Эффект незавершённого действия. Зачем он на уроках
Если дать человеку задачу, но не дать ему закончить решение, целый день его будут терзать мысли о том, как же всё-таки её выполнить. Как это поможет в образовании? Наш блогер, учитель физики Филипп Белов рассказывает, как работает эффект Зейгарник и как применить его на уроке.
Эффект незавершённого действия (или эффект Зейгарник) назван по фамилии открывшей его Блюмы Вульфовны Зейгарник (1900–1988) — известного советского психолога. Она обосновала связь эффективности запоминания материала и степени законченности действий с этим материалом. Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершённым или завершение которого было отсрочено на некоторый период времени.
В 1925 году Курт Левин, под руководством которого работала Б. В. Зейгарник, высказал предположение о существовании состояния равновесия между индивидуумом и его психологическим окружением. Когда это равновесие нарушается, возникает напряжённость, появляются определённые изменения, которые ведут к восстановлению баланса.
Первая попытка экспериментальной проверки этой гипотезы была выполнена в 1927 году К. Левиным и Б. В. Зейгарник. Опыт заключался в том, что наблюдаемым давался набор задач, однако предоставлялась возможность решить только несколько из них, потому что процесс решения искусственно прерывался, прежде чем испытуемые могли выполнить всё. Результаты экспериментов свидетельствовали о том, что:
- напряжённое состояние возникает, когда субъект получает задание для выполнения;
- когда задание выполнено, напряжение пропадает;
- пока задание не закончено, мотивационное напряжение повышает вероятность того, что вопрос сохранится в памяти.
Наблюдаемые субъекты, чей процесс поиска решения прерывался, с большей вероятностью могли впоследствии вспомнить суть задания, чем те, кто успевал выполнить его до конца. Объясняется это явление тем, что при получении задания у испытуемого появляется усиливающаяся в процессе выполнения потребность довести его до конца. Эта потребность полностью реализует себя, когда задача выполнена, и остаётся неудовлетворённой, если она не завершена. Человек непроизвольно удерживает в памяти то, что отвечает его наиболее насущным, но не вполне удовлетворённым потребностям.
Эффект Зейгарник работает только в случае выполнения весьма любопытных условий. В ходе экспериментов выяснилось, что существенное влияние имеет такой показатель, как предварительный мотивационный уровень.
Действия, выполненные с очень сильной личной мотивацией, запоминаются лучше, когда они завершены, чем когда они по какой-то причине прервались
Поэтому эффект не имеет влияния там, где прерванные занятия сопровождались большой эмоциональной вовлечённостью испытуемого в процесс. Парадоксально, но незавершённые, прерванные действия запоминались чаще, сильнее и лучше при условии низкой мотивированности исполняющего задачу. Другими словами: чем меньше интересует человека, в частности ученика, прерванное дело, которым он был занят, тем лучше оно запомнится и дольше сохранится в памяти.
На проявление эффекта Зейгарник сильно влияет такой показатель, как уровень самооценки личности, выполняющей задание. Так, если у испытуемого адекватная самооценка, то эффект Зейгарник работает хорошо и без искажений. Если же у человека самооценка завышена или занижена, никакого влияния, как показали эксперименты, эффект незавершённого действия иметь не будет.
Отмеченные условия — это те подводные камни, на которые следует обратить особое внимание при использовании эффекта Зейгарник в дидактическом процессе. С другой стороны, тот факт, что эффект можно использовать при обучении детей с низким уровнем предварительной мотивации и невысоким интересом к учению, делает его ещё более привлекательным. Именно таких учащихся всё чаще приходится встречать в общеобразовательных школах.
Упоминания эффекта незавершённого действия в современных педагогических исследованиях немногочисленны. Каких бы то ни было описаний специально проводимых экспериментов в рамках образовательного процесса, или хотя бы подробных рекомендаций к использованию обнаружить не удалось. Тем не менее применение эффекта Зейгарник в обучении возможно и может обеспечить повышение качества усвоения материала и рост мотивационной компоненты дидактического процесса.
Татьяна Юрьевна Черкасова в своей работе «Психологические эффекты на уроках математики» отмечает, что среди положительных результатов применения эффекта Зейгарник на уроках можно отметить так же смену пассивного восприятия на активное самостоятельное обучение. В качестве примера она упоминает изучение темы «Правильные многогранники» в 10 классе. Учитель вводит понятие симметрии в пространстве (симметрия относительно точки, прямой, плоскости, ось симметрии, плоскость симметрии) и понятие правильного многогранника, а учащимся предлагается самостоятельно продолжить изучение этой темы и составить таблицу, в которой будут описываться виды правильных многогранников и количество их элементов симметрии. В результате учащиеся не только прочнее закрепляют в своей памяти соответствующий программный блок, но и привыкают к активной самостоятельной работе с учебным материалом.
Искажённое представление об этом психологическом эффекте, злоупотребление им или использование в неподходящих условиях может привести и к отрицательным результатам. Возможны пробелы в знаниях, если прерванное в некоторый момент действие не доработано впоследствии, а самостоятельная работа не проверена учителем. Возможно снижение интереса к учению в случае, когда учащийся обладает неадекватной самооценкой, или уже в достаточной степени мотивирован, а его действия искусственно прерываются.
Хотелось бы остановиться на некоторых примерах использования эффекта незавершённого действия при обучении физике и математике. Один из вариантов — форма работы, при которой учитель вместе с классом в конце урока обсуждает некоторые идеи, которые ученики потом применяют при выполнении домашнего задания. Такая деятельность представляется необходимой даже в том случае, когда на уроке непосредственно перед этим рассматривались аналогичные задания по той же теме.
Например, если в домашней работе в числе других есть следующая задача: «Два тела начинают равномерное и прямолинейное движение из точек с координатами — 4 метра и 10 метров. Их скорости совпадают по направлению с координатной осью и равны соответственно 10 м/с и 3 м/с. Запишите уравнения движения этих тел и, построив графики, определите время и место их встречи. Проверьте свой результат аналитически, » — учитель даёт учащимся возможность прочитать её и сформулировать собственные предположения о возможной последовательности решения. Класс приходит к выводу, что начать решение лучше с чертежа — координатной оси, на которой будут отмечены положения тел и направления их движения.
На доске можно записать только что изученный и ещё не закрепившийся в памяти общий вид уравнения движения. Необходимо вспомнить, что означает аналитический и графический метод решения. На этом обсуждение заканчивается. Разрядка сложившегося в сознании учащихся напряжения будет достигнута, как ожидается, дома в процессе выполнения домашнего задания.Психологический эффект, обнаруженный Б. В. Зейгарник, обеспечит повышение мотивации к выполнению задания и закрепление в памяти рассматриваемых вопросов
И даже в том случае, если учащийся по каким-то причинам не стал уделять время дома самостоятельной работе, разрядка должна быть достигнута в начале следующего урока, когда учитель будет проверять домашнюю работу и рассматривать задачи, вызвавшие вопросы у других учащихся класса. Откуда можно сделать логичный вывод, что даже нерадивый ученик при такой организации работы фактически будет получать «завязку» и «развязку» решения одной или нескольких задач, пусть и без центральной части — самостоятельной работы.
Для успевающих учащихся такая форма работы пойдёт на пользу. Несмотря на то, что одним из условий успешного применения эффекта Зейгарник является невысокая предварительная мотивация, в данном случае оказывается возможным обойти это ограничение. Действительно, ведь действия оказываются не совсем незавершёнными, а лишь отсроченными. Те из учащихся, кто уже обладает высоким интересом к предмету, фактически начав работу над задачей в классе, без проблем продолжат её дома, достигнув желаемой сознанием разрядки. Ученики же с низкой и средней мотивацией будут находиться в состоянии напряжения, которое и обеспечит закрепление в их памяти материала.
Негативное влияние на учащихся с высоким уровнем мотивации может проявляться, только если начатое ими действие прервано и нет возможности его завершить. В данном же случае завершение лишь откладывается.
Другой вариант работы с практически материалом, в котором также отчасти реализован эффект незавершённого, а точнее отсроченного, действия следующий. При фронтальном решении задач учитель может предоставлять учащимся некоторое время для обдумывания задачи. Последующее совместное обсуждение, как правило, позволяет найти верное решение. Такая форма практической работы более предпочтительна, нежели одна лишь демонстрация учительского решения задачи, заведомо верного и не требующего самостоятельных умозаключений. Тот же самый подход опытные педагоги используют и при изучении теоретических вопросов. Нельзя сказать, что здесь в чистом виде присутствует именно эффект Зейгарник, однако по сравнению с пассивным восприятием материала, формирование и поддержание в течение некоторого времени мотивационного напряжения в сознании учащихся, несомненно обеспечит не только лучшее восприятие материала, но и более продолжительное сохранение его в памяти.
Наблюдения за процессом освоения учащимися программы показывают, что домашние задания, которые подверглись предварительному обсуждению на уроке, вызывают меньше сложностей у учащихся, а соответствующий материал действительно прочнее закрепляется в их памяти. Подводя итог, можно сформулировать несколько условий, выполнение которых необходимо для результативного применения эффекта в обучении:
- Недопустимо использовать эффект Зейгарник в искажённой интерпретации полного отсутствия завершения действия. Мотивационная разрядка должна быть лишь отсрочена, но её наличие обязательно. Иначе можно получить не только пробелы в знаниях, но и психологические проблемы у учащихся.
- Каждое незавершённое (отсроченное) дело создаёт в сознании ребёнка напряжение, постоянное или массовое его применение может негативным образом повлиять на успешность обучения и психологическое состояние. Учащиеся не должны и не могут осваивать все блоки материала самостоятельно и доводить до завершения все отсроченные действия, если таковых окажется подавляющее большинство.
- Эффект должен использоваться таким образом, чтобы влияние условия предварительной низкой и средней мотивации было сведено к минимуму. Дифференцировать задания и форму работы: например, предлагать успешным учащимся завершать свои действия здесь и сейчас, а тем, у кого мотивация невысока, обеспечивать сохранение напряжения.
- Эффект должен применяться с оглядкой на условие адекватности самооценки учащихся. Низкая или завышенная самооценка является препятствием, преодоление которого сложно реализовать в короткое время.
Может на первый взгляд показаться, что введение в урок элементов, использующих эффект, требует значительного времени, ведь необходимо и обсудить в течение нескольких минут предстоящее домашнее задание, а не просто сформулировать его, и вернуться вновь к тем же задачам в начале следующего занятия. Но с другой стороны, времени требует любая дополнительная форма работы, которую хотелось бы ввести в содержание урока, поэтому вопрос нахождения этого времени вполне разрешим.
Многие опытные педагоги применяли и применяют в своей практике эффект Зейгарник интуитивно и не задаются вопросом об особенностях его реализации. Тем не менее, есть очевидные возможности для дальнейшего развития практики использования эффекта незавершённого действия в обучении. Необходимы подробные исследования его не только в рамках психологических лабораторий, чем в настоящее время эти исследования и ограничивались, но и в ходе педагогических экспериментов.
Фото: Shutterstock (Impact Photography)
Эффект Зейгарник — Психологос
Б. В. Зейгарник
В исследованиях Блюмы Вульфовны Зейгарник было установлено, что испытуемые, в широком возрастном диапазоне, склонны запоминать прерванные задания лучше (и чаще), чем они запоминали завершенные задания.
Половину видов деятельности, выполняемой испытуемыми в эксперименте, разрешалось продолжать до завершения (или выполнения задания), а оставшаяся половина прерывалась экспериментатором на том или ином ее этапе. Результаты этого исследования подтвердили первоначальную гипотезу Зейгарник. Количество вспомненных незаконченных или незавершенных заданий (обозначаемых буквой «Н») оказалось значительно выше количества завершенных заданий (обозначаемых буквой «З»). В общем, испытуемые, принимавшие участие в исследованиях Зейгарник, вспоминали в два раза больше незавершенных заданий, чем завершенных.
Было предложено несколько возможных альтернативных объяснений эффекта Зейгарник, которые не делают упор на переменной завершенность-незавершенность per se. Одно из таких объяснений состоит в том, что именно шоковый эффект, вызванный внезапным прерыванием или прекращением работы над заданием, усиливает выделенность незавершенного задания в сознании испытуемых. Результаты показывают, что шоковый эффект от внезапного прерывания задачи в очень малой степени связан, если вообще связан, с разницей в частоте воспроизведения. Вторая возможная интерпретация оригинальных находок Зейгарник состояла в том, что испытуемые, возможно, предполагали, что прерванные задания предстоит завершить позднее (что они представляют собой незаконченные дела). В другой, более тонкой версии своего первоначального исследования, Зейгарник успешно воспроизвела свои ранние результаты с коэффициентом Н/З = 1,80, по существу тем же самым, что и раньше.
В серии исследований Зейгарник коэффициент вспоминания для заданий, прерванных в середине или ближе к концу (почти завершенных заданий), оказался выше, чем для заданий, прерванных в самом начале или вскоре после начала их выполнения. Амбициозные испытуемые забывали завершенные задания быстрее, чем это делали люди со средними амбициями. Можно заключить, что цель этих испытуемых состояла не просто в выполнении задания, но и в достижении некоторого успеха, повышая, тем самым, коэффициент Н/З. Если бы прерывание задания интерпретировалось испытуемыми как означающее их провал, порождая угрожающую эго ситуацию, то коэффициент Н/З увеличивался бы еще больше, за счет испытуемых с тенденцией запоминать незавершенные задания более часто, чем раньше.
Другие возможные объяснения эффекта Зейгарник сводятся к следующему:
- прерывание заданий может активно вводить новый мотив, связанный с возмущением самим фактом прерывания или обидой на прерывателя, отсюда и лучшее запоминание причины этого возмущения;
- прерывание может выполнять функцию подчеркивания прерванного задания;
- с точки зрения гештальта, испытуемый может стремиться к завершению;
- настойчивость испытуемых в обдумывании нерешенной задачи могла часто вознаграждаться в прошлом, и потому способствует повышению уровня вспоминания незавершенных заданий.
Исследователи обнаружили, что эффект Зейгарник может быть чувствителен к ряду факторов, которые трудно, если вообще возможно, контролировать в условиях лабораторного исследования:
- вероятность проявления эффекта Зейгарник меньше, если испытуемый, до некоторой степени, лично заинтересован в выполнении определенного задания;
- эффект проявляется с большей вероятностью, если прерывание задания не выглядит частью плана экспериментальной игры;
- проявление эффекта наиболее вероятно в случае, если испытуемый всерьез настроился на выполнение незавершенного задания.
Что такое эффект Зейгарник?
Запоминание деталей незавершенных задач чаще, чем выполненных, является обычным явлением. Положительные эффекты этой тенденции можно использовать.
У большинства из нас, вероятно, был обычный опыт лежания без сна по ночам, думая о незавершенной задаче, чувствуя стресс и тревогу по поводу ее завершения.
Однако маловероятно, что вы чувствовали такой же уровень срочности с уже выполненными задачами.
На самом деле, вы можете не так много помнить о делах, которые вы отметили в своем списке дел. Это связано с тем, что ваш мозг может «удалить» информацию, которую он считает ненужной, после того, как она была использована.
Эта теория, известная как эффект Зейгарник, может помочь объяснить один из многих сложных способов работы памяти.
И хотя незавершенная работа может вызывать дискомфорт, вы также можете использовать ее для улучшения общего психического здоровья и душевного спокойствия.
Эффект Зейгарник — это теория, приписываемая литовскому психологу Блюме Зейгарник, описывающая тенденцию человеческой памяти запоминать прерванные или незавершенные задачи легче, чем завершенные.
Например, вы можете вспомнить больше о вещах, над которыми вы сейчас работаете или с которыми еще не закончили. Если вас прерывают во время работы над чем-то, вы также можете больше вспомнить об этой задаче.
Однако вы также можете с большей вероятностью забыть детали задач, выполненных полностью, без перерыва. Это связано с тем, что человеческий мозг имеет тенденцию «сбрасывать» или стирать информацию, которая может быть больше не нужна, удаляя ее из памяти.
Происхождение и история
Литовский психолог Блюма Зейгарник открыла эту теорию после того, как была поражена способностью официанта кафе запоминать длинные заказы на еду и напитки, которые она и ее коллеги не записывали.
Однако, когда через некоторое время она вернулась в кафе за чем-то, официант не узнал ее и не вспомнил, как обслуживал ее вечеринку.
Зачарованный, Зейгарник расспросил официанта о его памяти. Он признался, что часто забывает все заказы после того, как они доставлены, и всех посетителей, когда их чек оплачен.
Незавершенные задачи официанта были единственным, что имело значение — и именно поэтому он смог проделать такую фантастическую работу.
Лучший способ понять эффект Зейгарник — посмотреть на несколько примеров из реальной жизни.
Представьте, что вы сидите дома и смотрите любимую телепередачу. В конце эпизод заканчивается клиффхэнгером. Возможно, вам захочется узнать больше, потому что история незакончена. Это эффект Зейгарник.
Другой пример эффекта Зейгарник обычно встречается в образовании. Обычно ученики сдают экзамены в школе, которые требуют изучения и зубрежки перед экзаменом. Но после окончания экзамена у них могут возникнуть трудности с повторением изученной информации.
Этот провал в памяти связан с тем, что мозг учащегося может сказать ему, что ему больше не нужна информация, полученная для теста, и удалить ее из памяти.
Другой пример — после собеседования. Вы можете сосредоточиться на всех вещах, которые вы считаете неправильными, которые произошли во время интервью, а не на положительных моментах.
Но после того, как вас наняли, все эти негативные мысли могут исчезнуть, когда вы начнете готовиться к новой роли.
Теория эффекта Зейгарник может указывать на положительное влияние на психическое здоровье.
Во-первых, подсознание будет побуждать ваше сознание к составлению подробного плана, когда ему будет предложено задание. Как только план воплощается в жизнь, подсознанию больше не нужно напоминать сознанию о необходимости работать над достижением цели. В результате ум становится более расслабленным.
Когда эффект Зейгарник активен в мозгу, вы можете постоянно ставить перед собой цели. Таким образом, вы можете быть сосредоточены на планировании достижения этих целей. Вы можете быть настолько сосредоточены на своих целях, что не прекращаете планировать и следовать этим планам, пока задача не будет выполнена.
Обратной стороной эффекта Зейгарник может быть то, что при его активации кто-то может никогда не перестать ставить цели или задачи. Ваш разум может «застрять», всегда поглощенный поиском следующего достижения, за которое нужно взяться.
Это можно представить как бегуна, перепрыгивающего препятствие за препятствием на бесконечной дорожке только для того, чтобы увидеть впереди только новые препятствия.
Без отдыха это может привести к выгоранию. Иногда нежелательные мысли о незавершенных задачах могут привести к:
- тревога
- стресс
- бессонница
- чувство подавленности
Несмотря на возможность стресса и выгорания, эффект Зейгарник имеет свои преимущества. В равной степени можно использовать его в своих интересах.
Борьба с прокрастинацией
Во-первых, можно использовать эффект Зейгарник для преодоления прокрастинации.
Чтобы использовать эффект Зейгарник для борьбы с склонностью к прокрастинации, начните со следующих шагов:
- Составьте план.
- Начните с небольшого, простого первого шага.
- Не пытайтесь сразу выполнить задание.
Идея состоит в том, что незавершенная задача с большей вероятностью останется свежей в вашем мозгу, пока она не будет завершена. Сделав сначала небольшой шаг, ваш разум может постепенно подтолкнуть вас к более значительным шагам, пока рутинная работа не будет выполнена.
Учиться лучше
Многие студенты могут подумать, что лучше зубрить перед экзаменом, стараясь усвоить как можно больше информации за небольшой промежуток времени. Некоторые считают, что это поможет им запомнить больше фактов и хорошо сдать тест.
Однако эффект Зейгарник говорит о том, что лучше разбить время обучения на более мелкие сеансы в течение более длительного периода.
Вы можете запомнить больше информации, если будете позволять себе перерывы, чтобы ваш мозг какое-то время мог сосредоточиться на чем-то другом. Во время этих перерывов вы можете многократно прокручивать материал, пока экзамен не будет завершен. Это может создать лучшую способность к запоминанию во время теста.
Улучшение психического самочувствия
Несмотря на то, что эффект Зейгарник может иметь неблагоприятные последствия для вашего психического здоровья, он также может иметь и положительный эффект.
Например, когда вы достигаете своих целей, вы можете испытывать чувство выполненного долга. Эта положительная эмоция может привести к другим положительным эмоциям, таким как повышение самооценки и повышение уверенности в себе.
Когда неприятная рутинная работа, наконец, завершена, вы можете почувствовать, что с ваших плеч свалился огромный груз, и у вас возникнет прекрасное чувство завершенности. Это избавление от стресса может улучшить ваше общее эмоциональное здоровье и привести к более спокойному уму.
Теория эффекта Зейгарник утверждает, что люди склонны запоминать незавершенные или незавершенные задачи лучше, чем завершенные. Эта теория может иметь как отрицательное, так и положительное влияние на психическое здоровье.
Негативные эффекты могут вызвать стресс и тревогу из-за постоянной постановки целей и мыслей о незавершенных проектах, требующих завершения. Тем не менее, это также может оставить вас с большим чувством выполненного долга и повысить самооценку.
Использование эффекта Зейгарник дает вам преимущество, и эту теорию можно использовать для самосовершенствования.
В целом, фактическое воздействие зависит от вашего индивидуального психического здоровья. Если вы испытываете стресс или симптомы тревоги из-за эффекта Зейгарник, может быть полезно поговорить со специалистом в области психического здоровья.
Если вы готовы получить помощь в управлении своим психическим здоровьем, вы можете посетить руководство Psych Central по поиску поддержки.
Примеры эффекта Зейгарник в психологии
- Эффект Зейгарник относится к тенденции прерванных задач при некоторых обстоятельствах вспоминаться лучше, чем завершенные задачи.
- Имя русского психолога Блюмы (Вольфовны) Зейгарник (1901-88), впервые сообщившей об этом в журнале Psychologische Forschung в 1927.
Содержание
Происхождение эффекта Зейгарник
Эффект Зейгарник заключается в том, что задачи, которые были прерваны и незавершены, запоминаются лучше, чем задачи, которые были завершены.
Блюма Зейгарник (1927) впервые наблюдал этот эффект у официантов, которые, по-видимому, помнили заказы только до тех пор, пока их обслуживали, и сразу же забывали заказ, как только он был закончен.
Это небольшое наблюдение официантов стало отправной точкой серии экспериментов Зейгарник (Дания, 2009 г.).
В то время, когда Зейгарник изучала эффект Зейгарник, ее курировал известный теоретик гештальта Курт Левин, и она часто знакомилась с работами гештальт-психологов, таких как Вольфганг Келер, Курт Коффка и Макс Вертхаймер (MacLeod, 2020).
Короче говоря, гештальт-психология — это школа психологии, возникшая в начале 20-го века, которая подчеркивает, что человеческое поведение в целом нельзя вывести из анализа отдельных частей этого поведения.
Зейгарник находилась под сильным влиянием теории поля своего научного руководителя Курта Левина в своих исследованиях эффекта Зейгарник. Левин постулировал теорию психологического напряжения, в которой напряжение было формой энергетики (Marrow, 1969).
Эти «психические напряжения» давали людям умственную энергию для подготовки и совершения поведения, и это поведение снимало напряжение. Зейгарник объяснила тот же принцип причиной эффекта Зейгарник, и ее диссертация в конечном итоге связала теорию психического поля Левина с наблюдениями за поведением официантов.
Начальные эксперименты Зейгарник
В своих экспериментах с эффектом Зейгарник Зейгарник (1927) просила участников выполнить серию из 15–22 заданий. Некоторые из них включали тактильные задачи (например, нанизывание бусинок), в то время как другие включали применение умственных способностей, например, для решения головоломки.
Зейгаррник позволил половине участников выполнить свои задачи и прервал другую половину этих участников на полпути, попросив участников перейти к чему-то другому.
Она убрала задания из поля зрения испытуемого и после часовой задержки попросила участников вспомнить, чем они занимались. Например, в своем первом эксперименте Зейгарник дала 32 взрослым 22 задания, такие как наматывание нити, складывание бумаги, умножение, рисование и обратный счет.
Задания должны были занимать от 3 до 5 минут и прерывались, когда пациент «был наиболее поглощен» заданием.
Первоначальные исследования Зейгарник подтвердили ее первоначальную гипотезу. Зейгарник провела четыре таких эксперимента.
В первом эксперименте, который она считала своим основным экспериментом, она тестировала участников индивидуально, и количество незавершенных задач (обозначенных I), которые вспомнили участники, было значительно выше, чем количество задач, которые участники выполнили (обозначенные C).
Фактически, участники в два раза чаще запоминали незавершенные задачи, чем завершенные (Zeigarnik, 1927; Дания, 2009). Она повторила этот эксперимент с 15 отдельными взрослыми и в групповых ситуациях с 47 взрослыми и 45 детьми-подростками.
Зейгарник в последующих экспериментах исследовал коэффициент припоминания задач, прерываемых в разное время, и обнаружил, что задачи, прерываемые в середине или ближе к концу, чаще вспоминаются, чем те, которые прерываются в самом начале работы над ними.
s Участники становились все ближе и ближе к завершению каждой задачи, в которой они были прерваны, они все чаще запоминали эти незавершенные задачи, а не завершенные.
Согласно гипотезе Зейгарник, участники чаще запоминали незавершенные задания, потому что они вызывали «психическое напряжение». Как только кто-то выполнил задание, это снимает психическое напряжение, и, таким образом, он может освободить его из своей памяти, и человек больше не использует значительных когнитивных усилий, чтобы запомнить задание (Зейгарник, 19 лет). 27).
Зейгарник также обнаружил, что люди с высоким уровнем амбиций с большей вероятностью вспоминали незавершенные задачи (то есть с высоким соотношением I/C), чем люди со средним уровнем амбиций (низкое соотношение I/C).
Если участники считали, что незавершенное задание представляет собой неудачу, они также чаще вспоминали незавершенные задания, чем те, кто этого не делал.
Зейгарник провела еще два небольших эксперимента (с 12 взрослыми), чтобы бросить вызов альтернативным интерпретациям ее теории, например, прерывая задания, но затем позволяя участникам немедленно возобновить выполнение половины из них.
Опять же, она заметила, что участники, в конечном счете, с наибольшей вероятностью вспоминали задачи, которые она никогда не разрешала выполнять. В своем втором из этих небольших экспериментов она сказала шести участникам, что шесть из прерванных задач будут возобновлены, а еще шесть — нет, хотя ни одно задание так и не было возобновлено.
И снова Зейгарник обнаружила, что независимо от того, говорила ли она, что задания будут возобновлены, все прерванные задания с большей вероятностью запоминались участниками, чем те, которые участник смог выполнить (MacLeod, 2020). ).
Воспроизводимость
Психологи в целом согласны с тем, что эффект Зейгарник чувствителен к ряду факторов, которые трудно контролировать в лабораторных экспериментах.
Например, эффект Зейгарник с меньшей вероятностью проявляется, если участник эго вовлечен в задачу, эффект с большей вероятностью проявляется, если прерывание задач не кажется преднамеренной частью эксперимента, и эффект более вероятен, если участник не пришел к выводу, что задача невыполнима или выходит за рамки его возможностей (Дания, 2009 г.).
Есть две особенности методологии Зейгарник, которые мало обсуждались, но могут иметь важные последствия. В своих исследованиях Зейгарник записывала только ответы, полученные до того, как участники колебались, поскольку она считала, что только эта часть припоминания связана с ее гипотезой о напряжении. Зейгарник также заметил, что незавершенные задачи, как правило, вспоминаются в первую очередь (MacLeod, 2020).
Эта идиосинкразическая методология может быть одной из причин, почему некоторые исследователи, начиная с работы Шлоте (1930) не поддерживают эффект Зейгарник.
Ряд психологов подвергли критике воспроизводимость эффекта Зейгарник, например, Ховланд (1951), заявив, что «немногие исследователи могут однозначно воспроизвести результаты Зейгарник», и утверждая, что результаты резко различаются в зависимости от личности участника.
В обзоре Баттерфилда (1964) сделан вывод о том, что эффект Зейгарник далеко не постоянный результат в ИТП [парадигме прерванных задач].
Часто вспоминаются более завершенные, чем незавершенные задачи», и многие психологи с тех пор (такие как Аткинсон (1953) утверждали, что не существует «универсального шаблона» в отношении того, вспоминали ли и какого рода участники более неполные, чем полные tasks (MacLeod, 2020)
Несмотря на противоречивые мнения относительно достоверности эффекта Зейгарник, это явление, тем не менее, остается широко исследуемой темой, при этом исследования направлены на измерение эффекта у людей с ограниченными интеллектуальными возможностями и у людей с обсессивно-компульсивным расстройством. , а также исследования, анализирующие связь с памятью и эго-состояниями (Heinz, 1997; Хаус и Макинтош, 2000 г.; Мантила и Сгарамелла, 1997).
Последствия для повседневной жизни
Производительность и обучение
Психологи исследовали влияние эффекта Зейгарник на обучение. Как правило, педагоги считают, что если учебная задача прерывается и возобновляется позже, то информация, полученная во время этой задачи, с большей вероятностью запоминается.
Преподаватель может порекомендовать, например, изучать предмет через небольшие промежутки времени, а перерывы в процессе запоминания концепции могут способствовать лучшему запоминанию.
Другие могут предложить, например, чтобы избежать прокрастинации, можно сделать самый первый шаг к завершению задачи как можно скорее, прежде чем вернуться к ней позже.
Применения варьировались от общих советов по подготовке к экзаменам до дизайна занятий в классе на свежем воздухе. Например, Хирамацу и др. (2014) рассказывают о разработке системы обучения школьным экскурсиям на свежем воздухе в японских начальных и средних школах.
Исследователи разработали мобильное приложение, которое предлагало учащимся викторины во время экскурсий по темам, о которых они не знали заранее, но которые они изучали в школе.
Те, кто ответил на вопросы викторины, проявили больший интерес и больше запомнили объекты, показанные в этих викторинах, чем те, кто не был показан в викторинах.
Те, кому была прочитана неполная подготовительная лекция, с большей вероятностью вспомнили и правильно ответили на вопросы викторины, чем те, кто этого не сделал.
Маркетинг
Рекламщики уже давно используют эффект Зейгарник как метод привлечения внимания и памяти зрителей. Например, в одном исследовании потенциала эффекта Зейгарник в рекламе Хаймбах (1972) проводит серию испытаний.
В одном из таких испытаний исследователи подготовили 30-минутные телевизионные программы с четырьмя тестовыми и пятью дополнительными рекламными роликами, каждый из которых существовал в перерывах между программами. Одни рекламные ролики показывались целиком, другие прерывались.
Сразу после окончания телевизионной программы исследователи попросили участников назвать тип продукта, торговую марку продукта и подробное описание содержания каждого из девяти показанных им рекламных роликов.
В целом, несмотря на гипотезу исследователя, применение эффекта Зейгарник к радиовещательной рекламе получило мало подтверждений.
Однако более тщательно контролируемый эксперимент, проведенный позже Хаймбахом, показал, что действительно прерванные рекламные ролики запоминаются с большей вероятностью, чем те, которые не запоминаются (Heimbach, 1972).
Ссылки
Аткинсон, Дж. В. (1953). Мотив достижения и припоминание прерванных и завершенных задач. Journal of Experimental Psychology, 46 (6), 381.
Butterfield, EC (1964). Прерывание задач: методологические, фактические и теоретические вопросы. Psychological Bulletin, 62 (5), 309.
Дания, FL (2010). Эффект Зейгарник. Энциклопедия психологии Корсини , 1-1.
Хартманн, Х. (1933). Экспериментальный вклад в психологию обсессивно-компульсивного невроза: о запоминании выполненных и незавершенных задач». Очерки психологии эго , 404-418.
Хаймбах, Дж. Т., и Джейкоби, Дж. (1972). Эффект Зейгарник в рекламе. Специальные тома ACR.
Хирамацу Ю., Ито А., Фуджи М. и Сато Ф. (2014). Разработка обучающей системы для занятий на открытом воздухе с использованием эффекта Зейгарник. Документ представлен на Международной конференции по технологиям обучения и сотрудничества.
Хаус, Р. Д., и Макинтош, Э. Г. (2000). Эффект Зейгарник на выборке умственно отсталых лиц. Перцептивные и моторные навыки, 90 (2), 702-702.
Ховланд, К.И., и Стивенс, С. (1951). Справочник по экспериментальной психологии.
Маклауд, CM (2020). Зейгарник и фон Ресторфф: Эффекты памяти и истории, стоящие за ними. Память и познание, 48 (6), 1073-1088.