Эксперимент и его характеристика: 7. Общая характеристика эксперимента, как метода психологического исследования.

Содержание

1. Предмет психологии. Основные этапы развития представления о предмете психология Ответы на экзамен по общей психологии

1.Предмет психологии. Основные этапы развития представления о предмете психология. 3

2.Психология в системе естественных и общественных наук. 3

3.Психика, как форма отражения. Характеристика психических явлений. 4

4.Отрасли психологии и задачи психологической практики. Взаимосвязь теоретических и прикладных задач в психологии. 4

5.Методы психологии. Их общая характеристика. Проблема объективного метода в психологии. 5

6.Наблюдение и его характеристика как методы психологии. 6

7.Эксперимент и его характеристика, как метод психологии. 6

8.Опросные методы психологии. 6

9.Понятие о чувствительности, как элементарной форме психики. Гипотеза Вагнера и Леонтьева о возникновении чувствительности. Виды чувствительности. 7

10.Стадия развития психики в филогенезе. Общественно – историческая природа психики человека. 8

11.Сознание и неосознаваемые психические процессы. 9

12.Проблема высших психических функций и их формирование по теории Выготского. 10

13.Понятие о деятельности в философии и психологии. 10

14.Общая характеристика психических процессов и их классификация. Интеграция познавательных процессов. 12

15.Определение внимания. Функции и виды внимания. Психологические теории внимания (Т. Рибо, Узнадзе, Гальперин). 13

16.Определение внимания. Особенности внимания как психического процесса. Свойства внимания. Методы изучения внимания. 13

17.Определение внимания. Теория развития внимания (Л. С. Выготский). Этапы развития внимания у детей. 14

18.Определение памяти. Процессы памяти. Значение памяти в жизни человека. 15

19. Определение памяти. Основания для классификации видов памяти. Классификация видов памяти. 16

20.Определение памяти. Теории памяти (Эббингауз, Бине, З. Фрейд, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.). Законы памяти. Методы изучения памяти.

16

21.Значение ощущений и их происхождение. Определение ощущения. Виды ощущений. 17

22.Определение ощущения. Количественные характеристики ощущений. Закон Вебера — Фехнера (основной психофизический закон). Адаптация и сенсибилизация. 18

23.Ощущение и восприятие, их взаимосвязь, различие. Основные свойства образа восприятия. 18

24.Определение восприятия. Экспериментальные данные гештальтпсихологических исследований. Иллюзия восприятия. Сенсорная депривация. 19

25.Определение восприятия. Законы восприятия. Развитие восприятия. 20

26.Проблемы вторичного образа в психологии. Виды вторичных образов. 21

27.Образы представления. Определение. Специфика. Методы изучения представлений. 21

28.Определение мышления. Роль мотивации в процессе мышления. 22

29.Определение мышления. Основные процессы мышления. Единицы мышления. 23

30.Определение мышления. Виды мышления. Мышление как процесс решения задач. 23

31.Интеллект. Виды. 24

32. Общее понятие о языке и речи. Виды речи. Функции речи. Значение и смысл слова. 25

33.Понятие о языке и речи. Речь как инструмент мышления. Соотношение мышления и речи (Выготский и Пиаже). 26

34.Многозначность определения внимания в психологии. Виды, свойства. 26

35.Определение памяти. Виды, свойства. Нарушения в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения информации. 27

36.Восприятие и ощущение. Виды восприятий. Теории восприятия. 28

37.Основные функции, виды и формы выражения воображения. Этапы творческого воображения. 29

38.Нарушения креативных механизмов. Зрительные, слуховые, тактильные, висцеральные галлюцинации. 30

39.Общее представление о личности. Определение. Структура личности. 31

40.Общее представление о личности. Определение. Теории личности в зарубежной и отечественной психологии. Психологическое строение (структура) деятельности по Леонтьеву. 31

41.Определение способностей. Виды способностей. Одаренность. Способности и задатки. Индивидуальные психологические различия. 32

42.Определение способностей. Виды. Развитие способностей. 33

43.Определение темперамента. Виды, типы темперамента. Теория темперамента. 34

44.Определение темперамента. Связь с характером. 35

45.Определение характера. Проблемы характера в современной психологии. Формирование характера. Акцентуация характера. 35

46.Определение характера. Типология характера (Кречмер, Личко, Леонгард, Э. Фромм). Методы изучения характера. 36

47.Направленность личности. Определение. Свойства. Направленность как совокупность мотивов. Виды направленности. Качества направленности. 37

48.Человек как субъект. Субъективные характеристики личности. 38

49.Общее понятие об эмоциях. Функции эмоций. Виды эмоциональных состояний. Уровни эмоций. 38

50.Понятие об эмоциях, Психологические теории эмоций (Дарвин, Джеймс,-Ланге, Кеннон-Бард, Фестингер, Симонов). 39

51.Признаки воли как психического явления. Значение воли, связь с познавательными процессами. Волевая регуляция поведения человека. 40

52.Потребности. Классификация потребностей и мотивации поведения. 40

53.Мотивы. Функции мотивов. Соотношение мотивов и потребностей. Виды мотивов. 41

54.Понятие «психические состояния»: виды, возможные основания для классификации, характеристика. 42

55.Проблема индивидуальности личности в процессе проявления индивидуальных различий: характер, темперамент, способности. 42

56.Проблема способностей в современной психологии: наследственность, развитие, измерение. 43

57.Психологическая макроструктура человека. Индивид, субъект, личность, индивидуальность (Ананьев Б.Г.). 44

58.Концепции темперамента. 45

59.Влияние личностной тревожности на успешность деятельности. 45

60.Самосознание. Определение. Механизмы становления самосознания. 46

61.Аспекты самосознания человека (Мухина В.С.). Патология самосознания. 46

Эксперимент | Понятия и категории

ЭКСПЕРИМЕНТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ — экспериментальная стратегия, разработанная А. Ф. Лазурским в 1910 году. Характерна проведением в условиях, близких к обычной деятельности испытуемых, причем они не знают, что участвуют в исследовании. За счет этого достигается большая чистота эксперимента. Метод исследования, промежуточный между наблюдением и экспериментом лабораторным, при коем психолог может активно влиять на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности для испытуемых. Основными методами являются наблюдение и беседа с испытуемым, результаты коих обрабатываются качественно.

Tags: 

ЭКСПЕРИМЕНТ АССОЦИАТИВНЫЙ — метод и тест проективный, разработанные К. Г. Юнгом, М. Вертхаймером и Д. Кляйном и предназначенные для исследования мотивации личности — ориентированные на фиксацию, диагностику и психотерапию скрытых аффективных комплексов и других психических феноменов. Базируется на изучении содержания, формы и скорости реакции клиента, предъявляющего в ответ на слова аналитика первое пришедшее в голову слово (см. метод ассоциативный). Первоначально разрабатывался для задач психиатрии, позднее стал применяться для исследовательских и психодиагностических целей (см.

Tags: 

Психология

ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. laborare — работать и experimenium — проба, опыт). Исследовательская стратегия, основанная па моделировании деятельности индивида в специальных условиях. Ведущий признак лабораторного эксперимента — обеспечение воспроизводимости исследуемой характеристики и условий ее проявлений. Критика. В искусственных лабораторных условиях практически невозможно моделировать реальные жизненные обстоятельства, а лишь отдельные их фрагменты.

Tags: 

Психология

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum — проба, опыт). Экспериментальная стратегия, разработанная А. Ф. Лазурским в 1910 г.; реализуется в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, но он не знает, что участвует в исследовании.

За счет этого достигается большая чистота эксперимента. Построение естественного эксперимента предполагает ряд этапов: функциональный анализ деятельности, в которой участвует испытуемый, в аспекте ее требований от исполнителя; фиксация ряда наблюдений за деятельностью испытуемого; анализ результатов и составление характеристики личности.

Tags: 

Наука

Психология

ЭКСПЕРИМЕНТ, -а, м. (нач. XVIII в.). 1. Научно поставленный опыт. Удачный эксперимент. Результат эксперимента. Научный эксперимент. Эксперименты на животных. Поставить эксперимент. Эксперимент не удался. 2. Попытка осуществить что-л. каким-л. способом, пред-принять что-л. ранее неиспытанное. Своеобразный эксперимент. Рискованный эксперимент. Свобода для эксперимента. Политический эксперимент. Провести эксперимент. «Секретный эксперимент» (название фильма).

— Нем. Experiment — эксперимент < лат. experimen- tum — проба, опыт, испытание, от experior — пробовать, испытывать.

Tags: 

ЭКСПЕРИМЕНТ — исследовательская стратегия, в коей выполняется целенаправленное наблюдение за неким процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. При этом происходит проверка гипотезы. В психологии — один из основных, наряду с наблюдением, методов научного познания вообще и исследования психологического в частности. Отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальную организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирующего сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта. Проводить эксперимент, экспериментировать — это значит изучать влияние переменной независимой на одну или несколько переменных зависимых при строгом контроле переменных контролируемых. Это позволяет реализовать относительно полный контроль переменных…

Tags: 

Психология

ЭКСПЕРИМЕНТ (лат. experimentum – проба, опыт) – род опыта, имеющего познавательный, целенаправленно исследовательский, методический характер, который проводится в специально заданных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого изменения. Решающее значение в эксперименте имеет исследование испытуемого в «стесненных» (Ф. Бэкон) – предельных, пограничных, критических – состояниях.

Tags: 

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ — особый вид психологического эксперимента, включённого незаметно для исследуемого в его игровую, трудовую или учебную деятельность. Предложен А.Ф. Лазурским (1874 — 1917). Естественный эксперимент соединяет положительные черты метода объективного наблюдения (естественность) и метода лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на исп.). Он проводится в условиях, близких к обычной деятельности исп., который не знает, что он является объектом исследования.

Tags: 

Психология

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ — один из основных методов в психолингвистике (см. ): массовый опрос информантов, выявляющий их вербальные ассоциации (словесные реакции, слова- ассоциаты) на заданные исследователем слова-стимулы. Различают синтагматические (бумага — белая, говорить — громко) и парадигматические (отец — мать, время — час, потерять — найти) ассоциации. Полученный словесный материал важен для теории речевой деятельности и социолингвистики, он легко поддаётся математической обработке и позволяет выявить ассоциативные нормы, ассоциативные поля и ассоциативную сеть языка.

Tags: 

Языкознание

ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum — проба, опыт) — общенаучный метод исследования, который заключается в активной теоретико-практической деятельности экспериментатора, определенным образом преобразующего ситуацию для планомерного изучения объекта в процессе естественного или искусственного, однако заранее запланированного его развития и функционирования. Эксперимент предполагает возможность повторения исследования как с относительно неизменными, так и с измененными условиями.

Tags: 

Педагогика

Страницы

  • 1
  • 2
  • следующая ›
  • последняя »

Экспериментальные исследования: что это такое, характеристики, виды и примеры

Экспериментальные исследования

Что такое экспериментальные исследования?

Экспериментальное исследование – это исследование, при котором данные получают путем экспериментов и сравнивают их с постоянными переменными с целью определения причин и/или следствий изучаемых явлений. Его также часто называют экспериментальным научным методом.

Типичным примером экспериментальных исследований являются лабораторные анализы крови для определения причин состояния здоровья пациента. В этих тестах результаты, полученные из образцов пациента, сравниваются с постоянными переменными, которые указывают диапазон нормальных значений.

Экспериментальный вид количественного исследования. Он основан на контрольном протоколе, наличии переменных, манипулировании указанными переменными и наблюдении за количественными результатами. По своему назначению его конструкция может быть предэкспериментальной, истинно экспериментальной или квазиэкспериментальной.

Экспериментальное исследование используется, когда документальная информация недоступна для объяснения объекта исследования или когда доступная информация должна быть проверена. Он также используется, когда время имеет решающее значение для понимания причинно-следственной связи в явлении.

Он применяется в естественных науках, прикладных науках и некоторых социальных науках, таких как психология, образование и социология, среди прочих.

Характеристики экспериментального исследования

Экспериментальное исследование имеет специфические характеристики, определяемые его методами анализа.

  • Зависимые переменные и независимые переменные. Все экспериментальные исследования начинаются с зависимых или фиксированных переменных (которые служат контрольной группой). Им необходимо противопоставить независимые переменные, которыми исследователь манипулирует для получения определенных результатов.
  • контролируемые условия. Эксперименты проводятся в строго контролируемых условиях, чтобы выяснить факторы, влияющие на поведение объекта исследования.
  • Управление переменными. Эксперимент проводится или провоцируется исследователем, который преднамеренно манипулирует независимыми переменными для получения различных результатов, всегда в контролируемых и строгих условиях.
  • Наблюдение за объектом исследования. Исследователь должен наблюдать за поведением объекта исследования в каждом из построенных для него сценариев, из которых он сможет получить более или менее убедительные данные.

Виды экспериментальных исследований

Экспериментальные исследования делятся на различные виды по замыслу, который в свою очередь зависит от задач, поставленных исследователем. Эти типы плана:

Предэкспериментальный план

В этом плане экспериментального исследования анализируется только одна переменная, и она не подвергается манипулированию, поэтому контрольная группа не требуется.

Используется для установления первого подхода к объекту изучения и когда не предполагается вникать в причину изучаемых явлений. Это означает, что это исследовательский дизайн состояния вопроса. Следовательно, он также служит для проверки будущих более сложных экспериментов.

Например, предположим, что человек хочет знать, может ли обучение в социальных сетях генерировать знания и влиять на людей. Тест должен быть применен к группе до начала курса и еще один в конце. Таким образом, можно будет определить, как много они знали по теме и действительно ли их знания увеличились после курса. Как мы видим, это одна группа и одна переменная.

Истинный экспериментальный план

Он направлен на установление взаимосвязи между причинами и следствиями на основе протокола строгого контроля. Он основан на статистическом анализе для подтверждения или опровержения гипотезы. Именно поэтому он считается наиболее точным видом экспериментального исследования.

Некоторые критерии истинного плана эксперимента: создание жизнеспособной контрольной группы; создание различных групп случайной выборки; манипулировать и тестировать одну переменную, чтобы не усложнять анализ и не ставить под угрозу результаты. Например, исследования для тестирования лекарств.

Квази-экспериментальная схема

Они характеризуются созданием групп исследования без случайного отбора. Вместо этого удобные критерии используются для определенных целей, не обязательно связанных с целью, но для облегчения процесса. Поэтому в квазиэкспериментальном исследовании отсутствует контрольный протокол.

Этот метод больше используется в социальных науках, поскольку он очень полезен для определения общих тенденций в поведении изучаемых групп. Однако он не самый лучший для исследований в области естественных и прикладных наук.

Например, в определенном образовательном проекте участники могут быть сгруппированы в алфавитном порядке, чтобы облегчить удаление данных.

 

Преимущества и недостатки экспериментальных исследований

Среди некоторых преимуществ экспериментальных исследований можно отметить следующие:

  • Может применяться в различных областях исследования.
  • Исследователь контролирует переменные.
  • Позволяет выявить причинно-следственные связи в объектах исследования.
  • Результаты экспериментов можно повторить.
  • Результаты специфичны и поддаются количественному определению.
  • Поддерживает взаимосвязь с другими методами исследования.

К недостаткам можно отнести:

  • Условия эксперимента всегда искусственные.
  • Его нельзя применять для изучения субъективных явлений.
  • Могут быть внешние по отношению к эксперименту факторы, которые искажают результаты.
  • Это требует значительных затрат времени.
  • Существует вероятность человеческой ошибки при расшифровке данных, что ставит под угрозу представление результатов.
  • Может быть затронут этическими дилеммами. Например, в отношении экспериментов над животными или людьми.
  • Образец может быть недостаточно репрезентативным.

Метод экспериментального исследования

Метод экспериментального исследования зависит от области знаний и поставленной задачи. Он основан на контроле, манипулировании независимыми переменными и наблюдении. Это должно быть отражено в следующей методологической последовательности:

  1. Постановка задачи. Подготовьте условие задачи, указав начальные переменные.
  2. Сформулируйте гипотезу по выявленной проблеме.
  3. Четко определите переменные.
  4. Управление переменными. Установите контрольный протокол для переменных, которые могут изменить результаты эксперимента.
  5. Выберите план исследования, соответствующий целям.
  6. Популяция и выборка. Разграничить совокупность и выборку под наблюдением.
  7. Запустите процедуру и получите данные.
  8. Статистическая обработка данных. Проанализируйте полученные данные статистически или математически.
  9. Проецируйте полученные результаты на большую популяцию, если они надежны.
  10. Прогнозировать связанные сценарии, которые еще не изучены, и их последствия.
  11. Повторите эксперимент с другими субъектами или образцами.

Примеры экспериментальных исследований

  1. Исследование побочных эффектов нового препарата. Область: фармакология. Контрольная группа будет потреблять плацебо. Другая группа будет потреблять препарат на экспериментальной стадии. Никто из участников не будет знать, к какой группе они относятся. Таким образом, можно увидеть, вызваны ли эффекты тестируемым препаратом.
  2. Определение воздействия субстрата на рост растений. Область: естественные науки. В качестве эксперимента одно растение будет посажено без субстрата, а другое с субстратом. Через некоторое время будут наблюдаться результаты.
  3. Определить негативное влияние алкогольных напитков на здоровье. Область: науки о здоровье. Исследователь должен разработать экспериментальный протокол, позволяющий узнать влияние алкоголя на организм млекопитающих.
  4. Проверить наличие у взрослых предрасположенности к сохранению гендерных стереотипов . Область: общественные науки. Группе 1 представлен младенец, одетый в голубое. Группа 2 представлена ​​таким же малышом в розовом наряде. Обе группы спрашивают об их впечатлениях, но у них нет больше информации, чем об одежде. Ответы записываются и сравниваются.

 

Спасибо

10 Характеристики научного эксперимента

••• Jupiterimages/Comstock/Getty Images

Обновлено 24 апреля 2017 г. собираются достоверные результаты и делаются обоснованные выводы. Каждый научный эксперимент должен следовать основным принципам надлежащего исследования, чтобы результаты, представленные в конце, выглядели заслуживающими доверия.

Наблюдение и гипотеза

Наблюдение за новым физическим процессом или явлением — редкое событие, но есть области науки, которые до конца не изучены. Ученый должен облечь свои наблюдения в слова, чтобы разработать осмысленную гипотезу. Гипотеза должна объяснять явление с помощью механизма или математической зависимости, как это описано профессором физики Фрэнком Л. Х. Вольфсом из Рочестерского университета.

Прогнозирование и моделирование

Недостаточно угадать, почему что-то происходит. Ученый должен доказать, что его теория верна. Прогнозы делаются для проверки наблюдений при различных обстоятельствах. Цель состоит в том, чтобы узнать больше об этом явлении и доказать, что оно существует. Один из способов улучшить научный метод — создать «модель». Модели можно использовать для проведения аналогий для сложных, ненаблюдаемых понятий.

Тестирование и оценка ошибок

Проверка новых теорий очень важна. Каждый эксперимент должен быть спланирован так, чтобы уменьшить количество переменных. Никогда не бывает достаточно сказать, что эксперимент был проведен и подтверждает теорию, но что метод или результаты недоступны. Каждый эксперимент будет содержать небольшую область ошибки. Если теория должна быть доказана с помощью математики, отклонения от среднего значения применяются к результату каждого расчета.

Сбор и представление результатов

Ученые должны записать свои результаты. Часто исходную теорию можно переписать после экспериментов, чтобы проиллюстрировать новые явления. Если проведенные эксперименты не подтверждают какую-либо теорию, их следует отвергнуть. Каждый результат должен быть перепроверен, а те, которые явно не соответствуют шаблону, анализируются дальше. После сопоставления результатов их можно представить в виде таблицы, графиков, диаграмм или компьютерной графики. Каждое представление должно поддерживать исходную теорию.

Выводы

Когда результаты получены и представлены осмысленно, можно делать выводы. Вывод включает интерпретацию результатов, распознавание любых присутствующих закономерностей и описание того, что эти закономерности и интерпретации означают на самом деле. Любое моделирование или предсказание должно быть преобразовано в осмысленный, аргументированный вывод. Выводы отдельных экспериментов могут быть преобразованы в прогнозы поведения в целом и дальнейшие идеи о тестировании.

Правовое образование

Одна из главных целей науки — открыть и доказать новые законы, объясняющие, как работают вещи. Когда две или три модели сформулированы на основе первоначальных наблюдений и теория успешно проверена, различные модели можно свести воедино. Примером единого концептуального закона является Первый закон термодинамики. Примером объединенного набора теорий является «теория великого объединения», описание Вселенной, связывающее воедино все, что мы уже знаем.

Связанные статьи

Ссылки

  • Университет Рочестера: введение в научный метод; Фрэнк Л. Х. Вольфс
  • Рочестерский университет: анализ ошибок; Фрэнк Л. Х. Вольфс

Об авторе

Наташа Паркс является профессиональным писателем с 2001 года. Ее работы публикуются в Интернете и в книжном формате для «Thomson Reuters», «World Patents Index» и thomson.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *