Что такое Эффект Барнума и Почему мы так любим хорошие предсказания
Астрология, тесты на типы личности не теряют популярность, несмотря на то, что человек знает об их бездоказательности. И все это из-за когнитивных искажений, от которых может защитить только непрерывное развитие критического мышления. Объясняем, что такое эффект Барнума и как он работает.
Как появился эффект Барнума
Эффект назван в честь американского шоумена Финеаса Барнума, который прославился психологическими манипуляциями и создал цирк своего имени. Он умело управлял слухами, играл на человеческом любопытстве и благодаря этому заработал состояние. Как только интерес к Барнуму начинал спадать, он придумывал новую уловку — среди таких была свадьба карликов, на которой Страттон женился на лилипутке Лавинии Уоррен.
Американский психолог Бертрам Форер исследовал технику, применяемую Барнумом. В 1948 году Форер провел эксперимент: каждому из своих студентов психолог сделал персональную характеристику, основываясь на анализе личности, а затем попросил оценить точность описания по пятибалльной шкале. Он использовал такие фразы, как:
Вы склонны критиковать себя.
Безопасность — одна из ваших главных целей в жизни.
Порой у вас возникают серьезные сомнения относительно того, правильно ли вы приняли решение.
Общие результаты показали, что средний рейтинг точности составил 4,3 из 5. Так, большая часть участников эксперимента восприняли отзывы Форера как точное описание их уникальной личности. На самом деле Форер дал всем абсолютно идентичный текст, который он позаимствовал из гороскопа.
Для того, чтобы заставить аудиторию поверить в предлагаемые им характеристики, нужно убедить, что этот материал подготовлен специально для этого человека, руководит им авторитетный специалист, а полученное описание дает некоторую положительную оценку личности и предсказывает желаемое будущее. Итак, эффект Барнума (второе название — эффект Форера) объясняет популярность гороскопов, хиромантии, гомеопатии и других псевдонаук. Допустим, есть два описания личности:
Вы плохой слушатель и не воспринимаете всерьез других людей, когда они предлагают свою идею.
Вы независимый креативный мыслитель, который любит мыслить нестандартно и не желает прислушиваться к чужим мнениям.
Второй вариант звучит куда приятнее. И объясняется это тем, что люди склонны безоговорочно верить в информацию, которая касается непосредственно их. Показывая себя с лучшей стороны, мы стремимся удачно интегрироваться в общество и стать частью социальной группы.
Еще одним объяснениям данного эффекта является такое свойство, как предпочтение относительности. Мы верим в информацию, подтверждающую наши убеждения и соответствующую ожиданиям. Противоречащие факты мы склонны игнорировать.
Также объясняет это психологическое явление принцип Поллианны (также известный как «предвзятость к позитиву»). Это предубеждение — склонность людей запоминать приятные события точнее, чем негативные. Так мы избегаем неприятных нам переживаний. Аналогично этому принципу мы предпочитаем положительные описания. Вот почему Форер также считал, что эти два предубеждения, вероятно, объясняют присутствие друг друга в процессе принятия нами решений.
Как не поддаться эффекту Барнума
Обращайте внимание на источник информации
Кто является этим человеком, который вас консультирует или предсказывает что-либо? Почему ему можно или нельзя доверять? Что в его поведении вызывает у вас беспокойство? Также обратите внимание на тон спикера — чрезмерная уверенность должна настораживать.
Замечайте обобщенные фразы
С помощью абстрактных суждений, обобщенных фраз можно создать картину жизни человека, которая частично соотносится с реальностью. Например, в гороскопах предсказывают «хорошие события в ближайшем месяце», «интересные встречи», «новые задачи». Скорее всего, это регулярно происходит с вами.
Примените описание к другому человеку
Описания астрологов универсальны и их можно применить к большинству людей.
Любовь Карась
Теги
#психология
#эрудиция
Эффект Барнума. Что такое «Эффект Барнума»? Понятие и определение термина «Эффект Барнума» – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Эффект Барнума (эффект Форера) — тенденция людей безоговорочно верить в информацию, которая касается непосредственно их и иллюстрирует их с лучшей стороны. Эффект получил название благодаря американскому шоумену Финеасу Барнуму, который был известен тем, что создавал представления, используя многочисленные психологические манипуляции.
Второе название — эффект Форера — происходит от фамилии психолога Бертрама Форера, который исследовал технику, применяемую Барнумом. В 1948 году Форер провел эксперимент: каждому из своих студентов психолог сделал персональную характеристику, основываясь на анализе личности, а затем попросил оценить точность описания по пятибалльной шкале. Средняя оценка, которую дали студенты, была 4.26. Однако суть эксперимента заключалась в том, что на самом деле Форер дал всем абсолютно идентичный текст, который он позаимствовал из гороскопа.
Этот эксперимент многократно повторяли и другие исследователи в многочисленных вариациях, однако результаты были неизменными: испытуемые склонны верить в информацию, которую ему предоставляют. Важно лишь соблюдение трех условий. Во-первых, человек должен быть убежден, что этот материал был подготовлен специально для него.
Во-вторых, испытуемому необходимо чувствовать, что руководит процессом авторитетная для него личность: в экспериментах Форера, например, он был безусловным авторитетом для своих студентов. И, в-третьих, полученное описание должно давать преимущественно положительные оценки. Таким образом,
< Этология
Эффект Розенталя >
Популярные термины
Новости СМИ2
новое на сайте- 4 морфотипа старения: как подобрать процедуры для продления молодости
- Рожать для себя — это эгоизм?
- «Не рассказываю парню, что не хочу иметь детей, так как боюсь его потерять»
- «Мама считает, что я не справлюсь с выбранной профессией, и пытается научить меня фэншуй»
- Как стать всеобщим любимчиком: ученые обнаружили проверенный способ
- «Учительница помогла пережить трудные времена, но потом дистанцировалась. Как справиться с болью?»
- Мужское мнение: зачем нужны старомодные ухаживания
- Вечерний уход за кожей лица для тех, кто старше 40: советы эксперта
- «Ненавижу людей, когда они чем-то пахнут или шумят. А от их лиц вообще тошнит»
- «Мне 49, матери 73 — и она до сих пор командует мной, унижает и учит жизни. Как вести себя с ней?»
- «С мужчинами мне комфортно только в постели»
- «Я перестала быть „удобной“ — и муж постарался, чтобы я от него ушла. Стоит ли возвращаться?»
Psychologies ВКонтакте
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерЛЕТО 2023 №74
Подробнееспецпроекты
Эффект Барнума — Лаборатория принятия решений
Эффект Барнума , также обычно называемый эффектом Форера, описывает ситуацию, когда люди верят, что общая информация, которая может применяться ко всем, применима конкретно к ним самим. 1
Где происходит это смещение
Debias Ваша организация
Большинство из нас работают и живут в среде, не оптимизированной для принятия надежных решений. Мы работаем с организациями всех видов, чтобы выявлять источники когнитивных искажений и разрабатывать индивидуальные решения.
Узнайте о нашей работеПримеры эффекта Барнума можно увидеть повсюду. Читали ли вы свой ежедневный гороскоп в газете и замечали, насколько удивительно точным было предсказание? Несмотря на то, что хорошо известно, что гороскопы специально пишутся расплывчато, чтобы привлечь внимание большой группы людей, многие люди по-прежнему поражены точностью описаний и тем, как они применимы к их собственной жизни. Эффект Барнума обманывает обычного читателя, заставляя его поверить в то, что конкретный гороскоп предназначен только для него, помогая человеку наладить связи между общими текстами и их собственной повседневной жизнью.
Точно так же такие профессии, как гадалки на картах Таро, маги и экстрасенсы, известны тем, что используют эффект Барнума в своей практике. Этот эффект также присутствует в менее очевидных профессиях и отраслях: цифровые компании, такие как Netflix, Spotify и Facebook, используют когнитивный эффект, чтобы улучшить свои продукты и сделать их более персонализированными. Персонализированные функции в цифровых продуктах, такие как лично подобранные списки фильмов и специализированные музыкальные списки воспроизведения для каждого пользователя, создают у клиентов, использующих Netflix и Spotify, иллюзию индивидуального продукта. На самом деле эти технологические компании эффективно используют эффект Барнума, чтобы создать у пользователей программного обеспечения иллюзию персонализированного продукта.
Debias Ваша организация
Большинство из нас работают и живут в среде, не оптимизированной для принятия надежных решений. Мы работаем с организациями всех видов, чтобы выявлять источники когнитивных искажений и разрабатывать индивидуальные решения.
Узнайте о нашей работеИндивидуальные эффекты
Наша неспособность различать общие и персонализированные отзывы, продукты или контент может привести к принятию неверных решений, если мы не будем знать об эффекте Барнума. Это предубеждение использует нашу доверчивость и благонамеренную природу, что может оказать влияние, если оно связано с принятием реальных решений, которые могут сильно повлиять на наше будущее. Люди, которые принимают решения под влиянием этого эффекта, не могут логически анализировать свои решения и их возможные результаты, чтобы сделать правильный выбор.
Системные эффекты
Эффект Барнума может систематически влиять на то, как крупные компании взаимодействуют со своими клиентами и выстраивают отношения с ними. Обычно наблюдаемые в маркетинговых кампаниях и кампаниях по привлечению клиентов элементы эффекта Барнума создают у клиентов впечатление о настройке продукта. При правильном применении эффект Барнума может повысить заинтересованность клиентов и повысить их лояльность. Компании заставляют клиентов чувствовать, что они лично взаимодействуют с брендом. По мере того, как компании разрабатывают более изощренные тактики, нацеленные на своих клиентов, мы можем ожидать больше примеров использования эффекта Барнума в наших товарах и услугах.
Почему это происходит
Эффект Барнума — это распространенное когнитивное искажение, возникающее в результате нашей естественной склонности придавать личное значение общим утверждениям. 2 Эффект Барнума связан с когнитивной предвзятостью, известной как субъективная проверка, также называемая эффектом проверки. Субъективная проверка происходит, когда человек считает информацию правильной, если она имеет личное значение, что мы подсознательно делаем, определяя связь между двумя не связанными событиями. 3 Подобно субъективному подтверждению, эффект Барнума возникает, когда люди берут расплывчатое утверждение и находят значение, характерное для них самих, путем соединения двух отдельных сущностей.
Кроме того, эффект Барнума, по-видимому, работает исключительно хорошо в отношении позитивных утверждений, а это означает, что более критические замечания обычно вызывают больший скептицизм со стороны отдельных лиц. 4
Люди любят, когда им делают комплименты, и с большей вероятностью примут положительные комментарии о себе и поверят в их точность, даже если они будут общими и расплывчатыми. Принцип Поллианны детализирует это явление, которое также обычно называют склонностью к позитивности. Принцип Поллианны возникает, когда человек предполагает большую точность описательных утверждений, когда они положительны. 5 Подсознательно люди склонны принимать похвалу и легко отвергать критику.
Почему это важно
Зная об этом эффекте, обычный человек может быть внимателен к сценариям, в которых на него можно легко повлиять. Те, кто скептически относится к общим гороскопам и опасается советов экстрасенсов, как правило, не позволяют им влиять на свою жизнь.
Как этого избежать
Как и во многих других ситуациях, осознанность и скептицизм имеют решающее значение для того, чтобы избежать определенных когнитивных уловок. Хотя человеку может нравиться проверять свой гороскоп, знание эффекта Барнума может уберечь его от доверчивости и помочь ему в принятии обоснованных решений в будущем.
Хотя простое знание когнитивных эффектов, таких как эффект Барнума, не гарантирует, что человек не будет причастен к его иллюзии, осведомленность действительно обеспечивает отправную точку, чтобы гарантировать, что как отдельные лица, так и организации избегают злонамеренного использования утверждений Барнума или подвержены их влиянию. предвзятостью подсознательно.
Как все начиналось
Эффект Барнума получил свое название в честь знаменитого артиста XIX века П.Т. Барнум, чья история жизни вдохновила на создание фильма «Величайший шоумен» и который сказал, что
«Каждую минуту рождается лох». Утверждение относится к доверчивому характеру людей и их желанию верить тому, что им говорят о себе, явно ссылаясь на цирковую индустрию P.T. Барнум работал в г. 6
Название «эффект Барнума» впервые было дано в 1956 году американским клиническим психологом Полом Милем. Этот термин был принят после того, как психолог выразил свое разочарование по поводу других психологов, которые делали общие заявления о своих пациентах. 7 Пол Мил расценил это как небрежность, особенно в своей практике и по отношению к своим пациентам.
Официально эффект Барнума был впервые исследован профессором Бертрамом Р. Форером, отсюда и взаимозаменяемое название смещения, которое также обычно называют эффектом Форера. Доктор Бертрам Р. Форер был американским психологом, наиболее известным своей работой над эффектом Форера. В 1948 году он провел так называемый эксперимент с первоначальным искажением когнитивного эффекта. Его эксперимент проверял его учеников, проводя индивидуальные личностные опросы своего класса и обобщая обратную связь. Он сообщил своим ученикам, что каждый личностный опрос будет сначала проанализирован, а затем возвращен с личным отзывом о результатах каждого ученика. Вместо этого профессор давал студентам одну и ту же общую, неконкретную обратную связь, независимо от результатов их личностных тестов.
Обратная связь включала общие фразы, такие как «вы очень нуждаетесь в том, чтобы люди любили вас и восхищались вами» или «вы склонны критиковать себя». Получив первоначальную обратную связь, учащиеся оценили качество обратной связи, присвоив ей оценку от пяти (невероятно точная) до нуля (совсем не точная). Эксперимент удался, поскольку средний рейтинг учащихся составил 4,26, что дало эксперименту впечатляющую оценку точности, хотя предоставленная обратная связь была общей и одинаковой для всех учащихся. 7
Пример 1. Гороскопы
Один из старейших и наиболее распространенных примеров эффекта Барнума может датироваться почти 2000 лет назад, когда гороскопы впервые возникли и использовались для предсказания событий. 8 Также, как фокусники и хироманты, представители этих профессий сумели убедить многих людей в своих предсказательных способностях.
Использование эффекта Барнума для описания общих и общих черт личности способами, которые кажутся уникальными и особенными для отдельного человека, гороскопы привлекают людей во всем мире и завоевали невероятную популярность. Гороскопы дают показания и предсказания для двенадцати различных типов профилей, описываемых как солнечные знаки, разделенных на равные сектора солнечного пути. Профили гороскопов известны во всем мире и включают Овна, Тельца, Близнецов, Рака, Льва, Деву, Весы, Скорпиона, Стрельца, Козерога, Водолея, Рыб. В зависимости от времени и места рождения человека любой человек в мире может попасть в один из этих гороскопов. Гороскопы различаются по содержанию, но обычно содержат общие описания личностных качеств группы, а также дают прогнозы на будущее в отношении карьеры, личной жизни, семьи и личного развития. 9
Сьюзан Миллер, известный астролог и составитель гороскопов, составляет длинные ежемесячные гороскопы для каждого типа гороскопов. Хотя исторически Сьюзен Миллер ошибочно предсказывала многие известные мировые события, она является одним из самых известных в мире авторов гороскопов. Ее сайты являются самыми посещаемыми сайтами гороскопов в мире. Ее успех обусловлен ее способностью писать длинные и, как правило, воодушевляющие расплывчатые отрывки для читателей. Используя эффект Барнума, Сьюзен дает читателям ощущение связи со своими текстами; сотни тысяч людей верят, что ее предсказания касаются именно их самих. 10
Пример 2. Страница «Для вас»
Персонализированные цифровые продукты представляют собой современный пример того, как эффект Барнума может привлекать клиентов и предоставлять им лучшее впечатление от продукта. Эффект Барнума может присутствовать в цифровых продуктах, которые мы потребляем и используем в повседневной жизни. Пользователи обычно отдают предпочтение цифровым провайдерам, таким как Netflix и Spotify, из-за готовых персонализированных функций, таких как рекомендуемые видео и настраиваемые списки воспроизведения музыки, которые отбирают контент «только для нас».
Несмотря на то, что кажущиеся индивидуальными продукты дают пользователям ощущение, что приложения предназначены для каждого человека, в действительности различные цифровые компании предлагают нечеткие персонализированные услуги каждому из своих клиентов. Да, машинное обучение помогает в разработке этих общих рекомендаций, но оно также сочетается с эффектом Барнума для успешного создания индивидуальных продуктов.
В настоящее время технологии еще не в состоянии предоставить обычным пользователям то количество настраиваемого контента, которое, как мы предполагаем, требуется от наших продуктов. Таким образом, эффект Барнума обеспечивает ощущение персонализации без полной отдачи от этих технологических компаний. Восприятие того, что эти услуги индивидуализированы, в свою очередь, заставляет клиента чувствовать себя ценным и более склонным к дальнейшему использованию и потоку от этих компаний. 11
Резюме
Что это такое
Эффект Барнума — это когнитивное искажение, возникающее, когда люди верят, что общие личностные описания и утверждения применимы к ним самим. На самом деле описание является общим и достаточно расплывчатым, чтобы его можно было применить почти ко всем.
Почему это происходит
Эффект Барнума возникает из-за естественной склонности нашего мозга придавать личное значение общим утверждениям. Кроме того, средний человек более естественно воспринимает положительные комментарии как относящиеся к себе, поскольку люди с меньшей вероятностью поверят общим критическим утверждениям.
Пример №1. Гороскопы
Гороскопы служат классическим примером силы эффекта Барнума. Гороскопы предоставляют 12 различных профилей, основанных на местоположении и времени рождения, классифицируя их личностные черты и предоставляя будущие описания вещей, касающихся карьеры, личной жизни, семьи и личного развития. Эффект Барнума помогает читателям установить связь между расплывчатыми текстами и их собственной жизнью.
Пример №2. Как Netflix и Spotify притворяются, что знают нас
Персонализированные цифровые продукты представляют собой современный пример того, как эффект Барнума используется для привлечения заинтересованных сторон и создания более качественных продуктов и услуг для клиентов. Списки фильмов «Just for You» от Netflix и еженедельные персонализированные музыкальные плейлисты Spotify дают пользователям программного обеспечения возможность настройки и персонализации.
Как этого избежать
Осведомленность и скептицизм жизненно важны для распознавания эффекта Барнума в повседневной жизни. Хотя простое осознание когнитивных эффектов, таких как эффект Барнума, не гарантирует, что человек не будет причастен к его иллюзии, осознание дает отправную точку, чтобы гарантировать, что как отдельные лица, так и организации избегают злонамеренного использования утверждений Барнума или подвержены предубеждению. подсознательно.
Связанная статья TDL
У нас есть что-то для всех: как деловой мир может использовать психологию, стоящую за гороскопами
В этой статье исследуется история гороскопов и наше увлечение верой в их предсказания. Автор отмечает, как гороскопы в значительной степени зависят от эффекта Барнума, предоставляя расплывчатые дескрипторы личности, которые, по мнению людей, применимы к ним самим. Позже в статье речь пойдет о том, как эффект Барнума можно применить к компаниям и как они взаимодействуют со своими клиентами.
Демонстрация Барнума
Демонстрация БарнумаЭффект Барнума назван в честь П.Т. Барнума, шоумена, заявившего, что «каждую минуту рождается лох». Он нашел множество способов отделить «лохов», как он называл доверчивых людей, от их денег.
Эффект Барнума в психологии относится к доверчивости людей при чтении описаний самих себя. Под личностью мы подразумеваем то, чем люди отличаются и уникальны. Однако можно дать всем одно и то же описание, и люди, тем не менее, оценивают это описание как очень и очень точное.
Раньше я проводил этот тест следующим образом: я давал людям какой-то тест на бумаге, затем раздавал каждому конверт с распечаткой их личности, просил их оценить точность, а затем сообщал всем, что все они получили одинаковое описание. . Так как же его можно назвать точным?
Вот пример такого описания Барнума:
- Вы очень нуждаетесь в том, чтобы другие люди любили вас и восхищались вами.
- У вас много неиспользованных мощностей, которые вы не использовали в своих интересах.
- Дисциплинированный и владеющий собой снаружи, вы склонны к беспокойству и неуверенности внутри.
- Вы предпочитаете определенное количество изменений и разнообразия и становитесь неудовлетворенными, когда вас окружают ограничения и запреты.
- Вы гордитесь своим независимым мышлением и не принимаете чужие утверждения без удовлетворительных доказательств.
- Вы склонны критиковать себя.
- Иногда у вас возникают серьезные сомнения относительно того, правильно ли вы приняли решение или поступили ли вы.
- Иногда вы экстравертны, общительны, а иногда интровертны, осторожны, замкнуты.
- Хотя у вас есть некоторые слабости характера, вы, как правило, способны компенсировать их.
Всякий раз, когда я повторял это в классе, один ученик неизменно поднимал руку и заявлял: «Ну, я был прав, оценив это как очень-очень точное, потому что вы дали всем МОЕ описание!» И весь класс смеялся, потому что все думали так же.
Это показывает, как легко быть обманутым экстрасенсами, шарлатанами-психотерапевтами, фальшивыми целителями и другими, которые используют эту технику, чтобы заставить людей думать, что они действительно знают и понимают их, когда на самом деле это просто «шпиль» или « игра, разыгранная как розыгрыш». Маги используют метод под названием «Искусство холодного чтения», чтобы создать у людей впечатление очень точного экстрасенсорного чтения. Этот же метод используют шарлатанские экстрасенсы и другие, чтобы отделить легковерных от их денег.
Эта демонстрация Барнума уже более 50 лет проводится для студентов, изучающих психологию (Forer, 1949). и почему-то никогда не попадает в общественное сознание, благодаря систематическому искажению психологии в популярных СМИ. Это работает даже с менеджерами по персоналу, которые должны знать об этом эффекте по обучению (Stagner, 1958). Она есть в нашем учебнике Калата и должна быть описана во всех других книгах по вводной психологии.
Время от времени вы можете встретить телевизионную программу с фокусниками, разоблачающими фальшивки, но вы редко увидите психолога, нападающего на фальшивых психологов «радио и ТВ», которые слушают человека в течение 30 секунд, а затем приступают к тому, чтобы поставить ему фальшивый диагноз. публичным раздеванием в прямом эфире. Настоящие психологи в ужасе от такой практики, но на радиоведущих есть деньги, так что игра продолжается и продолжается.
Теперь я провожу тест с помощью компьютеризированного личностного теста, и даже запрограммировал его так, чтобы скептически настроенный человек мог проходить тест снова и снова, пробуя разные ответы, чтобы посмотреть, что получится. Некоторые из моих учеников научились быть скептичными и проверять это, но поразительное число продолжают оценивать описание как очень и очень точное.
Есть два вида магов: благородные и неэтичные. Этический фокусник признает, что использует трюки для создания иллюзий. Неэтичные маги используют те же самые устройства, чтобы утверждать, что обладают магическими способностями. Фокусники не раскрывают, как выполняются трюки, выполняемые этическими фокусниками, чтобы сохранить тайну. Однако фокусники делают исключение, когда неэтичные маги используют свои методы для обмана и обмана. Гарри Гудини, Удивительный Рэнди, Пенн и Теллер являются примерами настоящих магов, которые раскрывают секреты, чтобы разоблачить мошенников, шарлатанов и мошенников, утверждающих, что обладают экстрасенсорными способностями, разумом над материей или общаются с мертвыми.
Мораль Демонстрации Барнума: самоутверждение — это не подтверждение. Не дайте себя одурачить экстрасенсу, шарлатану-психотерапевту или фальшивому целителю, который использует этот трюк на вас! Будьте скептичны и требуйте доказательств.