Экзистенция это в психологии – Экзистенциальная психология — Википедия

Содержание

Экзистенциальная психология – что такое экзистенциальный подход в психологии?

Экзистенциальная психология изучает жизнь, бытие человека в его становлении и развитии, и происходит от слова existentia – существование. Человек приходит в этот мир и решает проблемы одиночества, любви, выбора, поиска смыслов и столкновения с реальностью неизбежности смерти.

Экзистенциальная психология – определение

Экзистенциальная традиционная психология – направление, выросшее из экзистенциальной философии, которое рассматривает человека как уникальное создание, и вся его жизнь неповторима и обладает большой ценностью. Экзистенциальное направление в психологии стало активно развиваться два столетия назад, и является востребованным в современном мире.

История экзистенциальной психологии

Основатель экзистенциальной психологии – сложно назвать одного конкретного человека, целая плеяда философов и психологов оказала влияние на развитие этого направления. Экзистенциальная традиционная психология берет свое развитие с феноменологии и идей российских писателей Л.Н. Толстого и Ф.И. Достоевского. В начале XX в. немецкий психолог и философ К. Ясперс пересматривая традиционные подходы психиатрии привнес в них идеи экзистенциализма.

Людвиг Бинсвангер, швейцарский врач, изучая труды Ясперса и Хайдеггера вносит экзистенциализм в психологию. Человек становится уже не простым управляемым вместилищем психологических механизмов и инстинктов, но цельной, уникальной сущностью. Далее происходит бурное развитие экзистенциальной психологии и ее ответвлений, в которые входит и знаменитая логотерапия В. Франкла.

Основные идеи экзистенциального подхода в психологии

Экзистенциально-гуманистическая психология опирается на ключевые аспекты:

  • сознание и самосознание;
  • свобода;
  • ответственность;
  • поиск смысла;
  • выбор;
  • осознание смерти.

Экзистенциальная психология, ее идеи и принципы взяты из экзистенциальной философии, являющейся «праматерью»:

  • свободная воля человека помогает ему находится в постоянном развитии;
  • познание своего внутреннего мира – ведущая потребность личности;
  • осознание своей смертности и принятие этого факта – мощный ресурс для раскрытия творческой составляющей личности;
  • экзистенциальная тревога становится тем пусковым механизмом для поиска собственного уникального смысла в кажущемся бессмысленном существовании.

Экзистенциальная психология – представители

Экзистенциальная психология В. Франкла – самый ярчайший пример не опускать руки, найти в себе желание жить дальше. Франкл вызвал к себе огромное доверие тем, что его все его психотерапевтические методы были опробованы на себе и тех людях, которые по роковому стечению обстоятельств находились в застенках фашистского концлагеря. Другие известные экзистенциальные психологи:

  • Ролло Мэй;
  • Ирвин Ялом;
  • Джеймс Бьюдженталь;
  • Альфред Ленгле;
  • Алис Хольцхей-Кунц;
  • Босс Медард;
  • Людвиг Бинсвангер.

Экзистенциальный подход в психологии

Экзистенциально-гуманистический подход в психологии – направление, в котором личность человека является огромной ценностью в связи с ее уникальной внутренней картиной мира, ее неповторимостью. Экзистенциальная психология обучение простым техникам и упражнениям пациента в ситуациях обреченности и опустошенности от бытия помогает людям находить новые смыслы и выборы, выйти из позиции жертвы, когда ничего нельзя сделать для улучшения.

Основные положения гуманистической и экзистенциальной психологии

Экзистенциальная психология является ответвлением гуманистической психологии, поэтому многие центральные понятия о личности человека имеют сходное описание. Гуманистическая и экзистенциальная психология основные положения:

  • открытость личности человека миру, переживание себя в этом мире и ощущение мира в себе – главная психологическая реальность;
  • природа человека такова, что он постоянно нуждается в самораскрытии и непрерывном развитии своих потенций;
  • человек обладает свободой, волей и возможностью выбора в рамках своих ценностей;
  • личность – это творческая, активная сущность;
  • жизнь отдельно взятого человека должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия.

Понимание личности в рамках экзистенциальной психологии

Личность в экзистенциальной психологии неповторима, уникальна и аутентична. Экзистенциальная психология не ставит рамки человеку, запирая его в настоящем, но дает ему расти, меняться. При описании личности экзистенциалисты пользуются категорией процессы, а не базируются как другие направления классической психологии на описании черт характера и состояния. Личность обладает свободой воли и выбора.

Методы экзистенциальной психологии

Экзистенциальная психология как наука должна опираться на конкретные методы, техники, эмпирические исследования, но здесь можно наткнуться на ряд противоречий. Самым основным методом является выстраивание таких отношений между клиентом и терапевтом, которые можно описать словами: аутентичность, преданность и присутствие. Аутентичность предполагает полное раскрытие психотерапевта перед пациентом для создания доверительных отношений.

Методы работы экзистенциального психолога со страхом смерти:

  1. «Разрешение терпеть» – чтобы работать с осознанием смерти, терапевт сам должен проработать свои страхи в этой области и стремиться во время терапии поощрять пациента говорить о смерти как можно больше.
  2. Работа с защитными механизмами. Терапевт подводит пациента к изменениям его представлений о смерти мягко, но настойчиво, прорабатывая и идентифицируя неадекватные механизмы защиты.
  3. Работа со сновидениями. Кошмары часто содержат в себе неосознаваемые подавляемые страхи смерти.

Проблемы экзистенциальной психологии

Основные идеи и теории экзистенциальной психологии были сведены специалистами этого направления к общему ряду проблемных областей, с которыми сталкивается экзистенциальная психология. Ирвин Ялом выделил 4 ряда ключевых проблем или узлов:

  1. Проблемы жизни, смерти и времени – человек осознает что он смертен, что это неизбежная данность. Желание жить и страх умереть формируют конфликт.
  2. Проблемы общения, одиночества и любви – осознание одиночества в этом мире: человек одиноким приходит в этот мир и таким же одиноким его покидает, осознания себя одиноким в толпе.
  3. Проблемы ответственности, выбора и свободы – стремление человека к свободе и отсутствию шаблонов, сдерживающих, упорядоченных структур и одновременно страх перед их отсутствием порождает конфликт.
  4. Проблемы смысла и бессмысленности человеческого существования — проистекают из первых трех проблем. Человек постоянно находится в познании себя и окружающего мира, творит свои смыслы. Утрата смысла происходит от осознания своего одиночества, изолированности и неизбежности смерти.

Экзистенциальный кризис в психологии

Принципы экзистенциальной психологии исходят из наличия проблем возникающих у личности. Экзистенциальный кризис настигает любого человека с юности и до преклонных лет, каждый хоть раз задавался вопросом смысла жизни, своего существования, бытия. У кого-то это обычные размышления, у других кризис может протекать остро и мучительно, приводить к равнодушию и отсутствию дальнейшей мотивации к жизни: все смыслы исчерпаны, будущее предсказуемо и однообразно.

Экзистенциальный кризис может проникать во все сферы жизнедеятельности человека. Считается, что этот феномен присущ людям развитых стран, которые удовлетворили все свои базовые потребности и есть время анализа и размышлений о собственной жизни. Человек потерявший своих близких и мысливший категорией «Мы» сталкивается с вопросом: «Кто я без них?»

Книги по экзистенциальной психологии

Ролло Мэй «Экзистенциальная психология» – одно из уникальных изданий авторитетного экзистенциального терапевта, написанная простым языком будет полезна к прочтению как обычным читателям интересующимся психологией, так и опытным психологам. Что еще можно почитать в рамках этой тематики:

  1. «Экзистенциальная психология глубинного общения» С.Л. Братченко. В книге подробно рассмотрена история возникновения экзистенциально-гуманистического подхода в психологии, много внимания уделено консультированию.
  2. «Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии». В.Н. Дружинин. Проблемы жизни и смерти, как найти во всем этом смысл уставшему человеку и чем может помочь экзистенциальный психолог – все эти вопросы освещены в книге.
  3. «Экзистенциальная психотерапия» И. Ялом. Книги этого знаменитого психоаналитика можно перечитывать до бесконечности, автор талантлив не только в своей профессии помогающей людям, но и как писатель. Эта книга фундаментальный труд с набором действующих техник и приемов.
  4. «Психотехника экзистенциального выбора». М. Папуш. Научиться качественно и плодотворно жить, радоваться и трудиться это так же реально, как научиться чему-то, например, игре на пианино – сложно, но с практикой все приходит.
  5. «Современный экзистенциальный анализ: история, теория, практика, исследования». А. Лэнгле, Е. Уколова, В. Шумский. В книге представлен целостный взгляд на экзистенциальный анализ и его ценностный вклад в развитие экзистенциальной психологии.

 

womanadvice.ru

Экзистенциальная психология — это… Что такое Экзистенциальная психология?

Экзистенциа́льная психоло́гия — направление в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, несводимой к общим схемам, возникшее в русле философии экзистенциализма. Её прикладным разделом является экзистенциальная психотерапия. Экзистенциальную психологию относят к гуманистическим направлениям в психологии.

На возникновение этого направления повлияли философия экзистенциализма Сёрена Керкегора, Мартина Хайдеггера и Жана Поля Сартра и феноменологическая психология Эдмунда Гуссерля.

В настоящее время основными направлениями экзистенциальной психологии считаются:

Происхождение и история развития

Согласно Р. Мэй, первым этапом развития экзистенциальной психологии следует считать феноменологию.[1] Представителями феноменологической стадии экзистенциальной психологии являются Юджин Минковски, Эрвин Страус, В.Е. фон Гебсаттел.[2]

От феноменологии, экзистенциальная психология взяла, в частности, идею отказа рассматривать человека (клиента) в рамках наших предварительных концепций и представлений.[3]

Вторая, собственно экзисенциальная стадия развития экзистенциальной психологии, согласно Р. Мэй, представлена работами Л. Бинсвангера, А. Сторча, М. Босса, Дж. Бэлли, Роланда Куна, Дж. ван ден Бергма, Ф. Бьютендика и др.[2]

Российские корни

Идеи Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и других российских мыслителей внесли большой вклад в развитие европейской, а затем и американской культуры и философии, и до сих пор оказывают влияние на ведущих представителей экзистенциально-гуманистических подходов обоих континентов

[4]. Российский религиозный экзистенциализм в лице Н.А.Бердяева и Л.Шестова по времени возникает даже раньше европейского [5]

Понимание мира

Для экзистенциальной психологии и экзистенциализма в целом важным понятием является понятие мира человека, который (мир), например, согласно Р. Мэй является структурой значимых связей, в которой существует человек, и паттернов, которые он использует. Мир в экзистенциальной психологии понимается именно как мир человека. Мир человека, в отличие от закрытых миров животных и растений, характеризуется своей открытостью. Он, согласно Л. Бинсвангеру, не является чем-то данным, статичным, к чему человек просто приспосабливается; это скорее некая динамическая модель, благодаря которой, человек находится в процессе формирования и планирования, поскольку обладает осознанием себя. [6] Экзистенциальные аналитики выделяют 3 модуса (одновременно сосуществующих аспекта) мира:[7]

  • Umwelt, букв. мир вокруг — материальный — «биологический» и «физический» мир, окружающая человека среда, мир объектов. Мир, в который человек «заброшен» фактом своего рождения и к которому адаптируется в течение своей жизни.
  • Mitwelt, букв. с миром — мир существ одного вида, мир близких человеку людей, мир взаимоотношений между людьми, в ходе которых они меняются.
  • Eigenwelt, букв. свой мир — мир самости, мир самосознания и самоосмысления, мир «для меня».

Из такого понимания мира, в частности следует, что реальность бытия в мире оказывается утраченной (редуцируется), если акцент делается на каком-то из миров, а другие исключаются.[8] Часто так происходит в научных, в т.ч. психологических, социологических и пр. подходах к пониманию человека.

Понимание времени

Экзистенциальная психология и экзистенциализм в целом, разделяют точку зрения А. Бергсона на понимание времени — оно есть «сердце существования»; отличительная особенность переживаний человека [9] Экзистенциальные терапевты отмечают, что особенно глубокие психологические переживания «расшатывают» позиции человека по отношению ко времени. Например, сильная тревога и депрессия уничтожают время, делая невозможным будущее.[10]

Человек, согласно экзистенциальным психологам и психотерапевтам, таким как М. Босс, Р. Мэй и др., в своём существовании, бытии в мире (Dasein), обладает, в отличие от других живых существ, способностью к трансцендированию (выходу) из текущей, сиюминутной ситуации. [11]

Понимание человека

В экзистенциальной психологии, согласно Р. Мэй, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса, [12] который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты [13].

Фундаментальным вкладом экзистенциальной психотерапии и психологии, согласно Р. Мэй, является «понимание человека как бытия»,[14] понимание «человека-в-его-мире».[15]

Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциальной психологии как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой. [16]

Согласно Р. Мэй, основная декламация экзистенциалистов такова: независимо от того, насколько могущественные силы влияют на человеческое существование, человек способен узнать, что его жизнь детерминирована, и тем самым изменить к ней своё отношение. Сила человека в способности занять определённую позицию, принять конкретное решение, не важно, каким бы незначительным оно не было. Именно в этом смысле человеческое существование состоит, в конечном итоге из свободы: как сказал П. Тиллих, «Человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения». [17]

Понимание экзистенциальных эмоций

В экзистенциальной психологии, некоторые эмоции, в частности, такие как тревога, чувство вины, рассматриваются как онтологические характеристики человека, укоренённые в его существовании [18].

В частности, тревога, согласно Р. Мэй — это угроза самому ядру бытия человека, это переживание угрозы надвигающегося небытия. Тревога, согласно К. Гольдштейну, это не то, что мы «имеем», а скорее то, что «мы представляем собой». Тревога (в первую очередь как нем. Angst, используемое З. Фрейдом, Л. Бинсвангером, К. Гольдштейном, С. Кьеркегором, а не как значительно менее нейтральное и менее выразительное англ. anxiety) наносит удар непосредственно по чувству собственного достоинства человека и его ценности как личности, что является самым важным аспектом его переживания себя как самостоятельного существа. Она подавляет потенциальные возможности бытия человека, уничтожает его чувство времени, притупляет воспоминания, вычёркивает будущее. [19]

Чувство вины является онтологической характеристикой существования человека; он испытывает её в различных формах (разновидностях): [20]

  • отрицание, отказ и/или невозможность реализовать свои потенциальные возможности;
  • вина перед своими близкими, возникающая из-за того, что человек воспринимает их через шоры своей ограниченности и предубеждённости, что всегда в какой-то мере есть надругательство над тем, что они представляют из себя, а также невозможность (в первую очередь, связанная с тем, что каждый представляет собой особую индивидуальность и может смотреть на мир только своими глазами) до конца понять потребности других людей и удовлетворить их.
  • вина сепарации от природы в целом, или, иначе — онтологическая вина, связанная с тем, что человек может представлять себя тем, кто может делать выбор, и тем, кто может отказаться от выбора.

Согласно М. Боссу, вообще, следует говорить не о чувстве вины (как, например, это делается в психоанализе), но о виновности человека, подчёркивая этим всю серьёзность и уважительность отношения к опыту и жизни человека. [21]

Примечания

  1. Мэй Р. Происхождение экзистенциальной психологии / В кн.: Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 11; Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение / В кн.: Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 106.
  2. 1 2 Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение / В кн.: Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 106.
  3. Мэй Р. Истоки экзистенциального направления в психологии и его значение / В кн.: Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 111.
  4. Андрюшин В.В. История развития экзистенциально-гуманистических школ на постсоветском пространстве /hpsy.ru 21.08.06
  5. Лифинцева Т.П. Философия диалога Мартина Бубера.
  6. Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 137-143.
  7. Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 145-148.
  8. Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 149.
  9. Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 157.
  10. Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 159.
  11. Мэй Р. Вклад экзистенциальной психотерапии / В кн.: Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 177-183.
  12. Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 61.
  13. Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 64-65.
  14. Мэй Р. Вклад экзистенциальной психотерапии / В кн.: Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 141.
  15. Мэй Р. Вклад экзистенциальной психотерапии / В кн.: Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 162.
  16. Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 107-109.
  17. Мэй Р. Происхождение экзистенциальной психологии / В кн.: Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 34.
  18. Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 123.
  19. Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 124-127.
  20. Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 127, 129-132.
  21. Мэй Р. Открытие Бытия. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. — С. 130.

Литература

  • Экзистенциальная психология. Экзистенция / Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 624 с. (Серия «Психологическая коллекция»). — ISBN 5-04-088227-0
  • Шумский В.Б. Экзистенциальная психология и психотерапия: теория, методология, практика: учеб. пособие. — М.: Издательский дом Высшая школа экономики, 2010. — 182 с. — ISBN 978-5-7598-0794-0

Ссылки

dic.academic.ru

экзистенциальная психология — это… Что такое экзистенциальная психология?


экзистенциальная психология

(от лат. existentia — существование) —одно из направлений «гуманистической психологии». Э. п. изучает:

1) проблемы времени, жизни и смерти;

2) проблемы свободы, ответственности и выбора;

3) проблемы общения, любви и одиночества ;

4) проблемы поиска смысла существования.

Э. п. подчеркивает уникальность несводимого к общим схемам личного опыта конкретного человека. Одной из целей Э. п. является решение проблемы восстановления аутентичности личности — соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе. В практике современной Э. п. используются многие достижения психоанализа. Наиболее видные представители Э. п. — Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мей, В. Франкл, Дж. Бугенталь.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

экзистенциальная психология
Этимология.

Происходит от лат. existentia — существование и греч. psyche — душа, logos — учение.

Категория.

Психологическое направление, основанное на принципах гуманистической психологии.

Специфика.

Исходит из первичности бытия человека, с которым органически связаны базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревога. Ее представителями являются Л.Бинсвангер, М.Босс, Е.Минковски, Р.Мэй, В.Франкл, Дж.Бугенталь. Основной рассматривается проблема человека, который рефлектирует и подтверждает себя в процессе обретения смыслов. В центр внимания ставятся не внешние силы, обусловливающие поведение человека, но его собственная индивидуальность, которая себя узнает (Хайдеггер), проверяет (Сартр) или осуществляет (Франкл). Эта индивидуальность проявляется в различных формах любви, при переживании стыда, при смене настроений. Традиционный предмет экзистенциальной психологии — человек в экстремальных ситуациях (экономическая депрессия, война, разрушения). Выделяется ряд проблем: жизни и смерти; свободы и ответственности; общения и одиночества: смысла и бессмысленности существования. Вместе с тем, считается, что конкретный человек имеет уникальный личный опыт, которые не может быть сведен к универсальным правилам. На основе данных теоретических посылок развивается экзистенциальная психотерапия, направленная на восстановление аутентичности личности, которая достигается за счет глубинной личностной рефлексии.


Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(англ. existential psychology) — направление в современной западной психологии, одна из ветвей гуманистической психологии. Э. п. исходит из первичности бытия человека в мире, столкновение с которым порождает у каждого человека базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревогу. Зрелой личности удается успешно совладать с ними; неспособность сделать это приводит к психическим нарушениям. Можно выделить 4 основных узла экзистенциальных проблем, пути решения которых изучает Э. п.: 1) проблемы времени, жизни и смерти; 2) проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) проблемы общения, любви и одиночества и 4) проблемы смысла и бессмысленности существования. Э. п. подчеркивает уникальность личного опыта конкретного человека, несводимость его к общим схемам. Экзистенциальная психотерапия ставит своей целью восстановление аутентичности личности (соответствия ее бытия в мире собственной внутренней природе), опираясь при этом на глубинную личностную рефлексию клиента. В практике современной Э. п. используются также многие достижения психоанализа. Наиболее видными представителями Э. п. являются Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мэй, В. Франкл, Дж. Бугенталь. См. также Логотерапия. (Д. А. Леонтьев.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

  • эдипов комплекс
  • экзистенциальный анализ

Смотреть что такое «экзистенциальная психология» в других словарях:

  • Экзистенциальная Психология — психологическое направление, основанное на принципах гуманистической психологии и исходящее из первичности бытия человека, с которым органически связаны базовые экзистенциальные проблемы …   Психологический словарь

  • Экзистенциальная психология — Экзистенциальная психология  направление в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, несводимой к общим схемам, возникшее в русле философии экзистенциализма. Её прикладным разделом является экзистенциальная… …   Википедия

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — одно из направлений «гуманистической психологии»; изучает: проблемы времени, жизни и смерти; проблемы свободы, ответственности и выбора; проблемы общения, любви и одиночества; проблемы поиска смысла существования. Экзистенциальная психология… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Экзистенциальная психология — – ранее этот термин обозначал структуралистское направление в психологии (Э. Титченера), ныне обозначает обычно психологию, базирующуюся на экзистенциализме …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — Это название ранее использовалось для обозначения точки зрения, выражавшейся Э. Титчнером (см. структурализм). Однако, когда оно встречается в настоящее время, оно почти неизменно относится к одной из двух версий психологических положений,… …   Толковый словарь по психологии

  • Экзистенциальная психология — направление в современной западной психологии. Э. п. исходит из первичности бытия человека в мире, столкновение с которым порождает у каждого человека базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревогу …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

  • ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — одно из направлений гуманистической психологии; изучает: 1) проблемы времени, жизни и смерти; 2) проблемы свободы, ответственности и выбора; 3) проблемы общения, любви и одиночества; 4) проблемы поиска смысла существования …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • Экзистенциальная психология (existential psychology) — Несмотря на то, что Э. п. обычно относят к гуманистической традиции, она обладает выраженными отличительными чертами, позволяющими ей объявить о своей независимости. Гуманистические подходы отбирают качества функционирования, к рые выглядят… …   Психологическая энциклопедия

  • Экзистенциальная психотерапия — (англ. existential therapy) выросла из идей экзистенциальной философии и психологии, которые сосредоточены не на изучении проявлений психики человека, а на самой его жизни в неразрывной связи с миром и другими людьми (тут бытие, бытие в мире …   Википедия

  • Экзистенциальная терапия — Экзистенциальная психотерапия (англ. existential therapy) выросла из идей экзистенциальной философии и психологии, которые сосредоточены не на изучении проявлений психики человека, а на самой его жизни в неразрывной связи с миром и другими людьми …   Википедия


psychology.academic.ru

Экзистенциальное направление в психологии | PSYERA

Экзистенциальное направление в психологии возникло в Европе в первой половине ХХ в. на стыке двух тенденций. С одной стороны, появление его было продиктовано неудовлетворенностью многих психологов и терапевтов господствовавшими тогда детерминистскими взглядами и установкой на объективный, научный анализ человека. С другой — мощным развитием экзистенциальной философии, которая проявляла большой интерес к психологии и психиатрии. В результате в психологии появилось новое течение, представленное такими именами, как К. Ясперс, Л. Бинсвангер, М. Босс, В. Франкл и др. Важно отметить, что влияние экзистенциализма на психологию не ограничилось появлением собственно экзистенциального направления — очень многие психологические школы в той или иной мере ассимилировали эти идеи. Особенно сильны экзистенциальные мотивы у Э. Фромма, Ф. Перлса, К. Хорни, С. Л. Рубинштейна и др.

Экзистенциальная психология (терапия) в узком смысле выступает как хорошо осознаваемая и последовательно реализуемая принципиальная позиция. Первоначально это собственно экзистенциальное направление (в узком смысле) именовалось экзистенциально-феноменологическим или экзистенциально-аналитическим и представляло собой чисто европейский феномен. Но после Второй мировой войны экзистенциальный подход получил широкое распространение и в США. Причем там в число его наиболее ярких представителей вошли некоторые лидеры третьей, гуманистической, революции в психологии (которая, в свою очередь, во многом опиралась на идеи экзистенциализма) — Р. Мэй, Д. Бюджентал и др.

Экзистенциалистский взгляд на человека берет свое начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенция («существование») происходит от латинского existere — «выделяться, появляться». Этим подчеркивается, что существование — не прозябание, не статистический процесс, а динамический. Внимание экзистенциалистов, в отличие от представителей других направлений, переключается с объекта на процесс. Таким образом, сущность — это некая фикция, а существование — это постоянно изменяющийся процесс. Тогда понятно, что разница в понятиях «сущность» и «существование» в данном случае раскрывается несколько иначе.

Впервые термин был употреблен датским философом и теологом С. Кьеркегором, прожившим короткую и трагическую жизнь в мучительных попытках философского и теологического самопознания. Идейным истоком экзистенциализма стала феноменология Гуссерля. Философско-методологическими предпосылками развития экзистенциального направления в психологии явились труды М. Бубера, Ж. П. Сартра, М. Хайдегге-ра. Среди экзистенциалистов можно провести четкую разграничительную линию: одни из них (Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов) являются истинно религиозными, другие (Хайдеггер, Сартр, Камю) считали себя атеистами. Деление это можно считать принципиальным, поскольку одни из них видели смысл всего в Боге, другие же находили его в самой жизни, в ее процессе. До сих пор попытки изложить полный обзор теории экзистенциализма не увенчались успехом. Дело в том, что трудов в духе этого направления по философии, литературе, психологии и психиатрии огромное множество, но между ними существует большое количество разногласий. Однако есть один момент, который объединяет всех экзистенциальных мыслителей — это вера в реальность свободы личности.

Экзистенциальная психология — наука о том, как человеческая судьба зависит от отношения человека к жизни и смерти, а следовательно, и к смыслу своей жизни, поскольку первые две категории неминуемо приводят к третьей.

Основные проблемы, интересовавшие экзистенциалистов, — это проблема жизни и смерти, проблема свободы и ответственности, проблема общения и одиночества, а также проблема смысла жизни. Они выполняют динамическую функцию по отношению к человеку — побуждают развитие его личности. Но столкновение с ними болезненно, поэтому люди склонны защищаться от них, что зачастую приводит к иллюзорному решению проблемы. Люди должны начать переоценивать ценности, стараться не совершать тривиальных, типичных, лишенных оригинальности, бессмысленных поступков, глубже понимать смысл жизни в настоящем, стать свободными от внешних и внутренних обстоятельств.

Экзистенциалисты в свою теоретическую основу вкладывали основные принципы гуманистической психологии, произведения таких авторов, как Гегель, Достоевский, Ницше, Сартр и др. Особое влияние на развитие экзистенциальной идеи оказал постулат Гегеля о том, что обстоятельства и влечения управляют человеком ровно настолько, насколько он им позволяет. Отсюда было сделано два очень важных вывода.
1. Обстоятельства и влечения действительно могут управлять человеком.
2. Человек может им не позволить сделать этого.

Воля является одним из ключевых понятий экзистенциализма. А. Шопенгауэр одним из первых экзистенциалистов обращается к этому понятию, утверждая, что человек может наделить жизнь смыслом и представить ее так, как ему нужно, если у него есть воля. Получается, что, признавая неуловимость реального бытия, в то же время признается реальность воздействия наших представлений и возможность волевого управления ими.

Представители данного направления критикуют Фрейда, Юнга, Адлера за то, что у них человек зависим от влечений, а Уотсона, Торндайка — за зависимость от окружающей среды и несвободу. В рамках экзистенциального направления, наоборот, личность обладает свободой выбора, а каждая ситуация открывает для человека возможность найти свое наилучшее применение, и это является для человека смыслом.

Особо рассматривается проблема связи человека с миром. С точки зрения этой теории попытка понять человека отдельно от его мира — онтологическая ошибка. Не существует человека без мира (бытия), точно так же не существует и мира без человека.

Основным постулатом экзистенциальной теории стали слова Гёте:
Принимая человека какой он есть, мы делаем его хуже;
принимая его таким, каким он должен быть,
мы помогаем ему стать таким, каким он может быть.

Экзистенциалисты понимают природу «бытия» таким образом, что бытие включает в себя «бытие в будущем». Мы не запираем человека в настоящем, а даем ему возможность для изменения и динамики. Все свойства человеческой личности понимаются экзистенциалистами как процессы, а не как «состояния» или «черты».

Не менее важно с точки зрения данного направления и осознание своего способа существования. Только в экстремальных ситуациях возникает ощущение экзистенции — подлинного существования (аутентичности). Аутентичность является одним из ключевых понятий экзистенциальной психологии, это свобода быть самим собой. Мы ощущаем аутентичность в минуты горя, радости, высшего блаженства, восторга, когда освобождаемся от всех масок. Здесь проявляется наша сущность.

Особое отношение сложилось у экзистенциалистов к кризисным жизненным ситуациям, которые помогают человеку переосмыслить свою жизнь. Хорошей иллюстрацией данного утверждения будет отрывок из произведения В. Г. Короленко «Дети подземелья», в котором главный герой впервые сталкивается с «загадкой жизни и смерти». «О да, я помнил ее (о матери. — С. Т.)!.. Когда она, вся покрытая цветами, молодая и прекрасная, лежала с печатью смерти на бледном лице, я, как зверек, забился в угол и смотрел на нее горящими глазами, перед которыми впервые открылся весь ужас загадки о жизни и смерти».

На уровне инстинкта мы боимся смерти. Но по существу мы боимся не смерти вообще, а ранней смерти, когда чувствуем, что жизненная программа неестественно прервана, гештальт не завершен.

Еще одно принципиальное положение экзистенциализма — единство объекта и субъекта. Б. В. Зейгарник полагает, что объектом науки, по мнению экзистенциалистов, должен стать субъект, который выступает не как продукт социальных отношений или биологического развития, а как неповторимая личность, познание которой достигается только через интуитивное переживание. Между воспринимающим и воспринимаемым нет резкой границы, объект и субъект как бы вливаются друг в друга, и объективного восприятия быть не может, оно всегда искажено.

Таким образом, отправной точкой экзистенциализма является человек как личность. От остальных его обособляют свобода, ответственность, право выбора, смысл жизни.

Яркий представитель данного направления — Виктор Франкл (1905-1997), автор логотерапии и экзистенциального анализа, объединенных общим названием Третья венская школа психотерапии. Пройдя первую (психоанализ Фрейда) и вторую (индивидуальную психологию Адлера) венские школы, Франкл встал на путь создания собственной. Термин «логотерапия» Виктором Франклом был предложен еще в 20-е гг., впоследствии в качестве равноценного использовался термин «экзистенциальный анализ». Стоит отметить, что сам термин «логос» для Франкла — не просто «слово», не просто вербальный акт, а квинтэссенция идеи, смысла, т. е., по сути, это и есть сам смысл.

Особое внимание Франкл уделяет «пограничным» ситуациям и положениям, когда человек оказывается перед лицом неизвестного заболевания или в концентрационном лагере, — так он получает возможность познать смысл и ценность своего существования. Слова Ницше: «Если есть ЗАЧЕМ жить, можно вынести почти любое КАК», стали своеобразным девизом экзистенциальной психологии.

Сам В. Франкл прошел с 1942 по 1945 г. пять концлагерей, в которых потерял родителей, жену и брата. Трагические события его жизни, несомненно, обогатили его как психолога: «Когда человек перестает видеть конец какого-то временного отрезка своей жизни, он не может поставить себе никакой дальнейшей цели, никакой задачи; жизнь тогда теряет в его глазах всякое содержание и всякий смысл. И наоборот, стремление к какой-либо цели в будущем составляет ту духовную опору, которая так нужна узнику лагеря, так как только эта духовная опора в состоянии уберечь человека от падения под влиянием отрицательных сил социальной среды, уберечь его от полного отказа от самого себя».1 По мнению В. Франкла, «латинское слово «finis» означает как «конец», так и «цель»».

Именно смысл и ответственность определяют психическое здоровье человека и гармонию между составляющими человеческого естества, считает Франкл. Личность должна быть сосредоточена на проблеме, на чем-то объективном, что стоит делать. Задача заставляет забыть об удовлетворении влечений, удовольствиях, гордости, защите. Здесь и очевидна связь с ответственностью.

Франкл вводит термин экзистенциальный вакуум, обозначающий пустоту, отсутствие смысла жизни, переживаемое человеком. Следствием экзистенциального вакуума является массовая невротическая триада: депрессия, наркомания, агрессия. Самое главное, что помогает жить, — это смысл жизни. Осознание неизбежности смерти меняет жизнь человека. Когда он осознает это, он становится более ответственным за свою жизнь, считает Виктор Франкл. При этом человек обладает определенной свободой, которую не может отнять у него никто.

Одним из ярких представителей экзистенциальной терапии является Дж. Бюдженталь, который назвал свою терапию жизнеизменяющей. Важнейшие положения его подхода заключаются в следующем.
1. За любыми частными психологическими трудностями в жизни человека лежат более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные проблемы свободы выбора и ответственности, изолированности и взаимосвязанности с другими людьми, поиска смысла жизни и ответов на вопросы: что я есть? что есть этот мир? и т. д. Терапевт проявляет особый экзистенциальный слух, позволяющий ему за фасадом заявленных проблем и жалоб клиента уловить эти скрытые экзистенциальные проблемы и призывы. В этом и состоит смысл жизнеизменяющей терапии: клиент и терапевт совместными усилиями пытаются помочь первому понять способ, которым он отвечал на экзистенциальные вопросы своей жизни, и пересмотреть некоторые из ответов таким образом, чтобы сделать жизнь клиента более аутентичной и более полноценной.

2. Данный подход основывается на признании человеческого в каждом человеке и изначальном уважении к его уникальности и автономии. Это также означает осознание терапевтом того, что человек в глубинах своей сущности безжалостно непредсказуем и не может быть познан до конца, так как сам может выступать источником изменений в собственном бытии, разрушающих объективные предсказания и ожидаемые результаты.

3. В центре внимания терапевта находится субъективность человека, та, как говорит Дж. Бюдженталь, внутренняя автономная и интимная реальность, в которой мы живем наиболее искренне. Субъективность — это наши переживания, стремления, мысли, тревоги и все, происходящее внутри нас и определяющее то, что мы делаем вовне, а главное — что мы делаем из того, что там с нами случается. Субъективность клиента — главное место приложения усилий терапевта, а его собственная субъективность — главное средство помощи клиенту.

4. Не отрицая большого значения прошлого и будущего, данное направление ведущую роль отводит работе в настоящем с тем, что в данный момент действительно живет в субъективности человека, что актуально «здесь и теперь». Именно в процессе непосредственного переживания, в том числе и событий прошлого или будущего, могут быть услышаны и полноценно осознаны экзистенциальные проблемы.

5. Экзистенциальный подход задает скорее определенную направленность, локус осмысления терапевтом происходящего в терапии, нежели определенный набор техник и предписаний. По отношению к любой ситуации можно занять (или не занять) экзистенциальную позицию. Поэтому этот подход отличается удивительным разнообразием и богатством используемых психотехник, включая даже такие, казалось бы, «нетерапевтичные» действия, как совет, требование, инструктаж и т. д.

Центральную позицию Бюджентала можно сформулировать следующим образом: при определенных условиях почти любое действие может вести клиента к усилению работы с субъективностью; искусство терапевта как раз и состоит в способности адекватно применять весь богатый арсенал, не переходя при этом к манипулированию.

Именно для становления этого искусства психотерапевта Бюджен-тал описал 13 основных параметров терапевтической работы и разработал методику развития каждого из них.

Теоретическим и идейным лидером экзистенциальной психотерапии принято считать выдающегося американского психолога и психотерапевта Ролло Мэя (1909-1994).

В юные годы он увлекался искусством и литературой, и это увлечение не оставляло Мэя на протяжении всей жизни (его работы написаны великолепным литературным языком). Поначалу Мэй специализировался в области языков, учился в семинарии Теологического общества. Вскоре будущий психотерапевт увлекается идеями А. Адлера, изучает психоанализ, знакомится с Г. Салливеном и Э. Фроммом. Затем, открыв собственную практику, Мэй заболевает туберкулезом, и сознание полной невозможности противостоять болезни (эффективных способов лечения в то время еще не существовало) сильно изменило мировоззрение Ролло Мэя. Тогда он попытался сформировать у себя отношение к болезни как к части своего бытия в данный отрезок времени. Он понял, что беспомощная и пассивная позиция усугубляет течение болезни. Именно на основании собственного опыта борьбы с недугом Мэй делает вывод о необходимости активного вмешательства личности в «порядок вещей», в свою судьбу. Эта установка стала одним из главных принципов его психотерапии.

Мэй уделял особое внимание изучению феноменов страха и тревоги, первым указав, что высокая тревожность не обязательно является признаком невроза. Он разделял тревожность на нормальную и невротичную. Причем нормальная тревожность нужна человеку, так как держит его в состоянии бдительности и ответственности. Вслед за Кьер-кегором Мэй считает, что осознание человеком свободы выбора повышает у него чувство ответственности, которое, в свою очередь, неизбежно вызывает тревожность — озабоченность за эту ответственность выбора. Невротическая тревожность связана же со страхом личной ответственности и стремлением уйти от нее, а значит, и от свободы выбора.

Мэй также рассматривал два вида вины, связанных с удовлетворением или неудовлетворением потребности в свободе. Вслед за К. Роджерсом он внес решающий теоретический и практический вклад в становление психологического консультирования как полноправной специальности. Здесь ученый органично объединяет подходы двух своих основных профессий — пастора и психотерапевта.

Завершая раздел, в котором нами рассматривались концепции личности зарубежных авторов, отметим, что в 1970-х гг. теоретики в области персонологии начали исследовать влияние полового фактора на психологическое развитие женщины. Долгое время изучение жизненного опыта женщин фактически игнорировалось в психологии. Авторы данного подхода — Миллер (1976), Гиллиган (1982) и Джордан (1989, 1991) — выяснили, что главной движущей силой в жизни женщины является стремление к общению, взаимности и отзывчивости. Общение с людьми играет ведущую роль в жизни женщины любого возраста, а уединение и изоляция являются основной причиной страданий. Представители данного направления создали новую схему изучения жизненного опыта человека в контексте его отношений с другими людьми.

Ядром человеческих отношений, по мнению представителей данного направления, являются эмпатия и взаимное доверие. Эмпатия, в свою очередь, включает в себя: мотивацию (стремление узнать другого человека), восприятие (способность воспринимать вербальную и невербальную информацию), эмоции (возможность понимать чувства другого) и познание (способность вынести из общения смысл).

Взаимность подразумевает уважение к жизненному опыту другого, открытость, искренность, которые необходимы для личностного роста людей. Джордан пишет, что развитие происходит благодаря тому, что, пытаясь понять другого, человек расширяет свое сознание и утверждает в себе нечто новое.

Взаимность — это такое отношение к другому человеку, которое предполагает полноту уважения к его жизненному опыту.

Очевидно в связи с этим явное продолжение идей гуманистических психотерапевтов, и прежде всего К. Роджерса.

Итак, каждый крупный теоретик выделил и прояснил отдельные аспекты человеческой личности, каждый из них, по сути, прав в той области, которую он рассматривает наиболее внимательно. Вместе с тем, возможно, их общей ошибкой было предположение, что они обладают единственно правильным и всеохватывающим ответом.

psyera.ru

Экзистенциализм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубину эмоциональной природы.

Экзистенциальная истина в понимании Кьеркегора, — это не та истина, как она понималась Гегелем, с которым Кьеркегор постоянно полемизировал в своих работах, подвергая критике его систему взглядов, или в науке. Объективная истина познается, а экзистенциальная истина должна быть пережита, её не познают, а переживают. Для этого требуется существовать экзистенциально, жить как личность, индивидуальность.

Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэю, экзистенциализм — не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается[1][2].

Основы экзистенциализма заложил Сёрен Кьеркегор, хотя он не использовал термин «экзистенциализм». Кьеркегор первым использовал термины «экзистенция», «экзистенциальное», «экзистировать», «экзистирование». В своём фундаментальном труде «

ru.wikipedia.org

1. Ведущие понятия экзистенциальной психологии.

Экзистенциа́льная психоло́гия — направление в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, несводимой к общим схемам, возникшее в русле философииэкзистенциализма. Её прикладным разделом являетсяэкзистенциальная психотерапия. Экзистенциальную психологию относят кгуманистическим направлениям в психологии.

Понимание мира

Для экзистенциальной психологии и экзистенциализма в целом важным понятием является понятие мира человека, который (мир), например, согласно Р. Мэйявляется структурой значимых связей, в которой существует человек, и паттернов, которые он использует. Мир в экзистенциальной психологии понимается именно как мир человека. Мир человека, в отличие от закрытых миров животных и растений, характеризуется своей открытостью. Он, согласноЛ. Бинсвангеру, не является чем-то данным, статичным, к чему человек просто приспосабливается; это скорее некая динамическая модель, благодаря которой, человек находится в процессе формирования и планирования, поскольку обладает осознанием себя. Экзистенциальные аналитики выделяют 3 модуса (одновременно сосуществующих аспекта) мира:

  • Umwelt, букв. мир вокруг — материальный — «биологический» и «физический» мир, окружающая человека среда, мир объектов. Мир, в который человек «заброшен» фактом своего рождения и к которому адаптируется в течение своей жизни.

  • Mitwelt, букв. с миром — мир существ одного вида, мир близких человеку людей, мир взаимоотношений между людьми, в ходе которых они меняются.

  • Eigenwelt, букв. свой мир — мир самости, мир самосознания и самоосмысления, мир «для меня».

Из такого понимания мира, в частности следует, что реальность бытия в мире оказывается утраченной (редуцируется), если акцент делается на каком-то из миров, а другие исключаются. Часто так происходит в научных, в т.ч. психологических, социологических и пр. подходах к пониманию человека.

Понимание времени

Экзистенциальная психология и экзистенциализм в целом, разделяют точку зрения А. Бергсонана понимание времени — оно есть «сердце существования»; отличительная особенность переживаний человека Экзистенциальные терапевты отмечают, что особенно глубокие психологические переживания «расшатывают» позиции человека по отношению ко времени. Например, сильная тревога и депрессия уничтожают время, делая невозможным будущее

Человек, согласно экзистенциальным психологам и психотерапевтам, таким как М. Босс, Р. Мэй и др., в своём существовании, бытии в мире (Dasein), обладает, в отличие от других живых существ, способностью к трансцендированию (выходу) из текущей, сиюминутной ситуации.

Понимание человека

В экзистенциальной психологии, согласно Р. Мэй, человек воспринимается всегда в процессестановления, в потенциальном переживании кризиса, который свойственен Западной культуре, в которой он переживаеттревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты.

Фундаментальным вкладом экзистенциальной психотерапии и психологии, согласно Р. Мэй, является «понимание человека как бытия» понимание «человека-в-его-мире».

Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциальной психологии как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой.

Согласно Р. Мэй, основная декламация экзистенциалистов такова: независимо от того, насколько могущественные силы влияют на человеческое существование, человек способен узнать, что его жизнь детерминирована, и тем самым изменить к ней своё отношение. Сила человека в способности занять определённую позицию, принять конкретное решение, не важно, каким бы незначительным оно не было. Именно в этом смысле человеческое существование состоит, в конечном итоге из свободы: как сказал П. Тиллих, «Человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения».

Понимание экзистенциальных эмоций

В экзистенциальной психологии, некоторые эмоции, в частности, такие как тревога, чувство вины, рассматриваются как онтологические характеристики человека, укоренённые в его существовании.

В частности, тревога, согласно Р. Мэй- это угроза самому ядру бытия человека, это переживание угрозы надвигающегося небытия. Тревога, согласноК. Гольдштейну, это не то, что мы «имеем», а скорее то, что «мы представляем собой». Тревога (в первую очередь как нем.Angst, используемое З. Фрейдом,Л. Бинсвангером,К. Гольдштейном,С. Кьеркегором, а не как значительно менее нейтральное и менее выразительное англ.anxiety) наносит удар непосредственно по чувству собственного достоинства человека и его ценности как личности, что является самым важным аспектом его переживания себя как самостоятельного существа. Она подавляет потенциальные возможности бытия человека, уничтожает его чувство времени, притупляет воспоминания, вычёркивает будущее.

Чувство вины является онтологической характеристикой существования человека; он испытывает её в различных формах (разновидностях):

  • отрицание, отказ и/или невозможность реализовать свои потенциальные возможности;

  • вина перед своими близкими, возникающая из-за того, что человек воспринимает их через шоры своей ограниченности и предубеждённости, что всегда в какой-то мере есть надругательство над тем, что они представляют из себя, а также невозможность (в первую очередь, связанная с тем, что каждый представляет собой особую индивидуальность и может смотреть на мир только своими глазами) до конца понять потребности других людей и удовлетворить их.

  • вина сепарации от природы в целом, или, иначе — онтологическая вина, связанная с тем, что человек может представлять себя тем, кто может делать выбор, и тем, кто может отказаться от выбора.

Согласно М. Боссу, вообще, следует говорить не о чувстве вины (как, например, это делается в психоанализе), но о виновности человека, подчёркивая этим всю серьёзность и уважительность отношения к опыту и жизни человека.

studfiles.net

Экзистенциальная психология — Психологос

Экзистенциальная психология возникла как последовательный, целостный подход к пониманию человеческого поведения и к влиянию на него.

Несмотря на то, что экзистенциальную психологию обычно относят к гуманистической традиции, она обладает выраженными отличительными чертами, позволяющими ей объявить о своей независимости. Гуманистические подходы отбирают качества функционирования, которые выглядят положительными, так сказать, по их нарицательной стоимости, и используют их для понимания достижения совершенства в жизни через постоянное углубление сознания и развитие. Экзистенциальная психология также содержит уникальные элементы, которые можно уяснить при более тонкой классификации моделей актуализации и достижения.

Теории актуализации исходят из того, что если в процессе взаимодействия со значимыми другими человек систематически получает безусловное положительное вознаграждение, то заложенные в нем от рождения потенциалы будут выражаться в его поведении, под действием врожденных тенденций к актуализации. Актуализация врожденных потенциалов ведет к развитию на протяжении всей жизни, формированию индивидуальности и достижению совершенства и — при наличии поддержки и одобрения со стороны окружающих — представляет собой автоматический, телеологический и относительно легкий процесс. Развитие человека прекращается или направляется по ложному пути только тогда, когда поддержка людей, с которыми он считается, может быть скорее признана обусловленной их собственными (эгоистичными) интересами, нежели безусловной и бескорыстной.

В противоположность этому, теории достижения совершенства (парадигматическим образцом которых и является экзистенциальная психология) делают допущения, отдаляющие их от теорий актуализации. Согласно теориям достижения совершенства, человек развивается в течение всей своей жизни независимо от того, получает ли он от окружающих безусловную поддержку или нет. Для экзистенциалистов развитие определяется скорее личным решением человека, нежели дарованными ему природой потенциалами. Хотя экзистенциалисты и соглашаются с тем, что важны и глубокий ум, и сформированная индивидуальность, их понимание процессов, благодаря которым достигается и то, и другое, отличается от понимания этих процессов сторонниками теорий актуализации.

Экзистенциальная психология исходит из того, что склонность человека символически осмыслять, воображать и оценивать непрерывный поток своего социального, биологического и физического опыта является врожденной, чисто человеческой способностью. Использование этой когнитивной способности придает опыту индивидуализированный (Субъективный) смысл и углубляет осознание того, что характер и направление жизни складываются из многочисленных решений, принимаемых индивидуумом. Каждое решение приводит в будущем либо к новому опыту, либо к повторению того же опыта, который уже был у человека в прошлом. Экзистенциальная психология не акцентирует ничего настолько телеологически специфического и директивного, как врожденные потенциалы. Для экзистенциалистов, каким бы ни было последовательное движение и развитие, которое имеет место у конкретных людей, оно строится на текущей основе, пополняемой их отдельными решениями.

С точки зрения экзистенциальной психологии, в процессе развития предпочтительнее выбирать будущее, а не прошлое, поскольку приобретение нового опыта может привести — через стимуляцию символизации, воображения и оценки — к более глубокому пониманию смысла, чем простое повторение того, что уже знакомо. Однако обдумывание или реальный выбор будущего в точке принятия решения обычно несет с собой онтологическую тревогу (страх неопределенности) по поводу того, что именно принесет это будущее. Альтернативный выбор, т. е. выбор в пользу прошлого, тоже эмоционально болезнен, поскольку приносит с собой онтологическое чувство вины по поводу упущенной возможности приобрести новый опыт. Людям, привыкающим делать выбор в пользу прошлого, приходится бороться с накоплением онтологической вины, приобретающим форму отчаяния, вызванного бессмысленностью происходящего. Сказанное выше подтверждает, что взгляд экзистенциальных психологов на развитие отличается от взгляда сторонников теории актуализации: по мнению экзистенциальных психологов, развитие — в силу его природы — весьма трудный и болезненный процесс.

Что же касается вопроса о конкретных стадиях развития, ведущего к усваиваемым стилям жизни, то экзистенциальная психология отвечает на него несколько туманно. Однако она проводит четкую границу между ранним и дальнейшим (более поздним) развитием. Основная задача раннего развития ребенка — научиться воспринимать самого себя как выносливого и смелого человека. Чтобы облегчить ребенку подобное научение, родители и значимые другие — в идеале — должны принять его самовыражение и создать обстановку, которая предлагала бы ребенку разнообразие, поддержку и возможности прикладывать усилия для достижения успеха, а также определенные ограничения. В подобной обстановке ребенок научится воспринимать себя как личность, способную держать слово, контролировать себя, и готовую принять вызов, что приведет к развитию смелости. Дальнейшее развитие — более самостоятельное, поскольку подростки, постепенно отдаляясь от родителей, начинает больше полагаться на собственные решения и интерпретацию их последствий. Они проходят стадии эстетизма и идеализма, когда освобождаются от родительской опеки и отстаивают ценности, которые должны определить их собственную жизнь. Наученные не бояться трудностей, они, скорее всего, способны извлекать уроки из своих неудач, а это составляет основу идеала дальнейшего развития. Познав пределы эстетизма и идеализма, такие люди входят в пору зрелости, или время аутентичного стиля жизни.

Индивидуумы, живущие аутентичной (подлинной) жизнью, проявляют свои сугубо личные, неповторимые качества в своих определениях:

  1. себя как людей, которые способны — через принятие решений и интерпретацию их последствий — влиять на собственный социальный и биологический опыт;
  2. общества, как создаваемого поступками отдельных людей и, следовательно, поддающегося изменению усилиями этих людей.

Аутентичный стиль жизнь характеризуется гармонией и новаторством. Биологический и социальный опыт людей, чья жизнь аутентична, отмечены утонченностью, вкусом, интимностью и любовью. Мужество помогает им воспринимать сомнения как неизбежных «спутников» выработки собственного мнения, и они не позволяют сомнениям влиять на принятие ими тех или иных решений. Хотя аутентичные люди могут заблуждаться на свой счет, им — благодаря пристальному вниманию к себе и общей рефлексивности — свойственна тенденция к быстрому исправлению положения. Поэтому-то у них и не накапливается онтологическая вина за упущенные возможности или по поводу кажущейся собственной поверхностности.

Напротив, молодые люди, раннее развитие которых прошло в условиях, далеких от идеальных, никогда не обретают смелости и, в буквальном смысле, остаются зависимыми и аморфными до конца своих дней. Принимая решения, они не способны полагаться на собственные силы и не могут использовать свои когнитивные способности для формирования аутентичности на основании собственного жизненного опыта. Сказанное прежде всего относится к их неумению учиться на ошибках; такие люди спешат откреститься от них, вместо того чтобы понять, что же они сделали не так. Вместо того чтобы вступить в подлинный период позднего развития, они копируют поведение окружающих их людей, проявляя конформистский, незрелый стиль жизни.

Люди с конформистским стилем жизни определяют себя исключительно как исполнителей социальных ролей. Выражение символизации, воображения и оценки у них заторможено, что приводит к стереотипному, фрагментарному функционированию. Их биологический и социальный опыт далек от утонченности и скорее похож на договорные отношения, чем на отношения, основанные на чувствах. Накопление онтологической вины, являющееся результатом того, что конформисты отдают предпочтение прошлому, а не будущему, приводит к возникновению у них чувства неуверенности и собственной никчемности. В их мировоззрении преобладают материализм и прагматизм.


www.psychologos.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *