Эмоция любовь – Любовь это эмоция противоположная чистому и холодному разуму

Любовь это эмоция противоположная чистому и холодному разуму

Исследованиями подтверждено, что любовь это эмоция, сопровождаемая определенными химическими реакциями, которые активизируют различные части головного мозга. О причинах появления, проявления и угасания любви еще с древнейших времен было сделано огромное количество философских работ, но это все являлось в основном размышлениями теоретиков. Давайте рассмотрим практику, а именно разберемся с сутью химических явлений, как таковых.

Любовь это эмоция и три ее составляющие

Благодаря методике сканирования головного мозга, доктор антропологии из США Х. Фишер смогла разделить любовь на три основных составляющих эмоции – привязанность, вожделение и страстное влечение.

  1. Вожделение – это сексуальная страсть, и ее выражение в виде физического проявления контролируется гипоталамусом. Гипоталамус – это особый отдел головного мозга, имеющий в среднем вес примерно 4 ½ гр. При попадании в гипоталамус гормоны, а именно тестостерон, активизируют сексуальную активность. Если брать в расчет тот факт, что у мужчин, в отличии от женщин, гипоталамус превышает размеры, а также вырабатывается в 10, а то и в 20 раз больше тестостерона, то делается понятно, отчего у мужчин сексуальное влечение значительно больше, нежели у женщин.
  2. Страстное влечение — это попытка мозга наладить связь с возможным партнером. Эта эмоция на столько сильна, что иногда вызывает очень сильную эйфорию. В этом этапе происходит выделение сильных химических веществ, вызывающих чувство подъема. Допамин создает чувство достатка, серотонин придает эмоциям стабильность, а норадреналил воодушевляет, придавая уверенности во всех начинаниях.
  3. Когда реальность становится сильнее страстного влечения, тогда партнеры расстаются, либо произойдет 3 стадия – привязанность, на основе которой строится связь, достаточно прочная и длительная для совместного ращения детей.

Мужчины, женщины, любовь

У мужчин и женщин проявление стадии вожделения физиологически проявляется по-разному. Вследствие этого, как это ни странно, но мужчины более уязвимы, нежели женщины. Многие люди утверждают, что любовь это эмоции или так называемое своеобразное помешательство, и они не так уж неправы. Гормон тестостерон буквально заставляет мужчин вступать в первую стадию любви, делая их невосприимчивыми в реальности. Женщины устроены немного по-другому – центры мозга, отвечающие за логику и эмоции, у нее связаны теснее, за счет этого она способна трезво оценить достоинства и увидеть недостатки мужчины. По этой же причины женщины чаще инициируют разрыв взаимоотношений.

Женщины живут в мире, где любовь это эмоции, ощущения и чувства. Если женщина чувствует себя желанной и обожаемой на стадии привязанности, то ей кажется, что она любит. А вот мужчины не очень представляют себе, как это – любить, и склонны принимать за любовь вожделение. Его желания диктует его тестостерон, он постоянно испытывает эрекцию и мыслить четко он не в состоянии. Нередко мужчина понимает, что любит, только спустя годы, после того как начал встречаться с женщиной. К сожалению, тогда может быть уже слишком поздно. Женщина уже сразу понимает, испытывает она любовь к партнеру или нет.

Мужчины склонны думать, что если они признаются в любви женщине, то на их плечи сразу упадет множество обязательств. Если же он решился сделать это и произнести три заветных слова, о которых мечтает каждая женщина, то об этом должны знать все. Любопытный факт – после того как признание в любви было произнесено, женщина чаще испытывает оргазм.

Любовь это эмоция и секс

Во время полового акта мужчина воспринимает женщину настолько, насколько глубоки его чувства к ней. То есть если он любит ее, то она кажется ему физически более привлекательной. Также и наоборот – если у него нет к женщине сильной привязанности, то он оценивает ее привлекательность ниже. У женщин все не так – они оценивают мужчину, как своего партнера, обращая внимание не на его физическую привлекательность, а на личные качества.

Живите всегда счастливо и любите друг друга!

mnogovoprosov.ru

Глава 6 Эмоции, в которых проявляется чувство любви. Психология любви

Чувство любви сопровождается в зависимости от ситуации разными эмоциями, как положительными, так и отрицательными (например, Мэй (1969) подчеркивает присутствие эмоции грусти в отношениях любви). По этому поводу X. Ортега-и-Гассет пишет, что за любовь постоянно принимают ее следствия, максимально запутывая картину. Любовное переживание, едва ли не самое распространенное из психических состояний человека, сопряжено с необозримым множеством эмоций. Любовь как чувство всегда порождает эмоции, объектом которых является любимый, но сами эти эмоции любовью (чувством) не являются, хотя и свидетельствуют о ней, ибо порождены ею. Это следует подчеркнуть, так как в умах некоторых практиков-психотерапевтов происходит путаница и чувство любви они принимают за что угодно, но только не за то, чем оно в действительности является (см. вставку ниже).

Точка зрения

Любовь — это действие, деятельность. Здесь мы подходим еще к одному серьезному недоразумению относительно любви, которое следует внимательно рассмотреть. Любовь — не чувство. Очень многие люди, испытывающие чувство любви и даже действующие под диктовку этого чувства, совершают фактически акты нелюбви и разрушения. Подлинно любящий человекчасто предпринимает любовные и конструктивные действия по отношению к лицу, которое ему явно несимпатично, к которому он в этот момент чувствует не любовь, а скорее отвращение.

Чувство любви — это эмоция, сопровождающая переживание катексиса. Катексис, напомним, — это событие или процесс, в результате которого некий объект становится важным для нас. В этот объект («объект любви» или «предмет любви») мы начинаем вкладывать свою энергию, как если бы он стал частью нас самих; эту связь между нами и объектом мы также называем катексисом. Можно говорить о многих катексисах, если у нас одновременно действует много таких связей. Процесс прекращения подачи энергии в объект любви, в результате чего он теряет для нас свое значение, называется декатексисом.

Заблуждение относительно любви как чувства возникает из-за того, что мы путаем катексис с любовью. Это заблуждение нетрудно понять, поскольку речь идет о подобных процессах, но все же между ними есть четкие различия.

Прежде всего, какуже отмечалось, мы можем переживать катексис по отношению к любому объекту — живому и неживому, одушевленному и неодушевленному. Так, кто-то может испытывать катексис к фондовой бирже или к ювелирному изделию, может чувствовать к ним любовь. Если мы испытываем катексис к другому человеческому существу, то это вовсе не значит, что нас сколько-нибудь интересует его духовное развитие. Зависимая личность практически всегда боится духовного развития собственного супруга, к которому она питает катексис. Мать, упорно возившая сына в школу и обратно, несомненно, испытывает катексис к мальчику: он был важен для нее — он, но не его духовный рост. Интенсивность наших катексисов обычно не имеет ничего общего ни с мудростью, ни с преданностью. Двое людей могут познакомиться в баре, и взаимный катексис окажется столь сильным, что никакие ранее назначенные встречи, данные обещания, даже мир и покой в семье не сравнятся по важности — на некоторое время — с переживанием сексуального наслаждения. Наконец, наши катексисы бывают зыбкими и мимолетными. Упомянутая пара, испытав сексуальное наслаждение, тут же может обнаружить, что партнер непривлекателен и нежелателен. Декатексис может быть столь же быстрым, как и катексис.

Подлинная любовь означает обязательство и действенную мудрость. Если мы заинтересованы в чьем-то духовном развитии, то понимаем, что отсутствие обязательства будет, скорее всего, болезненно восприниматься этим человеком и что обязательство по отношению к нему необходимо прежде всего нам самим, чтобы проявить нашу заинтересованность более эффективно.

Пекк М. С., психотерапевт // По материалам Интернета (realove.ru)

Эти размышления психотерапевта даже комментировать неловко. Здесь любовь то действие, то не чувство, но все же чувство, то эмоция.

psy.wikireading.ru

Любовь как эмоция и ее исследования в психологии

В мире зла, глупостей, неуверенности и

сомнений, называемых существованием,

есть одна вещь, для нее еще стоит жить и

которая, несомненно, сильна как смерть:

это любовь.

Г. Сенкевич

Любовь является одной из человеческих эмоций, научному изучению которой было посвящено множество трудов: начиная от Стендаля и его кристаллизации любви (не говоря уже о большом количестве более ранних философских трудов) и заканчивая современными изученьями гормональных составляющих переживания любви. В своей работе я хотел бы остановиться на некоторых аспектах любви как эмоции: ее месте в структуре эмоциональной жизни человека; ее определениях и типах в разных психологических направлениях; причинах ее развития у человека и ряде других.

Для начала необходимо коротко рассмотреть некоторые теории эмоций и затем определить какое место занимает любовь в них.

Общая характеристика эмоций

В каждой психологической школе эмоции по разному.

1. Психоаналитическая концепция аффекта и мотивации. В своих трудах Фрейд предложил способ анализа механизмов функционирования личности, выделив при этом концепцию аффекта. В ее основе лежит теория инстинктивных влечений, которым свойственны: безусловность, цикличность, избирательность и заменяемость. Сам же аффект определяется в ранних работах Фрейда как единственная побудительная сила психической жизни, а в более поздних трудах аффектам дается дефиниция интрапсихических факторов, побуждающих фантазии и желания индивида. В психоаналитическом подходе выделяют 3 аспекта аффекта: энергетический, процесс разрядки и восприятие окончательной разрядки. Из более поздних направлений исследования эмоций можно выделить работы Э. Фромма, в частности его работу «Искусство любви», некоторые компоненты которой я рассмотрю ниже.

2. Когнитивные теории. К ним относят теории самосознания (теории «Я»), в которых причиной эмоций являются когнитивные процессы. Центральным понятием этих теорий является Я-концепция (целостный, интегрированный феномен, возникающий при сложении восприятия и познания индивидом самого себя). Чем больше восприятие/познание человеком себя, чем больше они связанны с ядром его личности, тем больше они включают в себя чувства и эмоции. Другой группой когнитивных теорий является рассмотрение эмоций как функций (реакций), обусловленных когнитивными процессами. Так Арнольд, считает, что эмоция возникает в результате влияния определенной последовательности событий, которые описываются в терминах восприятия (как элементарное понимание) и оценок (мгновенный интуитивный акт). Другие представители когнитивного подхода (Шехтер и др.) предположили, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и когнитивной оценки ситуации, ставшей причиной этого возбуждения.

3. Эмоции как результат биологических процессов. Некоторые исследователи рассматривают эмоции как средство адаптации, игравшее важную роль в выживании на всех эволюционных уровнях. Так Плучик, определяет эмоции как телесные реакции, связанные с определенным адаптивным биологическим процессом. Он же предложил рассматривать личностные черты как комбинацию нескольких первичных эмоций. Например любовь определяется как радость + принятие.

4. Теория дифференциальных эмоций , объектом изучения которой, является отдельные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно, как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс, влияющий на познавательную и поведенческую сферу человека. Основой этой теории являются следующие положения: а) 10 фундаментальных эмоций (страх, смущение, печаль, радость и др.) образуют основную мотивационную систему жизни человека; б) эти фундаментальные эмоции переживаются и влияют по-разному на познание и поведение человека; в) эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и влияют на них. Следует заметить, что это влияние двухсторонне. Активаторами эмоций здесь делятся на 3 группы: нейронные и нервнво-мышечные; аффекторные и когнитивные. Здесь же вводиться понятие базовая эмоция, определяемая как имеющая отчетливые нервные субстраты; она проявляет себя с помощью мимики и влечет за собой отчетливое переживание, осознаваемое человеком; она оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека. Этим критериям отвечают эмоции интереса, радости, удивления и др. Континуум эмоциональной сферы человека здесь выглядит следующим образом: а) рефлексы (автоматизированная реакция на стимул, осуществляющаяся без предварительной когнитивной оценки стимула и не предполагающая сознательного выбора модели поведения) — б) инстинкты — в) драйвы или survival needs (физиологические потребности, являющиеся основой для животной жизни) — г) эмоции. Определяя эмоции как то, что переживается как чувство, что мотивирует, организует и направляет восприятие, мышления и действия, мы можем сказать, что они входят практически во все сферы жизни человека, оказывая то или иное влияние на них.

5. Деятельностный подход. Согласно ему к эмоциональным процессам относится большой класс процессов внутренней регуляции деятельности, выполняющих эту функцию, «отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта, их значения для осуществления его жизни» (А.Н. Леонтьев). Кроме этого, эмоции являются одной из форм существования и личностного смысла, когда связь между событиями и мотивами, а также их личностный смысл проявляется возникающими эмоциональными переживаниями. Здесь проводится терминологическое различие, относящиеся к эмоциональным явлениям: оно (целостное явление) представляет собой единство двух моментов: отражаемого содержания и его эмоционального переживания. Эмоциональные явления распадаются на две группы: а) переживания, которые «окрашивают» сами предметы и превращают их в мотивы и б) явления, возникающие в процессе деятельности и выражающие определенное отношение субъекта к различным условиям, ситуациям и т.п.

Ряд других концепций и их положения будут рассмотрены ниже.

Некоторые определения любви

Согласно теории дифференциальных эмоций любовь существенно отличается от таких базовых эмоций как печаль, радость, гнев или страх. Базовыми они являются отчасти потому, что они имеют собственные способы выражения, присущие им способы переживания и собственные конкретные паттерны активности нервной системы. Хотя любовь также является базовым чувством, характеристики этой основы по отношению к любви принимают иное, более комплексное звучание. Любовь, отчасти, можно определить как сплав эмоционального, мотивационного и когнитивного компонентнов. Изард, проводя обзор некоторх из этих компонентов пишет, что эта «часть» состоит не только из позитивных эмоций как интерес-возбуждение и удовольстивие- радость, но и из ряда негативных — печаль, злость, гнев и др. Он также дополняет перечисленную выше классификацию любви таким типами как любовь как переживание и любовь как отношение.

Понимание причины возникновения эмоции может повлиять на протекание эмоционального процесса и тогда предметом переживания становиться эта причина. В учении Спинозы, это переключение отразилось в том, что такой аффект как любовь, служащий основой для возникновения других аффектов, определяется как удовольствие, которое сопровождается знанием внешней причины. Анализ процесас развития этих аффектов, т.е. переход переживания с непосредственных на опосредованные причины удовольствия, можно найти в работах Юма. Он четко различает объект и причину любви-ненависти. Причинные связи, описываемые в учениях Спинозы и Юма можно изобразить следующим образом: 1) предмет любви — 2) предмет удовольствия — 3) удовольствие — 4) любовь. Таким образом, любовь часто является лишь первым результатом развития эмоционального процесса, а является основой для возникновения других чувств. Когда предмет и причина любви совпадают, то это является основой для развития этого чувства и зарождения взаимного. Дальнейшее развитие этого эмоционального процесса определяется познанием ряда обстоятельств: возможность развития; намеренностью и признанием оправданности этих действий;

Э. Фромм понимает любовь как «ответ на проблему человеческого существования». Человек, осознавая свою отделенность от природы, осознавая свою жизнь, прошлое, понимает краткость своего существования. Т.е. то, что не по своей воле он рожден и не по своей умрет и т.п. Человек «стал бы безумным», если бы не смог освободиться из этой тюрьмы, покинув ее, объединившись в той или иной форме с людьми и окружающим миром. Способ преодоления этого, по Фромму, и есть любовь. Любовь, пишет он, это «активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим». Важным аспектом является то, что не смотря на то, что Фромм и предлагает типологию видов любви, он пишет, что любовь есть направленность на все, а не на что-то одно. При этом в действенный характер любви (в отличии от симбиотического, основанного на том или ином использовании другого человека) он включает такие неотъемлемые элементы как давание (отдачу), заботу, ответственность, уважение и знание.

Э. Берн определяет любовь как — «наиболее полное и наиболее благородное из всех отношений и включает в себя самое лучшее из всех остальных отношений: уважение, восхищение, страстность, дружбу и интимность». В терминах транзактного анализа, это возможно лишь тогда когда Родитель теряет свою зоркость и настороженность, а Взрослый свою предусмотрительность. Любовь здесь это отношение Ребенок-Ребенок.

Истоки любви

Основополагающим фактором в эволюционном развитии любви, является половое размножение, при котором самец и самкавносят в процесс сотворения нового существа равное количество генов, что обеспечивает генетическую изменчивость и, следовательно, являетсясредством необходимым для выживания группы.

mirznanii.com

Про эмоции, любовь и счастье

Автор: impressionante (Евгения Белякова)

Любовь, пожалуй, самое популярное явление на земле. О любви пишут больше всего книг — и умных, и глупых, снимают больше всего фильмов — как великих, так и убогих, поют в опере и пошлых песенках. На втором месте по цитируемости слово «счастье». Многие эти два явления связывают между собой. И нетерпеливо ждут, когда «любовь нечаянно нагрянет». В уверенности, что вот тогда-то мощным, сильным аккордом зазвучит яркая, полновесная радость жизни. Всех очень подогревает миф, что «человек рожден для счастья, как птица для полета». И что любой из нас от рождения обладает способностью любить.

Может, и обладает, только отчего это никому не приходит в голову, что без развития любые способности могут зачахнуть?
Что это за способности? Почему к одному человеку тянутся, а от другого шарахаются? Чем надо обладать, чтобы тебя любили? Деньгами? Положением? Умом? Лицом? Одеждой?
Ничем из вышеперечисленного. Надо всего лишь иметь полноценную эмоциональную сферу. И чем богаче у человека палитра переживаний, тем привлекательнее он для окружающих. Потому что в нем горит живой огонь, к которому тянутся и женщины, и мужчины. Эмоционально-полноценный человек одиноким не бывает!

* * *

Эмоции — тема не популярная. Об эмоциях не бывает дискуссий и полемик в телевизоре, их не обсуждают на кухне. Ими вообще не интересуются. Можно сказать, что эта тема в обществе закрыта. Вернее, никем не тронута. Это сакральное знание скрыто от всех потому, что оно не востребовано.

Между тем вся жизнь человеческая построена на эмоциях, завязана и крутится вокруг них. Чтобы получить ощущения, впечатления и переживания, люди читают книги и слушают музыку, заводят хобби, ходят на веселые дискотеки и в сложные походы.
Думаете, люди мечтают о славе и власти? Нет, о тех переживаниях, которые они могут подарить. Даже деньги зарабатывают, чтобы купить эмоции. Потому что новая яхта или старенький велосипед, дешевая фенечка или натуральные бриллианты, пикник в соседней роще или круиз вокруг света ценны только ощущениями, которые они приносят.

Мало того, истоки любого творчества берут свое начало в эмоциях. Чтобы что-то создать, человек должен этим гореть. И секрет харизмы, о которой многие мечтают, скрыт там же — в мощной, глубокой, «многоцветной» эмоциональной сфере.

* * *

С точки зрения науки, и любовь, и счастье — это высшие эмоции, которые присущи только человеку.

У животных любви нет, так как нет высших эмоций. И они отлично без нее обходятся. Вон, у волков стабильные моногамные пары, когда волчица сидит «в декрете», волк не пьет, налево не бегает, а исправно таскает ей еду. Некоторым людям бы поучиться. Правда, животные не бывают счастливы. Они способны испытывать удовольствие, но не счастье. У них этого центра в мозгу нет.
А у человека есть. Возможно, поэтому и счастье, и любовь относятся, скорее, к чувствам высшего порядка. Категории божественного.
Однако в человеке удивительным и вовсе не гармоничным образом сочетаются животное и божественное начала.
Свойственное человеку отвращение к напряжению заставляет его мечтать, как бы получить счастье, но без усилий. И тогда счастьем объявляется сытый покой, как у животных в зоопарке. А любовью зовется все подряд, от сексуального влечения до социальной установки: «пора иметь семью».
Любовь далеко не всегда приносит радость и наслаждение. Никогда — покой. Иногда — смерть.
А про счастье в энциклопедическом словаре написано, что это «ощущение полноты и осмысленности жизни». Боюсь, речь идет не о внешних показателях — семья-карьера-дом-полная-чаша, а о чем-то совсем другом, известном не многим. Когда жизни не боятся и не придумывают. Когда ее воспринимают во всем ее многообразии и отзываются на ее знаки, как чуткий камертон. И за это она кипит внутри человека и вокруг него.

Между прочим, самые яркие ощущения человек переживает от счастья, не свалившегося ему на голову, а выстраданного. Когда он смог, добился, завоевал, достиг. Это редкие состояния. Они действительно связаны с любовью. Иногда — к человеку. Иногда — к Делу. Всегда — к Жизни.

* * *

Удивительно, что об этой важнейшей сфере в жизни человека ходят исключительно вымыслы и домыслы. О том, как развить волю, память, интеллект, написаны кучи книг. Об эмоциях никогда не говорят «развивать», а исключительно — «контролировать». Это означает любыми путями избегать «негативных» чувств. Большинство людей почему-то уверены, что человеку страх и злость не нужны. Что природа и Господь Бог сотворили их по неразумению. И задача человека — это лишнее из себя убрать.
Так, в середине ХХ века осушали болота, не принимая во внимание, что в природе свои законы. Болота исчезали, но с ними исчезали насекомые, за ними вымирали птицы — нарушалась экология.
Как и в природе, в человеческой душе ничего ненужного нет. У каждого чувства своя функция и свое назначение. Нет эмоций плохих или хороших, есть адекватные и неадекватные, к месту и не к месту.
Как и в природе, в эмоциональной сфере человека свое сложное и хрупкое равновесие. Его легко нарушить, но так трудно восстановить.

* * *

Человек с хорошо развитой эмоциональностью получает несравненно больше удовольствия от работы и отдыха, от общения с искусством, людьми и природой, от еды и секса… от жизни! О таком человеке говорят: в нем есть кураж, драйв.

А еще в этих людях ощущается внутренняя независимость. Немудрено, что они раздражают общество. Ведь они чувствуют по-своему, а не «как принято»! Поэтому охотников загнать божественный дар в прокрустово ложе много. Тут и государство, которому нужны безгласные роботы. И любящие родители, старательно обрезающие ребенку крылья, чтобы далеко не улетел. Ах нет, никто не хочет зла. Но как часто преступления совершаются не по злому умыслу, а от безграмотности.

Появились и разного рода тренинги, которые занимаются выхолащиванием эмоций. Они обещают научить вас быть вечно счастливым или как минимум всегда в хорошем настроении. Называется «во всем видеть позитив». Это как? Никогда не испытывая страданий? Ни от ошибок, на которых, как известно, учатся, ни от собственной глупости или подлости? Душевная боль — знак, маяк, ориентир, она сигнализирует, она кричит — пойми и поумней! «Боль — это прикосновение Бога» (К. Кедров).

* * *

Нынешняя модная фишка, которой обучают на тренингах, — выслеживать и отсекать у себя «плохие» чувства, душить их на корню, прямо с утра. Но пока человек с энтузиазмом варвара давит в себе гнев и возмущение, одновременно в нем умирают их антиподы — восторг и восхищение. Таким образом, человек делает из себя душевного инвалида. «Если ты не можешь испытывать бешенство, ты не сможешь испытать любовь» (Шри Раджниш).

И даже если появится добрая фея, которая отправит такого человека на бал Жизни, даже если там, на балу, его будут приглашать самые красивые и умные люди планеты… Ничего особого он не испытает. Потому что при бедной эмоциональной сфере любое событие, попадая в это полумертвое болото, вызовет лишь короткий всплеск ощущений. Негромких и неярких. И мы опять свалим все на «не повезло».

* * *

Впрочем, винить тренинги грех. Они всего лишь исполняют мечту среднестатистического человека о контроле над чувствами.
Думаю, многих бы вполне устроило, если бы эмоции продавались разлитые по бутылочкам. Что-то вроде домашнего бара-холодильника. Чтобы, когда душа взалкает, можно было достать, выпить рюмочку и убрать назад. Например, раз в неделю по субботам. Или раз в год в отпуск.
Наверное, если бы существовал бутик по продаже чувств, он пользовался бы большим успехом. Представляю диалог с продавцом в подобной лавке:
– Дайте мне немного Тихой Радости.
– Может, еще чего возьмете? Восторгу?
– Нет, это слишком громко. За шум соседи могут милицию вызвать.
– Восторг, он же внутри вас будет.
– А чем он хорош?
– Он захлестывает, захватывает…
– Захватывает? Да тогда я сама милицию вызову!
– Извините, а Настоящая Любовь у вас есть?
– Конечно!
– А это не опасная эмоция?
– Она делает человека уязвимым.
– Тогда не надо. Дайте Легкой Влюбленности и Слабого Сексуального Влечения.
– Может, Страсть?
– Ну что вы, я же порядочная женщина!
– А мне дайте Ощущений Праздника Жизни. Ой, а что это они так сильно переливаются? А нет ли какого-нибудь регламентированного праздника?
– Это же не праздник…
– Ничего, мне сойдет. А то подсядешь на эти ваши Сильные Эмоции, еще не дай бог полюбишь Жизнь. Зато когда все не очень – умирать не жалко…

* * *

Двадцать лет я занимаюсь эмоциональной сферой. Первые годы мне приходилось буквально по крупицам собирать о ней знания, искать литературу и специалистов. Прошло много времени, прежде чем я смогла работать с эмоциями, не боясь нанести вред. Естественно, что у меня вызывает ужас, когда все кому не лень лезут в эту тонкую сферу — кто с кувалдой, кто с молотком, кто с бархатной удавкой.

Может быть, поэтому здоровая, полноценная эмоциональная сфера, не искалеченная родственниками и социумом, встречается крайне редко? Может быть, поэтому так редки настоящие, не дистиллированные чувства: вкус к жизни, вкус от жизни, и любовь, и счастье?..

* * *

Я не имела бы права рассуждать о счастье и любви, если бы не знала, что это такое. Могу поделиться.

Как у всех, у меня бывают дни тяжелые и легкие. Но всегда, когда я еду на работу, во мне вместо крови играет и кипит шампанское. Когда возвращаюсь, бывает по-разному — в зависимости от того, как прошла группа, которую я веду. Иногда в груди черная дыра. Иногда фейерверк.

Но к концу недели у меня набирается живой, благоухающий букет из разных впечатлений. За месяц появляется оранжерея, за год — громадный сад. Представляете, я в этом саду живу! И все цветы там настоящие. Я вызываю воспоминание, и оно оживает, я могу погрузиться в него, услышать запахи, звуки, ощутить вкус.

Я знаю, что такое страх, тоска, ненависть. Но я знаю и что такое нежность, ликование, восхищение, и как это — парить в облаках, и как это — умирать и возрождаться в любви…
Есть цветы, на которые мне смотреть стыдно. Или больно. Но я их не выпалываю. Ведь это драгоценный эмоциональный опыт моей единственной и неповторимой жизни.
Лев Толстой считал, что «все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из тени и света».

Готова подписаться под этими словами кровью. И шампанским!

Источник: журнал Психология на каждый день, № 12 (26) Декабрь 2008

anchiktigra.livejournal.com

Любовь – эмоция, страсть или забота о людях?

Сергей Худиев продолжает разговор с читателями “Фомы” об основах веры и отношении христианина к себе, другим людям и происходящему вокруг.  Новая статья посвящена главной христианской добродетели – любви.

В послании к Галатам перечисляются плоды, которые Святой Дух приносит в жизни Христианина: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22,23)

Первым в этом списке стоит любовь — и любовь, действительно, самое главное в христианской жизни. Святой Апостол Павел говорит об этом в Послании к Коринфянам; и нам стоит взглянуть на ситуацию, в которой оно было написано. Люди в коринфской общине были невероятно духовными — они приходили в экстазы, во время которых говорили ангельскими языками, изрекали пророчества, даже, похоже, творили чудеса. Но Апостол говорит, что все это может быть впустую, потому что главное — это любовь.

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13:1-8)

Но что такое любовь? О чем тут идет речь? В современном языке любовь — это эмоция; теплое чувство, которое мы испытываем к другому человеку. Как и другие эмоции, нам трудно его контролировать — и поэтому заповедь любви звучит странно, как будто от нас требуют того, что не в нашей власти.

Другая проблема возникает из-за того, что в современной речи «любовь», как правило, означает эротическую влюбленность, и люди часто говорят, что, раз Бог есть любовь и любовь вообще есть самое важное, Он должен одобрять любые их эротические порывы — и горько обижаются, когда им говорят, что это не так.

В библейском контексте любовь — это не эмоция. Это отношение. Оно проявляется не в переживаниях; оно проявляется в действиях. Люди, которые говорят о «любви к народу», «любви к Родине», о любви как о том, что побуждает человека к действиям — и, возможно, жертвам — ради того, что он любит, несколько ближе к истине.

Но они находятся в серьезной опасности. Самые страшные вещи в истории делаются не мелкими ворами и развратниками, а возвышенными идеалистами, готовыми на труды и жертвы. Люди развязывают кровавые войны из любви к Родине (и доводят Родину до полного опустошения), устраивают революции из любви к угнетенным (и подвергают угнетенных еще худшим бедствиям), и даже саму веру в Бога делают поводом для бесчинств, уверяя себя при этом, что поступают так из «любви к истине».

В чем проявляется подлинная любовь? Слово Божие неоднократно говорит — в соблюдении заповедей. Святой Апостол Иоанн говорит «Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его» (2Иоан.1:6) Как пишет Святой Апостол Павел, «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим.13:9,10)

Это истина, которую людям было трудно воспринимать тогда, и трудно сейчас. Но нам важно это запомнить — подлинная любовь состоит в исполнении заповедей. Если от имени любви нас побуждают нарушить заповедь, нас обманывают. Любящий человек будет делать многое — но есть вещи, которых он точно делать не будет; заповеди — это как страховочная сетка, ниже которой точно нельзя падать. Нельзя убивать, даже если все вокруг уверяют, что этих плохих людей надо убить из любви к хорошим. Нельзя воровать, даже если вам предлагают удобную теорию, по которой это будет выглядеть как справедливое наказание богатых и помощь бедным. Нельзя лжесвидетельствовать, даже если Вам кажется, что этим Вы поможете людям, которых любите. Нельзя прелюбодействовать, даже если все вокруг настаивают, что это и есть любовь. Нельзя поклоняться идолам, даже если идолопоклонники обидятся и станут горько упрекать Вас в недостатке любви и понимания. Нельзя совершать, поддерживать, или одобрять какой-либо грех. Как говорит Апостол, «Удерживайтесь от всякого рода зла» (1Фесс.5:22)

Любовь проявляет себя в заботе о нуждах других людей, об их временном благополучии и вечном спасении — и она относится, прежде всего, к воле, к решимости поступать определенным образом.

Но она, конечно, не является безэмоциональной — просто в нормальном случае наши чувства (обычно с некоторым запозданием) следуют за нашей волей. Когда мы несправедливо обращаемся с людьми, мы склонны их ненавидеть. Как писал Лев Толстой в «Хаджи Мурате» «Он сделал много зла полякам. Для объяснения этого зла ему надо было быть уверенным, что все поляки негодяи. И Николай считал их таковыми и ненавидел их в мере того зла, которое он сделал им».

Когда мы кого-то оклеветали, нам надо верить, что этот человек — негодяй, и заслуживает ненависти; когда кого-то притеснили и обидели — мы верим и чувствуем, что они дурные люди и сами должны быть в этом виноваты. Эта нисходящая спираль — люди ненавидят тех, кого обижают, а потом еще сильнее обижают тех, кого ненавидят — лежит в основе многих страшных бед и несправедливостей.

К счастью, верно и обратное — наше сердце смягчается в отношении тех, с кем мы поступаем по любви. Мы не должны дожидаться, пока мы почувствуем расположение к другим людям — эдак мы не почувствуем его никогда. Мы должны поступать по любви — слушать то, что люди говорят, и стараться понять. Помогать им в их нуждах. Удерживаться от всякого рода зла. И для того, чтобы научиться этому, нам понадобится школа любви — Церковь. Вот о ней и мы и поговорим в следующий раз.

foma.ru

Эмоции и чувства. Любовь

Эмоции и чувства

Агрессивный захватчик волк встречает сентиментальную жирафу, существо с добрым сердцем. «Ты меня любишь?» — спрашивает волк. «Нет, не думаю», — помедлив, ответила жирафа. «Как, ты меня не любишь?» — возмущенно переспрашивает волк. «В данный момент нет, — выдавливает из себя жирафа и вздыхает. — Но, может быть, все еще изменится. Спроси у меня еще раз через пять минут».

Эту маленькую историю рассказал Маршалл Розенберг, клинический психолог, хорошо известный как создатель концепции «ненасильственного общения». Сотни раз он объяснял эту концепцию на примере приведенной незатейливой истории. В нашем контексте, однако, речь пойдет о другом, а именно о разнице между эмоцией и чувством.

Если бы любовь была эмоцией, как спонтанно считает большинство людей, то ответ жирафы показался бы нам не смешным, а вполне нормальным. Эмоции приходят и уходят, отличаясь большой переменчивостью. Болельщика, наблюдающего игру своей любимой команды, буквально разрывают на части сменяющие друг друга противоположные эмоции. Глубокое горе в течение секунды может смениться настоящей эйфорией. На русских горках за доли секунды человек успевает испытать ужас и головокружительное счастье. Голодный человек, с вожделением смотрящий на аппетитную пиццу, через десять минут, насытившись, может смотреть на нее с отвращением.

Слово эмоция происходит от латинского выражения exmotio. То есть эмоция — это нечто, возникающее из движения или возбуждения. Эмоции — очень древний феномен в истории нашего развития. Эмоции доступны и животным. Львы испытывают усталость, ящерицы мерзнут, карпы испытывают голод, а жабы жаждут секса. Все это примеры возбуждения. Эмоции зарождаются в мозжечке и промежуточном мозге. Без эмоций мы потеряли бы способность ориентироваться в окружающем нас мире. Без эмоций мы бы замерзали, умирали от голода, утратили бы жизненную энергию и интересы. Эмоции присутствуют всегда, мы не можем их контролировать, но только скрывать, да и это дается нам с большим трудом. Для нас самое важное заключается в том, что эмоцию невозможно обмануть. Голодный человек страдает, если не может найти еду, уставший — становится раздражительным, если не имеет возможности лечь и поспать. Но при этом мы не можем обмануть ни голод, ни усталость — они просто остаются неудовлетворенными. С любовью, как всем хорошо известно, дело обстоит совершенно по-иному. Причина очень проста: любовь — это не эмоция, это нечто неизмеримо более сложное, это чувство!

Что такое чувство? Один из лучших знатоков в этой области — исследователь головного мозга, португальский ученый Антониу Дамазио, работающий в университете Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе. Определяя чувство, он пишет: «Обобщая, можно утверждать, что чувство состоит из процесса духовной оценки, который может быть как простым, так и сложным, и из предустановленной реакции на этот процесс» (67). Если перевести на более понятный язык: чувства возникают тогда, когда запускают образование представлений. Чувства настолько сложны, что их изучение выходит далеко за рамки науки о мозге. Если эмоции можно описать и объяснить выбросом гормонов и нейротрансмиггеров, тотем самым можно приблизительно очертить контур чувства. Если человек, находящийся в катушке магнитно-резонансного томографа, слышит красивую музыку, то в определенных участках его мозга усиливается кровообращение. Это усиление можно зарегистрировать, и наблюдатель видит на мониторе соответствующую картину. Однако качество, т. е. содержание чувства, вызываемого мелодией, знает только испытуемый. Чем сложнее чувство, тем труднее объяснить его химическими изменениями.

Чувства — это нечто большее, чем эмоции, это не просто «ментальные состояния». Ревность, печаль, ностальгию невозможно увидеть на мониторе магнитно-резонансного томографа. Элен Фишер заблуждается, полагая, что любовь можно разложить на сети, по которым циркулирует нервное возбуждение. То, что можно легко объяснить и описать в отношении эмоции «вожделение», невозможно уловить при попытке разобраться в чувстве любви. Если бы любовь была «ментальным состоянием», то оно бы менялось каждые пять минут, как у жирафы из истории Розенберга.

Эмоции летучи; чувства более устойчивы. Они проникают глубже и сохраняются дольше. Чувства, как уже было сказано, тесно связаны с представлениями. Мне не надо представлять себе пищу для того, чтобы испытывать голод, как не надо представлять себе постель, чтобы ощутить усталость. Если же я печалюсь, то обязательно представляю себе человека, о котором печалюсь. Испытывая ревность или зависть, я явственно представляю себе тех, к кому относятся эти чувства. Любовь тоже нуждается в предмете — предмете любви. Если я люблю, то люблю кого-то. Я что-то проецирую на этого человека — мои желания, надежды и ожидания, и все это подразумевает определенный объект, определенную цель.

Именно это отличает чувства — например, любовь — от настроений. Любовь, в противоположность утверждению жирафы из истории Розенберга, не зависит от настроения. Настроения переменчивы, они — наполовину чувства, наполовину — эмоции. С эмоциями их сближает отсутствие объекта и конкретных представлений. С чувствами же их сближает большая длительность. Я могу целый день пребывать в окрыленном состоянии. Иногда же меня целыми днями снедает полнейший пессимизм. В такие дни вся жизнь кажется мне окрашенной в серые тона. Иногда я осознаю причину плохого настроения, но отнюдь не всегда. В таких случаях мне всегда хочется узнать причину очень хорошего или очень плохого настроения.

Оставив в стороне настроение как двойственную сущность, мы можем сказать: при эмоциях основное заключается в телесных ощущениях (холод, голод, усталость, половое возбуждение и т. д.). В случае чувств речь, напротив, в первую очередь идет о духовном содержании. Естественно, чувства сопровождаются состояниями сильного телесного возбуждения, но представления, которые при этом возникают, могут отличаться чрезвычайной сложностью. Эмоции же оцениваются очень просто. Я либо мерзну, либо потею от жары. Еда мне нравится или не нравится. Женщина, которую я вижу, возбуждает меня или не возбуждает. Невозможно так же просто описать ностальгию или хладнокровие. Для чувства невозможна простая мгновенная смена «да» и «нет».

В своих эмоциях все люди похожи друг на друга. Намного сильнее они отличаются в своих чувствах. И уж совсем разными представляются люди в своих мыслях. Путь от аффекта до умной мысли отличается огромной свободой выбора. Чувства освобождаются от оков простого возбуждения эмоций. Мысли выходят в мир, очищенные, в свою очередь, от чувств. Пока все правильно. Удивительно, однако, что в большинстве своем люди проявляют поразительное постоянство в своих чувствах и мыслях. На знакомые мысли и чувства мы тратим куда больше времени, чем на что-то новое. «Чувства — это постоянные жители человеческой биографии», — верно подметил режиссер Александр Клюге. Очевидно, чувства — весьма консервативные создания, ибо люди не склонны сильно изменяться.

Вероятно, причина заключается в том, что мы редко задумываемся над нашими чувствами. Мы не знаем, почему их испытываем и почему так, а не иначе воспринимаем определенные вещи. Можно сказать, что человек буржуазного общества обращается со своими чувствами, как с деньгами: о чувствах не говорят, ими обладают. Бесконечно повторяемый в телевизионных ток-шоу вопрос: «Как вы себя чувствовали, когда?..» — подтверждает сказанное. Если бы мы действительно говорили о своих чувствах, то не спешили бы с ответами. На самом деле чувства — это последняя нераскрытая область, которая больше всего нас, людей, интересует. С изучением человеческих мыслей мы уже покончили: там нас уже не ждет ничего принципиально нового.

Чувства цементируют нашу сущность. Чувства решают, что нас касается и что задевает за живое. Без чувств нам было бы все равно. Самые интересные, воспламеняющие мысли превратились бы ни во что без возбуждения, которое их сопровождает. Без чувств жизнь не стоила бы того, чтобы ее проживать. Никто всерьез не хочет жить так, как бесчувственный мистер Спок из «Звездного пути». В таком случае мы стали бы не нужны самим себе.

К самым сильным и интенсивным чувствам относятся наши желания. В этом пункте мы снова возвращаемся к любви. Ни один человек не живет без желаний, и, смею предположить, он точно не живет без одного вполне определенного желания — любить и быть любимым. Несомненно, это желание имеет эмоционально окрашенный мотив. Наша потребность в близости, защищенности, подарках и приятном возбуждении сильно окрашена эмоциями. Самажелю-бовь, как уже было сказано, не эмоция, но по меньшей мере чувство, связанное с целым каталогом представлений. Как же совершается переход от простой эмоциональной потребности к сложным представлениям любви? Существует ли связь, накрепко соединяющая одно с другим? В животном царстве мост между вожделением и поведением называют инстинктом. Не годится ли такое обозначение и для человеческой любви? Не является ли и она инстинктом?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Любовь – эмоция или чувство?

В комментариях на мои Предвоскресные размышления возник вопрос о том, является ли любовь чувством или эмоцией? Я всегда считал, что любовь это – чувство. А вот мой оппонент отыскал в словаре Ожегова утверждение, что чувство и эмоция – синонимы.
И коль скоро это так, то, выходит, без эмоциональности нет и любви.
На это я возразил, что эмоции – вещь приходящая и уходящая, в то время как «любовь никогда не перестает»!

Иначе любовь, допустим, между супругами всякий раз пропадала бы вместе с накалом эмоций. А мне кажется, что практика жизни свидетельствует о другом. А иногда и противоположном. Известно, например, что молодые люди у которых слишком эмоциональное выражается их любовь (поцелуйчики и воздыхания на людях, валентинки, сюрпризы и т.д.), достаточно быстро расстаются и начинают столь же эмоционально…ненавидеть друг друга. И наоборот, стабильные семьи не разводят на людях живут без излишней «слюньтявки» и никакие эмоциональные бури им не страшны.

Любовь, я считаю, более глубокое и, если хотите, глубинное чувство. Слова Христа о любви и о том, что «потому все узнают, что вы Мои ученики» были произнесены после омовения ученикам ног. При всем желании я не могу рассмотреть в этом действе эмоциональности. И еще о любви. Знаю одну семью, в которой жена после тяжелой травмы прикована к постели вот уже более 10 лет. Муж превратился за это время в седого старика. Помогает справляться ей с депрессией, ухаживает за ней. Никаких эмоций, на такое способна только любовь…

Кстати, по свидетельству автора предложенной выше фотографии, пара, в которой невеста попыталась столь своеобразно придать эмоциональный колорит своему наряду, давно распалась. Но это так, к слову.

Что такое любовь?

Любовь – это только эмоции

0(0.0%)

Любовь – это чувство, не зависящее от эмоций

2(16.7%)

Любовь – это скорее эмоции, чем чувство

0(0.0%)

Любовь – это скорее чувство, чем эмоции

0(0.0%)

Любовь – это более глубокое чувство, чем эмоции, но эмоции украшают это чувство

10(83.3%)


Фото отсюда.

andy-777.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *