Эффект проекции это – 40/Эффект проекции –

40/Эффект проекции –

свойство людей приписывать приятному для них собеседнику свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки, то есть наиболее четко выявлять у других те черты, которые ярко представлены у них самих. По данным Ньюкома, эта тенденция в очень большой степени харак­терна для представителей так называемого авторитарного типа личности и почти не обнаруживается у представителей демократи­ческого типа.

Эффект средней ошибки

– тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего.

Эффект логической ошибки

состоит в ложности суждения о постоянстве и тесноте взаимосвязи каких-либо качеств личности (например, любезности и добродушия, доброты и эмпатии).

«Эффект последовательности»

- на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают сведения, предъявленные о нем в первую очередь. Обычно тот, кто хочет навредить человеку, узнав о нем что-то недостойное и даже не проверив информацию, бежит рассказать начальнику и его ближайшему окружению. Оправдываться и доказывать, что все было не так, на таком неблагоприятном фоне значительно труднее и бесперспективнее.

Очень распространенным является эффект «авансирования»

- человеку приписывают несуществующие положительные качества, а, сталкиваясь с его неадекватным представлению поведением, разочаровываются, огорчаются.

Эффект “ореола”

– эффект восприятия людьми друг друга в условиях дефицита информации, когда на восприятие одного человека другим оказывает существенное влияние первичная информация о нем, в результате которой он воспринимается в соответствующем ему свете – положительном или отрицательном.

Сущность “эффекта ореола” заключается в формировании спе­цифической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получае­мая о каком-то человеке, категоризируется определенным обра­зом, а именно накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль “ореола”, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

Эффект ореола проявляется при формировании первого впе­чатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспри­нимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление спо­собствует преобладанию негативных оценок. В эксперименталь­ных исследованиях установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения ка­саются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определен­ные характеристики и высветить другие и играет роль своеобраз­ного ореола в восприятии человека человеком. «Эффект ореола» – влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Если в группе или у руководителя сложилось мнение о человеке, что он очень хороший, то его плохой поступок расценивается как случайность. И, наоборот, если все считают человека плохим, то хороший поступок этого человека тоже рассматривается как случайность. Этот эффект очень часто мешает адекватно воспринимать людей и создает условия, при которых способные и яркие индивидуальности совершенно не могут работать в данной группе, ибо хорошее не замечается, а плохое утрируется.

Тесно связаны с этим эффектом и эффекты “первичности” и “новизны”

– тенденция людей при противоречивой информации о другом человеке придавать больший вес данным, полученным вначале (если воспринимается незнакомый человек) или более новой информации (если воспринимается старый знакомый). Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представ­ления о нем.

7/Функционализм (или функциональная психология) возник под влиянием эволюционной теории в биологии Ч. Дарвина и эволюционной теории социального дарвинизма Г. Спенсера. Г. Спенсер полагал, что основным законом социального развития является закон выживания наиболее приспособленных обществ и социальных групп. Представители функционализма (Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Кэрр и др.) изучали людей и социальные группы с точки зрения их социальной адаптации приспособления к сложным условиям жизни. Главная социально-психологическая проблема функционализмапроблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни.

Бихевиоризм (позднее необихевиоризм) поведенческая психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного [И. В. Павлов, В. М. Бехтерев, Д. Уотсон, Б. Скиннер и др.). Поведение рассматривалось как объективная, наблюдаемая реальность, которую можно исследовать в экспериментальных условиях.

Центральная проблема бихевиоризмапроблема научения, т. е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок. Выделены четыре закона научения:закон эффекта, закон упражнения, закон готовности и закон ассоциативного сдвига.

Психоаналитическое направление связано с именем 3. Фрейда. Исследовал проблемы бессознательных, иррациональных процессов в личности и в ее поведении. Полагал, что центральной движущей силой человека выступает совокупность влечений. Некоторые из аспектов данного направления получили развитие в работах К. Юнга и А. Адлера.Социально-психологические проблемынаправления: конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблема источников социальной активности личности.

Гуманистическая психология (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста. В каждом нормальном человеке заложена тенденция к самовыражению и самореализации.

Когнитивизм трактует социальное поведение человека как совокупность преимущественно познавательных процессов и делает акцент на процессе познания человеком мира, постижении им сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов (памяти, внимания и т. д.). Проблема когнитивизма принятие решенийчеловеком. Представители когнитивной школы (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Р. Аткинсони др.) обращали особое внимание на знание человека и способы его формирования.

Интеракционизм (позднее символический интеракционизм) исследовал проблемы социального аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения. Основная идея интеракционизма: личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Особое значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов. Большинство психологических школ можно разграничить лишь с известной долей условности, поскольку все они исследуют человека в группе, обществе, мире.

14/Общение как перцептивный процесс, его сущность и механизмы.  Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.  Социальная перцепция — это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, прежде всего самих себя, других людей, социальных групп. Термин ввел американский психолог Дж. Брунер для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик объекта, но и от прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, от значимости ситуаций. В настоящее время под социальной перцепцией понимают целостное восприятие субъектом как предметов материального мира, так и социальных объектов. Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Социальными психологами установлено, что восприятие социальных объектов качественно отличается от восприятия материального мира. Это происходит потому, что, во-первых, социальный объект не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту. Воздействуя на субъект восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону. Во-вторых, внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях воспринимаемого объекта, в том числе причинных. В-третьих, восприятие социальных субъектов характеризуется большей слитностью познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными), большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. 5 структуре любого перцептивного акта выделяются его объект и субъект, его процесс и результат, и в рамках социальной психологии актуально уточнение роли социальной перцепции в регуляции поведения и деятельности индивида с социальными объектами и уточнение характеристик субъекта и объекта восприятия.

24/Потребность в социально-психологических исследованиях в условиях современного общества возникает во многих областях общественной жизни: в сфере экономических отношений, в средствах массовой информации, политике, сфере обслуживания. В последние годы психолога можно встретить в рекламном агентстве, банке, штаб-квартире политической партии, государственном комитете. Появляются практические социально-психологические центры и фирмы. К социальной психологии обращаются также и специалисты в педагогике, юриспруденции, медицине. Существуют большие возможности использования прикладной психологии и в средствах массовой коммуникации: печати, телевидении, радио. Работа в этой сфере может касаться проблем эффективности восприятия тех или иных сообщений, впечатления, которое производит человек. Социальная психология в разнообразных прикладных вопросах становится одной из наиболее популярных отраслей современной психологии. За последнюю четверть XX века, например, количество периодических изданий по социальной психологии возросло более чем в два раза (Майерс, 1997, с.29). Разнообразные возможности использования практической социальной психологии в современных условиях нашли сотрудники кафедры социальной психологии Московского университета (Жуков, Петровская, Соловьева и др., 1999).

studfiles.net

Статья по психологии по теме: Психология. Эффект проекции.

     

Переподготовка 252 часа.    Белкина Л.К.

                             Эффект проекции.                            

     Проекция — это когда человек свои собственные чувства, мысли, эмоции, намерения, опыт переносит на других людей. И воспринимает их не как свои, а как относящиеся к другим людям. Что может наложиться или исказить реальные чувства, мысли, эмоции, намерения, опыт  других людей. Именно так работает механизм проекции. Куда бы ни посмотрел человек — он видит свое же содержимое. И общается, относится, реагирует на свое же содержимое. Человек,   проецирующий свои переживания на окружающих, будет реагировать не на самих окружающих, их он не увидит, а на свои собственные содержания. Что, конечно, не облегчит ему взаимодействие и не прибавит очарования. Проанализировав, можно понять почему эффект проекции в психологии человека способен помешать воспринимать и действовать адекватно ситуации.

   Если человек видит, что на него оказывают давление — он будет действовать сообразно этому: кричать в ответ, закрываться, убегать, бить, подчеркнуто спокойно говорить, пытаться успокоить, кивать — выбор на вкус и воспитание.

Проекция - это защитный механизм, при котором субъективное содержание, относящееся к конкретному человеку,  присваивается  другому. По сути, происходит  привнесение своего, выдача «желаемого» за действительное. Это неосознаваемое отвержение своих переживаний, сомнений, установок и приписывание их другим людям с целью перекладывания ответственности за то, что происходит внутри «Я», на окружающих.

 Проекция проявляется в тенденции человека считать, что другие люди имеют такие же мотивы, чувства, желания, ценности, черты характера, которые присущи ему самому. При этом свои социально-нежелательные мотивы он не осознает.

Например: очень завистливый считает, что все вокруг завидуют ему, а добряк уверен в том, что в мире гораздо  больше добрых людей, чем злых..

При взаимодействии с другими людьми надо постараться отстраниться от негативного впечатления о человеке и оценивать его по  поступкам.

nsportal.ru

Эффект проекции в психологии человека


Все люди действуют, исходя из оценки ситуации и своего состояния. Нередко на поведение человека оказывает эффект проекции в психологии человека. То есть, конечно, действие в разном диапазоне значимости определяется средой. Тем, что человек видит перед собой, на что реагирует. Но не во всем.

Если человек видит что на него оказывают давление — он будет действовать сообразно этому: кричать в ответ, закрываться, убегать, бить, подчеркнуто спокойно говорить, пытаться успокоить, кивать — выбор на вкус и воспитание.

Однако нельзя забывать, что восприятие мира субъективно. Разные люди видят мир различно. Мы никогда не знаем что происходит в мире объективно. Мы видим через призму багажа своего опыта и знаний. Так ребенок видит зеленую необычную штуку, взрослая женщина видит кактус, ее муж видит не просто кактус, а Ferocactus pilosus, а верблюд видит еду.

Тем более сложнее определить что «на уме» у другого человека. Его чувства, возможные и неизбежные реакции. Иногда он сам об этом говорит. Часто — не скрывает. Иногда мы догадываемся обо всем этом по невербальным проявлениям. Но все это — косвенные признаки. Он может соврать, может изобразить, мы можем ошибиться в интерпретации слов, интонаций, других невербальных сигналов.

Человек по своему устройству не терпит неизвестности и неопределенности. Если в поле его восприятия образуется информационный вакуум, он стремится его заполнить. Кто-то лезет вперед и исследует, кто-то выдумывает что там может быть, кто-то экстраполирует свой прошлый опыт, а кто-то — проецирует. В этот раз мы разберемся в том, как эффект проекции в психологии человека срабатывает на уровне отлаженного механизма. Причем во многом происходящего как бессознательная операция.

Что такое проекции? Проекция — это защитный механизм, при котором субъективное содержание, относящееся к конкретному человеку, присваивается внешнему объекту. Объекту или человеку. То есть происходит привнесение своего, выдача «желаемого» за действительное.

Еще раз. Проекция — это когда человек свои собственные чувства, мысли, эмоции, намерения, опыт переносит на других людей. И воспринимает их не как свои, а как относящиеся к другим людям. Что может наложиться или исказить реальные чувства, мысли, эмоции, намерения, опыт  других людей.

Чтобы еще лучше схватить как работает эта психологическая операция, давайте вспомним реальный проектор. Содержимое проектора находится внутри, но изображение мы видим там, куда проектор направлен. И при этом можем не воспринимать белую стену, обои или другое, на что направлен проектор.

Именно так работает механизм проекции. Куда бы ни посмотрел человек — он видит свое же содержимое. И общается, относится, реагирует на вое же содержимое.

Человек, проецирующий свои переживания на окружающих будет реагировать не на самих окружающих, их он не увидит, а на свои собственные содержания. Что, конечно, не облегчит ему взаимодействие и не прибавит очарования. Подводя итоги, можно понять почему эффект проекции в психологии человека способен помешать воспринимать и действовать адекватно ситуации. Поэтому мы к нему еще обратимся в последующих статьях.

 
Канал про убеждения

Рекомендуем другие статьи:

neponyatnoe.ru

Характеристика и механизм действия проекции. Эффект проекции в психологии человека

Психологи утверждают, что все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана и 2) они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума. Психотерапевт также заметит, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты – обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабления тревоги. Некоторые основные защитные стратегии мы рассмотрим ниже.

Вытеснение. Фрейд рассматривал вытеснение как первичную защиту Я не только по той причине, что оно является основой для формирования более сложных защитных механизмов, но также потому, что оно обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги (в ситуации стресса или вне таковой). Описываемое иногда как "мотивированное забывание", вытеснение представляет собой процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдания, вбессознательное . В результате действия вытеснения индивидуумы не сознают своих вызывающих тревогу конфликтов, а также не помнят травматических прошлых событий. Например, человек, страдающий от ужасающих личных неудач, благодаря вытеснению может стать неспособным рассказать об этом своем тяжелом опыте.

Освобождение от тревоги путем вытеснения не проходит бесследно. Фрейд считал, что вытесненные мысли и импульсы не теряют своей активности в бессознательном и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии. Эта беспрерывная трата ресурсов Я может серьезно ограничивать использование энергии для более адаптивного, направленного на собственное развитие, творческого поведения. Однако постоянное стремление вытесненного материала к открытому выражению может получать кратковременное удовлетворение в снах , шутках, оговорках и других проявлениях того, что Фрейд называл "психопатологией обыденной жизни". Более того, согласно его теории психоанализа , вытеснение играет роль во всех формах невротического поведения (при неврозе и не только), в психосоматических заболеваниях (таких, например, как язвенная болезнь), психосексуальных нарушениях (таких как навязчивая (патологическая) мастурбация , импотенция и фригидность ) - то есть во тех случаях, когда становится необходимой профессиональная психологическая помощь - консультация психолога , помощь психотерапевта . Это основной и наиболее часто встречающийся защитный механизм.

Проекция. Как защитный механизм по своей теоретической значимости в психологии проекция следует за вытеснением. Она представляет собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведение другим людям или окружению. Таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на кого-нибудь или что-нибудь за свои недостатки или промахи. Игрок в гольф, критикующий свою клюшку после неудачного удара, демонстрирует примитивную проекцию. На другом уровне психолог , психотерапевт может наблюдать проекцию у молодой женщины, которая не сознает, что борется со своим сильным половым влечением, но подозревает каждого, кто с ней встречается, в намерении ее соблазнить. Наконец, классический пример проекции – студент, не подготовившийся как следует к экзамену, приписывает свою низкую оценку нечестно проведенному тестированию, мошенничеству других студентов или возлагает вину на профессора за то, что тот не объяснил эту тему на лекции. Проекцией также объясняются социальные предрассудки и феномен "козла отпущения", поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для приписывания кому-то другому своих негативных личностных характеристик. Обсуждение проявлений механизма проекции - частая тема в кабинете психолога и в практике психотерапии .

Замещение. В защитном механизме, получившем название замещение , проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего, вызывающего страх объекта или личности к менее угрожающему. Распространенный пример, известный не только психоаналитикам – ребенок, который, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, пинает ее собачку или ломает ее игрушки. Замещение также проявляется в повышенной чувствительности взрослых к малейшим раздражающим моментам. Например, чересчур требовательный работодатель критикует сотрудницу, и она реагирует вспышками ярости на незначительные провокации со стороны мужа и детей. Она не сознает, что, оказавшись объектами ее раздражения, они просто замещают начальника. В каждом из этих примеров истинный объект враждебности замещается гораздо менее угрожающим для субъекта. Менее распространена такая форма замещения, когда оно направлено против себя самого: враждебные импульсы, адресованные другим, переадресуются себе, что вызывает ощущение подавленности или осуждение самого себя (вплоть до депрессии ), что может потребовать консультации и помощи психолога.

Рационализация. Другой способ для Я справиться с фрустрацией и тревогой – это исказить реальность и, таким образом, защитить самооценку. Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправданным в глазах окружающих. Глупые ошибки, неудачные суждения и промахи могут найти оправдание при помощи магии рационализации. Одним из наиболее часто употребляемых видов такой защиты является рационализация по типу "зелен виноград". Это название берет начало из басни Эзопа о лисе, которая не могла дотянуться до виноградной кисти и поэтому решила, что ягоды еще не созрели. Люди рационализируют таким же образом. Например, мужчина, которому женщина ответила унизительным отказом, когда он пригласил ее на свидание, утешает себя тем, что она совершенно непривлекательна. Сходным образом, студентка, которой не удалось поступить на стоматологическое отделение мед

issyk.ru

Барьеры общения: эффекты каузальной аттрибуции

Барьеры общения: эффекты каузальной атрибуции 

Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения. (c) Антуан де Сент-Экзюпери.

Научиться понимать своего партнера и правильно доносить до него свои мысли целое искусство.


На первый взгляд, общение может показаться исключительно процессом обмена словами и действиями между людьми. И в тоже время не возникало бы никаких трудностей понимания (да и психологи были бы не нужны), если бы это утверждение соответствовало правде жизни.
Психика человека устроена таким образом, что сравнивает все происходящее с известными ей фактами и пытается найти логическое обоснование непонятным вещам. Общение не является с этой точки зрения исключением.

Феномен социального (межличностного) восприятия, когда человек интерпретирует действия других людей, а также свои собственные, в психологии носит название каузальной атрибуции. Это — барьеры общения, возникающие из-за ошибок восприятия. Объяснение явлению каузальной атрибуции довольно простое. Людям свойственно пытаться выяснить причины поведения других людей. А так как полученной в результате простого наблюдения информации зачастую недостаточно, то наблюдатель находит в своем опыте вероятные причины поведения и приписывает их наблюдаемому человеку. В реальной жизни это выглядит как череда факторов и эффектов, влияющих на отношение к собеседнику.

  1. Фактор «превосходства» возникает тогда, когда нам кажется, что человек, превосходящий нас по одному качеству, лучше как личность в целом. Так, если я вижу в себе отсутствие сильной воли, а у другого ярко выраженные лидерские качества, то, скорее всего я решу, что и в других сферах жизни он превосходит меня.
  2. Фактор «привлекательности». Внешне привлекательных людей мы склонны оценивать как более приятных. Например, миловидным девушкам чаще приписывают такое качество характера как доброта.
  3. Фактор «отношения». Людей, которые поддерживают наши взгляды или хорошо к нам относятся, мы воспринимаем как более значимых, чем несогласных с нами.
  4. Эффект «проекции» означает, что приятному собеседнику мы приписываем наши достоинства, а неприятному — недостатки.
  5. Эффект «средней ошибки» — склонность недооценивать выдающиеся особенности другого человека и усреднять их.
  6. Эффект «авансирования» заключается в приписывании человеку несуществующих положительных качеств, что часто приводит к дальнейшему разочарованию в нем.
  7. Эффект «ореола» возникает, когда мы ориентируемся на первичную информацию при оценке другого человека. В результате при получении изначально положительной информации, другой будет восприниматься позитивнее, чем в реальности, и наоборот.
  8. Эффекты «первичности» и «новизны» означают, что при противоречивой информации мы обращаема большее внимание на первичную информацию о незнакомых людям и придаем большее значение новым сведениям о старых знакомых.

Надо заметить, что в ситуации общения всегда участвует бОльшее количество персонажей, чем кажется на первый взгляд. Психолог Дж. Холмс, описывая разговор выдуманных Джо и Генри, говорил о том, что в действительности общение происходит между 6 людьми:

~ Джон, каков он есть на самом деле;
~ Джон, каким он сам видит себя;
~ Джон, каким его видит Генри.
Соответственно три «позиции» со стороны Генри.

В дальнейшем Т. Ньюком и Ч. Кули добавили еще две роли:
~ Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри;
~ Генри, каким ему представляется его образ в сознании Джо.

Таким образом, в разговоре двух людей на самом деле участвуют 8 персон. Привести эти образы к единому знаменателю и увидеть реального человека бывает ох как нелегко! А барьеры общения в сочетании с эффектами каузальной атрибуции часто превращают диалоги в обмен фантазиями.

И все же, кто предупрежден — тот вооружен.  Помня про эффекты каузальной атрибуции, научиться общаться так, чтобы было комфортно обоим, гораздо проще. Психология в данной ситуации является хорошим подспорьем. Тренинги общения, цель которых — преодолеть барьеры общения, развить способности слышать себя и партнера, а также научиться в понятной для другого форме доносить информацию — становятся первым шагом в искусстве эффективных коммуникаций. А если групповая форма работы кажется неудобной, то аналогичные задачи вполне решаемы на индивидуальных сессиях с терапевтом.

Общение, как и любой психологический процесс, может стать болотом, вытягивающим силы, а может превратиться в источник ресурсов для успешной жизни.

 


Читайте также: 
Как создать доверие в паре: первые шаги 
Доверие между мужчиной и женщиной. Что это такое?

Перейти к разделам: 
Женская психология: семья, беременность, роды
Индивидуальные и семейные психологические консультации
 
Психолог-консультант:

Ксения Лагодная — психолог, консультирует по вопросам трудностей в мужско-женских отношениях.

Записаться на консультацию к К. Лагодной

 

Тэги: восприятие, каузальная атрибуция, общение, отношения в паре

eskripka.ru

Эффект проекции в психологии человека. Проекция в психологии

«Проекция представляет собой своего рода вытеснение (аналогичное конверсии и т. д.), в котором представление становится осознанным в форме восприятия, а связанный с ним аффект, подвергаясь инверсии в неудовольствие, отделен и возвращен в Я».
Это то определение проекции, которое Фрейд дает Юнгу в апреле 1907 г. в одном из писем, где он высказывает ряд теоретических идей по поводу паранойи.

Стремясь объяснить проекцию, Фрейд добавляет в том же письме: «Каково условие того, чтобы некий внутренний, инвестированный аффектом процесс мог быть спроецирован вовне? Обратимся к норме: исходно наше сознание воспринимает всего только два рода объектов. Обращаясь вовне, оно имеет дело с восприятиями (Wahrnehmung), которые сами по себе аффектом не инвестированы и обладают собственными качествами; а внутри оно (сознание) имеет опыт «ощущений» (Empfindung), которые являются экстериоризацией влечений, использующих в качестве опоры некоторые органы, и в очень малой степени обладают таким свойством, как качественность, но, напротив, способны к значительной количественной инвестиции. То, что представляет собой это самое количество, локализовано внутри, а то, что качественно и лишено аффекта, расположено снаружи» (р. 86).

Рассуждая таким образом, Фрейд ставит перед собой цель метапсихологического осмысления проекции. Проекция предстает как некий защитный механизм, который Фрейд в письме характеризует как «своего рода вытеснение». Однако, рассматривая случай Шребера, Фрейд (1911) противопоставляет два защитных механизма: вытеснение, даже отвержение, которое действует в направлении снятия инвестиции неких представлений вплоть до появления возможности отвода объекта, и проекцию, которая находится еще дальше на пути «провала вытеснения, разрыва на поверхности, возврата вытесненного», что позволяет вновь отыскать дорогу для объектной реинвестиции, рассматривать бред как «попытку излечения». Это значит, что речь идет о двух экономически различных механизмах защиты, несмотря на то что их задачи могут быть взаимосвязаны, в частности, в рамках невротического функционирования.

Кроме того, если Фрейд в своих трудах часто упоминает патологическую проекцию, защитный механизм, характерный, например, для паранойи или фобии, то так же часто он упоминает и нормальную проекцию, процесс, не защитный и конституирующий для психики. В письме Юнгу он обращается к собственной концепции психического функционирования, настаивая на необходимости сопряжения работы влечения, отсылающего к области количественного и экономического, и восприятия, открывающего доступ к качественному во фрейдовской перспективе, позволяющему чему-либо «становиться сознательным». С этой точки зрения проекция играет ведущую роль в процессе дифференциации внутреннего и внешнего, снаружи и внутри.

Защита и/или процесс, проекция является сложной концепцией, и о ней Фрейд мог бы, по утверждению Джонса, написать целую статью в период, когда он размышлял о метапсихологии. Но как мы знаем, подобный труд так и не дошел до нас, несмотря на то что Фрейд, рассматривая случай Шребера (1911), заявлял о своем проекте «углубленного исследования процесса проекции» (р. 315). После Фрейда этой теме были посвящены многочисленные труды. Кроме того, известно понятие проективной идентификации, которое разрабатывалось М. Кляйн и пост-кляйнианцами и которое в аналитическом сообществе могло проявиться скорее как эвристическое, чем как проекция. Мы
можем рассчитывать на то, что участники нашего коллоквиума в рамках постоянного психоаналитического образования в Москве помогут пролить свет на эти понятия и составить суждение об их уместности в аналитическом процессе.

Проекция: функция непризнания и/или знания

Таким образом, проекция в своей защитной функции нацелена на то, чтобы отбросить вовне нечто, что не признано в самом себе. Фрейд часто подчеркивал, что легче защититься от внешней опасности, чем от внутренней. В работе «Тотем и Табу» (1913) он отмечает, что первобытные люди не признавали собственную бессознательную враждебность по отношению к умершим, приписывая им эту самую враждебность, и считали усопших опасными духами. Точно так же как и в психопатологии, здесь проекция способствует разрешению конфликта, связанного с амбивалентностью, в данном случае позволяя отказаться от всякого чувства ненависти по отношению к усопшему.

Но проекция имеет также функцию знания, поскольку благодаря непризнанию и утаиванию от самого себя внутреннего мира позволяет открывать мир внешний. В паранойе речь фактически идет о признании в другом того, что субъект не хочет видеть в себе, исследуя таким способом внешний мир. С этой точки зрения проекция, о которой Фрейд в 1913 г. пишет, что она «играет главную роль, определяя наш способ представления внешнего мира» (р. 78), дает некое репрезентативное содержание, мы о нем узнаем только лишь через ощущения удовольствия или боли, те лишенные качества «ощущения», о которых Фрейд писал в письме Юнгу. Проекция способствует работе изображения благодаря происходящим от внешнего мира «перцептивным остаткам» и делает возможным поворот, подобно тому, как разномодальные восприятия оказываются перенесены на объекты внешнего мира.

В этой своей функции знания проекция становится, как пишет Фрейд в 1911 г. в работе «Тотем и табу», «методом понимания», который и позволяет первобытному человеку вновь обрести в богах и духах то, чем сам он является. Таким образом, Фрейд указывает на важнейшую связь между проекцией и идентификацией, когда отмечает, что для первобытного человека является естественным и как будто врожденным свойством проецировать свою собственную сущность на внешний мир, рассматривая все наблюдаемые события как обязанные своим происхождением неким существам, имеющим глубинное сходство с ним самим. Не будучи тождественной анимизму, проекция тем не менее тесно связана именно с этим образо

ugsad.ru

Какие психологические эффекты мешают нам воспринимать друг друга адекватно? | Психология

1. Эффект ожидания. Приходит работать в школу новая учительница математики, например. Ей директор говорит: «Нина Ивановна, у нас в девятом, А есть один такой ученик… Вася Петров, ох намучаетесь Вы с ним! Ох и двоечник, задира, хулиган!» Входит Нина Ивановна в класс и первым делом «ищет, высматривает» нерадивого ученика. Нашла… и начинает в своём сознании примерять к нему ярлыки, наклеенные директором: двоечник, задира, хулиган. Иными словами, учительница каждую минуту ожидает от Васи Петрова именно того поведения, которое описал ей директор школы. Учительница бессознательно ищет, подчёркивает каждую мелочь, каждую черту, которая соответствовала бы описаниям директора. Конечно, ожидания могут оправдаться, и Вася действительно окажется плохим учеником, но ведь возможно, что юноша исправился в лучшую сторону, или же директор была к нему несправедлива, недолюбливала его, вот и навешала эти ужасные ярлыки, а мальчик вовсе не таков. Во втором случае ожидание Нины Ивановны не оправдывается, и она либо как истинный педагог рада этому и всячески поддерживает Васю Петрова, либо продолжает видеть и искать в его учёбе и поведении поводы для выставления плохих оценок и замечаний.

2. Эффект ореола. Допустим, ожидается появление новенького в классе. За неделю до этого директор рассказал немного о нём, о той школе, где он раньше учился. Но о той школе, особенно о том классе, откуда ожидается появление новенького, ходит дурная слава: «О, восьмой Б в школе „33“ — класс хамов, дураков, лентяев!» Значит, и об ученике, который собирается прийти, будущие одноклассники тоже могут быть нелестного мнения, то есть его появление уже заранее окружено ореолом хама, двоечника, лентяя. Ореол этот развеять не всегда бывает просто. Новенький ученик легко может оказаться отличником или хорошистом, воспитанным мальчиком, покинувшим прежний класс как раз из-за нежелания учиться с плохими ребятами.

3. Эффект первого впечатления.
Увидел, например, молодой человек изумительно красивую девушку и влюбился в неё с первого взгляда. Ходит за ней несколько дней, а подойти и заговорить не осмеливается — такой божественной и неприступной она ему кажется. Красивый, стильный, подобранный со вкусом наряд, белоснежная улыбка лишили покоя парня. Но вот однажды он решается подойти к прекрасной незнакомке и заговорить с ней… И… о ужас… девушка оказывается грубой, недалёкой, «пустой». Первое впечатление тает как дым, и тает желание встречаться с девушкой. Можно привести и противоположный пример — приходит в класс новенькая — девочка очень полная, некрасивая, одетая по-деревенски. Никто с ней не здоровается, никто на неё не смотрит и не хочет дружить с ней. Но проходит время, оказывается, что девочка — отличная бегунья, добрая душа, выдумщица и хорошо поёт. К ней уже тянутся одноклассники, она покоряет их своим обаянием и от друзей отбоя нет.

' + '

shkolazhizni.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о