Эксперимент в психологии метод: эксперимент, психологические эксперименты, научный эксперимент, эксперимент в психологии, метод эксперимента, аспирантура.рф

Содержание

эксперимент, психологические эксперименты, научный эксперимент, эксперимент в психологии, метод эксперимента, аспирантура.рф

Экспериментальная часть диссертации по психологии (эксперимент в психологии)


Экспериментальная часть диссертационного исследования выполняется с целью подтверждения или опровержения гипотезы, выдвинутой автором в ходе его исследований, приведенных в теоретической части диссертации.
На первом этапе экспериментального исследования выбирается метод решения поставленной задачи.
К основным методам, применяемым в психологии для решения задач относятся следующие методы:
-лабораторный и естественный эксперимент;
-наблюдение;
-исследование продуктов деятельности;
-анкетирование и тестирование;
-биографический метод;
-психологическое моделирование;
-сравнительно-генетический метод и др.
Основным методом психологии на современном этапе является метод эксперимента.
При поведении эксперимента специально создаются условия, которые стимулируют проявление исследуемого психического явления. При проведении эксперимента изучается и оценивается влияние отдельных факторов на возникновение и динамику исследуемого психического явления, с целью выявления соответствующей закономерности.
При проведении лабораторного эксперимента для определения психических реакций, возникающих вследствие внешних воздействий, применяется специальное лабораторное оборудование, причем поведение испытуемых определяется специальными заданиями и инструкциями. При проведении естественного эксперимента деятельность человека направляется в соответствии с целью эксперимента, но сам эксперимент проводится в обычных условиях жизнедеятельности человека, причем испытуемый обычно не знает о свеем участии в эксперименте.
Методы наблюдения предполагают объяснение психического явления в процессе специально организованного его восприятия.
Методом тестирования исследуются способности, навыки, склонности испытуемого.
Биографический метод исследования на основе анализа жизненного пути человека спрогнозировать возможные события в будущем.
Сравнительно-генетический метод — способ изучения психических закономерностей посредством сравнения отдельных фаз психического развития индивидов.
Следующим этапом является определение зависимых и независимых переменных. Независимая переменная - это переменная, которой исследователь манипулирует с целью определения влияния ее динамики на динамику зависимой переменной. Выбранный метод должен позволять регистрировать динамику зависимой переменной.
Дальнейшим этапом является выбор дополнительных переменных, после чего формируется план экспериментального исследования.
Для воплощения плана производится обоснование выборки и формирование контрольных и экспериментальных групп исследуемых, после чего с испытуемыми проводится инструктирование и мотивирование.
В процессе эксперимента все полученные результаты фиксируются и готовятся для обработки.
Для обработки результатов исследования необходимо обосновать выбор метода статистической обработки данных.
После статистической обработки результатов исследования проводится сравнительный анализ гипотезы и полученных результатов. Иногда требуется увеличение объемов выборки, после чего результаты проведенных исследований фиксируются в виде таблиц, графиков, рисунков.
По результатам выполненных исследований составляется текстовая часть диссертации, в которой описываются, как методы исследований и характеристики испытуемых, так и результаты исследований. Текстовая часть заканчивается выводами по главе.
Также можно посмотреть консультации аспирантам по вопросам поступления в аспирантуру, обучения и написания диссертации.

Поступление в аспирантуру

Главная Выбор аспирантуры Номенклатура специальностей Очная аспирантура Заочная аспирантура Аспирантуры Москвы Аспирантуры России Поступление в аспирантуру Реферат в аспирантуру Соискательство

Учеба в аспирантуре

Учеба в аспирантуре Индивидуальный план Кандидатский минимум

Написание диссертации

Как написать диссертацию Тема диссертации Концепция диссертации Актуальность диссертации Степень разработанности проблемы Научная новизна Объект и предмет исследования Методы исследования Цели и задачи диссертации Достоверность научных положений Научные положения Практическая значимость работы Апробация и внедрение результатов Структура диссертации Оформление диссертации Введение диссертации Написание текста диссертации Заключение Титульный лист диссертации Библиография Приложение к диссертации

Научные статьи

Научные статьи

Защита диссертации

Заслушивание диссертации Заключение о предварительной защите Отзыв ведущей организации Отзыв официального оппонента Отзыв руководителя Автореферат диссертации Текст и структура автореферата диссертации Оформление автореферата диссертации Отзыв на автореферат Защита диссертации на совете Документы для сдачи в диссертационный совет Рассмотрение диссертации в ВАК Помощь аспирантам

Распространенные вопросы

Аспирантура и отсрочка от армии Где опубликовать научную статью Книга диссертация

Вопрос 7. Метод эксперимента в психологии. Виды эксперимента.

Эксперимент в психологии – это особый опыт, который проводится в специальных условиях с целью получения новых знаний, путем вмешательства исследователя в жизни того, кто согласился на испытания. Это полноценное исследование, которое соответствует изменению некоторых факторов с целью проследить результаты изменений. В широком понимании метод эксперимента в психологии может включать в себя дополнительно опрос и тестирование.

Особенности эксперимента в психологии

Стоит отметить, что сами по себе наблюдение и эксперимент в психологии имеют значительные отличия от экспериментов в других областях науки. В данном случае всегда существует вероятность того, что в результате получится исследование вовсе не того объекта, который представлял собой конечную цель.

Например, когда химик изучает свойства вещества, он точно знает, с чем имеет дело. А вот психика человека не поддается конструктивным наблюдениям, и о деятельности ее судят исключительно по ее проявлениям. Т.е. реакцию психики предугадать невозможно. Например, экспериментатор хочет узнать, как влияет на психику свечение того или иного оттенка, а психика испытуемые реагирует не на это, а на личное отношение к экспериментатору. Именно поэтому само понятие эксперимента в психологии очень сложно и многогранно.

Виды эксперимента в психологии

Сам по себе такой метод исследования в психологии, как эксперимент, подразделяется на лабораторные, естественные и формирующие эксперименты. Роме этого, возможно подразделение на пилотажное исследование (первичное) и собственно эксперимент. Они могут быть как явными, так и со скрытой целью. Рассмотрим их все.

По способу проведения различают следующие типы экспериментов в психологии:

лабораторный эксперимент. Это наиболее престижный, уважаемые, и вместе с тем распространенный вид эксперимента. В нем доступно максимально точное управление переменными - как зависимыми, так и независимыми.

естественный (полевой) эксперимент. Это самый необычный эксперимент, поскольку он проводится в обычной жизни. Т.е. по факту практически никаких перемен не происходит, и экспериментатор практически не вмешивается, но в то же время наблюдение проходит.

формирующий (психолого-педагогический) эксперимент. В данном случае человек или группа людей принимают участие в обучении с целью формировании неких навыков или качеств. В данном случае, если результат оказывается сформирован, нет необходимости гадать, почему произошли перемены – эксперимент считается успешным.

Кроме этого, существует деление на явные и скрытые эксперименты. Это влияет на уровень осознанности эксперимента со стороны испытуемого.

Явный эксперимент - испытуемому даны исчерпывающие сведения обо всех целях и задачах, которые ставит перед собой данное исследование.

Промежуточный вариант – испытуемому дается лишь какая-то необходимая часть информации, другая же часть либо утаивается, либо искажается.

Скрытый эксперимент - испытуемому неизвестно зачастую не только о целях эксперимента, но и вообще о самом его факте.

Таким образом, исследования проводятся самыми разными способами. Одни из них наиболее пригодны для изучения поведения взрослых людей, иные идеальны для рассмотрения особенностей детей. Кстати, именно на детской аудитории чаще всего приводятся скрытые эксперименты, поскольку дети нередко склонны замыкаться и менять свое поведение, если им сообщить все напрямую. Таким образом, скрытый эксперимент не является чем-то из области обмана – это необходимая мера для получения адекватных результатов. Вопрос 8. Вспомогательные методы психологии: опрос, анкетирование, беседа, биографический метод, изучение продуктов деятельности, метод текстов.

Опрос - может быть устным (беседы, интервью) и письменным (анкетирование).

Беседа - один из распространенных психологических методов, особенно необходим при определении профессиональных качеств работника, выявлении особенностей мотивации работника данной специальности, оценке качества рабочих мест.

При проведении беседы необходимо учитывать, что она должна:

строиться по заранее продуманному плану;

проводиться в атмосфере взаимного доверия, носить характер

свободного диалога, а не допроса;

исключать вопросы, имеющие характер подсказки или внушения.

Важным требованием к проведению этого исследования является соблюдение этических норм: конфеденциальность обстановки, соблюдение профессиональной тайны, уважение к собеседнику.

Анкетирование — наиболее удобный и дешевый по сравнению с интервью способ получения информации от многочисленных групп людей.

При анкетировании работник сохраняет анонимность, поэтому он отвечает на вопросы более откровенно. Кроме того, он может более основательно продумать и сформулировать свои ответы. Анкетирование позволяет получить данные в короткие сроки и от большого количества людей, причем в форе, доступной для машинной обработки.

Для повышения уровня достоверности данных анкетированию должна предшествовать предварительная организационная работа: беседа о целях и порядке анкетирования: вопросы анкеты должны быть ясными и конкретными; анкета должна быть четко структурирована с выделением основных разделов. Сегодня при анкетировании возможно использование таких современных технологических методов, как рассылка вопросов по электронной почте, через Интернет. Эти технологии в значительной мере ускоряют получение и практическое использование нужных данных.

Биографический метод исследования состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида и прогнозируются возможные события в будущем, составляются графики жизни, производится каузометрия (от лат. causa — причина и греч. metro — измерение) — причинный анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, когда выявляются стартовые события отдельных периодов развития личности или ее деградации.

Биографический метод исследования направлен на выявление стиля жизни индивида, типа его адаптации в среде. Он используется как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности. Возможна диагностика обследуемого при помощи компьютерной программы «Биограф». Метод позволяет выявить факторы, наиболее влияющие на поведение личности. Полученные данные используются для коррекции поведения индивида, личностно направленной психотерапии, релаксации (ослабления) возрастных кризисов.

Метод анализа продуктов деятельности.

Результаты деятельности людей – это созданные ими книги, картины, архитектурные проекты, изобретения и т.п. По ним можно судить об особенностях деятельности, которая привела к их созданию, и включенную в эту деятельность психических процессах и качествах. Анализ продуктов деятельности имеет большое значение и для науки и для практики. Так школьный психолог, к которому родители или учитель обращаются по поводу неуспеваемости ученик, может получить ценную информацию из тетрадей школьника, анализируя выполнение им классных и домашних работ, того, как он списывает с доски и как пишет сочинения. Сделанные им выводы могут быть ценным дополнением к диагностическому обследованию, проводимому другими методами. Наиболее важное значение имеет результат самостоятельной деятельности детей, особенно рисунки, созданные ребенком по замыслу. Так, детские рисунки послужили многим исследователям материалом для выводов о разных сторонах психического развития ребенка. В них выражаются особенности восприятия детей и складывающихся у них представлений об изображаемых предметах. Например, по рисункам можно видеть, какую роль в образовании представлений о предметах играют собственные действия ребенка с этими предметами: обычно в рисунках подчеркиваются те особенности, с которыми ребенок познакомился в процессе действия. Детские рисунки дают возможность в известной мере судить и об уровне умственного развития их авторов. Изучение результатов деятельности не показывает, как ребенок разработал над получением того или иного продукта. Следовательно, продукты деятельности дают достаточно достоверный материал в том случае, если их изучение сочетается с наблюдением за процессом их создания.

Эксперимент в психологии. Лабораторный эксперимент

Литература

1. Бабанский, Ю. К. Педагогический эксперимент. Введение в науч. исследование по педагогике. - М.: Просвещение, 1988.

2. Барабанщиков В.А. Лабораторный эксперимент в психологии //

КиберЛенинка: https://cyber**ninka.ru/article/n/laboratornyy-eksperiment-v-psihologii

3. Возрастная и педагогическая психология./ Под ред. М.В. Гамезо. М.: Просвещение. – 2003. С. 232

4. Волков Б.С., Методы исследования в психологии. – М.: Пед. о-во России, 2003. – 208с.

5. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 2002. – С. – 40, 56, 59.

6. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: Книжный дом «Университет», 2009. С. 336.

7. Годфруа

8. Головин С.Ю. Словарь практического психолога Минск: Харвест, 2014

9. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. – 558с.

10. Дружинин В.Н., Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2015. – 320с.

11. Корнилова Т.В., Экспериментальная психология: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2016. – С.639.

12. Куликов Л.В. Психологическое исследование. — СПб, 2008.- С.138

13. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Д. Кэмпбелл. – М.: Прогресс 1996. - 391 с.

14. Константинов, В. В. Экспериментальная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. В. Константинов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 255 с.

15. Ломов Б.Ф., Проблемы и стратегия психологического исследования. Монография – М.: Наука, 1999. – 204с.

16. Мартин Д. Психологические эксперименты / Д. Мартин. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2015. — 477 с.

17. Немов Р.С. Общая психология. СПб.: Питер, 2007. — 304 с

18. Никандров В.В., Экспериментальная психология. – СПб.: Речь, 2003. – 480с.

19. Ратанова Т.А., Психология общая: экспериментальная психология. – М.: Моск. психол.-социал. ин-т Флинта, 2014. – 464с.

20. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2017. – 720с.

21. Павлов И.П. Письмо И.П. Павлова молодежи. 1934г // Молодежный интернет-журнал МГУ «Татьянин день» // Электронный ресурс. http://www.t**ay.ru/text/164449.html

22. Титченер Э. Методы психологических исследований // Хрестоматия по вниманию. – М.: Изд-во МГУ, 1976. – 26-46 с

23. Узнадзе Д.Н. Основы экспериментальной психологии. СПб.: Питер, 2014. – 480с.

24. Фресс П., Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2003. – 160с.

25. Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы / Под ред. В.А. Барабанщикова. — М.: ИПРАН-МГПППУ, 2014.

Высшее образование БГПУ

Принципы психического развития. Методы психологии развития

1. Принципы психического развития

Анализ множества взглядов на ход психического развития позволяет выделить не только определенное сходство позиций, но и некоторые, ставшие до определенной степени общепринятыми, принципы. В числе ведущих принципов психического развития можно назвать следующие:

I. Принцип устойчивого динамического неравновесия как источник развития системы. Исходным моментом любого развития является сложный спектр индивидуальных противоречий и действий. «Именно противоречивость отношений является фактором, запускающим развитие» (Князева Е. Н.,  Курдюмов С. Н.,   1994),— подчеркивают Е.Н.Князева и СП. Курдюмов и продолжают: «Без неустойчивости нет развития. Только системы далекие от равновесия, системы в состояниях неустойчивости, способны спонтанно организовывать себя и развиваться. Устойчивость и равновесность — это тупики эволюции. Неустойчивость означает развитие, развитие происходит через неустойчивость, через бифуркации, через случайность» (Князева Е. Н., Курдюмов С. Н., 1992).

II. Принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению (наследственности—изменчивости) как условие развития системы (Асмолов А.Г., 1998). Тенденция к сохранению осуществляется наследственностью, генотипом, который без искажений передает информацию из поколения в поколение, а противоположная ей тенденция к изменению — изменчивостью, проявляющейся в приспособлении вида к среде обитания. Если наследственность обеспечивает сохранность генотипа, а вместе с тем и выживания человека как вида, то изменчивость составляет основу как активного приспособления индивида к изменяющейся среде, так и активного воздействия на нее за счет вновь вырабатываемых у него свойств.

Ш. Принцип дифференциации—интеграции, выступающий в качестве критерия развития структуры.Данный принцип является одним из всеобщих для любых систем. Согласно ему, развитие идет от «состояния относительной глобальности... к состояниям большей дифференцированности, артикулированности и иерархической интеграции... Развитие — это всегда постепенно возрастающая дифференциация, иерархическая интеграция и централизация внутри генетического целого» (Чуприкова Н. И., 1997). Подобного взгляда на ход развития придерживались многие ученые, начиная от И. М. Сеченова, Г. Спенсера, Т. Рибо и Э. Клапареда до К. Коффки, X. Вернера, Э. Гибсона, Ж. Пиаже, X. Уиткина, А. Богданова и др.

IV. Принцип цельности как критерий развития функции. Наряду с принципом дифференциации—интеграции мы выделяем принцип цельности. В отличие от предыдущего, характеризующего уровень развития структуры, принцип цельности — это важнейшая характеристика функционального развития системы. Цельность — это единство целей и средств их достижения, обеспеченное повторяемостью, соподчиненностью, соразмерностью и уравновешенностью структурных элементов целого (Аверин В. А., 1997). Успешность функционирования всей системы в целом обусловлена тем, насколько «подогнаны» друг к другу ее элементы, насколько согласованно они взаимодействуют. Иными словами, цельность показывает меру связности элементов целого, а следовательно, и уровень развития ее функции.

Вышеизложенные принципы объясняют источники и условия развития человека, а также уровень его развития как структурного и функционального образования.

Наряду с уже названными, А. Г. Асмолов выделяет еще два принципа: принцип возможности превращения избыточной (преадаптивной) активности элементов системы в адаптивную и принцип возрастания влияния избыточных элементов системы на выбор дальнейшей траектории ее развития в неопределенных критических ситуациях (Асмолов А. Г., 1998).

 

2. Методы психологии развития

Практически все общепсихологические методы теоретичес­ких и практических исследований вошли в методический арсенал психологии развития. При помощи данных методов в психологии развития извлекается информация о возрастных особенностях познавательных процессов, происходящих при переходе его из од­ной возрастной группы в другую.

Метод близнецов. При помощи данного метода исследуются сходство и различия меж­ду гомозиготными и гетерозиготными близнецами, которые дают важный научный материал для понимания роли наследствен­ности и среды в формировании развития психики и личности че­ловека. При помо­щи метода близнецов получено немало свидетельств того, что эмо­циональность, уровень активности и общительности человека мо­гут быть обусловлены генетически, хотя вопрос о «весомости» вкла­да наследственности и среды в психическое развитие на всех эта­пах онтогенеза остается открытым.

Наблюдение — преднамеренное, системати­ческое и целенаправленное восприятие внешнего поведения челове­ка с целью его последующего анализа и объяснения. В психологии развития это один из первых и доступнейших методов, особенно необходимый при исследовании детей на ранних этапах развития, ког­да у испытуемых невозможно взять словесный отчет и проведение любой экспериментальной процедуры затруднено. И хотя наблюде­ние представляется несложным методом, при правильной организа­ции оно дает возможность собрать факты естественного поведения человека. При наблюдении человек не знает, что за ним кто-то сле­дит, и ведет себя естественно, именно поэтому наблюдение дает жизненно правдивые факты. Наблюдения позволяют системно анализировать психи­ку развивающегося человека.

Ограниченность использования метода наблюдения связана с несколькими причинами. Во-первых, естественность и слитность в пове­дении человека социальных, физических, физиологических и психи­ческих процессов затрудняют понимание каждого из них в отдельности и препятствует вычленению главного, существенного. Во-вторых, на­блюдение ограничивает вмешательство исследователя и не позволяет ему установить способность ребенка сделать что-то лучше, быстрее, успешнее, чем он сделал. В наблюдении психолог сам не должен вы­зывать явление, которое он хочет изучать. В-третьих, при наблюде­нии невозможно обеспечить повтор одного и того же факта без изме­нений. В-четвертых, наблюдение позволяет лишь фиксировать, но не формировать психические проявления. Наконец, в-пятых, наблюдение никогда не может быть единичным фактом, оно должно вестись систематично, с повторяемостью и большой выборкой испытуемых.

Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интере­суют все особенности поведения ребенка, но чаще выборочны­ми, когда фиксируются только некоторые из них. Наблюдения дол­жны вестись регулярно. Интервалы, с которыми должно вестись наблюдение, зависят от возраста того, за кем наблюдают.

Наблюдение может проводиться с использованием техничес­ких средств и способов регистрации данных (фото-, аудио-, и ви­деоаппаратура, карты наблюдения и пр.). Обычно наблю­дение сочетается с экспериментом.

Экспериментальные методы предполагают активное вмешательство иссле­дователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется искомый психологический факт.

Эксперимент от наблюдения отличается следующими особенностями:

-  в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление, а наблюдатель не может вмешиваться в наблюдаемые си­туации;

- экспериментатор может варьировать, изменять условия про­текания и проявления изучаемого процесса;

- в эксперименте возможно поочередное исключение отдель­ных условий (переменных), чтобы установить закономерные свя­зи, определяющие изучаемый процесс;

- эксперимент позволяет варьировать количественное соотно­шение условий, а также допускает математическую обработку по­лученных в исследовании данных.

Эксперимент в работе с детьми позволяет получить лучшие результаты тогда, В психологии развития широко применяются такие виды эксперимента, как констатирующий и формирующий. В констати­рующем эксперименте определяется уровень и особенности раз­вития человека, присущие ему в настоящее время. Формирующий эксперимент пред­полагает целенаправленные воздействия на испытуемого с целью создания, выработки определенных качеств, умений. Другими сло­вами, это развивающий метод в условиях специально организован­ного педагогического процесса.

В психологии развития часто используется метод срезов: в достаточно больших детских группах с помощью конкретных ме­тодик изучается определенный аспект развития. В результате получают данные, характерные для этой возрастной группы. Когда делается несколь­ко срезов, подключается сравнительный метод: данные каждой группы сравниваются между собой и делаются выводы о том, ка­кие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловле­ны. Подбирая группу по какому-то признаку для проведения сре­зов, психологи стараются «уравнять» другие существенные разли­чия между людьми. Те данные, которые получают благодаря методу срезов, являются средними или среднестатистическими.

Лонгитюдный (лонгитюдиальный) метод исследования ча­сто называется «продольным исследованием». С помощью этого метода изучают развитие одного и того же испытуемого длитель­ное время. Такого типа исследование позволяет выявить более тон­кие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются «поперечными» срезами.

Развитие личности изучается с помощью бесед, письменных опросов, косвенных методов. К последним относятся так называе­мые проективные методы. Они основаны на принципе проекции -перенесении на других людей своих собственных потребностей, отношений, качеств.

Отношения между людьми, сложившиеся в группе, определя­ет социометрический метод. Интеллектуальное развитие изучается с помощью разнообраз­ных методик, но главным образом - стандартизированных тес­тов. Анкетирование - метод выявления биографических данных, мнений, ценностных ориентации, установок и личностных черт опрашиваемого.

Метод беседы (опроса) проводит подготовленный исследова­тель, и используют его для изучения детей дошкольного, школьного возраста, подростков и юношей. Для изучения детей дошкольного возраста метод применяется в ограниченных пределах.

Биографический метод - способ исследования, диагности­ки, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Современный биографичес­кий метод основан на изучении личности в контексте истории и перспектив ее жизнедеятельности и взаимоотношений со значи­мым окружением, направлен на формирование и коррекцию жиз­ненных программ и сценариев ее развития в онтогенезе.

Большинство перечисленных методов являются исследова­тельскими. Они позволяют в качестве результата получить нечто новое (факты, закономерности, механизмы психических процес­сов и т.д.). Каждый метод для конкретного исследо­вания требует описания, обоснования, конструирования, проверки на надежность, валидность и стандартизацию.

Эти­ческие нормы работы психолога. Психолог несет моральную от­ветственность за тех людей, с которыми он работает, от него может зависеть судьба человека. Он должен, прежде всего, руководствоваться принципом «не навреди».

 

Е.Е. Соколова. Психологический эксперимент и его виды: Psychology OnLine.Net

Е.Е. Соколова. Психологический эксперимент и его виды
Добавлено Psychology OnLine.Net
11.10.2008 (Правка 11.10.2008)

Экспериментом называется метод психологического исследо­вания, характеризующийся более активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, чем это может быть осуществлено в наблюдении. Приведем самые общие характеристики эксперимента как отличного от наблюдения метода получения научных психологических знаний, которые выделил известный отечественный психолог С.Л.Рубинштейн: 1) в эксперименте сам исследователь вызывает изучаемое явление, а не ждет, пока явление спонтанно обнаружит себя, 2) экспериментатор может варь­ировать, т. е. изменять условия, при которых данное явление на­блюдается, 3) изолируя отдельные условия (независимые перемен­ные), экспериментатор может выявить роль отдельных условий или их сочетаний для возникновения того или иного явления и установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс, 4) в эксперименте можно варьировать количественные соотноше­ния отдельных условий и тем самым получить количественные данные, допускающие математическую обработку [101].

Виды экспериментов, как и формы наблюдения, можно рас­классифицировать по ряду оснований1. Не приводя всех возмож­ных классификаций, воспользуемся одной из них, предложенной известным отечественным психологом А. Р.Лурия |78]. Он разделил все методы экспериментального исследования на три группы.


  1. Группа методов структурного анализа, с помощью которых выделяется и анализируется структура изучаемого психического процесса или явления.
  2. Совокупность экспериментально-генетических методов, с по­мощью которых прослеживаются различные стадии развития изу­чаемого процесса (метод срезов) или организуется формирование той или иной психической деятельности (формирующий эксперимент).
  3. Экспериментально-патологические методы (называемые А. Р.Лурия также методами синдромного анализа), которые вы­являют комплекс изменений при каких-либо болезненных нару­шениях психической деятельности (например, при повреждениях головного мозга или психических заболеваниях) и вскрывают фак­торы, «отвечающие» за возникновение того или иного комплекса изменений (синдрома).

Метод структурного анализа, по А. Р.Лурия, заключается в сле­дующем. Психолог, изучающий тот или иной психический про­цесс, ставит перед испытуемым какую-либо конкретную задачу и прослеживает строение соответствующих действий испытуемого, характер используемых при этом средств в процессе решения по­ставленной задачи и пр.

Обращаясь к экспериментам второй группы, покажем отличие метода срезов от формирующего эксперимента на конкретном примере экспериментального исследования, проведенного А.Н.Леонтьевым под руководством Л. С. Выготского в конце 20-х гг. XX в. Его предметом было развитие памяти как высшей психической функции2. В эксперименте приняли участие испытуемые трех воз­растных групп: дошкольники, школьники и взрослые, у которых в одной из экспериментальных серий изучалась способность ис­пользовать для запоминания слов особые средства — «узелки на память», т.е. нужно было запоминать слова («рука», «книга», «хлеб», «дом» и т.п.) с помощью карточек, на которых были на­рисованы другие предметы. Карточки выбирались испытуемыми по принципу какого-либо отмеченного ими самими сходства с предметом, обозначенным запоминаемым словом (например, для слова «хлеб» могла быть выбрана карточка, на которой была нари­сована масленка с маслом, так как масло можно намазать на хлеб).

Было установлено существенное различие между испытуемы­ми разных возрастных групп в использовании карточек как сред­ства запоминания слов: дошкольники еще не использовали кар­точку для запоминания слова, потому что не понимали смысла этой операции, школьники очень хорошо запоминали с карточ­ками (и плохо без карточек). Взрослые же запоминали слова с карточками лучше, чем школьники, и намного лучше по сравнению со школьниками без карточек (согласно гипотезе Л. С.Вы­готского, подтвердившейся в данном экспериментальном иссле­довании, у взрослых имеются уже внутренние «карточки», т.е. определенные внутренние средства запоминания).

Таким образом, в этих экспериментах были получены данные, раскрывающие особенности запоминания у испытуемых каждой возрастной группы. Экспериментатор производил как бы срез про­цесса развития памяти в онтогенезе. Возникал, однако, вопрос: а что происходит на линии «между» этими точками? Ответить на этот вопрос позволил формирующий эксперимент. В частности, с по­мощью остроумного методического приема у испытуемого формировалось умение использовать внутренние средства для запо­минания, если до этого он применял только внешние средства.

В одном из экспериментов школьникам предлагалось для запо­минания не 30 карточек, как обычно, а всего одна. Тогда процесс запоминания превращался в рассказ, каждое слово которого оп­ределенным образом было связано с карточкой, т.е. средством запоминания теперь выступали слова. В результате у испытуемых появлялась сформированная в эксперименте высшая форма внут­ренне-опосредствованного запоминания. Формирующий эксперимент широко используется также в возрастной и педагогической психологии, в частности в исследованиях и практических разра­ботках, проводимых на основе теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина.

В группе экспериментально-генетических методов часто выделя­ют так называемый лонгитюдный метод, т.е. систематическое изу­чение одних и тех же испытуемых в течение весьма долгого време­ни (например, в течение нескольких лет или даже десятилетий).

В нейропсихологии и патопсихологии широко используются экспериментально-патологические методы, об особенностях ко­торых можно узнать из соответствующих учебных курсов.

Виды экспериментального исследования можно классифици­ровать и по ряду других оснований. Так, выделяют, например, эксперименты естественные и лабораторные, отличающиеся раз­ными условиями их проведения (а именно в естественных или лабораторных — и поэтому иногда весьма искусственных — усло­виях).




  1. С ними студенты знакомятся в специальных курсах по экспериментальной психологии (см. , например, [48]).
  2. О понятии «высшая психическая функция» см. главу 5.

5.3. Психологический эксперимент | Вестишки.ру

 

Опорные слова к вопросу №5 — здесь

Эксперимент в психологии (от лат. experimentum - проба, опыт) - один из основных, наряду с наблюдением, методов научного познания вообще, и психологического исследования в частности. Отлича­ется от наблюдения активным вме­шательством в ситуацию со сторо­ны исследователя, осуществляюще­го планомерное манипулирование одной или несколькими переменны­ми (факторами) и регистрацию со­путствующих изменений в поведе­нии изучаемого объекта.

Правиль­но поставленный эксперимент позволяет про­верять гипотезы о причинно-след­ственных отношениях, не ограни­чиваясь констатацией связи (кор­реляции) между переменными.

Раз­деляют традиционные и факторные планы проведения эксперимента.

При традици­онном планировании эксперимента меняется лишь одна независимая переменная, при факторном - несколько. Достоин­ством последнего является возмож­ность оценки взаимодействия фак­торов - изменения характера влия­ния одной из переменных в зави­симости от значения другой, но зато значительно увеличивается трудоёмкость исследования.

Если изучаемая область относитель­но неизвестна, и система гипотез отсутствует, то говорят о пилотаж­ном эксперименте {пилотажное исследование). Его результаты могут помочь уточнить направление дальнейшего исследования.

Когда имеются две кон­курирующие между собой гипотезы и эксперимент позволяет выбрать одну из них, говорят о решающем эксперименте (лат.- experimentum crucis).

Контрольный эксперимент осуществляется с целью провер­ки каких-либо зависимостей.

Итак, специфика эксперимента как метода психологического иссле­дования заключается в том, что в нем целенаправленно и проду­манно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и его развитие. Однако организовать и про­вести настоящий, отвечающий всем требованиям науки, психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных иссле­дованиях он встречается реже, чем другие методы.

Одна из трудностей применения эксперимента в пси­хологии заключается в том, что ис­следователь зачастую оказывается включенным в ситуацию общения с обследуемым лицом (испытуе­мым) и может невольно повлиять на его поведение.

Эксперимент формирую­щий

(синонимы - преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий, генетико-моделирующий эксперимент, метод активного формирования психики) позволяет направленно формировать особенности таких психических процессов, как вос­приятие, внимание, память, мыш­ление. Тем самым он принципиально отличается от всех других видов психологического исследования. Применяется в возраст­ной и педагогической психологии.

Формирующий эксперимент состоит в прослеживании изменений психики ребенка в процессе актив­ного воздействия исследователя на испытуемого. Формирующий эксперимент позволяет не ограничиваться регистрацией выяв­ляемых фактов, а через создание специальных ситуаций раскрывать закономерности, механизмы, дина­мику, тенденции психического раз­вития, становления личности, опре­деляя возможности оптимизации этого процесса.

Кроме формирующего эксперимента имеются ещё две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных и приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности - соответствии жизни.

 

5 методов исследования, используемых в психологии

Пять методов психологического исследования

  • Пример использования
  • Эксперимент
  • Наблюдательное исследование
  • Обзор
  • Анализ содержания

В психологии используется несколько различных методов исследования. Они делятся на две области: количественные, которые зависят от использования математических или статистических данных, и качественные. В рамках этих двух подразделений проводятся несколько видов исследований, включая корреляционные, описательные и экспериментальные.Какой тип исследования используется, зависит от целей исследования.

См. Наш рейтинг 30 лучших программ бакалавриата в области психологии в Интернете: небольшие колледжи.

1. Пример использования

Практический пример - это качественный метод исследования. Он включает в себя наблюдение за одним человеком или группой людей в течение определенного периода времени. Исследователь берет интервью у субъекта или наблюдает за его поведением и записывает информацию. Как правило, этот тип психологического исследования используется, чтобы показать, как принципы или теории психологии используются в реальной практике.Метод кейс-стади широко используется в профессиональном обучении.

2. Эксперимент

Хотя это представлено как широкий вид исследования, которое может быть составной частью многих методов, этот термин здесь используется для обозначения конкретной процедуры. В науке эксперименты являются наиболее часто используемым методом исследования, и для его использования существуют определенные принципы. Один из них - наличие контрольной группы. Это человек или группа лиц, которыми не манипулируют.

Другой принцип - это управление переменными.То есть эксперимент должен быть максимально свободен от посторонних данных. Этот фактор позволяет психологам повторить эксперимент, а это одно из требований надежного исследования.

Третий принцип - постоянство измерений. Использование различных стандартов делает невозможным копирование и ненадежность результатов. Четвертый задействованный принцип - показать причину и следствие. То есть проделанные в эксперименте манипуляции привели к результатам и больше ничего не было задействовано.Эксперименты могут контролироваться в лаборатории, например, исследования сна, полевые эксперименты, которые позволяют психологу манипулировать субъектом, но не его окружение, или естественные эксперименты, которые не допускают контроля и в основном являются наблюдательными.

3. Наблюдательное исследование

Этот вид качественного исследования может быть натуралистическим или контролируемым. Это систематическая и тщательная запись. Цель наблюдательного исследования - выявить и описать переменную или даже набор переменных.Этот тип исследования может быть использован в качестве предшественника других типов, которые сосредоточены на одной проблеме.

4. Обследование

Опрос представляет собой «дробный» подход к исследованию. Это зависит от данных, предоставленных самими людьми, и поэтому может быть очень субъективным. Из-за этого в опросах обычно участвуют многие предметы. Это количественный метод с использованием случайной выборки субъектов и, вероятно, единственный метод психологического исследования, в котором используется случайность. Это не экспериментальный метод, но образцы «тщательно отбираются».”

5. Анализ содержания

Этот метод исследования включает просмотр средств массовой информации, таких как печать, телевидение, радио и т. Д., На предмет повторения определенных слов, фраз или даже идей. Это количественный метод, использующий математические данные о словах или концепциях для изучения таких вещей, как стереотипы или определенные аспекты культуры, такие как сексуальность. Этот тип исследований особенно ценен в рекламе, но также может использоваться для прогнозирования поведения в определенных группах населения.

Есть много других способов сбора информации; некоторые из них являются общенаучными методами, а некоторые относятся к психологии. Методы исследования, используемые в психологии, зависят от типа данных, которые изучаются, а также от цели и масштабов исследований.

Experimental Method - IResearchNet

Экспериментальный метод - это метод, в котором экспериментатор манипулирует переменной (независимой переменной, предполагаемой в качестве причины; IV) и соответствующим изменением другой переменной (зависимой переменной, предполагаемой как эффект; DV) наблюдается.Чтобы определить, вызвано ли изменение DV внутривенным введением, участвуют как минимум две группы: контрольная группа и экспериментальная группа. Предполагается, что две группы идентичны во всех отношениях, за исключением того, что контрольная группа не получает лечение внутривенным введением, тогда как экспериментальная группа получает лечение. На самом деле нет двух абсолютно идентичных групп. Таким образом, чтобы гарантировать идентичность обеих групп, за исключением лечения или экспериментального манипулирования ВВ, все участники случайным образом распределяются либо в контрольную, либо в экспериментальную группу (ы). В результате любые врожденные различия между членами двух групп распределяются поровну.

В качестве примера рассмотрим гипотетическое исследование, изучающее влияние телепрограмм с насилием на поведение детей. Сначала исследователь случайным образом относит группу детей к экспериментальной или контрольной группе, а затем показывает детям из экспериментальной группы телепрограмму с насилием, а детям из контрольной группы - нейтральную программу. После просмотра своих программ детям разрешается играть в комнате с другими детьми и наблюдать за ними.В результате дети в экспериментальных условиях могут проявлять более агрессивное поведение, чем дети в контрольной группе. Учитывая использование контрольной группы и экспериментальной группы, а также случайное распределение детей по каждому состоянию, исследователь может сделать вывод, что жестокая телепрограмма вызвала агрессию среди детей, поскольку они различались только типом программы, которую они смотрели. .

Экспериментальные методы облегчают причинно-следственные выводы. В хорошо спланированном эксперименте связь между IV и DV очевидна.Экспериментальный метод позволяет выделить взаимосвязь между переменными, которая возникает в сложной среде и часто не наблюдается. Как в примере, эффект жестоких телепрограмм нелегко наблюдать в реальных условиях. Контролируя все другие задействованные переменные, хорошо спланированный эксперимент позволяет выявить взаимосвязь между IV и DV. Таким образом, эксперименты могут дать основу для дальнейших научных исследований. В других ситуациях связь между любыми двумя переменными слабая.Поскольку экспериментаторы могут иметь большой контроль над экспериментом, они могут максимизировать масштаб манипуляции и, таким образом, иметь более высокую способность обнаруживать взаимосвязь. В этих сценариях основной проблемой экспериментатора является наличие взаимосвязи. Такие свидетельства могут дать ключ к пониманию того, требуется ли дальнейшее расследование, особенно на этапе исследования.

Экспериментальный метод не лишен недостатков. Прежде всего, его главное преимущество часто может оказаться недостатком.Контроль экспериментатора над многими аспектами эксперимента часто затрудняет обобщение результатов на другие ситуации. Таким образом, размер эффекта в эксперименте может не наблюдаться ни в реальности, ни в других исследованиях. Это усиливается, потому что многие переменные связаны с другими переменными. В этом смысле эксперименты намного проще реальности. Экспериментаторы могут попытаться включить в план больше переменных, чтобы повысить обобщаемость результатов; однако часто включение дополнительных переменных представляет собой проблему для экспериментаторов.Эксперименты обычно требуют больше времени и усилий от каждого участника. Это может быть частью причины, по которой эксперименты не используются для сбора продольных данных. Сохранение контроля над участниками в течение длительного периода времени может вызвать этические проблемы и даже быть невозможным.

Артикул:

  1. Pedhazur, E. J., & Schmelkin, L. P. (1991). Измерение, проектирование и анализ: интегрированный подход. Hillsdale, NJ: Erlbaum.
  2. Табачник, Б.Г., & Фиделл, Л. С. (2001). Компьютерное проектирование и анализ исследований . Needham Heights, MA: Allyn &
  3. Trochim, W. (2002). Опытный образец . Получено с http://trochim.human.cornell.edu/kb/desexper.htm
  4. .
  5. Уитли Б. Э. младший (1996). Принципы исследования в поведенческой науке. Маунтин-Вью, Калифорния: Mayf
  6. Вулф, Л. М. (нет данных). Методы исследования развития .
  7. Получено с http: // www.webster.edu/~woolflm/methods/dehtml

PS114 - Методы исследования в психологии

  • Код модуля: PS114
  • Название модуля: Методы исследования в психологии
  • Кафедра: Психология
  • Кредит: 18

Содержание и обучение | Оценка | В наличии

Содержание модуля и обучение

Основные цели

Этот курс дополняет PS113 «Статистические методы в психологии». Модуль предоставляет навыки и знания, необходимые для понимания природы эмпирической работы в психологии, а также для разработки, реализации, анализа и представления собственных эмпирических исследований студента. Модуль обеспечивает ценную подготовку к проектам второго и третьего года.

Основные результаты обучения

«В конце модуля студенты должны понимать: принципы психологического исследования; свойства различных видов количественных и качественных данных; методы отображения данных; дизайн и использование файлов данных SPSS; меры центральной тенденции; меры вариативность; элементы теории вероятностей; распределения вероятностей; принципы экспериментальных, наблюдательных и анкетных методов; принципы качественных методов в психологии; этические вопросы психологических исследований; принципы корреляции; выборочные распределения и их использование при проверке гипотез; принципы параметрической и непараметрическая проверка гипотез; регрессия; использование критериев хи-квадрат; принципы и методы дисперсионного анализа внутри и между субъектами; дизайн факторных экспериментов и факторный дисперсионный анализ; использование SPSS для вычислений описательная и логическая статистика, упомянутая выше. «

Учебные занятия по расписанию

Продолжительность модуля: 24 недели. Одно двухчасовое лабораторное занятие в неделю с обязательной посещаемостью. Студенты также будут участвовать в десяти ведомственных экспериментах в течение года.

Ведомственная ссылка

http://www2.warwick.ac.uk/fac/sci/psych/study/bsc/ugmodule/modules/ps114outline

Оценка модуля

Оценочная группа Название оценки В процентах
18 CATS (Код модуля: PS114-18)
A (только оценочные работы) Класс Тест 25%
Устная презентация проекта 5%
Опыт исследований 10%
1-й практический отчет 5%
2-й практический отчет 5%
3-й практический отчет 5%
Отчет по проекту 45%

Наличие модуля

Этот модуль доступен на следующих курсах:

Ядро
  • Бакалавриат психологии (C800) - 1 год
  • Бакалавриат психологии с лингвистикой (C802) - 1 год
  • Бакалавриат психологии с образовательными исследованиями (C804) - 1 год
Дополнительный сердечник

НЕТ

Дополнительно

НЕТ

Экспериментальные исследования в области психологии: методы, исследования и определение - курс общей психологии (видео)

Область психологии исследует каждый аспект того, что делает нас людьми, от нашей физиологии до наших эмоций, отслеживаемых на разных этапах нашей жизни. В этом уроке вы узнаете об основных элементах мощного метода исследования - эксперимента.

Психология

Шеннон задает вопрос. Она хочет знать, будут ли люди, которым дан список слов, выучить их лучше в тихой комнате или в комнате с окружающим шумом, таким как тихие разговоры или музыка. Она думает, что они могли бы лучше учиться с окружающим шумом, потому что они будут активно работать, пытаясь сосредоточиться на словах, но как она может это доказать?

Психология - это научное исследование мыслей, поведения и чувств людей .Вопрос Шеннона об обучении - это часть психологии. Поскольку психология - это наука, многие из ее важных вопросов (например, «Как люди учатся?») Проверяются с помощью экспериментов или тщательно разработанных процедур для ответа на вопрос или проверки гипотезы. Давайте внимательнее посмотрим на экспериментальные исследования в психологии, в том числе на то, как проводятся эксперименты и чему психологи, такие как Шеннон, могут у них научиться.

Научный метод

Шеннон хочет проверить свою теорию о том, что люди будут лучше выучивать список слов, если на заднем плане присутствует небольшой фоновый шум, а не в совершенно тихой комнате.Как она могла это сделать? В психологии, как и в других областях науки, эксперименты проводятся с использованием научного метода , или процесса систематических ответов на вопросы . В научном методе шесть шагов. Это:

1. Задайте вопрос . Это первый шаг в любом запросе. В конце концов, чтобы найти ответ, у вас должен быть вопрос! В случае Шеннон вопрос, на который она хочет ответить, звучит так: «Какая среда наиболее способствует обучению?»

2. Проведите предварительное исследование . Затем такие ученые, как Шеннон, хотят выяснить, какие исследования уже были проведены по этой теме, и посмотреть, что они могут узнать. Например, Шеннон прочитала исследование, которое показало, что люди лучше замечают детали, когда они активно сосредотачиваются. Другое исследование, которое видел Шеннон, показало, что некоторые люди усерднее работают, чтобы сосредоточиться, когда они находятся в шумной атмосфере, например в кафе, чем когда они находятся в тихом месте, например в библиотеке. Хотя ни одно из этих исследований не дает прямого ответа на вопрос Шеннон, она начинает получать более ясную картину того, что может повлиять на обучение.

3. Построить гипотезу . Проведя предварительное исследование, Шеннон захочет сформировать гипотезу , или разумный прогноз, основанный на доступной информации. Например, основываясь на исследованиях, которые прочитала Шеннон, она считает, что люди будут выучивать больше слов в комнате с окружающим шумом, а не в совершенно тихой комнате. Это может быть ее гипотеза.

4. Проверить гипотезу экспериментом . После того, как гипотеза сформирована, пора вникнуть в суть научного метода: эксперимент.Мы подробно рассмотрим экспериментальную процедуру через мгновение, но пока важно знать, что Шеннон захочет проверить свою гипотезу путем сбора данных. Например, она может дать двум разным группам людей один и тот же список слов, но поместить одну группу в тихую комнату, а другую - в комнату с окружающим шумом. Затем она могла проверить их и посмотреть, сколько слов они запомнили.

Часто бывает необходимо повторить шаги три и четыре по несколько раз. Результаты эксперимента могут привести к тому, что исследователь уточнит или изменит свою гипотезу и проведет другой эксперимент.

5. Проанализировать данные и сделать выводы . После эксперимента Шеннон необходимо проанализировать собранные данные и сделать по ним выводы. Например, после тестирования своих участников, чтобы увидеть, насколько хорошо они запоминают слова, она захочет сравнить среднее значение двух групп и запустить статистические тесты, чтобы увидеть, есть ли статистически значимая разница между средними значениями.

Допустим, ее статистические тесты показывают, что группа людей в комнате с окружающим шумом имеет более высокий средний показатель, чем группа людей в тихой комнате. Тогда Шеннон может сделать вывод, что люди лучше учатся в комнате с окружающим шумом, чем в тихой.

6. Сообщите результаты . Последний шаг научного метода - сообщить результаты эксперимента. Обычно это включает в себя написание статьи об эксперименте, включая подробное описание того, как был проведен эксперимент, статистический анализ и результаты, а также выводы.

Конечно, конец научного метода - это обычно только начало нового цикла.Например, теперь, когда у Шеннон есть свои результаты и выводы, и она написала статью с описанием того, что она обнаружила, она может захотеть задать новый вопрос. Например, она может начать задаваться вопросом, влияет ли уровень окружающего шума (громкий или тихий) на то, насколько хорошо люди учатся. Это вопрос, который положит начало новому циклу научного метода и приведет к новому направлению ее исследований.

Экспериментальная процедура

Как мы видели, есть много вещей, которые Шеннон должна сделать, чтобы ответить на ее вопрос о том, как люди учатся лучше всего. Сердце научного метода - это эксперимент, поэтому давайте подробнее рассмотрим важные процедуры проведения эксперимента.

Первое, что захочет сделать Шеннон, - это определить переменных, или элементов в эксперименте, которые могут изменить . Например, среда является одной переменной, потому что она может быть тихой или включать окружающий шум. То есть для среды существует несколько вариантов, поэтому это переменная.

Каждый эксперимент имеет два типа переменных.Независимая переменная - это переменная , которую исследователь изменяет . Шеннон выбирает, будет ли в комнате тихо или присутствует окружающий шум, так что это независимая переменная.

×

Разблокировать контент

Более 83000 уроков по всем основным предметам

Получите доступ без риска на 30 дней,
просто создайте аккаунт.

Попробуй это сейчас

Нет обязательств, отменить в любой момент.

Хотите узнать больше?

Выберите предмет для предварительного просмотра связанных курсов:

Напротив, зависимая переменная - это переменная , которая изменяется в зависимости от других переменных . В эксперименте Шеннона зависимой переменной является количество запоминаемых слов. Он меняется в зависимости от того, находится ли человек в тихой комнате или в комнате с атмосферой. Поскольку зависимая переменная изменяется в зависимости от других переменных, она зависит от них, отсюда и ее название.

Есть третий тип переменных, которые содержат некоторые эксперименты. Смешивающая переменная - это то, что может изменить зависимую переменную, но исследователь либо не знает об этом, либо игнорирует . Это сбивает с толку или сбивает с толку результаты эксперимента, создавая впечатление, что независимая переменная влияет на зависимую переменную, хотя на самом деле это смешивающая переменная. Из-за этого исследователи захотят сделать все возможное, чтобы устранить мешающие переменные.

Рассмотрим пример. У Шеннон есть две группы людей, и она дает обеим группам список слов для запоминания. Одна группа находится в тихой комнате, а другая - в комнате с окружающим шумом. Но Шеннон не дает им тот же список: группа в тихой комнате получает список длинных сложных слов, в то время как группа в шумной комнате получает список коротких общих слов. Список слов - это сбивающая с толку переменная: это может быть причиной того, что группа в шумной комнате запоминает больше слов.Итак, Шеннон должен устранить эту мешающую переменную, предоставив обеим группам один и тот же список.

После того, как она определила переменные в своем эксперименте, Шеннон должна определить свои группы. Экспериментальная группа получает лечение, которое проходит тестирование. В случае Шеннон ее экспериментальная группа - это участники, находящиеся в условиях окружающего шума.

Контрольная группа тем временем не получает исследуемого лечения. Итак, в случае Шеннон контрольная группа - это участники, находящиеся в тихой комнате.Результаты контрольной группы будут сравниваться с результатами экспериментальной группы, чтобы увидеть, влияет ли независимая переменная на зависимую переменную.

Краткое содержание урока

В психологии, как и в других областях науки, эксперименты проводятся с использованием научного метода или процесса систематических ответов на вопросы. В научном методе шесть шагов. Это:

1. Задайте вопрос

2. Проведите предварительное исследование

3.Постройте гипотезу или разумный прогноз на основе доступной информации

4. Проверьте гипотезу с помощью эксперимента или тщательно разработанную процедуру для ответа на вопрос

5. Проанализируйте данные и сделайте выводы

6. Сообщите результаты, обычно через написание статьи с описанием эксперимента и результатов

Планирование эксперимента включает определение переменных или элементов эксперимента, которые могут измениться. Два типа переменных, которые должны присутствовать в эксперименте: независимая переменная или переменная, которую исследователь изменяет , и зависимая переменная или переменная, которая изменяется в зависимости от других переменных . Экспериментатор должен сделать все возможное, чтобы избежать включения смешивающих переменных или переменной, отличной от независимой переменной, которая может изменить зависимую переменную .

Наконец, исследователи должны разделить участников на две группы: экспериментальная группа , которая получает тестируемое лечение, и контрольная группа , которая не получает тестируемое лечение.

Краткий обзор

Научный метод -

  • Задайте вопрос.
  • Проведите предварительное исследование.
  • Постройте гипотезу.
  • Проверить гипотезу экспериментом.
  • Анализируйте данные и делайте выводы.
  • Сообщите результаты.

Переменные -

  • Независимая переменная - переменная, которую изменяет исследователь.
  • Зависимая переменная - переменная, которая изменяется в зависимости от других переменных.
  • Смешивающая переменная - Переменная, отличная от независимой переменной, которая может изменить зависимую переменную.

Результаты обучения

После просмотра этого урока вы сможете:

  • Подробно описать научный метод
  • Определите термин «переменная»
  • Продемонстрировать различные типы переменных и их роли в исследовании

7 знаменитых психологических экспериментов | King University Online

Многие известные эксперименты по изучению человеческого поведения повлияли на наше фундаментальное понимание психологии.Хотя некоторые из них не могут быть повторены сегодня из-за нарушения этических границ, это не умаляет значимости их результатов. Некоторые из этих важных открытий включают большее понимание депрессии и ее симптомов, того, как люди учатся поведению в процессе ассоциации и как люди подчиняются группе.

Ниже мы рассмотрим семь известных психологических экспериментов, которые сильно повлияли на область психологии и наше понимание человеческого поведения.

Эксперимент Маленького Альберта, 1920

A Профессор Университета Джона Хопкинса, д-р.Джон Б. Уотсон и его аспирант хотели протестировать процесс обучения, называемый классическим обусловливанием. Классическая обусловленность включает обучение непроизвольному или автоматическому поведению по ассоциации, и доктор Ватсон считал, что это составляет основу человеческой психологии.

Девятимесячный малыш по прозвищу «Альберт Б.» был вызван добровольцем для эксперимента доктора Ватсона и Розали Рейнер. Альберт играл белыми пушистыми предметами, и поначалу малыш проявлял радость и привязанность. Со временем, играя с объектами, Доктор.Ватсон издавал громкий звук у головы ребенка, чтобы напугать его. После многочисленных испытаний Альберт был приучен бояться, когда видел белые пушистые предметы.

Исследование доказало, что люди могут быть приучены наслаждаться чем-то или бояться чего-то, что, по мнению многих психологов, может объяснить, почему у людей есть иррациональные страхи и как они могли развиться в раннем возрасте.

Стэнфордский тюремный эксперимент, 1971 год

Стэнфордский профессор Филип Зимбардо хотел узнать, как индивиды соответствуют социальным ролям.Например, он задавался вопросом, связаны ли напряженные отношения между тюремными охранниками и заключенными в тюрьмах больше с личностями каждого из них или с окружающей средой.

Во время эксперимента Зимбардо 24 студента мужского пола были назначены либо заключенными, либо охранниками. Заключенных держали в импровизированной тюрьме в подвале психологического факультета Стэнфорда. Они прошли стандартный процесс бронирования, призванный лишить их индивидуальности и заставить чувствовать себя анонимными.Охранникам были предоставлены восьмичасовые смены, и им было поручено обращаться с заключенными так же, как и в реальной жизни.

Зимбардо довольно быстро обнаружил, что и охранники, и заключенные полностью адаптировались к своим ролям; Фактически, он был вынужден прекратить эксперимент через шесть дней, потому что он стал слишком опасным. Зимбардо даже признал, что начал думать о себе как о суперинтенданте полиции, а не как о психологе. Исследование подтвердило, что люди будут соответствовать социальным ролям, которые от них ожидают, особенно стереотипным, таким как тюремные охранники.

«Мы поняли, как обычные люди могут быть легко превращены из доброго доктора Джекила в злого мистера Хайда», - писал Зимбардо.

Исследование соответствия Asch, 1951 год

Соломон Аш, польско-американский социальный психолог, был полон решимости посмотреть, будет ли человек подчиняться решению группы, даже если он знал, что оно неверно. Конформность определяется Американской психологической ассоциацией как корректировка мнений или мыслей человека таким образом, чтобы они соответствовали мнениям других людей или нормативным стандартам социальной группы или ситуации.

В своем эксперименте Аш выбрал 50 студентов колледжа мужского пола для участия в «тесте на зрение». Люди должны были определить, какая линия на карте длиннее. Однако участники эксперимента не знали, что другие участники теста были актерами, которые следовали сценариям, и иногда специально выбирали неверный ответ. Аш обнаружил, что в среднем за 12 испытаний почти треть наивных участников соответствовала неправильному большинству, и только 25 процентов никогда не соответствовали неправильному большинству.В контрольной группе, в которую входили только участники и не было актеров, менее одного процента участников когда-либо выбирали неправильный ответ.

Эксперимент

Аша показал, что люди будут соответствовать группам, чтобы приспособиться к ним (нормативное влияние) из-за убеждения, что группа была лучше информирована, чем индивидуум. Это объясняет, почему некоторые люди меняют поведение или убеждения, находясь в новой группе или социальном окружении, даже если это идет вразрез с прошлым поведением или убеждениями.

Эксперимент с куклой Бобо, 1961, 1963

Профессор Стэнфордского университета Альберт Бандура хотел претворить в жизнь теорию социального обучения. Теория социального обучения предполагает, что люди могут приобретать новые формы поведения «через непосредственный опыт или наблюдая за поведением других». Используя куклу Бобо, которая представляет собой надувную игрушку в форме кегли для боулинга в натуральную величину, Бандура и его команда проверили, будут ли дети, ставшие свидетелями актов агрессии, копировать их.

Бандура и двое его коллег отобрали из детского сада Стэнфордского университета 36 мальчиков и 36 девочек в возрасте от 3 до 6 лет и разделили их на три группы по 24. Одна группа наблюдала, как взрослые агрессивно ведут себя по отношению к кукле Бобо.В некоторых случаях взрослые испытуемые били куклу молотком или подбрасывали ее в воздух. Другой группе показали взрослого, играющего с куклой Бобо неагрессивным образом, а последней группе вообще не показали модель, только куклу Бобо.

После каждого занятия детей отводили в комнату с игрушками и изучали, как меняются их игровые модели. В комнате с агрессивными игрушками (молоток, дротики и кукла Бобо) и неагрессивными игрушками (чайный сервиз, мелки и пластмассовые сельскохозяйственные животные) Бандура и его коллеги заметили, что дети, которые наблюдали за агрессивными взрослыми, были более здоровыми. может имитировать агрессивные ответы.

Неожиданно Бандура обнаружил, что дети женского пола ведут себя более агрессивно физически после наблюдения за мужчиной и более агрессивно вербально после наблюдения за женщиной. Результаты исследования показывают, как дети учатся поведению, наблюдая за другими.

Эксперимент выученной беспомощности, 1965

Мартин Селигман хотел исследовать под другим углом зрения исследования классической обусловленности доктором Ватсоном. Изучая кондиционирование с собаками, Селигман сделал проницательное наблюдение: испытуемые, которые уже были приучены ожидать легкого поражения электрическим током, если услышат звонок, иногда сдавались после другого отрицательного результата, вместо того чтобы искать положительный результат.

В нормальных условиях животные всегда стараются избежать негативных последствий. Когда Селигман протестировал свой эксперимент на животных, которые ранее не подвергались кондиционированию, животные попытались получить положительный результат. Напротив, собаки, которые уже были приучены ожидать отрицательной реакции, предполагали, что их ждет еще одна отрицательная реакция, даже в другой ситуации.

Обусловленное поведение собак стало известно как усвоенная беспомощность, идея о том, что некоторые испытуемые не будут пытаться выйти из негативной ситуации, потому что прошлый опыт заставил их поверить в свою беспомощность.Результаты исследования проливают свет на депрессию и ее симптомы у людей.

Подходит ли вам диплом психолога?

Развивайте свои силы в психологии, общении, критическом мышлении, исследованиях, письме и многом другом.

Просмотр сведений о градусах

Эксперимент Милгрэма, 1963 год

После ужасных зверств, совершенных нацистской Германией во время Второй мировой войны, Стэнли Милгрэм хотел проверить уровень подчинения властям. Профессор Йельского университета хотел изучить, будут ли люди подчиняться командам, даже если это противоречит совести человека.

участников сокращенного исследования, 40 мужчин в возрасте от 20 до 50 лет, были разделены на учащихся и учителей. Хотя это казалось случайным, в качестве учеников всегда выбирались актеры, а ничего не подозревающие участники всегда были учителями. Ученик был привязан к стулу с электродами в одной комнате, в то время как экспериментатор - еще один актер - и учитель вошли в другую.

Учитель и ученик просмотрели список пар слов, которые ученику было предложено запомнить.Когда учащийся неправильно сочетал набор слов вместе, учитель шокировал учащегося. Учитель полагал, что шоки варьировались от легких до опасных для жизни. В действительности ученика, который намеренно ошибался, не шокировало.

По мере того, как напряжение разрядов увеличивалось, и учителя осознавали причиняемую ими боль, некоторые отказались продолжать эксперимент. По настоянию экспериментатора 65% возобновили. На основе исследования Милгрэм разработал теорию агентности, которая предполагает, что люди позволяют другим руководить своими действиями, потому что они верят, что авторитетная фигура компетентна и возьмет на себя ответственность за результаты. Выводы Милгрэма помогают объяснить, как люди могут принимать решения вопреки своей совести, например, участвуя в войне или геноциде.

Эксперимент с эффектом гало, 1977

Профессора Мичиганского университета Ричард Нисбетт и Тимоти Уилсон были заинтересованы в продолжении исследования, проведенного 50 годами ранее по концепции, известной как эффект ореола. В 1920-х годах американский психолог Эдвард Торндайк исследовал феномен в армии США, который показал когнитивную предвзятость. Это ошибка нашего мышления, которая влияет на то, как мы воспринимаем людей и принимаем суждения и решения, основанные на этих представлениях.

В 1977 году Нисбетт и Уилсон протестировали эффект ореола на 118 студентах колледжа (62 мужчины, 56 женщин). Студенты были разделены на две группы и попросили оценить бельгийского учителя-мужчины, который говорил по-английски с сильным акцентом. Участникам показали одно из двух видеозаписей интервью с учителем на телеэкране. Первое интервью показало, что учитель сердечно взаимодействует с учениками, а второе интервью показало, что учитель ведет себя негостеприимно. Затем испытуемых просили оценить внешность, манеры и акцент учителя по восьмибалльной шкале от привлекательного до раздражающего.

Нисбетт и Уилсон обнаружили, что только по внешнему виду 70 процентов испытуемых оценили учителя как привлекательного, когда он проявлял уважение, и раздражающего, когда ему было холодно. Когда учитель был груб, 80 процентов испытуемых оценили его акцент как раздражающий, по сравнению с почти 50 процентами, когда он был добрым.

Обновленное исследование эффекта ореола показывает, что когнитивные искажения характерны не только для военной среды. Когнитивная предвзятость может помешать принять правильное решение, будь то во время собеседования или при принятии решения о покупке продукта, одобренного знаменитостью, которой мы восхищаемся.

Как эксперименты повлияли на психологию сегодня

Современные психологи опирались на результаты этих исследований, чтобы лучше понять человеческое поведение, психические заболевания и связь между разумом и телом. За свой вклад в психологию Уотсон, Бандура, Нисбетт и Зимбардо были награждены Золотыми медалями за жизненные достижения от Американского психологического фонда. Станьте частью следующего поколения влиятельных психологов со степенью бакалавра психологии в Университете Кинга.Воспользуйтесь гибким онлайн-графиком King University и завершите основной курс вашей степени всего за 16 месяцев. Кроме того, в качестве специалиста по психологии King University подготовит вас к поступлению в аспирантуру с оригинальными исследованиями студенческих проектов, поскольку вы преследуете свою цель стать психологом.

Экспериментальная психология


АННОТАЦИЯ КУРСА: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - Псих. 4006 5 марта 2005 г.

Профессор : Др.Эрик Фебус

Телефон : X3367

Электронная почта : [email protected] (Используйте это, чтобы связаться со мной напрямую . Обычно я проверяю не реже одного раза в день)

Кабинет : Ч-336С

Часы работы : Вр и Чт: 12: 00–1: 30; Вт и Чт: 4: 30-6: 00

Текст : Методы исследования поведения , 7-е изд., 2001,

Paul C. Cozby, Mayfield, Mountain View, CA.

Каталог курсов :

PSIC 3018 . ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ . Четыре кредитных часа. Три часа лекций в неделю и два часа лабораторных занятий в неделю. Пререквизиты: ESMA 3102 и PSIC 3002. Применение экспериментальных и квазиэкспериментальных методов к проблемам психологии, включая разработку, реализацию, анализ и презентацию исследовательского проекта.

Цель курса :

Изложение научного метода в применении экспериментально к проблемам психологии. Курс посвящен логике, принципам и практике современной науки и ее применению для понимания природы реальности. Успешное завершение этого курса подготовит студента к дипломной работе и продвинутым экспериментальным концепциям, а также позволит, как минимум, стать информированным потребителем науки.

ОБЩАЯ ЦЕЛЬ КУРСА :

Ознакомить студента с базовым и широким пониманием научного метода и его применения к проблемам психологии.

По окончании курса студент должен уметь:

Определите и объясните принципы эмпиризма, в том числе то, как они применяются при проведении исследований.

Определять и описывать основные компоненты опубликованных исследовательских работ.

Опишите принципы и процедуры сбора данных и применения методов экспериментального контроля.

Опишите явные различия и проведите различие между целями фундаментальных и прикладных научных исследований.

Опишите фундаментальные различия между методами проведения эксперимента и систематического наблюдения и их влияние на вопросы причинно-следственной связи.

Опишите основы методов отбора проб и способы получения репрезентативных проб.

Укажите различные планы исследования и их соответствующее применение для проверки гипотез.

Различать разные методы экспериментального контроля посторонних переменных и определять их соответствующее применение в дизайне исследования.

Выявить источники искажения и искажения данных в опубликованных исследованиях.

Продемонстрировать навыки исследовательской критики путем выявления ошибок в выводах экспериментатора на основе собранных данных.

Определить и применить соответствующие статистические тесты в отношении шкал измерений и характеристик эксперимента.

Содержание курса :

НАУЧНОЕ ПОНИМАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ

Использование методов исследования. Научный подход, цели науки, фундаментальных и прикладных исследований

С чего начать

Гипотезы и прогнозы, кого мы изучаем: записка о терминологии, источниках идей, библиотечных исследованиях, анатомии исследования Статья

ЭТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Эксперимент послушания Милгрэма, затраты и выгоды исследования, основные этические проблемы в исследованиях, другие этические вопросы в исследованиях, формулировка этических принципов, исследования с участием людей, этические нормы и исследования на животных, пересмотр затрат и выгод, мошенничество.

ОБУЧАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ

Переменные, операционные определения переменных, отношения между переменными, неэкспериментальные и экспериментальные методы, независимые и зависимые переменные, причинно-следственная связь, выбор метода: преимущества множественных методов, оценка исследования: три значения.

КОНЦЕПЦИИ ИЗМЕРЕНИЙ

Надежность мер, построение достоверности мер, реактивность мер, переменные и шкалы измерений.

НАБЛЮДАТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Количественные и качественные подходы, натуралистическое наблюдение,

ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Выбор участников исследования, управление IV, измерение зависимой переменной, дополнительные элементы управления, отладка исследования, разбор полетов, использование компьютеров для проведения исследований, анализ и интерпретация результатов, сообщение результатов исследования другим.

КОМПЛЕКСНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

Увеличение количества уровней независимой переменной, увеличение количества независимых переменных:

Факторные образцы

КВАЗИ-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ, ОДНО ПРЕДМЕТНЫЕ И РАЗРАБАТЫВАЮЩИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ

Квазиэкспериментальные проекты, эксперименты с одним субъектом, проекты исследований в области развития,

ПОНИМАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ: ОПИСАНИЕ И КОРРЕЛЯЦИЯ Шкалы измерений, анализ результатов исследований, частотные распределения, описательная статистика, графические взаимосвязи, коэффициенты корреляции: описание силы взаимосвязей, размер эффекта, статистическая значимость, уравнения регрессии , Частичная корреляция и проблема третьей переменной, Структурные модели.

ПОНИМАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ: СТАТИСТИЧЕСКИЙ ВЫВОД

Выборки и совокупности, Логическая статистика, Нулевые и исследовательские гипотезы, Вероятность и распределение выборки, Пример: Тесты t и F , Типовые и Типовые ошибки, Выбор уровня значимости, Интерпретация несущественных результатов, Выбор размера выборки: Мощность Анализ, важность репликаций, значимость коэффициента корреляции Пирсона r , компьютерный анализ данных, выбор соответствующего теста значимости.

ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обобщение на другие группы участников исследования, Культурные соображения, Обобщение на других экспериментаторов, Предварительные испытания и обобщение, Обобщение на основе лабораторных параметров, Важность репликаций, Оценка обобщений с помощью обзоров литературы и метаанализа, Использование исследований для улучшения жизни.

ПИСЬМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТЧЕТЫ

Стиль письма, организация отчета, использование заголовков, цитирование и ссылки на источники, сокращения, грамматические соображения, числа в отчетах и ​​статистика.

ПРИМЕНЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ

Описательная статистика, тесты статистической значимости, корреляция и размер эффекта.

Педагогические и учебные обязанности :

Ваша оценка по этому курсу будет определяться результатами экзаменов, охватывающих лекцию и заданный текстовый материал, успешным выполнением лабораторных заданий, оценкой профессором вашего лабораторного исследовательского эксперимента, аудиторией и посещением лаборатории.

1. Будут проведены четыре экзамена , при этом самый низкий из первых трех частичных экзаменов исключен . Если по какой-либо причине вы пропустите экзамен, он будет считаться вашим самым низким баллом. Осмотр макияжа проводиться не будет. . заключительный экзамен - обязательный и должен быть сдан (БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ) .Если вы пропустите два экзамена, у вас будет очень серьезная проблема, и вы, вероятно, не пройдете курс. Экзамены будут составлять 60% вашей итоговой оценки. Лабораторно-исследовательский проект составит 40%.

2. Студенты могут работать в одиночку или объединяться в группы из 2 или 3 человек, каждый из которых будет экспериментально решать психологическую проблему, обычно ограничиваясь конкретными темами, которые я предлагаю. Группа сформулирует гипотезу, которая, если она верна, решит проблему.Затем: 1) разработать план эксперимента, 2) осуществить сбор данных, 3) проанализировать и сообщить результаты эксперимента как в устной, так и в письменной форме. Качество работы отдельной группы, наряду с серией индивидуальных психологических экспериментов на ПК, определит 20% итоговой оценки каждого ученика. Члены группы будут оценивать свое участие и участие других членов команды в проведении эксперимента. Общее поведение в лаборатории, сотрудничество, участие в группе и отношение также будут влиять на итоговые оценки студентов.

3. Посещаемость занятий и лабораторий обязательная .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *