Эмоции классификация: Классификация эмоций

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ . Психофизиология эмоций

Обычно эмоции определяют как особый вид психических процессов, которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Особенность эмоций состоит в том, что они в зависимости от потребностей субъекта непосредственно оценивают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.

Существует большое количество классификаций эмоций.

Эмоции делят на низшие и высшие. Низшие связаны с органическими потребностями и подразделяются на два вида: гомеостатические, направленные на поддержание гомеостаза, инстинктивные, связанные с половым инстинктом, инстинктом сохранения рода и другими поведенческими реакциями. Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных и идеальных потребностей (интеллектуальных, эстетических и др.

). Эти более сложные эмоции развивались на базе сознания и оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции.

Многие физиологи и психологи делят эмоции на отрицательные, связанные с возникновением потребности, и положительные, сопровождающие ее удовлетворение. Следует отметить, что положительная эмоция не всегда соответствует позитивной для организма значимости стимула (например, при употреблении алкоголя или наркотика), а отрицательная – его негативной значимости, например, страх перед определенными ситуациями или объектами окружающей среды.

Положительные эмоции характеризуют благоприятное состояние организма. Их можно рассматривать как результат удовлетворения биологических или социальных потребностей. Они сопровождаются повышенной творческой работоспособностью, высокой производительностью труда, малой утомляемостью, повышением устойчивости организма к вредоносным факторам. К положительным эмоциям относят удовольствие, наслаждение, радость.

К отрицательным эмоциям относят страх, ужас, гнев, ярость, неудовольствие, отвращение, горе, грусть, тоску.

Учитывая характер поведения организма при эмоциональных состояниях, их можно подразделить на стенические, вызывающие активную деятельность, и астенические – угнетающие активные формы поведения.

К. Изард выделил следующие основные эмоции:

Интерес (как эмоция) – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.

Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.

Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение – желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).

Стыд – отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Рис.1. Основные эмоции у детей.

А.Н. Леонтьев выделяет три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции, предметные чувства.

Аффекты – это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. У человека аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальными, например, мнением руководителя, его отрицательной оценкой, принятыми санкциями.

Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию.

Собственно эмоции в отличие от аффектов представляют собой более длительно текущее состояние, иногда лишь слабо проявляются во внешнем поведении. Они носят отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них, и идеаторный характер: способность предвосхищать ситуации и события которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях.

Предметные чувства возникают как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором бъекте, конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т.д.). Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения.

В. Н. Мясищев предлагает следующую классификацию эмоций:

1) эмоциональные реакции, которые являются ответными переживаниями на стимулы, их вызвавшие;

2) эмоциональные состояния, которые характеризуются изменением нервно-психологического тонуса;

3) эмоциональные отношения (чувства), которые характеризуются эмоциональной избирательностью или связью конкретных эмоций с определенными лицами, объектами или процессами.

Классификация эмоциональных явлений по Р.М. Грановской.

1) Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность.

2) Собственно эмоции – более длительные эмоциональные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые.

3) Чувства – еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. В отечественной психологии распространенным является утверждение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру.

4) Настроение

– самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.

5) Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. По мнению Г. Селье «стресс – неотъемлемая составляющая жизни человека, его нельзя избежать. Для каждого человека есть оптимальный уровень стресса, при котором достигается наибольшая эффективность деятельности».

Рис. 2. Основные эмоции у взрослых.

Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и осознанием. Диапазон различий по силе внутреннего переживания и внешних проявлений очень велик для эмоции любой модальности. Радость может проявляться как слабая по силе эмоция, например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг – эмоция большей силы. Гнев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости, страх – от легкого беспокойства до ужаса. По продолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет. Степень осознанности эмоций также может быть различной. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает.

Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызвать несогласованные, противоречивые эмоции. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Например, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость.

Качества, характеризующие каждую конкретную эмоциональную реакцию, могут сочетаться различным образом, что создает многоликие формы их выражения. Основные формы проявления эмоций – чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть, стресс, настроение и чувство.

Выделить какие-либо классификации эмоций очень трудно, потому что они не попадают ни в какие рамки.

В качестве критериев (они же параметры эмоций) могут выступать, по-видимому, самые различные, такие как характер потребностей (витальные, базальные, социальные, небазальные), их уровень (элементарные – сложные), их знак (положительные – отрицательные), их связь с модальностью ощущений и восприятий (эмоции, связанные со зрением, слухом, вкусом, тактильными функциями, движением), их связь с опытом (врожденные – приобретенные), степень осознанности эмоций (осознанные – неосознанные), отношение к состоянию активации (активизирующие – успокаивающие), их объект (направленные «на себя» – направленные «вовне»), их длительность (краткие – длительные), их интенсивность (сильные – слабые), их отношение к деятельности (ведущие – неведущие) и т. д. В зависимости от силы влияния на активность человека выделяют стенические и астенические эмоции. Первые активируют деятельность человека, возбуждают (радость, гнев), вторые – угнетают, подавляют активность (страх, тоска).

Очевидно, что сам по себе ни один из этих критериев (признаков) не может быть принят как единственный, так как эмоциональные явления многомерны и характеризуются одновременно многими параметрами. Эмоции представляют сбой системные явления и как таковые обладают системными качествами. Выделение этих качеств, их объективизация позволит построить непротиворечивую классификацию эмоций. Можно допустить, например, что каждая эмоция как система может быть охарактеризована по многим осям (векторам) в соответствии с принципом многомерного шкалирования, разработанным Е.Н. Соколовым, Ч.А. Измайловым. Более широкие возможности этой модели, ее адекватность была доказана по отношению к широкому классу когнитивных психических явлений, связанных с речевой системой, – гностических, мнестических, интеллектуальных (А.Ю.Терехина). Возможно, что данная модель может удовлетворительно описать и определенный класс эмоциональных явлений, во всяком случае те, которые могут быть представлены в сознании. Эта область ждет еще своих исследователей.

Таким образом, сейчас не существует единой универсальной классификации эмоций (эмоциональных состояний), так как нельзя выделить единый критерий (признак) для психофизиологической характеристики этих состояний.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Распознавание эмоций по речи: человек против компьютера | Вернер

1. Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г. В. Осипова. М .: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. URL: http://sociologicheskaya.academic.ru/1401/ (дата обращения: 03.11.2015).

2. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2013.

3. Seppnen, T., Toivanen, J. and Vyrynen E. Mediateam speech corpus: a first large finnish emotional speech database // Proceed. of XV International Conf. of Phonetic Science, vol. 3, Barcelona, Spain, 3–9 aug. 2003, pp. 2469–2472.

4. El Ayadi M., Kamel M. S., Karray F. Survey on speech emotion recognition: Features, classification schemes, and databases // Pattern Recognition. 2011. Vol. 44. Iss. 3. P. 572–587. DOI: https://doi.org/10.1016/j.patcog.2010.09.020.

5. Галунов В. И. О возможности определения эмоционального состояния говорящего по речи // Речевые технологии. 2008. № 1. С. 60–66.

6. Брызгунова Е. А. Интонация // Русская грамматика / гл. ред. Н. Ю. Шведова. М.: Наука, 1980. Т. 1. С. 96–122.

7. Darwin C. The Expression of the Emotions in Man and Animals. NY: D. Appleton & Company, 1897.

8. Ostwald P. F. Acoustic Manifestations of Emotional Disturbance // Disorders of Communication. 1964. XLII. P. 450–465.

9. Williams C. E., Stevens K. N. Emotions and speech: Some acoustical correlates // The Journal of the Acoustical Society of America. 1972. Vol. 52. № 4. P. 1238–1250.

10. Boersma P. Praat, a system for doing phonetics by computer // Glot International. 2002. Vol. 5. Iss. 9/10. P. 341–345.

11. Nash R. Intonational Interference in the Speech of Puerto Rican Bilinguals, an Instrumental Study Based on Oral Readings of a Juan Bobo Story. San Juan: Inter American Univ., 1968.

12. Светозарова Н. Д. Интонационная система русского языка. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.

13. DiCanio C., Hatcher R. On the non-universality of intonation: Evidence from Triqui // The Journal of the Acoustical Society of America. 2018. Vol. 144. Iss. 3, DOI: https://doi.org/10.1121/1.5068494 (дата обращения: 15.09.2019).

14. Петренко Г. К., Шумков А. А. Речь и музыка: точки соприкосновения. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2014.

15. Автоматическое распознавание эмоций по речи с использованием метода опорных векторов и критерия джина / М. В. Хитров, А. Г. Давыдов, А. В. и др. // Речевые технологии. 2012. № 4. С. 34–43.

16. Манеров В. Х. Экспериментально-теоретические основы социальной идентификации и интерпретации говорящего: автореф. дис. … д-ра психол. наук / РГПУ. СПб.,1993.

17. Леонтьев А Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: МГУ, 1971.

18. Восприятие речи. Вопросы функциональной асимметрии мозга / И. А. Вартанян, В. И. Галунов, Е. С. Дмитриева и др. Л.: Наука, 1988.

19. Вартанов А. В., Косарева Ю. И. Эмоции человека и обезьян: субъективное шкалирование вокализаций // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2015. № 2. С. 93–109. DOI: 10.11621/vsp.2015.02.93.

20. Розалиев В. Л. Построение модели эмоций по речи человека // Изв. ВолгГТУ. 2007. Вып. 3. № 9 (35). C. 65–68.

21. Ververidis D., Kotropoulos C. Emotional Speech Recognition: Resources, Features, and Methods // Speech Communication. Vol. 48. Iss. 9. P. 1162–1181. DOI: 10.1016/j.specom.2006.04.003.

22. Fayek H. M., Lech M., Cavedon L. Evaluating deep learning architectures for Speech Emotion Recognition // Neural Networks. 2017. Vol. 92. P. 60–68. DOI: 10.1016/j.neunet.2017.02.013.

23. Сидоров К. В., Филатова Н. Н. Анализ признаков эмоционально окрашенной речи // Вестн. ТвГТУ. 2012. № 20. С. 26–31.

24. Features extraction and selection for emotional speech classification / Z. Xiao, E. Dellandrea, W. Dou et al. // IEEE Conference on Advanced Video and Signal Based Surveillance, Como, Italy, 5–16 Sept. 2005. P. 411–416. DOI: 10.1109/AVSS.2005.1577304.

25. Fewzee P., Karray F. Dimensionality Reduction for Emotional Speech Recognition // International Conference on Privacy, Security, Risk and Trust (PASSAT), International Conference on SocialCom, IEEE, Sept. 03–05, 2012. Amsterdam, Netherlands. P. 532–537. DOI: 10.1109/SocialCom-PASSAT.2012.83.

26. Брестер К. Ю., Семенкин Е. С., Сидоров М. Ю. Система автоматического извлечения информативных признаков для распознавания эмоций человека в речевой коммуникации // Программные продукты и системы. 2014. № 4 (108). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sistema-avtomaticheskogo-izvlecheniya-informativnyh-priznakov-dlya-raspoznavaniya-emotsiy-cheloveka-vrechevoy-kommunikatsii (дата обращения: 15.07. 2019).

27. Eyben F., Wöllmer M., Schuller B. OpenSMILE – The Munich Versatile and Fast Open-Source Audio Feature Extractor // Proceedings of the 18th ACM international conference on Multimedia, oct. 25–29, 2010. Firenze, Italy. P. 1459–1462. DOI: 10.1145/1873951.1874246.

28. Emotional Prosody Speech and Transcripts LDC2002S28 / M. Liberman, K. Davis, M. Grossman end al. Web Download. Philadelphia: Linguistic Data Consortium. 2002.

29. USC-SFI MALACH Interviews and Transcripts English LDC2012S05 / Ramabhadran B., Gustman S., Byrne W. et al. (2012). Philadelphia: Linguistic Data Consortium. DVD.

30. A Database of German Emotional Speech / F. Burkhardt, A. Paeschke, M. Rolfes end al. // 9th European Conference on Speech Communication and Technology, Lisboa, Sept. 4–8. 2005. P. 1–4.

31. Makarova V., Petrushin V., RUSLANA: a database of Russian emotional utterances, 7th International Conference on Spoken Language Processing, ICSLP2002 – INTERSPEECH 2002, URL: https://www. researchgate.net/publication/221491469_RUSLANA_a_database_of_Russian_emotional_ utterances/ (дата обращения: 23.06.2018).

32. Can Prosody Aid the Automatic Classification of Dialog Acts in Conversational Speech? / E. Shriberg, R. Bates, A. Stolcke et al. language and speech. 1998. Vol. 41 (3–4). P. 443–492.

33. Coleman J. Introducing Speech and Language Processing. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2005.

34. Dickinson M., Brew C., Meurers D. Language and Computers. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, 2012.

35. Durand J., Gut U., Kristoffersen G. The Oxford handbook of corpus phonology. Oxford: Oxford Univ. Press, 2014.

36. Hirst D., Di Cristo A. (ed.), Intonation Systems: A Survey of Twenty Languages. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1998.

37. Rueckert L. Gender Differences in Empathy / in D. J. Scapaletti (ed.) // Psychology of Empathy. NY.: Nova Science Publishers, 2011. P. 221–234.

38. Palmer H. E. English Intonation with Systematic Exercises. Cambridge: Heffer, 1924.

SCIRP Открытый доступ

Издательство научных исследований

Журналы от A до Z

Журналы по темам

  • Биомедицинские и биологические науки.
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение.
  • Информатика. и общ.
  • Науки о Земле и окружающей среде.
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные науки. и гуманитарные науки

Журналы по тематике  

  • Биомедицина и науки о жизни
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение
  • Информатика и связь
  • Науки о Земле и окружающей среде
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные и гуманитарные науки

Публикация у нас

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Публикуйте у нас  

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat

Бесплатные информационные бюллетени SCIRP

Copyright © 2006-2023 Scientific Research Publishing Inc. Все права защищены.

Вершина

Классификация эмоций | Обучение НЛП| НЛП и классификация эмоций

Что такое эмоции?

Эмоции в области психологии определяются как субъективный, но сознательный опыт, который в основном состоит из различных биологических реакций, различных психических состояний, а также психофизиологических проявлений. На эмоции могут влиять как внешние, так и внутренние факторы, такие как внешнее событие или личность. Другие факторы, которые могут влиять на эмоции, включают физические факторы, такие как травма, а также биологические факторы, такие как гормоны. Гормоны, например, могут сделать эмоции более спонтанными, неконтролируемыми или интенсивными. Поскольку эмоции субъективны, психологам иногда трудно их измерить; как правило, психологи используют биологические и психические факторы для измерения эмоциональных состояний.

Классификация эмоций

К классификации эмоций обычно подходят с одной из двух разных, но фундаментальных точек зрения. Первая точка зрения подходит к эмоциям, исходя из веры в то, что эмоции дискретны и измеримы, поскольку они основаны на биологических факторах, и что определенные эмоции являются универсальными, а не культурными или субъективными, в зависимости от человека. Вторая точка зрения подходит к эмоциям, исходя из убеждения, что их нельзя измерить, потому что они слишком субъективны и, следовательно, не могут быть классифицированы с какой-либо универсальностью.

Пол Экман, известный сторонник первой точки зрения, разделил эмоции на шесть основных: гнев, страх, счастье, отвращение, печаль и удивление. С первой точки зрения эти базовые эмоции считаются биологически закрепленными, т. е. они одинаково переживаются всеми группами людей и могут быть испытаны даже некоторыми животными. Эти базовые эмоции являются основой для всех эмоциональных сложных эмоций, которые обычно считаются более утонченной версией шести основных эмоций, которые являются более субъективными и изменчивыми.

Роберт Плутчик согласился с теорией Экмана о том, что базовые эмоции дискретны и поддаются измерению. Однако Плутчик развил более широкий спектр основных эмоций в то, что он назвал «колесом эмоций». В соответствии с концепцией колеса эмоций эмоции группируются в более широкие категории, такие как счастье, грусть, гнев, страх и т. д., а затем определяются в более тонкие эмоции. Например, уточненный список эмоций для категории счастливых эмоций может быть таким: довольный, радостный, удовлетворенный, довольный, оптимистичный и удовлетворенный.

Хотя многие психологи и социологи придерживаются точки зрения о том, что эмоции можно классифицировать, не существует единого мнения о том, какие эмоции можно классифицировать, какие эмоции считать базовыми или какие эмоции, если таковые имеются, являются биологически универсальными. Существуют десятки различных базовых эмоциональных моделей, включая, помимо прочего, следующие популярные модели эмоциональной классификации:

Модель Спинозы: Эта модель, разработанная Барухом Спинозой, была разработана в 17 веке и классифицирует следующие эмоции как основные. эмоции: удовольствие, боль и желание.
Ли Чи Модель: Эта модель, основанная на исследованиях, взятых из китайской энциклопедии первого века до нашей эры, включает следующие основные универсальные эмоции: радость, печаль, гнев, любовь, страх, неприязнь и симпатию.
Модель Томкинса: Эта модель, разработанная Сильвином Томкинсом в 20-м веке, классифицирует следующие эмоции как основные: Наслаждение и Радость, Интерес и Волнение, Удивление и Испугание, Гнев и Ярость, Презрение и Отвращение, Бедствие и Тоска, Страх и ужас, стыд и унижение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *