Эгоцентризм что это: Эгоцентризм: что это? Как распознать эгоцентричного человека и правильно с ним общаться .ru

Содержание

что это такое, признаки, как от него избавиться

Эгоцентризм – это характеристика человека, которой определяется его неспособность подвергать рассмотрению точку зрения других людей, недопустимость мысли, что чужое представление может быть верным. Эгоцентричный человек воспринимает исключительно личную точку зрения в качестве единственной правильной.

В психологии это термин, описывающий особенности мышления человека. Так, Жан Пиаже, который ввёл данное понятие, считал эгоцентризм в основном яркой характеристикой детей в раннем возрасте, также он не отвергал то, что эгоцентризм в различной степени выраженности способен сохраниться и проявлять себя даже в зрелом возрасте.

Эгоцентрист крайне уверен, что его мысли авторитетны, он находит себя всезнающим, а остальных недалекими и не считается с их взглядами. Человек, которому присущ эгоцентризм имеет одностороннее восприятие, он понимает вещи так, как видит их, то есть для него не существует понимание, что может быть иначе.

Эгоцентризм мышления не позволяет личности изменить свою первоначальную позицию относительно какого-то мнения, позиции или объекта. Если описываемое качество наблюдается у ребенка, не надо переживать – это норма, потому что это возрастные особенности. Недоразвитость мышления не даёт ребенку возможности осознать, что кто-то может иметь отличительное от него мнение. Если эгоцентризм часто проявляется у взрослого – значит, что его восприятие имеет отклонение. Взрослый человек обязан осознавать, что его личная точка зрения не абсолютная, и что противоположные мнения к его взглядам также могут существовать.

Что это такое

Эгоцентрист полагает, что является центром всего в мире, он только свои взгляды считает самыми верными, поэтому до такого человека тяжело «достучаться». Чужые принципы для эгоцентриста не значат вообще ничего, он просто убежден, что это остальные не знают ничего, не владеют всей правдой и фактами. Эгоцентрист считает, что должен всех переубедить и склонить к своему мнению, поэтому упорно доносит свои мысли, полагая, что они идеальны.

Эгоцентризм это в психологии понятие, которое считают негативной характеристикой человека, но сами эгоцентрики полагают, что делают абсолютно все правильно. Эгоцентрист может часто быть собой недовольным, однако это совсем не препятствует ему быть личностью, и уважать себя. Также уважает единомышленников, поэтому лишь они имеют честь быть в круге его знакомых. На самом деле, эгоцентристу тяжело находиться в длительных гармоничных отношениях. Он часто ссорится с приятелями, коллегами, с любимыми. В основном перепалки случаются из-за разногласий во мнениях и принципах, что является весомой причиной, чтобы спасаться от эгоцентризма.

Самым ярким признаком эгоцентризма является неумение и нежелание эгоцентриста представить себе чувства другого человека, понять его мотивы. Он часто мог бы избегнуть некоторых конфликтов, если бы иногда соображал, что в отдельных случаях нужно просто замолчать.

Причины эгоцентризма могут скрываться в разных факторах воспитания. Некоторые родители сами провоцируют развитие эгоцентризма, хотя делают это вполне неосознанно. Это случается, потому что сами родители стремительно стараются угодить своему чаду, пытаясь удовлетворить все его запросы, и соглашаются со всеми его запросами. Таким образом, происходит формирование потребительской позиции. Ребенок, какой никогда не ощущал сопротивление, не понимает границ личного мнения, продолжает считать, что все должны с ним соглашаться, поэтому искренне может недоумевать, как получается, что не все с ним соглашаются, если его самые родные люди всегда принимали любое его мнение.

Причины эгоцентризма могут заключаться и в индивидуальной предрасположенности личности к данному качеству.

Эгоцентризм человека делает его жизнь сориентированной на удовлетворение исключительно личных нужд. Человек воспринимает все лишь через призму своей личности. Он искренне полагает, что все совершающееся в мире относится непосредственно к нему. Постоянные разговоры эгоцентриста, что его роль в мире определяющая, что жизнь наполнена смыслом, делает его философом, притом еще, что его практически все не понимают.

Тот, кому пришлось пообщаться с личностью, которой присущ эгоцентризм, осознал, что это общение довольно тяжелое и решил не связываться больше с ней никогда.

Эгоцентризм взрослых – не патология, конечно, однако, стоит его искоренить.

Детский эгоцентризм

Ребенок в возрасте приблизительно 2 -5 лет учится контактировать с окружающими. Чтобы научиться договариваться, он первоначально должен понимать, что вокруг есть разные личности с индивидуальным видением мира. Помехой этому становится детский эгоцентризм, который часто провоцирует конфликты. Так, ребенок не желает делиться игрушками со сверстниками, но считает нормальным забрать их у другого.

Эгоцентризм ребенка будет даже тогда проявляться, как его будут осуждать, или ругать.

Многие ошибочно начинают приписывать ребенку эгоизм, что очень неверно. В данном возрасте эгоизм не может присутствовать, поскольку ребенок не способен манипулировать другими. Просто ему сейчас тяжело осознать, что есть отличие между желаниями индивида и реалиями его жизни.

Детский эгоцентризм это в психологии проявление, которое описывает неспособность ребенка увидеть объекты вокруг глазами других.

Причины эгоцентризма ребенка заключаются в познании, которое сосредотачивается только на личной позиции и собственных целях, переживаниях и стремлениях. Принять возможность наличия у других собственных целей ему очень тяжело.

Все родители обязаны быть уведомлены, что всем детям раннего возраста свойствен эгоцентризм, что является нормальным аспектом развития, и они должны обладать знаниями, как правильно строить отношения с ребенком, чтобы этот эгоцентризм не остался на всю жизнь. Чтобы освободиться от эгоцентризма у ребенка, следует сконцентрировать силы на развитии децентрации, помочь ребенку осознать словесно и убедительно донести ему, что другие имеют персональную точку зрения.

Пиаже сделал большое открытие, когда посредством клинического метода определил, что детям свойственен эгоцентризм в характере речи, особенности эгоцентрической логики, которые своеобразны по содержанию детских соображений о мире. Уникальность детской логики, речи и представлений являются результатами умственной эгоцентрической позиции.

Ж. Пиаже исследовав детские представления, установил, что ребенок, пребывая на определенной степени развития, чаще всего видит вещи, какими те непосредственно предстают перед ним. Ребенку трудно понять, что вещи имеют внутренний смысл, что влияет на его непонимание, как одни те же вещи другие могут понимать иначе, нежели он.

Например, ребенку кажется, что его преследует тень – следует сразу за ним, как тот убегает и останавливается с ним. Иногда дети этого боятся, им тяжело осознать, что это обыкновенное явление. Это мешает рассматривать предметы во внутренней взаимосвязи. Это явление Пиаже называет реализмом детских представлений. Ребенок считает свое внутреннее минутное восприятие истинным, ведь он не может пока отделить «Я» от всего внешнего мира. В реализме выявляется парадокс детского мышления, ребенок находится близко к прямому наблюдению и одновременно далеко от реальности, он близок к объективному миру, но все равно он дальше, чем взрослые.

Детям тяжело отличать окружающий мир от субъективного, пока они не достигли определенного возраста. Сначала ребенок пытается отождествлять собственные представления с предметами, находящимися в объективном мире, постепенно начинает различать их, эгоцентризм немного ослабевает. Так, он приходит к пониманию того, что его субъективные взгляды отличаются от представлений других, что необходимо уважать и признавать их мнение.

Описываемое качество, как возрастное новообразование проявляется в подростковом периоде. Ребенок преодолевает детский возрастной эгоцентризм, затем становится чутким и отзывчивым, но может вновь стать эгоцентричной личностью в силу, опять-таки, возрастных факторов. Это случается, тогда, как ребенок достигает подросткового возраста.

Эгоцентризм подростков имеет некоторые особенности. Он представляется, как личностно-аффективный элемент, связанный с развитием индивидуального мышления, также считается личностным свойством, обусловленным воздействием социальных факторов (круг общения, стиль воспитания, социальный статус), является личностной детерминантой мыслительной деятельности, которая обусловлена особенностями возраста и качествами индивида.

Эгоцентризм подростков является самым ярким из всех возрастных эгоцентризмов, только в данном периоде он выражен больше всего. Он проявляется в полной сосредоточенности на себе, отсутствии понимания отличия социальной реальности и субъективных представлений, конфликтности восприятия «Я» образа, вере в уникальность собственного существования.

Описываемая характеристика одна из детерминант развития личности подростка, как стабильная черта характера она стаёт основой эгоцентрической направленности человека. Обычно, эгоцентризм подростков проходит сам, когда гормоны находят баланс, прекращаются скачки настроения, акцентуации характера сглаживаются. Если же во время подросткового периода на человека имели воздействие определенные факторы, тогда будет вероятность, что описываемое качество укоренится на дольше.

Как избавиться от эгоцентризма

У детей данное качество обычно полностью пропадает в подростковом возрастном периоде. Если близкие люди (родители и педагоги) ведут себя надлежащим образом, то ребенок быстро осознает, что на одном нем целый мир не сходится, что существует масса разных принципов, убеждений, и каждая личность имеет свои интересы, жизненные позиции, цели, и не обязана подстраиваться под кого-то. Если взрослые растят ребенка в условиях вседозволенности, делая его центром всего, то такие дети в итоге могут, либо вовсе не осознать все перечисленные вещи, либо для этого будет поздно. Но когда эгоцентризм становится частью характера взрослого человека, с ним довольно тяжело бороться.

Любые манипуляции с психикой человека не могут никаким образом проводиться без его личной воли. Никому не удастся доказать человеку, что он эгоцентрик, как и заставить его избавиться от эгоцентризма. Поэтому только когда человек сам поймёт, что его поведение затрудняет ему процесс общения с окружающими, он сможет преодолеть эгоцентризм.

Когда индивид хочет измениться, поменять образ мышления, способ поведения, он может попробовать самостоятельно проработать свои проблемы, или отправиться в поисках помощи к специалисту, что поспособствует тому, чтобы быстрее это сделать.

Чтобы человек ясно понял, что ему стоит качественно измениться, его окружающие должны включиться в процесс трансформации. Они должны будут не потакать ему, не поощрять его эгоцентризм, не признавать его образ поведения нормальным, а стоит напоминать, что он не ребенок и мир больше не вертится вокруг одного него.

Чтобы высвободить человека от эгоцентризма, близкие люди должны задавать эгоцентрику такие вопросы, например: «По-твоему, что я чувствовал сейчас или тогда, как мне было?». Эгоцентриста эти вопросы могут поставить в ступор, он подумает, как возможно то, что другие способны думать иначе, в его голове поселятся мысли о его отличии от остальных, уникальности.

Если индивид не будет преодолевать свой эгоцентризм, не будет трудиться над коррекцией своего поведения, тогда жизнь со временем сама преподаст урок, после которого эгоцентрист задумается над возможностью измениться.

Полезным методом преодоления есть способ, согласно которому человек заставляет себя во всякой ситуации думать, предполагать, что могут сейчас почувствовать другие, какая реакция может быть, что ощущают, о чем могут думать. Это нужно делать постоянно, чтобы оно вошло в привычку. Так, человек привыкает к пониманию, что у остальных, тоже может быть разное настроение, мысли, убеждения. Он ведь желает, чтобы его взгляды уважали, и если этого не происходит, ему становится больно. Именно осознанное понимание, что аналогичное ощущают другие, поможет преодолеть эгоцентризм.

Люди, которым он присущ, очень любят раздавать всем рекомендации, даже если их и не просят. Так, допустим, если человеку получилось похудеть, то не нужно сразу учить всех вокруг, как надо питаться, сколько упражняться, сколько воды в день каждому человеку выпивать и т. д. Может другим людям, совсем нет необходимости худеть и данная информация им не несет пользы, не интересна. Может им не подходит данный способ похудения, или они знают уже, что им необходимо делать. Поэтому не нужно «мучить» людей назойливыми советами, которые они и слушать не станут. Если спросят, тогда можно более детально рассказать свой опыт, если нет – просто поставить близких в известность, что вы похудели.

Приём, которым можно преодолеть эгоцентризм – «ставить себя на место другого» поможет человеку стать внимательным семьянином, успешным работником и хорошим собеседником. Избавляясь от эгоцентризма посредством данного метода, человек приобретает навыки конструктивного выяснения отношений, активного слушания и эффективных бесед.

Эгоцентристы привыкли, что могут звонить или являться к людям в любое (удобное им) время, потому что имеют срочную потребность. Поэтому, относительно этого, стоит воспитывать новую привычку.

До того, как пойти к кому-то по потребности, нужно подумать, когда для этого выпадает подходящее время, чтобы человек сумел свободно выполнить просьбу. Если человек дома растит малыша, значит, не стоит звонить очень рано, также и не в слишком позднее время, чтобы не разбудить их.

Также до того, как высказать свою просьбу, стоит спросить, как у человека дела, как жизнь. Так, человек привыкнет считаться с тем, что другие люди имеют свой режим, и находить соответствующее время для разговоров, в ответ он получит доброжелательное отношение других.

Главное, чтобы индивид реально был расположенным к изменению и избавлению от эгоцентризма.

Если семейная пара хочет сделать свои отношения более тесными и искренними, нужно каждому из супругов мысленно ставить себя на место своего партнера, пытаться смотреть на разные бытовые разногласия и конфликты и ссоры его глазами. Это поможет стать менее эгоцентричным, поспособствует улучшению взаимопонимания. Также нужно свои убеждения высказывать не навязчиво, а просто и конкретно и принимать убеждения партнера, не возражать, и не пробовать изменить их. И поскольку каждый индивид уникальный и прожить всю жизнь с копией себя не так интересно, то стоит беречь собственную индивидуальность и уважать уникальность другого человека.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

эгоцентризм | это… Что такое эгоцентризм?

   ЭГОЦЕНТРИЗМ (с. 645) (от лат. ego — я + centrum — центр) — позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собственных ощущениях, переживаниях, интересах и т.п., а также неспособностью принимать и учитывать информацию, противоречащую собственному опыту, в частности исходящую от другого человека. В основе эгоцентризма лежит непонимание человеком того, что возможно существование других точек зрения, а также уверенность, что психологическая организация других людей тождественна его собственной.

   Важно отметить, что трактовка термина «эгоцентризм» неодинакова в психологии и в этике. Большинство философских энциклопедий и словарей определяют эгоцентризм как негативную личностную особенность, крайнюю степень эгоизма. Психологическая трактовка — иная, она не несет в себе отрицательной моральной оценки, хотя и подразумевает, что проявления эгоцентризма могут быть и негативными.

   Группа американских психологов попыталась выяснить, какие понятия преобладают в суждениях и оценках маленького ребенка, прибегнув к довольно простому методу исследования. Записав на магнитофон продолжительные фрагменты детской речи, психологи подсчитали, какие слова в высказываниях детей встречаются чаще всего. Словом-рекордсменом в составленном списке оказалось местоимение «Я».

   Кажется естественным, что не только для ребенка, но и для человека любого возраста собственная личность выступает точкой отсчета его мироощущения, «мерой всех вещей». Однако в живом разговорном языке возникло и такое понятие, как «ячество» — неумеренное выпячивание собственного Я, преувеличение значимости своих суждений при одновременном пренебрежении чужими мнениями и интересами. В нашем языке прочно укоренилось иноязычное слово «эгоизм», обозначающее преобладание в мировоззрении человека своекорыстных интересов. Желая упрекнуть ребенка, старшие иногда называют его эгоистом. С точки зрения психологов, это не совсем точно и далеко не всегда справедливо. Чаще речь следует вести об эгоцентризме, который неоднозначно заслуживает осуждения.

   Эгоцентризм отличается от эгоизма, представляющего собой прежде всего моральную ценностную ориентацию личности и проявляющегося в корыстном поведении вопреки интересам других людей. Эгоист может осознавать цели и ценности окружающих, но намеренно пренебрегает ими; таким образом, он может и не быть эгоцентричным. Эгоцентрик же может вести себя как эгоист, но необязательно потому, что он противопоставляет свои интересы интересам другого, а потому, что чужую позицию он не воспринимает, будучи целиком сконцентрирован на собственных интересах.

   В психологии эгоцентризм рассматривается в различных аспектах, выщеляются следующие его виды: познавательный эгоцентризм, характеризующий главным образом процессы восприятия и мышления; моральный эгоцентризм, проявляющийся в непонимании моральных оснований поведения других людей; коммуникативный эгоцентризм, затрудняющий общение (прежде всего — речевое) за счет пренебрежения различиями смыслового наполнения понятий и т.п. В целом эгоцентризм так или иначе связан с познавательной сферой.

   Крайне выраженный эгоцентризм представляет собой симптом ряда психических заболеваний (шизофрении, истерии и др. ). При этом общение больных с окружающими искажается настолько, что собеседник перестает выступать партнером в разговоре и служит лишь «зеркалом» собственных высказываний больного.

   По мнению ряда психологов, эгоцентризм представляет собой неотъемлемую особенность ребенка на ранних этапах психического развития. В подтверждение этого приводятся конкретные факты. Например, большинство дошкольников левую руку стоящего к ним лицом человека называют правой, так как она ближе к собственной правой руке ребенка.

   Наиболее последовательно идея детского эгоцентризма развита в работах Ж.Пиаже. Небезынтересно, что в своей автобиографии сам Пиаже признавал термин «эгоцентризм» неудачным, однако именно им он был введен в научный лексикон в значении, отличном от философско-этического. В работах Пиаже описано множество проявлений детского эгоцентризма. Им, в частности, приводится в качестве примера такой диалог с малышом-дошкольником: Скажи, у тебя есть брат?

   Да, есть. Его зовут Пьер.

   А у Пьера есть брат?

   Нет, у него нет брата.

   Четырехлетний ребенок просто не в состоянии отступить со своей точки зрения и мысленно встать на позицию брата. Очевидный факт, что он сам приходится братом Пьеру, ускользает от его внимания.

   Пиаже, в частности, проанализировал феномен так называемой эгоцентрической речи, которую он считал проявлением общей эгоцентрической позиции ребенка. Он утверждал, что ребенок говорит лишь со своей точки зрения и не пытается встать на точку зрения собеседника. Ребенок полагает, что другие понимают его так же, как он себя, и потому не пытается сделать свое сообщение понятным собеседнику. Пиаже и его сотрудниками был также осуществлен ряд психологических экспериментов над познавательными процессами ребенка, призванных подтвердить концепцию детского эгоцентризма. В 60 — 70-х гг. полученные данные были подвергнуты критическому пересмотру многими учеными, указывавшими, что они скорее свидетельствуют об эгоцентризме экспериментаторов, неспособных понять и учесть своеобразную позицию ребенка.

   Наиболее аргументированная критика концепции детского эгоцентризма принадлежит Л.С.Выготскому. Им, в частности, было показано, что эгоцентрическая речь выступает одним из этапов формирования мышления и речи — промежуточным между громкой устной речью и речью внутренней. То есть в ходе психического развития эгоцентрическая речь не исчезает, а превращается во внутреннюю речь. Эгоцентризм, согласно Выготскому, не является изначально предопределенным состоянием, а лишь характеризует особенности одного из этапов развития высших психических функций.

   В современной психолого-педагогической литературе эгоцентризм преимущественно рассматривается как особенность познавательной сферы ребенка, обусловленная недостаточным развитием высших психических функций. По мере становления личности эгоцентризм преодолевается за счет развития механизма децентрации.

   В ходе взросления, чтобы удовлетворять свои растущие запросы, ребенку приходится учиться ладить с окружающими, договариваться, идти на компромисс. А для этого необходимо понять, что другому человеку может быть присуща другая точка зрения. И ребенок, поначалу совершенно невосприимчивый к этому очевидному факту, постепенно научается с ним считаться. В нормальных условиях детский эгоцентризм изживается к 10-12 годам.

   Но бывает, что родители сами замедляют этот естественный процесс. Столкнувшись в молодости со многими жизненными трудностями, такие родители стремятся оградить от них собственных детей, спешат удовлетворить любые их запросы. Неудивительно, что так формируется потребительская жизненная позиция, а окружающие люди начинают восприниматься растущим ребенком только как источники благ либо как нежелательные препятствия.

   Однако эгоцентризм в той или иной степени свойствен любому человеку и может обостряться под влиянием различных обстоятельств. Недостатки воспитания, имеющие следствием несформированность произвольной регуляции поведения, проявляются в том, что человек бывает не способен отсрочить удовлетворение какой-либо потребности и подчиняет этому все свои мысли и чувства.

   Обращает на себя внимание, что в пожилом возрасте способность к децентрации (учету иных позиций и точек зрения, нежели собственная) снижается; пожилые люди нередко становятся эгоцентричны (хотя далеко не всегда эгоистичны).

   Эгоцентризм взрослых людей нередко служит причиной осложнения межличностных контактов. Неумение учесть точку зрения другого оборачивается конфликтами и одиночеством. В сфере семейного воспитания эгоцентризм родителей нередко проявляется в приписывании ребенку своих собственных интересов, привязанностей, страхов и т.п. Таким образом ребенку отказывают в проявлениях индивидуальности, формируют у него пассивную, зависимую жизненную позицию.

   Преодоление эгоцентризма — одна из центральных задач воспитания. Его важнейший механизм — формирование у ребенка способности оценивать ту или иную ситуацию с различных точек зрения, терпимо относиться к непривычным мнениям и суждениям.


что это такое и как его распознать в себе и окружающих

Опубликовано:

Девушка скрывает лицо в тени: Unsplash/Willy Dade

Человек, который думает, говорит и заботится только о себе, вызывает неприязнь. Почему его называют эгоцентриком, как он ведет себя с окружающим и как избавиться от негативных проявлений эгоцентризма? Ответы и рекомендации дают психологи Жан Пиаже, Лев Выготский и Юлия Гиппенрейтер.

Суть эгоцентризма

Некоторые персоны воспринимают окружающих людей как декорации к фильму о собственной жизни, не придавая значения их мнению и потребностям. Узнав, почему восприятие реальности настолько искажено, проще их понять и принять.

Что такое эгоцентризм?

Особая жизненная позиция, которая не признает иные точки зрения, кроме собственной, называется эгоцентризм. Она не позволяет индивиду допустить мысль о том, что другие люди имеют желания, потребности и мечты. Он не способен на сопереживание и не знает, как входить в чужое положение. Жизнь эгоцентрика похожа на выступление на сцене, где он идеальный герой с исключительными способностями, а зрители — его преданные поклонники.

Эгоцентрик считает себя центром Вселенной, а окружающих — массовкой. Он не учитывает точку зрения оппонента в споре, всеми силами пытается доказать правоту. У него отсутствует эмпатия, зато есть желание советовать, даже если его не просили об этом. Такие люди не умеют решать конфликты, они беспомощны, если снимают маску и демонстрируют людям свою неидеальность.

Чем эгоцентризм отличается от эгоизма? Эгоизм в разумных пределах полезен, он помогает выстраивать отношения с людьми, но эгоцентризм мешает видеть дальше собственных интересов. Эгоист осознает ценность других людей, а эгоцентрик категорически не видит и не учитывает их.

Девушка смотрит через лупу: Unsplash/Emiliano Vittoriosi

Впервые термин «эгоцентризм» ввел швейцарский психолог и философ Жан Пиаже, автор книги «Речь и мышление ребенка». Он указал, что эгоцентризм свойственен детям раннего и подросткового возраста. Над этой проблемой работал Зигмунд Фрейд и Лев Выготский, автор сборника «Мышление и речь». По определению этих ученых, эгоцентрик — это незрелая личность, которая застряла в детстве. Обострение эгоцентризма наблюдается вследствие неврологических заболеваний или с возрастом (пожилые люди более склонны к эгоцентризму).

Как проявляется эгоцентризм?

Человек, которому свойственен эгоцентризм, постоянно вступает в спор и стремится давать другим людям советы. Он не слышит оппонентов, пропускает мимо ушей их реплики и комментарии. Такая личность поддерживает отношения, руководствуясь собственными интересами, не учитывая потребности и желания окружающих людей.

Основные качества характера, которые присущи эгоцентрику:

  • Неумение проигрывать, попытки доказать превосходство и правоту.
  • Непонимание мотивов других людей и их нежелание откровенничать с ним.
  • Зависимость от похвалы и попытки унизить других, чтобы возвыситься.
  • Склонность к публичной критике.
  • Жизнь в состоянии иллюзий и фантазий.
  • Необоснованное чувство превосходства над другими людьми.
  • Склонность игнорировать факты, которые идут вразрез с личными убеждениями.
  • Мнительность и сверхчувствительность.

Можно определить собственный эгоцентризм. Для этого необходимо честно обозначить следующие признаки:

  • Попытки переделать и перевоспитать других людей.
  • Постоянные споры до хрипоты.
  • Беспричинные и длительные обиды на близких и друзей.
  • Убежденность в том, что вас не ценят.
  • Раздача ненужных советов.
Мужчина показывает указательным пальцем: Unsplash/Dan Burton

Эгоцентризм разделяет людей, снижает качество жизни, усложняет ее. Он негативно влияет на общение и вероятность построения близких отношений. Чтобы жить в гармонии с людьми и окружающим миром, необходимо проработать себя и измениться к лучшему.

Как корректировать эгоцентризм и общаться с эгоцентриком

Эгоцентризм — следствие психологической травмы, низкой самооценки или вымышленного образа, с которым человек себя соотносит. Можно ли от него избавиться и как это сделать?

Сложности, которые возникают из-за эгоцентризма

Большинство людей считает эгоцентриков токсичными и стараются избежать близкого общения с ними. Эгоцентризм существенно ухудшает жизнь:

  • Негативно влияет на отношения. Человек не может понять, проявить сочувствие, уступить и уделить достаточно внимания близким людям, так как зациклен на себе. Это разрушает любые связи.
  • Провоцирует проблемы в построении карьеры. Даже уникальные профессиональные компетенции не позволят занять выгодную позицию в компании, если сотрудник не умеет выстраивать отношения с коллегами и руководством.
  • Невозможность развить лучшие качества. Эгоцентризм перекроет все плюсы характера и приобретенный опыт, на первый план выйдет мнительность, поиски одобрения и попытки выглядеть лучше в глазах общества.

Психолог Юлия Гиппенрейтер, автор книги «Введение в общую психологию: курс лекций», считает, что эгоцентризм ребенка заставляет его думать, что он центр микромира, но во взрослом возрасте такое представление кажется странным.

Малыш задумался: Unsplash/Ricky Turner

Есть ли в эгоцентризме плюсы? Скорее нет, чем да. Здоровый эгоизм помогает добиться успеха в жизни и не позволят другим людями манипулировать личностью. Эгоцентризм — это проявление культа личности.

Как бороться с эгоцентризмом?

Для этого нужно ставить себя на место других людей, пытаясь понять их чувства, признавать ошибки, исправлять их и не повторять в будущем. Для борьбы с собственным эгоцентризмом, необходимо:

  1. Наблюдать за лидерами мнений, обращая внимание на их манеры, мимику и языковые конструкции.
  2. Копировать лучшее в поведении людей.
  3. Научиться вовремя промолчать.
  4. Избавиться от сарказма или снизить его градус.
  5. Заниматься саморазвитием, читать книги, изучать психологию и природу отношений.
  6. Создать более благоприятный образ (одежда, аксессуары).
  7. Управлять мимикой.
  8. Научиться помогать, благодарить людей, говорить уместные комплименты.

Многие эгоцентрики понимают, что их манера поведения — это результат воспитания. Вместо того чтобы обижаться на родителей, нужно их и себя простить.

Как общаться с эгоцентриками?

При построении отношений с людьми необходимо к каждому искать ключик, учитывать специфику личности. Есть несколько действенных правил:

  • Четко очертите личные границы и не позволяйте эгоцентрику нарушать их.
  • Отстаивайте личное пространство и общайтесь на равных, не становитесь ведомым или зрителем.
  • Не пытайтесь исправить собеседника.
  • Не терпите агрессию и враждебность, ограничивайте общение, пока человек не осознает свои ошибки и не попытается их исправить.

Если правила не помогают, лучше дистанцироваться от человека, позволив ему жить своей жизнью. Тогда эгоцентрик осознает ошибки и поймет, что обидел и оттолкнул множество людей.

Мужчина кричит на женщину: Pexels

Эгоцентризм — это негативный шаблон поведения, не позволяющий людям жить полноценной жизнью, строить доверительные отношения. Проанализировав ситуации, поймете причину собственных ошибок или найдете подход к людям-эгоцентрикам, позволите им исправиться и стать лучше.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/self-realization/1992204-egotsentrizm-chto-eto-takoe-i-kak-ego-raspoznat-v-sebe-i-okruzhayuschih/

Помогите! Мои дошкольники кажутся такими эгоистичными!

Этот пост может содержать партнерские ссылки. См. Раскрытие для получения дополнительной информации.

Помогите!! Мои дошкольники такие эгоистичные. Они всегда хватают, хватают и, кажется, никогда не слушают, когда говорят другие люди. Это нормально?

Рассмотрим подробнее…

Этапы развития крайне необходимы при обучении детей дошкольного возраста. Эгоцентризм относится к неспособности ребенка увидеть ситуацию с точки зрения другого человека. Они просто не видят мир так, как взрослые. В их мире все время «все обо мне». Это не делает их эгоистичными – просто дети в дошкольном возрасте так смотрят на мир! это называется эгоцентризм.

Согласно Пиаже, эгоцентричный ребенок предполагает, что другие люди видят, слышат и чувствуют точно так же, как ребенок.

Примеры эгоцентризма

Прятки

Игра в прятки — отличный пример эгоцентризма. Ребенок дошкольного возраста будет «прятаться» от вас — но иногда не очень эффективно. Например, вы можете увидеть, как они сжались в углу с закрытыми глазами или под кроватью, высунув большую часть своего тела! Это потому, что у дошкольника ОНИ видят то, что они думают ВЫ видите. Так что, если они вас не видят… вы их точно не увидите!

СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Другой пример – отношение дошкольников к взрослым. Ребенок на эгоцентрической стадии развития может видеть учителя со своим сыном-подростком. Вместо того, чтобы установить связь, что этот человек является сыном учителя, они сделают вывод, что этот человек явно ее брат, потому что в их доме старший ребенок, который садится в автобус, является либо братом, либо сестрой.

ОБЗОРНАЯ ТОЧКА

Вы когда-нибудь слышали фразу «Вы делаете дверь лучше, чем окно?» Дошкольник этого не понимает. Когда они встают перед телевизором, закрывая всем остальным вид, они понятия не имеют, что вы не можете видеть то, что видят они. Для них вид беспрепятственный, поэтому в их уме вы тоже можете видеть прекрасно.

Ниже представлен короткий видеоролик, демонстрирующий эгоцентризм.

Эгоцентризм в классе

Согласно автору книги «Сознательная дисциплина» доктору Бекки Бэйли, в классе дошкольного образования в среднем один конфликт каждую минуту . Означает ли это, что в классе царит абсолютный хаос? Конечно, нет, но это означает, что каждые шестьдесят секунд в классе происходит какой-то конфликт.

Некоторые примеры эгоцентризма в классе

ПОКАЖИ И РАССКАЖИ

Покажи и расскажи – это пример эгоцентризма и конфликта, который он может вызвать в классе. Если Наджид стоит впереди, держа в руках игрушечного кота и рассказывая классу о своем опыте общения с ним, все остальные дети в классе, вероятно, не в состоянии понять то, что он говорит. Это потому, что они понимают только то, как ОНИ относятся к игрушке, и не могут понять опыт Наджида. Поэтому они будут кричать, возможно, что-то вроде «У моего брата есть эта игрушка». — Я видел это по телевизору. «У моего кота блохи».

РЫВАНИЕ

В этом возрасте также много хватания и вырывания игрушек. У учителя может возникнуть соблазн сказать: «Ты взял игрушку Энни, как ты думаешь, что она при этом чувствует?» Дошкольник понятия не имеет, что чувствует другой ребенок. Они знают, что хотели игрушку, взяли игрушку и теперь им хорошо. Так что дошкольник может ответить на этот вопрос «хорошо» или «счастливо». Они не злые, они просто не способны понять другую точку зрения.

РАЗГОВОРЫ

Еще одним примером является то, как дети разговаривают друг с другом в классе. Учителя хорошо знакомы с параллельной игрой. Также происходит параллельный разговор. Может показаться, что двое детей разговаривают, но на самом деле ни один ребенок полностью не слушает другого. Это может быть особенно неприятно, когда взрослый и ребенок дошкольного возраста разговаривают, потому что взрослый или старший ребенок может чувствовать, что младший ребенок не обращает внимания.

Как помочь детям «видеть» по-другому

Вот несколько важных советов по управлению поведением детей на этом этапе развития.

  1. НЕ спрашивайте: «Как вы думаете, что они чувствуют?» Вместо этого DO дают конкретные знаки эмпатии. «Я вижу, что Джонни плачет. Он выглядит грустным».
  2. НЕ предполагать, что ребенок понимает чужую точку зрения. Вместо этого DO помогают им устанавливать связи. «Джонни был счастлив, когда у него была игрушка, потом ты ее забрал, а теперь он выглядит грустным».
  3. НЕ настаивать на групповом показе и рассказывании. Вместо DO партнерская акция, где каждый ребенок показывает свою игрушку с другом.
  4. НЕ думайте, что ребенок эгоистичен или ему не хватает сочувствия. DO поощряйте говорить о чувствах и помогайте детям выражать свои чувства словами.
  5. НЕ НЕ сдавайтесь – к тому времени, когда им исполнится 5-7 лет, они, скорее всего, выйдут из этой стадии. DO Воспользуйтесь этой возможностью, чтобы выиграть в прятки!

Помните, что в дошкольном учреждении нужно научиться ладить с другими! Конфликты будут происходить, но очень важно всегда помнить самое главное .

Получайте удовольствие, играя и учась со своими детьми.

Вы учитель?

БЕСПЛАТНЫЙ каталог учебных программ!

В этом замечательном каталоге представлена ​​информация по каждому из тематических блоков.

После подписки вы будете перенаправлены в БЕСПЛАТНЫЙ каталог. Мы уважаем вашу конфиденциальность. Отписаться в любое время.

Рубрики: Поведение, Круговое время

Вам также могут понравиться эти сообщения

Советы по улучшению поведения

10 стихов-клипов

ЭГОЦЕНТРИЧЕСКИЙ | английское значение — Cambridge Dictionary

Скорее, эгоцентрические системы отсчета (или проксимальное кодирование) обычно используются в визуально управляемых действиях.

Из Кембриджского корпуса английского языка