Экзистенциальной психологии: Экзистенциальная психология — все самое интересное на ПостНауке

Понятия экзистенциальной психологии

Своеобразие того или иного научного направления определяется предметом и проблемным полем, базовыми положениями и системой используемых понятий или категорий, исследовательской методологией, включающей принципы и методы исследования, возможными практическими применениями.

Фундаментальным понятием экзистенциальной философии, имеющим непосредственное отношение к экзистенциальной психологии, является понятие Бытия-в-мире. Это понятие описывает неразрывность индивида и мира: человек живет в мире и мир раскрывается через существование людей в нем. «Бытие человека в мире» (а не просто в среде или ситуации, подчеркивает Д. Леонтьев [Леонтьев, 2007, с. 7]) — ключевой тезис экзистенциального подхода, наиболее, пожалуй, характерный для него.

Само слово «экзистенция» происходит от латинского exisistere, буквально означающего «не сдаваться, подниматься на борьбу». Это значение вполне созвучно идеям современной экзистенциальной психологии, предполагающей, что бытие не дается человеку автоматически, оно выбирается человеком и нуждается в утверждении, подтверждении.

Понятие «экзистенция» — «существование» — как правило, используется без перевода, чтобы оставить за ним значение именно человеческого существования, в отличие, например, от существования предметов материального мира, при этом существования подлинного, глубинного, в отличие от повседневного, рутинного.

Человеческое существование имеет свои отличительные черты. Медард Босс выделяет следующие семь фундаментальных характеристик человеческого существования:

  1. пространство — «человеческие существа живут в пространстве»;
  2. время — «человеческие существа живут во времени»;
  3. телесность — «человеческие существа раскрываются через свое тело»; 
  4. социальность мира — «человеческие существа живут в разделяемом мире»;
  5. «настроенность» — «человеческие существа всегда пребывают в определенном настроении, в определенной психологической атмосфере»;
  6. исторический контекст — «человеческие существа живут в историческом контексте»;
  7. характеристика, именуемая в экзистенциальной литературе «бытие-к-смерти», — «человеческие существа живут с осознанием собственной смерти».

Эти базовые условия, которые могут быть названы экзистенциалами, являются ключевыми факторами жизни каждого [Jacobsen, 2007].

Для описания того, как человек переживает свое бытие в мире, философы-экзистенциалисты используют разные понятия: Кьеркегор называет одну из своих главных книг «Страх и трепет», Хайдеггер пишет о «заброшенности в мир» и др.

Для психологов одним из главных понятий стало понятие тревоги. Анализ понятия тревоги дает Р. Мэй в своей важной для экзистенциального подхода работе «Проблема тревоги». В свое время он провел полтора года в туберкулезном санатории, будучи вынужденным соблюдать постельный режим, и именно там он знакомится с двумя работами по тревожности — Фрейда и Кьеркегора. И хотя Мэй высоко оценил фрейдовские описания тревожности как возврата вытесненного, как реакции эго на потерю, для него это был всего лишь теоретический взгляд. Кьеркегор описывал тревогу как борьбу живого существа против несуществования, и это было именно то, что непосредственно переживал сам Мэй в его борьбе со смертью или с перспективой остаться пожизненным инвалидом, то, через что проходил он сам и его товарищи, другие пациенты.

Если Фрейд описывал психические механизмы возникновения тревожности, то «Кьеркегор описывал то, что непосредственно переживается человеческими существами в кризисе — а именно кризисе жизни и смерти, реальном для нас, пациентов, но кризисе, который, я полагаю, в своих существенных проявлениях, не отличается от других кризисов людей, которые приходят за терапией… Фрейд писал на техническом уровне, где его гений был высочайшим, и, возможно, больше, чем кто-либо в его время, он знал о тревожности. Кьеркегор, гений другого рода, писал на экзистенциальном, онтологическом уровне; он знал тревожность» [Мау, 1983, р. 14-15]. Для Р. Мэя тревога есть переживание Бытия на фоне Небытия, утверждение своего Бытия против Небытия.

Конфронтация, столкновение человека с данностями бытия, является главным предметом внимания в экзистенциальном подходе.

Дж. Бьюдженталь выделяет пять таких данностей. Каждая из них «приносит с собой неизбежное обстоятельство, именуемое “конфронтацией”, с которым каждый из нас должен что-то делать».

Первая данность связана с нашим пребыванием в мире: «сам факт укорененности в мире заставляет нас осознавать (или подавлять осознание), что все мы постоянно изменяемся, что мы сами и наши миры постоянно пребываем в движении», и это изменение образует «вызов», на который мы должны отвечать. Попытки «остановить время», «настоять на неизменности» неизбежно деструктивны.

Конечность нашего бытия означает, что «мы не сможем сделать всего, что не сможем узнать все, что нам нужно знать», а потому мы неизбежно сталкиваемся с неопределенностью результатов наших усилий.

Действия или недействия влекут за собой ответственность, а возможность выбора сталкивает нас с неизбежным отказом от отвергнутых альтернатив. Последняя данность — «отдельность-но-связанность» — означает, что «мы одновременно и связаны со всеми другими людьми, и отделены от них». Это «парадоксальное обстоятельство нашего бытия» приводит нас и «к конфронтации со своим одиночеством», и «к принятию того факта, что мы волей-неволей связаны с другими. Это данное нам условие называется причастностью». Поясняя это понятие, Бьюдженталь уточняет: причастность «в смысле при-частности (a-part-of) и частности, от дельности (apart-from)» [Бьюдженталь, 2001, с. 227].

Таблица. Оценки базовых данностей бытия (по Бьюдженталю, 2001, с. 227)

ДанностьКонфронтация
УкорененностьИзменение
КонечностьНеопределенность
Способность действовать или не действоватьОтветственность
Возможность выбораОтказ
Отедельность-но-связанностьПричастность

Конфронтация человека с проблемами бытия, экзистенциальные проблемы человека несут в себе вызов, задачу индивидуального, персонального решения. Напомним ранее приводившуюся формулировку онтологического вызова Фромма: «Жизнь не может быть “прожита” путем простого повторения модели своего вида.

Человек должен жить сам. .Человек — единственное живое существо, которое ощущает собственное бытие как проблему, которую он должен разрешить и от которой он не может избавиться» [Фромм, 1988, с. 445].

«Онтологические вызовы» порождают задачу выбора. Понятие выбора — одно из ключевых понятий экзистенциальной психологии. Проблематика жизненного выбора не является прерогативой экзистенциальной психологии, однако именно экзистенциальный подход придает понятию выбора фундаментальное значение.

Д. А. Леонтьев проводит различия между отдельными видами выбора. В ситуации простого выбора даны имеющиеся альтернативы и критерии их сравнения, а сама задача выбора сводится к рациональному вычислению наиболее оптимальной альтернативы. В ситуации смыслового выбора заданы альтернативы, но критерии их сравнения и выбора неоднозначны. В этом случае человек выбирает, руководствуясь прежде всего своими ценностями, планами, желаниями, фактически, как отмечает Леонтьев, решая «задачу на смысл». Наконец, экзистенциальный выбор не имеет не только критериев сравнения возможных альтернатив, но и самих этих альтернатив.

Это ситуации жизненного выбора, определяющие нашу жизнь, а может быть, и судьбу [Леонтьев, 2014б].

Становление человека, его индивидуальности определяется его выборами, человек творит самого себя, и важнейшим условием его развития является его диалог с миром. Вся жизненная история человека рассматривается как результат его выборов, в том числе и выбора способа решения экзистенциальных проблем.

Высказывание Сартра «Существование предшествует сущности» означает, что «люди существуют в универсуме, не имея априорного руководства относительно того, каким человеком быть» [The Handbook of Humanistic Psychology, 2001, p. 182]. Выбор человеком того или иного способа существования, в свою очередь, становится для него фундаментальным, определяет его сущность. Тогда единицей анализа в психологическом исследовании должна стать феноменология, связующая интрапсихические характеристики с контекстом существования человека, что и было обозначено как необходимость перехода от «онтологии изолированного индивида» к «онтологии жизненного мира».

В современной психологии все более осознается глубокий психологический смысл высказывания Сартра и все чаще высказываются схожие идеи. В частности, созвучный характер имеет предлагаемое А. Тэджфелом понимание изменения как одного из фундаментальных особенностей социального окружения: «Изменяя себя, индивид изменяет социальную среду; изменяя ее, изменяется сам» [Тэджфел, 1984; цит. по: Андреева, 2002, с. 15].

Логика экзистенциального выбора основывается еще на одном принципиальном моменте для экзистенциальных психологов — различении подлинного и неподлинного существования. Призыв «быть самим собой», отражающий основной пафос гуманистического направления, — это отказ от неподлинного существования. Но то, что обеспечивает подлинность человеческого существования, — его смыслы и ценности, которые могут быть даны человеку только извне, контекстом бытия. Цель экзистенциальной психологии иногда так и формулируется — как восстановление аутентичности личности, соответствия ее существования в мире ее подлинности.

Экзистенциализм — это философия становления человека. Для экзистенциалистов, по выражению Флайна, быть индивидуальностью, индивидом в массовом обществе — это достижение, а не стартовая позиция [Flynn, 2006, p. 24].

М. Махони и С. Махони в своей статье под примечательным названием «Жить в сущностных напряжениях» пишут о вызовах существования человека: кризис надежды и поиски смысла, сложные отношения между индивидами и социальными системами вечные вопросы ответственности за свои действия. Эти вызовы описываются авторами в терминах сущностных напряжений, которые они включают в себя, и диалектического развития, которое они делают возможным. Диалектика относится к взаимодействию противоположностей, и этот процесс может приводить к изменениям в контекстах, в которые они включены [Mahoney M., Mahoney S., 2001,

р.    660].

Таким образом, жизненные, или онтологические, факты (например, такие, как неизбежность физической смерти) представляют собой экзистенциальные вызовы, на которые отвечает человек в процессе своего существования. Однако принципиальное отличие экзистенциальных проблем от других психологических проблем человека состоит в том, что «проживание» экзистенциальных проблем и есть жизнь.

Новые задачи требуют новых подходов. Р. Мэй, обсуждая принципы экзистенциального подхода, пишет о том, что «наука должна быть релевантна к различным характеристикам того, что мы пытаемся понять, в данном случае человеческое бытие. Она должна быть релевантна, таким образом, тем отличительным качествам и характеристикам, которые и составляют человеческое бытие именно как человеческое, составляют самость именно как самость, характеристикам, без которых бытие не будет тем, каковым оно на самом деле является, а именно человеческим бытием» [Мэй, 2001а, с. 32]. Мэй напоминает нам, что человеческое бытие «должно быть определено как индивидуально уникальный паттерн возможностей. Эти возможности будут частично совпадать с возможностями других индивидуумов, но в любом случае они будут из уникального паттерна отдельной личности» [Там же, с.     19]. Отечественные исследователи придерживаются созвучных позиций:

«Психологи обычно употребляют термин “экзистенция” (существование) тогда, когда стремятся исследовать человека не как совокупность устойчивых личностных черт и моделей, а как динамические процессы его формирования и развития в качестве существующего; существующего — значит, человека, обладающего активной субъектной сущностью» [Знаков, 2005].

Речь не идет об отказе от принятых в психологии подходов или понятий. «.Экзистенциальный подход в психологии не отрицает истинности подходов, основанных на обусловливании, формулировок драйвов, изучении дискретных механизмов и так далее. Он только придерживается того взгляда, что на этой основе вы никогда не сможете объяснить и понять бытия живого человека» [Мэй, 2001а, с. 14]. Экзистенциальный подход «имеет дело с психологическими категориями — “опыт”, “тревога” и так далее, — но он интересуется пониманием этих аспектов человеческой жизни на более глубоком уровне, который Тиллих назвал онтологической реальностью» [Там же, с. 11].

Психолог КФУ: «Встреча со своей ранимостью, смертностью, ущербностью — задача экзистенциального понимания психологии» | Медиа портал

Член Восточно-Европейской Ассоциации экзистенциальной терапии, доцент кафедры педагогики ИПО рассказала, как экзистенциальный психолог помогает людям.

Доцент кафедры педагогики Института психологии Казанского федерального университета, член Восточно-Европейской Ассоциации экзистенциальной терапии, сертифицированный психотерапевт Европейской ассоциации психотерапии Вера Зелеева рассказала, в чем отличие экзистенциальной психологии от прочих психотерапевтических методик и как экзистенциальный психолог помогал людям после крушения теплохода «Булгария».

Разговор мы начали с того, что же вкладывается сегодня в понимание «экзистенциальная психология».

Говоря обобщенно, экзистенциальная психология (от лат. «exsistentia» — «существование») представляет собой научное направление, опора которого — размышления на так называемые «вечные» темы.

Экзистенциальная психология помогает найти ответы на такие вопросы: в чем смысл жизни, кто я и зачем я живу, что такое смерть, ценность своего существования, вопрос ответственности и взаимодействия с другими людьми.

— Экзистенциальный разрез психологии ставит человека перед тайнами и безднами жизни, а не только решает тактические вопросы. Традиционная психология объясняет человека в тех его аспектах, в которых он предсказуем, управляем, объясним. Но в людях всегда есть что-то, что выходит за рамки этой предсказуемости, потому что мы имеем дело с достаточно большой степенью неопределенности в мире.

Экзистенциальное направление появилось в 20-е годы XX века в Европе — когда появились средства массового уничтожения, и, нажав кнопку, можно было уничтожить тысячи людей, тогда-то в Европе и стали понимать ужас космического безразличия к своей жизни.  

Если кратко определить, в чем суть экзистенциальной психологии, то это упор на индивидуальность каждого человека в конкретный момент времени. Данный подход предлагает рассматривать каждую личность по отдельности и не сводить все к общим правилам и законам человечества.

Важным моментом становятся кризисные, сложные переживания, личные трудности. В некотором смысле это можно сравнить с катарсисом, когда человек сквозь сильное эмоциональное потрясение узнает истинного себя, находит смысл.

Именно в такие «пограничные», то есть необычные, трудные ситуации, когда человек переживает глубокое потрясение, на первый план вместо повседневных забот выходит сама жизнь.

Муж после многих лет совместной жизни сказал, что любит другую, близкий человек неожиданно насовсем уезжает в другой город, разводятся родители, и ребенок чувствует, что теряет одного из них, — все эти случаи должны тщательно прорабатываться на консультации у психолога. Но тяжелее всех потерь – смерть. Наиболее приемлемым методом в психологическом  консультирования случаев потери близкого является на сегодняшний день экзистенциальный подход.

Экзистенциальная психотерапия помогает справиться с такими безнадежными ситуациями, как депрессия вследствие пережитых критических ситуаций, внутренняя опустошенность, страхи, отсутствие смысла жизни, – пояснила Вера Петровна.

Особенную помощь она способна оказать при переживании посттравматического синдрома, тяжелых смертельных заболеваниях, потере близких.

После крушения теплохода «Булгария» в 2010 году Красный Крест призвал меня к работе. Мы находились рядом с людьми, потерявшими на теплоходе своих близких, и помогали им прожить это переживание.

Психолог настаивает, что человека, переживающего потерю, нельзя торопить.

Есть определенные стадии, которые страдающему надо прожить: вначале шок и оцепенение, затем – отрицание, затем – злость и агрессия, стадия острого горя и депрессии и, наконец, — принятие.

Нельзя давать таблетки, торопить и «тормошить» – он должен прожить свое горе полностью. В этот момент у него очень большая психологическая нагрузка. Поэтому нельзя чем-то его нагружать дополнительно: расковыривать его прошлое или вытаскивать какие-то другие воспоминания. И главная роль психолога в этом случае – просто быть рядом с ним, как поддерживающий фактор.

При оказании психологической помощи человеку, переживающему потерю близкого, психологу необходима мудрость и понимание того, о чем говорить или не говорить, что делать обязательно, а чего не стоит делать ни в коем случае. В такой ситуации психотерапевт должен показать всю индивидуальность самого человека, помочь ему выбраться из прошлого и начать жить настоящим.

Отвечая на вопрос, каждый ли психолог может стать экзистенциальным психотерапевтом, наш эксперт уверен, что каждый сам определяет для себя ту степень, до которой он может выдерживать глубинные, сложные переживания собеседника.

– За каждой, даже простейшей, жизненной ситуацией клиента могут стоять важные для психолога вещи, которые могут спровоцировать глубинные переживания. Поэтому экзистенциальные психологи – это своего рода избранные, обладающие серьезным духовным опытом и душевной выдержкой, пришедшие в профессию не потому, что им это интересно, а чтобы понять для себя нечто важное.

Подготовка психологов в общем и экзистенциальных психологов в частности предполагает личную терапию.

Диплом экзистенциального психолога говорит о том, что психолог в любой момент может быть призван поддерживать людей, потерявших близких. А случается так, что психологически он оказывается не готов, потому что у него могли срезонировать свои собственные переживания,  не отработанные на практике, и такие психологи оказываются потерянными, парализованными, не знают, что делать и как.

Поддержка в виде разбора личных переживаний и супервизия у нас в стране, к сожалению,  не предусматриваются. Зато классическое психологическое образование за рубежом – это обязательно не только обучение, но и личная терапия, и супервизия, то есть регулярное представление своих случаев из практики для рассмотрения коллегами, чтобы понять, насколько правильно ты работаешь.

С 1996 года Вера Зелеева, окончив Институт гуманистической и экзистенциальной психотерапии (Вильнюс, Литва), использует изученное на практике.

В практике психологии образования появились новые темы, такие как эмоциональное здоровье учителя, безопасность образовательной среды. Учителя часто испытывают трудности, связанные и с профессиональной самореализацией и самоидентификацией, и с коммуникацией с родителями и учениками. В таких случаях помощь экзистенциального психотерапевта приходится как нельзя кстати.

На практике в школах психолог предлагала такой вариант — введение консультативной службы для преподавателей. Главное условие – сохранение тайны консультации для администрации, чтобы та не пыталась таким образом влиять на неугодных учителей.

Подобные консультации помогают развитию педагога – мы вместе раскрываем возможности в решении сложных, кризисных моментов. Ведь экзистенциальная психология позволяет увидеть особенности образовательного процесса, по-новому взглянуть на отношения педагогов между собой и отношения педагога и обучающегося.

Завершая беседу, наш эксперт отметила, что в современном мироустройстве, со всеми его техногенными катастрофами и природными аномалиями, как никогда повышается актуальность и востребованность работы психолога-консультанта.  

Люди все чаще нуждаются в профессиональной помощи психолога, в том понимании, неосуждении и принятии, которое дает знание человеческой психологии и экзистенции.

Экзистенциальная терапия | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

Экзистенциальная терапия фокусируется на свободе воли, самоопределении и поиске смысла, часто сосредотачиваясь на человеке, а не на его симптомах. Подход подчеркивает способность человека делать рациональный выбор и развивать свой максимальный потенциал. Некоторые практикующие врачи считают экзистенциальную терапию ориентацией на терапию, а не отдельной модальностью как таковой. Этот тип терапии часто полезен для пациентов, которые испытывают экзистенциальную угрозу или страх, когда безопасность и идентичность чувствуют себя в опасности.

Экзистенциальная терапия основана на работах философов Фридриха Ницше и Серена Кьеркегора, в которых природа человека является центральной философской проблемой. Другие теоретики, такие как Мартин Хайдеггер, внесли свой вклад в экзистенциализм; и гораздо позже Отто Ранк применил эту философию к лечебному процессу терапии.

Экзистенциальный подход подчеркивает, что:

  • Все люди обладают способностью к самосознанию.
  • Каждый человек имеет уникальную личность, которую можно узнать только через отношения с другими.
  • Люди должны постоянно воссоздавать себя, потому что смысл жизни постоянно меняется.
  • Беспокойство является частью человеческого состояния.
Содержимое
  • Когда это используется
  • Что ожидать
  • Как это работает
  • Что искать в экзистенциальном терапевте

Когда это используется

Экзистенциальная терапия может быть полезна при лечении психологических проблем, которые, как считается, являются результатом подавленной способности делать подлинный, осмысленный и самостоятельный выбор. Вмешательства часто направлены на повышение самосознания и самопонимания. Экзистенциальные психотерапевты пытаются понять и облегчить множество симптомов, включая чрезмерную тревогу, апатию, отчуждение, нигилизм, избегание, стыд, зависимость, отчаяние, депрессию, вину, гнев, ярость, негодование, озлобленность, бесцельность, психоз и насилие. Они также сосредотачиваются на улучшающих жизнь переживаниях, таких как отношения, любовь, забота, приверженность, мужество, творчество, сила, воля, свобода действий, присутствие, духовность, индивидуализация, самоактуализация, подлинность, принятие, трансцендентность и благоговение.

Что ожидать

Экзистенциальная психотерапия использует ряд подходов, но основные темы сосредоточены на концепциях ответственности и свободы. Терапевты помогают вам найти смысл перед лицом беспокойства, выбирая думать и действовать ответственно и противостоять негативным внутренним мыслям, а не сосредотачиваться на внешних силах, таких как давление общества или удача. Поощрение творчества, любви, подлинности и свободы воли — общие пути, которые помогают вам двигаться к трансформации. Точно так же при лечении зависимостей экзистенциальный терапевт учит человека сталкиваться с беспокойством, которое может облегчить злоупотребление, и побуждает его брать на себя ответственность за свою жизнь. Цель: принимать более осознанные решения о том, как жить, опираясь на творчество и любовь, вместо того, чтобы позволять внешним событиям определять свое поведение.

Как это работает

Эта практика — из-за сосредоточенности на существовании и цели — иногда воспринимается как пессимистичная, но она должна быть позитивным и гибким подходом. В своих лучших проявлениях, по словам философа 20-го века Пола Тиллиха, экзистенциальная психотерапия справедливо и честно противостоит «главным заботам» жизни, включая одиночество, страдание и бессмысленность. Конкретные опасения коренятся в опыте каждого человека; современный экзистенциальный психотерапевт Ирвин Ялом утверждает, что универсальные проблемы — это смерть, изоляция, свобода и пустота.

Экзистенциальная терапия фокусируется на беспокойстве, которое возникает, когда вы сталкиваетесь с этими врожденными конфликтами, и роль терапевта состоит в том, чтобы способствовать личной ответственности за принятие решений. Ялом, например, воспринимал терапевта как «попутчика» по жизни, и он использует эмпатию и поддержку, чтобы добиться понимания и выбора. А поскольку люди существуют в присутствии других, реляционный контекст групповой терапии является эффективным подходом, утверждает он. Основной вопрос, который решается в этом виде терапии, звучит так: «Как мне существовать перед лицом неопределенности, конфликта или смерти?»

Хотя экзистенциальная терапия может быть основана на теории, она также полностью практична. Некоторые считают это исследованием жизни пациента и того, что он переживает, открытием цели, смысла, того, кто вы есть, и определением среди других вечных затруднений существования.

Что искать в экзистенциальном терапевте

Проверьте своего потенциального терапевта лично, по видеосвязи или по телефону. Во время этого начального знакомства спросите терапевта:

  • Как они могут помочь с вашими проблемами
  • Если они сталкивались с проблемой такого типа до
  • Опишите их процесс
  • Лечение временной шкалы

В дополнение к обучению в области психического здоровья экзистенциальные терапевты часто имеют опыт работы в области философии. Лицензия варьируется от штата к штату, но многие экзистенциальные терапевты, например, имеют ученые степени в области психологии или консультирования. Они также выполняют дополнительные полевые исследования в области экзистенциальной терапии под наблюдением.

Ссылки

Национальный центр биотехнологической информации

Американская психологическая ассоциация

Центр экзистенциальной психотерапии Южной Калифорнии

Центр экзистенциальной психотерапии Южной Калифорнии

Последнее обновление: 02.09.2022

Что такое экзистенциальная терапия? — Атлантика

Здоровье

Это не должно утешать, но почему-то так оно и есть.

Фейт Хилл

Сара Уилкинс

Сохраненные истории

Если вы когда-нибудь окажетесь на плюшевом синем диване доктора Джейн Прелингер, знайте, что она не хочет, чтобы вы называли ее доктором Прелингер. В своем кабинете, даже когда вы сидите на диване, а она смотрит на вас со своего стула, глядя на вас сквозь толстую подводку для глаз и рамку своей белокурой челки, она настаивает: вы всего лишь два человека. «Это Фейт и Джейн», — сказала она мне, когда я был в таком положении. «Вот это человек к человеку».

Джейн — экзистенциальный терапевт. Она видит много разных клиентов с множеством разных проблем, но считает, что все из этих проблем можно свести к одним и тем же четырем основным проблемам: смерть, бессмысленность, изоляция и свобода.

Экзистенциальная терапия не нова. Его корни восходят к экзистенциальным философам 20-го века и, в частности, к Жан-Полю Сартру, который резюмировал свою философию в 1943 году, написав, что люди «обречены быть свободными». В отличие от других животных, люди осознают и осознают свою смертность, но это означает, что у них есть возможность, и ответственность , решать в каждый момент, что делать и как быть.

Экзистенциальная философия превратилась в методологию в послевоенные годы, когда терапевты в разных уголках земного шара начали использовать ее принципы для информирования своей практики. и придумал логотерапию как метод создания смысла. Ролло Мэй принес эту европейскую перспективу в Америку в XIX веке.50-х годов, придав ему более оптимистичный оттенок, ориентированный на безбрежность человеческого потенциала, и назвал его «экзистенциально-гуманистическим» подходом. А в 1980 году Ирвин Ялом определил четыре «данности» человеческого состояния — смерть, смысл, изоляцию и свободу — которые стали основой для этой области. Сегодня остается несколько различных направлений экзистенциальной терапии, но все они помогают клиентам столкнуться лицом к лицу с экзистенциальными данностями, чтобы они могли двигаться к более «подлинному» и свободному существованию.

Ора Круг, экзистенциальный терапевт и директор по клиническому обучению в Экзистенциально-гуманитарном институте в Сан-Франциско, привел мне пример того, как может помочь экзистенциальная терапия. У нее был клиент, который обедал с дочерью, когда машина врезалась прямо в комнату. Никто сильно не пострадал, но за лет клиентка не могла избавиться от гнева на водителя, пока Круг не помог ей осознать, что она злится не только на водителя. Она злилась, что у нее не было контроля, чтобы предотвратить плохие вещи. «И вот тут она пришла к этому глубокому признанию… Мы не можем защитить себя от жизненных превратностей», — сказал мне Круг. «Они просто случаются. И делать вид, что мы можем, опасно».


Я склонен много — слишком много — размышлять об экзистенциальном. Я постоянно беспокоюсь о том, что моя жизнь не имеет смысла, что я не использую свои ограниченные годы с пользой, что я мог бы сделать больше, что я мог бы0093 будет на больше. Именно в промежутках между напряженными моментами — после того, как я заканчиваю задачу, или прощаюсь с другом, или просыпаюсь до будильника в темные утренние часы — я чувствую это больше всего: время утекает сквозь мои пальцы.

Я сразу же был заинтригован, когда впервые услышал об экзистенциальной терапии. Но когда мой редактор предложил мне пойти на сеанс экзистенциальной терапии, я обнаружил, что втайне стремлюсь увидеть, действительно ли это может помочь мне как человеку, а не только как журналисту.

Когда я вошел в маленький кабинет Джейн, мне показалось, что я вхожу в чей-то дом; пол был покрыт ковром, освещение было теплым. После того как я жестко уселся в довольно фрейдистский шезлонг Джейн, она спросила меня, о чем я хотел бы поговорить.

Я сказал ей, что в последнее время моя тревога по поводу течения времени усиливается; что мне за 20, и я нахожусь в разгар кризиса четверти жизни — пытаюсь понять, что делает жизнь значимой, обсуждая, что мне следует расставить по приоритетам, осознавая, что любое маленькое решение может изменить весь мой курс; что я одержимо просматриваю страницы Википедии, чтобы увидеть, сколько лет было моим любимым писателям, когда они впервые были опубликованы.

Я рассказал ей, как изолированно я себя чувствую из-за этих страхов, хотя знаю, что мои друзья борются с похожими проблемами. И поскольку я, в конце концов, посещал экзистенциального терапевта, я позволил себе по-настоящему погрузиться в это. «Я не могу обойти стороной тот факт, что мы все заперты в собственных головах», — сказал я. «Что я никогда не смогу действительно получить доступ к чьему-либо внутреннему опыту».

Джейн мягко руководила сеансом. Она задала уточняющие, но довольно типичные дополнительные вопросы: Как давно вы себя так чувствуете? А ты близок с мамой? Как насчет ваших отношений с друзьями? Но затем она возвращала меня к общим вопросам, некоторые из которых заставали меня врасплох именно потому, что я постоянно думаю о них. «Как бы вы описали свою личность?» — спросила она в какой-то момент. «Не с точки зрения того, как другие люди видят вас, а с точки зрения того, кем вы себя чувствуете внутренне».

Она смеялась вместе со мной над некоторыми из моих самых абсурдных тревог; она даже иногда говорила мне, что беспокоится о том же. Несколько раз она говорила: «Возможно, вам не станет лучше после того, как я это скажу» или «Ну, это не утешительно, но…» и продолжала подтверждать мои самые глубокие опасения. Нет, мы никогда не сможем узнать чужой внутренний опыт. Нет, объективного смысла нет, и да, нам всем порой не удается его создать. Да, ты умрешь.

Время от времени Джейн останавливалась и спрашивала, что я чувствую в этот момент. Это был способ придерживаться идеи «присутствия», которая так важна для экзистенциалистов: вы несете ответственность за то, чтобы проявить себя в своей жизни. Вы не можете избежать этого, во всей его боли и красоте, живя прошлым — личные истории и похороненные травмы имеют значение, и они могут влиять на настоящее, но не стоит зацикливаться на них.

Вот и все. В течение часа я говорил о том, каково мне быть человеком и почему часто это так тяжело. Ответов не было — Джейн не дала мне никаких советов, как справиться со смертностью или как сделать мою жизнь более значимой. Она не сказала мне, что у меня есть цель, или что я должен укреплять связи с друзьями, или говорить родителям, что я их люблю. После окончания сеанса я немного поговорил с Джейн о ее подходе. «Часть экзистенциального состоит в том, чтобы просто признать Этот корабль уплыл , — сказала она. «Многие скорбят. Вы оплакиваете эти реалии, чтобы двигаться к тому, чтобы отказаться от них».


Экзистенциальная терапия постепенно получает признание; в 2016 году насчитывалось 136 учреждений экзистенциальной терапии в 43 странах на шести континентах, а экзистенциальные практикующие врачи находились как минимум в 48 странах мира. Недавние исследования поддержали использование экзистенциальной терапии для пациентов с распространенным раком, заключенных и пожилых людей, проживающих в домах престарелых, среди прочих; в ходе ряда метаанализов были собраны данные о его эффективности. И когда я разговаривал напрямую с экзистенциальными терапевтами, они сообщали о значительном увеличении количества клиентов в последние годы и заметном росте экзистенциального дистресса среди них.

В книге «Человек в поисках смысла» Франкл описал похожий тип общекультурного экзистенциального голода. Он назвал это «экзистенциальным вакуумом»: «широко распространенное явление двадцатого века», писал он, в результате технологического развития современного общества. Он считал, что удобства промышленной революции на самом деле дали людям вредный избыток свободного времени, сделав их бесцельными, грустными и скучающими. «Такие широко распространенные явления, как депрессия, агрессия и зависимость, — писал он, — непонятны, если мы не признаем лежащий в их основе экзистенциальный вакуум».

Теперь, 72 года спустя, уровень самоубийств выше, чем когда-либо прежде; в Соединенных Штатах уровень самоубийств вырос во всех штатах, кроме одного (Невада) с 1999 по 2016 год. Социальная изоляция также растет; недавний опрос 20 000 взрослых американцев показал, что «большинство американцев считаются одинокими» и что две пятых считают себя «изолированными от других». Новый опрос, проведенный Американской психиатрической ассоциацией, показал, что почти четверо из десяти взрослых американцев в настоящее время более обеспокоены, чем в то же время в прошлом году.

Клэй Рутледж, исследователь из Университета штата Северная Дакота, изучающий экзистенциальную психологию, считает, что американцы переживают «кризис бессмысленности». Исторически, сказал он мне, американцы обращались к организованной религии «не только потому, что она обеспечивает эту структуру убеждений, что вы существуете для определенной цели, но также для сообщества, социальных связей и поддержки». Сейчас американцы все чаще отказываются от религии, часто ради более индивидуальных духовных занятий. Рутледж сказал мне, что это может заставить людей чувствовать себя опустошенными. «В религии людям приятно быть частью группы, которая существует уже давно», — сказал он. «Есть преемственность — она останется после того, как ты уйдешь». Рутледж отметил, что в своем собственном исследовании испытуемые, склонные думать о смерти, больше всего беспокоятся, когда не видят себя частью более крупной коллективной идентичности.

Экзистенциальное отчаяние проникло и в политическую сферу. Многие американцы теряют веру в политические институты, растет поляризация, и поэтому люди испытывают меньше надежды и доверия к другим. И не только Соединенные Штаты ощущают экзистенциальный вакуум; глобальные угрозы, такие как изменение климата, растущая автоматизация и глобализация, — все это изменения, происходящие быстро, которые делают жизнь глубоко неопределенной. «Ко мне никогда не приходило больше людей, чтобы принести мир в комнату, чем сейчас», — сказал мне Круг из Экзистенциально-гуманистического института. «И особенно говоря об их гневе, их бессилии, их ощущении… их мир кажется перевернутым с ног на голову».

Однако даже сегодня экзистенциальный подход остается на грани психотерапии. Было проведено относительно немного контролируемых исследований, сравнивающих его с другими методами — отчасти потому, что сами экзистенциальные терапевты часто неохотно проверяют его. Мик Купер, психолог и исследователь из Университета Рохэмптона, сказал мне, что в экзистенциальной терапии «сосредоточено внимание на уникальных качествах личности… это очень критично по отношению к более механистической точке зрения, и экзистенциальные терапевты довольно настороженно относятся к таким вещам, как контрольные испытания». В Соединенном Королевстве, где практикует Купер, экзистенциальным терапевтам трудно получить финансирование или работу в Национальной службе здравоохранения; правительство, естественно, не хочет платить за что-то, если они не знают, что это работает.

Но Луис Хоффман, один из основателей Международного института экзистенциально-гуманистической психологии, видит это иначе. «Если вы посмотрите на все различные основные компоненты экзистенциальной терапии, на самом деле есть очень обширные и надежные исследования, подтверждающие ее эффективность», — сказал он мне. Многие исследования показали, например, что чувство смысла способствует психологическому благополучию и что психологические вмешательства, ориентированные на смысл, могут помочь.

Хоффман уверен, что эта область будет продолжать расти. В мае этого года в Буэнос-Айресе пройдет второй Всемирный конгресс экзистенциальной терапии, собрав практиков со всего мира; тема будет «Тревога и чувство вины во времена перемен». Купер, со своей стороны, все еще сомневается, что экзистенциальная терапия когда-либо станет общепринятым подходом. «В нем говорится о вещах, о которых не все хотят говорить, таких как смерть, смысл, ограничения… Это не совсем оптимистично», — сказал он мне.

Даже когда я говорил с Джейн о темных вещах, это не было тяжелым; просто было приятно вытащить их на улицу. «Экзистенциализм может быть таким забавным, особенно когда ты позволяешь себе смеяться», — сказала мне Джейн, посмеиваясь. «Мы проходим через всю эту агонию, чтобы умереть в конце!» Когда наше время истекло, Джейн покончила с ним прямо и решительно. Она сказала мне, что это было частью подхода — нужно быть честным во всем. «Я не хочу отрицать, что все заканчивается жестоко», — сказала она. «Я не могу согласиться с идеей, что в мире существует все время».

Тогда я вышел из офиса через двустворчатую дверь в туманный полдень. Было холодно для сентября, но я хотел пройти час пешком до дома. У меня по-прежнему были все те же экзистенциальные заботы — страх времени, одиночество, бесчисленное множество неопределенностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *