Эффект Пигмалиона — Примеры и Эксперименты
Каждому человеку знакома ситуация, когда его ожидания загадочным образом сбываются. Он уверен, что обстоятельства сложатся определенным образом и все именно так и происходит. Что это – хорошая интуиция, подсказка свыше или вполне объяснимое научное явление? Давайте узнаем, как в психологии объясняется феномен самосбывающегося пророчества, который еще называют «эффект Пигмалиона».
Эффект Пигмалиона – это психологический феномен, который возникает, когда ошибочное убеждение человека при восприятии им другого человека побуждает его действовать так, чтобы тот повел себя ожидаемым образом. То же самое касается исхода различных событий.
По-другому этот феномен еще называют «эффект Розенталя» или «самоисполняющееся пророчество».
Эффект Пигмалиона, простыми словами – это ситуация, когда негативные или позитивные ожидания сбываются, но не потому, что человек их предвидел, а потому что сделал все, чтобы они сбылись.
Смысл явления в том, что человек неосознанно предопределяет исход ситуации своими ожиданиями и ведет себя так, чтобы эти ожидания подтвердились. Феномен вызывает интерес у многих ученых-психологов, которые исследуют его уже не один десяток лет.
Эффект Пигмалиона не предполагает никаких мистических взаимосвязей. И ожидания человека сбываются не потому, что он каким-то волшебным образом увидел будущее, а потому, что он непроизвольно прилагал усилия для того, чтобы они сбылись.
Человеку кажется, что он заранее знает исход того или иного события и он действует логичным для этих обстоятельств образом.
Как работает эффект Пигмалиона
Этот психологический феномен работает следующим образом:
- Человек думает, что исход определенной ситуации будет таким-то (например, негативным).
- Он неосознанно начинает вести себя так, чтобы ситуация сложилась именно таким образом, как ему кажется (негативно).
- Поведение и реакции людей, от которых зависит исход события, он воспринимает искаженно, предвзято.
- Благодаря его собственному поведению и убеждениям ожидания оправдываются, и он говорит: «Ну вот, все случилось именно так, как я думал!».
Изначально предпосылок к ожидаемому исходу могло и не быть. Но человек своими действиями направлял события в нужное русло, даже не осознавая этого. А когда его ожидания сбылись, решил, что он заранее все это предвидел.
Отсюда можно сделать вывод, что ожидания меняют действительность.
Эффект Пигмалиона (Pygmalion effect) люди часто связывают с мистическим мышлением.
Пример — гадалка нагадала девушке, что скоро она встретит своего возлюбленного. Девушка поверила в предсказание и начала тщательнее за собой следить, посещать вечеринки и другие места, где можно познакомиться, стала более раскованно вести себя с парнями и вскоре действительно познакомилась и начала встречаться с молодым человеком. Все это она могла проделать и без предсказания гадалки. Но именно благодаря вере в силу предсказания девушка начала предпринимать действия по поиску своего будущего возлюбленного.
Эффект ожиданий наблюдается не только у обычных людей, но и ученых, которым не свойственно мистическое мышление. Они могут влиять на исход эксперимента, неосознанно подгоняя его результаты под свою теорию. Если же непосредственно повлиять на исследуемые процессы невозможно, то можно по-разному интерпретировать полученные результаты.
Феномен самосбывающихся пророчеств хорошо прослеживается у детей.
Если родители и учителя хвалят ребенка за хорошую успеваемость, говорят ему что он способный, он действительно начинает учиться лучше. А если ребенка считают бездарностью и лодырем, то и успехов в учебе у него не будет.
Дети вообще очень восприимчивы к словам взрослых, поэтому ребенка можно «запрограммировать» на успех или неудачу не только в учебе, но и в последующей жизни. Нередки случаи, когда дети, вырастая, продолжали реализовывать негативные «программы», заложенные в них родителями.
Происхождение термина
Открыл эффект Пигмалиона Роберт Розенталь. Поэтому это явление еще называют эффектом Розенталя.
В 1965 году психолог Роберт Розенталь (Robert Rosenthal) вместе со своей коллегой Ленорой Якобсон (Lenore Jacobson) провели любопытный эксперимент. В начале учебного года они отобрали учеников из разных классов школы и сообщили учителям, что эти дети имеют более высокий IQ, чем другие. Хотя на самом деле их уровень интеллекта ничем не отличался от аналогичных показателей у одноклассников. Дети были отобраны случайным методом, но учителя думали, что они на самом деле более способные.
В конце учебного года ученые вновь протестировали детей и выяснили, что те, кого они выдали за особо одаренных, действительно показали более высокие результаты по сравнению со своими одноклассниками. Как же так получилось?
Дело в том, что учителя предвзято относились к этим ученикам, вдохновляя их на учебу и давая больше простора для творчества. Они ожидали от них высоких результатов и неосознанно подталкивали к более эффективному обучению. Розенталь и Якобсон назвали это явление эффектом Пигмалиона в честь мифического древнегреческого персонажа – скульптора, который создал прекрасную статую и сам же в нее влюбился. Эксперимент получил название «Пигмалион в классе».
Эксперименты, подтверждающие эффект Розенталя
Есть и другие исследования, наглядно показывающие как работает эффект Розенталя.
Эксперимент «Крысиная мотивация»
Этот эксперимент тоже провели Розенталь и Якобсон в 1968 году. В исследовании принимали участие студенты и лабораторные крысы. Студенты по инструкции экспериментаторов должны были провести тесты с крысами. Участников исследования разделили на две группы.
Первой группе ученые сказали, что их крысы очень умные, а второй сообщили, что их животные большим умом не отличаются. В действительности интеллектуальные способности зверьков из обоих групп были идентичными.
Нетрудно догадаться, что «умные» крысы лучше справились с заданием, чем «глупые». Так произошло потому, что студенты из первой группы относились к своим подопечным с симпатией, гладили их и давали положительное подкрепление. Естественно, крысы с удовольствием выполняли задания.
А студенты из второй группы относились к животным неласково, ругали их за неправильные решения. Тем самым они создавали крысам стресс, который делал их менее активными и сообразительными.
Эксперимент «Запрограммированная симпатия»
В 1986 году ученые Ребекка Кёртис и Ким Миллер провели исследование на студентах. Они создали две группы студентов и объединили их в пары случайным образом. Членам одной группы исследователи сказали, что те нравятся своим партнерам. А членам другой группы сообщили, что они вызывают у своих партнеров антипатию. Затем попросили членов каждой пары встретиться и пообщаться со своими партнерами.
Выяснилось, что студенты, которые были уверены, что нравятся партнеру, вели себя более дружелюбно и приветливо, чем пары, которые получили обратную установку. Эксперимент получил название «Запрограммированная симпатия».
Эксперимент в армии Израиля
Еще один эксперимент был проведен в армии Израиля. Ученые отобрали три группы военных и поставили перед ними задачу пробежать определенное расстояние. Для первой группы оно составляло 30 км, для второй – 40 км, а для третей – 60 км. Но экспериментаторы слукавили, и на самом деле дистанция для всех трех групп была одинаковой.
Результат эксперимента оказался предсказуемым: первая группа солдат прибежала первой, вторая – второй, а третья добралась до финиша последней. Мужчины были насколько уверены в озвученном им километраже, что, сами того не зная, оправдали ожидания исследователей.
Особенности эффекта Розенталя
Исследуя феномен самосбывающегося пророчества, Роберт Розенталь выделил несколько значимых нюансов:
- чем сильнее человек ожидает конкретного результата, тем больше влияет на него своими действиями;
- если экспериментатор и испытуемый знакомы, то вероятность предвзятого отношения и соответственно возникновения эффекта Пигмалиона существенно возрастает;
- если человек в чем-то убежден, то он будет находить доказательства своей правоты и игнорировать факты, указывающие на его неправоту;
- женщины больше, чем мужчины подвержены этому феномену.
Исследователь пришел к выводу, что эффект Пигмалиона оказывает влияние на результаты различных психологических исследований. Причем влиять он может как на процесс самого эксперимента, так и на оценку его результатов. Экспериментаторы неосознанно могут повышать слишком низкие баллы и понижать высокие, стремясь к усреднению данных.
Если какие-то данные не вписываются в теорию экспериментатора, он может отбросить их, оставив лишь те, что подтверждают его теорию. Если исследователь знает о существовании эффекта Пигмалиона, то он пытается избежать его влияния и тем самым тоже искажает результаты эксперимента, но уже в другую сторону.
Эффект Пигмалиона в повседневной жизни
Эффект самосбывающегося пророчества широко распространен не только в научной среде, но и в повседневной жизни. Например, женщина убеждена в том, что все мужчины изменяют своим женам и ее муж – не исключение. Она начинает следить за ним, проверять его телефон, рыться в личных вещах, ревновать по любому поводу.
Естественно, таким поведением она будет провоцировать мужа на скандалы. Устав от ревности и подозрений, муж может действительно найти себе женщину на стороне. А жена, узнав об этом, воскликнет: «Я же говорила, что все мужики кобели и мой ничем не лучше!».
Хорошо прослеживается эффект Розенталя в бизнесе. Ожидания руководителя влияют на качество работы подчиненных. Чем выше начальник оценивает способности своих работников, тем более высокие результаты они демонстрируют. Руководитель, считающий подчиненных способными и трудолюбивыми работниками, неосознанно мотивирует их работать лучше. А начальник, который убежден, что его подчиненные недалекие и ленивые, своим поведением снижает их мотивацию к работе.
Многочисленные психологические исследования в сфере бизнеса показали, в чем заключается успех. Оказалось, что разница между плохим и хорошим работником определяется отношением руководства к нему. Чем сильнее начальник верит в своих подчиненных, чем лучше относится к ним, тем больше он мотивирует их выполнять свою работу как можно качественнее. Сотрудники стремятся соответствовать высокой оценке руководства, поэтому относятся к работе ответственно.
Пример самореализующегося пророчества
Девушка устроилась на работу менеджером по продажам. Руководительница отдела была красивой, яркой женщиной и была убеждена, что люди с посредственной внешностью не могут быть хорошими работниками и не привлекут много клиентов. Поэтому на работу она предпочитала брать привлекательных девушек, которые ярко красятся и модно одеваются. Новая же работница имела вполне посредственную внешность, носила неброскую одежду и делала скромный макияж.
Такая стереотипизация привела к тому, что руководительница начала относиться к подчиненной предвзято: отмахивалась от ее вопросов, не поручала сложных задач, а спихивала на нее мелкую, рутинную работу. В итоге девушка проработала на фирме год, но у нее было меньше всего клиентов и соответственно самая маленькая зарплата. Вскоре она уволилась, а руководительница еще больше утвердилась во мнении, что непривлекательные девушки не могут быть хорошими работницами и ее метод подбора сотрудников – правильный.
После этого девушка устроилась на другую фирму, где руководство ценило не внешние данные, а личные и профессиональные качества работников, и за несколько месяцев ее доход вырос в два раза. На новом месте отношение к девушке было совсем другим. Руководство фирмы обучало ее всем тонкостям работы и даже отправило на курсы менеджмента. Через год девушка стала одним из лучших работников фирмы.
На этом примере видно, что негативные ожидания первого руководителя и позитивные ожидания второго сработали одинаково хорошо.
Как использовать эффект Пигмалиона себе на благо
Зная о существовании этого эффекта, можно более эффективно влиять на свою жизнь. Важно помнить, что самосбывающиеся пророчества работают как в положительную, так и в отрицательную сторону. Если человек убежден, что задуманное дело получится, он будет прилагать все усилия, чтобы добиться желаемого результата. Если же он заранее уверен в неудаче, то и стараться не будет, потому что незачем тратить силы впустую.
Внутренняя убежденность человека в положительном или отрицательном результате определяет его поведение и принимаемые решения. Чтобы добиться хорошего результата, нужно с самого начала настроиться на него, убедить себя, что задуманное получится.
Людям, верящим в мистику, лучше избегать всяческих пророчеств и предсказаний, касающихся их жизни. Поскольку эти прогнозы заранее будут настраивать таких людей на конкретный результат. И хорошо, если прогноз положительный. А если он плохой, негативный? Если человеку «напророчат», что он никогда не сможет разбогатеть, он и не будет стараться больше трудиться, искать высокооплачиваемую работу, повышать свою квалификацию или осваивать более перспективную профессию.
Ожидания родственников или друзей влияют на человека не хуже всяческих пророчеств и предсказаний. Если близкие говорят: «Да у тебя ничего не получится, не трать зря время и силы.», то человек просто опустит руки, даже не попробовав добиться желаемого. Поэтому важно помнить о том, что не только собственные ожидания, но и ожидания окружающих влияют на наши действия и решения, делая их более или, наоборот, менее эффективными.
Эффект Розенталя объясняет многие явления, кажущиеся неосведомленному человеку загадочными или мистическими. Множество экспериментов и жизненных случаев подтверждает существование самореализующихся пророчеств. Зная и понимая механизм работы этого явления, можно корректировать свои действия и принимаемые решения так, чтобы они приближали к достижению поставленной цели, а не отдаляли от нее.
Эффект Пигмалиона: как наши ожидания меняют реальность
Самогипноз или эффект Пигмалиона — разные названия одного психологического феномена, относящегося к самосбывающимся пророчествам. Суть эффекта заключается в том, что ожидания человека определяют его действия. И действия человека связаны с определенными намерениями, мыслями, а также автоматической работой внутренних ценностей и убеждений. Имея изначально убеждение о себе или других, мы влияем на действительность и делаем так, что оно становится нашей реальностью. Этот психологический феномен позволяет целенаправленно или случайно влиять на мир вокруг. Вместе с психологом Анной Суховой разбираемся в сути явления.
Этот эффект получил свое название в честь скульптора из древней Греции Пигмалиона. Однажды он создал столь прекрасную статую, что влюбился в нее и пожелал ее оживить. Плененный собственными чувствами, он отправился к богине любви Афродите, которая и помогла ему оживить его творение. Этот миф иллюстрирует суть эффекта, которая заключается в том, что человек, убежденный в чем-либо или страстно чего-то желающий, неосознанно подстраивает события под нужный для него результат.
У каждого человека в голове есть своеобразные «микронавязчивости» — бывшие и будущие эмоции и образы, которые базируются на прошлом опыте. «Микронавязчивости» — это ситуации и состояния с ними связанные, повлиять на которые силой воли практически невозможно.
Важно понимать, что любая мысль кодируется нашим мозгом либо как визуальный слайд (чаще всего), либо слайд с добавлением кинестетики (ощущения), чувства и эмоции, а в особых случаях слайд наполняется и аудиальными кодировками (звуки).
Самый простой способ управлять своими мыслями, чувствами, поведением и реальностью — это видеть себя со стороны в своих позитивных образах, наполненных визуальными, аудиальными и кинестетическими компонентами. В этом случае мозг получает некую картинку — она и дает возможность реализовать ее в жизни, запуская все необходимые бессознательные процессы, вместе с общим состоянием.
Однако чаще всего люди уходят в мир фантазий и просматривают образы от первого лица, где человек сам участник событий. В этом случае бессознательное смотрит на это, как на некоторые уже пережитые жизненные периоды, так и не запуская механизм реализации, ведь у вас уже все это было, вы просто ностальгируете, и сигнала к выполнению нет. Вот почему некоторые желаемые позитивные мысли не сбываются, так и оставаясь фантазиями, и наоборот, негативные мысли очень быстро переносятся в реальность (читайте также: «Как отучить себя думать о плохом?»).
Именно поэтому эффект Пигмалиона существует. Наверняка вы не раз подвергались этому психологическому явлению, сами того не замечая. Например, думая, что не справитесь с определенной задачей, вы опускаете руки, а ваше поведение и действия приводят к реальному провалу. В обратной же ситуации, если от вас ждут решения задачи, внушая, что все получится и вы справитесь, действия и результат будут иными, позитивными и радостными.
Работает этот эффект следующим образом:
- Человек настраивается на определенный исход событий
- Далее он неосознанно выполняет действия для осуществления ожидаемого исхода
- Эти действия работают, и ситуация складывается так, как человек ожидал в начале
- Человек убеждается в том, что изначально был прав
Чаще всего человек даже не осознает, что сам управлял ситуацией, а исход событий кажется ему самосбывшимся пророчеством. Многие даже начинают верить в свои экстрасенсорные способности, однако дело всего лишь в самогипнозе.
Наш мозг — уникальный механизм, позволяющий программировать себя на многие задачи.
И от наших мыслей зависит весь сложный процесс кодирования или самопрограммирования себя. Чем больше мы думаем негативно, тем больше гормоны стресса поступают в тело и заставляют его подготовиться к тяжелому периоду, адаптироваться и заставляют работать на износ нервную систему. В то же самое время, гормоны счастья и удовольствия, которые запускаются нашими позитивными мыслями и эмоциями, позволяют на многие даже сложные ситуации смотреть оптимистично и все складывается лучше, чем казалось на первый взгляд.Стоит помнить, что только мы сами управляем своим мозгом, а значит и событиями вокруг нас, а потому важно настраиваться на позитивный лад и программировать себя на успех — именно в этом случае эффект Пигмалиона будет работать на нас.
практикующий психолог, психодиагност, специалист НЛП, эксперт СМИ и основатель Клуба «Психология для жизни».
Фото: Getty Images
Marie Claire Editorial
Улучшите производительность с помощью этой причуды человеческого поведения
Вы когда-нибудь слышали об эффекте ожидания? Однажды пара предприимчивых исследователей заставила участников пройти уникальный эксперимент. Им сказали, что они должны тренировать крыс, чтобы они быстро проходили через лабиринт.
- Половине участников сказали, что у них есть «умные лабиринты» крысы, которые были тщательно выведены, чтобы быть очень искусными в прохождении лабиринтов.
- Другой половине сказали, что у них есть «тупые в лабиринте» крысы, не обученные проходить лабиринты.
У участников было пять дней, чтобы научить крыс проходить лабиринт. После этих пяти дней «лабиринтные» крысы смогли выполнить свою задачу в ДВА РАЗА быстрее, чем «лабиринтные» крысы.
Но тут, конечно, была загвоздка.
Между двумя группами крыс не было абсолютно никакой разницы! Обе группы участников получили случайно выбранных крыс без опыта прохождения лабиринта.
Да, вы не ошиблись. Крысы были точно такими же, но участники, которым СКАЗАЛИ, что у них более быстрые крысы, каким-то образом помогли крысам на самом деле работать лучше. Это исследование повторялось снова и снова. Это называется эффектом ожидания.
Эффект ожидания: Когда кто-то ожидает определенного результата, это ожидание бессознательно влияет на результат или отчет об ожидаемом результате.
Когда участник ожидает определенного результата, он, сам того не осознавая, изменит свои действия и поведение, чтобы получить именно этот результат.
Эта концепция дает нам большую силу.
Когда участникам сказали, что у них есть «яркие крысы лабиринта», они бессознательно изменили свое обучение, изменили свои ожидания и заставили крыс работать лучше. Когда участникам сказали, что у них «тупые в лабиринте» крысы, они бессознательно становились хуже учителями и не обучали своих крыс.
Десятки исследований доказали наличие эффекта ожидания за пределами лаборатории на крысах, собаках и людях.
Мы можем улучшить или ухудшить работу наших команд, сотрудников и коллег просто силой наших собственных убеждений. Если вы считаете, что кто-то будет работать плохо, вы сделаете для него почти невозможным превзойти ваши ожидания. Если вы верите, что кто-то будет работать хорошо, вы настроите его на успех и облегчите ему задачу превзойти ваши ожидания.
Самая большая ошибка, которую допускают лидеры, — предполагать худшее.
Проблема в том, что руководителей часто привлекают для решения проблем. Их просят возглавить «низкоэффективную команду». Их просят обучить группу «неопытных новичков». Их просят исправить «проблемную область» бизнеса. Если вы хотите стать по-настоящему невероятным лидером, вы не можете просто думать о решениях или идеях, вы должны соответствовать своим собственным ожиданиям. Вот как:
Каковы ваши ожидания?
Мы часто не осознаем собственных ожиданий. В эксперименте с крысами участникам прямо сказали, что у них есть либо «лабиринтные умные», либо «лабиринтные тупые» крысы. Это было явным ожиданием. Но нами движут как явные, так и неявные ожидания.
- явное ожидание — это когда что-то утверждается прямо и не оставляет места для неопределенности.
- неявное ожидание — это когда что-то подразумевается, но прямо не указывается.
Например, у меня есть явное ожидание, что мороженое вкусное, но не очень полезное, потому что мне сказали об этом и рекламщики (вкусная часть), и моя мама (нездоровая часть). У меня также есть неявное ожидание, что от мороженого иногда болит живот, и у меня может быть непереносимость лактозы. Это глупый пример, но он дает вам представление о том, что у нас есть ожидания, которые нам навязывают, и те, которые мы придумываем сами.
Я хочу, чтобы вы определили свои неявные и явные ожидания в важных сферах вашей жизни. Например, если вы работаете в команде:
Что вам говорили о команде вначале?
- ________
- ________
- ________
Что люди говорят о вашей команде?
- ________
- ________
- ________
Как описывается ваша команда в офисе? По конкурентам?
- ________
- ________
- ________
Это ваши явные ожидания. Возьмите лист бумаги и запишите все, что вы можете придумать. Если вы работаете в творческой команде, у вас могут быть такие маркеры:
- Мне сказали: Это лучшая креативная команда агентства.
- Я слышал: Он маленький и уютный.
- Люди говорят: Мы быстрые и немного беспощадные.
Заполните поле для вашей команды или темы.
↑ Содержание ↑
Каковы ваши неявные ожидания?
Теперь давайте определим ваши неявные ожидания и убеждения. Их гораздо сложнее идентифицировать, поэтому вам придется копать глубже! Спросите себя, какие у вас ожидания. Ответьте на следующие вопросы на чистом листе бумаги:
Какие идеи у вас возникли во время работы с вашей командой?
- ________
- ________
- ________
Чему вы научились?
- ________
- ________
- ________
Какие у вас есть предположения?
- ________
- ________
- ________
Давайте еще раз посмотрим на творческую группу. Вы можете заметить, что:
- Вы ожидаете от команды превосходства, но чувствуете обиду, когда что-то нужно сделать быстро.
- Вы научились копить свои идеи, чтобы их не украли.
- Вы предполагаете, что люди будут хорошо работать, но не всегда можете получить признание.
Неявные убеждения невероятно важны, потому что они определяют ваше будущее. Возможно, у вас был один неудачный опыт, который заставил вас сформировать ожидания. Это означает, что один плохой опыт на самом деле создает прецедент, а не остается отдельным инцидентом. Это может быть как хорошо, так и плохо. Если вы ожидаете, что команда будет беспощадной, вы будете искать такое поведение и даже можете непреднамеренно его стимулировать. Если вы думаете, что ваша команда великолепна, они, скорее всего, будут великими.
↑ Содержание ↑
Положительные или отрицательные ожидания
Теперь пришло время определить, какие из ваших ожиданий служат вам, а какие наносят вам ущерб. Просмотрите свой список явных и неявных убеждений.
Обведите положительные и подчеркните отрицательные.
Старайтесь максимально использовать позитивный список. Можете ли вы добавить больше деталей? Больше примеров? Больше историй? Вы хотите использовать позитивные ожидания, потому что тогда они превратятся в еще более позитивные результаты. Отрицательным нужен другой процесс. Вытащите негативные ожидания и нанесите их на новый лист бумаги, одно за другим. Для творческой группы это может быть:
- Чувства обижаются, когда нужно сделать что-то быстро.
- Идеи можно украсть.
- Я должен бороться, чтобы получить признание, которого я заслуживаю.
Убедитесь, что этот список полный. Добавьте любые другие беспокойства, негативные идеи или плохие ожидания, которые у вас есть.
↑ Содержание ↑
Спорьте с самим собой
Теперь пришло время решить, верны ли ваши плохие ожидания или они основаны на нескольких неудачных опытах. Автор Энни Дьюк излагает ряд острых вопросов в своей книге «Думая о ставках». Мы можем использовать их для выявления наших предубеждений и проверки правильности наших убеждений. Ответьте на эти три вопроса для каждого из ваших ожиданий:
- Почему мое мнение может быть неверным?
- Какие источники информации я мог упустить или свести к минимуму на пути к своей вере?
- По каким причинам кто-то может иметь другую веру? В чем их поддержка и почему они могут быть правы вместо меня?
Суть здесь в том, чтобы спорить с самим собой. Бросьте вызов своим убеждениям. Займите позицию скептика и опровергните каждое из своих ожиданий. Надеюсь, это вернет некоторые вопросы в ваши ожидания. Можете ли вы превратить некоторые из этих плохих ожиданий в единичный опыт, а не в предположения?
↑ Содержание ↑
Устранить
Любые затаившиеся негативные ожидания будут тянуть вас вниз. Вы должны либо устранить их, либо активно работать над их исправлением. Если вы не будете работать над искоренением плохих ожиданий, они будут гноиться и разрастаться, как грибок под половицами. Они будут становиться все больше и больше, пока не сделают вас больными.
Лидеры особенно должны решить эти проблемы для себя и своей команды. После того как вы сделали это для себя, вы также должны сделать это упражнение со своими коллегами и сотрудниками. Каковы неявные и явные ожидания группы? Какие предположения делаются? Что скрывается? Вот как это может работать в действии с командой.
Упражнение на ожидания команды
Предположим, вы садитесь, чтобы поговорить со своим отделом продаж. Попросите их вместе посмотреть видео в начале этой статьи. Во-первых, вы вместе выполняете упражнение на явное предубеждение. Вы можете попросить людей сделать это на карточках анонимно или написать ответы на доске или флипчарте. Заполните пропуск:
- Мне сказали об этой команде: ____
- Я слышал об этой команде: ____
- Люди говорят об этой команде: _____
Для обеспечения безопасного пространства попросите участников записать свои ответы на карточках и положить их в коробку вместо того, чтобы каждый человек читал свои ответы вслух. После того, как все ответы будут собраны, руководитель группы может прочитать каждый ответ из коробки. Помните, вы услышите как хорошие, так и плохие ответы. Для отдела продаж вы можете услышать:
- Мне сказали, что команда не изменилась за 50 лет.
- Люди говорят, что команда — самая важная часть бизнеса.
- Я слышал, что команда настроена недружелюбно.
Затем попросите людей определить их неявные ожидания. Это может занять больше времени и определенно должно быть сделано анонимно с помощью карточек для заметок. Заполните пропуск:
- Я ожидаю: ____
- Я узнал: ____
- Я предполагаю: ____
Сотрудник отдела продаж может сказать:
- Когда я прихожу на работу, я ожидаю, что мне будет скучно.
- Я научился разделять личную и профессиональную жизнь.
- Я предполагаю, что все члены команды невероятно лояльны.
Цель этого упражнения — работать вместе как команда, чтобы найти альтернативные доказательства негативных убеждений и отметить позитивные. Положительные убеждения должны быть написаны на доске, поощряться «дай пять» и, в идеале, повторяться.
Негативные убеждения должны пройти окончательный аудит, упомянутый выше. Их нужно обсуждать, решать и исправлять. Это может произойти в течение нескольких встреч или во время нескольких сессий один на один. Это хорошо! Иногда для искоренения ожиданий может потребоваться время, но оно того стоит.
Я надеюсь, что это упражнение было для вас полезным, и я не могу дождаться, когда вы выполните его со своей командой.
Помните : Как растущий лидер, вы можете изменить ожидания, и эти ожидания формируют нашу реальность.
Эффект ожидания — IResearchNet
Эффект ожидания Определение
Эффект ожидания возникает, когда неправильное мнение одного человека, воспринимающего, о другом человеке, цели, заставляет воспринимающего действовать таким образом, чтобы вызвать ожидаемое поведение от цели. Например, если Мэри говорят, что новый коллега, Джон, был недружелюбен, она может вести себя с ним более сдержанно, воздерживаться от начала разговора с ним и не вовлекать его в деятельность. Затем Джон может отреагировать на сдержанное поведение Мэри, аналогичным образом не инициируя разговоры или действия с ней, тем самым подтвердив ее ожидание того, что он недружелюбен. Таким образом, эффекты ожидания представляют собой подкатегорию самоисполняющихся пророчеств, возникающих в межличностном контексте.
Эффект ожидания Предыстория
Самоисполняющиеся пророчества уже давно замечены и изучены социологами. В качестве классического примера часто приводят банковские банкротства во время Великой депрессии: распространялся ложный слух о том, что банк вот-вот обанкротится. Это вызовет набег на банк, поскольку клиенты будут торопиться снять свои средства до того, как у банка закончатся деньги. Банки, конечно, не держат достаточно наличных денег, чтобы покрыть все свои депозиты, поэтому набег на банк в конечном итоге приведет к его банкротству, став жертвой ложных ожиданий клиентов.
Исследование эффектов ожидания началось с работы Роберта Розенталя, который изучал ожидания экспериментаторов. Розенталь продемонстрировал, что иногда экспериментаторы могут получить свои результаты отчасти потому, что их ожидания заставляют их предвзято относиться к своим участникам эксперимента, вызывая предполагаемое поведение. Эта работа привела к окончательному пониманию того, что исследователи должны планировать свои исследования таким образом, чтобы предотвратить эффект ожидания экспериментатора. К счастью, у этой проблемы есть простое решение: если проводятся исследования, в которых экспериментаторы не видят экспериментального состояния участников (т. е. если они не знают, какие участники входят в экспериментальную группу, а какая в контрольную), они не могут повлиять на ответы своих участников. Двойной слепой экспериментальный дизайн остается сегодня золотым стандартом исследований.
Затем исследования эффектов ожидания обратились к другим межличностным контекстам. Классическое исследование «Пигмалион в классе» показало, что учащиеся, чьи учителя были названы академическими учениками (но которые на самом деле были просто случайно отмечены таковыми), продемонстрировали значительный прирост IQ в течение учебного года по сравнению с учениками, которые не были отмечены академическими способностями.
Текущие исследования эффекта ожидания
Текущие исследования эффектов ожидания вышли за рамки простой демонстрации того, что они имеют место, к выявлению и пониманию теоретических и методологических переменных, которые смягчают эффекты ожидания.
Другими словами, для каких людей и в каких ситуациях наиболее вероятны эффекты ожидания?
Исследования, изучающие эти вопросы, показывают, что, хотя существуют индивидуальные различия, которые смягчают эффекты ожидания, такие как самооценка, пол и когнитивная ригидность, ситуационные факторы, такие как относительная сила воспринимающего и цели и как долго они знают друг друга другие кажутся более важными предикторами эффектов ожидания. Эффект ожидания более вероятен, когда воспринимающий находится в положении большей власти, чем цель (например, в отношениях учитель-ученик) и когда воспринимающий и цель ранее не были знакомы. Чем дольше люди знают друг друга, тем меньше вероятность того, что воспринимающие будут формировать неправильные ожидания или находиться под их влиянием.
Соответственно, большая часть недавних исследований в этой области была посвящена вопросу определения того, насколько сильны эффекты ожидания в естественных условиях, а не в лаборатории. Лабораторные эксперименты обычно дают эффекты ожидания большей величины. В реальном мире эффекты точности (т. е. когда ожидания, сформированные воспринимающим, отражают фактические способности или черты объекта), по-видимому, более распространены, чем эффекты ожидания, которые возникают реже или имеют тенденцию быть ниже по величине.
Другой важный вопрос в этой области касается опосредования эффектов ожидания; другими словами, каким образом ожидания воспринимающих передаются мишени? Хотя конкретное опосредующее поведение зависит от контекста взаимодействия, подавляющее большинство из них можно отнести к категории аффекта или усилия. Аффект относится к социально-эмоциональному климату, создаваемому воспринимающим, и включает в основном невербальные сигналы, связанные с теплотой и дружелюбием. Таким образом, учитель, который возлагает большие надежды на ученика, будет больше улыбаться, использовать более дружелюбный тон голоса и больше смотреть в глаза ученику. Усилие относится прежде всего к частоте и интенсивности взаимодействий между воспринимающим и мишенью. Учитель с положительными ожиданиями от ученика, например, попытается преподать этому ученику больше материала и более сложный материал, задавать больше вопросов и проводить больше времени, разговаривая с учеником.
Ожидание Эффекты Важность
Поскольку неточные ожидания могут иметь такие серьезные последствия, это остается темой социально-психологических исследований, имеющей большое значение как в методологической, так и в практической областях. Например, знание того, что ожидания экспериментаторов могут непреднамеренно повлиять на их результаты, привело к значительным улучшениям в том, как исследователи разрабатывают и проводят эксперименты в психологии, а также в других областях, таких как медицина.