Работа с субличностями: Работа с субличностями — Психологос

Работа с субличностями

Можно сказать, что субличности отличаются от элементов личности тем, что если элементы — это определенные качества, то субличности — это более целостные образы самовосприятия.

У каждого из нас несколько субличностей, обладающих отно­сительной самостоятельностью. Так, наше восприятие себя как сына своих родителей отличается от нашего восприятия себя как отца своих детей. Наше самовосприятие как начальника по отно­шению к одним сотрудникам отличается от нашего восприятия себя как подчиненного по отношению к другим.

Эти субличности могут жить дружно, не мешая и даже помогая друг другу, а могут и конфликтовать. А так как еще древние гово­рили: «Главное — жить в мире с самим собой», то взаимоотноше­ния наших субличностей не «их личное» дело, а реальная причина охраны нашего психического здоровья или наоборот — формиро­вания и усугубления неврозов.

У одного мужчины субличности мужа и любовника не меша­ют друг другу, а для другого являются причиной полного внут­реннего разлада.

Еще сильнее подобные ситуации переносятся женщинами.

У одной девушки субличности жены и дочери «дружат» друг с другом. У другой враждуют, так как ее муж и ее мать недолюбли­вают друг друга, а она любит и его и ее, и перед ним искренне за­щищает ее, а пред нею — его, то есть видит одну и ту же ситуацию глазами двух своих же конфликтующих субличностей.

В человеке могут уживаться, а могут и входить в противоречие субличности хорошего работника и веселого гуляки. В одном случае один ругает второго за лень и выпивки, а второй огрыза­ется: «Да пошел ты со своей работой. Уж и отдохнуть нельзя». А в другом случае эти субличности мирно сосуществуют, договорив­шись: «Вот сейчас хорошенько поработаем, а вечерком или в вы­ходные можно погулять, ничего страшного».

Поэтому задачей психотерапевта является работа именно с те­ми субличностями, которые конфликтуют и этим самым усугуб­ляют психологические проблемы клиента.

Следует помнить, что в наличии большого количества сублич­ностей у одного человека нет ничего плохого. Напротив, чем больше субличностей у нормального психически здорового чело­века, тем духовно богаче сама личность.

Важно, чтобы какие-то из этих субличностей не вошли в непре­одолимый конфликт друг с другом. Именно в этих случаях (и толь­ко в этих) требуется квалифицированная работа с субличностями.

Если обнаруживается, что субличность, «нежелательная» с точки зрения морали и психического здоровья индивида, начина­ет властвовать над всей личностью, начинается работа по дезидентификации (отстранению от мешающей субличности).

Неправда ли, это аналогично процессу разотождествления

 с элементами личности? То есть индивид с помощью терапевта должен осознавать, что эта субличность не заполняет всю его личность и вполне может быть отстранена. Для этого очень важно распознать свое истинное (высшееЯ, которое и окажется объеди­няющим центром личности.

Перед нами трудная и длительная задача, и надо честно при­знаться, что не каждому клиенту даже под руководством квали­фицированного психотерапевта удается ее решить полностью. Однако даже частичный успех в этом направлении помогает легче переносить психотравмирующие состояния.

Следует помнить, что истинное Я отличается от элементов и суб­личностей своей неизменной сущностью. Именно это свойство и по­зволяет ему (истинному Я) выполнять роль объединяющего центра на протяжении длительной и кропотливой терапевтической работы.

Истинное Я, по словам Ассаджиоли, представляет собой стержень личности, чистое сознание, то есть сознание, свободное от влияния временно господствующих в нем элементов и субличностей.

Задача психотерапевта на этом этапе — выработка у клиента способности его истинного Яразотождествляться с отдельными элементами и дезидентифицироваться с различными сублично­стями, то есть отделяться от них для их анализа, контроля и управления ими как бы со стороны.

Обретение такой способности позволит сохранять душевное спокойствие и равновесие и обретать гармонию психофизическо­го самоощущения, отделяя или хотя бы отдаляя (дистанцируя) свою сущность от временных переживаний, психотравмирующих мыслей и эмоций.

Если поиск и дистанцирование истинного 

Я как объединяю­щего центра личности не позволяет «докопаться» до него «внутри себя», то Ассаджиоли рекомендует сформировать такой центр «вне себя» в виде желаемой, наиболее привлекательной для нас сущности своего истинного Я. Это может быть иденти­фикация себя с любимым человеком; реальным, литературным или киногероем, просто с каким-то моральным идеалом (пат­риотизмом, героизмом, достижением успеха и т.д.). Нередко та­кая идентификация происходит непроизвольно, и тогда ее можно успешно использовать. В других случаях ее надо формировать.

Такой придуманный идеальный образ своего высшего Я назы­вается внешним объединяющим центром, вокруг которого тоже можно начать работы по отстранению нежелательных элементов и субличностей, их контролю и коррекции.

Психотерапевт в данном случае помогает в выборе этого иде­ального Я, исходя из реальных возможностей (личностных резер­вов) клиента.

Он не должен стремиться стать своей противопо­ложностью (чего мы нередко хотим от себя или от наших близ­ких), из этого все равно ничего не получится, кроме разочарова­ния в себе и в методе психосинтеза.

Выбранная в качестве внешнего объединяющего центра цель личностного оздоровления и совершенствования должна быть объективно достижима: синтез (новая конструкция личности) мо­жет быть основан только на имеющихся и подвергнутых анализу личностных ресурсах.

Такой прием перестройки себя под выбранный самостоятельно или с помощью психотерапевта идеальный образ называется имаготерапией (от англ. image — образ). Зародившись в недрах психо­синтеза, имаготерапия в настоящее время нередко применяется как отдельный терапевтический метод.

(Справедливости ради следует отметить, что этот метод 

пере­воплощения во внутренний мир героя через подражание его внешне­му образу и манерам поведения широко применял К. С.Стани­славский в работе актера над ролью.)

Внешний объединяющий центр решает задачу примирения и координации стремлений низшего и высшего Я, снимая между ними скрытые конфликты, которые с позиции психосинтеза не­редко становятся причинами неврозов и труднопреодолимых пси­хологических проблем.

Обычно процесс формирования или переформирования лично­сти вокруг внешнего объединяющего центра представляют в виде четырех основных ступеней.

Первая ступень

Работа с субличностями. — Сайт Мастера Тишины

Субличность (англ. subpersonality) — психологический термин. Обозначает элементы человеческого поведения, воспринимаемые сознанием как нечто отдельное от себя, а также внутренний образ, привязанный к этим элементам.

Понятие субличности введено в научный обиход в рамках психосинтеза (психотерапевтической системы), разработанной итальянским психиатром и психологом Р. Ассаджиоли. В соответствии с его представлениями субличность представляет собой динамическую подструктуру личности, обладающую относительно независимым существованием. Самые типичные субличности человека — те, что связаны с социальными (семейными или профессиональными) ролями, которые он принимает на себя в жизни, например, с ролями дочери, матери, сына, отца, бабушки, любимой, врача, учителя и т. д.

Субличности есть у всех нас. Как, например, идентифицирует себя молодая девушка? «я – дочь», «я – жена», «я – студентка». Грубо говоря, в каждой из этих социальных ситуаций возникает своя субличность!
Каждая из субличностей существует на протяжении многих лет. Она лидирует в своей ситуации и от нее зависит то, как человек себя ведет.
Например, всегда общительный молодой человек начинает «тупить» в незнакомых ситуациях, и сам не понимает – что это с ним? А так захотела его субличность! Точнее, какая-то из субличностей, которых может быть очень много. И периодически они переключаются, заодно переключая и поведение человека.

Кстати, вы когда-нибудь замечали, что внутри себя ведете диалог, а то и спор? Так вот, это общаются ваши субличности. Кстати, важный момент.

Если они сцепятся между собой, если начнется нешуточная потасовка, человек будет ощущать внутренний конфликт. А иногда он даже будет неощутим. Но на этот конфликт будут уходить силы. Которые вы могли бы потратить на что-то более полезное.

Делаем вывод.
В нас есть субличности, и их может быть много. Это маленькие личности со своим набором убеждений, чувств и желаний.
Каждая субличность периодически выходит на первый план в зависимости от ситуации, для которой или в процессе которых она и создана.
Когда субличности начинают конфликтовать, человек чувствует упадок сил: на конфликт тратится жизненная энергия.

Субличность – это маска? В какой-то мере да. Но, в то же время, это и сам человек. Это стоит понять и принять ответственность: ведь так соблазнительно списать то, что вам сильно не нравится на какую-то там субличность! Нет, такой фокус не прокатит.

Я предлагаю несколько вариантов работы с субличностями:

Первый вариант работы с субличностями заключается в том что бы найти, какие субличности есть у вас. Для этого вы берете лист бумаги и в течении 12 мин. отвечаете на вопрос: «Кто Я?» или «Кто я такой?» Выпишите примерно 15 — 20 ответов.
Можно работу с субличностями сделать чуть глубже. Для каждой субличности вы находите ее проявления, т.е мысли, эмоции, ощущения. Вы можете рассмотреть какую либо конфликтную ситуацию и выяснить какая субличность в этот момент доминировала в вас и почему ей было не комфортно, что она хотела в этой ситуации и как можно в подобных ситуациях удовлетворить потребность этой субличности.

Затем используете аудио транс работы с субличностями.

Скачать аудио транс работы с субличностями

Другой вариант работы с субличностями.

— Находим время (хотя бы минут 20-полчаса) и уединенное место.

— Отключаем у себя удивление, недоверие и прочие эмоции, могущие помешать.

— Можете представить себе дом. Запоминайте, какой он. Потом анализ этого изображения может многое вам рассказать.
В этом доме живут ваши субличности. Запомнили местность? Войдите в домик, пора.

— Возможно, некоторые субличности вас видят в первый раз. Поэтому давайте соблюдать вежливость и поздороваемся. Скорей всего, сразу вы никого не увидите. Но если прислушаться к себе, вы начнете их слышать. Не пугайтесь, это отлично от голосов шизофреников.

— Общаясь с субличностями, не стоит грубить или дерзить, зачем вам внутренний конфликт? Демонстрируйте искреннее дружелюбие.

— Можно записывать основные вехи разговора. Задавайте вопросы и позволяйте руке вести буквы, минимально контролируя это сознанием; так, как будто субличность пишет сама.

— Запоминайте все выявленные субличности. Обязательно спрашивайте их имена. Так вы идентифицируете их.

— Ваша задача – всех запомнить, перезнакомить между собой и, в конечном итоге, четко увидеть их.

— Особенно запоминайте моменты, в которых субличности резко не соглашаются. Потом можно будет разобрать тот или иной эпизод. Кажется, у Виржинии Сатир было несколько хороших примеров, как диалогом с субличностями решилась проблема алкоголизма у пациента… Да-да, выяснив, зачем субличность, например, тупит с девушками (ведь она явно желает блага вам), можно уговорить ее заменить застенчивость на что-то другое. Только, опять же, не стремитесь к конфликту.

Работа с субличностями — это очень интересный и увлекательный процесс самопознания и самопрояснения, который даст вам возможность осознавания многих аспектов вашей жизни и избежать многих конфликтов.

 

Работа и игра с субличностями

Работа и игра с субличностями


  1. Группа из десяти герметических и мистических упражнений для раскрытия совершенной модели. Упражнения, которые помогут вам как эго-личности открыть свой горизонт и испытать Космическое Сознание, Абсолютное Сознание, Природу Будды или Сознание Христа, Источником которых является Настоящий ты.
  2. Что такое субличности? — Одна из самых вредных иллюзий, которые могут нас обмануть, — это, вероятно, вера в то, что мы — неделимое, неизменное, вполне последовательное существо.
  3. Введение в Тайну Бытия. Цель этого веб-сайта — побудить заинтересованных искателей открыть истинное Я, которое является центром Абсолютного Бытия внутри себя и связано с тем же центром, что и Источник Изначальной Мудрости. Вы также найдете множество эссе о гностицизме, герметических и мистических концепциях, касающихся: Эго, Сознания, Бытия, Души, Психики, которые являются разными и взаимосвязанными аспектами одного и того же предмета и которые могут помочь вам, искателю, раскрыть ваши личные духовные семенные идеи. и концепции.
  4. Множество жизней: Работа с субличностями и
  5. Работа с субличностями, 2 — Основная цель «внутренней работы» – помочь вам высвободить внутренние Качества и Энергии, обитающие и дремлющие в вашем Бытии. До этого целью этих упражнений и медитаций было помочь интегрировать и синтезировать ваше личное эго с Душой.
  6. Примеры субличностей — основаны на работе Роберто Ассаджиоли и недавно заново открыты когнитивными психологами в виде схем.
  7. Субличности и психосинтез. Теоретической основой этого сеанса является трансперсональный метод консультирования под названием «Психосинтез», подход, использующий многочисленные преимущества гипнотических техник для содействия психологическому исследованию, исцелению, развитию и трансформации. Клиенты входят в состояние глубокого расслабления, чтобы отпустить или разотождествиться со стрессом, ролями и обязанностями, которые они приносят на сеанс, и сосредоточить свое внимание на динамических энергиях, которые существуют внутри них. С помощью техники ментальных образов, называемой активным воображением, они объединяют в олицетворения, называемые субличностями, свои разбросанные, относительно автономные и часто бессознательные образцы мышления, чувств и поведения, и таким образом способны представить эту внутреннюю динамику в объективной, яркой и ясной форме. творческий путь.
  8. Упражнение для ваших субличностей. Это упражнение было разработано, чтобы помочь выявить основные субличности.
  9. Терапевтические метафоры и клинический гипноз. Жил-был известный философ и ученый, который много лет посвятил себя изучению дзэн. В день, когда он наконец достиг просветления, он вынес все свои книги во двор и сжег их все.
  10. Уровни Самости — Разделенное Я, Субличности, Личное Я, Высшее Я и Синтез всего вместе
  11. Высшее Я — Это «нечто» в центре нашего существа имеет много имен:
  12. Радуги счастья. Мы склонны питать иллюзию, что «я» человека «неделимо и неизменно без изменений и всегда продолжает оставаться совершенно одним и тем же». Тем не менее, из-за этой концепции возникает много проблем. На самом деле все наоборот, ибо в нас существует несколько различных противоречивых многообразных внутренних аспектов или того, что можно назвать «маленькими я внутри себя». Они называются «Субличность».
  13. Бого-Разум, Испытывающий Себя — Физические реальности – это естественные саморазделения Бого-Разума, исследующего Себя. В Истинной Реальности Бог-Разум никогда не может отделиться от Себя, он только создает эту иллюзию с целью исследования Своей собственной тотальности. Физические реальности обеспечивают средство для этого Великого внутреннего рассечения.
  14. Консультативная медитация для самосознания — С точки зрения духовного роста знание того, с чего начать, эквивалентно знакомству со своими личными качествами и характером. Только обретя понимание, а затем овладев нашей внутренней психологической динамикой, мы можем надеяться справиться с дальнейшими эзотерическими проблемами, которые может поставить духовное развитие.
  15. Голосовой диалог. Голосовой диалог — это инструмент для общения, основанный на психологии Карла Густава Юнга. Юнг ввел понятие «архетипов»: основных паттернов человеческих существ, которые присутствуют у людей во всем мире. В основе этих архетипов лежит «психология самости», которая лежит в основе голосового диалога. Предполагается, что мы состоим из разных «я», субличностей, каждая из которых играет свою роль внутри человека. Голосовой диалог поможет узнать, какие именно субличности помогают нам выживать в этом мире.
  16. Статьи о голосовых диалогах — Введение в «Психологию личности».
  17. Субличности и рост Эго. В гуманистическом НЛП мы используем политико-конституционную метафору. С этой точки зрения субличности подобны политическим партиям или движениям, которые соревнуются методами, не всегда демократическими, за определение политической линии нации.
  18. Эго-состояния в транзакционном анализе — Интересный сайт для знакомства с работами Эрка Берна 19-го века. 70-х о том, как дать голос нескольким внутренним состояниям.
  19. Сознание и путь шамана — Альтернативные состояния сознания в шаманизме, имагинальной терапии, гинотерапии и медитации
  20. Гармонизация субличностей — Если вы прислушаетесь к себе, понаблюдаете за собой в действии, вы скоро узнаете свои основные субличности. Подробнее о некоторых основных субличностях, которые есть у всех нас:
  21. Интуитивное Я: Семейства субличностей. Используя метафору чакр в качестве организующей структуры, в этой таблице субличности группируются в семь семейств.
  22. Интуитивное Я: Роман с Тенью — «Чем дольше я любовался теневыми полками, тем яснее становилось, что божественный союз требует завершения.» Особо обратите внимание на раздел Anima. Юнг различал четыре основные стадии анимы в ходе психологического развития человека.
  23. Преодоление беспокойства перед тестом путем противодействия негативному внутреннему диалогу. Правда в том, что именно то, что мы говорим себе в ответ на любую конкретную ситуацию, в основном определяет наше настроение и чувства. Часто мы произносим это так быстро и автоматически, что даже не замечаем, и поэтому у нас создается впечатление, что внешняя ситуация «заставляет» нас чувствовать то, что мы чувствуем. Но на самом деле именно наши интерпретации и мысли о происходящем составляют основу наших чувств…
  24. Дезидентификация — Психосинтез — С некоторыми оговорками — Вдумчивый документ и ссылки
  25. Станьте своим собственным терапевтом — интерактивная книга по самопомощи

    СЕТЬ РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЕЙ

    [email protected]

    Мы доступны для консультаций и других услуг.

    Все курсы и веб-страницы Copyright 2002-2005



Субличность | Психология Вики | Фэндом

Файл:Matr67.jpg

Складывающиеся друг на друга куклы обеспечивают визуальное представление субличностей.

Субличность — это в трансперсональной психологии режим личности, который срабатывает (появляется на временной основе), чтобы позволить человеку справляться с определенными типами психосоциальных ситуаций. [1] Подобно комплексу, [2] режим может включать мысли, чувства, действия, физиологию и другие элементы человеческого поведения, чтобы представить себе определенный режим, который работает на отрицание определенных психосоциальных ситуаций. [1] У обычного человека около дюжины субличностей. [1]

Субличность отличается от диссоциативного расстройства личности (ранее: расстройство множественной личности) тем, что субличности представляют собой просто личности или части целого, в то время как ДРИ характеризуется (как минимум) двумя отдельными и отличными личностями, которые имеют свои модели взаимодействия с окружающей средой. Субличности способны воспринимать сознание как нечто отдельное от себя, а также привязанный к этим элементам внутренний образ. [1] Американский трансперсональный психолог Кен Уилбер определяет субличность как «функциональную самопрезентацию, позволяющую ориентироваться в определенных психосоциальных ситуациях». [1] Например, если суровый критик реагирует осуждающими мыслями, гневом, чувством превосходства, критическими словами, карательными действиями и/или напряженной физиологией, когда сталкивается со своей собственной и/или чужой ошибкой, это субличность суровый критик вмешивается, чтобы справиться с конфронтационной ситуацией. [1]

Субличности в психотерапии

Для несколько иной точки зрения: Многие школы психотерапии рассматривают субличностей как относительно устойчивые психологические структуры или сущности, которые влияют на то, как человек чувствует, воспринимает, ведет себя и видит себя. За всю историю психотерапии многие формы терапии работали с субличностями. Ранними методами были юнгианский анализ, психосинтез, трансактный анализ и гештальт-терапия. За ними последовали некоторые формы гипнотерапии и работы с внутренним ребенком Джона Брэдшоу и других. В последнее время появились формы терапии, которые в значительной степени основаны на работе с субличностями — голосовой диалог, терапия эго-состояния и работа Джона Роуэна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *