Детский эгоцентризм и детская благодарность
Современный родитель старается дать ребёнку как можно больше. Театры, музеи, зарубежные поездки, разнообразные кружки, изобилие игрушек, дорогая одежда, гаджеты… Всё это окружает обычного ребёнка. Однако нередко от родителей можно слышать, что всего этого ребёнок не ценит. И обида родителей порой связана не только с тем, что ребёнок теряет или ломает вещи, а с тем, что ребёнок воспринимает всё, что у него есть, как должное, порой обесценивания родительскую заботу. Родители же, которые в детстве не имели тех возможностей, которые они обеспечивают сейчас своим детям, сильно расстраиваются. Им кажется, что если бы у них было то, что есть сейчас у их детей, они были просто счастливы.
И должны ли ценить? Может быть, мы, современные родители, совершаем какие-то ошибки в воспитании? Разобраться в этом вопросе нам может помочь знание возрастной психологии.
Для маленького ребёнка характерен эгоцентризм.
В одном эксперименте у ребёнка спрашивали, сколько у него братьев и сестёр. Дети отвечали верно. Но когда у этого же ребёнка спрашивали, сколько братьев и сестёр у его брата (сестры), то в этом случае он называл на одного меньше. То есть, себя ребёнок не считал. Это связано с тем, что ребёнок не мог воспринимать себя как «приложение» (как брата или сестру кого-то), он мог считать себя только основной, центральной фигурой.
Эгоцентризм мышления способствует тому, что ребёнок считает всё, что для него делают родители совершенно обыденным и нормальным. С раннего возраста родители заботятся о ребёнке, и он принимает эту заботу как данность. Не стоит ожидать от ребёнка какой-то особой благодарности за то, что вы делаете — вы делаете это не ради благодарности, а ради любви к собственному ребёнку. Во-вторых, мышление ребёнка таково, что он просто-напросто ещё не может преодолеть собственный эгоцентризм, посмотреть на ситуацию с вашей точки зрения.
Именно поэтому ребёнок, к сожалению, не видит, что вы устали (хотя, казалось бы, это очевидно) и хотите отдохнуть. Его желание именно сейчас читать книгу или идти кататься на каруселях оказывается для него важнее. Именно поэтому ребёнок просит новую игрушку, хотя вы несколько раз сказали, что сейчас у вас нет возможности. Именно поэтому он поёт, хотя у вас болит голова, и вы просили не шуметь. Всё это ребёнок делает не потому, что он избалован — таким образом проявляется эгоцентризм ребёнка.
Когда преодолевается эгоцентризм. Неужели пяти-шестилетний ребёнок всё ещё считает себя центром мира? Оказывает, эгоцентризм начинает преодолеваться в дошкольном возрасте, но при этом, как показывают исследования, эгоцентризм присущ детям даже в возрасте 8–10, даже 12 лет. К подростковому возрасту ребёнок постепенно начинает осознавать, что чувствуют и думают родители, учатся прислушиваться не только к собственным желаниям, но и учитывать интересы других.
В детском возрасте (примерно до 8–10 лет) любовь к родителям у ребёнка обычно пассивная (родители для него только источник благополучия). И только вступив в подростковый возраст, ребёнок преодолевает собственный эгоцентризм, и тогда появляется активная (деятельная) любовь к матери и отцу. Именно тогда подросток начинает понимать, что у родителей есть собственные чувства, интересы и желания, что родители существуют не только для того, чтобы удовлетворять его потребности и желания.
Подросток начинает осознавать, что родители заботятся не только о себе, а нередко отказывают себе в чем-то ради него. И тогда может появиться искренняя благодарность к родителям.Добавить в избранное Распечатать
Детский эгоцентризм исчезает с развитием мозга
Умение ставить чужие эмоции выше своих собственных зависит от определённого участка коры мозга, активность которого увеличивается с возрастом.
Когда ребёнок выигрывает в какую-нибудь игру, его не слишком заботят чувства проигравшего партнёра, даже если партнёр – его друг. Выигравший будет радоваться и ликовать, не слишком обращая внимание на настроение товарища. И ведёт он себя так не из какой-то особенной зловредности, а из присущего всем детям эгоцентризма, когда весь мир вокруг оценивается только с моей точки зрения, когда кажется, что все вокруг должны разделять только мои мысли и чувства.
Чем меньше ребёнок, тем труднее ему понять чувства другого человека. (Фото Slingshot / Corbis.)Открыть в полном размере
‹
›
Эгоцентризм не есть какая-то постоянная величина, он может меняться, развиваться, сходить на нет – дети ведь, в конце концов, со временем начинают понимать, что чувствуют другие, и согласовывать своё поведение с чужим эмоциональным состоянием. Но что за процессы происходят в эмоциональной и когнитивной сфере у эгоцентриков, и зависит ли эгоцентризм от особенностей строения мозга, психологи до сих пор представляют себе не очень хорошо.
Чтобы больше узнать о детском эгоцентризме, исследователи из Общества Макса Планка попросили детей и взрослых сыграть в игру, в которой выигравший получал некую денежную сумму. Известно, что и дети, и взрослые с одинаковым эмоциональным подъёмом реагируют на такой выигрыш, и одинаково огорчаются, если денег им всё-таки не досталось. Сама же игра предполагала соревнование между двумя участниками, причём видеть друг друга они не могли. Компьютер оповещал каждого игрока о том, выиграл или проиграл его противник, а сам игрок должен был сказать, какие чувства испытывает другой человек, радуется он или грустит. Исследователей особенно интересовало, насколько такая оценка зависит от эмоционального состояния самого оценивающего. То есть, например, если вы выиграли особенно крупную сумму – насколько серьёзным вам покажется огорчение проигравшего партнёра? А может, вы вообще посчитаете, что ваш противник радуется вместе с вами, несмотря на свой проигрыш?
Разница между взрослыми и детьми оказалась разительной: 6-13-летние дети распространяли свои эмоции на других – партнёр по игре, по их мнению, обязательно испытывал те же чувства, то есть радовался чужому выигрышу и грустил по поводу чужого проигрыша. Однако способность абстрагироваться от собственных эмоций и вникать в чужие чувства усиливалась с возрастом, и чем старше был ребёнок, тем лучше ему это удавалось.
Но одними лишь психологическими наблюдениями исследователи не ограничились, они также проанализировали с помощью фМРТ, какие области мозга участвуют в преодолении собственных эмоций.
Ключевой зоной тут оказалась правая надкраевая извилина в области височно-теменного стыка коры. Надкраевая извилина соединена со множеством других зон, в частности, с передней частью островковой коры, которая включается, когда мы пытаемся понять чувства другого человека. Очевидно, именно надкраевая извилина помогает нам забыть о собственных эмоциях в пользу чужих переживаний. С возрастом, как пишут исследователи в Social Cognitive And Affective Neuroscience, эта область становится более активной, что, по-видимому, и помогает справиться с детским эгоцентризмом.Это ещё один пример того, как психические феномены, которые, казалось бы, слишком сложны, чтобы поймать их на структурно-анатомическом уровне, всё же оказываются «прописаны» в какой-то конкретной зоне мозга. Конечно, эта «прописка» довольно размыта, и вряд ли та же надкраевая извилина смогла бы работать без активного обмена информацией со множеством других участков коры. Но не исключено, что в будущем корректировку личности (например, устранение подзадержавшегося с детских лет эгоцентризма) можно будет осуществлять простой стимуляцией той или иной области мозга.
Предупреждающие признаки эгоцентризма в раннем детстве
Эгоцентризм в раннем детстве — это вполне нормальное явление. У малышей другое восприятие окружающего мира. Они считают, что все должно идти так, как они считают правильным. Она может чувствовать, что сны оживают ночью, или ее воображаемый друг реален. Исследование предполагает, что эгоцентризм является одной из основных характеристик мыслительного процесса ребенка примерно до 6 или 7 лет. Эксперты связывают эгоцентризм с ранними стадиями когнитивного развития, который может отсутствовать в более поздние периоды. И, как и другие этапы детства, этот этап также важен для родителей. Читайте дальше, чтобы узнать больше.
1. Начало
В течение первых нескольких месяцев после рождения ваш малыш будет центром своей вселенной. Все вокруг нее также будут подпитывать ее желания. После пересечения шестинедельного рубежа ваш малыш будет жаждать социального взаимодействия. Она будет кричать: «Держи меня, накорми меня, отрыгни меня!» – это лишь некоторые примеры эгоцентризма у малышей. Когда она получает положительные эмоции от определенных людей, она формирует связи.
2. Последующие действия
Когда ваш малыш начинает ходить, он начинает исследовать пространство вокруг себя. Все, от лакомых кусочков в доме до даже электрических розеток, будет затронуто или рассмотрено. Вашему малышу будет любопытно, что его окружает, и он будет связан с «большими людьми», которые заботятся о нем. Однако она проявит бунт, когда те же люди, которые заботятся о ней, начнут ограничивать ее поведение. Она определенно не хотела бы, чтобы другие люди стесняли ее стиль! Эта стадия развития обычно наблюдается у детей в возрасте около 18 месяцев.
3. Установление границ
Эгоцентризм у малышей необходимо пресекать в зародыше, пусть и поэтапно. Установление границ абсолютно необходимо. Она взбунтуется, если кто-то пойдет против ее представлений о мире. Как бы громко она ни протестовала, установление ограничений обеспечит ее безопасность. Когда ваш малыш говорит «нет», это заслуживает твердого ответа с вашей стороны. Истерика никогда не должна оставаться незамеченной, чтобы обуздать эгоцентризм.
4. Их мнение
Малыши всегда склонны сосредотачиваться на своих желаниях и потребностях. Их эгоцентрические взгляды означают, что их восприятие затуманено самыми очевидными вещами. Для большинства малышей, в том числе и для вашего малыша, увидеть — значит поверить. Ваш малыш может подумать, что раз он может видеть подарки, то должен иметь возможность их получить. С детским эгоцентризмом нужно бороться эффективно.
5. Формирование связей
Эгоцентрические взгляды вашего малыша подвергаются сомнению, когда его знакомят с детьми его возраста. Когда вашему малышу приходится играть со своими друзьями, он вынужден принимать мнения других малышей. Благодаря этому упражнению ваш малыш будет подталкиваться к пониманию того, что у других малышей тоже есть восприятие реальности, которое может отличаться от его собственного. Когда ваш ребенок проявляет признаки эгоцентричной личности, самое время познакомить его с игровой группой.
Чтобы понять эгоцентризм у детей, рекомендуется внимательно прочитать четыре стадии когнитивного развития Пиаже. Однако следование своим инстинктам может помочь вам сделать более разумный выбор.
Поделитесь своими наблюдениями и опытом, если ваш ребенок проявлял эгоцентризм в раннем детстве.
Концепция эгоцентризма Пиаже | Ocean City, NJ Patch
Перейти к основному содержанию- Galloway, NJ
- Barnegat-Manahawkin, NJ
- Глостер Тауншип, Нью-Джерси
- Лейси, Нью-Джерси
- Черри-Хилл, Нью-Джерси
- Беркли, Нью-Джерси
- Хэддонфилд-Хэддон Township, NJ
- West Deptford, NJ
- Collingswood, NJ
- Манчестер, Нью-Джерси
- Нью-Джерси
- Лучшие национальные новости
- Просмотреть все сообщества
член сообщества. Мнения, высказанные здесь, принадлежат автору.
Здоровье и фитнес
Русский Класс , Сосед
Мы всем знакомы эгоизм, эгоцентризм, эгоцентризм и эгоцентризм. Эгоцентризм — это то, с чем мы сталкиваемся ежедневно в общении с другими людьми.
Она смотрит в зеркало,
Она видит ошибки природы,
Узнайте, что происходит в Оушен-Сити, с бесплатными обновлениями в реальном времени от Патча.
За ее окнами люди умирают и страдают,
Но все ее родимые пятна находятся не в тех местах,
Узнайте, что происходит в Оушен-Сити, с бесплатными обновлениями в режиме реального времени от Патча.
Веснушки, портящие впечатление,
В ее мире нет ни смерти, ни болезни,
Только несовершенство в зеркале,
Она не хочет завтра идти в школу,
Причина в том, что все увидят такой же.
Эгоцентризм.
Мара Кеннет
Автор стихотворения описывает эгоцентризм, наблюдая за подростком. Показаны некоторые недостатки личности, которые свойственны всем эгоистичным людям. Итак, есть разница между эгоизмом, эгоцентричной личностью и эгоцентризмом. Однако перечисленные выше понятия имеют много общего. Во-первых, мы должны отличать эгоцентризм в детстве от эгоцентризма в подростковом возрасте.
Эгоцентризм, по мнению Жана Пиаже, является неотъемлемой частью жизни ребенка. Во-первых, у каждого ребенка эгоцентрическая речь, потому что каждый ребенок разговаривает сам с собой, не считаясь с интересами своих сверстников. Понятие детского эгоцентризма, по Пиаже, является центральным в раскрытии внутренней речи и всего внутреннего мира ребенка. Пиаже подчеркивал, что эгоцентрическая речь является предстадией, ведущей к фактической социализированной речи, которую используют взрослые. Детям трудно управлять собственным мыслительным процессом; они не могут оперировать символическими и абстрактными операциями так, как это делают взрослые. Эгоцентрическая речь напоминает монолог, обращенный ни к кому. Каждый в детстве использует эту речь для сопровождения своих действий. Это делает его вспомогательным механизмом для повседневной деятельности ребенка. Согласно научным исследованиям Пиаже, объем эгоцентрической речи в дошкольном возрасте чрезвычайно велик. Он подчеркнул, что примерно половина речевых паттернов 6-7-летних детей носит эгоцентрический характер. Таким образом, в детском возрасте преобладает эгоцентризм и его поведенческие особенности.
Излишне говорить, что взрослые тоже могут быть эгоцентричными. Эгоцентризм во взрослом возрасте является чертой личности и частью структуры характера. Социальная среда, окружающая эгоцентричного человека, мало его интересует. Единственными заботами этих взрослых являются их внутренние и внешние чувства, желания и действия. Понятно, что на первом месте для людей могут быть они сами. Эгоцентризм считается нормальным, когда он не граничит с патологией. Патологический эгоцентризм содержит черты эгомании и может служить негативным фактором в социальных взаимодействиях человека. Крайне выраженный эгоизм и себялюбие могут быть симптомами психического заболевания.
Из собственных детских воспоминаний я могу сделать вывод, что я превысил предел своего эгоизма в терминах концепции Пиаже. Я помню очередь в магазине и себя, плачущую и умоляющую маму купить мне «вот эту вкусную розовую жевательную резинку». Я также помню, как мама терпеливо объясняла мне, что целью нашего визита была не жевательная резинка, а другие продукты, необходимые для нашего существования. У нас не было достаточно денег на еду, что было выше моего детского и эгоистичного понимания. В конце концов моя мама сдалась и купила мне жевательную резинку, которую я тут же бросил обратно на стол обслуживания клиентов, крича: «Я хочу еще одну! Этот худой, а я хочу толстый!» Говоря это, я имел в виду, что хочу всю коробку, а не одну часть. Я думаю об этом происшествии с явным чувством стыда в настоящее время. Когда произошла эта ситуация, я вообще не чувствовал никаких угрызений совести. Я считаю это детским эгоцентризмом и, может быть, недостатком воспитания.
Ученые доказали, что чрезмерный эгоцентризм вреден для межличностных отношений во взрослом возрасте. Как было сказано выше, детский эгоцентризм является научно доказанным явлением, которое считается нормальным и необходимым для процесса развития. Говоря взрослым языком, эгоцентризм — это позиция, в которую человек сознательно себя ставит. Характеризуется концентрацией на своих чувствах, переживаниях и интересах, а также неспособностью получать и учитывать информацию, противоречащую этим переживаниям. Это особенно верно, когда противоречивая информация исходит от кого-то еще.
В психологии эгоцентризм описывается с точки зрения различных аспектов психической деятельности. Это следующие: познавательный эгоцентризм, характеризующий преимущественно процессы восприятия и мышления, нравственный эгоцентризм, значение которого заключается в неспособности понять нравственные основы поведения других людей, например, коммуникативный эгоцентризм. Вообще говоря, эгоцентризм связан с познавательными процессами.
Мнения, выраженные в этом посте, принадлежат автору. Хотите опубликовать патч?
Правила ответа:
Преступность и безопасность|
Политика и правительство|
Недвижимость|