Утопия для мышей: 53 года эксперименту «Вселенная-25»
К чему приводит жизнь в райских условиях? Ответить на этот вопрос попытался этолог Джон Кэлхун.
Более полувека назад, 9 июля 1968 года, на мышах был проведен самый знаменитый эксперимент американского ученого-этолога Джона Кэлхуна. Он назывался «Вселенная-25». Суть опыта заключалась в создании идеальных условий, где мыши могли бы жить и размножаться, не ведая никаких забот, вдали от хищников и в отсутствие эпидемий и заболеваний.
Джон Кэлхун в загоне для мышей. Эксперимент «Вселенная-25». 1970 г.
Фото: Yoichi R Okamoto, White House photographer, Public domain, via Wikimedia Commons.
Для этих целей ученый построил специальный загон в лаборатории на базе Национального института психического здоровья. Туда были помещены четыре пары белых мышей (самцов и самок). В распоряжении мышей всегда была чистая вода и еда в изобилии, специальные гнезда, где можно обустроить себе жилище ― гнезд в загоне хватало для проживания нескольких тысяч мышей.
На первом этапе эксперимента мыши хорошо размножались, вели активный образ жизни, охотно играли. На следующей фазе эксперимента мыши стали есть меньше, перестали наедаться до отвала. На третьей фазе эксперимента, когда в загоне были уже сотни мышей, произошло распределение социальных ролей, стала ярко выраженной иерархия, клановость. Появились так называемые отверженные ― молодые особи, которых другие, взрослые мыши сгоняли в центр загона, не давали им вести нормальный образ жизни, причиняли физический вред. В природе такое, наверное, было бы невозможно, ведь эти мыши-агрессоры просто не дожили бы до старости: их бы съели хищники. Но в загоне Кэлхуна хищников не было, и взрослые мыши начали попросту издеваться над молодняком. Образовались две большие группировки: самцы-одиночки и самки-одиночки.
При этом самки-одиночки отказывались спариваться и отвергали ухаживания самцов. У мышей стал проявляться тотальный индивидуализм, мыши не стремились создать семью. На последней, четвертой стадии мышиная популяция стала сокращаться. Появились самцы, которых сам Кэлхун назвал «красивыми»: целыми днями напролет они лишь ухаживали за собой, чистили свою шерстку, ели и спали, не обращая никакого внимания на окружающих. Эти самцы игнорировали самок, но интересовались друг другом, однако такой интерес не мог привести к созданию потомства. У мышей стали проявляться различные формы девиантного поведения, вспышки агрессии. Самки стали умерщвлять своих детенышей, а затем окончательно отказались размножаться.
На пике эксперимента в загоне одновременно проживало чуть более двух тыс. мышей. Еды и гнезд было достаточно для дальнейшего роста популяции, но через четыре года после начала эксперимента Кэлхун остановил свой опыт, потому что в загоне осталось чуть более сотни мышей, и все они уже вышли из репродуктивного возраста.
Некоторые утверждают, что с помощью своего эксперимента Кэлхун показал, что прогресс и развитие популяции возможны только в условиях необходимости выживать, в борьбе, в то время как в райских условиях вид начинает деградировать и вымирать.
Джон Кэлхун ввел в оборот понятие двойная смерть: сначала смерть духа, а затем ― физическая смерть.
По итогам эксперимента Кэлхун пришел к выводу, что достижение определенной плотности населения и заполнение социальных ролей в популяции приводит к распаду общества из-за появления прослойки изгоев, пишут «РИА Новости». Мыши вынуждены конкурировать со старшими самцами, общество переживает смерть духа.
Эксперимент неоднократно подвергался критике, в частности приводился аргумент, что основателями популяции были родственные мыши, и это стало одной из причин вырождения. Критиковались также условия содержания мышей: температура в загоне (летом она могла достигать 30 ℃), график уборки помещения, структура тоннелей и гнезд, организация пространства в целом. Споры об эксперименте «Вселенная-25» не стихают и по сей день.
Почитать подробнее о ходе эксперимента можно в статье Джона Кэлхуна.
Фото на главной странице сайта: https://ru.123rf.com
Эксперимент «Вселенная-25»: как рай стал адом
Мечтам человечества о райской жизни не одна тысяча лет. Ученые в 20 веке провели эксперимент и создали идеальные условия для жизни мышам, чтобы посмотреть, как те будут вести себя, когда им ничто не угрожает, еды и воды вдоволь, опасностей не существует.
Опыт на животных предполагал построение теории о возможности создания райской жизни для человека и исследование последствий такого существования. Результаты эксперимента любопытные: с одной стороны, аналогия с развитием человеческой цивилизации оказалась очевидной, с другой – до сих пор ведутся споры в ученом сообществе по поводу того, насколько аналогия поведения мышей и Homo Sapiens вообще возможна.
В этой статье мы рассмотрим эксперимент «Вселенная-25», его суть, цели и задачи, которые ставили перед собой ученые, и приведем выводы.
В поиске райской жизни, свободной от сложностей и забот, важно внедрять новые знания, приобретать опыт. Очень кстати цитата Коко Шанель: «Если вы хотите иметь то, чего никогда не имели, вам придется делать то, чего никогда не делали». Хороший старт – поменять мышление. Согласитесь, если вы еще не в точке исполнения желаний, значит, действующая система не работает.
Чтобы внести в жизнь позитивные изменения, приходите на нашу программу «Когнитивистика», а чтобы набраться смелости, побороть саботаж и научиться контролировать свое состояние для обретения новых навыков, приглашаем освоить программу «Психорегуляция».
Задачи исследования
Знаменитый эксперимент «Вселенная-25» (англ. Universe 25) – самая известная работа американского ученого-этолога Джона Кэлхуна. Он проводил исследования на животных с целью прогнозирования развития человечества: моделировал различные условия для грызунов и наблюдал за подопытными, составлял выводы и проводил аналогии с обществом людей.
По результатам ранее проведенных экспериментов, Джон Кэлхун сформулировал новый термин «поведенческая раковина» (англ. behavioral sink) – это переход к девиантному деструктивному поведению животных в условиях перенаселения и скученности. Благодаря введению этого феномена он стал известен в 60-х годах 20 века, когда европейское общество переживало послевоенный беби-бум и задумывалось о проблеме увеличения плотности людей на привычной территории.
Власти и социологов беспокоило влияние перенаселения на общественные институты и каждого человека в отдельности. Это и стало предметом исследования в знаменитом эксперименте – попытка понять, что случится с обществом в таких условиях. Также было интересно понаблюдать за тем, как будут вести себя грызуны в условиях достатка – к этому стремились люди во все времена, но непонятно, к каким последствиям сытая жизнь без проблем может привести.
«Вселенная–25» – самый известный эксперимент по изучению жизни грызунов в идеальных условиях, все предыдущие провалились. 25 – это порядковый номер исследования, которое стартовало в июле 1968 года в Национальном институте психологического здоровья в США.
Исследование происходило в течение четырех лет. Результаты эксперимента описаны самим Джоном Кэлхуном в 1973 году, на основании этого доклада мы и рассмотрим основные положения и выводы этой работы [Д. Кэлхун, 1973]. Эксперимент «Вселенная-25» в Википедии описан недостаточно полно, как в докладе исследователя.
Создание условий
Ученый поставил задачу создать «райские» условия для крыс, которые предполагали:
- полное отсутствие опасностей: хищников, ловушек;
- всегда достаточное количество еды и питья;
- полная свобода в размножении;
- идеальный климат;
Для эксперимента в большом баке по периметру было построено 256 секций, каждая рассчитана на 15 мышей. В жилых зонах установлены кормушки и поилки. Ученый позаботился о достаточном количестве строительного материала для оборудования дополнительных гнезд самими мышами в случае увеличения их популяции.
«Рай» для мышей мог вместить мест на 3840 особей – это пиковое количество поголовья, при котором наступает дефицит мест в комплексе. В системе всегда поддерживалась оптимальная температура +20 градусов, ученый следил за чистотой в баке и вольерах, полностью исключая любые стрессовые ситуации для грызунов.
В июле 1968 года в «мышиный рай» были поселены четыре пары грызунов.
Наблюдение
Весь период наблюдения за развитием процессов в мышиной наноферме был разделен на четыре стадии.
Стадия А: обживание
Мыши, помещенные в «город», первое время чувствовали себя прекрасно: наедались, спали, спаривались. Они положительно прошли адаптацию, обустроились в гнездах. На это ушло около 55 дней до появления первого потомства. Далее следовал другой этап в жизни нановселенной.
Стадия В: рост популяции
В идеальных условиях мыши начали размножаться, увеличивая поголовье в замкнутой системе. Рост численности двигался по экспоненте: детеныши появлялись каждые 55 дней, т. е. количество жителей «рая» увеличивалось вдвое с каждым новым пометом. Прирост был регулярным до 315 дня, после чего начал снижаться до удвоения численности колонии уже каждые 145 дней – почти вдвое дольше, чем изначально.
Стадия С: стагнация
К началу третьей стадии эксперимента, когда рост популяции замедлился, в баке проживало 620 мышей. Они уже не так обильное ели, привычное потребление значительно сократилось.
У мышей начала формироваться социальная иерархия. Появились несколько нетипичных категорий грызунов:
- Молодые самцы, изгнанные из социальных групп в центр бака. У них были покусанные хвосты, выдранная шерсть на боках, следы крови. Они становились жертвами агрессии со стороны старших мышей, которые в идеальных условиях не уходили, не освобождали место молодняку, а жили дольше по сравнению с реальными условиями. Изгнанные самцы психологически ломались, переставали защищать самок с потомством и выполнять любые социальные роли, лишь нападали на таких же отверженных или на других мышей, но редко, время от времени.
- Нервные самки, ставшие такими из-за растущей пассивности самцов. Им приходилось самим проявлять агрессию, чтобы защитить своих детенышей, иногда доставалось и потомству. Нередко самки убивали своих мышат, перебирались в верхние гнезда, где степень защищенности была выше, чем снизу. Некоторые самки становились отшельниками и отказывались от размножения. Отчасти это способствовало снижению темпов увеличения поголовья в системе.
Иерархичность основного поголовья была четкой, с вертикальными и горизонтальными связями. Эксперимент с мышами «Вселенная-25» показал, что выстраивание взаимосвязей происходит тогда, когда особи не заняты только процессами выживания, т.е. первичные потребности в еде, тепле и безопасности у них закрыты.
Стадия D: вымирание
Когда колония перестала стремительно расти, в баке жило 2200 грызунов, молодняк попал под давление старших особей, начался этап сокращения численности грызунов. Джон Кэлхун назвал эту стадию «фазой смерти».
В «мышином раю» эксперимента «Вселенная-25» на четвертом этапе появилась группа молодых самцов грызунов, названных «красавцами» (англ. beautiful ones), у них отсутствовали следы укусов, крови и любой другой потрепанности, как у изгнанных. Эти мыши не вступали в борьбу за самок, не претендовали на место в иерархии, они все время посвящали еде, сну и чистке шерсти. Примерно в это же время самки массово перестали проявлять интерес к спариванию.
Когда ученые обнаружили у «красавчиков» отсутствие интереса к противоположному полу, они провели дополнительный эксперимент – нескольких групп самок-одиночек и самцов-«красавцев» перенесли в отдельные загоны с такими же же идеальными условиями, что были в основном баке при заселении первых пар грызунов.
Предполагалось, что отсутствие конкуренции и необходимости бороться за жизнь, еду и самок пробудит в животных прежние инстинкты есть и экспоненциально размножаться, создавая новую структуру. Но ожидания не оправдались. «Красавцы» и самки-одиночки в новом «раю» поведение свое не меняли и по-прежнему придерживались уединения и полного отсутствия интереса к социуму. Беременности в отселенной группе не наступали, мыши прожили жизнь и умерли. Вскоре после начала стадии вымирания в общей колонии «красавчики» и самки-одиночки стали большинством сообщества.
Как показал опыт, при достижении определенной плотности населения и заполнении всех социальных ролей в иерархии образуется прослойка молодежи-«изгоев», которая растет по мере увеличения популяции. Молодняк конкурирует со взрослыми мышами, которые не умирают в идеальных условиях. Конкуренция приводит к распаду социальных связей и общему крушению общественной системы.
При увеличении продолжительности жизни мышей у представителей их общества стало нормальным примитивное поведение аутистического типа, когда особи замкнуты на себе и не проявляют интереса к сородичам. Как следствие, популяция вымирает.
Эксперимент Кэлхуна «Веленная-25» закончился в июне 1972 года, когда в нановселенной осталось 122 мыши непродуктивного возраста. Исход был понятен: они доживают век, увеличения поголовья уже точно не случится.
Выводы
По завершении эксперимента ученый сделал интересные выводы. Фокус был направлен на последнюю стадию D – именно в ней колония достигла точки перенаселения и возникновения социальных деформаций, которые были изначальным предметом изучения при прогнозировании развития человеческого общества.
Цифры
Результаты эксперимента в цифрах:
- Всего опыт длился 4 года с июля 1968 по июнь 1972 года.
- Средний возраст мыши в последних стадиях развития «мышиного рая» составил 776 дней, и это на 200 суток больше, чем порог репродуктивного возраста.
- Смертность молодняка составила 100%.
- Количество беременностей у мышей незначительное, к концу эксперимента – нулевое.
- Колония просуществовала 1780 дней.
В условиях избытка жизненно важных ресурсов вымирающие мыши проявляли девиантное поведение, среди них были замечены случаи гомосексуализма и каннибализма при избытке пищи в свободном доступе – неожиданные проявления для сытой жизни, как изначально казалось.
«Две смерти»
Эксперимент «Вселенная-25» американского ученого Джона Кэлхуна показал расслоение общества мышей по мере развития иерархии в условиях абсолютного достатка в пропитании и безопасности. На основании этого исследователь, по результатам наблюдений, создал теорию двух смертей.
«Первая смерть» – гибель духа. Новорожденным мышатам не было места в «райской» иерархии, поскольку все уже было занято долгожителями. Образовался недостаток социальных ролей, как следствие – противостояние взрослых грызунов и молодняка, повлекшее вспышки немотивированной агрессии. Скученность, увеличение физических контактов повлекли появление особей, способных только к простейшему поведению – они только ели, пили, спали и ухаживали за собой.
Для такого животного, как мышь, сложное поведение – это ухаживание за самкой, размножение и уход за потомством. Грызуны, оказавшиеся в развитом сообществе и не выполняющие свою социальную функцию, отказались от всего вышеперечисленного. Психологически сломленные мыши отказались от сложных поведенческих паттернов, заложенных природой, что и является «смертью духа» по мнению Кэлхуна.
После наступления «первой смерти» наступает физическое завершение жизни или «вторая смерть», которая неминуема и является лишь вопросом времени. Причем, как утверждал Кэлхун, ждать долго в таком случае ее не придется.
Умирание духа в значительной части общества обрекает всю колонию на вымирание, даже если живут все особи в идеальных райских условиях.
Распад общества неминуем?
Американский исследователь и автор эксперимента «Вселенная-25» в описании результатов исследования ссылается на Откровения Иоанна Богослова и описывает неминуемый распад человеческого общества на примере результатов наблюдения за мышами. Он назвал это явление «смерть в квадрате» (с отсылкой к «двум смертям»), отметив, что гибель духа и души его подопытные переживали еще при жизни [Д. Кэлхун, 1973].
В докладе ученого описаны процессы, приводящие к увеличению вероятности смерти при нехватке ресурсов, в том числе пищи и воды, жилья, экологических ресурсов, при истощении, а еще неудовлетворенность средой обитания, которая также провоцирует особей сообщества терять интерес к размножению и исчезновению всего вида. С другой стороны, отсутствие социальных групп – тоже негативный аспект, не способствующий долгой жизни.
Перечисленные факторы – одна из предпосылок к участию в неспецифичных видах деятельности, в том числе для человека. Для снижения риска такого поведения необходимо, чтобы группа не превышала оптимальную численность.
«Красавчики»
По мнению Кэлхуна, «красивые» мыши появлялись вследствие напряжения и стресса в обществе, где оказывается слишком сильное давление на представителей социума. Те грызуны, которые выбрали «легкость бытия», способны лишь на примитивные действия, сложные поступки и размышления им уже недоступны [Д. Кэлхун, 1973].
Джон Кэлхун провел параллель с современными мужчинами и мышами (напомним, результаты исследования были выведены в 1973 году, мужчин примерно того времени описал ученый). Он отметил, что мужчины занимаются в основном рутинными делами для поддержания физиологичной жизни. Отсюда следует потеря креативности и творческого мышления, отказ от вызовов жизни – это «первая смерть» по терминологии ученого, за которой неминуемо приближается конец всего вида, но уже физически.
Споры
Эксперимент Джона Кэлхуна «Вселенная-25», с одной стороны, показал один из возможных сценариев развития человеческого общества. С другой стороны, вызвал немало споров, которые ведутся больше четверти века.
Некоторые ученые согласны с Кэлхуном и допускают описанный исследователем сценарий развития современного общества. При этом сам этолог полагал, что точка невозврата человечеством будет пройдена уже в 1984 году.
Не все коллеги Джона Кэлхуна приняли возможную модель развития сообщества людей, найдя в экспериментальном поле ряд нестыковок:
- По мнению некоторых ученых, уборка раз в шесть-восемь недель могла способствовать распространению инфекции, хотя одним из условий содержания «мышиного рая» было отсутствие рисков для здоровья его обителей.
- Условия пребывания мышей в «раю» не все считали комфортными. Так, по мнению некоторых ученых, достигаемая летом температура воздуха 32 градуса Цельсия – это жаркая среда, тоже благоприятствующая распространению инфекций.
- Мыши-родственники как одна из причин недостоверности исследования. Ученые полагают, что выстроенные иерархические системы на кровных связях отличаются от тех, что построены особями, не близкими друг другу по крови.
Результаты эксперимента просочились в литературу, в социальную жизнь американского общества. Некоторые нашли аналогию мышиной наностанции и плотно заселенного Нью-Йорка, особенно в свете борьбы властей с проблемами бедных районов: насилием, распадом семей, девиантным поведением людей. Исследование ученого-утописта о мышиной вселенной легло в основу создания фильма о перенаселении «Зеленый свет» (Soylent Green), романа Энтони Берджесса «Заводной апельсин» и множества публикаций в научных и литературных журналах 1970-х годов [The Atlantic, 2012].
Не все теории, работающие на животных, будут работать на человеке – так считает официальная наука. Именно поэтому многие лекарственные препараты на этапе тестирования обязательно проходят испытания на добровольцах, потому что не все медикаменты оказывают влияние на человеческих и мышиный организм в равной степени. То же с мышиным «раем» – нет гарантий, что история человечества повторит судьбу «вселенской» колонии. Однако при желании можно увидеть тенденции в современном обществе. Все зависит от взглядов. Так, теория Кэлхуна пришлась по душе американцам-пессимистам в 70-х годах.
Способ мышления определяет то, как человек проявляется в жизни, как относится к происходящим событиям. Это работа мозга, в частности, когнитивной функции. Можно видеть мир в темной или светлой гамме – выбор каждый делает сам, это же определяет качество жизни.
Если вы хотите «увеличить» мозговую емкость, научиться смотреть на привычные вещи под разными углами, в том числе под необычными ракурсами, приглашаем вас на программу «Когнитивистика». Полученные знания в ходе освоения материла вы трансформируете в новый опыт, который поможет сделать жизнь ярче, интереснее и разнообразнее.
Кстати, причиной однотипных взглядов на вещи иногда выступает стресс – мозг занят решением возникающих задач в режиме нон-стоп, поэтому пространство для творчества закрыто. Чтобы научиться справляться с подобными состояниями быстро, обязательно освойте программу «Психорегуляция». Вы обретете навыки снятия волнения перед важными встречами, избавитесь от апатии, прокрастинации.
Стройте свою жизнь такой, какой хотите ее видеть! И не забудьте поучаствовать в нашем опросе:
Ключевые слова:1Когнитивистика, 1Психорегуляция
Мышиный рай или Мышиный ад?
Официально колония называлась Средой Ингибирования Смертности Мышей. Неофициально его называли мышиным раем.
Биолог Джон Кэлхун построил колонию в Национальном институте психического здоровья в Мэриленде в 1968 году. Это был большой загон — куб со стороной 4,5 фута — со всем, что может пожелать мышь: много еды и воды; идеальный климат; стопки бумаги, чтобы сделать уютные гнездышки; и 256 отдельных квартир, доступных через сетчатые трубы, прикрепленные к стенам. Кэлхун также исследовал мышей, чтобы исключить болезни. Свободная от хищников и других забот, мышь теоретически могла бы дожить там до необычайной старости, ни о чем не беспокоясь.
Но дело в том, что это была не первая утопия Калхуна о грызунах. Это была 25-я итерация. И к этому моменту он уже знал, как быстро мышиный рай может превратиться в мышиный ад.
Джон Кэлхун вырос в Теннесси, в семье директора средней школы и художника, и в молодости был заядлым орнитологом. Получив докторскую степень в области зоологии, в 1946 году он присоединился к Проекту по экологии грызунов в Балтиморе, целью которого было уничтожение грызунов-вредителей в городах. Проект имел ограниченный успех, отчасти потому, что никто не мог понять, на какие аспекты поведения, образа жизни или биологии грызунов следует ориентироваться. Кэлхун создал свою первую утопию с норвежскими крысами в лесу за своим домом, чтобы наблюдать за грызунами с течением времени и выяснить, какие факторы способствовали росту их популяции.
В конце концов Кэлхун увлекся поведением грызунов ради самого поведения и начал создавать все более сложные и тщательно контролируемые среды. Его интересовало не только поведение крыс. Архитекторы и инженеры-строители в то время вели бурные споры о том, как строить лучшие города, и Кэлхун предположил, что городской дизайн можно сначала изучить на грызунах, а затем экстраполировать на людей.
Самая известная утопия Калхуна, номер 25, началась 19 июля.68, когда он поместил восемь мышей-альбиносов в 4,5-футовый куб. После периода адаптации первые щенки родились через 3,5 месяца, и после этого популяция удваивалась каждые 55 дней. В конце концов этот бурный рост замедлился, но популяция продолжала расти, достигнув пика в 2200 мышей в течение 19-го месяца.
Однако за этим устойчивым ростом скрывались серьезные проблемы. В дикой природе младенческая смертность среди мышей высока, так как большинство молодых особей поедаются хищниками или погибают от болезней или холода. В мышиной утопии молодые особи редко умирали. В результате молодежи было гораздо больше, чем обычно, что создавало некоторые трудности.
Мыши во Вселенной 25.
Национальная медицинская библиотека
У грызунов есть социальная иерархия, где доминирующие альфа-самцы контролируют гаремы самок. Альфы устанавливают господство, сражаясь — борясь и кусая любых соперников. Обычно мышь, проигравшая бой, убегает в какой-нибудь дальний уголок, чтобы начать все сначала в другом месте.
Но в мышиной утопии проигравшие мыши не могли убежать. Кэлхун называл их «выбывшими». А так как малолеток умирало, в центре загона собирались огромные орды выбывших. Они были полны порезов и уродливых шрамов, и время от времени вспыхивали огромные драки — злобные драки, кусание и царапанье, которые не служили очевидной цели. Это было просто бессмысленное насилие. (В более ранних утопиях с участием крыс некоторые недоучившиеся обращались к каннибализму.)
Альфа-самцы тоже боролись. Они держали свои гаремы в частных квартирах, которые им приходилось защищать от претендентов. Но учитывая, сколько мышей дожило до зрелого возраста, всегда была дюжина горячих стрелков, готовых к бою. Альфы быстро вымотались, а некоторые и вовсе перестали защищать свои квартиры.
В результате в квартиры с кормящими самками регулярно вторгались самцы-изгои. Матери сопротивлялись, но часто в ущерб своим детенышам. Многие переутомленные матери выгоняли щенков из гнезда раньше, чем они были готовы. Некоторые даже напали на своих детенышей во время насилия или бросили их, сбежав в разные квартиры, оставив щенков умирать от пренебрежения.
В конце концов появилось другое девиантное поведение. Мыши, которых неправильно воспитали или рано выгнали из гнезда, часто не могли развить здоровые социальные связи и, следовательно, во взрослом возрасте испытывали трудности с социальным взаимодействием. Неприспособленные самки начали изолироваться, как отшельники в пустых квартирах — необычное поведение среди мышей. Тем временем неприспособленные самцы весь день ухаживали за собой, прихорашиваясь и вылизывая себя час за часом. Кэлхун называл их «прекрасными». И все же, даже зациклившись на своей внешности, эти мужчины не проявляли никакого интереса к ухаживанию за женщинами, к сексу.
Любопытно, что в более ранних утопиях Кэлхун заметил, что такое неприспособленное поведение может распространяться от мыши к мыши подобно заразе. Он назвал это явление «поведенческой раковиной».
Из-за отсутствия секса, что снизило рождаемость, и неспособности правильно вырастить детенышей, что резко увеличило младенческую смертность, население Вселенной 25 начало резко падать. К 21-му месяцу новорожденные щенки редко проживают более нескольких дней. Вскоре новые роды прекратились совсем. Старые мыши задержались на некоторое время, прячась, как отшельники, или выхаживая весь день, но в конце концов они тоже вымерли. К весне 1973, менее чем через пять лет после начала эксперимента, популяция рухнула с 2200 до 0. Мышиный рай вымер.
Вселенная 25 закончилась полвека назад, но продолжает очаровывать людей и сегодня — особенно как мрачная метафора человеческого общества. Кэлхун активно поощрял такие предположения, однажды написав: «Я буду в основном говорить о мышах, но мои мысли о человеке». Еще в 1968 году журналист Том Вулф назвал эссе о Нью-Йорке «О, гнилой Готэм — скатываюсь в поведенческую раковину». Как ни странно, однако, никто из прогнозистов не мог согласиться с главным уроком Вселенной 25.
Первыми, кто беспокоился о Вселенной 25, были защитники окружающей среды. В том же году, когда началось исследование, биолог Пол Эрлих опубликовал « The Population Bomb » — паникёрскую книгу, предсказывающую неизбежный голод и демографический спад из-за перенаселения на Земле. Поп-культура подхватила эту тему в фильмах, таких как Soylent Green , где людей в переполненных городах выбраковывают и превращают в пищевую кашу. В целом идея опасной перенаселенности витала в воздухе, и некоторые социологи прямо опирались на работу Кэлхуна, написав: «Мы… . . воспринимайте исследования на животных как серьезную модель для человеческих популяций». Сообщение было суровым: Обуздать рост населения — или .
Совсем недавно ученые увидели сходство с промышленной революцией и подъемом современного городского общества. В 19-м и 20-м веках во всем мире наблюдался демографический бум, в основном из-за снижения детской смертности, аналогично тому, что испытали мыши. Однако в последнее время уровень рождаемости во многих развитых странах резко упал — часто ниже уровня воспроизводства, — и, как сообщается, молодые люди в этих странах потеряли интерес к сексу. Параллели со Вселенной 25 кажутся жуткими.
Бихевиористы вторят евгеническому движению, обвиняя в странном поведении мышей отсутствие естественного отбора, который, по их мнению, отбраковывает тех, кого они считают слабыми и непригодными для размножения. Это отсутствие выбраковки привело к предполагаемым «мутационным срывам», которые привели к широко распространенной глупости мышей и аберрантному поведению. (Исследователи утверждали, что мозг особенно восприимчив к мутациям, потому что он такой сложный и потому что многие наши гены влияют на работу мозга.)
Опираясь на эту работу, некоторые политические агитаторы предупреждают, что человечество столкнется с таким же упадком. Предполагается, что женщины попадают в поведенческую яму Кэлхуна, изучая «дезадаптивное поведение», например отказ от рождения детей, что «уничтожает их собственные генетические интересы». Другие критики мучаются от предполагаемой утраты традиционных гендерных ролей, оставляя изнеженных мужчин и гиперагрессивных женщин, или сожалеют о подрыве религий и их императивов «плодиться и размножаться». В тандеме такие изменения приведут к «закату Запада».
Третьи рассматривают крах Вселенной 25 как притчу, иллюстрирующую опасности социалистических государств всеобщего благосостояния, которые, как они утверждают, обеспечивают материальные блага, но устраняют из жизни людей здоровые проблемы, проблемы, которые формируют характер и способствуют «личностному росту». Другая школа мысли рассматривала Вселенную 25 как предупреждение о «городе [как] извращении природы». По словам социологов Клода Фишера и Марка Бальдассара, «красноглазая и острая одержимость городской жизнью преследует современную мысль».
Большинство критиков, недовольных работой Кэлхуна, относятся к консервативной части политического спектра, но и самозваные прогрессисты тоже высказались. Сторонники контроля над рождаемостью неоднократно ссылались на мышей Калхуна как на поучительную историю о том, как безудержный рост населения разрушает семейную жизнь. Более поздние интерпретации показывают, что мыши терпят крах с точки зрения однопроцентного и имущественного неравенства; они обвиняют в социальной дисфункции несколько агрессивных мужчин, копящих драгоценные ресурсы (например, желаемые квартиры). С этой точки зрения, сказал один критик, «У Universe 25 прежде всего была проблема со справедливым распространением».
Учитывая эти сильно различающиеся (даже противоречивые) толкования, трудно избежать подозрения, что личные и политические взгляды, а не объективное исследование, определяют взгляды этих критиков. И действительно, более пристальный взгляд на толкования сильно их подрывает.
Прогнозируя демографические сбои среди людей, защитники окружающей среды типа Population Bomb неизменно предсказывали, что перенаселенность приведет к повсеместной нехватке еды и других товаров. Это на самом деле напротив того, на что была похожа Вселенная 25. У мышей там было все, что они хотели. Это также подрывает аргументы о несправедливом распределении ресурсов.
Возможно, тогда именно отсутствие борьбы и вызовов привело к дисфункции, как утверждали критики социального обеспечения. За исключением того, что спираль дисфункции началась, когда орды мышей-«выбросов» проиграли вызова альфа-самцам, не смогли никуда убежать и начали драться посреди загона. Альфа-самцы, в свою очередь, устали от слишком большого количества проблем со стороны молодежи. Действительно, большинство мышей столкнулись с конкуренцией, намного превышающей ту, с которой они столкнулись бы в дикой природе.
Внешний вид бесполых «красавиц» действительно кажется декадентским и перекликается с сообщениями о потере интереса к сексу среди молодых людей в развитых странах. За исключением того, что более пристальный взгляд на данные опроса показывает, что такие опасения могут быть преувеличены. И любое сравнение между показателями рождаемости среди людей и уровнями рождаемости во Вселенной 25 осложняется тем фактом, что уровень рождаемости у мышей снизился отчасти из-за безнадзорности младенцев и всплесков младенческой смертности, что противоположно ситуации в развитом мире.
Затем следуют предупреждения о мутационном кризисе и упадке интеллекта. Помимо отражения самой мрачной риторики евгенического движения, эта интерпретация терпит неудачу по нескольким пунктам. Женщины-отшельники и прихорашивающиеся асексуальные мужчины, безусловно, вели себя странно, но при этом они избегали злобной, жестокой вседозволенности, характерной для предыдущих поколений. Это вряд ли кажется глупым. Более того, в ходе некоторых исследований Кэлхуна грызуны стали на умнее в ходе экспериментов.
Эти улики взяты из более ранней утопии, связанной с крысами. В такой обстановке выбывшие крысы начали рыть новые норы в грязном полу своего загона. При копании образуется рыхлая грязь, которую нужно убрать, и большинство крыс с трудом выносят рыхлую грязь за пределы туннеля по крупицам, чтобы сбросить ее туда. Это необходимая, но утомительная работа.
Иллюстрация одного из первых мест обитания крыс Кэлхуна из его статьи журнала Scientific American 1962 года «Плотность населения и социальная патология».
Национальная медицинская библиотека
Но некоторые выбывшие крысы поступили по-другому. Вместо того, чтобы выносить грязь по крупицам, они собрали ее всю в ком и выкатили из туннеля за один рейс. Восторженный Кэлхун сравнил это новшество с изобретением велосипеда человечеством. И произошло это только потому, что крысы были изолированы от основной группы и не научились доминирующему способу копания. По нормальным крысиным стандартам это было девиантным поведением. Это был и творческий прорыв. В целом, Кэлхун утверждал, что социальная борьба иногда может подталкивать существ к тому, чтобы они становились умнее, а не глупее.
(Кстати, после коллапса Вселенной 25 Кэлхун начал строить новые утопии для поощрения творческого поведения, поддерживая мышей физически и умственно. Это исследование, в свою очередь, вдохновило на создание детской книги, названной в честь рабочего места Кэлхуна — Миссис Фрисби и Крысы NIMH , где группа крыс сбегает из колонии, предназначенной для стимулирования их интеллекта.)
Итак, если все эти интерпретации Вселенной 25 неверны, какой урок мы можем извлечь из эксперимента?
Главный вывод Кэлхуна связан со статусом. Опять же, самцы, проигравшие в борьбе за доминирование, не могли уйти, чтобы начать все сначала в другом месте. По его мнению, они застряли в жалких, унизительных ролях и не имели значимого места в обществе. То же самое касалось самок, когда они не могли должным образом кормить грудью или воспитывать детенышей. Обе группы впали в депрессию и гнев, и начали набрасываться. Другими словами, поскольку мыши — социальные животные, им нужны значимые социальные роли, чтобы чувствовать себя реализованными. Люди также являются социальными животными, и без значимой роли мы тоже можем стать враждебными и наброситься.
Тем не менее, даже такая интерпретация кажется натянутой. У людей гораздо больше способов найти смысл жизни, чем выкачивать детей или доминировать в какой-то маленькой иерархии. И хотя люди и мыши действительно являются социальными существами, этот общий ярлык скрывает некоторые существенные различия. Критики работы Кэлхуна утверждали, что плотность населения среди людей — статистическая мера — не обязательно коррелирует с скученностью — чувством психологического стресса. По словам одного историка, «благодаря своему интеллекту, приспособляемости и способности создавать окружающий мир люди были способны справляться со скученностью» так, как мыши просто не могут.
В конечном счете работа Кэлхауна работает как пятно Роршаха — люди видят то, что хотят видеть. Стоит помнить, что не все лабораторные эксперименты, особенно придуманные, такие как Вселенная 25, применимы к реальному миру. В этом случае, пожалуй, лучший урок, который можно здесь усвоить, — это мета-урок: уроки рисования сами по себе могут быть опасными.
Утопия грызунов Калхуна
Переключить навигацию
Поиск
Поиск
Войти
Между 1968 и 1970 годами американский этолог Джон Б. Калхун (1917–1995) провел исследование поведения мышей, содержащихся в неволе в вольере площадью девять квадратных футов в сельском учреждении в Пулсвилле, штат Мэриленд. В вольере, известном как Вселенная 25, несколько пар мышей создали популяцию, которая в конечном итоге увеличилась до 2200 особей. В конце концов, они установили социальные порядки, которые создали внутренние и внешние фракции, и вскоре спаривание полностью прекратилось.
Исследование подтвердило его мрачную гипотезу, основанную на более ранних исследованиях норвежской крысы в небольших условиях. В своей теории он предположил, что перенаселенность порождает нарушение социальных функций. Что, в свою очередь, неизбежно ведет к вымиранию.
Несмотря на то, что теория Кэлхуна вызвала бурные споры, когда она была впервые обнародована, она с годами вызывала опасения, что социальный распад Вселенной 25 может в конечном итоге служить метафорой траектории развития человеческой расы. Следовательно, «проект утопии грызунов» вызвал интерес у архитекторов, советов по городскому планированию и государственных учреждений по всему миру.
Ранние исследования грызунов
Кэлхун начал свои экспериментальные исследования грызунов в 1947 году, когда он изучал закрытую группу норвежских крыс в сарае в Роквилле, штат Мэриленд. Обеспечив тварей неограниченным количеством пищи и воды, он ожидал, что их популяция увеличится до 5000 в течение 28-месячного эксперимента. Однако после разделения на более мелкие группы, каждая из которых состояла всего из дюжины особей, популяция достигла 200 человек.
Продолжение этих исследований в течение 19В 50-х годах Кэлхун создал более сложный вольер, чтобы изучить, как другие группы грызунов будут вести себя в стерилизованной среде, свободной от хищников. В ходе этих экспериментов каждый раз происходила одна и та же последовательность событий:
- Мыши встречались, спаривались и размножались в больших количествах.
- В конце концов произойдет выравнивание.
- После этого у грызунов развивалось либо враждебное и групповое поведение, либо пассивное и антиобщественное поведение.
- Население вымрет.
В 1962 году в журнале Scientific American были опубликованы наблюдения Кэлхуна из его исследований в статье «Плотность населения и социальная патология», в которой он ввел фразу «поведенческая раковина» для описания результатов перенаселенности, а именно нарушения социальных функций и коллапса общества. популяции — в закрытой среде грызунов. Поражая общественность так же, как обширная городская экспансия привела к тому, что все больше выпускников колледжей стекались в большие города в поисках работы, многие восприняли статью как предупреждение о том, что может случиться с человечеством, если население продолжит расти нынешними темпами.
Вселенная 25: Эксперимент Калхуна с утопией грызунов
Развивая свои более ранние исследования, Калхун разработал свой окончательный исследовательский эксперимент. Во Вселенной 25 популяция мышей будет расти в вольере площадью 2,7 квадратных метра, состоящем из четырех загонов, 256 жилых отсеков и 16 нор, ведущих к запасам еды и воды.
В среде, свободной от чумы, изобилии удобств, отсутствии хищников и неограниченных запасах расходных материалов, мыши будут наслаждаться всеми удобствами, эквивалентными современной человеческой жизни. Кэлхун инициировал эксперимент с четырьмя парами здоровых мышей, которых выпустили в вольер, чтобы создать новое общество.
В течение первых 104 дней — фазы, которую Кэлхун назвал «периодом борьбы» — мыши приспособились к новому окружению, пометили свою территорию и начали гнездиться. За этим последовал «период эксплуатации», когда население удваивалось каждые 55 дней. К 315-му дню Вселенная 25 насчитывала 620 мышей.
Несмотря на обилие места во всем вольере — в каждом отсеке могло разместиться до 15 особей, а общий вольер был рассчитан на 3000 — большинство мышей толпились в отдельных местах и питались одними и теми же источниками пищи. Как оказалось, процесс еды стал рассматриваться как коллективная деятельность, из-за чего большинство мышей отдавали предпочтение одним и тем же нескольким отсекам.
Однако все это теснота привела к падению спаривания, и рождаемость вскоре упала до трети прежнего уровня. Среди мышей также имел место социальный дисбаланс:
- Одна треть стала социально доминирующей.
- Остальные две трети оказались менее социально приспособленными, чем их предки.
- По мере того, как навыки общения у мышей уменьшались, Вселенная 25 пришла в упадок медленным, но необратимым образом.
Социальный статус во Вселенной 25
К 315 дню различия в поведении самцов с высоким и низким статусом стали более выраженными. Те, кто находился в нижней части иерархии, оказались отвергнутыми самками и вообще отказались от спаривания. Не имея никакой роли в обществе мышей, эти изгои-самцы бродили в стороне от больших групп, чтобы есть и спать в одиночестве, а иногда и драться друг с другом.
Альфа-самцы, напротив, стали более агрессивными и драчливыми, часто приступая к насилию без явной провокации или мотива. Иногда эти самцы бродили вокруг и без разбора насиловали других мышей, независимо от пола. Между тем, бета-самцы, занимающие промежуточное положение между агрессивными альфами и отверженными омегами, становились робкими и инертными и часто становились пассивными объектами насилия. В ряде случаев кровавые бани заканчивались каннибальским пиром для победителей.
Самцы мышей отказались от своих традиционных ролей во Вселенной 25, а самкам пришлось заботиться о своих гнездах. Следовательно, многие самки перенимали более агрессивные формы поведения, которые иногда выливались в насилие по отношению к их детенышам. Другие вообще воздерживались от материнских обязанностей, изгоняя своих невыращенных пометов и отказываясь от дальнейшего спаривания, что приводило к серьезным последствиям:
- В некоторых отделениях младенческая смертность превышала 90 процентов.
- Кэлхун назвал это «фазой застоя», также известной как «период равновесия».
- Он объяснил чрезмерно агрессивные и пассивные поведенческие паттерны нарушением социальных ролей и безудержной чрезмерной группировкой.
Всплеск смертности
К 560-му дню прирост населения полностью прекратился, так как уровень смертности колебался на уровне 100 процентов. Это ознаменовало начало «фазы смерти» — также известной как «период смерти», — когда утопия грызунов скользнула к исчезновению. Среди насилия, враждебности и отсутствия спаривания молодое поколение мышей достигло зрелости, никогда не сталкиваясь с примерами нормальных, здоровых отношений. Не имея представления о спаривании, воспитании детей или маркировке территории, это поколение мышей проводило все часы бодрствования за едой, питьем и уходом за собой.
Ссылаясь на их безупречный, невозмутимый внешний вид, Кэлхун назвал этих мышей «прекрасными». Живя в уединении от других мышей, они были избавлены от насилия и конфликтов, которые происходили в людных местах, но не вносили никакого социального вклада.
По словам Кэлхуна, фаза смерти состояла из двух стадий: «первой смерти» и «второй смерти». Первый характеризовался потерей цели в жизни помимо простого существования — отсутствием желания спариваться, воспитывать молодых или занимать определенную роль в обществе. Эта первая смерть была представлена апатичной жизнью прекрасных, тогда как вторая смерть была отмечена буквальным концом жизни и исчезновением Вселенной 25.
Солнце садится во Вселенной 25
Продолжая свои наблюдения за прекрасными, Кэлхун позже пришел к выводу, что мыши, как и люди, преуспевают благодаря чувству идентичности и цели в мире в целом. Он утверждал, что такие переживания, как напряжение, стресс, беспокойство и необходимость выжить, делают необходимым участие в жизни общества.
Когда все потребности учтены, а конфликтов нет, акт жизни сводится к самым элементарным физиологическим потребностям — еде и сну. По мнению Калхуна:
- В этом парадокс жизни без работы и конфликтов.
- Когда всякое чувство необходимости лишено жизни человека, жизнь перестает иметь цель.
- Человек умирает духом.
Постепенно количество мышей, которые отказывались спариваться или участвовать в жизни общества, превысило число тех, которые формировали банды, насиловали и грабили, питаясь собственными силами. Последнее известное зачатие во Вселенной 25 произошло в 920-й день, когда население было ограничено 2200, что намного меньше, чем вместимость вольера в 3000 человек.
Бесконечные запасы еды, воды и других ресурсов по-прежнему доступны для мышей, но это не имеет значения. Начался поведенческий сток, и ничто не могло остановить Вселенную 25 от самопроизвольной гибели. Достаточно скоро в вольере не осталось ни одной живой мыши.
Неудачная попытка спасения и заключительные наблюдения
Перед тем, как утопия о грызунах полностью рухнула, Кэлхун удалил некоторых из красивых, чтобы посмотреть, будут ли они жить более продуктивной жизнью, если выпущен в новое общество, свободное от социальных раздоров и бойни. Поместив этих мышей в новую обстановку с несколькими ранее существовавшими жителями — сценарий, аналогичный тому, который приветствовал первые пары, помещенные во Вселенную 25, — он ожидал, что красивые мыши пробудятся от своей асоциальной дымки и ответят на призыв природы заселить бесплодную среду.
Однако у перемещенных мышей не было никаких признаков изменения их прежних моделей поведения. Отказываясь спариваться или даже взаимодействовать со своими новыми сверстниками, затворнические мыши в конце концов умерли по естественным причинам, а молодое общество распалось без единого нового рождения.
По мнению Кэлхуна, взлет и падение Вселенной 25 подтвердили пять основных моментов, касающихся мышей, а также людей:
- Мышь — простое существо, но она должна развивать навыки ухаживания, воспитания детей и территориальной защиты. , и выполнение личной роли на домашнем и общественном фронте. Если такие навыки не разовьются, человек не сможет ни воспроизвести себя, ни найти продуктивную роль в обществе.
- Как и в случае с мышами, все виды стареют и постепенно вымирают. Нет ничего, что указывало бы на то, что человеческое общество не подвержено тем же событиям, которые привели к гибели Вселенной 25.
- Если количество квалифицированных лиц превышает количество вакансий в обществе, неизбежными последствиями станут хаос и отчуждение.
- Люди, выросшие в последних условиях, не будут иметь никакого отношения к реальному миру. Физиологическое удовлетворение будет их единственным стремлением в жизни.
- Точно так же, как мыши преуспевают в наборе сложных моделей поведения, забота о других, развитая в постиндустриальных человеческих навыках и понимании, жизненно важна для продолжения существования человека как вида. Утрата этих атрибутов внутри цивилизации может привести к ее краху.
Работа Кэлхуна после Вселенной 25
В 1972 году Кэлхун поделился своими наблюдениями о результатах утопии грызунов в эссе под названием «Смерть в квадрате: взрывной рост и вымирание мышиной популяции». Эта работа мгновенно приобрела известность своим мрачным взглядом на последствия перенаселенного и чрезмерно пресыщенного общества.
Принимая во внимание все раздоры, которые влияли на мир в предыдущие годы — Вьетнам, расовые беспорядки, политические убийства, холодную войну и культурную революцию в Китае — общественность боялась, что открытия Кэлхуна указывают на нынешний курс человечества. Примеры грабежей и резни грызунами после перенаселенности, казалось, отражали социальные волнения человеческого общества 60-х и 70-х годов, которые совпали с беспрецедентным ростом городов.
Несмотря на мрачные притчи, представленные в наблюдениях Кэлхуна, он не пытался намекнуть, что человечество движется по тому же пути к вымиранию. Хотя он определенно видел параллели между падением Вселенной 25 и некоторыми бедами общества, он подчеркнул, что люди — как более сложный вид — обладают мудростью и изобретательностью, чтобы обратить вспять такие тенденции.
В конце концов, у людей есть наука, технологии и медицина, которые дают человечеству возможность:
- Точно установить причинно-следственную связь
- Предотвратить стихийное бедствие
- Лечение ран и болезней
- Исследуйте новые среды
Он также указал, что Вселенная 25 не была естественной средой обитания, поскольку она была обеспечена изобилием пищи и предметов роскоши и защищена от хищников и болезней.
Надежда человечества?
Тем не менее, Кэлхун опасался, что человечество может столкнуться с такой же гибелью, если города станут перенаселенными, а население превысит возможности рынка труда. Чтобы помочь обществу найти способы предотвратить это, он посвятил часть своей более поздней карьеры изучению различных форм человеческого прогресса, которые он расширил до концепции космической колонизации.
С этой целью он сформировал академическую группу под названием «Космические кадеты». Его цель состояла в том, чтобы продвигать идею создания людьми колоний на других планетах.
Кэлхун также сосредоточился на городском планировании, которое, по его мнению, было ключом к предотвращению поведенческого стока Вселенной 25. Он считал, что дизайн городов частично отвечает за то, как жители взаимодействуют друг с другом, и шаги должны быть предприняты в тандеме с развитие для поддержания позитивного общения между людьми.
В рамках своих усилий по продвижению альтернативных концепций городского дизайна, он возился с моделью утопии грызунов с более чем 100 другими вселенными в течение следующих двух десятилетий. Его работа в этой области была высоко оценена советами по городскому планированию в США и за рубежом.
Наследие и вопросы 21 века
Прошло более четырех десятилетий с тех пор, как Кэлхун провел свой эксперимент «Вселенная 25». Тем не менее, остаются вопросы относительно наблюдений, которые он сделал из краха утопии грызунов. Наиболее острым является вопрос численности населения, которое в мире может превысить 90,6 миллиарда к 2050 году, если мы продолжим наш текущий курс. Тенденция роста населения вызывает многочисленные опасения:
- Будет ли человечество продолжать процветать, если численность населения превысит количество доступных рабочих мест? А как насчет прорывных технологий, когда новый продукт или инновация делает устаревшими целые отрасли, или задача, которая когда-то требовала нескольких рук, теперь может быть выполнена одним нажатием кнопки?
- Если технологии устарели для большинства рабочих мест, что поддержит экономику? Станут ли большие слои населения обездоленными или класс миллиардеров будет поддерживать всех?
- Как люди будут функционировать и взаимодействовать друг с другом в мире, где почти никто не работает? Может ли человек развивать навыки межличностного общения, когда нет необходимости поддерживать рабочие отношения во внешнем мире?
По крайней мере, мыши и люди кажутся довольно похожими, если сравнивать исследования Калхуна с современной цивилизацией.