • Гомеостатическая модель развития психики человека. Стремление к достижению равновесия. Однако обязательным условием развития человека является возникновение неадаптивных проявлений поведения человека, особенно в критических, непредвиденных ситуациях.

    Теперь о детерминации развития личности в отечественной психологии. А.Г.Асмолов.

    Движущая сила развития личности – в противоречиях, которые рождаются в деятельности.

    По мере развития личности биологическое и историческое время все более превращается в психологическое время жизни личности, строящей свои планы и воплощающей свою жизненную программу в социальном образе жизни данного общества («время жизни» превращается в его «время жить»).

    Итак, выделяют

    три момента системной детерминации развития личности:

    · Индивидные свойства человека – предпосылки развития.

    · Социально-исторический образ жизни – источник развития.

    · Совместная деятельность – основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений.

    Изучение движущих сил развития личности предполагает также изучение мотивации развития индивидуальности.

    Все теории, рассматривающие эту мотивацию, можно разделить на три основных подхода:

    1. Принцип стремления к равновесию (психоанализ, необихевиоризм, когнитивная психология).

    2. Принцип стремления к напряжению. Персоналитический подход – Маслоу, Олпорт.

     

    Оба принципа имеют общие черты:

    · Динамическое описание движущих сил

    · Подчинение активности некоторой заранее предусмотренной цели

    · Человек – преимущественно адаптивное существо.

    3.

    Принцип саморазвития личности. Отечественная психология.

    Положения:

    · Движущая сила развития личности – борьба противоположностей, противоречия и гармония этих противоположностей.

    · Источник саморазвития деятельности в самом процессе движения деятельности.

     

    По Д. Н. Узнадзе, источником саморазвития личности является функциональная тенденция.

    Движущие силы развития личности – потребности во впечатлениях (Л. И. Божович), потребности в общении (М. И. Лисина). Это источники мотивации развития личности, возникающие в самом процессе взаимодействия субъекта с миром. В. А. Петровский считает, что человеку присуща явно неадаптивная тенденция, проявляющаяся в постановке сверхзадач («надситуативная активность»), которая является источником зарождения любой новой деятельности.

     

    Периодизация развития личности. Начнем с отечественных.

    Выготский различал три группы периодизаций: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

    Периодизация Выготского

    кризис новорожденности (до 2 мес.)

    младенческий возраст (до 1 года)

    кризис 1 года

    раннее детство (1-3 года)

    кризис 3 лет

    дошкольный возраст (3-7 лет)

    кризис 7 лет

    школьный возраст (7-13 лет)

    кризис 13 лет

    пубертатный возраст (13-17 лет)

    кризис 17 лет

    Личность – активный субъект, элемент разнопорядковых систем, в которые он включается.

    I. А.Н.Леонтьев. Личность ≠ Индивид. Личность – особое качество, приобретенное человеком в обществе. Личность – системное качество (Асмолов).

    А.Н.Леонтьев – мотивационная структура личности. Два рождения личности по Леонтьеву:

    1) 4 года, феномен горькой конфеты – соподчинение мотивов, высший побеждает низший;

    2) подростковый возраст – смыслообразующий мотив.

    II. Эльконин – периодизация.

    Мотивационная (пунктир) и интеллектульно-познавательной (сплошная) стадии попеременно обгоняют друг друга.

    Стадии:

    1. Эпоха раннее детство:

    0-1 младенчество. ВД – общение со взрослым;

    1-3 раннее детство. ВД – предметная.

    2. Эпоха детства:

    3-6 дошкольный возраст. ВД – сюжетно-ролевая игра.

    6-11 мл.школьный возраст. ВД – учебная.

    3. Эпоха подростничества:

    11-15 младший. ВД – интимно-личностное общение.

    15-19 старший. ВД – учебно-профессиональная.

     

    Зарубежные классификации.

    1. Э.Эриксон – психосоциальное/эпигенетическое развитие.

    2 траектории возможного развития: позитивная (далее: +), негативная (далее: — ) Жизнь – это борьба этих двух траекторий.

     

    2. З.Фрейд – психосексуальное развитие.

    1. оральная стадия (0-18 мес) – Отделение себя от матери. Защ.мех. интроекция.
    2. анальная (1,5-3) – приучение к туалету, самоконтроль. Защ.мех. – проекция, рационализация, реактивные образования.
    3. фаллическая (3-6) – Эдипов комплекс — идентификация с родителем того же пола.
    4. Латентный период (6-12) – сублимация на развитие социальных связей.
    5. генитальная (12-18) – интимные отношения и общественно полезный труд, достановление идентичности.

    3. С.Холл – теория рекапитуляции. ребенок в своем развитии повторяет все стадии развития психики, которые прошло человечество. Порядок и скорость прохождения каждой стадии врождены и заданы генетически, а потому при формировании индивидуальной психики невозможно ни миновать какую-то стадию, ни перейти на следующую ступень раньше определенного времени. На этом основании Холл делает вывод о том, что именно уровень психического развития должен определять содержание и форму обучения, которое полностью от него зависит. Механизмом, который способствует переходу с одной стадии развития на другую, является игра. На основании Р. т. Гетчинсон разработал периодизацию психического развития, в которой критерием деления на возрастные этапы явился способ добывания пищи.

    Периоды:

    1. Период дикости. Период длится до 5 лет, максимума достигает в 3 года.

    2. Период охоты и захвата добычи (с 4 до 12 лет, максимум в 7 лет).

    3. Период пастушества (9-14, максимум в 10 лет).

    4. Земледельческий период (12-16, максимум в 14 лет).

    5. Промышленно-торговый (с 14 и до взрослости, максимум в 18-20 лет).

     


    Что вам нужно знать

    Если вы изучаете оценки, которые предлагает TTI Success Insights, изучение 12 Driving Forces® — это один из первых шагов, которые вам следует предпринять.

    Вот все, что вам нужно знать об этой оценке, от того, кто ее создал, до того, как она поможет на рабочем месте и за его пределами.

    Вот все, что вам нужно знать о 12 движущих силах

    От преимуществ оценки до того, как отдельные лица, команды и организации могут извлечь выгоду из ее выводов.

    1. Что такое оценка 12 движущих сил?
    2. Что это за 12 движущих сил?
    3. Кто создал 12 движущих сил?
    4. Как вы можете использовать 12 движущих сил прямо сейчас?
    5. Что делать дальше?

    Что такое оценка 12 движущих сил?

    12 Движущие силы — это оценка, которая измеряет, почему человек делает то, что он делает. Он измеряет мотивацию (и силу) поведения, используя 6 различных мотиваторов.

    Эти мотиваторы…

    Знания
    Полезность
    Окружение
    Другое
    Сила
    Методологии

    Каждый из этих 6 мотиваторов разделен на две отдельные стороны, измеряющие каждый фактор. Основываясь на континууме, эти 12 движущих сил составляют группу движущих сил человека.


    Что это за 12 движущих сил?

    Знание

    Инстинктивное/Интеллектуальное

    • Люди с  Инстинктивный  Водитель использует прошлый опыт, интуицию и исследования в режиме реального времени, чтобы решить насущную потребность.
    • Люди с Интеллектуальным Водителем приобретают знания, открывают и находят возможности учиться.

     

    Полезность

    Самоотверженность/Находчивость

    • Люди с Самоотверженным водителем вкладывают все свои ресурсы и время в выполнение задач, независимо от ограничений.
    • Люди с  Находчивым водителем  находят способы максимизировать производительность и сосредоточиться на получении отдачи от своего времени, таланта или вложенных ресурсов.

     

    Окружение

    Объективное/Гармоничное

    • Люди с  Объективным Драйвером  творческая функциональность для достижения желаемых результатов в своем окружении.
    • Люди с Гармоничным водителем создают баланс в своем окружении, наслаждаясь опытом.

     

     

     

    Другие

    Преднамеренный/Альтруистический

    • Люди с  Преднамеренный водитель  сформируйте целенаправленные стратегические отношения и сосредоточьтесь на будущих преимуществах.
    • Люди с Альтруистическим Побуждением  любят помогать нуждающимся и добиваются успеха, работая на благо других.

     

     

    Мощность

    Сотрудничество/Командование

    • Люди с Совместным драйвером способствуют успеху команды, группы или миссии организации.
    • Люди с Командирским Водителем верят, что могут управлять своей судьбой, повышая свой статус и положение.

     

     

    Методологии

    Рецептивные/Структурированные

    • Люди с  Рецептивным драйвером  бросьте вызов статус-кво и найдите новые способы выполнения рутинных задач.
    • Люди с структурированным стремлением r усердно работают, чтобы продвигать дела, в которые они верят, уважая убеждения и традиции.

     

     


    Кто создал 12 движущих сил?

    Оценка 12 движущих сил была создана Риком Бауэрсом и ключевыми сотрудниками TTI SI. Он основан на оригинальных работах Эдуарда Шпрангера и его шести мотиваторах.

    Эта оценка была создана, чтобы выявить «почему» за «как». DISC показывает, как ведет себя человек, а 12 движущих сил раскрывают мотивы, стоящие за этим поведением.

     

     


    Как вы можете использовать 12 движущих сил прямо сейчас?

    Если ваша проблема на рабочем месте связана с людьми, 12 движущих сил могут помочь. Вот несколько способов, которыми вы можете использовать эту оценку.

    Быстрый старт для личного развития

    Для тех, кто стремится к самосовершенствованию, книга «12 движущих сил» является чрезвычайно ценным ресурсом, помогающим определить «почему» их действия.

    Зная, что вами движет, вы сможете изменить свой подход к своему нынешнему положению, построить более успешную карьеру и улучшить межличностные отношения, просто увеличив понимание своих мотивов.

     

    Повышение производительности труда

    Оценки предоставляют ценную информацию, которая помогает человеку лучше понять себя и начать понимать, что побуждает его вставать с постели каждое утро.

    Понимание своих Водителей не только поможет вам в профессиональном развитии, но и улучшит вашу ежедневную производительность на вашей должности. Например, если проект построен вокруг Целевых целей, но у вас высокий Гармоничный Водитель, вам будет трудно инвестировать в стоящую задачу. Вы можете либо предложить другой подход ко всему проекту, либо работать над ним в своем стиле с учетом этих знаний.

    Вы заряжаетесь энергией от своей работы? Ты помолвлен? 12 движущих сил помогут вам понять, почему, а почему нет, а затем снова вовлечься.

     

    Получите преимущество благодаря стратегическому планированию

    Каждой организации необходимо, чтобы ее работники объединились в работе над планом компании.

    Лидеры должны признать различия в членах своей команды. Если они хотят поощрять развитие, продуктивность и счастье своих команд.

    Понимание зоны комфорта человека помогает убедиться, что он настроен на успех, исходя из того, что им движет.

     

    Сделайте найм осмысленным

    Будучи совместимым как с EEOC, так и с OFCCP, оценка 12 движущих сил может использоваться как часть процесса отбора.

    Полностью понимая мотивацию поведения, ваша команда по найму может получить четкое представление о том, кто такой кандидат и как он предпочитает работать. Затем вы можете увидеть, соответствуют ли эти шаблоны и предпочтения роли.

    Самая популярная комбинация оценок при приеме на работу сочетает в себе DISC и 12 движущих сил. Этот пакет называется Talent Insights и помогает объяснить, как и почему поведение кандидата.

    Узнайте больше об использовании оценок при приеме на работу здесь.

     

    Развивайте свой канал талантов

    Оценки являются неотъемлемым инструментом для организаций, стремящихся продвигаться изнутри. Понимание того, что движет человеком, поможет определить, находится ли он на правильной карьерной траектории или в настоящее время находится в положении, которое удерживает его от работы.

    Способность различать факторы, вызывающие у человека напряжение, и факторы, вызывающие стресс, может помочь обеспечить правильное место человека в вашей команде.


    Что делать дальше?

    Когда дело доходит до использования оценок, у вас есть варианты. Если вы заинтересованы в использовании оценок TTI SI в своей организации, в своей команде или для личного развития, свяжитесь с нами здесь.

     

    Движущая сила личных целей

    К сожалению, многие люди идут по жизни, так и не определив, чего они хотят, куда они хотят пойти или кем они хотят стать. Они задаются вопросом, почему они чувствуют себя разочарованными, так и не достигнув ничего значительного. Они должны понять, что трудность заключается в том, чтобы найти то, что вы никогда не визуализировали, или вернуться туда, где вы никогда не были. Люди, у которых нет целей, не имеют направления. Они почти всегда очень заняты, но редко достигают того, чего хотят.

    Сейчас самое подходящее время, чтобы остановиться и оценить, чего вы достигли и какие достижения принесет вам 2012 год. Люди, достигшие высокого уровня достижений и успеха, имеют четко определенные личные и профессиональные цели с конкретными действиями и ориентирами. По мере достижения целей уверенность и знания укрепляются и расширяются; поэтому даже более высокие цели становятся реалистичными. Хотя нет никакой гарантии, что вы достигнете своих целей в заданные сроки, установление их помогает гарантировать, что вы это сделаете. Чем больше вы увлечены достижением своих целей, тем меньше вы будете беспокоиться о возможных проблемах, деталях и повседневных проблемах. Наличие четко определенных целей позволяет вам чувствовать контроль над своими действиями, своей жизнью и своей организацией.

    Разработка личных целей, которым вы привержены, а также надежный план для вашей организации помогут свести к минимуму неудачи. Однако всегда будут препятствия и неудачи… так что ждите их. С нетерпением ждите их и используйте как трамплин для достижения более высоких уровней успеха. В невзгодах есть возможность. Успешные люди — это те, кто научился встречать невзгоды с предвкушением, потому что они знают, что в невзгодах открываются самые большие возможности для обучения. Если вы хотите добиться успеха, вы должны развивать позитивное отношение к неудачам. Вы потерпите неудачу только тогда, когда перестанете пытаться. На самом деле неудача может стать самой важной возможностью для обучения. Добиваются успеха те, кто делает то, что не любят делать неудачники. Неудача дает вам шанс расти, учиться и становиться лучше.

    Создание целенаправленных и целенаправленных целей требует времени и тщательного обдумывания. Это не упражнение, которое нужно делать быстро или воспринимать легкомысленно. Только когда вы серьезно оцениваете то, чего хотите достичь, сделать и стать, вы начинаете видеть то будущее, которое хотите. Когда видение готово, становится намного проще создать цель и действенный план. 900:30 Начните с того, что задайте себе несколько, казалось бы, простых, но часто сложных вопросов о своем будущем.

    • Чего вы хотите добиться в 2012 году для своего бизнеса и для себя лично?
    • Кем Вы лично себя представляете через 1, 2 и 5 лет?
    • Какие качества и навыки вам необходимо развить, чтобы достичь своих целей?
    • Что вы хотите, чтобы ваша карьера или ваш бизнес дали вам?
    • Кем вы видите себя в ближайшие 20 лет?

    Мы вступаем в новый год, полный возможностей и потенциальных достижений, и они не за горами.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *