Экспериментальные переменные: Экспериментальные переменные и способы их контроля

Экспериментальные переменные и способы их контроля

Для уточнения соотношения всех факторов, входящих в эксперимент, введено понятие «переменная». Выделяют три вида переменных: независимые, зависимые и дополнительные.

Независимые переменные. Фактор, изменяемый самим экспериментатором, называется независимой переменной (НП).

В качестве НП в эксперименте могут выступать условия, в которых осуществляется деятельность испытуемого, характеристика заданий, выполнение которых требуется от испытуемого, характеристики самого испытуемого (возрастные, половые, иные различия испытуемых, эмоциональные состояния и другие свойства испытуемого или взаимодействующих с ним людей). Поэтому принято выделять следующие типы НП: ситуационные, инструктивные и персональные.

Ситуационные НП чаще всего не входят в структуру экспериментального задания, выполняемого испытуемым. Тем не менее они оказывают непосредственное воздействие на его деятельность и могут варьироваться экспериментатором.

К ситуационным НП относятся различные физические параметры, например освещенность, температура, уровень шума, а также размер помещения, обстановка, размещение аппаратуры и т. п.

К социально-психологическим параметрам ситуационных НП может быть отнесено выполнение экспериментального задания в изоляции, в присутствии экспериментатора, внешнего наблюдателя или группы людей.

В.Н. Дружинин указывает на особенности общения и взаимодействия испытуемого и экспериментатора как на особую разновидность ситуационных НП. Этому аспекту уделяется большое внимание. В экспериментальной психологии существует отдельное направление, которое называется «психология психологического эксперимента».

Инструктивные НП связаны непосредственно с экспериментальным заданием, его качественными и количественными характеристиками, а также способами его выполнения. Инструктивной НП экспериментатор может манипулировать более или менее свободно.

Интересно

Он может варьировать материал задания (например, числовой, словесный или образный), тип ответа испытуемого (например, вербальный или невербальный), шкалу оценивания и т.

 п. Большие возможности заключаются в способе инструктирования испытуемых, информирования их о цели экспериментального задания.

Экспериментатор может изменять средства, которые предлагаются испытуемому для выполнения задания, ставить перед ним препятствия, использовать систему поощрений и наказаний в ходе выполнения задания и т. д.

Персональные НП представляют собой управляемые особенности испытуемого. Обычно в качестве таких особенностей выступают состояния участника эксперимента, которые исследователь может менять, например различные эмоциональные состояния или состояния работоспособности-утомления.

Каждый испытуемый, участвующий в эксперименте, обладает множеством уникальных физических, биологических, психологических, социально-психологических и социальных признаков, которыми экспериментатор управлять не может.

В некоторых случаях следует считать эти неуправляемые признаки дополнительными переменными и применять к ним способы контроля, о которых будет рассказано ниже. Однако в дифференциально-психологических исследованиях при применении факторных планов неуправляемые персональные переменные могут выступать в качестве одной из независимых переменных.

Исследователи различают также разные виды независимых переменных. В зависимости от шкалы представления можно выделить качественные и количественные НП. Качественным НП соответствуют различные градации шкал наименований.

Например, эмоциональные состояния испытуемого могут быть представлены состояниями радости, гнева, страха, удивления и т. п. Способы выполнения заданий могут включать наличие или отсутствие подсказок испытуемому. 

Количественные НП соответствуют ранговым, пропорциональным или интервальным шкалам. Например, время, отведенное на выполнение задания, количество заданий, размер вознаграждения по результатам решения задач могут быть использованы как количественные НП.

В зависимости от количества уровней проявления независимых переменных различают двухуровневые и многоуровневые НП.  Двухуровневые НП имеют два уровня проявления, многоуровневые – три или более уровней. В зависимости от количества уровней проявления НП строятся различные по сложности экспериментальные планы.

Зависимые переменные. Фактор, изменение которого является следствием изменения независимой переменной, называется зависимой переменной (ЗП). Зависимая переменная – это компонент в составе ответа испытуемого, который непосредственно интересует исследователя.

В качестве ЗП могут выступать физиологические, эмоциональные, поведенческие реакции и другие психологические характеристики, которые можно зарегистрировать в ходе психологических экспериментов.

В зависимости от способа, с помощью которого можно зарегистрировать изменения, выделяют ЗП:

  • наблюдаемые непосредственно;
  • требующие физической аппаратуры для измерения;
  • требующие психологического измерения.

К ЗП, наблюдаемым непосредственно, относятся вербальные и невербальные поведенческие проявления, которые четко и однозначно могут быть оценены внешним наблюдателем, например отказ от деятельности, плач, определенное высказывание испытуемого и т.  п.

К ЗП, требующим физической аппаратуры для регистрации, относятся физиологические (пульс, величина артериального давления и т. д.) и психофизиологические реакции (время реакции, латентное время, длительность, скорость выполнения действий и т. п.).

К ЗП, требующим психологического измерения, относятся такие характеристики, как уровень притязаний, уровень развития или сформированности тех или иных качеств, форм поведения и т. п. Для психологического измерения показателей могут быть использованы стандартизированные процедуры – тесты, опросники и т. п.

Некоторые поведенческие параметры могут быть измерены, т. е. однозначно распознаны и интерпретированы только специально обученными наблюдателями или экспертами.

В зависимости от количества параметров, входящих в зависимую переменную, различают одномерные, многомерные и фундаментальные ЗП. Одномерная ЗП представлена единственным параметром, изменения которого и изучаются в эксперименте.

Примером одномерной ЗП может служить скорость сенсомоторной реакции.  Многомерная ЗП представлена совокупностью параметров. Например, внимательность может оцениваться объемом просмотренного материала, количеством отвлечений, числом правильных и ошибочных ответов и т. д.

Каждый параметр может фиксироваться независимо. Фундаментальная ЗП представляет собой переменную комплексного характера, параметры которой имеют некоторые известные отношения между собой. В этом случае одни параметры выступают как аргументы, а собственно зависимая переменная – как функция.

Например, фундаментальное измерение уровня агрессии может рассматриваться как функция ее отдельных проявлений (мимических, вербальных, физических и др.).

Зависимая переменная должна обладать такой базовой характеристикой, как сензитивность. Сензитивность ЗП – это ее чувствительность к изменению уровня независимой переменной.

Если при изменении независимой переменной зависимая переменная не изменяется, то последняя несензитивна и проводить эксперимент в таком случае не имеет смысла.

Интересно

Известны два варианта проявления несензитивности ЗП: «эффект потолка» и «эффект пола». «Эффект потолка» наблюдается, например, в том случае, когда предъявляемая задача настолько проста, что ее выполняют все испытуемые независимо от возраста.

«Эффект пола», напротив, возникает в том случае, когда задание настолько сложно, что с ним не может справиться ни один из испытуемых.

Существуют два основных способа фиксации изменений ЗП в психологическом эксперименте: непосредственный и отсроченный. Непосредственный способ применяется, например, в экспериментах по кратковременному запоминанию.

Экспериментатор непосредственно после повторения ряда стимулов фиксирует их количество, воспроизведенное испытуемым. Отсроченный способ используется в том случае, когда между воздействием и эффектом проходит определенный промежуток времени (например, при определении влияния количества заученных иностранных слов на успешность перевода текста).

Дополнительные переменные (ДП) – это сопутствующая стимуляция испытуемого, оказывающая влияние на его ответ. Совокупность ДП состоит, как правило, из двух групп: внешних условий опыта и внутренних факторов. Соответственно их принято называть внешними и внутренними ДП.

К внешним ДП относят физическую обстановку опыта (освещенность, температурный режим, звуковой фон, пространственные характеристики помещения), параметры аппаратуры и оборудования (дизайн измерительных приборов, рабочий шум и т. п.), временные параметры эксперимента (время начала, продолжительность и др.), личность экспериментатора.

К внутренним ДП относят настроение и мотивацию испытуемых, их отношение к экспериментатору и опытам, их психологические установки, склонности, знания, умения, навыки и опыт в данном виде деятельности, уровень утомления, самочувствие и т. п.

В идеале исследователь стремится все дополнительные переменные свести на нет или хотя бы к минимуму, чтобы выделить «в чистом виде» связь между независимой и зависимой переменными.

Существует несколько основных способов контроля влияния внешних ДП:

  • элиминация внешних воздействий;
  • константность условий;
  • балансировка;
  • контрбалансировка.

Элиминация внешних воздействий представляет собой наиболее радикальный способ контроля. Он состоит в полном исключении из внешней среды каких бы то ни было внешних ДП. В лаборатории создаются условия, изолирующие испытуемого от звуков, света, вибрационных воздействий и т. п.

Наиболее ярким примером может служить эксперимент по сенсорной депривации, проводимый на добровольцах в специальной камере, полностью исключающей поступление каких-либо раздражителей из внешней среды.

Следует отметить, что элиминировать воздействия ДП практически невозможно, да и не всегда нужно, так как результаты, полученные в условиях элиминации внешних воздействий, вряд ли могут быть перенесены в реальность.

Следующий способ контроля – создание константных условий. Суть этого способа состоит в том, чтобы сделать воздействия ДП постоянными и одинаковыми для всех испытуемых на протяжении всего опыта.

В частности, исследователь стремится сделать постоянными пространственно-временные условия эксперимента, технику его проведения, оборудование, предъявление инструкции и т.  д. При тщательном применении этого способа контроля удается избежать больших погрешностей, однако проблема переноса результатов эксперимента в условия, сильно отличающиеся от экспериментальных, остается проблематичной.

В тех случаях, когда нет возможности создать и поддерживать постоянные условия на протяжении всего эксперимента, прибегают к способу балансировки. Этот способ применяется, например, в ситуации, когда внешняя ДП не поддается идентификации.

В этом случае балансировка будет состоять в использовании контрольной группы. Исследование контрольной и экспериментальной групп проводится в одних и тех же условиях с той лишь разницей, что в контрольной группе отсутствует воздействие независимой переменной.

Тем самым изменение зависимой переменной в контрольной группе обусловлено лишь внешними ДП, а в экспериментальной – совместным действием внешних дополнительных и независимой переменной.

Если внешняя ДП известна, то балансировка заключается в воздействии каждого ее значения в сочетании с каждым уровнем независимой переменной.

В частности, такая внешняя ДП, как пол экспериментатора, в сочетании с независимой переменной (пол испытуемого) приведет к созданию четырех экспериментальных серий:

  • мужчина-экспериментатор – мужчины испытуемые;
  • мужчина-экспериментатор – женщины испытуемые;
  • женщина-экспериментатор – мужчины испытуемые;
  • женщина-экспериментатор – женщины испытуемые.

В более сложных экспериментах может применяться балансировка нескольких переменных одновременно.

Контрбалансировка как способ контроля внешних ДП практикуется чаще всего тогда, когда эксперимент включает в себя несколько серий. Испытуемый оказывается в разных условиях последовательно, однако предыдущие условия могут изменять эффект воздействия последующих.

Для ликвидации возникающего в этом случае «эффекта последовательности» разным группам испытуемых экспериментальные условия предъявляются в различном порядке.

Например, в первой серии эксперимента первой группе предъявляется решение интеллектуальных задач от более простых к более сложным, а второй – от более сложных к более простым.

Во второй серии, напротив, первой группе предъявляется решение интеллектуальных задач от более сложных к более простым, а второй – от более простых к более сложным.

Контрбалансировка применяется в тех случаях, когда есть возможность проведения нескольких серий эксперимента, однако следует учитывать, что большое число попыток вызывает утомление испытуемых.

Внутренние ДП, как указывалось выше, – это факторы, кроющиеся в личности испытуемого. Они оказывают весьма значительное влияние на результаты эксперимента, их воздействие достаточно трудно проконтролировать и учесть. Среди внутренних ДП можно выделить постоянные и непостоянные.

Постоянные внутренние ДП в течение эксперимента существенно не изменяются. Если эксперимент проводится с одним испытуемым, то постоянными внутренними ДП будут его пол, возраст, национальность. К этой группе факторов также можно отнести темперамент, характер, способности, склонности испытуемого, его интересы, взгляды, убеждения и другие компоненты общей направленности личности.

Интересно

В случае проведения эксперимента с группой испытуемых эти факторы приобретают характер непостоянных внутренних ДП, и тогда для нивелировки их влияния прибегают к специальным способам формирования экспериментальных групп.

К непостоянным внутренним ДП относятся психологические и физиологические характеристики испытуемого, которые могут либо значительно изменяться по ходу эксперимента, либо актуализироваться (или исчезать) в зависимости от целей, задач, вида, формы организации эксперимента.

Первую группу таких факторов составляют физиологические и психические состояния, утомляемость, привыкание, приобретение опыта и навыков в процессе выполнения экспериментального задания.

В другую группу входят установка на данный опыт и данное исследование, уровень мотивации к данной экспериментальной деятельности, отношение испытуемого к экспериментатору и своей роли подопытного и т. п.

Для уравнивания эффекта воздействия этих переменных на ответы в разных пробах существует ряд способов, успешно применяемых в экспериментальной практике.

Для устранения так называемого серийного эффекта, в основе которого лежит привыкание, используется особая очередность предъявления стимулов. Эта процедура получила название «уравновешенного чередного порядка», когда стимулы разных категорий предъявляются симметрично относительно центра стимульного ряда. Схема такой процедуры выглядит так: А В В А, где А и В – стимулы разных категорий.

Чтобы предупредить влияние на ответ испытуемого тревожности или неопытности, проводятся ознакомительные или предварительные эксперименты. Их итоги не учитываются при обработке данных.

Для предупреждения изменчивости ответов из-за накопления опыта и навыков в процессе эксперимента испытуемому предлагается так называемая «исчерпывающая практика».

В результате такой практики у испытуемого до начала собственно эксперимента вырабатываются устойчивые навыки, и в дальнейших экспериментах показатели испытуемого от фактора накопления опыта и навыков уже напрямую не зависят.

В тех случаях, когда необходимо свести к минимуму влияние на ответ испытуемого утомления, прибегают к «методу вращения». Суть его состоит в том, что каждой подгруппе испытуемых предъявляется определенная комбинация стимулов.

Совокупность таких комбинаций полностью исчерпывает все множество возможных вариантов. Например, при трех типах стимулов (А, Б, В) каждому из них представляется первое, второе и третье место в предъявлении испытуемым. Таким образом, первой подгруппе стимулы предъявляются в порядке АБВ, второй – АВБ, третьей – БАВ, четвертой – БВА, пятой – ВАБ, шестой – ВБА.

Приведенные способы процедурного уравнивания внутренних непостоянных ДП применимы как для индивидуальных, так и для групповых экспериментов.

Установка и мотивация испытуемых как внутренние непостоянные ДП должны поддерживаться на одном и том же уровне во время всего опыта. Установка как готовность воспринимать раздражитель и отвечать на него определенным образом создается через инструкцию, которую экспериментатор дает испытуемому.

Чтобы установка была именно такой, какая требуется по задаче исследования, инструкция должна быть доступна испытуемым и адекватна задачам эксперимента. Однозначность и легкость понимания инструкции достигаются ее ясностью и простотой.

Во избежание вариативности предъявления инструкцию рекомендуется зачитывать дословно или давать в письменном виде. Поддержание исходной установки контролируется экспериментатором путем постоянного наблюдения за испытуемым и корректируется путем напоминания при необходимости соответствующих указаний инструкции.

Мотивация испытуемого рассматривается главным образом как интерес к данному эксперименту. Если интерес отсутствует или слаб, то трудно рассчитывать на полноценность выполнения испытуемым предусмотренных в эксперименте заданий и на надежность его ответов.

Слишком высокий интерес, «перемотивация», также чревата неадекватностью ответов испытуемого. Поэтому для получения исходно приемлемого уровня мотивации экспериментатор должен самым серьезным образом подойти к формированию контингента испытуемых и подбору стимулирующих их мотивацию факторов.

В качестве таких факторов могут выступать состязательность, различные виды вознаграждения, интерес к своим показателям, профессиональный интерес и др.

Психофизиологические состояния испытуемых рекомендуется не только поддерживать на одном уровне, но и оптимизировать этот уровень, т. е. испытуемые должны находиться в «нормальном» состоянии.

Интересно

Следует убедиться, что до проведения опыта у испытуемого не было сверхзначимых для него переживаний, у него достаточно времени для участия в эксперименте, он не голоден и т. п. Во время проведения эксперимента не следует излишне возбуждать или подавлять испытуемого. Если же эти условия выполнить не удается, то проведение эксперимента лучше отложить.

Из рассмотренных характеристик переменных и способов их контроля становится понятой необходимость тщательной подготовки эксперимента при его планировании.

В реальных условиях экспериментирования добиться 100 %-го контроля всех переменных невозможно, однако различные психологические эксперименты значительно отличаются друг от друга степенью контроля переменных. Рассмотрению вопроса оценки качества эксперимента посвящен следующий раздел.

Экспериментальные переменные и способы их контроля — Мегаобучалка

1. Понятие «причинности»

2. Независимая переменная

3. Зависимая переменная

4. Способы контроля внешних переменных.

 

Экспериментатор проверяет гипотезу о причинной связи двух явлений, А и В. Понятие «причинность» является одним из наиболее сложных в науке. Существует ряд эмпирических признаков причинной связи между двумя явлениями:

1. Разделенность причины и следствия во времени и предшествовании причины следствию. Если, после проведения эксперимента, обнаруживаются изменения в объекте по сравнению с аналогичным объектом, который воздействию не подвергался, то есть повод говорить о том, что экспериментальное воздействие стало причиной изменения состояния объекта. Наличие воздействия и сравнение объектов являются необходимыми условиями такого вывода, ибо не всегда предшествующее событие – причина последующего.

2. Наличие статистической связи между двумя переменными (причинной и следствием). Изменение величины одной из переменных должно сопровождаться изменением величины другой, то есть наблюдается либо линейна, либо нелинейная корреляция. Но наличие корреляции является недостаточным условием для вывода о причинно-следственной связи, так как такая связь может быть случайной или обусловлена другой переменной.

3. Причинно-следственная связь регистрируется, если экспериментальная процедура исключает иные возможные объяснения связей А и В, кроме как причинной, и все остальные причины возникновения явления В исключены.

Проверка экспериментальной гипотезы о причинной связи двух явлений производится следующим образом: экспериментатор моделирует предполагаемую программу, которая выступает в качестве экспериментального воздействия и регистрирует изменение состояния объекта с помощью контрольно — измерительных инструментов, при этом осуществляется контроль внешних переменных. Таким образом: суть эксперимента состоит в том, что экспериментатор варьирует независимую переменную, регистрирует изменение зависимой и контролирует внешние переменные.

Исследователь должен стремиться оперировать в эксперименте только независимой переменной. Если это условие соблюдается и при этом при этом исключены все побочные (внешние) переменные, то такой эксперимент называется чистый.

В качестве независимой переменной в эксперименте могут выступать:

1. Характеристика заданий. Это то, чем может манипулировать экспериментатор более или менее свободно. Экспериментатор может варьировать стимулы или материалы задания, тип ответа испытуемого, инструкцию, цели, средства и т.д.

2. Особенности ситуации (внешние условия) – т.е. переменные, которые непосредственно не входят в структуру эксперимента (температура в помещении, обстановка). Экспериментатор может варьировать: физические параметры (внешний вид помещения, освещенность, температуру, окраску стен и т.д.), социально-психологические (изоляцию, присутствии экспериментатора или его ассистента и др.), особенности общения и взаимодействия испытуемого и экспериментатора.

3. «Организменные» переменные – управляемые состояния испытуемого (физические, биологические, социально-психологические, психологические, социальные признаки). Традиционно их относят к «переменным», хотя большинство из них являются неизменными на протяжении жизни. Как правило, в современном исследовании дифференциально-психологические особенности индивидов, такие как интеллект, пол, возраст, социальный статус и т.д. учитываются в качестве дополнительных переменных, которые контролируются экспериментатором в общепсихологическом эксперименте. Но эти переменные могут превращаться во «вторую основную переменную» в дифференциально-психологическом исследовании, и тогда используются факторные планы.

В качестве зависимой переменной в психологии используются параметры вербального и невербального поведения испытуемого (число ошибок, затраченное время на решение задач и т.п.). Выбор поведенческих параметров определяется исходной гипотезой, при этом исследователь должен максимально ее конкретизировать, т. е. добиться того, чтобы зависимая переменная была операционализирована (поддавалась регистрации в ходе эксперимента).

Параметры, которые изменяет экспериментатор условно можно разделить на формально-динамические и содержательные:

1. К формально-динамическим параметрам относят:

а) Точность, либо противоположную ей характеристику – ошибочность действий. Этот параметр используется в задачах на достижение, которые в психологических исследованиях встречаются достаточно часто.

б) Латентность. Поскольку ряд психических процессов протекает скрытно от внешнего наблюдателя, одной из важнейших характеристик является латентное время – время от момента предъявления сигнала до выбора ответа.

в) Длительность (скорость исполнения) – время между выбором действия и окончанием его исполнения. Является характеристикой исполнительного действия.

г) Темп (частота действий) – важнейшая характеристика, особенно при исследовании простейших форм поведения.

д). Продуктивность – отношение числа ошибок или качественно выполненных действий ко времени выполнения. Этот параметр служит важнейшей характеристикой для исследования процессов научения, познавательных процессов, процессов принятия решения.

2. Содержательные параметры поведения предполагают категоризацию формы поведения либо в терминах обыденного языка, либо в терминах той теории, предположения которой проверяются в данном эксперименте.

Распознавание форм поведения – дело специально обученных экспериментаторов или наблюдателей. Проблема фиксации качественных особенностей поведения решается либо посредством обучения наблюдателей и разработки специальных карт наблюдения, либо измерением формально – динамических параметров с помощью тестов.

Требования к зависимой переменной:

1. Надежность – устойчивость ее регистрированности при изменении условий эксперимента в течение времени.

2. Валидность – переменная должна быть определена только в конкретных условиях эксперимента и примирительна к определенной гипотезе.

3. Сензитивность – зависимая переменная к изменениям независимой.

Типы зависимых переменных:

1. Одномерные – регистрируется только один параметр, и именно он считается проявлением зависимой переменной.

2. Многомерные – когда измеряется несколько параметров: оценивается уровень интеллектуальной продуктивности, анализируется трудность задач, качество выполнения, способ и т.д.

3. Фундаментальные – параметры зависимой переменной используются в качестве аргументов, сама она представляется в виде функции (например, фундаментальное изменение уровня агрессии).

Способы контроля внешних переменных.

1. Элиминация — самый простой, но по сути невозможный, «радикальный» способ. Его суть заключается в полном устранении побочных переменных.

2. Создание константных условий – исследователь старается сделать внешние переменные неизменными, при этом влияние внешних переменных одинаковое на всех испытуемых на протяжении всего времени эксперимента.

Однако, в этом случае данные, полученные при фиксированных побочных переменных могут распространяться только на те реальные ситуации, в которых действуют те же самые побочные переменные.

3. Балансировка. Этот способ используется тогда, когда невозможно идентифицировать внешние переменные или когда ими когда их можно идентифицировать и использовать специальный алгоритм для контроля. Для реализации этого метода в план эксперимента включается контрольная группа. Организация исследования в контрольной группе такая же, как и в экспериментальной. Следовательно, изменения, происходящие в контрольной группе, происходят за счет влияния внешней переменной, а в экспериментальной — за счет внешней и независимой.

4. Контрбалансировка — используется для контроля внешней переменной в том случае, если эксперимент включает в себя несколько серий. Группа испытуемых (испытуемый) оказывается в разных условиях последовательно, и как следствие, предыдущие условия могут изменить эффективность воздействия последующих условий. Порядок предъявления стимулов может менять поведение испытуемых, поэтому смысл контрбалансировки заключается в том, что порядок предъявления различных задач (стимулов, воздействий) в одной из групп компенсируется иным порядком представления заданий в другой группе. Контрбалансировка контролирует эффект последовательности.

5. Рандомизация — процедура, гарантирующая равную возможность каждому члену популяции стать участником эксперимента. Применяется чаще всего в двух случаях: когда известно, как управлять внешними переменными в экспериментальной ситуации, но нет возможности использовать ни одну из предыдущих техник контроля; когда предполагалось оперировать какими – либо внешними переменными в экспериментальной ситуации, но не было возможности их специфицировать и применять другие техники.

 

Экспериментальные переменные AO1 AO2 — PSYCHOLOGY WIZARD

ВВЕДЕНИЕ ПЕРЕМЕННЫХ


Переменная — это то, что изменяется, фактор, который изменяется. Переменными могут быть такие вещи, как раса или пол человека, тип погоды в данный момент или время суток, или результаты экзаменов, которые получают разные люди, или их баллы на тестах.

НЕЗАВИСИМЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ


В ходе эксперимента ученый сосредотачивается на том, что его интересует, — на независимой переменной (IV). Это тема, которую изучает ученый, то, что может быть скрытой причиной поведения.

Возможно, вы хотели бы помнить, что ученые заинтересованы во ВЛИЯНИИ независимой переменной

Манипулируемые IV — это вещи, которые ученые могут изменить, чтобы увидеть, что произойдет. Например, ученый может изменить уровень шума в комнате, чтобы увидеть, работают ли люди усерднее или нет. Другой пример манипулируемой переменной может включать тестирование препарата на одной группе людей, в то время как другая группа остается нормальной.

Естественная внутривенная инъекция — это то, что изменяется само по себе. Например, ни один ученый не может «сделать» людей мужчинами или женщинами. Иногда физически невозможно манипулировать естественной переменной. Иногда это просто неэтично — например, было бы неправильно заразить кого-то противной болезнью только для того, чтобы посмотреть, как он с ней справится.

  • Самые сильные эксперименты исследовали манипулируемые IV; это лабораторные эксперименты, и они имеют высокую интервальную достоверность, хотя внешняя достоверность может быть низкой, если IV не изменится в реальной жизни
  • Эксперименты по изучению встречающихся в природе IV являются естественными (или квази-) экспериментами. Они намного слабее, с более низкой внутренней достоверностью, хотя могут иметь более высокую внешнюю достоверность (поскольку IV — это тот, который меняется в реальной жизни).

ЗАВИСИМЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ


В ходе эксперимента ученый ищет определенный результат. Зависимая переменная (DV) — это то, что меняется — результат, который вы измеряете. В успешном эксперименте изменения в IV должны вызвать изменения в DV.

Подумайте об этом так: зависимая переменная зависит от IV

Помните, как наука пытается открывать законы и делать предсказания? В этом красота экспериментов; они показывают причинно-следственную связь — причину и следствие. Если ваш DV изменится в конце эксперимента, вы можете сделать вывод, что IV был , что привело к его изменению .

Например:

  • Предоставление людям кофе может привести к тому, что они будут бодрствовать дольше, чем люди, которые не пьют кофе
  • Быть жертвой преступления может вызвать у вас больший стресс, чем у людей, которые не были жертвой преступления работа в тихой комнате

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВАШИХ ПЕРЕМЕННЫХ


Небрежное или расплывчатое исследование рассматривает такие переменные, как «память» или «интеллект», и сравнивает карикатуры, такие как «возраст» или «образцы для подражания».

Операционализация означает указание ваших IV и DV таким образом, чтобы было очевидно, как ими манипулируют или измеряют. В частности, операционная DV будет создавать количественные данные.

Например:

  • Не «интеллект», а «оценка IQ теста»
  • Не «память», а «количество воспоминаний»
  • Не «возраст», а «младше 16» и «старше 45 лет»
  • Не «образцы для подражания», а «образцы для подражания агрессивные» и «образцы для подражания неагрессивные»

ПОСТОРОННИЕ И СМЕШИВАЮЩИЕ ПЕРЕМЕННЫЕ


Конечно, не всегда можно отличить причинно-следственную связь от эксперимента, особенно эксперимента на людях. Это потому, что IV не только вещь, влияющая на DV. Обычно есть много других факторов.

  • Кофе может вызывать у людей бессонницу (IV вызывает ДН), но это может зависеть от того, насколько тяжело люди работали в этот день, а также от кофе
  • Быть жертвой преступления может вызывать стресс у людей (IV причиной DV), но степень стресса может зависеть от вашей личности или настроения в тот день или типа преступления, которое вы совершили (нападение вызывает больший стресс, чем карманная кража)
  • Отвлечение внимания на шум может привести к ошибкам в тесте на память (IV вызывает DV), но вы можете сделать ошибки в тесте на память, потому что прошлой ночью у вас была поздняя ночь, а не шум в комнате
Факторы другое чем IV и DV , которые могут измениться в ходе исследования, являются посторонними переменными.

Внешние переменные делятся на три типа:

  • Переменные-участники — это различия между самими участниками. Очевидно, что переменные у всех разные, и переменные большинства участников (рост, день рождения, количество братьев и сестер) не имеют большого значения для исследования, но другие (интеллект, уровень образования, личность) могут иметь большое значение.
  • Ситуационные переменные — это изменения, происходящие в ситуации, в которой находятся участники. К ним относятся такие факторы, как погода и жара, переполненность помещения и время суток, а также «внешнее вмешательство», например помехи или отвлекающие факторы (пожарная сигнализация). , например).
  • Эффекты экспериментатора — это изменения, которые экспериментатор вносит, как правило, не осознавая этого, обращаясь с одними участниками иначе, чем с другими. Это форма предвзятости, и она часто включает в себя поощрение участников действовать или реагировать определенным образом с помощью языка тела или тона голоса.
Большинство посторонних переменных не имеют значения или даже компенсируют друг друга, но они «сеют семена сомнения» в том, действительно ли DV вызывается IV, — они снижают внутреннюю валидность исследования.

Некоторые посторонние переменные определенно влияют на поведение участников и мешают DV. Они называются смешивающими переменными, потому что они искажают (искажают) достоверность исследования.

КОНТРОЛЬ ВНЕШНИХ ПЕРЕМЕННЫХ


Чтобы решить проблему смешения переменных, ученые будут использовать экспериментальный контроль. Элемент управления — это то, что препятствует влиянию мешающей переменной на DV, потому что он гарантирует, что изменяются только важные переменные и DV.

Вот несколько примеров:

  • Предварительный скрининг (тестирование) всех, чтобы убедиться, что они происходят из одного и того же происхождения и имеют одинаковое душевное состояние, а также удаление аномальных участников из исследования
  • Все проводят тест в одном и том же месте в одно и то же время
  • Убедиться, что тест работает одинаково для всех
  • Сценарий всех взаимодействий между исследователями и участниками зеркала заднего вида
Гораздо проще настроить контроль посторонних переменных в лабораторном эксперименте, потому что все происходит в контролируемой обстановке, которую вы можете настроить заранее.

В полевых экспериментах сложнее настроить элементы управления, потому что у вас меньше контроля над реальной обстановкой, где вокруг вас происходят обычные события.

Хотя контроли повышают внутреннюю валидность исследования за счет уменьшения искажающих переменных, они могут в такой же степени снижать внешнюю валидность. В частности, строго контролируемые эксперименты могут быть лишены экологической обоснованности, если обстановка или задача становятся слишком незнакомыми или искусственными. Это компромисс между внутренней и внешней валидностью, на который должны пойти все психологи.

ХАРАКТЕРИСТИКИ СПРОСА


Одним из видов посторонних переменных, заслуживающих особого упоминания, являются характеристики спроса. Это когда участники ведут себя неестественно, потому что считают, что знают цель исследования, в котором принимают участие. интересно, что это все о. Если люди думают, что поняли цель эксперимента, возникает искушение стать «хорошими участниками» и сделать эксперимент успешным.

Другие люди — неуклюжие клиенты, и когда они думают, что знают, в чем заключается эксперимент, они пытаются его испортить. Это то, что Фил Баньярд (2001) называет эффектом «иди нахуй» — еще один тип характеристик спроса.

Характеристики спроса снижают внутреннюю валидность (потому что что-то иное, чем IV, вызывает DV) и внешнюю валидность (потому что эти люди не будут вести себя так в реальной жизни), а также прогностическую валидность (потому что вы не можете предсказать будущего поведения от неестественного поведения).

Наивные участники не осознают, что они участвуют в исследовании, а если они и знают, что участвуют в исследовании, то они были введены в заблуждение относительно сути исследования. Неправильное направление — это экспериментальный контроль, который снижает характеристики спроса, но вызывает этические проблемы, потому что наивные участники не могут дать информированное согласие, если они были введены в заблуждение относительно сути исследования.

  • Не путайте характеристики спроса с предвзятостью социальной желательности. SDB — это когда люди ведут себя по-разному, потому что знают, что за ними наблюдают, и в игру вступает их чувство того, что является социально приемлемым: они ведут себя «лучше». Это проблема, если вы пытаетесь изучить антиобщественное поведение (например, агрессию). Если вы тайно наблюдаете за людьми, вы можете избежать SDB, но это также поднимает этические проблемы.

Элементы исследования: переменные

Переменные

Целью всех исследований является описание и объяснение различий в мире. Дисперсия — это просто разница; то есть изменение, которое происходит в мире естественным образом, или изменение, которое мы создаем в результате манипуляции. Переменные — это имена, которые даны дисперсии, которую мы хотим объяснить.

Переменная либо является результатом действия некоторой силы, либо сама является силой, вызывающей изменение другой переменной. В экспериментах они называются зависимыми и независимыми переменными соответственно. Когда исследователь дает активное лекарство одной группе людей и плацебо или неактивное лекарство другой группе людей, независимой переменной является медикаментозное лечение. Реакция каждого человека на активное лекарство или плацебо называется зависимой переменной. Это может быть много вещей в зависимости от того, для чего предназначен препарат, например, высокое кровяное давление или мышечная боль. Поэтому в экспериментах исследователь манипулирует независимой переменной, чтобы определить, вызывает ли она изменение зависимой переменной.

Пример независимых и зависимых переменных

Как мы узнали ранее в описательном исследовании, переменными нельзя манипулировать. За ними наблюдают в естественном виде, а затем изучают связи между переменными. В некотором смысле все переменные в описательных исследованиях являются зависимыми переменными, потому что они изучаются по отношению ко всем другим переменным, существующим в обстановке, в которой проводится исследование. Однако в описательных исследованиях переменные не обсуждаются с использованием терминов «независимый» или «зависимый». Вместо этого имена переменных используются при обсуждении исследования. Например, у коренных американцев диабет чаще встречается, чем у выходцев из Восточной Европы. В описательном исследовании исследователь будет изучать, как диабет (переменная) связан с генетическим наследием человека (еще одна переменная).

Пример описательных переменных исследования

Переменные важны для понимания, поскольку они являются основными единицами информации, изучаемой и интерпретируемой в научных исследованиях. Исследователи тщательно анализируют и интерпретируют значения каждой переменной, чтобы понять, как вещи связаны друг с другом в описательном исследовании или что произошло в эксперименте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *