2.2.1. Экспериментальная психология сознания.
Текст к лекциям 3 и 4.
Обособление науки от смежных дисциплин требует формулировки научных программ и создания научных школ. Первая психологическая лаборатория была открыта В.Вундтом в 1879 г. в университете г. Лейпцига (Германия). Там же в 1881 г. был учрежден институт экспериментальной психологии. С этого момента принято вести отсчет истории психологии как самостоятельной науки.
Сознание, как уже говорилось выше, стало первым предметом психологии. Психология сознания не представляла собой целостного подхода. Скорее она являлась конгломератом нескольких парадигм исследования, объединенных общим предметом и согласием во взгляде на психологию как на науку о «непосредственном опыте» (В.Вундт). Такое понимание психологии предполагало метод интроспекции в качестве основного ее исследовательского приема.
Первую версию психологии сознания можно определить как структурную психологию сознания.
В лаборатории Вундта проводились исследования восприятия цвета, простых звуковых раздражителей (с помощью метронома). Особое место занимали исследования времени реакции. Вундт полагал, что, измеряя время реакции можно экспериментально продемонстрировать три этапа реакции человека на раздражитель: восприятие, апперцепцию и проявление воли (мышечное движение). Вундт считал, что сложные психические функции изучать с помощью методов физиологической психологии невозможно. Однако уже спустя несколько лет, методология Вундта была распространена на исследования явлений памяти (Г.Эббингауз «О памяти», 1885).
Ученик Вундта Титченер разработал метод аналитической интроспекции, усилив тем самым ориентацию его версии психологии сознания на разложение сложных состояний сознания на простейшие элементы. Главным в его методе была попытка избежать «ошибки стимула», то есть смешения психических процессов восприятия объекта и влияния самого объекта. Например, испытуемому показывают яблоко.
Одновременно со структурной психологией Вундта развивается теория актов сознания Франца Брентано (1838 – 1917). Главным предметом психологии Брентано считал не содержание и структуру сознания как Вундт, а активность сознания. Свой фундаментальный труд «Психология с эмпирической точки зрения» Брентано выпустил в свет в 1874 г. Брентано также пытался найти единицы психики, но обнаруживал их в элементарных психических актах.
Под влиянием Вундта и Брентано в рамках психологии сознания возникло оригинальное направление – вюрцбургская школа, представители которой сконцентрировались на проблеме мышления (см. Глава 10).
Структурализму Вунда (в особенности в упрощенном его толковании Титченером) противостоял функционализм В. Джеймса (1842 – 1910). Джеймс использует метафору «потока сознания», которая фиксирует динамичность психических явлений. Соответственно и аналитическая интроспекция теряет в концепции Джеймса эвристическую ценность: если остановить поток сознания, что имеет место в акте аналитической интроспекции, он теряет свои свойства, превращается в мертвый «срез» реальности психической жизни. Цель психологии Джеймс полагает не в выявлении элементов опыта, а в изучении приспособительной функции сознания. Сознание по Джеймсу — это жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде. Джемс вводит «личностное» измерение сознания, говоря о том, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне». Джеймс внес огромный вклад в психологию личности (см. Глава 10), психологию эмоций (см. Глава 5), психологию внимания (см. Глава 6) и психологию памяти (см. Глава 8). Учебник «Основы психологии», выпущенный Джеймсом в 1890 г. до сих пор служит настольной книгой психологов.
Таким образом, психология сознания заложила основы научной психологии как самостоятельной дисциплины. Неправомерно сужая класс психических явлений, ограничивая их только сознательным опытом, психология сознания тем не менее сформулировала многие законы функционирования психики, не опровергнутые и поныне. В спорах с психологией сознания возникли другие школы и направления современной психологии.
4.2 Вильгельм Вундт и экспериментальная психология. История психологии
4.2 Вильгельм Вундт и экспериментальная психология
Немецкое общество высоко ценило ученость и образованность, поэтому в университетах были введены гуманитарные и естественные науки. Приют им нашелся на факультетах философии (всего к началу XIX в. в университетах существовало четыре отделения: юриспруденции, медицины, теологии и философии). Там ученые могли работать относительно свободно, не испытывая большого давления извне. В первой половине XIX в. психология уже привлекала к себе исследователей, хотя в отличие, скажем, от филологии, институционально еще не выделилась в самостоятельную дисциплину. В Кёнигсберге Гербарт выступал в защиту психологии «как науки», — хотя сам возглавлял философскую кафедру, а интересовался по большей части педагогикой, — и позднее на него ссылались как на психолога.
Вильгельм Вундт (Wilhelm Wundt, 1832–1920) изучал медицину в Гейдельберге в 1850-е гг. Уже тогда он считал карьеру врача плохой заменой тому, о чем действительно мечтал, — научным исследованиям; это чувство усилилось после занятий в физиологической лаборатории Дюбуа-Раймона в Берлине.
Около 15 лет он преподавал в Гейдельберге и написал несколько руководств по физиологии, психологии и философии, не переставая надеяться на получение собственной кафедры. Вундт также участвовал в государственной политике Бадена в роли либерального депутата от Гейдельберга. Некоторое время он проработал ассистентом Германа Гельмгольца (Hermann Helmholtz, 1821–1904) в его физиологической лаборатории. Эту работу вряд ли можно назвать настоящим сотрудничеством: Вундту слишком сильно хотелось утвердиться в качестве независимого ученого. Тем не менее именно Гельмгольц показал самый блистательный пример того, как экспериментальная физиология может снабдить психологию точным содержанием и строгими методами. В 1850— 1860-е гг. Гельмгольц и его единомышленники заложили основу того, что стало новой экспериментальной психологией. Их интересовали процессы восприятия; используя понятийный аппарат физиологии, они стали анализировать сознание путем разложения его на элементы — ощущения. Следующее поколение исследователей, называвших себя уже не физиологами, а психологами, стремилось исследовать сознание непосредственно и дать психологии предмет исследования, независимый от физиологического.Гельмгольц написал влиятельную теоретическую работу, посвященную принципу сохранения энергии, лежащему в основе современного убеждения в преемственности между органической и неорганической материей (1847), а также статьи, излагающие результаты экспериментальных исследований скорости прохождения нервного импульса (1850–1852). В последних вводился измеримый физический коррелят психических процессов — время, затраченное на их осуществление. Позднее Гельмгольц опубликовал массивное и авторитетное «Руководство по физиологической оптике» в трех томах (Handbuch der physiologischen Optik, 1856–1867) и «Звуковое восприятие» (Tonempfmdungen, 1863). Эти работы стали классическими в своей области; они демонстрировали, как экспериментальные методы и физиологические понятия можно применить к анализу психологических проблем зрительного и слухового восприятия. Ученые, однако, понимали, что это в полной мере осуществимо только для узкого круга психологических вопросов — таких, над которыми работал сам Гельмгольц.
Было совсем не очевидно, что тем же способом можно исследовать мышление или эмоции.Работа Гельмгольца и его споры с другим немецким физиологом, Эвальдом Герингом (Ewald Hering, 1834–1918), по поводу механизмов зрения связали эксперименты по сенсорному восприятию с философской теорией познания. Некоторые экспериментаторы считали, что их деятельность позволяет ответить на кантовский вопрос о том, как разум может познать мир с научной точки зрения. Физиологические исследования восприятия наталкивались на серьезные проблемы соотношения физических и психических явлений, выбора физикалистского или менталистского языка описания. От принятия психики как самостоятельной реальности, казалось, зависели и надежность опыта как источника данных, и существование психологии как дисциплины. В то же время в понятийном аппарате и методологии естественных наук было заложено предположение о том, что психическое до некоторой степени определяется физическим, зависит от него. Гельмгольц и Геринг расходились во взгляде на то, насколько восприятие обусловлено врожденными мозговыми структурами.
Вопросы, поднятые в этой дискуссии, были чрезвычайно сложны, и для ответа на них проводились тщательные исследования, которые могли занять всю жизнь ученого. Экспериментаторы все более и более настороженно относились к объяснениям на основе психологических процессов (таких как бессознательное умозаключение), которые лежат за пределами экспериментальных доказательств. Эта область психологии быстро превращалась в науку для специалистов-экспериментаторов. Полемика Гельмгольца и Геринга, продолжавшаяся в измененной форме в 1920-е гг. и даже позднее, была примером того, как философы и физиологи конструировали психологию как академическую естественно-научную Дисциплину. Лаборатория стала местом, где разрешались философские споры. Молодое поколение исследователей, вынужденное бороться за должности и карьеру, совершенствовало свою экспериментальную подготовку и пыталось отличиться в лабораторной работе. Надежда на то, что изучение восприятия решит спорные вопросы философии, делала подобные исследования вдвойне привлекательными. Казалось, что они объединяют строгую научную методологию и высокие идеалы университетского образования.
То же самое сочетание экспериментальных исследований восприятия с философскими дискуссиями наблюдалось и в психофизике — области, заявившей о себе после публикации книги Фехнера «Элементы психофизики» (Elemente der Psychophysik, 1860). Густав Теодор Фехнер (Gustav Theodor Fechner, 1801–1887) был неординарной личностью, выделяясь даже на фоне других представителей немецкой профессуры. Одно время он работал на кафедре физики в Лейпциге и под псевдонимом «Доктор Мизес» писал сатиры на труды натурфилософов, доказывая, к примеру, что ангелы, как самые совершенные существа, должны быть шарообразными. Под влиянием оптических экспериментов его зрение временно ухудшилось, к тому же он пережил духовный кризис; в 1839 г. он ушел с кафедры. После выздоровления он выступил с критикой материализма и выработал новое мировоззрение, в соответствии с которым духовное и материальное являлись альтернативными проявлениями одной и той же реальности. В своей книге «Зенд-Авеста» (Zend-Avesta, 1851), название которой было взято из священного текста зороастризма, Фехнер описывал Вселенную как существо, обладающее сознанием. В то же время он стремился изучать это единство материального и психического научно, через соотнесение поддающихся измерению физических изменений — например, яркости света — с психологическими — например, с распознаванием изменения яркости. Количественный анализ того, как соотносятся изменения физического стимула и изменения в его восприятии, стал называться психофизикой. Книга Фехнера привела к развертыванию многочисленных исследований. Ученые проявили заинтересованность в предмете, поскольку Фехнер сформулировал математический закон соответствия, который мог быть проверен эмпирически, и предложил общий метод точного описания психических явлений через их соотнесение с физическими изменениями, которые можно измерить объективно.
Фехнер предложил измерять сенсорные явления с помощью пороговых величин; эту методику одним из первых использовал Эрнст Вебер в Лейпциге — он измерял, на сколько нужно изменить физический стимул, чтобы испытуемый заметил перемену. Фехнер надеялся этим способом бороться с тем, что позднее было названо погрешностью стимула: отождествлением измерения физического стимула с измерением сознаваемого ощущения. Его метод соотносил изменение в ощущении с изменениями физических стимулов. Результатом стал закон, согласно которому интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности стимула. Однако выводы Фехнера удовлетворили немногих, и примерно после 1870 г. широко распространилось мнение, что его психофизические измерения относились не к ощущениям как таковым, а к сознательным суждениям. Но, сумев ввести в исследование точные методики, Фехнер задал критерии научности для целого поколения психологов. При соответствующей институциональной поддержке эти методики легли в основу самостоятельной дисциплины — психофизики. При этом проблемы, которые не могли быть выражены количественно, обычно не имели шансов стать предметом психофизического исследования. Сам Фехнер впоследствии отошел от психофизики и занялся разработкой новой области — экспериментальной эстетики.
Попытка найти такие корреляты психических процессов, которые поддавались бы измерению, предпринималась и в экспериментах со временем реакции. На это направление оказала влияние статья о восприятии, написанная в 1862 г. датчанином Франсом Дондерсом (Frans C.Donders, 1818–1889). Понятие времени реакции восходит к астрономическим исследованиям. В конце XVIII в. астрономы, засекая время прохождения звезды через риску телескопа, заметили, что показания разных наблюдателей слегка различаются; для каждого конкретного наблюдателя величина отклонения его данных от абсолютно точного измерения была стабильной. Астрономы посчитали это ошибкой наблюдения, но психологи связали это явление с особенностями индивида, описав его как индивидуальную характеристику восприятия зрительных стимулов. Дондерс и другие исследователи пришли к заключению, что величина задержки реакции — конкретный промежуток времени — может служить параметром измерения психических явлений. С исследованием времени реакций связывались надежды, подобные тем, что возлагались на психофизику. Использование аппаратуры и технические тонкости измерений требовали особого внимания, что породило отдельную психологическую специализацию. Другое дело — вопрос о том, что измерялось. И хотя здесь ясности не было, именно психофизика и исследования времени реакции способствовали формированию психологии как естественной науки.
В этих исследованиях важную роль играл инструментарий. Существовала тесная взаимосвязь между инструментами, с помощью которых велось наблюдение и делались измерения, и видом экспериментальной работы в психологии и физиологии. Гельмгольц, занимавшийся как физической, так и физиологической оптикой, для наблюдения за ретиной в задней части глаза сконструировал офтальмоскоп. Часовщик Матиас Хипп (Mathias Hipp, 1813–1893) в 1840-е гг. создал хроноскоп — инструмент, способный измерять временные интервалы до одной тысячной секунды; без этого прибора эксперименты по времени реакции были бы немыслимы. Умение использовать такие инструменты стало признаком подготовленного научного психолога, и это умение отличало экспериментатора от кабинетного ученого. В самом деле, использование аппаратуры стало характерной чертой новой психологии: скептики назвали ее «психологией медных инструментов», подчеркивая, что в ней больше немецкого инженерного искусства, чем психологических результатов. В стремлении новой психологии к объективности естественной науки точные инструменты приобрели почти тотемическое значение. Использование их, даже если и не создавало нового знания, превращало психологию в подобие научной деятельности. Существенным исключением, несомненно, была область изучения восприятия, где применение точных приборов было как нельзя более уместно, ибо соответствовало задаваемым вопросам.
Ранние экспериментальные исследования Вундта были посвящены физиологии мышц и нервов. Впрочем, его амбиции шли намного дальше, и уже в своем труде «Душа человека и животных» (Vorlesungen tiber die Menschen und Thierseele, 1863) он обсуждает место психики в эволюции органической природы. Научное признание пришло к Вундту с публикацией его «Оснований физиологической психологии» (Grundzuge der physiologischen Psychologie, 1873–1874), за которой в 1875 г. последовало приглашение в университет Лейпцига на одну из трех самых престижных в Германии кафедр философии. Философы в Лейпциге пригласили Вундта потому, что были заинтересованы во взаимопроникновении философии и набирающих вес естественных наук. В последующие сорок лет Вундт работал над созданием единой философии, обогащенной естественно-научными методами, используемыми в психологии, хотя на практике ему это вряд ли удалось. Несмотря на то, что он обучал студентов специализированным психологическим методам, он не отстаивал независимость психологии от философии. И несмотря на то, что именно физиология определила его ориентацию на экспериментальные исследования, он все более дистанцировал психологию от физиологии. У него была четко сформулированная программа для психологии, отражавшая его притязания на лидерство в этой области. Это показывали и многочисленные переиздания «Оснований», и статус Вундта в академическом сообществе, и ресурсы, которыми он располагал в Лейпциге. Все это определило направление дискуссий о том, какого рода наукой должна быть психология. Значительная часть «Оснований» была посвящена мозгу и нервной системе — просто потому, что в тот период исследователи узнали о них много нового. Он не верил, что познание материального субстрата психических явлений само по себе превратит психологию в науку: физиология обеспечивала доступ только к одному аспекту психологического знания. Психологическая наука, по Вундту, имеет два метода: первый включает экспериментирование, второй — нет. Он поощрял экспериментальные исследования в области восприятия, психофизики, времени реакции — там, где можно сопоставить отчет испытуемого об изменениях в его восприятии с регистрируемыми физическими условиями. Вундт отрицал, что такие исследования опираются на интроспекцию, предполагающую, по его мнению, использование рефлексии; потому он считал возможным прямое соотнесение физических переменных и изменений в размере, интенсивности и продолжительности ощущений, о которых сообщает испытуемый. К примеру, испытуемых просили нажимать кнопку в тот момент, когда они заметят изменение в яркости источника света. Экспериментальный метод был взят Вундтом на вооружение для того, чтобы с надежностью воспроизводить идентичные или почти идентичные изменения восприятия, вызываемые повторным предъявлением стимула. В учебный процесс он ввел практикум, или этап лабораторной работы, и выделил в расписании время для того, чтобы обучить студентов старших курсов этим методам и дать им возможность проводить самостоятельные исследования. В качестве испытуемых студенты использовали друг друга или даже самого Вундта, поскольку считалось, что испытуемый должен иметь опыт такого рода деятельности. Экспериментатор и испытуемый менялись местами еще и потому, что целью было не изучить личные особенности, а найти общие закономерности психической деятельности. Вундт находил организационную поддержку, необходимую для развертывания его программы: финансирование покупки инструментов, аренды лабораторных помещений, работы ассистентов. Он также учредил журнал, чтобы публиковать там результаты своих учеников, — «Философские исследования» (Philosophische Studien, выходит с 1883 г.). К нему приезжали студенты со всей Европы, из Северной Америки и Японии. Среди психологов утвердилось мнение, что подготовку по научной психологии можно получить, прослушав курс лекций Вундта и пройдя его практикум.
Тем не менее Вундт стремился к тому, чтобы новая строгая методология научной психологии содействовала решению философских вопросов. Его вера в реальность умственной активности и в психическую причинность позволяла ему утверждать, что психология — не ветвь физиологии, а самостоятельная наука. Он придерживался мнения, что психика и тело — разные аспекты одной и той же реальности, хотя для каждого из них и действуют свои причинно-следственные закономерности. Он считал, что никакие физиологические исследования не смогут превратить психологию в науку, поскольку сознание — нематериальный принцип, характеризующийся ни к чему не сводимой рациональной логикой. Целью вундтовской психологии было открыть законы психической причинности, и первый шаг заключался в том, чтобы точно описать содержания сознания. Поэтому он разделил активность, называемую также волей, или волевым актом, на три вида: импульсивные действия (побуждаемые примитивными Triebe, или потребностями), произвольные действия, в которых преобладает какой-то один мотив, и акты выбора, в которых есть несколько равноценных мотивов, и нужно сделать сознательный выбор. Эту иерархию действий Вундт соотнес со ступенями эволюции от животного к человеку. На практике же было невероятно сложно представить, как можно исследовать волевые акты экспериментальным путем. Позднее экспериментальные психологи в большинстве своем игнорировали волю, отмахиваясь от этой темы как от пережитка ненаучной мысли или же помещая ее в рамки общей философской дискуссии об активности психики. Сам Вундт исключал волю из области эксперимента и рассматривал ее как часть проблемы разумной психической деятельности.
Вундт читал лекции, делал публикации и руководил работой студентов по таким предметам, как логика, этика, история философии и, естественно, психология. В конечном итоге, он ставил исследовательские вопросы исходя из своей убежденности в том, что рациональная психическая деятельность является непременным условием познания. Он не считал, что эта разумная деятельность сама может быть объектом эксперимента, и другие стороны его программы построения психологии требовали использования других, неэкспериментальных, методов. Для изучения сложной психической активности — такой, как мышление и язык, чувства и воля, — он обратился к разновидности культурной психологии, широко распространенной в немецкоязычной Европе. Она восходит к представлениям Гердера о человеческом духе в истории, что обсуждалось ранее в контексте антропологии (см. главу 2). Вундт обозначил термином «психология народов» (Volkerpsychologie) науку, изучающую психику через ее видимые проявления в социальном мире, — в мифах, обычаях и особенно в языке. В то время как экспериментальная психология исследует отдельных индивидов, психология народов изучает коллективный социальный мир. Вундт стремился разглядеть в продуктах коллективной деятельности, созданных в результате взаимодействия сознаний, кристаллизованные в них операции индивидуального сознания. Эти культурные и лингвистические интересы Вундта проявились еще в его ранних психологических трудах, где он рассматривал и принципы развития, и физиологические проблемы, и идею социальной природы человека. Он сформулировал представление о Trieb (влечение, драйв) как базовом эмоциональном, или аффективном, процессе, проявляющемся в выразительных движениях, или жестах. Эти жесты воспроизводятся другими, и так происходит общение, а также возникают общие психические состояния; совершенствуясь, это общение становится языковым. Разделяемые многими людьми психические состояния образуют «дух нации» (Volksseele) — надындивидуальную психическую структуру, которая со временем дает начало культуре. Вундт не рассматривал специально ни историю, ни национальные различия, но, начиная с 1900 г., он опубликовал ряд книг, в которых развивал психологический подход к культуре и языку. По причинам, которые станут ясны ниже, эта работа, по сравнению с экспериментальными исследованиями, пользовалась гораздо меньшим авторитетом у молодого поколения, стремившегося к созданию научной психологии. Тем не менее представление о коммуникации с помощью жестов, о том, как индивидуальные сознания создают общую культуру, было воспринято и далее разработано, например Джорджем Мидом, став важной частью социальной психологии.
Многие ученые и студенты были убеждены, что естественным наукам удалось установить истину там, где философия потерпела поражение. В обстановке, когда авторитет религии падал, а церковь обвиняли в союзе с политической реакцией, серьезные молодые люди обращались к новой психологии как к дисциплине, находящейся на передовом крае современного объективного познания. Вполне естественно, их привлекал Лейпциг, где существовала и возможность научиться новым методам, и программа, отводящая психологии центральное место в реализации научных идеалов.
1. Экспериментальная психология. Работы В. Вундта, Ф. Гальтона, Г. Эббингауза, Д. Кеттелла
1. Экспериментальная психология. Работы В. Вундта, Ф. Гальтона, Г. Эббингауза, Д. Кеттелла Психодиагностика как особая научная дисциплина прошла значительный путь развития и становления.Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на
Вильгельм Вундт (1832–1920)
Вильгельм Вундт (1832–1920) Напомнив некоторые факты из биографии Вундта, мы затем рассмотрим его определение психологии и его влияние на последующее развитие научных методов. Страницы жизниВильгельм Вундт провел детские годы в Германии, жил в маленьких городках вокруг
1.3. В. Вундт: психология народов как первая форма социально-психологического знания
1.3. В. Вундт: психология народов как первая форма социально-психологического знания Как уже отмечалось, в России сторонники естественнонаучной и гуманитарной психологии вели между собой борьбу, в которой оказались победители и побежденные, но места для этнопсихологии
Экспериментальная игра
Экспериментальная игра ИталияЛеонардо Беччетти, Джакомо Д. АнтониДайте незнакомым друг с другом людям денег и начните эксперимент. Пусть одна группа может «тратить» деньги, отдавая их другим. А вторая – ждет, когда кто-то из первой даст денег. Два итальянских профессора
3.2. Вильгельм Штекель
3. 2. Вильгельм Штекель Вильгельм Штекель отличался огромной литературной плодовитостью. Его труд «Расстройства в жизни влечений и аффектов» (Stekel, 1908) состоит из десяти томов. Фрейд был для Штекеля непререкаемым авторитетом, а между тем Фрейд все больше критиковал активную
Фридрих-Вильгельм Эйхофф [18] . Перечитывая работу Фрейда «Заметки о любви в переносе»
Фридрих-Вильгельм Эйхофф[18]. Перечитывая работу Фрейда «Заметки о любви в переносе» Опередите же королей Европы! О, дайте людям свободу мысли!Фридрих Шиллер, «Дон Карлос»Исполненное вдохновения эссе Фрейда 1915 года, первоначально озаглавленное «Дополнительные рекомендации
Экспериментальная социология
Экспериментальная социология Так мы и сделали. С помощью нашего программиста, молодого венгра по имени Питер Хаусель, и нескольких друзей из Bolt Media — одной из первых социальных сетей для подростков — мы начали интернет-эксперимент. Так как последний подразумевал
Глава 9. Вильгельм Райх и психосоматика
Глава 9. Вильгельм Райх и психосоматика «Жизнь тела — это жизнь ощущений и эмоций. Именно тело ощущает подлинный голод, подлинную радость от созерцания солнца или снега… подлинный гнев, подлинную печаль, подлинную нежность, подлинную теплоту, подлинную страсть,
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МИСТИКА
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МИСТИКА Магия и мистика. – Некоторые положения. – Методы магических операций. – Цель моих опытов. – Начало опытов. – Первые результаты. – Ощущение двойственности. – Неизвестный мир. – Отсутствие отдельности. – Бесконечное множество новых
В. Вундт (1832–1920)
В. Вундт (1832–1920) Историю психологической мысли исследователи прослеживают с античных времен, анализируя психологические воззрения Платона, Аристотеля, Демокрита… Само понятие «психология» было введено в научный обиход в конце XVI в. Однако на протяжении всей истории
Глава тридцать вторая Император вильгельм
Глава тридцать вторая Император вильгельм К середине 70-х годов умственные способности императора стали слабеть, он с трудом усваивал чужие мысли и излагал свои; говоря и слушая, он порой терял нить беседы. Удивительно, что после покушения Нобилинга[321] в его здоровье
Рождение экспериментальной психологии: Как мы измеряем начинания?
Когда родилась психология как наука? Изображение предоставлено: Хориа Варлан, Creative Commons.
В четверг, 26 июля, был запущен SciLogs.com, новая сеть научных блогов на английском языке. SciLogs.com, совершенно новый дом для блоггеров Nature Network, является частью международной коллекции блогов SciLogs, которая уже существует на немецком, испанском и голландском языках. Чтобы отпраздновать это дополнение к семейству научных блогов NPG, некоторые из блогов NPG публикуют сообщения, посвященные «Началу».
В этом межсетевом фестивале ведения блогов принимают участие блог Soapbox Science от nature.com, блог Student Voices от Scitable, а также блоггеры из SciLogs.com, SciLogs.de, Scitable и сети блогов Scientific American. Присоединяйтесь к нам, чтобы исследовать различные интерпретации начал — от научных примеров, таких как стволовые клетки, до первого опыта, такого как публикация вашей первой статьи. Вы также можете следить за обсуждениями в социальных сетях и участвовать в них, используя хэштег #BeginScights.
***
Сейчас 1879 год, и психология вот-вот родится. Место: Лейпцигский университет. Биологический родитель: Вильгельм Вундт. Дело: создание первой официальной университетской лаборатории для изучения психологии, событие, воспринятое многими как линия, знаменующая собой неофициальные исследования эмпирической общепризнанной науки.
В лаборатории четыре комнаты и несколько студентов. К началу 1880-х годов он вырастет до поразительных шесть девяток. 0007 комнат — и всего 19 студентов. В 1883 году он присудит свою первую докторскую степень первому советнику Вундта, Максу Фридриху, по теме динамики индивидуальных психологических процессов. В том же году выйдет в свет первый номер Journal Philosophische Studien , первого журнала по экспериментальной психологии, учрежденного — вполне уместно — никем иным, как Вундтом.
С этого момента будущее дисциплины будет обеспечено: психология выживет и, возможно, даже расцветет на заре нового века. Это будет не просто еще один неудачный эксперимент.
Это, по крайней мере, самая простая история.
Трудно назвать дату рождения психологии как таковой. Эта лаборатория 1879 года — всего лишь один претендент, а Вундт — лишь один из возможных отцов. Но только подумайте, сколько проложило путь достижениям Вундта. Справедливо ли называть его началом, или он скорее точка слияния (если это так)? И как далеко мы должны зайти, если хотим быть действительно честными?
Начнем ли мы с древних греков и их размышлений о разуме и теле — и связях между ними? Безусловно, психология была бы невозможна без этих ранних философских размышлений. Или мы начнем с Рене Декарта и его размышлений о природе сознания и мышления? Декарт, в конце концов, сделал душу чем-то гораздо более физическим, чем когда-либо прежде, с пространством для причины и следствия, источника и проявления (в частности, он постулировал, что душа воздействует на тело в определенном органе мозга). , шишковидная железа).
Или, может быть, нам лучше начать с Томаса Гоббса и его взглядов на материализм: все есть материя и энергия, а все наше поведение — продукт работы мозга и физических процессов. Логика Гоббса звучит вполне современно — и она действительно вдохновила концепцию эмпиризма , представление о том, что все знания приходят через чувства — несомненно научно звучащее утверждение для нашей внутренней жизни.
Конечно, все эти начинания в какой-то степени глупы. Они заходят слишком далеко в концепции происхождения. Что мы действительно имеем в виду, когда говорим о начале психологии, мне кажется, так это рождение психологии как актуальной науки. Этот момент, выходящий за рамки теории и размышлений (хотя, безусловно, они были необходимы), когда была введена в действие рудиментарная методология, чтобы подвергнуть эти теории и размышления эмпирической проверке — и делать это снова, и снова, и снова.
Но даже с таким сужением мы все равно сталкиваемся с той же проблемой: можем ли мы действительно назвать Вундта исходной точкой?
Есть Густав Фехнер, которому часто приписывают проведение первых экспериментов, которые могут быть идентифицированы как психологические, и это было еще в 1839 году, когда Вундту было всего семь лет. Фехнера можно смело назвать отцом психофизики, которая сегодня является одной из самых строгих областей психологических исследований. (Интересно, что сегодняшняя работа выполняется в основном в поле зрения — и то, что первоначально вызвало интерес Фехнера, было повреждением его глаз, полученным от слишком долгого пристального взгляда на солнце, которое сделало его временно слепым.)
Между 1851 и 1860 годами Фехнер разработал три метода нахождения разницы между двумя отдельными ощущениями: едва заметные различия, правильные и неправильные случаи и средняя ошибка. Методы, задокументированные в Elemente der Psychophysik, , все еще используются сегодня — и более чем на двадцать лет предшествуют собственным исследованиям Вундта. Разве это достижение — демонстрация того, что действительно возможно измерять ментальные события, и делать это в физически понятных терминах, — не заслуживает статуса основополагающего?
Есть также ученые, которые в начале-середине 1800-х годов начали экспериментировать с локализованными функциями мозга: Пьер Флуранс, который показал, что повреждение различных частей мозга животных приводит к различным типам дефицита движений; Пол Брока, который продемонстрировал, что повреждение определенной области мозга (которая теперь носит его имя) приводит к потере речи, но не к потере понимания. Разве это не была ранняя психология — гораздо более нейронаучная и биологическая, чем многое из того, что последует?
Есть еще Иван Павлов, он из пускающих слюну собак и зачинателей этих центральных понятий в истории психологии, бихевиоризма и обусловленности. (А он , в свою очередь, многим обязан соотечественнику И. М. Сеченову, который написал монографию Рефлексы мозга и утверждал, что даже самые сложные, кажущиеся виды поведения могут быть поняты как рефлексы.) Нобелевская премия Павлова, возможно, была по физиологии, но его работа была важна для многих ведущих психологов двадцатого века — Джона Б. Уотсона, Б. Ф. Скиннера и многих других.
И, конечно же, есть еще Уильям Джеймс, еще один человек, часто ассоциируемый с самым выдающимся титулом, отцом психологии. Ему также приписывают создание первой лаборатории экспериментальной психологии: согласно некоторым источникам, она работала уже в 1874 или 1875 году. А как насчет его монументального текста « Принципы психологии »? Является ли он менее — если не намного более — влиятельным, чем собственный Вундт?
Приоритет в сторону, рассмотрим общую позицию двух ученых. Когда Вундт создавал свою лабораторию, он надеялся, в частности, найти способ измерить скорость мыслительных процессов, чтобы обнаружить элементы, из которых состоит мысль. Он утверждал, что чем быстрее процесс, тем «основнее» элемент. Типичный эксперимент: попросите людей выполнить две задачи на время реакции, одна сложнее другой. Вычесть более простое из более сложного. В конечном итоге с дополнительными умственными усилиями в единицах времени, которые требуются для более сложной задачи.
Джеймс, с другой стороны, не верил, что разум состоит из такого количества элементарных частей, которые можно легко измерить и идентифицировать. Он писал, что Вундт все делал неправильно — во многом как человек, который анализирует состав кирпичей, чтобы понять природу дома. Но это, сказал Джеймс, ничего вам не говорит о доме; не совсем. Вместо этого необходимо прежде всего определить, для чего нужен дом, а затем посмотреть, как он достигает этой цели в целом. Этот подход известен как функционализм : фокус на функции в отличие от структуры разума.
Чтобы увидеть, насколько эта точка зрения отличается от точки зрения Вундта, рассмотрим следующий отрывок из книги Джеймса «Принципы психологии» :
Ромео хочет Джульетту, как опилки хотят магнит; и если никакие препятствия не мешают, он движется к ней по такой же прямой линии, как и они. Но Ромео и Джульетта, если между ними воздвигнуть стену, не остаются идиотски прижиматься лицом к противоположным сторонам, как магнит и опилки с картой. Вскоре Ромео находит окольный способ, взобравшись на стену или каким-либо другим способом, напрямую коснуться губ Джульетты. С опилками путь фиксируется; дойдет ли он до конца, зависит от случайностей. У любящего фиксирован конец; путь можно изменять бесконечно.
Джеймс, возможно, был менее последовательно методичен, чем Вундт, но, в конце концов, именно его идеи, выведенные из экспериментов или личного опыта и размышлений, оказали большее влияние на развитие психологии. Делает ли это его отправной точкой? Имеет ли значение, что его « Принципов » теперь читают гораздо шире, чем учебник Вундта « Принципов физиологической психологии» (Grundzüge der physiologischen Psychologie) ?
А что насчет других мыслей, которые не исходят ни от одного человека? Можно ли действительно говорить о рождении современной психологии, по крайней мере, не упомянув Зигмунда Фрейда, гештальтистов, Уотсона и Скиннера и бихевиористов, не говоря уже о гуманистах (а-ля Карл Роджерс) и социальных психологах (Гордон Олпорт и Курт Левинс), когнитивных психологов и зоопсихологов, специалистов по развитию и физиологов (теперь нейробиологов)?
***
Все восходит к Марку Твену, не так ли? «По существу, все идеи являются вторичными, сознательно и бессознательно черпаемыми из миллионов внешних источников, — писал Твен Хелен Келлер, — и ежедневно используются сборщиком с гордостью и удовлетворением, порожденными суеверием, что он их создал; в то время как в них нет ни капли оригинальности, за исключением небольшого обесцвечивания, которое они получают от его умственного и морального уровня и его темперамента и которое проявляется в характеристиках фразировки ». Он продолжил заявлением: «Требуется тысяча человек, чтобы изобрести телеграф, или паровую машину, или фонограф, или телефон, или любую другую важную вещь». И это не говоря уже о целом поле мысли.
Давайте на время забудем о цели определения точки происхождения. И давайте вместо этого закончим совсем на другой ноте: на психологии в ее нынешнем обличии.
Если есть что-то, что мы должны помнить, так это то. Психология, условно говоря, еще довольно маленький, хотя часто не по годам развитый ребенок. И хотя он уже ковыляет, может быть, даже в своих ужасных двойках, некоторые из его субдисциплин, таких как нейробиология, едва открыли глаза. Чтобы представить ситуацию в перспективе, один из моих старых профессоров однажды сравнил нынешнее состояние нейробиологических исследований и методологии с астрономией времен Галилея: многообещающие, но еще больше предстоит узнать — и инструменты, которые, хотя и являются новыми и увлекательными, остаются грубыми. и нуждается в доработке.
Психология яркая. Он растет. Это многообещающе. Но до этого еще далеко.
И кто знает через сто лет, чьи идеи выдержат испытание временем, кто покажется прозорливым, а кто откровенно глупым и заблуждающимся?
Выраженные взгляды принадлежат автору (авторам) и не обязательно совпадают с мнением Scientific American.
ОБ АВТОРАХ
Мария Конникова — научный журналист и профессиональный игрок в покер. Она является автором бестселлеров Самый большой блеф (Penguin Press, 2020), Игра в уверенность (Viking Press, 2016) и Вдохновитель: как думать как Шерлок Холмс (Viking Press, 2013). Следите за Марией Конниковой в Твиттере. Автор: Ник Хиггинс
Вильгельм Вундт :: Отец психологии
Вильгельм Вундт (полное имя Вильгельм Максимилиан Вундт ) жил с 1832 по 1920 год. Он был немецким ученым, который был первым человеком, который был называется психолог.
На протяжении всей своей жизни Вильгельм Вундт был плодовитым писателем и ученым, который пытался поставить психологию на прочную научную основу, и чья новаторская работа в области так называемой экспериментальной психологии сыграла решающую роль в развитии современной когнитивной психологии.
Вундту также приписывают основание первой психологической лаборатории, наряду с первой школой психологической мысли, чья книга 1873 года Принципы физиологической психологии заслуживает особого внимания.
Обзор Вундта и его творчества
Вильгельм Вундт (1832-1920) был первым психологом, отцом современной психологии, основателем экспериментальной психологии и выполнил новаторскую работу в области когнитивной психологии.Вильгельм Вундт получил образование физиолога и обладает обширными знаниями в области анатомии и физиологии человека и животных. Это формальное обучение важно, потому что оно сильно повлияло на отношение и процесс его более поздних психологических исследований, которые в основном были сосредоточены на интенсивном изучении сознания посредством времени реакции, сенсорных процессов и восприятия .
Однако его сочинения были столь же разнообразны, сколь и обширны. В ходе своих исследований он охватил широкий спектр физиологии, включая физиологию человека и животных. Он также изучал яды, видение, спиритуализм, гипноз, историю и политику. [3] Хотя пока эти темы кажутся , а в некоторых случаях являются независимыми от , даже здесь мы можем обнаружить, что все они были непосредственно связаны с человеком и человеческим опытом и, таким образом, связаны с психологией. Что, как я полагаю, мы можем предположить, было и его собственной верой, поскольку он не считал себя междисциплинарным ученым и мыслителем.
За время своей академической карьеры его записи составили «энциклопедические фолианты», документирующие его исследования в области философии, логики, лингвистики, этики и религии. Интересно, что они тоже попадают в ту же общую категорию, что и относящиеся к человеку и к психологии, как предполагалось выше, что, возможно, доказывает его стремление к полному и всестороннему пониманию всего, что конкретно относится к человеческому разуму и внутреннему опыту. За всю его жизнь общая сумма его сочинений составила около 53 000 страниц, или 100 больших (около 500 страниц) книг. [3]
В качестве преподавателя лично подготовил 186 аспирантов, 116 из которых прошли психологическое обучение. Так что непосредственно от него самого, его лаборатории и его революционной работы он повлиял и даже породил целое поколение психологов, и даже психологию как интеллектуальную дисциплину.
В Лейпцигском университете в Германии он открыл Институт экспериментальной психологии , который является первой лабораторией психологических исследований (в то время ему было около 47 лет). Стиль исследования, проводимого в Институт экспериментальной психологии на практике и процедурах работал в качестве модели для последующих психологических лабораторий. Тем самым ставя Вильгельма Вундта основоположником экспериментальной психологии и психологии в целом, поскольку это событие часто считают началом современной психологии.
Лаборатория стала центром академической дисциплины, привлекая со временем немецких философов и студентов-психологов, а также английских и американских ученых. Кроме того, благодаря характеру его исследований и направленности его работы (мысль, эмоция, восприятие, воля) от него мы также можем проследить корни когнитивной психологии.
Психологические эксперименты Вундта
Личное понимание психологии
Вильгельм Вундт стремился как можно более непосредственно изучить и понять сознание, в конечном итоге выведя теорию разума или сознания , хотя термин, который использовал сам Вундт, был более общее обозначение внутреннего опыта .
Он считал, что описание сознания является целью психологии. Не понять что есть само сознание (которого мы до сих пор не понимаем), но понять сложные отношения между опытом наших чувств и классификацией, организацией и пониманием информации наших чувств как восприятия .
Но более того, он стремился понять сложную взаимосвязь восприятия с волей и волей (источник нашего вдохновения и решимости совершить действие), мотивация (привлечение или отвращение к чему-либо и наше желание действовать в соответствии с этим притяжением и отталкиванием), эмоция (которая не требует особого определения), а также познание (наша способность концептуализировать, учиться и понимать с помощью мысли) .
Он считал, что для понимания взаимосвязи между этими различными аспектами человеческого существа и человеческим опытом могут быть разработаны строгие эксперименты, однако он знал, что экспериментальный подход ограничен. Тем не менее, благодаря своим неустанным усилиям, он применил зарождающуюся научную строгость естественных наук, которая дала плоды в его время благодаря более ранним работам физиков и математиков, таких как Галилео Галилей, Иоганн Кеплер, Исаак Ньютон и Рене Декарт, к изучение психологии. При этом он установил дисциплину, отличную от чистого изучения тела, физиологии.
Он знал, что психология не может быть сведена к физиологии, что разум есть нечто большее, чем тело, отличное от него, и что понимание различных психических процессов эмоций, восприятия, воли, мотивации и познания и их взаимосвязи нельзя понять, просто поняв, как работает само тело. Это так же верно сегодня, как и тогда. Он также крайне подозрительно относился к любой идее о бессознательном , особенно в его способности мотивировать человеческое поведение и давать образы и идеи.
Экспериментальная работа
Руководствуясь своим опытом в области физиологии, он разработал свой экспериментальный подход к психологии, стремясь получить доступ к миру внутреннего опыта/разума посредством физиологии. Другими словами, он получил доступ к индивидуальному восприятию через органы чувств индивидуума, обучая своих субъектов сообщать ему о своих внутренних переживаниях и реакциях на различные стимулы настолько объективно, насколько это возможно.
Вундт считал, что само сознание может существенно ответить на наши вопросы о его структуре и составных частях с помощью тщательно определенных экспериментов. Не то, чтобы сознание каким-то образом обращалось к нам напрямую, но эмоциональные и когнитивные реакции в уме, возникающие в результате процесса восприятия, помогли бы нам понять структуру разума.
Он полагал, что подопытный может подвергаться внешним раздражителям от различных аппаратов, которые могут вызывать заранее заданные реакции внутреннего опыта , таким образом давая нам информацию о составляющих компонентах сознания.
Метод, разработанный Вильгельмом Вундтом в качестве ментальной техники, сопровождающей его экспериментальные протоколы, назывался Selbstbeobachtung . Selbstbeobachtung буквально переводится как «самонаблюдение», более известное как 9.0103 самоанализ (буквально означает внутреннее восприятие ).
Эта техника интроспекции , описанная Вундтом, была такой же строгой, как и остальная часть его работы. Это требовало интенсивных тренировок, во время которых обучаемого приучали немедленно реагировать на любые мысли и чувства, возникающие в результате повторяющихся внешних раздражителей. Их нужно было давать без фильтрации, без анализа.
Его эксперименты проводились в форме тренированного субъекта, изолированного в одной комнате, обычно с наблюдающим психологом в соседней комнате. Обучаемого подвергали внешнему раздражителю, например импульсам света или звуку метронома, и просили сообщить, что произошло в течение 9 минут.0006 внутренний опыт или сознание , или, возможно, он понял бы это больше по линии определения «как сознание отреагировало на раздражитель».
Было высказано предположение, что повторяющиеся стимулы вызывают у индивидуума повторяющиеся переживания, которые могли бы кое-что сказать о структуре и природе сознания, если бы было обнаружено подобных паттернов в качестве ответов на определенные стимулы, которые позволили бы нам делать общие состояния людей и разум. Техника selbstbeobachtung (самоанализ) позволял испытуемым сообщать о своих мыслях и чувствах, независимо от интерпретации или предыдущих экспериментов, то есть о том, что они думали и чувствовали во время последнего сеанса. Идея состоит в том, чтобы устранить ошибки в наблюдении внутреннего опыта (мысли или чувства) из-за искажения, вызванного интерпретацией между опытом и вербализацией.
Он хотел разложить разум на составные элементы, тем самым исследуя такие темы, как познание, эмоции и воля. Почти как если бы он искал источник и зарождение реакции на окружающую среду в уме. Самое первое появление сознательного осознания в ответ на раздражители и сопровождающие его специфические мысли и эмоции.
Хотя, в конце концов, это не увенчалось успехом, так как люди, как правило, реагировали на один и тот же стимул по-разному. Тот факт, что стимулы приводили к тому, что испытуемые сообщали о чувствах, образах и ощущениях, которые так сильно отличались друг от друга, указывает на то, что не существовало когерентной структуры сознания, которую можно было бы обнаружить таким образом. Во всяком случае, это доказывает субъективность восприятия, не давая никаких конкретных данных о самом сознании.
В своей лаборатории он также проводит эксперименты по времени реакции. Субъект, изолированный в комнате и получающий такие раздражители, как свет, звук или изображение, должен нажать кнопку в тот момент, когда он воспринимает раздражители и способен реагировать на них. Аппарат измерял время реакции с точностью до 1/1000 секунды (1 мс).
Вильгельм Вундт и структурализм
Школа психологии, основанная Вундтом, со временем стала известна как структурализм и является первой психологической школой. В то время как сам Вильгельм Вундт установил основополагающие принципы, теории и протоколы экспериментов, ставшие структурализмом, именно его ученик Эдвард Титченер расширил основу Вундта, развивая изощренность его идей и донося их до более широкой аудитории.
Основная идея структурализма состоит в том, что ум представляет собой совокупность жизненного опыта индивидуума, и что если бы психолог смог разложить разум/сознание на составные элементы, то у каждого человека были бы уникальные процессы рассуждений и принятия решений. можно было понять.
Эта теория, кажется, идентифицирует сознание или внутренний опыт почти как своего рода машину с определенными частями с различными функциями, которые должны реагировать на раздражители определенным, заранее определенным образом. И что, как только будет понят один аспект человеческого разума, можно будет также определить его отношение к различным другим областям психики. Затем, если бы были поняты основные элементы разума вместе с правилами их взаимодействия, тогда мы могли бы теоретически понять или деконструировать каждую мысль, импульс, действие или поведение, чем человек мог бы предпринять, поняв части и их отношение к целому.
Под влиянием Эдварда Титченера структурализм сосредоточился на трех основных понятиях: ощущение, образ (идея или мысль), и привязанность (чувство) , которые считались основными аспектами сознания/ внутренний опыт. В том, что мы можем испытывать ощущения, нам могут быть представлены идеи или образы в нашем уме, и у нас есть чувства.
Хотя структурализм не интересовался значением того, что мы думали или чувствовали, или причинами, почему, но вместо этого почти полностью отошел от таких соображений. Вместо этого он решил сосредоточиться почти исключительно на механизме (как я описал выше, понимать части и отношения к целому), полагая, что описание внутреннего опыта было единственной важной величиной для понимания.
Излишне говорить, что среди других психологов эти идеи вызвали значительную оппозицию, которая продвинула дисциплину вперед с рядом возникающих контртеорий и школ. Структурализм оказал небольшое влияние в Соединенных Штатах.
Вклад Вильгельма Вундта в психологию
Методы Вундта вместе со школой структурализма не получили продолжения после смерти Эдварда Титченера в 1927 году (всего через 7 лет после смерти его наставника). Уже тогда Вильгельм Вундт оказал глубокое и общепризнанное влияние на дисциплину психологии.
Его вклад утвердил психологию как научную дисциплину и провел новаторское исследование, необходимое для объективного и беспристрастного рассмотрения этого весьма субъективного предмета. Действительно, в обзоре 1991 года, опубликованном в рецензируемом журнале American Psychologist , он был признан самым выдающимся психологом 29 американскими историками психологии, а Уильям Джеймс и Зигмунд Фрейд заняли второе место. [5]
Что бы вы ни говорили о нем или его идеях, он был настоящим ученым в том, что искал объективную истину. Его исследования проводились в контролируемых условиях, и Вундт всегда стремился к объективности своего экспериментального подхода. Иронично, учитывая, насколько субъективна его дисциплина по своей природе, а также в высшей степени субъективный характер результатов.
Ведь невозможно подтвердить чувства, идеи (образы) и восприятия человека, не говоря уже о правдивости того, что он говорит что он видел или чувствовал. В отличие от физического проявления мысли и чувства – человеческое поведение – внутренний опыт сам по себе является ненаблюдаемой величиной.
Величайшим вкладом Вильгельма Вундта в психологию были, пожалуй, психологические школы, возникшие из оппозиции и несогласия с некоторыми его собственными идеями и подходами, и основанная им школа структурализма.