Движущие силы психического развития | Статья на тему:
Каждый возрастной период имеет свою особую ценность, свой потенциал развития, свое значение в обеспечении перехода на следующий возрастной этап. Можно ускорить и интенсифицировать прохождение тех или иных этапов развития, но нельзя миновать ни один из них без ущерба для психического склада, личности в целом. Что же является движущими силами психического развития ребенка, позволяющими ему переходить на следующую ступеньку возрастного развития?
1. Противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями, уже опередившими этот образ жизни, приводит к возникновению новых потребностей. Появляется новый могив деятельности, в соответствии с этим деятельность перестраивается, совершается переход к новой стадии развития психической жизни ребенка.
Например, ребенок в раннем детстве знает несколько слов, он произносит их по-своему, называя тот или иной предмет, то или иное лицо, но мать и другие близкие взрослые его понимают. Однако ребенок растет, круг общения его расширяется, ему нужно, чтобы его понимали и другие люди. Возникает противоречие между желанием ребенка что- то сказать, объяснить и неумением этого сделать. Противоречие разрешается через развитие речи ребенка[1].
Или другой пример: у подростка возникает потребность участвовать в жизни взрослых, а возможности это осуществить еще нет. Под влиянием сильного мотива у подростка перестраиваются отношения к себе, миру, окружающим людям — взрослым и сверстникам. Он взрослеет.
Противоречие всегда разрешается формированием более высокого уровня психического развития. Удовлетворенная потребность рождает новую, неудовлетворенная потребность в возрастном изменении образа жизни и деятельности тормозит развитие, не порождает новых потребностей, не мотивирует более сложную деятельность.
2. Общее движение развития определяет соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций. На каждом возрастном этапе обнаруживается избирательная чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям — сензитивность возраста. Нормальное развитие ребенка требует от взрослых понимания сензитивности того возрастного периода, в котором сейчас находится ребенок: преждевременное или запаздывающее по отношению к этому периоду обучение оказывается недостаточно эффективным.
А.В. Запорожец подчеркивал, что оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможностей маленького ребенка, для его гармонического развития создаются не путем форсированного, сверхраннего обучения, направленного на сокращение детства, на преждевременное превращение младенца в дошкольника, дошкольника в школьника и т.д. Необходимо, наоборот, широкое развертывание и максимальное обогащение содержания специфически детских форм игровой, практической и изобразительной деятельности, а также общение детей друг с другом и со взрослым.
Так, дошкольный возраст сензитивен к тем видам обучения и способам познания, которые воздействуют на развитие восприятия, воображения и образного мышления. Поэтому фундамент развития закладывается в детстве и его основательность зависит от разнообразия, богатства, яркости конкретных впечатлений, которые получает ребенок от взаимодействия с людьми, природой, культурой сегодня, сейчас. Дошкольник и младший школьник живут напряженной жизнью в настоящем: каждый день приносит им множество непонятностей, загадок, над которыми надо подумать, обилие впечатлений, некоторые из которых очаровывают, другие — возмущают, третьи — заставляют переживать и даже плакать. Я. Корчак (педагог и детский врач) настойчиво подчеркивал самоценность детства как подлинного, а не предварительного этапа будущей «настоящей» жизни, говорил: «Чем сегодня ребенка хуже, менее ценно, чем завтра?.. Ради завтра пренебрегают тем, что радует, печалит, удивляет, сердит, занимает ребенка сегодня… »
Валентин Катаев в повести «Белеет парус одинокий» очень тонко показывает желание мальчика решить сложный для себя вопрос: «Павлик проснулся до рассвета… Можно себе представить, с каким нетерпением дожидался мальчик наступления этого хотя и радостного, но вместе с тем весьма странного дня, когда ему вдруг сразу делалось четыре года! Вот только вчера еще было три, а сегодня уже четыре. Когда ж это успевает случиться? Вероятно, ночью. Павлик решил давно подстеречь этот таинственный миг, когда дети становятся на год старше. Он проснулся среди ночи, широко открыл глаза, но ничего особенного не заметил. Все как обычно: комод, ночник… Сколько же ему сейчас: три или четыре года? Мальчик стал внимательно рассматривать свои руки и подрыгал под одеялом ногами. Нет, руки и ноги такие же, как вечером, когда ложился спать. Но, может быть, немного выросла голова? Павлик старательно ощупал голову — щеки, нос, уши… Как будто бы те же, что вчера. Странно. Тем более странно, что утром-то ему непременно будет четыре. Это уже известно наверняка. Сколько же ему сейчас? Не может быть, чтобы до сих пор оставалось три. Но, с другой стороны, и на четыре что- то не похоже…»
- Движущей силой развития является сотрудничество ребенка со взрослым, создающим ему зону ближайшего развития. Взрослый является как бы промежуточным звеном, посредником между ребенком и обществом. Взрослый: а) сначала удовлетворяет физиологические потребности ребенка, б) затем выступает образцом эмоциональных отношений, в) образцом действия с общественными предметами, г) носителем знаний, культуры, социальных норм, д) образцом профессионального мастерства и т. д. Деятельность ребенка в сотрудничестве со взрослым как бы разрастается, это вызывает образование нового мотива, порождающего новую деятельность, которая снова «разрастается» и т.д.
- Суть движущих сил психического развития и становления личности четко представлена в возрастной периодизации, разработанной Д.Б. Элькониным[2]. В основе периодизации — закономерная смена двух типов ведущих деятельностей.
Первый тип — это деятельности, внутри которых происходит интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности и освоении задач, мотивов и норм отношений между людьми. Это деятельность в системе «ребенок — общественный взрослый».
Второй тип — это деятельности, внутри которых происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и эталонов, выделяющих в предметах те или иные их стороны. Это деятельность в системе «ребенок — общественный предмет».
Эти типы деятельностей сменяют друг друга.
Эпоха | Возрастной период | Тип ведущей деятельности |
Раннее | 0 — 1 | Непосредственно-эмоциональное |
детство | общение | |
1 — 3 | Предметно-манипулятивная | |
деятельность | ||
Детство | 3-7 | Общение (ролевая игра) |
7-10 | Учебная деятельность | |
Отрочество | 10-14 | Общение интимно-личностное |
(подрост | 14- 17 | Учебно-профессиональная |
ничество) | деятельность |
Рассмотрим периодизацию психического развития Д. Б. Эльконина.
В таблице представлены три эпохи: раннее детство, детство, подростничество. Каждая эпоха состоит из двух периодов, в основе которых лежит тот или иной тип ведущей деятельности. Эти периоды закономерно связаны между собой и взаимно подготавливают друг друга. Каждая эпоха открывается периодом, в котором развивается мотиваци- онно-потребностная сфера, идет преимущественное усвоение задач, мотивов и норм человеческой деятельности, происходит постепенное освоение ребенком этой сферы — общение младенца, ролевая игра, интимно-личностное общение подростков. Именно здесь подготавливается переход ко второму периоду, в котором происходит преимущественное усвоение способов действий с предметами и формирование операционно-технических возможностей.
Овладение предметным действием с ложкой и овладение математикой, грамматикой — выступают как элементы человеческой культуры. Происходит все более глубокая ориентировка ребенка в предметном мире и формирование его интеллектуальных сил.
Переход от одной эпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия между операционно-тех- ническими возможностями ребенка и задачами и мотивами деятельности, на основе которых они формировались. Это имеет прямое отношение к пониманию вопроса о сен- зитивности отдельных периодов детского развития.
Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности.
5. Движущей силой развития и показателем его нормального протекания является психическое и психологическое здоровье ребенка.
В основе психического здоровья — развитие высших психических функций. Почему? В каждом возрастном периоде возникают определенные потребности в познании мира, деятельности, общении. Нарушения в развитии психических способностей ребенка мешают удовлетворению этих потребностей, так как тормозят поступательное взаимодействие ребенка с окружающим миром людей, культуры, природы и этим провоцируют депривационную ситуацию.
Психологическое здоровье связано с тем, что человек находит достойное, с его точки зрения, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире. Он определяется в ценностях, смыслах жизни, отношения с которой становятся гармоничными, но не статичными: новые проблемы вызывают интерес, новые переживания, их решение — накопление нового опыта и дальнейшее развитие личности, которое ведет к более глубокому постижению смысла жизни[3]1.
[1] Венгер, Л.А., Мухина В.С. Психология — М.: Академия, 2001. — С.35.
[2] Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.
[3] Дубровина И.В. Психологическое здоровье школьников. Практическая психология образования. — М., 1998. — С. 33-43.
Движущие силы развития личности
Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется. С одной стороны, особенности и уровни его развития можно постоянно отслеживать и фиксировать, с другой – в процессе обучения и воспитания человека можно активно влиять на этот процесс.
Движущие силы психического развития – это противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами, между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.
Факторы психического развития личности – это то объективно существующее, что с необходимостью определяет ее жизнедеятельность в самом широком смысле этого слова.
Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними. Внешними факторами выступают окружающая среда и общество, в которых развивается человек. Внутренними факторами развития личности выступают биогенетические и физиологические особенности человека и его психики.
Предпосылки психического развития личности – это то, что оказывает определенное влияние на индивида, т.е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности, уровень ее психического развития.
Они бывают внешними и внутренними. Внешними предпосылками психического развития личности выступают качество и особенности воспитания человека. Внутренними предпосылками развития личности выступают активность и желание, а также мотивы и цели, которые перед собой ставит человек в интересах своего совершенствования как личности.
Уровни психического развития – это степень и показатели психического развития человека (ребенка) в процессе и на различных этапах формирования его личности.
Уровень актуального развития личности – показатель, характеризующий способность человека выполнять различные самостоятельные задания. Он показывает, какова обученность, навыки и умения личности, какие ее качества и как развиты. Современное состояние развития психологии и ее экспериментальных прикладных исследований дают возможность постоянно замерять и определять с помощью конкретной аппаратуры их важнейшие характеристики.
Уровень ближайшего развития личности – показатель того, что человек не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью других. Данное понятие введено в психологию Л.С. Выготским.
Контрольные вопросы
1. Назовите определение темперамента. Есть ли темперамент у младенцев?
2. Какие теории темперамента вы знаете? Что у них общего?
3. Охарактеризуйте сильные и слабые стороны каждого типа темперамента.
4. Какие свойства темперамента вы знаете? Какая существует связь между «активностью» и «реактивностью»?
5. Какие свойства темперамента легче использовать в визуальной психодиагностике для определения типа темперамента собеседника и почему?
6. Назовите определение характера. Можно ли изменить характер в течение жизни?
7. Что такое «акцентуация характера»? Мешают они человеку или помогают в профессиональной деятельности? Объясните свой ответ.
8. Охарактеризуйте сильные и слабые стороны каждого типа акцентуации характера.
9. Зависит ли формирование акцентуаций характера от стиля воспитания родителей? Обоснуйте свой ответ.
10. Для чего молодому специалисту необходимо знать типы акцентуаций характера? Как это знание может помочь в профессиональной деятельности?
11. Назовите определение способностей.
12. Что является биологической предпосылкой способностей?
13. В каком случае у талантливых родителей вырастут талантливые дети?
14. Что такое «направленность личности»? Передается ли она генетически?
15. Охарактеризуйте различные виды направленности личности и ее доминирующие мотивы.
16. Как можно охарактеризовать онтогенетическое развитие человека через последовательность понятий: «индивид, индивидуальность, личность, субъект деятельности»?
17. Что входит в понятие «личность» в узком и широком смысле? Является ли преступник личностью?
18. Укажите биологические и социальные компоненты структуры личности.
19. Назовите факторы и предпосылки психического развития личности личности.
20. Можно ли назвать развивающими занятиями те, на которых ребенок самостоятельно выполняет хорошо знакомую ему работу без помощи взрослого? Объясните свой ответ.
Литература
1. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента к характеру и типологии личности / А.В. Батаршев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 256 с.
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Пихология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М.: Российское педагогическое агенство, 1998. – 272 с.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 320 с.
4. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов / В.М. Кроль – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2006. – 432 с.
5. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах / В.Г. Крысько. – Минск: Харвест, 1999. – 384 с.
6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ю Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 464 с.
7. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – С. 288-318.
8. Немов Р.С.Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. – В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 576 с.
9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 672 с.
|
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Биография, теории и вклад в психологию
Фрейд считал, что события нашего детства оказывают большое влияние на нашу взрослую жизнь, формируя нашу личность. Например, тревога, возникающая из-за травмирующих переживаний в прошлом человека, скрыта от сознания и может вызывать проблемы во взрослом возрасте (неврозы).
Таким образом, когда мы объясняем свое поведение себе или другим (сознательная умственная деятельность), мы редко даем верный отчет о нашей мотивации. Это не потому, что мы намеренно лжем. В то время как люди большие обманщики других; они еще более искусны в самообмане.
В работе всей жизни Фрейда доминировали его попытки проникнуть в этот часто тонкий и тщательно продуманный камуфляж, скрывающий скрытую структуру и процессы личности.
Его лексика прочно вошла в лексикон западного общества. Слова, которые он ввел через свои теории, теперь используются обычными людьми, такие как анальный (личность), либидо, отрицание, подавление, катарсический, оговорка по Фрейду и невротический.
Содержание
Кто такой Зигмунд Фрейд
Зигмунд Фрейд, родившийся 6 мая 1856 года на территории нынешнего Пршибора, Чешская Республика (тогда часть Австрийской империи), считается отцом психоанализа. Он был старшим из восьми детей в еврейской семье.
Сначала Фрейд хотел стать юристом, но позже увлекся медициной. Он поступил в Венский университет в 1873 году, получив диплом доктора медицины в 1881 году. Его основные интересы включали неврологию и невропатологию. Его особенно интересовало состояние истерии и ее психологические причины.
В 1885 году Фрейд получил грант на обучение у Жана-Мартена Шарко, известного невролога, который использовал гипноз для лечения женщин, страдающих от того, что тогда называлось «истерией». Этот опыт пробудил интерес Фрейда к бессознательному, тема, которая будет повторяться на протяжении всей его карьеры.
В 1886 году Фрейд вернулся в Вену, женился на Марте Бернайс и открыл частную практику по лечению нервных расстройств. Его работа в это время привела к его революционным концепциям человеческого разума и развитию психоаналитического метода.
Фрейд ввел несколько влиятельных концепций, в том числе Эдипов комплекс, анализ сновидений и структурную модель психики, разделенную на Ид, Эго и Суперэго. На протяжении всей своей карьеры он опубликовал множество работ, наиболее известными из которых являются «Толкование сновидений» (1900 г.), «Психопатология повседневной жизни» (1901 г.) и «Три эссе по теории сексуальности» (1905 г.).
Несмотря на противоречия и оппозицию, Фрейд продолжал развивать свои теории и расширять область психоанализа. На него сильно повлияло начало Первой мировой войны, а затем и подъем нацистов в Германии. В 19В 38 лет из-за нацистской угрозы эмигрировал в Лондон с женой и младшей дочерью.
Фрейд умер в Лондоне 23 сентября 1939 года, но его влияние на психологию, литературу и культуру остается глубоким и всеобъемлющим.
Он радикально изменил наше понимание человеческого разума, подчеркнув силу бессознательных процессов и новаторских терапевтических техник, которые продолжают использоваться и сегодня.
Теории и вклад Зигмунда Фрейда
Психоаналитическая теория : Фрейд наиболее известен разработкой психоанализа, терапевтической техники для лечения психических расстройств путем исследования бессознательных мыслей и чувств.
Подсознание : Фрейд (1900, 1905) разработал топографическую модель разума, описывающую особенности строения и функций разума. Фрейд использовал аналогию с айсбергом для описания трех уровней разума.
Иллюстрация теории айсберга Фрейда, где сознательный разум — это видимая вершина над водой, в то время как более крупный бессознательный разум скрыт под водой, невидимый, но обладающий огромным влиянием.- Личность : Фрейд предложил трехчастную модель человеческого разума, состоящую из ид, эго и суперэго. Ид представляет первичные желания, эго уравновешивает Ид и реальность, а суперэго представляет социальные нормы и мораль.
Ид, эго и суперэго чаще всего рассматривались как три неотъемлемые части человеческой личности.
Психосексуальное развитие : Спорная теория психосексуального развития Фрейда предполагает, что переживания и стадии раннего детства (оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная) формируют нашу взрослую личность и поведение.
Его теория психосексуальных стадий развития основывается на концепции, согласно которой детские переживания создают взрослую личность и что проблемы ранней жизни будут преследовать человека в виде психических заболеваний.
Анализ сновидений : Фрейд считал, что сны являются окном в бессознательное, и разработал методы анализа содержания снов на предмет подавленных мыслей и желаний.
Сны представляют собой несбывшиеся желания Ид, пытающиеся прорваться в сознание. Но поскольку эти желания часто неприемлемы, они маскируются или подвергаются цензуре с помощью таких средств защиты, как символизм.
Фрейд считал, что, отменив работу сновидения, аналитик может изучить явное содержание (то, что он видел во сне) и интерпретировать скрытое содержание (что оно означает), понимая символы.
Защитные механизмы : Фрейд предложил несколько защитных механизмов, таких как вытеснение и проекция, которые эго использует, чтобы справиться с напряжением и конфликтами между ид, суперэго и требованиями реальности.
Пациенты Зигмунда Фрейда
Клиническая работа Зигмунда Фрейда с несколькими пациентами привела к крупным прорывам в психоанализе и более глубокому пониманию человеческого разума. Вот краткое изложение некоторых из его наиболее заметных дел:
Анна О. (Берта Паппенгейм) : Известная как «рождение психоанализа», Анна О.
Она страдала от различных симптомов, включая галлюцинации и паралич, которые Фрейд интерпретировал как признаки истерии, вызванной вытесненными травматическими воспоминаниями. Метод «лечения разговором» с Анной О. позже превратился во фрейдистский психоанализ.
Дора (Ида Бауэр) : Дора, псевдоним, который использовал Фрейд, была подростком, страдающим от того, что он диагностировал как истерию. Ее симптомы включали афонию (потерю голоса) и кашель.
Фрейд предположил, что ее проблемы были вызваны подавлением сексуальных желаний, особенно теми, которые возникли в результате сложной серии отношений в ее семье. Случай Доры известен внезапным прекращением терапии субъектом и критическими замечаниями Фрейда по поводу того, как он вел дело.
Маленький Ганс (Герберт Граф) : Маленький Ганс, пятилетний мальчик, боялся лошадей. Фрейд никогда не встречался с Гансом, но использовал информацию отца мальчика, чтобы поставить ему диагноз.
Он предположил, что боязнь лошадей Маленького Ганса была символом более глубокого страха, связанного с Эдиповым комплексом — бессознательного чувства привязанности к матери и соперничества с отцом. Случай с Маленьким Гансом часто используется как пример теории Фрейда об Эдиповом комплексе у детей.
Человек-Крыса (Эрнст Ланцер) : Человек-Крыса пришел к Фрейду, страдая от навязчивых мыслей и страхов, связанных с крысами, состояние, известное как невроз навязчивых состояний.
Фрейд связывал свои симптомы с подавленным чувством вины и подавленными сексуальными желаниями. Лечение Человека-Крысы еще больше расширило работу Фрейда по пониманию роли внутренних конфликтов и бессознательных процессов в расстройствах психического здоровья.
Человек-волк (Сергей Панкеев) : Человек-волк был богатым русским аристократом, который обратился к Фрейду с различными симптомами, включая повторяющийся сон о волках.
Анализ Фрейда, сосредоточенный на детских воспоминаниях и снах, привел его к выявлению присутствия вытесненных воспоминаний и влияния Эдипова комплекса. Лечение Человека-волка часто считается одним из самых значительных и противоречивых случаев Фрейда.
В очень репрессивном «викторианском» обществе, в котором жил и работал Фрейд, женщины, в частности, были вынуждены подавлять свои сексуальные потребности. Во многих случаях результатом была та или иная форма невротического заболевания.
Фрейд стремился понять природу и разнообразие этих болезней, прослеживая сексуальную историю своих пациентов. Это не было в первую очередь исследованием сексуальных переживаний как таковых. Гораздо важнее были желания и желания пациента, его переживания любви, ненависти, стыда, вины и страха, а также то, как он справился с этими сильными эмоциями.
Последователи Фрейда
Фрейд привлек множество последователей, которые в 1902 году сформировали известную группу под названием «Общество психологической среды». Группа собиралась каждую среду в приемной Фрейда.
По мере роста организации Фрейд создал внутренний круг преданных последователей, так называемый «Комитет» (включая Шандора Ференци и Ханнса Закса (стоит), Отто Ранка, Карла Абрахама, Макса Эйтингона и Эрнеста Джонса).
В начале 1908 года комитет насчитывал 22 члена и был переименован в Венское психоаналитическое общество.
Карл Юнг и Зигмунд Фрейд расходились во мнениях по нескольким ключевым концепциям. Юнг не согласился с точкой зрения Фрейда на бессознательное как на хранилище подавленных желаний, предложив вместо этого коллективное бессознательное, вмещающее общие воспоминания предков. Юнг также переопределил либидо как общую жизненную силу, а не просто сексуальную энергию. Более того, в то время как Фрейд считал религию иллюзией, Юнг считал ее неотъемлемой частью человеческого опыта. Эти разногласия привели к разрыву между Фрейдом и Юнгом около 19 лет.12-1913, после чего Юнг разработал свою собственную теоретическую основу, аналитическую психологию. Несмотря на свои различия, оба внесли существенный и продолжительный вклад в область психологии.Неофрейдисты
Термин «неофрейдисты» относится к психологам, которые первоначально были последователями Зигмунда Фрейда (1856–1939), но позже разработали свои собственные теории, часто модифицируя или оспаривая идеи Фрейда.
Вот краткое изложение некоторых наиболее известных неофрейдистов:
Карл Юнг : Юнг (1875-1961) был близким соратником Фрейда, но раскололся из-за теоретических разногласий. Он разработал концепцию аналитической психологии, делая упор на коллективное бессознательное, в котором хранятся универсальные символы или архетипы, общие для всех людей. Он также представил идею интроверсии и экстраверсии.
Альфред Адлер : Адлер (1870-1937) был еще одним ранним последователем Фрейда, который откололся из-за различных взглядов. Он разработал школу индивидуальной психологии, выделив роль чувства неполноценности и стремления к превосходству или успеху в формировании человеческого поведения. Он также подчеркнул важность социального контекста и сообщества.
- Отто Ранк : Ранк (1884–1939) был одним из первых сотрудников Фрейда и сыграл значительную роль в развитии психоанализа. Он предложил «родовую травму» как критическое событие, влияющее на психику. Позже он переключил внимание на отношения между терапевтом и клиентом, что повлияло на развитие гуманистической терапии.
Карен Хорни : Хорни (1885–1952) бросила вызов взглядам Фрейда на женщин, выступая против концепции «зависти к пенису». Она предположила, что социальные и культурные факторы существенно влияют на развитие личности и психическое здоровье. Ее концепция «базовой тревоги» была сосредоточена на чувствах беспомощности и незащищенности в детстве, формирующих взрослое поведение.
- Гарри Стэк Салливан : Салливан (1892–1949) разработал межличностный психоанализ, подчеркивая роль межличностных отношений и социального опыта в развитии личности и психических расстройствах. Он предложил концепцию «я-системы», сформированной в результате переживаний одобрения и неодобрения в детстве.
Мелани Кляйн : Кляйн (1882-1960), выдающийся психоаналитик, считается неофрейдисткой из-за ее разработки теории объектных отношений, которая расширила идеи Фрейда. Она подчеркивала значение опыта раннего детства и роль отношений матери и ребенка в психологическом развитии.
- Анна Фрейд : младшая дочь Фрейда внесла значительный вклад в психоанализ, особенно в детскую психологию. Анна Фрейд (1895–1982) расширила работу своего отца, подчеркнув важность защиты эго в управлении конфликтами и сохранении психического здоровья.
Вильгельм Райх : Райх (1897–1957), когда-то ученик Фрейда, отклонился, сосредоточившись на телесных переживаниях и сексуальном подавлении, разработав теорию оргонной энергии. Его упор на социальное влияние и телесно-ориентированную терапию сделал его важной фигурой неофрейдизма.
- Эрих Фромм : Фромм (1900-1980) был немецко-американским психоаналитиком, связанным с Франкфуртской школой, который подчеркивал роль культуры в развитии личности. Он выступал за психоанализ как инструмент для лечения культурных проблем и, таким образом, уменьшения психических заболеваний.
Эрик Эриксон : Эриксон (1902–1994) расширил теорию психосексуального развития Фрейда, добавив социальные и культурные аспекты и предложив модель развития на протяжении всей жизни. Его теория психосоциального развития наметила восемь стадий, каждая из которых отмечена определенным кризисом, который необходимо разрешить, что формирует идентичность человека и отношения.
Критическая оценка
Подтверждают ли факты психологию Фрейда? Теория Фрейда хорошо объясняет, но не предсказывает поведение (что является одной из целей науки).
По этой причине теория Фрейда нефальсифицируема — ее нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Например, бессознательное сложно объективно проверить и измерить. В целом теория Фрейда крайне ненаучна.
Несмотря на скептицизм в отношении бессознательного, когнитивная психология выявила бессознательные процессы, такие как процедурная память (Tulving, 1972), автоматический процессинг (Bargh & Chartrand, 1999; Stroop, 1935) и социальная психология показали важность имплицитного процессинга (Greenwald & Banaji, 1995). Такие эмпирические данные продемонстрировали роль бессознательных процессов в поведении человека.
Однако большинство доказательств теории Фрейда получено из нерепрезентативной выборки. В основном он изучал себя, своих пациентов и только одного ребенка (например, Маленького Ганса).
Основная проблема здесь в том, что тематические исследования основаны на детальном изучении одного человека, а что касается Фрейда, то речь идет чаще всего о женщинах средних лет из Вены (т. е. его пациентках).
Это затрудняет обобщение на более широкую популяцию (например, на весь мир). Однако Фрейд считал это несущественным, полагая лишь качественное различие между людьми.
Фрейд, возможно, также продемонстрировал исследовательскую предвзятость в своих интерпретациях – возможно, он обратил внимание только на информацию, подтверждающую его теории, и проигнорировал информацию и другие объяснения, которые им не соответствовали.
Однако Фишер и Гринберг (1996) утверждают, что теорию Фрейда следует оценивать с точки зрения конкретных гипотез, а не целого. Они пришли к выводу, что существуют доказательства, подтверждающие концепцию Фрейда об оральной и анальной личности и некоторые аспекты его идей о депрессии и паранойе.
Они не нашли доказательств эдипова конфликта и не подтвердили взгляды Фрейда на женскую сексуальность и то, как их развитие отличается от мужского.
Ссылки
Барг, Дж. А., и Чартранд, Т. Л. (1999). Невыносимый автоматизм бытия. Американский психолог, 54 (7), 462.
Брейер, Дж., и Фрейд, С. (1895). Исследования по истерии . Стандартное издание 2: Лондон.
Фишер С. и Гринберг Р. П. (1996). Научная переоценка Фрейда: проверка теорий и терапии . Джон Уайли и сыновья.
Фрейд, С. (1894). Нейропсихозы обороны . СЭ, 3: 41-61.
Фрейд, С. (1896). Дальнейшие замечания о нейропсихозах защиты . СЭ, 3: 157-185.
Фрейд, С. (1900). Толкование снов . С.Э., 4-5.
Фрейд, С. (1901). Психопатология повседневности. SE, 6. Лондон: Hogarth .
Фрейд, С. (1905). Три эссе по теории сексуальности. Se , 7 , 125-243.
Фрейд, С. (1915). Бессознательное . СЭ, 14: 159-204.
Фрейд С. (1920) . За пределами принципа удовольствия . СЭ, 18: 1-64.
Фрейд, С. (1923). Эго и Ид . СЭ, 19: 1-66.
Фрейд, С. (1925). Отрицание. Стандартное издание , 19, 235-239.
Фрейд, С. (1961). Сопротивление психоанализу. В Т Стандартное издание Полного собрания сочинений по психологии Зигмунда Фрейда, том XIX (1923–1925): Эго и Ид и другие работы (стр. 211–224).
Гринвальд, А. Г., и Банаджи, М. Р. (1995). Неявное социальное познание: отношения, самооценка и стереотипы. Психологический обзор, 102 (1), 4.
Stroop, JR (1935). Исследования вмешательства в серийных словесных реакций. Журнал экспериментальной психологии, 18 (6), 643.
Тульвинг, Э. (1972). Эпизодическая и семантическая память. В Э. Талвинг и В. Дональдсон (ред.), Организация памяти , (стр. 381–403). Нью-Йорк: Академическая пресса.
Часто задаваемые вопросы
Природа против воспитания: как развивается наша личность?
В психологии личности всегда велись давние споры о развитии личности. Люди действуют, ведут себя и взаимодействуют так, как мы, из-за природы, такой как наши гены, унаследованные от наших родителей, или воспитания, такого как наши факторы окружающей среды, культура, религия или детские взаимодействия?
О личности и почему это важно
Личность является ключевой частью каждого из нас, она определяет наше настроение, наше поведение, то, как мы взаимодействуем друг с другом, и решения, которые мы принимаем. По сути, наши личности делают нас такими, какие мы есть. Вот почему крайне важно изучить, обусловлена ли личность человека нашими предками, средой, в которой мы выросли, а возможно, даже тем и другим.
Исследования показали, что личность меняется и адаптируется на протяжении всей нашей жизни, но причины этого до сих пор обсуждаются. Может быть, наше влияние окружающей среды постоянно изменяет и адаптирует нас? Или, может быть, наша генетика влияет на то, когда и как происходит изменение черт личности?
Природа против Воспитания: бесконечная битва
Сколько раз вы слышали поговорку «о, она определенно дочь своей матери!» или «как отец, так и сын» — возможно, это потому, что 50% вашей ДНК исходит от каждого из ваших родителей, и это унаследованное генетическое строение может повлиять на вашу личность.
Если бы наша личность и поведение находились под влиянием исключительно природы, то мы бы унаследовали от наших предков гены, влияющие на то, как формируется наша личность. Точно так же, как мы унаследовали физические факторы, такие как цвет глаз или волос, от предыдущих поколений, мы также можем унаследовать наши внутренние побуждения и стимулы, влияющие на наше поведение.
Все гены одного вида одинаковы — ДНК ваших генов, скорее всего, на 99,9% похожа на мою. Это позволяет использовать для развития личностных качеств, которые приходят к нам естественным образом. Тем не менее, некоторые из нас лучше, чем другие. У всех нас есть инстинкты, чтобы учить язык и ходить — почему у некоторых из нас это получается лучше, чем у других?
«Биологические теории личности предполагают, что личностные различия частично основаны на индивидуальных различиях в структуре и системах центральной нервной системы, таких как генетика, гормоны и нейротрансмиттеры», — предполагая, что наша личность отличается из-за генов, которые мы развиваем и как наш организм их регулирует.0003
Исследования близнецов и приемных детей показали, что наша генетическая структура оказывает более сильное влияние на нашу личность, чем воспитание детей; обеспечение поддержки «природной» стороны аргумента. Также было обнаружено , что все черты, которые мы наследуем, включая черты личности, во многом зависят от нашей генетики и биологии, что еще раз подтверждает аргумент о природе.
Другие, возможно, менее научные теории предполагают, что личность человека обусловлена нашими недавними предками. Меня не удивит, если вы слышали о «психодинамической теории и терапии» или термине «бессознательное», и меня также удивит, если вы не слышали ни о каких других психодинамических теоретиках, кроме пресловутого Зигмунда Фрейда.
Один из коллег Фрейда, Карл Юнг полагал, что наше бессознательное, которое, как утверждает психодинамическая теория, управляет нашим поведением, взаимодействиями и, следовательно, формирует фундаментальную часть нашей личности, частично состоит из воспоминаний наших предков, которые затем влияют на нашу личность и поведение.
В целом идея о том, что личность человека обусловлена его генетическим строением, вполне правдоподобна. Часто дети, которые расслаблены и «покладисты», становятся взрослыми, такими же спокойными и покладистыми. Точно так же младенцы, как и я, которые рождаются кричащими и проводят большую часть своих младенческих лет, закатывая истерики, как правило, вырастают и становятся королевами драмы в мире. Таким образом, существует высокая вероятность того, что наша личность и когнитивное развитие на самом деле зависят от нашей генетики.
Однако, когда мы утверждаем, что наши личности формируются нашей генетикой, возникает вопрос о неподконтрольном нам факторе. Если наши личности действительно обусловлены нашей генетикой, то можем ли мы нести ответственность за все, что мы когда-либо делали? Или это наши великие, великие, великие, великие, великие ошибки прадедов? Итак, важно учитывать противодействующий фактор – нашу среду.
Окружающая среда играет решающую роль в нашей жизни; некоторые люди богаты, некоторые люди бедны. Некоторые люди выросли в Кенсингтоне, в то время как другие — в сельских городках за много миль от любых быстроразвивающихся городов. У некоторых людей есть четыре сестры, а у других вообще нет братьев и сестер. Кому-то это легко, а кому-то нет. Но действительно ли это влияет на нашу личность и наше последующее поведение?
Аргумент окружающей среды
Часто утверждают, что на нашу личность в большей степени влияет окружающая среда, чем наша генетика. Большая часть нашей личности основана на адаптации наших способностей, когнитивных способностей и социальных интересов. Этой приспособляемости, которая формирует и формирует нас, можно научиться только во взаимодействии с окружающей средой.
Подумайте о детях, над которыми издеваются. Часто предполагалось, что дети вырастают интровертами мира — они боятся человеческого взаимодействия из-за опыта, который у них был с другими детьми, когда они были моложе. Этот случай показывает, как опыт раннего детства может иметь прямое влияние на личность ребенка, его моральное развитие и отношения со сверстниками с течением времени.
Исследования показали, что личность определяется культурным развитием и взаимодействием с другими людьми и окружающей средой в детстве. Точно так же данные исследований, которые показали, что на детей, выросших в приемных семьях, больше повлияло воспитание детей их приемными родителями, чем их генетика, показывая, как воспитание влияет на развитие ребенка.
Поскольку я использовал приведенный выше пример психодинамической терапии, я буду использовать противоречивую теорию, чтобы аргументировать противоположную точку зрения. Фрейд, отец психодинамической теории, утверждал, что наше коллективное бессознательное, которое, как я сказал выше, определяет наше поведение и личность, находится под влиянием и развивается в результате нашего детского опыта и взаимодействий. Эта теория, хотя и имеет мало эмпирических доказательств, до сих пор пользуется уважением и является ключевым моментом психодинамической терапии.
Наконец, если у вас есть братья и сестры, ваш порядок рождения мог повлиять на вашу личность. Альфред Адлер, известный психолог, описал, как старший ребенок чувствует превосходство и силу, средний ребенок склонен к соперничеству, а младший зависит от других в удовлетворении эмоциональных и базовых потребностей. Также было замечено, что порядок рождения вызывает определенный комплекс неполноценности, если вы рождаетесь позже, чем ваши братья и сестры.
Итак, ребенок рождается в ситуации, которая заставляет его реагировать так, как описано в стереотипах порядка рождения, и поэтому окружающая среда повлияла на нашу личность. В какой-то степени он может даже влиять на определенные расстройства личности и защитные механизмы на более позднем этапе жизни. Однако было найдено мало научных доказательств, подтверждающих эту теорию, так что, возможно, личность обусловлена генетикой.
В целом, многие психологи начинают принимать точку зрения, согласно которой все аспекты человека находятся под влиянием природы и воспитания. Да, наша генетика передается по наследству, но предполагается, что она не определяет наше поведение.
Наша личность и люди в целом слишком сложны, чтобы их можно было свести к одной конкретной причине, и на нас будут влиять многие аспекты нас самих и нашего окружения.